В рассказе челкаш можно увидеть сочетание

Анализ «Челкаш» Горький

Анализ «Челкаш» Горький

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 702.

Обновлено 16 Июля, 2021

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 702.

Обновлено 16 Июля, 2021

Из рассказа М. Горького «Челкаш» читатель узнаёт «о маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми». Рассказ поражает психологическими коллизиями и неординарными образами, в нём поднимается тема свободы и независимости. Произведение основано на антитезе: в центре сюжета — вор-контрабандист и его товарищ, простой деревенский парень. Изучают рассказ в 8 классе. Облегчить подготовку к уроку поможет анализ произведения, созданный по общепринятому плану.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Челкаш.

Год написания – 1894 г.

История создания – В основе произведения – история реального человека. В 1891 г. М. Горький лежал в больнице, сосед по палате рассказал ему о своей судьбе, а через три года появился рассказ «Челкаш».

Тема – В произведении можно выделить широкую тему – судьба человека – и узкие – преступление, столкновение людей с разными взглядами на жизнь.

Композиция – Формально рассказ состоит из трёх глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Особенность композиции – обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

История создания произведения «Челкаш» берёт начало в 1891 году, когда М. Горький попал в больницу. Его соседом по палате оказался босяк. Он поведал писателю о своей жизни. Эта история легла в основу рассказа, созданного в 1894 г. Готовое произведение М. Горький передал В.Г. Короленко. Коллега по перу одобрил рассказ и помог опубликовать его в журнале «Русское богатство».

Критика положительно отреагировала на произведение молодого писателя, М. Горького высоко оценили в литературных кругах.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

В произведении отразились мотивы, достаточно распространённые в литературе, однако автор сумел оригинально интерпретировать традиционные образы, углубившись в психологию.

В центре произведения – тема человеческой судьбы, в контексте которой развиваются проблемы взаимоотношений между людьми, истинных и ложных ценностей, свободы, выбора и др. Основа проблематики – моральные ценности. Система образов неразветвлённая, поэтому внимание читателя сконцентрировано на двух героях – Челкаше и Гавриле.

Начинается рассказ картиной утра в южном порту. Автор описывает людей, акцентируя внимание на их ничтожности в сравнении с «железными колоссами». Человек в этом эпизоде предстает жалким рабом, который тяжело трудится в ужасных условиях. Начало играет важную роль для понимания идеи.

В такой обстановке знакомимся с Гришкой Челкашом – пьяницей и вором. Его фамилией назван рассказ: автор сразу подсказывает читателю, на кого обратить внимание. Челкаш замышляет дело и ищет помощника. Герой замечает крестьянина, знакомится с ним, узнаёт, что Гаврила – так зовут крестьянина – хочет заработать денег, чтобы купить свой дом, завести хозяйство, создать семью. Обманом Челкаш впутывает парня в кражу.

Гаврила сначала сопротивляется, но, почувствовав вкус лёгких денег, втягивается. Челкаш гордится, что сделал парня своим рабом. Но в конце оказывается, что Гаврила – раб не вора, а своих желаний. Ради денег он готов убить. Челкаш же оказывается более достойным человеком, чем его подельник. Этот вывод напрашивается после наблюдения за жалким поступком парня.

Интересно, что Челкаш тоже выходец из крестьян, когда-то он имел семью, служил гвардейцем. Воспоминания о прошлом вызывают у него тоску, но возвращаться к рабской жизни он не хочет. Уж очень герой любит свободу.

Понаблюдав за Челкашом и Гаврилой, нетрудно заметить, что в произведении представлены внутренний и внешний конфликты. Внутренний – сомнения вора и крестьянина, внешний – столкновение героев с разными жизненными ценностями.

Идея произведения – показать, насколько важно быть свободным от обстоятельств и денег, уметь достойно выходить из любых ситуаций.

Основная мысль: мы сами делаем себя рабами.

Композиция

Формально рассказ состоит из трёх глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Экспозиция – утренний пейзаж и знакомство с Челкашом, завязка – поиски Челкашом помощника, встреча вора с Гаврилой, развитие событий – попытки договориться о «рыбалке», кража, кульминация – ссора между ворами; развязка – Челкаш бросает Гавриле деньги и уходит. В развязке наиболее ярко проявляется авторская идея.

Особенность композиции произведения «Челкаш» – рамочная (обрамление): рассказ начинается и заканчивается картиной моря – свободной стихии, которая сродни главному герою.

Жанр

Жанр произведения – рассказ, о чем свидетельствуют такие признаки: небольшой объём, главную роль играет сюжетная линия Челкаша, главных героев всего два. Литературное направление, к которому можно отнести рассказ «Челкаш», – реализм, есть элементы романтизма.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Алексей Розщин

    9/11

  • Макар Савенко

    8/11

  • Вадим Семенцов

    10/11

  • Кирилл Бурцев

    11/11

  • Jay Jill

    11/11

  • Максим Ваганов

    11/11

  • Наталья Ивановская

    11/11

  • Маша Рашидова

    10/11

  • Вероника Казачкова

    11/11

  • Женя Гаврилов

    7/11

Рейтинг анализа

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 702.


А какую оценку поставите вы?

История создания

На написание рассказа Максима Горького сподвигли случай из жизни и разговоры знакомого. В 1891 г. Алексей Пешков (настоящее имя писателя) отправился в пешее путешествие по Руси.

Остановившись в небольшом селе Николаевской области, в Малороссии, Алексей увидел дикую картину – толпа напала на женщину, изменившую мужу. Пешков заступился за даму, за что был избит и вывезен за пределы села.

Алексея подобрал проезжий – мужчина помог писателю выбраться из грязи и отвез в больницу. Спустя 3 года известный публицист Владимир Короленко, впечатлившись ораторскими способностями Алексея Пешкова, предложил изложить рассказ на бумаге.

Максим Горький описал случай всего за несколько дней. Рукописи были прочитаны Владимиром Короленко, после чего опубликованы (при его поддержке) в 1895 г. в журнале.

горький челкаш анализ

Тема и смысл названия

Рассказ Максима Горького «Челкаш» – это история о пьянице, воре и жулике. Автор неспроста выбрал необычную «кличку» для персонажа. Толковать слово «челкаш» можно как горячий, быстрый, короткий, что и символизирует характер главного героя.

Анализируя произведение «Челкаш», можно определить основные темы:

Тема

В ком (чем) выражена

Пояснения

Природа

Пейзаж

Автор выражает свободу через состояние природы. Пейзажи придают рассказу особое настроение, усиливая впечатления читателя.

Природа подчеркивает характер героя, но не позволяет «заглушить» себя. Горький показывает природу как что-то мощное, непобедимое.

Свобода

Челкаш и Гаврила

Тема свободы является основной. Рассказ Максима Горького подчеркивает разностью людей – для Челкаша важно быть независимым, не заботиться о завтрашнем дне. Гаврила – это герой, которому важна финансовая сторона.

В результате оба персонажа получили желаемое. Каждый из героев оказывается «в условиях своей свободы».

Судьба

Главные герои

Максим Горький подчеркивает разность персонажей, играя с их судьбами. Челкаш – это человек, живущий одним днем. История не рассказывает о том, как сложилась его дальнейшая судьба. Учитывая образ жизни героя, предугадать дальнейшие действия невозможно.

Гаврила – противоположный персонаж. Возможно, мужчина вернулся в деревню и воссоединился с семьей.

Проблематика рассказа «Челкаш» насыщена. Автор поднимает вопросы алчности и рабства, а также желает узнать в чем настоящее счастье.

