В рассказе мальчик алеша впервые встречается с предательством ложью и равнодушием взрослых

Сегодня на уроке мы:

–    
Продолжим говорить о творчестве Антона Павловича Чехова.

–    
Откроем для себя новые типы чеховских героев.

–    
Порассуждаем о том, что же такое правда жизни и как её постичь.

В середине 80-х годов XIX века Антон Павлович Чехов уже был популярным автором
юмористических рассказов. Но его таланту становилось тесно в рамках этого
жанра. Сатирическая насмешка в рассказах уступала место глубокому анализу
ситуации и характеров. А высмеивание серости и пошлости жизни сменялось
изучением и воспроизведением жизни во всей её полноте.

В газете «Новое время» стали появляться такие серьёзные
рассказы, как «Враги», «Ведьма», «Тайный советник», «Агафья», «Учитель»,
«Верочка», «Счастье»
и другие. На этом этапе в рассказах Чехова можно
увидеть всестороннее исследование жизни.

В одних рассказах Чехов обращается к описаниям бытовых
явлений, жизненных ситуаций, психологического состояния человека. Например, в
рассказах «Сильные ощущения», «Горе», «Свадьба» или «Скука жизни».

Другие рассказы посвящены исследованию различных
психологических типов, характеров и темпераментов. Это такие рассказы, как «Обыватели»,
«Мыслитель», «Холодная кровь», «Тина»
.

А в центре внимания ещё одной группы рассказов уже изучение
целых социальных слоёв, сословий и групп людей. Это городская интеллигенция и крестьяне, чиновники и
художники, актёры, студенты и даже дети. К этой группе относятся рассказы «Актерская
гибель», «Учитель», «Злоумышленник», «Мальчики»
и многие другие.

Все эти группы рассказов объединяет интерес писателя к
внутреннему миру героев, их сознанию и тому, как они пытаются сориентироваться
в жизненной ситуации. Главным в рассказе становится не событие, на котором
строится история, а реакция героя.

Основным событием рассказа обычно выступает заурядная бытовая
ситуация: ссора, измена, болезнь, неожиданная встреча, разговор и так далее. Но
именно это незначительное событие вызывает сдвиг в сознании героя, разрушает
его привычную картину мира. Жизнь открывается для него с новой стороны, неожиданной
и зачастую враждебной.

Например, в рассказе «Переполох» юная гувернантка
Машенька Павлецкая видит, что её комнату обыскивали из-за того, что пропала
дорогая брошь хозяйки. Для девушки тот факт, что её могли подозревать в
воровстве, уже потрясение и потрясение унизительное. Но ещё большим потрясением
для неё становится признание мужа хозяйки, который и взял эту брошь, потому что
деспотичная жена не давала ему денег. Юная девушка впервые понимает, насколько
жалкими, мелкими, слабыми и жестокими могут быть люди.

В рассказе «Житейская мелочь» мальчик Алёша впервые
встречается с предательством, ложью и равнодушием взрослых.

В рассказе «Кошмар» перед состоятельным Куниным вдруг
открывается вся трагическая бездна нищеты людей, делами которых он занимался уже
более года. Кунин стремился делать добрые дела, например, с помощью священника
устроить в деревне школу для крестьянских детишек.

Местного священника он осуждал за несоответствие высоким
идеалам. Там, где он видел скупость, отсутствие достоинства, неопрятность,
пренебрежительное отношение к своим обязанностям, вдруг оказалось совсем
иное.  Крайняя степень нищеты, отчаяние, голод. Но при этом желание
сохранить в себе человеческое достоинство.  Стремление не только выжить,
но и помочь ближнему. Милосердие, совестливость, болезненное сочувствие чужому
горю. Кунин потрясён вдруг открывшейся для него правдой.

Как реагируют герои Чехова на перелом в сознании? По-разному.
Гувернантка Маша покидает дом, в котором её унизили. Мальчик Алёша только
пытается осознать и пережить предательство. О Кунине Чехов с горькой
иронией пишет: «Так началась и завершилась искренняя потуга к полезной
деятельности одного из благонамеренных, но чересчур сытых и не рассуждающих
людей».

Антон Павлович Чехов старается раскрыть сущность самых
обычных людей, понять, как работает их сознание. В какие ловушки попадает
человек, какие совершает ошибки и как обманывает себя.

Как мы уже говорили, среди чеховских героев нет выдающихся
личностей, которые выстраивают целые философские теории и рассуждают о том, как
правильно жить. Нет высоких обобщений, таких, как «русский народ» или
«человечество». Каждый чеховский герой индивидуален. Обобщение и типизация
достигается за счёт обыденности ситуаций и образов.

Чеховские герои живут в заблуждении. Они не видят всей
правды. Ошибаются в суждениях об окружающих людях. О том, как они живут и как
должны жить. Более того, герои Чехова зачастую неверно судят даже о себе,
стремясь казаться кем-то другим в своих собственных глазах и глазах окружающих.
И такой самообман может объединять даже видимых антагонистов.

Слова «никто не знает настоящей правды», которые
обозначены в теме нашего урока, звучат в повести Антона Павловича Чехова
«Дуэль». В этой повести друг другу противостоят зоолог фон Корен и Иван
Лаевский. Фон Корен считает Лаевского вредным и опасным для общества человеком,
как «холерная микроба». Ведь Лаевский – типичный прожигатель жизни, который, к
тому же, живёт с чужой женой. Лаевский называет себя «лишним человеком», «осколком
крепостничества», перекладывая вину за свою бессмысленную жизнь и свои слабости
на поколение, к которому принадлежит. Фон Корен прямо говорит, что «в
интересах человечества и в своих собственных интересах такие люди должны быть
уничтожаемы».

Но как ведёт себя фон Корен в конфликте с Лаевским? Он
не стремится воплотить свою теорию и изолировать Лаевского во благо
цивилизации. Фон Корен слишком эмоционален для учёного-рационалиста, каким себя
считает. Даже на дуэли он не собирался убивать Лаевского, а его решение
стрелять было эмоциональным.

Ошибся фон Корен и в Лаевском, для которого дуэль стала
потрясением, перевернувшим его жизнь. Перед отъездом фон Корена бывшие враги
мирятся. И инициатором примирения становится фон Корен, признавший свою ошибку.
Он говорит Лаевскому на прощание: «…такова уж человеческая судьба: если не
ошибаешься в главном, то будешь ошибаться в частностях. Никто не знает
настоящей правды».

