В народных традициях пословицах сказках литературных произведениях воплотились

­Пример сочинения 1

Как многие из нас знают фольклор это не только стихи или рассказы. В этом есть своя изюминка, здесь театральные представления и так далее. Все эмоции очень ясно передаться, эмоциями, жестами и даже интонацией голоса.

Путь нашего народа был очень длинным. Фольклор накапливался в истории нашего народа. Именно он отличается от всех видов творчества своим разнообразием, и богатым наследием. Здесь мы можем найти очень много сказок, пословиц и поговорок, песен, и так далее, и этот список далеко не полный. Кроме всех этих разновидностей жанров, которые, по сути, могут присутствовать в любом творчестве.

Народный фольклор имеет свои уникальные и творческие жанры. Это, конечно же, загадки и пословицы. Они присуще не только для нашего народа, но и для любой точки мира. В любом городе можно услышать какую-то особенную местную поговорку. Таких много, и даже некоторые люди любят коллекционировать эти жемчужины народного жанра.

Но существует и фольклор присущий только определенной стране. Это очень любопытная тенденция. Так, допустим, русским принадлежит большее количество частушек. Первая частушка написана на этой земле, и этот жанр целиком и полностью принадлежит русскому народу. А вот украинскому народу принадлежат думы. Это очень интересные произведения, которые нравятся разным народам.

Такую значимость фольклор имеет благодаря тому, что в нем отображаются различные народные традиции. Это очень важно унаследовать, ведь каждый хочет знать, что было до него. Все это передается из поколения в поколение, и каждый народ это свято бережет.

Хранить фольклор своих предков очень важно, важно его знать и уважать.


Пример сочинения 2

Устное творчество нашего народа представляет собой неисчерпаемый источник духовного богатства, огромную культурную и литературную сокровищницу украинского языка. На мой взгляд – это необычайное достояние, без которого невозможно представить себе становление и полноценное развитие современной литературы. И если бы у кого-то появились сомнения относительно самобытности украинской культуры, лучшим ответом стала бы творчество нашего народа.

Еще наши предки, когда создавали пословицы и поговорки, стремились отразить в них всю накопленную мудрость и передать ее в таком виде будущим поколениям. В древности люди жили в полной гармонии с природой, поэтому они устраивали праздники и сочиняли песни, провожая или встречая любое время года. Например, ожидая прихода весны, девушки собирались за селом на выгоне, и пением и танцами пытались привлечь внимание и ускорить приход весны.

В народном фольклоре присутствовали и религиозные мотивы, ведь в древности почти все наши предки были верующими. Для них существовало много великих праздников, которые тоже слагались песни, поговорки и пословицы.

Одним из таких праздников было, да и остается по ныне Рождество Христово. На этот праздник молодежь ходила по домам соседей и родственников и пела им колядки. Такая традиция существует и поныне, но сегодня праздник Рождества отмечается чаще в селах, а вот в крупных городах колядки почти не поют.

Несмотря на то, что большинство людей в древности были малообразованными, не могли учиться и ходить в театры, все они стремились к распространению своих знаний, к повышению культурного уровня и развития духовности. Подтверждением тому тоже может быть украинский фольклор, который в определенное время дополнили еще и загадки. Это было хорошее средство интеллектуального развития человека.

Украинский народ по праву считается одним из самых певучих в мире. Видимо поэтому в украинском народном творчестве очень много разнообразных лирических песен. Для каждого праздника, о каждом примечательном событии и о каждом выдающемся человеке сложено много песен. Были песни о любви и о работе, о счастье и тяжелую судьбу, песни казачьи и обрядовые песни. Без этих песен невозможно представить украинский фольклор, без них невозможно представить жизнь украинского народа.

В широком понимании фольклор – это творчество, характерная для начального этапа становления украинской литературы, самая ценная ее неотъемлемая часть. Какие-то фольклорные произведения забываются, а какие дошли до нашего времени почти без изменений. И я считаю, что сейчас еще не поздно приложить усилия сохранить устное народное творчество и передать ее нашим потомкам. Ведь в фольклоре отражено много выдающихся исторических событий, отношение к ним народа. И если мы потеряем прошлое, отраженное в песнях и других народных произведениях, мы навсегда потеряем связь с нашими предками и откажемся от будущего.

Народная мудрость, которая накапливалась веками, может помочь нам избежать многих проблем в будущем. Если бы мы больше интересовались народным творчеством, мы бы имели возможность расширить свой кругозор и поднять свою духовность на более высокий уровень. Заинтересованность людей устным народным творчеством, его мудростью и красотой, способствует росту уровня национального самосознания, которого сейчас нам, к сожалению, очень не хватает.


Пример сочинения 3

Как многие из нас знают фольклор это не только стихи или рассказы. В этом есть своя изюминка, здесь театральные представления и так далее. Все эмоции очень ясно передаться, эмоциями, жестами и даже интонацией голоса.

Путь нашего народа был очень длинным. Фольклор накапливался в истории нашего народа. Именно он отличается от всех видов творчества своим разнообразием, и богатым наследием. Здесь мы можем найти очень много сказок, пословиц и поговорок, песен, и так далее, и этот список далеко не полный. Кроме всех этих разновидностей жанров, которые, по сути, могут присутствовать в любом творчестве.

Народный фольклор имеет свои уникальные и творческие жанры. Это, конечно же, загадки и пословицы. Они присуще не только для нашего народа, но и для любой точки мира. В любом городе можно услышать какую-то особенную местную поговорку. Таких много, и даже некоторые люди любят коллекционировать эти жемчужины народного жанра.

Но существует и фольклор присущий только определенной стране. Это очень любопытная тенденция. Так, допустим, русским принадлежит большее количество частушек. Первая частушка написана на этой земле, и этот жанр целиком и полностью принадлежит русскому народу. А вот украинскому народу принадлежат думы. Это очень интересные произведения, которые нравятся разным народам.