Композиция произведения

На основе анализа рассказа М. Горького «Челкаш» можно получить простую композицию. Произведение состоит из 5 частей:

  • вступление – автор «встречает» гостей на фоне гудящего и гремящего порта;

  • первая часть – знакомство главных героев;

  • вторая часть – рассказ о внутреннем мире Челкаша. Автор окунает читателя в морскую атмосферу;

  • кульминация – Гаврила думает об убийстве Челкаша;

  • развязка – с помощью антитезы автор возвышает Челкаша и рассказывает об алчной душе Гаврилы.

Завершение истории является «поучительным» пиком от автора – проблем алчности и вопрос счастья становится наиболее актуальным.

челкаш анализ произведения

Главные герои

Сюжет небольшого рассказа Максима Горького построен вокруг двух персонажей:

  • Челкаш. Мужчина среднего возраста, пьяница, вор. Женат, но более 10 лет бродяжничает. Мужчина имеет свои принципы – ему важна свобода, возможность жить здесь и сейчас. Он презирает алчных и жадных людей. Челкаш – любитель природы. Мужчине нравится наблюдать за морем, так как оно символизирует бескрайнюю свободу;

  • Гаврила. Неоднозначный персонаж, который совмещает несколько «образов». С одной стороны, Гаврила простой бедный крестьянин, – добродушный и отзывчивый. В рассказе раскрывается темная сторона Гаврилы – его алчность и жадность. Парню нужны деньги, чтобы обеспечить престарелую мать.

Несмотря на противостояние двух личностей, рассказ завершается на позитивной ноте. Каждый из героев получает желаемое: Челкаш – свободу, а Гаврила – деньги.

Жанровые особенности

К особенностям жанра «рассказ» можно отнести:

  • небольшой объем произведения;

  • события развиваются на протяжении небольшого отрезка времени;

  • небольшое количество героев;

  • соответствие сюжета реальности.

Отличительной чертой является отсутствие в рассказе нравоучения.

«Челкаш» – это небольшая история из жизни вора и простого крестьянина. По книге Максима Горького сняли одноименный короткометражный фильм с Андреем Поповым в главной роли.

Анализ рассказа «Челкаш» (М. Горький)

Рассказ «Челкаш» относится к раннему творчеству Максима Горького. В нем автор рассказывает историю, приключившуюся с одним босяком по имени Гришка Челкаш. Несмотря на то, что этот герой был далеко не идеален, занимался воровством и пьянствовал, но именно в нем писатель увидел подлинную человеческую душу. Многомудрый Литрекон предлагает Вам детальный разбор рассказа «Челкаш», в котором подробно и ясно разъясняются темы, проблемы и идеи, раскрытые Горьким в произведении. 

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 Композиция и конфликт
  • 4 Суть: о чем рассказ?
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы
  • 8 Основная идея
  • 9 Чему учит?
  • 10 Художественные детали
  • 11 Критика

История создания

Творческая история рассказа «Челкаш» весьма необычна и включает в себя интересные факты из жизни молодого Максима Горького. В 1891 году тогда еще Алексей Пешков отправился в путешествие по Руси. В селе Кандыбино Николаевской области Украины писатель стал свидетелем истязания толпой неверной мужу жены. Будущий писатель решился заступиться за женщину, за что был очень сильно избит, после вывезен далеко за пределы села и выброшен в грязь. Ехавший с сельской ярмарки шарманщик подобрал его и отвез в больницу города Николаев. Там его соседом по палате оказался босяк. Горький позже вспоминал: 

«…Изумлен был я беззлобной насмешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе “Челкаш”». 

Три года спустя писатель В. Г. Короленко побудил Горького создать рассказ: 

«…вы хорошо рассказываете… попробуйте вы написать что-либо покрупнее, для журнала… Напечатают вас в журнале, — и, надеюсь, вы станете относиться к себе более серьезно!». 

Начинающий автор, вдохновившись похвалой уважаемого публициста, написал свое первое произведение «Челкаш» всего за два дня. Короленко, прочитав черновики, был очень впечатлен рассказом. При его поддержке «Челкаш» был впервые опубликован в 6 номере журнала «Русское богатство» 1895 года.

Жанр и направление

Жанр «Челкаша» — рассказ. Об этом нам говорит небольшой объем произведения, одна сюжетная линия, построенная вокруг эпизода из жизни главного героя, малое количество действующих лиц.

В рассказе между собой смешиваются два литературных направления. Такие признаки, как обыденная, повседневная жизнь героев, ярко выраженные социальные проблемы и язык, приближенный к живой речи, явно указывают на реализм. Но присутствуют также и черты романтизма, а именно индивидуализм главного героя и эффектные и живые описания природы, в особенности моря. Исходя из этого, можно смело сказать, что литературное направление рассказа – романтический реализм.

Композиция и конфликт

Рассказ состоит из пролога и трех частей.

  • В прологе нам представлена экспозиция – описание места, где будут разворачиваться все последующие события рассказа. Зеленоватое море, тесная гавань, гиганты-пароходы, громкий грохот, свист, крики, люди и их рабский труд – такую картину рисует нам автор.
  • Первая часть рассказа представляет нам главного героя – Гришку Челкаша. Здесь же происходит и завязка, а именно встреча героя с Гаврилой и их уговор о «ночной рыбалке».
  • Развитие действий мы можем увидеть во второй части. Челкаш и Гаврила отправляются на лодке в море. Здесь автор все больше раскрывает читателю душевный мир, нутро обоих героев. 
  • Третья часть включает в себя кульминацию – нападение Гаврилы на Челкаша, и развязку – Челкаш с брезгливостью швыряет деньги Гавриле, и они расходятся. Характеры героев теперь полностью раскрыты. Заканчивается рассказ описанием морских волн, смывших все следы недавнего конфликта.

По ходу произведения раскрывается центральный конфликт – конфликт двух разных мировоззрений. Челкашу – босяку, который полностью свободен, не привязан ни к дому, ни к семье, ни к работе, противопоставляется Гаврила – обычный крестьянин, который нуждается в средствах, чтобы обеспечить себе и будущей семье достойное существование. Через развитие конфликта нам показываются сущности, характеры, разное отношение к свободе, деньгам и жизни героев, что позволяет читателю понять мотивацию их поступков, их мысли и чувства, и принять сторону одного из персонажей. 

Суть: о чем рассказ?

В порту во время обеденного перерыва появляется Гришка Челкаш – заядлый вор. Он явно кого-то ищет. Спросив у сторожа Мишки о своем напарнике, он узнает, что тому отдавило ногу, и сейчас он в больнице. Челкаш, думая, что без напарника не справиться ночью с делом, видит молодого крепкого парня и решает с ним заговорить. Из диалога он узнает, что парня зовут Гаврила. Он жалуется Челкашу на то, что косил траву, но получил за свою работу сущие гроши. Главный герой, в свою очередь, говорит, что он рыбак и предлагает парню помочь ему ночью на рыбалке. Тот, хоть и подозревает, что отправятся они далеко не за тем, чтобы ловить рыбу, все-таки соглашается. 

Тем же вечером герои отправляются на дело. Гаврила пронизан страхом, жалеет, что согласился помочь Челкашу. Вор же угрожает молодому парню, что без зазрения совести избавится от него, если их заметят. Герои прибывают в место назначения – к огромной темной стене. Челкаш отнимает у юноши котомку с паспортом и весла, чтобы тот не смог никуда уплыть, и поднимается по стене. Спустя какое-то время он опускает Гавриле тяжелые грузы, спускается сам, и они отплывают. 

Когда мимо них проплывала таможенный крейсер, Гаврила до того испугался, что упал на дно лодки, закрыл глаза и не хотел подниматься. Главный герой снова пригрозил юноше, что убьет его, если из-за него их арестуют. Опасность миновала. Челкашу стало жаль парня, он принялся успокаивать его, говоря, что тот хорошо заработал и может много чего купить на эти деньги. 

