В рассказе л н толстого кавказский пленник по принципу антитезы соотносятся образы

Тема «Антитеза в повести Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Цели урока:

Образовательная: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний  по системе образов рассказа.

Развивающая: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас.

Воспитывающая: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать; с честью выйти из самой трудной ситуации, обучение культуре речевого общения и этикету.

Коррекционная: соблюдение норм зрительной нагрузки, развитие зрительного восприятия

                                              Сам погибай, а товарища выручай.

                                                                            Пословицы.

                                              Ход урока

  1. Оргмомент.

      2) Мотивация учебной деятельности. Сообщение учителя.

В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

     3). Устная работа по вопросам.

— Какова тема рассказа «Кавказский пленник»?

— укажите идею этого произведения

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.

Анализ рассказа

-Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте.

-Назовите, какие герои, картины противопоставляются в рассказе, С какой целью?

Главные герои- Жилин и Костылин.

Татары и русские (Жилин и татары)

Дина и другие жители аула.

Война и мирная жизнь.

4) Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. — Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?

                              План:

      1.Военное звание.

      2.Внешняя характеристика:

      3.Плен:

           а) место жительства в плену;

           б) питание пленных;

           в) занятия;

        г) подготовка к побегу;

       4.Первый побег.

       5. Второй побег.

   — Что общее у героев и что их различает?

  —  Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения и в плену?        

( Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.)

— А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях.  Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?    

Одинаково трудно, но

  • Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал.  

  • Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама.

— найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина:  (запись в тетради)  

                  Жилин                                 Костылин

ходит по аулу                                           спит

всматривается                                          скучает

выпытывает информацию                       считает дни

рукодельничает                                 ждет ответ на письмо

      -Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.

— Как завоевывает Жилин симпатию горцев?    

(Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;

            — Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное  колесо;

            — однажды выступил в качестве врача. ( Подтвердите цитатами)

— Но не все относились к Жилину с симпатией. Почему?  

( Он все равно был для них чужой ,человек иной веры. Для них он – враг

 — Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?    

— Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз.

—  А Костылин?

(Он безвольно ждет решения своей судьбы.)

— Почему так по-разному ведут себя герои в одинаковых условиях?

5) Работа в группах. -Какие качества характера проявляют эти герои во взаимоотношениях друг с другом и с другими людьми.

Вывод:  Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.

Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.

-Исследование «Какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина ? Почему?»

Вывод: При описании Жилина- глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя.

— Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»?

Что обозначает:

Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий

Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных

Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

Выписать черты характера Жилина и Костылина.

Жилин

Костылин

добрый (думает о матери, жалеет ее)

слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери

надеется на себя, обдумывает побег

способен на предательство

деятельный человек

раскис, упал духом

сумел прижиться в ауле

не принимает других людей

работящий, не может сидеть без дела, мастер

всем помогает, даже своим врагам – татарам

ему интересны другие люди, любит детей великодушный

— В чём смысл названия рассказа?

 ( Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.

Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости)

6). Итог урока. Рефлексия.

1. Чему учит рассказ?

2.  Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?

— Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?

 Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

7) Домашнее зедание. Сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы».

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»

.

Л. Н. Толстой.
«Кавказский пленник».
Антитеза как основа сюжета. Пейзаж.

В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война

В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война

В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.
-Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте.
-Назовите, какие герои, картины противопоставляются в рассказе, С какой целью?

Антитеза — это обо­рот речи, в кото­ром для уси­ле­ния выра­зи­тель­но­сти рез­ко про­ти­во­по­став­ле­ны пря­мо про­ти­во­по­лож­ные явле­ния, поня­тия, мысли

Антитеза — это обо­рот речи, в кото­ром для уси­ле­ния выра­зи­тель­но­сти рез­ко про­ти­во­по­став­ле­ны пря­мо про­ти­во­по­лож­ные явле­ния, поня­тия, мысли

Антитеза — это  обо­рот речи, в кото­ром для уси­ле­ния выра­зи­тель­но­сти рез­ко про­ти­во­по­став­ле­ны пря­мо про­ти­во­по­лож­ные явле­ния, поня­тия, мысли.
Тише едешь, даль­ше будешь.
Ученье — свет, а неуче­нье — тьма.

Назовите, какие герои, картины противопоставляются в рассказе, С какой целью?

Главные герои- Жилин и Костылин.
Татары и русские (Жилин и татары)
Дина и другие жители аула.
Война и мирная жизнь.

Какова тема рассказа «Кавказский пленник»? — укажите идею этого произведения

Какова тема рассказа «Кавказский пленник»? - укажите идею этого произведения

— Какова тема рассказа «Кавказский пленник»?

— укажите идею этого произведения.

Какова тема рассказа «Кавказский пленник»? — укажите идею этого произведения

Какова тема рассказа «Кавказский пленник»? - укажите идею этого произведения

Какова тема рассказа «Кавказский пленник»?

— укажите идею этого произведения

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.

Что общее у героев и что их различает? —

Что общее у героев и что их различает? -

— Что общее у героев и что их различает?

— Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения и в плену?

Что общее у героев и что их различает? —

Что общее у героев и что их различает? -

Что общее у героев и что их различает?

— Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения и в плену?
( Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.)

— А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях. Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?

Одинаково трудно, но

Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал.

Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мать.

Найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия

Найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия

Найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина: (запись в тетради)

Жилин Костылин

ходит по аулу спит

всматривается скучает

выпытывает информацию считает дни

рукодельничает ждет ответ на письмо

Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.

Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?

Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?

Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?

Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое? (

Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое? (

Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?

( Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.

Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости)

Итог урока. Рефлексия. 1. Чему учит рассказ? 2

Итог урока. Рефлексия. 1. Чему учит рассказ? 2

Итог урока. Рефлексия.

1. Чему учит рассказ?

2. Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?

— Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?

Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости

Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости

Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

Домашнее задание: Сравнительная характеристика

Домашнее задание: Сравнительная характеристика

Домашнее задание:
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

Выписать черты характера Жилина и Костылина.
слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери
надеется на себя, обдумывает побег
способен на предательство
деятельный человек
раскис, упал духом
сумел прижиться в ауле
не принимает других людей
работящий, не может сидеть без дела, мастер
всем помогает, даже своим врагам – татарам
ему интересны другие люди, любит детей великодушный

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Антитеза как основа сюжета. Пейзаж.

Л. Н. Толстой. "Кавказский пленник". Антитеза как основа сюжета. Пейзаж.

В истории нашей страны было немало страшных и кровопролитных войн. Одной из них являлась Кавказская война, шедшая с 1817 по 1864 год. Многие писатели и поэты упоминали о ней в своих произведениях. Не обошел стороной эту тему и Лев Николаевич Толстой. В своем рассказе «Кавказский пленник» он рассказывает о русском офицере, попавшем в плен к кавказцам. Писатель сам принимал участие в этих боевых действиях, был в гуще всех событий, поэтому его произведение буквально пропитано реальностью и достоверностью описываемых перипетий. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор этого рассказа.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление
  • 3 Суть: о чем?
  • 4 Главные герои и их характеристика 
  • 5 Темы и проблемы 
  • 6 Главная мысль
  • 7 Чему учит?

История создания

Впервые рассказ был напечатан во втором номере журнала «Заря» 1872 года. Сюжет в некоторой степени основан на реальном случае, произошедшем с Толстым во время его службы на Кавказе в 1853 году. Писатель вместе со своим другом и сослуживцем, чеченцем Садо, оказались в опасности. Их нагнали противники и намеревались взять в плен. Хотя у писателя был сильный и молодой конь, на котором он мог с легкостью оторваться от погони, он не стал бросать друга одного в беде. У Садо было ружье, но оно оказалось не заряжено. Он все равно не растерялся и грозно целился во врагов, пытаясь запугать их. Кавказцы же не стреляли в русских солдат, так как хотели взять их живыми. Им удалось приблизиться к крепости, где их увидели казаки и примчались на подмогу.