Такую значимость фольклор имеет благодаря тому, что в нем отображаются различные народные традиции. Это очень важно унаследовать, ведь каждый хочет знать, что было до него. Все это передается из поколения в поколение, и каждый народ это свято бережет.

Хранить фольклор своих предков очень важно, важно его знать и уважать. Сочинение на тему народная мудрость в произведениях устного творчества русского фольклора.


Пример сочинения 4Устное народное творчество, фольклор – это источник вековой народной мудрости. В этом утверждении заключена неоспоримая истина, ведь свое начало народное творчество берет еще с глубокой древности. Народный фольклор отражал опыт предыдущих поколений, его несли из уст в уста, поскольку письменность в те далекие времена была не распространена.

Все сферы жизни наших предков нашли свое оригинальное отражение в фольклоре. Именно поэтому устное народное творчество имеет такое богатое жанровое разнообразие. Это приметы, загадки, всеми любимые пословицы и поговорки, сказки и суеверные рассказы, шутки-прибаутки и анекдоты, колыбельные и частушки, баллады и былины, предания и легенды, исторические и лирические песни, семейно-бытовая и календарная обрядовая поэзия и даже целые драматические произведения. Каждому жанру присущи свои уникальные особенности и традиционно выверенный способ выражения и передачи. Многие жанровые виды фольклора включают в себя элементы театрализации и предполагают исключительно живое исполнение, что наполняет их новыми красками, обогащает душевностью каждого исполнителя в частности и последующего поколения в общем. Но при этом основная идея, ведущий замысел, общепринятый моральный и поучительный стержень, эстетическое оформление остаются неизменными. Все это возможно благодаря крепкой и неразрывной связи устного творчества с многовековыми традициями.

Такая особенность фольклора делает его близким и понятным любому человеку, независимо от возраста, пола и социального статуса. Даже в младенческом возрасте люди способны воспринимать интонационное, звуковое, речевое и смысловое богатство фольклора, которое, несомненно, влияет на их эмоциональное развитие и мозговую деятельность. Простота и завершенность форм, обобщенность образов, возможность легкого воспроизведения – эти качества народного творчества близки по своей природе к творчеству детей, и поэтому им так нравятся. По произведениям русского народного творчества современному взрослому поколению легко узнать и понять, как и чем жили наши далекие предки, какие проблемы их беспокоили и как они учились их решать. В фольклорных произведениях заключены многолетние наблюдения, воспроизведены традиции и обряды народа, выражена общая оценка жизни и коллективное мнение. Весь фольклор пронизан истинными жизненными ценностями, морально-этическими установками и благими поучениями.

Русское устное народное творчество – это колоссальный кладезь мудрости предков, их духовно-образовательный светоч, альманах морально-этических правил и надежный проводник культуры для нынешнего и последующих поколений в современном мире.

  • Как многие из нас знают фольклор это не только стихи или рассказы. В этом есть своя изюминка, здесь театральные представления и так далее. Все эмоции очень ясно передаться, эмоциями, жестами и даже интонацией голоса.
    Путь нашего народа был очень длинным. Фольклор накапливался в истории нашего народа. Именно он отличается от всех видов творчества своим разнообразием, и богатым наследием. Здесь мы можем найти очень много сказок, пословиц и поговорок, песен, и так далее, и этот список далеко не полный. Кроме всех этих разновидностей жанров, которые, по сути, могут присутствовать в любом творчестве.
    Народный фольклор имеет свои уникальные и творческие жанры. Это, конечно же, загадки и пословицы. Они присуще не только для нашего народа, но и для любой точки мира. В любом городе можно услышать какую-то особенную местную поговорку. Таких много, и даже некоторые люди любят коллекционировать эти жемчужины народного жанра.
    Но существует и фольклор присущий только определенной стране. Это очень любопытная тенденция. Так, допустим, русским принадлежит большее количество частушек. Первая частушка написана на этой земле, и этот жанр целиком и полностью принадлежит русскому народу. А вот украинскому народу принадлежат думы. Это очень интересные произведения, которые нравятся разным народам.
    Такую значимость фольклор имеет благодаря тому, что в нем отображаются различные народные традиции. Это очень важно унаследовать, ведь каждый хочет знать, что было до него. Все это передается из поколения в поколение, и каждый народ это свято бережет.
    Хранить фольклор своих предков очень важно, важно его знать и уважать.
    Сочинение на тему народная мудрость в произведениях устного творчества русского фольклора (сказках, былинах)

  • Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английскогоfolklore — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокойдревности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все своизнания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение ив творчестве.
    Стоит отметить, что фольклор это не только искусствослова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации —жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняютсявживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони илибалалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Такимобразом, устное народное творчество органично соединяет в себехарактерные особенности не
    скольких видов искусств.
    Благодарядлительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображениесамые разные стороны жизни народа. Фольклор отличается жанровымбогатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки,календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды,предания, а также баллады, исторические и лирические песни,драматические произведения, частушки, детский фольклор.
    Кроме общихжанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждогонарода есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинскомнародном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственныхрусскому фольклору частушек и былин.
    В фольклоре очень большоезначение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многихстолетий сохраняется относительная устойчивость “словесного текстанапева и характера исполнения”, сюжетных линий и героев, выразительныхсредств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передаетсябез существенных изменений. В результате такого подхода, по записям,сделанным собирателями фольклора в XVII–XIX веках, можно составитьпредставление о былинах XI–XIII столетий или об исторических песнях,сложенных 500–600 лет назад.
    Устное народное творчество является нетолько ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важноепознавательное и эстетическое значение.

  • Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folklore — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.
    Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности не
    скольких видов искусств.
    Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа. Фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор.
    Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
    В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость “словесного текста напева и характера исполнения”, сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII–XIX веках, можно составить представление о былинах XI–XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500–600 лет назад.
    Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.

