В рассказе противопоставлены два взгляда на мир один из них альтруистский что означает это понятие

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5» г. Брянска

Проверочная работа

по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль» в 7 классе

подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна

Брянск-2018

Вариант 1.

1. Что оскорбило старейшин при разговоре с Ларрой? Как вы оцениваете такое поведение героя?

2. Почему Ларра со временем стал искать смерти?

3. Как вы понимаете слова «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно»?

4. Как вы понимаете слова Данко «Кто ничего не делает, с тем ничего не станется»?

5. Каков смысл сравнения сердца Данко с солнцем?

6. Приведите примеры, доказывающие, что М.Горький пытался в своем рассказе противопоставить мечту и реальность?

7. В рассказе противопоставлены два взгляда на мир. Один из них — альтруистский. Что означает это понятие?

8. Образ Изергиль-это образ роковой красавицы. Всю свою жизнь она посвятила поиску чувственных наслаждений. Как вы думаете, если бы у героини была возможность прожить жизнь еще раз, она повторила бы все сначала или что-то изменила бы в своей жизни? Ответ аргументируйте примерами из текста.

Вариант 2.

1. Как Ларра объяснил, почему он убил девушку?

2. Действительно ли это страшное наказание- не иметь «места среди людей»?

3. Как вы понимаете слова «Кабы люди понимали жизнь, каждый бы захотел оставить после себя свою тень в ней»?

4. Почему люди, которых Данко повел из болот, начав роптать на своего спасителя, делали акцент на том, что он был «молодой и неопытный»?

5. Как вы думаете, чего боялся осторожный человек, наступивший на сердце Данко?

6. Приведите примеры, доказывающие, что М.Горький пытался в своем рассказе подарить читателю возвышенный, исключительный мир?

7. В рассказе противопоставлены два взгляда на мир. Один из них — эгоистический. Что означает это понятие?

8. Образ Данко -это образ отважного и самоотверженного вождя. который вывел людей из леса ценой собственной жизни, вырвав сердце и осветив им дорогу. Однако никто не оценил его подвига, а искры горящего сердца затоптали «на всякий случай». Как вы думаете, если бы у Данко была возможность прожить жизнь еще раз, он повторил бы все сначала или что-то изменил бы в своей жизни? Ответ аргументируйте примерами из текста.

Использованная литература

1. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразоват. учрежд. в 2-х частях. Ч. 2/авт.-сост. В.Я. Коровина.-17-е изд.-М.: Просвещение.-2009.-303 с.

2. Миронова Н.А. Анализ произведений русской литературы.- М.: «Экзамен», 2014 г.-222 с.

Анализ рассказа Горького «Старуха Изергиль»

Максим Горький известен тем, что стоял у истоков соцреализма – нового искусства новой страны победившего пролетариата. Однако это вовсе не означает, что он, подобно многим советским пропагандистам, использовал литературу в политических целях. Его творчество пропитано трогательным романтизмом: прекрасными пейзажными зарисовками, сильными и гордыми характерами, бунтующими и одинокими героями, сладостным преклонением перед идеалом. Одним их самых интересных произведений автора является рассказ «Старуха Изергиль».

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, род и направление
  • 3 Композиция
  • 4 О чем рассказ?
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Тема
  • 7 Идея
  • 8 Проблемы
  • 9 Вывод
  • 10 Критика

История создания

Замысел рассказа пришел к автору во время путешествия по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Произведение вошло в «романтический» цикл работ Горького, посвященный анализу самобытной и противоречивой человеческой природе, где низость и возвышенность попеременно борются между собой, и нельзя сказать наверняка, что победит. Возможно, сложность вопроса заставила литератора долго обдумывать его, ведь известно, что эта идея занимала писателя 4 года. «Старуха Изергиль» была закончена в 1895 году и опубликована в «Самарской газете».

Сам Горький был очень заинтересован процессом работы и радовался результату. Произведение выразило его взгляды на предназначение человека и его место в системе общественных отношений: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как Старуху Изергиль» — писал он в письме Чехову. Там же он говорил о литературной необходимости приукрашивать жизнь, делать ее ярче и красивее на страницах книг, чтобы люди зажили по-новому и стремились к высокому, героическому, возвышенному призванию. Видимо, эту цель и преследовал писатель, сочиняя свой рассказ о самоотверженном юноше, спасшем свое племя.

Жанр, род и направление

Горький начинал свой литературный путь с рассказов, поэтому раннее произведение «Старуха Изергиль» принадлежит именно к этому жанру, который характеризуется краткостью формы и небольшим количеством действующих лиц. К данной книге применимы жанровые особенности притчи – краткой поучительной истории с ярко выраженной моралью. Так и в литературных дебютах писателя читатель без труда обнаружит назидательный тон и высоко нравственный вывод.

Разумеется, если речь идет о прозаических произведениях, как в нашем случае, писатель работал в русле эпического рода в литературе. Конечно, сказовая манера повествования (в рассказах Горького повествование ведется от лица героев, которые откровенно повествуют о своей личной истории) добавляет лиричности и поэтической красоты в сюжетную канву книги, но нельзя назвать «Старуху Изергиль» лирическим творением, она принадлежит к эпосу.

Направление, в рамках которого работал писатель, носит название «романтизм». Горький хотел оттолкнуться от классического реализма и подарить читателю возвышенный, приукрашенный, исключительный мир, на который реальность могла бы ровняться. По его мнению, восхищение от добродетельных и прекрасных героев подталкивает людей становиться лучше, смелее, добрее. В этом противопоставлении действительности и идеала заключается сущность романтизма.

Композиция

В книге Горького чрезвычайно велика роль композиции. Это рассказ в рассказе: пожилая женщина поведала путнику три истории: Легенда о Ларре, откровение о жизни Изергиль, Легенда о Данко. Первая и третья части противопоставлены друг другу. В них раскрывается противоречие между двумя разными взглядами на мир: альтруистский (бескорыстное доброе дело во благо общества) и эгоистический (действия во благо себя без учета общественных нужд и догм поведения). Как и в любой притче, в легендах представлены крайности и гротески, чтобы мораль была понятна всем.

Если эти два фрагмента носят фантастический характер и не претендуют на достоверность, то звено, что расположено между ними, имеет все черты реализма. В этой странной структуре и состоят особенности композиции «Старухи Изергиль». Второй фрагмент — это рассказ героини о своей легкомысленной, бесплодной жизни, которая прошла так же быстро, как покинули ее красота и молодость. Этот фрагмент погружает читателя в суровую реальность, где некогда совершать ошибки, которые допустил Ларра, и совершила сама рассказчица. Она потратила свою жизнь на чувственные наслаждения, но так и не нашла истинной любви, так же бездумно распорядился собой и гордый сын орла. Только Данко, погибнув в цвете лет, достиг цели, постиг смысл бытия и был по-настоящему счастлив. Таким образом, сама необычная композиция подталкивает читателя к тому, чтобы сделать правильный вывод.

О чем рассказ?

В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» говорится о том, как старая южанка повествует путнику три истории, а тот внимательно наблюдает за ней, дополняя ее слова своими впечатлениями. Суть произведения заключается в том, что в нем друг другу противопоставлены две концепции жизни, два героя: Ларра и Данко. Рассказчица вспоминает предания тех мест, откуда она родом.

  1. В первом мифе речь идет о жестоком и надменном сыне орла и похищенной красавицы — Ларре. Он возвращается к людям, но презирает их законы, убивая дочь старейшины за отказ от его любви. Его обрекают на вечное изгнание, а Бог наказывает его невозможностью умереть.
  2. В промежутке между двумя историями героиня говорит про свою неудавшуюся жизнь, полную любовных похождений. Этот фрагмент представляет собой перечисление приключений Изергиль, которая когда-то была роковой красавицей. Она безжалостно относилась к поклонникам, но когда полюбила сама, тоже была отвергнута, хоть и рисовала жизнью ради спасения любимого из плена.
  3. В третьем сказании старуха описывает Данко, отважного и самоотверженного вождя, который вывел людей из леса ценой собственной жизни, вырвав сердце и осветив им дорогу. Хоть племя и не поддерживало его стремления, он смог спасти его, однако никто не оценил его подвига, а искры горящего сердца затоптали «на всякий случай».