В основу рассказа также легли «Воспоминания кавказского офицера» барона Ф. Ф. Торнау. В мемуарах полковника рассказывается о его опыте пребывания в плену у горцев, о его дружбе с девушкой-абхазкой по имени Аслан-Коз и ее попытках помочь ему, о его первой неудачной попытке побега, и последующем освобождении из пленения.

Данное произведение автор написал для «Азбуки». Её первое издание произошло в 1872 году. Известно, что писатель положил в основу сюжета «Воспоминания Кавказского офицера». Их автором был полковник кирасирского полка Торнау. Офицер поведал историю о том, как он однажды оказался в плену у горцев. Он рассказал о своей не сложившейся попытке побега. Офицер также вспомнил местную девушку, которая помогла ему выбраться на свободу. Благодаря воспоминаниям Торнау у Льва Николаевича получилось создать интереснейшее произведение под названием «Кавказский пленник».

Жанр, направление

«Кавказский пленник» хоть иногда и называется повестью, все же является рассказом. Об этом говорят небольшой объем, ограниченное количество персонажей, одна сюжетная линия и повествование, которое ведется от первого лица.

Написан рассказ в направлении реализма. Все творчество Льва Николаевича было построено на данном литературном направлении, и «Кавказский пленник» не является исключением. Подтверждает это и то, что произведение основано на реальных событиях. Автор в рассказе изображает настоящую жизнь, без прикрас и романтизации описываемых действий.

Суть: о чем?

В сюжете рассказа лежит история об офицере Иване Жилине, участвовавшем в боевых действиях на Кавказе. Однажды ему пришло письмо от матери. В нем она говорила, что стала совсем уже плоха, просила его приехать домой, последний раз повидаться и проститься. Офицер недолго думая отправился в отпуск домой.

Обоз шел слишком медленно, поэтому Жилин вместе с другим офицером Костылиным решили идти вперед. К несчастью, они нарываются на горцев и попадают в плен. Их отдают в качестве долга Абдул-Мурату. Новый «хозяин» теперь требует выкуп за них. Жилин, жалея мать, понимая, что у нее нет таких денег, отправляет письмо на неверный адрес.

Жилин с товарищем находятся в плену уже месяц. За это время Жилин смог завоевать симпатию, делая глиняные игрушки для детей и чиня вещи, со стороны некоторых жителей аула, в числе которых находятся хозяин и его дочь Дина, в благодарность тайно носящая ему еду и молоко. Костылин все ждет ответа из дома, надеется на выкуп. Главный герой, в свою очередь, не летает в облаках и полагается только на самого себя. По ночам он роет подкоп.

В одну ночь Жилин все-таки решает бежать. Воспользовавшись моментом, они вместе с Костылиным выбираются из сарая с помощью подкопа. Пытаясь найти дорогу до крепости, офицеры сильно натирают ноги. Костылин не мог этого терпеть, поэтому Жилин решил нести его на себе. Таким образом, далеко им уйти не удалось, их поймали татары и вернули обратно в аул, где поместили в глубокую яму и пригрозили убить, если в течение двух недель за них не придет выкуп.

Самочувствие Костылина в яме становится все хуже и хуже. Жилин же придумал новый план побега. Он подговорил Дину принести ему длинную палку, по которой он взберется из ямы и будет свободен. Он хочет взять с собой товарища, но у того не осталось на это никаких сил, поэтому главный герой сбегает в одиночку. Он всю ночь шел в сторону крепости и, уже подходя к ней, нарвался на татар. Из последних сил он побежал в сторону казаков, крича им просьбы о помощи. Те, к счастью, услышали его и вовремя подоспели на помощь. Костылин же все-таки дождался выкупа только спустя месяц и вернулся в крепость очень ослабленным и буквально еле живым.

Главные герои и их характеристика 

При написании рассказа Л. Н. Толстой применил прием антитезы. Он противопоставил Жилина и Костылина друг другу для придания большей контрастности произведению. Благодаря такой антитезе, становятся более явными проблемы и вопросы, поднятые автором в рассказе. Большинство людей из правящего класса подобны Костылину: они ленивы, слабы, трусливы и беспомощны без своих денег. Поэтому дворянству надо ровняться на изобретательного, смелого и сильного Жилина, который в любой ситуации найдет выход. Только на таких мужчин может положиться страна в трудное время. 

Многомудрый Литрекон предлагает Вам таблицу со сравнительной характеристикой Жилина и Костылина:

герои рассказа «кавказский пленник» характеристика
иван жилин русский небогатый дворянин. он упрям и принципиален. когда татары заставляли писать его письмо матери с просьбой прислать за него 3000 рублей, он стоял на своем, говоря, что таких денег никто не пришлет, и в конце концов, они сдались и согласились на его цену. он бойкий и храбрый, не опускает руки в трудных ситуациях. он не ждет чуда или помощи от других, а надеется только на себя. жилин очень выносливый, несмотря на свои стертые в кровь ноги, все равно помогает товарищу и несет его на себе. это также говорит о том, что он хороший и надежный товарищ, который не даст в обиду и не предаст. у него очень сильное чувство собственного достоинства: даже находясь в плену, герой требует уважения к себе. иван является мастером на все руки, он и лепит кукол, и чинит часы и ружья, и плетет плетенки. герой очень умен, он умеет ориентироваться по звездам: взобравшись на гору с легкостью определяет, где находится его крепость и как туда добраться, а, находясь среди татар, герой быстро начинает понимать их язык и даже немного говорить на нем. за свой характер он заслуживает уважение у татар.
костылин состоятельный дворянин. представляет собой полную противоположность ивану. он грузный, полный и неуклюжий. герой слишком изнеженный беззаботной жизнью, он не привык сталкиваться с какими-либо трудностями, поэтому пребывание в плену дается ему очень тяжело. в отличие от главного героя, он — ненадёжный товарищ. видя противников, он стремглав бросает жилина одного, показывая свою подлость и трусость. оказавшись в плену, герой попросту смиряется со своей участью пленника, не собирается предпринимать никаких действий и только ждет выкупа из дома. он постоянно находится в отчаянии. он сомневается в идее побега жилина, уверен, что у них ничего не получится. а когда они все-таки бежали и оба сильно натерли ноги, в отличие от главного героя, костылин начинает ныть и жаловаться. именно из-за него они не смогли сбежать в первый раз.