Вскоре они приплыли к кораблю, где их встретили знакомые Челкашу матросы. Они поднимаются на борт, отдают грузы и идут спать в каюту. Наутро главный герой получает деньги, и они с Гаврилой отправляются назад на берег. Из заработанных 540 рублей вор отдает Гавриле 40, остальное оставляя себе. 

Приплыв обратно на берег Гаврила бросается к Челкашу и начинает молить его отдать всю заработанную сумму. Он утверждает, что эти деньги ему нужнее и полезнее, а такой вор и пьяница, как Челкаш, спустит их за один день. Главному герою становится противна алчность и жадность парня, он с презрением бросает ему деньги. Гаврила, забрав деньги, сознается, что еще в лодке у него возникла мысль ударить веслом главного героя, забрать у него выручку и выбросить за борт, уверяя, что его бы никто и не хватился. Челкаша разозлило это, он отнимает деньги у напарника и собирается уходить. Тот же, не собираясь сдаваться, бросает в Челкаша камень и, испугавшись, убегает. Но, одумавшись, он возвращается обратно и начинает слёзно умолять главного героя простить его. Челкаш испытывает презрение к корыстолюбивому парню, с отвращением он сует ему всю выручку, не желая быть таким же жадным до денег. Гаврила поначалу сопротивляется, но вскоре забирает деньги, и персонажи расходятся по разным сторонам.

Главные герои и их характеристика

  • Челкаш – «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор», мужчина средних лет, босяк, жулик и оборванец. Имеет неопрятный внешний вид, что оправдывается его бродяжничеством. Родился в состоятельной крестьянской семье, в молодости служил в гвардии, был женат на девушке Анфисе. На момент событий, рассказанных в произведении, персонаж уже 11 лет ведет босяцкий образ жизни. Челкаш — поистине романтический герой. У него есть свои моральные ценности. Он не любит жадных и алчных людей, как Гаврила. Несмотря на внешнюю суровость, герой может испытывать жалость и сочувствие. Его жизненная философия строится на свободе, из толпы он выделяется своей независимостью. Челкаш не привязан ни к чему, живет одним днем, не думая наперед. Такое же отношение у него и к деньгам, он не привязан к ним, в нем отсутствует меркантильность, поэтому он с легкостью отдает всю выручку напарнику. Любит герой любоваться природой, больше всего его привлекает море. Именно широкое, бескрайнее и мощное море ассоциируется у него с настоящей свободой. Отношение к Гавриле меняется у главного героя на протяжении всего рассказа. Сначала он видит в нем молодого парня, «жизнь которого попала в его волчьи лапы». Ему по-отечески жаль его. Во время их плавания Челкаш начинает понимать, что из себя представляет юноша, ему начинает не нравиться его трусость. В конце же произведения, когда наружу вырывается вся жадность и подлость Гаврилы, главный герой испытывает к нему только лишь отвращение и брезгливость. 
  • Гаврила – молодой бедный крестьянин. Он очень доверчив, добродушен и наивен, но при этом таит в себе и темную сторону. Герой вынужден был приехать на заработки, чтобы обеспечить себя и престарелую мать, но добыть достаточно денег не получается. Единственным выходом для него остается жениться на богатой невесте и всю оставшуюся жизнь работать на тестя, и такая перспектива не радует юношу. Он мечтает заработать достаточно средств, чтобы жениться на возлюбленной и не зависеть от ее отца. Помогая Челкашу, герой показывает свою трусость, пугается фонаря, плачет, просит отпустить его. В отличие от главного героя, отношение Гаврилы к морю иное, оно представляет для него только опасность, наводит на него страх. Но зато  его отношение к деньгам иное: герой очень любит деньги, да настолько, что готов дважды убить Челкаша, только бы заполучить всю вырученную сумму.  Показывает он свою робость и тогда, когда, кинув в Челкаша камень, убегает. Но все-таки в нем есть человечность, он возвращается и просит прощения у главного героя, и сначала даже отказывается брать деньги, но, в конце концов, его алчность вырывается наружу, и он забирает большую часть заработанного ими обоими.

Темы

Тематика рассказа «Челкаш» характерна для романтизма Горького:

  • Пейзаж. В рассказе огромную роль играет пейзаж. Природа является олицетворением истинной свободы и независимости. Пейзаж создает настроение и придает определенный окрас произведению, настроения героев передаются также при помощи описания погоды. Автор, хоть и сравнивает состояния персонажей и природы, но все же возвышает ее над человеческими чувствами, делает ее сильнее, мощнее и властнее по сравнению с мелкими и ничтожными людскими страстями. 
  • Свобода — основная тема рассказа. Для каждого она своя. Для Челкаша свобода – это быть независимым ни от чего, жить одним днем, не заботясь о том, что будет завтра. В такой жизни кроется его моральное удовлетворение и успокоение. Для Гаврилы же свобода – иметь достаточно денег, чтобы обеспечить себя, свою мать и будущую жену. Оба героя борются за свою свободу. В конце рассказа каждый из них по сути оказывается в условиях своей свободы: Челкаш остается без большого заработка, не обремененный никакими заботами, а Гаврила получает достаточно денег, чтобы в ближайшее время не заботиться ни о чем.
  • Судьба. Из темы свободы плавно вытекает тема судьбы. Челкаш бродяжничает много лет, он по-настоящему одинок. Когда его напарник признается, что хотел убить его и выкинуть в море, не переживая, что кто-то его будет искать, он, скорее всего, оказывается прав. В самом конце рассказа, когда оба героя расходятся, судьба Челкаша остается нам неизвестной, кто знает, дошел ли он туда, куда хотел, или же умер в лесу от потери крови. Судьбу же Гаврилы можно предугадать. По всей видимости, он вернулся в свою деревню, женится на своей возлюбленной и живет относительно безбедной жизнью. 

Проблемы

Проблематика рассказа «Челкаш» интересна и насыщенна.

  1. Рабство. Важная социальная проблема рабства была поднята Горьким в его рассказе. Рабами сначала изображаются рабочие в порту, трудящиеся в ужасных и опасных условиях. После своеобразным «рабом» Челкаша становится Гаврила, во время их плавания он исполняет все приказы главного героя. Для Челкаша крестьянская жизнь в общем является рабством, так как она всегда предполагает зависимость от земли, семьи и работы. Гаврила оказывается не только «рабом» Челкаша, но и рабом своих желаний. Именно ради средств, которыми он так грезит, он соглашается помогать вору, а после сам думает о краже и убийстве.
  2. Алчность. Проблема алчности — основная в произведении. Она ярче всего раскрывается персонажем Гаврилы. Ради денег он готов на многое, даже на убийство. С постепенным нарастанием проявления жадности в герое, раскрываются и другие его отрицательные черты: бездуховность, эгоизм, жестокость, подлость.  После этого на фоне его предстает в лучшем свете даже вор-контрабандист Челкаш, который хоть и занимается незаконным делом, но имеет нравственные ценности. 
  3. Счастье. Кто из двух героев по-настоящему счастлив? Хоть на протяжении всего рассказа нам и показывается главный герой, который наслаждается полной свободой и независимостью, но счастлив ли он? Челкаш одинок, никому не нужен. Он с грустью вспоминает отца, мать и жену, свою прежнюю жизнь, от которой отказался в пользу бродяжничества. Гаврилу же в начале произведения мы видим опечаленным из-за сложившейся в его жизни ситуации, но в конце, когда он получил, что хотел, мы можем предугадать его дальнейшую, скорее всего, счастливую судьбу. 

