В пьесе а с пушкина моцарт произносит фразу выражающую суть всего сочинения

Обновлено: 08.01.2023

«. Гений и злодейство — / Две вещи несовместимые. » — эти слова произносит Моцарт. С этой фразой связаны оба главных героя произведения, а именно Моцарт и Сальери. Я считаю, что эта фраза означает, что причина злодеяния — это корысть, злость и зависть, а настоящий гений высшей этого.

Моцарт предстаёт перед нами в образе весёлого, доброго и щедрого человека. Вывод о том, что он достойная и отзывчивая персона, мы можем сделать из данного отрывка: «Постой же: вот тебе, / Пей за моё здоровье».

Этот отрывок взят из сцены со слепым скрипачом, которого Моцарт привёл показать Сальери. Перед уходом старика Моцарт отблагодарил его, и это доказывает, что Моцарт добр и сострадателен к людям, которые не являются «избранниками небес», и не скупится на благодарность такому человеку. На примере такого поступка можно понять, что Моцарт — настоящий гений, который стремится к светлому и имеет высокие духовные цели.

Что касается Сальери, то он проявляет себя в образе серьёзного и принципиального человека. Мы модем обратиться к сцене со слепым скрипачом и увидеть, как повёл себя Сальери из данной цитаты: «. Мне не смешно, когда фигляр презренный / Пародией бесчестит Алигьери / Пошёл, старик. «. Эта цитата даёт понять, что Сальери превозносит себя над обычными людьми, такими как слепой скрипач.

Ещё мы можем вспомнить монолог Сальери об отравлении Моцарта. В этой частей он приводит доводы, почему он должен лишить жизни гениального композитора. Вот один из них: «Подымет ли он тем искусство? Нет. «. То есть Сальери совершает злодейства, а значит и не является гением, исходя из фразы Моцарта. Об этом Сальери и сам начинает размышлять в конце произведения: «. Но ужель он прав, / И я не гений?».

Подводя итог, хотелось бы сказать, что настоящий гений обязан стремиться к светлому и высокому, отреченному от мирского и обыденного, но не забывая об обычных людях, и не в коем случае не опускаться до убийства ради повышения своего статуса.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Пушкин описывает историю двух талантливых людей, они написали много красивой музыки для человечества. Сальери очень много лет с самого детства учился искусству музыки. Он целиком и полностью отказался от беззаботного детства, чтобы только его любимое дело могло жить. Сальери потратил много сил и эмоций, он хотел стать знаменитым. Сальери мечтал, чтобы его произведения знали все, чтоб его узнавали и восхищались им. Для Сальери его музыка была главной составляющей его дохода.

О Сальери все говорят, что он человек не завистливый и очень добрый. Всегда умеет порадоваться за друзей и разделить с ними их победы. Все это продолжается до момента знакомства Сальери с Моцартом.

Моцарт ведет разгульный образ жизни и деньги для него в жизни не главное. Моцарту очень легко дается написание произведений и его часто посещает муза. Он наслаждается своей музыкой и ему не совсем важны слава и награда за свое творчество.

После знакомства с Моцартом у Сальери возникает чувство зависти, которого до сих пор не было у него никогда. Он начинает злиться, что такому гуляке как Моцарт удается так быстро писать свои произведения, а ему иногда долгими неделями ничего не удается. Сальери приходит в ярость, что Музыку Моцарта начинают наигрывать даже бездомные, уличные музыканты, а он человек, который положил всю жизнь на искусство так и не добился такой славы как Моцарт.

В душе у Сальери черным облаком поселяется ненависть к Моцарту и он решает отравиться. Яд ему дала возлюбленная еще восемнадцать лет назад, но он таким им и не воспользовался. Иногда, у него возникали мысли убить себя, когда ему казалось, что нет выхода из его ситуации.

Сальери решает отравить Моцарта и таким образом избавится от знаменитого композитора. Они приходят в кабак отобедать и слушают произведение, которое написал Моцарт, Сальери вне себя от ярости. Моцарт в это время жалуется на то, что ему кажется, что его кто-то преследует. Потом Моцарт вспоминает о друге Сальери, который отравил человека и говорит ему, что если бы тот был гением, то никогда бы не совершил такого злодеяния.

Сальери все же подсыпает яд Моцарту, тот выпивает его и уходит. Сальери мучает фраза о гениальности. Он понимает, что совсем не гениален, как ему казалось раньше.

Сочинение: Гений и злодейство — две вещи несовместные

С древнейших времён до наших дней человек задумывался над тем, что есть добро и зло, смерть и бессмертие, любовь и дружба.

С точки зрения решения этих философских проблем в художественном творчестве мне кажется наиболее интересной трагедия А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери”.

В своём реферате “Гений и злодейство – две вещи несовместные”.

(Проблема добра и зла в трагедии А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери”) я преследую цель осуществить попытку рассмотрения проблемы добра и зла в понимании А. С. Пушкина. Исходя из темы реферата, предметом исследования является трагедия А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери”; задачей исследования – рассмотрение категорий добра и зла в трагедии.

Творчество А. С. Пушкина обнимает собою как предмет своего изображения все возможные формы бытия. Природа представлена Пушкиным в самых разных ракурсах, в том числе и как носящего в себе мировое зло, против которого человек ищет в себе способность отстоять себя в столкновении с ним. Человек всесилен, равно как и бессилен перед мировым злом: всесилен своей непокорностью ему, естественно и своим возвышением над ним, бессилен – невозможностью полного искоренения его. Мировое зло может входить в судьбу человека, внося в неё элементы случайностей губительных, вплоть до катастрофических.

Проблемы добра и зла проходят сквозь всё творчество Пушкина. С особой остротой они поставлены в стихотворениях: “Анчар”, “Утопленник”, “Не дай мне бог сойти с ума …”, “Бесы”, в поэме “Медный всадник”, в повести “Капитанская дочка”, в маленьких трагедиях таких, в первую очередь, как “Скупой рыцарь”, “Пир во время чумы”, “Моцарт и Сальери”.

С непревзойдённой силой глобальный образ мирового зла воплощён в “Анчаре”.

“Анчар” приподносит нам мировое зло в двух ликах – заложенное как в природе, так и в человеческой истории. Оказывается, что мировому злу куда больше простора в нашем историческом бытии, нежели в природе. В природном зле, по крайней мере, нет умысла совершать пагубное дело, обладая такой возможностью. В самом деле, к ачару, древу смерти,-

… и птица не летит,

И тигр нейдёт…

Зло в человеческом бытии представляется иным, т.к. рождается из человеческого сознания.

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом:

И тот послушно в путь потёк

И к утру возвращался с ядом.

Являясь изначальным, мировое зло вызывает гнев против себя со староны человеческого разума.

Мировое зло у Пушкина неразумно, и тем не мение, что касается его разума в человеческом обществе, объяснение ему следует искать как раз в самом разуме. С этой точки зрения остановимся подробнее на трагедии “Моцарт и Сальери”.

