В некотором лесном царстве в зимнем государстве жила в снежном тереме сударушка метелица сказка

Цель:

  • Формировать представления учеников о
    народном календаре.

  • Учить сочинять продолжение сказки,
    составлять пословицы и их объяснять.

  • Развивать познавательную
    деятельность к предмету через речевое
    творчество, обогащать словарный запас по теме.

  • Воспитывать уважение к народным
    традициям, чувство восхищения веры в чудеса и
    межличностные отношения в коллективе.

Этапы урока.





    1. Организационный момент. Постановка цели.
    2. Подготовка учащихся к активному и
      сознательному усвоению нового материала.
    3. Усвоение новых знаний:
        • Объяснительная беседа,
        • Творческое задание по группам.
    4. Самостоятельная работа по теме.
    5. Сюрпризный момент.
    6. Заключительный момент.
    7. Задание на дом.

Тип урока: урок творчества.

Методы обучения: словесный,
наглядный, практический.

Оформление.

Зрительный ряд: репродукции
произведений русских и советских художников
“Сказки”, репродукция картины Александрова Д. Я.
“Зимняя сказка”, иллюстрация “Женские и
девичьи головные уборы”, кружева. Подсвечник со
свечой, волшебный ларец, карточки с пословицами,
образцы кокошников из бумаги, заготовки из
цветной бумаги для орнамента, клей.

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский “У
камелька” из цикла “Времена года”, М. Варламов
“Красный сарафан”, русские народные мелодии в
исполнении Оркестра народных инструментов имени
Н. Осипова.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель: Загадаю вам, ребятки,
загадку:

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки … (мороз).


Брызнешь воду – упадёт

Не вода уже, а… (лёд).


Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Скажите, что за месяц это? (январь).







Идёт январь – “перезимье”, морозами
лютыми да зимнею стужей людей пугает. По русскому
народному календарю это первый месяц светлой
половины года, когда от одного дня к другому
“разгорается солнце”!

В народном представлении первые дни
января завершали солнцеворот. Позади оставался
дух холода и тьмы Карачун. Поэтому всем миром
устраивали весёлые праздничные гуляния.

Какими праздниками богат январь?

(Ответы учеников: Новый год,
Рождество, Старый Новый год, Крещение
.)

Как праздновали?

В стародавней Руси звался январь –
месяц “сеченем” и “просинцем”.

Словарная работа.

Январь – сечень, просинец.

Сечень – сечёт зиму пополам.

Просинец – в январе небо
проясняется синевой, словно проталинами. Снега и
льды становятся тоже будто синими.

Творческое задание “Сложи и объясни
пословицу”.

(Класс делится на четыре группы. Каждой
группе даны карточки со словами. Необходимо
сложить карточки так, чтобы получилась
пословица).

    1. Январь – году начало, зиме середина.
    2. Месяц январь – зимы государь.
    3. Январю – батюшке морозы, февралю – метелицы.
    4. Январь трещит – лёд на реке в просинь красит.

В январе между Крещением (19 января)
и Татьяниным днём (25 января), есть неделя,
которая называется “Емельян – накрути буран”,
“Емельяны – перезимники”. В эту неделю, каждый
вечер собирались ребятишки после уличных зимних
забав в натопленной избе послушать бабушкины
сказки, да самим их потом рассказывать.

Собрались и мы позабавиться да
потешиться,

Пошутить, да ума – разума со дна
зацепить!

Мудрая пословица гласит:

“Красна сказка складом…”

Как вы понимаете смысл этой
пословицы?

(Ответы учеников.)

Учитель: Верно. Складывать, сочинять
сказку, чтобы она получалась красивая.
Но прежде, чем мы начнём складывать сказку,
проведём разминку.
“Волшебный ларец” в нём три буквы Е, М, З. Нужно
достать из ларца буквы и назвать героев сказок,
чьи имена начинаются с данной буквы.
Выполняет роль “волшебника” ученик.

Учитель: Ой, смекалистый народ.

Знают всех наперечёт.

Чтоб нам сегодня не тужить,

Пора и сказочку сложить.

Свечка загорается, сказка
начинается.

Иллюстрация “Зимняя сказка” в центре.





“В некотором лесном царстве, в
зимнем государстве жила в снежном тереме
Сударушка Метелица. Была она мастерица –
рукодельница, очень любила плести снежные
кружева. Бывало наплетёт кружев, выйдет из терема
на заснеженную полянку и начнёт танцевать,
кружева повсюду расстилать. Весь лес любуется
работой Метелицы и её танцем. Нарезвится
Метелица, подарит свои кружева берёзкам, ёлочкам,
соснами вновь отправится в терем, приниматься за
работу.
Но однажды …
Что же могло произойти?

