В м гаршин сказка о жабе и розе конспект урока 4 класс 1 урок презентация

                                                                            
Урок подготовила:

                                                                                                                  
ВАСИЛЬЕВА НАДЕЖДА ИВАНОВНА

                                                                                                                 
 учитель начальных классов

                                                                                                                
МБОУ « Яркополенская ОШ»

                                                                                          
                     Кировский р-н, с.Яркое Поле

                                                                                                                 
Р. Крым

Урок по чтению в 4 классе  

Урок № 37        дата 05.12.18

Учитель: Васильева Н.И.

Тема: В.Гаршин
«Сказка о жабе и розе», 3 урок

Задачи:

Образовательные: — продолжить
работу над « Сказкой о жабе и розе» В.М.Гаршина;

-помочь учащимся осмыслить мир как
воплощение добра и зла, счастья и сострадания;

-учить видеть прекрасное, сделать прекрасное
частицей своей жизни.

-формировать понятия счастья, смысл
жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота.

Развивающие: — развитие логического
мышления на основе отработки логических операций: анализа (при
характеристики главных героев), синтеза, обобщения (что собой
олицетворяет каждый главный герой в этом произведении), сопоставления (чем
похожи жизни розы и мальчика), установление причинно- следственных связей.

Воспитательные: — воспитывать
доброе отношение к окружающим людям, к природе;

-воспитывать умение анализировать
поступки других людей;

-воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать
мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

УУД: Личностные:
формирование ученической компетентности, воспитывать заботливое

отношение друг к другу, расширить знания детей о
понятиях «добро» и «зло»;

закрепить знания об истинных ценностях ; 

Предметные: формировать представление детей о
разнообразии окружающего мира,

расширить знания детей об авторских сказках ;
закрепить знания о жанрах

литературы; 

Метапредметные: 

Регулятивные: воспитывать умение работать в группе и
самостоятельно, оказывать

помощь товарищу, умение провести самооценку. 

Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать
выводы, находить

закономерности 

Познавательные: активизация самостоятельности
учения, развивать память, логическое

мышление и речь на языке предмета, развивать
познавательный интерес, умение

переносить знания в новые условия .

Оборудование: компьютерная
презентация, карточки со «шляпами»,

Тип урока :комплексное
применение знаний и умений (урок закрепления) .

Ход урока:

1.
Организационный момент. Настрой на урок.


Однажды Всеволод Михайлович Гаршин присутствовал на концерте Антона
Григорьевича Рубинштейна в частном дому. Рубинштейн сидел за роялем и играл.
Музыка была прекрасна. А прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел
на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновный старик. Эта
разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула Всеволода
Михайловича на мысль написать сказку. Писатель слушал музыку, а в голове его
уже рождались трогательные слова и сцены.

— О
какой сказке идет речь? (Слайд1)


Абсолютно правильно. Сегодня мы продолжим работу над этим произведением.

II.
Речевая разминка. 
(Запись
на слайде №2)

И
день сиял, и млели розы,

Головки
томные клоня,

И
улыбалися сквозь слезы

Очами,
полными огня.

И.Бунин


Прочитайте стихотворение по слогам.

— А
теперь прочитайте «птичьим базаром»


Какие слова вам непонятны?

Млели
– 
в данном случае: изнемогать
в неге, то есть находились в состоянии полного довольства, услады;

Томные
— 
преисполненные истомы,
чувство приятной расслабленности;

Очами
– 
глазами.

-Прочитайте
четверостишие выразительно? (читает 1-2 ученика)

III.
Проверка домашнего задания.

Дом.
чтение.

IV.
Сообщение целей урока.


Работая над произведением на уроке, мы должны понять, что существуют два мира.


Ребята, о чем это я говорю, какие такие два мира? (мир добра и мир зла).
А также постараемся выяснить, что собой олицетворяет роза в произведении, а что
жаба.

V.
Работа по теме урока.


Скажите, пожалуйста, чем закончилась история написанная Гаршиным? Что вы об
этом думаете? (Очень жалко мальчика)


Готовы ли вы сейчас ответить, почему именно так заканчивается
произведение? Тогда давайте постараемся разобраться в этом и ответить на
этот вопрос.


Подумайте, сколько сюжетов (историй) в этой сказке? (Два).

— О
чем первый сюжет?

(Первый
о жабе и розе, второй – о сестре и брате)


Начнем работу с первого сюжета

1.
Выборочное чтение

а)
Образ розы


Вспомните первый сюжет. Можно ли сказать, что герои противопоставляются друг
другу? Докажите отрывками из текста. (с. 172)

— Подробно
ли описана красота розы? (нет)

— А
что описано? (утро, роса, голубое небо, лучи сиявшего солнца, всё вокруг)

— О
чём это говорит? (о счастье)

— О
счастье для кого?


Какие чувства испытывает роза? Как об этом говорит автор? (плакать не от горя,
а от счастья жить)

— Что
же главное для розы?


Главное для розы: счастье жить.

Нежная
роза, её хрупкий стан,
В изящной головке мыслей караван.
Запах – молитва, запах – слова,
В запахе сладком жизнь вся была
.

— Что
помогает понять счастье розы? (аромат)

— Какие
эпитеты и образные определения автор использует для этого? Найдите в тексте
подтверждение (Тонкий свежий аромат был словами, слезами, молитвами.)

— Что
это значит? (роза была счастлива)

б) Образ
жабы

Эта
героиня сидит под кустом,
Мысли её в ерунде, о пустом.
Изредка лишь нарушает мышленье
Майского ветра слегка дуновенье.

