В партитуру какого сочинения а скрябин ввел особую нотную строчку luce

Философ и музыкант Александр Скрябин был человеком разносторонним: попытки соединить несколько видов искусства в единое целое привели к созданию светомузыки. Именно ей, основанной на способности человека ассоциировать звук с цветом, музыкант посвятил большой период своего творчества. Александр Скрябин стал первым, кто в истории мировой музыкальной культуры совместил в одном произведении звук, цвет и свет.

Что такое «цветной слух»

В конце XIX века музыкально-цветовой синестезией ученые называли разновидность хроместезии или «цветного слуха», то есть особенности, при которой музыкальные звуки вызывают у человека определенные цветовые ассоциации. «Цветным слухом» обладали многие музыканты: русские композиторы Н.А. Римский – Корсаков, А.А. Кенель и Б.В. Асафьев, литовский художник и композитор М.К. Чюрленис, француз О. Мессиан и австриец А. Шенберг. Каждый музыкант «видел» тональности, окрашенными по-разному. Например, у Б.В. Асафьева ре-мажор приобретал изумрудный оттенок, а у Н.М. Римского-Корсакова он был золотистым. Ре-бемоль мажор в представлении А.А. Кенеля был лимонно-желтым, в то время как Б.В. Асафьев изображал его красным, пылающим словно огненное зарево.

Система «раскрашивания» музыки у каждого композитора тоже была своя. Н.А. Римский – Корсаков делал музыку очень изобразительной, наделял ее «графической звукописью», основываясь на собственных чувствах и задумках, тогда как австрийский композитор Арнольд Шенберг сопоставлял краски с музыкальными тембрами различных инструментов симфонического оркестра.

Синтез искусств

Благодаря способности «цветного слуха», Александр Николаевич Скрябин создал собственную систему цветотональности, в которой обозначил до-мажор красным цветом, ре-мажор — желтым, соль-мажор — оранжево-розовым, а ля-мажор — зеленым. В специальной таблице композитора первые тональности полностью повторяли цветовую гамму радуги, остальные обозначались производными цветами.

Соответствие цветов и тональностей по Скрябину. Источник: Википедия

Еще до создания своего первого светомузыкального произведения А.Н. Скрябин при описании музыки часто использовал световые метафоры. В одном из эпизодов Сонаты №3, созданной в 1898 году, автор «объяснял» музыку через выражение «здесь звезды поют». А ремарки «светоносно» и «мрачно» он применял в своей «Божественной поэме», которую писал с 1902 по 1904 года. Полностью воплотить замысел синтеза искусств композитору удалось в 1910 году в музыкальной поэме «Прометей» («Поэме огня»), которая стала первым светомузыкальным произведением в мировой истории.

Титульный листа «Прометея» («Поэмы огня»). Источник: А.Н. Скрябина

Загадка световой строки

По замыслу А.Н. Скрябина, Прометей олицетворял собой символ творческого начала, образ ницшеанского «сверхчеловека», который на пути к идеалу преодолевает все трудности и препятствия. Александр Николаевич хотел визуально воссоздать в произведении «образ пламени» — некоего очистительного огня, способного привести человечество в царство счастья и красоты. И для этого композитор «изобрел» новые музыкальные средства выразительности — свет и цвет, которые воплотил в «световой строке».

Для исполнения поэмы «Прометей» нужны были оркестр, хор, орган, фортепиано и специальный световой аппарат. Последнему отводилась особая роль – воспроизвести партию света «Luce», в которой обычными нотами были записаны условные обозначения цветов. В партитуре произведения А.Н. Скрябин расписал «световую строку» для исполнения двумя голосами. Верхний голос был более подвижным и отвечал за смену гармонии. Нижний – за философскую составляющую. В световой строке также доминировали два цвета – фиолетовый и красный. Первый ассоциировался со сферой духа и нематериальным началом, второй выступал как его противоположность и обозначал материю. По задумке композитора, в конце партии света происходил выход за пределы материального мира, поэтому финал произведения был решен в фиолетовом цвете. А систему всего «Прометея» музыкант представлял в виде кольца «дух-материя-дух».