Творческое задание: сочини
продолжение сказки.

Ответы учеников. Выслушать 2-3
человека.

Учитель: Очень хорошие сказки
сложили ребята. Я вам предлагаю потрудиться.
Украсить кокошники для героини нашей сказки
сударушки Метелицы

Словарная работа:

Кокошник – девичий головной убор.

Творческая работа по группам.

Класс делится на три группы. На столах
лежат шаблоны кокошников из белой бумаги,
украшение для них из цветной бумаги в форме
кружков, треугольников, ромбов и т. д.,
клей-карандаш. Учитель даёт задание каждой
группе изготовить

Учитель: Зимнее время – время
волшебства. Наша встреча сегодня не исключение.
Стоит вам, ребята, на несколько мгновений закрыть
глаза, произойдут тут же чудеса.

(Ребята закрывают глаза. Звучит музыка.
Входит сударушка Метелица, ученица 11-ого класса.)

Метелица: Здравствуй, хозяюшка!
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, гости желанные!

Снег пушистый стелется,

Улица бела.

Я Метель-Метелица из сказки к вам
пришла.

Знаю, вы для меня кокошники украшали,

Но меня совсем не ждали.

(Примеряет кокошники.)

Мне кокошники в самый раз,

Благодарю, ребята, вас!

За такое рукоделье, подарю я вам
веселье.

Вокруг меня все соберитесь,

В моём танце закружитесь.

Все ученики исполняют танец по показу
Метелицы.

Метелица: Проявили мастерство вы в
танце ярком,

Кружева мои для вас будут подарком.

(Раздаёт кружева.)

Метелица: Традиции народные вы
уважайте,

Сказки, песни сочиняйте.

Старайтесь не лениться,

А хорошо учиться!

До свидания!

Учитель: Какие красивые кружева
подарила нам Метелица, а в них заморожена
песенка. Как же нам её разморозить?

(Ответ учащихся: Спеть.)

“Размораживается” и исполняется
песня “Старая сказка”, музыка В. Мигули.

Учитель: Я обратила внимание, что на
некоторых кружевах на обратной стороне есть
буквы. Выйдите ребята с кружевами и сложите из
букв слова.

Что же получилось?

“Песня ладом” — это окончание
пословицы “Красна сказка складом, песня ладом”.

Заключительное слово.




Красивые сказки сложили мы вместе,

Дружно и ладно спели мы песню.

За ваше старание, мастерство

Я и Метелица вас угощаем,

Чай со “снежными” комочками попить
приглашаем.

Домашнее задание: Записать сказку,
нарисовать Метелицу

Была у одной вдовы дочь, была у нее еще и падчерица. Падчерица прилежная, красивая, а дочка и лицом нехороша, и лентяйка страшная. Дочку свою вдова очень любила и все ей прощала, а падчерицу заставляла много работать и кормила очень плохо.Каждое утро должна была падчерица садиться у колодца и прясть пряжу. И столько ей нужно было спрясть, что часто даже кровь выступала у нее на пальцах.Однажды сидела она так, пряла и запачкала кровью веретено. Наклонилась девушка к колодцу,чтобы обмыть веретено, и вдруг выскользнуло у нее веретено из рук и упало в колодец.

Заплакала падчерица и побежала домой к мачехе рассказать о своей беде.— Ты его уронила, ты его и доставай, — сказала мачеха сердито. — Да смотри, без веретена не возвращайся.

Пошла девушка обратно к колодцу и с горя взяла да и бросилась в воду. Бросилась в воду и сразу сознание потеряла.А когда очнулась, увидела она, что лежит на зеленой лужайке, с неба солнце светит, а на лужайке цветы растут.Пошла девушка по лужайке, смотрит: стоит на лужайке печь, а в печи хлебы пекутся. Хлебы крикнули ей:— Ах, вынь нас, девушка, из печи поскорее:Ах, вынь поскорее! Мы уже спеклись! А не то мы скоро совсем сгорим!

Взяла девушка лопату и вынула хлебы из печи.Потом пошла она дальше и пришла к яблоне. А на яблоне было много спелых яблок. Яблоня крикнула ей:— Ах, потряси меня, девушка, потряси! Яблоки давно уже поспели!Стала девушка трясти дерево. Яблоки дождем на землю посыпались. И до тех пор трясла она яблоню,пока не осталось на ней ни одного яблока.

