В рассказе какого русского писателя фигурирует венгерская рапсодия

Цитаты из русской классики со словосочетанием «венгерская рапсодия»

— Угодно вам «Rapsodie Hongroise» [«Венгерская рапсодия» (фр).] № 2 Листа?

Синонимы к слову «рапсодия»

Предложения со словосочетанием «венгерская рапсодия»

  • Нужно было к тому же отрепетировать множество дивертисментов – «Венгерскую рапсодию», «Русский танец» и гопак.
  • Это венский вальс, сообщает она мне, или венгерская рапсодия.
  • (все предложения)

Значение слова «венгерский»

  • ВЕНГЕ́РСКИЙ, —ая, —ое. Прил. к венгры, к Венгрия. Венгерский язык. Венгерская музыка. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ВЕНГЕРСКИЙ

Значение слова «рапсодия»

  • РАПСО́ДИЯ, -и, ж. 1. У древних греков: отрывок из эпического произведения, исполняемый рапсодом. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова РАПСОДИЯ

Отправить комментарий

Дополнительно

На нашем литературном портале можно бесплатно читать книгу «Венгерская рапсодия» ГРУ — Попов Евгений Владимирович, Попов Евгений Владимирович . Жанр: Спецслужбы. Онлайн библиотека дает возможность прочитать весь текст и даже без регистрации и СМС подтверждения на нашем литературном портале kniga-online.org.

В это же время второй советский офицер-парламентер, с переводчиком, направивший с участка, расположенного на правом берегу Дуная, с большим белым флагом пересек линию фронта в районе стыка дорог, в 4-х километрах восточнее населенного пункта Будаерш. Отсюда парламентер был доставлен в штаб немецких войск, где немецкое командование заявило об отказе принять ультиматум и вести какие бы то ни было переговоры. При возвращение парламентера обратно немцы вслед ему открыли огонь, и выстрелом в спину парламентер был убит, а сопровождавший его переводчик только благодаря счастливой случайности остался жив.

Таковы факты преднамеренного и чудовищного убийства советских парламентеров в районе БУДАПЕШТА.

История современных войн не знает подобных преступлений. С незапамятных времен парламентеры пользуются правом неприкосновенности. Это право освящено традициями. Оно записано и в Гаагской конвенции 1907 года «О законах и обычаях сухопутной войны». Гитлеровские изверги еще раз показали всему миру, что для них закон не писан. Они нагло попирают все конвенции и договоры, подписанные Германией. Начав войну вероломным нападением на СССР, они вели ее, как варвары и людоеды, и кончают ее, как подлые и трусливые убийцы, которым уже нечего терять. Гитлеровское командование, злодейски убив советских парламентеров, действует по принципу «после нас хоть потоп». Немцы хотят потащить за собой в пропасть миллионное население Будапешта. Что им венгерская столица, с ее достопримечательностями и культурными ценностями?

С помощью подлой провокации и вероломных убийств, гитлеровцы хотят продлить свое существование. Однако, отклонив ультиматум советского командования и совершив чудовищное убийство советских парламентеров, фашистские изверги не надолго сохранят свою шкуру. Красная армия разгромит и раздавит врага, какое бы сопротивление он ни оказывал.

Само собой разумеется, что вся ответственность за жертвы среди мирного населения, за разрушение города Будапешта падет на головы гитлеровской клики палачей и убийц.

* * * 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Bethlen István emlékiratai

1944.

Zrinyi Katonai Könyvkiadó, Budapest,

1988.

(Записки И. Бетлена. 1944 г.).

Bokor Péter.

Végjáték a Duna mentén. RTV-Minerva-Kossuth Kiadó,

1982.

(П. Бокор.

Эндшпиль на Дунае).

Bokor Péter.

Zsákutca. RTV-Minerva-Kossuth Kiadó,

1985. (Я.

Бокор.

Тупик).

Gosztonyi Péter.

Háború van, háború. Népszava, Bp., 1989.

(Я.

Гостони.

Война, идет война).

Juhász Gyula. Magyar-brit titkos tárgyalások 1943-ban. Kossuth Könyvkiadó, Budapest,

1988.

(Д. Юхас.

Венгерско-британские секретные переговоры в 1943 г.).

Kádár Gyula.

A Ludovikától Sopronkőhidáig. Magvető Könyvkiadó, Budapest, 1978.

(Д. Кадар.

От академии Людовика до тюрьмы Шопрон-кёхида).

Kiss Sándor.

Emlékeim Kiss János altábornagyról.,

1979.

213 — 217.

(Ш. Кит.

Мои воспоминания о генерал-лейтенанте Яноше Киш).

Korom Mihály.

Magyarország ideiglenes Nemzeti kormánya és a fegyverszünet (1944 — 1945). Bp., Akadémiai Kiadó, 1981.

(M.

Кором.

Временное национальное правительство Венгрии и перемирие (1944 — 1945)).

Nagybáczonyi Nagy Vilmos.

Végzetes esztendők. Gondolat, Budapest, 1978.

(В. НадьбацопиНадь.

Роковые годы).

Olvédi Ignác.

Horty sikertelen fegyferszüneti kísérlete.

Élet és Tudomány, 1974. 1840 — 1845.

(И. Олведи.

Безуспешная попытка Хорти заключить перемирие).

Ránki György.

1944

március

19.

Kossuth Könyvkiadó,

Bp

., 1978.

(Д. Ранки.

19 марта 1944 г.).

Безыменский Л.

Тайный фронт против второго фронта. АПН, Москва, 1987.

Гаглов И.И.

Генерал армии А.И. Антонов. Воениздат, Москва, 1987.

Конференция представителей СССР, США и Великобритании в Думбартон-Оксе 21 августа — 28 сентября 1944 г. Политиздат, Москва, 1984.

Переписка председателя Совета министров СССР с президентами США и премьер-министром Великобритании во время Великой Отечественной войны. Т. 1. Государственное издательство политической литературы, Москва, 1958.

Подковиньский М.

В окружении Гитлера. Международные отношения, Москва, 1981.

Самсонов

A

.

M

.

Сталинградская битва. Воениздат, Москва, 1987.

Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Т 3.

Трухановский В.Т.

Уинстон Черчилль. Политическая биография. «Мысль», Москва, 1977.

Черчилль У.

Вторая мировая война. Кн. 1 — 3. Воениздат, Москва, 1991.

Шелленберг В.

Мемуары. Москва 1960 г.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

«Венгерская рапсодия» ГРУ - i_001.jpg

Будапешт — столица Венгрии

«Венгерская рапсодия» ГРУ - i_002.jpg

Регент адмирал Миклош Хорти

«Венгерская рапсодия» ГРУ - i_003.jpg

Лидер венгерской Партии скрещенных стрел Ференц Салаши

«Венгерская рапсодия» ГРУ - i_004.jpg

Известный венгерский ученый, впоследствии лауреат Нобелевской премии профессор Альберт Сент-Дьёрди

«Венгерская рапсодия» ГРУ - i_005.jpg

Глава венгерского правительства Иштван Бетлен

«Венгерская рапсодия» ГРУ - i_006.jpg

Бела Имреди. В 1930-е гг. председатель Венгерского национального банка, министр финансов, министр экономики, с 1940 г. — премьер-министр

«Венгерская рапсодия» ГРУ - i_007.jpg

Ф.-В. Канарис

«Венгерская рапсодия» ГРУ - i_008.jpg

В. Шелленберг

«Венгерская рапсодия» ГРУ - i_009.jpg

Ф. фон Папен

«Венгерская рапсодия» ГРУ - i_010.jpg

Э. Веезенмайер

«Венгерская рапсодия» ГРУ - i_011.jpg

Министр иностранных дел Германии И. фон Риббентроп

«Венгерская рапсодия» ГРУ - i_012.jpg

Ален Даллес — руководитель американской политической разведки в Европе в годы Второй мировой войны

«Венгерская рапсодия» ГРУ - i_013.jpg

Столица Австрии Вена после аншлюса

«Венгерская рапсодия» ГРУ - i_014.jpg

Стамбул в 1940-е гг.

