В начале занятия прозвучало популярное сочинение и с баха как называется эта музыка из оркестровой

Как называются переработки сочинений В.А. Моцарта, Ф. Шуберта, Дж. Верди, которые создавал Ференц Лист?

Аутентичное исполнение

Интерпретация

Аранжировка

Транскрипция

Какие произведения искусства называют классикой?

Произведения, созданные много лет назад.

Произведения, которые считают высшим образцом.

Произведения, которые всем нравятся.

Фамилии каких композиторов-классиков были упомянуты в ходе урока?

И. С. Бах

В. А. Моцарт

Й. Гайдн

Ф. Шопен

Р. Шуман

Дж. Верди

Ж. Бизе

Ф. Лист

Й. Брамс

Ф. Шуберт

А. П. Бородин

Л. Бетховен

М. И. Глинка

Н. А. Римский-Корсаков

М. А. Балакирев

П. И. Чайковский

А. К. Лядов

С. В. Рахманинов

Д. Б. Кабалевский

Д. Д. Шостакович

Выполните задание

В начале занятия прозвучало популярное сочинение И. С. Баха. Как называется эта музыка?

«

» из оркестровой сюиты си минор

В каком исполнении прозвучала «Шутка» И. С. Баха?

Симфонический оркестр

Дуэт скрипки и фортепиано

Сольное пение

Вокальный ансамбль

Сопоставь музыкальные термины и их значение.

Попытка максимально точно воспроизвести стиль и манеру исполнения, характерную для прошлых веков.

Переложение произведения для другого состава музыкальных инструментов.

Создание новой композиции на основе известного музыкального произведения.

Во время показа произведений живописи, скульптуры и архитектуры звучало оркестровое музыкальное произведение. Определи по стилю, кто из композиторов является ее автором:

И. С. Бах

В. А. Моцарт

Л. Бетховен

П. Чайковский

В заключительном видеоролике современные музыканты обратились к творчеству Бетховена. К какому типу взаимоотношений с классикой можно отнести эту музыку?

Аутентичное исполнение

Аранжировка

Транскрипция

Новое сочинение с цитатами из произведений Бетховена

  • Главная
  • /
  • Музыка
  • /
  • В начале занятия прозвуча…


Музыка
, 20.09.2020 22:17, Ася065

В начале занятия прозвучало популярное сочинение И. С. Баха. Как называется эта музыка? «» из оркестровой сюиты см минор

Всего ответов: 2

Показать ответы

Другие вопросы по: Музыка

Українська мова

Добрать до поданих слів споріднені так щоб у корені звук (о) змінився на (і) (школа, робота, ходити, гора, нора, зоря)…

Опубликовано: 01.03.2019 07:20

Ответов: 3

Алгебра

Решите уравнение (с проверкой) корень 5-х * корень 5+х=х варианты ответов: 1) 5/корень из 2; -5/корень из 2 2) 5/корень из 2 3) -5/корень из 2 4) 25/4…

Опубликовано: 01.03.2019 07:20

Ответов: 1

Геометрия

Впрямоугольной трапеции abcd большая боковая сторона равна 8 см, угол a равен 60 градусов, а высота bh делит основание ad пополам. найдите площадь трапеции….

Опубликовано: 02.03.2019 06:30

Ответов: 1

Физика

Состояние тела ,при котором оно не действует на опору или подвес ?…

Опубликовано: 02.03.2019 08:00

Ответов: 1

Алгебра

Найдите сумму: а)первых семи членов прогрессии : -4,16,-64…

Опубликовано: 02.03.2019 10:10

Ответов: 2

Физика

Кконцам невесомого рычага подвешены грузы 4 кг и 24 кг расстояние от точки опоры до большого груза равно 4 см определите длину рычага если он находиться в равновесии…

Опубликовано: 02.03.2019 12:50

Ответов: 2

Знаешь правильный ответ?

В начале занятия прозвучало популярное сочинение И. С. Баха. Как называется эта музыка? «» из оркест…

Популярные вопросы

Алгебра

Записать утверждение на языке: от перестановки мест множителей произведение не изменится;…

Опубликовано: 28.02.2019 14:00

Ответов: 3

Алгебра

1. подобные слагаемые: а) 5√5+3√5-√5 в)√2-2√3+3√2+4√3 д)√с+8√с-5√с 2.рациональным или иррациональным является значение выражения: а)10√3+4-√300 б)√162-10√2+√27 в)3√28+2√7-2√5 г)√48…

Опубликовано: 01.03.2019 14:50

Ответов: 3

Русский язык

Каким членом предложения является слово- золотом? к какой части речи оно относится? на сверкающем золотом шпиле развевался флаг…

Опубликовано: 01.03.2019 16:30

Ответов: 2

Химия

Напишите уравнения реакций , при которых можно осуществить следующие превращения: а) сн4-> c2h2-> c6h6-> c6h5c…

Опубликовано: 02.03.2019 02:10

Ответов: 2

Алгебра

Представьте многочлен как куб двучлена: a) x³ — 3x² + 3x — 1; б) 27z³ + 54z²r² + 36zr⁴ + 8r⁶….

Опубликовано: 02.03.2019 22:50

Ответов: 2

Геометрия

Постройте угол альфа, если sin aльфа=1/2…

Опубликовано: 03.03.2019 17:40

Ответов: 3

Математика

Перпендикулярные линий что это ? я непонял…

Опубликовано: 04.03.2019 02:10

Ответов: 1

Литература

Сочинение по 6 главе из повести л. н.толстого «детство»…

Опубликовано: 04.03.2019 04:20

Ответов: 2

Геометрия

Дана правильная четырёхугольная пирамида с высотой 10 см и двугранным углом при основании 60 градусов. найти объём!…

Опубликовано: 04.03.2019 07:30

Ответов: 1

Химия

В400г 25% раствора едкого кали растворили 45л углекислого газа. рассчитайте массу образовавшиеся соли….