  • Устное народное творчество, или иначе говоря народный фольклор, зародилось в те времена, когда не было книг и полученные знания передавались из поколения в поколение на основе личного опыта и рассказов. Эти рассказы часто принимали вид поучительной сказки, былины, предания, песни или даже пословицы, в которой говорилось что следует делать, а чего следует избегать.
    Причем наши далекие предки отлично понимали, что лучше всего откладывается в памяти не зубрежка из-под палки, а информация поданная в виде игры, шутки-прибаутки. Сейчас подобные методики часто используются и в школах.
    Казалось бы скажи опытный человек молодому, что вот так поступать нельзя, потому что будет то-то и то-то, и молодой все поймет и запомнит. Как бы не так, такой совет не продуктивный, потому что не может заинтересовать того, кому дается. А вот сказанное в виде пословицы меткое замечание будет постоянно вертеться в памяти и в трудную минуту удержит человека от ошибки.
    Эти и прочие пословицы заставляют не только улыбнуться, но и подумать, почему именно так, а не иначе.
    Точно такая же ситуация в народных преданиях и сказках, в которых в занимательной форме зашифрована мудрость народа. Ведь не зря у каждой сказки есть мораль, урок, доступный пониманию добрым молодцам. Русские сказки учат человека добру, умению не унывать и находить выход в любой ситуации, учат, что дружба самое важное на свете, и что для настоящей любви нет никаких преград.
    Интересно, что даже погодные наблюдения, приметы, наши предки облекали в легко запоминающуюся форму пословиц:
    Народная мудрость бесконечна и она не пропадает с течением времени, она сохранилась в виде народного фольклора, устного народного творчества.

  • Устное народное творчество это художественные произведения созданные народом.Люди создающие такие произведения увлечены устным творчеством которое основано на вековых традициях.Устное  народное творчество  мы можем наблюдать в сказках,поговорках,пословицах,загадках,песнях.Устное народное творчество называют фольклором в переводе с английского языка означает folklore-сочетание двух терминов folk-народный и lore-знание,мудрость.Вот и получается название народная мудрость.Золотое правило нравственности -“не поступай по отношению к другим так,как ты не хотел бы,чтобы они поступали по отношению к тебе”.Золотое правило нравственности -одна из древнейших нравственных заповедей,содержащаяся в народных пословицах,поговорках,в высказываниях мудрецов,В религиозных проповедях:не делай другим того,чего не хочешь,чтобы причинили тебе.Кто добру учится.добром и живёт.Не плюй в колодец -пригодится воды напиться.Не рой другому яму-сам в неё попадёшь.В чужом глазу соломинку видит,в своём-бревно не приметил.Пословицы и поговорки являются поучительными элементами творчества народа.мудрость поколений многому может научить.Народная мудрость в произведениях устного народного творчества былины сказы или сказания являются произведениями сочетающие литературный и музыкальный аспект.Очень часто их исполняли бродячие сказатели.Благодаря таким произведениям можно изучать историю народа.Хотя сюжет или образы главных героев могут сильно приукрашены основная мысль или ход исторических событий остаются неизменным.Одним из главных достояний русского фольклора считается “слово о полку игореве”.Во всех жанрах можно встретить ассоциации помогающие понять почему возникли некоторые фразы используются в разговорной речи.Богатыри на Руси считались крепкими как дубы,добрых молодцев сравнивали с орлами,а красну девицу с лебёдушкой или голубкой.всё народное творчество возникло ещё в давние времена,мудрость народа до сих пор живёт в его песнях,частушках,анекдотах,сказках которые мы читаем рассказываем используем поговорки так как в этих произведениях живёт мудрость нашего народа.При создании пословиц,поговорок участвовал весь народ,они несут в себе глубокую мысль  и идею сложенную веками целым народом на основании наблюдений оценки жизни и её событий-это народная мудрость.

  • Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского
    folklore — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой
    древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои
    знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и
    в творчестве.
    Стоит отметить, что фольклор это не только искусство
    слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации —
    жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются
    вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или
    балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким
    образом, устное народное творчество органично соединяет в себе
    характерные особенности не
    скольких видов искусств.
    Благодаря
    длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение
    самые разные стороны жизни народа. Фольклор отличается жанровым
    богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки,
    календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды,
    предания, а также баллады, исторические и лирические песни,
    драматические произведения, частушки, детский фольклор.
    Кроме общих
    жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого
    народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском
    народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных
    русскому фольклору частушек и былин.
    В фольклоре очень большое
    значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих
    столетий сохраняется относительная устойчивость “словесного текста
    напева и характера исполнения”, сюжетных линий и героев, выразительных
    средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается
    без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям,
    сделанным собирателями фольклора в XVII–XIX веках, можно составить
    представление о былинах XI–XIII столетий или об исторических песнях,
    сложенных 500–600 лет назад.
    Устное народное творчество является не
    только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное
    познавательное и эстетическое значение.

  • Устное народное творчество, фольклор – это источник вековой народной мудрости. В этом утверждении заключена неоспоримая истина, ведь свое начало народное творчество берет еще с глубокой древности. Народный фольклор отражал опыт предыдущих поколений, его несли из уст в уста, поскольку письменность в те далекие времена была не распространена.
    Все сферы жизни наших предков нашли свое оригинальное отражение в фольклоре. Именно поэтому устное народное творчество имеет такое богатое жанровое разнообразие. Это приметы, загадки, всеми любимые пословицы и поговорки, сказки и суеверные рассказы, шутки-прибаутки и анекдоты, колыбельные и частушки, баллады и былины, предания и легенды, исторические и лирические песни, семейно-бытовая и календарная обрядовая поэзия и даже целые драматические произведения. Каждому жанру присущи свои уникальные особенности и традиционно выверенный способ выражения и передачи. Многие жанровые виды фольклора включают в себя элементы театрализации и предполагают исключительно живое исполнение, что наполняет их новыми красками, обогащает душевностью каждого исполнителя в частности и последующего поколения в общем. Но при этом основная идея, ведущий замысел, общепринятый моральный и поучительный стержень, эстетическое оформление остаются неизменными. Все это возможно благодаря крепкой и неразрывной связи устного творчества с многовековыми традициями.
    Такая особенность фольклора делает его близким и понятным любому человеку, независимо от возраста, пола и социального статуса. Даже в младенческом возрасте люди способны воспринимать интонационное, звуковое, речевое и смысловое богатство фольклора, которое, несомненно, влияет на их эмоциональное развитие и мозговую деятельность. Простота и завершенность форм, обобщенность образов, возможность легкого воспроизведения – эти качества народного творчества близки по своей природе к творчеству детей, и поэтому им так нравятся. По произведениям русского народного творчества современному взрослому поколению легко узнать и понять, как и чем жили наши далекие предки, какие проблемы их беспокоили и как они учились их решать. В фольклорных произведениях заключены многолетние наблюдения, воспроизведены традиции и обряды народа, выражена общая оценка жизни и коллективное мнение. Весь фольклор пронизан истинными жизненными ценностями, морально-этическими установками и благими поучениями.