Главные герои и их характеристика

  1. Образ Данко – романтический герой, так как он был намного выше общества, был не понят, но горд осознанием того, что сумел возвыситься на рутинной суетой жизни. У многих он ассоциируется с образом Христа — такая же мученическая смерть ради людей. Он тоже ощущал свою ответственность и не гневался на ругательства и непонимание. Он понимал, что без него люди не справятся и погибнут. Любовь к ним сделала его сильным и всемогущим. Претерпевая нечеловеческие муки, миссия вел свою паству к свету, счастью и новой жизни. Это образец для подражания любому из нас. Каждый может сделать гораздо больше, поставив себе благую цель помочь, а не нажиться или обмануть. Добродетель, деятельная любовь и участие в судьбе мира – вот подлинный смысл жизни для нравственно чистого человека, как считает Горький.
  2. Образ Ларры служит нам предостережением: нельзя игнорировать интересы других и приходить в чужой монастырь со своим уставом. Надо чтить традиции и нравы, принятые в обществе. Это уважение – залог мира вокруг и мира в душе. Ларра был эгоистом и поплатился за гордыню и жестокость вечным одиночеством и вечным изгнанием. Каким бы сильным и красивым он не был, ни то, ни другое качество ему не помогло. Он умолял о смерти, а люди лишь подняли его на смех. Никто не хотел облегчить его ношу, как не хотел этого он, когда пришел в общество. Неслучайно автор подчеркивает, что Ларра – не человек, он, скорее, зверь, дикарь, который чужд цивилизации и разумному, гуманному мироустройству.
  3. Старуха Изергиль – страстная и темпераментная женщина, она привыкла отдаваться чувству всякий раз, когда оно нагрянет, не обременяя себя заботами и нравственными принципами. Всю жизнь она потратила на любовные приключения, относила к людям равнодушно и эгоистично помыкала ими, однако настоящее сильное чувство прошло мимо нее. Ради спасения возлюбленного она пошла на убийство и верную погибель, но он ответил ей обещанием любви в благодарность за освобождение. Тогда из гордости она прогнала его, ведь не хотела никого обязывать. Такая биография характеризует героиню, как сильную, смелую и независимую личность. Однако ее судьба сложилась бесцельно и пусто, в старости ей не хватало своего семейного гнезда, поэтому она иронически звала себя «кукушкой».

Тема

Незаурядна и интересна тематика рассказа «Старуха Изергиль», которая отличается широким спектром затронутых автором вопросов.

  • Тема свободы. Все три героя по-своему независимы от общества. Данко гонит племя вперед, не обращая внимания на его недовольство. Он знает, что его поведение принесет свободу всем этим людям, которые сейчас, в силу своей ограниченности, не понимают его замысла. Распущенность и наплевательское отношение к окружающим позволяла себе Изергиль, и в этом безумном карнавале страстей утонула сама суть свободы, приобретая пошлую, вульгарную форму вместо чистого и светлого порыва. В случае Ларры читатель видит вседозволенность, которая нарушает свободу других людей, поэтому теряет ценность даже для ее обладателя. Горький, конечно же, на стороне Данко и той независимости, которая позволяет личности выйти за рамки стереотипного мышления и повести за собой толпу.
  • Тема любви. Данко обладал большим и любящим сердцем, но чувствовал привязанность не к конкретному человеку, а ко всему миру. Ради любви к нему он и пожертвовал собой. Ларра был полон себялюбия, поэтому не мог действительно испытывать к людям сильные чувства. Свою гордость он поставил выше жизни женщины, которая ему понравилась. Изергиль была полна страсти, но ее объекты постоянно менялись. В ее беспринципном беге за удовольствиями истинное чувство потерялось, а в итоге оказалось не нужным тому, кому предназначалось. То есть, писатель отдает предпочтение святой и бескорыстной любви к человечеству, а не ее мелким и эгоистическим аналогам.
  • Основные темы рассказа касаются роли человека в социуме. Горький размышляет о правах и обязанностях личности в обществе, о том, что люди должны делать друг для друга для всеобщего процветания и т.д. Автор отрицает индивидуализм Ларры, который ни во что не ставит окружение и хочет лишь потреблять благо, а не отдавать его взамен. По его мнению, настоящий «сильный и красивый» человек должен применить свои таланты во благо остальных, менее выдающихся членов общества. Только тогда будут истинными его сила и красота. Если же эти качества будут растрачены впустую, как в случае с Изергиль, они быстро померкнут, в том числе и в памяти людской, так и не найдя достойного применения.
  • Тема пути. Горький аллегорически изобразил исторический путь развития человечества в Легенде о Данко. Из тьмы невежества и дикости людской род двигался к свету благодаря одаренным и бесстрашным личностям, которые служат прогрессу, не жалея себя. Без них общество обречено на прозябание в застое, но эти выдающиеся борцы никогда не бывают понятыми при жизни и становятся жертвами жестоких и недальновидных собратьев.
  • Тема времени. Время быстротечно, и его необходимо расходовать с целью, иначе его бега не замедлит запоздалое осознание тщетности бытия. Изергиль жила, не думая о смысле дней и лет, отдавала себя развлечениям, но в итоге пришла к тому, что судьба ее сложилась незавидно и несчастливо.

Идея

Главная мысль в этом произведении – это поиск смысла человеческой жизни, и писатель его нашел – он состоит в бескорыстном и самозабвенном служении обществу. Можно пояснить данную точку зрения на конкретном историческом примере. В аллегорической форме Горький превозносил героев сопротивления (подпольных революционеров, которые уже тогда вызывали в авторе симпатию), тех, кто жертвовал собой, выводя народ из глуши навстречу новому, счастливому времени равенства и братства. В этой идее состоит смысл рассказа «Старуха Изергиль». В образе Ларры он порицал всех тех, кто думал лишь о себе и своей наживе. Так народ тиранили многие дворяне, не признавая законов и не жалея нижестоящих сограждан — рабочих и крестьян. Если Ларра признает только господство сильной личности над массой и жесткий диктат, то Данко – настоящий народный вождь, он отдает всего себя ради спасения людей, не требуя взамен даже признания. Такой молчаливый подвиг совершали многие борцы за свободу, которые протестовали против царского режима, против социального неравенства и угнетения беззащитных людей.

Крестьяне и рабочие, как и племя Данко, сомневались в идеях социалистов и хотели продолжить рабство (то есть, ничего не менять в России, так и служить власть имущим). Основная мысль в рассказе «Старуха Изергиль», горькое пророчество писателя в том, что толпа хоть и вырывается на свет, принимая жертву, но топчет сердца своих героев, боится их огня. Так и многие революционные деятели позднее были незаконно обвинены и «устранены», ведь их влияния и силы испугалась уже новая власть. Царя и его приспешников, как и Ларру, общество отринуло, избавившись от них. Многие были убиты, но еще больше людей, не принявших великую октябрьскую революцию, из страны изгнали. Они вынуждены были скитаться без отечества и без гражданства, так как в свое время гордо и властно попирали законы нравственные, религиозные и даже государственные, угнетая свой собственный народ и воспринимая рабство, как должное.

Конечно, основная мысль Горького сегодня воспринимается гораздо шире и подходит не только революционным деятелям прошлого, но и всем людям века нынешнего. Поиски смысла жизни возобновляются в каждом новом поколении, и каждый человек находит его для себя сам.

Проблемы

Не менее богата по содержанию проблематика рассказа «Старуха Изергиль». Здесь представлены как морально-этические, так и философские вопросы, заслуживающие внимания каждого думающего человека.

  • Проблема смысла жизни. Данко видел его в спасении племени, Ларра – в удовлетворении гордыни, Изергиль – в любовных похождениях. Каждый из них был вправе выбирать себе дорогу, но кто из них почувствовал удовлетворение от своего решения? Только Данко, ведь он выбрал правильно. Остальные были жестоко наказаны за эгоизм и малодушие в определении цели. Но как сделать шаг, чтобы не пожалеть после? На этот вопрос и пытается ответить Горький, помогая нам самим проследить, какой смысл жизни оказался истинным?
  • Проблема эгоизма и гордости. Ларра был самовлюбленным и гордым человеком, поэтому он не мог нормально жить в обществе. Его «паралич души», как сказал бы Чехов, не давал ему покоя изначально, и трагедия была предрешена. Никакое общество не станет терпеть надругательства над своими законами и принципами от ничтожного себялюбца, который мнит себя пупом земли. Пример сына орла иносказательно показывает, что тот, кто презирает окружение и возвышает себя над ним, не человек вовсе, а уже на половину зверь.
  • Проблема активной жизненной позиции заключается в том, что многие стараются противодействовать ей. Она вступает в конфликт с извечной человеческой пассивностью, нежеланием что-либо делать и менять. Так и Данко наткнулся на непонимание в своей среде, пытаясь помочь и сдвинуть дело с мертвой точки. Однако люди не спешили идти ему навстречу и даже после удачного финала пути боялись возрождения этой активности, растоптав последние искры сердца героя.
  • Проблема самопожертвования в том, что его, как правило, никто не ценит. Люди распяли Христа, уничтожали ученых, художников и проповедников, и никто из них не задумался, что на добро отвечает злом, а на подвиг – предательством. На примере Данко читатель видит, как народ обращается с тем, кто ему помог. Черная неблагодарность селится в душах тех, кто принимает жертву. Герой спас свое племя ценой жизни, и не получил даже заслуженного уважения.
  • Проблема старости. Героиня дожила до преклонных лет, но теперь ей остается лишь вспоминать о юности, так как ничего не может вновь повториться. Старуха Изергиль потеряла красоту, силу и все то внимание мужчин, которым когда-то так гордилась. Только будучи немощной и уродливой, она поняла, что растратила себя напрасно, и нужно было еще тогда задуматься о семейном гнезде. А теперь кукушка, переставшая быть гордой орлицей, никому не нужна и ничего не может изменить.
  • Проблема свободы в рассказе проявляется в том, что она теряет свою сущность и превращается во вседозволенность.

Вывод

Старуха Изергиль — один из самых интересных рассказов из школьного курса изучения литературы хотя бы потому, что в нем целых три самостоятельных истории, актуальных на все времена. Типажи, которые описал Горький, не часто встречаются в жизни, зато имена его героев стали нарицательными. Наиболее запоминающимся действующим лицом является Данко, образ самопожертвования. Именно добросовестному, самозабвенному, героическому служению людям учит произведение на его примере. Он запомнился людям больше всего, значит, человек по природе своей тянется к чему-то доброму, светлому и великому.