Трагедия “Моцарт и Сальери” закотчена А. С. Пушкиным 26 октября 1830 года в Болдине. Постановка осуществлена при жизни автора в Большом театре Петербурга 27 января 1832 года. На сюжет пьесы Н. А. Римский–Корсаков (1844-1904) написал оперу (1897)

В записке “О Сальери” (1832) Пушкин резко высказывается об итальянском композиторе, освиставшем оперу Моцарта: “Завистник, который мог освистать “Дон Жуана”, мог отравить его творца.

Не столько исторические личности интересовали Пушкина, сколько человеческие типы в их отношении к прекрасному – к искусству. Поэтапное познание, “проверка алгеброй гармонии”, от ремесла — к творчеству “по правилам”- и интуитивное прозрение, божественное наваждение, ощущение и воссоздание гармонии спонтанно – два вектора пути в искусстве. Не отвергая ни тот, ни другой путь, Пушкин создаёт художественные образы, философски обобщённые,- и в центре внимания ставит проблему нравственную.

В катастрофический атомный век Пушкин стал нам особенно близок. Мысленно возвращаясь к Пушкину, мы как бы говорим себе: неужели мы так хорошо начинали, чтобы так плохо кончить? Не может быть!

Пушкин в своём творчестве исследовал едва ли не главнейшие человеческие страсти. В “Моцарте и Сальери” он раскрывает нам истоки одной из самых зловещих человеческих страстей – зависть.

Прежде чем остановится на роли зависти в жизни человека, вспомним кем же были Вольфганг Амадей Моцарт и Антонио Сальери.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)- австрийский композитор, обладал феноменальным слухом и памятью. Выступал как клавинист – виртуоз, скрипач, органист, дирижёр, блестяще импровизировал… Отражение гармоничной целостности бытия, ясность, светоносность, красота сочетаются в музыке Моцарта с глубоким драматизмом… В музыке Моцарта органично претворён художественный опыт разных эпох, национальных школ, традиции народного искусства…

Антонио Сальери (1750-1825)- итальянский композитор, дирижёр, педагог… Автор 40 опер, 4 ораторий, кантат, 5месс, реквиема, произведений для оркестра и др. Среди учеников: Л. Бетховен,

Ф. Шуберт, Ф. Лист.

В замысле Пушкина, трагедия называлась “Зависть”. По ряду причин Пушкин отказался от этого названия. Прежде всего, оно противоречит отношению Пушкина к зависти, как к “сестре соревнования”.

Пушкинский Сальери – не просто мелкий завистник, он большой художник, но в его отношении к творчеству содержится как действительная истина, так и отрицание её. Таково, например, его суждение о творчестве:

Проблема совместимости гениальности и злодейства. По Д. А. Гранину

Совместимы ли гений и злодейство в представлении Пушкина? Могут ли гении совершать злодейские поступки? Именно эти вопросы возникают при чтении текста советского писателя Д. А. Гранина.

Авторская позиция заключается в следующем: гений и злодейство несовместимы. Нравственное начало становится пробой гения. Человечество отбирает только тех, кто несёт в себе нравственное начало.

Мне близка позиция автора. Действительно, люди считают гениальным только того, кто сочетает в себе талант и нравственность. Если талант переходит на сторону зла, то автоматически перестаёт считаться гением.

В заключение подчеркну, что гениальный человек должен дорожить своим талантом и не совершать безнравственных поступков, губительных не только для его души, но и для его божественного дара.

Текст

По Д. А. Гранину

Гений и злодейство — вещи несовместные (Сергей Мазаев)

Рассуждение о гении и злодействе в области искусства можно было бы построить следующим образом: найти компонент гениальности, без которого ее невозможно помыслить, а затем показать несовместимость этого элемента с пороком. Таким образом, с очевидностью демонстрировалась бы справедливость пушкинского суждения.

Думается, этим эпизодом Булгаков стремился развеять у читателя всякие сомнения относительно одаренности Рюхина как поэта. И действительно, разве не должен гениальный художник в обязательном порядке обладать абсолютным вкусом к прекрасному? Разве возможно быть выдающимся музыкантом, не имея абсолютного слуха, различающего малейшую фальшь?

Дотянуться и преодолеть. Внутреннее восхождение. Болезненное преображение. О чем это говорит Экзюпери? В чем усматривает он причину способности читать, слышать и видеть прекрасное? Нетрудно догадаться, что речь здесь идет об аскезе.

Однажды мы с моим другом, директором нефтеторговой в шикарном московском ресторане. Глядя на роскошный стол, он как-то грустно сказал:

— Знаешь, нас в семье было трое братьев. Мать растила нас одна и работала конструктором в совковом НИИ. Мы не голодали, но жили более чем скромно. По воскресеньям нас навещал дядя и всегда привозил гостинец — коробку овсяного печенья. Мы растягивали удовольствие на целую неделю, разделив его на троих так, что в день на каждого из нас приходилось ровно по половинке. Я помню, как это было здорово. Сейчас я могу позволить себе все, но, веришь ли, весь этот стол я отдал бы за ту самую половинку овсяного печенья.

— В чем же проблема? — спросил я. — Построй рядом с домом кондитерскую фабрику.

— Видишь ли, — отвечал мой друг, — проблема во мне: я перестал быть бедным ребенком, многое перепробовал, и меня больше не впечатляет овсяное печенье.

Я был рожден для жизни мирной, Для деревенской тишины: В глуши звучнее голос лирный, Живее творческие сны.

Пожалуй, любому художнику знаком особый род разочарования, наступающий при критическом перечитывании написанного: заметна досадная разница между предметом, вызвавшим прилив вдохновения, и его материальным отпечатком в виде текста на листе бумаги.

В публикациях нашего центра развития выпускники найдут множество полезных статей, которые помогут написать эссе как на литературные, так и свободные темы. Педагоги центра развития проводят дополнительные занятия по теории и практике написания эссе и могут помочь школьникам освоить этот жанр письменной работы. Данная публикация – итог работы Амины Абуовой, ученицы 11 класса РФМШ г. Нур-Султана.

Проблема совместимости гениальности и злодейства. По Д. А. Гранину

Совместимы ли гений и злодейство в представлении Пушкина? Могут ли гении совершать злодейские поступки? Именно эти вопросы возникают при чтении текста советского писателя Д. А. Гранина.

Авторская позиция заключается в следующем: гений и злодейство несовместимы. Нравственное начало становится пробой гения. Человечество отбирает только тех, кто несёт в себе нравственное начало.

Мне близка позиция автора. Действительно, люди считают гениальным только того, кто сочетает в себе талант и нравственность. Если талант переходит на сторону зла, то автоматически перестаёт считаться гением.

В заключение подчеркну, что гениальный человек должен дорожить своим талантом и не совершать безнравственных поступков, губительных не только для его души, но и для его божественного дара.

