В рассказе хамелеон в качестве средства юмористической характеристики используются

Юмористические приемы в рассказе Чехова “Хамелеон”

А. П. Чехов в ранний период своего творчества создает небольшие рассказы, юмористические зарисовки, описывающие одно происшествие или случай из жизни героев. Делая собственные произведения смешными, писатель использует различные юмористические приемы. Например, в рассказе А. П. Чехова рядовая ситуация приобретает комический эффект из-за употребляемых автором особых юмористических приемов.

Например, в рассказе “Хамелеон” А. П. Чехов использует прием “говорящих фамилий”, когда имя характеризует героя, отмечая какую-либо, как правило, важную черту в облике или характере персонажа. Полицейский надзиратель имеет в произведении фамилию Очумелов, а рабочий купца Пичугина, которого укусила собака, носит фамилию Хрюкин, которая полностью соответствует его полупьяному лицу. Комический эффект усиливается и благодаря несоответствию фамилии и той должности, которую имеет герой.

Например, полупьяный Хрюкин является золотых дел мастером. Юмористичность придает рассказу и название “Хамелеон”, отражающее сущность полицейского надзирателя Очумелова. Сама описываемая в произведении ситуация является комичной: полупьяный Хрюкин гонится за укусившей его собакой, собирает вокруг себя толпу зевак, и тотчас появляется знающий толк во всех делах надзиратель Очумелов.

О происшествии и последствиях читатель узнает из диалога действующих лиц. Речь персонажей также один из юмористических приемов, используемых писателем в рассказе. В речи героев много просторечных и жаргонных выражений, эмоционально-экспрессивной лексики. Например, считая, что собака генеральская, надзиратель Очумелов так разговаривает с Хрюкиным: “Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить.

Собака – нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять!

Сам виноват!..” Грубые слова Очумелова свидетельствуют о его низком культурном уровне и придают повествованию комичность. Значимым юмористическим приемом является художественная деталь – новая шинель полицейского надзирателя, который то снимает ее, то надевает, в зависимости от собственного состояния.

Используемые писателем юмористические приемы: особое название, “говорящие фамилии” персонажей, бранная речь героев с эмоционально-экспрессивными выражениями, обыденность изображаемой ситуации – все это придает рассказу А. П. Чехова “Хамелеон” комический эффект.

Loading…

Юмористические приемы в рассказе Чехова “Хамелеон”

Слайд 1АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ

Благодаря своей искренности Чехов создал новые,
совершенно новые, по-моему,

для всего мира формы писания,
подобных которым я не встречал нигде.
Л.Н.Толстой

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВБлагодаря своей искренности Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных


Слайд 2

«Средства юмористической характеристики в
рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Урок литературы в 7

классе

Нагорнова Евгения Георгиевна, учитель
русского языка и литературы
МОУ «СОШ №5» г. Всеволожска

«Средства юмористической характеристики в  рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»   Урок литературы в 7


Слайд 3 Цель:

Продолжить работу над формированием навыка

анализа художественного произведения, на примере рассказа «Хамелеон» выявить стилевые особенности юмористических рассказов А.П. Чехова.

Цель:   Продолжить работу над формированием навыка анализа художественного произведения, на примере рассказа «Хамелеон»


Слайд 5Вспомни, кем являются перечисленные ниже герои рассказа

Вспомни, кем являются перечисленные ниже герои рассказа


Слайд 7
Заглавие — смысловой стержень произведения
ХАМЕЛЕОН – 1) род ящерицы теплых стран.

2) Одно из южных созвездий.
3) Перен. Человек изменчивый, двуличный.

  «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля

Заглавие - смысловой стержень произведенияХАМЕЛЕОН – 1) род ящерицы теплых стран. 2) Одно из южных созвездий. 3)


Слайд 8
Что общего?

Название «Хамелеон» метафорично: Очумелов меняет свое отношение к щенку в

зависимости от того, чей щенок. Но, сняв шинель-пальто, Очумелов остался в кителе, который хотя бы немного должен был отличаться от шинели по цвету. Таким образом, Очумелов оказывается хамелеоном и в прямом смысле слова, меняя свой цвет.