Мораль в рассказе «Старуха Изергиль» заключается в том, что эгоизм и потворство собственным порокам не доведут человека до добра. От них в этом случае отворачивается общество, а без него люди теряют свою человечность и остаются в мучительной изоляции, где достижение счастья становится невозможным. Произведение заставляет задуматься о том, насколько мы зависимы друг от друга, насколько важно для нас находиться вместе, даже если характеры, возможности и склонности у нас разные.

Критика

«Если же Горький родился бы в семье богатой и просвещенной, он не написал бы в такое короткое время четырех томов… и мы не увидали бы многих бесспорно плохих вещей» — писал критик Меньшиков о романтических рассказах писателя. Действительно, тогда Алексей Пешков был неизвестным, начинающим автором, поэтому его ранние работы рецензенты не жалели. Кроме того, многим не нравилось, что до литературы, искусства элит в Российской Империи, поднялся выходец из беднейших слоев населения, которому из-за происхождения многие занижали оценку. Снобизм критиков был объясним тем, что на их святыню все чаще посягали те, кого не желали видеть ровней почтенные господа. Вот, чем объяснял Меньшиков свои негативные отзывы:

Наш автор впадает кое-где в вычурность, в крикливую, холодную жестикуляцию слов. Таковы его подражательные, явно подсказанные плохим чтением вещи — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»… …Горький не выдерживает экономии чувств

С этим критиком был солидарен его коллега Ю. Анхенвальд. Он возмущался тем, что автор испортил легенды своим вычурным и искусственным стилем:

У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо. Даже досадно видеть, как он в своем недоверии к естественной красноречивости самой жизни, грешит против нее и против самого себя, свое же дело рушит деланностью и не умеет правдиво нарисовать до конца, до завершающего эффекта истины.

А. В. Амфитеатров был категорически не согласен с теми, кто не принимал новое дарование в литературе. Он написал статью, где возвысил творения Горького и объяснил, почему его миссия в искусстве столь ответственна и непостижима для многих критиков.

Максим Горький — специалист по героическому эпосу. Автор «Буревестника», «Песни о соколе», «Изергиль» и бесчисленных эпопей о бывших людях разных наименований, он… добился того, что разбудил чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в самом безнадежном и пропащем классе русского общества

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Метки:

  • 11 класс
  • для читательского дневника
  • Максим Горький
  • полный разбор
  • романтический рассказ
  • Старуха Изергиль

Читайте также:

Проверочная
работа по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль» в 7 классе

1. 
Что оскорбило старейшин при разговоре с Ларрой?

2.
Почему Ларра  со временем стал искать смерти?

3.
Как вы понимаете слова Данко «Кто ничего не делает, с тем ничего не станется»?

4.
Каков смысл сравнения сердца Данко с солнцем?

5. В рассказе противопоставлены два взгляда на
мир. Один из них — альтруистский. Что означает это понятие?

6.
Действительно ли это страшное наказание — не иметь «места среди людей»?

7.
Как вы думаете, чего боялся осторожный человек, наступивший на сердце Данко?

8.Как
вы понимаете слова Изергиль: «Смотрели бы в старину зорко — там все отгадки
найдутся».

9.Какие
человеческие качества характеризуют Ларра и Данко?

10.
М.Горький неспроста выбрал имя «Изергиль» для главной героини рассказа.
Объясните, почему.

Проверочная
работа по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль» в 7 классе

1. 
Что оскорбило старейшин при разговоре с Ларрой?

2.
Почему Ларра  со временем стал искать смерти?

3.
Как вы понимаете слова Данко «Кто ничего не делает, с тем ничего не станется»?

4.
Каков смысл сравнения сердца Данко с солнцем?

5.
В рассказе противопоставлены два взгляда на мир. Один из них — альтруистский.
Что означает это понятие?

6.
Действительно ли это страшное наказание — не иметь «места среди людей»?

7.
Как вы думаете, чего боялся осторожный человек, наступивший на сердце Данко?

8.Как
вы понимаете слова Изергиль: «Смотрели бы в старину зорко — там все отгадки
найдутся».

9.Какие
человеческие качества характеризуют Ларра и Данко?

10. М.Горький
неспроста выбрал имя «Изергиль» для главной героини рассказа. Объясните,
почему.

Проверочная
работа по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль» в 7 классе

1. 
Что оскорбило старейшин при разговоре с Ларрой?

2.
Почему Ларра  со временем стал искать смерти?

3.
Как вы понимаете слова Данко «Кто ничего не делает, с тем ничего не станется»?

4.
Каков смысл сравнения сердца Данко с солнцем?

5.
В рассказе противопоставлены два взгляда на мир. Один из них — альтруистский.
Что означает это понятие?

6.
Действительно ли это страшное наказание — не иметь «места среди людей»?

7.
Как вы думаете, чего боялся осторожный человек, наступивший на сердце Данко?

8.Как
вы понимаете слова Изергиль: «Смотрели бы в старину зорко — там все отгадки
найдутся».

9.Какие
человеческие качества характеризуют Ларра и Данко?

10.
М.Горький неспроста выбрал имя «Изергиль» для главной героини рассказа.
Объясните, почему.

Рассказ А.М.Горького “Старуха Изергиль” — одно
из интереснейших произведений школьной
программы, предлагаемых для изучения в 11 классе.
К счастью, почти прекратились в СМИ публикации о
необходимости исключить из школьной программы
произведения А.М.Горького, В.В.Маяковского,
М.А.Шолохова и др. Литературный процесс ХХ века
рассматривается во всём его многообразии.

Одной из важнейших задач преподавания
литературы, на наш взгляд, является задача
формирования собственного взгляда на
прочитанное, задача воспитания внимательного
читателя-аналитика, формирующего посредством
знакомства с художественным произведением
собственный взгляд на мир и человека в этом мире.

Чтение и обсуждение таких произведений, как
рассказ Горького “Старуха Изергиль”, помогает
решить эту непростую задачу.

В научной и учебной литературе существует
несколько подходов к интерпретации данного
текста. Говоря об идейной стороне рассказа,
учителя чаще всего опираются на следующие схемы:

1. В рассказе представлены (противопоставлены) 2
философии, две жизненных позиции: Ларры и Данко .

2. В рассказе перед читателем предстают три
философии жизни:

а) Ларры – жить без людей и только для себя;
б) старухи Изергиль – жить с людьми, но для себя;
в) Данко – жить с людьми и для людей.

Самой сложной и неоднозначной, в нашем
представлении, является философия Данко.
Внимательно читая рассказ, мы не можем найти
однозначного толкования его поступкам, не можем
однозначно ответить на вопрос, КАК И ДЛЯ КОГО ОН
ЖИВЁТ. Поиск ответа на этот вопрос может стать
одной из интереснейших страниц изучения
творчества Горького.

С одной стороны, необходимо обнажить связь
легенды о Данко с библейским сказанием о Моисее.

Сюжетное сходство легенды о Данко и легенды о
Моисее очевидно: и один, и другой спасают людей.
Однако очевидны и различия: Моисей действует не
по своей воле, а по воле Божьей, и Бог ему во всём
помогает (“Бог повелел Моисею протянуть руку к
морю. Когда Моисей протянул свою руку, то Господь
погнал морские воды сильным восточным ветром,
так что в течение ночи часть моря перед
израильтянами сделалась сушей”); Моисей
призывает людей верить в помощь Божью и ВЕРА
спасает всех (“…Но Моисей сказал им: “Не
бойтесь! Стойте и увидите спасение Господне,
которое он окажет вам ныне…Господь будет
бороться за вас, а вы будьте спокойны”).

Данко действует иначе. Он заставляет людей
действовать: “Не своротить камня с пути думою.
Кто ничего не делает, с тем ничего не станется.
Что мы тратим время на думу да тоску? Вставайте,
пойдём в лес и пройдём его сквозь, ведь имеет же
он конец – всё на свете имеет конец!”

Таким образом, различие героев очевидно: Данко
действует по собственной инициативе, он
противопоставляет жизненным обстоятельствам
собственную волю, собственную уверенность,
целеустремлённость, силу. Вероятно,
переосмысление библейского сюжета писателем
связано с тем, что Горькому дорога мысль о
всесилии Человека, о необходимости действовать,
активно преображая жизнь. (Эта мысль звучит и в
поэме “Человек”, и в пьесе “На дне”, и в других
произведениях Горького). Сравнивая Данко и
Моисея писатель, вероятно, отдаёт предпочтение
жизненной позиции Данко.

С другой стороны, Горький противопоставляет
своего героя не только библейскому герою, но и
сверхчеловеку. (Не секрет, что рассказ “Старуха
Изергиль” написан как полемический отклик на
получившую широкое распространение в России
теорию сверхчеловека Ф.Ницше). Анализируя с
учащимися текст, зададимся такими “простыми”,
на первый взгляд, вопросами:

1. Кто (Что?) позволил Данко взять власть в свои
руки?
2. Почему люди доверились Данко?
3. Каково отношение Данко к людям, своим
соплеменникам?
4. Как ведёт себя Данко в наиболее острой
ситуации?
5. Каковы явные и скрытые мотивы поведения Данко?
6. Почему люди, которых Данко вывел из гибельной
ситуации, не оценили его жертвы? Не заметили его
смерти? Не увидели, что “осторожный” человек
“наступил на гордое сердце ногой”?

