Присказка в сказках готовят к происходящим событиям,описывают место,настраивают на сказочный лад,а зачин подводит итог сказке,несут некую мораль или прощаются с читателем.
—«Сказка о золотом петушке» А.Пушкина начинается присказкой «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был славный царь Дадон» и заканчивается «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.»
—«По щучьему велению» русская народная сказка начинается присказкой «Ну что,послушаем сказкуЖил старик и было у него три сына.» и заканчивается «Тут и сказочке конец,а кто слушал- молодец».
—«Сивка -бурка» русская народная сказка начинается присказкой «Жил-был старик, у него было три сына.Старшие и младший..» и заканчивается «Разговоры тут были коротки: веселым пирком да за свадебку..»
—«Снегурочка» русская народная сказка начинается присказкой «Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жили-были дед да баба» и заканчивается «Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.»
—«Конек — горбунок» П.Ершова начинается с присказки: ;
За горами, за лесами,За широкими морями,Против неба — на землеЖил старик в одном селе.У старинушки три сына.
И заканчивается присказкой:»Я там был,Мёд, вино и пиво пил;По усам хоть и бежало,В рот ни капли не попало.»
1. Иван — вдовий сын.
а. Присказка в начале: На море на океане, на острове Буяне есть бык печеный. В одном боку у
быка нож точеный, а в другом чеснок толченый. Знай режь, в чеснок
помалкивай да вволю ешь. Худо ли
То еще не сказка, а присказка. Сказка вся впереди. Как горячих пирогов поедим да пива попьем, тут сказку поведем.
б.Присказка в конце: Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.
2. Иван — Царевич и Богатырка Синеглазка.
а. Присказка в начале: было это дело на море, на океане; на острове Кида̀не стоит древо-золотые
маковки, по этому древу ходит кот Баюн. — Вверх идет пе́сню поет, а
вниз идет сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть.
Это не сказка, а ешшо присказка идет, а сказка вся впереде́. Будет эта
сказка сказываться с утра после обеда, поевши мягкого хлеба. Тут и
сказку поведём.
б.Присказка в конце: Весь конец, я не молодец.
3. Правда и Кривда.
а. Присказка в начале:
В
то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да
русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям
летали жареные куропатки, в то время жил – был царь по имени Горох с
царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына – царевича.
б.Присказка в конце: стали жить – поживать, добра наживать.
4. Шесть братьев — все Агафоны.
а. Присказка в начале: как у нас на селе заспорил Лука с Петром, сомутилася вода с песком, у
невестки с золовками был бой большой: на том на бою кашу-горюху
поранили, киселя-горюна во полон полонили, репу с морковью подкопом
взяли, капусту под меч приклонили. А я на бой не поспел, на лавочке
просидел.
б. Присказка в конце: Не надо покупать ни дров, ни лучины; живу себе без кручины.
5. Несмеяна — царевна.
а. Присказка в начале: Как подумаешь, куда велик божий свет! Живут в нем люди богатые и бедные,
и всем им просторно, и всех их призирает и рассуждает господь. Живут
роскошные — и празднуют, живут горемычные — и трудятся; каждому своя
доля!
б. Присказка в конце: Заверяют, что нет, истинная правда была, — так надо верить.
6. Звериное молоко.
а. Присказка в начале: Слыхали вы о Змее Змеевиче Ежели слыхали, так вы знаете, каков он и
видом и делом; а если нет, так я расскажу о нем сказку, как он,
скинувшись молодым молодцом, удалым удальцом, хаживал к
княгине-красавице.
б. Присказка в конце: Говорят, в старину всё такие-то удальцы рожались, а нам от них только сказочки остались.
7. Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей царевну Кутафью
и царевну Горошинку (Мамин-Сибиряк Д.Н.)
а. Присказка в начале: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказываются сказки
старикам да старушкам на утешенье, молодым людям на поученье, а малым
ребятам на послушанье. Из сказки слова не выкинешь, а что было, то и
быльем поросло.
б. присказка в конце: Я там был, мед-пиво пил, по усам текло — в рот не попало.
«От сивки, от бурки»: почему русские сказки всегда начинаются с присказки
Присказка, что резьба и узоры на оконных ставнях и наличниках, привлекает внимание, обрамляет, украшает волшебную сказку. Витиеватая и замысловатая, она ошеломляет, обещает «дива дивные, чуда чудные», увлекает за собой слушателя в сказочный мир…
Начальная присказка
«Наминается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море, на океане, на острове Буяне стоит бык печеный, возле него лук толченый; и шли три молодца, зашли да позавтракали, а дальше идут — похваляются, сами собой забавляются: были мы, братцы, у такого-то места, наедались пуще, чем деревенская баба теста! Это присказка: сказка будет впереди».