— Кто
эта героиня? (жаба)


Прочитайте отрывок о жабе. (стр 172)


Какие эпитеты и образные определения использует автор при описании жабы? (жирная,
старая жаба; грязно-серые бородавчатые и липкие бока; безобразные лапы)


Почему жаба ничему не радовалась?(она была ленивой, наелась и собралась
отдыхать)


Почему жаба хотела уничтожить розу?

— Такие
разные герои! А нет ли у них чего-то общего? (и розе и жабе нужно тепло,
свет, еда)

— О
чём мечтают главные герои? (Они мечтают, хотят счастья)

— В
чём заключается счастье для жабы? Для розы? (Для жабы – еда, лень. Для
розы – дарить радость)


Назовите мне, какие же качества присуще розе, а какие жабе. (Слайд
3)

в)
Выводы.

— Как
вы думаете, с кем автор сравнивает Розу и Жабу? (с человеком)

-Каким
бы Роза была человеком? А Жаба?


Какой можно сделать вывод? (Люди, которые делают добро, — прекрасны, жадные
и ленивые – отвратительны, их никто не любит. Приноси добро и радость другим, и
о тебе будут помнить)

2.
Работа над иллюстрациями (Слайд 4),5

,


Ребята, рассмотрите иллюстрации. Найдите отрывки из произведения, которые точно
подходят к данным иллюстрациям. (стр. 175-176)

Некоторым
ученикам было задание: подходящий отрывок из текста, то есть прозу перевести в
стихотворную форму. Давайте послушаем.

1
иллюстрация:

Вдруг
жаба замечает изящный цветок,
И разевает в восторге роток.
Ей не хватает эмоций добра,
Жаба-толстуха ужасно злобна.

2
иллюстрация:

И
захрипела, от злобы кривляясь:
«Я тебя слопаю!», шепча, издеваясь.
И по кусту она вверх поползла,
Гибель красавицу-розу ждала.

3.
Работа над вторым сюжетом.


Какой же второй сюжет сказки? (о мальчике и его сестре)


Давайте посмотрим.

В этот цветник уж давно не выходят,
Весна для двоих словно мимо проходит.
И для дитяти лет семи от рожденья,
И для сестры, чьей не знаем уменья.

Девушка дремлет с книгой в руках,
«Маша!», услышала голос во снах.
Дитё неподвижно лежит на постели,
Малыш не встает уже больше недели.

«Маша, родная, цветут уже розы?»


«Да, мой голубчик», скрывая слёзы,
Уходит сестрица в цветник и не знает,
Что славная роза почти погибает.

Жаба к цветку уже лапу тянула.
Чтоб ветром врага озлобленного сдуло!
Однако судьба порядила другое –
От девушки строгой получит иное.

Пнув негодяйку, срезает цветок,
Сестрица скорее в домишко идёт.
Братишке понюхать розу дала,
Словно бы радость ему принесла.

«Как
хорошо, Боже, как хорошо,
Розочка пахнет так славно, свежо…»
Малыш вздохнул в последний раз,
И свет в его глазах погас…

— Кто
главный герой в этом сюжете? (Брат)

— Как
к нему относится автор? (С любовью, состраданием, нежностью)

— В
какой момент сказки сюжеты пересекаются? (Когда розу срезают для
мальчика)


Какие чувства испытывала роза в момент встречи с мальчиком? (она была
счастлива, что осчастливила другого)

— Что
роза считала самым лучшим происшествием в своей жизни? (Когда маленькая
слезинка сестры упала на цветок)

VI.
Итог урока.

4.
Игра «Три шляпы»(слайд6)


Итак, подвести итоги поможет знакомая нам игра «Три шляпы».

— Те
ребята, у кого синяя шляпа, должны поразмышлять и оценить поступки героев,
высказать свое мнение.

(*Синяя шляпа –
позиция «размышления»: в чём сущность события, свидетелями которого они стали;)

— Ребята
с жёлтой шляпой должны рассказать о том, что положительного вы
для себя вынесли из этой ситуации, что показалось трогательным в произведении.

(* Жёлтый – позиция «за»: говорит о том, что положительного они
вынесли для себя из текста ( события);)


Последняя – зелёная шляпа. Вам надо подумать, что можно в нём изменить,
улучшить.

(* Зелёный –
позиция «творческая»: как можно развить идею, как можно использовать то, о чём
написано, что можно изменить, улучшить.)

(Дети
разбиваются на группы, выполняют задание 3-5 минут)

5.
Выступление ребят.

6.Рефлексия.

Выводы
по произведению

— Что
победило мир добра или мир зла?

1. О
чем думает роза в период цветения?
А. быстрей бы распуститься.
Б. умереть бы другой смертью.
В. Цвести вечно.


2. Что в жабе самое омерзительное?
А. грязно-серые бородавчатые бока.
Б. скверные липкие лапы.
В. Бесчувственность и равнодушие.


3. Роза не жалеет о преждевременной гибели, потому что
А. она не досталась жабе.
Б. ее гибель была неизбежна
В. Она украсила последние минуты жизни мальчика.

4.
Символом света, добра, красоты в сказке является:
А. роза
Б. жаба


Почему же финал произведения такой? (Гаршин таким образом показал
значение добрых дел. Помог нам понять, что хорошее сохраняется)

— Что
олицетворяет роза в произведении?

— Что
олицетворяет жаба в произведении?