С удивлением открывают для себя учащиеся два
плана в рассказе, ибо каждый вопрос имеет, как
минимум, два прямо противоположных ответа.

1.

а) Данко взял власть в свои руки сам, по
собственной инициативе. (“И вот он говорит им,
своим товарищам: “…Что мы тратим силы на думу да
тоску? Вставайте, пойдём в лес и пройдём
его сквозь,ведь имеет же он конец – всё на свете
имеет конец! Идёмте! Ну! Гей!”)
б) Люди сами отдают собственную судьбу в руки
Данко (“Посмотрели на него и увидали, что он
лучший из всех, потому что в очах его светилось
много силы и живого огня.
Веди ты нас! –
сказали они…)

Четыре глагола повелительного наклонения,
экспрессивно окрашенные частицы в реплике Данко
оказывают воздействие на людей, которые увидели
в нём силу и живой огонь и на этом основании
решили, что он лучший.

2.

а) Люди доверились Данко, с одной стороны,
потому что были “изнурены” тоскливыми думами,
были пассивны;
б) с другой стороны, они подчинились агрессивной
активности Данко.

3. Отвечая на вопрос, каково отношение Данко к
людям, вновь обнаруживаем противоречия: с одной
стороны, он повёл их, вероятно, руководствуясь
какими-то одному ему известными целями (возможно,
благородными); с другой стороны, в пути Герой
ведёт себя довольно странно: “ Трудный путь
это был! Темно было, и на каждом шагу болото
разевало свою жадную пасть, глотая людей, и
деревья заступали дорогу могучей стеной… Долго
шли они…Всё гуще становился лес, всё меньше было

сил! И вот стали роптать на Данко, говоря,
что напрасно он, молодой и неопытный, повёл их
куда-то. А он шёл впереди их и был бодр и ясен.”
У читателя возникает справедливый вопрос,
неужели человек, взявший на себя смелость вести
за собой других, не должен осознавать меру груза
той ответственности, которую он добровольно
взвалил на свои плечи? Неужели он не обязан
заботиться о тех, кого повёл за собой?
В тот момент, когда “гроза грянула над
лесом” (задумаемся над многозначностью этого
понятия) Данко повёл себя ещё более странно, чем в
пути: в ответ на прямые обвинения людей “в
неумении управлять ими” он заявляет: “Во мне
есть мужество вести, вот поэтому я повёл вас
! А
вы
? Что сделали вы в помощь себе? Вы только
шли и не умели сохранить силы на путь более
долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!”
Итак,
Данко противопоставляет себя людям, возможно,
подсознательно ощущая себя Спасителем, а, может
быть, самим Господом Богом?! Иначе откуда
представление о людях как о стаде овец, которые
должны быть благодарны пастырю?

4. “Гроза” конфликта нарастает постепенно, и
постепенно же читатель отмечает новые грани в
поведении Данко: он не уважает людей и их
чувства
(“Данко смотрел на тех, ради
которых
он понёс труд, и видел, что они –
как звери”); он уверен в собственной
избранности
(“Он любил людей и думал, что,
может быть, без него они погибнут”);
он
думает исключительно о
себе и о сохранении
собственной жизни
(“…и они насторожились, как
волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и
стали плотнее окружать его, чтобы легче им было
схватить и убить Данко. А он уже понял их думу,
оттого ещё ярче разгорелось в нём сердце, ибо эта
дума родила в нём тоску.”). Отчего рождается
“тоска” у Данко? Не оттого ли, что возникла
опасность для его жизни? (Заметим, что писатель
оправдывает соплеменников Данко в момент, когда
они неправильно истолковали его поведение: “И
вот его сердце вспыхнуло огнём желания спасти их,
вывести на лёгкий путь, и тогда в его очах
засверкали лучи того могучего огня….А они,
увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего
так ярко и разгорелись его очи…”, но писатель не
предпринимает попытки оправдать Данко, когда в
душе его рождается “тоска”); он не допускает
мысли о том, что кто-то другой займёт его место
(“Идём!
– крикнул Данко и бросился вперёд на своё
место…”)
. Отсутствие запятой в этом
предложении подсказывает читателю, что Данко не
сомневается в том, что быть впереди всех – его
право, поэтому обстоятельство “на своё место”
не обособлено как уточняющий член предложения.
(Кстати, заметим, что Данко, бегущий с факелом
впереди, освещает путь не людям, а себе. Для того,
чтобы освещать путь людям, он должен был идти
сзади – только в этом случае дорога для людей
была бы освещена. Можно вспомнить эпизод в
“Преступлении и наказании” Достоевского:
Раскольников, пришедший к Соне, идёт черед тёмную
переднюю в комнату, Соня со свечой – за ним. Она,
действительно, освещает путь своему гостю).

5. Психологически точно выстроенный эпизод
“грозы”, конфликта Данко с людьми завершается
кульминационным действом: “А лес всё пел свою
мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь…

– Что сделаю я для людей!? – сильнее грома
крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и
вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над
головой.” На вполне закономерный вопрос о том,
почему Данко совершает такой удивительный
поступок, можно, как и на предыдущие вопросы, дать
прямо противоположные ответы: с одной стороны,
вероятно, потому, что любит людей (?), с другой
стороны, слово ВДРУГ подчёркивает авторское
отношение к происходящему (это действие
оказалось неожиданным даже для самого Данко, а,
может быть, это жест отчаяния человека, который
больше ничем не может доказать своего
превосходства над остальными?) Обратим внимание
на определения, появляющиеся в тексте в этот
момент: “люди же, изумлённые, стали как камни”, “
бросились за ним, очарованные”, “лес
зашумел, удивлённо качая вершинами”,
“все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным
зрелищем”. Поступок Данко изумил не только
людей, но и саму природу. Отчего?

6. Размышляя над последним из заданных вопросов,
мы приходим к следующей мысли: вряд ли писатель
мог полагать, что люди, не оценили жертвы Данко,
не заметили его смерти, не прославили его подвиг
потому, что в большинстве своём они неблагодарны,
злы, черствы. Тогда почему финал рассказа таков?
Вероятно, Горький, размышляя над
двусмысленностью поведения, мотивов поступков
своего героя, приводит читателя к мысли о том, что
люди не прощают унижения, пренебрежения,
неуважения к себе, кроме того, они не принимают
тех, для кого спасённое человечество – лишь
пьедестал, кто действует в угоду собственным
амбициям.

Ответы на поставленные вопросы дают основание
предполагать, что легенда о Данко далеко не так
однозначна, как могло показаться на первый
взгляд. Горький сомневался в том, что плодотворен
такой путь, когда один человек по собственной
инициативе (по собственному произволу?),
поставивший себя над людьми, получает право
управлять ими. По мысли писателя, любой человек
должен быть активным творцом, личностью,
решающей сложные жизненные вопросы, личностью,
активно воздействующей на время и общество, а не
пассивным созерцателем. Писатель-гуманист не мог
допустить мысли о том, что большая часть людей
согласится идти за сверхчеловеком. Отсюда тот
явный и скрытый конфликт, который появляется на
страницах рассказа.

Нельзя не сказать и о точках “пересечения”
таких, казалось бы, противопоставленных героев,
как Ларра и Данко. Рассматривая сходство легенд о
Ларре и Вечном Жиде, можно увидеть, что Вечный
Жид, совершивший страшное преступление против
Бога, и Ларра – человеконенавистник, совершивший
преступление против другого человека,
подвергнуты одному наказанию — обречены на
вечные муки и одиночество. Смысл сопоставления
этих героев понятен: раз преступления против
Бога и против человека равны по значимости,
значит, для писателя крайне важна мысль о
божественном предназначении человека на земле.
Однако возникает вопрос о том, почему Данко,
спасший людей, тоже оказывается отвергнутым ими,
тоже обречён на одиночество?

Удивительно, но всё-таки очевидно, что и целью
Ларры, и целью Данко была власть над людьми.
Правда, Ларра действовал более прямолинейно и
откровенно, Данко же отыскал красивое
обоснование своим поступкам. По мысли же
писателя, любой человек носит в себе целый мир, и никто
не вправе посягать на свободу его выбора. Именно
здесь, на наш взгляд, точка пересечения позиций
Ларры, Данко и сверхчеловека Ницше. Развенчивая
эти позиции, Горький утверждает право человека
на свободу выбора, свободу действия, свободу
мысли.

Читая заключительные строки легенды, обратим
внимание на странное предложение: “Кинул взор
вперед себя на ширь степи гордый смельчак
Данко, — кинул он радостный взор на свободную
землю и засмеялся гордо.” Для чего в
предложении дважды повторяется слово “гордо”?
Толковый словарь Ожегова даёт лексическое
значение слова “гордый”:

1. Исполненный чувства собственного
достоинства, сознающий своё превосходство.
2. Заключающий в себе нечто возвышенное, высокое
(книжное).
3. Испытывающий чувство удовлетворения.