Текст

По Д. А. Гранину

Злой гений

Добрый дух, добрый гений покровительствует человеку, хранит его от бед и несчастий. А злой дух, злой гений вредит, сбивает с истинного пути и склоняет на сторону зла. Добрые духи наделяли человека талантами, которые должны были помочь ему нести в мир добро и свет. Но и злые гении не дремали, они внушали людям разрушительные идеи, подталкивали к войнам и преступлениям. Однако решение о том, чью сторону выбрать — добра или зла, всегда принимал сам человек.

Даже в глубокой древности люди осознавали, что гениальность имеет божественную природу. Они считали, что люди с выдающимися способностями являются передатчиками сакральных знаний о мироустройстве. Они посланники небес.

Как зарождается гениальность? Талантливые люди сразу рождаются на свет щедро одаренные природой или же добиваются места под солнцем упорным трудом? По мнению восточных мудрецов, гении — это души, проживающие последнее своё воплощение перед погружением в нирвану — океан вечной любви и радости.

Гении сильно отличаются от обычных людей, потому что за время своей жизни на Земле их души накопили огромный багаж знаний. Теперь их миссия — помочь человечеству. Они должны оставить наследие для потомков, совершить открытие, написать книгу или симфонию. Высшие силы благоволят душам, проживающим последнее воплощение, посылают им проводников и берегут их от преждевременного ухода. Но они не могут повлиять на то, какую сторону выберет человек: добра или зла.

Стоит признать, что все попытки учёных объяснить природу гениальности пока не дали результата. Талант не передаётся генетически и не развивается посредством ежедневных упражнений. Гении приходят на Землю словно звёзды для того, чтобы сделать жизни других людей ярче и светлее. В их судьбе всегда есть некая предначертанность, с малых лет они отличаются от сверстников и проявляют свой природный дар.

Повелитель электричества

По мнению психологов, между гениальностью и сумасшествием очень тонкая грань. Гении опережают время, в котором живут, поэтому их мысли, идеи, открытия современники зачастую воспринимают как бред. Яркий тому пример — Никола Тесла. Во время его знаменитых экспериментов с электричеством наблюдатели очень часто от страха падали в обморок, а потом говорили, что он продал душу дьяволу. Имя Николы Теслы, серба по национальности, окружено легендами и мифами. Каким из них можно верить?

Вы бывали на шоу с электричеством? Семиметровые разряды молнии, раскаты грома, электрическая дуга напряжением в полтора миллиона вольт — и всё это на глазах у изумлённой публики. Сложно представить более зрелищное шоу. Кажется, что артисты укротили саму природу, а всё происходящее на сцене нереально. На самом деле и артисты, и зрители в полной безопасности, а программа представления не нарушает, а, напротив, доказывает законы физики.

Как это возможно, чтобы человек обладал знаниями, настолько опережающими время?

А теперь представьте себе похожее шоу, но не в XXI веке, а в начале XX-го. Даже в наши дни от такого зрелища зашкаливают эмоции, а тогда люди просто падали в обморок от ужаса. Первым в истории гром и молнии покорил Никола Тесла — знаменитый мистификатор и гениальный учёный.

Однажды он пропустил по собственному телу ток в 2000000 вольт. Томас Эдисон назвал его сумасшедшим и удивлялся, что после подобного опыта тот не превратился в горстку пепла. Сегодня мы знаем, что высокочастотный ток идёт лишь по поверхностным покровам, не убивая человека. Но в те годы подобный трюк представлялся волшебством.

Как это возможно, чтобы человек обладал знаниями, настолько опережающими время? Наблюдающие за гениями психотерапевты уверены, что таланты гениев соседствуют с безумием. Никола Тесла являлся поборником евгеники — того самого учения, которое взяла на вооружение нацистская Германия. Он считал, что физически и психически неполноценные люди не должны размножаться.

Откуда у гениального изобретателя появились такие радикальные мысли? Как в одной личности переплелись гениальность и злодейство? И правда ли, что Тесла мог стереть с лица Земли весь людской род, а однажды даже попытался сделать это? Никола Тесла — кто же он в большей степени: гений или злодей?

Читайте также:

      

  • Сочинение рассуждение да сопротивление страху это начало всех побед
  •   

  • Искусство в произведении евгений онегин сочинение
  •   

  • Сочинение о маме 2 класс по русскому языку презентация
  •   

  • Шаярып сойлэшу бэласе сочинение татарча
  •   

  • Сочинение 11 класс допуск к егэ 2021 перенесут

Гений и злодейство — две вещи несовместные…

«Гений и злодейство — две вещи несовместные…» Это знаменитая фраза из трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери».

Совместимы ли гений и злодейство? Над этим философским вопросом бились много тысячелетий  лучшие философские умы.   Казалось бы, гениальность, талант – это дар Божий и вполне понятно, что Господь не отмечает  своей «печатью» злодеев, не одаривает  их гениальностью и талантами.  В этот философский спор вмешался и Пушкин, человек действительно гениальный (читайте анализ всей трагедии).

Чтобы разобраться в этом споре, он воспользовался  журналистской сплетней о том, что менее гениальный композитор Сальери отравил   более успешного товарища по музыкальному цеху Вольфганга Моцарта.  Хотя официально и было сделано заключение, что композитор умер от острой просовидной лихорадки, вокруг его смерти ходило немало слухов и легенд.  Последняя легенда о том, что Моцарта отравил Сальери, родилась 30 лет спустя, когда старый, психически больной Сальери сам находился на смертном одре.  Говорили, что он признался в отравлении. Тут же имеется и другое признание, сделанное Сальери своему ученику Игнацу Мошелесу  в октябре 1823 года, когда тот посетил больного композитора.  Рассказ об этом посещении вдова Мошелеса включила в его биографию:

Пушкин был хорошо знаком с журнальными версиями смерти  Моцарта, и вероятно поверил в эти слухи.  Он мастерски изобразил психологический портрет завистника Сальери.  Говоря об известном драматурге своего времени Пьере Огюстене де Бомарше,  Моцарт отмечает:

Он же гений,

Как ты да я. А гений и злодейство —

Две вещи несовместные. Не правда ль?

Зависть оказалась сильнее. Сальери кидает яд в бокал Моцарта и потом задумывается:

Ты заснешь

Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,

И я не гений? Гений и злодейство

Две вещи несовместные. Неправда:

А Бонаротти? Или это сказка

Тупой, бессмысленной толпы — и не был

Убийцею создатель Ватикана?

Здесь мы видим упоминание еще об одном слухе: якобы знаменитый скульптор Микеланджело Буонарроти умертвил натурщика, чтобы достовернее изобразить умирающего Христа. Еще один вопрос, заданный истории и историкам.

­Что сближает Моцарта и Сальери и что их разъединяет?

