В рассказе тургенева воробей мать не побоялась стать перед охотничьей собакой значительно


6

Выполнить пунктуационный анализ предложения.Определить подлежащее и сказуемое- В рассказе Тургенева »Воробей» мать не побоялас

Выполнить пунктуационный анализ предложения.Определить подлежащее и сказуемое- В рассказе Тургенева »Воробей» мать не побоялась стать перед охотничьей собакой значительно превышающей ее по размеру чтобы защитить выпавшего из гнезда птенца что заставляет читателей восхититься поступком матери бесстрашно готовой пожертвовать собой ради спасения своего ребенка.

Читайте также

Ученье везде найдёт примененье.

<span>Солнце выглянуло давно на расчищенном небе, теплотворным светом своим облило степь. (невоскл. повеств. простое, распр., осложнено однородными сказуемыми) [ — = , = ].
</span>Степь, чем далее, тем становилось прекраснее. (невоскл. повеств. простое, распр.) [ — = ].
Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. (невоскл. повеств. сложное) [ — = ] , [ = — ].

Отгадал, натянул, пошел,взлетел, открыл,надрезал,подходит,загудел,покрасил,полет,расход,поездка,поход,записка,подарок,подберезовик,задержал,замяукал,заделал

-.-.-.-.-    —————, а ======= /      — — — — —
—  =======, чтобы —  ======= — — — — —  -.-.-.-.-.-.-(или волнистой)
И ————  ======  /  -.-.-.-.-(или — — — -), где —  =====  когда-то  — — — — —

Подосиновик подлежащее, может расти сказуемое, только обстоятельство,под корнями обстоятельство, осины дополнение……..
Кажется так)

Слайд 1Задание по ИГЗ (оценки в родной русский)

Задание по ИГЗ (оценки в родной русский)


Слайд 2Самостоятельная работа.
Задание 3.
(пунктуационный анализ)

Самостоятельная работа.Задание 3.(пунктуационный анализ)


Слайд 31. Уже все было готово к нашему отлету: упаковано снаряжение(1) продукты(2)

инструменты(3) личные вещи(4)
однако (5) ледяной аэродром на реке(6) где нас с Василием Николаевичем должны были высадить(7) затопила
наледь(8) и теперь там невозможно (9)было посадить самолет.

1. Уже все было готово к нашему отлету: упаковано снаряжение(1) продукты(2) инструменты(3) личные вещи(4)однако (5) ледяной аэродром


Слайд 42. Пошли медленным(1) размеренным(2) тяжёлым(3) солдатским шагом(4) пошли к тому неизвестному

месту(5) которое на карте их командира отмечено(6) должно быть(7) обыкно-венным красным крестиком.

2. Пошли медленным(1) размеренным(2) тяжёлым(3) солдатским шагом(4) пошли к тому неизвестному месту(5) которое на карте их командира


Слайд 53 Любой путник (1) проходивший (2) или (3) проезжавший через этот

(4) нетронутый временем (5) городок (6) считал своим долгом посетить его главные достопримечательности (7) расположенные в самом центре города (8) куда вели все дороги (9) недавно замененные на асфальтовые.

3 Любой путник (1) проходивший (2) или (3) проезжавший через этот (4) нетронутый временем (5) городок (6)


Слайд 64. Большая собака (1) при виде (2) которой (3) люди старались

отойти подальше (4) спокойно гуляла по парку (5) и хозяева (6) даже (7) не думали надеть на пса намордник (8) или (9) хотя бы (10) взять его на поводок.

4. Большая собака (1) при виде (2) которой (3) люди старались отойти подальше (4) спокойно гуляла по


Слайд 75. Еще была осень (1) но (2) солнце начало ходить значительно

ниже (3) и в полдень (4) когда вышедшая рано утром группа туристов прошла уже (5) около (6) пятнадцати километров (7) оно грело (8) еле (9) ощутимо (10) поэтому всех (11) потихоньку (12) одолевал неприятный озноб.