Темы и проблемы 

  1. Лев Николаевич в своем небольшом по объему рассказе смог поднять множество важных тем, одной из которых является тема дружбы. Как уже было сказано ранее, Жилин показывает себя настоящим другом, который не бросит товарища в беде, поможет даже тогда, когда сам нуждается в помощи. Костылин же является полным антиподом главного героя. В критических ситуациях он подводит его, бросает на волю судьбы, думая в первую очередь только лишь о себе.
  2. Автор также раскрывает тему доброты и милосердия. Несмотря на то, что она воспитывалась в среде, где русских считают врагами, девочка все равно проникается симпатией к Ивану. У Дины огромная чистая детская душа, она искренне не понимает жестокости и враждебности со стороны своих земляков. Ей не важна национальность Жилина, она оценивает героя по его словам, характеру и поступкам.
  3. Сам Иван Жилин является олицетворением смелости, отваги и стойкости. Он с достоинством выдерживает множество испытаний, встающих на его жизненном пути. Находясь, казалось бы, в тупике, он все равно не сдается, продолжает действовать, не боясь огромного риска для его жизни. Герой заботится о престарелой матери, всячески помогает сотоварищу, стойко выдерживает пленение, завоевывает уважение со стороны противников и в итоге оказывается победителем, вырвавшимся из плена. В противоположность показывается трусливый и безынициативный Костылин, который попав в неволю, просто сдается и ждет выкупа.
  4. Главной и центральной проблемой рассказа «Кавказский пленник», конечно же, является проблема войны. Многолетняя ненависть и агрессия между двумя народами не привели ни к чему хорошему. Народы, которые хотели независимости, вынуждены были отстаивать ее в кровопролитных боях. Множество солдат, которые были лишь пешками в играх русского императора, погибло. Толстой показывает, что на войне нет правых и виноватых. Он не изображает горцев, как дикий и свирепый народ. Они лишь хотели защитить свои земли, этим и обусловливается их поведение и настроение.
  5. Проблему предательства также затрагивает автор в рассказе. В начале произведения, когда за Жилиным начали гнаться татары, Костылин, только увидев их, сразу же развернулся и помчался прочь, хотя знал, что главный герой безоружен, а у него самого было заряженное ружье. Несмотря на это, главный герой прощает товарища, но тот остается таким же трусливым и подлым и приносит Жилину еще немало проблем.

Главная мысль

Своим рассказом автор хотел показать, что при любых обстоятельствах необходимо оставаться человеком, проявлять свои самые лучшие качества и не бездействовать. Его основная идея заключалась в том, чтобы на противопоставлении двух совершенно разных героев изобразить, к чему может привести то или иное поведение личности. Жилин, который не видя преград, продолжает бороться и действовать, в конце концов, добивается свободы, а пассивный и вечно унывающий Костылин, который только создает еще больше трудностей, еле выживает в сложившейся ситуации.

Смысл рассказа «Кавказский пленник» в том, что добрый, стойкий и храбрый человек может справится с любыми испытаниями, которые ждут его на жизненном пути. Главный герой Жилин выжил именно благодаря этим качествам. На примере же Костылина мы осознаем, что деньги, титулы и чины, не смогут помочь тебе в плену врага, а трусливость, низменность и отчаянность только усугубят положение.

Чему учит?

Л. Н. Толстой в «Кавказском пленнике» заставил над многим задуматься читателей. Главная мораль произведения – никогда не сдавайся. Именно такого плана придерживался главный герой. Автор является сторонником идеи, что безвыходные ситуации настигают только тех людей, которые опускают руки и не предпринимают каких-либо решений и действий.

Еще довольно важным выводом рассказа «Кавказский пленник» является мысль о том, что войны и межнациональные стычки никогда не приведут ни к чему хорошему. Все мы люди, и брать в плен или убивать кого-то из-за его этнической принадлежности — это не то, что бессмысленно – это ужасно, жестоко и бесчеловечно. Всегда надо помнить, что вне зависимости от пола, цвета кожи, народности, вероисповедания каждая человеческая жизнь бесценна.

Над чем заставляет задуматься этот рассказ? К большому сожалению, проблемы, показанные и раскрытые в «Кавказском пленнике», актуальны и по сей день. Такие произведения как этот рассказ, для того и необходимы, чтобы люди, читая их, понимали все последствия подобных действий и учились на ошибках прошлого.

Автор: Дарья Ефремчева

Литература

5 класс

Урок № 26

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Знакомство с анализом художественного текста на примере рассказа «Кавказский пленник».
  2. Развитие представлений обучающихся об антитезе.
  3. Формирование навыка сравнительного анализа персонажей на примере Жилина и Костылина.

Тезаурус

Антитеза одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, образы, черты характера действующих лиц.

Аул – татарская деревня.

Бешмет – стёганый полукафтан у татар, кавказских народов.

Буза – татарское пиво.

Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности.

Войлок – плотный толстый материал из валяной шерсти.

Джигит молодой человек; молодец, удалец.

Идея – главная мысль произведения.

Имена – Кази-Мугамед, Абдул-Мурат.

Колодки – деревянные бруски, соединённые гайками, для рук и ног.

Мечеть – молитвенный дом у мусульман, «церковь ихняя».

Монисто – ожерелье из монет.

Мулла – служитель культа у мусульман.

Ногаец представитель народности тюркской языковой группы, живущей на Северном Кавказе.

Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.

Сакля – жилище горцев.

Сафьянные башмачки – обувь из мягкой козьей или овечьей кожи специальной выделки, окрашенные в яркий цвет.

Сюжет – цепь событий, происходящих в произведении. Сюжет состоит из отдельных событий.

Тема – это круг жизненных явлений, изображённых в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Хаджи – тот, кто побывал в Мекке, почётный человек.

Чалма – головной убор у мусульман.

Эпизод – одно событие, имеющее начало и конец.

Список литературы

Обязательная литература

1. Коровина В. Я. Литература. 5-й кл.: Учеб. В 2 ч. // Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. – М.: Просвещение, 2018. стр. 305.

Дополнительная литература
1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5–6-х классах: Практическая методика: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996.

2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 5-й класс. – М.: ВАКО, 2002.

3. Полулях Н. С. Комплексная тетрадь для контроля знаний. Литература. 5-й класс. – М.: Аркти, 2014.

4. Черных О. Г. Практикум по литературе: 5-й класс. – М.: ВАКО, 2011.

5. Челышева И. Л. Литература. 5-й класс: планы-конспекты уроков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.

Открытые электронные ресурсы

1. Музей Льва Николаевича Толстого на станции Лев Толстой. URL: http://tolstoy.lipetsk.ru/category/yasnaya-polyana-v-zhizni-i-tvorchestve-tolstogo/ (Дата обращения 06.06.2019).

2. Википедия. Свободная энциклопедия. Толстой Лев Николаевич. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%EE%EB%F1%F2%EE%E9,_%CB%E5%E2_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E5%E2%E8%F7 (Дата обращения 06.06.2019).

3. Сайт Гизатулиной Ольги Ивановны «Люди как реки…». URL: https://sites.google.com/site/lntolstojlntolstoitvorchestvo/home/biografia-l-n-tolstogo (Дата обращения 06.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассказ Толстого «Кавказский пленник» – не только о войне. Это больше произведение о нравственном выборе и о характере.

Жилин и Костылин – офицеры русской армии, служат на Кавказе, оба отправляются в отпуск, оба попадают в плен.

Какого героя имел в виду автор, называя рассказ? Сравним персонажей. Сравнение героев – это ещё одно средство анализа персонажей, их характеристика.

Толстой наделяет героев говорящими фамилиями. Фамилия Жилин произошла от слова «жила» – прочное окончание мышц. Отсюда – жилистый, двужильный, так говорят о крепком, выносливом человеке. В основе фамилии Костылин лежит слово «костыль» – палка для хромых, безногих. Приёмом говорящих фамилий автор не только даёт характеристики персонажам, но и выражает своё, авторское отношение к ним.

Костылина автор наделяет нелестными эпитетами «грузный», «толстый», «красный», вызывая у читателей негативное отношение к герою.

Противопоставляя двух офицеров, автор использует приём антитезы (греч. antithesis, –противопоставление), противопоставления характеров, образов.

Костылин совершает предательский поступок – оставляет Жилина без ружья, сбегает, ведёт себя не как подобает настоящему офицеру.

