В рассказе писателя успенского уроженца тульской области

Тульская область образована 26 сентября 1937 года. Расположена в центре европейской части России на Среднерусской возвышенности в пределах степной и лесостепной зон. Граничит: на юге и юго-востоке − с Липецкой областью, на юго-западе − с Орловской областью, на западе и северо-западе − с Калужской областью, на севере и северо-востоке − с Московской областью, на востоке − с Рязанской областью. Официальный сайт Тульской области. Кулответ.ру приглашает всех на диктант, это будет увлекательно. Туляки могут стать участниками просветительской акции «Большой этнографический диктант-2021» по Тульской области, который будет проходить с 3 по 7 ноября.

Большой этнографический диктант Тульская область

Вопросы с ответами Большой этнографический диктант по Тульской области

Чтобы ответить на вопросы Диктанта необходимо с 00:01 3 ноября по 23:59 7 ноября, надо зайти на официальный сайт акции БЭД и после прохождения небольшой регистрации с обязательным указанием страны и региона, выбрать правильные варианты ответов, классный ответ поможет вам с выбором, но мы не гарантируем, что всё будет верно, так что не стоит торопиться, давайте обсуждать ответы в комментариях. Всего 30 вопросов, 20 из них для всех одинаковы, а 10 имеют отношение к региону, они так и называются, региональная часть Диктанта.

Вопрос №21

В городе Туле известен топоним Красный Перекоп. Как вы полагаете, слово перекоп обозначает

Несколько вариантов:

Глубокая канава, яма; низкое место
Окоп, оборонительное сооружение
Место, которое перекопали
Место стихийной застройки

В начале XX века на территории современного микрорайона Красный Перекоп была берёзовая роща, в которой размещались военные лагеря. В 1929 году там началось строительство жилья для рабочих Оружейного завода. За 4 года там построили 50 двухэтажных деревянных бараков. Жилой район первоначально назывался Стандартстрой, а позже, в память победы Красной Армии над белогвардейцами под городом Перекоп в Крыму, стал называться посёлком Красный Перекоп. (Рассаднев С. А. «Прогулки по улицам Тулы»)

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Глубокая канава, яма; низкое место

Вопрос №22

Сегодня в Туле и других городах Тульской области стало популярным блюдо с мясом, обжаренным на вертеле, которое появилось на Ближнем Востоке, а потом распространилось под схожими названиями по всему миру. Его продают на улицах и подают в ресторанах. Как оно называется?

Несколько вариантов:

Самса
Шаурма
Бешбармак
Плов

Шаурма — ближневосточное блюдо из мяса (курица, ягнятина, баранина, реже телятина, индюшатина, свинина), обжаренного на вертеле, завёрнутого в лаваш, реже в питу, с добавлением специй, соусов и салата из свежих овощей. Употребляется без использования столовых приборов. Различные варианты этого блюда достаточно древние. Самая распространённая на данный момент версия, что прообразом послужило греческое блюдо гирос. В свою очередь упоминания о турецком дёнер-кебабе встречалось на страницах персидских книг.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Шаурма 

Вопрос №23

В рассказе писателя Н.В. Успенского, уроженца Тульской губернии, встречается такой отрывок: В хате птичницы с чашкой воды стоит баба перед закутанной печью, в которой шуршит и треплется веник. Веник замолк. «Откутай!..» – кричит кто-то умирающим голосом…. (Н.В. Успенский, Ночь под светлый день.). Что, по вашему мнению, могут обозначать слова закутанный и откутай в приведенных предложениях?

Несколько вариантов:

Протопленный и раскрывай
Закрытый и открывай
Холодный и разжигай
Горячий и остужай

Закутанный, откутай — кутать, кутывать что, кого, закрывать, одевать, завертывать чем или что. Соответственно откутать открыть. (Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. — 573 c.).

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Закрытый и открывай

Вопрос №24

В следующем примере, записанном на территории распространения тульских говоров, встречается слово кут, определите его значение, исходя из контекста: Заходишь, в углу печка, а от печки идет кут. (Волов.)

Несколько вариантов:

Труба
Большой, высокий шкаф
Большая широкая лавка; полати
Настил на полу

Кут, полати — лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью; деревянные настилы (нары), сооружаемые под потолком. На полатях можно спать, так как печь долго сохраняет тепло. На полатях обычно может разместиться несколько человек (в лежачем положении). Конструктивное устройство полатей различно. (Баранов Д.А., Баранова О.Г. и др. Полати // Русская изба: Иллюстрированная энциклопедия. — СПб.: Искусство-СПБ, 2004. — С. 57—58. — 376 с.)

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Большая широкая лавка; полати

Вопрос №25

В Тульской области с 1930-х годов проживают татары. Многие представители татарской диаспоры сохраняют свои традиции. Одно из мучных блюд популярно среди представителей этого народа. Как оно называется?

Несколько вариантов:

чак-чак
шарлотка
пахлава
сочник

Чак-чак мучное восточное печенье из обжаренных во фритюре кусочков теста, перемешанных с медовым сиропом. Национальное кулинарное изделие татар. Чак-чак — одна из визитных карточек Республики Татарстан и наиболее распространённая «кулинарная» ассоциация с Татарстаном среди жителей России. (Чэк-чэк. Бухарское калеве // Блюда татарской кухни / Сост. Н. Мазина. — Казань: Татарское книжное издательство, 1993.)

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): чак-чак

Вопрос №26

В ряде районов Тульской области известно слово махрёнка, какую часть традиционного костюма оно называет?

Несколько вариантов:

Головной убор
Юбка в складку
Особого вида пояс
Украшение на рубахе

Махрёнка — головной убор замужних женщин, относящийся к типу кичкообразных (Калужская и Тульская губ). Первый раз его надевали после венца. В нём молодуха сидела на свадебном пиру. В последующие пять лет она носила его по большим праздникам, а затем переставала носить вовсе. Состояла махрёнка из кички, чехла, налобника, платка и нескольких дополнительных украшений. (Рабинович М. Г. — Древняя одежда народов Восточной Европы. — Москва, изд. «Наука», 1986.)

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Головной убор

Вопрос №27

В Тульской области стало традицией проводить фестиваль национальных культур, в ходе которого представители разных диаспор области представляют свои традиционные блюда. Одно из популярных блюд, представляемом во время фестиваля, является хлеб «хала». К какой национальной кухне он относится:

Несколько вариантов:

украинской
еврейской
армянской
татарской

Хала — еврейский традиционный праздничный хлеб, изготавливаемый из сдобного дрожжевого теста с яйцами. Хлеб-халу едят в шаббат и на праздники. Хала — это часть любого теста, отделявшаяся в пользу священника. Слово «хала» происходит от наименования одной из заповедей Торы, которую совершают при приготовлении теста для хлеба. глубоко символическое кулинарное изделие.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): еврейской

Вопрос №28

Недалеко от Тулы с середины прошлого века проживают цыгане, относящиеся к этнической группе котляров или кэлдэраров. В прошлом среди них у мужчин главным видом деятельности было:

Несколько вариантов:

изготовление деревянных изделий
торговля лошадьми
работа с металлом – лужение
дрессировка животных

Котляры или кэлдэры цыганская этническая группа, входящая в состав большой цыганской группы рома. Сформировались как этногруппа на территории Румынии. Одна из самых многочисленных и распространённых цыганских этнических групп в России и во всём мире. Кэлдэрары широко расселены по Европе и обеим Америкам. Традиционно занимались изготовлением и лужением котлов, что отразилось в их самоназвании, от рум. caldarar — котельщик, лудильщик. (Деметер Н. Г., Бессонов Н. В., Кутенков В. К. История цыган — новый взгляд / РАН. Ин-т этнологии и антрополгии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; под ред. Деметера Г. С. — Воронеж, 2000 г.)

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): работа с металлом – лужение

Вопрос №29

Какой конфессии принадлежит храм апостолов Петра и Павла, расположенный в Туле на улице Л. Толстого?

Несколько вариантов:

баптизм
православие
католицизм
мусульманство

Первое упоминание о католической часовне в Туле относится к 1886 году. В 1885 году был устроен римско-католический молитвенный дом и прихода Рождества Пресвятой Богородицы, который был отнесен к Могилевскому диоцезу. В мае 1893 году получено разрешение на строительство католического храма (на окраине Тулы, близ Киевской заставы, ныне проспект Ленина). Закладка храма состоялась 15 мая 1894 года на пересечении улиц Киевской (ныне проспект Ленина) и Мотякинской (ныне Л. Толстого д.85). Храм выстроен в псевдоготическом стиле из красного кирпича. Над центральным входом располагается высокий шпиль с двумя боковыми башнями.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): католицизм

Вопрос №30

В XIX веке большую популярность в России приобретала гармонь. Она известна в разных вариациях. В 1870-е годы в Туле был создана двухрядная хроматическая гармонь. Ее изобретателем был:

Несколько вариантов:

В.В. Вересаев
П.Е. Невский
Н.И. Белобородов
П.П. Белоусов

Николай Иванович Белобородов родился 27.02.1828 г. в Туле, гармонист, педагог, дирижёр, аранжировщик, создатель хроматической гармони, основатель первого в мире оркестра гармонистов. В марте 1878 года первая в России (по мнению некоторых исследователей — первая в мире) хроматическая гармоника была сконструирована именно Н.И. Белобородовым. (Белобородов Николай Иванович // Тульский биографический словарь (В 2-х томах). Т. 1. А — Л / Редкол.: А. Д. Афанасьев, В. И. Боть и др.; Под ред. В. И. Крутикова. — Тула: Изд-во «Пересвет», 1996. — С. 52.)