Что общего?Название «Хамелеон» метафорично: Очумелов меняет свое отношение к щенку в зависимости от того, чей щенок. Но,


Слайд 9«Хамелеон» Очумелов
В зависимости от того, генеральская
собака или нет, меняется взгляд
Очумелова на

происходящее:
то «бешеная собака», «бродячий скот»,
«подлость одна»,
то «нежная тварь», «цуцик этакий», «шустрая собачонка».

«Хамелеон» ОчумеловВ зависимости от того, генеральскаясобака или нет, меняется взглядОчумелова на происходящее: то «бешеная собака», «бродячий скот»,«подлость


Слайд 10Композиция (от лат. compositio — составление, сочинение), построение художественного произведения, обусловленное

его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие

экспозиция

завязка

кульминация

развязка

Композиция (от лат. compositio - составление, сочинение), построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и


Слайд 11По приведенным ниже фрагментам рассказа напишите названия элементов композиции

По приведенным ниже фрагментам рассказа напишите названия элементов композиции


Слайд 13Место действия
время действия
действующие лица
базарная площадь
полдень
Очумелов
Елдырин

Место действиявремя действия действующие лицабазарная площадьполденьОчумелов Елдырин


Слайд 14Особенности композиции рассказа
Традиционная композиция: экспозиция – завязка – кульминация – развязка.

Она лаконична и динамична.
Предельно краткая завязка: место, время, действующие лица.
Диалоговое построение рассказа.
Простота фразы, простые предложения, преобладающая часть речи – глагол.
Основной композиционный прием – повторение.

Особенности композиции рассказаТрадиционная композиция: экспозиция – завязка – кульминация – развязка. Она лаконична и динамична.Предельно краткая завязка:


Слайд 16Очумелов
Полицейский надзиратель носит фамилию Очумелов.
Сразу же вспоминаются глаголы «очуметь», «чуметь»,

а далее существительное «чума» страшная заразная болезнь, косившая целые города и
страны.

Именно такой болезнью страдает полицейский надзиратель.
Если мы будем смотреть «глазами врача «(доктора Чехова),
то увидим, какая в его поведении скрывается болезнь.

ОчумеловПолицейский надзиратель носит фамилию Очумелов.  Сразу же вспоминаются глаголы «очуметь», «чуметь»,  а далее существительное «чума»


Слайд 17Хрюкин
Фамилия Хрюкин образована от прозвища Хрюка. Оно ведет свое начало от

глагола хрюкать — кричать по-свиному, отрывисто.
Вероятно, прозвище либо содержало указание на род деятельности основателя фамилии (свиновод, свинопас), либо отражало личностные особенности предка (прерывистый, резкий голос). 

ХрюкинФамилия Хрюкин образована от прозвища Хрюка. Оно ведет свое начало от глагола хрюкать - кричать по-свиному, отрывисто.


Слайд 18

Генерал
«Братец» генерала
Брат Хрюкина
Закулисные персонажи — те, которые не появляются на

страницах произведения, но оказывают косвенное, а иногда и решающее влияние на то, что происходит перед глазами читателя и зрителя.

Генерал«Братец» генералаБрат ХрюкинаЗакулисные персонажи  - те, которые не появляются на страницах произведения, но оказывают косвенное, а


Слайд 19Речь Очумелова
«По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем

палец?»
«Я ему покажу Кузькину мать».
«Знаю я вас, чертей, мерзавец, болван, свинья».
«Собаку истребить надо! Не рассуждать! Не дыши! Нужно проучить!»
«Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать!»

Речь Очумелова«По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?»«Я ему покажу Кузькину мать».«Знаю я


Слайд 20Художественная деталь — изобразительная и выразительная подробность, несущая определенную эмоциональную и

содержательную нагрузку, одно из средств создания автором картины природы, предмета, характера, интерьера, портрета.

Художественная деталь - изобразительная и выразительная подробность, несущая определенную эмоциональную и содержательную нагрузку, одно из средств создания


Слайд 21Узелок
Конфискованный крыжовник
Шинель
Окровавленный палец
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ

УзелокКонфискованный крыжовникШинельОкровавленный палецХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ


Слайд 22Юмор – художественный приём в произведениях литературы или
искусства, основанный на

изображении чего – либо в комическом, смешном виде, а также произведение литературы или искусства, использующее этот приём.