Основная идея

Горькому всегда была близка тема жизни босяков. Главная мысль рассказа «Челкаш», которую автор хотел донести до читателей, что такие люди, как Челкаш, не хуже простых крестьянских работяг, а иногда даже наоборот, являются по сравнению с ними более нравственными и добросовестными людьми. Писатель сравнивает вольнолюбца, вора и пьяницу с молодым работящим крестьянином и доказывает, что не всегда первое впечатление бывает правильным. В начале рассказа читателю больше симпатизирует Гаврила, но с раскрытием персонажей и их характеров, все встает на свои места, и к концу благородным и великодушным перед нами предстает уже Челкаш. Проявляется авторская позиция, Горький явно на стороне Челкаша, ему также противны такие люди, как Гаврила, и импонируют свободолюбивые босяки.

Смысл рассказа «Челкаш» и в том, чтобы показать разные жизненные ценности и то, к чему они приводят. Челкаш не нуждается буквально ни в чем, выделяется среди других высокими духовными качествами, но от этого он не становится самым счастливым на земле. Гаврила же придерживается устоев, на которых держится общество, он привязан к семье и дому, что делает его зависимым и толкает его на ужасные поступки, но зато, в конце концов, он оказывается по-своему счастлив. 

Чему учит?

Максим Горький в своем рассказе «Челкаш» преподал нравственные уроки читателям. Он показал, что не нужно судить о внутренних качествах человека по его внешнему облику или социальному статусу, что необходимо всегда оставаться честным, бескорыстным и благородным, что нельзя позволять себе становиться настолько меркантильным и алчным, чтобы не опускаться до самых ужасных и низменных поступков. 

Главным выводом в рассказе «Челкаш» является мысль о том, что деньги хоть и дают какую-то свободу, но также обременяют человека обязанностями и ответственностью, а совершенная свобода не является гарантом безграничного счастья.

О чем же заставляет задуматься автор? Писатель хотел донести до читателей, что, несмотря на какие-либо жизненные ситуации, необходимо всегда оставаться человеком, быть щедрой, доброй и достойной личностью, не проявлять плохих и отвратительных качеств, как жадность, жестокость, безнравственность. Такова мораль произведения «Челкаш».

Художественные детали

В «Челкаше» важную роль играет пейзаж. Он создает своеобразное обрамление событий, происходящих в произведении. В самом начале мы видим индустриальный пейзаж: гавань, замутненное от пыли небо, жаркое солнце, зеленоватая вода, скованные гранитом волны моря. Еще больший эффект погруженности создают описываемые звуки: звон цепей, грохот вагонов, «металлический вопль железных листов», свистки и крики. Вся эта мрачная картина наталкивает читателей на мысли о том, что впереди их ждет далеко не веселая и беззаботная история.

Самой главной художественной деталью произведения является образ моря. Оно позволяет еще глубже передать настроение и характеры героев. Можно сказать, что море олицетворяет главного героя. Челкаш, как и оно, свободен и независим, живет «по течению». Герой любит море, оно, по его мнению, «вливает в душу человека спокойствие». Его напарник Гаврила, напротив, по отношению к морю испытывает только страх. Его необузданность и бескрайность пугает его. Море подчеркивает и усиливает различие между героями рассказа. 

Заканчивает произведение также описанием моря и погоды, которые после конфликта персонажей взбунтовались и бесследно смыли все остатки их размолвки. Тем самым автор показал, что, в отличие от людей и их отношений, природа бесконечна, мощна и величественна.  

Критика

Современники тепло и положительно восприняли рассказ начинающего писателя. Его стали уважать, в кругах литераторов к нему стали серьезно относиться.

Писатель и государственный деятель А. В. Луначарский отмечал босяцкую направленность рассказа Горького, говоря, что писателю 

«удалось создать совершенно оригинальные и незабвенные картины и симфонии, в которых отдельные элементы правды почти сливались с коренной неправдой, то есть с романтическим взлетом к выправленному человеку, к свободной индивидуальности».

Говорили о глубине, силе, чистосердечности и значительности рассказа писательница А. М. Аничкова, критик В. Л. Львов-Рогаческий и публицист М. В. Гельрот. Восхищались также «Челкашом» поэт и журналист А. А. Коринфский и публицист и критик А. И. Богданович. Они отмечали, что главный герой является сильной, откровенной и свободной натурой.

Критика А. М. Скабичесвкого поразило произведение юного автора, он назвал рассказ 

«одним из лучших перлов русской литературы по своей поэтической прелести, драматизму и глубокому содержанию».

Автор: Дарья Ефремчева

Метки: 10 класс8 класс9 классМаксим Горькийрассказ Челкаш

Читайте также:

В данной работе представлен анализ произведения «Челкаш».

Оглавление:

  • История создания
  • Максим Горький «Челкаш» — краткое содержание по главам
  • Характеристика главных героев
  • Смысл названия «Челкаш»
  • Жанр и направление
  • Конфликт
  • Темы произведения М. Горького
  • Проблематика
  • Основная идея
  • Вывод

По плану кратко изложена история создания рассказа, дано содержание текста в сокращении, которое можно прочитать по главам, характеристики героев, определены темы, проблематика и основная идея.

Материалы, данные в сокращении, можно использовать для читательского дневника и при работе над сочинением.

История создания

Горький описал случай, услышанный им от одесского босяка, с которым лежал в больнице в Николаеве. Мужик попал в лечебное заведение после того, как был избит сельскими мужиками за то, что вступился за истязаемую женщину.

Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков (1868-1936)) — русский писатель, прозаик, драматург. «Челкаш» — первое произведение, напечатанное в журнале «Русское богатство» в 1895 году. Написано в августе 1894 года в Нижнем Новгороде.

Однажды молодой писатель поделился воспоминаниями с В. Короленко, который посоветовал написать об этой истории и дал впоследствии положительный отзыв к рассказу, опубликованному в 1894 г.

Сюжет, взятый из жизни босяков, заставил задуматься о тех, кого раньше считали всего лишь изгоями общества.

Максим Горький «Челкаш» — краткое содержание по главам

Начинается повествование с описания морского порта, где голубое небо стало мутным от пыли, а солнце не отражается в морской воде из-за этой сероватой вуали.

Волны моря, вспененные от хлама, закованные в гранит гавани, подавляются тяжестью судов, их бортами и остроносыми килями.

Пространство заполнено звоном якорных цепей гудящих пароходов, грохотавшими вагонами, дребезжащими телегами, шумом и грохотом, криками портовых людей. Эти звуки сравниваются с гимном богу торговли – Меркурию.

Железные чрева огромных торговых судов, которые презрительно шипят и свистят, наполняют товарами ничтожные и пыльные людишки, таскающие на спинах огромные тяжести, чтобы заработать себе небольшой кусок хлеба.

Величественные корабли, блестящие на солнце, противопоставлены усталым, оборванным и потным людям. Автор видит в этом жестокую иронию, ибо созданное человеком его же и поработило.

Глава I

К полудню, когда уставшие грузчики уже обедали, появляется Гришка Челкаш, который только проснулся.

Весь гаванский люд знает этого ловкого вора. Он разыскивает своего подельника Мишку.

Таможенного сторожа, который осведомлен о его промыслах, приветствует по-приятельски, но пугает обещанием зайти в «гости», намекая, что тот тоже ворует. Все его побаиваются, но и уважают.

Оставшись без напарника, который попал в больницу, Челкашу случайно встретился крестьянский парнишка Гаврила. Тот рассказал, что подрабатывал на покосе, потому что у него умер отец, осталась старуха мать, хозяйство пришло в запустение. Думал в зятья пойти к зажиточному мужику, но тот заставит долго на себя батрачить.

Гавриле нужны деньги, и Челкаш, назвавшись рыбаком, предлагает заработать. Гаврила понял, кто такой Челкаш на самом деле, но согласился. Они заходят в трактир, им подают все в долг.

Тот, кто казался жуликом, вызвал у Гаврилы уважением тем, что он известная личность и к нему относятся с доверием. Захмелевшего парня Гришка уложил в тени спать, почувствовав себя господином, думает о том, что в его власти сделать с жизнью этого человека что угодно.