Какой вывод следует из прочитанного? (счастлив тот, кто своей жизнью
осчастливил другого)

— Нам
с ребятами тоже захотелось сделать что-то прекрасное, доброе. На уроках труда
мы старались создать свой «сад», в котором будут благоухать наши цветы.

-Наш
урок я хочу закончить словами Сергея Острового.

«В
жизни по-разному можно жить

В горе
можно, и в радости.

Вовремя
есть, вовремя пить

Вовремя
делать гадости.

А
можно и так:

На
рассвете встать, и, не помышляя о чуде

Рукой обнажённой
солнце достать

И
подарить его людям».

— Урок
окончен. Всем спасибо.

7.
Дополнительные задания к уроку.  Д/з


задание по группам:

— Попробуйте
представить себя прекрасной чистой розой и поведать историю своей жизни.


Попробуйте представить себя жабой и рассказать свою историю.

Слайд 1

Литературные сказки Всеволод Михайлович Гаршин

Слайд 2

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888) Русский писатель, поэт, художественный критик. Для его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого — простое обозначение предметов и фактов.

Слайд 3

Всеволод Михайлович Гаршин из старого дворянского рода. Родился в семье военного. Мать с детства прививала сыну любовь к литературе. Всеволод очень быстро обучался и был не по годам развит. Возможно, именно поэтому часто близко к сердцу принимал всё происходящее. Стиль написания Гаршина не спутаешь ни с чьим другим. Всегда точное выражение мысли, обозначение фактов без излишних метафор и всепоглощающая грусть, проходящая через каждую его сказку, каждый рассказ. Сказки Гаршина читать нравится и взрослым и детям, каждый найдёт в них смысл, преподнесённый так, как обычно это делают авторы новелл.

Слайд 4

В.М. Гаршин» Портрет работы И. Репина (1884).

Слайд 5

Он много читал, интересовался социальными проблемами. Мальчик часами наблюдал за природой, растениями и животными. Интерес к естествознанию он пронес через всю жизнь. Современники, которые общались с Гаршиным-гимназистом, отзывались о нем как о любознательном и вдумчивом юноше. Всего автором было написано пять сказок. «Лягушка-путешественница» и «Сказка о жабе и розе». Именно по этим сказкам и известен автор.

Слайд 6

В.М.Гаршин — детям

Слайд 7

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» Как вы думаете, о чём сказка? Если это произведение «сказка», то …

Слайд 8

Словарная работа Кол толстая заострённая палка Пика колющее оружие, род копья Барбос большая дворовая собака Повилика – сорное растение, обвивающее своим стеблем другие растения Коровяк – разновидность травы Чертополох род колючих сорных растений Пронизать резко проникать сквозь чего-нибудь

Слайд 9

Розовый куст

Слайд 10

чтение сказки Обратите внимание на: Признаки сказки Описание героев сказки Характер героев сказки Чтение сказки (прослушивание отрывков аудиозаписи)

Слайд 11

Расскажите о своих впечатлениях Что позволило Гаршину назвать свою историю сказкой? Что в ней сказочного? На каких событиях она основана? Кто герои произведения ? Расскажите о цветнике. Какой была роза? Прочитайте. Как вы понимаете выражение: «Запах был её словами, слезами и молитвой»

Слайд 12

Почему автор назвал произведение «Сказка о жабе и розе» Как автор раскрывает образ жабы? Почему жаба хотела уничтожить розу ? Как она добивалась своей цели ? Из каких строк видно, что это был цветник мальчика? Расскажите о мальчике. В чём трагичность произведения? Каким настроением проникнуто произведение? Расскажите о желании мальчика, когда он заболел. Почему роза «чувствовала, что её срезали недаром»? Что роза считала лучшим происшествием в своей жизни? Почему? Как автор относится к своим героям? Вопросы стр.179 № 9,8

Слайд 13

Итог урока Я узнал(а)… Мне было грустно… Я бы хотел(а)… Д/ з

Тема: В. М. Гаршин «Cказка о жабе и розе».

Цели урока: анализ художественного произведения;

составление характеристик главных

героев.

Задачи урока:

1.Образовательные:продолжить работу над содержанием сказки, работу над совершенствованием навыков чтения; активизировать «вдумчивое чтение».

2.Развивающие: развивать устную речь учащихся; образное и логическое мышление; развивать умение анализировать, обобщать; воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

3.Воспитательные:помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания; учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни; формировать понятия счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота.

Ход урока

  1. Организация детей.

      1. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русских писателей, будем читать, сравнивать, свободно говорить, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать чужое, учиться спорить.

      2. 2.                 Актуализация знаний.. Цель: развитие  внимания и логического мышления.

      1. — (слайд 2) Послушайте отрывок, определите, из какого произведения эти строки?

— Каков жанр этого произведения?

-Что позволило Гаршину назвать своё произведение сказкой?

-Что в ней сказочного?

— Над чем будем работать на уроке? (Мы продолжаем работать над «Сказкой о жабе и розе».)

3. Проверка домашнего задания.

Работа в группах.

— Вы дома нарисовали иллюстрации к этой сказке.

— Какие события отразили вы в своих рисунках?

— Выберете в группе лучшую на ваш взгляд иллюстрацию. Вывесите на доску.

— Восстановите рисунки в том порядке, как происходят события в сказке.

-Что хотел писатель подсказать названием сказки? (жаба и роза вместе не смотрятся)

-Что это будет? (конфликт)

      1. 4. Сообщение целей урока (слайд 3)

      2. -Что будем делать на уроке? (говорить о жабе и розе, сравнивать их)

— Наша задача понять, что существует два мира добро и зло.