5. Еще была осень (1) но (2) солнце начало ходить значительно ниже (3) и в полдень (4)


Слайд 86. В рассказе И. С. Тургенева «Воробей» (1) мать не побоялась

стать перед охотничьей собакой (2) значительно превышающей ее по размеру (3) чтобы защитить (4) выпавшего из гнезда (5) птенца (6) что заставляет читателей восхититься поступком матери (7) бесстрашно (8) готовой пожертвовать собой (9) ради (10) спасения своего ребенка.

6. В рассказе И. С. Тургенева «Воробей» (1) мать не побоялась стать перед охотничьей собакой (2) значительно


Слайд 9Задание 2.
Синтаксический анализ. Грамматическая основа предложения.

Задание 2. Синтаксический анализ. Грамматическая основа предложения.


Слайд 101. (1)Лишь за 70 миллионов лет до наших дней континенты приобрели

свои нынешние очертания.
(2)И если бы космонавты могли взглянуть тогда с поднебесья на нашу планету, они бы, наверно, не узнали её. (3)Геологические катастрофы не раз изменяли лик Земли. (4)100 – 150 миллионов лет назад моря и континенты имели совсем иные очертания, чем в наши дни.

1) приобрели очертания (предложение 1)
2) космонавты могли (предложение 2)
3) они бы не узнали (предложение 2)
4) катастрофы изменяли (предложение 3)
5) очертания имели (предложение 4)

1. (1)Лишь за 70 миллионов лет до наших дней континенты приобрели свои нынешние очертания. (2)И если бы


Слайд 112. (1)Силы действия и противодействия неизменно равны и относятся друг к

другу как предмет и его изображение в зеркале. (2)Силы обладают замечательным свойством: они встречаются всегда по две и притом равными и противоположно направленными. (3)«Одиночных» же сил в природе не бывает, реально существует лишь взаимодействие между телами. (4)Эти две силы и называют обычно силами действия и противодействия.

1) силы равны (предложение 1)
2) силы обладают (предложение 2)
3) сил не бывает (предложение 3)
4) существует взаимодействие (предложение 3)
5) называют (предложение 4)

2. (1)Силы действия и противодействия неизменно равны и относятся друг к другу как предмет и его изображение


Слайд 123. (1)Придворные женские чины были введены Петром Великим отдельным пунктом в

историческом документе «Табель о рангах» 1722 года. (2)Во главе придворного женского штата стояла обер-гофмейстерина, в распоряжении которой находились 12 статс-дам и 12 фрейлин. (3)Звание фрейлины жаловалось, как правило, девушкам из семей новой аристократии. (4) Екатерина II, заботясь о подготовке придворных кадров, основала в 1764 году специальный Институт благородных девиц, который стал школой будущих фрейлин.

1) чины были введены (предложение 1)
2) 12 статс-дам находились (предложение 2)
3) жаловалось (предложение 3)
4) который стал школой (предложение 4)
5) институт стал школой (предложение 4)

3. (1)Придворные женские чины были введены Петром Великим отдельным пунктом в историческом документе «Табель о рангах» 1722


Слайд 134. (1)В эпоху великих географических открытий и бурного развитая картографии работа

картографа очень ценилась. (2)Даже происхождение названия Америка свидетельствует о том, сколь весомо было слово картографа. (3)Один из них, Вальдзмюллер, по ошибке приписал открытие Америки не Христофору Колумбу, а другому мореплавателю — Америго Веспуччи. (4)Ошибся, что поделаешь, и об этом многие знали, однако название навсегда осталось.