  • Фольклор

    Сочинение по произведению на тему: Устное народное творчество

    Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folk-1оге — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.
    Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности нескольких видов искусств.
    Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор.
    Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
    В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость «словесного текста напева и характера исполнения», сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII—XIX веках, можно составить представление о былинах XI—XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500—600 лет назад.
    Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.
    folklor/folklor10
    История народа и законы развития языка. Вопросы метода в языкознании. Как написать школьное сочинение. Книжные предисловия – сборник сочинений и эссе по литературе

  • «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, — говорившиеся нараспев, под звон струн, — о славных подвигах богатырей, защитников земли народа – героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
    Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».[1]
    Слова А. Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть фольклора. Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываемся мы и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе
    Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор — это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, художественное словесное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.
    Русский героический эпос (былины) – замечательное наследие прошлого, свидетельство древней культуры и искусства народа. Он сохранился в живом устном бытовании, возможно, в первоначальном виде сюжетного содержания и главных принципов формы. Свое название былина получила от близкого по смыслу слова «быль». Это означает, что былина рассказывает о том, что некогда происходило на самом деле, хотя и не все в былине правда. Былины записаны от сказителей (часто неграмотных), воспринявших их по традиции от прежних поколений.
    Былина – старая песня, и не все в ней бывает понятно, рассказывается она неторопливым, торжественным тоном. Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей. Например, былины о Вольге Буслаевиче, победителе царя Салтана Бекетовича; о герое Сухмане, победившем врагов – кочевников; о Добрыне Никитиче. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко и обижают не доверяющие им князья. Рассказанные детям былины учат их уважать труд человека и любить свою родину. В них объединился гений народа.
    В течение всей жизни фольклор помогает человеку жить, работать, отдыхать, помогает принимать решения, а также бороться с врагами, как показывалось выше на примерах.
    По своей специфике фольклор является самой демократичной формой искусства, и при любых обстоятельствах – мир ли на земле или война, счастье или горе, фольклор остается устойчивым, а также активным.

  • СРОЧНО напишите сочинение на тему народная мудрость в произведениях устного народного творчества 400-600 слов

    Ответы:

    Из давних времён берёт своё начало фольклор – или народное творчество. Не умея писать и читать, в те далёкие времена, люди передавали свои накопленные знания в устных рассказах. Фольклор объединяет разные виды искусства в себе, наполненные жанровым богатством и разнообразием, такие как сказки, загадки, поговорки, легенды, баллады, предания, былины, на историческую либо лирическую тему. В нём отображены различные периоды жизни народа. Всё народное творчество возникло ещё в давние времена, несмотря на это, мудрость народа до сих пор живёт в его песнях и частушках, анекдотах и сказках которые мы читаем и рассказываем и в наше время, используем поговорки, так как в этих произведениях живёт мудрость нашего народа. Если сказать об отдельно взятых пословицах и поговорках, то при их создании можно так сказать участвовал весь народ, поэтому они несут в себе такую глубокую идею и мысль, сложенную веками целым народом на основании его наблюдений, оценки жизни и её событий – это народная мудрость. Важность устного народного творчества заключается не только в его исторических аспектах, а также и в познавательно-поучительном значение.

  • Земфира
    Народная мудрость в произведениях устного народного творчества.
    Народное творчество, или фольклор (фольклор (англ.)— народное знание, народная мудрость), берет начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Устное народное творчество соединяет в себе особенности нескольких видов искусств. В фольклоре нашли отображение самые разные
    стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки,
    календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические
    песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор. Несмотря на то, что почти все произведения устного народного
    творчества возникли в глубокой древности, мы и сегодня используем их: поём песни и частушки, рассказываем анекдоты, читаем
    любимые сказки, загадываем друг другу загадки, употребляем в речи поговорки, учим и повторяем скороговорки.
    В произведениях устного народного творчества передается народная мудрость. Если говорить, например, о пословицах и поговорках, то можно сказать, что они создаются всем народом, поэтому выражают коллективное мнение народа. В них заключена народная оценка жизни, наблюдение народного ума.
    Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.

  • Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folk-1оге — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.
    Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности нескольких видов искусств.
    Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор.
    Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
    В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость «словесного текста напева и характера исполнения», сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII—XIX веках, можно составить представление о былинах XI—XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500—600 лет назад.
    Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.
    ?


  • 13

    Сочинение на тему народная мудрость в произведениях устного народного творчества:
    План
    1. вступление
    Устное народное творчество — кладезь народной мудрости.
    2.Основная часть
    Советы и нравственные правила , заключеные в пословицах и поговорках.
    Особенности изображения исторических событий в преданиях .
    Патриотический и нравственный смысл былин.
    3.Заключение
    Глубина и многогранность народной мудрости в произведениях фольклора.

