Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»
Выпуск 513. Токарев Владимир Фёдорович (Vladimir Tokarev) (1918-1988).
Герой очередного выпуска Энциклопедии — Владимир Фёдорович Токарев — известный советский живописец, член Ленинградского Союза художников.
Владимир Токарев родился в городе Александровск-Грушевский, Область Войска Донского (ныне Шахты, Ростовская область). В 1939—1948 годах учился в Ростовском художественном училище (с перерывом в 1941—1945). Фронтовик. В 1948—1954 годах учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, который окончил по мастерской Юрия Непринцева с присвоением квалификации художника живописи.
Участвовал в выставках с 1954 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писал портреты, жанровые картины, пейзажи, натюрморты. В 1955 году был принят в члены Ленинградского Союза художников. В 1958—1961 работал художественным руководителем в Доме творчества «Академическая дача» им. И. Е. Репина. В 1989—1992 годах работы Владимира Токарева с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи «L’ Ecole de Leningrad» во Франции.
Рассказ об этом известном художнике, работы которого хранятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Калининградского художественного музея, других музеев страны,а также в частных коллекциях в России и за ее пределами продолжает серию наших публикаций.
Итак, мы начинаем…
Владимир Фёдорович Токарев родился 10 февраля 1918 года в небольшом городке Александровск-Грушевский, через три года переименованном в Шахты, в бедной крестьянской семье. Вскоре после его рождения семья в поисках лучшей доли в полном составе переехала в Ростов-на-Дону, где глава семьи, наконец-то, смог найти постоянную работу, позволявшую эту семью содержать.
«Весенние цветы», 1964 год, картон, масло, Калининградский областной музей изобразительных искусств.
О детских годах Владимира достоверных сведений практически не сохранилось. Известно лишь, что рисовать он начал рано, демонстрируя при этом определенный навык и мастерство, чем немало удивил друзей и родителей, не имевших ни к искусству вообще, ни к живописи в частности, практически никакого отношения. Тем не менее, увлечению сына родители Владимира препятствий не чинили, считая, что оно пройдет так же, как и все его остальные детские увлечения. Но жизнь показала, что они сильно ошибались… В 1939 году Владимир Токарев, твердо решивший к этому времени стать профессиональным художником, поступил в Ростовское художественное училище, еще не зная, что обучение растянется на долгих девять лет.
«Наташенька», 1959 год, картон, масло, 24 х 30 см., Приморская государственная картинная галерея, Владивосток.
Виной этому послужила война, начало которой Владимир встретил в родном городе. В числе первых он отправился в военкомат и уже в августе был призван в ряды Красной армии. В конце 1941 года с отступающими частями попал в окружение, затем был немецкий плен и с 1942 года по 1945 год — концентрационный лагерь в далекой Норвегии. Токареву повезло в лагере: он не только выжил, но и все это время занимался любимым искусством. Немец, начальник лагеря, который сам увлекался искусством и был до войны профессиональным живописцем, узнав, что русский заключенный являлся художником, стал поощрять его занятия живописью, снабжая бумагой, карандашами и самопишущей ручкой, и даже отпускал его рисовать за пределы лагеря.
«Весенняя сказка», 1975 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В 1945 году Владимир Токарев был освобожден из лагеря, прошел проверку и реабилитацию и вернулся в Ростов-на-Дону, где с 1946 года продолжил обучение в Ростовском художественном училище имени М.Б. Грекова у Александра Михайловича Черных (1895—1964) — замечательного советского художника и педагога, пейзажиста и портретиста, автора сюжетно-тематических композиций. Черных оценил природное дарование своего ученика, много занимался с ним индивидуально и настоятельно рекомендовал продолжить свое художественное образование на более высоком профессиональном уровне. Токарев на долгие годы сохранил самые теплые воспоминания о своем первом учителе и до самой его смерти поддерживал с ним регулярные контакты. В 1948 году Токарев с отличием окончил Училище. Вместе с Владимиром его окончила еще одна выпускница — Александра Феликсовна Дрейлинг, которая вскоре стала его женой.
«Портрет А. Ф. Токаревой (Дрейлинг)», 1967 год, холст, масло, частное собрание.
В том же 1948 году Владимир Токарев поступил на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, переступив порог знаменитого здания — храма трех основных искусств на Университетской набережной, 17. Занимался Токарев у замечательных педагогов Репинки первых послевоенных лет: Генриха Васильевича Павловского (1907—1973), Михаила Ивановича Авилова (1882—1954) и Юрия Михайловича Непринцева (1909—1996). Владимиру нравилось учиться в Репинке, а педагогам нравился этот спокойный и исключительно трудолюбивый студент, уверенно осваивавший далеко не простой академический курс.