Повесть «Дуэль» раскрывает главный вопрос творчества
Антона Павловича Чехова. Писатель не рассуждает о ценности человека, его роли в
истории страны или общества. Для Чехова важно то, как человеку жить в этом
враждебном мире. То есть, поиск «настоящей правды».

Часто толчком к поиску «настоящей правды» в рассказах Чехова
становится трагедия. Например, в рассказе «Скрипка Ротшильда» гробовщик
и скрипач Яков Матвеевич только после смерти жены и на пороге собственной
смерти начинает задумываться о том, насколько бессмысленной, «убыточной» была
его жизнь.

Старик задаёт себе вопросы: «3aчeм люди делают всегда
именно не то, что нужно?», «3aчeм вообще люди мешают жить друг другу?»,
«…зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая даётся человеку
только один раз, проходит без пользы?»

А главное, скрипач понимает, что «если бы не было
ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу».
Все эти
мысли старик вкладывает в мелодию, которую играет на скрипке перед смертью.
Свою скрипку он отдаёт еврею Ротшильду, который играет на ней мелодию Якова
Матвеевича горожанам. И мелодия, созданная душой пробудившегося человека,
тревожит души горожан.

Для доктора Рагина из рассказа «Палата № 6»
пробуждение связано с новым пациентом Громовым. После споров с ним, Рагин
начинает видеть тотальное несовершенство окружающего мира.

Переживает полное крушение иллюзий. Громов и Рагин, казалось
бы, совершенно разные герои по характеру и убеждениям. Но вместе с тем, они
поразительны похожи. И своей судьбой, и мучительным желанием «найти настоящую
правду».

В позднем творчестве Чехова появляется новый тип героя – герой
«ищущий»
. И этот герой, который жаждет найти «настоящую правду». Такой
герой находится в конфликте со средой. Пошлость обывательской жизни, равнодушие
и заведённые порядки ему противны.

Но сказать, что чеховские герои – это типичные герои
реализма, которых среда заела, нельзя. Окружающий мир только усиливает
внутренний конфликт героев, ощущение неправильности происходящего,
бессмысленности и бесполезности жизни. И конфликты между персонажами в позднем
творчестве Чехова возникают не из-за того, что один из них благороден, а другой
негодяй. А из-за тотального непонимания. Люди поглощены своими идеями,
находятся в плену у собственных заблуждений, не слыша и не понимая других.

Но что же такое «настоящая правда»? Есть ли ответ на этот
вопрос? Возможно, мы найдём его в рассказе «Студент», который Чехов
называл своим любимым произведением. В этом рассказе стылой, неуютной весенней
ночью студент-семинарист подходит к костру, у которого сидят две крестьянки.
Молодой человек рассказывает им евангельскую историю, которая вызывает у одной
из женщин слёзы, а у другой смущение. И студент понимает, что «правда и
красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе
первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда
составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле».

Правда и красота – очень важные критерии в творчестве Чехова.
Писатель не поучает и не морализаторствует, он напоминает людям о человечности,
о важности борьбы с пошлостью и несправедливостью в жизни.

Известно, что Лев Николаевич Толстой ценил талант
Чехова, но осуждал его за отказ от учительства.

А Антону Павловичу Чехову претила роль писателя как духовного
лидера. И он не соглашался с жесткой программой спасения человеческой души,
которую предлагал Толстой.

По мнению Чехова, человек не должен следовать чьим-то теориям
и установкам. Важно самому проделать духовную работу, самому найти правду и
красоту в себе и окружающем мире.

В финале повести «Дуэль» есть такие слова:

«В поисках за правдой люди делают два шага вперед, шаг
назад. Страдания, ошибки и скука жизни бросают их назад, но жажда правды и
упрямая воля гонят вперед и вперед. И кто знает? Быть может, доплывут до
настоящей правды…»

Личность и судьба А. П. Чехова. Основные черты чеховского творчества, своеобразие мастерства писателя

Личность и судьба А. П. Чехова. Основные черты чеховского творчества, своеобразие мастерства писателя

Задание 1

Вопрос:

Когда родился Чехов?

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) 29 января 1870 года

2) 29 января 1860 года

3) 1 января 1860 года

Задание 2

Вопрос:

Какой медицинский журнал Чехов буквально спас?

Ответ запишите через пробел и без кавычек.

Запишите ответ:

__________________________________________

Задание 3

Вопрос:

Укажите, где правда, а где ложь.

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ Чехов принимал пациентов только платно и только дворян.

__ Антон Павлович Чехов путешествовал по Сибири и был на острове Сахалин, где провёл перепись населения.

__ В Таганроге Чехов поставил памятник Петру I.

__ У Чехова насчитывается более 50 псевдонимов.

__ Чехов бесплатно принимал пациентов и помогал людям деньгами и хлопотами.

Задание 4

Вопрос:

Посмотрите на картинку. Кто на ней изображён?

Изображение:

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) Чехов

2) Тургенев

3) Лесков

Задание 5

Вопрос:

Посмотрите на картинку. Кто на ней изображён?

Изображение:

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) Маяковский

2) Лесков

3) Гончаров

Задание 6

Вопрос:

Какой псевдоним писатель ставил чаще всего?

Ответ запишите через пробел и без кавычек.

Запишите ответ:

__________________________________________

Задание 7

Вопрос:

Как звали родителей Чехова?

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Евгения Григорьевна

2) Евгения Яковлевна

3) Павел Егорович

4) Павел Игоревич

Задание 8

Вопрос:

В каком году Антон Павлович Чехов поступил в подготовительный класс греческой гимназии Таганрога?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 1868

2) 1890

3) 1900

4) 1908

Задание 9

Вопрос:

Какая пьеса принесла славу Чехову?

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) «Смерть чиновника»

2) «Человек в футляре»

3) «Чайка»

Задание 10

Вопрос:

В каком году Чехов создал рассказ «Чайка»?

Запишите число:

 ___________________________

Задание 11

Вопрос:

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) «Новое время»

2) «Русское время»

3) «Новый мир»

Задание 12

Вопрос:

Как зовут гувернантку в рассказе «Переполох»?

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) Машенька

2) Елена

3) Лизавета

Задание 13

Вопрос:

Выберите героев из рассказа «Палата № 6»?

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Машенька

2) Рагин

3) Громов

4) Громов

Задание 14

Вопрос:

Как зовут гробовщика и скрипача из рассказа «Скрипка Ротшильда»?

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) Яков Матвеевич

2) Иона

3) Борис Матвеевич

Задание 15

Вопрос:

Как называется новый тип героя Чехова, который жаждет найти «настоящую правду»?