“Гордо” — выражая собственное превосходство,
надменно.

Заменив в тексте однокоренные слова
синонимами, мы убедимся в том, что наши
предположения относительно мотивов поступков
Данко подтверждаются. Писатель же ещё раз
подчёркивает мысль о том, что надменность,
чувство превосходства над людьми,
самодовольство порождают не только
отчуждённость, отверженность, но и вызывают
“грозу”. Не потому ли голубые искры, оставшиеся
от сердца Данко, “являются перед грозой”?

Каждое поколение отыскивает в давно известных
произведениях нечто новое, своё, созвучное
времени. Анализируя рассказ “Старуха Изергиль”,
мы обращаем внимание на то, что многие аспекты
этого удивительного по силе мысли, слова, образа
произведения долгое время оставались в тени.
Наши попытки увидеть то, что было по каким-то
причинам сокрыто от глаз читателя, лишь убеждают
, что любое произведение классики ценно тем, что
даёт пищу для размышления, пищу для собственных
выводов, помогает решить каждому важнейший
вопрос: как жить, для чего жить, какие жизненные
принципы исповедовать.

Помогая коллеге, мы надеемся на взаимную помощь в будущем, а заботясь о детях — на выживание рода. Разбираемся, что такое альтруизм, как он связан с эгоизмом и почему многие люди совершают добрые дела небескорыстно

Что такое альтруизм

Альтруизм (с лат. Alter — другой) — это бескорыстное побуждение человека, влекущее за собой поступки во благо других людей. В научный оборот термин ввел французский философ Огюст Конт, который считал альтруизм движущей силой изменения человеческого общества и воплощением моральной нормы «жить ради других».

Наблюдения за животными показывают, что альтруизм присущ не только людям. Например, летучие мыши делятся едой со слабыми особями, а буйволы защищают раненых сородичей от хищников.

Вера Илькевич, зоолог, специалист по поведению животных:

«Альтруизм среди животных немного отличается от идеи бескорыстного альтруизма в человеческом понимании. Человек опирается на устоявшуюся культуру и идеологию, а в животном мире большинство форм поведения направлено на выживание вида. А значит, эта форма поведения и будет больше развита среди сородичей. Павианы могут пожертвовать собой, вступив в неравную схватку с хищником, но смертельно его ранить и спасти стаю. Некоторые виды дроздов предупреждают сородичей об опасности громким свистом, при этом обнаруживая себя.

Эволюционно в группах примерно в равных количествах присутствуют как эгоисты, так и альтруисты. Если в стае есть только эгоисты или только альтруисты, у нее нет шансов на выживание. Но из современных исследований понятно, что некоторые животные помогают из-за способности к эмпатии. Ведь есть множество иррациональных примеров, где необычное поведение не приносит пользы ни индивиду, ни его группе».

Слоны заботятся о слонятах всем племенем. Например, во время опасной ситуации взрослые особи окружают молодняк, чтобы ему не причинили вред

Слоны заботятся о слонятах всем племенем. Например, во время опасной ситуации взрослые особи окружают молодняк, чтобы ему не причинили вред

(Фото: Depositphotos)

Четыре вида альтруизма

Оказывая помощь, одни руководствуются нормами морали, другие — получением выгоды или генетическим сходством. В социальной и поведенческой науках в зависимости от мотивов участников выделяют четыре вида альтруизма.

Родственный альтруизм

Родственный альтруизм — альтруистическое поведение, которое объясняется наличием общих генов между оказывающим и принимающим помощь. Согласно теории общей приспособленности, выдвинутой биологом У. Д. Гамильтоном, такое поведение является способом выживания всего рода. Человек всегда помогает в первую очередь родственникам, потому что это увеличивает шансы на выживание его генотипа.

Реципрокный (взаимный) альтруизм

Взаимным альтруизмом называют оказание помощи, направленное на ответные альтруистические действия в будущем. Иными словами, это взаимовыгодный обмен между двумя и более людьми.

Американский эволюционный биолог и социолог Роберт Триверс ввел понятие «взаимная помощь», чтобы объяснить, почему альтруисты помогают не только близким людям, но и посторонним. Согласно этому термину, обе стороны получают выгоду, потому что наша культура обязывает возместить помощь, которая была оказана ранее. Даже если альтруист совершает добрые дела безвозмездно, вторая сторона чувствует себя должником.

Альтруисты получают больше преимуществ в будущем, потому что окружающие относятся к ним позитивно. Люди охотнее идут навстречу тому, кто всем помогает, чем человеку, которого считают эгоистом. Кроме того, общество вознаграждает альтруистов одобрением: им вручают медали, о них пишут статьи, им улыбаются на улице. Поэтому люди, которые зависимы от мнения окружающих и нуждаются в социальном одобрении, могут совершать добрые дела только ради похвалы.

Майя Колонтаевская, клинический психолог:

«Действительно, есть люди, которые совершают добрые дела, чтобы получить одобрение общества. Чаще всего они преследуют эти мотивы неосознанно, и, как правило, за таким поведением стоят потребности быть принятым обществом, стать частью какого-либо коллектива. Одна из основных причин такого поведения — воспитание. Потребность в социальном одобрении есть у людей, которые еще в детстве поняли, что для того, чтобы получить чью-то любовь, нужно быть хорошим».

Правило работает и в бизнесе. Люди относятся намного лояльнее к брендам, которые проявляют социальную инициативу. В 2017 году компания по связям с общественностью Porter Novelli провела опрос среди американцев, который показал, что 67% респондентов готовы отказаться от продукции компании, если она не помогает в решении социальных проблем общества или, наоборот, их усугубляет.

Фото:Shutterstock

Истинный альтруизм

Истинный альтруизм — просоциальное поведение, не основанное на непосредственной внешней выгоде. Наука до сих пор точно не определила причины истинного альтруизма и лишь предполагает, что это могут быть социальные нормы, отдельные черты характера и неявная выгода человека, оказывающего помощь.

Так, норвежский политолог и социолог Юн Эльстер выдвинул мнение, что моральные нормы являются одной из основных причин, по которым мы помогаем друг другу. Например, такой нормой является принятое обществом правило «помогать людям, попавшим в беду, даже если вы их не знаете».

Эмпатийный альтруизм

Эмпатия — это способность понимать и чувствовать переживания другого человека, а также сопереживать ему. Согласно исследованию Дэниела Бэтсона, Дэвида А. Лишнера и Эрика Стокса, люди с высоким уровнем эмпатии помогают страдающему человеку, потому что склонны ставить себя на его место и испытывать те же эмоции, что и он. Совершая доброе дело, они не только уменьшают переживания другого человека, но и избавляются от своих.

Примеры альтруизма в жизни и литературе

Жизнь: японский дипломат Тиунэ Сугихара

1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, из-за чего жившим там евреям пришлось бежать в соседнюю Литву. Год спустя Литва вошла в состав СССР.

Незадолго до присоединения страны к Советскому Союзу дипломат Тиуне Сугихара, представлявший Японскую империю в Литве, уже паковал чемоданы, когда к нему пришли представители еврейской диаспоры с просьбой выдать тысячи транзитных виз, чтобы пересечь СССР и осесть на Дальнем Востоке, подальше от границ Германии. После недолгого колебания консул решил помочь беженцам.

Несмотря на указание Токио выдавать визы только людям, соответствующим определенным критериям, дипломат выдавал их всем. Сугихара работал по 20 часов в сутки, а когда готовые бланки заканчивались, они с женой писали их от руки. После того как консульство Сугихары закрыли, он еще в течение трех дней снимал номер в отеле, где продолжал выдавать визы. Благодаря этому поступку из Литвы смогли уехать около 6 000 евреев: они благополучно добрались до Японии, где пережили войну.

Транзитная виза, выданная консулом Тиуне Сугихарой

Транзитная виза, выданная консулом Тиуне Сугихарой

(Фото: Wikimedia Commons)

Литература: Данко из рассказа «Старуха Изергиль» М. Горького

Враги выгнали племя Данко вглубь леса на ядовитые болота, где каждый день погибало много людей. Чтобы спасти свой народ, герой решил вывести всех из леса. Но путь оказался сложным: сильные грозы, темнота и густые деревья не давали найти верную дорогу, и уже через несколько часов люди поняли, что никогда отсюда не выберутся. Члены племени начали плакать, злиться и обвинять главного героя, но он нашел решение. Данко вырвал из груди сердце и, освещая им дорогу, вывел народ из гиблого леса на плодородные земли. Как только племя добралось до безопасного места, он погиб.

Жизнь: врач и правозащитница Доктор Лиза

Елизавета Глинка — российский общественный деятель и правозащитник, больше известная как Доктор Лиза. Всю жизнь она посвятила помощи другим людям. В 2007 году Глинка основала общественную организацию «Справедливая помощь». Сотрудники этой организации помогают онкологическим больным, малообеспеченным людям и бездомным: покупают лекарства, кормят, дают юридические консультации и лечат.

Когда в 2014 году начался конфликт на Украине, Елизавета Глинка поехала на Донбасс и вывезла из боевой зоны на реабилитацию в Москву 495 раненых и больных детей. А когда началась война в Сирии, неоднократно ездила туда с гуманитарными миссиями, отправляла в госпитали лекарства и продовольственные товары и оказывала медицинскую помощь пострадавшим. 25 декабря 2016 года, в очередной раз направляясь в Сирию, Елизавета Глинка погибла в авиакатастрофе.