Трудности исполнения светомузыки

Первое исполнение «Прометея» состоялось в марте 1911 года в Москве под управлением дирижера Сергея Кусевицкого, за фортепиано сидел сам А.Н. Скрябин. Но на московской премьере для зрителей не сыграли «световую строку» – в последний момент Александр Николаевич сделал в партитуре «Поэмы огня» пометку: «Может исполняться без световой строки». Композитор объяснил это тем, что светомузыкальный аппарат не успели изготовить в срок, так как его устройство оказалось слишком сложным для воплощения.

Из-за отсутствия необходимой техники «Прометей» долгое время исполнялся как обычная симфоническая поэма. Однако близкие друзья Александра Николаевича все же могли увидеть «Поэму огня» с цветом и светом, но только в домашних условиях. По эскизам композитора его друг, профессор А.Э. Мозер, сконструировал модель светового аппарата «Прометей». Это был деревянный круг с двенадцатью разноцветными лампочками и кнопочной приставкой. Семь лампочек располагались в последовательности чередования цветов спектра, а остальные пять соединяли крайние спектральные цвета, обеспечивая переход от одного оттенка к другому. Этому кругу соответствовал квинтовый тональный круг, согласно которому каждая нота имела свой цвет. Световой круг А.Н. Скрябин подвесил к потолку в своем кабинете. Во время игры за кнопочной панелью сидела жена композитора Татьяна Шлецер и «сопровождала» фортепианные партии Александра Николаевича световыми эффектами.

Первый в мире светомузыкальный аппарат, созданный по задумке А.Н. Скрябина его другом, инженером А.Э. Мозером. Из экспозиции Музея А.Н. Скрябина

И все же такой световой круг был несовершенен. Во времена Скрябина использовались лампочки накаливания, которые изначально обладали желтым спектром, поэтому достичь нужного цветового оттенка было очень сложно. Более того, с помощью обычных лампочек невозможно было плавно «перевести» один цвет в другой, например, красный в желтый. Как и плавно изменить напряжение — заставить одну и ту же лампочку гореть или более тускло, или более ярко. Работа с домашним световым кругом создавала много проблем, поэтому было необходимо создать более совершенный световой аппарат, чтобы исполнять произведения не только в кругу друзей, но и для широкой публики.

Впервые «Прометей» вместе с партией света был сыгран в 1915 году в Карнеги-Холле оркестром Русского симфонического общества.  Знаменитый изобретатель Томас Эдисон в тот период сконструировал световой орган, с помощью которого строка «Luce», наконец, смогла быть реализована в концертном зале. Однако отсутствие автора произведения привело к вольной трактовке некоторых световых эффектов.

МОСГОРТУР благодарит Музей А.Н. Скрбина за помощь в подготовке материала

Композитор

Год создания

1910

Дата премьеры

02.03.1911

Жанр

Страна

Россия

Состав оркестра: световая клавиатура (исполнение возможно и без нее),
3 флейты, флейта-пикколо, 3 гобоя, английский рожок, 3 кларнета, бас-кларнет, 3 фагота, контрафагот, 8 валторн, 5 труб, 3 тромбона, туба, литавры, большой барабан, тарелки, тамтам, треугольник, колокольчики (нужны два исполнителя), колокола, челеста, 2 арфы, орган, фортепиано, смешанный хор (возможно исполнение без него), струнные.

