В рассказе лошадиная фамилия речь идет о лечении зубов да или нет

ЗАДАНИЯ ПЕРВОГО (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА
ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

2021/2022 учебный год

ЛИТЕРАТУРА

8 КЛАСС

Максимальное количество баллов – 37                        Время выполнения — 45 минут

1. Определите жанр произведения     (максимальное количество баллов – 5):

Произведение

        Жанр        Жанр

1. «Вольга и Микула Селянинович»

А. Баллада

2. «Лесной царь»  В.А. Жуковский

Б. Стихотворение

3. «Полтава»   А.С. Пушкин

В. Былина

4. «Ворона и Лисица»   И.А. Крылов

Г. Поэма

5. «Узник»  А.С. Пушкин

Д. Басня

Ответ

1

2

3

4

5

2. Назовите подлинное имя литературного героя (максимальное количество баллов – 6):

Капитанская дочка – _________________________________________________________

Человек в футляре — __________________________________________________________

Барышня — крестьянка_________________________________________________________

Соперник купца Калашникова — ________________________________________________

Кавказский пленник — _________________________________________________________

Герой по прозвищу Хамелеон — _________________________________________________

3. Верите ли вы, что (да/нет, максимальное количество баллов —  10):

           1) Хлестакову  каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей ______________

           2) Панночка была ведьмой ___________________________________________________

           3) Поэт А.С. Пушкин обожал зиму_____________________________________________

           4) Предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии ______________________________

           5) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе __________________________________

           6) О бедной Лизе написал Н.М. Карамзин ______________________________________

           7) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом ________________________________

            8) Песнь о вещем Олеге написал Пушкин ______________________________________

           9)В рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов ___________________

           10) Ася гуляла по Бежину лугу? ______________________________________________

4. Какие средства художественной выразительности использовали авторы литературных произведений?   (максимальное количество баллов – 2).

А) Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

                                                            (М.Ю.Лермонтов)

Ответ ____________________________________________________________________

Б) Тропами потаёнными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими

Леса молчат – осенней ночи ждут.

                                                              (И.Бунин)

Ответ _____________________________________________________________________

5. Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора (максимальное количество баллов – 6). 


      а)
 — Не смейся, не смейся, батьку!..

— Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться?

— Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу! 

Ответ _______________________________________________________________________

б) — А где же ключик?

А англичане говорят:

— Здесь и ключ перед вашими очами.

— Отчего же,- государь говорит, — я его не вижу?

— Потому, — отвечают, — что это надо в мелкоскоп. 

Ответ _______________________________________________________________________


в) — А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?

— На плотине-то?..

— Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое. Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся.

— Ну, что такое случилось? Сказывай…

— А вот что случилось. 

Ответ _____________________________________________________________________

6. Каким историческим событиям посвящены следующие произведения?

    (максимальное количество баллов – 6

а) Гомер «Илиада» ____________________________________________________________

б) И.Крылов «Волк на псарне»__________________________________________________

в) М.Ю. Лермонтов «Бородино»_________________________________________________

г) А.С. Пушкин «Капитанская дочка»_____________________________________________

д) А.С. Пушкин «Медный всадник»______________________________________________

е) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»___________________________________________________

7. Прочитайте текст и ответьте на вопрос (максимальное количество баллов – 2 балла). 
     

“На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру всё было готово. Лиза примерила обнову и призналась перед зеркалом, что никогда ещё так мила самой себе не казалась. Она повторила свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головой, наподобие глиняных котов, говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила полное одобрение Насти. Одно затрудняло её…” 

Что именно? Какой нашелся выход из сложного положения? 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ПЕРВОГО (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА
ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

2021/2022 учебный год

ЛИТЕРАТУРА

8 КЛАСС

Максимальное количество баллов – 37                            Время выполнения — 45 минут

  1. Определите жанр произведения    

(максимальное количество баллов – 5, по 1 баллу за каждый верный ответ):

Ответ

1

2

3

4

5

в

а

г

д

б

  1. Назовите подлинное имя литературного героя (максимальное количество баллов – 6, по 1 баллу за каждый верный ответ):

Капитанская дочка – Маша  Миронова

Человек в футляре – Беликов

Барышня – крестьянка – Лиза Муромская

Соперник купца Калашникова – Кирибеевич

Кавказский пленник – Жилин

Герой по прозвищу Хамелеон — Очумелов

3. Верите ли вы, что

 (да/нет, максимальное количество баллов —  10, по 1 баллу за каждый верный ответ):

 1) Хлестакову  каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей  (нет)

 2) Панночка была ведьмой  (да)

 3) Поэт А.С. Пушкин обожал зиму   (нет)

 4) Предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии  (нет)

 5) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе  (нет)

 6) О бедной Лизе написал Н.М. Карамзин  (да)

 7) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом  (нет)

  8) Песнь о вещем Олеге написал Пушкин  (да)

 9)В рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов  (да)

10) Ася гуляла по Бежину лугу? (нет)

4. Какие средства художественной выразительности использовали авторы литературных произведений?   (максимальное количество баллов – 2, по 1 баллу за каждый верный ответ).

А) сравнение

Б) олицетворение

5. Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора (максимальное количество баллов – 6, по 1 баллу за название произведения, по 1 баллу за указание автора). 

А) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Б) Н.С. Лесков «Левша»

В) И.С. Тургенев «Бежин луг»


6. Каким историческим событиям посвящены следующие произведения?

    (максимальное количество баллов – 6, по одному баллу за каждый верный ответ

а) Гомер «Илиада» — Троянская война; похищение Елены Прекрасной Парисом как повод к войне.

б) И.Крылов «Волк на псарне» – Отечественная война 1812 года;

в) М.Ю. Лермонтов «Бородино» – Отечественная война 1812 года, битва на Бородинском поле;

г) А.С. Пушкин «Капитанская дочка» – время восстания Е. Пугачева (1773-1775);

д) А.С. Пушкин «Медный всадник» – петербургское наводнение 7 ноября 1824 года;

е) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» – о войне украинского казачества с польскими панами. (События 1648 -1654 годов, восстание под руководством Б.Хмельницкого).

7. Прочитайте текст и ответьте на вопрос (максимальное количество баллов – 2 балла, по 1 баллу за ответ на вопрос). 