По-разному ведут себя герои в татарском плену. Жилин отказывается платить большой выкуп, торгуется, пишет письмо с неверным адресом, не хочет тревожить старую мать и требовать от неё непосильного. Он проявляет себя как заботливый, любящий сын, надеется на себя, на свои силы, активно ищет выход, проявляет смелость: «Не боялся да не буду бояться вас, собак!»

Костылин соглашается на выкуп в пять тысяч рублей, не торгуется, он уверен, что родственники обязаны его выкупить, ничего не хочет предпринимать, не борется, пассивно подчиняется обстоятельствам.

Жилин проявляет смекалку и находчивость. Рукодельничает, учится понимать местный язык и вместе с тем всё высматривает, как ему устроить побег. Он не озлобляется, мирные татарские жители ему не враги, он им помогает, чинит всё – кому часы, кому пистолет. Жилин вызывает симпатию даже у врагов своей смелостью, о нём говорят: «Джигит». Жилин не соглашается с положением пленника, несмотря даже на то, что горцы уважают его за умелые руки и мужество.

Различно ведут себя герои и во время побега. Жилин, несмотря на раны, натёртые колодками, выглядит бодро, идёт бойко. Костылин отстаёт, охает, ноет, даже когда его несёт на себе Жилин. Он не может вынести боль и криком выдаёт себя.

Костылин противопоставлен не только своему сослуживцу, но и татарской девочке Дине.

Дина похожа на героинь народных сказок, прежде всего своей внутренней красотой, любовью, верностью и преданностью. Жилин мастерил ей игрушки, а она в благодарность носила ему еду. Но только ли из-за игрушек девочка поддерживала пленника?

Дина помогает Жилину, потому что добрый человек не может видеть, как страдает другой. Дина почувствовала в Жилине искреннего, доброго человека, она стала ему доверять.

Ещё одну сложную проблему решает Толстой с помощью образа Дины, актуальную и сейчас. Между людьми возможна дружба, и это не зависит ни от возраста, ни от национальности.

Жилина можно считать настоящим героем, который не подчиняется обстоятельствам, в экстремальной ситуации не теряется, постоянно стремится к освобождению из плена.

Почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Толстой в заглавии говорит об одном человеке? Кто он? Теперь мы с уверенностью можем сказать: Жилин.

Теоретический материал для углублённого изучения

Самуил Маршак писал: «Но венцом «Книг для чтения», несомненно, является повесть, помещенная почти в самом конце четвёртой книги, — знаменитая повесть о Жилине и Костылине — «Кавказский пленник». Вряд ли можно найти во всей мировой литературе более совершенный образец маленькой повести для детей» (статья «Литература – школе»).

Толстой – участник военных действий

Во время службы на Кавказе Лев Толстой едва не получил очень почётную награду – Георгиевский крест. Было победоносное для русских войск сражение на реке Мичик, и многие получили награду, но не Толстой. Граф, увы, не отличался особой дисциплинированностью и накануне дня награждения так увлёкся игрой в шахматы, что опоздал на караул. За этот серьёзный в действующей армии проступок он был посажен под арест. И награды без него.

«То, что я не получил креста, очень огорчило меня. Видно, нет мне счастья. А признаюсь, эта глупость очень утешила бы меня», — записал он в дневнике.

Примеры заданий из тренировочного модуля

Подстановка элементов в пропуски в тексте

В пропуски впишите фамилии героев рассказа.

Припустил____ под кручь во все лошадиные ноги, кричит ___ :

— Вынимай ружье! — а сам думает на лошадь свою: «Матушка, вынеси, не зацепись ногой, спотыкнёшься — пропал. Доберусь до ружья, я им не дамся».

А____, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, — закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит. <…> _____ видит — дело плохо. <…> «Ну, — думает ____, — знаю вас, чертей, если живого возьмут, посадят в яму, будут плетью пороть. Не дамся же живой».

Задание основывается на материале, пройденном на этом уроке. Обучающийся должен вспомнить обстоятельства пленения русских офицеров. Вспомнить, что Жилин был без ружья, а Костылин хоть и был с ружьём, но от трусости не смог им воспользоваться. Два героя противопоставлены. Проанализировав пройденный материал, обучающийся вписывает в текст фамилии героев.

Правильный ответ: Припустил Жилин под кручь во все лошадиные ноги, кричит Костылину:

— Вынимай ружье! — а сам думает на лошадь свою: «Матушка, вынеси, не зацепись ногой, спотыкнёшься — пропал. Доберусь до ружья, я им не дамся».

А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, — закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит. <…> Жилин видит — дело плохо. <…> «Ну, — думает Жилин, — знаю вас, чертей, если живого возьмут, посадят в яму, будут плетью пороть. Не дамся же живой».

Единичный выбор

В рассказе дан портрет Дины. Художественные средства помогают передать авторское отношение. Какой троп в данных фразах использовал автор? Из предложенных художественно-изобразительных средств нужно выбрать один верный ответ.

«…Глаза чёрные, светлые и лицом красивая» (гл. 2)

«Глазёнки так и блестят, как звёздочки» (гл. 6)

« Как она прыгнет прочь, как коза дикая» (гл. 2)

«…Побежала на гору, как козочка прыгает» (гл. 6)

«…Присела на корточки, коленки выше головы торчат» (гл. 6)

«…Да ручонки тонкие, как прутики» (гл. 6)

метафора

олицетворение

сравнение

После прочтения списка вариантов ответа ученик вспоминает, что олицетворение автор использует для одушевления предметов, у них появляется лицо. Анализируя фразы, обучающийся видит, что это не олицетворение; видит, что во многих цитатах присутствует фраза с «как»: «как коза», «как козочка», «как прутики». А это – сравнение.

Правильный ответ: сравнение.

Примерные тестовые задания
Национального квалификационного тестирования нового формата для педагогических работников и приравненных к ним лиц.
Вариант 2
1-БЛОК: Русский язык
Задания с выбором одного правильного ответа

1. Буква а в корне слова
A) р…сли
B) выр…с
C) нар…щивать
D) Р…стов
E) р…сток

2. Буква «и» пишется в корнях слов:
A) посв…тить фонарем, скр…пя сердце
B) разв…вается ребенок, разв…вается флаг
C) неприм…римые враги, прим…ряемое платье
D) сп…шите в тетрадь, сп…шите на вокзал
E) пос…дел на скамейке, скр…пя зубами

3. Слово с непроверяемой согласной в корне
A) кувшин
B) молотьба
C) ходьба
D) салазки
E) заморозки

4. Синоним фразеологизма «кот наплакал»
A) мало
B) грустно
C) плохо
D) вредно
E) глупо

5. Являются паронимами
A) короткий путь – короткий тост
B) состоятельные родители – состоятельные доводы
C) царский указ – царственная природа
D) классическая борьба – классическая литература
E) земельный участок – земельный налог

6. Существительное, образованное приставочно — суффиксальным способом
A) Беспорядок
B) Приазовье
C) Сотоварищ
D) Ельник
E) Ледокол

Словосочетание с существительным мужского рода
A) лондонск___ денди.
B) просторн___ фойе.
C) нов___ метро.
D) больш___ трюмо.
E) шерстян___ кашне.