Опубликовано: 07.03.2019 13:00

Ответов: 1

Случайные вопросы

Опубликовано 1 год назад по предмету
Музыка
от koselovaksenia13

  1. Ответ

    Ответ дан
    moskinaksenia07

    Ответ:

    Интерпретация(хах меньше 20 символов нельзя)

Не тот ответ, который вам нужен?

Найди нужный

Самые новые вопросы

Никита081

Математика — 2 года назад

Сколько здесь прямоугольников

Alinashastova

История — 3 года назад

Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?

diankayusupova3

Литература — 3 года назад

Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста

tegysigalpa2012

Русский язык — 3 года назад

Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили

pakhotnov228

Русский язык — 3 года назад

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

ggg3288

Русский язык — 3 года назад

помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) ​

Аккаунт удален

Физика — 3 года назад

Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Что ты хочешь узнать на сайте Знания ком?

Задай вопрос

Все предметы

Математика

Литература

Алгебра

Русский язык

Геометрия

Английский язык

Химия

Физика

Биология

История

Обществознание

Окружающий мир

География

Українська мова

Информатика

Українська література

Қазақ тiлi

Экономика

Музыка

Право

Беларуская мова

Французский язык

Немецкий язык

МХК

ОБЖ

Психология

Оʻzbek tili

Кыргыз тили

Астрономия

Физкультура и спорт

Другие предметы

Просмотров 6.3к. Опубликовано 26.09.2022

Творческое наследие И.С. Баха огромно в количественном плане (более 1000 произведений) и масштабно в жанровом. Интерес к его музыке не только не угасает, но возрастает со временем, хотя прошло уже более 270 лет со дня его смерти. Самые известные произведения Баха слушают даже те, кто не увлекается «серьёзной» музыкой. 

Содержание

  1. «Хроматическая фантазия и фуга» ре минор
  2. «Хорошо темперированный клавир»
  3. Рождественская оратория (1734)
  4. «Страсти по Иоанну» (1723)
  5. «Страсти по Матфею» (1729)
  6. Токката и фуга ре минор
  7. «Гольдберговские вариации»
  8. «Искусство фуги»
  9. Концерт № 1 для клавира с оркестром ре минор (1738 год)
  10. Бранденбургские концерты (ок. 1721 года)
  11. Четыре оркестровые сюиты (1736 год)
  12. Кантата № 21 (1713 год)
  13. Шесть сюит для виолончели соло (1717-1723 гг.)
  14. Сонаты и партиты для скрипки соло (1720 год) 
  15. Концерт ре минор для двух скрипок (ок. 1730 г.)

«Хроматическая фантазия и фуга» ре минор

Произведение создано композитором для клавесина с двумя мануалами и педалью. Клавесин, старинный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, был предшественником фортепьяно и не обладал ещё его богатством и выразительными возможностями. Но Бах сумел в сочинении для клавесина достичь органной глубины и монументальности, скрипичной выразительности и нежности и фортепианной виртуозности.

Окончательная редакция произведения относится к 1730 г., написано оно в городе Кётене (Германия).

Сочинение состоит из двух частей: фантазии и фуги. Они контрастны по жанру и образу, но объединены общей тональностью.

Фантазия. Виртуозная часть, насыщенная пассажами, богатством фактуры, динамикой и трагическим содержанием. Затем бурные гаммообразные пассажи переходят в волнообразные арпеджио. Завершает фантазию кода, в которой слышны романтические настроения, ослабляющие трагизм начала.

Фуга. Здесь тема фуги связана с темой коды фантазии, продолжает её, но более сдержанна и внутренне напряжена. Музыкальная тема фуги повторяется восьмикратно и завершается грандиозной кульминацией, утверждающей величие человека, его воли, духа и возможностей.

Важно знать: фуга – полифоническая музыкальная форма, основанная на развитии темы в разных голосах.

Это произведение Баха было переведено для многих инструментов: альта, классической гитары, фортепьяно соло, виолончели и фортепьяно и виолончели соло.

Интересные факты:

  • название «Хроматическая» не принадлежит Баху, так назвали произведение его современники из-за хроматически насыщенной мелодии и гармонии;
  • Музыка данного произведения служит саундтреком к французскому фильму Р. Брессона «Деньги» (L’Argent, 1983), по мотивам повести Л.Н. Толстого «Фальшивый купон». 

«Хорошо темперированный клавир»

В первый том (1722, Кётен), созданный, по словам самого Баха, для обучающейся музыке молодёжи, вошли 24 прелюдии и фуги. Над сложной и новой для клавира формой фуги он работал давно, и в этом томе были представлены наилучшие её образцы, которые до настоящего времени считаются непревзойдённой вершиной полифонической клавирной музыки.

Многие великие музыканты мира учились на этих произведениях: Бетховен, Шуман, Шопен, Лист. Пьесы из этого сборника и сейчас входят в программу музыкальных школ, исполняются в концертах. 

Второй том, также состоящий из 24 прелюдий и фуг, появился в 1744 г., когда Бах жил в Лейпциге. В его создании он использовал все тональности мажорного и минорного ладов. Несмотря на то, что композитор создавал эти произведения с педагогической целью, они раскрывают сложный внутренний мир человека – этому способствует полифония.

И хотя пьесы этого цикла относятся к непрограммной музыке (у них нет названия), они позволяют вдумчивым исполнителям и слушателям проникнуть в мир образов композитора.

Основным принципом циклических произведений Баха является контрастность: импровизации прелюдий и строгость музыкальной конструкции фуги.