5. Работа по теме урока (работа в группах)

— А сейчас мы поработаем в группах ( слайд4)

1группа: Как автор описывает внешний вид розы?

2группа: Как автор описывает внешний вид жабы?

3группа: Какими чувствами наделяет писатель розу?

4группа:Какими чувствами наделяет писатель жабу?

5группа: Чем похожи роза и мальчик?

Сделаем вывод: В чём состоит счастье жабы и розы?

1группа (У неё тонкие лепестки. Она не могла говорить: она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой. Она росла и красовалась; на другой день она должна была распуститься полным цветом, а на третий начать вянуть и осыпаться. Вот и вся розовая жизнь! Душистое и прекрасное создание.)

2 группа (Жирная старая жаба. Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону… У жабы злые и безобразные глаза.)

3 группа (Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо…, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Но и в эту короткую жизнь ей довелось испытать немало страха и горя.)

4 группа (Ей было лень подвинуть её (ногу) к брюху. Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдохнуть. Злость не мешала набивать себе живот.)

— В чём состоит счастье розы и жабы?

5 группа (Они не были свободны.

У них была недолгая жизнь.

Роза-бледное создание, мальчик–бледный от болезни.

Они являются частью жизни друг друга)

Работа в парах. Вопрос 6, стр. 179.

(Судьбы розы и мальчика сплелись в одну. Роза сумела сделать радостными последние дни мальчика.)

Работа в группах.

— В завершение урока я предлагаю группам составить синквейн о персонажах этой сказки. Группам 1ряда – о мальчике. 2 ряда- о розе. 3 ряда – ожабе.

Проверка.

Итог урока

  • Что символизирует жаба? (зло, уродство.)

  • Что символизирует роза?(доброту, красоту, душевную чистоту)

Можно ли сказать, что жаба и роза противостоят друг другу?

Кто одержал победу в этом поединке и почему?

Рефлексия.

— Отметьте зелёным кружком положительный ответ, отрицательный – синим.

— У кого все кружочки синие?

Цели урока: пополнять словарный запас учащихся; воспитывать чувство сострадания к другим; расширить знания детей о жизни и творчестве В.М. Гаршина; отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; учить анализировать поступки и характер героев; формировать умение самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности.

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • учебник «Литературное чтение» 4 класс Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.;
  • толковый словарь.

Слайд (№ 1)

Ход урока.

1. Организационный момент.

На уроке нам понадобится карандаш, проследите, чтобы у каждого он был на столе.

Также нам понадобится ваше сосредоточение и внимание. Слайд (№2)

2. Подготовка к изучению нового материала:

Слайд (№3)

Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…». Но чтобы почувствовать глубину этой мысли, понять удивительный мир образов художника слова, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьезны. Ведь сегодня речь на уроке у нас пойдет о художнике слова, который подарил нам прекрасную по форме и глубокую по мысли «Сказку о жабе и розе». Слайд (№4)

Рассказ учителя о В. М. Гаршине.

Вдумчивый взгляд писателя свидетельствует о серьезном отношении к жизни, ко всему тому, за что он в ответе. Умный, строгий облик подчеркивает не только его характер и образованность, но и требовательность к себе и к своей творческой деятельности… Слайд (№5)

Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года в Санкт-Петербурге. А детство у него было не таким уж и счастливым. По каким-то причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Он был внимательным читателем, очень наблюдательным мальчиком. Когда он повзрослел, то стал глубоко сострадать людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю!

Каким вы представили себе юного В.М.Гаршина? (Много странствовал, хорошо учился, бы Любознательным гимназистом, увлекался естествознанием).

На основании этой статьи можем ли мы сказать, каким было детство юного Гаршина счастливым или нет? (Нет. В статье дается портрет мальчика, его увлечения, но о самом детстве не говорится.)

3. Изучение нового материала.

Рассказ на фоне музыки Рубинштейна.

Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского, где играл Рубинштейн. Напротив Гаршина сидели музыкант и весьма несимпатичный, неприятного вида старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него возникла мысль о жабе и розе. Под звуки музыки Рубинштейна у него складывалась в голове его маленькая трогательная сказка о жабе и розе.

Слайд (№6)

Ребята, понравилась ли вам эта мелодия?

Постановка проблемного вопроса.

Почему возникла идея о написании сказки? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока. Слайд (№7)

Прочитайте название сказки. Как вы думаете, о чем этот рассказ? (Этот рассказ о жабе и розе.)

Что вы можете сказать о розе? Какая она?( Роза – это красивый цветок с приятным ароматом. Растет кустом, имеет шипы, цветет с середины лета до осени.) Слайд (№8)

Какой вы представляете себе жабу? (Жаба – земноводное животное, скользкая, холодная, вся в пупырышках, безобразная). Слайд (№9)

Вот о таких действующих лицах мы и начинаем чтение сказки. Слайд №10

4. Физминутка. Слайд №11

Чтение сказки.

Работа над содержанием текста:

1) Выборочное чтение.

— Прочитайте описание цветника.

— Скажите коротко, каким вы его представили?

— Найдите описание розы.

— Как вы поняли выражение «Запах был ее словами, слезами и молитвой»?

— Как автор раскрывает нам образ жабы?

— Поменялось ли ваше настроение, когда вы прочитали об этом? Почему?

— Чей это был цветник?

— Как автор доказывает нам, что это был цветник мальчика?

— Расскажите кратко о мальчике. Что вы о нем узнали?

2) Беседа по содержанию сказки.

— Что случилось с мальчиком? Почему он перестал заходить в сад?