«Венгерская рапсодия» ГРУ - i_015.jpg

The Hungarian Rhapsodies, S.244, R.106 (French: Rhapsodies hongroises, German: Ungarische Rhapsodien, Hungarian: Magyar rapszódiák), is a set of 19 piano pieces based on Hungarian folk themes, composed by Franz Liszt during 1846–1853, and later in 1882 and 1885. Liszt also arranged versions for orchestra, piano duet and piano trio.

Some are better known than others, with Hungarian Rhapsody No. 2 being particularly famous and No. 6, No. 10, No. 12 and No. 14 (especially as arranged for piano and orchestra as the Hungarian Fantasy) also being well known.

In their original piano form, the Hungarian Rhapsodies are noted for their difficulty (Liszt was a virtuoso pianist as well as a composer).

Form[edit]

Liszt incorporated many themes he had heard in his native western Hungary and which he believed to be folk music, though many were in fact tunes written by members of the Hungarian upper middle class, or by composers such as József Kossovits,[1] often played by Roma (Gypsy) bands. The large scale structure of each was influenced by the verbunkos, a Hungarian dance in several parts, each with a different tempo. Within this structure, Liszt preserved the two main structural elements of typical Gypsy improvisation—the lassan («slow») and the friska («fast»). At the same time, Liszt incorporated a number of effects unique to the sound of Gypsy bands, especially the pianistic equivalent of the cimbalom. He also makes much use of the Hungarian gypsy scale.[2]

Extant versions[edit]

Nos. 2, 5, 6, 9, 12, and 14 were arranged for orchestra by Franz Doppler, with revisions by Liszt himself. These orchestrations appear as S.359 in the Searle catalogue; however, the numbers given to these versions were different from their original numbers. The orchestral rhapsodies numbered 1–6 correspond to the piano solo versions numbered 14, 2, 6, 12, 5 and 9 respectively.

In 1874, Liszt also arranged the same six rhapsodies for piano duet (S.621). In 1882 he made a piano duet arrangement of No. 16 (S.622), and in 1885 a piano duet version of No. 18 (S.623) and No. 19 (S.623a). Liszt also arranged No. 12 (S.379a) and No. 9 (S.379) for piano, violin and cello.

No. 14 was also the basis of Liszt’s Hungarian Fantasia for piano and orchestra, S.123.

List of the Hungarian Rhapsodies[edit]

The set is as follows:

Number Piano
solo
Orchestra Piano
Duet
Piano
Trio
Key Dedication Comments
No. 1 S.244/1 C minor Ede Szerdahelyi Liszt made an earlier version entitled «Rêves et fantaisies»
No. 2 S.244/2 S.359/2 S.621/2 C minor Comte László Teleki
No. 3 S.244/3 B major Comte Leó Festetics
No. 4 S.244/4 E major Comte Casimir Esterházy
No. 5 S.244/5 S.359/5 S.621/5 E minor Comtesse Sidonie Reviczky Subtitled Héroïde-élégiaque
No. 6 S.244/6 S.359/3 S.621/3 D major Comte Antoine d’Appony
No. 7 S.244/7 D minor Baron Fery Orczy
No. 8 S.244/8 F minor Anton Augusz
No. 9 S.244/9 S.359/6 S.621/6 S.379 E major Heinrich Wilhelm Ernst Subtitled Pesther Carneval
No. 10 S.244/10 E major Béni Egressy Subtitled «Preludio»
No. 11 S.244/11 A minor Baron Fery Orczy
No. 12 S.244/12 S.359/4 S.621/4 S.379a C minor Joseph Joachim
No. 13 S.244/13 A minor Comte Leó Festetics
No. 14 S.244/14 S.359/1 S.621/1 F minor Hans von Bülow arranged for piano and orchestra as Hungarian Fantasia, S.123
No. 15 S.244/15 A minor Subtitled Rákóczi-Marsch
No. 16 S.244/16 S.622 A minor Mihály Munkácsy Subtitled Budapest Munkácsy-Festlichkeiten
No. 17 S.244/17 D minor
No. 18 S.244/18 S.623 F minor Subtitled Ungarische Ausstellung in Budapest
No. 19 S.244/19 S.623a D minor d’après les ‘Csárdás nobles’ de K. Ábrányi (sr)

The first two were published in the year 1851, nos. 3–15 in 1853, and the last four were published in 1882 and 1886.

References[edit]

  1. ^ Walker, p. 341.
  2. ^ Walker, pp. 335–336.

Bibliography[edit]

  • Walker, Alan (1983). Franz Liszt. Vol. 1, The Virtuoso Years: 1811–1847. New York: Alfred A. Knopf. ISBN 978-0-394-52540-2.
  • Sony Classical Records, Horowitz Plays Rachmaninov and Liszt (Sony Music Entertainment (France) Inc., 2003). SMK90447 0904472001

External links[edit]

  • Hungarian Rhapsodies: Scores at the International Music Score Library Project

The Hungarian Rhapsodies, S.244, R.106 (French: Rhapsodies hongroises, German: Ungarische Rhapsodien, Hungarian: Magyar rapszódiák), is a set of 19 piano pieces based on Hungarian folk themes, composed by Franz Liszt during 1846–1853, and later in 1882 and 1885. Liszt also arranged versions for orchestra, piano duet and piano trio.

Some are better known than others, with Hungarian Rhapsody No. 2 being particularly famous and No. 6, No. 10, No. 12 and No. 14 (especially as arranged for piano and orchestra as the Hungarian Fantasy) also being well known.

In their original piano form, the Hungarian Rhapsodies are noted for their difficulty (Liszt was a virtuoso pianist as well as a composer).

Form[edit]

Liszt incorporated many themes he had heard in his native western Hungary and which he believed to be folk music, though many were in fact tunes written by members of the Hungarian upper middle class, or by composers such as József Kossovits,[1] often played by Roma (Gypsy) bands. The large scale structure of each was influenced by the verbunkos, a Hungarian dance in several parts, each with a different tempo. Within this structure, Liszt preserved the two main structural elements of typical Gypsy improvisation—the lassan («slow») and the friska («fast»). At the same time, Liszt incorporated a number of effects unique to the sound of Gypsy bands, especially the pianistic equivalent of the cimbalom. He also makes much use of the Hungarian gypsy scale.[2]

Extant versions[edit]

Nos. 2, 5, 6, 9, 12, and 14 were arranged for orchestra by Franz Doppler, with revisions by Liszt himself. These orchestrations appear as S.359 in the Searle catalogue; however, the numbers given to these versions were different from their original numbers. The orchestral rhapsodies numbered 1–6 correspond to the piano solo versions numbered 14, 2, 6, 12, 5 and 9 respectively.

In 1874, Liszt also arranged the same six rhapsodies for piano duet (S.621). In 1882 he made a piano duet arrangement of No. 16 (S.622), and in 1885 a piano duet version of No. 18 (S.623) and No. 19 (S.623a). Liszt also arranged No. 12 (S.379a) and No. 9 (S.379) for piano, violin and cello.

No. 14 was also the basis of Liszt’s Hungarian Fantasia for piano and orchestra, S.123.