История создания

Александр Николаевич Скрябин / Alexander Scriabin

После нескольких лет жизни за рубежом в 1910 году Скрябин возвратился в Россию. «В Москву мы не только поедем, но даже поселимся там с будущего года, а может быть и останемся теперь же. Меня призывает туда моя артистическая деятельность», — сообщает композитор отцу в письме от 15 декабря 1909 года из Брюсселя. До этого, в начале года, он приезжал на родину с гастролями, и это время осталось в памяти как счастливое, полное радостных впечатлений. Уже в январе 1910 года Скрябин окончательно поселяется в Москве. Он увлечен новым замыслом — симфонической поэмой «Прометей». Композитор планирует завершить ее к весне, но вынужден отложить работу ради концертной поездки по городам Поволжья с оркестром С. Кусевицкого. Напряженная работа продолжается летом на даче под Москвой, а затем осенью, когда композитор, наконец, завершает ее. Первое исполнение «Прометея», ожидавшееся публикой с огромным нетерпением, состоялось 2 марта 1911 года в Москве под управлением Кусевицкого и стало крупным событием в музыкальной жизни России. Партию фортепиано исполнял сам автор.

В отличие от Поэмы экстаза, на этот раз Скрябин не раскрыл программу. Он уверял даже, что его «Прометей» не имеет отношения к известному древнегреческому мифу. Однако образ титана, принесшего людям огонь, конечно, не случайно поставлен в заголовке. «Прометей — это ведь активное начало, творческий принцип, это отвлеченный символ. Ведь и тот, мифический Прометей — это только раскрытие этого символа, сделанное для первобытного состояния сознания», — говорил композитор. Возможно, именно поэтому Скрябин и не предпослал сочинению развернутой программы, а ограничился емким названием. Произведение имеет и другое название — Поэма огня. Напомним, что образ огня и раньше был воплощен в произведениях Скрябина. Появляется он и у многих других художников. В русском искусстве он приобретает смысл грядущего обновления, очистительного пожара. К нему обращались Блок, Бальмонт, Ходасевич.

Скрябин был вдохновлен грандиозным замыслом, волновавшим его и в предшествующих сочинениях: показать победу могучей человеческой воли, торжества жизни. В стремлении воплотить этот замысел он обратился к новому выразительному языку, отказавшись от традиционных норм гармонии, введя свет как новое выразительное средство.

Композитор уже давно добивался воплощения в музыке светоносности. Об этом свидетельствуют, в частности, такие названия его сочинений, как «Гирлянды», «К пламени», «Темное пламя». Эти его устремления находились в русле общего развития искусства рубежа XIX—XX веков. Живопись тогда активно осваивала выразительные возможности цвета, стремясь передать движение, приблизиться к активности звука. Все чаще звук и цвет соотносятся между собой. Напомним хотя бы следующие строки К. Бальмонта:

Флейты звук зорево-голубой,
Так по-детскому ласково-малый,
Барабана глухой перебой,
Звук литавр торжествующе-алый…

Не случайно позднее поэт опубликовал книгу «Светозвук в природе и световая симфония Скрябина» (1917). В те же годы английский физик А. Майкельсон, проводивший опыты с новейшей оптической аппаратурой, писал: «Эти цветовые явления действуют на меня могущественным образом, и я решаюсь предсказать, что в весьма недалеком будущем, вероятно, появится цветовое искусство, подобное звуковому — какая- нибудь красочная музыка!»

Известно, что Скрябин, как и Римский-Корсаков, обладал так называемым «цветным» слухом: тональности воспринимались им окрашенными в определенные тона. Так, например, ре мажор он «видел» ярко желтым, ля мажор — зеленым, ре-бемоль мажор — фиолетовым. И световая строка в «Прометее» должна была стать, с одной стороны, воплощением его видения музыкальных тонов, но в то же время передавать и более общий смысл — единения разных искусств во всеобъемлющей «Мистерии», идея которой на протяжении многих лет волновала композитора, но так и осталась неосуществленной. Однако что именно представляла собой световая строка (Luce) партитуры, Скрябин не объяснил. Многие исследователи его творчества безуспешно пытались расшифровать ее.