«Грибы», 1963 год, картон, масло, Ростовский областной музей изобразительных искусств.
На третьем году обучения, когда пришло время выбора творческой мастерской наставника для продолжения обучения, Токарев без колебаний выбрал мастерскую замечательного советского художника-живописца, графика и педагога Юрия Михайловича Непринцева. В 1954 году Токарев успешно окончил институт, представив художественному совету свою дипломную работу — картину «Вода идет». Картина получила на защите высший балл у членов совета, принеся автору заслуженный диплом об окончании художественного института и квалификацию художника живописи.
«Серый», 1966 год, картон, масло, 12,5 х 18,5 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
После окончания института Владимир Токарев остался жить и работать в городе на Неве, ставшим для него второй родиной. В поисках собственного стиля художник пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. Писал портреты, жанровые картины, пейзажи, натюрморты. В 1955 году Токарев был принят в члены Ленинградского Союза художников. Помимо станковой живописи Владимир Фёдорович работал в графических техниках акварели, гуаши, угля и карандаша.
В 1958—1961 годах художник работал художественным руководителем в Доме творчества «Академическая дача» им. И. Е. Репина.
«Весна», 1972 год, холст, масло, собрание Сальского музея имени В. К. Нечитайло.
В 1970 году Владимир Фёдорович с женой и дочерью переехал на постоянное местожительства в построенный им дом-мастерскую в деревню Кишарино Калининской области, рядом с Академической дачей. Будучи художником большого живописного дарования, чье творчество повлияло на многих его современников, Владимир Фёдорович Токарев как художник и человек в жизни всегда был натурой цельной и самодостаточной. Он не выносил лжи, чинопочитания, не соблюдал дипломатии и говорил всегда то, что думал. Его жизнь всегда освещала страсть к искусству. В своей живописи Токарев не поднимал «высоких» тем, но проникновенная и глубокая лирика его искусства всегда находила живой отклик у современников, которых художник щедро одаривал искренними, тонкими и исключительно проникновенными работами.
«За дровами», 1965 год, картон, масло, 15 х 22 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Творческое наследие Владимира Фёдоровича Токарева обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают картины «Базар на Кубани», «Верный друг», «Девушка с вербой», «Казачка» (все 1959), «Грибы», «Ручей» (обе 1963), «Подснежники», «Майское утро», «Весенний этюд», «Натюрморт» (1970), «Портрет художника В. И. Викулова», «Портрет художника В. Гаврилова», «Портрет Сергея Васильевича» (все 1971), «Весна» (1972), «Художник Б. Березовский», «Художник Н. Тимков» (обе 1974), «Осенний пейзаж» (1980), наглядно демонстрирующие творческий потенциал, технические возможности и художественное мастерство живописца.
«Осенний пейзаж», 1980 год, холст, масло, 60 x 90 см., частное собрание.
Владимир Токарев участвовал в выставках с 1954 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В 1980 году персональные выставки Владимира Токарева были показаны в Москве и Ленинграде. Позже в 1980—1981 годах передвижная персональная выставка художника прошла в Липецке, Туле, Белгороде, Орле, Ростове-на-Дону, Ставрополе, Ульяновске, Смоленске, Самаре, Твери, Иваново, Калининграде, Петрозаводске, Архангельске, Вятке, Челябинске, Кургане, Тюмени, Омске, Новосибирске, Новокузнецке, Красноярске, Иркутске, Улан-Удэ, Чите, Хабаровске, Владивостоке, Находке, Элисте и Ижевске.
«Сбор картофеля», 1951 год, бумага, акварель, 14 х 25,5 см., Вологодская областная картинная галерея.
Почти все работы с этой передвижной выставки были приобретены музеями, и к художнику почти ничего не вернулось из его работ. Успех выставки был очевиден, но в центральной прессе — ни слова. Это было, безусловно, замалчивание таланта. Таланта яркого, мощного, преданного искусству человека. В 1989—1992 годах работы Владимира Токарева с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи «L’Ecole de Leningrad» во Франции. В 1996 году в городе Вышний Волочок прошла выставка произведений художника.
«Голова лошади»,1944 год, бумага, карандаш, 18.5 х 23.8 см., частное собрание.
Владимир Фёдорович Токарев скончался 25 августа 1988 года в Ленинграде на 71-м году жизни. Сегодня произведения мастера находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Калининградского художественного музея, Киевского музея русского искусства, Псковского художественного музея, Владивостокского музея современного искусства, Художественного музея в Ростове-на-Дону, других музеев страны, а также в многочисленных частных собраниях в России и за ее пределами.