Сфера юмора – частный человек, особенности его поведения, привычки.

Юмор – художественный приём в произведениях литературы или искусства, основанный на изображении чего – либо в комическом,


Слайд 23Сатира — гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной

жизни. Это слово пришло к нам из латинского языка.

Сфера сатиры — преимущественно явления общественной жизни.

Сатира - гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Это слово пришло к нам


Слайд 24
ХАМЕЛЕОНСТВО – понятие нарицательное

Очумелов
Хрюкин
Толпа

ХАМЕЛЕОНСТВО – понятие нарицательноеОчумеловХрюкинТолпа


Слайд 25Почитание старших чинов со стороны младших, чиновничья дисциплина.

Лицемерие, лицемерство ср. лицемерность

ж. свойство, качество, состояние лицемерного.

Излишняя услужливость, стремление всем угодить, чтобы вызвать благосклонность, расположение к себе.

Почитание старших чинов со стороны младших, чиновничья дисциплина.Лицемерие, лицемерство ср. лицемерность ж. свойство, качество, состояние лицемерного. Излишняя


Слайд 26Подумайте и скажите

Быть «хамелеоном» — это хорошо или плохо?

Подумайте и скажитеБыть «хамелеоном» - это хорошо или плохо?


Слайд 28Домашнее задание.

На выбор:
1.

Прочитать рассказы А.П. Чехова «Злоумышленник», «Размазня», «Тоска»

2. Создать буктрейлер по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон»

Домашнее задание.На выбор:        1. Прочитать рассказы А.П. Чехова «Злоумышленник», «Размазня»,


Сатира и юмор в рассказе Чехова "Хамелеон" - примеры сочинений

­Пример сочинения 1

Творческий путь русского писателя Антона Павловича пришёлся на 80-е годы 19 века. Любимая форма художественного высказывания этого писателя — короткие рассказы. Но за лаконичной формой скрывается глубокое погружение в жизнь общества. В своих рассказах писатель раскрывает темы обесчеловечивания общества, темы духовной нищеты. Чехов обличает пошлость и бедность — но только не бедность материальную, а бедность духовную, которая расцветает в условиях социального неравенства.

В рассказе “Хамелеон” Антон Павлович Чехов стремится показать читателю, что унижение и пресмыкание перед старшими чинами стало одним из способов выживания в современном обществе. Главный герой рассказа, который служит полицейским надзирателем, готов приспосабливаться и “менять окрас”, буквально как хамелеон. Поэтому темой рассказа является приспособленчество. Очумелов меняет мнение и оценку происходящим событиям в зависимости от того, как выгодно это оценивать. Он создаёт видимость усердной работы, приговаривая “Я этого так не оставлю!”. Но на самом деле он боится “как бы чего не вышло”, боится впасть в немилость перед высокопоставленными чиновниками.

Щенок, который является в рассказе главным возмутителем спокойствия, быстро меняет свой статус — от преступника и бездомной псины до породистого борзого щенка, ни в чём не виноватого. Это также показывает, каким хамелеоном является полицейский Очумелов. У него нет суда, одинакового и справедливого для всех. В его глазах важнее тот, кто сильнее, кто богаче, кто имеет власть.

Сам же он тоже имеет власть — над простыми горожанами, крестьянами и другим простым людом, который встречается на его пути. Ко всем он обращается на ты, разговаривает властно, короткими, отрывистыми фразами. Любит повысить голос и использует грубую, сниженную лексику. Герои в рассказе Чехова обладают говорящими фамилиями и представляют разные слои общества.

Проблемы, которые в своём творчестве поднимал Чехов, актуальны и злободневный и в современном социуме, где лицемерие и “хамелеонство” присуще многим людям. Чтобы “выслужиться” и получить высокий пост, люди готовы менять своё мнение, как им выгодно — точно так же, как хамелеоны сливаются с окружающей средой, чтобы выжить.



Пример сочинения 2

Антон Павлович Чехов пришел в русскую литературу в 80 е гг. XIX в. В своих рассказах автор изучает проблемы современности, исследует жизненные явления, обнажает причины социального неустройства. Он показывает, что в обществе господствуют бездуховность, пессимизм, измена идеалам добра. В своих произведениях Чехов беспощадно обличает пошлость, активно защищает здоровые и деятельные начала жизни.