Сложила девушка яблоки в кучу и пошла дальше. И вот наконец пришла она к избушке. В окно избушки выглянула старуха. Изо рта у нее торчали огромные белые зубы. Увидела девушка старуху, испугалась и хотела бежать, но старуха крикнула ей:— Чего ты испугалась, милая? Оставайся-ка лучше у меня. Будешь хорошо работать, и тебе хорошо будет.Ты мне только постель стели получше да перину и подушки взбивай посильнее, чтобы перья во все стороны летели. Когда от моей перины перья летят,на земле снег идет.

Знаешь, кто я? Я — сама госпожа Метелица.— Что же, — сказала девушка, — я согласна поступить к вам на службу.

Вот и осталась она работать у старухи. Девушка она была хорошая, примерная и делала все, что ей старуха приказывала.Перину и подушки она так сильно взбивала, что перья, словно хлопья снега, летели во все стороны.

Хорошо жилось девушке у Метелицы. Никогда ее Метелица не ругала, а кормила всегда сытно и вкусно.И все-таки скоро начала девушка скучать.Сначала она и сама понять не могла, отчего скучает, — ведь ей тут в тысячу раз лучше, чем дома,живется, а потом поняла, что скучает она именно породному дому. Как там ни плохо было, а все-таки она очень к нему привыкла.Вот раз и говорит девушка старухе:— Я очень стосковалась по дому. Как мне у вас ни хорошо, а все-таки не могу я здесь больше оставаться. Мне очень хочется родных увидеть.Выслушала ее Метелица и сказала:— Мне нравится, что ты своих родных не забываешь.Ты хорошо у меня поработала. За это я тебе сама покажу дорогу домой.Взяла она девушку за руку и привела к большим воротам. Ворота раскрылись, и когда девушка проходила под ними, посыпалось на нее сверху золото. Так и вышла она из ворот, вся золотом обсыпанная.

— Это тебе в награду за твое старание, — сказала Метелица и дала ей веретено, то самое, которое в колодец упало.

Потом ворота закрылись, и девушка снова очутилась наверху, на земле. Скоро пришла она к мачехиному дому. Вошла она в дом, а петушок,сидевший на колодце, в это время запел:— Ку-ка-ре-ку, девушка пришла! Много золота в дом принесла!

Увидели мачеха с дочкой, что принесла падчерица с собой много золота, и встретили ее ласково. Даже ругать не стали за долгую отлучку.Рассказала им девушка обо всем, что с нею случилось, и захотелось мачехе, чтобы ее дочка тоже стала богатой, чтобы она тоже много золота в дом принесла.Посадила она свою дочь прясть у колодца. Села ленивая дочка у колодца, но прясть не стала.Только расцарапала себе палец терновником до крови, вымазала веретено кровью, бросила его в колодец и сама за ним в воду прыгнула.

И вот очутилась она на той же самой зеленой лужайке, где росли красивые цветы. Пошла она по тропинке и скоро пришла к печи. где пеклись хлебы.— Ах, — крикнули ей хлебы, — вынь нас из печки! Вынь поскорее! Мы спеклись уже! Мы скоро сгорим!— Как бы не так! — ответила лентяйка. — Стану я из-за вас пачкаться, — и пошла дальше.

Потом пришла она к яблоне, яблоня крикнула ей:— Ах, потряси меня, девушка, потряси меня! Яблоки уже давно поспели!— Как же, как же, — отвечала она, — того и гляди.если я начну тебя трясти, какое-нибудь яблоко мне на голову свалится да шишку набьет!

Наконец подошла лентяйка к дому госпожи Метелицы. Она совсем не испугалась Метелицы. Ведь сестра рассказала ей о больших зубах Метелицы и о том, что она совсем не страшная.Вот и поступила лентяйка к Метелице на работу.Первый день она еще кое-как старалась побороть свою лень, слушалась госпожу Метелицу, взбивала ей перину и подушки так, что перья летели во все стороны.А на второй и на третий день стала ее одолевать лень. Утром нехотя поднималась она с кровати,постель своей хозяйки стлала плохо, а перину и подушки совсем перестала взбивать.Надоело Метелице держать такую служанку, вот она и говорит ей:— Уходи-ка ты обратно к себе домой!Тут лентяйка обрадовалась.«Ну, — думает, — сейчас на меня золото посыплется».Подвела ее Метелица к большим воротам.Распахнулись ворота. Но когда выходила из них лентяйка, не золото на нее посыпалось, а опрокинулся котел со смолой.

— Вот тебе награда за твою работу, — сказала Метелица и захлопнула ворота.

