В рассказе писателя успенского уроженца тульской губернии встречается такой отрывок в хате птичницы

С 3 по 7 ноября проходит Большой этнографический диктант. Задания Диктанта оформлены в виде теста. Тест состоит из 30 вопросов. Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы Большого этнографического диктанта для Тульской области.

Смотрите Основную часть вопросов Большого этнографического диктанта 2021 для всех регионов.

Время прохождения диктанта — 45 минут. Максимальная сумма баллов за выполнение всех заданий – 100.

Вопрос №21

В городе Туле известен топоним Красный Перекоп. Как вы полагаете, слово перекоп обозначает

  • Глубокая канава, яма; низкое место
  • Окоп, оборонительное сооружение
  • Место, которое перекопали
  • Место стихийной застройки

Ответ: Глубокая канава, яма; низкое место

Вопрос №22

Сегодня в Туле и других городах Тульской области стало популярным блюдо с мясом, обжаренным на вертеле, которое появилось на Ближнем Востоке, а потом распространилось под схожими названиями по всему миру. Его продают на улицах и подают в ресторанах. Как оно называется?

  • Самса
  • Шаурма
  • Бешбармак
  • Плов

Ответ: Шаурма

Вопрос №23

В рассказе писателя Н.В. Успенского, уроженца Тульской губернии, встречается такой отрывок: В хате птичницы с чашкой воды стоит баба перед закутанной печью, в которой шуршит и треплется веник. Веник замолк. «Откутай!..» – кричит кто-то умирающим голосом…. (Н.В. Успенский, Ночь под светлый день.). Что, по вашему мнению, могут обозначать слова закутанный и откутай в приведенных предложениях?

Протопленный и раскрывай
Закрытый и открывай
Холодный и разжигай
Горячий и остужай

Ответ: Закрытый и открывай

Вопрос №24

В следующем примере, записанном на территории распространения тульских говоров, встречается слово кут, определите его значение, исходя из контекста: Заходишь, в углу печка, а от печки идет кут. (Волов.)

Труба
Большой, высокий шкаф
Большая широкая лавка; полати
Настил на полу

Ответ: Большая широкая лавка; полати

Вопрос №25

В Тульской области с 1930-х годов проживают татары. Многие представители татарской диаспоры сохраняют свои традиции. Одно из мучных блюд популярно среди представителей этого народа. Как оно называется?

  • чак-чак
  • шарлотка
  • пахлава
  • сочник

Ответ: чак-чак

Вопрос №26

В ряде районов Тульской области известно слово махрёнка, какую часть традиционного костюма оно называет?

  • Головной убор
  • Юбка в складку
  • Особого вида пояс
  • Украшение на рубахе

Ответ: Головной убор

Вопрос №27

В Тульской области стало традицией проводить фестиваль национальных культур, в ходе которого представители разных диаспор области представляют свои традиционные блюда. Одно из популярных блюд, представляемом во время фестиваля, является хлеб «хала». К какой национальной кухне он относится:

  • украинской
  • еврейской
  • армянской
  • татарской

Ответ: еврейской

Вопрос №28

Недалеко от Тулы с середины прошлого века проживают цыгане, относящиеся к этнической группе котляров или кэлдэраров. В прошлом среди них у мужчин главным видом деятельности было:

  • изготовление деревянных изделий
  • торговля лошадьми
  • работа с металлом – лужение
  • дрессировка животных

Ответ: работа с металлом – лужение

Вопрос №29

Какой конфессии принадлежит храм апостолов Петра и Павла, расположенный в Туле на улице Л. Толстого?

  • баптизм
  • православие
  • католицизм
  • мусульманство

Ответ: католицизм

Вопрос №30

В XIX веке большую популярность в России приобретала гармонь. Она известна в разных вариациях. В 1870-е годы в Туле был создана двухрядная хроматическая гармонь. Ее изобретателем был:

В.В. Вересаев
П.Е. Невский
Н.И. Белобородов
П.П. Белоусов

Ответ: Н.И. Белобородов

Тульская область образована 26 сентября 1937 года. Расположена в центре европейской части России на Среднерусской возвышенности в пределах степной и лесостепной зон. Граничит: на юге и юго-востоке − с Липецкой областью, на юго-западе − с Орловской областью, на западе и северо-западе − с Калужской областью, на севере и северо-востоке − с Московской областью, на востоке − с Рязанской областью. Официальный сайт Тульской области. Кулответ.ру приглашает всех на диктант, это будет увлекательно. Туляки могут стать участниками просветительской акции «Большой этнографический диктант-2021» по Тульской области, который будет проходить с 3 по 7 ноября.

Большой этнографический диктант Тульская область

Вопросы с ответами Большой этнографический диктант по Тульской области

Чтобы ответить на вопросы Диктанта необходимо с 00:01 3 ноября по 23:59 7 ноября, надо зайти на официальный сайт акции БЭД и после прохождения небольшой регистрации с обязательным указанием страны и региона, выбрать правильные варианты ответов, классный ответ поможет вам с выбором, но мы не гарантируем, что всё будет верно, так что не стоит торопиться, давайте обсуждать ответы в комментариях. Всего 30 вопросов, 20 из них для всех одинаковы, а 10 имеют отношение к региону, они так и называются, региональная часть Диктанта.

Вопрос №21

В городе Туле известен топоним Красный Перекоп. Как вы полагаете, слово перекоп обозначает

Несколько вариантов:

Глубокая канава, яма; низкое место
Окоп, оборонительное сооружение
Место, которое перекопали
Место стихийной застройки

В начале XX века на территории современного микрорайона Красный Перекоп была берёзовая роща, в которой размещались военные лагеря. В 1929 году там началось строительство жилья для рабочих Оружейного завода. За 4 года там построили 50 двухэтажных деревянных бараков. Жилой район первоначально назывался Стандартстрой, а позже, в память победы Красной Армии над белогвардейцами под городом Перекоп в Крыму, стал называться посёлком Красный Перекоп. (Рассаднев С. А. «Прогулки по улицам Тулы»)

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Глубокая канава, яма; низкое место

Вопрос №22

Сегодня в Туле и других городах Тульской области стало популярным блюдо с мясом, обжаренным на вертеле, которое появилось на Ближнем Востоке, а потом распространилось под схожими названиями по всему миру. Его продают на улицах и подают в ресторанах. Как оно называется?

Несколько вариантов:

Самса
Шаурма
Бешбармак
Плов

Шаурма — ближневосточное блюдо из мяса (курица, ягнятина, баранина, реже телятина, индюшатина, свинина), обжаренного на вертеле, завёрнутого в лаваш, реже в питу, с добавлением специй, соусов и салата из свежих овощей. Употребляется без использования столовых приборов. Различные варианты этого блюда достаточно древние. Самая распространённая на данный момент версия, что прообразом послужило греческое блюдо гирос. В свою очередь упоминания о турецком дёнер-кебабе встречалось на страницах персидских книг.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Шаурма 

Вопрос №23

В рассказе писателя Н.В. Успенского, уроженца Тульской губернии, встречается такой отрывок: В хате птичницы с чашкой воды стоит баба перед закутанной печью, в которой шуршит и треплется веник. Веник замолк. «Откутай!..» – кричит кто-то умирающим голосом…. (Н.В. Успенский, Ночь под светлый день.). Что, по вашему мнению, могут обозначать слова закутанный и откутай в приведенных предложениях?

Несколько вариантов:

Протопленный и раскрывай
Закрытый и открывай
Холодный и разжигай
Горячий и остужай

Закутанный, откутай — кутать, кутывать что, кого, закрывать, одевать, завертывать чем или что. Соответственно откутать открыть. (Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. — 573 c.).