Елизавета Глинка на вручении государственной премии за выдающиеся достижения в области благотворительной и правозащитной деятельности

Елизавета Глинка на вручении государственной премии за выдающиеся достижения в области благотворительной и правозащитной деятельности

(Фото: Wikimedia Commons)

Литература: профессор Пирогов из рассказа «Чудесный доктор» Александра Куприна

Прогуливаясь по парку в сочельник, профессор Пирогов встретил Емельяна Мерцалова, который жил с семьей в подвале и волновался из-за недавнего увольнения и серьезной болезни жены и дочери. Выслушав проблемы Мерцалова, профессор дал ему денег и отправил в магазин за продуктами, а сам пошел к нему домой осмотреть больных. Он оказал им первую медицинскую помощь, выписал рецепт на лекарства, дал номер хорошего врача и денег на жизнь. Все это произошло в канун Рождества: вместо того чтобы провести праздничный вечер с семьей, как все, Пирогов посвятил время нуждающимся.

Жизнь: актер Константин Хабенский

В 2008 году Константин Хабенский основал благотворительный фонд помощи детям с онкологическими заболеваниями. Первое время он не афишировал деятельность фонда и вкладывал в него заработанные средства. Но, чтобы спасти большее количество детей, примерно через год он рассказал о проекте коллегам и организовал первую благотворительную акцию в парке Горького.

Константин Хабенский в «Доме Роналда Макдоналда» в Казани для детей, проходящих длительное лечение

Константин Хабенский в «Доме Роналда Макдоналда» в Казани для детей, проходящих длительное лечение

(Фото: Известия Татарстана)

Сегодня фонд Константина Хабенского оплачивает лечение и диагностику детей с онкологическими заболеваниями, поставляет необходимое оборудование в больницы и дома, спонсирует повышение квалификации врачей. Только в 2021 году фондом было собрано ₽500 млн, которые пошли на помощь другим людям.

Есть ли связь между альтруизмом и эгоизмом

Обычно люди противопоставляют альтруизм и эгоизм, используя эти термины как антонимы. На самом деле существуют исследования, доказывающие, что эти явления связаны. Например, научная работа доктора психологических наук Л. З. Левита и кандидата филологических наук Е. З. Шевалдышевой. В ходе опроса исследователи выяснили, что большая часть респондентов, оказывая помощь окружающим, руководствовалась собственной выгодой. А значит, предпосылкой для совершения альтруистического акта чаще всего является эгоизм.

Путем экспериментов и наблюдений к такому же выводу пришли ученые Джон Дарли и Бибб Латане. Они разделили на пять стадий процесс, в ходе которого человек принимает решение при оказании помощи. По мнению исследователей, на первой стадии, когда человек только узнал о необходимости помочь, он рассчитывает соотношение затрат и будущей награды в случае совершения доброго поступка.

Когда альтруизм вредит

Постоянная забота о других людях может нанести вред всем сторонам альтруистического акта. В психиатрии есть понятие патологический альтруизм, согласно которому человек иногда может оказывать помощь «в болезненной форме», даже тогда, когда в ней не нуждаются. И с этой формой альтруизма нужно бороться.

Виктор Лебедев, психиатр, научный журналист, член экспертного совета фонда помощи пациентам с деменцией «Альцрус»:

«В случае патологического альтруизма основным благополучателем становится тот, кто помогает: «Я помог — я молодец». Человек отрабатывает сценарий, не ориентируясь на реальные потребности того, кому требуется помощь. Он лучше знает, как и кому помочь, и это делает помощь неэффективной или вообще вредит другому. Обычно такие люди испытывают трудности с пониманием эмоций других людей и с выстраиванием глубоких эмоциональных связей.

Другая ситуация — помощь всем подряд без разбора и отдыха. Эти «спасатели» — люди, решающие за других их проблемы, часто без запроса на это, и руководствующиеся собственным видением ситуации. Часто такая помощь малоэффективна, потому что в какой-то момент «спасатель» устает от груза ответственности за жизнь другого человека и бросает его, прекращая любую помощь и оставляя того порой в еще более тяжелом положении».

Когда альтруизм становится патологическим, человек начинает «причинять» добро, а не совершать его. Самый яркий пример этого явления — чрезмерная материнская опека. Доцент кафедры глубинной психологии и психотерапии Валерий Дорожкин в книге «Альтруизм: так называется добро» пишет, что поведение матерей, при котором они отдают все ради детей и забывают о себе, формирует у последних чувство вины. Ребенок, выросший в такой обстановке, иногда чувствует себя настолько обязанным, что всю жизнь живет рядом с родителями и делает только то, что им нужно. Автор считает, что такая стратегия поведения портит жизнь и самой женщине, потому что она полностью посвящает себя ребенку, забывая о своих интересах, а когда он вырастает и отстраняется, остается ни с чем.

Помимо психологического вреда от избыточного родительского альтруизма Дорожкин пишет и о физическом вреде. Например, когда родители дают выросшему ребенку деньги, а он зависим и тратит их на алкоголь, наркотические вещества и азартные игры.

О физическом вреде избыточного альтруизма пишет и американская исследовательница Барбара Окли. В качестве примера она приводит ситуацию, когда родственники человека, который зависит от обезболивающих и пытается с этим бороться, продолжают покупать ему медикаменты. Они хотят помочь, но делают только хуже.

Избыточный альтруизм вредит и в других ситуациях. Например, если человек сутками работает в общественных организациях и игнорирует личную жизнь, здоровье и уход за собой, он может столкнуться с тем, что за пределами волонтерства жизни как таковой у него нет.

2 года назад · 27484 просмотров

Слово «альтруист» в последние годы приобрело широкую популярность, однако, значение данного слова известно далеко не всем. В этой статье мы разберемся с тем, кто такой альтруист и какие признаки его характеризуют, а также узнаем о плюсах и минусах альтруиста.

Кто такой альтруист: 5 главных признаков

Источник:

Кто такой альтруист?

Альтруист – это человек, склонный бескорыстно помогать другим людям и получающий от этого моральное удовлетворение. Слова «альтруизм» и «альтруист» образованы от греческого слова alter, что переводится как «другой». Они подразумевают, что человек склонен думать о других людях, ставить их интересы выше собственных и бескорыстно помогать им, тратя своё время и прочие ресурсы. Часто альтруист может пойти на достаточно серьезные жертвы, чтобы помочь другим.

В психологии альтруизм определяется как свободное служение другим, мотивированное личной верностью, симпатией, милосердием и другими нематериальными побуждениями. Степень самопожертвования при альтруизме может быть разной. Кто-то просто тратит немного времени, чтобы помочь другому человеку без особых усилий, а кто-то готов пожертвовать собственным благополучием ради чужого блага.

Часто альтруизм проявляется под влиянием различных социальных эмоций и переживаний, таких как симпатия, сочувствие или доброжелательность. При этом «граница» альтруизма может находиться на разном расстоянии. Кто-то предпочитает помогать только близким и знакомым (что тоже считается). А кто-то с готовностью помогает даже совершенно чужим незнакомцам (таких людей называют филантропами).

5 признаков альтруиста

5 признаков альтруиста

Источник:

Разбираясь в том, кто такой альтруист, психологи в первую очередь указывают, что это абсолютно бескорыстный человек, способных жертвовать собственными интересами ради других людей. Важно учитывать, что альтруист испытывает искреннюю радость, помогая другим, ему больше нравится отдавать, чем брать. Существует 5 наиболее характерных признака альтруиста:

1-Ответственность. Альтруист понимает, что у каждого поступка есть последствия, поэтому тщательно обдумывает все действия, осознавая свою ответственность за них;

2-Свобода выбора. Нельзя называть альтруизмом добрые дела, совершенные по принуждению или ради достижения какой-либо иной цели, кроме непосредственно доброго поступка;

3-Приоритетность. Альтруист – это человек, ставящий чужие интересы превыше собственных. И безвозмездные старания не вызывают у него какого-либо дискомфорта.

4-Удовлетворенность. Он испытывает радость от осознания того, что помог кому-то (и никогда не рассчитывает на благодарность или ответную услугу).

5-Жертвенность. Помогая другим, альтруист не жалеет о потраченном времени и прочих ресурсах.

Альтруисты всегда проявляют интерес к окружающим. Они искренне радуются чужим успехам и по-настоящему сочувствуют в случае неудачи. Им не свойственны зависть и корысть, поскольку эти чувства основываются на нездоровом эгоизме.

Как появился термин?

Нравственный принцип, подразумевающий осмысленную помощь другим в ущерб себе, описывался ещё в античной философии. Но окончательно его сформулировал и придумал для него термин французский философ Огюст Конт в начале XIX века. Он понимал альтруизм как стремление человека жить ради других. Также он выделял инстинктивный альтруизм, продиктованный природой, и социальный, формирующийся у человека в процессе воспитания.

Интересно, что Конт противопоставлял альтруизм и христианский принцип самопожертвования, поскольку последний основывается на стремлении верующего человека к собственному спасению, следовательно, мотивирован эгоизмом.

Одним из античных мыслителей, продвигавших сходные идеи, был Сократ. Он считал, что способность «давать, а не брать» – один из важнейших показателей нравственности человека, демонстрирующий силу духа.