— Как автор нам говорит о жизни розы?

— Что было с жабой, когда она в первый раз увидела цветок? Слайд №12

— Что она решила сделать? Как выражала свои чувства?

— Что спасло розу от жабы?

— Как вы думаете, роза спаслась? Ведь ее срезали?

— Как автор показывает розу? (Бледное создание).

— Можно ли провести аналогию с кем-нибудь? (С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни).

— Почему роза тогда «бледное создание»? (От страха)

— Какую смерть предпочла бы себе роза? (Чтобы принести кому-нибудь радость, даже срезанной).

— Что случилось с мальчиком? (Он умер)

— Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным? (Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.)

— Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом? (Роза почувствовала, что срезали ее не зря. Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым. Она принесла тишину и покой в этот дом).

— Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Среди всех цветов, выделили именно ее).

— Забыли ли розу после этого случая? (Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые глядя на этот цветок вспоминали о мальчике, ушедшем от них.) Слайд №13

5. Итог урока.

Чему научил вас рассказ? (Добрые поступки, дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы. Лучше делать добро людям).

Вспомните начало нашего урока. Я задала вам вопрос: «Почему возникла идея о написании сказки?» Кто может ответить на этот вопрос? (Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика, который сидел рядом и слушал эту музыку. Он хотел поделиться со всеми тем, как он понимает красивое и безобразное, доброе и злое).

6. Домашнее задание:

придумать и записать сказку о растении или животном, оформить ее в виде книжки. Слайд №14

Литературные сказки
В. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра (урок 1)

Речевая разминка

Ок — ок — ок – мы пришли на урок.
Уть-ыть-ать- на уроке не зевать.
Ить-оть-ать – думать, дружно отвечать.

Отгадайте загадки
Скачет зверушка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка…..
Роза
Посмотрите — у ограды
 Расцвела царица сада.
 Не тюльпан и не мимоза,
 А в шипах красотка…
Жаба

Всеволод Михайлович Гаршин «Сказка о жабе и розе».
Всеволод Михайлович Гаршин «Сказка о жабе и розе».
Познакомимся…..
Прочтем…..
Будем отвечать…..

Работа по теме урока
Немного об авторе
Всеволод Михайлович Гаршин

«Иван Грозный и его сын Иван»

«Не ждали»

Работа по теме урока
Работа с учебником

Работа по теме урока
Словарик

КОЛ —
 ПИКА —
БАРБОС —
 ПОВИЛИКА –
ПРОНИЗАТЬ —

длинная палка
колющее оружие
большая собака
растение, без листьев и корня
резко проникнуть

– Понравилась вам сказка?
Анализ произведения

– Понравилась вам сказка?
– Какое впечатление она на вас произвела?
– Было ли вам кого-нибудь жалко? Почему?
– Почему автор назвал сказку именно так, могли бы вы придумать другое название?
– Что вас больше всего поразило в произведении?
– Каким вам показался Вася?
– Как мальчик вел свои наблюдения?
– Как это его характеризует?
– Какие чувства вы испытываете к Васе?
– Какой вы представляете Машу?

Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым? Какие слова это подтверждают? Прочитайте их.
Анализ произведения

Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым? Какие слова это подтверждают? Прочитайте их.
– Можно ли считать, что благодаря Васе роза была спасена? Объясните ваше мнение. Подтвердите его словами сказки.
– Какой вы представляете розу? Какова была роза? Прочитайте, как писатель передает внешний вид
розы.
– Почему роза «чувствовала, что ее срезали недаром»?
– Что можете сказать о жабе? Почему жаба хотела уничтожить розу?
– Прочитайте о том, как жаба пыталась добраться до розы.
– Как вы думаете, что позволило писателю назвать эту историю сказкой?

Литературные сказки
В. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста. Главная мысль произведения (урок 2)

Речевая разминка
В саду цветет красная роза
Прочитайте спокойно
Прочитайте восклицательно
Прочитайте грустно
Прочитайте вопросительно

Чем схожи и чем различаются эти слова?
Роза
Жаба
Живет в саду
Живет в саду
Нужно питание, солнце и вода
Нужно питание, солнце и вода
Уродлива
Прекрасна

Как среди такой красоты выглядела роза? 
Анализ произведения

Как среди такой красоты выглядела роза? 
Как чувствовала себя роза в этом цветнике? Прочитайте III абзац.  
 Итак, роза распустилась тонким ароматом, нежностью красок, щедростью красоты к миру.
Каким изобразил Гаршин майское утро?  
 Отчего плачет роза?  
А что особенного, духовного, было в поступке розы? Найдите в тексте слова, подтверждающие эту мысль.  
О чем могла молиться роза? Подтвердите текстом.  
Какой персонаж в сказочной истории изображает зло?
К какому классу животных относится жаба?

Какие отрицательные черты характера символизирует жаба?  А о чем мечтала жаба?  
Анализ произведения

Какие отрицательные черты характера символизирует жаба?  А о чем мечтала жаба?  
Почему Гаршин  упоминает о мальчике в этой истории с жабой и розой? Что сближает мальчика и розу?
Кто же главный обитатель цветника, его хозяин?
Как вы понимаете слово кроткий Можно ли розу назвать кроткой? Почему?
Какое чувство вызывает мальчик у читателя?
О чём читал мальчик в книгах? Почему ему нравились именно эти книги?
Почему мальчик перестал посещать цветник? Прочитайте.
Что почувствовала  жаба, увидев прекрасный цветок? Почему она этого не сделала?
О чём молила роза, когда поняла, что её хочет «слопать» жаба?