Присказка – прелюдия к сказочному действию, зачину. Изобилуя традиционными формулами («жили-были», «в некотором государстве», «шли-шли»), уподобляясь сказочной трехчастной структуре (начало, середина, концовка), присказка не связана с сюжетом последующей затем сказки. Присказка свободна, может быть приступом к той или иной сказке, а может и вовсе отрываться от сказки и бытовать самостоятельно как сказка-небылица.
Присказка и сказка — контраст
Динамичная, порывистая, присказка может преувеличивать, искажать, переворачивать «с ног на голову»: большое делать малым и наоборот, звук измерять мерой веса, а расстояние мерой времени, целомудренное изображать через непристойное, бедность – через богатство и наоборот, красоту – через уродство и т.д. Присказка – усмешка сказочника, гротеск, несерьезное, противостоящее серьезному сказочному повествованию. Да, да! Серьезному сказочному сюжету.
Какой бы фантастичной и неправдоподобной ни представала перед нами сказка, эта сказка – далеко не только вымысел. Так или иначе, она обусловлена действительностью, историческим прошлым народа, его настоящими бедами и горестями, его чаяниями на справедливость в будущем.
Своими корнями сказка уходит вглубь времен, доисторические дебри, произрастает из ритуала, обрядовых действий и заклинаний, мифов. Отсюда контраст между доведенной до абсурда, смехотворной присказкой и волшебной сказкой, образность которой не так уж фантастична. Сказитель намеренно разграничивает, отделяет присказку и сказку: «Это не сказка, а присказка, сказка будет после обеда, поевши мягкого хлеба, еще поедим пирога, да потянем быка за рога».
Небывальщина
Присказка бессюжетна, бессобытийна, вопреки своей динамике. Но в ее основе могут быть разнообразные жизненные сведения, выдаваемые при этом за ложные, чудесные, «слыхом не слыханные, видом не виданные». Эка небывальщина! «В некотором царстве, в некотором государстве, на ровном месте, как на бороне, верст за триста в стороне, именно в том, в котором мы живем, жил-был царь. Без присказки сказка, што без полозьев салазки: из горы по льду нет им ходу, а по гладкому пути нечего их за собой везти. Слушайте диковинные речи: у дяди Луки были полати подле печи, мост стоял поперек реки, картофель родился в земли, а рожь зрела на колоси. Не любо, не слушай, а врать — не мешай. Хороша алая лента, как одета на молодую, а на старуху хоть пять навесь – все скажут, што морщинки ест. Ну вот хоть бы в нашей деревне жил один поп…»
Конечная присказка
Присказкой сказочник не только начинает сказку, но и заканчивает. Для сказочника конечная присказка, комичная, зачастую алогичная и абсурдная, это способ саморазоблачения, выхода из условного, замкнутого пространства сказки.
Сказка возникает из небытия, из неоткуда, ее нет, пока не услышим «жили-были», «в некотором царстве, в некотором государстве» и т. д. И сказка исчезает со словами: «Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец», и нет уже ни Ивана-царевича, ни Елены Прекрасной, ни Бабы-Яги, ни коня крылатого, ни молодильных яблок, ни живой, ни мертвой воды, а есть «проза жизни» с ее горестями и радостями, надеждами и разочарованиями. А сказочник уж и сам не верит во все то, что рассказал, и требует платы за исполнение: «Вот тебе сказка, а мне кринка масла». Прибегая к присказке в начале, рассказчик подготавливает слушателя, вводит его в условные, несуществующие сказочные пространства, «тридесятые царства, тридесятые государства», откуда он рано или поздно вернется к действительности опять же посредством шутливой присказки. Так сказка, с одной стороны, чудесная и фантастичная, а с другой, неизменно обусловленная реальностью, окольцовывается развлекательно-потешными, шутливыми, гротескными противовесами-присказками. «Сказке конец — соломенный дворец, а во дворце-то пять овец да шестой жеребец. Девка на печку лезет, пуговицы рвутся, сарафаны дерутся».
Читайте наши статьи
на Дзен
5
Каков зачин сказки Сивка-Бурка?
Каков зачин сказки Сивка-Бурка?
Найди в сказке Сивка-Бурка зачин.
10 ответов:
4
0
Зачином называют начало сказки, то есть вступление в произведении. В сказке » Сивка-Бурка «, зачин вот такой:
Начинается сказка » Сивка-Бурка » именно с таких слов, значит эти слова и нужно считать зачином .
2
0
В русской народной сказке «Сивка-Бурка» найти зачин не сложно. Он не отличается особой оригинальностью — как и во множестве других сказок первыми строками этой сказки оказывается фраза:
А вот присказки в этой сказке нет никакой. Напомню, что присказка — это такой коротенький рассказ перед основным текстом сказки, который служит для привлечения внимания, а потому часто смешной.