    1 ответ:



    0



    0

    Устное народное творчество это художественные произведения созданные народом.Люди создающие такие произведения увлечены устным творчеством которое основано на вековых традициях.Устное  народное творчество  мы можем наблюдать в сказках,поговорках,пословицах,загадках,песнях.Устное народное творчество называют фольклором в переводе с английского языка означает folklore-сочетание двух терминов folk-народный и lore-знание,мудрость.Вот и получается название народная мудрость.Золотое правило нравственности -«не поступай по отношению к другим так,как ты не хотел бы,чтобы они поступали по отношению к тебе».Золотое правило нравственности -одна из древнейших нравственных заповедей,содержащаяся в народных пословицах,поговорках,в высказываниях мудрецов,В религиозных проповедях:не делай другим того,чего не хочешь,чтобы причинили тебе.Кто добру учится.добром и живёт.Не плюй в колодец -пригодится воды напиться.Не рой другому яму-сам в неё попадёшь.В чужом глазу соломинку видит,в своём-бревно не приметил.Пословицы и поговорки являются поучительными элементами творчества народа.мудрость поколений многому может научить.Народная мудрость в произведениях устного народного творчества былины сказы или сказания являются произведениями сочетающие литературный и музыкальный аспект.Очень часто их исполняли бродячие сказатели.Благодаря таким произведениям можно изучать историю народа.Хотя сюжет или образы главных героев могут сильно приукрашены основная мысль или ход исторических событий остаются неизменным.Одним из главных достояний русского фольклора считается «слово о полку игореве».Во всех жанрах можно встретить ассоциации помогающие понять почему возникли некоторые фразы используются в разговорной речи.Богатыри на Руси считались крепкими как дубы,добрых молодцев сравнивали с орлами,а красну девицу с лебёдушкой или голубкой.всё народное творчество возникло ещё в давние времена,мудрость народа до сих пор живёт в его песнях,частушках,анекдотах,сказках которые мы читаем рассказываем используем поговорки так как в этих произведениях живёт мудрость нашего народа.При создании пословиц,поговорок участвовал весь народ,они несут в себе глубокую мысль  и идею сложенную веками целым народом на основании наблюдений оценки жизни и её событий-это народная мудрость.

    Читайте также

    Отец не верит в чудеса. Он опровергает все слова мальчика, считая их детской выдумкойВозвращаются они очень поздно, и мальчику кажется, что темный лес с белым туманом — это «лесной царь с седой бородой». Мальчик боится темного леса. Ему кажется, что он населен загадочными существами, которые хотят напать на него, забрать с собой. <span>Страх был так велик, темный холодный лес так его пугал, что мальчик умер прямо на руках у своего отца: Ездок погоняет, ездок доскакал… В руках его мертвый младенец лежал».</span>

     Человек не имеет права вмешиваться в законы природы, во-первых, потому что в природе всё взаимо-связано. Если нарушить какую-нибудь цепочку, то, что-то да исчезнет или разрушиться. Во-вторых, человек охотиться, тем самым убивая многих животных. Из-за этого исчезает много животных. Что ведёт к печальным последствиям.В-третьих, нельзя человек оставлять и выбрасывать мусор. Природа из-за этого загрязняется, воздух становится грязным. Природа не всё может переработать и это ведёт к катастрофе. Людям нужно остановиться! Нельзя брать от природы что-то, и не возвращать ей этого!

    <span> В.Сутеев «Снежный зайчик» 

    План по частям:

    1)День тёплый,снег мокрый.
    2)Кто и что лепил из снега.
    3)Снеговик,медведь,слон и кучка снега….
    4)Дом,Дед Мороз,Снегурочка и кучка снега…
    5)Ракета,спутник,скафандр и кучка снега…
    6)Все играют в снежки,катаются с горки,а Катя лепит зайчика.
    7)</span> Чудесный пушистый зайчик готов,молодец маленькая Катя.

    ействие рассказа Льва Толстого разворачивается в период Кавказской войны одного из самых тяжелых конфликтов для нашей страны. События, о которых идет речь, произошли на самом деле. Автор поделился своими воспоминаниями и других сослуживцев.

    Это история о человеке, который попал в плен врага, но не потерял силу духа. О трусости его товарища. О доброте маленькой девочки, не побоявшейся гнева своей семьи. Она спасла жизнь русского офицера. Рассказ о злости старика, которого ожесточила война, забрав у него семью. Все эти люди, такие разные, но их судьбы связаны.

    Главный герой офицер российской армии, автор не называет его имени, только фамилию Жилин. В разгар войны он получает письмо от матери, которая просит его приехать домой проведать ее, и, возможно, жениться. Жилин не стал дожидаться сопровождения и один рискнул уехать.

    Перед отъездом он встречает Костылина, который тоже хочет уехать. Они понимают, что их могут увидеть горцы, и тогда они попадут в плен. Уже в этом эпизоде мы видим храбрость главного героя, он не боится встречи с неприятелем. Увидев горцев он смело скачет им на встречу, в то время как Костылин пытается бежать, бросив своего товарища.
    Он попадает в плен, но не теряет своей отваги.

    Видя, как горцы спорят о его будущем, он смело вступает в разговор и договаривается о выкупе. Некоторые горцы начинают уважать его, несмотря на то, что для них он враг, которого надо убить. Позже мы видим еще одну черту его характера благородство. Когда его просят написать письмо домой с просьбой о выкупе, он отправляет его по ложному адресу. Жилин знает, что у матери нет таких денег, он не хочет тревожить ее, и надеется на побег.

    В плену герой не озлобился, не потерял жажду жизни. Костылин скучал, каждый день думал о том, когда от семьи придет письмо с выкупом. Жилин же наблюдал за местными людьми, их образом жизни. Мастер на все руки он делал кукол, плел плетенки; чинил ружье, часы; лечил людей. В плену он познакомился с Диной, дочкой его хозяина. Она тайком приносила еду, молоку пленнику. Они подружились. На примере их отношений автор показывает, что перед человеческой добротой и искренностью война отступает. Именно благодаря этому доброму ребенку, Костылину удается бежать из плена.

    На протяжении всего рассказа читатель сопереживает главному герою. Чувство искренней радости охватывает, когда он оказывается на свободе и встречает своих сослуживцев.