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Н.И. Белобородов

Все вопросы и ответы по регионам в Большом этнографическом диктанте за 2021 год смотрите на страничках нашего сайта, посвящённой этой Международной просветительской акции.


Happy

Happy

28


Sad

Sad

3


Excited

Excited

15


Sleepy

Sleepy

1


Angry

Angry

4


Surprise

Surprise

1

С 3 по 7 ноября проходит Большой этнографический диктант. Задания Диктанта оформлены в виде теста. Тест состоит из 30 вопросов. Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы Большого этнографического диктанта для Тульской области.

Смотрите Основную часть вопросов Большого этнографического диктанта 2021 для всех регионов.

Время прохождения диктанта — 45 минут. Максимальная сумма баллов за выполнение всех заданий – 100.

Вопрос №21

В городе Туле известен топоним Красный Перекоп. Как вы полагаете, слово перекоп обозначает

  • Глубокая канава, яма; низкое место
  • Окоп, оборонительное сооружение
  • Место, которое перекопали
  • Место стихийной застройки

Ответ: Глубокая канава, яма; низкое место

Вопрос №22

Сегодня в Туле и других городах Тульской области стало популярным блюдо с мясом, обжаренным на вертеле, которое появилось на Ближнем Востоке, а потом распространилось под схожими названиями по всему миру. Его продают на улицах и подают в ресторанах. Как оно называется?

  • Самса
  • Шаурма
  • Бешбармак
  • Плов

Ответ: Шаурма

Вопрос №23

В рассказе писателя Н.В. Успенского, уроженца Тульской губернии, встречается такой отрывок: В хате птичницы с чашкой воды стоит баба перед закутанной печью, в которой шуршит и треплется веник. Веник замолк. «Откутай!..» – кричит кто-то умирающим голосом…. (Н.В. Успенский, Ночь под светлый день.). Что, по вашему мнению, могут обозначать слова закутанный и откутай в приведенных предложениях?

Протопленный и раскрывай
Закрытый и открывай
Холодный и разжигай
Горячий и остужай

Ответ: Закрытый и открывай

Вопрос №24

В следующем примере, записанном на территории распространения тульских говоров, встречается слово кут, определите его значение, исходя из контекста: Заходишь, в углу печка, а от печки идет кут. (Волов.)

Труба
Большой, высокий шкаф
Большая широкая лавка; полати
Настил на полу

Ответ: Большая широкая лавка; полати

Вопрос №25

В Тульской области с 1930-х годов проживают татары. Многие представители татарской диаспоры сохраняют свои традиции. Одно из мучных блюд популярно среди представителей этого народа. Как оно называется?

  • чак-чак
  • шарлотка
  • пахлава
  • сочник

Ответ: чак-чак

Вопрос №26

В ряде районов Тульской области известно слово махрёнка, какую часть традиционного костюма оно называет?

  • Головной убор
  • Юбка в складку
  • Особого вида пояс
  • Украшение на рубахе

Ответ: Головной убор

Вопрос №27

В Тульской области стало традицией проводить фестиваль национальных культур, в ходе которого представители разных диаспор области представляют свои традиционные блюда. Одно из популярных блюд, представляемом во время фестиваля, является хлеб «хала». К какой национальной кухне он относится:

  • украинской
  • еврейской
  • армянской
  • татарской

Ответ: еврейской

Вопрос №28

Недалеко от Тулы с середины прошлого века проживают цыгане, относящиеся к этнической группе котляров или кэлдэраров. В прошлом среди них у мужчин главным видом деятельности было:

  • изготовление деревянных изделий
  • торговля лошадьми
  • работа с металлом – лужение
  • дрессировка животных

Ответ: работа с металлом – лужение

Вопрос №29

Какой конфессии принадлежит храм апостолов Петра и Павла, расположенный в Туле на улице Л. Толстого?

  • баптизм
  • православие
  • католицизм
  • мусульманство

Ответ: католицизм

Вопрос №30

В XIX веке большую популярность в России приобретала гармонь. Она известна в разных вариациях. В 1870-е годы в Туле был создана двухрядная хроматическая гармонь. Ее изобретателем был:

В.В. Вересаев
П.Е. Невский
Н.И. Белобородов
П.П. Белоусов

Ответ: Н.И. Белобородов

«Г. И.Успенский ­ уроженец Тульского края» Жизнь и творчество Глеба Ивановича Успенского тесно связана с Тулой и Тульским
краем Будущий писатель родился в Туле 13(25н.ст.)октября 1843года. Почти от самого 
центра города, от самого древнего кремля круто поднимаются вверх две параллельные 
улицы –Тургеневская и Жуковского .Дом №5 по улице Тургеневской – дом отца писателя 
Ивана Яковлевича ,куда родители Г.Успенского вскоре переселились после его рождения. 
Дом №37 по улице Жуковского –  дом деда писателя со стороны матери, Глеба Фомича 
Соколова ,где, в основном ,и прошли ранние годы жизни автора «Нравов Растеряевой 
улицы».оба дома отмечены мемориальными досками. Сколько людей самых разных 
сословий повидал Глеб Успенский на улицах родного города! 
Во времена детства писателя дом его деда  стоял почти на  городской  окраине 
,неподалёку от него начинались буераки, за которыми располагалось кладбище (сейчас  
Всехсвятское) и острог. Шумела ветвями липа перед окнами, сохранившаяся и поныне.
« Старинный дом Глеба Фомича к концу 19 века пришёл в сильную ветхость и потребовал 
капитального ремонта», ­ читаем мы в статье тульского краеведа М.А.Дружинина.­ В 1900 
году он был переделан. На домкратах подняли весь дом, подвели новый кирпичный 
фундамент под его липовые стены, перестелили полы; резьба украсила стены фасада, 
изменился и план».
Современный вид дома Глеба Фомича Соколова воссоздан в романе Константина 
Федина «Костёр: «Дом был не совсем обычный ­приземистый, с посаженными, поодаль  
друг от друга, тремя тройками окон в резных наличниках и с разрисованными такой же 
резьбой старого вкуса воротами.»Героев романа Федин поселяет неподалёку от этого дома,
в районе, который получает у них название «литературного заповедника»из­за улиц, 
названных именами великих русских писателей(Пушкинская, Гоголевская, Тургеневская, 
Жуковского, Льва Толстого, Глеба Успенского).
Извекова ,героя романа ,поражает «странная, но явно ощутимая уместность звучных 
писательских имён в приложении к этим улицам, не  претендовавшим на что­нибудь 
знаменитое или хотя бы щеголеватое. Нет, это были самые простые, хранящие свою 
провинциальную неприхотливость, в большинстве бедные дома…И, однако ,общая картина 
улиц, богатый убор деревьев, переживших век­другой, живописные дворы с наполовину 
поглощёнными землёй заборами, ­ картинна была привлекательно уютной и – уже без 
малейшего отклонения ­ русской».
Эта «привлекательно­уютная» картина тульского «литературного заповедника» 
мало изменилась и по сей день .И как хотелось бы, чтобы она хоть в какой то степени 
уцелела в будущей застройке района ,имеющего все основания стать в грядущие годы 
действительно заповедной, не только по названиям улиц, литературной зоной.
В родном городе будущий писатель видел картины крестьянских бедствий. Окна Тульской 
гимназии, в которой учился Глеб Успенский до четвёртого класса ,выходили на площадь, 
где часто воздвигался эшафот и проводились телесные наказания. Вспоминая ранние годы 
своей жизни ,Глеб Успенский произнесёт горькие слова: « Вся моя жизнь, вся обстановка 
моей личной жизни лет до 20­ти ,обрекла меня на полное затмение ума, полную погибель 
,глубочайшую дикость понятий. Не помню ,чтобы до 20­ти лет сердце у меня было когда­
нибудь на месте».
Но были и иные впечатления. Они шли прежде всего от народа, его нравственного 
достоинства, его культуры, от великой русской литературы, лучшими произведениями 
которой он зачитывался с детства.      
В   1861   году   Глеб   успенский   оканчивает   гимназию   и   учится   сначала   в
Петербургском университете, а потом в Московском университете. В студенческие годы начинается литературная деятельность Глеба Успенского, писателя­разночинца,которого
преследует   суровая   нужда.   В   60­е   годы   многочисленные   очерки   молодого   писателя
печатались   в   самых   различных   журналах.   «Очень   даровитым   писателем»   назвал   тогда
молодого Г.Успенского Николай Алексеевич Некрасов. 
Крупнейшим произведением раннего Глеба Успенского были «Нравы Растеряевой
улицы».В нём он отразил жизнь рабочего люда. Эта тема для писателя была по существу
новой, потому что до этого он изображал в своих очерках мещан и чиновников. В работе
над произведением автор опирался на изучение в первую очередь прекрасно ему известных
условий труда и быта рабочих, кустарей и ремесленников его родного города.
«В городе Туле существует Растеряева улица. Принадлежа к числу захолустий, она 
обладает и всеми особенностями местностей такого рода, то есть множеством всего 
покосившего, полуразвалившегося или развалившегося совсем. Эту картину дополняют 
ужасы осенней грязи ужасы тёмных осенних ночей, оглашаемых сиротливыми криками 
«караул!» ,и всеобщая бедность, в мамаевом плену у которой с незапамятных времён 
томится убогая сторона».
«Ужасы осенней грязи»..Действие «Нравов Растеряевой улицы» происходит 
главным образом как раз в том городском районе , который расположен близко к реке, в 
низине. Именно здесь «по..грязным и топким улицам» нельзя было проехать для тушения 
многочисленных пожаров , как писали «Тульские губернские ведомости» 20 марта 1865 
года в «Отчёте о действиях Тульского общества взаимного страхования от огня».
Интересен состав населения Растеряевой улицы. Помимо чиновников, мещан и 
гарнизонных солдат ,здесь обитает «бедственное население»,»обглоданный класс» 
мастерового народа, гармонщики ,токари, ,наводильщики  ,женщины и девушки – 
сверлильщицы и наждачницы.
«Для туляка интересно было бы установить ,какую из наших улиц писатель вывел 
под именем Растеряевой?» – писал краевед М.А.Дружинин. Если внимательно вчитаться в 
очерки…,то Растеряеву улицу вернее всего отождествлять с Никитской (ныне 
Свердлова).В этом нас убеждает целый ряд признаков и даже мелких подробностей .Но 
,конечно, не одна Никитская была такой «Растеряевой улицей»,она воплотила в себе то, 
что было характерно для многих улиц Тулы, населённых преимущественно беднотой 
:кустарями ,ремесленниками, рабочими.
Особенное впечатление  при чтении производит глава «Книга». Её герой_­ 
несчасткый сирота Алифан, на беду себе пристрастившийся к чтению.  Сотни раз читал он 
и перечитывал купленное ему мещанином опекуном «Путешествие капитана Кука» 
,увлечённо и простодушно пересказывал его всем окружающим. «…Воображение его 
разгоралось, разгоралось …и вдруг неудержимый, неистовый хохот, как обухом, 
ошарашивал его.
­Батюшки, умру! Умру ,умру, спасите! ­вопил обыватель.
…Горестная жизнь его была принята обывателями, во­первых, к сведению, ибо говорилось:
­Вон Алифан читал­читал книжки­то ,да теперь эво как шатается..Ровно лунатик!
И, во­вторых ,к руководству, ибо говорилось:
­Что у тебя руки чешутся :всё за книгу да за книгу? Она ведь тебя не 
трогает?…Дохватаешься  до беды…вон Алифан читал­читал, а глядишь ­ околеет как 
собака…»
Книга не в почёте у растеряевцев. Невежество и бескультурье ­неотъемлемые 
качества растеряевщины .Но Растеряева улица ­_художественный образ, отнюдь не 
тождественный реальной действительности. Хотя в Туле в то время проживало более 
половины неграмотных мужчин и подавляющее большинство женщин ,причём недостаток 
просвещения «более заметен в семей ствах бедных жителей низшего класса оружейного 
сословия»,то есть того самого, которое мы видим на страницах книги. С глубоким сочувствием автор изображает мастерового. По мнению писателя, мастеровой 
способен быть виртуозом своего дела, в нём есть задатки богатейших творческих сил. 
Прекрасно написан Глебом Успенским образ подмастерья, мальчишки Ерша. Жалкая 
участь вечно голодного, бесприютного «ученика» сочетается в нём с неиссякаемым 
оптимизмом, бодростью, неистощимой фантазией . Ёрш рассказывает свои сказки, вводя в 
дрожь слушателя, настолько живы рисуемые им картины. Читатель невольно задумывается 
над печальным будущим «Ершишки»,которому, подобно Алифану, быть может,суждено 
погибнуть в омуте растеряевщины.
«Нравы Растеряевой улицы» пронизаны страстным желанием автора видеть свою 
родину свободной от пороков растеряевщины, верой в человека, светлые начала его души и
возвышающую силу труда.
В начале 90­х годов обнаружилось тяжёлое заболевание Глеба Успенского. В течение 
целого десятилетия последнего в его жизни. Он находился на излечении .Он умер 24 марта 
(6 апреля)1902года и был погребён на Волковом кладбище в Петербурге.