Глава II

Ночью, украв лодку, они поплыли на дело. Челкаш любил море, в котором отражаются на глади огоньки фонарей.

В море ему представлялось, что душа очищается от житейской скверны, и он становится лучше.

Гавриле, сидящему на вёслах, в море боязно, он шепчет молитву. Трясущийся от страха, он стал умолять отпустить его.

Доплыв до места, Челкаш отбирает у него паспорт, чтобы не сбежал, и исчезает в темноте пристани. Стало еще страшнее одному в темноте и зловещей тишине, и он обрадовался возвращению хозяина, который спустил в лодку какие-то тюки.

На обратном пути, проходя возле кордонов, море осветил луч прожектора, показавшийся Гавриле огненным мечом. Испугавшись, он бросил весла и прижался к дну лодки, но после ударов и ругани Челкаша вновь стал грести. Гаврила был опустошен и подавлен.

Гришка, радуясь удачной добыче, завел разговоры о деревенской жизни, что может себе теперь позволить Гаврила. Тот слушал и пожалел этого человека, шатающегося, отлученного от земли, задев его самолюбие.

Челкаш вспомнил свое прошлое: деревню, семью и почувствовал одиночество. Сбыв товар на каком-то судне, они легли спать.

Глава III

Утром появился приодевшийся Челкаш, и они поплыли на берег.

Увидев огромные деньги, Гаврила падает в ноги, просит отдать их, ведь он знает, на что их применить.

Чувствуя свое превосходство, Челкаш отдал деньги Гавриле, но, услышав признание, что тот в море помышлял его убить и утопить, отнимает деньги и хочет уйти.

Гаврила швыряет вдогонку камень и попадает в голову вора. Испугавшись, что чуть не убил, кинулся бежать, но вернулся, стал приводить Челкаша в чувство, просить прощения.

Очнувшегося Гришку взбесило, что Гаврила отказывается от денег, и он сует ему их в лицо. С трудом поднявшись, пошатываясь, Гришка уходит, а Гаврила, собрав деньги и перекрестившись, направился в другую сторону.

Характеристика главных героев

Сравнивая телосложение, лица, взгляд в описаниях внешности героев, можно сделать вывод, что это герои-антиподы. Весь облик Гришки Челкаша говорит о том, что он человек далекий от изнурительного повседневного труда.

У него руки вора с длинными и цепкими пальцами, острый, оценивающий взгляд, крадущаяся походка, автор описывает его следующим образом: «длинный, костлявый, немного сутулый». Его сутулость происходит от непроизвольного желания быть менее заметным.

Челкаш – босяк, вор и пьяница. Он не признает моральные устои и закон, у него нет никаких привязанностей.

Хотя он с тоской вспоминает свою прошлую жизнь в деревне. Но влекла его вольная жизнь, и он все бросил. Он способен любоваться красотой природы, у него одухотворенная натура.

Челкаш выделяется из обезличенной толпы своей независимостью, чувством собственного достоинства.

Заметно его отношение к деньгам — он без сожаления расстается с ними, презрительно швыряет эти бумажки пресмыкающемуся перед ним Гавриле. Деньги никогда не сделают его рабом. Он сильная и свободная личность.

Автор сравнивает его с хищником, старым травленным волком, ястребом. Но он одинок, как говорит Гаврила, никому такой не нужен, никто из-за него не будет поднимать шум. Оттого в финале неясно, как сложится будущее героя, уходящего нетвердой походкой.

Сущность Гаврилы Челкаш оценивает с первого взгляда по его виду. По выражению лица — простоват; судя по косе, бережно обмотанной, крепким рукам, загоревшему лицу и лаптям — крестьянин, работавший на сенокосе.

Гаврилу Гришка называет теленком, мякишем, тюленем, что определяет его характер. Гавриле недоступно эстетическое наслаждение, он не замечает красоты окружающего мира. Он приземленный «жадный раб».

Поведение в минуту опасности выдает его трусость. Ему страшно в трактире одному без сильного хозяина, в море от страха прячется в лодке, прижимаясь к днищу.

Ради денег готов унижаться, валяться в ногах, даже решиться на убийство. Получив деньги, Гаврила свободно и легко уходит. Его будущее определено, он получит свою землю и будет на ней работать до конца своих дней.

Образ Челкаша автор создал более привлекательным, чем образ Гаврилы.

Смысл названия «Челкаш»

В названии именем Челкаша определен главный герой повествования – босяк, деклассированная личность, не утратившая человеческого достоинства, благородства, духовности.

Он противопоставлен обществу, в котором нивелировались духовные и нравственные ценности.

Жанр и направление

По жанру это произведение — рассказ. Поскольку ранним реалистическим рассказам Горького присущи черты романтизма, направление можно определить, как романтический реализм.

Конфликт

За внешним конфликтом героев проявляется более глубокий конфликт мировоззрений, проявляющийся в противоречивом отношении к деньгам, к образу жизни, свободе.

Темы произведения М. Горького

Какой теме посвящен рассказ «Челкаш»? Особое место в композиции рассказа отведено экспозиции, в которой определена основная тема.

В описании портового пейзажа люди противопоставлены тому, что создано их умом и руками. Достижения технического прогресса порабощают человека, обезличивают, лишают духовности.

На этом фоне звучит тема драматизма судеб Челкаша и Гаврилы, героев со своими представлениями о свободе. У каждого своя правда, свои ценности. Гавриле для свободы нужны только материальные ценности, а Челкашу для того, чтобы быть свободным, не нужны блага цивилизации.

Проблематика

Основная проблема — выбор личной свободы и причины, делающие человека рабом.

Внешняя причина – экономическая, просто нет денег, но есть еще и внутренняя – трусость. Потому Челкаш и Гаврила противопоставлены друг другу. Один становится хозяином другого, который готов быть порабощенным.

Челкаш — хозяин собственной жизни, он не станет никогда рабом или жертвой. Он удивлен, что у его подельника тоже есть свои представления о свободе. Гаврила мечтает стать хозяином на своей земле, не зависеть от других. Он стремится к тому, отчего Челкаш отказался.

Гавриле не понятна такая босяцкая свобода. То, что Челкаш считает независимостью, для него определяется, как ненужность никому.

Основная идея

Свобода Челкаша делает человека духовно богаче, но не счастливее. Автор пытается показать, чем такая свобода обернется для человечества, если оно откажется от того, на чем держатся устои общества: от законов, моральных принципов, привязанности к своей земле, семье и родному дому.

Вывод

Основная мысль состоит в том, что социальная укорененность — необходимое условие жизни в обществе, она дает определенную свободу, но и ограничивает ее обязательствами, делает человека зависимым от всего, что у него есть.

Урок 58. М. Горький и его рассказ «Челкаш».

* Урок 59. Художественный мир рассказа «Челкаш».[2]

Урок 60. Образы Челкаша и Гаврилы.

Урок 61. Урок внеклассного чтения по ранним произведениям М. Горького.

УРОК 59*
Художественный мир
рассказа М. Горького «Челкаш»

Задачи:

закрепить навыки устной характеристики художественного мира и выявления способов его организации в литературном произведении;
подготовить восьмиклассников к сопоставительной характеристике главных героев рассказа.
Основные виды деятельности: презентация иллюстративного материала; чтение фрагментов рассказа; продолжение работы с таблицей; работа в группах.
Термины: художественный мир, предметный мир, портрет, антитеза, романтизм, реализм.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания:

1) презентации на темы
«Горьковские места России»,
«Маршруты горьковских путешествий по России»,
«Горький в Европе», подготовленные на основе дополнительной литературы и источников в Интернете (например, на сайте «Горьковские места»);

2) устные отчёты учащихся о выполнении индивидуальных заданий 1—4.