На московской премьере «Прометей» исполнялся без световой строки, так как, по словам композитора, аппарат для ее воплощения оказался слишком сложным и его не успели сделать. В последний момент Скрябин сделал пометку в партитуре: «Может исполняться без световой строки». 30 марта 1915 года цветовое исполнение состоялось в Нью-Йорке, причем аппаратура для этого готовилась в течение двух лет. Но отсутствие автора привело к произвольной трактовке световых эффектов.

Музыка

На пианиссимо вступает таинственное, необычное, длительно тянущееся созвучие — «прометеев аккорд». На колышущемся фоне валторны интонируют тему Прометея — суровую, сдержанную и проникновенную, являющуюся почти точным мелодическим вариантом первоначального аккорда. В постепенном раскрытии она приводит к появлению темы воли в акцентированном звучании трубы соло. Новая тема, определяющая начало основного раздела поэмы — хоральная сосредоточенная тема разума (флейта в сопровождении фагота и валторн). Она звучит неоднократно, сопоставляясь с темой воли, а далее — и с темой разума. Солирующий рояль вводит в действие другие темы, более оживленные, капризные, с прихотливой фактурой и чертами танцевальности (тема движения). Новый образ — трепетный, словно окутанный форшлагами, сопровождаемый трелями и тремоло, — характеризуется исследователями как тема томления. На этих основных темах-образах строится все одночастное произведение: в противопоставлениях, столкновениях, контрапунктических сплетениях, действенном развитии и борьбе, приводящей к колоссальной кульминации. К мощному звучанию оркестра присоединяется хор, интонирующий без слов отдельные мотивы, напоминающие древние попевки. Его поддерживает и орган. Достигается небывалый экстатический накал. Постепенно звучность спадает, и с нежнейшего пианиссимо в разреженном звучании отдельных инструментов начинается новый подъем, приводящий к мощному, светлому и величественному завершению.

Л. Михеева

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Искусство и наука о Скрябине

История музыкального эксперимента одного из старейших музеев Москвы берет начало в новаторских замыслах своего героя – Александра Николаевича Скрябина. Первым революционным сочинением в мировой культуре стал «Прометей. Поэма Огня» для большого симфонического оркестра, рояля, органа и хора. В партитуру этого сочинения композитор впервые в истории музыки ввел партию света с помощью световой строчки Luce.

Первый в мире светомузыкальный аппарат, созданный по задумке А.Н. Скрябина его другом, инженером А.Э. Мозером. Из экспозиции мемориального музея

«Прометей» в переводе с древнегреческого означает «провидец». И именно «провидец»— наиболее точный эпитет в отношении Скрябина в истории культуры. В какую бы область музыкального искусства он не углублялся, — он становился новатором. Он опередил не только свое время, но и предвосхитил развитие современного искусства, его свето- и цветомузыка стала предшественницей современных мультимедийных шоу, а его идея с объединением человечества воплощается сегодня повсеместно – в интернете, в социальных сетях и в мобильной связи.

Титульный лист партитуры «Поэмы огня» работы знаменитого бельгийского художника Жана Дельвиля. Из фондов мемориального музея

Между тем, пожалуй, самым грандиозным замыслом композитора осталась идея создания «Мистерии». Она, по эскизам Скрябина, должна была свершиться единственный раз в воздвигнутом специально для нее большом храме в Индии, и сочетать в себе все виды искусств и даже запахи. Весь мир должен был стать участником грандиозного представления, достигнуть творческого экстаза, дематериализоваться, перестать существовать и возродиться в новом духовном качестве. Со временем композитор, очевидно, начал осознавать невозможность реализации своего грандиозного замысла. После его кончины линию эксперимента продолжила дочь композитора Мария Александровна Скрябина.