1) работа очень ценилась (предложение 1)
2) происхождение свидетельствует (предложение 2)
3) слово весомо (предложение 2)
4) Вальдзмюллер приписал (предложение 4)
5) многие знали (предложение 4)

4. (1)В эпоху великих географических открытий и бурного развитая картографии работа картографа очень ценилась. (2)Даже происхождение названия


Слайд 145. (1)К концу XII века на Руси насчитывалось более трёхсот больших

и малых городов. (2)Укреплённые поселения возникали на пересечении торговых путей, на реках, на границах со степью и владениями отдельных князей. (3)Конечно, не все поселения, окружённые рвом и валом с деревянными стенами, были городами в полном смысле этого слова. (4)Так называли и большие города, центры княжеств, и совсем крошечные феодальные замки, внутри которых располагалась только усадьба князя или боярина. (5)В список городов иногда включались и очень крупные поселения, которые не имели укреплений. (6) Самым известным из таких исключений является Белоозеро – один из северных русских городов.

1) поселения возникали (предложение 2)
2) называли города (предложение 4)
3) все были городами (предложение 3)
4) располагалась усадьба (предложение 4)
5) поселения не имели укреплений (предложение 5)

5. (1)К концу XII века на Руси насчитывалось более трёхсот больших и малых городов. (2)Укреплённые поселения возникали


Приложение

к ПРЕЗЕНТАЦИИ

Текст
№1. Прочитайте текст. Определите тему текста.

        (1) Я
возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2) Собака бежала впереди меня.

   (3)Вдруг она
уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.  (4) Я
глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на
голове.  (5)  Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел
неподвижно,  беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

        (6) Моя
собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева,
старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь
взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в
направлении зубастой  раскрытой пасти.

   (7) Он ринулся
спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело

 трепетало от
ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

   (8)Каким
громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9)И все-таки он

 не мог усидеть на
своей высокой, безопасной ветке… (10)Сила, сильнее его воли, сбросила его 
оттуда.

       (11)Мой
Трезор остановился, попятился… (12) Видно, и он признал эту силу.

   (13) Я поспешил
отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

         (14)Да;
не смейтесь. (15 Я благоговел перед той маленькой, героической птицей,

перед любовным ее
порывом.

          (16)
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.  (17) Только ею, только
любовью держится и движется жизнь.

                                                  
                                                    (И.С.Тургенев)

(Прослушайте аудиозапись рассказа)

Задания
с выбором ответа:

Задание
№ 1
: В каком предложении (предложениях)
выражена основная мысль автора?
А) (7)  Он ринулся спасать, он заслонил
собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок
одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Б) (10) Сила, сильнее его воли, сбросила его 
оттуда.
В) (14)Да; не смейтесь. (15) Я благоговел
перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.
 
Г) (16) Любовь, думал я, сильнее смерти и
страха смерти.  (17) Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Задание
№2
: Какое из утверждений противоречит
позиции автора?
А) Природа едина и одушевлена, все дети
природы подчиняются её законам.
Б) Любовь сильнее смерти.
В) Человек не хозяин природы, а её
равноправная часть.
 
Г) Главный закон природы: сильный уничтожает
слабого.

Задание
№ 3
: Определите  стиль и тип речи текста.
А) Публицистический стиль, описание.
Б) Публицистический стиль, рассуждение.
В) Художественный стиль, повествование с
элементами рассуждения.
 
Г) Художественный стиль, рассуждение.

Задание
№ 4
: Какое предложение связано с предыдущим с
помощью личного местоимения?
А) (6) Моя собака медленно приближалась к
нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей
камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с
отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой  раскрытой
пасти.
Б) (7) Он ринулся спасать, он заслонил собою
свое детище… но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и
охрип, он замирал, он жертвовал собою!
В) (8)Каким громадным чудовищем должна была
ему казаться собака!
 
Г) (11)Мой Трезор остановился, попятился…
.

Задание
№ 5
: Какое средство выразительности не
используется в тексте?
А) Ряды однородных членов.
Б) Вводные слова и предложения.
В) Риторические восклицания.
 
Г) Лексические синонимы.

Задание
№ 6
: Какое средство выразительности используется
в тексте?
А) Эпитеты.
Б) Сравнения.
В) Аллегории.
 
Г) Гиперболы.