«Зимнее утро», 1970-е годы, картон, масло, 35 х 40 см., частное собрание.
Стараниями семьи художника, Александры Феликсовны Токаревой и дочери Наташи, небольшая часть творческих работ Владимира Токарева сохранилась в семейном собрании. Живописный и художественный уровень их говорит сам за себя.
«Чёрная лошадь», 1960 год, картон, масло, 49 х 69 см., Кемеровский областной музей изобразительных искусств.
Данный выпуск подготовлен по материалам:
1. Кривенко И. «Ленинград» (раздел живописи) // Художник. 1965, № 3.
2. Тамручи В. «Весенние цветы» // Художник. 1965, № 7.
3. Земская М. За правду жизни и большую мысль. К итогам осенней выставки ленинградских художников. // Смена, 1954, 18 декабря.
4. Аникушин М. О времени и о себе // Вечерний Ленинград, 1967, 17 октября.
5. Губарев А., Дмитренко А. В простом, казалось бы, мотиве … // Вечерний Ленинград, 1971, 5 января.
6. Арбузов Г. С мыслью о родине // Ленинградская правда, 1972, 10 октября.
7. L’ Ecole de Leningrad. Auction Catalogue. — Paris: Drouot Richelieu, 16Juin 1989.
«Вера Астапова», 1973 год, холст, масло, 59 х 73 см., частное собрание.
Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.
Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.
Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).
Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.
Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.
ХУДОЖНИК ВЛАДИМИР ТОКАРЕВ
Владимир Фёдорович Токарев впервые приехал в Дом творчества «Академическая дача», что в Калининской области, в 1955 году. Была зима. Снежный покров мягко устилал все вокруг, подчеркивая причудливые изгибы берегов озера и реки Мсты. Над уснувшей белоснежной землей поднимался огромный купол высокого небосвода. Тишина…
«Пиши, рисуй сколько хочешь, — вспоминает это время Токарев. Началась настоящая творческая жизнь, сложная пленэрная школа». Уроженец Ростова-на-Дону, он с детства привык к иному пейзажу: выжженная солнцем степь, расстилающаяся до горизонта, кругом ни реки, ни ручейка. А тут — большое озеро, леса, лёгкий, прозрачный воздух. «Лес и вода были для меня теми недостающими компонентами пейзажа, которые надо было заново осваивать, писать и писать…»
Сложно работать на пленэре. Это он понял сразу. И хотя занятия в Ленинградском художественном институте им. И. Е. Репина (закончил в 1954 году) заложили крепкую профессиональную основу, теперь надо было самостоятельно решать трудные творческие задачи.
Все способствовало на «Академичке» серьезной работе. В это время здесь собрались лучшие силы художников послевоенного выпуска и более старшего поколения: А. Грицай, Т. Гапоненко, А. Бубнов, Ю. Кугач, А. и С. Ткачевы, В. Гаврилов. При всем различии творческих индивидуальностей их сплачивало в дружный коллектив единомышленников общее понимание задач искусства, которые они видели в создании предельно правдивых, содержательных произведений. Сколько прекрасных картин, ставших теперь классикой нашего искусства, было создано именно здесь в 50-е и 60-е годы. «Академичка», как магнит, притягивала художников со всей России и в дальнейшей творческой судьбе многих из них сыграла решающую роль. Так произошло и с В. Ф. Токаревым.
Первые поразившие его впечатления переросли в душевную привязанность к этим местам на всю жизнь. Здесь он сформировался как художник, нашел свою тему, близкие сердцу мотивы природы, обрел свою художническую индивидуальность. Все произведения (за исключением дипломной работы «Вода идет») он написал на этой щедрой к художникам земле.
Вначале молодой живописец стремился воплотить воспоминания пережитого в детстве и в годы войны на фронте в сюжетных картинах («Базар на Дону», «Казачка», «Верный друг», «Солдатки»). Созданные в конце 50-х — начале 60-х годов и показанные в Москве на республиканских выставках «Советская Россия», они убедительно свидетельствовали о том, что в советское искусство пришел талантливый живописец, тонко чувствующий психологию человека, красоту природы.
Ныне Токареву за шестьдесят. Живет он в деревне Кишарино, в доме, любовно отделанном собственными руками. В мастерской — полотна последних лет. Непосредственность чувств, с годами соединившаяся с мудростью человека, много познавшего в жизни и в искусстве, наполняет его произведения глубоким содержанием, силой эмоционального звучания.