    Сочинение по рассказу  Кавказский пленник Толстого

    На уроках литературы мы изучали рассказ «Кавказский пленник». Лев Николаевич Толстой, с некоторыми изменениями описывая реальную историю своего плена у татар, вложил в свое произведение глубокий смысл, над которым стоит задуматься каждому читателю.

    Среди всех героев особенно привлекают внимание два положительных героя – Жилин и Дина. В их характерах заложены практически все лучшие человеческие качества. Они совершают поступки, движущая сила которых – бесконечная любовь к человеческому роду, стремление делать добро окружающим людям. Дина всеми способами пытается облегчить участь несчастных пленников, несмотря на наказания и угрозы матери. Жилин с благодарностью одаривал ее куклами, а еще всячески заботился о своем товарище по несчастью, не оставляя его в беде.

    Обоих героев можно назвать чуткими к нуждам и потребностям окружающих, отзывчивыми, находчивыми, но самое главное – добрыми. Доброта – это величайшее достоинство человека, это самое главное качество, которое помогает жить в гармонии с окружающими и самим собой. Если бы в мире все люди были добрыми, то жизнь была бы спокойной, а люди счастливыми. Однако не всем людям приходится по душе удел доброго человека, многие избирают путь зла и становятся ворами, убийцами или же просто негодными людьми.

    1.Как звали главного героя -колдуна(Хоул)
    2.Какой был замок?(Ходячий)
    3.Как звали демона огня?(Кальцифер)
    4.Сколько было сестёр у Софи?(Две)
    5.Кого встретила Софи в лавке?(Ведьму)
    6 .Кем был Майкл?(Подмастерьем)
    7.Где жила Ведьма?(На Болотах)
    8.Что испугало Софи?(Пугало)
    9.Что Софи вернула Хоулу?(Сердце)
    10.Что Софи добавляла в яичницу( бекон)
    P.S.Извини,что криво.Но тебе не надо моё брать.Сам(а) перечертишь.
    Удачи!

    Традиции наших предков в русских народных сказках.

    Воспитатель Строганова В.Л.

    Сказки волшебные, умные, добрые окружают нас  с детства. Трудно переоценить их развивающие и воспитательные функции. Но как же они возникли?

    Считается, что самые древние сказки о животных являются отголосками языческих обрядов древних племён, жизнь которых зависела от удачной охоты. Для этого было необходимо задобрить хвалебными песнями духов животных, чтобы они не обижались и не сопротивлялись, когда их убивают, видя как их уважают. Позднее сказочники бережно передавали из уст в уста старинные варианты сказок, даже когда они становились местами непонятны современным слушателям, словно боясь нарушить древнюю магию.

    «Посадил дед репку…», — читает мама ещё завёрнутому в пелёнки малышу, не задумываясь почему именно дед посадил репку, а не бабка, да и возможно саму репку ни разу не пробовала. А ведь на Руси это был главный пищевой продукт, из него варили кашу, пекли лепёшки. Репа считалась женской культурой, и поэтому, чтобы получить хороший урожай, её сеяли мужчины, выходя в лунную ночь на пашню босиком, без штанов, в одной нижней рубахе, как бы заключая брачный союз с землёй.

    Другая сказка, не менее популярная «Курочка Ряба» кажется вся состоит из противоречий: «Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое. Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила, а мышка бежала, хвостиком вильнула, яичко покатилось и разбилось…» Дед с бабой столько усилий приложили, всё без толку, а мышке достаточно было вильнуть хвостиком. Как же они отреагировали: обрадовались? Нет: «Плачет дед, плачет баба…» Не менее удивительно, как их утешает курочка: «Не плачь, дед, не плачь баба, снесу я вам яичко не золотое, а простое!» Древние славяне (и не только) представляли мир в виде яйца: желток – это земля, а над землёй девять небес, словно белок и скорлупа. Яйцо, символизирующее мир,  разбивалось богом, поэтому ни дед, ни баба как обычные люди не могли его разбить, т.е. познать. А мышка хоть и не бог, но зверушка, а значит ближе к богу и может быть проводником его воли. Рябая «масть» курочки тоже не случайна. На Руси считалось, что яйца рябой курицы обладают особенными свойствами. Например, первым яйцом, снесённым рябой курочкой, гладили лицо, чтобы оно было чистым, без веснушек и прыщей. Наши предки верили, что даже от рябин оспы, страшной болезни, предохраняет яйцо курочки рябы.

     На Руси было много суеверий и обычаев, связанных с курами. Даже куриные именины праздновались! 1ноября в Кузьминки люди дарили родным и знакомым кур. Этих кур потом не убивали, а держали в почёте. Снесённые ими яйца считались лекарством почти от всех болезней.

    Не в меньшем почёте был на Руси и петух. По славянским верованиям, дружен он и со стихией огня и со стихией воды. Поэтому не случайно в русской сказке Петушок – Золотой гребешок не боится ни огня ни воды. Когда его бросили в колодец, он выпил всю воду, а когда кинули в горящую печь – залил этой водой огонь.

    Петухам приписывали и другие полезные качества: своим криком они прогоняли нечистую силу, беды и напасти. Не случайно на крышах русских изб и теремов красовались петушки-обереги. Поэтому в сказке «Заюшкина избушка» именно петушок выгнал лису из лубяной избушки зайчика. Ведь лиса хитростью и обманом завладела чужой избушкой, а петух олицетворял победу добра и справедливости.

    А вот в сказке «Кот, петух и лиса» петушок играет совсем не героическую роль. Его уносит лиса «за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы», а кот спешит на выручку. А зачем же лиса утащила петуха? Чтобы съесть? Ну почему она этого не сделала, ведь времени у неё было предостаточно. Просто она и не собиралась его есть, а хотела выйти за него замуж. Считается, что эта сказка – отголосок обычаев времён матриархата, когда жених уходил в семью невесты. Иногда молоденьких парней-простачков (таких, как петушок в этой сказке) просто похищали хитрые (как лиса) невесты, а старшие братья или отцы семейства(кот) пытались их спасти. Не всегда это было возможно: если жених отведывал обрядового угощения, то он оставался в роду невесты. Не случайна поэтому песенка лисы: «Выгляни в окошко, дам тебе горошку». Очевидно, лиса не успела угостить петушка и его спас кот.