Обратите внимание: ни один композитор не смог так ярко и живо использовать форму фуги, хотя многие пытались это сделать, создавая свои сборники из 24 прелюдий и фуг. Например, такой цикл создал Д. Шостакович.

Рождественская оратория (1734)

Музыка Баха наполнена размышлениями о вечных вопросах человеческой жизни, но чаще всего эти размышления религиозного характера – бо́льшая часть его жизни связана с церковью (он служил органистом) и бо́льшая часть музыки написана для церкви.

Его духовные кантаты были предназначены для богослужения. Бах был верующим человеком, хорошо знал Священное Писание, соблюдал все церковные праздники, каноны, а его настольной книгой была Библия.

Рождественская оратория – это цикл из 6 кантат.

Важно знать:

оратория – это большое, грандиозное музыкальное произведение для хора, солистов и симфонического оркестра, предназначенное для концертного исполнения;

кантата – крупное вокально-инструментальное произведение, предназначенное, как правило, для одного или нескольких солистов, хора и оркестра. 

Иногда кантата и оратория различаются с трудом.

Исполнители Рождественской оратории: Евангелист (тенор), солисты (сопрано, альт, тенор, бас), хор, оркестр, орган.

Конкретные действующие лица и события отсутствуют, присутствуют только лирические размышления о них, их связывают между собой речитативы Евангелиста. Все 6 кантат оратории сюжетно объединены темой Рождения Младенца Христа.

Повествование открывает торжественный хор «Ликуйте, торжествуйте», а завершает ораторию торжественный хорал (богослужебное пение).

«Страсти по Иоанну» (1723)

Тема и содержание произведения – страдания, муки, душевная скорбь, тоска, телесная боль Христа, последние дни Его жизни и смерть.

Важно знать: слово «страсти» означает совокупность событий в последние дни и часы земной жизни Христа, принёсшие Ему сильные физические и духовные страдания.

В произведении использованы 18 и 19 главы Евангелия от Иоанна: предательство Христа Иудой, поведение апостола Петра, привод Иисуса к первосвященнику, отречение Петра, суд Пилата, бичевание Иисуса, издевательства толпы, шествие на Голгофу, жребии солдат о Его одежде, Его смерть и погребение.

Исполнители: хор, оркестр, орган, солисты.

Музыка произведения отличается возвышенным характером, выраженным противопоставлением добра и зла. Например, в арии альта «Свершилось» звучит глубочайшая скорбь, которая сменяется бурным ликующим vivace, несущим весть о грядущем Воскресении Христа.

Вся музыка «Страстей» исполнена величия и драматизма.

«Страсти по Матфею» (1729)

«Страсти по Матфею» – крупнейшее и самое значительное из творений великого композитора. Оно состоит из 78 хоровых, сольных и речитативных номеров, объединенных в 2 части и 7 разделов.

Важно знать: «Стра́сти по Матфе́ю» – это музыкальное произведение в жанре страстей (пассионов). Оно посвящено Страстям Христовым и передаёт содержание 26 и 27 глав Евангелия от Матфея в виде речитативного чтения библейского текста и включения арий, хоров и хоралов.

Состав исполнителей огромен: 2 хора со своими солистами и оркестрами, детский хор, 2 органа. Известный немецкий философ, врач, органист и музыковед Альберт Швейцер так отзывался об этом произведении: «Красота и совершенство выразительности речитативов в партиях Евангелиста и Христа находятся за гранью того, что поддается анализу…» Он отмечал, что в «Страстях по Матфею» Бах создал лучшее, что мог.

История Христа в этих двух произведениях отличается законченностью форм, музыкальной красотой и силой выражения.

Интересно! Иисус Христос – нравственный идеал Баха. В Его образе сосредоточились для него лучшие человеческие качества: моральная чистота, сила духа, верность избранному пути. Жертвенный подвиг Христа во имя спасения человечества композитор понимал как наивысший смысл существования личности.

Считается, что Бах написал 5 пассионов («страстей»), но до нашего времени дошли только эти два.

Творчество Баха во всём мире считают гениальным. Но современники ценили его только как органиста, а как композитор он при жизни не привлекал особого внимания. Его произведения практически не публиковались, после его смерти многие рукописи были потеряны или пылились в архивах.

И лишь в XIX в. произошёл всплеск интереса к творчеству Баха. Феликс Мендельсон совершенно случайно увидел в библиотеке ноты «Страстей по Матфею», заинтересовался этим произведением и руководил его исполнением. Считается, что это было вторым рождением Баха.

Интересно: это гениальное произведение современники Баха тоже не оценили. Лишь после постановки Мендельсоном в Берлине в 1829 г. оно заняло достойное место в репертуаре музыкантов.

Токката и фуга ре минор

И.С. Бах работал в самых разных жанрах, но основными были три:

  • вокально-инструментальный;
  • инструментальный (клавир, флейта, скрипка и др.);
  • органный.

Токката и фуга написаны для органа.

Токката – это виртуозная музыкальная пьеса для клавишных инструментов.

Произведение построено на контрасте: токката наполнена сложными пассажами и другими драматическими элементами. Драматизм постепенно нарастает, и вершиной его становится кода.

Стиль фуги также патетический, приподнятый, она продолжает тему токкаты, развивая её. Кода фуги – это заключительная патетическая фантазия, похожая на импровизацию.

Всё произведение отличается мощью звучания.

«Гольдберговские вариации»

Так называется четвертая, завершающая часть Итальянского концерта Баха, в ней 30 вариаций. Название их связано с клавесинистом-виртуозом Иоганном Теофилем Гольдбергом.

Интересный факт: Гольдберг был домашним музыкантом у графа Кайзерлинга, русского посла при Саксонском дворе. Граф заказал эти вариации для Гольдберга, чтобы тот играл ему ночью во время бессонницы.