Трудно сказать, какому жанру он отдает предпочтение. Он работает в области портретной живописи, пейзажа и натюрморта. В своем творчестве неуклонно следует традициям русской школы живописи. Токарев убежденный реалист. Он твердо верит, что возможности реализма бесконечны, что каждое новое поколение художников-реалистов делает свои открытия в искусстве, говорит свое слово. Ведь жизнь, природа куда богаче и полнее, чем наше о них представление. Природа несет в себе много тайного, еще не открытого, и желание постичь эти тайны, передать их образным языком красок, цвета, пластики всегда будет движущей силой реалистического искусства.
Не потому ли так правдивы и поэтически возвышенны его полотна, посвященные различным временам года и особенно весне — самой любимой художником поре, когда, как он говорит, «у меня прибывают силы и появляется неодолимое желание работать»? Пожалуй, самые лучшие произведения созданы Токаревым именно весной.
Вот, например, «Портрет художницы А. Ф. Токаревой» (1967), изображающий жену, близкого друга, товарища по искусству. Все здесь словно купается в мягком, ласковом свете весеннего солнца, щедро заливающего интерьер застекленной террасы. Лирически приподнятый, одухотворенный образ женщины гармонически слит с этой светозарной средой.
Портрет А. Ф. Токаревой — программное произведение художника, ибо в нем получили наиболее яркое выражение особенности его творческого метода. Есть тут исповедуемая им непосредственность в передаче момента — художник словно застает человека наедине со своими мыслями и чувствами. Отсюда естественность позы, обстановки. Прекрасно написан натюрморт: первые весенние цветы на золотистом дощатом столе — излюбленный мотив Токарева, варьируемый в его полотнах всех жанров. Характерно для художника и избранное им здесь освещение, при котором источник света находится позади модели, что создает контраст светлых и затемненных цветовых масс, особую трепетность красочной поверхности холста.
Живопись Токарева музыкальна и поэтична. Каждое его произведение решено в своей тональности, то грустной, то мажорно приподнятой, то умиротворенной. Богатство душевных переживаний художника сообщает каждой его работе эмоциональность, лиризм. Целую гамму чувств несут весенние мотивы в его портретах («Портрет В. И. Волкова»), пейзажах («Утро», «Весенняя сказка», «Весна света»), натюрмортах («Весенние цветы», «Подснежники»). Над портретом Токарев работает не спеша, многосеансно, вживаясь в образ. При выборе модели огромную роль играет не столько внешняя выразительность, сколько близость художнику душевного склада человека («Портрет Николая Тимкова», «Портрет художника А. Байкова», «Художник Виктор Непьянов» и др.). Каждый раз Токарев стремится выявить психологические особенности личности, так ярко проявляющиеся в выражении глаз, в самом взгляде человека.
Произведения Токарева порой трудно разграничить по жанровым признакам — пейзаж и натюрморт объединяются, присутствуют и в портретах. Работая на пленэре, художник воспринимает мир как единое целое. Но есть у него любимые и нелюбимые мотивы. Он равнодушен, например, к садовым, «благородным» цветам, его сердцу дороги простые подснежники, пушистая цветущая верба, фиолетово-синий цветок сон-травы, словно горящий во мху бора. Без устали может художник бродить по осенним лесам, знает все заветные грибные места. И не удивительно, что грибы — особенно боровики — в его натюрмортах так удивительно красивы по цвету и форме («Грибы с рябиной», «Грибы боровые»). Совершенство природы поражает художника и в малом, и в большом.
Встреча с произведениями Владимира Федоровича Токарева — праздник для каждого человека, по-настоящему любящего русскую землю и всё на ней живущее. Счастлив художник, дарящий людям радость приобщения к прекрасному. Лучшие картины Токарева— это открытия тайны единства человека и природы, их постоянного воздействия друг на друга.
Е.В. Можуховская
Перечень картин для рассматривания в детском саду
по программе «Детство».