List of the Hungarian Rhapsodies[edit]

The set is as follows:

Number Piano
solo
Orchestra Piano
Duet
Piano
Trio
Key Dedication Comments
No. 1 S.244/1 C minor Ede Szerdahelyi Liszt made an earlier version entitled «Rêves et fantaisies»
No. 2 S.244/2 S.359/2 S.621/2 C minor Comte László Teleki
No. 3 S.244/3 B major Comte Leó Festetics
No. 4 S.244/4 E major Comte Casimir Esterházy
No. 5 S.244/5 S.359/5 S.621/5 E minor Comtesse Sidonie Reviczky Subtitled Héroïde-élégiaque
No. 6 S.244/6 S.359/3 S.621/3 D major Comte Antoine d’Appony
No. 7 S.244/7 D minor Baron Fery Orczy
No. 8 S.244/8 F minor Anton Augusz
No. 9 S.244/9 S.359/6 S.621/6 S.379 E major Heinrich Wilhelm Ernst Subtitled Pesther Carneval
No. 10 S.244/10 E major Béni Egressy Subtitled «Preludio»
No. 11 S.244/11 A minor Baron Fery Orczy
No. 12 S.244/12 S.359/4 S.621/4 S.379a C minor Joseph Joachim
No. 13 S.244/13 A minor Comte Leó Festetics
No. 14 S.244/14 S.359/1 S.621/1 F minor Hans von Bülow arranged for piano and orchestra as Hungarian Fantasia, S.123
No. 15 S.244/15 A minor Subtitled Rákóczi-Marsch
No. 16 S.244/16 S.622 A minor Mihály Munkácsy Subtitled Budapest Munkácsy-Festlichkeiten
No. 17 S.244/17 D minor
No. 18 S.244/18 S.623 F minor Subtitled Ungarische Ausstellung in Budapest
No. 19 S.244/19 S.623a D minor d’après les ‘Csárdás nobles’ de K. Ábrányi (sr)

The first two were published in the year 1851, nos. 3–15 in 1853, and the last four were published in 1882 and 1886.

References[edit]

  1. ^ Walker, p. 341.
  2. ^ Walker, pp. 335–336.

Bibliography[edit]

  • Walker, Alan (1983). Franz Liszt. Vol. 1, The Virtuoso Years: 1811–1847. New York: Alfred A. Knopf. ISBN 978-0-394-52540-2.
  • Sony Classical Records, Horowitz Plays Rachmaninov and Liszt (Sony Music Entertainment (France) Inc., 2003). SMK90447 0904472001

External links[edit]

  • Hungarian Rhapsodies: Scores at the International Music Score Library Project

Ференц Лист  Венгерская рапсодия подготовлено учителем музыки Данилиной Н.С.

Ференц Лист

Венгерская рапсодия

подготовлено учителем музыки Данилиной Н.С.

Первым русским композитором-классиком был М.И. Глинка, норвежским – Э. Григ, польским классиком был Ф.Шопен. Основоположником венгерской классической музыки является Ференц Лист (1811-1886). Он был замечательным пианистом виртуозом, дирижёром, педагогом, критиком, музыкальным деятелем. Всю свою жизнь поддерживал и пропагандировал музыку выдающихся композиторов других стран.

Первым русским композитором-классиком был М.И. Глинка, норвежским – Э. Григ, польским классиком был Ф.Шопен. Основоположником венгерской классической музыки является Ференц Лист (1811-1886). Он был замечательным пианистом виртуозом, дирижёром, педагогом, критиком, музыкальным деятелем. Всю свою жизнь поддерживал и пропагандировал музыку выдающихся композиторов других стран.

Ференц Лист родился 22 октября 1811 в деревне Доборьян (Венгрия). В детстве был очарован цыганской музыкой и веселыми танцами венгерских крестьян. Отец Листа, управляющий в большом имении графа Эстерхази, был музыкантом-любителем и поощрял интерес сына к музыке; он же преподал ребенку основы игры на фортепиано. В возрасте 9 лет Ференц дал свой первый концерт в соседнем городке Шопроне. Вскоре он был приглашен в великолепный дворец Эстерхази; игра мальчика настолько поразила гостей графа, что несколько венгерских дворян вызвались оплатить его дальнейшее музыкальное образование. Ференца послали в Вену, где он обучался композиции у А.Сальери и фортепиано у крупнейшего педагога Европы К.Черни.

Ференц Лист родился 22 октября 1811 в деревне Доборьян (Венгрия). В детстве был очарован цыганской музыкой и веселыми танцами венгерских крестьян. Отец Листа, управляющий в большом имении графа Эстерхази, был музыкантом-любителем и поощрял интерес сына к музыке; он же преподал ребенку основы игры на фортепиано.

В возрасте 9 лет Ференц дал свой первый концерт в соседнем городке Шопроне. Вскоре он был приглашен в великолепный дворец Эстерхази; игра мальчика настолько поразила гостей графа, что несколько венгерских дворян вызвались оплатить его дальнейшее музыкальное образование. Ференца послали в Вену, где он обучался композиции у А.Сальери и фортепиано у крупнейшего педагога Европы К.Черни.

После смерти отца (1827) Лист начал давать уроки. Тогда же познакомился с молодыми композиторами Г .Берлиозом и Ф. Шопеном, искусство которых оказало на него сильное влияние: он сумел «перевести на язык фортепиано» колористическое богатство партитур Берлиоза и сочетать мягкий лиризм Шопена с собственным бурным темпераментом.  В начале 1830-х годов кумиром Листа стал итальянский скрипач-виртуоз Н.Паганини; Лист задался целью создать столь же блестящий фортепианный стиль, и даже перенял от Паганини некоторые особенности его поведения на концертной эстраде. Теперь Лист практически не имел соперников как пианист-виртуоз .

После смерти отца (1827) Лист начал давать уроки. Тогда же познакомился с молодыми композиторами Г .Берлиозом и Ф. Шопеном, искусство которых оказало на него сильное влияние: он сумел «перевести на язык фортепиано» колористическое богатство партитур Берлиоза и сочетать мягкий лиризм Шопена с собственным бурным темпераментом.

В начале 1830-х годов кумиром Листа стал итальянский скрипач-виртуоз Н.Паганини; Лист задался целью создать столь же блестящий фортепианный стиль,

и даже перенял от Паганини некоторые особенности его поведения на концертной эстраде. Теперь Лист практически не имел соперников как пианист-виртуоз .

Судьба композитора сложилась так, что он по многу лет жил в разлуке со своей родиной — Венгрией. Но никогда не переставал он верно служить ей, всегда оставался венгерским композитором. Во многих его произведениях можно услышать национальные мелодии, в частности хорошо всем известный чардаш. Ряд лучших сочинений Листа создан на темы, взятые из жизни и истории Венгрии. Среди них — знаменитейшие «Венгерские рапсодии», ставшие своеобразным музыкальным эпосом венгерского народа, это - фортепианные сочинения на народные темы. Листу принадлежит 19 «Венгерских рапсодий» с использованием цыганских мотивов.

  • Судьба композитора сложилась так, что он по многу лет жил в разлуке со своей родиной — Венгрией. Но никогда не переставал он верно служить ей, всегда оставался венгерским композитором.
  • Во многих его произведениях можно услышать национальные мелодии, в частности хорошо всем известный чардаш. Ряд лучших сочинений Листа создан на темы, взятые из жизни и истории Венгрии. Среди них — знаменитейшие «Венгерские рапсодии», ставшие своеобразным музыкальным эпосом венгерского народа, это — фортепианные сочинения на народные темы. Листу принадлежит 19 «Венгерских рапсодий» с использованием цыганских мотивов.

Лист сочинял массу виртуозной концертной музыки и не жалел времени на преподавание: его классы, проводившиеся во второй половине дня, были переполнены подающими надежды пианистами из разных стран, которые, по воле учителя, ничего не платили за участие в этих собраниях посвященных. С 1858 Лист отказался от поста капельмейстера, но цели своей добился: при нем Веймар действительно стал центром европейской музыки, а сам музыкант – признанным вождем европейской интеллектуальной элиты.

Лист сочинял массу виртуозной концертной музыки и не жалел времени на преподавание: его классы, проводившиеся во второй половине дня, были переполнены подающими надежды пианистами из разных стран, которые, по воле учителя, ничего не платили за участие в этих собраниях посвященных. С 1858 Лист отказался от поста капельмейстера, но цели своей добился: при нем Веймар действительно стал центром европейской музыки, а сам музыкант – признанным вождем европейской интеллектуальной элиты.