Основная тема рассказа «Хамелеон» – тема приспособленчества и хамелеонства.

Его герой – полицейский надзиратель Очумелов – выражение готовности пресмыкаться перед высшими, унижать низших, выслуживаться и вести себя подло. С помощью юмора и сатиры Чехов обличает мир пошлости. Юмор Чехова сатирически заострен, направлен против политической реакции и ее влияния на все живое. В «Хамелеоне» А. П. Чехов высмеивает полицейского надзирателя Очумелова, который готов унижаться перед начальством, теряя при этом свое достоинство. Автор очень остро видит фальшь, пошлость, умеет выставить их на всеобщее осмеяние. Очумелов создает видимость добросовестной и успешной службы: «Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!»

Поначалу он пытается разобраться в деле Хрюкина. Но как меняется тон надзирателя, когда он узнает о том, что возмутитель спокойствия – «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине» – принадлежит генералу Жигалову. «Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать», – говорит он. Чехов показывает, как унижен человек, ведь он лебезит не только перед другим человеком, но и перед собачонкой. Он пытается выставить свое поведение в лучшем свете, показать свои заслуги перед генералом. «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить… Собака – нежная тварь!» – говорит Очумелов, пытаясь выслужиться перед генералом. И в то же время он сомневается, а вдруг он поступает неправильно, вдруг это не генеральская собака: «Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать… Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая… Истребить, вот и все».

А. П. Чехов высмеивает тот факт, что для Очумелова важна не истина, а преклонение перед сильными мира сего. Еще бы, ведь именно от этого зависит его карьера. Другой герой – Хрюкин, он тоже не вызывает ни жалости, ни сочувствия, лишь презрение. «Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она, не будь дура, и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!» – вот характеристика этого человека. В рассказе «Хамелеон» герои действуют сами, а значит, преобладает диалог как главное средство характеристики, вернее, самохарактеристики героев. Очумелов изъясняется грубо и косноязычно: «По какому это случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. – Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?» Он ко всем обращается на «ты», пытаясь таким образом показать свою власть и свое превосходство. Фразы его короткие, отрывистые, с повелительной, устрашающей интонацией и грубой лексикой. С целью создания комического эффекта в рассказе используются говорящие фамилии.

Персонажи рассказа – очень разные люди, представляющие различные слои общества. Автор не может дать им развернутой характеристики, поэтому имя и фамилия должны полностью представлять тех, о ком идет речь. Очумелов и Елдырин именуются только по фамилиям. Этим подчеркивается, что они лица официальные. У генерала Жигалова также отсутствуют имя и отчество, но этим Чехов показывает то, что генерал находится выше на ступеньках служебной лестницы, чем Очумелов и Елдырин. Хрюкин – «золотых дел мастер», вздорный человек.

Только в сатирическом произведении ювелир может иметь такую фамилию. Проблемы, которые ставит Чехов в своих произведениях, актуальны и сегодня. Рассказ проникнут презрением к подлости, пошлости, тунеядству, грубости и эгоизму. Чеховский рассказ о хамелеонах создает картину действительности, показывает атмосферу социальной подлости, искажения человеческой личности, определяющую жизнь России.



Пример сочинения 3

Антон Павлович Чехов начал свою литературную деятельность в 80-е года XIX века. Его появление порадовало многих читателей современности, ведь отличительной чертой его работ был глубокий анализ происходящих событий, осмысление насущных проблем того времени. Он сумел разобраться в всех тонкостях социальной неустойчивости и причинах ее возникновения. Читатель получает не только моральное удовольствие, но и глубокие познания в сфере философии и морали. Антон Павлович Чехов пытался раскрыть глаза людям на нарушения духовности и морального устоя, бездуховность общества и его бесчеловечность. его главной задачей стало просветительство народа посредством литературного слова.