Тема вариаций – ранее написанная Бахом сарабанда из второй нотной тетради Анны Магдалины. Тема сарабанды полифонически развивается в различных вариантах.

«Искусство фуги»

Интересно: термин «фуга» произошёл от латинского fugere («бежать», «убегать»). И действительно, общая мелодическая линия фуги как бы перебегает из одного голоса в другой.

Фуга прошла длительный путь развития. Классический тип фуги сложился в творчестве Баха и Генделя. Баховские фуги до настоящего времени считаются высшим образцом полифонической музыки, нормой ее красоты и мастерства.

Бах писал фуги для органа, клавира, хора. Все они оригинальны и неповторимы. Для фуг композитора характерно присутствие одной музыкальной темы и музыкального образа. В фуге не может быть меньше двух голосов, а самыми распространенными считаются трехголосные фуги. Есть и четырехголосные, пятиголосные, шестиголосные (редко).

Обычно фуга состоит из 3 частей:

  • экспозиция;
  • средняя часть (разработка);
  • реприза.

Экспозиция показывает музыкальный образ через многократное повторение в разных голосах. Разработка динамично эту тему развивает. Реприза закрепляет основную тональность, восстанавливает устойчивость, утраченную в разработке.

Интересно: Композитор часто участвовал в соревнованиях по сочинению фуг. Участникам давались темы, и они должны были тут же сочинить и исполнить фуги. Некоторые участники, увидев Баха, сразу же сдавались и отказывались от соревнований, заранее предвидя своё поражение, так как Бах считался Величайшим сочинителем фуг.

Наиболее известные циклы фуг Баха – «Хорошо темперированный клавир» и «Искусство фуги». В этот сборник входят 14 фуг и 4 канона. Цикл считается неоконченным. Автор не указал, для какого инструмента предназначено это сочинение. В наше время оно чаще всего исполняется на фортепьяно, а также на клавесине и органе.

Концерт № 1 для клавира с оркестром ре минор (1738 год)

Состоит из 3 частей:

  • allegro;
  • adagio;
  • allegro.

Считается, что его оригинал (он не сохранился) был написан для скрипки, но затем переложен для клавира.

Концерт наполнен драматизмом, что подчёркивает суровая мелодия первой части. Вторая часть основана на приёме непрерывного баса. Музыка этой части сосредоточенная и несколько мрачная. Третья часть – образная реприза первой части.

Бах был величайшим новатором в области клавирного творчества, он постоянно искал новые выразительные средства этого инструмента, стремился оторваться от бытовых жанров клавирной музыки и поднять её на уровень возвышенного искусства. Создал клавирную сюиту и клавирный концерт. Писал для клавира, как и для скрипки, в течение всего творчества.

Бранденбургские концерты (ок. 1721 года)

Их всего 6. Это вершина баховского оркестрового стиля. Созданы в Кётене для маркграфа Христиана Людвига Бранденбургского. При жизни композитора исполнены не были, в настоящее время считаются музыкальными шедеврами. Цикл концертов считается непосредственным предшественником классической симфонии XVIII в.

Каждый из шести концертов отличается индивидуальностью и художественной красотой. В наше время эти концерты обычно исполняются камерным оркестром с большой струнной группой.

Интересный факт: 1-я часть Второго концерта входит в золотую пластинку Вояджера (американского космического зонда, запущенного в 1977 г.) как одно из лучших музыкальных произведений Земли.

Четыре оркестровые сюиты (1736 год)

Автор называл эти произведения увертюрами. Произведения создавались в течение десятилетия.

Сюита – одна из форм инструментальной музыки, состоящая из несколько частей, часто контрастных. С середины XIX в. сюитами стали называть музыкальные произведения к операм, балетам, театральным постановкам, кинофильмам.

Во времена Баха сюита состояла из 4 частей (французских танцев):

  • аллеманда (придворный танец);
  • куранта (оживлённый танец);
  • сарабанда (очень медленный танец);
  • жига (быстрый танец).

Сюиты композитора, как и вся его музыка, были оригинальны: он совмещал в них формы французских увертюр и танцев с концертной итальянской формой. Важно и другое: в сюитах проявилась красота баховской инструментовки. Он умело сочетал разнообразные тембры инструментов.

Кантата № 21 (1713 год)

Кантаты Баха многочисленны: их сохранилось более 200, но многие утеряны. Это самая большая группа вокально-инструментальных сочинений композитора. Бо́льшая часть кантат – духовные.

Важно знать: кантатой называется вокально-инструментальное произведение для хора, солистов и оркестра.

Кантата № 21 «Умножались скорби в сердце моем» была написана в Веймаре и предназначена для исполнения в третье воскресенье после дня католической Троицы.

В либретто были использованы слова из библейских псалмов, Молитвы изгнанника (41 и 42 псалмы) и слова из Откровения Иоанна Богослова. Первая часть кантаты минорная, символизирующая глубокие страдания, боль и скорбь. Во второй части звучат радостные мелодии и вокальные партии.

Библейские тексты исполняются хором, а не речитативом. Духовный диалог ведут сопрано (символ души человека) и бас (символ голоса Бога).

Шесть сюит для виолончели соло (1717-1723 гг.)

Написаны в Кётене. Каждая сюита состоит из прелюдии, аллеманды, куранты, сарабанды, двух менуэтов (или бурре, гавотов) и жиги. Это всё французские, английские и испанские танцы.

Важно знать: термин «для виолончели соло» означает исполнение на виолончели без сопровождения, аккомпанемента. Испанский виолончелист и дирижёр Пабло Казальс считал, что Бах опережал своё время и видел технические возможности виолончели, которые в то время ещё не видел никто. Каждая из пьес отличается оригинальностью стиля и выразительностью.