Разминка речевого аппарата: ПТКА-ПТКО- ПТКУ- ПТКИ-ПТКЕ  А роза упала на лапу Азора.

Разминка речевого аппарата:

ПТКА-ПТКО- ПТКУ- ПТКИ-ПТКЕ

А роза упала на лапу Азора.

Блиц-опрос “Верите или не верите?” 1. Автор сказки “Лягушка-путешественница”. 2. Родился в дворянской семье. 3. В четыре года собрался на войну. 4. Воспитывал отец. 5. Учился плохо. 6. В шесть лет прочитал “Собор Парижской Богоматери

Блиц-опрос “Верите или не верите?”

1. Автор сказки “Лягушка-путешественница”.

2. Родился в дворянской семье.

3. В четыре года собрался на войну.

4. Воспитывал отец.

5. Учился плохо.

6. В шесть лет прочитал “Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго.

7.Имеет образование горного инженера.

8.Совершил подвиг на войне, произведен в офицеры.

История написания сказки   Антон Григорьевич Рубинштейн  (1829-1894 г.)

История написания сказки Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894 г.)

Гаршин слушал музыку , а в голове его уже  складывались слова этой сказки. Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, всё смотрела и смотрела.

Гаршин слушал музыку , а в голове его уже

складывались слова этой сказки.

Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, всё смотрела и смотрела.

Всеволод  Михайлович  Гаршин  (1855-1888) “ Сказка о жабе и розе ”

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888)

Сказка о жабе и розе

Мир жабы злобен; Нам предстоит его раскрыть. А роза, милое созданье, Она сотворена любить. Вот эти два противоречья Без них никак нельзя нам быть. Задача наша на сегодня- Добро и зло разоблачить.

Мир жабы злобен;

Нам предстоит его раскрыть.

А роза, милое созданье,

Она сотворена любить.

Вот эти два противоречья

Без них никак нельзя нам быть.

Задача наша на сегодня-

Добро и зло разоблачить.

Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Зло  – нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Цель:

Цель:

  • Выявление главной идеи произведения через характеристику героев и художественные особенности.

Задачи: Продолжить работу над содержанием сказки, ее героями. Раскрыть образ героев сказки: Внешний вид героев Характер героев Взаимоотношения героев Мечты героев Характеристика действий и поступков героев Внешний вид героев Характер героев Взаимоотношения героев Мечты героев Характеристика действий и поступков героев Внешний вид героев Характер героев Взаимоотношения героев Мечты героев Характеристика действий и поступков героев Обобщить понятия «ДОБРО» и «ЗЛО» через характеристику героев сказки.

Задачи:

  • Продолжить работу над содержанием сказки, ее героями.
  • Раскрыть образ героев сказки:
  • Внешний вид героев Характер героев Взаимоотношения героев Мечты героев Характеристика действий и поступков героев
  • Внешний вид героев Характер героев Взаимоотношения героев Мечты героев Характеристика действий и поступков героев
  • Внешний вид героев
  • Характер героев
  • Взаимоотношения героев
  • Мечты героев
  • Характеристика действий и поступков героев
  • Обобщить понятия «ДОБРО» и «ЗЛО» через характеристику героев сказки.

- Что объединяло всех героев сказки? Главные герои произведения

— Что объединяло всех героев сказки?

Главные герои произведения

Какие у вас представления о жабе и о розе

Какие у вас представления

о жабе и о розе

РОЗА  ЖАБА Красота Некрасивая Радость Жирная Любовь Липкая Гордость Ленивая Доброта Злая    

РОЗА

ЖАБА

Красота

Некрасивая

Радость

Жирная

Любовь

Липкая

Гордость

Ленивая

Доброта

Злая

Выборочное чтение  1.Найдите в тексте, что думает  о розе автор (рождение розы).  Подробно ли описана красота розы?   2.Найдите, как описывает автор жабу .

Выборочное чтение

1.Найдите в тексте, что думает о розе автор (рождение розы).

  • Подробно ли описана красота розы?

2.Найдите, как описывает автор жабу .

Работа по группам План: 1.Мир, в котором живёт . 2.Отношение к жизни.

Работа по группам

План:

1.Мир, в котором живёт .

2.Отношение к жизни.

Лень Жизнь

Лень

Жизнь

Жаба – символ зла Роза – символ добра

Жаба –

символ зла

Роза –

символ добра

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Синквейн 1. Мальчик. 2. Тихий, кроткий. 3. Болеет, переживает, умирает. 4. Беззащитный маленький  хозяин цветника. 5. Ребенок. 1.Роза. 2.Добрая,счастливая. 3.Любит,   наслаждается, жертвует. 4. Роза плачет от счастья жить. 5. Добро.

Синквейн

1. Мальчик.

2. Тихий, кроткий.

3. Болеет, переживает, умирает.

4. Беззащитный маленький  хозяин цветника.

5. Ребенок.

1.Роза.

2.Добрая,счастливая.

3.Любит,   наслаждается, жертвует.

4. Роза плачет от счастья жить.

5. Добро.

Пословицы Человек с чистой душой изливает свет красоты и любви. Жизнь дана на добрые дела. Доброе дело питает душу и тело.

Пословицы

Человек с чистой душой изливает свет красоты и любви.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе дело питает душу и тело.

Сюжетные линии  Роза Мальчик  Девочка Жаба

Сюжетные линии

Роза

Мальчик

Девочка

Жаба

Мир жабы злобен? Нам предстоит его раскрыть. А роза, милое созданье? Она сотворена любить. Вот эти два противоречья Без них никак нельзя нам быть. Задача наша на сегодня- Добро и зло разоблачить.