Пришла лентяйка домой, а петушок, сидевший на колодце, увидел ее и закричал:— Будут смеяться все на селе:
Входит девушка вся в смоле! И так эта смола к ней крепко пристала, что осталась у нее на коже на всю жизнь.


 

Долго ли коротко он шел за вороном, черным как смоль, но вот показалась опушка волшебного леса. Из ледяного
терема навстречу богатырю вышла
Снегурочка. Окружили их звери и птицы лесные.
— Здравствуй, богатырь Василий! Помоги нам с чудищем справиться и дедушку моего из Черного замка вызволить,

сказала Снегурочка.
— Нужен мне, Снегурочка, меч из самого крепкого льда, закаленного в самые суровые морозы.
— Знаю я про такой меч, хранится он у Старухи Вьюги. Садись на северного оленя, он тебя вмиг домчит.
Сел богатырь Василий на северного оленя и помчались они через сказочный лес к Старухе Вьюге.
Вот приблизились они к небольшой избушке, вышла к ним Старуха Вьюга. Рассказал богатырь про несчастье, которое с Дедом Морозом приключилось.
В снежном царстве, в зимнем государстве, в ледяном тереме на опушке волшебного леса жили-были Дед Мороз и Снегурочка. Жили они дружно и весело. Каждое утро Дед Мороз на тройке белогривых коней объезжал свои владения. Елочки в лесу он обсыпал искристым снегом, березки наряжал в серебристый иней, речки лесные мостил хрустальным льдом. А Снегурочка тем временем рисовала волшебной кистью прекрасные картины. С каждым мазком на холсте оживал зимний лес, распускались серебряные цветы, летели кружась в вальсе пушистые снежинки. У Снегурочки было немало помощников – белки готовили краски, зайчики белили холсты, лисички краски смешивали. Когда Дед Мороз возвращался во дворец, они садились пить чай с пирожками. К чаю красногрудые снегири приносили ягоды рябины, а клесты – орешки. Вот так они жили не тужили.

Р
ешили звери и птицы лесные послать к богатырю гонца – ворона, черного как смоль, чтоб просил он о помощи.

А тем временем богатырь Василий, сын земли Вятской, отправился на крутой берег реки посмотреть, все ли спокойно на просторах родных. Вдруг на плечо к нему сел ворон и говорит человеческим голосом:
— Здравствуй богатырь Василий!
В снежном царстве, в зимнем
государстве случилась беда. Пожарище чумазое, огнедышащее заточило Деда Мороза в Черном замке, а лес волшебный огнем дотла хочет спалить. Снегурочка и жители лесные у тебя помощи просят.
— Показывай дорогу, черный ворон! Не бывать тому, чтобы Дед Мороз в заточении томился, а Снегурочка слезы проливала! Не могут люди без волшебства на Новый год остаться!

И пошел богатырь Василий, сын земли Вятской, на помощь жителям снежного царства, зимнего государства.
Сказка про деда мороза,
снегурочку
и богатыря
василия
, сына земли вятской.
номинация «Сказка для Деда мороза
»
Титова Ирина Владимировна
учитель начальных классов
МОАУ СОШ № 18 города Кирова
Смотрит Пожарище, а на месте где была Снегурочка, только белый снежок остался. Рассвирепело чудище, огнем деревья жжет, черным пеплом снег засыпает.
А Снегурочка тем временем бросила клич по всему волшебному лесу, чтобы звери и птицы лесные собирались у ледяного терема. И собрались лесные жители – олени из чащи быстрее ветра скачут, волки и лисы бегут, хвостами следы заметают, белки с ветки на ветку перепрыгивают, мудрые филины крыльями машут, к Снегурочке спешат. Рассказала им девушка какое горе в снежном царстве, зимнем государстве приключилось, как похитило Пожарище Деда Мороза, как губит оно волшебный лес. Стали жители лесные думать, как Деда Мороза из Черного замка освободить и Пожарище ужасное победить.