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) Герой «ищущий»

2) Герой «мнущийся»

3) Герой «идущий»

Задание 16

Вопрос:

Посмотрите на картинку. Кто на ней изображён?

Изображение:

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) Тургенев

2) Чехов

3) Лесков

Задание 17

Вопрос:

Правильно сопоставьте.

Укажите соответствие для всех 8 вариантов ответа:

1) Рассказы Чехова, в которых он обращается к описаниям бытовых явлений, жизненных ситуаций, психологического состояния человека.

2) Рассказы Чехова, посвящённые исследованию различных психологических типов, характеров и темпераментов.

__ «Сильные ощущения»

__ «Горе»

__ «Холодная кровь»

__ «Свадьба»

__ «Скука жизни»

__ «Обыватели»

__ «Мыслитель»

__ «Тина»

Задание 18

Вопрос:

Какой рассказ Чехов называл своим любимым. В котором стылой, неуютной весенней ночью студент-семинарист подходит к костру, у которого сидят две крестьянки. Молодой человек рассказывает им евангельскую историю, которая вызывает у одной из женщин слёзы, а у другой смущение.

Ответ запишите без кавычек.

Запишите ответ:

__________________________________________

Задание 19

Вопрос:

В рассказе «… » мальчик Алёша впервые встречается с предательством, ложью и равнодушием взрослых.

Ответ запишите через пробел и без кавычек.

Запишите ответ:

__________________________________________

Задание 20

Вопрос:

Посмотрите на картинку. Кто на ней изображён?

Изображение:

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) Кантемир

2) Чехов

3) Толстой


0

Какое чувство испытал Алёша после того, как предал подземных жителей?

<h2>Ответы на вопросы по сказке А. Погорельского «Чёрная курица или подземные жители»</h2>

Вопрос № 19 Какое чувство испытал мальчик после того, как предал подземных жителей?

<h2>а) отчаяние б) раскаяние в) страх</h2>

2 ответа:



2



0

Вспомним, что именно привело Алешу к предательству подземных жителей.

Однажды он потерял волшебное конопляное зернышко и не смог как обычно ответить урок. Поэтому его посадили на хлеб и воду и заставили учить 20 страниц текста. Ночью к Алеше пришел Чернушка и пожурив мальчика за плохое поведение, все-таки вернул ему зернышко. На следующий день Алеша без запинки ответил весь текст, но учитель решил, что Алеша обманывает и издевается, ведь другие ученики подтвердили, что Алеша даже не брал в руки учебника. Поэтому учитель решил высечь Алешу. В страхе перед наказанием Алеша рассказывает о подземных жителей, но конечно учитель не верит ему и порка все равно состоялась.

А за нарушенное слово Алеша лишается зернышка и подземные жители вынуждены покинуть свой город.

Алеша испытывает стыд и Раскаяние.

Верный ответ Б — Раскаяние.



1



0

Алёша, потеряв конопляное зёрнышко не смог ответить урок учителю и не выучил 20 страниц текста, которые он должен был выучить вечером, чтобы отвечать на следующий день в классе, поэтому ему пришлось рассказать учителю о подземных жителях, чтобы спасти себя от наказания, тем самым Алёша раскрыл тайну подземных жителей и чувствовал раскаяние в содеянном. Правильным ответом будет второй ответ — раскаяние.

Читайте также

Когда остальных детей забирали домой на каникулы, Алеша оставался в пансионате один. Так как занятий не было, то он часто играл во дворе. Любопытно ему было, что же там находится по ту сторону деревянного забора. В заборе были дырочки и сквозь них он пытался разглядеть переулок.

GIIPoIo9aR8MQ7EUvg8usEszNP7bpCBk.png

Вспомним трогательный момент прощания Чернушки в образе первого министра и мальчика Алеши в самой концовке сказки «Черная курица».

После полученной порки, Алеша не мог уснуть. Стыд и раскаяние за свою оплошность мучили его очень сильно. Он лишился зернышка, и он пообещал, что не смотря на это все равно постарается исправиться.

В этот миг к нему приходит Чернушка и Алеша прячется под одеяло. У него нет сил взглянуть в глаза своему другу, которого он так предал. Но Чернушка зовет его и говорит, что пришел на очень короткое время, чтобы проститься. Алеша хватает Чернушку за руку и видит на ней что-то блестящее. Чернушка в ответ поднимает руки и Алеша видит золотую цепь, которой они скованы. Это наказание Чернушка должен нести за то, что привел Алешу в подземный мир.

Верный ответ А: Цепь.

Я бы написала Алеше, герою сказки «Черная курица» письмо следующего содержания:

Здравствуй, Алеша!

С интересом ознакомилась с твоей историей, которую рассказал мне писатель Погорельский и хочу поддержать тебя.

Не вешай нос, все может быть перемениться к лучшему. Да ты ошибся, но с кем не бывает, ведь все мы предпочитаем учиться на своих ошибках, а не на чужих. Главное, что ты понял в чем была твоя ошибка. Ведь не волшебное зернышко делает тебя человеком, а только ты сам. Твои поступки и даже мысли — вот что действительно важно, вот что представляет настоящий интерес.

Будь искренним, будь добрым и ты будешь везде встречать друзей, а когда-нибудь может и Чернушка вновь вернется к тебе. Ведь редко о какой истории можно сказать, что она действительно закончилась. Чаще всего за ее финалом следует неожиданное продолжение.

Всего тебе самого доброго, мальчик Алеша!

В жизни Алеши — главного героя произведения А. Погорельского, в пределах времени осещенной в произведении «Черная курица или подземные жители» происходит очень многое. Его внутренний мир, самооценка и отношение к окружающим меняются, от начала сказки к её концу.

Сначала мы видим послушного ребенка, хорошего ученика и вежливого друга. Но он не проходит искушения и меняется. Раскаяние и понимание, приходит к нему уже относительно поздно, когда исправить уже что либо нельзя. Но это стало для Алеши хорошим уроком.

Цитаты о характере Алеши до получения зернышка:

AWiNCuAMTVXBYi0mYHOBE7G79nI77Gu.png

Цитаты об Алеше после получения зернышка:

6R7gF1uOC2qxOrwdgr0lUwMLGLDSTIq.png

Образ главного героя этого произведения заимствован из жизни. Прототип его — Алексей Толстой в детстве. Девятилетний ребёнок, верящий в чудо, добрый, умеющий тонко чувствовать, переживающий за других, но не лишённый недостатков. Романтичный мальчик Алёша из волшебной повести «Чёрная курица…» Погорельского видел вокруг себя в обычных вещах и предметах какую-то тайну, волшебство. Как и реальный Алёша Толстой, он очень любил в свободное время читать.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Образ и характеристика Алеши в повести Черная курица, или Подземные жители

Произведение А. Погорельского об Алеше и Черной курице – это самая читаемая сказка автора. Писатель умело показывает, что характер человека может меняться в зависимости от жизненных ситуаций и порой не в лучшую сторону. Изменения поведения отчетливо видны у детей с неокрепшей психикой.