    Кстати о горохе. «Это было при царе Горохе» — так говорят, когда хотят сказать о чём-то очень давнем. Между тем, по происхождению имя Горох связано со словами «грохот», «грохотать». Великий Перун разъезжает по небу в колеснице, гремит громом и сверкает молниями. Горох – символ Перуна. Недаром в русских и украинских сказках действуют богатыри Катигорошек и Покатигорошек.

    А что из себя представляет Змей Горыныч? Считается, что «Горыныч» — от слова «гора». Такой большой, как гора, сын горы, но не простой, а небесной. Попросту говоря – тучи с её огненными молниями. Вот почему он огнедышащий, вот почему летает. Чтобы усмирить стихию, древние люди приносили человеческие жертвы, что позднее отразилось в сказках как похищение змеем царевны.

    А помните как описывают в сказках Бабу Ягу и её домик? «Стоит избушка на курьих ножках, а в ней Баба Яга, костяная нога лежит из угла в угол, нос в потолок врос». Неужели у неё такой большой нос? Нет! Это избушка слишком тесная, потому что это гроб. А Баба Яга мертвец, частично скелет. Вот почему нога у неё костяная. Кстати во многих языках и диалектах «ягая»  означает «хромая». И охраняет она вход в царство мертвых, т.е. дорогу в Тридевятое царство. И встречает незваных гостей фразой: «Фу, фу, фу, русским духом пахнет». Просто ей, как и всем обитателям потустороннего мира, неприятен запах живого человека. Вот почему Иван-Царевич требует его «напоить, накормить», а потом и вопросы задавать. Ведь поев её пищи он становится «своим» для мира мёртвых и может спокойно продолжать свой путь.

     А почему же избушка на курьих ножках? Избушка на курьих ножках напоминает маленькие погребальные домики финно-угорских племён, которые ставили на высокие пеньки. Славяне, которые жили бок о бок с этими племенами, встречали в лесу эти «домики для мёртвых» и могли «по образу и подобию» придумать избушку на курьих ножках, в которой сидит мёртвая бабка и караулит вход в царство мёртвых.

    Вообще русские сказки часто перекликаются с мифами и легендами других народов. В сказке «Царевна Несмеяна» царь был готов отдать полцарства и свою дочь тому кто её рассмешит. Почему? Да потому, что смех символ жизни, процветания, благополучия. В древнегреческом мифе богиня плодородия Диметра скорбела по похищенной дочери, а на земле погибли от этого все посевы. И до тех пор, пока она не утешилась, урожай не вырос. Так что наша Несмеяна наследница древних богинь плодородия и солнца, смех которых поднимал из земли колосья, наливал соком яблоки и дарил людям жизнь.    

    Русская народная сказка: традиции фольклера и национальное своеобразие

      

    Сказка – древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора.

     
    Рассказывание сказок на Руси воспринималось как искусство, к которому мог приобщиться каждый, независимо от пола и возраста, и хорошие сказочники весьма высоко почитались в народе. Они учат человека жить, вселяют в него оптимизм, утверждают веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения.

    Читать все русские народные сказки.Полный список. 

    Сам термин «сказка» появился в 17 веке, и впервые зафиксирован в грамоте воеводы Всеволодского. До этого времени широко употреблялось слово «басень», производное от слова «баять», то есть рассказывать. К сожалению, имена профессиональных сказочников прошедших времен не известны современным исследователям, но известен факт, что уже в 19 веке ученые стали заниматься пристальным изучением русского фольклора, в том числе и сказок.

    Сказка – понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение к сказкам. Принадлежность к эпическому роду выдвигает такие ее признаки, как повествовательность и сюжетность. Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, правды над кривдой, жизни над смертью; все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету…

    Основным жанровым признаком сказки является ее назначение, то, что связывает сказку с потребностями коллектива. «В русских сказках, дошедших до нас в записях XVIII – XX вв., а также в сказках, которые бытуют сейчас, доминирует эстетическая функция. Она обусловлена особым характером сказочного вымысла».

    Вымысел характерен для всех видов сказки разных народов.

    В.И. Даль в своем словаре трактует термин «сказка» как «вымышленный рассказ, небывалую и даже несбыточную повесть, сказание» и приводит ряд народных пословиц и поговорок, связанных с этим видом народного творчества, например знаменитую «ни в сказке сказать, ни пером описать». Это характеризует сказку как нечто поучительное, но в тоже время невероятное, рассказ о том, чего не может произойти на самом деле, но из которого каждый может извлечь определенный урок. Уже в начале XX века выходит в свет целая плеяда сборников русских народных сказок, вобравшая в себя жемчужины народного творчества.

    Русские народные сказки от других сказок народов мира отличает, прежде всего, их воспитательная направленность: вспомним хотя бы знаменитую присказку о том, что сказка ложь, да в ней намек. Труд в русских народных сказках изображается не тяжкой повинностью, а почетной обязанностью каждого. В них воспеваются моральные ценности, такие как альтруизм, готовность прийти на помощь, доброта, честность, смекалистость. Они являются одним из самых почитаемых жанров российского фольклора благодаря увлекательному сюжету, открывающему читателю удивительный мир человеческих взаимоотношений и чувств и заставляющему поверить в чудо. Таким образом, русские сказки – это неисчерпаемый источник народной мудрости, которым пользуются до сих пор.

    Воспитательная функция сказки – один из ее жанровых признаков. «Сказочный дидактизм пронизывает всю сказочную структуру, достигая особого эффекта резким противопоставлением положительного и отрицательного. Всегда торжествует нравственная и социальная правда – вот дидактический вывод, который сказка наглядно иллюстрирует».