8. Прилагательные с окончанием -ий
A) заячий, волчий
B) птичий, лисий
C) зимний, медвежий
D) синий, низкий
E) летний, птичий

9. Прилагательное с буквой о в суффиксе
A) выкорч…ванный пень
B) оранж…вый апельсин
C) плюш…вый мишка
D) кумач…вая ткань
E) лиц…вая сторона

10. Краткую форму имеет прилагательное
A) стеклянный
B) робкий
C) матросский
D) офицерский
E) строительный

11. Местоимения, не имеющие формы именительного падежа
A) некто, нечто, никто
B) сам, каждый, всякий
C) этот, тот, та
D) некого, нечего, себя
E) мой, твой, ваш

12. Правильный вариант употребления собирательного числительного с существительным
A) трое учениц
B) шестеро котят
C) четверо женщин
D) пятеро девчат
E) семеро девочек

13. Предложение с собирательным числительным
A) Шесть девушек поступили на курсы секретарей.
B) В нашем классе тридцать учеников.
C) Недоставало трех ножей и четырех ложек.
D) Двое суток продолжалась метель.
E) Сорокалетний мужчина стоял у кассы.

14. Неопределенная форма “умоюсь”
A) умывать
B) умываться
C) умыться
D) быть умытым
E) умыть

15. Признак, отличающий причастие от прилагательных
A) наличие форм времени
B) изменяемость по падежам, числам
C) согласование с существительным
D) роль в предложении
E) изменяемость по родам

16. Буква ю пишется в суффиксе причастий в словосочетаниях
A) наде…щийся на друзей, приближа…щийся праздник
B) дремл…щий старик, пен…щийся океан
C) бор…щийся за свободу, люб…щий сын
D) пронизыва…щий ветер, хвал…щий книгу
E) шепч…щий камыш, покачива…щийся тополь

17. Деепричастие совершенного вида в предложении
A) Встречая утро, со всех сторон перекликались фазаны.
B) Старушка, сидевшая у окна, строго взглянула на Семку.
C) Прочитав книгу, Сережа отнес еѐ в библиотеку.
D) Размахивая руками, он бросился бежать.
E) Смеясь, она протянула мне руки.

18. К наречиям цели относятся:
A) ярко
B) внимательно
C) в насмешку
D) налево
E) поневоле

19. В наречии пишется одна буква «н»
A) смотрит настороже…о
B) звучит совреме…о
C) произнес обдума…о
D) рассказывает пута…о
E) говорит увере…о

20. Производный предлог в словосочетании
A) проехать мимо
B) идти впереди
C) перепрыгнуть через лужу
D) идти впереди отряда
E) появился передо мной

21. Междометие, побуждающее к действию.
A) Тьфу!
B) Батюшки!
C) Спасибо!
D) Ужас!
E) Стоп!

22. Запятая ставится в БСП
A) Дед оказался прав к вечеру прошла гроза.
B) В небе тают облака в искрах катится река.
C) Богатому не спится богатый вора боится.
D) Ученый без трудов дерево без плодов.
E) Нравится рисовать рисуй на здоровье.

23. Тире в бессоюзном сложном предложении (знаки препинания не расставлены)
A) Я не видел вас целую неделю я не слышал вас долго.
B) Как все московские ваш батюшка таков желал бы зятя он с чинами.
C) Мечтаешь о радуге будь готова попасть под дождь.
D) Предметы теряли свою форму все сливалось сначала в серую, потом в темную массу.
E) Все счастливые семьи похожи друг на друга каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

24. Синтаксические средства научного стиля речи
A) сложные синтаксические построения, четкая связь между частями высказывания, вводные слова со значением порядка и степени достоверности
B) богатство синтаксических конструкций
C) отсутствие неполных, односоставных предложений, сложные синтаксические конструкции, использование отглагольных существительных в качестве сказуемого
D) риторические вопросы, инверсия, речевые повторы, восклицательные предложения, богатство синтаксических конструкций
E) неполные односоставные предложения, нарушение норм синтаксической связи, слова-предложения, обращения, вводные слова разных разрядов

25. Стиль текста:
Функциональный стиль, обслуживающий сферу общественных отношений. Основная задача – информирование людей и воздействие на их разум и чувства.
A) публицистический стиль
B) научный стиль
C) художественный стиль
D) разговорный стиль
E) официально-деловой стиль

26. «Она считалась богатой невестою, и многие прочили ее за себя или за сыновей» – говорится о героине произведения
A) А. С. Пушкина «Станционный смотритель» Дуне
B) Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» Оксане
C) И. С. Тургенева «Муму» Татьяне
D) А. Н. Островского «Снегурочка» Купаве E) А. С. Пушкина «Метель» Марье Гавриловне

27. Подблюдные песни связаны
A) с Троицей
B) с новогодними гаданиями
C) с колядованием
D) с Масленицей
E) с днем Ивана Купалы

28. В рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» историю о русалке и слободском плотнике Гавриле рассказывает
A) Ваня
B) Ильюша
C) Павлуша
D) Федя
E) Костя

29. Наиболее влиятельный печатный орган демократической интеллегенции 70-годов ХIX века
A) «Отечественные записки»
B) «Время»
C) «Современник»
D) «Северная муза»
E) «Колокол»

30. Дебютное произведение А.П.Чехова, опубликованное в журнале «Северный вестник»
A) «В сумерках»
B) «Палата № 6»
C) «Невинные речи»
D) «Степь»
E) «Пестрые рассказы»

31. Признак, характерный для классицизма
A) изображение богатства духовного мира представителей низших сословий
B) глубокое проникновение во внутренний мир человека
C) произведения написаны в форме путевых заметок, дневников
D) стремление к достоверности изображения
E) культ разума

32. «Он приехал с Георгием в петлице и с интересной бледностию, как говорили тамошние барышни …». Речь идет о
A) Онегине
B) Вернере
C) Владимире
D) Бурмине
E) Печорине

33. Излишняя чувствительность, внимание к внутренней жизни человека из народа характерны для
A) романтизма
B) реализма
C) сентиментализма
D) символизма
E) классицизма

34. Признак, который нельзя отнести к сентиментализму
A) культ естественных чувств
B) лирические отступления
C) культ разума
D) утверждение нравственной чистоты
E) изображение богатства духовного мира представителей низших сословий

35. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» создан
A) 1860-1866
B) 1863-1869
C) 1862-1868
D) 1861-1867
E) 1859-1867

36. Композиционный элемент сказки, который начинается словами:
«В некотором царстве, в некотором государстве…..»
A) отлучка героя
B) встреча с дарителем
C) бой с противником
D) запрет
E) зачин

37. Чичикову не удалось купить мертвые души у
A) Собакевича
B) Коробочки
C) Манилова
D) Плюшкина
E) Ноздрева

38. Автор строк:
«Все утихло… вьюги нет…
Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
То опять затмится… »
A) И.А. Крылов
B) А.С.Пушкин
C) И.С. Тургенев
D) В.А. Жуковский
E) М.Ю. Лермонтов

39. Автор высказывания: «О Тютчеве не спорят. Кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии »
A) Л. Толстой
B) Н. Берковский
C) С. Вайман
D) А. Фет
E) И.С. Тургенев

40. «Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими» — сон героя русского романа
A) Обломова («Обломов» И.А. Гончарова)
B) Веры Павловны Кирсановой («Что делать?» Н.Г. Чернышевского)
C) Раскольникова («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского)
D) Пьера Безухова («Война и мир» Л.Н. Толстого)
E) Порфирия Головлева («Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина)

41. Муза эпической поэзии в древнегреческой мифологии
A) Терпсихора
B) Каллиопа
C) Эвтерпа
D) Талия
E) Клио

42. Баллада В.А. Жуковского «Светлана» заканчивается:
A) Гаданием девушек
B) Смертью жениха Светланы
C) Посещением Светланы «божьего храма»
D) Смертью Светланы
E) Пробуждением Светланы и возвращением жениха