Сближает Моцарта и Сальери любовь к музыке и понимание её, а разъединяет — различное ощущение предназначения музыки. Сальери мнит себя жрецом-аскетом, для которого невозможны несерьёзные выходки и весёлый смех, он отрицает мир. Моцарт же весь соткан из лёгкости и приятия повседневной жизни, он, напротив, принимает весь мир в себя, не отгораживается от него — ив этом источник его постоянного вдохновения.


Почему Сальери презирает жизнь, презирает слепого старика?

Сальери презирает обыденную жизнь, потому что всё, чего он достиг, получилось за счёт огромного самоотречения и сверхнапряжения. Он считает, что жертвы, принесённые им, возвышают его над теми, кто живёт иной, простой жизнью. Таким образом, он считает, что между ним и миром лежит непроходимая пропасть. Этим он ограничивает себя и своё творческое волеизъявление, ибо темы для творчества любой творец берёт из жизни, а не из оторванной от этого мира собственной души. В результате Сальери творчески бесплоден, что рикошетом возвращается к нему и преломляется сквозь его огромную гордыню ещё более сильным презрением к миру.

Какой герой произнес слова:
«…Гений и злодейство —/Две вещи несовместные»?
Как характер и поступки персонажей произведения «Моцарт и Сальери» в той или иной степени связаны с этой фразой?

Эти слова в трагедии принадлежат Моцарту. Сальери уверяет себя, что он гений, но при этом страстно завидует настоящему гению — Моцарту. Г ений всегда великодушен, а у Сальери очень узкая душа. Окончательно это становится ясно самому Сальери, когда он уже решил отравить Моцарта, а тот вдруг говорит о несовместимости гения и злодейства. Это последнее испытание для Сальери; гением ему всё равно не стать, но он может ещё не стать антагонистом гения — злодеем. Но подлинная суть Сальери, разрушительная и изъязвлённая осознанием своей неполноценности, рвётся себя проявить даже ценой отказа от ложного самоубеждения в гениальности. Сальери идёт на то, чтобы открыто самому себе признаться в том, что он завистник, лишь бы остановить подлинного гения, который якобы делает бессмысленным его собственные тяготы служения музыке.


Сочинение: Дружба и Вражда по произведению «Моцарт и Сальери»

В трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» четко прослеживается тема дружбы, переходящей в смертельную вражду.

А все было порождено обычной человеческой завистью.

Сальери тоже, как и Моцарт, — композитор, стремящийся к совершенству. Он очень требователен к себе, и в стремлении быть лучше уничтожает большую часть своих произведений, к которым очень критично относится.

Как ценитель музыки, Сальери искренне отмечает удачные произведения других композиторов, радуется их успеху.

Но он видит, что его успех дается ему с большим трудом: он прилагает много сил в создание своих произведений, однако почему-то у некоторых, как он считает, легкомысленных людей, получается творить не прилагая усилий — и публика тоже признает их, а порой и ценит выше.

Зависть к врожденному таланту Моцарта постепенно приводит Сальери к мысли, что Моцарт опасен для музыки и мир нужно «обезопасить» от подобных создателей творений.

Так, сравнение себя с подобными людьми порождает у человека зависть, которая постепенно превращается в чувство враждебности к успехам равного себе или человека, которого он считает ниже себя. В наиболее остром проявлении эта вражда может привести к трагедии.

В нашем мире, к сожалению, тоже очень редко можно встретить искреннюю дружбу, лишенную зависти.


Краткое содержание

Сцена 1



Сальери вспоминает, как однажды, будучи еще ребенком, он услышал звучание церковного органа. Музыка настолько впечатлила мальчика, что с тех пор он посвятил ей свою жизнь, полностью отвергнув «праздные забавы».
Для Сальери искусство было подобно ремеслу. Он, «звуки умертвив», музыку «разъял, как труп», и познавал гармонию, как науку, проверяя ее алгеброй.
Творя произведения, Сальери нередко сжигал свои работы, так как не считал их достаточно талантливыми. Сейчас же, благодаря упорному многолетнему труду он достиг «степени высокой» и мирно наслаждался своим «успехом, славой».  Однако Сальери мучает то, что ранее он не завидовал другим музыкантам, тогда как теперь испытывает зависть к своему другу Моцарту – молодому праздному гуляке, но гениальному композитору.

                                    К Сальери приходит Моцарт. Гость, желая друга «нежданной шуткой угостить», привел с собой слепого скрипача. Моцарт встретил музыканта у трактира, где тот играл одно из его произведений. Композитор просит слепца сыграть снова, и его очень веселит неумелая, фальшивая игра скрипача. Сальери же возмутило развлечение товарища, он считает, что портить гениальную музыку плохим исполнением кощунственно. Моцарт дает скрипачу денег и отпускает его. Композитор рассказывает Сальери, что ночью, страдая от бессонницы, он набросал небольшое произведение. По просьбе товарища Моцарт играет его. Сальери восхищен музыкой друга:

«Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я».

Моцарт же, не осознавая своего величия, шутя, говорит, что «божество мое проголодалось». Мужчины договариваются пообедать в трактире Золотого Льва. Моцарт уходит домой предупредить жену.
Оставшись сам, Сальери думает о том, что должен «остановить» Моцарта. Он достает яд – предсмертный подарок его возлюбленной Изоры. Сальери восемнадцать лет носил пузырек с собой, но, несмотря на то, что жизнь часто казалась ему несносной, все же сохранил его. Он решает отравить Моцарта за обедом:

«Теперь – пора! заветный дар любви,
Переходи сегодня в чашу дружбы».

Сцена 2

Моцарт и Сальери обедают в трактире. Моцарт рассказывает другу, что три недели назад к нему приходил «человек, одетый в черном». Учтиво поклонившись, он заказал композитору Requiem и скрылся. Моцарт тотчас сел за работу, но с того времени заказчик не появлялся. Композитор даже рад этому, так как не хотел бы расставаться со своей работой. Однако после случившегося Моцарт находится в постоянной тревоге:

«Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третей
Сидит».
Сальери пытается развеять страхи друга: он вспоминает, что как-то Бомарше советовал ему для веселья выпить шампанского или перечитать «Женитьбу Фигаро». Моцарт интересуется: правда ли, «что Бомарше кого-то отравил?», но сам не верит в это:

«Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство –
Две вещи несовместные. Не правда ль?».           

             Сальери незаметно бросает яд в стакан Моцарта и подает ему. Композитор пьет за «искренний союз, связующий Моцарта и Сальери», после чего садится за фортепиано и играет свой Requiem. Сальери не смог удержать слез:

«Эти слезы
Впервые лью: и больно и приятно,
Как будто тяжкий совершил я долг».

Моцарту становится нехорошо, и он уходит домой спать. Оставшись один, Сальери размышляет над словами друга:

«Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные. Неправда:
А Бонаротти? Или это сказка
Тупой, бессмысленной толпы – и не был
Убийцею создатель Ватикана?».