II. Чтение и анализ
второй и третьей глав
рассказа М. Горького «Челкаш»,

с использованием вопросов и заданий 4, 6—9, 11 учебника.

Задача этого этапа урока — проследить зарождение и основные стадии развития основного конфликта, отметить переломные моменты в сюжете
рассказа и подвести учащихся к толкованию смысла финала.

Попутно учитель вновь обращает внимание восьмиклассников на необычное сочетание романтических и реалистических принципов изображения
в рассказе «Челкаш»:

1. Можно ли считать конфликт Челкаша и Гаврилы конфликтом исключительной личности и обычного человека?

2. В каких обстоятельствах действуют герои рассказа? В каком смысле можно говорить об исключительности этих обстоятельств?

3. Найдите описание первой беседы Челкаша и Гаврилы. Случайно ли, что здесь в высказываниях героев несколько раз прозвучало слово «свобода»? Как понимает
свободу Гаврила? Обратите внимание на реакцию Челкаша («презрительно сплюнул»). Как понимает свободу Челкаш? Что сближает его с романтическим героем? Что
отличает?

4. Почему оказался возможным временный союз таких разных людей? Зачем Челкашу был нужен Гаврила?
Почему Гаврила согласился на предложение Челкаша? Только ли материальный интерес (желание заработать) сыграл тут особую роль?

5. Как описано во второй главе «дело»? Какую роль при этом играет время (ночь) и место действия (море)? Сопоставьте описания трактира (закрытое пространство)
в первой главе и моря (открытое пространство) во второй главе.

6. Какое место в рассказе отведено мечтам двух героев? О чём мечтают Челкаш и Гаврила? Почему во второй главе так подробно описываются воспоминания Челкаша
о прошлом, жизни в деревне?

7. Прокомментируйте описания Челкаша и Гаврилы в том фрагменте описания «дела», который связан с его завершением: «И Гаврила полетел на крыльях мечты.
А Челкаш молчал. Усы у него обвисли… Всё хищное в его фигуре обмякло…» Только ли воспоминания о прошлом и ощущение полного одиночества повлияли на настроение
Челкаша?

Последний вопрос непосредственно связан с темой денег, которая заявлена в рассказе. В истории Челкаша и Гаврилы этой теме отводится особое место.
О деньгах заходит разговор уже в первой беседе героев. Все события третьей главы так или иначе связаны с «пёстрыми бумажками», из-за которых
доверчивый и добродушный Гаврила мог убить Челкаша.

Учитель возвращает восьмиклассников к таблице
«Челкаш и Гаврила», начатой на предыдущем уроке,

и просит отметить те изменения, которые произошли в портретных описаниях и характеристиках главных героев во второй и третьей главах, например:

Челкаш: «острому, хищному лицу», «хищной худобой» → «добродушно улыбался», «хищное в его
фигуре обмякло» → «прямой, сухой, хищный», «насмешливо».

Гаврила: «доверчиво и добродушно», «чистые голубые глаза» → «жадными глазами», «злобно крикнув» → «убитого горем», «смиренно», «свободно и
глубоко вздохнул».

Можно обратить внимание учащихся на особенно выразительное описание Гаврилы в третьей главе:
«сиявшее, искажённое восторгом жадности лицо».

Анализируя финал рассказа, следует обратить
внимание на символику деталей:

— неровная походка Челкаша и твёрдая походка Гаврилы;
— направление движения Гаврилы «в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш»;
— описание моря («выло») и ветра («ревел») как традиционный приём выражения авторского отношения к изображённым событиям.

III. Работа в группах по вариантам, на основе
примерного плана характеристики художественного
мира литературного произведения:

1. Люди.
Как описаны в рассказе «Челкаш» люди (портовые рабочие, посетители трактира)?

2. События.
Какое событие изображено в рассказе? В чём символический смысл «маленькой драмы», разыгравшейся между Челкашом и Гаврилой?

3. Природа (живая и неживая).
Как характеризует Челкаша и Гаврилу их отношение к морю? Какие другие природные образы присутствуют
в рассказе? Как вы думаете, с какой целью автор использует многочисленные сравнения главных героев с животными, птицами?

4. Вещи.
Что можно сказать об особенностях предметного мира в рассказе «Челкаш»? Какое место в художественном мире этого произведения занимают деньги?

5. Время.
Какое историческое время изображено в рассказе? Каковы реальные приметы этого времени? В чём символический смысл образа бури, которая, по словам Челкаша,
«разыграется к вечеру-то»?

6. Пространство.
Докажите, что выбор времени и места действия в этом произведении связан с традициями романтической литературы.
Результаты работы групп могут быть представлены в устной или письменной форме, обобщены
в виде сводной таблицы «Художественный мир рассказа М. Горького „Челкаш“» (см., например,
аналогичную таблицу на уроках по «Житию Сергия Радонежского»).

IV. Домашнее задание:

1) завершить работу над таблицей, посвящённой сравнительной характеристике Челкаша и Гаврилы;

2) выполнить задания 5 и 10 учебника.

Следующие уроки: Урок 60. Образы Челкаша и Гаврилы в рассказе М. Горького «Челкаш» >>>

Анализ рассказа «Челкаш» (М. Горький)

«Челкаш» — одно из первых значительных произведений Горького, которое стало одним из самых знаменательных творений позднего романтизма. Оно соединило в себе черты нескольких направлений и предвосхитило появление особого течения в литературе – соцреализма, в рамках которого автор будет развиваться в дальнейшем.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 Композиция
  • 4 Конфликт
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы
  • 8 Смысл

История создания

Написан рассказ был в 1894 году в Нижнем Новгороде. Весьма одобрительно отнёсся В.Г. Короленко к этому сочинению и в 1895 году посодействовал его публикации в журнале «Русское богатство». С этого момента о Горьком серьезно заговорили в литературных кругах как о талантливом молодом писателе, а в 1898 году его рассказы были опубликованы в двух томах.

В основу сюжета легко откровение одного босяка, услышанное писателем в больнице. Познавший немало невзгод и трудностей в своей жизни, Горький хорошо понимал, о чём рассказал ему сосед по палате. Вдохновившись услышанным, он за два дня написал «Челкаша».

Жанр и направление

Горький — основоположник нового направления в русской прозе. Оно было отлично от линии Толстого и Чехова, для которой была характерна пуританская избирательность в пользу благовоспитанности и правильности. Это касалось и сюжета, и лексики. Пешков (настоящая фамилия писателя) значительно расширил возможную тематику произведений и обогатил словарь литературного языка. Ведущей тенденцией его творчества был реализм, но раннему периоду присущи черты романтизма, что проявилось и в «Челкаше»:

  1. Во-первых, поэтизация образа бродяги, явная симпатия к его жизненным принципам.
  2. Во-вторых, образы природы, разнообразие колоритов водной стихии: «море было спокойно, черно и густо, как масло».

Такие обновления в прозе приветствовали многие современники Горького. Например, Леонид Андреев, ведь то же влияние отразилось на его ранних рассказах («Ангел», «Баргамот и Гараська»).

Композиция

Рассказ состоит из вступления и 3 глав.

  1. Вводный раздел – экспозиция, где описывается место действия. Здесь автор дает представление читателю об окружающий среде главных героев. Первая глава содержит в себе характеристику Челкаша, знакомит с его настоящим, с его привычным образом жизни.
  2. Во второй главе мы узнаём о прошлом главного героя, перед читателем ещё глубже раскрывается его внутренний мир, а катализатором этого откровения становится его напарник. Здесь же находится кульминация рассказа. В финале проявляет свой характер другой герой – крестьянин Гаврила.
  3. Заканчивается же рассказ картиной моря, что позволяет говорить о кольцевой композиции произведения.

Конфликт

Пространство рассказа «Челкаш» вмещает в себя немало конфликтов, различного значения и масштаба.