В своем рассказе «Хамелеон» Чехов проводит основной линией тему приспособленчества и подхалимства. Он критично относится к людям, которые, словно хамелеоны, переходят на выгодную им сторону. Его главный герой — полицейский надзиратель Очумелов. Он олицетворяет пресмыкание перед вышестоящими чинами. Его готовность подсобить каждому, кто имеет над ним хоть малейшее влияние. Но при этом Очумелов позволяет себе унижать людей, которые стоят ниже его в пищевой цепочке и таким способом реализовывает свое эго. Такой типаж человека встречается и в нынешнее время, ведь слабые духом люди, которые не имеют собственных особенных отличительных качеств, предпочитают возвышаться за счет других более выдающихся личностей. Чехов использует тонкий юмор и сатиру для высмеивания его подлости и пошлости. Автор акцентирует внимание на негативных чертах данного героя и показывает как его действия влияют на окружающих. Антон Павлович Чехов остро высмеивает политическое влияние на судьбы людей. Он очень негативно откликается о тех, кто готов потерять собственное достоинство ради подхалимства и выгоды. Его герой готов на все, лишь бы остаться в фаворитах правящего класса, и ему все равно. что при этом он опускает себя ниже плинтуса.

Очумелов пытается показать важность и самоотдачу в службы: «Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!»

Чехов демонстрирует насколько низок его герой, который пытается показать себя лучше, чем он есть на самом деле. Автор на конкретном примере показывает низость человеческой природы.

А. П. Чехов  «Хамелеон», «Злоумышленник».

Тест. 7 класс.

1. Продолжите высказывание А. П. Чехова «Краткость – …»:

а) «… подруга творчества»;                     б) «… всему голова»;

в) «… основа произведения»;                   г) «… сестра таланта».

2. В рассказе «Хамелеон» в качестве средства юмористической характеристики используются:

а) «говорящие» фамилии;                     б) элементы биографии;

в) ремарки автора;                                   г) оценочные высказывания.

3. Где разворачиваются события, описанные в рассказе «Хамелеон»:
а) На набережной                                    б) В небольшом переулке
в) На базарной площади                        г) на улице

4. Слова «пущай», «кузькину мать», «харю» – это элементы:

а) разговорного стиля;               б) научного стиля;

в) делового стиля;                        г) духовной литературы.

5. Особенностью юмора в рассказе «Хамелеон» является:

а) гневное обличение пороков общества;                         б) отстранённость от жизненных ситуаций;

в) наличие подтекста, внутреннего смысла;                     г) сатирическая направленность.

6. На изменение внутреннего состояния Очумелова указывает такая деталь, как:

а) шинель;                             б) конфискованный крыжовник;

в) погода;                               г) речь.

7. В названии рассказа «Злоумышленник» заложена:

а) метафора;                          б) гипербола;

в) антитеза;                           г) ирония.

8. Рассказ «Злоумышленник» построен по принципу:

а) комической сценки;             б) театрального романа;

в) басни;                                     г) юридической статьи.

9. Речь судебного следователя в «Злоумышленнике» близка стилю:

 а) официально-деловому                      б) художественному;

в) разговорному                                     г) научному

10. Новаторство А. П. Чехова проявилось:

а) в создании больших по объёму юмористических рассказов;             б) в изображении характеров людей с помощью юмора и сатиры;

в) в обращении к глобальным проблемам и способам их решения;      г) в умении просто и кратко показывать реалии обыденной жизни.

А. П. Чехов  «Хамелеон», «Злоумышленник».

Тест. 7 класс. Вариант 2

1. Новаторство А. П. Чехова проявилось:

а) в создании больших по объёму юмористических рассказов;             б) в изображении характеров людей с помощью юмора и сатиры;

в) в обращении к глобальным проблемам и способам их решения;   г) в умении просто и кратко показывать реалии обыденной жизни.

2.  В рассказе «Хамелеон» в качестве средства юмористической характеристики используются:

а) «говорящие» фамилии;                   б) элементы биографии;

в) ремарки автора;                                г) оценочные высказывания.

3. Из перечисленных ниже фамилий выберите ту, которая не относится к рассказу  «Хамелеон»:

а) Елдырин;                              б) Жигалов;

в) Акинфов;                              г) Хрюкин.

4. В какой должности был главный персонаж рассказа  «Хамелеон» Очумелов:
а) Казачий урядник                 б) Полицейский надзиратель
в) Становой пристав                г) Прапорщик

5. Как выглядела собака, обидчица Хрюкина в рассказе «Хамелеон»::
а) Рыжая длинношерстная дворняга
б) Белый борзой щенок с острой мордой
в) Большой черный пес с лохматым хвостом

6. Слова «пущай», «кузькину мать», «харю» – это элементы:

а) разговорного стиля;                         б) научного стиля;

в) делового стиля;                                   г) духовной литературы.