Сонаты и партиты для скрипки соло (1720 год) 

Скрипичные партиты объединены с сонатами в большой опус из 6 многочастных произведений для скрипки соло (без сопровождения). За каждой сонатой следует партита, т.е. 3 сонаты и 3 партиты.

Важно знать: партита, как и соната – циклическая форма музыкального произведения, состоящая из нескольких частей (до пяти и более). Каркас партиты составляют те же танцы, что и в сюите, но прибавляются вставные номера (бурлеска, скерцо, ария и др.).

Произведение представляет собой одно из высших достижений баховского музыкального гения, в скрипичной литературе это явление уникальное. Они очень трудны для исполнения. Из современников Баха их практически никто исполнить не мог.

Концерт ре минор для двух скрипок (ок. 1730 г.)

Бах всю жизнь испытывал особое отношение к скрипке. Свою концертную деятельность в юности он и начинал как скрипач. Одно время был в должности скрипача в капелле герцога. Да и сама лиричная натура композитора была сродни скрипке.

Концерт состоит из 3 частей:

  • allegro (оживлённо);
  • largo (медленно);
  • rondo (быстро).   

Это одно из самых узнаваемых произведений Баха, оно считается одним из шедевров эпохи барокко. Во второй части струнный оркестр исполняет только аккорды, чтобы дать полную свободу солистам – двум скрипкам.

Интересные факты:

  • Мелодии концерта звучат в многочисленных саундтреках к фильмам, телешоу и видеоиграм.
  • Существует джазовая версия первой части концерта (автор – Джанго Рейнхард).
  • В 1940 г. балетмейстер Джордж Баланчин создал балет Concerto Barocco, используя музыку Баха.
  • Мелодии этого Концерта звучат в фильмах «Дети меньшего бога» (1985), «Ханна и её сёстры» (1986), «Музыка сердца» (1999).

«Хроматическая фантазия и фуга» ре минор

9.52%

Хорошо темперированный клавир

4.76%

Рождественская оратория

0%

Токката и фуга ре минор

33.33%

Гольдберговские вариации

0%

Концерт № 1 для клавира с оркестром ре минор

14.29%

Бранденбургские концерты

9.52%

Четыре оркестровые сюиты

0%

Шесть сюит для виолончели соло

4.76%

Сонаты и партиты для скрипки соло

4.76%

Концерт ре минор для двух скрипок

9.52%

Проголосовало: 21

Конспект урока музыки в шестом классе.

Тема: «Правда и красота
музыки И.С. Баха»

Цель: Показать на примере произведений
И.С.Баха, что «жизненная» правда неотделима от правды искусства, так же как
красота искусства неотделима от «жизненной» красоты.

Задачи: — формирование музыкальной
культуры, целостного представления образного строя музыки Баха;


познакомить с новыми музыкальными жанрами (токката, фуга) и стилем (полифония)
на примере произведений И.С.Баха;


закрепить и расширить представление учащихся о творчестве И.С.Баха;


научить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;


приобщение  учащихся к шедеврам западноевропейской классической музыки на
примере творчества И.С.Баха;


развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство;


развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию
относительно стиля И.С.Баха;


способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе
приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;


развивать вокально-хоровые навыки и умения;


воспитывать  эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в
музыкальных переживаниях;


эстетическое воспитание при помощи взаимосвязи различных
видов искусств;


пробудить у учащихся интерес к музыке И.С.Баха.

Ход урока:

I.                 
Организационный момент

1.     Вход с музыкой: «Скерцо из сюиты для струнных инструментов

с флейтой» И.С.Бах.

    2.
Музыкальное приветствие.

II.              
Повторение
пройденного:

1.     Беседа по прослушанному материалу
(разбор музыкального произведения «Шутка» И.С.Баха)

— Как называется произведение, которое сейчас прозвучало?
Кто автор того произведения? Какие чувства, настроения выражены в музыке?
Почему композитор назвал произведение «Шуткой»?

— Рассмотрите нотную запись. Что помогает придать ему
шутливый характер? (тембр, темп, лад) (слайд № 1):

— Действительно, для того, чтобы передать шутливый,
искрящийся характер музыки, Бах избрал достаточно быстрый темп, и его «Шутка»
исполнить не так-то просто – с ней может справиться только настоящий виртуоз (исполнение
«Шутки» учащейся 6-го класса).

— В «Шутке» Баха благодаря флейте достигается
изящно-юмористическое звучание. Вообще там, где требуется легкость, изящество и
грация, часто «царит» флейта.

Изысканность
и прозрачность
тембра в сочетании с присущим для флейты высоким
регистром
и быстрым темпом, придают флейте грациозное остроумие.

— Вспомните, какое музыкальное произведение называется
сюитой?

Сюита – музыкальное произведение (оркестровое, инструментальное
или вокально-хоровое), которое состоит из нескольких контрастных по характеру и
содержанию частей.

2.     Симфонический
оркестр.

— К какой группе инструментов относится флейта (деревянные
духовые)? Давайте вспомним, какие еще группы инструментов входят в состав
симфонического оркестра (слайд № 2):

— Современный симфонический оркестр включает четыре группы
инструментов:


деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, фагот);


медные духовые (труба, валторна, тромбон, туба);


струнные смычковые (скрипка, альт, виолончель, контрабас),


ударные (литавры, ксилофон, колокола, барабаны, тарелки и т.д.);


дополнительно в состав оркестра входят рояль, арфа, челеста и др.

3.
Орган.

         —
Но существует величественный и могучий музыкальный инструмент, с которым трудно
соревноваться даже большому симфоническому оркестру.