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Закрытый и открывай

Вопрос №24

В следующем примере, записанном на территории распространения тульских говоров, встречается слово кут, определите его значение, исходя из контекста: Заходишь, в углу печка, а от печки идет кут. (Волов.)

Несколько вариантов:

Труба
Большой, высокий шкаф
Большая широкая лавка; полати
Настил на полу

Кут, полати — лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью; деревянные настилы (нары), сооружаемые под потолком. На полатях можно спать, так как печь долго сохраняет тепло. На полатях обычно может разместиться несколько человек (в лежачем положении). Конструктивное устройство полатей различно. (Баранов Д.А., Баранова О.Г. и др. Полати // Русская изба: Иллюстрированная энциклопедия. — СПб.: Искусство-СПБ, 2004. — С. 57—58. — 376 с.)

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Большая широкая лавка; полати

Вопрос №25

В Тульской области с 1930-х годов проживают татары. Многие представители татарской диаспоры сохраняют свои традиции. Одно из мучных блюд популярно среди представителей этого народа. Как оно называется?

Несколько вариантов:

чак-чак
шарлотка
пахлава
сочник

Чак-чак мучное восточное печенье из обжаренных во фритюре кусочков теста, перемешанных с медовым сиропом. Национальное кулинарное изделие татар. Чак-чак — одна из визитных карточек Республики Татарстан и наиболее распространённая «кулинарная» ассоциация с Татарстаном среди жителей России. (Чэк-чэк. Бухарское калеве // Блюда татарской кухни / Сост. Н. Мазина. — Казань: Татарское книжное издательство, 1993.)

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): чак-чак

Вопрос №26

В ряде районов Тульской области известно слово махрёнка, какую часть традиционного костюма оно называет?

Несколько вариантов:

Головной убор
Юбка в складку
Особого вида пояс
Украшение на рубахе

Махрёнка — головной убор замужних женщин, относящийся к типу кичкообразных (Калужская и Тульская губ). Первый раз его надевали после венца. В нём молодуха сидела на свадебном пиру. В последующие пять лет она носила его по большим праздникам, а затем переставала носить вовсе. Состояла махрёнка из кички, чехла, налобника, платка и нескольких дополнительных украшений. (Рабинович М. Г. — Древняя одежда народов Восточной Европы. — Москва, изд. «Наука», 1986.)

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Головной убор

Вопрос №27

В Тульской области стало традицией проводить фестиваль национальных культур, в ходе которого представители разных диаспор области представляют свои традиционные блюда. Одно из популярных блюд, представляемом во время фестиваля, является хлеб «хала». К какой национальной кухне он относится:

Несколько вариантов:

украинской
еврейской
армянской
татарской

Хала — еврейский традиционный праздничный хлеб, изготавливаемый из сдобного дрожжевого теста с яйцами. Хлеб-халу едят в шаббат и на праздники. Хала — это часть любого теста, отделявшаяся в пользу священника. Слово «хала» происходит от наименования одной из заповедей Торы, которую совершают при приготовлении теста для хлеба. глубоко символическое кулинарное изделие.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): еврейской

Вопрос №28

Недалеко от Тулы с середины прошлого века проживают цыгане, относящиеся к этнической группе котляров или кэлдэраров. В прошлом среди них у мужчин главным видом деятельности было:

Несколько вариантов:

изготовление деревянных изделий
торговля лошадьми
работа с металлом – лужение
дрессировка животных

Котляры или кэлдэры цыганская этническая группа, входящая в состав большой цыганской группы рома. Сформировались как этногруппа на территории Румынии. Одна из самых многочисленных и распространённых цыганских этнических групп в России и во всём мире. Кэлдэрары широко расселены по Европе и обеим Америкам. Традиционно занимались изготовлением и лужением котлов, что отразилось в их самоназвании, от рум. caldarar — котельщик, лудильщик. (Деметер Н. Г., Бессонов Н. В., Кутенков В. К. История цыган — новый взгляд / РАН. Ин-т этнологии и антрополгии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; под ред. Деметера Г. С. — Воронеж, 2000 г.)

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): работа с металлом – лужение

Вопрос №29

Какой конфессии принадлежит храм апостолов Петра и Павла, расположенный в Туле на улице Л. Толстого?

Несколько вариантов:

баптизм
православие
католицизм
мусульманство

Первое упоминание о католической часовне в Туле относится к 1886 году. В 1885 году был устроен римско-католический молитвенный дом и прихода Рождества Пресвятой Богородицы, который был отнесен к Могилевскому диоцезу. В мае 1893 году получено разрешение на строительство католического храма (на окраине Тулы, близ Киевской заставы, ныне проспект Ленина). Закладка храма состоялась 15 мая 1894 года на пересечении улиц Киевской (ныне проспект Ленина) и Мотякинской (ныне Л. Толстого д.85). Храм выстроен в псевдоготическом стиле из красного кирпича. Над центральным входом располагается высокий шпиль с двумя боковыми башнями.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): католицизм

Вопрос №30

В XIX веке большую популярность в России приобретала гармонь. Она известна в разных вариациях. В 1870-е годы в Туле был создана двухрядная хроматическая гармонь. Ее изобретателем был:

Несколько вариантов:

В.В. Вересаев
П.Е. Невский
Н.И. Белобородов
П.П. Белоусов

Николай Иванович Белобородов родился 27.02.1828 г. в Туле, гармонист, педагог, дирижёр, аранжировщик, создатель хроматической гармони, основатель первого в мире оркестра гармонистов. В марте 1878 года первая в России (по мнению некоторых исследователей — первая в мире) хроматическая гармоника была сконструирована именно Н.И. Белобородовым. (Белобородов Николай Иванович // Тульский биографический словарь (В 2-х томах). Т. 1. А — Л / Редкол.: А. Д. Афанасьев, В. И. Боть и др.; Под ред. В. И. Крутикова. — Тула: Изд-во «Пересвет», 1996. — С. 52.)

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Н.И. Белобородов

Все вопросы и ответы по регионам в Большом этнографическом диктанте за 2021 год смотрите на страничках нашего сайта, посвящённой этой Международной просветительской акции.