Вот выходит к Снегурочке ворон, черный, как смоль, и говорит:
— Летал я за границу волшебного леса и видел там в одной деревне богатыря. Зовут его Василием, и силен он, и умен. Его надо просить, чтоб помог он нам с бедою справиться, Деда Мороза из плена вызволить.
И рассказала ему Снегурочка про все несчастья и как богатырь Василий, сын земли Вятской, не испугался с Пожарищем сразиться и спас его. Выслушал Дед Мороз внимательно рассказ внучки, встал и говорит Василию:
— Низкий поклон тебе, молодец, за отзывчивость, доброту и смелость. С этого дня на твоей земле родной будет самая красивая зим – с серебристыми деревьями, хрустальными реками, и самый веселый праздник Новый год.
Проводили Дед Мороз и Снегурочка богатыря Василия до границ волшебного леса, распрощались и договорились каждую зиму встречаться и ароматный чай с пирожками в ледяном тереме пить. А Снегурочка будет новые картины богатырю показывать.
Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!
— Кто ты, чудище чумазое? Откуда в нашем царстве появилось? Что тебе надобно? – спросила Снегурочка.
— Я – Пожарище ужасное, огнедышащее. Я захватил и спалил тридцать три царства и тридцать три государства. А теперь я хочу завоевать этот волшебный лес и испепелить его дотла!
— Это ты похитил Деда Мороза, хозяина волшебного леса?
— Да, это я ! Он встал на моем пути, лес волшебный защищать вздумал. Так я его дымом черным окутал, путами крепкими связал и в Черном замке заточил! А ты кто такая?
— Я внучка Деда Мороза – Снегурочка. Освободи моего дедушку!
— Ишь ты, смелая какая! Да я сейчас на тебя дым черный напущу и огнем жарким опалю.
Тут Снегурочка хлопнула в ладошки и исчезла вместе с тройкой белогривых коней.
Взял Василий его на руки и понес к Снегурочке. Выбежала девушка ему на встречу, увидела Деда Мороза бездыханного и заплакала горькими слезами. Подошла к ней Старуха Вьюга и говорит:
— Не плачь, внученька, а возьми в руки свою кисть волшебную и нарисуй лес волшебный и Деда Мороза в этом лесу. Лес волшебный оживет и волшебник тоже.
Побежала Снегурочка к мольберту, взяла в руки кисть и начала рисовать. А помощники лесные ей во всем помогают — и краски мешают, и холсты белят. На холсте у Снегурочки деревья оживают, и в лесу волшебном тоже. Нарисовала она Деда Мороза румяного и здорового. И слышит, как вздохнул ее дедушка и очнулся. Бросилась к нему внучка, обнимает его и целует.
— Что случилось, внученька, почему у тебя слезы на ресницах? – спросил Дед Мороз.
Однажды Дед Мороз, как всегда, уехал объезжать свои владения, а Снегурочка осталась в тереме. Вот пришло время, когда Дед Мороз должен был воротиться. Ароматный чай
с
пирожками уже стояли на столе. Снегурочка с помощниками ждали возвращения волшебника у окна. Вот показалась тройка белогривых коней, Снегурочка выбежала на крыльцо и вскрикнула от ужаса. В санях Деда Мороза не было. Заплакала Снегурочка, но слезами горю не поможешь, села она в сани, запряженные тройкой белогривых коней, и отправилась на поиски Деда Мороза.

Бежит тройка, звенят колокольчики, смотрит
С
негурочка по сторонам и не узнает сказочный лес. Деревья стоят черные, опаленные, неживые. Снег вокруг на земле засыпан черной сажей. Ни птичка не пролетает, ни зверюшка не пробегает. Замерло сердечко у Снегурочки, предчувствует беду.

Вдруг откуда ни возьмись появилось чудище чумазое огнедышащее. Глазами сверкает, зубами щелкает, когтями снег черный царапает.
А Старуха Вьюга хоть и была довольно своенравной и капризной, и если что не по ней, то вихри снежные напускала, но Деда Мороза любила за его веселый нрав. Отдала она меч волшебный богатырю Василию и в придачу подарила ему плащ, который ни огня, ни жара не боится.
Вот отправился наш герой на битву с Пожарищем. Подошел богатырь Василий к обожженному лесу и выскочило перед ним чудище ужасное, огнедышащее. Выхватил богатырь меч из самого крепкого льда, закаленного в самые суровые морозы. Начало Пожарище Василия Огнем жечь, а он плащом прикрылся и жар ему не страшен. Изловчился богатырь, вскочил на спину чудища и отрубил его огнедышащую голову. И вмиг пожар в лесу прекратился.
Побежал богатырь к Черному замку, затряслись стены и начали рушиться. Вбежал богатырь в темницу, смотрит, а там Дед Мороз лежит, окутанный черным едким дымом и не дышат.

  • В небольшом рассказе валерия попова затрагиваются очень важные для современного общества проблемы
  • В нашем случае как пишется
  • В нашей паре я был ведущим а павлик ведомым сочинение дружба
  • В наше время чтение художественной литературы по сути привилегия сочинение
  • В наше время люди разучились любить итоговое сочинение