Задания
с кратким ответом:

Задание
№ 1
: Из предложений 1-5 выпишите действительное
причастие:
 (1) Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2) Собака бежала
впереди меня.
   (3)Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед
собою дичь. 
 (4) Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и
пухом на голове.  (5)  Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и
сидел неподвижно,  беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Задание
№ 2
: Назовите часть речи, к которой
принадлежит слово
сильнее
в предложении 16:
 Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.

Задание
№ 3
: Из предложения 6 выпишите словосочетания
со связью
примыкание:
         Моя собака медленно
приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый
черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный,
искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении
зубастой  раскрытой пасти.
 

Задание
№ 4
: Из предложения 8 выпишите подлежащее:
         Каким громадным чудовищем
должна была ему казаться собака!

Задание
№ 5
: Из предложений 3-6 выпишите вводное
предложение
:
         (3)Вдруг она уменьшила свои
шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.  (4) Я глянул вдоль
аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. 
(5)  Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, 
беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
        (6) Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с
близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой —
и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в
направлении зубастой  раскрытой пасти.

Задание
№ 6
: Из предложения 6 выпишите обособленное
обстоятельство
:
         Моя собака медленно
приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый
черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный,
искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении
зубастой  раскрытой пасти.

Задание
№ 7
: В каком из предложений 14-17 есть
авторский знак?
         (14)Да; не смейтесь. (15 Я
благоговел перед той маленькой, героической птицей,
перед любовным ее порывом.
          (16) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.  (17) Только
ею, только любовью держится и движется жизнь.

Задание
№ 8
: Среди предложений 4 -7 отметьте сложноподчинённое:
         (4) Я глянул вдоль аллеи и
увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.  (5)  Он
упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, 
беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
        (6) Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с
близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой —
и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в
направлении зубастой  раскрытой пасти.
   (7) Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его
маленькое тело
 трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Ответы:

Задания
с выбором ответа:

№1.Г

№2.Г

№3.В

№4.Б

№5.Г

№6.А

Задания
с кратким ответом:

№1.Прораставшие

№2.Имя
прилагательное в сравнительной степени

№3.Медленно
приближался, вдруг упал, упал камнем

№4.Собака

№5.Ветер
сильно качал берёзы аллеи

№6.Сорвавшись
с близкого дерева

№7.14

№8.6

Ссылки:

Портрет
И.С.Тургенева:
http://epitafii.ru/wp-content/uploads/2015/01/ivan_turgenev2.jpg

Аудио «Воробей» : http://myaudiolib.ru/files/000/004/443/4443/Тургенев__Воробей.mp3

читает Надежда
Прокма.

Мультфильм  по
рассказу «Воробей»: https://www.youtube.com/watch?v=94ubBVsNwfI

«Русский язык.
Материалы для подготовки в итоговой аттестации.9 класс.Пособие для учащихся.5
издание.Автор: Угроватова Т.Ю.Издательсьво «Просвещение» 2009 год.

  • Анализ стихотворений
  • Тургенев
  • Воробей

Анализ стихотворения Тургенева Воробей



В «Воробье» есть два главных героя, которые играют очень важную роль в раскрытии смысла произведения.
Главное действующее лицо – это охотничья собака Трезор.
Трезор сначала кажется беспощадным, не знающим жалости псом.
А оказалось, что он очень глубоко чувствует материнскую любовь.
Он ошеломлён тем, что такая маленькая птица такая смелая и гордая.
Второе действующее лицо – это мать птенчика, которая не испугалась этой огромной собаки и ринулась на помощь, рискуя своей жизнью ради своего птенчика. Она сразу, не задумываясь, бросилась защищать своего детёныша.
Этот поступок показывает, что она очень сильно любит своего птенчика.
Действие автор передаёт очень ясно и понятно, что на земле нет ничего сильнее, чем материнская любовь.
Мы видим, что в душе собаки борются два чувства: первое – это чувство гончей, увидевшей добычу, второе – признание силы материнской любви. И Трезор уходит смущённым.
Автор в этом произведении приписывает собаке человеческие качества: Трезор останавливается, пятится, смущается, признавая силу любви.
Идея стихотворения в том, что любовь сильнее смерти и страха смерти, что только её, любовью, держится и движется наша жизнь. Это чувство присуща не только людям, но и животным. Автор этим хотел сказать, что надо беречь друг друга, жалеть других и ценить любую жизнь.
Видно, что автор очень любит жизнь, природу, животных. Ведь животные – наши соседи на Земле.
Этот жанр хорош тем, что основные жизненные принципы, вопросы, проблемы даются и решаются в поучительной, лёгкой и доступной форме. Когда читаешь стихотворение в прозе, то кажется, что надо разгадать какую-то загадку.
И читателю хочется разгадать её, понять, что хотел сказать и донести до нас автор.