Happy

Happy

28


Sad

Sad

3


Excited

Excited

15


Sleepy

Sleepy

1


Angry

Angry

4


Surprise

Surprise

1

Содержание

  1. Большой этнографический диктант 2021 Тульская область: ответы на вопросы
  2. Ответы на Большой этнографический диктант 2021: Тульская область
  3. В городе Туле известен топоним Красный Перекоп. Как вы полагаете, слово перекоп обозначает
  4. Сегодня в Туле и других городах Тульской области стало популярным блюдо с мясом, обжаренным на вертеле, которое появилось на Ближнем Востоке, а потом распространилось под схожими названиями по всему миру. Его продают на улицах и подают в ресторанах. Как оно называется?
  5. В рассказе писателя Н.В. Успенского, уроженца Тульской губернии, встречается такой отрывок: В хате птичницы с чашкой воды стоит баба перед закутанной печью, в которой шуршит и треплется веник. Веник замолк. «Откутай. » – кричит кто-то умирающим голосом…. (Н.В. Успенский, Ночь под светлый день.). Что, по вашему мнению, могут обозначать слова закутанный и откутай в приведенных предложениях?
  6. В следующем примере, записанном на территории распространения тульских говоров, встречается слово кут, определите его значение, исходя из контекста: Заходишь, в углу печка, а от печки идет кут. (Волов.)
  7. В Тульской области с 1930-х годов проживают татары. Многие представители татарской диаспоры сохраняют свои традиции. Одно из мучных блюд популярно среди представителей этого народа. Как оно называется?
  8. В ряде районов Тульской области известно слово махрёнка, какую часть традиционного костюма оно называет?
  9. В Тульской области стало традицией проводить фестиваль национальных культур, в ходе которого представители разных диаспор области представляют свои традиционные блюда. Одно из популярных блюд, представляемом во время фестиваля, является хлеб «хала». К какой национальной кухне он относится:
  10. Недалеко от Тулы с середины прошлого века проживают цыгане, относящиеся к этнической группе котляров или кэлдэраров. В прошлом среди них у мужчин главным видом деятельности было:
  11. Какой конфессии принадлежит храм апостолов Петра и Павла, расположенный в Туле на улице Л. Толстого?
  12. В XIX веке большую популярность в России приобретала гармонь. Она известна в разных вариациях. В 1870-е годы в Туле был создана двухрядная хроматическая гармонь. Ее изобретателем был:
  13. Значение слова «перекоп»
  14. переко́п
  15. Делаем Карту слов лучше вместе
  16. Красный Перекоп (Тула)
  17. Большой этнографический диктант 2020 года — Тульская область
  18. Тульская область
  19. Тульская область относится к субъектам РФ, в которых доля «нерусских» национальностей незначительна – всего лишь 5% населения.
  20. В нашей стране существуют различные этнографические музеи. В ряде регионов популярностью пользуются музеи купеческого быта.
  21. Г. Тула – родина одного из выдающихся отечественных этнографов советского времени.
  22. Для поддержки этнических культур и обеспечения конституционных прав на национально-культурное развитие принята
  23. В юго-западных районах Тульской области используется слово горшки, но не для указания на разновидность посуды,
  24. В Тульском крае, перед тем как невеста приходила жить в дом к мужу, во двор пускали приданку.
  25. Какая традиционная часть женского народного костюма, в том числе распространенная в Тульской губернии, стала основой для образования глагола кичиться, известного в русском языке?
  26. Название тульской улицы Малая Кулига связано с тем, что слово кулига обозначает
  27. В известном выражении «спрятать загашник» встречается древнее слово гашник.
  28. Выражение «овин тушить» встречается в речи жителей юго-западных районов Тульской области в ходе рассказов о традиционных обрядах.
  29. Ответы на Большой этнографический диктант 2021 Тульская область
  30. Вопросы с ответами Большой этнографический диктант по Тульской области

Большой этнографический диктант 2021 Тульская область: ответы на вопросы

С 3 по 7 ноября проходит Большой этнографический диктант. Задания Диктанта оформлены в виде теста. Тест состоит из 30 вопросов. Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы Большого этнографического диктанта для Тульской области.

Время прохождения диктанта — 45 минут. Максимальная сумма баллов за выполнение всех заданий – 100.

Ответы на Большой этнографический диктант 2021: Тульская область

В городе Туле известен топоним Красный Перекоп. Как вы полагаете, слово перекоп обозначает

Ответ: Глубокая канава, яма; низкое место

Сегодня в Туле и других городах Тульской области стало популярным блюдо с мясом, обжаренным на вертеле, которое появилось на Ближнем Востоке, а потом распространилось под схожими названиями по всему миру. Его продают на улицах и подают в ресторанах. Как оно называется?

Ответ: Шаурма

В рассказе писателя Н.В. Успенского, уроженца Тульской губернии, встречается такой отрывок: В хате птичницы с чашкой воды стоит баба перед закутанной печью, в которой шуршит и треплется веник. Веник замолк. «Откутай. » – кричит кто-то умирающим голосом…. (Н.В. Успенский, Ночь под светлый день.). Что, по вашему мнению, могут обозначать слова закутанный и откутай в приведенных предложениях?

Протопленный и раскрывай
Закрытый и открывай
Холодный и разжигай
Горячий и остужай

Ответ: Закрытый и открывай

В следующем примере, записанном на территории распространения тульских говоров, встречается слово кут, определите его значение, исходя из контекста: Заходишь, в углу печка, а от печки идет кут. (Волов.)

Труба
Большой, высокий шкаф
Большая широкая лавка; полати
Настил на полу

Ответ: Большая широкая лавка; полати

В Тульской области с 1930-х годов проживают татары. Многие представители татарской диаспоры сохраняют свои традиции. Одно из мучных блюд популярно среди представителей этого народа. Как оно называется?

Ответ: чак-чак

В ряде районов Тульской области известно слово махрёнка, какую часть традиционного костюма оно называет?

Ответ: Головной убор

В Тульской области стало традицией проводить фестиваль национальных культур, в ходе которого представители разных диаспор области представляют свои традиционные блюда. Одно из популярных блюд, представляемом во время фестиваля, является хлеб «хала». К какой национальной кухне он относится:

Ответ: еврейской

Недалеко от Тулы с середины прошлого века проживают цыгане, относящиеся к этнической группе котляров или кэлдэраров. В прошлом среди них у мужчин главным видом деятельности было:

Ответ: работа с металлом – лужение

Какой конфессии принадлежит храм апостолов Петра и Павла, расположенный в Туле на улице Л. Толстого?

Ответ: католицизм

В XIX веке большую популярность в России приобретала гармонь. Она известна в разных вариациях. В 1870-е годы в Туле был создана двухрядная хроматическая гармонь. Ее изобретателем был:

В.В. Вересаев
П.Е. Невский
Н.И. Белобородов
П.П. Белоусов

Источник

Значение слова «перекоп»

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПЕРЕКО’П, а, м. (устар. и обл.). Ров с валом поперек чего-н., преграждающий доступ.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

переко́п

1. устар. рег. ров с валом поперёк чего-нибудь, преграждающий доступ ◆ Но главное и уже мирового масштаба — это влияние перекопа на заволжские степи: оводнение степных рек и речонок, питающих влагою степи, и этим поднятие урожайности и победа над засухой, создающей периодические голодовки в Самарской губернии. К. С. Петров-Водкин, «Моя повесть», Часть 1. „Хлыновск“, 1930 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: дезинфектор — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Красный Перекоп (Тула)

В начале XX века на территории современного микрорайона Красный Перекоп была берёзовая роща, в которой размещались военные лагеря. В 1929 году там началось строительство жилья для рабочих Оружейного завода. За 4 года там построили 50 двухэтажных деревянных бараков. Жилой район первоначально назывался Стандартстрой, а позже, в память победы Красной Армии над белогвардейцами под городом Перекоп в Крыму, стал называться посёлком Красный Перекоп.

В конце 1940-х бараки были снесены и на их месте появились новые кирпичные дома, от двух до пять этажей. В это же время Красный Перекоп вошёл в черту города, присоединившись к Центральному району Тулы.

Во время Великой Отечественной войны на территории Красного Перекопа проходил передний край обороны Тулы.
В настоящее время на Красном Перекопе построены новые 9-этажные дома, также ведётся строительство новых жилых комплексов и торговых центров.

В микрорайоне расположены два детских сада, поликлиника № 5, МСЧ № 7, «Тулэнерго», школа № 39, в которой во время Великой Отечественной войны размещался военный госпиталь, парк им. 250-летия Тульского оружейного завода. На Красный Перекоп можно добраться трамвайными маршрутами № № 5, 12, 13. Там находятся улицы: Перекопская, Кауля, Буденного, Михеева, Петра Алексеева, Пугачёва, Демьянова и другие.

Источник

Большой этнографический диктант 2020 года — Тульская область

Ответы на вопросы — Большой этнографический диктант 2020 года:

Тульская область

Тульская область является одной из самых высокоразвитых в промышленном отношении среди регионов Центрального федерального округа с высокой долей обрабатывающей промышленности в экономике. Одной из отличительных черт области является также высокая концентрация предприятий оборонного комплекса.

Тульская область относится к субъектам РФ, в которых доля «нерусских» национальностей незначительна – всего лишь 5% населения.