  • «…Мой рояль для меня то же, что для моряка его фрегат, для араба его конь, больше того, до сих пор он был моим «я», моим языком, моей жизнью! Он хранитель всего того, чем была движима моя душа в пылкие дни моей юности; ему я доверю все мои помыслы, мои грезы, мои страдания и радости». Так говорил Ференц Лист. Лист был первым, кто открыл необъятные возможности фортепьяно. Лист «превратил» рояль в оркестр, исполняя на нем симфонии Бетховена, оперные фантазии Моцарта, Берлиоза, Вагнера, Верди. Рояль у Листа пел песни Шуберта и превращался в орган, когда пианист исполнял фуги Баха.
  • Лист решительно вывел рояль из комнат и домашних зал на концертную эстраду. Он первый из пианистов осмелился выступать в концерте один, несколько часов занимая внимание слушателей только игрой на рояле. «Начиная с Листа, — говорил В. В. Стасов, — для фортепьяно стало возможно все».
  • Лист угадал великое будущее инструмента, который в то время ценили не очень-то высоко, оставляя его для домашнего музицирования. Лист как-то сравнил фортепьяно с гравюрами: «по отношению к оркестровому сочинению оно то же, что гравюра к произведению живописи, которое она размножает и распространяет».
  • Лист был музыкантом, который первым своим долгом считал приносить людям (не единицам — массе людей!) лучшие музыкальные творения прошлого и настоящего. И делал это он до последних дней жизни.

 Слушание. Вопросы: - Интонации какого жанра вы услышали; - В чьем исполнении прозвучала музыка?; - Сколько образов прозвучало в произведении; - Охарактеризовать произведение.

Слушание.

Вопросы:

  • — Интонации какого жанра вы услышали;
  • — В чьем исполнении прозвучала музыка?;
  • — Сколько образов прозвучало в произведении;
  • — Охарактеризовать произведение.

    Мы послушали музыку, которая называется “Рапсодия”.   История рапсодии приведёт нас в Древнюю Грецию, где на праздничных пирах сказители, которых называли рапсодами, декламируют свои большие увлекательные поэмы, подобные «Одиссее» или «Илиаде» Гомера. Рапсод, так и переводится с греческого языка – тот, кто слагает песню. Своё второе рождение рапсодия пережила в 19 веке. Это вызвано интересом романтизма к фольклору. Пока что рапсодия напоминает фантазию на народные темы, позже она приблизиться к поэмам, к сольным концертам для фортепиано с оркестром и даже к кантатам. Что такое рапсодия в наше время? Рапсо́дия  (греческое слово ῥαψῳδία, «rhapsodia» - народная эпическая песнь) — инструментальное или вокальное произведение свободной формы из нескольких контрастных частей, чаще всего с использованием народных национальных мотивов.

Мы послушали музыку, которая называется “Рапсодия”.

  • История рапсодии приведёт нас в Древнюю Грецию, где на праздничных пирах сказители, которых называли рапсодами, декламируют свои большие увлекательные поэмы, подобные «Одиссее» или «Илиаде» Гомера. Рапсод, так и переводится с греческого языка – тот, кто слагает песню.
  • Своё второе рождение рапсодия пережила в 19 веке. Это вызвано интересом романтизма к фольклору. Пока что рапсодия напоминает фантазию на народные темы, позже она приблизиться к поэмам, к сольным концертам для фортепиано с оркестром и даже к кантатам.
  • Что такое рапсодия в наше время?
  • Рапсо́дия (греческое слово ῥαψῳδία, «rhapsodia» — народная эпическая песнь) — инструментальное или вокальное произведение свободной формы из нескольких контрастных частей, чаще всего с использованием народных национальных мотивов.

Если бы рапсодия могла говорить, то сказала примерно следующее: «Без слов, только музыкой, я поведаю Вам захватывающую историю. Историю с увлекательным сюжетом, неожиданными поворотами событий и жизнеутверждающим окончанием».

  • Если бы рапсодия могла говорить, то сказала примерно следующее: «Без слов, только музыкой, я поведаю Вам захватывающую историю. Историю с увлекательным сюжетом, неожиданными поворотами событий и жизнеутверждающим окончанием».

Ференц Лист «Венгерские рапсодии»

Лист Венгерские рапсодии

Венгрия – это страна, имеющая яркий культурный колорит. Национальная музыка наполнена контрастами и сильно отличается от европейской классики. В венгерских рапсодиях Ференцу Листу удалось воплотить всю красочность культуры страны.

Историю создания «Венгерских рапсодий» Листа, содержание произведений и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Считается, что именно Лист стал основоположником жанра рапсодии. Тем не менее, до него некоторые собственные произведения так называл знаменитый чешский композитор Томашек. Создание жанра приписывается Листу, потому что он сумел создать не только определенную структуру рапсодии, но и классифицировал конкретные характерные черты сочинений, у Томашека же это были простые произведения, не имеющие логического основания и схожести между собой.

Ференц Лист

Необходимо отметить, что Ференц Лист не проживал в Венгрии, его судьба была прочно связана с другими европейскими странами. Но на протяжении всей жизни он сохранил в себе уважение к Родине. Он постоянно вспоминал детские годы, когда часами мог слушать цыганские народные песни.

Венгрия

На создание рапсодий Листа подтолкнуло историческое событие, связанное с Венгрией. В родных краях для композитора произошла революция против феодально-помещичьего строя Австрийских властей. К сожалению, восстание не одержало победы и было жестоко подавлено. Венгрия вновь стала частью Австрии.

Патриотичная душа композитора была глубоко поражена этим фактом. Тогда появились первые задумки о создании рапсодий на венгерские народные мелодии.

Всего композитор сочинил 19 произведений. Первая рапсодия была написана в 1851, ранее было исполнено второе по опусу произведение. До 1853 года были созданы еще 13 сочинений. В 1882 была продемонстрирована 16 рапсодия, через три года написаны еще три. В дальнейшем композитор совместно с Допплером создаст для некоторых номеров оркестровые версии.

Интересные факты

  • Рапсодия №2 прозвучала в известной компьютерной игре Приключения монстра Маппета, которая появилась в 2000 году.
  • Несмотря на то, что композитор по национальности является венгром, он не знал родного языка и говорил только на немецком.
  • В 15-й рапсодии композитор процитировал венгерскую революционную песню «Ракоци-марш». Это сочинение представляет собой пример стиля вербункош.
  • В Будапеште композитор стал первым президентом национальной музыкальной академии.
  • Особенно любил Ференц Лист сочинения 12 и 14.
  • Вторая рапсодия звучит в знаменитом мультипликационном фильме «Том и Джери».
  • Совместно с Францем Допплером, композитор оркестровал шесть собственных рапсодий. К ним относятся вторая, пятая, шестая, девятая, двенадцатая и четырнадцатая.
  • Кроме Венгерских рапсодий Ференц сочинил еще одно произведение на испанскую национальную тему.
  • Композитор написал книгу о Венгерских цыганах, об их национальной культуре и музыке.
  • Примечательно, что первая рапсодия была начата раньше всех, но закончена после написания второй рапсодии. Композитор долго прорабатывал сочинение.
  • Рапсодия относится к эпическому жанру в искусстве.
  • Одним из лучших исполнителей рапсодий является венгерский пианист Дьёрдь Цифра.
  • Культура стиля – это музыка схожая с музыкой ухода в рекрут. Этим и объясняется горделивое, героическое настроение произведений.
  • Название жанра восходит к речи рапсода. Рапсод представляет собой иностранный аналог баяна, сказителя о исторических событий.

Характерные черты рапсодий Листа

Рапсодия в творчестве Ференца Листа представляет собой фортепианное произведение, основанное на национальных мотивах и мелодиях Венгрии. Сочинение концертное, что определяется виртуозностью.

  • Мелодия гомофонно-гармонического склада;
  • Обилие разнообразных мелизмов: подъемных форшлагов, трелей и других музыкальных украшений.
  • Каденции «со шпорами»;
  • Пунктирный аккомпанемент;
  • Характерные ладовые обороты;
  • Композиция свободна;
  • Общие синкопы;
  • Тоническое опевание;
  • Тональный план в пределе родственных или энгармонически равных тональностей.
  • Использование народных музыкальных ладов, в том числе цыганской (венгерской) гаммы – это дважды гармонический лад.
  • Строение музыкальной формы рапсодий – сюитное.

В оркестровых версиях рапсодий Ференц Лист использовал такие музыкальные инструменты, как цимбалы, гитары, струнно-смычковые и струнно-щипковые. Именно этот музыкальный состав позволяет выразить весь колорит и красочность музыки.