1. “…Она попробовала было пройти по двору босая, но дёрн колол её нежные ноги, а песок и камушки показались ей нестерпимы”.

2. Настя сбегала к Трофиму (пастуху) и по мерке с Настиной ноги заказала пару лаптей.

Ответы к олимпиаде по Литературе 8 класс

Clifford Дата: Пятница, 22.11.2013, 13:35 | Сообщение # 1

Сержант

Группа: Проверенные

Награды: 0

Репутация: 0

Статус: Offline

Ответы к олимпиаде по Литературе 8 класс

 Посмотреть и бесплатно скачать Ответы и Решения Олимпиады

Школьный этап

2017, 2018 год

Задания на Олимпиаду ЗДЕСЬ

 
Clifford Дата: Пятница, 22.11.2013, 13:36 | Сообщение # 2

Сержант

Группа: Проверенные

Награды: 0

Репутация: 0

Статус: Offline

1 этап

№1. За сопоставительный анализ стихотворений – 5 баллов. Наличие аргументов приветствуется – 2 балла.

 
Clifford Дата: Пятница, 22.11.2013, 13:37 | Сообщение # 3

Сержант

Группа: Проверенные

Награды: 0

Репутация: 0

Статус: Offline

№2.

Императрица Елизавета Петровна из «Оды на восшествие…» Ломоносова, крестьянская девушка из повести Карамзина «Бедная Лиза», воспитанница графини из повести Пушкина «Пиковая дама», дворянская дочь из повести Пушкина «Барышня-крестьянка».

 
Clifford Дата: Пятница, 22.11.2013, 13:37 | Сообщение # 4

Сержант

Группа: Проверенные

Награды: 0

Репутация: 0

Статус: Offline

№3.

Верите ли вы, что

1) Хлестакову каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей; (нет)

2) панночка была ведьмой; (да)

3) поэт А.С. Пушкин обожал зиму; (нет)

4) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии; (нет)

5) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе; (нет)

6) о бедной Лизе написал Н.М. Карамзин; (да)

7) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом; (нет)

8) песнь о вещем Олеге написал Пушкин; (да)

9) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов; (да)

10) Ася гуляла по Бежину лугу (нет)? Почему одним фактам можно доверять, а другим нет? Обоснуйте свой ответ.

 
Clifford Дата: Пятница, 22.11.2013, 13:38 | Сообщение # 5

Сержант

Группа: Проверенные

Награды: 0

Репутация: 0

Статус: Offline

№4.

Оцениваем размышление на тему «Моя любимая поэтическая строка» — 5 баллов.

 
Clifford Дата: Пятница, 22.11.2013, 13:38 | Сообщение # 6

Сержант

Группа: Проверенные

Награды: 0

Репутация: 0

Статус: Offline

№5.

Назовите подлинное имя героев.

Мисюсь (Женя Волчанинова), пиковая дама (графиня NN), капитанская дочка (Маша Миронова), мечтатель (нет имени), человек в футляре (Беликов); Ася; автор повестей – Белкин; соперник купца Калашникова (Кирибеевич); два кавказских пленника (Жилин и Костылин); герой по прозвищу Хамелеон (Очумелов).

 
Clifford Дата: Пятница, 22.11.2013, 13:38 | Сообщение # 7

Сержант

Группа: Проверенные

Награды: 0

Репутация: 0

Статус: Offline

№6.

Переделайте в басню сказку о животных или сочините басню на тему, актуальную для вас и ваших ровесников. 10 баллов

 
Clifford Дата: Пятница, 22.11.2013, 13:38 | Сообщение # 8

Сержант

Группа: Проверенные

Награды: 0

Репутация: 0

Статус: Offline

№ 7.

По данному началу напишите небольшой текст и озаглавьте его. 5 баллов
Человечество охвачено сейчас, как я бы назвал, «вакханалией доступности». Но боюсь только, что с всеобщей доступностью сделается постепенно недоступным для нас такое понятие, как красота. (В. Солоухин).

 
Clifford Дата: Пятница, 22.11.2013, 13:40 | Сообщение # 9

Сержант

Группа: Проверенные

Награды: 0

Репутация: 0

Статус: Offline

2 этап

№1.

Оцениваем умение интерпретировать лирическое произведение через вычитывание смысла, через анализ тех средств, с помощью которых создаётся каждый образ. На баллы влияет и речевое оформление. 5 баллов

 
Clifford Дата: Пятница, 22.11.2013, 13:40 | Сообщение # 10

Сержант

Группа: Проверенные

Награды: 0

Репутация: 0

Статус: Offline

№2.

Оцениваем, правильно ли дети указали героинь, которые имеют имя Мария, верно ли дали характеристику им, указали ли авторов художественных произведений. 3 балла

 
Clifford Дата: Пятница, 22.11.2013, 13:41 | Сообщение # 11

Сержант

Группа: Проверенные

Награды: 0

Репутация: 0

Статус: Offline

№3.

«Отрочество» (Л. Толстой), «Мои университеты» (М. Горький), «Слепой музыкант» (В. Короленко), «Алые паруса» (А. Грин), «Чучело» (А. Железников), «Безумная Евдокия» (А. Алексин), «Уроки французского» (В. Распутин), «Поучение Владимира Мономаха» (В. Мономах), «Морозко» (русская народная сказка), «Тарас Бульба» (Н. Гоголь). 3 балла

 
Clifford Дата: Пятница, 22.11.2013, 13:41 | Сообщение # 12

Сержант

Группа: Проверенные

Награды: 0

Репутация: 0

Статус: Offline

№4.

Бородино («Бородино»), Кавказ («Беглец», «Мцыри»), Санкт-Петербург («Невский проспект», «Белые ночи»), Запорожская сечь («Тарас Бульба»), царская гридница («Песня про царя Ивана Васильевича…»), уездный город N («Ревизор»), пустыня («Анчар»), Севастополь («Севастопольские рассказы»), страна чудес («Приключения Буратино»), Сибирь («Русские женщины»). 3 балла

 
Clifford Дата: Пятница, 22.11.2013, 13:41 | Сообщение # 13

Сержант

Группа: Проверенные

Награды: 0

Репутация: 0

Статус: Offline

№5.

