В повести временных лет содержится подробный рассказ о выборе веры князем владимиром

Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве (1885-1893)

Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве (1885-1893)

Общественное достояние

В первой русской летописи «Повесть временных лет» есть эпизод, где князь Владимир выбирает новую веру для своего государства. Приходят к нему представители разных религий, красочно описывают достоинства своей «веры» и убеждают ей последовать. Чем же его не устроили другие религии и что понравилось в восточном христианстве, которое назовут затем Православием?

Как Владимир выбирал веру

Дело было в конце X века, князь Владимир правил Русью из Киева. Как говорит летопись, князь был закоренелым язычником, имел много жен и наложниц и нрава был крутого и буйного. Какое-то беспокойство, однако, пробивалось в его голову. Видел он, что становится окружен со всех сторон новыми монотеистическими державами. Бабка его княгиня Ольга, якобы имевшая на него влияние, приняла восточное (греческое) христианство (она почитается в России как первая христианка, святая равноапостольная княгиня Ольга).

«Повесть временных лет» подробно описывает процесс выбора веры Владимиром. Однажды, в 986 году, после очередного успешного военного похода на волжских булгар, исповедовавших ислам, к нему прибыли представители «магометанской веры» и сказали, что несмотря на всю его мудрость и силу, он не знает «закона».

Иван Эггинк. Великий князь Владимир выбирает веру, 1822

Иван Эггинк. Великий князь Владимир выбирает веру, 1822

Общественное достояние

Имелось в виду, что в русском язычестве фактически отсутствовал какой бы то ни было свод правил, как жить. Булгары предложили князю принять их закон и поклониться Магомету. Владимир попросил рассказать, в чем состоит их вера. По всей видимости, основные монотеистические тезисы были сходны по всех религиях и поэтому князь и затем летописец сфокусировались на более кратком и емком определении отличий. Булгары будто бы отвечали ему, что отличие ислама состоит в том, что надо «совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В России тоже есть многоженство — вот как это устроено

Владимир был и сам «ненасытен в блуде» — одних жен имел около пяти, а также множество наложниц. Однако ему не понравилась необходимость обрезания и отказ от свинины и алкоголя. Согласно летописи, Владимир сказал свою легендарную фразу: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть».

Магометане ушли ни с чем, и после них на Русь явились «немцы» (так на Руси долгое время называли всех западноевропейцев), посланники Папы Римского и рассказывали: «наша вера — свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги — просто дерево», а также поведали про нестрогий «пост по силе». Выслушав, Владимир, однако, отправил посланников ни с чем — «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого». И правда, согласно западным летописям, «немцы» приходили на Русь и ранее, но у русских князей вызвало отторжение идея союза с ними, а заодно и их вера. Князья выбрали Византию. Как выяснилось, этот первый приход «немцев» в Киев был организован княгиней Ольгой. Она рассчитывала, что византийский император испугается возможного сближения Руси с Германией и потери мира с Киевом и пойдет на уступки киевским князьям, заключив с ними взаимовыгодный договор. Императору было необходимо русское войско в борьбе с арабами за Крит. И расчет ее оказался верен.

Сергей Кириллов. Крещение Ольги, 1993

Сергей Кириллов. Крещение Ольги, 1993

Сергей Кириллов (CC BY-SA 3.0)

После посланников Папы, к Владимиру явились хазарские евреи (князь уже совершал походы на Хазарию и обложил ее данью). Но Владимира неприятно удивили взаимоотношения с Богом народа, который был им изгнан со своей земли и скитался, поэтому он отверг их: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?». 

Согласно летописи, после других посланников, к Владимиру прибыл греческий «философ». Он раскритиковал другие религии и подробно рассказал князю суть греческого христианства, а также объяснил, почему они веруют в распятого человека. Владимир был впечатлен, но решил подумать — и выбрать между исламом и христианством. Он отправил своих доверенных лиц посмотреть на то, как происходит священнослужения в этих религиях. В мечети его посланникам не понравилось, а вот служба в греческом храме произвела невероятной впечатление, и они рассказывали Владимиру: «нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах».