В «Сивке-Бурке» присказки нет, зато присказку мы легко находим в сказке «Конек-Горбунок», которая по сюжету имеет много параллелей с этой сказкой. Вот присказка в сказке «Конек-Горбунок»:
Ну а далее сравните зачин сказки «Сивка-Бурка» и зачин сказки «Конек-Горбунок»:
Очень похоже, не правда ли?
И еще остается вопрос о концовке сказки «Сивка-Бурка» в которой мы легко находим и присказку:
Вот она присказка в сказке — По усам.. и т.д. Ершов в своей сказке поступил не оригинальней, он закончил «Конька-Горбунка» так:
2
0
Если речь идет о зачине в русских народных сказках, то имеется в виду самое начало сказания. Обычно в зачине перечисляются главные герои произведения либо указывается место действия. В народной сказке «Сивка-Бурка» зачин тоже имеется, а выглядит он так:
В этом зачине сразу указываются все главные персонажи: и старик, и его сыновья, и младшенький Иванушка. Причем отмечается, что называли его дурачком.
Далее уже идет сам текст сказки, из которого мы узнаем о существовании волшебного коня по имени Сивка-Бурка. Этот конь и поможет Иванушке-дурачку выполнить сложные задания царя, а затем и жениться на Елене Прекрасной.
1
0
Зачин в сказке «Сивка-Бурка» таков, что кто-то стал пшеницу на поле вытаптывать каждую ночь. Вот и отправил старик в помощь своих троих сыновей пшеницу сторожить да негодяя поймать. Оказалось что дело все в коне, который и вытаптывал пшеницу.
1
0
Сивка бурка это конь, который вытаптывал поле за которым ухаживали старик и его три сына, последнего из которых он отправил сторожить, последний сын и был Иван дурачок как зачастую бывает в сказках русских вот младшему и повезло обнаружить коня и решить с ним вопрос, эту сказку раньше еще читали наши бабушки и дедушки, сейчас уже совсем другие сказки
1
0
Что такое зачин:
Начало в этой отличной сказке зачином и является:
Интересная сказка, местами поучительная, немного простая и увлекательная. Такие прекрасные и поучительные сказки по многим моментам просто не могут устареть и свою актуальность потерять.
1
0
Народные сказки отличает начало — это зачиногибающей сказки. В сказке про Сивку Бурку зачин начинает сказку словами
Жил-был старик, было у него три сына. Старшие занимались хозяйством были…….и до конца предложения.
Зачин состоит из двух предложений.
Сивку Бурку подарила Ивану молодая кобылица. Иванушка выполнил все данные трудные поручения и главный его помощник Сивка Бурка. Если бы Иванушка слушался своего помощника,все поручения не были тогда трудными. Сивка Бурка несколько раз спасал Иванушку от верной погибели. Иванушка усвоил уроки и был благодарен не помощнику, а настоящему другу Сивке Бурке.
0
0
Зачин, то есть начало, в сказке «Сивка — Бурка» простое.
Кто-то повадился ночами пшеницу вытаптывать. Отец троих сыновей не мог стерпеть такого надругательства над своими стараниями, и отправил всех троих сыновей сторожить вора. И надо же — повезло младшему, что больше на печи сидел, чем помогал родным.
0
0
До сих пор помню как мне бабушка в детстве рассказывала эту сказку и она была моей любимой, там еще были фразы что конь встал передо мной как лист перед травой… Дело шло о том кто вытаптывал и портил урожай, а оказалось что это конь, которого называли Сивка-Бурка
0
0
Зачин сказки «Сивка-Бурка» начинается с распространенных в русско-народных сказках слов
Встречаются немного другие варианты, хоть суть, конечно, от этого не меняется:
Или то же самое, но покороче:
Зачин здесь, как мы видим, совсем короткий, хотя в некоторых сказках порой он занимает весьма приличный по размеру абзац.
Читайте также
В сказке «Сивка-бурка» Иванушке достался волшебный конь, который откликался на волшебный призыв и подчинялся тому, кто знал нужные слова. Хотя точно о причинах повиновения Сивки-Бурки в сказке ничего не сказано и мы можем только предполагать истинную причину.
Например мы можем догадываться, что Сивка-бурка служил когда-то отцу Иванушки, потому что именно отец открыл Иванушке тайну вывоза Сивки-Бурки, в благодарность за то, что Иванушка три ночи подряд приходил к нему на могилу и сидел там, в благодарность за то, что он единственный выполнил посмертный наказ отца. Ну а зная слова вызова Иванушка просто призывал коня и Сивка-Бурка подчинялся ему.