Дети могут назвать нескольких писателей, которые сочинили произведения о «человеке размышляющем», о «человеке чувствующем», о «человеке действующем». Могут быть названы как русские, так и зарубежные писатели. Главное – знают ли дети об их жизни и творчестве. 3 балла

 
Clifford Дата: Пятница, 22.11.2013, 13:41 | Сообщение # 14

Сержант

Группа: Проверенные

Награды: 0

Репутация: 0

Статус: Offline

№6.

Конечно, дети назовут несколько произведений, в которых герои прошли разные испытания: экстремальные ситуации, любовь, нравственный выбор. Дано обоснование с опорой на сюжет книги. 4 балла

 
Clifford Дата: Пятница, 22.11.2013, 13:42 | Сообщение # 15

Сержант

Группа: Проверенные

Награды: 0

Репутация: 0

Статус: Offline

№ 7.

Оцениваем аргументы, выбранные для того, чтобы объяснить смысл высказывания с опорой на свой читательский опыт. Должно быть не менее 3 аргументов. Обращаем внимание на речевое оформление работы.
5 баллов

 
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »

1. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:

а) Тарханы;

б) Спасское-Лутовиново;

в) Ясная Поляна;
г) Таганрог;
д) Константиново;
е) Михайловское;
ж) Грешнево;
з) Васильевка.

(8 баллов)
2. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.

а) дактиль а) сравнение а) пословица;

б) рассказ б) ямб б) басня;

в) роман в) анапест в) гипербола;

г) хорей г) метафора г) поэма;

д) эпитет д) олицетворение д) антитеза.

(15 баллов)

3. Разгадайте кроссворд:

л

и

т

е

р

а

т

у

р

а

1) Лиро- эпическое произведение, т.е. рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера.

2) Назовите средство художественной выразительности: « У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями». (Н.В. Гоголь)

3) Одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев.

4) В фольклорных произведениях этот троп постоянный.

5) Название одного из родов литературы.

6) Назовите фигуру речи:

Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза.

С.А. Есенин

7) Троп, основанный на перенесении свойств одного предмета на другой по принципу их сходства.

8) Один из элементов сюжета. Момент наивысшего напряжения в развитии действия.

9) Назовите фигуру речи, использованную в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус».

10) Один из трёхсложных размеров стихосложения.

(10 баллов)

4. Определите произведение по приведенной портретной характеристике:

А) Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

1) «Матушка»; 2) «Одинцова»; 3) «Портрет»; 4) «Алые паруса».

Б) «… чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геммороидальным…»

1) «Шинель»; 2) «Крыжовник»; 3) «Портрет»; 4) «Хорь и Калиныч».

(4 балла)

5. Героини каких произведений русской классики носят имя Елизавета? Кем они являются? Не забудьте указать авторов художественных произведений.

(12 баллов)

6. Верите ли вы, что 1) Хлестакову каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей; 2) панночка была ведьмой; 3) поэт А.С. Пушкин обожал зиму; 4) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии; 5) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе; 6) о бедной Лизе написал Н.М. Карамзин; 7) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом; 8) песнь о вещем Олеге написал Пушкин; 9) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов; 10) Ася гуляла по Бежину лугу? Почему одним фактам можно доверять, а другим нет? Обоснуйте свой ответ.

(12 баллов)

7. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. У какого произведения нет автора? Аргументируйте свой ответ.

«Детство», «В людях», «Кортик», «Бирюк», «Два капитана», «Уроки французского», «Путешествия Синдбада-морехода», «Дубровский», «Повесть временных лет», «Портрет».

(12 баллов)

8. Определите стихотворный размер:

а) В надежде славы и добра

Гляжу вперед я без боязни:

Начало славных дней Петра

Мрачили мятежи и казни.

( А.С. Пушкин)

б) Чёрная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить?

Выйду на озеро в синюю гать,

К сердцу вечерняя льнёт благодать.

(С.А.Есенин)

(4 балла)

9. Назовите героя, которому принадлежат эти слова:

1) — Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя.

2) — Спешу уведомить тебя, душа моя Тряпичкин, какие со мной чудеса.

3) — Разговаривает все на тонкой деликатности, что разве только дворянству уступит; пойдешь на Щукин — купцы тебе кричат: «Почтенный!»

4) Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.

5) — С тех пор как я принял начальство, — может быть, вам покажется даже невероятным, — все как мухи, выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком.

6) — Пошли к Почечуеву, да на дороге Петр Иванович говорит: «Зайдем, говорит, в трактир. В желудке-то у меня… с утра я ничего не ел, так желудочное трясение». Да-с, в желудке-то у Петра Ивановича… «А в трактир, говорит, привезли теперь свежей сёмги, так мы закусим».

Назовите произведение и автора.

(8 баллов)

10. Напишите небольшой диалог (10-20 реплик) между Петром Гринёвым из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и Митрофаном Скотининым из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

(15 баллов)

Ответы к олимпиадным заданиям по литературе

8 класс

1. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:

а) Тарханы – М.Ю. Лермонтов;

б) Спасское — Лутовиново – И.С. Тургенев;

в) Ясная Поляна – Л.Н. Толстой;
г) Таганрог – А.П. Чехов;
д) Константиново – С.А. Есенин;
е) Михайловское – А.С. Пушкин;
ж) Грешнево – Н.А. Некрасов;
з) Васильевка — Н.В. Гоголь . (8 баллов)

2. Ответ.

Комментарий: если неправильно названа группа при правильном распределении терминов, один балл снимается.

а) дактиль, ямб, анапест, хорей – размеры стиха; б) рассказ, пословица, басня, роман, поэма — жанры;

в) гипербола, метафора, эпитет, олицетворение, антитеза, сравнение – изобразительно- выразительные средства.

(15 баллов)

3. Ответ:

б

а

л

л

а

д

а

г

и

п

е

р

б

о

л

а

п

о

р

т

р

е

т

э

п

и

т

е

т

л

и

р

и

к

а

а

н

а

ф

о

р

а

м

е

т

а

ф

о

р

а

к

у

л

ь

м

и

н

а

ц

и

я

и

н

в

е

р

с

и

я

а

н

а

п

е

с

т

(10 баллов)

4. Определите произведение по приведенной портретной характеристике:

А) «Портрет»;

Б) «Шинель».