Пример

Более новые статьи:

Главное меню

Сочинения по русскому языку и литературе 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 класс

И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Воробей»

Картинка Анализ стихотворения Тургенева Воробей № 1

Урок-анализ стихотворения в прозе «Воробей» Ивана Сергеевича Тургенева. Рассчитан на одно занятие с использованием приемов критического мышления. Прием «Чтение с остановками» используется, чтобы заинтересовать учащегося содержанием произведения, привлечь его к осмысленному чтению.

Просмотр содержимого документа
«И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Воробей»»

Стихотворение в прозе «Воробей»

Воробей Воробышек Воробьишка

Чтение с остановками (часть 1)

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Работа с текстом 1 части

  • Перечислите героев этого произведения?

Молодой воробей Старый воробей Собака

Работа с текстом (часть 1)

  • Почему в описании птенца автор использует такие детали: «пух на голове, едва прорастающие крылышки»?
  • Почему рассказчик называет птенца детищем?
  • Как описаны действия старого воробья?
  • Как реагирует собака на все происходящее?

Чтение с остановками (часть 2)

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Задание: сопоставить свой вариант с авторским. Что оказалось неожиданным?

Вопрос: О какой силе пишет автор? Что это за сила-сильнее воли сбросила старого воробья с ветки, не остановила перед собакой?

Сила автора – это …

Работа с текстом (часть 3)

Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Только ею держится и движется жизнь

Сильнее страха смерти

Автор написал о любви…

Анализ позиций на тему. Сила – это…

Задание: Показать, сравнить позиции .

Найти способы изображения позиций

  • Как автор относится к воробью? Найдите этот глагол ?
  • Какие еще слова вы можете вспомнить с этим же корнем «благ»?

(благодарить, благовест, благодарность и т.д.)

(Благоговение— это глубочайшее почтение, уважение, которое может испытывать человек к кому-либо, или чему-либо)

  • Как герои относятся к воробью?
  • Как вы относитесь к воробью?

Стихотворение в прозе

  • Ритм
  • Рифма
  • Деление на строфы
  • Монологическая речь, повествование от 1 лица
  • Повышенная эмоциональность
  • Задача слова: передать чувства
  • Отсутствие ритма
  • Отсутствие рифмы
  • Членение на абзацы
  • Диалогическая речь
  • Кульминация – повышенная эмоциональность
  • Задача слова: передать сюжет
  • Что в данном произведении характерно для прозы, а что для поэзии?
  • В чем заключаются особенности «стихотворения в прозе» как литературного жанра?
  • «Воробей», анализ произведения Ивана Тургенева

    Картинка Анализ стихотворения Тургенева Воробей № 2

    Серия миниатюр «Стихотворения в прозе» – итог жизни писателя, философское ее осмысление, отражение сокровенных мыслей и чувств.

    Большинство произведений цикла полны грусти, одиночества и размышлений о скоротечности жизни, характерных для пожилого человека. Но миниатюра «Воробей» написана в оптимистичных тонах. В ней звучит настоящий гимн жизни и любви, перед которыми бессильно любое зло.

    В нескольких словах Тургенев обрисовывает настоящую жизненную драму. Главные ее герои – животные. Однако читатель ясно понимает, что речь идет о самоотверженной любви вообще, и не только родительской.