Определить вид сказки можно при признакам, в бытовой сказке происходит бытовое действие и главные герои обычные люди. В сказках про животных главными героями являются животные. В волшебных сказках главными героями могут быть и люди, и животные. Главный признак волшебной сказки «Сивка-Бурка» конек умеет разговаривать.
В сказке главный персонаж волшебный конек Сивка-Бурка, с его помощью происходят сказочные волшебства, поэтому жанр сказки «Сивка-бурка» волшебная сказка.
Сивка-бурка, вещий каурка встречается нам в русском фольклоре. Это верный друг и помощник младшего сына Иванушки-дурачка. Если обратиться к тексту сказки, то Сивка-бурка — конь крепкий и основательный, обладающий также магическими способностями, такой и в труде поможет, и из беды выручит:
Чтобы нарисовать такого коня, разделим лист бумаги на три равные части горизонтальными прямыми линиями. На средней линии изобразим две окружности: одна немного меньшего размера (это будет грудь коня).
Затем соединим окружности плавными линиями: это будут живот и спина коня. Рисуем ему гордо поднятую шею. Конскую голову начинаем рисовать с круглой щеки, потом морда коня слегка сужается. Намечаем ноги Сивки-бурки.
Затем переходим к деталям: рисуем копыта, уши, глаза и ноздри. Ухо, глаз и ноздря коня изображаются на одной линии, глаз располагается ближе к уху.
Дорисовываем остальные детали: зрачки в глазах, гриву коня, улыбку. Наш Сивка-бурка очень доброе животное!
Поскольку Иванушка скакал на нем, то нужны еще уздечка и седло.
Ох уж эта песня, которая залегла в память на многие года. Скачать эту замечательную песню можно вот здесь. Здесь мы можете сразу же послушать песню, и не только эту, а потом сразу скачать на свой компьютер.
Были у отца три сына, а когда глава семейства собрался умирать, то перед смертью велел сыновьям проведывать его могилку в течение трех дней. Старик умер, а братья были с ленцой, а потому на могилку не ходили, и только Иван, послушный сын, выполнил просьбу своего отца. За это умерший открыл Ивану секрет о волшебном коне, который способен принести ему пользу. Коня Сивку-бурку можно было вызвать в чистом поле, произнеся заклинание:
А тем временем царь решил выдать замуж свою дочь, но придумал для потенциальных женихов задание. Нужно было допрыгнуть до окна высоченного терема и поцеловать царевну. Сивка-бурка помогла Ивану выполнить задание, за что царевна пометила парню лоб печатью.
Иван ускакал домой, но царевна не забыла ловкого молодца и нашла его по печати на лбу. А дальше Иван женился на прекрасной царевне, чего он наверняка не смог бы сделать, если бы не было у него Сивки-бурки.
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ №1»
города Валуйки
Цуканова Е.А.
ТЕМА:Русская народная сказка «Сивка-бурка».
Характеристика главных героев.
(учебник, с. 40–45; рабочая тетрадь, с. 25–26)
Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сивка-Бурка» и новым видом сказок, научить видеть заключенную |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: научатся читать осознанно текст; определять тему, главную мысль произведения; пересказывать текст; участвовать в диалоге при обсуждении произведения; выражать личное отношение к прочитанному; рассуждать о категориях «добро» и «зло» |
Метапредметные: познавательные: работают с учебником, ориентируются в нем с помощью условных обозначений; анализируют литературный текст , выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читают в соответствии с целью чтения, в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке; коммуникативные: строят рассуждение и доказательство своей точки зрения |
Личностные: выражают собственные чувства задач при работе с художественным произведением |
Образовательные ресурсы: выставка книг, иллюстрации с изображением сказки «Сивка-бурка», словарные слова, пословицы, карточки с текстом речевой разминки |
Структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащегося |
Формируемые способы деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организационный момент |
— С каким настроением вы пришли на урок? Давайте в начале урока улыбнёмся друг другу. С улыбки всегда приятно начинать любое дело. — Думаю, что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного и хорошее настроение нас не покинет. |
Показывают готовность |
Владеют навыками психологической подготовки к уроку |
II. Проверка домашнего задания |
— Какую пословицу вы нашли в сказке? — Как вы её понимаете? |
Читают записи в тетради |
Владеют навыками самостоятельной работы |
III. Сообщение темы и цели |