Однако их состав впечатляет. Укажите четыре наиболее многочисленных народа Тульской области, которые насчитывают более 5 000 человек по переписи 2010 г.

Украинцы — 15027 человек (0,97%)
Армяне — 9145 человек (0,59%)
Татары — 7878 человек (0,51%)
Азербайджанцы — 5629человек (0,36%)

Материалы переписи населения представлены на сайте Федеральной службы статистики, в разделе Всероссийская перепись населения 2010 года, том 4. «Национальный состав и владение языками, гражданство», с. 49

Правильный ответ: Украинцы, Армяне, Татары, Азербайджанцы

В нашей стране существуют различные этнографические музеи. В ряде регионов популярностью пользуются музеи купеческого быта.

Есть такой музей и в Тульской области. В каком городе находится этот музей?

Главный герой Музея купеческого быта – добрый дедушка Епифан. Он поселился здесь в 2014 году и с тех пор сидит на лавке в ожидании гостей, главным образом, прекрасного пола.Адрес: Россия, Тульская область, Кимовский район, посёлок Епифань, Кимовская улица, 8

Музей купеческого быта в п. Епифань Кимовского района Тульской области является филиалом знаменитого Государственного военно-исторического и природного музея заповедника Куликово Поле. Информация о работе музея в Епифани представлена на сайте музея-заповедника

Правильный ответ: Епифань

Г. Тула – родина одного из выдающихся отечественных этнографов советского времени.

В начале 2020 г. состоялось торжественное открытие и мемориальной доски в память о нем:

Родился 29 декабря 1899 в городе Тула, Российская империя, в семье директора гимназии. В 1917 году начал работать преподавателем в школе. В 1921 году поступил на факультет общественных наук, а в 1925 году окончил его.

Токарев Сергей Александрович (1899-1985), советский этнограф и историк, доктор исторических наук. Профессор исторического факультета МГУ (1939-73), заведующий сектором института этнографии АН СССР. Основные труды по проблемам общественного строя, этногенезу, истории и формам религий народов мира, историографии; специалист по этнографии народов Сибири, Океании, Западной Европы. Соавтор и редактор томов «Народы Америки», «Народы зарубежной Европы», «Народы Австралии и Океании», многотомной серии «Народы мира». Памятная табличка установлена в г. Туле, на доме 13 по улице Дзержинского.

Правильный ответ: Токарев С.А.

Для поддержки этнических культур и обеспечения конституционных прав на национально-культурное развитие принята

Региональная стратегия государственной национальной политики в Тульской области Российской Федерации на период до 2025 года. На какой территории региона реализуется Стратегия?

Утвердить Региональную стратегию государственной национальной политики в Тульской области на период до 2025 года

Региональная стратегия государственной национальной политики в Тульской области Российской Федерации на период до 2025 года утверждена указом губернатора тульской области № 164 от 8.06.2015. Согласно ст. 1, она определяет основные направления, задачи и механизмы реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Тульской области.

Правильный ответ: На всей территории области

В юго-западных районах Тульской области используется слово горшки, но не для указания на разновидность посуды,

а для наименования детали в устройстве жилища. Что именно в этом смысле может обозначать данное слово?

Горшки – «ГОРШКИ′ –ов, мн. Устройство, сложенное из горшков, через которое проходил дым, похожее на дымоход. Одоев. Горшки вот они, из печки дым сюда шел. (с. Стояново, Одоев.)» [Романов Д.А. Материалы к словарю тульских говоров: Вып. второй: По итогам диалектологических экспедиций и разысканий 2009 года / Д. А. Романов, Н. А. Красовская.– Тула: Тульский полиграфист, 2010.– 251 с. С. 40].

Правильный ответ: Труба, дымоход

В Тульском крае, перед тем как невеста приходила жить в дом к мужу, во двор пускали приданку.

По вашему мнению, чаще всего приданкой была:

Невеста приходила со своей курицей и пускала её первой в дом жениха (уже мужа), потом эту курицу отправляли на первое застолье (готовили её к столу) и невеста делила курицу на всех участников застолья.

Правильный ответ: Курица

Какая традиционная часть женского народного костюма, в том числе распространенная в Тульской губернии, стала основой для образования глагола кичиться, известного в русском языке?

Происходит от ст.-слав. кычити сѩ (др.-греч. ἐπαίρειν), кычениѥ (κενοδοξία). Предположительно от ки́ка, т. е. собственно «поднимать чуб»

Кичиться – «Заимств. из ст.-сл.яз., где оно является возвратн. формой к кычити — тж., суф. производному от кыка (> кика) «волосы на голове, хохол, вихор и т. д.», в диал. и др. слав. яз. еще известному. Кичиться буквально— «украшать себе голову чем-л.» (чубом, косой, пучком, повязкой или головным убором и т.д.), затем— «хвастаться, гордиться». Ср. болг. Кич «украшение» [Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа. Н.М. Шанский, Т.А. Боброва.2004.

Правильный ответ: Кика или Кичка (говорят, что в диктанте именно Кичка правильный ответ, но это не совсем верно)

Название тульской улицы Малая Кулига связано с тем, что слово кулига обозначает

Удалённое, заболоченное место в лесу, где, по суеверным представлениям, обитала нечистая сила. Судя по всему имеется ввиду что-то залитое водой, новь, раскорчёванное место, лесная поляна или часть поля, расчищенная для земледелия, лес, расчищенный, выкорчеванный, выжженный под пожню или пашню, росчисть, чищоба, чища, подсека, починок, огнище, пожег, валки.

Трудно встретить слово, о котором было бы столько противоречивых мнений, сколько о лексеме «кулига». Это можно отчасти объяснить разнообразием значений этого слова в современных русских народных говорах. В тульских говорах имеет значение: «луговина, лужок». Кулига. «Мыс, полуостров на берегу реки, часто с лугом, огородом. Курск., Орл., Тул., Калуж., 1840. Моск., Новг., Волог., Арх., Север., Перм., Амур. II Ровная лужайка около реки, заводи, иногда находящаяся в лесу среди кустарников. Перм., Арх., Даль. В лад., Орл. … — Доп. «Слово потеряло определенное значение и исчезает. Оно обозначает то запущенную пашню, то широкую пашню, то поляну в лесу. Также название урочища — участка Кулига луга на берегу реки». Дубен. Тул., Филин, 1934…» [Словарь русских народных говоров. Вып. 16. Л.: Наука, 1980. С.62-64].

Правильный ответ: Низменное место; луг, залитый водой

В известном выражении «спрятать загашник» встречается древнее слово гашник.

Какую деталь одежды, в том числе распространенную среди жителей Тульской губернии, называли гашником?

Поясок, шнурок, продергиваемый в верхнюю часть штанов для их подвязывания; также верхняя кромка штанов

Гашник – «Пояс, шнурок, который продевается в верхнюю часть штанов или юбки для их подвязывания. Слов. Акад. 1806. Том., 1863. Спереди прорешина, туда гашник вдернут. Шерстинку — гашник сплетут. Том. Кемер., Челяб., Свердл.» Завязка в поясе брюк, штанов. Скоп. Ряз., 1820. Ряз., Курск. Во оказия случилась, гашник лопнул. Орл. Дон., Ворон., Тул., Тамб., Сарат. …» [Словарь русских народных говоров. Вып. 6. Л.: Наука, 1970. С.155].

Правильный ответ: Шнурок, поясок, которым подвязывали рубаху, штаны и др.

Выражение «овин тушить» встречается в речи жителей юго-западных районов Тульской области в ходе рассказов о традиционных обрядах.

Как вы считаете, частью какого обряда могли быть действия, о которых говорили «овин тушить»?