Стоит отметить, что в основе каждого произведения в данном жанре лежит выверенная арифметическая схема. Принципиально количество частей, оно должно быть четным. Части контрастны между собой, обычно чередуются медленная и танцевальная.

Некоторые музыковеды называют венгерские рапсодии фортепианными симфониями.

Содержание «Венгерских рапсодий»

Каждая из рапсодий заслуживает внимания, но все-таки образцами творчества Ференца Листа являются рапсодии под номерами: 2,6 и 12.

Вторая венгерская рапсодия

Наиболее характерное произведение в данном жанре, является самым знаменитым и исполняемым.

Структура двухчастная со вступлением, выстроена по сюитному принципу.

Медленное вступление воспроизводит речь рапсода. Импровизационность вводит слушателя в мир народной жизни Венгрии. Аккордовое сопровождение изобилует форшлагами и мелизмами характерными прежде всего для венгерской музыки, оно воспроизводит исполнение на струнных народных инструментах этой страны.

В основу первой части ложится медленная лирическая народная песня Лашан. Часть имеет ярко выраженный венгерский колорит, благодаря пунктирным окончаниям. Далее тема будет варьироваться. Композитор использует характерные для него приемы мелодического развития, а именно включение большого количества пассажей.

Вторая тема излагается в более высоких регистрах и имеет танцевальный характер. Благодаря вступлению материала, напоминающего игру струнно-щипковых инструментов, создается легкий образ. Тема активно развивается и приводит к возвращению первых двух тем, а именно вступления и основной темы. Можно сказать, что I часть имеет трехчастную форму с варьированной репризой.

Вторая часть танцевальная, в основу ложится национальный танец фришка.

Фришка – это вторая часть знаменитого танца Чардаш. Был популярен благодаря Вербункош. Основными чертами фришки являются живость и стремительность. Танец позволяет отобразить картину народного праздничного веселья. Постепенно фактура усложняется, а тема разгоняется до предела. Волнообразная динамика то приближает, то отдаляет слушателя от эпицентра событий.

Примечательно, что композитор использует наиболее характерную гармонию, а именно чередование тоники и доминанты. Благодаря многочисленным вариациям на тему музыка не становится однообразной. После грандиозной кульминации, движение начинает замедляться. Особой театральности добавляет кодовое построение. Сочинение покоряет слушателя собственным разнообразием музыкальных тем.

Венгерская рапсодия №2 (слушать)

Шестая венгерская рапсодия отличается необыкновенной организованностью структуры. Произведение состоит из 4 контрастных частей:

  • I часть. Венгерский марш.
  • II часть. Скерцо.
  • III часть. Сказание рапсода.
  • IV часть. Воплощение картины народного праздника.

Брамс Венгерские танцы

Первая часть – это торжественное шествие в ритме марша, которое иногда называют традиционным венгерским танцем «Паллаташ». Главной особенностью танца является двухдольность. Заканчивается часть невероятно красивым пассажем.

Вторая часть написана в стремительном темпе Presto. Оживляют композицию синкопы в каждом четвертом такте, которые проявляют веселый нрав народа.

Третья часть представляет собой повествование сказителя-рапсода. Импровизация выдержана в определенных цыганско-венгерских орнаментах. Повествовательность подчеркивается свободной ритмикой. Наличие фермат показывает, что время в истории останавливается, когда звучат народные венгерские инструменты и голос рапсода.

Радость и ликование народа рисует заключительная часть. Виртуозность в последнем разделе, а именно широкие скачки, использование октавного движения наполняют фактуру колоритностью. Воспроизводиться имитация игры на народном инструменте – цимбалы.

Венгерская рапсодия №6 (слушать)

Двенадцатая венгерская рапсодия

Произведение особенно любил Лист за поэтичность и лиричность образов.

Сочинение строго делится на два раздела:

  1. I часть. Национальные портреты.
  2. II часть. Чардаш.

Первая часть написана в трехчастной форме с варьированной репризой. Начинается с рассказа, повествования рапсода о героях и легендах, но он прерывается вступлением песенной темы. Песня изобилует увеличенными секундами характерными для венгерского лада. Переплетение тем между собой усложняет музыку и делает ее более насыщенной.

В серединном разделе вступают мужские темы — это образ героя, борющегося за справедливость и свободу. Вновь возвращаются темы сказителя. Продолжается повествование, которое приводит к победе и свободе.

Вторая часть демонстрирует праздник народа-победителя. В качестве основы композитор берет национальный танец Чардаш.

Двенадцатая рапсодия Листа является ярким образцом в творчестве композитора.

Венгерская рапсодия №12 (слушать)

Музыка «Венгерских рапсодий» в фильмах

Многие режиссеры обращаются к творчеству Ференца Листа, его рапсодии можно услышать во многих современных кинолентах и сериалах:

Музыка «Венгерских рапсодий» в фильмах

Произведение  Фильм
 Венгерская рапсодия №1  «Золотые сережки» (1947)
 Венгерская рапсодия №2  «Национальное правосудие» (2017)
 «Флоренс Фостер Дженкинс» (2016)
 «Птицы Нептуна» (2015)
 «Белый Бог» (2014)
 «Страх сцены» (2014)
 «Подпольная империя» (2011)
 «Республика» (2010)
 «Мажестик» (2001)
 «Блеск» (1996)
«Кто подставил кролика Роджера» (1988)
 «Аутсайдер» (1982)
 Венгерская рапсодия №5  «Робинзон Крузо: Великий блицкриг» (2008)
   Венгерская рапсодия №6  «Пеликан» (1992)
 «Счастливое время» (1952)
 «Куда бы она не отправилась» (1951)
 Венгерская рапсодия №12  «След Макабра (1963)
   Венгерская рапсодия №14  «Доброе сердце» (2009)
 «Желание Вакко» (1999)
 «Листомания» (1975)

«Венгерские рапсодии» в творчестве Листа – это не только выражение глубокого уважения к национальным традициям, но и воспевание Родины. Каждое произведение наполнено необыкновенным колоритом, которым может похвастаться только Венгрия.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Ференц Лист «Венгерская рапсодия»

Домашняя работа Ференц Лист «Венгерская рапсодия №2»

I Ференц (Франц) Лист (22 октября 1811г. – 31 июля 1886г.) — венгерский композитор, пианист-виртуоз, педагог, дирижёр, публицист, один из ярчайших представителей музыкального романтизма. Основоположник Веймарской школы в музыке. Лист был одним из величайших пианистов XIX века. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности.

Венгерская Рапсодия № 2 до-диез минор, является второй в наборе из 19 венгерских Рапсодий композитора Ференца листа, и на сегодняшний день является наиболее известным из набора. В оригинальной пианино соло, так и в оркестровой версии эта композиция имеет широкое применение в мультики. Его темы также послужили основой нескольких популярных песен.

II Класси́ческая музыка (также — музыкальная классика) — свободное от терминологической строгости понятие, употребляемое, в зависимости от контекста, в различных значениях, имеющее вполне определённый исторический смысл и менее определённый оценочный. В разговорном языке понятие «классическая музыка» часто используется как синоним музыки «академической».

III Венгерско-родился композитор и пианист Ференц Лист был сильно под влиянием музыки, услышанной в юности, особенно венгерской народной музыки, со своим уникальным
, ритмический спонтанность и прямые, соблазнительные выражения. Эти элементы в конечном итоге играют важную роль в композиции листа. Хотя этого плодовитого композитора произведений, очень разнообразны по стилю, относительно большая часть его продукции-это
характер, венгерские Рапсодии быть идеальным примером.

IV Написана в 1847 году и посвящена графу
, венгерская Рапсодия № 2 был впервые опубликован в качестве фортепиано соло в 1851 году Senff и Рикорди. Его непосредственный успех и популярность на концертной эстраде вскоре привело к оркестровой версии, в аранжировке композитора в сотрудничестве с
, и опубликованы Шуберт. В дополнение к оркестровой версии, композитора устроила версия фортепианного дуэта в 1874, опубликована Шуберт на следующий год.