43. Какое произведение не принадлежит перу В.А. Жуковского
A) «Пловец»
B) «Весеннее чувство»
C) «Сельское кладбище»
D) «Лесной царь»
E) «Вечер»

44. Произведение А.С. Пушкина, в котором главными героями являются исторические личности
A) «Барышня – крестьянка»
B) «Капитанская дочка»
C) «Станционный смотритель»
D) «Дубровский»
E) «Гробовщик»

45. Сюжетная кульминация поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон»
A) танец Тамары
B) смерть Тамары
C) уход Тамары в монастырь
D) встреча Тамары с Демоном
E) гибель жениха

46. Бог подземного царства в древнегреческой мифологии
A) Гименей
B) Посейдон
C) Эрот
D) Гипнос
E) Аид

47. Княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая – героиня поэмы
A) «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова
B) «Граф Нулин» А. С. Пушкина
C) «Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
D) «Медный всадник» А.С.Пушкина
E) «Русские женщины» Н. А Некрасова

48. В рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» по принципу антитезы соотносятся образы
A) Дины и Жилина
B) Жилина и Кази-Мугамеда
C) Жилина и Костылина
D) Жилина и Абдул-Мурата
E) муллы и старика

49. Первое представление пьесы А.П.Чехова «Чайка» в Александринском театре
A) 1900
B) 1895
C) 1899
D) 1896
E) 1897

50. Автор «Сказки о попе …»
A) В. Жуковский
B) Е. Баратынский
C) П. Вяземский
D) А. Пушкин
E) М. Лермонтов

Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов
51. Слова, образованные бессуффиксным способом
A) предоплата, антивирус
B) МГУ, пароход
C) сверхсекретный, контригра
D) маркетинг – директор, плащ — палатка
E) снегопад, водолаз
F) удар, взрыв

52. Предложения с составным именным сказуемым
A) Буду петь я и радость, и горе
B) Она была молода
C) Девочка перестала плакать
D) Мне ваша искренность мила
E) Я готов с вами поспорить
F) Среди болота поднимался лесной островок

53. Односоставные безличные предложения
A) От пословицы не уйдешь.
B) Жизнь правде посвящай.
C) А тебе в твоем дому хорошо ли одному.
D) Быть грому великому.
E) С любимой мечтой не хочется сердцу расстаться.
F) За дверью в комнате стало тихо.
G) Нет счастья в чужом краю.
H) Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев.

54. Осложненным называется простое предложение, которое имеет в своем составе:
A) второстепенные члены предложения
B) обособленные члены
C) обращения
D) однородные члены предложения
E) придаточную часть
F) вводные и вставные конструкции

55. Сложносочиненные предложение, в которых необходимо поставить запятую перед союзом И
A) Всходило солнце и вершины сосен вспыхивали багряными кострами.
B) Как воздух чист и как светла небесная лазурь!
C) Где проложат трассу и кто её будет строить?
D) Старик смеется и все лицо его покрывается мелкими морщинками.
E) Вот поляна и зеленый лес.
F) Солнце спокойно спускалось за синий лес и на земле воцарилась мирная тишина.

56. Допущена пунктуационная ошибка в предложении
A) Слышно было, как ветер трепал кусты деревьев, как неистовствовало море, и лаяли в селении собаки.
B) Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.
C) Ветви деревьев казались мохнатыми, и когда, набегал ветерок слегка шумели первым зеленым шумом.
D) По сумрачному небу слоились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было очень темно.
E) Чаепитие продолжалось часа два или три, и, когда Короленко был в ударе, голос его звучал неумолчно.
F) Я знаю, что когда получают награду, то принято обещать и на будущее трудиться.

57. С.А. Есенин в своих произведениях часто использует
A) героев античной мифологии
B) библейские сюжеты
C) реальных героев
D) элементы обрядовой поэзии
E) песенные и частушечные сюжеты
F) фольклорные приемы и образы

58. За изобразительное начало стиха, видимое и осязаемое, ратовали
A) символисты
B) имажинисты
C) импрессионисты
D) футуристы
E) модернисты
F) акмеисты

59. Один из основных принципов акмеизма:
A) постигать божественную сущность мира с помощью символов
B) отрицание прошлого
C) создание «заумного языка»
D) искусство как высший способ постижения действительности
E) стремление выработать логически ясный точный язык, в котором слово означало бы лишь свойство предмета и ничего более
F) изображение исключительных характеров

60. А. Твардовский в поэме «За далью – даль» видит следующие дали:
A) бездонность души лирического героя
B) историческую даль как преемственность поколений
C) духовные искания героя
D) нравственные идеалы современников
E) необъятность географических просторов России
F) определенный период развития страны

Контекстные задания
1-контекст
5 заданий с выбором одного правильного ответа

Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее – не прогнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется.
И.С.Тургенев «Муму»
61. Тип речи текста
A) рассуждение с элементами повествования
B) повествование
C) рассуждение
D) повествование с элементами описания
E) описание

62. По своему строению в части данного многочленного предложения входят
A) простые, БСП,СПП
B) простые, БСП,ССП,СПП
C) простые, ССП,СПП
D) безличные, простые, ССП
E) безличные, простые, СПП

63. Количество относительных прилагательных в тексте:
A) 2
B) 1
C) 4
D) 5
E) 3

64. Количество простых предложений в составе данного многочленного предложения
A) 8
B) 7
C) 4
D) 5
E) 6

65. Несогласованное определение
A) из дубовых досок
B) богатырская кровать
C) кровать из досок
D) по своему вкусу
E) на четырех чурбанах

Контекстные задания
2-контекст
5 заданий с выбором одного правильного ответа

Компоненты
НКТ. Русский язык и литература. Вариант 2.
66. В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» автор представлен в лице
A) нейтрального повествователя
B) образа автора
C) автора-персонажа
D) автора-повествователя
E) автора-человека

67. Чтение – это сопереживание, понимание и сотворчество автора художественного текста и
A) автора-повествователя
B) образа автора
C) читателя
D) автора-человека
E) автора-персонажа

68. Авторское начало по-разному обнаруживает себя в драматическом, лирическом и эпическом текстах. В лирике важнее всего именно
A) образ автора
B) автор-рассказчик
C) автор-человек
D) нейтральный повествователь
E) автор-персонаж

69. Автор-человек, образ автора, автор-персонаж и рассказчик, нейтральный повествователь — это четыре лица одного автора —
A) создателя скульптуры
B) создателя картины
C) создателя гравюры
D) создателя художественного текста
E) создателя рисунка

70. Воображаемая реальность, воплощенная в художественном тексте — это
A) художественный текст
B) художественная литература
C) художественное время
D) художественное пространство
E) художественный мир

Тест по 1-БЛОКУ «Русский язык и литература. Вариант 2» завершен.

Рекомендуем пройти Тест по блоку: “Педагогика, методика обучения”

  • Сочинения
  • По литературе
  • Толстой Лев
  • Анализ рассказа Кавказский пленник

История написания

Наше государство за свою историю прошло немалое количество войн с различным исходом. Одно из таких боевых действий нашло отражение в произведениях многих писателей и поэтов. Это события Кавказской войны, охватившей период 1817-1864 гг. Не обошел стороной эту тематику и Л.Н. Толстой в своем известном произведении «Кавказский пленник».