  • Конфликт человека и научного прогресса. С этого начинается рассказ. Казалось бы, научный прогресс должен облегчить жизнь, сделать её комфортнее, но Горький противопоставляет сияющим и роскошным судам бедных, измождённых людей, которые обслуживают их.
  • Бродяжничество и крестьянство. Главные герои не приходят к окончательному выводу, что лучше: раздолье босяка или нужда крестьянина. Эти судьбы противоположны. Челкаш и Гаврила – представители разных социальных групп, но оба видят друг в друге родных для себя людей: Челкаш в бедном юноше находит мечтателя о свободе, а Гаврила в бродяге – такого же крестьянина.
  • Внутренний конфликт Челкаша. Главный герой чувствует свое превосходство над миром, освободившись от привязанности к конкретному дому, семье и прочих общечеловеческих ценностей. Его возмущает, что типичный человек, не преодолевший этой системы, может любить или ненавидеть то же, что и он.

Главные герои и их характеристика

Челкаш – романтизированный бродяга, настоящий романтический герой. У него есть свои моральные принципы, которым он всегда следует. Его идеология выглядит наиболее устойчивой и сформированной, нежели жизненная позиция Гаврилы. Это молодой крестьянин, который еще не определился, чего хочет добиться. Неопределенность невыгодно отличает его от главного героя. Гаврила, без особого желания согласившийся на «темное дело», выглядит более нелицеприятным героем, чем Челкаш. Этот закоренелый вор вызывает даже некую симпатию у читателя. У него более сложный внутренний мир, за его улыбкой и лёгкостью чувствуется боль воспоминаний о прошлом и тяжесть нужды, преследующей его ежечасно.

Произведение построено на антитезе и парадоксе: здесь противопоставляются друг другу честный вор и лживый крестьянин. Смысл этого противопоставления в том, чтобы по-новому взглянуть на положительные и отрицательные качества человека, как представителя определенной социальной группы, и на различные модели поведения. Бродяга может быть принципиальным и нравственным, а крестьянин – не только смиренным и честным работягой.

Темы

  • Смысл жизни. Главные герои рассуждают о смысле жизни. Челкаш, можно сказать, уже прошёл свой жизненный путь, но Гаврила еще в начале. Таким образом, нам представлены принципиально разные взгляды: молодого человека, и того, кто умудрён опытом. Мысли Гаврилы еще подчинены общепринятой ценностной системе крестьянина: обзавестись домом, создать семью. Это его цель, смысл жизни. Но Челкаш уже хорошо знает, что такое быть мужиком в деревне. Он сознательно выбрал тропу бродяги, не обременённого долгами, голодающей семьей и прочими бытовыми проблемами.
  • Природа. Она представлена как независимая, вольная стихия. Она вечна, она, безусловно, сильнее человека. Она сопротивляется попыткам людей обуздать её: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями <…> бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом». В ответ она не щадит людей, обжигая палящим солнцем и леденя ветром. Роль пейзажа в произведении очень велика: он воплощает в себе идеал свободы и создает колоритную атмосферу.
  • Свобода. Что есть свобода: безбедная жизнь семьянина, обременённого домом, хозяйством и ответственностью, или вольное бродяжничество с ежедневным поиском средств на пропитание? Для Челкаша свобода – независимость от денег и душевное спокойствие, Гаврила же имеет лишь романтическое представление о вольной жизни: «Гуляй знай, как хошь, бога только помни…»

Проблемы

  • Алчность. Отношение к деньгам у героев разное, и на этом противопоставлению завязана проблематика рассказа «Челкаш». Казалось бы, испытывающий постоянную нужду босяк должен иметь более значительную потребность в средствах, нежели крестьянин, имеющий работу и жилье. Но на деле оказалось всё совсем наоборот. Гаврилой овладела жажда денег настолько сильно, что он был готов убить человека, а Челкаш рад был отдать напарнику всё, оставив себе лишь часть выручки на еду и выпивку.
  • Трусость. Умение проявить холодную рассудительность в нужной ситуации — весьма важное качество человека. Это говорит о силе воли и твердом характере. Таков Челкаш, он знает, что такое деньги, и предупреждает юнца: «Беда от них!». Герою противопоставлен трусливый Гаврила, дрожащий за свою жизнь. Эта черта говорит о слабохарактерности персонажа, которая раскрывается по ходу произведения все больше и больше.

Смысл

Поскольку сам Горький провел полжизни в нужде и бедности, он часто затрагивал в своих произведениях темы нищеты, которую читатель не видел, ведь его в основном пичкали историями о судьбах и быте дворян. Так вот, главная идея рассказа «Челкаш» – заставить публику по-иному взглянуть на социальную прослойку, так называемых, отверженных. В произведении звучит мысль о том, что если ты крестьянин с некоторым достатком, то тебя можно считать человеком, «у тебя лицо есть». А что же «шатающие»? Они не люди? Авторская позиция Горького – защита таких, как Челкаш.

Отшельника больно задевает брошенная Гаврилой фраза: «Ненужный на земле!». Горький помещает героев в равные условия, но во время «ходки» каждый по-разному проявляет себя. Для Челкаша  это привычное дело, ему нечего терять, но и особенно приобретать он не стремится. Поесть бы да выпить – вот его цель. Что же происходит с Гаврилой? Герой, говоривший о том, как важно помнить Бога, теряет свой моральный облик и пытается убить «хозяина». Для юноши Челкаш — жалкий босяк, о котором никто и не вспомнит, а ведь тот называет своего пособника братом! Справедливо ли после этого считать Гаврилу полноправным членом общества, а Челкаша лишать права называть себя человеком? Именно над этим заставляет задуматься Горький, поэтому он и делает образ вора и бродяги вызывающим симпатию у читателя, а Гаврила видится исключительно отрицательным героем.

Безусловно, нельзя забывать, что это Гаврила попадает под губительное влияние разбойника и пьяницы. Но не его сила самая страшная, а денег. В них зло, по мнению автора. В этом и заключается главная мысль рассказа «Челкаш».

Автор: Александра Барбашова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Горький
  4. Анализ рассказа Горького Челкаш

Рассказ «Челкаш» это раннее творчество М. Горького. Работу над рассказом Горький закончил летом 1894 года. Но творение увидело свет только в 1895 году, было напечатано в журнале «Русское богатство» в июньском номере.

Толчком для написания рассказа послужила история, услышанная автором в больничной палате в городе Николаев.  М. Горький в этом рассказе затрагивает главную проблему того времени. В 1890-е годы людей поглощала нищета и рабство, таких людей называли босяками. Автор не испытывал к ним чувство жалость или отвращение. А видел их как свободолюбивых, способных сострадать судьбам таких же обездоленных людей.  Горький неплохо знал бытие бедняков, от которых отворачивается социум. Ведь он сполна хлебнул такой участи, в ранней юности и его называли «босяком».

Необходимо подчеркнуть, что вся сюжетная линия, повествованная в рассказе, разворачивается на фоне романтического морского пейзажа. Автор не просто разбавляет рассказ красивым морским ландшафтом, он с помощью этого отображает внутренний мир и характеры героев. Горький делает подробное описание порта, как бурлит в нём различного рода работа, которая поглощает человека своими рабскими условиями.

Главными героями рассказа являются два деревенских парня, Гаврила и Челкаш, которые стремятся отыскать свободу. Челкашу удалось вырваться из деревни, и он отправился в город, где ощущает себя свободным и не зависимым ни от кого. А Гаврила очень был зависим от своего тестя, и ему остаётся только мечтать о свободе. Главных персонажей рассказа автор показывает как две противоположности. Они не похожи ни внешне, ни в манере поведения.