Третий день свадьбы назывался овин тушить.

Правильный ответ: Свадебного

Источник

Ответы на Большой этнографический диктант 2021 Тульская область

Тульская область образована 26 сентября 1937 года. Расположена в центре европейской части России на Среднерусской возвышенности в пределах степной и лесостепной зон. Граничит: на юге и юго-востоке − с Липецкой областью, на юго-западе − с Орловской областью, на западе и северо-западе − с Калужской областью, на севере и северо-востоке − с Московской областью, на востоке − с Рязанской областью. Официальный сайт Тульской области. Кулответ.ру приглашает всех на диктант, это будет увлекательно. Туляки могут стать участниками просветительской акции «Большой этнографический диктант-2021» по Тульской области, который будет проходить с 3 по 7 ноября.

Вопросы с ответами Большой этнографический диктант по Тульской области

Чтобы ответить на вопросы Диктанта необходимо с 00:01 3 ноября по 23:59 7 ноября, надо зайти на официальный сайт акции БЭД и после прохождения небольшой регистрации с обязательным указанием страны и региона, выбрать правильные варианты ответов, классный ответ поможет вам с выбором, но мы не гарантируем, что всё будет верно, так что не стоит торопиться, давайте обсуждать ответы в комментариях. Всего 30 вопросов, 20 из них для всех одинаковы, а 10 имеют отношение к региону, они так и называются, региональная часть Диктанта.

В городе Туле известен топоним Красный Перекоп. Как вы полагаете, слово перекоп обозначает

Глубокая канава, яма; низкое место
Окоп, оборонительное сооружение
Место, которое перекопали
Место стихийной застройки

В начале XX века на территории современного микрорайона Красный Перекоп была берёзовая роща, в которой размещались военные лагеря. В 1929 году там началось строительство жилья для рабочих Оружейного завода. За 4 года там построили 50 двухэтажных деревянных бараков. Жилой район первоначально назывался Стандартстрой, а позже, в память победы Красной Армии над белогвардейцами под городом Перекоп в Крыму, стал называться посёлком Красный Перекоп. (Рассаднев С. А. «Прогулки по улицам Тулы»)

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Глубокая канава, яма; низкое место

Сегодня в Туле и других городах Тульской области стало популярным блюдо с мясом, обжаренным на вертеле, которое появилось на Ближнем Востоке, а потом распространилось под схожими названиями по всему миру. Его продают на улицах и подают в ресторанах. Как оно называется?

Самса
Шаурма
Бешбармак
Плов

Шаурма — ближневосточное блюдо из мяса (курица, ягнятина, баранина, реже телятина, индюшатина, свинина), обжаренного на вертеле, завёрнутого в лаваш, реже в питу, с добавлением специй, соусов и салата из свежих овощей. Употребляется без использования столовых приборов. Различные варианты этого блюда достаточно древние. Самая распространённая на данный момент версия, что прообразом послужило греческое блюдо гирос. В свою очередь упоминания о турецком дёнер-кебабе встречалось на страницах персидских книг.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Шаурма

В рассказе писателя Н.В. Успенского, уроженца Тульской губернии, встречается такой отрывок: В хате птичницы с чашкой воды стоит баба перед закутанной печью, в которой шуршит и треплется веник. Веник замолк. «Откутай. » – кричит кто-то умирающим голосом…. (Н.В. Успенский, Ночь под светлый день.). Что, по вашему мнению, могут обозначать слова закутанный и откутай в приведенных предложениях?

Протопленный и раскрывай
Закрытый и открывай
Холодный и разжигай
Горячий и остужай

Закутанный, откутай — кутать, кутывать что, кого, закрывать, одевать, завертывать чем или что. Соответственно откутать открыть. (Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. — 573 c.).

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Закрытый и открывай

В следующем примере, записанном на территории распространения тульских говоров, встречается слово кут, определите его значение, исходя из контекста: Заходишь, в углу печка, а от печки идет кут. (Волов.)

Труба
Большой, высокий шкаф
Большая широкая лавка; полати
Настил на полу

Кут, полати — лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью; деревянные настилы (нары), сооружаемые под потолком. На полатях можно спать, так как печь долго сохраняет тепло. На полатях обычно может разместиться несколько человек (в лежачем положении). Конструктивное устройство полатей различно. (Баранов Д.А., Баранова О.Г. и др. Полати // Русская изба: Иллюстрированная энциклопедия. — СПб.: Искусство-СПБ, 2004. — С. 57—58. — 376 с.)

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Большая широкая лавка; полати

В Тульской области с 1930-х годов проживают татары. Многие представители татарской диаспоры сохраняют свои традиции. Одно из мучных блюд популярно среди представителей этого народа. Как оно называется?

чак-чак
шарлотка
пахлава
сочник

Чак-чак мучное восточное печенье из обжаренных во фритюре кусочков теста, перемешанных с медовым сиропом. Национальное кулинарное изделие татар. Чак-чак — одна из визитных карточек Республики Татарстан и наиболее распространённая «кулинарная» ассоциация с Татарстаном среди жителей России. (Чэк-чэк. Бухарское калеве // Блюда татарской кухни / Сост. Н. Мазина. — Казань: Татарское книжное издательство, 1993.)

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): чак-чак

В ряде районов Тульской области известно слово махрёнка, какую часть традиционного костюма оно называет?

Головной убор
Юбка в складку
Особого вида пояс
Украшение на рубахе

Махрёнка — головной убор замужних женщин, относящийся к типу кичкообразных (Калужская и Тульская губ). Первый раз его надевали после венца. В нём молодуха сидела на свадебном пиру. В последующие пять лет она носила его по большим праздникам, а затем переставала носить вовсе. Состояла махрёнка из кички, чехла, налобника, платка и нескольких дополнительных украшений. (Рабинович М. Г. — Древняя одежда народов Восточной Европы. — Москва, изд. «Наука», 1986.)

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Головной убор

В Тульской области стало традицией проводить фестиваль национальных культур, в ходе которого представители разных диаспор области представляют свои традиционные блюда. Одно из популярных блюд, представляемом во время фестиваля, является хлеб «хала». К какой национальной кухне он относится:

украинской
еврейской
армянской
татарской

Хала — еврейский традиционный праздничный хлеб, изготавливаемый из сдобного дрожжевого теста с яйцами. Хлеб-халу едят в шаббат и на праздники. Хала — это часть любого теста, отделявшаяся в пользу священника. Слово «хала» происходит от наименования одной из заповедей Торы, которую совершают при приготовлении теста для хлеба. глубоко символическое кулинарное изделие.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): еврейской

Недалеко от Тулы с середины прошлого века проживают цыгане, относящиеся к этнической группе котляров или кэлдэраров. В прошлом среди них у мужчин главным видом деятельности было:

изготовление деревянных изделий
торговля лошадьми
работа с металлом – лужение
дрессировка животных

Котляры или кэлдэры цыганская этническая группа, входящая в состав большой цыганской группы рома. Сформировались как этногруппа на территории Румынии. Одна из самых многочисленных и распространённых цыганских этнических групп в России и во всём мире. Кэлдэрары широко расселены по Европе и обеим Америкам. Традиционно занимались изготовлением и лужением котлов, что отразилось в их самоназвании, от рум. caldarar — котельщик, лудильщик. (Деметер Н. Г., Бессонов Н. В., Кутенков В. К. История цыган — новый взгляд / РАН. Ин-т этнологии и антрополгии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; под ред. Деметера Г. С. — Воронеж, 2000 г.)

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): работа с металлом – лужение

Какой конфессии принадлежит храм апостолов Петра и Павла, расположенный в Туле на улице Л. Толстого?