В мае исполняется 170 лет со дня рождения первого народного писателя России. Его ценили Толстой и Достоевский, Некрасов и Тургенев. Но он ни с кем не нашел общего языка и умер в забвении.

В мае исполняется 170 лет со дня рождения первого народного писателя России. Его ценили Толстой и Достоевский, Некрасов и Тургенев. Но он ни с кем не нашел общего языка и умер в забвении.

В Туле Николай Успенский останавливался в доме своей родной сестры М. В. Лишкиной на углу Волковой и Пошехонской улиц (ныне дом №17 на углу ул. Гоголевской и Г. Успенского). Здесь Николай Успенский часто встречался с Глебом Успенским, своим двоюродным братом.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА
Есть люди, которых судьба щедро наградила талантом и умом, но их имена так и остались неизвестными для потомков. Такая участь постигла Николая Успенского, уроженца Ефремовского уезда Тульской губернии.
Тулякам хорошо известно имя писателя и публициста Глеба Успенского. Его именем названа одна из улиц нашего города, его произведения изучают по школьной программе, но мало кто знает, что у Глеба был двоюродный брат Николай, тоже писатель и тоже очень талантливый. Иван Бунин называл Успенского «одним из первых и крупнейших народных писателей». Его ценили Некрасов, Тургенев, Толстой. Первую книжку Успенского высоко оценил Достоевский, а Чернышевский написал по ней свою знаменитую статью «Не начало ли перемены?»…
Но когда в ночь на 21 октября 1889 года Николай Успенский перерезал себе горло, литературные журналы, в которых он когда-то публиковался, не напечатали даже некролога.

ТЯЖЕЛОЕ ДЕТСТВО
Отец Николая, Василий Яковлевич Успенский, был священником и на момент рождения младшего сына в мае 1834 года служил в приходе села Большое Скуратово Чернского уезда. Впоследствии семья неуживчивого и резкого по своему характеру главы семейства вынуждена была кочевать по селам Тульской губернии, меняя приход за приходом в Ефремовском уезде: Ступино, Новомихайловское, Шилово.
Детство Николая закончилось с поступлением в Тульскую духовную семинарию. Но, недоучившись, Успенский бросил ее и уехал в Петербург, где поступил в медицинскую академию. Он жил в темной, тесной каморке и перебивался случайными заработками. И однажды на занятиях в анатомическом театре у Николая сдали нервы: он в бешенстве изрезал руку трупа, подготовленного для препарирования, изломал инструменты и выскочил на улицу. С медициной было покончено навсегда…

СВЕТЛАЯ ПОЛОСА
Оказавшись на улице без гроша в кармане, Успенский решил попробовать себя в литературе. В 1857 году он написал один из своих лучших, по мнениюФ. М. Достоевского, рассказов — «Старуха». Начинающий литератор робко предложил свои произведения редакции крупного столичного журнала «Сын Отечества». К немалому удивлению Успенского, их напечатали! Правда, очень мелким шрифтом, без указания фамилии автора и на последних страницах. Собравшись с духом, Успенский явился к Некрасову. Принесенные рассказы «Поросенок» и «Хорошее житье» были сразу отданы в типографию с распоряжением главного редактора печатать их самым крупным шрифтом на первых страницах «Современника». Автору был назначен вполне приличный для дебютанта гонорар, а через год с ним заключили договор с условием, чтобы Успенский сотрудничал исключительно в одном «Современнике».
В «Современнике» были напечатаны лучшие рассказы Успенского. В них встречаются названия сел и деревень Ефремовского уезда: Буреломы, Яндовка, Вязово, Замарайка, Кочергинка, Рогачевка.

РОКОВОЙ РАЗРЫВ
Очень скоро Николай Успенский заболел, как сказали бы сейчас, «звездной» болезнью: в грубой форме он обвинил Николая Алексе-евича Некрасова в эксплуататорстве его таланта и потребовал платить ему столько, сколько редактор платил Толстому и Тургеневу. Поэт выставил зарвавшегося ученика за дверь.
Его пригрел Лев Толстой, пригласив преподавать в своей Яснополянской школе. Толстой высоко ценил талант Успенского и попросил его написать несколько рассказов для педагогического журнала. За один из таких рассказов граф подарил Николаю Васильевичу коня, на котором тот приехал к отцу в Шилово.
Успенский произвел фурор в родном селе породистостью лошади и громоздким фотоаппаратом, который был принят за чудо-невидаль. Шиловцы шарахались от него, как черт от ладана, мол, «кто ежели снимает с себя портрет, тот уже не жилец на этом свете».
С Толстым Успенский тоже поссорился и переехал к Тургеневу, который выделил скандалисту участок земли в 30 десятин. Добрый мир с Тургеневым закончился еще быстрее, чем с Толстым.