(4 балла)

5. Императрица Елизавета Петровна из «Оды на день восшествия…» Ломоносова, крестьянская девушка из повести Карамзина «Бедная Лиза», воспитанница графини из повести Пушкина «Пиковая дама», дворянская дочь из повести Пушкина «Барышня-крестьянка».

(12 баллов)

6. Верите ли вы, что 1) Хлестакову каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей; (нет) 2) панночка была ведьмой; (да) 3) поэт А.С. Пушкин обожал зиму; (нет) 4) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии; (нет) 5) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе; (нет) 6) о бедной Лизе написал Н.М. Карамзин; (да) 7) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом; (нет) 8) песнь о вещем Олеге написал Пушкин; (да) 9) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов; (да) 10) Ася гуляла по Бежину лугу (нет)? Почему одним фактам можно доверять, а другим нет? Обоснуйте свой ответ. Всего 12 баллов: 10 за ответы + 2 за обоснование.

7. Перед каждым названием произведения дети написали фамилию автора (10 баллов). Аргументированно определили название, у которого нет и не может быть автора (2 балла). «Детство» (Л. Толстой, М. Горький), «В людях» (М. Горький), «Кортик» (А. Рыбаков), «Бирюк» (И.С. Тургенев), «Два капитана» (В. Каверин), «Уроки французского» (В. Распутин), «Дубровский» (А.С. Пушкин), «Повесть временных лет» (монах Киево-Печерского монастыря Нестор), «Портрет» (Н.В. Гоголь). «Путешествия Синдбада-морехода» — цикл сказок Шахерезады, вымышленного персонажа восточных сказок и легенд «Тысяча и одна ночь».

8. Определите стихотворный размер:

а) ямб;

б) дактиль.

(4 балла)

9. Назовите героя, которому принадлежат эти слова:

1) — Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя – Сквозник– Дмухановский, городничий;

2) — Спешу уведомить тебя, душа моя Тряпичкин, какие со мной чудеса – Хлестаков;

3) — Разговаривает все на тонкой деликатности, что разве только дворянству уступит; пойдешь на Щукин — купцы тебе кричат: «Почтенный!» — Осип, слуга Хлестакова;

4) Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело – Ляпкин — Тяпкин, судья;

5) — С тех пор как я принял начальство, — может быть, вам покажется даже невероятным, — все как мухи, выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком – Земляника, попечитель богоугодных заведений;

6) — Пошли к Почечуеву, да на дороге Петр Иванович говорит: «Зайдем, говорит, в трактир. В желудке-то у меня… с утра я ничего не ел, так желудочное трясение». Да-с, в желудке-то у Петра Ивановича… «А в трактир, говорит, привезли теперь свежей сёмги, так мы закусим» — Бобчинский и Добчинский, городские помещики.

Н.В. Гоголь «Ревизор».

Комментарий: всего 8 баллов (6 за ответы + 2 за автора и название). Ответом считается название или должности, или фамилии отдельно.

10. При оценивании учитываются:

∙ знание текста каждого из произведений (наличие или отсутствие фактических ошибок в определении имён героев, их социального статуса, рода занятий и проч., возможное наличие цитат из произведения) – до 4 баллов;

∙ изобретательность (логически и творчески мотивированные темы разговора, указания на возможные обстоятельства встречи персонажей) – до 4 баллов;

∙ понимание смысла художественного образа (учтена роль персонажа в развитии сюжета, по его репликам видны особенности его характера и мировоззрения) – до 4 баллов;

∙ сохранение речевого своеобразия персонажей (учтена характерная манера речи, стилизованы лексические и синтаксические конструкции) – до 3 баллов.

Всего 15 баллов.

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

2014-2015 учебный год

8 класс

Бланк вопросов и заданий участника олимпиады

ШИФР ____________

ШКОЛА

КЛАСС

ПРЕДМЕТ

ФИО УЧАСТНИКА

ФИО УЧИТЕЛЯ

Таблица результатов

вопроса

I.

1.1

1.2

1.3

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

3

4

II.

1.1

1.2

1.3

2

3

III.

IV.

Итого:

Максимальное кол-во баллов

2

2

2

2

2

2

2

2

4

4

1

1

1

3

4

10

6

50

Баллы участника

2015 г.

Муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

2015-2016 учебный год

Инструкция для участника

8 класс

Уважаемый участник олимпиады, Вам предлагается 17 заданий.

Время выполнения олимпиадных заданий – 180 минут (3 астрономических часа):

— Знание текстов художественных произведений 10 заданий — 50 минут;

— знание теории и истории литературы 5 заданий – 40 минут;

— анализ прозаического произведения (50 минут);

— творческое задание (составление статьи на литературоведческую тему) – 40 минут.

Задания переписывать не нужно. Достаточно внимательно прочесть их и написать чётко краткий ответ в самом бланке в разлинованных графах под заданием. Среди них есть такие, в которых необходимо отметить только соответствующий номер. Выполняя задания творческого характера, проявите умение и эрудицию, создавая текст на заданную тему.

Не торопитесь. Постарайтесь не оставлять на листе опроса следов своих раздумий. Лучше это сделать на черновике. А в листе опроса уверенной рукой подчёркивать и обводить только то, что нужно.

Желаем удачи.

Муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

2015-2016 учебный год

8 класс

I. Знание текстов художественных произведений

1.1 Верите ли вы, что:

(напишите напротив каждого утверждения «да» или «нет»)

1) Хлестакову  каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей _______

2) панночка была ведьмой_________

3) поэт А.С. Пушкин обожал зиму________

4) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом_________

5) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов________

6) Ася гуляла по Бежину лугу_______

1.2 Из каких произведений эти герои? Кто их автор? 
1) Очумелов__________________________________________
2) Дефорж ___________________________________________. 
3) Наталья Савишна___________________________________. 
4) Княгиня Волконская_________________________________. 

    1. О каких героях и какого произведения русской литературы идет речь? Назовите автора, произведение и героев. 

      а) Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощью изобретательного ума своего умел увертываться от наказания. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его доступна и другим чувствам. 