Главный персонаж сказки, Алеша, учится в петербургском пансионе и очень скучает по дому и родителям. Он хорошо успевает по предметам, помогает другим детям, любит природу и животных. Родители Алеши живут далеко, и он долго не может с ними встретиться. В качестве развлечений мальчик много читает и гуляет в саду. Алеше очень понравилось кормить курочек, которые ходили по саду. Особенно любимой стала Чернушка, с которой в дальнейшем мальчик проводил все больше времени.

Узнав о том, что Чернушку собираются зарезать, Алеша выкупил ее у кухарки и спас ей жизнь. Ночью Чернушка пришла к нему и попросила следовать за собой. Она предупредила мальчика, чтобы он не шумел. Так Алеша попал в подземное королевство. С удивлением он узнал, что Чернушка это министр, который находится на хорошем счету у короля и любим жителями волшебного государства. За его спасение король обещал исполнить любое желание мальчика. Алеша подумал и попросил, чтобы он знал всегда учебные задания, не уча их и не прикладывая усилий. В дар он получил семечко, которое должно было лежать в кармане его одежды. Чернушка попросила Алешу никому не рассказывать о подземных жителях, иначе им придется уходить в другое место. Так в жизни Алеши появилось волшебство.

Когда началась учеба, Алеша испытал действие семечки. Не выучив уроков, он блестяще ответил на все вопросы. С тех пор Алеша перестал читать учебники и готовиться к занятиям. Со временем, из трудолюбивого, доброго мальчика он превратился в ленивого и заносчивого ученика. Волшебные успехи в учебе все больше портили характер Алеши, но как-то раз, он не смог ответить на вопросы учителя. Оказалось, что семечко исчезло из кармана одежды. Мальчик очень сильно расстроился. Чернушка пожалела Алешу и принесла ему ночью пропавшее семечко.

На следующее утро Алеша ответил урок и соврал, что выучил его утром. Другие ученики уличили Алешу во лжи, и он из страха перед наказанием, рассказал всем о подземном королевстве. Мальчику никто не поверил и его наказали. Ночью Алеша услышал, как жители подземного королевства стали уходить с обжитого места, а Чернушка-министр звенел надетыми на него цепями. От расстройства Алеша заболел.

Прошло время, Алеша выздоровел и решил исправить свой характер в лучшую сторону. Он опять стал прилежно учиться и перестал заноситься перед друзьями.

Краткое содержание

Замечательную по своему содержанию сказку автор написал для своего племянника, небезызвестного всем Алексея Толстого. Это объясняет и выбор имени для центрального в произведении образа. Главными героями в тексте являются:

  • мальчик Алёша;
  • курица по прозвищу Чернушка.

О внешности персонажа в тексте упоминается немного: лишь то, что у него были длинные русые волосы до пояса, а одет он был в рубашку с круглым воротником и батистовыми манжетами.

Милый и покладистый мальчик учится и живёт в пансионе, вдали от своей семьи. Так как родители не имели возможности забирать сына на выходные домой, он был вынужден развлекать себя сам. Алёша любил ухаживать за курочками, выбрав себе в любимицы Чернушку, и защитив её от кухарки, которая намеревалась зарубить птицу к ужину.

Среди ночи к мальчику пришла курица, и отвела Алёшу в удивительный подземный город. Главному герою открылся целый мир чудес, а его любимица оказалась министром в этом царстве под землёй. Король подарил своему гостю волшебное зёрнышко, которое позволяло осваивать все знания из школьной программы, не теряя времени на уроки и выполнение домашних заданий. Однако, мальчика предупредили, что всё увиденное и услышанное в этом необычном месте, он должен держать в секрете.

Произошедшие с персонажем приключения кардинально отразились на его характере: он стал горделивым, заносчивым и со временем растерял всех своих друзей. Его поведение повлекло за собой строгое наказание от учителя, и, не выдержав, Алёша рассказывает о волшебном зёрнышке и подземном царстве.

Среди ночи мальчик в последний раз видится с курицей. Жители подземного городка вынуждены навсегда покинуть своё место из-за раскрывшейся тайны. Алёша осознаёт, как много ошибок допустил, и со временем снова становится спокойным, покладистым и дружелюбным ребёнком.

Основные персонажи

Примечательно, что главного героя сказки тоже зовут Алешей. Это умный, прилежный и милый мальчик лет десяти. Пару лет назад его отдали учиться в закрытый пансион в Санкт-Петербурге. С тех пор он не видел ни отца, ни матери.

Другие герои произведения:

  • Чернушка – курица с птичьего двора пансиона, друг Алеши. Птица на самом деле оказывается министром подземного королевства;
  • Король – монарх подземного царства, подаривший Алеше волшебное конопляное семечко;
  • Кухарка в закрытом учебном заведении;
  • Учитель.

Сжатый анализ текста

Произведение Антония Погорельского — это поучительная история, своего рода сказка, которая поначалу поражает своей необычностью, а впоследствии заставляет юных читателей задуматься о том, как поступки могут кардинально изменить жизнь. Характеристика Алёши из сказки «Чёрная курица или подземные жители» — это своеобразное напоминание, к каким последствиям может привести получение знаний не честным трудом, а минутным везением.

Краткий тезисный анализ этого произведения может выглядеть следующим образом:

  • Год написания: 1829 г.
  • Жанр: волшебная повесть, сказка.
  • Главные герои: мальчик Алёша, курица Чернушка.
  • Тема текста: дружба, ответственность.
  • Основная мысль: важно всего добиваться своим трудом, уметь вовремя признавать свои ошибки и отвечать за свои поступки.

Такой сжатый анализ этой волшебной повести можно также представить в виде таблицы, что особенно удобно для школьников при заполнении читательского дневника.

Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители»: главные герои

Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» была написана русским писателем XIX века Антонием Погорельским в 1829 году. Сказка была написана для племянника А.К. Толстого, воспитанию которого Алексей Алексеевич Перовский (таково настоящее имя писателя), уделял пристальное внимание. Алексей Толстой стал впоследствии известным русским поэтом и писателем.