7. Кто задержал мужика с гайкой в рассказе «Злоумышленник»  :
а) Сторож                                              б) Полицейский

в) Один из пассажиров                          г)  Станционный смотритель

8. Как мужик из рассказа «Злоумышленник»  реагирует на слова следователя о том, что отвинчивание гайки могло привести к крушению поезда:
а) Он говорит, что следователь выдумал это специально         б) Он ему не верит                  

в) Он начинает плакать                                                                 г) Он верит ему

9. Кто еще промышляет отвинчиванием гаек:
а) Его брат и зять                                    б) Никто, их отвинчивает только Денис
в) Все климовские мужики                  г) Дети Дениса

10. 30. Чем заканчивается рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник»:
а) Арестом «злоумышленника»                   б) Рассказ не имеет логического окончания
в) Нравоучительной речью следователя     г) Сожалением Дениса

Ключи

1 вариант              

2 вариант              

1

г

г

2

а

а

3

в

в

4

а

б

5

в

б

6

а

а

7

г

а

8

а

б

9

а

в

10

г

б

logo

  • В рассказе «Хамелеон» в качестве средства юмористической характеристики используются:
    Выберите один ответ:
    ремарки автора
    оценочные высказывания
    элементы биографии
    «говорящие» фамилии

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      adrielchapman461

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    2 минуты назад

    Помогите решить задачу

  • matematika
    Математика

    7 минут назад

    Господа, это что за формула такая ?

  • algebra
    Алгебра

    7 минут назад

    Действия со степенями

  • matematika
    Математика

    11 минут назад

    Put the adjectives into the correct order.

    1. William broke my new/gold/beautiful watch.
    2. I bought a black /cheap/ plastic alarm clock.
    3. What’s that round/big/pink thing in the garden?
    4. I bought a(n) huge/American/red car last month.
    5. He lives in a small/ugly/wooden house.
    6. Pam’s wearing her blue / favourite / old shirt today.
    7. We found a wooden /heavy / black box in the garage.
    8. She bought a brown / small / cute dog.
    9. I have got a white / tall / plastic wardrobe in my bedroom.
    10. I have her a silk / red / beautiful dress. Помогите пожалуйста

    Дам 50 баллов

  • geometriya
    Геометрия

    12 минут назад

    Геометрия задача на отношение.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    11 минут назад

    Put the adjectives into the correct order.

    1. William broke my new/gold/beautiful watch.
    2. I bought a black /cheap/ plastic alarm clock.
    3. What’s that round/big/pink thing in the garden?
    4. I bought a(n) huge/American/red car last month.
    5. He lives in a small/ugly/wooden house.
    6. Pam’s wearing her blue / favourite / old shirt today.
    7. We found a wooden /heavy / black box in the garage.
    8. She bought a brown / small / cute dog.
    9. I have got a white / tall / plastic wardrobe in my bedroom.
    10. I have her a silk / red / beautiful dress. Помогите пожалуйста

    Дам 50 баллов

  • matematika
    Математика

    14 минут назад

    в супер маркет привезли 3 7/10 т риса,что на 1 3/10 т меньше чем гречки. Сколько тонн привезли в магазин?

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Антон Павлович Чехов «Хамелеон».

Комические средства в рассказе и их роль.

Чехов – непревзойдённый художник жизни.

Л. Н. Толстой

Чехов – писатель лечил

людей смехом.

М. Горький.

Цели:

1) находить в тексте комические средства создания характеров и объяснять их роль;

2) объяснять особенности стиля языка;

3) развивать навыки выразительного чтения, мышления, связную речь.

4) воспитывать неприятие грубости, лицемерие, безразличие, хамства.

Урок-исследование.

Оборудование: экран, компьютер, текст рассказа.

Ход урока.

I.Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжим разговор о рассказах А. П. Чехова. Они, как ни у кого другого, глубокие, правдивые, лаконичные, ёмкие. Их справедливо считают шедеврами русской литературы.