Моцарт — выпив вино, отравленное Сальери, чувствует слабость, недомогание и отправляется домой спать.
Сальери — подмешивает в стакан Моцарта яд, думая, что он спасает искусство от такого легкомысленного гения, как Моцарт; в финале, совершив злодейство, сомневается в своей гениальности.

В трагедии «Моцарт и Сальери» Пушкин через сравнение двух композиторов изобразил противостояние двух начал – рационалистического, основанного на научности, и творческого, базирующегося исключительно на вдохновении. Сальери не просто завидовал товарищу, он боялся его «божественного» гения: того, что после смерти Моцарта, таким, как он, создающим искусство непрестанным трудом, будет незачем жить.
Рекомендуем не ограничиваться прочтением краткого пересказа «Моцарта и Сальери», а оценить полный вариант гениальной трагедии.


Пересказ

Начинается произведение с того, что композитор Сальери сидит один в комнате и жалуется сам себе на жизнь. Вспоминая весь жизненный путь. После его душевных рассказов в комнату входит Моцарт.

Он хотел испугать Сальери внезапным появлением. И к тому же привел так называемую “Шутку” – старого скрипача, который очень коверкал арию из Дон Жуана.

Моцарту весело от этого. Он хохочет, что сильно удивляет Сальери.
Второму грустно от того, что произведение искусства так бесчестят.

Они прогнали старика.

На фоне такой агрессии Сальери, Моцарт боится показывать свой новый шедевр. Но Сальери все-таки уговорил его. Прослушав Моцарта, Сальери остался в восхищении. Ему безумно понравилось.

Моцарт слушал похвалу, очень проголодался. И Сальери приглашает его пообедать в трактире Золотого Льва. И пока Моцарт ходил предупреждать жену, чтобы та не ждала его к обеду, Сальери раздумывая над тем, что Моцарт тянет искусство на дно, решает его напоить ядом, завещанным своей возлюбленной.

Время обеда. Моцарт рассказывал, что пишет реквием, и что на днях к нему заходил человек,

одетый во все черное. Он сказал лишь одно слово – реквием.
И ушел. А Моцарт стал тут же воплощать слово в творчестве. Но ему кажется, что человек в черном его преследует. Сальери пытался успокоить Моцарта.

И он вспоминает своего друга Бомарше, который советовал ему избавляться от плохих мыслей с помощью бутылки шампанского. А Моцарт спрашивает у Сальери, о том, что действительно ли Бомарше кого-то отравил. На что Сальери сказал, что Бомарше был слишком смешон для таких дел.

Моцарт бросает фразу “Бомарше был гений, как он и Сальери, а гений и злодейство 2 вещи несовместимые”.

Моцарт думает, о том, что Сальери согласен с этим мнением.

В это время Сальери бросает яд в стакан Моцарта.

Моцарт поднимает тост. Сальери, засомневавшись, хотел остановить Моцарта. Но было уже поздно. Моцарт решает сыграть свой реквием.

Сальери плачет от осознания выполненного долга. Моцарту стало плохо. Он уходит.

Сальери вспоминает слова о гении и злодействе. Сомневается в том, что он гений, раз осмелился убить человека. И так и не нашел на это ответа.


Анализ произведения

История создания

Идея создать произведение «Моцарт и Сальери» у Александра Сергеевича возникла в 1826 году. Наиболее ярким периодом творчества русского писателя является время болдинской осени. Тогда Александр Сергеевич создал свои самые выдающийся творения. Произведение «Моцарт и Сальери» вошло в состав так называемых «маленьких трагедий». Известно, что Пушкин планировал создать девять таких трагедий, однако он успел написать только четыре. Каждая из них была посвящена определенной страсти, которая имеет роковое значение в жизни человека. Так, «Скупой рыцарь» повествует о жадности, «Каменный гость» — о похоти, «Пир во время чумы» — гордыня.

Не секрет, что началу девятнадцатого столетия был присущ некий культ Моцарта. Великим композитором искренне восхищались, все грамотные люди интересовались подробностями из его биографии. После того, как Александр Пушкин создал свое произведение, особую популярность приобрела догадка об отравлении Моцарта, которая впоследствии превратилась в своеобразный стереотип. При этом имя Сальери стало ассоциироваться со словом «завистник». В своей известной трагедии Александр Сергеевич продемонстрировал собственное видение человеческой зависти.

Правда, в наши дни врачи исследовали причины гибели Моцарта и сошлись на том, что его поразило системное ревматическое заболевание. Он всегда жаловался на слабое здоровье: отеки, лихорадки, боли. Но напряженный график работы с самого детства (отец музыканта был его требовательным учителем и продюсером) ухудшил положение Моцарта. А вот история про отравление была плодом воображения самого композ

Моцарт рассказывал, что пишет реквием, и что на днях к нему заходил человек,

одетый во все черное. Он сказал лишь одно слово – реквием.
И ушел. А Моцарт стал тут же воплощать слово в творчестве. Но ему кажется, что человек в черном его преследует. Сальери пытался успокоить Моцарта.

И он вспоминает своего друга Бомарше, который советовал ему избавляться от плохих мыслей с помощью бутылки шампанского. А Моцарт спрашивает у Сальери, о том, что действительно ли Бомарше кого-то отравил. На что Сальери сказал, что Бомарше был слишком смешон для таких дел.

Моцарт бросает фразу “Бомарше был гений, как он и Сальери, а гений и злодейство 2 вещи несовместимые”.

Моцарт думает, о том, что Сальери согласен с этим мнением.

В это время Сальери бросает яд в стакан Моцарта.

Моцарт поднимает тост. Сальери, засомневавшись, хотел остановить Моцарта. Но было уже поздно. Моцарт решает сыграть свой реквием.

Сальери плачет от осознания выполненного долга. Моцарту стало плохо. Он уходит.

Сальери вспоминает слова о гении и злодействе. Сомневается в том, что он гений, раз осмелился убить человека. И так и не нашел на это ответа.


Анализ произведения

История создания

Идея создать произведение «Моцарт и Сальери» у Александра Сергеевича возникла в 1826 году. Наиболее ярким периодом творчества русского писателя является время болдинской осени. Тогда Александр Сергеевич создал свои самые выдающийся творения. Произведение «Моцарт и Сальери» вошло в состав так называемых «маленьких трагедий». Известно, что Пушкин планировал создать девять таких трагедий, однако он успел написать только четыре. Каждая из них была посвящена определенной страсти, которая имеет роковое значение в жизни человека. Так, «Скупой рыцарь» повествует о жадности, «Каменный гость» — о похоти, «Пир во время чумы» — гордыня.

Не секрет, что началу девятнадцатого столетия был присущ некий культ Моцарта. Великим композитором искренне восхищались, все грамотные люди интересовались подробностями из его биографии. После того, как Александр Пушкин создал свое произведение, особую популярность приобрела догадка об отравлении Моцарта, которая впоследствии превратилась в своеобразный стереотип. При этом имя Сальери стало ассоциироваться со словом «завистник». В своей известной трагедии Александр Сергеевич продемонстрировал собственное видение человеческой зависти.