Главные герои сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»:

Алеша – мальчик 9-10 лет. Мальчик умненький, миленький. Поступил в пансион, где родители оставили его и сами уехали. Учился Алеша хорошо, ученье давалось ему легко. Первое время он скучал по дому, но потом понял, что здесь веселее и интереснее. Скучал только в выходные дни, когда других детей, живших в Санкт-Петербурге, отпускали домой. Но учитель стал давать Алеше книги из своей библиотеки, и выходные дни Алеша посвящал чтению. Алеша был фантазером и романтиком.

После того, как Король гномов подарил ему семечко, и Алеше не надо было учить уроков, он стал ленивым шалуном, загордился. Алеша решил, что он самый необыкновенный и умный. Товарищи по пансиону перестали любить его. Но слава об Алешиных способностях разлетелась по пансиону, и родители стали стремиться отдавать своих детей учиться в это заведение. Однажды Алеша потерял свое семечко во дворе, и не смог рассказать ни одного слова из того, что было задано. Ночью курица-министр принесла ему семечко и сделала наставление, что он должен измениться.

Алеша не внял словам курочки. Он рассказал о семечке, о подземных жителях. Ему не поверили и наказали. Алеша после наказания заболел и пролежал в горячке 6 недель. Когда он выздоровел, снова стал нормальным мальчиком, начал учить уроки, и другие дети снова полюбили его.

Чернушка – Черная курица, которую Алеша полюбил и всегда подкармливал. Однажды он спас Чернушку от ножа кухарки-чухонки, и в благодарность Чернушка показала Алеше волшебное царство гномов, где она была Министром.

Учитель – немец. Распорядитель в пансионе. Объективный и мудрый человек. Тепло относился к детям. Он редко наказывал своих воспитанников. Наказание розгами и вовсе в этом пансионе не употреблялось. Алеша оказался первым воспитанником, кого высекли.

Его жена – хозяйственная женщина, управляла хозяйственной частью пансиона, питанием детей.

Кухарка – чухонка Трина – не глупая и добрая женщина, однако, не отказавшаяся от денег, которые предложил ей Алеша за Чернушку.

Король гномов – «человек с величественною осанкой, на голове с венцом, блестящим драгоценными камнями. На нем была светло-зеленая мантия, подбитая мышьим мехом, с длинным шлейфом». Король гномов был справедливым и мудрым, и добрым.

Сказка о том, что ничего неделанье портит людей. Чтобы оставаться людьми, надо уметь работать над собой, своим самообразованием, быть полезным. Важно также умение держать данное слово. Алеша не сдержал слова, данное Чернушке, рассказал в классе о Подземном царстве, и этим вынудил их покинуть подземелье, а Чернушку-министра сделал несчастным.

Образ главного героя

Для полноценного анализа повести необходимо обратиться к характеристике Алёши из «Чёрной курицы». В 5 классе, в школьную программу которого включено это произведение, школьники рассматривают, как черты характера мальчика меняются в зависимости от происходящих с ним событий. Описание внутреннего мира этого героя необходимо для понимания всего текста.

Личность мальчика

Алёша — мальчик из простой семьи, который любит своих родителей и очень дорожит ими. Главный герой очень дружелюбный и добрый ребёнок, легко ладит с одноклассниками и грустит, когда в выходные дни ему приходится оставаться наедине с собой.

В книгах мальчик находит вдохновение. Именно чтение научило персонажа верить в чудеса. Большое значение для Алешки играла природа: он любил прогулки в парке или саду. Главный герой хорошо относится к животным, что говорит о его отзывчивости и доброте. Он кормит птиц, ухаживает за курочками и спасает любимицу Чернушку от кухарки.

Волшебное семечко

Получив в дар от короля подземного царства волшебное семечко, характер мальчика в корне меняется. Став лучшим среди учеников, Алёша не в состоянии справиться с заносчивостью и чувством собственного превосходства. Главный герой ленится, игнорирует выполнение домашней работы и учебный процесс в целом. Мальчик становится злым и не прислушивается к советам окружающих.

Изменения в характере не могут оставаться незамеченными для его друзей. Они понимают, что Алёша становится слишком гордым и ставит себя выше других, поэтом просто перестают общаться с мальчиком.

Дар, полученный от волшебного семечка, сломил ребёнка. Он не в силах совладать с такими испытаниями, сталкивается с множеством трудной и в конце концов не выдерживает груза тайны, рассказывая учителю и одноклассникам о подземном царстве.

Осознание своей вины

Предав свою любимицу и остальных жителей подземного городка, Алёша сильно заболевает и многое осознаёт. Спустя некоторое время мальчик превращается в былого доброго, наивного и искреннего ребёнка, испытывает сильные угрызения совести за содеянные поступки. Он очень грустит, что лишился друга в лице Чернушки.

Персонаж подвергается сильным душевным изменениям в связи с совершенными ошибками. Однако главному герою хватает сил, чтобы вернуться в прежнее состояние. Образ Алёши играет важную роль в смысловом плане, именно через личность этого мальчика автор даёт читателям важный жизненный урок: никогда не поздно признать свою вину и попытаться измениться в лучшую сторону.

Вариант 2

Повесть-сказка Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» была написана почти два столетия назад. Тем не менее, часть вопросов, поднимаемых там, актуальна по сей день.

Главный герой рассказа Алёша – мальчик лет девяти-десяти. Он учится в мужском пансионе в Петербурге, куда его привезли родители около двух лет назад. Алёша общительный, умный, смышлёный и все его любят. У него много друзей и товарищей, с которыми он частенько играет.

На первых порах тоска по родителям не оставляла мальчика в покое, так как его мама и папа жили далеко от пансиона. Ему было непривычно жить без родных, среди незнакомых людей. Однако он скоро приобщился к коллективу и в целом ему хорошо живётся в пансионе, и порой возникают мысли, что здесь лучше, чем в родительском доме.

Но бывают дни, когда Алёше совсем грустно и скучно. В основном это выходные и праздники – дни, когда все его друзья уезжают к родителям, а сам Алёша погружается в тоску. В эти даты он остаётся один и утешает себя своими любимыми занятиями. Больше всего Алёша любит перечитывать рыцарские романы из библиотеки его учителя-немца. Он уже выучил все события средних веков по этим романам и порой лежит и представляет себя на месте главных героев, переносит себя в ту эпоху.

Ещё одно его любимое занятие – ухаживать за курочками. Алёша знает всех кур пансиона по именам, кормит их крошками, разнимает их драки и наказывает забияк. Но одну из них он особо выделяет. Чёрная хохлатая курица по имени Чернушка – его любимица. Он даёт ей больше всего корма и спасает её от кухарки, которая хочет пустить Чернушку на суп.