Мы с удовольствием читаем их, вместе с героями грустим, радуемся, волнуемся за них, как, например, в рассказе «Хамелеон».

– Какие два вида смеха мы знаем?

– Используя кластер, докажите: «Хамелеон» – это юмористический или сатирический рассказ?

Кластер «Виды смеха».

ЮМОР

САТИРА ЮМОР

обличает высмеивает весёлый смех дружеский смех

сфера сфера

явления общественной жизни явления жизни человека

– Давайте проведём исследования и определим, какие комические средства использовал Чехов при создании сатирического рассказа «Хамелеон» и какова их роль.

Это тема урока, запишите её.

Комические средства записывайте в тетрадь.

2. Ученики из первой группы, читая дома рассказ, составили и записали на доску словарь устаревших слов. На уроке самостоятельно обращайтесь к нему.

Словарь устаревших слов.

Полицейский надзиратель – глава полиции в провинциальном городке.

Городовой – нижний чин полицейской охраны в городе.

Лавка – маленький магазин.

Кабак – питейное заведение.

Ваше благородие – обращение к военным от прапорщика до капитана.

Мировой – судья, разбиравший единолично мелкие дела, устанавливавший мир между спорящими сторонами.

3. Анализ-исследование заглавия рассказа.

– Чехов тщательно подбирал заглавия к произведениям. Прочитайте два значения слова «хамелеон» и скажите, в каком значении употребил его в рассказе.

Хамелеон – 1) порода ящериц, быстро меняющих цвет кожи в зависимости от окружающей среды. 2) человек, легко и часто меняющий свои мнения, взгляды из соображений выгоды.

– В рассказе это слово больше не употребляется, так почему автор именно так озаглавил произведение?

а) Это первое комическое средство. Запишите в тетрадь: «ёмкий заголовок».

4. Прочитаем экспозицию рассказа.

– Каким предстаёт главный герой произведения?

– Рисует ли Чехов портреты персонажей?

– Какие средства он использовал для создания образа, для характеристики героя?

б) Запишите: художественная деталь.

– Назовите наиболее яркие, значимые детали в рассказе, определите их роль.

в) Следующее комическое средство – «говорящие» фамилии. (Записать)

5. Вторая группа исследовала текст и подготовила сообщение «Говорящие фамилии в рассказе, их роль». Послушаем.

Очумелов – очуметь, одуреть, стать наглым, потерять соображение.

Хрюкин – хрюкает, как свинья, говорит лишь бы что.

Елдырин – лодырь, лентяй.

Жигалов – прожигает жизнь.

«Говорящие» фамилии выражают сущность характера персонажей, раскрывают качества характера, передают отношение к ним автора.

– Как вы объясните, почему событие происходит на базарной площади? (Находится в центре города, посещают люди разных сословий. Обычно многолюдно, шумно, читатели получают более полное представление о городе и его обитателях.)

– Какие учреждения упоминает чехов? Есть ли в городе другие?

– Каким представляем город и его обитателей благодаря такому описанию? (Обстановка лени, скуки, сонная, полумёртвая жизнь, однообразная, невежественные, забитые обитатели.)

– Почему чехов не показывает город? (Несколькими предложениями создаёт картину не только одного провинциального городка, а всей провинциальной России – рассказ приобретает широкий обобщающий смысл).

7. Прочитайте завязку рассказа.

– Попробуйте объяснить употребление слова «толпа».

Толпа – близкая масса людей (с пренебрежительным оттенком).

– Зачем она собралась вокруг Хрюкина и как это характеризует жителей городка? (для них это развлечение, говорит о душевной пустоте).

8. Элемент дискуссии.

– Согласны ли вы с мнением ученицы, что в этом фрагменте Хрюкин вызывает сочувствие у читателей? Аргументируйте.

– А какова позиция автора? Почему? Как он относится к Хрюкину? Подтвердите ответы текстом.

– Посмотрите иллюстрацию художника на экране и скажите, какую Чеховскую деталь, ярко характеризующую Хрюкина, использовал художник? Как она характеризует персонаж?

9.Много места в рассказе занимает диалог. Почему? Это следующее комическое средство в произведении.

г) Запишите: речь героев как средство их характеристики.

– Какова же речь персонажей в рассказе? И как она характеризует их? Вслушаемся ещё раз.