СМЕРТЬ ПИСАТЕЛЯ
В 42 года Успенский женился на 17-летней дочери ефремовского священника. Родители Лизы были против этого брака, поэтому молодые уехали в Москву. Там родилась дочь Ольга. Но от безденежья семья вновь вернулась в Ефремов. От туберкулеза жена Успенского умерла, оставив на попечении нищего мужа 2-летнюю дочь. Бывший известный писатель «давал концерты» по кабакам, окончательно спившись. Однажды, когда он пьяным заснул, сердобольные ефремовцы отправили Ольгу к деду с бабкой.
Николай Успенский отбезысходности и нужды перерезал себе горло перочинным ножом и был похоронен на средства Московского университета на Ваганьковском кладбище.

КТО ПЕРВЫМ УЗНАЛ ПАМЯТНИК
Победителями конкурса «Узнай памятник» («Слобода» №18 от 2 мая 2007 г.) стали:
Татьяна Парамонова, 19 лет. Татьяна первая дозвонилась в редакцию, правильно ответила на все вопросы и получила в подарок от «Слободы» цифровой фотоаппарат.
Павел Андреев, 24 года. За второе место Павлу досталась в подарок книга «Тула. История и современность».
Алла Горбунова, 37 лет. За третье место Алле Николаевне досталась в подарок книга «Тула. История и современность».
Правильные ответы:
1. Здание Тульской областной филармонии на углу пр. Ленина и ул. Гоголевской.
2. Ул. Староникитская, 108. Сейчас здесь размещается кондитерская фабрика «Старая Тула».
3. Танк, установленный в память о танкистах 32-й танковой бригады у главного корпуса ТГПУ им. Л.Н. Толстого.
4. Памятник тулякам — Героям Советского Союза в сквере на пр. Ленина.
5. Памятник зенитчикам 732-го зенитно-артиллерийского полка, оборонявшим Тулу в 1941 году.
6. Мемориал тулякам, погибшим на фронтах ВеликойОтечественной войны, в сквере пос. Менделеевский.
7. Памятник героическим защитникам Тулы на площади Победы.
8. Здание средней школы №20 на пр. Ленина, 89.


Ведущая рубрики
Лариса ТИМОФЕЕВА.



Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:


ВЫСТУПЛЕНИЕ ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ГЛЕБ УСПЕНСКИЙ.ppt

Выбранный для просмотра документ ВЫСТУПЛЕНИЕ ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ГЛЕБ УСПЕНСКИЙ.ppt

«Тула в жизни и творчестве Глеба Ивановича Успенского»Виртуальная экскурси...



Скачать материал

аудиоформат

  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона

  • Сейчас обучается 63 человека из 31 региона

  • Сейчас обучается 131 человек из 48 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • «Тула в жизни и творчестве Глеба Ивановича Успенского»Виртуальная экскурси...

    1 слайд

    «Тула в жизни и творчестве
    Глеба Ивановича Успенского»
    Виртуальная экскурсия
    Авторы проекта: Литвинова Алена,
    Котова Дарья,
    Данилова Наталья,
    Яковлева Екатерина,
    Вопилина Ирина
    Группа 1А
    ГОУ СПО ТО ТПК№1
    Руководитель: Сазонова Анна Владимировна
    ПРОЕКТ

  • изучение литературной жизни Тулы XIX века на примере биографии Г.И. Успенског...

    2 слайд

    изучение литературной жизни Тулы XIX века на примере биографии Г.И. Успенского и составление виртуальной экскурсии по местам, связанным с жизнью и творчеством нашего земляка.
    ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
    Г.И. Успенский

  • ИСТОЧНИКИ:Милонов Н. А. «Русские писатели и Тульский край»;
Бялого Г. А. О не...

    3 слайд

    ИСТОЧНИКИ:
    Милонов Н. А. «Русские писатели и Тульский край»;
    Бялого Г. А. О некоторых особенностях реализма Глеба Успенского;
    Воспоминания Н. В. Успенского;
    Цикл очерков Г.И. Успенского «Нравы Растеряевой улицы», содержащий богатый

  • «Есть писатели беспринципные, подделывающиеся под текущие требования, — эти с...

    4 слайд

    «Есть писатели беспринципные, подделывающиеся под текущие требования, — эти способны обмануть только наивных читателей. Есть писатели великого горения и великой искренности; они пишут… кровью своих жил и своих нервов: Глеб Успенский, Гаршин, Короленко»

    Викентий Викентьевич Вересаев,
    писатель

    Глеб Иванович Успенский

  • Будущий писатель родился 13 октября 1843 года в Туле в многодетной семье кол...

    6 слайд

    Будущий писатель родился 13 октября 1843 года в Туле в многодетной семье коллежского секретаря казенной Палаты государственных имуществ Ивана Яковлевича Успенского, выходца из духовного сословия, и Надежды Глебовны, урожденной Соколовой, дочери управляющего этой Палатой. Детские годы мальчик провел в родительском доме, еотрый сейчас располагается по адресу ул. Тургеневская дом № 57, куда родители Г. Успенского переселились вскоре после его рождения. Дом отмечен мемориальной доской.
    Назад на карту
    Ул. Тургеневская, д.57
    Улица Баранова

  • Улица Остроженская
 Дом деда писателя со стороны матери, Глеба Фомича Соколов...

    7 слайд

    Улица Остроженская
    Дом деда писателя со стороны матери, Глеба Фомича Соколова. В нем в детстве часто жил Глеб Иванович. Свое название улица получила из-за располагавшего в конце нее острога.
    Дом отмечен мемориальной табличкой
    Ул. Жуковского, д.37

  • По одной из версий гимназия, где учился будущий писатель, была расположена на...

    8 слайд

    По одной из версий гимназия, где учился будущий писатель, была расположена на Хлебной площади, на которой, по мере надобности, сооружался эшафот.
    Хлебная площадь

  • Улица ЖигалинскаяПо мнению  известного тульского литературоведа Николая Алекс...

    9 слайд

    Улица Жигалинская
    По мнению известного тульского литературоведа Николая Александровича Милонова, гимназия, в которой учился Гл. Успенский, располагалась на месте современного здания на ул. Союзной, 1 (тогда — ул. Жигалинская). Это, как отмечает ученый, подтверждают городские планы 1831 и 1858 годов. 
    Ул. Союзная

  • В Тульской духовной семинарии учился отец Глеба Успенского - Иван Яковлевич У...

    10 слайд

    В Тульской духовной семинарии учился отец Глеба Успенского — Иван Яковлевич Успенский — выходец из среды тульского духовенства. и двоюродный брат Николай Васильевич. Семинария была открыта в начале февраля 1800 года.
    Тульская духовная семинария

  • В Туле помнят и уважают нашего соотечественника, поэтому в честь него была на...

    11 слайд

    В Туле помнят и уважают нашего соотечественника, поэтому в честь него была названа улица. Известно, что на этой улице в доме № 22 жил двоюродный брат писателя Успенский Николай Васильевич (1837 — 1889).
    Ул. Гл. Успенского
    Улица Волковая

  • Сквер Глеба УспенскогоЗакладной камень памятнику Глеба Успенского

    12 слайд

    Сквер
    Глеба Успенского
    Закладной камень памятнику Глеба Успенского

  • Из воспоминаний брата Глеба Успенского, Николая: "Юный Глеб Иванович, прогули...

    13 слайд

    Из воспоминаний брата Глеба Успенского, Николая: «Юный Глеб Иванович, прогуливаясь в летнее время в кремлевском саду и слушая тошнотворную духовную музыку, представить себе не мог, что в жизни обретаются другие, ни с чем не сравнимые радости, которыми дарит человека наша мать-природа…»
    Писатель упомянул кремлёвский сад в своем произведении. В одном из эпизодов Прохор переезжает через реку и идет мимо каменной стены архиерейского двора через городской сад, в котором нетрудно узнать известный всем тулякам сад, опоясывающий стены кремля, бывшее архиерейское подворье у этого сада.
    Кремлевский сад

  • Киевская заставаНаш известный земляк в книге «Нравы Растеряевой улицы» описыв...

    14 слайд

    Киевская застава
    Наш известный земляк в книге «Нравы Растеряевой улицы» описывает жизнь обитателей района за Киевской заставой. Это был захолустный район города, где проживали мелкие ремесленники, отставные военные низших чинов и прочая беднота. 
    Маленький Глеб видел, как по тульским улицам проводили партии арестант в острог на южной окраине города. Семья Соколовых с благотворительными целями навещала тульскую тюрьму, и дети со страхом и любопытством разглядывали бритоголовых, гремящих кандалами арестантов.
    Тульская тюрьма
    Ул. Мориса Тореза

  • На кладбище похоронены родители писателя. 
Мать -  Успенская (р. Соколова), Н...

    15 слайд

    На кладбище похоронены родители писателя.
    Мать —  Успенская (р. Соколова), Надежда Глебовна (1827 –1869). 
    Отец – Успенский Иван Яковлевич (1825 – 1866).
    В настоящее время могилы утеряны или определены неправильно.

    Так же это место упоминается в «Нравах Растеряевой улицы», когда Претерпеевы были на прогулке по кладбищу с Семеном Ивановичем Толоконниковым.
    Всехсвятское кладбище

  • Томилинская   улицаПретерпеевы, герои цикла очерков «Нравы Растеряевой улицы»...

    16 слайд

    Томилинская улица
    Претерпеевы, герои цикла очерков «Нравы Растеряевой улицы», живут на Томилинской улице — именно так называлась одна из тульских улиц (сейчас Красноармейский проспект). Идет речь о глухом Томилинском переулке, о томилинских дамах и кавалерах, о томилинской скуке.