Страница из партитуры «Предварительного действа». Из фондов мемориального музея

Мария Скрябина была научным сотрудником музея в 1941 – 1957 годах. Увлеченная идеями теософии и антропософии, она организовала здесь занятия эвритмией и декламацией, а в конце 1940-х годов увлекалась идеей «световой симфонии». В этот период Мария Александровна активно сотрудничала с инженером Евгением Александровичем Мурзиным, который развил идеи композитора.

Мария Александровна Скрябина и ее светомузыкальная сфера. Из фондов мемориального музея

В 1957 году Е.А. Мурзин запатентовал первый в мировой истории фотоэлектронный оптический музыкальный инструмент, который переводил изображение в звук. Машина получила название «АНС» – по первым буквам инициалов великого композитора.

Е.А. Мурзин и его изобретение. Конец 1950-х гг.

«АНС» вызвал огромный интерес у мировой общественности и музыкантов. Вокруг него начала формироваться студия электронной музыки. Здесь работали молодые композиторы, ставшие затем музыкантами с мировым именем: Э. Артемьев, А. Волконский, С. Крейчи, А. Шнитке, Э. Денисов, С. Губайдулина, А. Немтин, Ш. Калош и В. Мартынов.

Московская Экспериментальная Студия электронной музыки открылась в 1966 году. Специально для ее работы расселили коммунальную квартиру, занимавшую в то время первый этаж в здании музея композитора. Со временем в Студии был создан «Сферический Скрябинский зал» для проведения цветомузыкальных экспериментов. После смерти Е.А. Мурзина в 1970 году деятельность Студии стала постепенно угасать к концу десятилетия. Однако история эксперимента, новых технологий и науки о Скрябине на этом не завершилась.

Пластинка с записями участников студии

В 2010 году по инициативе директора Музея Скрябина — Александра Лазарева, был сформирован молодежный совет, из резерва  которого в 2013 году был создан отдел специальных проектов. Одним из самых ярких проектов отдела с 2013 по 2016 годы стала медиа-лаборатория Scriabin Lab.

Фестиваль ScriabinFest в Парке Горького, 2013 год. Из фондов мемориального музея

Главной целью лаборатории стал поиск инновационных технологий для реализации творческих замыслов А.Н. Скрябина, визуализации его музыки и философских идей, объединения  различных видов искусств,  создания светомузыкальных экспериментов, инсталляций и перформансов на площадках музея и города. Об успешности этого проекта говорит тот факт, что аудитория мероприятий Scriabin Lab за три года составила больше 40 000 человек.

Церемония открытия «Дома Скрябина» в 2013 году. Андрей Коробейников играет в сопровождении визуализации. Из фондов мемориального музея

В 2016 году отдел специальных проектов, отдел по концертно-просветительской работе и отдел по продвижению музейного продукта объединились в отдел творческих проектов. Главной задачей отдела стало формирование нового имиджа музея в городском пространстве, представление музея активным, современным, развивающимся культурным центром. Отдел обратился к наследию Скрябина и архивным фондовым материалам музея. Бережное отношение к истории и использование инновационных технологий позволили музею не только проводить реализовывать интересные проекты в рамках собственной площадки, но и выйти за пределы своих стен в пространство города и активно формировать новую городскую среду.

Выставочный проект «Графические партитуры современных композиторов», 2016 год. Из фондов мемориального музея

Популяризация наследия А.Н. Скрябина, реализация его экспериментальных идей композитора современными медиа-художниками и композиторами, а также представление самых ярких проектов музея на крупных фестивалях, площадках культурных центров, парков, музеев и пешеходных формируют новый взгляд на русскую музыкальную культуру и привлекают новых посетителей в старейший музей города.

Богатая история и большой опыт музея в сохранении, развитии традиций и воплощении идей композитора делают музей одним из ярчайших пространств Москвы и мирового музейного сообщества.