    История возникновения сказки как жанра

    Исторические корни русской сказки теряются в седой древности, каждый исторически этап жизни русского народа отражается в сказке, вносит в неё закономерные изменения. Изучение этих изменений, вернее, обобщение этих изменений, даёт возможность говорить о конкретном процессе жизни русской скази, то есть об её истори.

    Установить точно. Когда именно русская сказка определилась как жанр, когда именно начала жить как сказка, а не верование или предание,- невозможно.

    Первые упоминания о русской народной сказке относятся к Киевской Руси, однако истоки её теряются в незапомятных временах. Что же касается феодальной Руси, то нет никаких сомнений, что сказки, в нашем понимании, были в Киевской руси одним из широко распространённых жанров устного народного творчества. Памятники древнерусской литературы сохранили достаточно упоминаний о сказочниках и сказках, чтобы в этом не сомневаться.

    Самые ранние сведения о русских сказках относятся к 12 веку. В поучени «Слово о богатом и убогом» в описани отхода ко сну богатого человека среди окружающих его слуг, тешащих его на разные лады, с негодованием упоминаются и такие, которые «бають и кощунять», то есть рассказывают ему на сон грядущий сказки. В этом первом упоиминании сказки полностью отразилось противоречивое отношение к ней, которое мы наблюдаем в русском обществе на протяжении многих веков. С одной стороны, сказка- любимое разблечение потеха , ей открыт доступ во все слои общества, с другой стороны, её клеймят и преследуют как нечто бесовское, не позволительное, расшатывающее устои древнерусской жизни. Так, Кирилл Туровский, перечисляя виды грехов, упоминает и баяние басен; митрополит Фотий в начале 15века заклинает свою паству, чтобы она воздержалась от слушания басен; царские указы 17 века неодобрительно отзываются о тех, кто губит свои души тем, что «сказки сказывает небывалые».

    Всё это даёт нам основание пологать, что в Древней Руси сказка уже выделилась как жанр из устной прозы, размежевалась с преданием, легендой и мифом. Её жанровые особенности — «установка на вымысел и равлекательные функции осознаются в равной мере как её носителями, так и гонителями. Уже в Древней Руси они — <сказки небывалые> и именно как таковые продолжают жить в народном репертуаре в дальнейшие века».

    Исследователи о сказке и её жанровых особенностях

    Исследуя сказку, учёные по-разному определяли её значение и особенности. Одни из них с безусловной очевидностью стремились охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, а другие желали понять, как в фантазии сказок преломилось отношение народных рассказчиков к окружающей действительности. Считать ли сказкой вообще любой фантастический рассказ или выделять в устной народной прозе и другие её виды – несказочную прозу? Как понимать фантастический вымысел, без которого не обходиться ни одна из сказок? Вот проблемы, которые издавна волновали исследователей.

    Ряд исследователей фольклора сказкой называли всё то, что «сказывалось». Так, академик Ю.М. Сооколов писал; «Под народной сказкой в широком смысле этого слова мы разумеем устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрного или бытового характера ». Брат учёного, профессор Б.Ю. Соколов, тоже считал, что сказкой следует называть всякий устный рассказ. Оба исследователя утвержидали, что сказки включают в себя целый ряд особых жанров и видов и что каждый из них можно рассмотривать особо.

    Попытку отличить сказку от других жанров фольклора предпринял более ста лет назад К.С. Аксаков. Говоря о различии между сказками и былинами, он писал: «Между сказками и песнями, по нашему мнению, лежит резкая черта. Сказка и песня различны изначала. Это различие установил сам народ, и нам всего лучше прямо принять то разделение, которое он сделал в своей литературе. Сказка – складка (вымысел), а песня – быль, говорит народ, и слова его имеют смысл глубокий, который обясняеться, как скоро обратим внимание на песню и сказку ».

    Вымысел, по мнению Аксакова, повлиял и на изображение места действия в них, и на характеры действующих лиц. Своё понимание сказки Аксаков уточнял такими суждениями: «В сказке очень сознательно рассказчик нарушает все пределы времени и пространства, говорит о тридесятом царстве ,о небывалых странах и всяких диковинках». Аксаков считал, что самое характерное для сказок — вымысел, причём сознательный вымысел. С этой трактовкой сказок не согласился известный фольклорист А.Н. Афанасьев. «Сказка- складка, песня- быль, говорила старая пословица, стараясь провести резкую грантцу между эпосом сказочным и эпосом историческим. Извращая действительный смысл этой пословицы, поинимали сказку за чистую ложь, за поэттческий обман,имеющий единою целью занять свободный достуг небывалыми и невозможными вымыслами. Несостоятельность такого воззрения уже давно бросалась в глаза», — писал этот учёный. Афанасьев не допускал мысли, что «пустая складка» могла сохраняться у народа в продолжение целого ряда веков и на огромной протяжённости страны, удерживая и повторяя «один и то жк представления». Он сделал вывод: «нет, сказка- не пустая складка, в ней как и вообще во всех созданиях целого народа, не могло быть, и в самом деле нет ни нарочно сочиненённой лжи, ни намеренного уклоднения от действительного понимания сказки.

    Признак, принятый аксаковым значимым для сказочного повествования, был положен с некоторыми уточинениями в основу определения сказки, предложенного советским фолклористом А.И. Никифоровым. Никифоров писал: «сказки — это устные рассказы, бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно — стилистическим построением». Поясняя смысл своего определения, Никифоров указывал на три существенных признака сказки: первый признак современной сказки — целеустановка на развлечение слушателей, второй признак — необычное в бытовом плане содержание, наконец, третий важный призгак сказки — особая форма её построения.

    Словарь литературоведческих терминов даёт такое определение сказки как жанра: Сказка — один из основных жанров народного устно-поэтического творчества.

    Читать все русские народные сказки
    Перейти в раздел «Народные сказки»
       

  • В наличии как пишется вместе или раздельно
  • В наличии или в наличие как правильно пишется товар
  • В накладку как пишется
  • В накладе как пишется слитно или раздельно
  • В назидание как пишется