– Сегодня мы будем знакомиться с еще одной русской народной сказкой. Она завершает наше долгое путешествие в край русских народных сказок |
Внимательно слушают |
Принимают учебную задачу |
IV. Изучение нового материала. 1. Актуализация опорных знаний. |
– Отгадайте название сказки: Конь ретивый, долгогривый, Скачет полем, скачет нивой. Был он другом у Ивана И помог ему сполна он. (Сивка-бурка.) – Вспомним, в каких сказках мы встречались с Иваном? С конем? – Кто сочинил эти сказки? (Сказки сочинил народ.) |
Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы. |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. |
2. Целевая установка. |
– Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой – «Сивка-бурка». Поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка-бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки и на основании этого определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока попытаемся ответить на вопрос «Чему учит нас эта сказка?». |
Внимательно слушают. |
|
3. Вступительное слово учителя. |
– Сказка «Сивка-бурка» одна из самых популярных и любимых сказок русского народа. В ней отобразилась мечта русского народа о счастье, которое должно прийти |
1 |
2 |
3 |
4 |
4. Первичное чтение сказки 5. Беседа по содержанию прочитанного. |
– Понравилась вам сказка? – Какие чувства вы испытали, слушая её? – Кто из героев сказки вам понравился больше всего? – Каков Иванушка? – А каковы его братья? – Чем похожи сказки «Сивка-бурка» и «Иван-царевич и серый волк»? – За что были вознаграждены оба Ивана в этих сказках? |
Читает хорошо подготовленный ученик. Отвечают на вопросы. |
Осуществляют логические действия. |
6. Словарная работа. |
– Слушая сказку, понимали ли вы смысл всех слов? Сивка-бурка, вещий каурка – вещий, то есть предсказывающий будущее; сивка-бурка и каурка – это масти лошади (ее цвет): сивый, то есть серый, бурый (коричневый), каурый (светло-каштановый, рыжеватый). Кликать – звать. Худая одежонка – старая (дырявая, то есть прохудившаяся) одежда. Добрая пшеница – хороший урожай. Иззяб – замерз. Гаркни – громко крикни. Побрезгать – испытать отвращение. Потчует – угощает. |
Определяют совместно |
Владеют навыками работы со справочной литературой. |
7. Работа с ил-люстрациями и репродукцией картины к сказке |
– Какой момент запечатлел он на картине? Найдите и прочитайте этот отрывок в сказке. – Каков Сивка-бурка на картине В. Васнецова? – Посмотрите на композицию этой сказки. Что о ней можно сказать? |
Отвечают на вопросы. |
1 |
2 |
3 |
4 |
– Зачем она придумана? – Давайте разберемся, чем эта сказка отличается от других? (Содержанием, наполнением.) – Наверное, в содержании и следует искать ответ на главный вопрос. Физкультминутка |
Выполняют движения физкультминутки согласно тексту |
Выполняют физкультминутку |
|
V. Продолжение работы над темой. 1. Работа над со-держанием первой части сказки. 2. Выборочное чтение. |
– Найдите и прочитайте отрывки в тексте. а) Как стерёг пшеницу старший брат? (Отправился старший брат пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра.) б) Как стерёг пшеницу средний брат? (На вторую ночь пошёл средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.) в) Кто же поймал вора? Кем вор оказался? г) Найдите описание коня. (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.) |
Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, |
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
3. Чтение по ролям. |
– Прочитаем разговор Иванушки с конём (учебник, с. 41). Мы познакомились с первой частью сказки. Какие вы себе представляли картины, читая эту часть? |
Читают текст по учебнику. Отвечают на вопросы. |
Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится). |
4. Беседа по содержанию прочитанного. |
– Как начинается сказка? (Жил-был.) – Сколько сыновей было у старика? (Три.) – Число три – что это за число? (Волшебное.) – Почему именно пшеницу посеял старик? (Пшеница – самое дорогое, что было – Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? (Милые мои дети.) – Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами обладает? (Ленивый, безответственный, не готов к трудностям.) На доску прикрепляет карточки с перечисленными на них качествами братьев. – Что нового узнаем о нем? (Лгун, обманщик.) – Что узнаем о среднем сыне? (Такой же.) |
5. Знакомство |