Почему крещение было Руси еще и выгодно

Федор Бронников. Крещение князя Владимира, 1883

Федор Бронников. Крещение князя Владимира, 1883

Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

Российские и западные историки, разумеется, предоставляют множество прагматичных объяснений выбора Руси в пользу греческого христианства. По мнению историка Василия Ключевского, главной задачей первых киевских князей была охрана границ от нападения внешнего врага, а также внешняя торговля. Владимиру нужно было следить, чтобы недавно объединенные под его властью, но все еще разрозненные земли и племена, проживавшие на захваченных землях, вовремя платили налоги, были лояльны к власти, служили ей под угрозой нападения извне. 

По мнению Ключевского именно многообразие культурных, торговых и политических связей Руси и Византии стали главным средством, подготовившим принятие христианства Русью, и именно из Византии. Отчасти это было вызвано стремлением самой Византией таким образом «приручить» пассионарного соседа. Князья варяжского происхождения, правившие на Руси не единожды нападали на Византию. И чтобы предотвратить набеги воинствующих язычников, византийский император еще задолго до вокняжения Владимира, отправлял на Русь миссионеров. 

Владимирский собор в Херсонесе, Севастополь

Владимирский собор в Херсонесе, Севастополь

Legion Media

Кроме того, Владимир несомненно хотел и извлечь выгоду от своего перехода в греческое христианство. В 988 году он захватил византийский Корсунь (ныне крымский Херсонес) и потребовал взамен на мир выдать за него замуж сестру императора, царевну Анну. Император под угрозой вторжения Владимира в Константинополь согласился, но выдвинул условие — чтобы Владимир стал христианином. По легенде, крещение Владимир принял прямо в Корсуни (в XIX веке на этом легендарном месте был возведен Владимирский собор).

Женитьба на Анне была для Владимира, прежде всего, знаком престижа. Теперь он уже не считался варварским языческим князем, но родственником самого императора. Летопись отмечает чудесную перемену, произошедшую в характере князя после крещения. Будто бы отрекся от от блуда, стал добродетелен и милостив. Вместе с царевной Анной в Киев приехали византийские клирики и церковные служители, они и стали обращать русских в христианство, а также распространять грамотность и учить Закону Божьему.

Памятник Владимиру в Москве

Памятник Владимиру в Москве

Legion Media

В любом случае, по каким причинам и при каких обстоятельствах на самом деле князь Владимир ни принял Православие, само это событие действительно имело место приблизительно в означенный период и имело огромные и далеко идущие последствия для истории и будущего России. Князь Владимир был причислен к лику святых как равноапостольный, а в народной традиции его называют Владимир Красно солнышко. 

Дорогие читатели, чтобы не пропустить наши свежие материалы, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Telegram; VK; Яндекс Дзен


Все статьи

Летописный «выбор веры» и его аналогии

«Повесть временных лет» описывает приход князя Владимира к христианству в результате длительных раздумий и глубокого осмысления.

Вначале князя агитируют представители различных религий соседних держав — мусульмане из Волжской Булгарии, хазары-иудеи, немцы — представители западного христианства, но наиболее убедительным оказывается Грек Философ.

Посланец Византии рассказывает Владимиру священную историю Ветхого и Нового Завета, отвечает на его вопросы. Особенно на князя повлияла демонстрация «запоны» — изображения Страшного Суда с муками грешников и торжеством праведников. Казалось бы, после такого остается только погрузиться в купель, но прагматичный Владимир желает взвесить все «за» и «против», поэтому отвечает византийскому миссионеру: «Пожду еще немного».