      б) …Малый добрый: наших лошадей бережет, гривы им заплетает, к попу под благословление подходит; но если же ему лишней ложки за столом не положишь или поп лишнего благословенья при отпуске в церкви не даст, то… и пойдет кутить… 

а)

б)

Оценка: 6 баллов.

  1. Перед вами отрывки из стихов русских поэтов, посвященных наступлению весны. Назовите фамилии авторов.

    1. Весна, весна! как воздух чист!

Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

    1. Люблю грозу в начале мая,
      Когда весенний, первый гром,
      Как бы резвяся и играя,
      Грохочет в небе голубом.

    1. Я пришел к тебе с приветом,
      Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало…

    1. Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь-весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

    1. О, весна без конца и без краю–

Без конца и без краю мечта!

Узнаютебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Оценка: 10 баллов.

3.Перед вами грустный финал повести русского писателя XIX в. Назовите автора и произведение.

Домик барский уже сделался вовсе пуст. Предприимчивый приказчик вместе с войтом перетащили в свои избы все оставшиеся старинные вещи и рухлядь, которую не могла утащить ключница. …Избы; почти совсем лежавшие на земле, развалились вовсе; мужики распьянствовались и стали большею частию числиться в бегах.

______________________________________________________________________________

Оценка: 4 балла.

  1. Перед вами отрывок из поэтического произведения английского поэта. Назовите автора, жанр и само произведение.

Сын и отец смолчали;

Стоя у края скалы,

Вереск шумел над ними,

В море катились валы.

_____________________________________________________________________________

Оценка: 4 балла.

II. Знание теории и истории литературы

  1. Узнайте произведения И.С. Тургенева по кратким сюжетным линиям.

  1. Герой так и не сделал предложение молодой девушке-сироте, рожденной от помещика и его горничной. ___________________________________________________________

  1. Герой, страстно влюбленный в свою соседку, случайно узнал, что его соперник — собственный отец.________________________________________________________

  2. Герой, полюбивший молодую девушку, стал причиной разрываее отношений с женихом, носам так и не сделал ей предложение._______________________________

Оценка: 3 балла.

  1. Этот древнегреческий комедиограф высмеял в своем произведении знаменитого философа, которого через несколько лет обвинили в дурном влиянии на молодежь и приговорили к смерти. Назовите комедиографа, философа и произведение.

______________________________________________________________________________

Оценка: 3 балла.

  1. Вспомните название древнерусской повести XIV в., поэтически рассказавшей о событиях Куликовской битвы, славившей победу русских войск над монголотатарскими полчищами, литературным образцом для которой послужило «Слово о полку Игореве».

___________________________________________________________________________

Оценка: 4 балла.

III. Анализ прозаического текста

Комплексный анализ художественного текста (10 баллов)

Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери был военным пилотом, принимал участие во Второй Мировой войне. Незадолго до своей гибели он написал мудрую и человечную сказку «Маленький принц», проявив себя как поэт и философ. Перед вами отрывок из этой книги — эпизод встречи Лиса и Маленького принца. Напишите свою интерпретацию текста, не забывая о философском аспекте этого произведения.

Справка: значение слова Интерпретация по словарю Ушакова:
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (тэ), интерпретации, ж. (латин. interpretatio) (книжн.). 1. Толкование, объяснение, раскрытие смысла

чего-н. Интерпретация законов. Интерпретация текста.

  1. Основанное на собственном толковании творческое исполнение какого-н. музыкального, литературного произведения или драматической роли. 

Артист дал новую интерпретацию роли Хлестакова.).

— Я ищу друзей. А как это — приручить?

— Это давно забытое понятие, — объяснил Лис. — Оно означает: создать узы.
— Узы?

— Вот именно, — сказал Лис. — Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете.

И я буду для тебя один в целом свете …

— Я начинаю понимать, — сказал Маленький принц. — Была одна роза … наверно, она меня приручила …

— Очень возможно, — согласился Лис . …потом он вновь заговорил о том же:

— Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом — смотри! Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру …

Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:

— Пожалуйста … приручи меня!

— Я бы рад, — отвечал Маленький принц, — но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.

— Узнать можно только те вещи, которые приручишь, — сказал Лис. — У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

— А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц.

— Надо запастись терпеньем, — ответил Лис. — Сперва сядь вон там, поодаль, на траву — вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе …

Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.

— Лучше приходи всегда в один и тот же час, — попросил Лис. — Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце … Нужно соблюдать обряды.

— А что такое обряды? — спросил Маленький принц.

— Это тоже нечто давно забытое, — объяснил Лис. — Нечто такое, отчего один день становится не похож на все другие дни, один час — на все другие часы. Вот, например, у моих охотников есть такой обряд: по четвергам они танцуют с деревенскими девушками. И какой же это чудесный день — четверг! Я отправляюсь на прогулку и дохожу до самого виноградника. А если бы охотники танцевали когда придется, все дни были бы одинаковы и я никогда не знал бы отдыха.

Оценка: 10 баллов.

  1. Творческое задание

Напишите литературоведческую статью: «Гипербола — это…».  Не забудьте привести примеры.

Оценка: 6 баллов.

Общая сумма баллов за всю работу — 50 баллов.

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

2015-2016 учебный год.

Для проверяющего

Ответы

  1. Знание текстов художественных произведений

1.1 Верите ли вы, что:

1) Хлестакову каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей (нет) – 0,5б.

2) панночка была ведьмой (да) — 0,5б.

3) поэт А.С. Пушкин обожал зиму (нет) — 0,5б.

4) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом (нет) — 0,5б.

5) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов (да) — 0,5б.

6) Ася гуляла по Бежину лугу (нет) — 0,5б.

1.2 Из каких произведений эти герои? Кто их автор? 

1) Очумелов / А.П. Чехов «Хамелеон». — 0,5б.

2) Дефорж  / А.С. Пушкин «Дубровский». — 0,5б.
3) Наталья Савишна / Л.Н. Толстой «Детство». — 0,5б.
4) Княгиня Волконская / Н.А. Некрасов «Русские женщины». — 0,5б.

1.3 а) Андрий / Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»). — 0,5б.

б) Остап / (Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»). — 0,5б.

  1. Перед вами отрывки из стихов русских поэтов, посвященных наступлению весны. Назовите фамилии авторов.

2.1 Е.А. Баратынский – 2б.