Предлагая выдающийся отличие от серьезных и драматичных
, следующим

имеет огромную привлекательность для аудитории, с ее просто переменного тонизирующим и доминирующие согласование, его энергичный, пальца ноги ритмами и захватывающими «pianistics».

Самое необычное в этой композиции композитора приглашение для исполнителя для выполнения
, хотя большинство пианистов выбрать, чтобы отклонить приглашение.
сочинил каденции, которая стала известной за свою оригинальность, музыкальность и игривость, и
также написал знаменитую каденцию для его интерпретации. Сам лист написал несколько каденций за кусок, но это редко выполняется. Другие пианисты устроили свои варианты Рапсодии с изменениями, помимо простого добавления каденции, особенно
в 1953 году.

Жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа, правда это название (от древнегреческого «рапсода», исполнителя эпических песен) применялось и до него, например, чешским композитором Томашеком. Лист трактует рапсодию как виртуозную концертную фантазию в духе парафразы, где вместо оперных мелодий используются фольклорные темы
. Это темы венгерских и цыганских песен и танцев, большинство которых взято из сборника записанных Листом народных венгерских мелодий.

Музыкальный язык
рапсодий отличается яркой национальной характерностью благодаря опоре на городской венгерский фольклор, т.н. стиль вербункош
. Его особенности:

  • горделивый, страстный, патетический характер;
  • свободная, импровизационная манера изложения;
  • острый ритм с частыми акцентами, пунктирами, синкопами, в частности, особые пунктирные кадансы («со шпорами»);
  • использование гемиольных ладов с ув.2, в том числе – венгерской (цыганской) гаммы.

Наиболее известное произведение стиля вербункош – знаменитый «Ракоци-марш» (венгерская «Марсельеза»), который Лист использовал в своей 15-й рапсодии.

Глубоко национальные по музыкальному языку, венгерские рапсодии Листа объективно ответили росту национального самосознания венгерского народа в период его борьбы за национальную независимость. В этом их демократизм и причина широчайшей популярности.

Наиболее типичная для листовских рапсодий форма строится на контрастном сопоставлении двух разделов – медленного и быстрого (лашан и фришка).

1 раздел более импровизационного склада, в духе эпического повествования либо в характере палоташа
– старинного венгерского танца-шествия, напоминающего полонез, но 2хдольного;

2 раздел рисует картину народного праздника, пляски-чардаша (очень задорный, темпераментный, зажигательный 2хдольный венгерский танец).

Возможно, однако, и большее число контрастных разделов, как, например, в 6-й рапсодии.

В развитии тематического материала преобладающую роль играют приемы орнаментального варьирования, связанного с народной инструментальной практикой. Лучшими образцами листовских рапсодий являются 2,6,12,14.

Вторая рапсодия, cis-moll.
Краткое эпически-повествовательное вступление вводит в мир красочных картин народной жизни, составляющих содержание рапсодии. Оно выдержано в свободно-речитативной манере, в медленном темпе. Аккорды сопровождения с форшлагами имитируют бряцанье струн, вызывая представление о древнем рапсоде, слагающем свою песню.

I-й, медленный раздел рапсодии – лашан – имеет ярко выраженный венгерский национальный характер, в особенности благодаря характерным для стиля вербункош пунктирным концовкам. Его жанровая основа – песня с элементами танцевальности (благодаря пунктирному ритму сопровождения). При втором проведении тема песни фактурно варьируется, украшается типично листовским виртуозным пассажем и переходит во вторую, танцевальную тему. Высокий регистр, форшлаги, напоминающие игру народных струнно-щипковых инструментов, создают образ очень нежный, легкий, а постоянный органный пункт подчеркивает народный колорит. После вариационного развития танцевальной темы вновь появляются первые две темы (вступления и песни), подобно репризе в 3хчастной форме.

2-й, быстрый раздел рапсодии – фришка – построен на свободном вариационном развитии танцевальной темы I-го раздела. По содержанию это картина народного праздника, во время которого пляска становится всё более темпераментной, зажигательной. Характерно всё большее ускорение темпа, усложнение фактуры, динамические волны от р
до ff
, передающие то затухание, то возобновление танца.

Фортепианный цикл Листа «Годы странствий»

Параллельно Р. Шуману и вслед за ним Ф. Лист опирается на приоритетную для романтиков структуру – цикл фортепианных пьес, объединенных определенным идейно-художественным замыслом. Однако в отличие от других композиторов Лист с присущей ему масштабностью в «подаче» музыкальных мыслей далеко отходит от инструментальной миниатюры, предпочитая развитые структуры, в том числе и сонатную. Так, «центром тяжести» второй тетради «Годов странствий» становится соната «По прочтении Данте». Листовское своеобразие в трактовке цикла состоит в том, что циклизация, т.е. группировка пьес, происходит на двух уровнях. На высшем «Годы странствий» включают в себя три тетради: «Швейцария», «Италия», «Рим». В свою очередь эти тетради содержат отдельные пьесы. В отличие от других романтиков Ф. Лист не стремится к интонационному единству цикла или хотя бы составляющих его тетрадей. Будучи охваченными образно-смысловой связью, в структурном отношении они предстают самодостаточными и разобщенными.

Подчеркнуто романтический смысл заложен и в самом названии листовского «суперцикла». Заметим, что сам мотив «странствий», равно как и мотив «скитаний», «паломничества», «бродяжничества» – один из фундаментальных для романтиков. Эту романтическую тему композитор трактует опять-таки в индивидуальном плане. Он отказывается от специфического «страдальческого» смыслового подтекста, сопутствующего скитаниям и сосредотачивается преимущественно на выражении своего благоговейного отношения к природе, истории, культуре стран и городов, в которых ему удалось побывать. Место «страдальца», уныло бредущего по жизненному пути, занимает у Листа просвещенный восторженный турист-путешественник.

История создания
цикла связана с большим путешествием, которое Лист совершил вместе с Марией д»Агу по Швейцарии и Италии во 2-й половине 30-х годов. Свои впечатления от Швейцарии композитор воплотил в цикле «Альбом путешественника». Позднее многие пьесы «Альбома» были переработаны и составили первую тетрадь «Странствий» – «Первый год. Швейцария» (окончательная редакция – 1855г.)

Если пьесы Первого тома навеяны, главным образом, картинами природы, то содержание второго («Второй год. Италия») – связано с впечатлениями от итальянского искусства – поэзии, живописи, скульптуры (Данте, Петрарка, Микеланджело).

«Третий год странствий» был написан позже двух первых, он отличается от них и по образам, и по средствам выражения – более тонким и изысканным. В музыке контрастно сопоставляются возвышенно-молитвенные настроения и чувства разочарования, мрачного скепсиса. Господствует религиозная тематика.

Три «года», таким образом, становятся символами трех стадий духовного восхождения художника: Природа – Искусство – Религия.

Ференц Лист «Венгерские рапсодии»

Венгрия – это страна, имеющая яркий культурный колорит. Национальная музыка наполнена контрастами и сильно отличается от европейской классики. В венгерских рапсодиях Ференцу Листу удалось воплотить всю красочность культуры страны.

Узнать интересные факты о творчестве композитора в данном жанре, познакомиться с шедеврами классической музыки, а также послушать знаменитые произведения можно на данной странице.

История создания

Считается, что именно Лист стал основоположником жанра. Тем не менее до него некоторые собственные произведения так называл знаменитый чешский композитор Томашек. Создание жанра приписывается Листу, потому что он сумел создать не только определенную структуру рапсодии, но и классифицировал конкретные характерные черты сочинений, у Томашека же это были простые произведения, не имеющие логического основания и схожести между собой.