Причину промедления князя нельзя понять, не понимая восприятия окружающего мира людьми раннего средневековья. Для большинства язычников-русов, как и для представителей соседних народов, материальная составляющая любого вероучения была важнее богословских догматов. Вопрос об истинности веры решался в плотной связи с тем, какие именно мирские блага можно получить с ее помощью. Непременным и очень важным атрибутом религиозных дебатов было чудо, благодаря которому желающие креститься воочию убеждались в силе и могуществе Бога, о котором им говорили миссионеры. Все это мы наблюдаем в повествовании о крещении Владимира.

Сюжет о религиозных посольствах десяти мужей, конечно, является отражением известного литературного шаблона, но, тем не менее, укладывается в схему отношения язычников к новой вере.

Решающим аргументом для послов Владимира становится ощущение красоты византийского богослужения – именно оно, как зрительное проявление трансцендентного, является критерием истинности. Собор Святой Софии в Константинополе действительно на протяжении многих веков очаровывал тысячи и тысячи очевидцев, выступая эталоном церковной архитектуры.

Исследователи нашли много параллелей к рассматриваемому летописному тексту. Он напоминает прения Константина Философа с иудеями в Хазарском каганате, а именно диспут представителей монотеистических религий, устроенный каганом Буланом. Все же было бы неверно говорить о прямом текстуальном заимствовании этого сюжета. Дебаты о вере многократно проводятся и впоследствии, будучи засвидетельствованы современниками, чья осведомленность не вызывает сомнений. Так, например, Гильом де Рубрук повествует о таких спорах, состоявшихся в XIII в. при дворе кагана Менгу, последнего повелителя единой Монгольской империи.

Выбор византийского христианства являлся закономерным итогом всей предыдущей истории Руси и во многом он предопределил ее будущее.

Автор: А. А. Роменский, научный сотрудник отдела Византйиской истории

Фото

Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы.

Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира.

Здесь были заложены основы нашего государства.
Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви.

На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями…».

В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. «Расхаживая по той грустной, безмолвной пустыни и имея повсюду ужас и гибель перед глазами, я предавался мрачным размышлениям… Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене».

Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно. Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса

В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. 

Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте..

ИСТОРИЯ РОССИИ

1. Крещение Руси и его значение.

В 988 г. великий князь
киевский Владимир Красное Солнышко,
его дети, дружина, тысячи жителей столицы
Древнерусского государства — города
Киева были крещены в водах Днепра
византийскими митрополитом и священниками.
Эта дата, отмеченная в древнейшей русской
летописи «Повести временных лет»
(историкам известна и другая дата — 989
г.), считается годом принятия Русью
христианства. С 988 г. христианство стало
государственной религией Киевской
Руси.

Принятие новой
религии имело свои предпосылки. Восточные
славяне были язычниками — почитали
бога неба Сварога, бога плодородия Рода,
бога солнца Даждьбога, бога богатства
и скотоводства Велеса, бога грома и
молнии Перуна, приносили им жертвы,
возводили идолов — каменные и деревянные
статуи божеств, молились в священных
рощах, строили святилища, где совершали
религиозные обряды. Многобожие,
обожествление сил природы, представления
о равенстве богов соответствовали
особенностям общественной жизни племени
или племенного союза. К концу X в. в жизни
древнерусского общества произошли
серьезные изменения: возвысилась
великокняжеская власть, усилилось
имущественное и социальное расслоение,
киевские князья наладили контакты
(военные, торговые, дипломатические) с
соседними государствами. Сохранение
язычества мешало успешному развитию
всех этих процессов. Многобожие
противоречило стремлению киевских
князей к укреплению их власти и авторитета.
Внешнеполитические интересы Киевской
Руси требовали отказа от старинной веры
и принятия одной из религий, утвердившихся
у ее западных, северных или восточных
соседей.

В «Повести временных
лет» содержится легендарный рассказ о
выборе князем Владимиром новой веры.
Отвергнув западное христианство, ислам,
иудаизм, князь отдал предпочтение
византийскому (восточному) варианту
христианства — православию. За этим
решением стояли давние торговые,
культурные и династические связи Руси
с Византией. Первой христианкой на Руси
считается княгиня Ольга, бабушка князя
Владимира. Крещению Руси предшествовало
заключение брака князя Владимира и
византийской принцессы Анны в городе
Корсуни.