баптизм
православие
католицизм
мусульманство

Первое упоминание о католической часовне в Туле относится к 1886 году. В 1885 году был устроен римско-католический молитвенный дом и прихода Рождества Пресвятой Богородицы, который был отнесен к Могилевскому диоцезу. В мае 1893 году получено разрешение на строительство католического храма (на окраине Тулы, близ Киевской заставы, ныне проспект Ленина). Закладка храма состоялась 15 мая 1894 года на пересечении улиц Киевской (ныне проспект Ленина) и Мотякинской (ныне Л. Толстого д.85). Храм выстроен в псевдоготическом стиле из красного кирпича. Над центральным входом располагается высокий шпиль с двумя боковыми башнями.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): католицизм

В XIX веке большую популярность в России приобретала гармонь. Она известна в разных вариациях. В 1870-е годы в Туле был создана двухрядная хроматическая гармонь. Ее изобретателем был:

В.В. Вересаев
П.Е. Невский
Н.И. Белобородов
П.П. Белоусов

Николай Иванович Белобородов родился 27.02.1828 г. в Туле, гармонист, педагог, дирижёр, аранжировщик, создатель хроматической гармони, основатель первого в мире оркестра гармонистов. В марте 1878 года первая в России (по мнению некоторых исследователей — первая в мире) хроматическая гармоника была сконструирована именно Н.И. Белобородовым. (Белобородов Николай Иванович // Тульский биографический словарь (В 2-х томах). Т. 1. А — Л / Редкол.: А. Д. Афанасьев, В. И. Боть и др.; Под ред. В. И. Крутикова. — Тула: Изд-во «Пересвет», 1996. — С. 52.)

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Н.И. Белобородов

Все вопросы и ответы по регионам в Большом этнографическом диктанте за 2021 год смотрите на страничках нашего сайта, посвящённой этой Международной просветительской акции.

Источник

— Наше почтение Савелью Игнатьичу. С наступающим праздником имею честь поздравить.

— Многолетнего здравия, Петр Акимыч, Лукерья Филипповна!.. Авдотья Герасимовна!.. Что? и вы к заутрени жалуете?

— Да-с; и мы…

— Дело… Вот и я с супругой тоже. Нельзя. Вся причина праздник обширный…

— Не знаете ли, Савелий Игнатьич, где бы мне переночевать с семейством?

— Право слово, не знаю. Мы с супругой у отца дьякона. Да вы попробуйте, спросите вон в кабаке: теперь там просторно…

— Как можно…

— Ей-богу! Да что ж вы думаете? Да мы с супругой, я вам скажу, раз в конюшне ночевали…

Кто-то ведет в темноте даму.

— Ко мне, ко мне, Марья Павловна, пожалуйте. Сюда. Лужицу-то пересигните…

— Куда это?

— Прямо! Валяйте!..

— Сигать?

— Сигайте…

— Темь какая, господи… У-у-ух! Ну!..

— Что, втесались?

— Втесалась…

— Да где ты, Настя? — кричит какая-то женщина.

— Я? вот…

— Иди скорей. Пойдем. Или ты не видишь, повсюду лакеи шляются? Как же можно одной?

— Он, маменька, ничего…

— Кто?

— Лакей… барский. Он только говорит: Христос вос-кресе!

— А ты?

— А я говорю: воистину.

— Ну, и дура за это… вот тебе и сказ!

В дьячковском доме, при свете ночников, хозяйка с засученными рукавами переваливает с боку на бок на столе тесто. Ее крошечный сынишко, весь в муке, стоит на полу и смотрит на нее, чего-то ожидая.

— Рано, голубчик,— говорит дьячиха.— Ни свет ни заря… Бог ушко отрежет…

Мальчик кладет в рот палец.

Дьячку, сидящему за церковной книгой и тихонько напевающему: “Тебе на водах”, дочь заплетает косу.

В кухне священника, напротив пылающей печи, молодой работник с-молодой работницей изо всей мощи щиплют кур и поросят, так что животные даже по смерти своей издают писк.

— Пойдешь к заутрени? — спрашивает работник, обдирая ухо на поросенке.

— Неколи… Я бы пошла.

— Так к обедни.

— Приду к обедни.

Земский примеривает только что принесенный сюртук. Портной осаживает полы, самодовольно встряхивает головой и говорит:

— Графу не стыдно надеть… Какова работа! Земский ухмыляется. Он хочет показаться жене. Земчиха в другой комнате снаряжает бабу в амбар.

Она говорит ей, доставая из-под платья ключ:

— Сходи ты, любезная…

— Варя,— перебивает земский,— погляди-ко, хорошо?

— Пошел ты отсюда! затейник…

Земский идет назад обескураженный.

В конторе идет спевка. Лакей, с тростью в руке, стоит перед толпою крестьянских ребятишек и задает им тон, делая своим голосом раскаты:

— Го-го-го-тр-р-р-тон-тон-тон… Начинай! ну?

Ребятишки разевают рты. Лакей взмахивает тростью; певчие от страху жмурят глаза.

— Трогай! Яко-о-о-да царя-яя… всех поды-ы-ы-ы… ну, что же вы? начинай!

Мальчишки пыхтят.

— Качай! Я-ко-о-о-да царя-я-я… Ну, я опять дам тон: го-го-го-го тр-р… нет, погоди! лучше пойти хворостину принести…

В небольшой чистой горенке, устланной свежей соломой, стоит перед образами хорошенькая вдова. Перед образами висят голубки, разноцветные лампады. Вдова вздыхает. У ней слезы на глазах.

— Можно ночевать? — раздается под окном голос.

— Кто это?

— Я, я, Танюша!..

Входит краснощекий парень; сапоги новые, шляпа новая с пряжками и зелеными перьями…

В хате птичницы с чашкой воды стоит баба перед закутанной печью, в которой шуршит и треплется веник.

Веник замолк. “Откутай!..” — кричит кто-то умирающим голосом…

Горница приказчика блистает огнями. Красный от бани приказчик пьет чай. В передней чистят сапоги. Хозяйка перед зеркалом убирает голову.

— Филимошка! — возглашает приказчик.

— Чего?

— К заутрени не ходи.

Чистка сапогов прекращается. Входящая работница доносит:

— Кучер Феноген приказал спросить, можно ли ему идти?

— А лошади с кем останутся?

— Мужик Лаврентий вас спрашивает.

Входит мужик.

— Что?

— Заступитесь.

— Ведь я тебе сказал… Дурачье вы!

— Петр Прохорыч, ради светлого Христова воскресения…

— Пошел вон!.. Чтоб я видел…

— Петр Прохорыч, помилосердствуйте! у меня дети… Батюшка!..

— Эй, гоните его!.. Живо! эй! Мужика выгоняют.

— Ишь каналья, мерзавец!.. Ему в солдаты не хочется… Вас, грубиянов, не давить, толку не видать…

— Он вас обругал!..— донос раздается.

Приказчик стоит, как врытый. Он вдруг накидывает на себя шинель, захватывает что-то в углу и бежит из дому. Ему вслед мигнул Филимошка, державший сапог в руке.

— Не слыхала, Прасковья Федоровна, новость? — говорят на улице старухи.

— Какую?

— Будто ноне после заутрени начнется светопредставление…

— Неужели?

— Да, матушка.

— Это верно-с,— подхватывает мещанин, взявшийся откуда-то.— Потому опосле заутрени подымется самая трагедь…

— Да ведь что, родная? сказывают, сейчас бесы пробежали у скотного двора… какое стадо!

— А что, курочки-то у тебя хорошо несутся?

— Плохо…

Скоро десять часов; говор на улице утихает.

Дом священника битком набит народом. Столы и лавки завалены узлами, пасхами, писаными яйцами.