2.2 Ф.И. Тютчев – 2б.

2.3 А.А. Фет – 2б.

2.4 А.С. Пушкин – 2б.

    1. А.А. Блок – 2б.

3. Н.В. Гоголь «Старосветские помещики» — 4б.

4.Р.Л. Стивенсон, баллада «Вересковый мёд» — 4б.

  1. Знание теории и истории литературы

1.Узнайте произведения И.С. Тургенева по кратким сюжетным линиям.

  1. «Ася»;

  2. «Первая любовь»;

  3. «Вешние воды».

2.Аристофан, Сократ, комедия «Облака».

3.«Задонщина».

  1. Анализ прозаического текста

Комплексный анализ художественного текста (10 баллов)

Критерии оценивания

Определено

Не определено

1.

Понимание (глубина осмысления) основной идеи произведения. Умение определять авторскую позицию.

1

0

2

Анализ сюжетно-композиционных особенностей произведения, их роли в раскрытии основной идеи и проблематики

1

0

3

Понимание роли созданных автором образов в раскрытии идеи и проблематики произведения

1

0

4

Анализ приемов и средств, используемых автором для создания образов и выражения собственной позиции

1

0

5

Обоснованность привлечения содержания текста

1

0

6

Умение видеть место произведения в социокультурном контексте

1

0

7

Владение литературоведческой терминологией

1

0

8

Умение выразить собственную позицию, свои мысли и чувства

1

0

9

Композиционная целостность, последовательность и логичность в построении собственного текста

1

0

10

Богатство речи. Разнообразие использованных языковых средств. Грамотность речи

1

0

ИТОГО:

10

0

  1. Творческое задание

Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении. 

Сформулировано определение – 3 балла;

Приведен пример -3балла.

Таблица результатов

вопроса

I.

1.1

1.2

1.3

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

3

4

II.

1.1

1.2

1.3

2

3

III.

IV.

Итого:

Максимальное кол-во баллов

2

2

2

2

2

2

2

2

4

4

1

1

1

3

4

10

6

50

Баллы участника

2015 Г.

15


5

Что высмеивает Чехов в рассказе Лошадиная фамилия?

11 ответов:



16



0

В рассказе «Лошадинная фамилия» говорится о генерале у которого заболел зуб. Нужно было вспомнить фамилию лекаря, который мог бы с этим помочь. Генерал помнил только то, что фамилия какая-то лошадинная. Тут все начали перечислять варианты связанные с лошадьми. В итоге фамилию конечно вспомнили, но след был явно ложный, потому что фамилия скорее не лошадинная, а больше связана с едой. Фамилия лекаря была Овсов.

А теперь представим на минутку, что зуб заболел бы не у генерала, а у простого слуги. Разве стали бы всем домом так копошиться и помогать? Скорее всего нет. Сам генерал является капризным, нетерпеливым, самоуверенным человеком с презрением относящимся к низшим.

Чехов на примере одного человека показывает ситуацию, когда зная правильное решение мы все равно его оттягиваем используя бесполезные действия. Своего рода происходит непризнание действительности. Мы начинаем трезво я логично рассуждать в критических ситуациях.



4



0

Рассказ «Лошадиная фамилия», как и большинство других коротких юмористических рассказов Чехова, высмеивает невежество, необразованность людей, даже наделенных чинами и званиями. Ну заболел у генерала зуб, так вместо того, чтобы сразу обратиться к врачу, он пытается придумать другой, темный, так называемый народный способ лечения от зубной боли. Конечно есть настои и полоскания, которые могут временно смягчить боль, хотя тут большую роль сыграет эффект плацебо, но в большинстве случаев такое лечение попахивает откровенным шарлатанством. И чтобы усугубить ситуацию Чехов предлагает своему герою послать телеграмму знахарю, который даже на расстоянии сможет отлично заговорить зубы. Комичность ситуации усиливается лошадиной фамилией чудо-лекаря, которую никто не может вспомнить. В итоге зуб все-таки вырывает врач, а генерал получает урок- обратился бы к врачу сразу, не промучился бы болью целый день.



3



0

В рассказе «Лошадиная фамилия» у генерала сильно болел зуб, чего он только ни делал, никакие полоскания и примочки не помогали ему, а зуб удалять он не соглашался.

Сложно сказать, что высмеивает автор, над чем смеется. Просто ситуация возникла комическая, автор ею и делится с читателями. С кем такого не бывало?

Возможно автор высмеивает трусость генерала, зуб был таков, что уже похоже боль прошла только после его удаления, но тот зуб не давал вырывать. В итоге то боль после удаления только и улеглась.

Приказчик тоже хорош: полез с советом, помощью, но вспомнить фамилию так и не смог вовремя. Чего тогда лез со своей помощью. Если уж хочешь помочь, то дельной помощью, а не обещаниями.



2



0

Действительно смешной рассказ и каждый в нём найдет для всех что-то из своего прошлого — зубная боль, хоть раз, всех, тревожила. Я не буду говорить по теории и анализе литературе, а выскажусь просто, как читатель.

Первая «насмешка» Чехова касается общества, которое в трудный момент верят всему и вся: так человек, у которого болит зуб, поверил, что эта боль пройдёт (даже на расстоянии), если он пошлет телеграмму мастеру заговаривать зубную боль.

Второй момент коснулся Советчиков: они везде лезут со своими советами, но далеко не всегда могут самое главное сказать или посоветовать — фамилию-то лекаря забыл.

Третий момент: деньги — после того, как генерал назначил награду в 5 рублей, люди стали придумывать разные фамилии даже сами и передавать их всем, кто связан с окружением генерала — корысть.

И четвертая истина, в которой я лично даже убеждаясь не раз: настоящие хвори способен устранить только специалист. Остальные способы лечения лишь усугубляют страдания и боль.



2



0

Чехов виртуозно высмеивает боязнь довольно-таки властного человека — генерала, перед таким пустячным делом, как лечение зубов. Он, хоть и разумный человек, ослеплен этой боязнью и соглашается «заговорить» больной зуб у бывшего акцизного.

Но тут и начинается хохма: оказалось что служилый, посоветовавший знахаря, не помнит его фамилии. Спрашивается, чего лез тогда? Правильно, чтобы выслужиться перед генералом. А чего хотели те многие, которые потом начали придумывать лошадиные фамилии? Правильно, денег. Чехов высмеивает и первый порок, и второй.