Свергнув идолов
Перуна и других языческих богов,
крестившись сам и крестив дружину,
детей, киевлян, князь Владимир осуществил
важнейшую по значению и последствиям
реформу. Киев стал центром русской
митрополии, которая подчинялась
константинопольскому патриарху,
учреждались церковные округа —
епископства, строились церкви, создавались
монастыри.

Принятие христианства
в качестве государственной религии
является одним из наиболее важных
событий в истории Руси. Княжеская власть
получила в новой религии духовную и
политическую опору. Крещение Руси
превратило ее в равного партнера
средневековых христианских государств
и тем самым усилило внешнеполитическое
положение в тогдашнем мире.

Духовное и культурное
значение принятия христианства огромно.
На Русь из Болгарии и Византии пришли
богослужебные книги на славянском
языке, возросло число тех, кто владел
славянской письменностью и грамотой.
Непосредственным следствием крещения
Руси стало развитие живописи, иконописи,
каменного и деревянного зодчества,
церковной и светской литературы, системы
образования.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Выбор веры князем Владимиром

В рассказе о выборе веры в «Повести временных лет» достаточно ясно изложены причины, по которым князь Владимир не принял мусульманство и иудаизм. Диспут с хазарскими иудеями приведен в самом начале повествования, где князь показан умелым полемистом, и больше летопись к этой теме практически не возвращается. Ко времени составления «Повести» Хазария давно уже не существовала, в связи с чем исчезла и политическая подоплека разногласий с иудаизмом, и объясняются присутствующие в тексте анахронизмы [1. С. 158; 2. С. 110].

Описание ислама эмоционально и, мягко говоря, не совсем корректно. С ближайшим мусульманским соседом – Волжской Болгарией – Русь была связана общими интересами в развитии восточной торговли, которым не мешали локальные конфликты. Причину такой неприязни надо искать в другом месте, и, скорее всего, она была привнесена из Византии вместе с греческими митрополитами. Потерпев поражение от турок-сельджуков при Манцикерте в 1071 г. и потеряв почти всю азиатскую часть своей территории, империя находилась на грани выживания, а в критических ситуациях выражения не выбирают. Неслучайно, что самое непотребное описание жизни мусульман принадлежит философу-греку.

К характеристике римской церкви летопись возвращается неоднократно. Первый раз – это описание посольства от разных конфессий к Владимиру, второй – речь греческого Философа, третий – отчет послов Владимира и затем – наставление против латинян после принятия Русью христианства. Только в последнем случае приводятся конкретные претензии, порою маловразумительные, но в остальных – мы не видим ни одного довода против, за исключением тезиса об «опресноках» в речи Философа. Да и сам Философ признает, что «вера их немногим от нашей отличается». Послы Владимира, направленные разузнать «у кого какая служба и кто как служит богу», в Царьграде поражаются благолепию православного молебна, тогда как в немецких храмах красоты не видят никакой. На надуманность данного положения уже указывалось [3. С. 36], а ведь это основной аргумент, согласно которому послы склоняются к православию. И, несмотря на отсутствие явных поводов для отказа, Владимир уже на первом этапе твердо заявляет посланцам Рима: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого». Фразу обычно объясняют неудачной миссией епископа Адальберта в 961–962 гг., о которой сообщают западные источники, но остается неясной причина провала миссии (версия М. Брайчевского допускает наличие альтернативы [1. С. 112]).

Согласно летописи римскую церковь представляли Владимиру немцы, а где мы можем найти истоки устойчивого неприятия западного христианства в его германском варианте? В 831 г. Людвигом Благочестивым на земле саксов было учреждено Гамбургское архиепископство для миссионерской деятельности среди северных народов, в том числе и западных славян. Епископов на своей территории «де-факто» утверждали сами императоры. Какую позицию занимала церковь в немецкой экспансии на восток и как к ней относились славяне – вопрос излишний.