10. Ученики разыгрывают диалог.

Третья группа исследовала речь героев, её роль и приготовила сообщение. Послушаем их.

– Кто хочет дополнить? (несвязная, косноязычная, отрывистая, бранная лексика, частое Я в речи Очумелова, преобладают повелительные и угрожающие интонации.

Речь характеризует Очумелова как невежественного, наглого человека, грубого, он лицемерит перед вышестоящими и унижает, оскорбляет низших; подло пресмыкается, чувствует свою силу, угрожает, льстит).

– Какую роль играет шинель в диалоге?

– Почему «пальто», а не шинель?

– Почему смеёмся, читая диалог, и над кем?

д) Запишите следующее комическое средство – превращение Очумелова; быстрая, контрастная смена поведения его во фрагменте.

11. Комический эффект увеличивается оттого, что генерал его брат отсутствует, не появляются в рассказе.

е) Следующее комическое средство – «закулисные» персонажи. Запишите.

– Какова роль «закулисных» персонажей? (Они оказывают решающее влияние, так как обладают силой , властью. Одно упоминание о них действует волшебным образом- Очумелов меняет свое мнение на противоположное).

12. Какова роль записанных комических средств в рассказе?

– Какие пороки высмеивает чехов в рассказе?

– Чем страшно хамелеонство?

– Кто в произведении является хамелеоном? Почему? (Очумелов, Хрюкин, толпа).

– Какой смысл вложил М. Горький во фразу: «Чехов – писатель лечил людей смехом»?

Дом. задание (по желанию):

а) творческая работа «Актуально ли произведение Чехова сегодня и почему?»

б) используя перечисленные сегодня на уроке комические средства, попробуйте написать сатирический рассказ о нашем времени.

А.П. Чехов в ранний период своего творчества создает небольшие рассказы, юмористические зарисовки, описывающие одно происшествие или случай из жизни героев. Делая собственные произведения смешными, писатель использует различные юмористические приемы. Например, в рассказе А.П. Чехова рядовая ситуация приобретает комический эффект из-за употребляемых автором особых юмористических приемов.

Например, в рассказе «Хамелеон» А.П. Чехов использует прием «говорящих фамилий», когда имя характеризует героя, отмечая какую-либо, как правило, важную черту в облике или характере персонажа. Полицейский надзиратель имеет в произведении фамилию Очумелов, а рабочий купца Пичугина, которого укусила собака, носит фамилию Хрюкин, которая полностью соответствует его полупьяному лицу. Комический эффект усиливается и благодаря несоответствию фамилии и той должности, которую имеет герой. Например, полупьяный Хрюкин является золотых дел мастером. Юмористичность придает рассказу и название «Хамелеон», отражающее сущность полицейского надзирателя Очумелова. Сама описываемая в произведении ситуация является комичной: полупьяный Хрюкин гонится за укусившей его собакой, собирает вокруг себя толпу зевак, и тотчас появляется знающий толк во всех делах надзиратель Очумелов. О происшествии и последствиях читатель узнает из диалога действующих лиц. Речь персонажей также один из юмористических приемов, используемых писателем в рассказе. В речи героев много просторечных и жаргонных выражений, эмоционально-экспрессивной лексики. Например, считая, что собака генеральская, надзиратель Очумелов так разговаривает с Хрюкиным: «Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..» Грубые слова Очумелова свидетельствуют о его низком культурном уровне и придают повествованию комичность. Значимым юмористическим приемом является художественная деталь – новая шинель полицейского надзирателя, который то снимает ее, то надевает, в зависимости от собственного состояния.

Используемые писателем юмористические приемы: особое название, «говорящие фамилии» персонажей, бранная речь героев с эмоционально-экспрессивными выражениями, обыденность изображаемой ситуации – все это придает рассказу А.П. Чехова «Хамелеон» комический эффект.

  • В рассказе противопоставлены два взгляда на мир один из них альтруистский что означает это понятие
  • В рассказе приведенном в учебнике предстают два разных отношения к жизни две разные философии
  • В рассказе попрыгунья чехов осуждает праздность
  • В рассказе писателя успенского уроженца тульской области
  • В рассказе писателя успенского уроженца тульской губернии встречается такой отрывок в хате птичницы