Впоследствии Чернушка отблагодарила Алёшу, проводила его в подземный мир, и король того мира подарил Алёше волшебное зёрнышко, с помощью которого он мог знать всё, при этом ничего не уча. В этот момент Алёшу будто подменили. Он стал грубым, гордым, непослушным и самолюбивым. Он занимался шалостями на уроках и учителя его всячески наказывали. Все его друзья и товарищи тоже отвернулись от него, так как Алёша был надменным и разговаривал с ними свысока. Так продолжалось до поры до времени, пока Алёша ненароком не рассказал учителю о подземном царстве. После этого все жители царства, включая Чернушку, вынуждены были покинуть пансион и зёрнышко у Алёши исчезло.

Мальчик очень сожалел о содеянном, вскоре взялся за голову и исправился. Его снова все начали любить.

Другие сочинения: ← Крылатые выражения из басен Крылова↑ ДругиеПо произведению Слепой музыкант →

Применение на уроках литературы

Характеристика Алёши из рассказа «Чёрная курица или Подземные жители» даёт возможность показать юным читателям, как сложно бывает строить отношения в коллективе детям, не имеющим поддержки родителей, а также, как положительные и отрицательные качества могут подавлять друг друга под воздействием происходящих в жизни событий.

На уроках литературы отличной практикой для закрепления материала будет задание написать письмо Алешке, где ученики смогут обратиться к литературному герою с советами, или пофантазировать, как бы повели себя, став счастливыми обладателями заветного семечка из повести «Чёрная курица, или Подземные жители». Характеристика Алёши в этом случае пригодится для осознания того, сколько трудностей может ожидать детей вдали от семьи, и каких ошибок повторять не стоит.

Знакомство с подземным миром

Ночью Чернушка приходит к мальчику и начинает разговаривать с ним человеческим голосом. Алеша очень удивился, однако решил отправиться вслед за Чернушкой в волшебный подземный мир, в котором живут маленькие люди. Король этого необычного народа предлагает Алеше любую награду за то, что тот сумел спасти от смерти их министра – Чернушку. Но Алеша ничего не смог выдумать лучше, чем попросить у короля волшебную способность – уметь правильно отвечать на любом уроке даже без подготовки. Королю подземных жителей не пришлась по душе такая идея, ведь она говорила о лености и нерадивости Алеши.

Какие цитаты характеризуют Алешу в сказке Черная курица?

Внимательно читаем Погорельского

Если вы только начали изучать эту удивительную авторскую сказку, то будьте готовы к тому, что она поведет вас по удивительному миру превращения характера человека, на который будут оказывать влияние самые разные жизненные ситуации. И пусть автор сделал это посредством сказки, ведь Алеша встречает на своем пути говорящую курицу, которая оказывается министром подземного царства, тем не менее? Порча характера человека происходит практически всегда под влиянием так называемых «конопляных зернышек», которые олицетворяют в данном случае леность, гордыню и чрезмерное тщеславие.
Однако не буду более заниматься нравоучениями, а перейду непосредственно к выполнению задания, в котором нам следует цитатно проследить путь изменения характера и нрава главного героя, попавшего в непростую для себя ситуацию.

Итак, первый цитатный лист — это характер Алеши, который еще не знаком с министром и королем подземного царства, т.е. у него пока нет того самого волшебного зерна, дающего возможность не уча уроки, отвечать их без запинки.

Что мы видим, прочитывая эти цитаты из сказки? То, что наш герой — это добрый, любознательный мальчик, не лишенный фантазии, мечтаний, верящий в чудеса. По своему отношению к друзьям — он добр и отзывчив. Любит животных, иначе не кормил бы курочек с хозяйского двора хлебными крошками. И его поступок по защите Чернушки, когда он отдает самое драгоценное, что у него есть — империал, характеризует мальчика, как отзывчивого и сострадающего человека, сочувствующего попавшему в беду, готового поделиться самым сокровенным, что у него есть, чтобы спасти другого человека или существо из неприятных ситуаций.

Однако, несмотря на такую лестную в общем-то характеристику Алеши, есть ложка дегтя в его характеристике, которая проявляется в эпизоде — встрече с королем, где мальчик выбирает себе подарок — это лень, которая впоследствии сыграет плохую шутку с нашим героем.

Далее у нас идет подборка цитат с тем, как меняется Алеша, владея уже конопляным зерном. Поначалу, как вы можете видеть из цитат, Алеша стыдится тех похвал, что ему сыпятся из уст учителей и друзей. Т.е. еще зерна самолюбия не пробили полностью его сердца и души. Однако очень скоро ростки самолюбия и гордыни пробивают себе дорогу, подобно сорнякам и заполняют всю душу мальчика, вытесняя напрочь его доброту, простоту и сердечность. Перед нами предстает совсем иной Алеша, которому чуждо понятие труда, ответственности и доброты. Он прибавляет к своим порокам еще один негативный штрих — неблагодарность, которая окончательно губит его друга Чернушку.

выдержки из книги

И было бы неверным на этом и закончить свой анализ изменения характера главного героя Погорельского — Алеши, верно? Ведь уже в последних главах сказки мы можем наблюдать, что на Алешу накатывает приступ раскаяния из-за своих дурных поступков, и что мальчик, в итоге, пройдя через жернова нравственных искушений, становится вновь добрым и трудолюбивым. Погорельский сделал отличный финал, в сказке должно побеждать Добро, и оно, естественно, победило…

проявление положительных качеств Алеши

Разбираем задания по литературному чтению:

  • Храбрый утенок — это сказка или рассказ? Как доказать свое мнение?
  • Какие вопросы можно придумать к стихотворению «Лошадка» Введенского?
  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Характеристика и образ Алеши из сказки Черная курица

Главный герой волшебной повести «Черная курица, или Подземные жители» — мальчик Алеша. Он уже два года учится в пансионе для мальчиков, который находится на Васильевском острове в Петербурге. Его родители живут очень далеко, поэтому за все свое время учебы девятилетний мальчик больше не видел их. Ему было от этого очень грустно.

В выходные дни все его одноклассники уезжали домой, а Алеша оставался в пансионе. Проводить время он любил за чтением рыцарских романов и сказок. Он постоянно ожидал какое-то чудо, верил в волшебство. Сказки оживали в его голове. Он представлял рыцарские замки и другие сцены, которые были в его книгах.

Другим его любимым занятием было кормление курочек, которые жили во дворе. Он собирал для них крошки после обеда и ужина, а затем отдавал им пищу.