Правда, в наши дни врачи исследовали причины гибели Моцарта и сошлись на том, что его поразило системное ревматическое заболевание. Он всегда жаловался на слабое здоровье: отеки, лихорадки, боли. Но напряженный график работы с самого детства (отец музыканта был его требовательным учителем и продюсером) ухудшил положение Моцарта. А вот история про отравление была плодом воображения самого композитора. Он всегда любил драматизировать события и жаловался жене, что его отравили. Правда, за полгода до смерти. Но после гибели Моцарта Констанция стала поддерживать этот миф, ведь внезапная кончина 35-летнего мужчины могла насторожить каждого. И все же теория об отравлении не выдерживает критики, тем более странно винить в преступлении Сальери. Он был преуспевающим музыкантом и на недостаток славы пожаловаться не мог. Миф о его участии в расправе над коллегой распространился после газетной статьи явно провокационного содержания. Перед смертью Сальери сказал своему ученику:

Хотя я смертельно болен, я хочу заверить Вас честным словом, что нет совершенно никаких оснований для этих абсурдных слухов. Вы знаете, о чём я: Моцарт, что я якобы отравил его. Но нет. Это — злобная клевета, одна только злобная клевета. Скажите миру, дорогой Мошелес, что старый Сальери на краю смерти сам Вам это сказал.

Так что Пушкин не отражал реальные события. Он лишь переиграл распространенный миф, чтобы показать распространенный порок — зависть.

Жанр и направление

Произведение «Моцарт и Сальери» нельзя считать исторической трагедией, ведь нет доказательств того, что Сальери действительно отравил великого классика. Известно, что сначала Пушкин хотел назвать свое творение «Зависть». Это название отражает суть всей книги.

Перед нами маленькая пьеса, являющаяся трагедией. Произведению «Моцарт и Сальери» присущи основные черты этого жанра, а именно чётко поставленная идея, диалоговая форма повествования, острый конфликт и трагический финал. По объёму произведение сравнительно небольшое. В трагедии представлены всего два главных персонажа и слепой скрипач. Александру Сергеевичу удалось создать поистине содержательное произведение в философском и смысловом плане.

Произведение «Моцарт и Сальери» написано в духе классицизма. Об этом свидетельствуют вечные темы, поднятые в произведении, классическое триединство, а также деление персонажей на плохих и хороших.

Композиция

Экспозицию составляет монолог Сальери, посвященный его жизни и искусству. Автор достаточно глубоко раскрыл и другие структурные элементы трагедии: кульминацию и развязку. Композиция произведения «Моцарт и Сальери» имеет свои особенности. Так, два действия включают в себя монологи и диалоги главных персонажей.

Благодаря глубоким монологам Сальери композиция трагедии приобретает кольцевую структуру. Произведение начинается с мыслей композитора. Их же читатель замечает и в конце трагедии. Автор показывает, как зависть способна разрушить человеческую душу. Тяжёлое внутреннее состояние Сальери переходит в агрессию. Внутреннюю основу композиции произведения составляет борьба добра и зла в душе героя.

Суть

В основе произведения лежит конфликт творческого и рационалистического начала. Пожилой композитор, которому присуще трудолюбие, под своей профессией подразумевает тяжкий труд и научный подход. Молодой композитор Моцарт совсем не осознает собственной гениальности. Персонаж просто наслаждается жизнью и творит.

Несмотря на то, что Моцарт — друг Сальери, пожилого композитора мучает непреодолимая зависть. Сальери хочет отправить Моцарта, потому что тот, не осознавая своей избранности, дописывает завершающую главу в музыке. Если он и дальше продолжит творить, то другим музыкантам уже нечего будет делать после него. Сальери возмущен тем, что молодой композитор присвоит все лавры себе, не прилагая тех усилий, которые приложил Сальери. Зависть в трагедии предстаёт в образе разрушительной силы. Именно зависть, которая является одним из самых серьёзных грехов, толкает Сальери на преступление.

Главные герои и их характеристика

Главные герои пьесы «Моцарт и Сальери» представлены в списке от Многомудрого Литрекона. В произведении представлены два главных персонажа — Моцарт и Сальери, которые являются выдающимися композиторами.

В образе Моцарта автор изобразил добродушного и жизнерадостного человека. Перед читателем предстаёт очень жизнелюбивый человек, которому легко даётся музыка. Он талантлив от природы, ему не нужно много работать, чтобы добиться успеха. Гениальная музыка этого человека подводит итог многовековой истории искусства, по мнению Сальери. При этом Моцарт совсем не высокомерен. Он относится к людям с симпатией, в том числе и к Сальери, даже не догадываясь о его подлой душе. Он открыт, доверчив, наивен.
Сальери представляет собой полную противоположность Моцарту. По своей натуре персонаж является чрезмерно высокомерным и безжалостным. Он горд, тщеславен, амбициозен. В отличие от Моцарта, музыка Сальери давалась очень тяжело. Лишь благодаря невероятному усердию и труду он смог добиться хороших результатов. Хороших, но не гениальных. Персонаж очень завидовал Моцарту, поэтому принял решение от него избавиться.

Тематика трагедии «Моцарт и Сальери» представлена в списке:

  • Зависть. Основная тема пьесы — это чувство зависти по отношению к более удачливому коллеге. Сальери обидно, что он приложил много труда для достижения цели, а его молодой друг все получил задаром — от природы. Героя мучает мысль, что в таком случае его жизнь прошла напрасно.
  • Искусство. Сальери считает, что после Моцарта развитие музыки прекратится, и искусство достигнет наивысшей точки. Получается, что все остальные после него будут обречены на бесславие и бездействие. Сальери не мог допустить этого и убедил себя, что спасет музыку, убив самого гениального музыканта.
  • Дружба и соперничество. Моцарт доверял Сальери, а тот воспользовался этой наивностью, чтобы переиграть соперника. Герой не мог дружить, в его отношениях не было места искренности. Поэтому дружба стала орудием в руках вражды.
  • Что еще можно сказать в этом разделе? Пишите в комментариях, и мы все дополним)

Проблемы

Не секрет, что Александр Пушкин интересовался проблемами человеческих судеб. Автор, прислушиваясь к мнениям великих гениев, стремился к созданию своей творческой правды. Посмотрим, какова проблематика в пьесе «Моцарт и Сальери»:

В своем произведении писатель поднял проблему влияния зависти на душу. На примере Сальери автор показал читателю, как зависть разрушает душу человека. Сначала человек не замечает подвоха: он сравнивает свои успехи с чужими и негодует, если кому-то повезло больше. Но потом это чувство обиды вытесняет здравый смысл. Человек уже питается завистью и все видит в ее искаженной призме. Финалом этой деградации служит акт агрессии против того, кому «повезло больше».
Предвзятость. Сальери не сомневается, что его оценка будущего искусства единственно верная. Но он утрирует и искажает действительность, опираясь лишь на свой опыт и свое восприятие. То, что музыка после Моцарта исчезнет, это абсурдное утверждение, которое герой сформулировал себе в оправдание.
Несправедливость. Сальери решил, что сам может судить, кому жить, а кому умирать? Он возомнил себя Богом и нарушил право другого человека на жизнь. А ведь мы не можем делать это, не погрешив против справедливости и морали.