    Композиция произведения традиционна: неспешная завязка, стремительное развитие действия и развязка. Охотничий пес Трезор вовсе не является воплощением зла. Он больше олицетворяет судьбу, рок. Собака, подчиняясь инстинктам, хватает дичь. Ее не волнует, что это всего лишь желторотый птенчик. Для маленького воробья пес является «громадным чудовищем». Птица трепещет от ужаса, но не может «усидеть на высокой, безопасной ветке» и бросается спасать «свое детище» .

    Самоотверженность взрослого воробья заставляет собаку пятиться. Трезор ошеломлен героизмом маленькой птицы. Он уважает силу, которая заставила воробья жертвовать собой ради птенца и, пусть с «жалким писком». наступать на обидчика своего детеныша.

    Сбивчивость, взволнованность в изложении, а также прерывистые фразы создают дополнительный накал чувств, придают динамизм действию. Ярко и эмоционально описывает Тургенев состояние птицы при помощи целой серии прилагательных (взъерошенный, искаженный, отчаянный, жалкий, маленький ) и глаголов (ринулся, заслонил, замирал, жертвовал ).

    Маленькая сценка, описанная автором столь лирично и эмоционально, показывает огромную силу истинной любви, которая движет всем живым и понятна всему живому. Любовь сильнее страха смерти.

    С момента первой публикации этой трогательной и поучительной истории о храбром воробье прошло 120 лет. Но произведение до сих пор издается отдельной книжкой для маленьких читателей и заставляет задуматься взрослых. Тургенев закончил стихотворение афористично: «только любовью держится и движется жизнь». Эти слова актуальны и правдивы во все времена.

    Идейно-художественный анализ стихотворения Ивана Тургенева «Воробей»

    Картинка Анализ стихотворения Тургенева Воробей № 3

    И.С.Тургенев – зачинатель особого жанра в русской литературе. Он назван незамысловато, даже слишком просто для того, что представляет собой – стихотворения в прозе. Вот так объединил, казалось бы, две противоположности, гений пера и слова.

    Особенностью жанра является сопоставление прозовой формы коротких зарисовок и поэтической речи, философское и романтическое направление мысли писателя. Такое единство позволяет создавать уникальные, выписанные, уточненные, где это требуется, образы. Гимном любви и самоотверженности ради жизни близкого звучит стихотворение в прозе «Воробей».

    Набросок настоящей картины о мудрости восприятия действительности человеком построен, как ни странно, на образах животных и отношениях между ними. Главными героями выступают охотничья собака Трезор, чьи инстинкты должны быть сильнее гуманности, и воробей, отчаянно бросившийся в атаку, чтобы спасти самое дорогое. Звери демонстрируют поведение, которое часто бывает недоступно людям.

    Повествование ведется от первого лица. Рассказывает охотник историю, которую ему случилось однажды наблюдать. Сюжет прост, но глубокий смысл, заложенный буквально в каждом предложении компенсирует объем сказанного писателем. Структура данного произведения такова: вначале идет экспозиция, герой вводит нас в суть дела, затем стремительное развитие событий, а потом мораль – вывод, который сделал герой из произошедшего на его глазах. Таким образом, произведение создано не только для духовного удовлетворения или дополнительной информации, но и для пользы читателя, размышлений. Писатель учит, развлекая. Немного этим стихотворения прозе напоминают басни, у которых композиционно мораль также находится после завершения фабулы.

    Внимание И.С.Тургенева к деталям передают важность конкретного события для автора. Обширные как для малого по объему произведения описания основных действующих лиц нужны для лучшего восприятия, ведь не бывает в литературном произведении что-то просто так, во всем есть смысл, но его нужно узреть и разгадать, а может даже почувствовать душою.

    Сбивчивость речи, взволнованность, переживания, а затем восхищение отражает форма записи, заключающаяся в прерывистых фразах, когда собака начала приближаться к птенцу. Раздумья и удивление передают многоточия и повторы слов. А близость к читателю, влияние на него достигается за счет конструкции «я думал» — писатель впускает в свои мысли, делится ими, и обращений к читателю.