Вторая младшая группа
1 квартал (сентябрь – ноябрь):
-
«Кошка с котятами»
-
«Собака со щенятами»
-
«Заяц»
2 квартал (декабрь – февраль):
-
«Лошадь с жеребёнком»
-
«Корова с телёнком»
-
«Лиса»
3 квартал (март – май):
-
«Свинья с поросятами»
-
«Коза с козлятами»
-
«Медведь»
Средняя группа
1 квартал (сентябрь – ноябрь):
-
Серия «Домашние животные» — «Кролик с крольчатами», «Утка с утятами»
-
Серия «Дикие животные — «Белка», «Еж»
-
Серия «Времена года» — «В саду», «На огороде», «В поле осенью»
-
Серия «Уход за комнатными растениями» — «Дети кормят рыбок»
-
Серия «Наши птицы»
-
«Наша Таня»
-
Ф.Толстой «Ветка крыжовника»
-
П.Кончаловский «Клубника»
2 квартал (декабрь – февраль):
-
Серия «Животные нашего леса»
-
Серия «Зимующие птицы»
-
Серия «Зимние развлечения»
-
Серия картинок «Как дети спасали птиц»
-
Диафильм «Зима в лесу»
-
Слайды «Времена года»
-
К.Коровин «Зимой»
-
Г.Низкий «Зима»
3 квартал (март – май):
-
К.Ф.Юнон «Мартовское солнце», «Ранняя весна»
-
В.М.Токарев «Весенняя сказка»
-
В.М.Васнецов «Алёнушка»
-
А.К.Саврасов «Грачи прилетели»
-
И.Хруцкий «Натюрморт с грибами»
-
И.Машков «Натюрморт с самоваром»
-
И.Левитан «Васильки»
-
М.Асламазян «Цветущий кактус»
Старшая группа
1 квартал
Сентябрь:
-
И.Гробарь «Осенний день», «Осень», «Золотая осень»
-
И.Шишкин «Утро в сосновом бору»
-
И.Ерышев «Хлебное поле», «Корова»
-
Ван Гог «Картофель», «Корзина с яблоками»
Октябрь:
-
И.Бродская «Опавшие листья»
-
И.Горлов «Осень»
-
И.Остроухов «Золотая осень», «Лошадь»
Ноябрь:
-
И.Шишкин «Корабельная роща»
-
П.Кончаловский «Поднос и овощи»
-
А.Куприн «Натюрморт с кабачками и корзиной»
-
Серия «Дикие животные» — «Белка осенью»
2 квартал:
Декабрь:
-
И.Гробарь «Зимний пейзаж»
-
К.Ф.Юон «Волшебница зима»
-
Д.Я.Александров «Зимняя сказка»
-
Серия картин «Из жизни диких животных»
Январь:
-
В.А.Цыплаков «Ока зимой»
-
Серия картин «Из жизни диких животных»
Февраль:
-
И.Э. Гробарь «Февральская лазурь»
-
В.М.Кустодиев «Масленница»
3 квартал:
Март:
-
В.Бакшеев «Голубая весна»
-
Я.Бродская «Март»
-
Серия картинок «Как дети спасали птичку»
Апрель:
-
С.Герасимов «Последний снег», «Ива цветёт», «Лёд прошёл»
-
А.Грицай «Молодая зелень»
-
А.Саврасов «Грачи прилетели»
-
Серия картин «Весна» — «Дикие животные»
Май:
-
А.Рылов «В голубом пространстве»
-
А.Пластов «Ужин трактаристов»
-
Т.Яблонская «Май»
-
А.Бубнов «На поле»
-
Д.Налбандянв «Цветы»
Подготовительная группа
1 квартал
Сентябрь:
-
И.Бродская «Упавшие листья», «Осенний туман»
-
Ф.Васильев «Перед дождём»
-
А.Саврасов «К концу лета на Волге»
Октябрь:
-
А.Горлов «Парк культуры», «Осень»
Ноябрь:
-
И.Машков «Натюрморт с самоваром»
-
А.Пластов «Первый снег»
-
Плакаты об охране природы и животных
-
Серия картин «Звери наших лесов»
2 квартал:
Декабрь:
-
Г.Низкий «Над снегами»
-
П.Корин «Северная баллада»
-
Плакаты об охране природы
-
Эстампы, линогравюры пейзажного характера
Январь:
-
И.Бродская «Лес зимой в снегу»
-
Н.Ульянов «Снегири»
-
Плакаты об охране природы, нарисованные детьми
Февраль:
-
А.Саврасов «Зимний пейзаж», «Иней»
-
В.Суриков «Взятие снежного городка»
-
А.Дейнека «Хоккеисты»
3 квартал:
Март:
-
К.Юон «Мартовское солнце», «Лыжники», «Конец зимы»
-
Плакаты об охране природы и животных
Апрель:
-
И.Бродская «Апрель»
-
А.Грицай «Половодье»
-
Плакаты об экономии воды, тепла, электроэнергии
Май:
-
В.Бакшеев «Голубая весна»
-
А.Грицай «Первые дни мая»
-
А.Рылов «Зелёный шум»
-
Плакаты об охране природы (пожарная безопасность)