Основная мысль

Смысл пьесы «Моцарт и Сальери» заключается в том, что зависть и злость лишают человека всего, что он имеет. Сальери был талантливым человеком, но его поступок перечеркнул все его достоинства и достижения. Молодой композитор, будучи отравленным, торжествует. Сальери удивлён его фразой, что гений и зло — несовместимые понятия. Моцарт снова оказался впереди, ведь он выше всякого злодейства.

В своём произведении Александр Сергеевич хотел донести до читателя простую истину. Человек, совершивший грех, останется наедине со своей совестью. И никто не выступит в его защиту, ведь он сам прекрасно знает, что поступил подло. Сальери сам перечеркнул весь свой труд, все свои усилия в искусстве. Ведь он выбрал легкий путь: устранить конкурента. Но стал ли он от этого Моцартом? Нет. Он лишь перестал быть собой. Из опытного композитора он превратился в жалкого преступника. Такова основная идея пьесы «Моцарт и Сальери».

Чему учит?

Автор в произведении «Моцарт и Сальери» заставляет задуматься о том, что ни в коем случае нельзя завидовать победам и успехам других людей. По мнению Александра Пушкина, каждый человек должен иметь свое собственное мнение, но его не нужно навязывать окружающим. Трагедия призывает каждого человека радоваться простым мелочам и своему месту в жизни.

Чему учит А.С. Пушкин в произведении «Моцарт и Сальери»? Тому, что гений и злодейство несовместимы. Важно выбрать свой путь: либо достигать успеха честным путем и праздновать заслуженную победу, либо идти по кривой дорожке и страдать от заслуженного поражения.

Анализ трагедии Пушкина Моцарт и Сальери

История написания

Трагедия была написана во времена Болдинской осени — самого яркого периода в искусстве Пушкина. Как показывают исследования, идея подобного произведения возникла у поэта ещё в 1826 году, во время ссылки в селе Михалковском. Тогда же он написал пробный набросок сюжета, но написан он был только в 1930, а опубликован годом позже в альманахе «Северные цветы». Произведение стало второй по счёту «маленькой трагедией», которых автор планировал написать 9 штук, но остановился на 4. Источников к созданию поэмы было несколько:

Культ личности Моцарта.

  • Существовавший в то время культ личности Моцарта. Люди не просто восхищались творчеством гениального композитора, но и были очень заинтересованы жизнью и судьбой, а также таинственной смертью. Это привело к появлению различных слухов и мистификаций, в том числе легенды о том, что музыкант был отравлен.
  • Слухи о Сальери. В 1824 году распространилась легенда о том, что находящийся на тот момент в психиатрической больнице придворный музыкант признался в убийстве Моцарта. История была опубликована в нескольких газетах, но слух был опровержен, и гибель композитора признали естественной.
  • «Драматические сцены» Барри Корнуолла. По словам литературоведов, именно они вдохновили Пушкина на написание «маленьких трагедий» и дали ему идею названия. Из них он позаимствовал композицию и структуру монологов, а также прямо процитировал несколько строк текста.
  • «Музыкальная жизнь художника Иосифа Берглингера». В ней был подробно описан жизненный и творческий путь прославленного музыканта, включая его зависть к более «гениальному» коллеге. Поскольку Пушкин не читал точной биографии Сальери и не мог взять его образ из других источников, именно герой из «Музыкальной жизни» считается его прообразом.
  • Легенды о Микеланджело. По слухам, он распял своего натурщика, пытаясь изобразить библейскую сцену с Христом — на этот поступок Сальери ссылается в конце произведения. Эти слухи дали начало теме «преступления во имя искусства», которую Александр Сергеевич и раскрыл в своём произведении.

Сам Пушкин хорошо понимал, что его поэма — художественное произведение, характеры героев вымышлены. Но его забавляло наблюдение за реакцией публики на скандальную историю.

Краткое содержание

Прежде чем приводить аргументы для сочинения по «Моцарту и Сальери», необходимо ознакомиться с содержанием этого произведения. Трагедия состоит из двух актов. Она начинается в комнате Сальери. Вводная сцена служит экспозицией — в ней рассказывается о характере, воспитании, тайных мыслях и желаниях персонажа через его монолог. Герой в комнате один, потому его единственной аудиторией служат читатели.

Произведение пушкина Моцарт и Сальери

Первая часть

Из экспозиции становится понятно, что Сальери осознаёт великий талант Моцарта и восхищается его невероятной музыкой, но зависть не даёт ему покоя. Придворный композитор стыдится этого чувства, оно угнетает и отягощает его — придворный не хочет называться «завистником презренным», но ничего не может с этим поделать. В первой сцене кратко раскрываются сложные отношения двух главных персонажей — их дружба и вражда.

Моцарт приводит с собой слепого скрипача,

В конце монолога Сальери произносит имя Моцарта, тогда же тот появляется на сцене, думая, что его заметили. Он приводит с собой слепого скрипача, которого случайно встретил в трактире, и просит старика сыграть что-нибудь. Артист исполняет арию из «Дон Жуана» неумело и фальшиво. Моцарта это смешит, Сальери остаётся оскорблённым и недовольным — он ругает скрипача за «надругательство над высоким искусством». Он прогоняет гостя, но друг только вручает тому денег и просит выпить «за здоровье».

Затем Моцарт показывает Сальери сочинение, которое набросал ночью за бессонницей, и играет его. Слушатель оказывает поражён глубине и смелости песни, но музыкант только отшучивается. Сальери возмущается, считая, что Моцарт недостоин себя и не заслуживает собственного таланта, называя молодого коллегу «богом, не понимающим своей божественности». Тот снова шутит, на что придворный музыкант предлагает ему пообедать, встретившись в трактире «Золотого Льва».

Вторая глава

Сальери снова остаётся один, предаваясь размышлениям. Он считает Моцарта угрозой искусству, потому решает отравить его. Друзья встречаются в трактире, где разговаривают. Моцарт говорит, что его тревожит Requiem, который пишет по заказу незнакомого человека — ему кажется, что фигура в чёрном везде преследует его. Сальери успокаивает его, утверждая, что это просто детские страхи.

Сальери подсыпает моцарту яд

Придворный капельмейстер вспоминает своего старого друга Бомарше, который говорил, что избавиться от любых тревог поможет бокал шампанского и прочтение «Женитьбы Фигаро». Моцарт вспоминает слух, согласно которому Бомарше отравил кого-то, но Сальери говорит, что тот был слишком смешным и не был способен на такие дела. Молодой музыкант соглашается и произносит знаменитую фразу о том, что «гений и злодейство — две вещи несовместные». В тот же момент друг бросает в его стакан яд.