Общегородская акция «Ночь в музее». Внутренний двор музея. 2018 год. Из фондов мемориального музея

Нотация
в 20-веке несколько изменилась, обогатилась
новыми исполнительскими обозначениями.
В частности в России, в связи с активной
государственной поддержкой народных
инструментов, были созданы различные
исполнительские школы игры на музыкальных
инструментах народов СССР (в этой связи
особо стоит отметить балалайку, домру,
баян, различные шумовые и ударные
инструменты). Вторая половина 20-го века
ознаменовалась активным развитием во
всём мире электромузыкальных инструментов,
а также созданием различных шумовых и
ударных инструментов, приёмы исполнения
на которых требовали изобретения новых
символов для записи. Также весь 20-ый век
насыщен новыми музыкальными изобретениями
композиторов,  которые повлекли за
собой создание новых методов нотной
записи.

Так, в начале 20-го века русский
композитор А. Скрябина впервые в мире
ввёл в партитуру симфонической поэмы 
«Прометей» строчку «Luce» (свет).
Записанная обычными нотами партия
предназначалась для инструмента
«tastiera per luce» («световой
клавир»). 

Несмотря
на то, что конкретные указания о том,
какие цвета зашифрованы под нотами этой
строки, отсутствуют, на протяжении
столетия не раз предпринимались попытки
исполнения «Прометея» со световым
сопровождением.

Также в 20-м веке в
свои музыкальные сочинения вводили
световые эффекты такие композиторы,
как А. Шёнберг, В. Щербачёв, И. Стравинский,
Я. Ксенакис, Р. Щёдрин, А. Немтин и др.
Точных правил применения светомузыкальной
строки на начало 21 века не существует
и перспективы развития данного направления
достаточно туманны.

К другим новшествам,
привнесенным в нотацию в 20-м веке можно
отнести создание т.н. «музыкальной
графики». Созданная композиторами-приверженцами
алеаторики, эта система записи представляет
собой ряд «намёков» сочинителя на
то, как исполнять его произведение.
Подчас подобные сочинения дают исполнителю
поистине безграничную свободу для
самовыражения в импровизации.

Ещё
одним немаловажным событием в музыкальном
искусстве 20-го столетия, непосредственно
касающемся нотации, стало рождение
конкретной и электронной музыки.
Представители данных направлений в
искусстве практически полностью
отказались от какого-либо бумажного
фиксирования своих сочинений. Вся музыка
композиторов конкретной и электронной
музыки записана на магнитные ленты,
грампластинки или электронные носители
в звуковых форматах.

8.
К. Штокхаузен. Из цикла для ударных

Несмотря
на то, что подобный вид фиксации
музыкального сочинения наиболее точно
отражает замыслы композитора, он мало
востребован, так как подобные произведения
подчас не может повторить даже сам
композитор, а исполнитель в подобном
случае вообще остаётся не у дел.
Единственной формой воспроизведения
такого сочинения является прослушивание
его с помощью звуковоспроизводящей
аппаратуры, что исключает живую атмосферу
концерта и напрямую зависит от качества
проигрывающего устройства. Поэтому
композиторами конкретной и электронной
музыки предпринимаются попытки перенести
создание музыкальных произведений в
режиме импровизации на концертную
эстраду. Известно несколько удачных
подобных опытов, но по большей части
данное творчество требует сверхэлитарной
и очень просвещённой публики, которая
в наше время практически отсутствует.

В
прошедшем столетии, некоторыми
композиторами в виде эксперимента
создавались музыкальные произведения,
в нотации которых присутствуют такие
элементы, которые нигде более как в
творчестве этих композитора не применялись
(например, сочинения К. Штокхаузена, С.
Губайдуллиной,  Р. Калимуллина и др.)
(см. рис. 8).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

«Поэма огня» — самое известное произведение Скрябина, именно во время ее произведения музыка впервые была соединена со светом. Остановимся на ней подробнее.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Денис Великжанин

Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Обсудим, послушаем и даже посмотрим «Поэму огня» Скрябина, а также поговорим про синестезию.