    Красноармейский проспект
    Назад на карту

  • Растеряева улицаКакую из наших улиц писатель вывел под именем Растеряевой? Н...

    17 слайд

    Растеряева улица
    Какую из наших улиц писатель вывел под именем Растеряевой? Неоднократно делались попытки ответить на этот вопрос, и в “Расте­ряевой” улице хотели видеть то Сушкинскую, то Морозовскую, то Подьяческую, даже Томилинскую… Однако, если внимательно вчитаться в очерки, то Растеряеву улицу вернее всего отождествить с Никитской (позже переименованной в улицу Свердлова, а с 1993 г. вновь именуемой Староникитской).
    В этом убеждает нас целый ряд признаков и даже мелких подробностей: она упирается в широкое Воронежское шоссе(теперь улица Оборонная), она лежит на городской стороне, не доходя до семинарии, ее пересекают идущие в гору переулки, по которым зимой гудят ледянки»
    Ул. Староникитская
    Назад на карту

  • Воронежское шоссеСпецифические приметы Тулы рассыпаны по многим страницам про...

    18 слайд

    Воронежское шоссе
    Специфические приметы Тулы рассыпаны по многим страницам произведения. Растеряева улица упирается в широкое Воронежское шоссе (одна из тульских улиц носила наименование Воронежской).
    В современном городе это улица Оборонная.
    Ул. Оборонная
    Назад на карту

  • ПРОЕКТ

Краткое описание документа:

Цель проекта – изучение литературной жизни Тулы XIX века на примере биографии Г.И. Успенского и составление виртуальной экскурсии по местам, связанным с жизнью и творчеством нашего земляка.
В ходе исследования нами были проанализированы различные статьи, монографии и воспоминания, посвященные Глебу Успенскому, в том числе книга Милонова Николая Александровича «Русские писатели и Тульский край», работа Григория Абрамовича Бялого о творчестве Г. Успенского, воспоминания Николая Васильевича Успенского. Ключевую роль в разработке проекта сыграли произведения Глеба Успенского, в особенности цикл очерков «Нравы Растеряевой улицы», содержащий богатый материал для представления жизни Тулы XIX века.


Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 053 441 материал в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 29.01.2017
  • 447
  • 0
  • 29.01.2017
  • 1876
  • 6

Рейтинг:
5 из 5

  • 29.01.2017
  • 4260
  • 1
  • 29.01.2017
  • 789
  • 1
  • 29.01.2017
  • 481
  • 1

Рейтинг:
5 из 5

  • 29.01.2017
  • 991
  • 0
  • 29.01.2017
  • 438
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

Чернский музей посвящает памяти Николая Васильевича Успенского воспоминания Новикова В.А. из фондов музея, нашему земляку.

 Николай Васильевич Успенский родился в мае 1834 года в селе Большое Скуратово Чернской округи Тульской губернии. Однако с нашим краем Николая Успенского связывает не только место рождения, но и корень семьи Успенских, его творчество и обще­ственная   деятельность. Дед Николая Васильевича – пономарь Богоявленской церкви, на­ходившейся вблизи села Тургенево, Яков Дмитриевич – пользовался большим уважением у прихожан. Он слыл великолепным рассказчиком. Его   хорошо знал И. С. Тургенев.У Якова Дмитриевича была большая семья. Третий сын Василий (отец будущего писателя Николая) окончил Тульскую духовную семинарию, после чего «уволен с аттестатом третьего разряда, 1831 года февраля 24 дня рукоположен во священника Чернской округи в село Большое Скуратово». Так говорится в Клировой ведомости за 1848 год, хранящейся в   Государственном  архиве  Тульской  области.Как сообщал брат Михаил, детство Николая проходило в крестьян­ской среде: он косил, пахал, сеял, в ночное с лошадьми ездил. Привя­занность к крестьянской жизни осталась у него на всю жизнь. Потом это повлияло и на   его творчество.До поступления в Тульскую духовную семинарию, Николай Успен­ский обучался в духовном училище. Духовная карьера Николая не увлекала. И вскоре он был уволен из семинарии по прошению для поступления в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию. Проучившись год, перевелся на ис­торико-филологический факультет Петербургского университета, но вско­ре ушел и   оттуда, став профессиональным литератором. Писать Николай Успенский начал еще будучи студентом. Первый его рассказ «Старуха», опубликован в майском номере за 1857 год журнала   «Сын отечества».

Ранее в университете Н.Успенский сдал экзамены на звание учи­теля русского языка уездного училища. Свою педагогическую деяте­льность он начал в 1862 году в Яснополянской школе. В третьем номере журнала «Ясная поляна» (1862 г.) был опубликован рассказ Н. Ус­пенского «Акимка» под   псевдонимом В. Печкин.

В 1864 году Николай Васильевич переехал в город Чернь. Он стал учителем русского языка уездного училища.

По своему предмету Успенский не требовал от учеников общепри­нятой зубрежки. Он добивался ясного понимания материала, умения рассуждать самостоятельно. У детей было горячее стремление к зна­ниям. А этому могла помочь училищная библиотека. В Государственном архиве Тульской области хранится протокол заседания педагогического совета Чернских училищ от 15 ноября 1864 года, в котором записано: «Учитель русского языка Николай Успенский заметил, что дети по его предмету не могут быть достаточно развиты, если училище не будет иметь особой библиотеки для детского чтения, из которой можно бы давать детям книги на дом».

В Черни Н. Успенский работал до конца 1865 года. За это время он написал свое публицистическое произведение «Юрская формация», опубликованное во 2-ом номере «Отечественных записок» за 1866 год и   повесть «Федор Петрович» (о ростовщике-кабатчике).

Как сообщалось потом, писателя похоронили на средства Московского университета, гроб с его телом несли студенты, почитатели та­ланта Н. В. Успенского.

25 октября 1889 года на Ваганьковском кладбище (в Москве), не­подалеку от могил народных писателей Л. И. Левитова, М. Й. Орфинова, М. А. Воронова, появился еще один холмик с небольшим крестом.

Литературоведы нашего времени рассматривают судьбу Н. В. Успенского как типичное явление в дореволюционной России. Его траги­ческий уход из жизни явился закономерным завершением тяжкого пути писателя-разночинца, выброшенного на улицу социальной несправедливостью.

После смерти Н. В. Успенского более сорока лет его произведения не издавались. И лишь в наше время был возвращен литературе этот боль­шой писатель, один из первых разночинцев-демократов, наш земляк.

Новиков Василий Анисимович


Подготовила Горькова Ольга

  Русские писатели и Тульский край

Русские писатели и Тульский

край

Лев Николаевич Толстой

Родился 28 августа1828 в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии — умер 7 ноября 1910 на станции Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д. Похоронен в Ясной Поляне, граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской Академии наук.

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет. Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнился писателю добродушно насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте. Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т.А.Ергольская.

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань в дом опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет, но отложил учёбу и весной 1847 Толстой уехал в Ясную

Поляну с намерением учиться дома, чтобы сдать экзамены экстерном. Осенью 1847 уехал сначала в Москву, затем в Петербург, вёл разгульный образ жизни. В 1851 брат Николай уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ, где Толстой почти три года прожил в казачьей станице на берегу Терека. На Кавказе написал повесть «Детство». В 1854 получил назначение в Дунайскую армию, затем перевёлся в Севастополь. Осенью 1856, выйдя в отставку, Толстой уехал в Ясную Поляну. В деревне открыл школу для крепостных крестьян. В образовании пропагандировал отказ от насилия. В 1862 издавал педагогический журнал «Ясная Поляна», в начале 1870-х гг. выпустил «Азбуку» и «Новую Азбуку». Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу. Поздней осенью 1910, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции, он и провел последние семь дней своей жизни. Похоронен Л.Н. Толстой в Ясной Поляне.

Ясная Поляна и Тульский край в творчестве Л.Н. Толстого

В Ясной Поляне были созданы замечательные произведения Льва Толстого: романы «Война и мир» (1863-1869), «Анна Каренина» (1873-1877), «Воскресение» (1889-1899), множество рассказов, повестей, драматические произведения, публицистические статьи. Многообразные связи Толстого с Ясной Поляной отразились во многих произведениях. Бытовой уклад Помещичьей яснополянской семьи, люди, окружавшие Толстого в его детские годы, воспроизведены в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Толстой запечатлел жизнь крестьян Ясной Поляны в незаконченном «Романе русского помещика» («Утро помещика»). Семейная хроника Ясной Поляны дала Толстому богатый материал для художественного изображения жизни русского усадебного дворянства первых десятилетий XIX века в величественной эпопее «Война и мир». Одно из судебных дел крестьян Колосковых Чернского уезда явилось источником драмы «Власть тьмы» (1866). С Ясной Поляной связана творческая история комедии «Плоды просвещения» (1890). Комедия воплощает раздумья автора над судьбами пореформенного крестьянства. Прототипом главного героя замечательной повести «Смерть Ивана Ильича» (1886) был член тульского окружного суда Иван Ильич Мечников, брат известного учёного-биолога. Жизненная судьба тульского судебного следователя (70-е г.г.) Н.Н. Фридерихса нашла своё отражение в повести «Дьявол» (1889).