  • Несмотря на то, что композитор по национальности является венгром, он не знал родного языка и говорил только на немецком.
  • В 15й рапсодии композитор процитировал венгерскую революционную песню «Ракоци-марш». Это сочинение представляет собой пример стиля вербункош.
  • В Будапеште композитор стал первым президентом национальной музыкальной академии.
  • Особенно любил Ференц Лист сочинения 12 и 14.
  • Вторая рапсодия звучит в знаменитом мультипликационном фильме «Том и Джери
    ».
  • Совместно с Францем Допплером, композитор оркестровал шесть собственных рапсодий. К ним относятся вторая, пятая, шестая, девятая, двенадцатая и четырнадцатая.
  • Кроме Венгерских рапсодий Ференц сочинил еще одно произведение на испанскую национальную тему.
  • Композитор написал книгу о Венгерских цыганах, об их национальной культуре и музыке.
  • Примечательно, что первая рапсодия была начата раньше всех, но закончена после написания второй рапсодии. Композитор долго прорабатывал сочинение.
  • Рапсодия относится к эпическому жанру в искусстве.
  • Одним из лучших исполнителей рапсодий является венгерский пианист Дьёрдь Цифра.
  • Культура стиля – это музыка схожая с музыкой ухода в рекрут. Этим и объясняется горделивое, героическое настроение произведений.
  • Название жанра восходит к речи рапсода. Рапсод представляет собой иностранный аналог баяна, сказителя о исторических событий.

Наиболее известные рапсодии Листа

Каждая из рапсодий заслуживает внимания, но все-таки образцами творчества Ференца Листа являются рапсодии под номерами: 2,6 и 12.

Вторая венгерская рапсодия

Наиболее характерное произведение в данном жанре, является самым знаменитым и исполняемым.

Структура двухчастная со вступлением, выстроена по сюитному принципу.

Медленное вступление воспроизводит речь рапсода. Импровизационность вводит слушателя в мир народной жизни Венгрии. Аккордовое сопровождение изобилирует форшлагами и мелизмами характерными прежде всего для венгерской музыки, оно воспроизводит исполнение на струнных народных инструментах этой страны.

В основу I части ложится медленная лирическая народная песня Лашан. Часть имеет ярко выраженный венгерский колорит, благодаря пунктирным окончаниям. Далее тема будет варьироваться. Композитор использует характерные для него приемы мелодического развития, а именно включение большого количества пассажей.

Вторая тема излагается в более высоких регистрах и имеет танцевальный характер. Благодаря вступлению материала, напоминающего игру струнно-щипковых инструментов, создается легкий образ. Тема активно развивается и приводит к возвращению первых двух тем, а именно вступления и основной темы. Можно сказать, что I часть имеет трехчастную форму с варьированной репризой.

II часть танцевальная, в основу ложится национальный танец фришка.

Фришка – это вторая часть знаменитого танца Чардаш. Был популярен благодаря Вербункош. Основными чертами фришки являются живость и стремительность. Танец позволяет отобразить картину народного праздничного веселья. Постепенно фактура усложняется, а тема разгоняется до предела. Волнообразная динамика то приближает, то отдаляет слушателя от эпицентра событий.

Примечательно, что композитор использует наиболее характерную гармонию, а именно чередование тоники и доминанты. Благодаря многочисленным вариациям на тему музыка не становится однообразной. После грандиозной кульминации, движение начинает замедляться. Особой театральности добавляет кодовое построение. Сочинение покоряет слушателя собственным разнообразием музыкальных тем.

Венгерская рапсодия №2 (слушать)

Рапсодии в фильмах

Многие режиссеры обращаются к творчеству Ференца Листа, его рапсодии можно услышать во многих современных кинолентах и сериалах:

Произведение


Фильм

Венгерская рапсодия №1
«Золотые сережки» (1947)
Венгерская рапсодия №2
«Национальное правосудие» (2017)
«Флоренс Фостер Дженкинс» (2016)
«Птицы Нептуна» (2015)
«Белый Бог» (2014)

«Страх сцены» (2014)
«Подпольная империя» (2011)
«Республика» (2010)
«Мажестик» (2001)

«Блеск» (1996)

«Кто подставил кролика Роджера» (1988)
«Аутсайдер» (1982)
Венгерская рапсодия №5
«Робинзон Крузо: Великий блицкриг» (2008)
Венгерская рапсодия №6
«Пеликан» (1992)

«Счастливое время» (1952)
«Куда бы она не отправилась» (1951)
Венгерская рапсодия №12
«След Макабра (1963)
Венгерская рапсодия №14
«Доброе сердце» (2009)
«Желание Вакко» (1999)
«Листомания» (1975)

Симфоническая поэма No. 9 (1854)

Состав оркестра:
2 флейты, 2 флейты-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, малый барабан, большой барабан, тарелки, тамтам, струнные.

История создания

Лист начал сочинение своей девятой поэмы в июне-июле 1854 года в Веймаре, предполагая закончить работу ближайшей весной. В отличие от большинства поэм композитор не только не предпослал изданию партитуры программы, но и всячески противился настояниям друзей написать обычное в таких случаях предисловие. Мотивы отказа во многом были политическими. Занимая пост придворного капельмейстера герцога Веймарского, Лист должен был опасаться, по его собственным словам, «шокировать щепетильность консервативной немецкой публики». Ибо он хотел воспеть свою родину — Венгрию, находившуюся после жесточайшего подавления освободительного движения 1848-1849 годов под властью одного из самых реакционных правительств Австрии (Лист посвятил этим событиям известную фортепианную пьесу «Погребальное шествие. Октябрь 1849»).

Однако, по утверждению самого композитора, вдохновившая его программа существовала. «Венгрия» явилась откликом на стихотворение Михая Вёрёшмарти (1800-1855), озаглавленное «Ференцу Листу» (композитор называл его прекрасным). Поэт, драматург, один из крупнейших романтиков и создателей новой венгерской литературы, Вёрёшмарти был борцом за свободу родины и угас несколько лет спустя после трагического поражения освободительного движения. Лист запечатлел его образ в одном из «Венгерских исторических портретов» — последнем фортепианном цикле, законченном в год смерти. Три строфы стихотворения Вёрёшмарти были напечатаны в качестве программы в рецензии на первое исполнение «Венгрии» в Национальном театре Пешта 8 сентября 1856 года под управлением автора:

Ты, который миром звуков правишь,
Если хочешь вспомнить о былом,
Так играй, чтоб вихрь, летящий с клавиш,
Грянул, как борьбы великой гром,
И в разливе яростного гнева
Торжества послышались напевы.

Так сыграй, чтоб от призывных звуков
Пробудились в глубине земли
Доблестные предки, и во внуков
Души их бессмертные вошли,
Одарив отчизну благодатью
И предав изменников проклятью.

Если ж мрак лихих времен настанет, —
Траур ты над струнами развей;
Флейтой ветра пусть напев их станет
Средь осенних плачущих ветвей,
Чтоб ее рыдания звучали,
Нам напомнив старые печали.

Этим стихотворением Вёрёшмарти приветствовал полтора десятилетия назад, в январе 1840 года, приезд на родину молодого, еще не достигшего 30 лет, но уже всемирно знаменитого пианиста. Гастроли Листа приобрели тогда характер всенародного торжества. Он был удостоен звания почетного гражданина города Пешта; после концерта в Национальном театре, где Лист выступал в венгерском национальном костюме, ему от имени нации была вручена «сабля чести». Эти впечатления отразились в возникших тогда же сочинениях композитора на национальную тематику — «Героическом марше в венгерском стиле» и «Венгерских национальных мелодиях и рапсодиях». Много лет спустя Лист заимствовал оттуда три темы для симфонической поэмы «Венгрия»: две героические, маршевые и одну в духе зажигательного народного танца чардаша (последнюю можно услышать и в окончательном варианте Восьмой венгерской рапсодии, завершенной за год до поэмы).