Как называется этот инструмент? (орган) (слайд № 3):

    


Орган (латинское
organum, от
греческого
organon – орудие,
инструмент) – духовой клавишный инструмент сложного устройства
(слайд № 4):

Он
состоит из труб, механизма для нагнетания воздуха и кафедры.

В
кафедре находится мануал – клавиатура у органа. Их несколько – от двух до семи,
и расположены они перед исполнителем террасами. Играют на нем как на
фортепиано, нажимая на клавиши. При нажатии клавиши открывается клапан у трубы,
и поток воздуха создает красивый звук.

Существует
особая клавиатура – для ног, с помощью которой издаются самые низкие звуки. Это
32 педали, на которых играют носком и каблуком.

Рычаги
переключения регистров находятся на пульте, и, чтобы справиться с ними во время
игры, органист зачастую прибегает к помощи ассистентов.

— Внешний вид органа  сложился под влиянием стиля барокко
(итал.
Barocco, буквально –
«причудливый, вычурный») — замысловатый и вместе с тем величественный и
торжественный. Несмотря на свой более чем почтенный возраст, этот инструмент до
сих пор остается непревзойденным.

III. Тема урока: «Правда и красота музыки Иоганна Себастьяна Баха»

— Одним из самых замечательных органистов, непревзойденным
исполнителем – виртуозом и знатоком клавишных инструментов был И.С.Бах.
«Князь
клавесинистов и король органистов», так титуловали современники его еще при
жизни».

Тема нашего сегодняшнего урока: «Правда и красота
музыки И.С.Баха»
(слайд № 5):

Цель: Сегодня мы с вами
продолжим знакомство с творчеством композитора; попробуем понять, в чем правда
и красота его музыки; познакомимся с новыми понятиями: токката, фуга и
полифония.

IV. И.С. Бах

— Наследие композитора включает в себя произведения разных
жанров: и светских, и церковных. Среди них мессы, кантаты, хоралы, произведения
для органа, клавира, вокальные сочинения, пьесы для детей – всего более 300
музыкальных произведений (слайд № 6):

«Если
с высоты более чем двух столетий мы глядим на музыку Баха, она нам кажется
грандиозным фундаментом, на котором базируется все музыкальное творчество
нового и новейшего времени, включая и нашу действительность…»                           
Д.Б. Кабалевский

— Но в свое время, в XVIII веке, Бах не считался крупным композитором, и при его жизни было
опубликовано совсем мало  произведений.

С
одной стороны произведения И.С. Баха были сложны для слушателей – в то время
начиналась популярность гамофоно-гармонической музыки. Один тогдашний критик
вынес ему приговор: «В его произведениях нет естественности, красота
затемняется слишком большим искусством»
.

В
тоже время музыка И.С.Баха была естественна в выражении чувств: яркая, живая,
волнующая, она
возвышала и вносила любовь не только к Всевышнему, но
и простому человеку.
А это не
соответствовало господствовавшим в ту пору нормам средневековой церкви. При
жизни музыканта его обвиняли в том, что его музыка слишком сложна и в то же
время слишком народна, что он мешает верующим сосредоточиться в религиозном
настроении

Но
Бах продолжал писать такую музыку, которую подсказывало ему его сердце, —
человечную, одухотворенную живыми мыслями и глубокими чувствами, свободную от
церковных ограничений. Бах стремился своей музыкой пробудить живые
человеческие чувства.
 

V. «Токката и фуга ре минор»

1. Слушание и анализ музыкального произведения: (слайд
№ 7):

— Сейчас мы будем слушать произведение И.С.Баха «Токката и
фуга ре минор». Обратите внимание на то, как музыкальный образ фуги
взаимосвязан с образом токкаты.

(просмотр
видеофрагмента)

         —
Какой музыкальный образ отражает музыка? Дайте ему характеристику (сильный,
восторженный, гордый, яркий). Какое настроение создает произведение? Какие
чувства и мысли вызывает у вас эта музыка?

Спокойствие
они несут или напряжение?  Радость или драматизм? Мягкость, нежность или
энергию, мятежность? — Как звучала музыка  в начале? То происходило дальше? Что
изменялось? По какому принципу разворачивается образ (контраст, повторение,
вариативность)?

-Как музыкальный образ фуги связан с образом токкаты? Какие
особенности связывают эти произведения в двухчастный цикл? (
Музыка
токкаты яркая, драматичная, подобная бурной реке. А фуга звучит лирично,
изящно
).

В
дальнейшем токката стала прелюдией к фуге. Прелюдия – небольшая пьеса, служащая
обычно вступлением к следующей пьесе и связанная с ней общностью настроения.

2. Токката:

         —
«Токката и фуга ре минор», как видно из названия состоит из двух частей, двух
циклов: токкаты и фуги (слайд № 8) :

Токката
(с итал. «прикосновение, удар») – виртуозная  музыкальная пьеса
импровизационного характера, как правило, для клавишных инструментов.

— Рассмотрите нотную запись вступления и двух тем токкаты.
Можно ли п внешнему виду нотной записи Токкаты сказать, что в рисунке тоже есть
некая причудливость?

Для
токкаты
 характерно быстрое, четкое движение равномерными
короткими длительностями;
импровизационная
смена эпизодов; стремительный темп характера движения.

(повторное слушание «Токкаты ре минор»)

— Какие чувства вызывает эта музыка? Какой образ возникает? Как
звучит начало токкаты? Есть ли в токкате противопоставление  контрастных
образов? На принципе контрастного развития основан импровизационный характер
токкаты.

3.     Фуга и полифония:

Фуга
– (с лат. и итал. – «бег, быстрое течение») – в ней голос – тема – начинается в
одном регистре, затем тема переходит в другой регистр, потом в следующий. И при
этом первый голос не прерывается, а продолжается во втором и третьих голосах.