Его любимой курицей была Чернушка, которую не любила кухарка за то, что та не снесла ни одного яйца. Однажды ее хотели зарезать, но Алеша спас ее, отдав один империал кухарке. Ему было очень жалко монеты, но еще больше ему хотелось сохранить Чернушку, которая была его подругой.

Тогда курочка заговорила с ним и рассказала ему свой секрет. Она оказалась министром короля подземного царства. В честь того, что он спас ее, король требует знакомства с Алешей. Король исполнил желание Алеши — дал ему конопляное зерно, которое позволяло ему не учить уроки, но всегда их знать. Хотя королю это желание мальчика не понравилось, так как оно характеризовало его лень.

Тогда Алеша из воспитанного, умного, скромного, милого мальчика, которого все любили, стал гордым, ленивым и высокомерным. Учителя поражала та точность, с которой он отвечал. Алеша стал лучшим учеником Петербурга. Мальчик стал возносить себя выше других учеников.

Алеша при всех своих первоначальных достоинствах был ветреным и легкомысленным. Он никогда не слушал тех советов, которые ему давали. Алеша пообещал Чернушке, что не выдаст ее секрет никому. Однако мальчик не смог сдержать своего обещания. Когда учитель поинтересовался у него, как у него получается так учиться, он рассказал всю правду преподавателю. Правда, ему не поверили и наказали.

Чернушка разочаровалась в мальчике, ведь теперь всему подземному царству нужно переехать. Алеша расстался со своей любимой курочкой. Ему давалось это тяжело, но со временем все стало на места. Алеша опять стал воспитанным, вежливым, культурным, умным, скромным мальчиком, которого все любили.

Истинное лицо

Алеша – простой мальчик. Он очень скучает по своим родителям, с которыми ему пришлось расстаться из-за обучения в пансионате. Автор подчеркивает трепетное и бережное отношение Алеши к своим родителям.

Герой любит общаться со своими друзьями. Мальчик очень дружелюбен. Однако когда друзья Алеши уезжают на выходные, главному герою очень грустно и одиноко находиться наедине с самим собой.

Алеша любит читать книги, в них он черпает вдохновение. Именно книги научили героя верить в чудо и волшебство. Природа для Алеши также имела большое значение: герой очень любил гулять в саду.

Алеша отличается своей добротой и отзывчивостью. Об этом говорит и его хорошее отношение к животным. Он подкармливает птиц, а когда его любимую черную курицу пытаются зарезать, он спасает ее. За это он и получает волшебную семечку.

Вариант 2

Повесть-сказка Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» была написана почти два столетия назад. Тем не менее, часть вопросов, поднимаемых там, актуальна по сей день.

Главный герой рассказа Алёша – мальчик лет девяти-десяти. Он учится в мужском пансионе в Петербурге, куда его привезли родители около двух лет назад. Алёша общительный, умный, смышлёный и все его любят. У него много друзей и товарищей, с которыми он частенько играет.

На первых порах тоска по родителям не оставляла мальчика в покое, так как его мама и папа жили далеко от пансиона. Ему было непривычно жить без родных, среди незнакомых людей. Однако он скоро приобщился к коллективу и в целом ему хорошо живётся в пансионе, и порой возникают мысли, что здесь лучше, чем в родительском доме.

Но бывают дни, когда Алёше совсем грустно и скучно. В основном это выходные и праздники – дни, когда все его друзья уезжают к родителям, а сам Алёша погружается в тоску. В эти даты он остаётся один и утешает себя своими любимыми занятиями. Больше всего Алёша любит перечитывать рыцарские романы из библиотеки его учителя-немца. Он уже выучил все события средних веков по этим романам и порой лежит и представляет себя на месте главных героев, переносит себя в ту эпоху.

Ещё одно его любимое занятие – ухаживать за курочками. Алёша знает всех кур пансиона по именам, кормит их крошками, разнимает их драки и наказывает забияк. Но одну из них он особо выделяет. Чёрная хохлатая курица по имени Чернушка – его любимица. Он даёт ей больше всего корма и спасает её от кухарки, которая хочет пустить Чернушку на суп.

Впоследствии Чернушка отблагодарила Алёшу, проводила его в подземный мир, и король того мира подарил Алёше волшебное зёрнышко, с помощью которого он мог знать всё, при этом ничего не уча. В этот момент Алёшу будто подменили. Он стал грубым, гордым, непослушным и самолюбивым. Он занимался шалостями на уроках и учителя его всячески наказывали. Все его друзья и товарищи тоже отвернулись от него, так как Алёша был надменным и разговаривал с ними свысока. Так продолжалось до поры до времени, пока Алёша ненароком не рассказал учителю о подземном царстве. После этого все жители царства, включая Чернушку, вынуждены были покинуть пансион и зёрнышко у Алёши исчезло.

Мальчик очень сожалел о содеянном, вскоре взялся за голову и исправился. Его снова все начали любить.

Другие сочинения: ← Крылатые выражения из басен Крылова↑ ДругиеПо произведению Слепой музыкант →

Получение волшебного семечка

Когда Алеша из рассказа «Черная курица» получает семечку, его характер сильно меняется. С помощью волшебства он становится самым лучшим учеником, что делает его заносчивым. Алеша становится очень ленивым: он перестает выполнять домашнее задание и учиться вообще. Алеша становится очень непослушным мальчиком, который совершенно не воспринимает мнение других людей.

В то же время самооценка героя повышается, он чувствует свое превосходство над другими. Над Алешей возобладает гордость и даже гордыня. Это сразу замечают его бывшие друзья, поэтому они перестают общаться с ним.

Алеша теряет зернышко, курица Чернушка возвращает его, но с наказом о том, что он должен вести себя правильно, поступать по-доброму. Однако Алеше было тяжело сдержать это обещание.

Волшебство, которое ставит Алешу перед трудностями, сломило душу мальчика. Герой не прошел испытания. Он нарушает то обещание, которое дал волшебным героям. Алеша открывает тайну про подземное царство.

Краткое содержание

Замечательную по своему содержанию сказку автор написал для своего племянника, небезызвестного всем Алексея Толстого. Это объясняет и выбор имени для центрального в произведении образа. Главными героями в тексте являются:

  • мальчик Алёша;
  • курица по прозвищу Чернушка.

О внешности персонажа в тексте упоминается немного: лишь то, что у него были длинные русые волосы до пояса, а одет он был в рубашку с круглым воротником и батистовыми манжетами.