Как и все 12 симфонических поэм, «Венгрия» посвящена княгине Каролине Сайн-Витгенштейн. Но, помимо этого, имеется еще и стихотворное посвящение, сохранившееся только в рукописи двух поэм (№ 1 и 9); эту рукопись композитор подарил Каролине в день ее 36-летия:

«Посвящение моих симфонических поэм
«Что слышно на горе»,
«Венгрия»
8 февраля 1855

Той, которая осуществила свою веру через любовь —
Приумножила свою надежду через страдание —
И построила свое счастье через жертву!
Той, которая остается спутницей моей жизни,
небосводом моей мысли, живой молитвой и небом моей души —
Жанне Элизабет Каролине
Ф. Лист»

«Венгрия» близка популярнейшим произведениям Листа — Венгерским рапсодиям . Темы, заимствованные из фольклорных сборников или записанные друзьями композитора и им самим, принадлежат к стилю вербункош, с которым Лист познакомился еще в детстве, слушая цыганские оркестры и солистов-скрипачей. Импровизационный склад, броские мелодии, оригинальные гармонии, четкий маршевый или плясовой ритм — вот черты этого стиля, с необыкновенной яркостью запечатленные композитором. А в оркестровке переданы особенности игры народных музыкантов или звучание их инструментов: страстные рыдания, виртуозные пассажи скрипок, резкие возгласы деревянных духовых, звенящие переборы цимбал.

Музыка

Небольшое вступление, в очень медленном темпе открывающее поэму, рисует тяжелые, мрачные раздумья о судьбах родины и народа. Но вот пробуждаются дремлющие силы: слышится уверенная поступь марша, вновь прерываемая скорбной жалобой вступления. Картины народной жизни представлены широко и многосторонне. Здесь и страстная, приподнятая импровизационная мелодия с каденцией солирующей скрипки, и звонкие фанфары медных, поддержанные ударами литавр, и блестящий, вихревой марш, сметающие воспоминания о пережитых страданиях. Но борьба еще предстоит, и эпизоды сражений возникают в мастерской трансформации и переплетении уже известных тем. В момент кульминации мечтательно-задумчивая лирическая тема преображается в воинственно-героическую; маршевые образы утверждаются в грандиозном звучании tutti. Кажется, победа завоевана. Но внезапно все обрывается, и вторая кульминация носит трагический характер (согласно авторской ремарке — в темпе похоронного марша). Фаготы произносят надгробную речь памяти павших героев, ее подхватывают виолончели, в конце остается лишь одна — солирующая. Постепенно вновь собираются силы для борьбы, скорбные темы более не возвращаются, и героический марш триумфально утверждается всем оркестром. Венчает народное ликование веселый чардаш в головокружительном темпе. А в последних тактах пляска уступает место звонким маршевым ритмам и торжественным аккордам духовых на фоне тремоло ударных.

А. Кенигсберг

В 1840 году Лист написал для фортепиано «Героический марш в венгерском стиле». Спустя четырнадцать лет на этой основе родилась симфоническая поэма «Венгрия». Лист не снабдил ее словесными пояснениями, но уже в рецензии на первое исполнение «Венгрии» в Пеште в 1856 году в качестве программы приводились три строфы из стихотворения Вёрёшмарти «К Ференцу Листу», которым венгерский поэт приветствовал его первый приезд на родину.

«Венгрия» по образному содержанию близка к рапсодиям, но мелодии ее не столь ярки и контрастны: она страдает известным однообразием тематизма и недостаточной связностью формы.

Поэма открывается небольшим вступлением, в котором отчетливо слышны венгерские интонации и в то же время много общего с другими листовскими вступлениями (например, в «Тассо»). Это тяжелое, мрачное раздумье о судьбах родины и народа. Но есть еще герои в родной стране, пробуждаются дремлющие силы — слышится уверенная поступь марша (главная партия, d-moll):

Однако героический порыв не сразу достигает цели — развитие марша прерывается скорбной жалобой вступления.

Иной склад присущ связующей партии — беспокойной и тревожной. В центре этого большого построения — страстная, приподнятая, импровизационного склада мелодия с каденцией солирующей скрипки:

Развитие приводит к новому, героическому разделу — звонкие фанфары побочной партии (H-dur) прославляют героев:

Звучит блестящий, вихревой марш (вариант главной темы). Печальные обороты вступления сметаются повторным проведением марша.

Если в экспозиции героические образы были преимущественно только показаны, провозглашены, то в разработке нарисованы картины жестоких битв, гибели многих героев. На ее кульминации возникает тема связующей партии (см. пример 122), ныне утратившей прежний мечтательный, задумчивый облик — она стала энергичной, воинственной, героической.

Вторая кульминация — трагическая: звучит похоронный марш памяти павших в борьбе. Лист мастерски сочетает здесь в одновременности несколько тем, изменив их образный смысл. Так, в основе траурного марша лежит трансформированная связующая тема, которой сейчас придан характер надгробной речи, тогда как ее сопровождение образуют энергично ритмованные аккорды побочной темы.

Сокращенная реприза (D-dur), в которой отсутствуют скорбная тема вступления и родственная ей связующая, подводит к коде — картине всеобщего ликования, веселой массовой пляски. Лист разрабатывает здесь народную тему, уже использованную им в Восьмой рапсодии.

По сравнению с симфоническими поэмами «Прелюды», «Тассо», замысел «Венгрии» более обобщен и потому форма проще — сонатное allegro с вступлением и развитой кодой. Важную роль играет интонационное единство тем, хотя принцип монотематизма выдержан не до конца: во вступлении заложен зародыш группы тем связующей партии; различно трактованная тема марша служит основой и главной, и побочной партий. Не только в складе тематизма, но и в принципах его изложения Лист стремился подчеркнуть народно-жанровые черты этой поэмы. Темы показаны очень широко, в них много повторов и красочных сопоставлений, построение нередко напоминает две варьированные строфы (главная и побочная партии, разработка, похоронный марш) или приближается к трехчастности (связующая партия, кода).

В «Венгерских рапсодиях» Ференц Лист сумел воплотить неповторимую красочность культуры этой страны. Считается, что этот композитор стал основоположником нового жанра. Тем не менее ранее так называл некоторые собственные творения чешский музыкант Томашек. Ференц на протяжении всей своей жизни сохранил уважение к родине.

История создания

Создавший «Венгерские рапсодии» Лист является создателем жанра, поскольку он сумел разработать определенную структуру произведений и классифицировать их характерные черты. У Томашека были сочинения, которые не имели между собой схожести и логического основания. Ференц Лист в Венгрии не проживал, судьба его была связана с другими странами Европы.

При этом он нередко вспоминал детские годы, в то время мальчик часами слушал цыганские народные песни. На создание рапсодий композитора подтолкнуло некое историческое событие, которое было связано с Венгрией. В родных краях музыканта произошла революция, направленная на борьбу с феодально-помещичьем строем Австрийских властей.

Восстание, к сожалению, не одержало победы, оно было подавлено с особой жестокостью. Венгрия снова стала частью Австрии. Патриотичная душа музыканта была поражена этим фактом. Тогда у него возникли первые задумки, связанные с созданием рапсодий на народные венгерские мелодии. Всего Лист сочинил 19 таких произведений.

Первую рапсодию он написал в 1851 году. До 1853 года музыкант создал еще 13 сочинений. В 1882 году он продемонстрировал 16 рапсодию. Спустя три года появились еще три произведения. В дальнейшем Лист вместе с Допплером создали оркестровые версии для некоторых номеров.

Характерные черты

«Венгерские рапсодии» Листа — это фортепианные произведения, которые основаны на мелодиях и национальных мотивах Венгрии. Сочинение концертное, его мелодия имеет гомофонно-гармонический склад. Здесь имеется обилие мелизмов: трелей, подъемных форшлагов и прочих музыкальных украшений. Аккомпанемент в данном случае пунктирный.

Рапсодия № 2 звучит в компьютерной игре под названием «Приключения монстра Маппета», вышедшей в свет в 2000 году. Композитор является венгром по национальности, однако родного языка не знал и говорил исключительно на немецком.

В 15 рапсодии автор процитировал революционную венгерскую песню под названием «Ракоци-марш». Это сочинение является примером стиля вербункош. В Будапеште Лист реализовал себя как первый президент национальной музыкальной академии.

  • В рассказе говорится о лосях и как их спас сын лесника митя
  • В рассказе встречаются фамилии писателей и поэтов цитаты и имена героев из их произведений
  • В рассказе бунина снежный бык присутствует множество подробных ярких описаний это цели служит целый
  • В рассказе бунина господин из сан франциско есть образы
  • В рассказе бунина господин из сан франциско атлантида это что