    Многие фразы можно считать афоризмами, над ними можно долго раздумывать: «сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда» — вот она, сила любви и преданности, вот умение дорожить и ценить. «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» — и это действительно так!

    Стихотворение в прозе И. С. Тургенева (анализ). «Воробей» Тургенева — чему нас учит это произведение?

    Предлагаем вам познакомиться с одним интересным произведением Ивана Сергеевича, провести его анализ. «Воробей» Тургенева — вот о каком тексте пойдет речь. Жанр его не совсем обычен — стихотворение в прозе. Это следует иметь в виду, проводя анализ. «Воробей» Тургенева — одна из миниатюр в прозе, созданных автором. Для начала отметим, каковы же особенности этих произведений.

    Особенности миниатюр в прозе Тургенева

    Иван Сергеевич всегда был лириком в душе, как показывает анализ прозы Тургенева. «Воробей» — далеко не единственное доказательство этого. Все созданные автором миниатюры в прозе, одной из которых является интересующее нас стихотворение, необычайно лиричны. Кроме того, в этих произведениях Тургенева (портрет его представлен выше) отражена глубокая жизненная философия автора. Они учат нас быть добрее.

    Любовь является одной из основных тем миниатюр. Однако она не интимная, чувственная, а представляет собой всепобеждающую силу, является способностью принести себя в жертву ради счастья и жизни близкого человека. Как показывает анализ, «Воробей» Тургенева — произведение, в котором представлен очень трогательный пример любви в этом понимании.

    Сюжет стихотворения

    Сюжет произведения достаточно прост. Вкратце изложим его, проводя анализ. «Воробей» Тургенева начинается следующим образом. Возвращаясь с охоты, главный герой идет по аллее. Вот он видит птенчика, выпавшего из гнезда.

    Птенец этот еще совсем слабо оперившийся. Собака главного героя чует дичь. Она хочет наброситься на птенца. Кажется, что трагический финал нам готовит Тургенев («Воробей»). Анализ произведения не был бы столь интересным, если бы это было так. Автор использует неожиданный сюжетный ход — вдруг взрослый воробей срывается с ветки. Он самоотверженно принимается защищать свое дитя.

    В этом произведении автор очень трогательно и точно описывает состояние птицы, готовой принести себя в жертву ради спасения близкого существа. Взъерошенный воробей решается атаковать большого пса, пища жалко и отчаянно. К удивлению главного героя, его собака смущенно отступает.

    Как воробью удалось победить пса

    Конечно, маленькая птичка не может ничего сделать большому псу. Однако дело, видимо, в ее моральной, а не физической силе. Собака ощутила, насколько жертвенно и велико чувство птицы. Пес понял, что она решила бороться до самого конца, защищая маленького птенчика. И главный герой произведения отзывает собаку и удаляется вместе с ней в приподнятом настроении. Он в очередной раз убедился в том, что любовь – всепобеждающая сила.

    Персонажи стихотворения

    Продолжим анализ стихотворения «Воробей» Тургенева характеристикой персонажей. В нем представлены 4 персонажа: собака, человек, взрослый и маленький воробей. Введение их в текст неслучайно, каждый из образов обладает своей ценностью.

    Что нам известно о человеке? Это охотник, который, по сути, способен убивать ради еды птиц и животных. Однако он благоговеет, наблюдая за тем, как воробей защищает свое дитя. Человек вовсе не огорчен тем, что пес проявил слабость и не стал бороться с птицей. Напротив, он восхищается тем, что победила сила любви.

    Что касается собаки, она в произведении является не просто великой угрозой, а настоящим олицетворением рока, судьбы. Подчиняясь инстинктам, пес хватает дичь. Его вовсе не волнует, что это просто маленький желторотый птенчик. Пес для воробья – «громадное чудовище». Казалось бы, его нельзя победить. Однако, как мы видим, сила любви настолько велика, что может даже изменить судьбу. Это выражается в том, что смущенная собака удаляется от маленькой смелой птицы.