Первая публикация рассказа состоялась на страницах второго номера периодического издания «Заря» в 1872 году. В основе сюжета в определенной мере лежат реальный события, которые произошли с автором в то время, когда он нес службу на Кавказе в 1853-м г. Однажды автору и его другу-сослуживцу, чеченцу Садо, грозила опасность. Они были настигнуты противниками, которые хотели их захватить живыми в плен. Несмотря на то, что у Л.Н. Толстого был хороший конь, он не стал в одиночку отрываться от погони, остался помогать своему другу, у которого хоть и было оружие, но совсем без припасов. Однако, друзьям посчастливилось приблизиться к крепости казаков, которые поспешили к ним на помощь.

Кроме того, за основу произведения автор взял так же материал из «Воспоминаний кавказского офицера», написанных полковником Ф.Ф. Торнау.

Сюжетная линия

Произведение повествует об офицере Иване Жилине, который принимал участие в боевых действиях на Кавказе. Однажды главный герой получает письмо от мамы, в котором она ведает ему о своем плохом здоровье и просит его приехать домой. Офицер берет отпуск и отправляется к матери.

Жилин и его сослуживец Костылин решаются идти в пешую, опережая медленно движущийся обоз. Увы, их настигают горцы и берут в плен. Пленные будут отданы как долг новому хозяину по имени Абдул-Мурат. Освобождение из плена возможно только лишь в случае выкупа их родными. Иван, который понимал, что больной матери не откуда взять такие средства, отсылает письмо с неверно указанным адресом. 

Товарищи пребывают в плену уже на протяжении месяца. Жилин, который осознает, что ему помощи неоткуда ждать, заручается симпатией некоторых жителей аула, в том числе хозяина и его дочери Дины, ремонтируя вещи и создавая игрушки из глины для ребятишек. А в ночное время занимается рытьем подкопа.

Однажды пленники решаются на побег. Они сильно ранят ноги тесной обувью, и Жилину приходится тащить Костылина на себе. Им не удается далеко сбежать, их настигают татары и возвращают в селение, поместив в глубокой яме. Им было поставлено условие, что по истечению двух недель, в случае отсутствия выкупа, они будут убиты.  

В яме самочувствие сослуживца Жилина ухудшается, и Иван решается совершить новый побег в одиночку. Для этого он просит о помощи Дину. После длинной дороги, прямо перед крепостью, главный герой снова нарывается на противников. Однако, ему удается докричаться о помощи до казаков, которые вовремя поспешили на подмогу. За Костылина все-таки был предоставлен выкуп по истечении месяца, он возвратился в крепость, но был очень ослаблен.

Описание главных персонажей

В своем рассказе автор изображает двух абсолютно противоположных героев, за счет чего и достигается большая контрастность произведения. Именно посредством данной антитезы Л. Толстой раскрывает явные проблемы и вопросы, которым посвящен рассказ.

Костылин – представитель качеств, присущих большей части людей верхушки. Ему присуща лень, слабость, трусливость, беспомощность в случае отсутствия денег.

Иван Жилин – русский небогатый дворянин, которому характерна изобретательность, отвага и сила. Он способен найти решение любой сложной ситуации.

Основная идея

В своем произведении автор стремится показать, что только личность, обладающая такими человеческими качествами как доброта, стойкость и храбрость способна противостоять любому жизненному испытанию.

Главные вопросы, затронутые в рассказе

Произведение посвящено раскрытию таких тем как:

— Противопоставление искренней, настоящей дружбы, дружбе «по удобному случаю».

— Вопрос отважного подвига как естественного состояния главного героя.

— Милосердие и сочувствие. Для этого автор вводит в рассказ образ Дины, руководствовавшейся чувством уважения и дружеской симпатии к главному герою.

Проблемы

События Кавказской войны охватили немалый промежуток времени и забрали большое количество жизней. Автор обращает внимание читателя на бессмысленность и жестокость военных действий, который выгодны лишь отдельным представителям социальной прослойки. Для обычного человека, такого ка Жилин, эта война вовсе не нужна, он прекрасно ладит с представителями лагеря противников.

Помимо этого, поднимается в рассказе и вопрос предательства в образе сослуживца Жилина – Костылина.

Мораль произведения

Рассказ Л.Н. Толстого, написанный простым и понятным языком, не теряет совей актуальности и сегодня. Он учит стойкости перед любыми жизненными обстоятельствами, показывает бессмысленность войн и национальной розни.

2 вариант

Произведение Толстого рассказывает о событиях, произошедших во время Кавказской войны, длившейся с 1817 по 1864 год, в которой сам автор принимал участие. Оно основано на реальных воспоминаниях барона Ф. Ф. Торнау о пребывании в плену у горцев.

По жанру — это рассказ, так как произведение имеет небольшой объём и ограниченное количество персонажей. По направлению – реализм.

В сюжете рассказа история русского офицера Ивана Жилина, участника боевых действий на Кавказе. По дороге домой в отпуск он с другим офицером Костылиным попадает в плен к горцам. Хозяева требуют от пленников выкуп. У Жилина нет таких денег, поэтому он пытается сбежать из плена. Со второй попытки ему это удаётся. У Костылина родственники в состоянии заплатить за него, он дождётся от них выкупа.

На примере двух основных героев автор показывает, как по–разному проявляют себя люди на войне.

Иван Жилин – смелый и сильный духом человек. В плену он надеется только на себя, так как у его матери нет денег, чтобы заплатить за него выкуп. Жилин не падает духом, а ищет выход из сложившейся ситуации: придумывает план побега и роет подкоп. Он не сидит без дела: мастерит игрушки для детей горцев; ремонтирует часы и ружья для местных жителей, изучает татарский язык. Таким поведением Жилин завоёвывает симпатии даже у недругов. Иван — мужественный человек, стойко переносит все лишения. В побеге, стерев ноги до крови, он не бросает своего товарища по несчастью, а несёт его на себе. К тому же, Жилин – великодушен, не помнит зла на Костылина за его предательство. Он наблюдательный, находчивый, настойчивый и терпеливый – все эти качества помогли ему выжить в неволе.

Костылин — полная противоположность Жилину, совершенно ненадёжный товарищ, способный на предательство. Он — ленивый, слабый, трусливый, безвольный человек. Плен его окончательно сломал, поверг в уныние и апатию. Костылин не предпринимает никаких попыток к своему освобождению, а смиренно ждёт выкупа от родственников.

Главная тема произведения — война и поведение человека в экстремальных условиях. Автор на примере героев показывает, что в любых ситуациях надо оставаться человеком.

Проблема в том, что война — это всегда зло, жестокость и убийства; изломанные судьбы людей.

Смысл произведения — никогда не стоит сдаваться и опускать руки. Надо верить, надеяться и действовать. Успех приходит только к тому, кто к нему стремится.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Кавказский пленник

Анализ рассказа Кавказский пленник

Популярные сегодня темы

  • О чем грустит Гоголь в Ревизоре сочинение 8 класс

    Множество писателей в своих произведениях рассуждают над той или иной проблемой, заставляя читателя также приобщиться к размышлениям, противопоставляя ему ту или иную проблему.

  • Сочинение Родная земля

    одная земля — это то место где родился и вырос человек. Родина это там где находится семья и близкие люди. К родной земле люди возвращаются на протяжении всей жизни. Многие мечтают о лучшей жизни

  • План сказки Царевна и семь богатырей Пушкина

    Попрощавшись с супругой, царь отправляется в путь. Жена ожидает его, с грустью смотря в окошко. В ночи рождается будущая царевна. Вскоре приезжает царь. Супруга умирает.

  • Сочинение Народные промыслы

    Народные промыслы исторически сложились как результат деятельности умельцев и художников из народа по созданию изделий материальной культуры для повседневного использования

  • Образ и характеристика Тихона Щербатого в романе Война и мир Толстого сочинение

    Тихон Щербатый — один из второстепенных героев в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Он является простым мужиком, который начал войну с французами без чьей-либо помощи.