🌏 Большую часть первого десятилетия века Скрябин живет в Европе — во Франции и Бельгии. Он активно и весьма успешно гастролирует, а в 1910 году возвращается в Москву и приступает к созданию своего, пожалуй, самого известного на данный момент произведения — «Поэмы огня». Он пишет его с перерывом, как и предыдущую симфонию: свободно писать мешает концертная деятельность.

✍️ Скрябин из тех композиторов, которые плохо соединяли творчество и что-либо еще. Как известно, Скрбяин был великолепным композитором, превосходным пианистом и талантливым дирижером, но мог заниматься чем-то одним. Ему было непросто перестроиться в эмиграции: он довольно мало сочинял, а гастролировать было необходимо, чтобы зарабатывать на жизнь. Весь мир с его суетами и заботами отвлекал Скрябина от творчества.

🎵 Поэма была закончена в 1911 году, в этом же году она была впервые исполнена в России. А в полном виде премьера состоялась в 1915 году в нью-йоркском Карнеги-холле. Там впервые воплотился замысел Скрябина о соединении музыки со светом, для чего создали специальный аппарат.

Давайте посмотрим, как устроена «Поэма огня» Скрябина, и поговорим про синестезию — способность видеть звуки.

🎵 При всей необычности партитуры самое необычное в поэме — это партия света, luce. Она была записана нотами, и каждой ноте было присвоено свое цветовое значение. Такого не было ни до Скрябина, ни после.

🎹 Скрябин обладал синестезией — он видел звуки, окрашенные в определенный цвет. О природе синестезии сейчас уже есть достаточное количество исследований, и большинство ученых говорит о том, что в случае синестезии разные области мозга, к примеру те, которые отвечают за восприятие звука и света, по какой-то причине работают одновременно.

🧠 Это необязательно связано со звуком и светом, а вообще касается восприятия и анализа информации, которая приходит через один канал, ассоциативными рядами, связанными с другим каналом. К примеру, когда мы говорим «теплый звук» виолончели, это не значит, что мы чувствуем изменения температуры воздуха. Конечно, звук, как и вибрация, несколько влияет на температуру, но это влияние можно зафиксировать только приборами, а для органов чувств разница будет незначительна.

❓ Почему мы говорим про музыку, что она яркая и красочная?

🔆 С одной стороны, к этому нас приводит язык, которым мы привыкли говорить про музыку. С другой стороны, скорее всего, человеческая природа такова, что в ней нет изолированности. Трудно представить, чтобы мы, идя по улице, отдельно чувствовали звуки, слышали запахи, чувствовали погоду. Все это сплетается в единую картину, единый образ этой прогулки. Но далеко не у всех синестезия доходит до такой степени, как это было у Скрябина или Римского-Корсакова.

👀 Можно связать конкретный звук с конкретным цветом, но это не является чем-то совершенно объективным, синестезия очень индивидуальна. Если вы посмотрите на то, какими по цвету видели ноты Римский-Корсаков и Скрябин, то они окажутся совершенно разными.

➡️ Если стремиться к какой-то объективности, то по мере повышения частоты звука, то есть его высоты, цвет должен становиться светлее. И таким образом с гаммой мы прошли бы всю радугу. У Скрябина — не так, и у Римского-Корсакова тоже не так, но это лучше помогает понять их мир и их восприятие.

👇 Далее мы поговорим о гармоническом строе поэмы.

Кроме совершенно необычной партии света в самой музыке все тоже достаточно необычно.

🎹 Во-первых, состав: вместе с оркестром здесь есть орган и даже фортепиано. Во-вторых, гармонический строй: Скрябин отказывается от традиционных тональных отношений и создает свою уникальную гармонию, которую и вводит в первых звуках — так называемый прометеев аккорд. Это не первый случай авторских аккордов, здесь можно вспомнить и о Тристан-аккорде Вагнера, и о шопеновской доминанте. Скрябин, оставаясь в рамках 12-тоновой системы, то есть той, где интервал октавы разделен на 12 равных тонов, создает свои отношения между этими звуками.