По стенам сидят дворовые девки, приказчики, лакеи и пр. В кухне, смежной с горницей, в разных положениях, на полу, на печи, на кониках лежат и сидят мужики. В горнице пахнет пирогами; потому что целое решето пирогов проносит попадья. Она на дороге останавливается перед сонной купчихой и спрашивает:

— Вы не хотите ли вздремнуть, Аграфена Карловна?

— Нет-с… я уж дождусь заутрени.— Купчиха почесывает под мышками у себя и закрывает глаза.

— А то возьмите подушечку. Купчиха не отвечает более.

Один из лакеев тоже вздремнуть предлагает девкам. Девки поднимают его на смех. Он упирается затылком в стену. Другой, рядом сидящий, вытянув ноги, поет про себя: “О, любезного, о, сладчайшего твоего гласа”. Третий лакей шевелит лучиной под лавкой: начинается такой шум, хохот, крик гусынь, что из спальни выходит священник и просит кричать полегче. Ему говорят, что это гусыни взахались перед заутреней.

Напротив дворни, в углу, мещанин рассуждает с другим мещанином о том, что надобно уметь пить; а то опиться недолго,— и приводит много несчастных примеров. Его собеседник не без хвастовства говорит:

— Мне, Иван Тихоныч, господь бог дал такой ум, что я теперь с ведра не захмеляю.

— А у нас, господа, прошу прислушать,— начал худощавый башмачник,— один лакей у своего барина (лакеи навострили уши) выпил бутыль и проглотил рюмку…

Лакеи вступают с башмачником в спор. Священник снова выходит из спальни, чтобы прекратить шум. Его просят быть посредником и разобрать дело.

В кухне разговоры не менее оживлены. На печи один парень рассказывает сказку про Ивана-царевича. Его слушает много народу, облепивши печь кругом.

— Меньшаго,— говорит парень,— звали Иван-царевич. Повадилась в их сад летать жар-птица и клевать золотобрез-яблок…

На конике, окруженная толпою баб, сидит в белом платке разутая девушка Мариша, как сказывают, помешанная на любви к барскому сыну. Ее расспрашивают, чем она кормится? Мариша, утираясь концами черной шали, отвечает:

— Где поиграю, попляшу… Петь-то ничего: заместо стихов… Купцы в Ахремове надысь три копейки мне дали.

— Ну, а родные-то твои? постой… что ты толкаешь…

— Ты спроси ее про любовь…

— О, выдумала!.. А родные-то твои желанны до тебя?

— Снохи нароют картофелю и от меня прячутся… Я сплю в клети… (Молчание.) Мне помещица вуаль подарила; все девки на него смеются.

— Погоди, ты не умеешь!.. Дай-ко я спрошу… Вишь, она вовсе глупа… А в селе-то, Мариша, любят тебя?

— Да Старостины ребята всё колотят. Как праздник, так беги вон из деревни… пьяные бьют. Наши мужики шутки-то не принимают. Нешто где они что видели? Все как бы подраться. Я в монашки пойду. Говорят, на мне младенческая.

— Посторонитесь!— говорит поповская работница, держа плиту с жареными поросятами.

«Г. И.Успенский ­ уроженец Тульского края» Жизнь и творчество Глеба Ивановича Успенского тесно связана с Тулой и Тульским
краем Будущий писатель родился в Туле 13(25н.ст.)октября 1843года. Почти от самого 
центра города, от самого древнего кремля круто поднимаются вверх две параллельные 
улицы –Тургеневская и Жуковского .Дом №5 по улице Тургеневской – дом отца писателя 
Ивана Яковлевича ,куда родители Г.Успенского вскоре переселились после его рождения. 
Дом №37 по улице Жуковского –  дом деда писателя со стороны матери, Глеба Фомича 
Соколова ,где, в основном ,и прошли ранние годы жизни автора «Нравов Растеряевой 
улицы».оба дома отмечены мемориальными досками. Сколько людей самых разных 
сословий повидал Глеб Успенский на улицах родного города! 
Во времена детства писателя дом его деда  стоял почти на  городской  окраине 
,неподалёку от него начинались буераки, за которыми располагалось кладбище (сейчас  
Всехсвятское) и острог. Шумела ветвями липа перед окнами, сохранившаяся и поныне.
« Старинный дом Глеба Фомича к концу 19 века пришёл в сильную ветхость и потребовал 
капитального ремонта», ­ читаем мы в статье тульского краеведа М.А.Дружинина.­ В 1900 
году он был переделан. На домкратах подняли весь дом, подвели новый кирпичный 
фундамент под его липовые стены, перестелили полы; резьба украсила стены фасада, 
изменился и план».
Современный вид дома Глеба Фомича Соколова воссоздан в романе Константина 
Федина «Костёр: «Дом был не совсем обычный ­приземистый, с посаженными, поодаль  
друг от друга, тремя тройками окон в резных наличниках и с разрисованными такой же 
резьбой старого вкуса воротами.»Героев романа Федин поселяет неподалёку от этого дома,
в районе, который получает у них название «литературного заповедника»из­за улиц, 
названных именами великих русских писателей(Пушкинская, Гоголевская, Тургеневская, 
Жуковского, Льва Толстого, Глеба Успенского).
Извекова ,героя романа ,поражает «странная, но явно ощутимая уместность звучных 
писательских имён в приложении к этим улицам, не  претендовавшим на что­нибудь 
знаменитое или хотя бы щеголеватое. Нет, это были самые простые, хранящие свою 
провинциальную неприхотливость, в большинстве бедные дома…И, однако ,общая картина 
улиц, богатый убор деревьев, переживших век­другой, живописные дворы с наполовину 
поглощёнными землёй заборами, ­ картинна была привлекательно уютной и – уже без 
малейшего отклонения ­ русской».
Эта «привлекательно­уютная» картина тульского «литературного заповедника» 
мало изменилась и по сей день .И как хотелось бы, чтобы она хоть в какой то степени 
уцелела в будущей застройке района ,имеющего все основания стать в грядущие годы 
действительно заповедной, не только по названиям улиц, литературной зоной.
В родном городе будущий писатель видел картины крестьянских бедствий. Окна Тульской 
гимназии, в которой учился Глеб Успенский до четвёртого класса ,выходили на площадь, 
где часто воздвигался эшафот и проводились телесные наказания. Вспоминая ранние годы 
своей жизни ,Глеб Успенский произнесёт горькие слова: « Вся моя жизнь, вся обстановка 
моей личной жизни лет до 20­ти ,обрекла меня на полное затмение ума, полную погибель 
,глубочайшую дикость понятий. Не помню ,чтобы до 20­ти лет сердце у меня было когда­
нибудь на месте».
Но были и иные впечатления. Они шли прежде всего от народа, его нравственного 
достоинства, его культуры, от великой русской литературы, лучшими произведениями 
которой он зачитывался с детства.      
В   1861   году   Глеб   успенский   оканчивает   гимназию   и   учится   сначала   в
Петербургском университете, а потом в Московском университете. В студенческие годы начинается литературная деятельность Глеба Успенского, писателя­разночинца,которого
преследует   суровая   нужда.   В   60­е   годы   многочисленные   очерки   молодого   писателя
печатались   в   самых   различных   журналах.   «Очень   даровитым   писателем»   назвал   тогда
молодого Г.Успенского Николай Алексеевич Некрасов. 
Крупнейшим произведением раннего Глеба Успенского были «Нравы Растеряевой
улицы».В нём он отразил жизнь рабочего люда. Эта тема для писателя была по существу
новой, потому что до этого он изображал в своих очерках мещан и чиновников. В работе
над произведением автор опирался на изучение в первую очередь прекрасно ему известных
условий труда и быта рабочих, кустарей и ремесленников его родного города.
«В городе Туле существует Растеряева улица. Принадлежа к числу захолустий, она 
обладает и всеми особенностями местностей такого рода, то есть множеством всего 
покосившего, полуразвалившегося или развалившегося совсем. Эту картину дополняют 
ужасы осенней грязи ужасы тёмных осенних ночей, оглашаемых сиротливыми криками 
«караул!» ,и всеобщая бедность, в мамаевом плену у которой с незапамятных времён 
томится убогая сторона».
«Ужасы осенней грязи»..Действие «Нравов Растеряевой улицы» происходит 
главным образом как раз в том городском районе , который расположен близко к реке, в 
низине. Именно здесь «по..грязным и топким улицам» нельзя было проехать для тушения 
многочисленных пожаров , как писали «Тульские губернские ведомости» 20 марта 1865 
года в «Отчёте о действиях Тульского общества взаимного страхования от огня».
Интересен состав населения Растеряевой улицы. Помимо чиновников, мещан и 
гарнизонных солдат ,здесь обитает «бедственное население»,»обглоданный класс» 
мастерового народа, гармонщики ,токари, ,наводильщики  ,женщины и девушки – 
сверлильщицы и наждачницы.
«Для туляка интересно было бы установить ,какую из наших улиц писатель вывел 
под именем Растеряевой?» – писал краевед М.А.Дружинин. Если внимательно вчитаться в 
очерки…,то Растеряеву улицу вернее всего отождествлять с Никитской (ныне 
Свердлова).В этом нас убеждает целый ряд признаков и даже мелких подробностей .Но 
,конечно, не одна Никитская была такой «Растеряевой улицей»,она воплотила в себе то, 
что было характерно для многих улиц Тулы, населённых преимущественно беднотой 
:кустарями ,ремесленниками, рабочими.
Особенное впечатление  при чтении производит глава «Книга». Её герой_­ 
несчасткый сирота Алифан, на беду себе пристрастившийся к чтению.  Сотни раз читал он 
и перечитывал купленное ему мещанином опекуном «Путешествие капитана Кука» 
,увлечённо и простодушно пересказывал его всем окружающим. «…Воображение его 
разгоралось, разгоралось …и вдруг неудержимый, неистовый хохот, как обухом, 
ошарашивал его.
­Батюшки, умру! Умру ,умру, спасите! ­вопил обыватель.
…Горестная жизнь его была принята обывателями, во­первых, к сведению, ибо говорилось:
­Вон Алифан читал­читал книжки­то ,да теперь эво как шатается..Ровно лунатик!
И, во­вторых ,к руководству, ибо говорилось:
­Что у тебя руки чешутся :всё за книгу да за книгу? Она ведь тебя не 
трогает?…Дохватаешься  до беды…вон Алифан читал­читал, а глядишь ­ околеет как 
собака…»
Книга не в почёте у растеряевцев. Невежество и бескультурье ­неотъемлемые 
качества растеряевщины .Но Растеряева улица ­_художественный образ, отнюдь не 
тождественный реальной действительности. Хотя в Туле в то время проживало более 
половины неграмотных мужчин и подавляющее большинство женщин ,причём недостаток 
просвещения «более заметен в семей ствах бедных жителей низшего класса оружейного 
сословия»,то есть того самого, которое мы видим на страницах книги. С глубоким сочувствием автор изображает мастерового. По мнению писателя, мастеровой 
способен быть виртуозом своего дела, в нём есть задатки богатейших творческих сил. 
Прекрасно написан Глебом Успенским образ подмастерья, мальчишки Ерша. Жалкая 
участь вечно голодного, бесприютного «ученика» сочетается в нём с неиссякаемым 
оптимизмом, бодростью, неистощимой фантазией . Ёрш рассказывает свои сказки, вводя в 
дрожь слушателя, настолько живы рисуемые им картины. Читатель невольно задумывается 
над печальным будущим «Ершишки»,которому, подобно Алифану, быть может,суждено 
погибнуть в омуте растеряевщины.
«Нравы Растеряевой улицы» пронизаны страстным желанием автора видеть свою 
родину свободной от пороков растеряевщины, верой в человека, светлые начала его души и
возвышающую силу труда.
В начале 90­х годов обнаружилось тяжёлое заболевание Глеба Успенского. В течение 
целого десятилетия последнего в его жизни. Он находился на излечении .Он умер 24 марта 
(6 апреля)1902года и был погребён на Волковом кладбище в Петербурге.

Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.

Анализ стихотворения «В хате» Есенина

Есенин очень быстро получил признание в литературной среде Москвы и Петрограда благодаря своей «деревенской лирике». В 1914 г. он написал стихотворение «В хате», которое очень любил читать на литературных вечерах. Оригинальная манера чтения поэта производила большое впечатление на слушателей. Еще более непривычным и привлекательным было обращение Есенина к образу деревни. В то время представители поэтической богемы не имели совершенно никакого понятия о самых элементарных народных предметах. Простонародный русский язык был менее понятен, чем иностранный. Современники вспоминали, что после чтения произведения «В хате» Есенину приходилось разъяснять смысл многих слов и выражений.

Поэт описывает бесхитростную обстановку простого деревенского быта. Практически все действие разворачивается в доме. Сразу бросается в глаза огромная теплота и нежность лирического героя по отношению к родной хате.

Хата представляется в образе небольшого самодостаточного мира, в котором действуют особые законы. Все происходящее в нем имеет свой тайный смысл. Даже «лезущие в паз тараканы» не вызывают отвращения, так как являются обязательной деталью обстановки. Перечисляя обычные крестьянские предметы быта (заслонка, ухваты, оглобли), Есенин поднимает их значение, позволяет читателю ощутить притягательность деревенской жизни.

Особый смысл имеет образ родной матери — хранительницы очага. Физическая нагрузка на крестьянскую женщину мало чем отличалась от мужской. Помимо общей работы она должна была заботиться о пропитании всей семьи и воспитании детей. Мать в стихотворении «с ухватами не сладится». Есенин лишь намекает на то, что старшая в семье женщина вставала задолго до зари, проводя весь день в заботах.

Есенин очень любил животных, особенно домашних. Он считал, что крестьяне, проводя всю жизнь бок о бок с нашими «меньшими братьями», намного ближе к познанию всех тайн природы по сравнению с городскими жителями. Общение с животными делает человека чище и добрее. Вторая половина стихотворения целиком посвящена многочисленному крестьянскому животному миру.

«Старый кот» уже давно стал полноправным членом семьи, чувствующим себя хозяином хаты. Во дворе не смолкает кудахтанье множества кур. Пение петухов лирический герой вообще сравнивает с религиозным образом («обедня стройная»). В этом богатом мире повсюду кипит жизнь: «из углов щенки кудлатые заползают в хомуты».

В финале автор использует очень яркий образ — «пугливая шумота». Многие современники отмечали, что он является центральным для всего произведения. Литературовед И. Розанов после очередного публичного чтения Есенина вспоминал, что долго не мог уснуть, продолжая по памяти восхищаться «пугливой шумотой».

  • Следующий стих → Сергей Есенин — Калики
  • Предыдущий стих → Сергей Есенин — Каждый труд благослови, удача

Слушать аудио-стихотворение:

Читать стих поэта Сергей Есенин — В хате на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

  • В рассказе муму описание гаврилы
  • В рассказе михаила пришвина кочки оттаивают есть такие строки
  • В рассказе мальчик алеша впервые встречается с предательством ложью и равнодушием взрослых
  • В рассказе льва николаевича толстого малыш постреленок очень хотел учиться в школе как его зовут
  • В рассказе лошадиная фамилия речь идет о лечении зубов да или нет