«Кавказский пленник» это рассказ, анализ которого будет крайне интересен школьникам. Создан тем великим автором, кто написал «Войну и мир», «Анну Каренину», а также множество других произведений, а именно Львом Николаевичем Толстым.

Сочинение показывает русского офицера, плененного горскими народами. Написано для школьного пособия «Азбука», первый раз его опубликовали в журнале «Заря». Год написания 1872.

Одно из более знаменитых произведений писателя, входит в школьную программу. Такие писатели как Самуил Маршак или Виктор Шкловский оставили свой отзыв о данном произведении.

История создания рассказа «Кавказский пленник»

История создания произведения связана с событиями, случившимися с автором во время службы на Кавказе. В своем дневнике он написал, что чуть не попался в плен.

О влиянии Кавказа на его жизнь и творчество Толстой писал в 1859 году: Это было и мучительное и хорошее время. Никогда, ни прежде, ни после, я не доходил до такой высоты мысли, как в это время И всё, что я нашёл тогда, навсегда останется моим убеждением.

Об этой ситуации вспоминали родственники писателя, например, шурин и дочь Толстого. Последняя рассказывала, что отец со своим приятелем провожали обоз в крепость. Там было еще четверо провожатых.

Путь шел ущельем, и у горцев была возможность напасть на них. Им стало скучно и они решили обогнать обоз и поскакать вперед. Трое поехали внизу по расщелине, а Толстой со своим товарищем вверху. Они не успели выехать на хребет, как вдруг увидели бегущих на них чеченцев. К счастью у них получилось ускакать.

Краткое содержание для читательского дневника

Вкратце сюжет повествует о временах Кавказской войны. Тут служит офицер Иван Жилин. Место проживания солдат — крепость.

Мать прислала Ивану письмо, с просьбой проведать ее. Вот Жилин и выезжает из крепости с обозом.

Поскольку обоз едет медленно, Жилин с другим офицером по имени Костыли решают поехать сами вперед. Они встречают горцев. Костылин бросает Жилина и уезжает. Горцы подстреливают лошадь Жилина и берут его в плен. Позже в плен попадает и Костылин. Они живут в сарае.

Цитата из рассказа описывает состояние героев: «Жил так Жилин с товарищем месяц целый. Хозяин все смеется. — Твоя, Иван, хорош, — моя, Абдул, хорош. — А кормил плохо, — только и давал, что хлеб пресный из просяной муки, лепешками печеный, а то и вовсе тесто непеченое.

По ночам Жилин делает подкоп, но затея оказалась провальной. В конце концов ему удалось сбежать с помощью дочки хозяина Дины. Он добрался до русских войск, а те впоследствии спасли Костылина.

В произведении показан быт горцев, их обычаи, рассказано, как они жили, и также присутствует описание природы, благодаря чему можно лучше понять переживания персонажей.

Главные герои и их характеристика

Главными героями являются Жилин, Костылин, а второстепенными Дина и Абдул-Мурат. Иван Жилин — это главный персонаж «Кавказского пленника».

Кратко о нем можно сказать, что он настоящий русский офицер, ему присущи такие черты характера, как храбрость, бесстрашие.

Жилин упрямый, но в то же самое время он относится ко всем уважительно, в том числе и к себе.

Он требует уважения даже от пленивших его татар. Иван умеет хорошо чинить и, в отличие от Костылина, ему присуща сила воли.

Еще одним главным героем рассказа является Костылин. Эти персонажи противопоставляются. Главной чертой характера Костылина является трусость. Он полнотелый, медленный человек.

Одинаковый он и в поведении. Костылин грустный, все время жалуется. Этот герой даже к себе не имеет уважения. Из-за своего образа жизни он заболел. Костылин не может бороться за свободу.

Литературное направление и жанр

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» написал в стиле реализм. Автор работал в этом литературном направлении и хорошо его изучил. Лев Николаевич изображает реальную жизнь, какой она была. События произведений данного направления не выходят за пределы реальности.

Многие думают, рассказ это или повесть? Многие специалисты относят произведение к жанру рассказа, исходя из количества главных героев и сюжетных линий.

Тема и композиция

Тема «Кавказского пленника» это война Российской империи с горскими народами. План рассказа содержит такие структурные элементы, как завязка, развитие событий, кульминация и развязка.

Экспозиция довольна короткая, в ней всего пара предложений. Она рассказывает о том, что на Кавказе служил один офицер.

Завязка: Жилин получает письмо от мамы и отправляется, чтобы ее проведать.

Развитие событий: Иван попадает в плен, позже к нему присоединяется Костылин. Жилин продумывает побег, но убежать не получается. Офицеров Жилина и Костылина горцы сажают в яму

Кульминация повествует, что офицер Жилин благодаря помощи Дины выбирается из плена.

Развязка: побег удался. Потом русские привезли Ивана в крепость и спасли Костылина. 

Тропы

В рассказе использованы различные тропы. Эпитеты: «с красной бородой», «кинжал серебряный», «кувшинчик жестяной», «пуховые подушки».

Метафоры: захолустная речонка, а речка была славная.

Сравнения: «мелкими как иглы зубами», «как сказочные японские петухи».

Олицетворения: шевелились и дрожали низкие звезды, картошка шипела.

Основная мысль рассказа

Главная мысль — не отчаиваться и бороться до конца, и тогда все будет хорошо. Автор противопоставляет двух главных героев Жилина и Костылина.

Жилин пытается вырваться из плена, а Костылин морально сдается. Можно задаться вопросом почему так назван рассказ, ведь в названии пленник один, а в рассказе два?

Смысл названия рассказа показывает, что в повести один пленник — это Жилин. Он не просто ждет освобождения, а пытается вырваться на свободу.

Проблематика

В произведении затронуто множество проблем. С первых страниц рассказа можно увидеть проблему предательства. Иван доверял своему другу, но именно это и обернулось против него. Из-за Костылина приключилась вся эта ситуация, так как он не прикрыл товарища.

Также в рассказе дается иллюстрация сословного неравенства. Богатый человек привык жить на всем готовом, а простой человек должен отдавать все силы, чтобы жить нормально.

И учитывая, то что действие происходит на Кавказе, Л. Н. Толстой затрагивает проблему войны. Император захотел подчинить себе горцев, и началась война. Это вынудило горные народы довольно жестоко пленить русских.

Темы произведения

Лев Николаевич раскрыл в произведении тему смелости.

Ведь если бы у главного героя не было отваги, ему бы не удалось вырваться на свободу.

Писатель говорит о доброте, как о качестве, которое должно быть у всех людей.

Это можно посмотреть на примере Дины, которая воспитывалась среди работорговцев. Она ценила человека за личные качества, а не деньги.

Чему учит рассказ «Кавказский пленник»

Произведение учит, что вне зависимости от сложностей, которые предстают перед человеком, не нужно отступать, а следует взять себя в руки и двигаться только вперед, проявлять стойкость и упорство.

При этом не стоит забывать про милосердие и доброту по отношению к окружающим, и что не все можно купить деньгами.

  • В рассказе говорится о лосях и как их спас сын лесника митя
  • В рассказе встречаются фамилии писателей и поэтов цитаты и имена героев из их произведений
  • В рассказе бунина снежный бык присутствует множество подробных ярких описаний это цели служит целый
  • В рассказе бунина господин из сан франциско есть образы
  • В рассказе бунина господин из сан франциско атлантида это что