М. Горький делает огромный акцент на портрете Гришки Челкаша, заядлого пьяницы, смелого и искусного вора. Челкаша писатель отображает как ястреба, который хищно и с опаской смотрит на окружающих, но в нём есть романтические нотки. Гаврила в свой черёд автор отображает довольно простоватым, деревенским парнем с доверчивым взором.

Положительным персонажем рассказа автор делает вора и бродягу, Горький отображает что элита того времени подавляет и поглощает любые проявления человеческого потенциала. Им по нраву люди гавриловского склада ума, с рабским и посредственным мышлением.

Подробный анализ

Рассказ «Челкаш» относится к ранней прозе Максима Горького. Он был написан в 1895 году. Реализм разбавлен элементами романтизма: авантюрностью, экзотическим пейзажем, одиночеством.

Челкаш относился к классу босняков. Эта группа сформировалась в последней трети XIX века. Эти люди жили бедно, так как не ставили целью в жизни накопление богатств. Но они были счастливы. Именно это и привлекало Максима Горького.

Челкаш был вором. Он зарабатывал на жизнь тем, что грабил корабли. Бродяжничество и воровство часто становилось профессией героев романтических произведений.

Челкаш был родом из деревни. Из этой же деревни происходил его товарищ Гаврила, который хотел разбогатеть и не в чем не нуждаться. У Челкаша и Гаврилы были разные цели, поэтому они не были хорошими друзьями. Челкаш предложил Гаврииле отправиться в совместное плавание с целью грабежа. Это событие и станет для них испытанием.

Плавание прошло успешно, поэтому Челкаша удалось продать все награбленное. Он принес деньги к другу и решил, отдать ему большую часть, так как Челкашу жаль его. Это характеризует главного героя как милосердного, доброго и великодушного человека.

В этой ситуации открывается и лицо Гаврилы. Он признается, что раньше хотел убить Челкаша и забрать все деньги себе, так как той суммы точно бы хватило на сытую жизнь в деревне. Это характеризует его как подлого, мерзкого и жестокого человека, к тому же и не очень умного, раз он раскрыл свой замысел.

После этого мнение Челкаша меняется. Коллега вызывает у него лишь омерзение. Челкашу не хочется делиться с подлецом. В это время Гаврила теряет любое самообладание и умоляет Челкаша отдать ему все деньги. Он полностью потерял свое человеческое достоинство, поэтому бросался в ноги человеку, которого еще вчера хотел убить.

Никакие слова не могут повлиять на Челкаша. Омерзение, которое вызывает в нем этот падший человек, выше всего на свете. Гаврила остается не с чем.

Максим Горький не случайно выбрал сословие босняков для своего произведения. Он хотел показать, что действительно достойные, добрые, мягкосердечные люди (Челкаш) могут становиться изгоями в обществе, а злые, гадкие, с низменными потребностями могут получить признание, стать чьим-то другом, жить в обществе, которое их принимает ( Гаврила).  Таким образом, литератор выражает несовершенство современного ему общества.

Симпатии автора, бесспорно, на стороне Челкаша. Писатель выражает даже некое сожаление, что такой добрый, неординарный, творческий, милосердный человек живет в изгнании, поэтому не он не сможет поделиться своим талантом и способностями с окружающими.

Вариант 3

Известный писатель Горький славится многими своими замечательными работами, одной из которых является рассказ «Челкаш». Написано данное произведение было в 1895 году. В основу рассказа заложена история о человеке, который является вором, и общество его не воспринимает. Понятие «антитеза» раскрыто максимально понятно, читатель может сравнить двух основных героев рассказа Гаврилу и Челкаша. Герои являются деревенскими людьми, которые пытаются найти свободу. Челкаш сумел оторваться от деревни и уезжает в город, где начинает чувствовать свою независимость и свободу. А вот Гавриле только остается думать о свободе, ведь вырваться он не может и зависит от своего тестя.

Горький старается практически во всем показать разницу между двумя героями. Читая данный рассказ это можно заметить в описании внешности, манеры поведения героев. Автор сравнивает Челкаша с ястребом, который хищно смотрит на окружающих людей.

Гаврила в свою очередь полностью противопоставлен Челкашу. Горький описывает Гаврилу как очень простого человека из деревни с доверчивым взглядом. Естественно такой человек как Челкаш ощущает своё полное превосходство над сельским парнем.

Произведение состоит из трех частей и пролога. В начале рассказа очень хорошо показан порт, в котором люди работаю за гроши.

Исходя из характера Челкаша, становится ясным, что такой тяжелый труд в порту не для него, тем более за мелочную зарплату. Челкаш решает заниматься контрабандой и в роли напарника зовет Гаврилу. Гаврила очень боится криминальных деяний, но понимает, что это его шанс заработать деньги и обрести свободу.

Понятие свободы у людей, занимающихся подобной деятельностью несколько другое, нежели у простых людей. Горький дает понять, что в море Челкаш по настоящему чувствует себя независимым и свободным, красиво описывая морскую красоту. Именно в таких моментах можно увидеть, что Челкаш имеет много хороших качеств, но в тоже время и рассмотреть больше ничтожности в Гавриле.

Сам по себе Гаврила труслив и просто до смерти боится участвовать в незаконных делах. Он готов убежать, скрыться от Челкаша, но все меняется. Когда Гаврила увидел много денег у Челкаша, он стал жадным и опасным. В строках рассказа отчетливо видно перемены в данном персонаже. Для Челкаша это всего лишь деньги, которые он любит с легкостью и без жадности тратить.

От вида денег Гаврила задумал убить коллегу, но и здесь Горький показывает, что он настолько ничтожен и слаб, что даже не смог как следует ударить напарника. С раной на голове, Челкаш отдает все деньги подлому Гавриле, и герои расходятся в разные стороны.

Читая данный рассказ, изначально можно проникнуться жалостью к Гавриле из-за его бедности и никчемной жизни. Но ближе к концу произведения мнение меняется и видно, что даже такой человек как Гаврила способен на предательство при виде денег.

Стоит отметить, что автор очень четко и профессионально преподнес читателю одну из истин, что возможно первое впечатление о человеке может быть обманчивым

11 класс

Анализ рассказа Горького Челкаш

Анализ рассказа Горького Челкаш

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Сравнительная характеристика Толстого и Тонкого

    Рассказ Антона Павловича Чехова «Толстый т тонкий» был создан в 1883 году. Манера написания автора юмористических рассказов была ещё мягкой, он высмеивал дурные поступки и черты характера людей.

  • Характеристика и образ Ляпкина-Тяпкина в комедии Ревизор Гоголя сочинение

    Фамилия Ляпкин-Тяпкин кратко и понятно объясняет профессиональные качества данного персонажа. Обычные чиновники более скромные и тихие, нежели Амос Федорович

  • Основные темы и мотивы лирики Тютчева сочинение

    Федор Иванович Тютчев известен своим гениальным поэтическим талантом и умением тончайшим образом передавать сложные философские вещи, делать яркие психологические зарисовки, создавать по-настоящему прекрасные

  • Сочинение Мои любимые страницы романа Герой нашего времени Лермонтова (Глава Бэла, Мери)

    Глава Бэла — это моя любимая часть романа «Герой нашего…». С удовольствием перечитываю эти страницы! Итак, мне больше всего нравится сцена

  • Берг и Вера Ростова в романе Война и мир Толстого сочинение

    На страницах романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир» фигурируют два второстепенных героя, которые призваны в произведении сыграть отведенную им роль. Это Берг и Вера.

  • В рассказе хамелеон в качестве средства юмористической характеристики используются
  • В рассказе тургенева муму найти описание герасима списать подчеркнуть устаревшие слова
  • В рассказе тургенева воробей мать не побоялась стать перед охотничьей собакой значительно
  • В рассказе трижды упоминаются золотые пломбы господина из сан франциско объясните смысл этой детали
  • В рассказе тоска чехова главному герою ионе чего не хватает чего ему хочется