– Что мы узнаем о герое Иване? (Предусмотрительный, смелый.) – Почему действие происходит в полночь? (В полночь случается волшебство.) – Конь обычный или нет? (Необычный.) – Что необычного? (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.) – Разве конь не слышал, что в поле кто-то есть? – Что дальше должно происходить, как вы думаете? (Высказывают предположения.) – Как конь разговаривает с Иваном? (Знает его по имени.) – Какую службу обещает сослужить? (Великую.) – О чем думает Иван, взяв обещание с коня? (Найти его потом, если конь не сдержит слово.) – Как Иван мог найти коня? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой».) – Заучим наизусть эти слова. – Почему братья спрашивают у Ивана? – А мог он соврать или не говорить? (Да, мог.) – О каком качестве Ивана это говорит? (Честный.) – Иван рассказал, как поймать коня? (Нет.) – Почему? (Потому что конь был волшебный, разговаривал с ним, а братья ему не поверили бы.) – Каким качеством еще обладают братья? (Жадные, хитрые.) – Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу? (Да, все, кто дают слово, должны держать его.) – Прочитаем диалог Ивана с конем. – Прочитаем диалог Ивана с братьями по возвращении домой. – Познакомимся с героями сказки. Прочитайте исходную ситуацию и найдите, как сказитель характеризует старших братьев. – Чем интересуются старшие братья? (Бытом.) – А что сказитель говорит о младшем? – Почему главный герой в сказках часто Иван-дурак? Поразмышляйте, о чем говорит этот эпитет – «дурак»? |
Зачитывают отрывок. Отвечают на вопросы. |
на поставленные учителем вопросы. Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию |
1 |
2 |
3 |
4 |
– Иван на самом деле дурак или сказитель говорит о чем-то другом? – Дурак для сказки не показатель глупости. Иван-дурак всегда не такой, как все. – Что же отличает его от братьев? Какой он? (Далекий от быта, простой, бесхитростный, спокойный, смелый.) – Какое испытание должны пройти герои? – Это следы древнего обряда. Считалось обязательным знаком почтения и уважения отнести на могилу еду. Перечитайте про себя это испытание и подумайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы пройти его. – Почему старший брат не хочет идти на могилу? – Как это его характеризует? (Трусливый, не уважает отца.) – А что же обещали братья Ивану, если он сходит за них? Прочитайте. Как это их характеризует? – Давайте сделаем вывод, кто же оказался настоящим героем? – А есть ли в этой сказке помощник? Кто он? (Сивка-бурка.) – Прочитайте эпизод о том, как Иван-дурак получил помощника. – Кто заметил, какую сказку эта ситуация напоминает? («Хаврошечка».) – Как описывает сказитель Сивку-бурку? – Представьте, что мы придумываем мультфильм по этой сказке. Каким бы вы изобразили Сивку-бурку? Как он скачет? – Откуда же взялся такой конь? – Попал ли во время испытания Иван-дурак в тридесятое царство? Каким образом? – Какое еще испытание ожидает героев сказки? Прочитайте про себя и подчеркните, как скачут на своих конях старшие братья, а как скачет Иван-дурак. – Как сказитель описывает выступление братьев – ярко, красочно или просто? Почему? – На чьей стороне сказитель? Почему? – Кто симпатичен вам? – Как заканчивается сказка? Получает ли герой заслуженную награду? Почему? – Какой урок преподносит нам сказка? А если на минутку представить, что нет |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Делают выводы Зачитывают отрывок. Зачитывают отрывок Зачитывают отрывок. Делают выводы и обобщения |
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||||||||
Вывод. Получается, сказка, с одной стороны, говорит о том, что настоящего героя обязательно ждет награда, а с другой стороны, для этого, оказывается, еще необходимо чудо. Аналогично организует и проводит работу над содержанием 2-й и 3-й части |
Делают выводы и обобщения |
|||||||||||||||
VI. Тест |
ТЕСТ Обведи букву правильного ответа.
|
|||||||||||||||
VII. Итог урока. Рефлексия |
– Назовите героев сказки «Сивка-бурка». – Давайте вспомним описание коня. (Она шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.) – Как мог позвать коня Иван? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой».) – Вспомните ещё раз сказку. Какова ее основная мысль? (Не бросай слов на ветер.) – С каким настроением вы уходите с урока? |
Осуществляют самоанализ учебной деятельности |
Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию |
|||||||||||||
VIII. Домашнее задание |
Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку. Сильным учащимся: дочитать сказку до конца и разделить на части. Слабым учащимся: прочитать 1-ю часть сказки. |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Принимают |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ №1»
города Валуйки
Цуканова Е.А.
ТЕМА:Русская народная сказка «Сивка-бурка».
Характеристика главных героев.