Мир жабы злобен?

Нам предстоит его раскрыть.

А роза, милое созданье?

Она сотворена любить.

Вот эти два противоречья

Без них никак нельзя нам быть.

Задача наша на сегодня-

Добро и зло разоблачить.

Рефлексия -Оценить работу ваших товарищей. Выберите одну фразу для соседа по парте:

Рефлексия

-Оценить работу ваших товарищей.

Выберите одну фразу для соседа по парте:

  • Ты молодец, потому что…
  • Я доволен твоей работой на уроке, потому что…
  • Ты мог бы поработать лучше, потому что…

Домашнее задание: Составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту Жабы».

Домашнее задание: Составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту Жабы».


1



2


В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» учитель начальных классов МОУ «Гимназия 2» Нестерова С.А.


3


Всеволод Михайлович Гаршин ( )


4



5


4


6


«Сказка о жабе и розе». Мы продолжаем работать над произведением Что хотел писатель подсказать названием сказки? Жаба и роза вместе не смотрятся. Что это будет? Конфликт


7


Игра «Сходство – различие» Объясните, в чем сходство и различие розы и жабы? 1.Роза и жаба росли в саду. 2. Розе и жабе нужно питание, солнце. прохлада, вода. 3. Роза – красавица, жаба – уродлива


8


Наша задача понять, что существует два мира добро и зло


9


А теперь давайте прочитаем, что думает о розе автор. Подробно ли описана красота розы? (нет) А что описано? (утро, роса, всё вокруг) О чём это говорит? (о счастье) Какие чувства испытывает роза? (плакать не от горя, а от счастья жить) Когда плачут люди от счастья? 8


10



11


Что главное для розы? Главное для розы: СЧАСТЬЕ ЖИТЬ Что помогает понять счастье розы? (аромат) Что автор использует для этого? (эпитеты, образные определения)


12


Докажите, что роза добрая, красивая. Назовите мир вокруг розы. Что больше всего хотела роза? Докажите, что роза и мальчик похожи. Мальчик – часть мира розы. Какая у них душа? Любит ли их автор?


13


Описание жабы А теперь посмотрим, что использовал автор при описании жабы? Выберем точные подробные выражения. Докажите, что жаба завистлива. Докажите, что она нехорошая. Что она придумала?


14


Где кульминация, то есть самый напряжённый момент? Какова главная мысль рассказа? Красота спасёт мир. Добро победит зло


15


Подведём итоги Мне понравилось ….. Я считаю …. Сегодня я узнал(а) … Урок заставил меня задуматься … Я хотел(а) бы предложить …


16



17



18



19


Ссылки Гимнастика для глаз: Галкина Инна Анатольевна ( — роза — корзина

Литературное чтение, 4 класс

Урок 27. В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Урок посвящён знакомству с произведением В. М Гаршина «Сказка о жабе и розе»; осмысление мира как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.

Глоссарий по теме

Сказкаповествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Ключевые слова

Сказка; литературный прием; олицетворение; сравнение; эпитет.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 66-71
  2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

На уроке мы узнаем о русском писателе Всеволоде Гаршине и его сказке «Сказка о жабе и розе»;

Научимся анализировать литературное произведение, видеть прекрасное, формировать понятия счастья, смысл жизни, добро, зло, красота;

Сможем выделять в тексте образные языковые средства: эпитеты, олицетворения.

Основное содержание урока

1.Знакомство с биографией и сказкой «Сказка о жабе и розе» русского писателя В.М. Гаршина.

-Закройте глаза и послушайте замечательную музыку Антона Григорьевича Рубинштейна.

Перенесёмся с вами во времена, когда жил и творил музыкант.

Итак, мы входим в дом, где он даёт концерт. Тут находится известный писатель Всеволод Михайлович Гаршин. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрит на него неприятного вида старый чиновник.

Именно эта разница между прекрасной музыкой и неприятным на вид стариком натолкнула писателя написать данную сказку.

Отгадайте пару загадок, чтобы вы смогли узнать о каком произведении пойдет речь.

Из икринки вылупляюсь,

В головастика превращаюсь,

Очень я прожорлива,

Холодная и мокрая.

-Правильно! Это жаба.

Стебель весь ее в колючках.

Об него уколешь ручки.

Хоть страшна её угроза,

Все равно красива…

-Верно! Это роза.

-О каком же произведении мы будем говорить на уроке?

Тема нашего урока «Сказка о жабе и розе» В. М. Гаршина.

-Прежде, чем начать читать сказку, давайте познакомимся с самим писателем.

-Посмотрите на портрет Гаршина. Что можно о нем сказать?

Правильно. У него очень грустные глаза.

-Чтобы понять, почему у него такие грустные глаза, мы должны заглянуть в его детство.

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 гг.)

Родился 2 (14) февраля 1855.

В Старобельске прошли детские годы будущего писателя Всеволода Михайловича Гаршина.