А генерал, когда совсем стало худо, вырвал-таки больной зуб, позвав врача. Так часто бывает: человек доводит ситуацию до крайности, и только потом предпринимает действительно нужные меры.



2



0

Сам по себе рассказ «Лошадиная фамилия» небольшой по объему, но очень емкий, написан с юмором.

У генерала разболелся зуб, но он панически боится идти к доктору и тогда один его советчик вспоминает, что есть такой знахарь, который умеет заговаривать зуб. Да вот беда советчик запамятовал его фамилию, почти половину рассказа он вспоминает эту фамилию и все никак не может вспомнить. И вот когда генералу зуб удаляют, он вспоминает, что фамилия у знахаря — Овсов.

В этом рассказе автор высмеивает нелепость происходящего, особенно насмешил момент, когда генерал думает,что зуб можно вылечить просто отправив телеграмму.



2



0

Антон Павлович Чехов талантливо писал короткие рассказы, умея в них вложить большой смысл.

Рассказ «Лошадиная фамилия» высмеивает необразованность, наивность людей от которой они сами страдают.

В рассказе генерал мучается от зубной боли, ему плохо, но он слушается других, не слушает здравый разум.

Комичностью рассказа является тот факт, что герои рассказа собирались заговаривать зубную больше на расстоянии, наивно полагая, что зубная болт пройдет.

Чехов высмеивает людскую глупость, ну и, конечно, дополняет картину та самая, лошадиная фамилия — Овсов, которую на протяжении рассказа герои пытаюсь вспомнить.

Нужно всегда думать умом, не поддаваться глупым суждениям других. Поступил бы генерал разумно, тогда бы не мучался от зубной боли.



1



0

Произведение Чехова «Лошадиная фамилия» написана им в юмористическом стиле.

В рассказе мы видим, как влиятельный человек, генерал приболел, а точнее у него заболел зуб. Его приказчик забыл фамилию лекаря, помнит только то, что она лошадиная. При этом генерал называет заговоры шарлотанством, но в то же самое время помогает приказчику вспомнить фамилию Якова Васильича, который как раз и заговаривает зубы хорошо.

Здесь он показывает и приказчика, который сначала очень свободно чувствует себя рядом с генералом, но постепенно у него появляется страх, он становится труслив, делает все медленно. Этим показана недалекость слуги и желание угодить.

Поэтому в рассказе «Лошадиная фамилия» высмеивается невежество, духовная нищета высокопоставленных людей, двуличность (не верит и осуждает заговор зубов, при этом сам хочет попасть к этому лекарю, чтобы он заговорил больной зуб).

А в лице приказчика высмеивается желание угодить «начальству».



1



0

Генерал, который мучился долгое время с больным зубов, в се же решился сделать это после бесполезных попыток лечить заговором удаленно с помощью телеграммы. Понимая неизбежность какого-то решительного шага, генерал продолжал мучиться, оттягивая время избавления от страданий.Нерешитель­<wbr />ность. глупость и некомпетентность подвергает высмеиванию автор Чехов в своем рассказе «Лошадиная фамилия«.



1



0

Здесь автор произведения высмеивает несколько качеств человеческого характера. В первую очередь это необразованность, также это трусость, нелепость, глупость и непонимание. Ведь несмотря на то, что генерал по идее должен быть умным и образованным человеком, ну и у тому же храбрым, ведь он воевал и прошел через многое, но на деле он многого боится и не понимает того, что всяческие заговоры не способны помочь ему. Ведь у него разболелся зуб и он вместо того, чтобы пойти к врачу, решает лечить его заговорами, но вот тот, кто ему это посоветовал, долгое время не мог вспомнить фамилию этого самого знахаря. Так что ситуация получается смешная глупая и нелепая. Ведь генерал должен был понимать, что нужно делать когда заболел зуб и бояться врачей он не должен, ведь генералами просто так не становятся, так как получить такое звание непросто и он для этого должен был пройти немало сражений. Так что бояться врача очень нелепо и глупо, ну и тем более верить в заговоры.



0



0

«Лошадиная фамилия» — один из самых известных рассказов Чехова, в моей памяти стерлись подробности за давностью лет, но вот фамилию в отличие от героя рассказа я запомнил крепко.

Чехов — врач и кто если не он будет высмеивать человеческую глупость, веру в знахарей, заговоры и человеческие предрассудки. За юмористической основой рассказа скрыт глубокий смысл. С одной стороны, читатель смеется над тем, как мучительно люди вспоминают забытую фамилию, с другой — Чехов показывает всю нелепость лечения по телеграфу, что смешно и грустно одновременно. В этом весь Чехов — юмор отдающий грустью

Читайте также

Хирургия. Рассказ великого русского писателя Антона Павловича Чехова.Размышляя о прочитанном, невольно проводишь аналогию с сегодняшним днём, а ведь действительно, сколько таких вот Курятиных сейчас в медицине и сколько таких вот Вонмигласовых в среде духовенства.

Грустно, когда человек пытается выглядеть и выдавать себя за того, кем вовсе не является. Особенно грустно, когда дело касается медицины, оказания необходимой помощи страдающему.

Грустно также, когда служитель культа не подаёт примера долготерпения и смирения, а способен проклять всё и вся из-за зубной боли.

Примечательно, что ведь положительных героев в рассказе и нет в принципе.

Когда я была маленькая, то бабушка заставляла меня читать книжку «Рассказы » А. Чехова. Так она отрабатывала со мной технику чтения. Чаще всего она просила прочесть ее любимый короткий, казалось бы юмористический, рассказ «Смерть чиновника».

Я знала его чуть ли не наизусть. Но, своим 6-7-летним умом никак не могла понять, почему он бедненький умер.

Только сейчас я своим взрослым умом понимаю, что страх, мнительность и самоунижение не позволили Акакию Акакиевичу быть нормальным человеком. И такой обычный, казалось бы пустяковый случай, который он сам перевернул, извиняясь за свой чих перед генералом, и вконец замучив его, что тот не выдержал, и вправду рассердился так, что накричал на него, довел Червякова до инфаркта.