Туляки хранят память о великом писателе. Его именем названа улица города, его имя присвоено Тульскому педагогическому университету. Ясная Поляна внесена в список памятников, охраняемых Юнеско.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Родился 2 (14) октября 1814 в Москве – убит на дуэли 15 (27) июля 1841 на Кавказе.

К югу от г. Ефремова расположено село Кропотово-Лермонтово (теперь Елецкий район Липецкой области). Здесь находились дом и усадьба Юрия Петровича Лермонтова, отца великого русского поэта. Судьбы родственников поэта тесно связаны с Тульским краем. Многие из рода Арсеньевых, родственников со стороны матери, были помещиками тульскими, алексинскими, одоевскими, елецкими, ефремовскими. Арсеньевым принадлежало село Васильевское неподалёку от Ефремова. Здесь до середины 90-х годов XVIII в. жила бабушка Лермонтова Елизавета Алексеевна, со своим мужем Михаилом Васильевичем. Затем они переехали в село Тарханы Пензенской губернии. Именно в Васильевке были помолвлены родители будущего поэта. Мать Лермонтова умерла вскоре после рождения, и ребёнка воспитывала бабушка, постоянно проживавшая в Тарханах. Она недоброжелательно относилась к бедному зятю. Живя у бабушки, Лермонтов лишь изредка навещал отца. Он заезжал в Кропотово по

дороге из Москвы в Тарханы во время учения в Московском пансионе, гостил у него летом 1827 года. В 1831 Юрий Петрович умер. После смерти отца владелицей Кропотово стала тётка Лермонтова Елена Петровна. К ней поэт заезжал в Тулу в апреле 1841, направляясь в свою последнюю поездку на Кавказ. Именно Елена Петровна после смерти племянника стала наследницей его литературных произведений.

Многие из людей, связанных с Тульским краем, сыграли важную роль в жизни Лермонтова. Он был знаком с Василием Андреевичем Жуковским , который несколько раз хлопотал за Лермонтова перед государем о смягчении наказания. В с. Титове, в 45-ти верстах от Тулы, жил в имении своего отца товарищ Лермонтова по пансиону Дмитрий Алексеевич Милютин . Он был редактором рукописного пансионного журнала «Улей», в котором Лермонтов поместил несколько своих стихотворений. В тульском имении до 1831 года жила Варвара Александровна Лопухина . Эту женщину Лермонтов глубоко любил, посвятили ей одну из редакций поэмы «Демон».

Д.А. Милютин М.М. Арсеньева Ю.П. Лермонтов В.А. Жуковский В.А. Лопухина *** Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть. И жребий чуждого изгнанника иметь На родине с названьем гражданина! … Но ты простишь мне! Я ль виновен в том, Что люди угасить в душе моей хотели Огонь божественный, от самой колыбели Горевший в ней, оправданный творцом? Однако ж тщетны были их желанья: Мы не нашли вражды один в другом, Хоть оба стали жертвою страданья!  1831 «Эпитафия»  … Ты дал мне жизнь, но счастия не дал; Ты сам на свете был гоним, Ты в людях только зло изведал… Но понимаем был одним - И тот один, когда рыдая Толпа склонялась над тобой, Стоял, очей не обтирая, Недвижный, хладный и немой.   1832

Д.А. Милютин

М.М. Арсеньева

Ю.П. Лермонтов

В.А. Жуковский

В.А. Лопухина

***

Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть.

И жребий чуждого изгнанника иметь

На родине с названьем гражданина!

Но ты простишь мне! Я ль виновен в том,

Что люди угасить в душе моей хотели

Огонь божественный, от самой колыбели

Горевший в ней, оправданный творцом?

Однако ж тщетны были их желанья: Мы не нашли вражды один в другом,

Хоть оба стали жертвою страданья!

1831

«Эпитафия»

Ты дал мне жизнь, но счастия не дал;

Ты сам на свете был гоним,

Ты в людях только зло изведал…

Но понимаем был одним —

И тот один, когда рыдая

Толпа склонялась над тобой,

Стоял, очей не обтирая,

Недвижный, хладный и немой.

1832

Василий Андреевич Жуковский

Родился 29 января 1783 , село Мишенское, Белёвский уезд Тульская губерния — умер 12 апреля 1852 , Баден-Баден, Германия) — русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик. Действительный член Императорской Российской академии (1818); почётный член Императорской академии наук (1827-1841) и впоследствии ординарный академик по Отделению русского языка и словесности, тайный советник.

Село Мишенское – родина В.А. Жуковского, в прошлом имение его отца, помещика Афанасия Ивановича Бунина. Не радостным было детство Жуковского, «внебрачного» сына Бунина и пленной турчанки Сальхи. Ещё при жизни отца Жуковский поступил в тульский немецкий пансион Роде, а затем в тульское народное училище. Жил в доме сестры со стороны отца Варвары Афанасьевны Юшковой, где часто устраивались литературно-

музыкальные вечера. По окончании Московского университетского пансиона приезжает в Мишенское и занимается учительской деятельностью.

В Тульском крае Жуковский создаёт свои известные стихотворения «Вечер», «Певец», «Эолова арфа», «Громобой», «Теон и Эсхин», работает над известной балладой «Светлана». О Туле и её окрестностях говорится в цикле «долбинских» стихотворений 1814 года. Мишенское навсегда осталось колыбелью поэтического дара поэта, его картины предстают в стихотворении, написанном в Дерпте в 1816 году. Последнее посещение Жуковским Мишенского и Белёва относится к октябрю 1839 года. Сейчас в Мишенском восстановлены парк и сад, установлен памятник-обелиск Жуковскому. В Белёвском краеведческом музее представлены экспонаты о пребывании Жуковского в Тульском крае. Именем поэта названа одна из улиц Тулы.

***  Там небеса и воды ясны, «Записочка в Москву к трём сестрам»  Скажите, милые сестрицы,  Доехали ль, здоровы ль вы  И обгорелыя столицы  Сочли ли дымные главы?  По Туле много ли гуляли;  Всё те же ль там – завод, ряды,  И все ли там перечитали  Вы наших прежних лет следы?  ……………………………  В Туле прах минувших лет  Не возродил ли вспоминанья  О том, что было в оны дни,  Когда нам юность лишь одни  Пленительные обещанья  Давала на далёкий путь.  1814 Там песни птичек сладкогласны! О родина, все дни твои прекрасны; Где б ни был я, но всё с тобой Душой. Ты помнишь ли наш пруд спокойный, И тень от ив в час полдня знойный, И над водой от стада гул нестройный, И в лоне вод, как сквозь стекло, Село? Там на заре пичужка пела, Даль озарялась и светлела, Туда, туда душа моя летела: Казалось сердцу и очам – Всё там! 1816

*** Там небеса и воды ясны,

«Записочка в Москву к трём сестрам» Скажите, милые сестрицы, Доехали ль, здоровы ль вы И обгорелыя столицы Сочли ли дымные главы? По Туле много ли гуляли; Всё те же ль там – завод, ряды, И все ли там перечитали Вы наших прежних лет следы? …………………………… В Туле прах минувших лет Не возродил ли вспоминанья О том, что было в оны дни, Когда нам юность лишь одни Пленительные обещанья Давала на далёкий путь. 1814

Там песни птичек сладкогласны!

О родина, все дни твои прекрасны;

Где б ни был я, но всё с тобой Душой.

Ты помнишь ли наш пруд спокойный,

И тень от ив в час полдня знойный,

И над водой от стада гул нестройный,

И в лоне вод, как сквозь стекло, Село?

Там на заре пичужка пела,

Даль озарялась и светлела,

Туда, туда душа моя летела:

Казалось сердцу и очам –

Всё там!

1816

Иван Сергеевич Тургенев

Родился 28 октября (9 ноября) в Орле — скончался в Буживале под Парижем, 22 августа (3 сентября) 1883 года.

Писатель часто бывал в Тульском крае. Посещал село Тургенево, родовое имение отца недалеко от станции Чернь, на реке Снежедь. Большой деревянный дом Тургеневых не сохранился. Страстный любитель охоты, Тургенев бродил по окрестностям, знакомился с жизнью тульских крестьян, наслаждался красотой природы. Недалеко от с. Тургенево находятся Бежин луг и село Колотово – место действия известных рассказов «Бежин луг» и «Певцы» (1850). На тульском материале также созданы рассказы из сборника «Записки охотника» «Стучит!», «Касьян с Красивой Мечи», «Живые мощи», «Пётр Петрович Каратаев».

Тургенев бывал и в Ясной Поляне у Л.Н. Толстого – дважды в 1878, в1880, 1881 г.г. В течение долгих лет знакомства взаимоотношения двух крупных русских писателей отличались сложностью в решении важнейших общественных вопросов.

В Ясной Поляне Тургенев и Толстой беседовали о литературе, много гуляли, играли в шахматы, стояли «на тяге». В память об этом одна из полян заповедника, за рекой Воронкой, и поныне носит название «тургеневской». О своём приезде в Ясную Поляну летом 1878 г. Тургенев впоследствии писал Толстому: «Не могу не повторить Вам ещё раз, какое приятное и хорошее впечатление оставило во мне посещение Ясной Поляны и как я рад тому, что возникшие между нами недоразумения исчезли так бессмысленно, как будто никогда и не было».