Плюсы альтруиста

Плюсы альтруиста

Источник:

Психологи считают, что данная черта характера обычно полезна для её обладателя, несмотря на то, что заставляет тратить время и прочие ресурсы на помощь другим. Искренние альтруисты получают такие преимущества как:

чистая совесть;
незапятнанная репутация;
радость от помощи окружающим;
большое количество друзей и благодарных людей;
отсутствие врагов и недоброжелателей;
возможность всегда рассчитывать на помощь окружающих;
высокий уровень доверия;
осознание собственной полезности для мира.

Разумеется, настоящий альтруист никогда не стремится получить перечисленные «бонусы». Большинство их даже не замечает. Тем не менее, это серьезные преимущества, благодаря которым и личная жизнь, и карьера у альтруистов обычно складывается благополучно.

Минусы альтруиста

Минусы альтруиста

Источник:

Помимо перечисленных плюсов, в жизни альтруиста есть также определенные минусы:

чрезмерное жертвование собственными интересами (иногда из-за этого косвенно может страдать семья альтруиста);
склонность фокусироваться на одном объекте для помощи и не замечать, что некоторым людям помощь может быть нужнее;
риск развития повышенного ЧСВ (о том, что такое ЧСВ, читайте в этой статье) из-за осознания собственной ценности для окружающих;
некоторые люди могут начать использовать доброту и бескорыстность альтруиста, буквально «садясь ему на голову»;
переживания из-за невозможности помочь нуждающемуся человеку (стресс бывает настолько сильным, что может привести к нервному срыву или другому психическому расстройству).

С учетом описанных преимуществ и недостатков, оптимальным вариантом является рациональный альтруизм, толкающий человека к бескорыстной, но обдуманной помощи окружающим. При этом не нужно тратить эмоциональную энергию в случаях, когда помочь по каким-то причинам не удаётся. Кроме того, важно отслеживать случаи, когда кто-то «садится на голову», пользуясь добротой в корыстных целях.

Почему люди становятся альтруистами?

Существует несколько теорий, объясняющих, как в человеческой психике сформировалась такая черта как альтруизм. При этом наиболее популярными являются три из них:

Эволюционная. Согласно данной теории, альтруизм – это генетически обусловленная склонность, сформировавшаяся под влиянием эволюции. Много тысячелетий назад она помогала выживать именно тем племенам, в которых наши предки заботились друг о друге и о всеобщем благополучии.

Социальный обмен. Данная теория подразумевает, что альтруизм представляет собой особую форму эгоизма. Помогая другим, человек получает удовлетворение, и именно этим объясняется его бескорыстие.

Теория социальных норм. Согласно данной теории, альтруизм формируется в человеке в процессе воспитания. Причины альтруизма могут быть разные: религиозные, нравственные, моральные и прочие.

Как стать альтруистом?

1-При наличии возможности, помогайте другим. Начать лучше с небольших и несложных дел, чтобы не разочароваться в своих силах раньше времени. При этом важно помогать не только близким, но и совершенно чужим людям.

2-Сделав доброе дело, сразу забывайте о нём. Не нужно рассчитывать на благодарность, похвалу или ответную доброту. Если вы правильно поняли, кто такой альтруист, то знаете, что он испытывает радость уже от того, что просто кому-то помог.

3-Прекратите осуждать людей. Истинный альтруизм подразумевает милосердие. Просто напоминайте себе, что люди, совершая любые поступки, всегда руководствуются какими-то мотивами либо совершают ошибки. И то, и другое – нормально.

4-Будьте щедры. Иногда люди с готовностью помогают другим, но при этом могут прижимистыми. Избавьтесь от этой черты и никогда не переоценивайте материальные ресурсы.

5-Делитесь знаниями. Знания – это то, чем каждый из нас может делиться с пользой для себя. Это приносит не только удовлетворение, но и лучшее понимание рассказанного материала.

6-Живите в гармонии с окружающими. Альтруист не только помогает окружающим, но и следит за тем, чтобы не создавать им неудобств и не становиться зачинщиком конфликтов.

7-Избегайте показательных добрых поступков. Настоящий альтруист должен быть скромным. Он никогда не стремится к тому, чтобы сделанный им добрый поступок заметили. Попробуйте сделать что-то хорошее человеку так, чтобы он никогда об этом не узнал. Сложно? Но это одно из лучших упражнений для развития альтруизма (и для саморазвития вообще).

Заключение

Альтруист – это человек, живущий в гармонии с окружающими. Он всегда готов помочь людям и испытывает от этого искреннюю радость. Для большинства альтруистов это серьезное преимущество, помогающее им в карьерном росте и в личной жизни. Но иногда альтруизм может мешать нормально жить, если человек слишком болезненно воспринимает чужие проблемы или позволяет кому-то «залезть себе на голову». Поэтому важно найти золотую середину – помогать другим, но не забывать и о собственном благополучии.

Источник:

Посты на ту же тему

Большинство людей готовы бескорыстно помогать близким, если те оказались в беде. Но как далеко простирается такого рода доброта? Forbes Life разбирается, каким бывает альтруизм и что вынуждает нас действовать в интересах других

Принципы альтруизма

Определение альтруизма в психологии довольно размытое. Как правило, под ним понимают поведение, которое выражается в заботе о других людях. Альтруистом называют бескорыстного человека, который совершает поступки из желания помочь, а не потому, что его обязывает к этому чувство долга, давление общества или религиозные соображения. Этому феномену противоположен эгоизм. Однако некоторые теории альтруизма не исключают наличия выгоды, которая может даже не осознаваться альтруистом. Выделяют три основных принципа альтруизма:

  • Жертвенность. Под ней подразумевают готовность поступиться своими целями ради дорогих людей. Считается, что альтруизм наиболее ярко проявляется при помощи близким родственникам.
  • Бескорыстие. Альтруист не ждет ничего взамен. Он никогда не пойдет на сделку с совестью, помогая другому для того, чтобы манипулировать им в дальнейшем.
  • Справедливость. Это своеобразный компас морали и одновременно двигатель альтруизма. Борьба за справедливость объединяет людей, мотивирует действовать сообща без преследования личной выгоды.

О добродетелях человека рассуждали еще античные мыслители. Затем с появлением христианской религии любовь к ближнему и любовь к Богу толковалась как одно целое. Термин «альтруизм» появился только в XIX веке. Его ввел в науку философ и социолог Огюст Конт, подразумевая под этим словом жизнь ради других как принцип высокой нравственности. Конт отвергал религиозное великодушие, потому что оно, по мнению философа, имело эгоистичную цель спасения души. Ницше не принимал альтруизм, поскольку видел в нем проявление «морали рабов». Фрейд считал, что безвозмездная помощь ближним излечивает чувство вины.

В каких ситуациях «включается» альтруизм

Научная теория Дарвина гласит, что выживают и эволюционируют те особи, которые лучше всего приспосабливаются к обстоятельствам. То есть не те, кто наиболее силен физически, а те, кто может изменять свои качества, адаптироваться к неблагоприятным факторам. В природе крайне мало примеров жертвенного поведения, животные действуют по отношению друг к другу по принципу сильного. Но даже у них прослеживается альтруистическое поведение в группах, когда нужно обеспечить выживание вида. Мотивы людей часто бывают обусловлены теми же механизмами.

Полвека назад предполагалось, что чистого альтруизма не существует и что это явление имеет эгоистические предпосылки: «Эта теория устарела лет на 60. Когда человек творит добрые дела, ему становится хорошо: дарение, благодарность вызывают биохимические процессы в мозге человека и качественные изменения в личности. Ощущение сопричастности к радости других является проявлением эмпатии. Должен ли человек страдать, совершая альтруистические поступки, — вопрос философский. Современная теория альтруизма это не поддерживает. Альтруизм — про создание качественного социума вокруг себя, хорошего самоощущения и получение личной радости через эмпатию», — замечает нейропсихолог Алена Ванченко.

Иногда альтруистичное поведение побуждает людей рисковать своей жизнью, чтобы помочь другим. В основе героического альтруизма лежит чувство эмпатии — умения сострадать, эмоционально чувствовать боль ближнего. Яркий пример — деятельность Елизаветы Глинки, известной как Доктор Лиза. 

В других случаях люди помогают окружающим с альтруистической целью, то есть в надежде, что им предложат равноценную помощь взамен. Например, коллега берет часть вашей работы, рассчитывая, что вы отблагодарите его тем же. Здесь есть прагматизм, но такое поведение обусловлено не только сознательным поиском выгоды: задействованы и биологические причины. Например, отдельные виды летучих мышей могут прожить без еды всего 36 часов. Ученые заинтересовались, почему их популяция сохраняет свою численность, когда, по подсчетам, она должна сокращаться. Оказалось, что животные подкармливают ослабевших от голода сородичей своей добычей, поскольку завтра могут оказаться на их месте.

Почему альтруизм выгоден обществу и поддерживается в нем

Существует несколько социологических теорий, объясняющих, почему альтруистическое поведение полезно для общества. Делать бескорыстные поступки для других — это пример просоциального (взаимного, обусловленного социальными нормами) явления. Как и в случае с животными, помощь соплеменникам помогает людям сохраняться как вид. 