У Михаила Егоровича и Екатерины Степановны было трое сыновей. Два старших уже учились в Петербурге в гимназии, а наименьший Всеволод был с родителями. Но брак родителей распался. Всеволод остался с отцом. Три года они прожили на хуторе, или у братьев Михаила Егоровича, которые жили тоже в Старобельском уезде. Всеволод в пять лет научился читать. В эти совсем детские годы Всеволод очень много читает. «Никогда я не читал такой массы книжек, как за три года жизни с отцом», — писал потом писатель. 15 августа 1863 года Екатерина Степановна забрала Всеволода в Петербург. После этого он несколько раз приезжал в Старобельск на лето. Закончив в 1874 году гимназию, Гаршин поступает в Петербуржский горный институт. Когда началась российско-турецкая война, Гаршин бросает учебу и идёт добровольцем в действующую армию, принимает участие в боевых действиях на Балканах. Во время штурма высоты возле села Аяслар в Болгарии был тяжело ранен в ногу. Вернувшись с войны, В.М.Гаршин получил офицерское звание и пошёл в отставку. Некоторое время он слушает лекции в университете из истории и филологии, а также продолжает литературное творчество. Рассказы «Подлинная история энского земского собрания» и «Медведи» были написаны по материалам, собранным в Старобельске. Потом он пишет рассказ «Трус», «Встреча», «Художник», «Красный цветок», «Надежда Николаевна», «Сигнал», «Из воспоминаний рядового Иванова», «Ночь», «Приключение» и другие. Он является автором глубоких статей об изобразительном искусстве, творчества художников в своё время. Творчество В.М.Гаршина поддерживали, С.Тургенев, Л.М.Толстой, Г.И.Успенский, М.С.Салтиков-Щедрин. В Петербурге он знакомится со многими художниками. Творческое наследство Гаршина небольшое, но писатель вошел в историю литературы как большой мастер психологического рассказа. В марте 1888 года В.М.Гаршина не стало.

-Можем ли мы сказать, что у писателя было счастливое детство?

-Как думаете, о чем будет наш рассказ? Почему главными героями Гаршин выбрал розу и жабу? Как можно охарактеризовать их?

Роза-это красивый нежный

цветок с приятным ароматом и шипами.

Жаба-скользкая, холодная, безобразная.

Сегодня мы научимся осмыслять мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания, увидим прекрасное, сделаем прекрасное частицей своей жизни.

Чтение 1 части.

-Каким вы представили себе цветник? Какие слова вам помогли в этом?

-Что украшало заброшенный цветник?

— Как можно озаглавить эту часть?

«Заброшенный цветник»

Чтение 2 части

— Как можно озаглавить вторую часть?

«Рождение прекрасной розы»

-Что думает о розе автор? Подробно ли она описана?

Правильно! Гаршин описывает не саму розу, а утро, росу, всё вокруг.

Она счастлива и о её счастье нам говорит её аромат: «Тонкий свежий аромат был словами, слезами, молитвами.»

Чтение 3 части

-Как можно назвать эту часть произведения?

«Уродливая жаба»

Что говорит о жабе автор?

Гаршин очень точными словами определяет её и мы можем представить себе образ жабы с помощью словосочетаний: жирная старая жаба, жабьи глаза, раздувала грязно-серые бородавчатые и липкие бока, безобразная лапа. Не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде. Ленивая, злая.

Чтение 4 части

-Что вы узнали о мальчике?

Прочитайте отрывок, где автор описывает нам мальчика.

«Он был маленький мальчик лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле.»

-Где он любил проводить время?

Почему больше не выходил в цветник?

Чтение 5 части

-Как можно озаглавить эту часть сказки?

«Молитва розы»

-Что сказала жаба розе, когда впервые увидела её?

-Какая опасность грозила бедной розе?

Как думаете, спасут ли розу?

Чтение 6 части

Как можно озаглавить эту часть?

«Последняя улыбка умирающего»

-Что спасло розу от жабы?

-Как думаете, спаслась ли она, ведь её срезали?

-Похожи ли роза и мальчик? Чем?

Правильно! Они оба бледны, но мальчик от болезни, а роза от страха.

По представлению автора сказки, зло никогда не сможет победить добро, а красота, как внешняя, так и внутренняя, спасут наш наполненный различными человеческими недостатками мир. Несмотря на то, что в конце произведения и роза, и любящий цветы мальчик умирают, но их уход вызывает хоть и печальные и немного светлые чувства у читателей, так как они оба любили прекрасное.

К тому же, смерть цветка принесла последнюю радость умирающему ребенку, она скрасила последние минуты его жизни. И сама роза была рада, что погибла, совершая добро, больше всего она боялась принять смерть от мерзкой жабы, ненавидящей её всем своим нутром. И уже только за это мы можем быть благодарны прекрасному и благородному цветку.

Таким образом, эта короткая сказка учит читателей стремиться к прекрасному и доброму, игнорировать и избегать зло во всех его проявлениях, быть красивыми не только снаружи, но и, прежде всего, в душе.

Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему!

Разбор типового тренировочного задания

Единичный выбор

Текст вопроса: Кто написал произведение «Сказка о жабе и розе»?

а) В.Ф. Одоевский б) В.М. Гаршин в) П.П. Бажов г ) С.Т. Аксаков

Правильный ответ: б) В.М. Гаршин

В ненаглядной красе, белоснежные тучки, ковыль белый, при мерцанье румяном, скатерть дорожки, в ярком золоте.

Разбор типового контрольного задания

Подчеркивания / зачеркивания элементов;

Текст вопроса: Подчеркните главных героев произведения «Сказка о жабе и розе»

Варианты ответов: жаба; мальчик; девочка; роза.

Правильный вариант: дерево; кошка; жаба

Подсказка: главных героев было четверо.

  • В лучшую сторону как пишется
  • В лучшем случае как пишется
  • В лице ивановой любови ивановны как правильно пишется
  • В лице главы администрации как пишется
  • В литературе есть ярчайший пример героя сочинение