🔥 К поэме нет литературной программы. Почему ее нет? Здесь две версии. Первая — она слишком сложна. Хотя Скрябин сложностей не боялся, здесь имеется в виду, что там зашифрованы такие состояния, которым трудно подобрать описание в весьма неконкретном человеческом языке. Вторая версия — программа зашифрована в названии этого героического мифа, который, безусловно трактован не буквально.

📜 Это не рассказ о бедном Прометее, который украл у богов огонь и принес его людям, а потом был прикован к скале, и орел терзал его печень. Нет, здесь отображен основной смысл только первой части этого мифа — принесении огня людям. Принесение себя в жертву осталось за кадром. Здесь огонь тоже имеет не буквальное значение: это и символ творчества, и символ человеческого духа, который и выражен через стихию огня.

Давайте обсудим, какие проблемы могут быть с воспроизведением этой поэмы и ее записью.

💡 Проблемы с интерпретацией поэмы возникают преимущественно в отношении света. К примеру, те аппараты, которые подразумевал использовать Скрябин, давали эффект только в небольших помещениях, где оркестр с органом просто не поместился бы. Концертные залы не были рассчитаны на такие представления. Оперные театры со сложным светом тоже не подходили — там не было органа, да и кто бы отдал театр Скрябину на целый вечер из-за произведения, которое длится 20 минут?

🌟 Поэтому световую партию пытаются восстановить с использованием современных средств, и почти никогда это не получается удачным. Пока что нет такой записи, где идеально сосуществовало бы качество исполнения музыки и уместность света. С эстетикой света все сложно: неизбежно приходится использовать современные прожекторы, светодиодные лампы и даже дым машины, что делает похожим исполнение «Прометея» на рок-концерт.

👀 Можно, конечно, смотреть не на них, а на оттенки. Но все-таки нет ни одного записанного исполнения, которое бы восстановило свет Скрябина в технологиях того времени. мы ждем этих открытий от сторонников исторически информированного исполнительства.

📽 И третья проблема — это видеосъемка. Она не всегда удачна, может быть, имеет смысл снимать все это с одной камеры, которая стоит где-то по середине партера. то есть имитировать зрительский взгляд.

🎞 В съемках любых концертов принято развлекать зрителя и давать разные планы. Крупный план, общий план, лицо первой скрипки, взмах руки дирижера, то, как играет пианист — этот специфический монтаж и детализация способствуют размытости впечатлений, когда речь идет о совершенно концептуальном искусстве, когда зрительный ряд столь же важен, сколь и музыкальный. Лучше слушать и смотреть это вживую, когда представится возможность.

➡️ Поскольку нет записи, где бы идеально совпадали пропорции звука, света и видеосъемки, то мы посмотрим несколько записей.

→ Александр Скрябин. «Поэма огня». Запись мировой премьеры концерта «Прометей» 19 февраля 2009 года в Ледовом дворце Петербурга.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/JiN99ZYc_8escw

⏱ Время прослушивания: 22 минуты.

→ Александр Скрябин. «Поэма огня». За фортепиано Александр Гольденвейзер. Запись 1947 года.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/bvFrgPvYyMUvoA

⏱ Время прослушивания: 21 минута.

→ Александр Скрябин. «Поэма огня». За фортепиано Алексей Любимов. Запись 1998 года.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/ZvgNvAn6C1wUUw

⏱ Время прослушивания: 24 минута.

→ Александр Скрябин. «Поэма огня». За фортепиано Марта Аргерих.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/HzkOYIoFefNDrw

⏱ Время прослушивания: 19 минут.

  • В очую как пишется
  • В очередной раз как пишется
  • В охоточку как пишется
  • В охотку как пишется слитно или раздельно
  • В охапку взять как пишется