Можно по-разному воспринимать теорию западнославянского происхождения варягов, выдвинутую еще в XVI в. Герберштейном, но отрицать данные археологии, антропологии и лингвистики о миграции славян из Южной Балтики на Новгородскую землю [4. С. 244–245] в настоящее время уже невозможно. В.В. Седов считает, что переселение предков новгородцев произошло на рубеже IV–V вв., основываясь на том, что в VII–VIII вв. археологические материалы на балтских территориях не фиксируют следов значительного перемещения населения в восточном направлении. Но не надо забывать, что, кроме сухопутных путей сообщения, существуют морские, а моря соединяют народы, живущие на его берегах.

Торговое судоходство на Балтике существовало, как минимум, уже с конца VIII в. – с начала закладки Волго-Балтийского пути, фиксируемого предметами восточного импорта, в первую очередь арабским серебром, на землях ильменских и западных славян [5. С. 89]. О миграции населения свидетельствуют, например, находки в Новгороде фрезендорфской керамики X в., изготовленной из местного материала [6. С. 18–20]. На Рюриковом Городище, в культурных слоях IX–Х вв. среди наконечников для стрел много втульчатых, характерных для Западной Европы [7. С. 164–165]. В Изборске, Белоозере, Городке на Ловати и в самом Новгороде втульчатые наконечники отмечаются крайне редко, поэтому ситуация на Рюриковом Городище скорее всего связана с присутствием в дружине или среди оружейников выходцев из Западной Европы (в Бирке втульчатые наконечники отсутствуют). На наличие идеологических связей Руси с Балтикой указывал А.Г. Кузьмин, подметивший, что убийство христиан-варягов в Киеве в 983 г. произошло одновременно с восстанием балтийских славян против немецкого господства, имевшим острую антихристианскую направленность [3. С. 14].

Вместе с предметами быта переселенцы приносили с собой враждебное отношение к Римской церкви. Время и расстояние сглаживали накал страстей у новгородских словен – людей «от рода варяжского», но оставалось устойчивое спокойное неприятие, периодически подпитываемое при общении с западнославянским миром. Иллюстрация подобного отношения приведена в описании Гельмольдом города Волина: «Это действительно был самый большой город из всех имеющихся в Европе городов, населенный славянами вперемешку с другими народами, греками и варварами. И саксы, приходя сюда, получали право жить, на том условии, что, живя здесь, не будут слишком явно проявлять своей христианской религии» [8. С. 37]. Грекам это условие не ставилось, к саксам относились терпимо – пока те не начинали демонстрировать свою религиозную принадлежность.

Ляхницкий Вячеслав Норильевич

Журнал Вестник Томского государственного университета. 2010

Литература

  1. Брайчевский М. Утверждение христианства на Руси. Киев, 1989. 295 с.
  2. Петрухин В.Я. Крещение Руси: от язычества к христианству. М., 2006. 223 с.
  3. Кузьмин А.Г. Крещение Руси. М., 2004. 413 с.
  4. Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995. 416 с.
  5. Янин В.Л. Денежно-весовые системы русского средневековья. Домонгольский период. М., 1956. 207 с.
  6. Смирнова Г.П. О трех группах Новгородской керамики X – начала XI в. Краткие сообщения Института археологии. Вып. 139, М., 1974. С. 17–22.
  7. Носов Е.Н. Новгородское (Рюриково) городище. Л., 1990. 216 с.
  8. Гельмольд фон Базау. Славянская хроника. М., 1963. 299 с.

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.

  • В плену у чеченцев рассказы женщин
  • В плену обстоятельств рассказ
  • В плане или вплане как пишется
  • В плавучем доке как пишется
  • В питера пена но знай верить в сказки