Получить представление о персонаже читатель может тремя способами:

  • дав ему говорящие имя и/или фамилию.
  • через образцы его речи в диалогах, монологах, внутренней речи (мыслях);
  • непосредственно через показ его действий;
  • через описание (внешность, одежда, характеристика движений, привычек и т. д.);
  • поместив краткую или обширную биографию.

В рассказе А. П. Чехова «Хирургия» есть все перечисленные элементы кроме последнего, ничего о предыдущей жизни дьячка Вонмигласова мы не знаем.

  • Фамилия у него действительно говорящая, переделанная из церковнославянской фразы «Вонми гласу», то есть «слушай голос» — цитата из Псалма 140, который читается на каждой вечерней службе. Мы можем сделать вывод, что перед нами выходец из сословия священнослужителей и кто-то из представителей старших поколений учился в семинарии, где и получил «тематическую» фамилию, но персонаж относится к самой низшей ступени церковной иерархии — чтецам (дьячкам).

  • Речь героя простая, но в ней есть вкрапления церковнославянизмов, цитат из богослужебных книг, что создаёт некоторый комический эффект.

AOr2uf1FdMqS0ajBxpheDopnc6QFCA.png

  • Действия Вонмигласова просты: сначала он с уважением относится к фельдшеру, но неумелые действия Курятина и причиняемая им боль злят дьячка. Похоже, что он человек, совершающий поступки больше по привычке, чем осмысленно:

vTdkB1s5cXwrrrDGiLn1xss2MrkM0Rw.png

Обратите внимание на эту деталь, ведь и вместо настоящего доктора ему достаётся «эрзац» — фельдшер-неумеха.

  • Биографии героя в маленьком рассказе, предназначенном для юмористического журнала нет — и это естественно для жанра. Перед нами лишь эпизод жизни, знание подробностей из прошлого героя ничего не прибавит к ситуации, в которой он оказался сейчас.

  • Описание даётся в самом начале произведения. Немногими словами автор даёт портрет человека немолодого, небогатого, некрасивого, хотя и крепкого:

JovnkUJJbOmNXBTmt3JWHpXwbWgiLhN.png

А. П. Чехов, «Размазня» — составленный мной план:

  1. Приглашение Юлии Васильевны в кабинет, чтобы посчитаться.
  2. Разногласие в договорённой ранее оплате между хозяином и гувернанткой.
  3. Начало вычитаний с заработка и увлажнение левого глаза Юлии Васильевны.
  4. Вычитания продолжаются, Юлия Васильевна молча терпит, но у неё уже мокрые оба глаза.
  5. Получение одиннадцати рублей от хозяина и «merci» от Юлии Васильевны.
  6. Безграничное возмущение хозяина на спокойную реакцию гувернантки.
  7. Хозяин называет Юлию Васильевну размазнёй и порицает её поведение.
  8. Получение гувернанткой восьмидесяти рублей, совет быть «позубастей» и вывод хозяина о силе.

Составить мнение о персонаже можно по многим признакам, и автор произведения выбирает, какой именно творческий приём использовать:

  • дать ему говорящую фамилию (сразу задаёт тон для восприятия);
  • показать особенности речи (использует ли диалектные или просторечные слова, сыплет ли профессиональной терминологией, выражается витиевато или просто);
  • показать героя в действии (зарубил ли он старушку топором или донёс ей из магазина тяжёлые сумки — большая разница);
  • описать внешность;
  • поместить жизнеописание (как это сделал Гоголь в 11, последней главе I тома «Мёртвых душ»).

А теперь посмотрим, что из перечисленного использовано А. П. Чеховым в рассказе «Хирургия». Проще сказать, чего в нём нет — биографии фельлдшера, потому что для короткого рассказа эта информация просто избыточна.

  • Обладает ли персонаж говорящей фамилией? На первый взгляд — нет, ведь его зовут отнюдь не Фамусовым или Простаковым, но совсем ничего не значащей её назвать тоже нельзя. Курятин — сразу видно, что не высоких кровей. Сам Чехов был тоже не из графов, но, пройдя полный курс и заслужив университетский диплом, он получил право на личное дворянство, что означало его принципиально иное положение на социальной лестнице в тогдашнем обществе. Звали бы Курятиным доктора, можно было бы предположить, что человек из народа выбился в люди тяжёлым трудом и многими лишениями, как это сделал писатель, но это явно не про фельдшера сказано. «Смешная фамилия» (ведь автор мог назвать героя просто «Петровым», но придумал фамилию от слова «курятина») в юмористическом рассказе призвана показать, что перед нами объект насмешки, а не нейтральный персонаж.

  • Речь героя показательна тем, что в ней виден переход от бахвальства и снисходительности до неприкрытой злости за свою неумелость, но переадрессованной на бедного пациента. Фельдшер сел не в свои сани (как говорится в пословице), накосячил (выражаясь простонародно), но вину за собственную некомпетентность переложил на пострадавшего. Характеризует такое поведение не с лучшей стороны.

  • С действиями ещё проще: мы видим, что Курятин взялся не за своё дело, причинил пациенту боль и наорал на него.

  • Описание, как всегда у Чехова, краткое, но ёмкое:

Y0Ed9g60h9wBc1czABqoY0zfEdaItiD.png

Из описания мы видим: жизнь у персонажа не удалась. Это уже сложившийся характер, который завтра нас не удивит, решительно изменив привычки. На дворе стоял XIX век (рассказ написан в 1884 г.), в сорок лет тогда жизнь заново не начинали. Одежда его изначально очень дешёвая, не очень подходящая для приёма посетителей и уже заношенная. Жилетка из самого дешёвого шёлка (фактически из несортового сырья, поэтому совсем не «шелковистая», а матовая), а брюки из породы тех, что народ в наше время называет «трениками». Впечатления человека на своём месте (даже на законном фельдшерском) совершенно не производит.

  • В рассказе л н толстого кавказский пленник по принципу антитезы соотносятся образы
  • В рассказе какого русского писателя фигурирует венгерская рапсодия
  • В рассказе знакомые люди грековой используется немало средств художественной выразительности
  • В рассказе действуют трое детей и пятеро взрослых на сколько человек взрослых больше чем детей
  • В рассказе горького челкаш не затрагивается проблема