Сальери пытается остановить Моцарта, но тот всё равно выпивает вино. Затем он подходит к пианино и играет свою оперу Requiem. Слушая последнюю композицию, Сальери плачет, но не от угрызений совести, а от осознания выполненного долга. Моцарту становится плохо, он уходит из трактира.

Снова оставшись один, Сальери размышляет о сказанном. Он пытается найти себе оправдание, вспоминая легенду о том, как Микеланджело Буонаротти якобы принёс человеческую жертву ради искусства, но приходит к выводу, что это только глупые выдумки народа. В итоге старый музыкант начинает сомневаться в собственной гениальности — таким образом, даже отравленный Моцарт выходит победителем из их противостояния.

Тема и конфликт

Двигателем сюжета и основой конфликта в поэме Пушкина становится зависть. Это разрушительное чувство доводит Сальери до ужасного преступления, заставляя его убить Моцарта ядом. Будучи жертвой зависти толпы в реальной жизни, Александр Сергеевич сильно презирал её. Это и позволило ему изобразить вызванную ей трагедию настолько живо и искусно.

Проблематика «Моцарта и Сальери»

Интересно, что преступник остаётся без традиционного наказания, но и не выходит победителем. Фраза о том, что гениальность и злодейство несовместимы, навсегда отпечатывается в сознании Сальери, заставляя его сомневаться в своих взглядах, а отравленный Моцарт торжествует — он поднялся выше людской злобы, доказав свою исключительность. Смысл произведения в том, чтобы показать, как движимый завистью человек остаётся наедине с собственной совестью и не может найти оправдания для себя, что и служит справедливым возмездием.

Помимо вопроса о зависти, проблематика «Моцарта и Сальери» затрагивает вечный конфликт рационального и творческого. Для молодого гения музыка — это искусство, для капельмейстера — ремесло. Творчество одновременно сближает и отдаляет их. Сальери восхищается музыкой Моцарта, но рассуждения о том, как тот впустую прожигает свой талант, тратит гениальность на пустяки и развлечения, допускает кощунство и не воспринимает искусство всерьёз, служат не меньшим мотивом для преступления, чем зависть.

Композиция произведения

Внутренней основой композиции произведения служит описание борьбы добра и зла. Некоторые из её особенностей:

Монолог сальери

  • Трагедия начинается монологами-размышлениями Сальери и ими же заканчивается. Глубокие и мучительные мысли старого музыканта, его рассуждения об искусстве, дружбе и жизни служат основой произведения, обрамляя его. Показано, что зависть зарождается в душе человека медленно и постепенно доводит до преступления.
  • Характер монологов Сальери резко меняется от первой части ко второй. Изначально он рассуждает связно и логично, затем начинает говорить отрывисто, эмоционально. В словах композитора тоже заметны противоречия, подчёркивающие внутренний конфликт героя.
  • Образ склянки с ядом служит связующим звеном размышлений персонажа с происходящими событиями. Этот материальный предмет, который Сальери «всегда носит с собой», символизирует тёмные порывы разума старого композитора. Через него завистливые мысли перетекают в реальное действие — убийство.
  • Фразу о том, что гений и злодейство — несовместимые вещи, успевают произнести оба главных персонажа — сначала Моцарт, потом Сальери. Так Пушкин подчёркивает основную мысль пьесы.

Само произведение написано довольно просто. Оба акта сочетают монологи и диалоги основных персонажей. Неспешное начало подводит к очевидной кульминации и развязке.

Заканчивается трагедия на философской ноте — вместо непосредственной смерти Моцарта читателю показываются размышления Сальери о произошедшем.

Главные герои

Пьеса не отличается богатым составом персонажей. Среди них выделяются два главных героя — Моцарт и Сальери, характеристика которых во многом противоположна. Таблица действующих лиц:

Моцарт — молодой композитор и главный положительный персонаж

  • Моцарт — молодой композитор и главный положительный персонаж. Жизнерадостный, оптимистичный, отличается добрым нравом и лёгким отношением к жизни. Создание музыки даётся ему легко — к своему таланту музыкант относится скромно и даже слегка пренебрежительно. Композитор наивен и открыт — он искренне считает Сальери другом, не догадываясь о его противоречивых эмоциях.
  • Сальери — пожилой придворный музыкант. По характеру представляет собой противоположность Моцарта — серьёзный, мрачный, безжалостный и гордый. Музыка даётся ему с трудом, и только путём упорного труда, значительных усилий и отречения от прошлой праздной жизни он может преуспеть в ней. Убеждает себя, что Моцарт — угроза искусству и недостоин своего таланта из-за лёгкого отношения к жизни, а потому должен быть остановлен и убит. Но в глубине души понимает, что завидует своему другу-композитору, из-за чего сам страдает.
  • Человек в чёрном — предвестник смерти. За три недели до начала событий заказывает у Моцарта Реквием, после чего якобы незримо преследует его, вызывая тревогу в душе молодого музыканта. Уже выпив яд, музыкант исполняет созданную для него композицию с символическим названием, что доводит Сальери до слёз.
  • Слепой старик — скрипач в трактире, который на слух играет мелодии Моцарта. Сальери прогоняет его, услышав фальшивую мелодию, которую считает кощунством. Его друг не соглашается, щедро вознаграждая музыканта.

Персонажи, помимо Моцарта и Сальери, являются второстепенными. Автор никак не раскрывает их характер, используя героев только как часть сюжета, происходящего с друзьями-композиторами.

Жанровые особенности

Интересная особенность «Моцарта и Сальери» — жанр. Произведение относится к числу «Маленьких трагедий» Пушкина и сохраняет все присущие им черты:

  • острый конфликт;
  • ясная идея;
  • насущная проблематика;
  • трагическая развязка.

«Маленькие трагедии» Пушкина

Написана пьеса в стихотворной форме. Её литературное направление — классицизм. В повествовании чётко соблюдены три литературных правила единства — действия, места и времени. Для написания поэт выбрал белый пятистопный ямб, который считался классическим ещё во времена трагедий Шекспира. Объём произведения очень мал — всего две главы, что делает его уникальным среди жанра, обычно насчитывающего десятки событий и персонажей. Помимо «Моцарта и Сальери», к маленьким трагедиям причисляют «Каменного гостя», «Пир во время чумы» и «Скупого рыцаря» — богатое внутренне наполнение позволяет им соответствовать канонам жанра.

  • В пушкинской сказке о царе салтане буква ф встречается всего три раза
  • В пух и прах как пишется слитно
  • В пустую как пишется слитно или раздельно
  • В пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной мере к искажению смысла сочинение рассуждение
  • В прямом смысле как пишется