Милый и покладистый мальчик учится и живёт в пансионе, вдали от своей семьи. Так как родители не имели возможности забирать сына на выходные домой, он был вынужден развлекать себя сам. Алёша любил ухаживать за курочками, выбрав себе в любимицы Чернушку, и защитив её от кухарки, которая намеревалась зарубить птицу к ужину.

Среди ночи к мальчику пришла курица, и отвела Алёшу в удивительный подземный город. Главному герою открылся целый мир чудес, а его любимица оказалась министром в этом царстве под землёй. Король подарил своему гостю волшебное зёрнышко, которое позволяло осваивать все знания из школьной программы, не теряя времени на уроки и выполнение домашних заданий. Однако, мальчика предупредили, что всё увиденное и услышанное в этом необычном месте, он должен держать в секрете.

Произошедшие с персонажем приключения кардинально отразились на его характере: он стал горделивым, заносчивым и со временем растерял всех своих друзей. Его поведение повлекло за собой строгое наказание от учителя, и, не выдержав, Алёша рассказывает о волшебном зёрнышке и подземном царстве.

Среди ночи мальчик в последний раз видится с курицей. Жители подземного городка вынуждены навсегда покинуть своё место из-за раскрывшейся тайны. Алёша осознаёт, как много ошибок допустил, и со временем снова становится спокойным, покладистым и дружелюбным ребёнком.

Признание вины

После того как Алеша предает черную курицу и других подземных жителей, он заболевает. А после своего выздоровления мальчик превращается в прежнего человека. Он ощущает свою вину за происходящее, понимая, что поступил неправильно. Алеше горько от того, что ему пришлось попрощаться с Чернушкой.

Характеристика Алеши из «Черной курицы» проходит эволюцию. После того как герой совершил ряд ошибок, он смог вернуться в прежнее состояние. Образ мальчика Алеши очень важен в смысловом плане: с его помощью А. Погорельский преподает читателям жизненный урок.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Герой Алеша из «Черной курицы»», рассмотрит изменение центрального персонажа в ходе повествования, продемонстрирует истинный характер Алеши, который не проходит испытание волшебством.

Какие цитаты характеризуют Алешу в сказке Черная курица?

Внимательно читаем Погорельского

Если вы только начали изучать эту удивительную авторскую сказку, то будьте готовы к тому, что она поведет вас по удивительному миру превращения характера человека, на который будут оказывать влияние самые разные жизненные ситуации. И пусть автор сделал это посредством сказки, ведь Алеша встречает на своем пути говорящую курицу, которая оказывается министром подземного царства, тем не менее? Порча характера человека происходит практически всегда под влиянием так называемых «конопляных зернышек», которые олицетворяют в данном случае леность, гордыню и чрезмерное тщеславие.
Однако не буду более заниматься нравоучениями, а перейду непосредственно к выполнению задания, в котором нам следует цитатно проследить путь изменения характера и нрава главного героя, попавшего в непростую для себя ситуацию.

Итак, первый цитатный лист — это характер Алеши, который еще не знаком с министром и королем подземного царства, т.е. у него пока нет того самого волшебного зерна, дающего возможность не уча уроки, отвечать их без запинки.

Что мы видим, прочитывая эти цитаты из сказки? То, что наш герой — это добрый, любознательный мальчик, не лишенный фантазии, мечтаний, верящий в чудеса. По своему отношению к друзьям — он добр и отзывчив. Любит животных, иначе не кормил бы курочек с хозяйского двора хлебными крошками. И его поступок по защите Чернушки, когда он отдает самое драгоценное, что у него есть — империал, характеризует мальчика, как отзывчивого и сострадающего человека, сочувствующего попавшему в беду, готового поделиться самым сокровенным, что у него есть, чтобы спасти другого человека или существо из неприятных ситуаций.

Однако, несмотря на такую лестную в общем-то характеристику Алеши, есть ложка дегтя в его характеристике, которая проявляется в эпизоде — встрече с королем, где мальчик выбирает себе подарок — это лень, которая впоследствии сыграет плохую шутку с нашим героем.

Далее у нас идет подборка цитат с тем, как меняется Алеша, владея уже конопляным зерном. Поначалу, как вы можете видеть из цитат, Алеша стыдится тех похвал, что ему сыпятся из уст учителей и друзей. Т.е. еще зерна самолюбия не пробили полностью его сердца и души. Однако очень скоро ростки самолюбия и гордыни пробивают себе дорогу, подобно сорнякам и заполняют всю душу мальчика, вытесняя напрочь его доброту, простоту и сердечность. Перед нами предстает совсем иной Алеша, которому чуждо понятие труда, ответственности и доброты. Он прибавляет к своим порокам еще один негативный штрих — неблагодарность, которая окончательно губит его друга Чернушку.

выдержки из книги

И было бы неверным на этом и закончить свой анализ изменения характера главного героя Погорельского — Алеши, верно? Ведь уже в последних главах сказки мы можем наблюдать, что на Алешу накатывает приступ раскаяния из-за своих дурных поступков, и что мальчик, в итоге, пройдя через жернова нравственных искушений, становится вновь добрым и трудолюбивым. Погорельский сделал отличный финал, в сказке должно побеждать Добро, и оно, естественно, победило…

проявление положительных качеств Алеши

Разбираем задания по литературному чтению:

  • Храбрый утенок — это сказка или рассказ? Как доказать свое мнение?
  • Какие вопросы можно придумать к стихотворению «Лошадка» Введенского?

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Черная курица или подземные жители»
  • для самых компанейских — Главные герои «Черная курица, или Подземные жители»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Чёрная курица, или Подземные жители»

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

Популярные сочинения

  • Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно сочинение
    Предки – это наше начало, наши истоки. Славянский народ за период своего существования пережил многие трудности, лишения и войны. Многое менялось за период существования нашего народа.
  • Сочинение-описание по картине Юный живописец Фирсова (4, 5 класс)
    В мире современных технологий интеллектуальная собственность стала также охраняемой, как и материальная. На сегодняшний день существует масса разных способов идентификации принадлежности тому
  • Нравственная красота Маши Мироновой сочинение
    Маша Миронова — это главная героиня повести Александра Пушкина «Капитанская дочка», в честь которой и названо произведение.

  • В рассказе л н толстого кавказский пленник по принципу антитезы соотносятся образы
  • В рассказе какого русского писателя фигурирует венгерская рапсодия
  • В рассказе знакомые люди грековой используется немало средств художественной выразительности
  • В рассказе действуют трое детей и пятеро взрослых на сколько человек взрослых больше чем детей
  • В рассказе горького челкаш не затрагивается проблема