(учебник, с. 40–45; рабочая тетрадь, с. 25–26)
Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сивка-Бурка» и новым видом сказок, научить видеть заключенную |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: научатся читать осознанно текст; определять тему, главную мысль произведения; пересказывать текст; участвовать в диалоге при обсуждении произведения; выражать личное отношение к прочитанному; рассуждать о категориях «добро» и «зло» |
Метапредметные: познавательные: работают с учебником, ориентируются в нем с помощью условных обозначений; анализируют литературный текст , выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читают в соответствии с целью чтения, в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке; коммуникативные: строят рассуждение и доказательство своей точки зрения |
Личностные: выражают собственные чувства задач при работе с художественным произведением |
Образовательные ресурсы: выставка книг, иллюстрации с изображением сказки «Сивка-бурка», словарные слова, пословицы, карточки с текстом речевой разминки |
Структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащегося |
Формируемые способы деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организационный момент |
— С каким настроением вы пришли на урок? Давайте в начале урока улыбнёмся друг другу. С улыбки всегда приятно начинать любое дело. — Думаю, что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного и хорошее настроение нас не покинет. |
Показывают готовность |
Владеют навыками психологической подготовки к уроку |
II. Проверка домашнего задания |
— Какую пословицу вы нашли в сказке? — Как вы её понимаете? |
Читают записи в тетради |
Владеют навыками самостоятельной работы |
III. Сообщение темы и цели |
– Сегодня мы будем знакомиться с еще одной русской народной сказкой. Она завершает наше долгое путешествие в край русских народных сказок |
Внимательно слушают |
Принимают учебную задачу |
IV. Изучение нового материала. 1. Актуализация опорных знаний. |
– Отгадайте название сказки: Конь ретивый, долгогривый, Скачет полем, скачет нивой. Был он другом у Ивана И помог ему сполна он. (Сивка-бурка.) – Вспомним, в каких сказках мы встречались с Иваном? С конем? – Кто сочинил эти сказки? (Сказки сочинил народ.) |
Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы. |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. |
2. Целевая установка. |
– Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой – «Сивка-бурка». Поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка-бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки и на основании этого определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока попытаемся ответить на вопрос «Чему учит нас эта сказка?». |
Внимательно слушают. |
|
3. Вступительное слово учителя. |
– Сказка «Сивка-бурка» одна из самых популярных и любимых сказок русского народа. В ней отобразилась мечта русского народа о счастье, которое должно прийти |
1 |
2 |
3 |
4 |
4. Первичное чтение сказки 5. Беседа по содержанию прочитанного. |
– Понравилась вам сказка? – Какие чувства вы испытали, слушая её? – Кто из героев сказки вам понравился больше всего? – Каков Иванушка? – А каковы его братья? – Чем похожи сказки «Сивка-бурка» и «Иван-царевич и серый волк»? – За что были вознаграждены оба Ивана в этих сказках? |
Читает хорошо подготовленный ученик. Отвечают на вопросы. |
Осуществляют логические действия. |
6. Словарная работа. |
– Слушая сказку, понимали ли вы смысл всех слов? Сивка-бурка, вещий каурка – вещий, то есть предсказывающий будущее; сивка-бурка и каурка – это масти лошади (ее цвет): сивый, то есть серый, бурый (коричневый), каурый (светло-каштановый, рыжеватый). Кликать – звать. Худая одежонка – старая (дырявая, то есть прохудившаяся) одежда. Добрая пшеница – хороший урожай. Иззяб – замерз. Гаркни – громко крикни. Побрезгать – испытать отвращение. Потчует – угощает. |
Определяют совместно |
Владеют навыками работы со справочной литературой. |
7. Работа с ил-люстрациями и репродукцией картины к сказке |
– Какой момент запечатлел он на картине? Найдите и прочитайте этот отрывок в сказке. – Каков Сивка-бурка на картине В. Васнецова? – Посмотрите на композицию этой сказки. Что о ней можно сказать? |
Отвечают на вопросы. |
1 |
2 |
3 |
4 |
– Зачем она придумана? – Давайте разберемся, чем эта сказка отличается от других? (Содержанием, наполнением.) – Наверное, в содержании и следует искать ответ на главный вопрос. Физкультминутка |
Выполняют движения физкультминутки согласно тексту |
Выполняют физкультминутку |
|
V. Продолжение работы над темой. 1. Работа над со-держанием первой части сказки. 2. Выборочное чтение. |
– Найдите и прочитайте отрывки в тексте. а) Как стерёг пшеницу старший брат? (Отправился старший брат пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра.) б) Как стерёг пшеницу средний брат? (На вторую ночь пошёл средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.) в) Кто же поймал вора? Кем вор оказался? г) Найдите описание коня. (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.) |
Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, |
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
3. Чтение по ролям. |
– Прочитаем разговор Иванушки с конём (учебник, с. 41). Мы познакомились с первой частью сказки. Какие вы себе представляли картины, читая эту часть? |
Читают текст по учебнику. Отвечают на вопросы. |
Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится). |
4. Беседа по содержанию прочитанного. |
– Как начинается сказка? (Жил-был.) – Сколько сыновей было у старика? (Три.) – Число три – что это за число? (Волшебное.) – Почему именно пшеницу посеял старик? (Пшеница – самое дорогое, что было – Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? (Милые мои дети.) – Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами обладает? (Ленивый, безответственный, не готов к трудностям.) На доску прикрепляет карточки с перечисленными на них качествами братьев. – Что нового узнаем о нем? (Лгун, обманщик.) – Что узнаем о среднем сыне? (Такой же.) |
5. Знакомство |
– Что мы узнаем о герое Иване? (Предусмотрительный, смелый.) – Почему действие происходит в полночь? (В полночь случается волшебство.) – Конь обычный или нет? (Необычный.) – Что необычного? (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.) – Разве конь не слышал, что в поле кто-то есть? – Что дальше должно происходить, как вы думаете? (Высказывают предположения.) – Как конь разговаривает с Иваном? (Знает его по имени.) – Какую службу обещает сослужить? (Великую.) – О чем думает Иван, взяв обещание с коня? (Найти его потом, если конь не сдержит слово.) – Как Иван мог найти коня? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой».) – Заучим наизусть эти слова. – Почему братья спрашивают у Ивана? – А мог он соврать или не говорить? (Да, мог.) – О каком качестве Ивана это говорит? (Честный.) – Иван рассказал, как поймать коня? (Нет.) – Почему? (Потому что конь был волшебный, разговаривал с ним, а братья ему не поверили бы.) – Каким качеством еще обладают братья? (Жадные, хитрые.) – Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу? (Да, все, кто дают слово, должны держать его.) – Прочитаем диалог Ивана с конем. – Прочитаем диалог Ивана с братьями по возвращении домой. – Познакомимся с героями сказки. Прочитайте исходную ситуацию и найдите, как сказитель характеризует старших братьев. – Чем интересуются старшие братья? (Бытом.) – А что сказитель говорит о младшем? – Почему главный герой в сказках часто Иван-дурак? Поразмышляйте, о чем говорит этот эпитет – «дурак»? |
Зачитывают отрывок. Отвечают на вопросы. |
на поставленные учителем вопросы. Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию |
1 |
2 |
3 |
4 |
– Иван на самом деле дурак или сказитель говорит о чем-то другом? – Дурак для сказки не показатель глупости. Иван-дурак всегда не такой, как все. – Что же отличает его от братьев? Какой он? (Далекий от быта, простой, бесхитростный, спокойный, смелый.) – Какое испытание должны пройти герои? – Это следы древнего обряда. Считалось обязательным знаком почтения и уважения отнести на могилу еду. Перечитайте про себя это испытание и подумайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы пройти его. – Почему старший брат не хочет идти на могилу? – Как это его характеризует? (Трусливый, не уважает отца.) – А что же обещали братья Ивану, если он сходит за них? Прочитайте. Как это их характеризует? – Давайте сделаем вывод, кто же оказался настоящим героем? – А есть ли в этой сказке помощник? Кто он? (Сивка-бурка.) – Прочитайте эпизод о том, как Иван-дурак получил помощника. – Кто заметил, какую сказку эта ситуация напоминает? («Хаврошечка».) – Как описывает сказитель Сивку-бурку? – Представьте, что мы придумываем мультфильм по этой сказке. Каким бы вы изобразили Сивку-бурку? Как он скачет? – Откуда же взялся такой конь? – Попал ли во время испытания Иван-дурак в тридесятое царство? Каким образом? – Какое еще испытание ожидает героев сказки? Прочитайте про себя и подчеркните, как скачут на своих конях старшие братья, а как скачет Иван-дурак. – Как сказитель описывает выступление братьев – ярко, красочно или просто? Почему? – На чьей стороне сказитель? Почему? – Кто симпатичен вам? – Как заканчивается сказка? Получает ли герой заслуженную награду? Почему? – Какой урок преподносит нам сказка? А если на минутку представить, что нет |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Делают выводы Зачитывают отрывок. Зачитывают отрывок Зачитывают отрывок. Делают выводы и обобщения |
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||||||||
Вывод. Получается, сказка, с одной стороны, говорит о том, что настоящего героя обязательно ждет награда, а с другой стороны, для этого, оказывается, еще необходимо чудо. Аналогично организует и проводит работу над содержанием 2-й и 3-й части |
Делают выводы и обобщения |
|||||||||||||||
VI. Тест |
ТЕСТ Обведи букву правильного ответа.
|
|||||||||||||||
VII. Итог урока. Рефлексия |
– Назовите героев сказки «Сивка-бурка». – Давайте вспомним описание коня. (Она шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.) – Как мог позвать коня Иван? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой».) – Вспомните ещё раз сказку. Какова ее основная мысль? (Не бросай слов на ветер.) – С каким настроением вы уходите с урока? |
Осуществляют самоанализ учебной деятельности |
Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию |
|||||||||||||
VIII. Домашнее задание |
Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку. Сильным учащимся: дочитать сказку до конца и разделить на части. Слабым учащимся: прочитать 1-ю часть сказки. |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Принимают |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мне нравится