Все альтруистические действия просоциальны, не все просоциальные действия полностью альтруистичны. То есть альтруизм возникает на определенной почве и поддерживается рядом механизмов. Ученые вывели следующие теории сохранения этого явления:

  1. Генетическая. Эмпатия, отзывчивость, способность к поиску компромисса на 50% обусловлены генетически. Другие 50% связаны с факторами окружающей среды. Гены, отвечающие за альтруистичное поведение, могут наследоваться.
  2. Эмоциональная. Позитивная реакция того, кому вы оказываете бескорыстную помощь, способствует выработке эндорфинов — гормонов удовольствия. Это побуждает повторять подобные действия снова и снова. Имеет значение и сила привязанности к человеку: при регулярных актах альтруизма она растет.
  3. Адаптационная. В ряде экспериментов было замечено, что дети охотно повторяют альтруистические паттерны поведения. Причем наиболее эффективно взаимодействие со сверстниками. Ранняя социальная адаптация (дошкольный возраст) помогает воспитать в ребенке альтруистические черты.
  4. Социального ожидания. Люди стремятся избежать чувства вины, которое возникнет, если они не будут соответствовать нормам, диктуемым обществом. Уступить место беременной женщине в транспорте или перевести пожилого человека через дорогу — примеры альтруизма с механизмом социального ожидания.

На основе этих теорий психологи выделяют несколько различных видов альтруизма. Каждый из них характерен для какой-либо конкретной ситуации. Так, взаимный альтруизм предполагает помощь по принципу кредита: предполагается, что помощь придется возвращать, подобно долгу. Демонстративный альтруизм подчиняется нормам общества и строится на правилах нравственного поведения, хорошего тона. Компенсирующий вид является способом снять с себя чувство вины при предполагаемом бездействии. Рациональный связан с обдумыванием своих поступков, которые не должны нарушать границ других или причинять окружающим вред. Родительский альтруизм подразумевает самоотречение взрослого в пользу потребностей ребенка. Есть также вид ситуационного альтруизма, когда условный манипулятор побуждает человека совершить какое-то действие в его пользу, пренебрегая личными интересами. 

Кто такой альтруист и как им стать

Альтруизм и эгоизм — две стороны одной медали. Альтруисту присущи такие черты личности, как чуткость, ответственность, нонконформизм, щедрость, дружелюбность и даже наивность. Часто такие люди находятся в гармонии с собой, живут полной жизнью и так или иначе разрешили свои психологические проблемы. Они достаточно зрелы, чтобы принимать ответственность за свои поступки, в том числе промахи и неудачи. 

Правда, есть и обратный эффект: исследователи считают, что сознательное взращивание в себе альтруистических черт помогает справиться с невротическими расстройствами. У некоторых людей склонность к альтруизму может быть естественной, другие больше подвержены эгоизму. Но развивать в себе положительные качества может каждый: «Выработать альтруистические качества можно только путем наработки привычки заниматься альтруизмом. Начать нужно с помощи родным, друзьям, коллегам. Не нужно замахиваться на спасение мира, потому что вы этого никогда не сделаете. Хотите изменить мир — начните заботиться о своих близких. Любить абстрактный мир легко и безответственно. А любить конкретных людей, которые могут быть и злыми, и ревнивыми, да и вообще не всегда вести себя по отношению к вам так, как хочется, — вот это как раз и есть тренировка альтруистических качеств», — рекомендует нейропсихолог Алена Ванченко.

Для начала нужно проследить за тем, как вы ведете себя в конфликтных ситуациях, легко ли идете на компромиссы и как часто размолвки заканчиваются полным разрывом отношений по вашей инициативе. Если вы регулярно ставите окружающих перед выбором между вашими интересами и их собственными, путь к альтруизму будет нелегким. Важно не смешивать эгоизм с себялюбием (превозношение своих интересов, но без ущерба другим) и индивидуализмом (когда частные интересы ставятся выше общих). Наиболее опасной формой является деструктивная агрессия: «Избыточного эгоизма с точки зрения психологии не бывает. Здоровый эгоизм — когда человек заботится о своем я, качественно удерживает границы. Когда он становится агрессором, то начинает преступать границы других людей», — замечает нейропсихолог Алена Ванченко.

Агрессор убежден в своем превосходстве над другими и считает, что он может преступать чужие границы или что он должен быть избавлен от навязанных социумом нравственных норм. Его часто сравнивают с младенцем, который требует от посторонних чуть ли не материнского поведения. Часто у таких личностей снижена способность к эмпатии, то есть сопереживанию. 

Избавиться от эгоистических качеств непросто: человек должен приложить сознательное усилие воли, чтобы принять на себя ответственность за результат всех своих действий. Ему нужно снизить планку требований к окружающим и заставить себя уважать их личные границы. Например, признать, что отказы на просьбы не являются сигналом к разрыву отношений, что люди могут отстаивать те ценности, которые для них важны. Начать можно со следующих шагов:

  1. Найти вдохновляющие истории людей, которые известны своими добрыми делами. Нередко они делятся на страницах в социальных сетях, как изменилась их собственная жизнь благодаря альтруизму. 
  2. Начать практиковать эмпатию. Не дистанцируйтесь от окружающих, а постарайтесь понять их проблемы и представить себя на их месте. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы изменить такую ситуацию.  
  3. Действовать во благо ближнему. Сознательно выполняйте небольшие шаги, которые могут быть приятны или полезны окружающим. Начните хотя бы с комплиментов. Испанские исследователи выяснили, что такая практика существенно улучшает атмосферу в рабочем коллективе.
  4. Расширять сферу добрых дел. Подумайте, кому сейчас может быть нужна ваша помощь. Возможно, пожилому соседу, который недавно перенес операцию, не так просто выбраться в супермаркет. Свяжитесь с волонтерскими организациями в своем районе и спросите, что вы можете сделать. Даже непродолжительная деятельность в таком направлении поможет вам выработать черты личности настоящего альтруиста. 

Чем опасен альтруизм

Небольшие добрые дела не требуют много ресурсов и под силу каждому. Они просты в исполнении и при этом создают волнообразный эффект, который приносит счастье как тому, кто принимает помощь, так и тому, кто ее совершает. Реакции, происходящие в организме в это время, делают нас обоюдно счастливыми.

Альтруистическое поведение улучшает ментальное и физическое здоровье, способствует восстановлению романтических отношений после охлаждения или налаживания духа взаимопомощи в рабочем коллективе. Альтруисты имеют больше социальных взаимодействий, следовательно, у них много знакомых, готовых помочь в трудную минуту, выше шансы на карьерный успех и наличие своеобразной вакцины от одиночества. 

Плюсы довольно очевидны, но без минусов тоже не обойтись, считает Алена Ванченко: «Альтруизм задействует внутренние установки, что мы делаем мир лучше. Но если мы помогаем людям, жертвуя собой, — это уже мазохистическая история. Такое поведение является скорее отклонением. Чаще всего мы жертвуем чем-то ценным ради идеи, и в этом есть определенная форма ущербности мышления. С альтруизмом и жертвенностью важно не переборщить. Как только они становятся деструктивными для самого альтруиста, это уже признак, что нужно обратиться к психологу или психотерапевту». 

В качестве примера можно привести несколько негативных эффектов альтруизма:

  1. Альтруистом легко манипулировать. Такие люди принимают переживания других близко к сердцу и не всегда отличают случаи, когда их добротой пользуются в корыстных интересах.
  2. Иногда альтруизм превращается в пренебрежение собственными интересами. Человек жертвует своим здоровьем, социальными или финансовыми потребностями, чтобы посвящать все время заботе о ближних.
  3. Альтруистическое поведение может быть опасным для жизни, когда человек постоянно рискует собой, спасая других (например, во время чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, пожаров, боевых действий).
  4. Заядлые альтруисты, у которых в приоритете только лишь помощь окружающим, могут регрессировать в тех сферах, которые необходимы для гармоничного развития личности.

Чтобы избежать побочных эффектов альтруизма, нужно периодически спрашивать себя, какие задачи на текущем жизненном отрезке важно выполнить, чтоб состояться как личность и не упустить нужный момент для их реализации. Полезно также задумываться, прежде чем броситься помогать всем нуждающимся, могут ли они справиться со своими проблемами самостоятельно; если нет — как снизить степень вашего участия в этом процессе. Иногда нужно научиться говорить нет, если вы чувствуете, что отказ от планов в пользу чужих интересов вызывает дискомфорт и разочарование.

Философ Иммануил Кант, посвятивший себя исследованию природы морали, вывел такое правило: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать принципом всеобщего законодательства». Небольшие добрые дела делают нас и мир вокруг лучше. Каждый может взять на себя такую ответственность и ничего от этого не потерять. В то же время здоровый индивидуализм важен (особенно в науке и искусстве) для саморазвития и осуществления тех целей, которые в потенциале будут работать на благо всего человечества.

  • В рассказе муму описание гаврилы
  • В рассказе михаила пришвина кочки оттаивают есть такие строки
  • В рассказе мальчик алеша впервые встречается с предательством ложью и равнодушием взрослых
  • В рассказе льва николаевича толстого малыш постреленок очень хотел учиться в школе как его зовут
  • В рассказе лошадиная фамилия речь идет о лечении зубов да или нет