Николай Семёнович Лесков

Родился 4 (16) февраля 1831 , село Горохово Орловский уезд Орловской губернии — умер 21 февраля (5 марта) 1895 , Петербург. В Орле прошли его детские годы. Бывал он и в Тульском крае, навещал Л.Н. Толстого в Ясной Поляне. Во время приезда в январе 1890 года читал ему комедию «Плоды просвещения». Лесков преклонялся перед художественным гением писателя.

С Тулой связано одно из лучших созданий Лескова – «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» (1881). В ответ на критику к повести Лесков в письме в редакцию журнала «Новый мир» писал: «Всё, что есть чисто народного в «Сказе…» заключается в следующей шутке или прибаутке: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки её подковали да им назад отослали». Более ничего нет «о блохе», а о «Левше», как о герое всей истории и о выразителе русского народа нет никаких народных сказов… Я весь

этот рассказ сочинил…, и Левша есть лицо мною выдуманное». Но жизненным истоком лесковского сказа о Левше являются, видимо, и рассказы о реальных личностях, тульских оружейниках Алексее Сурнине и Андрее Леонтьеве, которые по предложению Г.А. Потёмкина, состоявшего тогда президентом Военной коллегии, они в 1785 году были командированы в Англию для совершенствования в различных художественных работах по металлу. Сурнин, по словам русского посла в Англии С.Р. Воронцова, оказался «неутомим в приобретении успехов в пользу России». В 1971 г. Сурнин вернулся в Тулу, был определён мастером оружейного дела, улучшил весь технологический процесс. Биографические сведения Сурнина во многом совпадают с жизненной судьбой Левши, но прямых доказательств нет.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Родился 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии — умер 28 апреля 1889 .

Судьба связала писателя с тульской землёй 28 декабря 1866 года, когда он был направлен в Тулу в качестве управляющего казённой палатой. Время службы (до 13 октября 1867) были связаны с постоянными столкновениями с чиновниками-бюрократами. В решении разного рода конфликтов Салтыков всегда принимал сторону простых трудовых людей, защищал интересы крестьян, тульских кустарей. В Туле его возненавидел надменный бюрократ, тульский губернатор М.Р. Шидловский, жаловавшийся на беспокойного управляющего палатой и в министерства, и царю Александру II. Не прожив в Туле и года, Салтыков был переведён на службу в Рязань. По свидетельствам М.И. Семёновского, критика и журналиста, по инициативе Александра II.

В Туле Салтыковым-Щедриным был написан памфлет на Шидловского «Губернатор с фаршированной головой». Данная рукопись не дошла до нас, но часть её была использована в «Истории одного города», Шидловский воплощён в образе градоначальника Прыща, безмозглого «либерала», голова которого начинена фаршем. О Туле, о реке Упе есть упоминание в известной сказке Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» , об Алексине – в «Дневнике провинциала». Наблюдения над провинциальной чиновничьей бюрократией отразились в «Письмах о провинции» . Пребывание Салтыкова-Щедрина в Туле отмечено мемориальной доской на здании бывшей казённой палаты.

Поэты-декабристы — туляки

Николай Алексеевич Чижов (1799-1848) родился в семье чернского помещика, учился в Петербурге, в Петропавловском морском училище, плавал на Чёрном море, был командиром в Архангельске, принял участие в экспедиции на Новую Землю, служил в Крандштате. За месяц до восстания был принят в Северное тайное общество и 14 декабря 1825 года был на Сенатской площади. Был приговорён к ссылке на поселение в Сибирь, которую отбывал с 1826 по 1832 год в Олекминске Якутской области. Находясь в ссылке, создавал произведения на темы якутского фольклора (баллада «Нуча»), обращался к теме каторги, ссылки («Журавли»). В 1833-39 гг. Чижов жил в Тобольске, служил в войсковой части. Здесь подружился с П.П. Ершовым, автором сказки «Конёк-горбунок». Чижов был причислен к штабу Сибирского корпуса, в 1839 г. Переехал в Омск. 12 июня 1842 г. Он был направлен в четырёхмесячный отпуск в Тульскую губернию, а в 1843 уволен в отставку с позволением жить в с. Покровском Чернском уезде, родовом поместье. До самой смерти поэт находился под секретны надзором.

Николай Сергеевич (1800-1871) и Павел Сергеевич (1802-1865) Бобрищевы-Пушкины родились в сельце Егнышёвка, недалеко от Алексина. Воспитывались в пансионе при Московском университете, печатались в альманахе «Каллиопа», окончили военную школу, служили офицерами в Тульчине, вступили в Южное тайное общество, стали сторонниками П.И. Пестеля. Николай Сергеевич был арестован в н. 1826 г., заключён в Петропавловскую крепость. Наказание отбывал в Якутской губернии, в Туруханске и Енисейске, Красноярске и Тобольске. Павел Сергеевич, как и брат, был приговорён к 8 годам. Отбывал наказание вместе с больным братом в большой бедности. Оба брата с юных лет проявили склонность к поэтическому творчеству. Перу Николая Сергеевича принадлежат стихи: «Довольство и спокойствие», «Утро в деревне», «Бессмертие».Павел Сергеевич –автор ряда басен: «Волк и две лисицы», «Слепой и зеркало», «Шахматы», «Кляча, дрова и дровни».

В январе 1856, после амнистии, оба брата вернулись в европейскую часть России и поселились в имении сестры, селе Коростине Тульской губернии. Николай Иванович умер в с. Коростине и похоронен там, а Павел Сергеевич в Москве на Вага Николай Сергеевич (1800-1871) ньковском кладбище.

Николай Сергеевич

Павел Сергеевич

Николай Алексеевич Чижов (1799-1848)

(1800-1871)

(1802-1865)

  Николай Сергеевич Бобрищев-Пушкин

  Павел Сергеевич Бобрищев-Пушкин

Николай Алексеевич Чижов

Счастие уединенной жизни

Басня   «Волк и две лисицы»          

«Северные цветы»  

(перевод из Флориана)                Под тению древес густою,        Где мирный радостям приют,        С любезной сердца простотою        Спокойно дни мои текут.                О пышности я не мечтаю;        Доволен всем, самим собой:        Своим блаженством почитаю        Не шум веселья, но покой.                Владею нивой небольшою;        Мой садик вкусный плод дает;        И небо светло надо мною;        Земля у ног моих цветет.                Когда ж и грозное ненастье        На мой нагрянет тихий дом,        Оно пройдет — и снова счастье        Явится с солнечным лучом.                Но в свете суеты толпами,        Добыча смертныя там бед:        Здесь, не прельщаяся мечтами,        Беспечный счастливо живет.                Смотри! и сей поток стремился,        Свирепый, быстро вдалеке;        В мою долину прикатился —        И тихо вьется на песке.*        1816

Две хитрые лисы у мужика        Вдвоем стянули петуха;        Но что ж? тут нечему дивиться,        Ведь надо чем-нибудь лисицам поживиться;        Да вот беда,        Как дело-то дошло до дележа;        А уж когда делят, не только у лисиц,        И у людей бывают споры,        И брань, и ненависть, и драка, и раздоры.        Ну так и каждая из этих двух лисиц        Кусочек пожирней, побольше взять хотела.        И словом, каждая про свой желудок пела.        Повздорили оне о петухе,        Но проку кумушки не сделали себе;        А дело чтоб привесть к концу, пошли к судье.        Волк был тогда судьей,        Который наблюдал прибыток больше свой, —        И только что пришли, перед судьею стали,        Он тотчас закричал, чтоб петуха подали.        Лишь взял и тотчас съел,        А кумушкам в ответ идти назад велел.      1817        

        В глуши лесов уединённый

Устрою домик я и сад,

И будет мой приют смиренный

Милей мне каменных палат!

Не стану из краёв далёких

Сбирать растенья в садик мой.

С полей отчизны, с гор высоких

Сберу цветы страны родной.

С долин Даурии гористой,

Возьму роскошный анемон,

Статис блестящий и душистый

И нежной белизны пион.

Сберу фиалки полевые

Эмблему скромной красоты,

И колокольчики простые,

И гордой лилии цветы.

С вершин высокого Алтая

Переселяться в садик мой

Спирей и астра голубая,

Нарцисс с завистливой красой.

Возьму душистых роз махровых

С Саянских каменистых гор,

И сараны цветов багровых –

Камчатки сумрачный убор.

Пускай приют мой небогатый,

В замену счастия даров,

Рукою флоры тароватой

Украсит роскошью цветов!