Условно
это можно изобразить в графике следующим образом (слайд № 9):

Проследите по
графической записи  за появлением темы в разных голосах .

Голоса вступают друг за другом, как бы догоняя и отвечая
друг другу, то расходясь, то встречаясь, то сплетаясь и звуча вместе. Причем все
они одинаково важны – нет разделения на главный голос и аккомпанемент.

Такой тип музыки называется  полифонией. Полифония
– (от греч.
poly
«много»,
phone — «звук»)-
вид многоголосия, где все голоса ведут свои самостоятельные, одинаково
выразительные мелодии.

Вершиной полифонического искусства является фуга –
многоголосное полифоническое произведение, сочиненное по особым, очень строгим
правилам. В основе лежит яркая, хорошо запоминающаяся музыкальная тема, которая
последовательно звучит в разных голосах
(слайд
№ 10)
:

И.С.Бах
говорил о полифонических произведениях:
«Каждый
голос в сочинение – это личность, а многоголосное сочинение – беседа между
этими личностями, и надо ставить за правило, чтобы каждая из личностей говорила
хорошо и вовремя, а если не имеет что сказать, то лучше бы молчала и ждала,
пока не дойдет до нее очередь».

         —
Вслушайтесь в звучание музыки, проследите за развитием главной мелодии и попытайтесь
услышать беседу в звучании фуги.

(повторное
слушание «Фуги ре минор»)

-Услышали ли вы в фуге «беседу личностей»? О чем же «идет
беседа» в фуге? Какой образ рисует композитор в этом произведении? Что помогает
«звучать» голосам в согласии друг с другом? (гармония)

Полифония
– гармоническое слияние воедино нескольких самостоятельных мелодий, идущих в
нескольких голосах одновременно.

4.     Картина  М.Чюрлёниса «Фуга»

М. Чюрлёнис – литовский художник и композитор мечтал создать
новый вид искусства –
«зримую музыку»,
где органично сливались бы музыкальные формы и их изобразительный аналог. Мечта
воплотилась в серии работ, имеющих музыкальные названия. «Фуга» — одна из них.

         Сравните
картину художника и произведение И.С. Баха. Что в них общего? Какие особенности
живописи помогают понять принципы развития темы в музыке?

VI.  Обобщение пройденной темы:

         — В чем заключается правда и красота
музыки И.С.Баха? Что хотел сказать своей музыкой композитор? 


Правда и красота музыки Баха
в том, что она живая, глубокая,
человечная. В ней передаются разные чувства людей. Она многокрасочная: и
радостная, и печальная, и сосредоточенно-задумчивая, и стремительная, и
трагическая, и полная юмора. Она глубоко человечна – в ней много живых
человеческих чувств. И каждый слышит в этой музыке что-то свое, близкое и
понятное только ему одному.

VII. Вокально-хоровая работа (разбор
песни «Живет на свете красота» муз. Ю.Антонова, сл. М.Пляцковского)

1.     Постановка дыхания – дыхательные упражнения.

2.     Распевание.

3.     Работа над песней (слайд № 11):


Песня, которую мы с вами разучиваем, тоже о красоте, о красоте в природе, во
всем мире. Написали ее композитор Ю. Антонов и поэт М.Пляцковский.

         а)
пение по нотам «про себя» («в уме»);

б) пение музыкальных фраз под аккомпанемент и без него на

    гласный звук;

в) отработка вокально-певческих навыков:

— ритмическая точность пропевания коротких и длинных звуков    

  (прослеживание ритма по нотной записи);

— плавное звуковедение и работа над кантиленностью пения;

— работа над звуком «с» — произносится с тенденцией к
снижению  

  громкости звучания, гласный перед «с» тянется;

— точное интонирование (Какие вы услышали
интонации; проследите,

 
как они развиваются, куда движутся?
);

— четкое и короткое произношение согласных звуков в конце
фраз

(Что, по-вашему, необходимо сделать, что бы при
исполнении

произведения
было понятно каждое слово?
);

— проработка дыхания (Когда вы будете брать дыхание?);

— низкие звуки петь мягче и спокойнее («споем красивым
звуком»).

г) исполнение песни целиком.

Какой
образ показали в своем произведении поэт и композитор? Какой характер у мелодии
этой песни? В каком темпе ее нужно исполнять?

VIII. Подведение итога урока:

Что вам понравилось сегодня на уроке? Какое впечатление
произвела на вас музыка И.С.Баха? Какие произведения мы сегодня слушали? С
какими новыми жанрам и стилем познакомились? Объясните понятия «полифония» и
«фуга».

IX. Домашнее задание: Попробовать передать
в рисунке полифоническую форму. Найти  полифонические пласты в стихотворении
А.Блока

«Свирель
запела на мосту».

Композитор

Жанр

Страна

Германия

Иоганн Себастьян Бах / Johann Sebastian Bach

Если принять во внимание состав немецкого оркестра, многоликость жанров и разнообразие форм музыкальной жизни в эпоху Баха, то трудно окажется четко разграничить его оркестровое и камерное творчество. Он досконально знал оркестр, будучи сам великолепным дирижером. Современники свидетельствуют о его высоких волевых качествах, методичности, умении воодушевить оркестр, о его несравненном искусстве аккомпанемента (в то время дирижер управлял оркестром сидя за чембало и исполняя партию continuo). Эта сторона деятельности Баха достигла полного расцвета в кётенский и лейпцигский период, когда он создал свои сюиты (увертюры) и Бранденбургские концерты.

Бах написал для оркестра пять сюит, или, как сам он их называл, — увертюр. Две (C-dur и h-moll) созданы в начале 20-х годов, две (обе в D-dur) между 1727 и 1736 годами. В этих произведениях сказались творческие воздействия, идейные влияния и жизненные предпосылки очень различного характера. Бах следовал традициям старинной немецкой партиты XVII столетия и в то же время усваивал богатый опыт французской инструментальной школы.