               1828        

Викентий Викентьевич Вересаев

В.В. Вересаев родился в Туле, в доме на Верхне-Дворянской улице (ныне ул. Гоголевская, д.82). Отец будущего писателя, Викентий Игнатьевич Смидович, был популярным в городе врачом-общественником, одним из учредителей Общества тульских врачей. Мать Вересаева, Елизавета Павловна Юницкая, также занималась общественной деятельностью, она являлась организатором детского сада в Туле. Учился Вересаев в 1-й мужской гимназии (1875-1884). В старших классах увлекается произведениями Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, начинает писать. О своём детстве, гимнастических и студенческих годах писатель рассказал в книге «Воспоминания» (1927-1929). В книге Вересаева постоянно упоминаются старые тульские улицы: Верхне-Дворянская, Киевская (ныне проспект Ленина), Посольская (ныне Советская) и другие. «Воспоминания» – светлая, правдивая, проникнутая гуманизмом

книга писателя-гражданина. В детстве и юности Вересаев часто бывал в сельце Зыбине, имении Гермогена Викентьевича Смидова, двоюродного брата отца писателя. Вересаев навещал Зыбино и в нач. 80-х, во время гимназических каникул, и в годы учения в Дерптском университете, и в 1901-1903 г.г., когда был выслан в Тулу из Петербурга за участие в студенческом революционном движении за связь с кругами социал-демократии. Вересаев принял активное участие в работе тульской социал-демократической организации, много сделал для тульских подпольщиков, написал прокламацию «Овцы и люди». Вересаев постоянно находился под негласным полицейским надзором. С августа 1903, после пребывания за границей и в Крыму, писатель поселился в Москве, бывая в Туле наездами. Вересаев так писал об отражении тульских впечатлений в своём творчестве: «До 17 лет непрерывно, а потом много лет летом я жил в Туле и Тульской губернии и, конечно, насквозь пропитался именно тульской природой. Везде, где я изображал провинциальный город («Без дороги», «На повороте», «К жизни»), — материалом мне служила Тула».

В1895-1900 г.г. Вересаев написал свои известные «Записки врача», в которых он поставил острые вопросы медицинской науки, врачебной профессии, привлёк внимание к спорным вопросам этики врача, заговорил о недостатках медицинского образования.

После участия в русско-японской войне выходят повесть «Рассказ о японской войне» и цикл «Рассказов о японской войне». В 1906 году по возвращении с фронта, писатель снова посетил Тулу и прожил в ней несколько месяцев, работая в редакционной коллегии газеты «Тульская жизнь».

В последние годы жизни Вересаев обращался к тульским впечатлениям как к источнику творчества.

Туляки хранят память о своём писателе-земляке, который до последнего года жизни не порывал связей с родным городом, принимал активное участие в культурной жизни Тулы. Мемориальными досками отмечены в Туле дом по ул. Гоголевской, где писатель родился и провёл ранние годы жизни, здание педагогического университета по ул. Менделеевской, где помещалась гимназия, в которой он учился. Именем Вересаева названа одна из тульских улиц. На площади перед городским парком культуры и отдыха установлен памятник Вересаеву работы московских скульпторов А.С. Рябинина и Т.Д. Поляковой.

Василий Алексеевич Левшин

Родился 6 (17) августа 1746 г. В Смоленске — умер 29 июля 1826 г . и похоронен в селе Темрянь.

В.А.Левшин — четвертый сын Алексея Дионисовича, потомок белевских воевод Левшиных. Всю свою жизнь, за исключением восьми лет армейской службы, В. А. Левшин провел в родовом имении — селе Темряни Белевского уезда. Левшин получил типичное для своего времени домашнее образование. С ранних лет имел склонность к наукам, в особенности экономическим. В 1773 г. вышел в отставку в невысоком чине поручика. Освободившись от службы, увлекся усовершенствованием своего хозяйства и одновременно литературной деятельностью, в которых одинаково преуспел. Решающее влияние на определение творческих интересов В. А. Левшина оказало знакомство, а впоследствии и дружба с выдающимся русским просветителем Н. И. Новиковым, который ввел его в круг прогрессивных столичных литераторов 70х годов XVIII в.

В. А. Лёвшин стал одним из активных членов «Собрания, старающегося о переводе иностранных книг» (1768-1783), в котором участвовали видные литераторы и ученые России: И.Ф. Богданович, Я. Б. Княжнин, Я.П. Козельский, А.Н. Радищев, С.Я. Разумовский. В типографии Московского университета была напечатана его первая книга «Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени». В 1814-1815 гг. В.А. Левшин предпринял издание журнала «Экономический и технологический магазин» для улучшения практического сельского хозяйства. В театрах Москвы и Санкт-Петербурга в к. XVIII – н. XIX в. Левшин больше зарекомендовал себя как переводчик, чем как сочинитель. На сцене с большим успехом шли в его переводе комедии Г.-Ф.-В. Гроссмана, комическая опера М.-Ж. Седена, П. Кьяри, мещанская трагедия Г.-Э. Лессинга. К 90-м годам XVIIIв. Левшин стал тяготеть к исследованиям экономического и исторического характера. В 1791 г. он был избран корреспондентом Вольного Экономического Общества, в 1793 г. стал его членом, а позднее — секретарем и членом комитета Общества. Он внес значительный вклад в деятельность Общества своими экономическими сочинениями и прежде всего «Топографическим описанием Тульской губернии» (1803).

Глеб Иванович Успенский

13 (25 октября) 1843 , Тула — умер 24 марта (6 апреля) 1902 года , похоронен в Петербурге. Жил Глеб Успенский в доме №57 по улице Тургеневской в доме отца, Ивана Яковлевича. Рядом находился дом №37 – дом деда писателя со стороны матери. Сейчас оба дома отмечены мемориальными досками. С детства Глеб возненавидел деспотизм. Окна тульской гимназии, в которой учился Г. Успенский, выходили на площадь, где воздвигался эшафот и производились публичные наказания. Маленький Глеб часто видел, как по улицам вели арестантов. Гимназические и студенческие годы – время формирования мировоззрения Г. Успенского. Огромное воздействие на созревание его убеждений оказали события общественной жизни: поражение России в Крымской войне, рост крестьянского движения, идеи революционных демократов: Чернышевского, Добролюбова, Герцена, Огарёва, идеи «Современника», «Колокола». Учёбу в университете пришлось бросить из-за трудного материального положения: умер отец, и Глебу пришлось содержать большую семью. В студенческие годы начинается литературная деятельность Г. Успенского, в 1862 г. выходит очерк «Михалыч» (о старике-приживальщике).

Крупнейшим произведением раннего Успенского были «Нравы Растеряевой улицы» (1866). Тула как место действия угадывается с первой же страницы, здесь упоминаются Заречье, Чулково, тульские чугунолитейные, самоварные заводы. Существует предположение, что Растеряева улица – это бывшая Никитская (ныне ул. Свердлова). Некоторые приметы, указанные писателем, подтверждают это. Но многие улицы были такими, здесь обобщено то, что являлось характерным для многих улиц старой Тулы. К «Нравам Растеряевой улицы» примыкает цикл рассказов под общим названием «Растеряевские типы и сцены» (1866-1877). С 1867 по 1868 Успенский работал в Епифани учителем, и впечатления от этой работы отразились в очерке «Спустя рукава (из провинциальных заметок)» (1868). В последующие годы Г. Успенский обратился почти исключительно к изображению пореформенного крестьянства. Данная тема ярко отражена в очерке «Книжка чеков» (1876).

Антон Павлович Чехов

Родился в г. Таганроге 17 (29)января 1860г. — умер 2 (15)июля 1904 г. в г. Баденвейлер (Германия). Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В 1891 г. в нашем крае жил великий русский писатель А.П. Чехов. Писатель вместе с семьёй выехал на отдых в Алексин. Отец писателя снял дачу недалеко от Оки. Вскоре писатель переселился в Богимово (в 12 км от Алексина, ныне Калужская обл.) в усадьбу помещика Е.Д. Былим-Колосовского. В Богимове побывали Л.С. Мизинова, И.И. Левитан, А.С. Суворин. В Богимове был закончен рассказ «Бабы», повесть «Дуэль», шла работа над «Островом Сахалином». В Богимове продолжалась деятельность Чехова-врача. В ещё большей степени богимовские впечатления нашли своё отражение в повести «Дом с мезонином».

Чехову удалось побывать в Тульском крае в начале августа 1895 г., когда он

посетил в Ясной Поляне Л.Н. Толстого. Там Чехов слушал чтение Толстым глав из писавшегося тогда «Воскресения», делал свои замечания. В этот свой первый и единственный приезд в Ясную Поляну Чехов много беседовал с Толстым, ходил с ним к реке Воронке, а затем на шоссе, ведущее в Тулу.

От своего посещения Ясной Поляны Чехов вынес самое светлое впечатление. В последующее время он «всем существом своим» стремится в Ясную Поляну, зная, что семья Толстого ждёт его и хочет услышать что-либо из его новых произведений. Но поездке не суждено было осуществиться. Дальнейшие встречи с Толстым происходили в Москве и в Крыму, в Гаспре.

Пребывание Чехова в Ясной Поляне отражено в экспозиции Яснополянского музея. Дача в Алексине, где жил Чехов, не сохранилась; она погибла в пожаре. В Богимове можно видеть дом, где жил Чехов. Сейчас там расположена больница. На здании имеется мемориальная доска, близ него установлен бюст писателя. О Чехове напоминает также парк, сад, аллеи, пруд, широко раскинувшиеся поля, пересечённые рощами, — всё то, что было так дорого писателю.

Встреча Чехова с Л.Н. Толстым в Ясной Поляне Памятник А.П. Чехову в Богимове

Встреча Чехова с Л.Н. Толстым в Ясной Поляне

Памятник А.П. Чехову в Богимове

  • В рассказе муму описание гаврилы
  • В рассказе михаила пришвина кочки оттаивают есть такие строки
  • В рассказе мальчик алеша впервые встречается с предательством ложью и равнодушием взрослых
  • В рассказе льва николаевича толстого малыш постреленок очень хотел учиться в школе как его зовут
  • В рассказе лошадиная фамилия речь идет о лечении зубов да или нет