В первых сюитах он не мог вовсе отвлечься от форм музицирования, вкусов и запросов, сложившихся при кётенском дворе; в поздних он, видимо, ориентировался на лейпцигские «Collegium musicum» (время создания пятой сюиты g-moll точно не установлено). Многое преемственно связано с реалистичным, грубовато-жанристским искусством Stadtpfeifereien. В то же время, особенно во второй и четвертой сюитах, почти жеманная грация некоторых образов и ювелирно-тонкое изящество письма, подбор большинства танцев — бурре, менуэт, гавот, рондо, — даже названия отдельных пьес: «Badinerie» («Шалость»), «Rejouissance» («Веселье») — навеяны французской музыкой. Все это отвечало новым тогда в Германии эстетическим воззрениям. Поздний немецкий классицизм XVIII века шире смотрел на вещи, чем Готшед и его школа. «Грация — это разумно приятное», — формулировал Иоганн Винкельман. Бах, при всей глубокой серьезности, свойственной его художественной натуре, отнюдь не был чужд этому девизу. В точке пересечения двух тенденций возникла оркестровая сюита — удивительный синтез народности и почти галантного светского стиля; добротной немецкой выделки и французского остроумия. Как и в Крестьянской кантате, композитор не претендует здесь на возвышенное и простодушно вводит нас в опоэтизированную сферу праздничного быта.

Каждая из сюит открывается внушительной увертюрой, построенной на французский манер: фугированное Allegro является в контрастном обрамлении гомофонных построений массивной аккордовой фактуры. Это не только торжественный и пышный фронтон здания (баховское «барокко»), но, как свидетельствует об этом наименование жанра, данное композитором (увертюра), — «тяжелая доля» всей композиции. Музыка полна концертного блеска и мужественной силы, как справедливо замечает Леопольд Стоковский. Органичность монументальной увертюры сменяется пестрой рассредоточенностью оттеняющих друг друга малых частей. Здесь раскрывается область «разумно приятного» -— вереница танцев или характерных миниатюр. Число частей в сюите варьирует: то семь (первая, вторая), то пять (третья, четвертая, пятая). Бах окончательно покидает схему старой партиты: как воспоминание, от нее остались лишь куранта в первой сюите, сарабанда — во второй, жига — в третьей. Весь замысел скорее близок Генделю — его оперным балетам или «Музыке на воде». На авансцене — гавоты и менуэты, полонезы и рондо, форланы и пасспье. В прекрасных ариях третьей и пятой сюит посреди беспечного веселья возникают проникновенно-лирические интермедии. «Шутка» второй сюиты, «Веселье» четвертой, «Турнир» и «Каприччио» пятой воспринимаются как жанрово-характерные сценки, пикантные, грациозные, юмористические. Недаром именно на них не столько завершаются, сколько обрываются циклы Второй, Четвертой, Пятой сюит. Музыка могла бы кончиться раньше или продолжаться еще и еще…

В этих поэтических контрастах величественного и беспечного, тяжеловесного и грациозного, грубовато-повседневного и одухотворенно-мечтательного (арии) нам слышатся первоистоки Гайдна и Моцарта, Бетховена и Шуберта, Шумана и Брамса. Но сюиты весьма примечательны и в другом отношении: в них сказалась красота баховской инструментовки.

Еще А. Н. Серов проницательно указал на свойственное мастеру умение «с красотою сочетаний мелодико-гармонических соединить характерность разнообразных тембров в инструментах, сопровождающих пение или выступающих в формах, похожих на будущие симфонические». Тогда в Германии это было целым откровением для инструментальной музыки; позже, в XIX веке, оно стало предметом изучения и подражания в других странах; наконец, это остается нормой художественно-прекрасного для многих музыкантов наших дней. Каждая сюита одета в свой инструментальный наряд, созвучный ее поэтическому замыслу. Первая — камерного плана, близка стилю клавирных французских сюит; ее исполняет оркестр в составе смычковых, continuo и духовых (два гобоя и фагот, юмористически концертирующие во втором бурре). Во второй сюите Бах на мгновение предстает перед нами Франсуа Купереном или Ватто. Здесь инструментовка совсем легка, тембровый колорит нежно-певуч. К струнным присоединена флейта, восхитительно солирующая в полонезе-дубль. Третья и четвертая сюиты задуманы в иной, терпко-реалистической немецкой манере. В самом их тематизме нарочито резкий, грубоватый акцент сделан на народно-бытовом нюансе. Лейпцигский мастер как бы возрождает к новой жизни старые демократические традиции городских музыкантов, к которым принадлежали многие его сородичи — тюрингские Бахи. Отсюда — другой оркестр, массивный, даже грузный: кроме струнных и continuo, два гобоя, три трубы, литавры, а в четвертой сюите к ним присоединены еще третий гобой и фагот (духовые концертируют со струнными и соло). На этом фоне, густом и блестящем, знаменитая ария третьей сюиты всплывает в прозрачном и светлом звучании струнных как контрастный образ невозмутимо-спокойной, упоительно чистой красоты. Здесь Бах вовсе снимает духовые и останавливает свой выбор на струнном ансамбле (скрипки, альт) и basso continuo (клавир).

Оркестровые сюиты принадлежат к популярнейшим произведениям симфонического репертуара, а ария соль мажор любима, вероятно, не сотнями тысяч, но миллионами слушателей.

К. Розеншильд

реклама

вам может быть интересно

  • В начале встречи как пишется
  • В начале века как пишется
  • В начале было слово как пишется
  • В начале августа как пишется
  • В начале 20 столетия композиторы проявляли повышенный интерес к сказке