    Маленький воробушек

    Неоперившийся воробушек из произведения является олицетворением нуждающегося в опеке беспомощного существа. Он не может противостоять угрозе, бороться с собакой, поэтому просто сидит неподвижно.

    Взрослый воробей

    Взрослый воробей представляет собой силу жертвенной всепобеждающей любви. Птица видит, насколько велика угроза, однако она все равно решает броситься «камнем» перед собакой и тем самым защитить свое дитя.

    Средства выразительности в произведении

    Взволнованность, сбивчивость в изложении, прерывистые фразы – все это придает динамизм происходящему, создает накал чувств. Эмоционально и ярко описывает Тургенев состояние птицы. Для этого он использует целую серию прилагательных (отчаянный, искаженный, взъерошенный, маленький, жалкий), а также глаголов (заслонил, ринулся, жертвовал, замирал). Маленькая сценка, столь эмоционально и лирично описанная автором, показывает большую силу любви, которая понятна каждому и движет всем живым. Она сильнее, чем страх смерти.

    Актуальность стихотворения

    Это стихотворение было создано еще в 1878 году. Более века прошло с момента его первой публикации. Однако до сих пор это произведение издается отдельной книгой для юных читателей. Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Воробей» и в наши дни задают проводить школьникам. Оно заставляет задуматься не только детей, но и взрослых. Произведение заканчивается афористично: Тургенев отмечает, что жизнь держится и движется только любовью. Эти слова правдивы и актуальны во все времена.

    Завершая анализ стихотворения «Воробей» Тургенева, отметим, что Иван Сергеевич – великий мастер слова. Он умеет зацепить струны человеческой души, способен пробудить в людях лучшие стремления. После прочтения этого произведения появляется желание дарить настоящую любовь и творить добро. А анализ стихотворения в прозе Тургенева «Воробей» позволяет выявить основные его особенности, которые могут быть упущены при беглом знакомстве с текстом.

    4 «полезных» продукта, которые ускоряют старение организма Сейчас очень сложно питаться здоровой пищей. Однако среди полезных продуктов могут скрываться и те, которые принесут вам больше вреда, чем пользы.

    До ужаса красивы:15 шокирующих пластических операций, завершившихся плачевно Пластическая хирургия среди звезд остается невероятно популярной и по сей день. Но проблема в том, что раньше результат не всегда оказывался идеальным.

    7 частей тела, которые не следует трогать руками Думайте о своем теле, как о храме: вы можете его использовать, но есть некоторые священные места, которые нельзя трогать руками. Исследования показыва.

    15 самых красивых жен миллионеров Познакомьтесь со списком жен самых успешных людей мира. Они потрясающие красавицы и нередко успешны в бизнесе.

    Как выглядеть моложе: лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60 Девушки в 20 лет не волнуются о форме и длине прически. Кажется, молодость создана для экспериментов над внешностью и дерзких локонов. Однако уже посл.

    10 распространенных симптомов рака, которые люди игнорируют Рак — это невероятно опасное заболевание, которое может привести к смертельному исходу. Но если вы вовремя обнаружите симптомы, то процесс можно будет.

    Послушать стихотворение Тургенева Воробей

    Темы соседних сочинений

    Картинка к сочинению анализ стихотворения Воробей

    Анализ стихотворения Тургенева Воробей

    Настроение произведения Воробей

    Воробей

  •    5) Полина любила находиться в кабинете
    мужа или в библиотеке.

    6.    

     1) Гущин набирается смелости и
    задает вопрос тихим и робким  голосом.

    2) Лесные ягоды лучше всего собирать или утром или вечером.

    3) Самоварчик уже был готов и стоял на столе.

    4) Владимира пленяли усадьбы и дачи по сторонам и тишина вокруг.

         их на ближайшее воскресенье.

    7.        

     1) Много желал да ничего не
    поймал.

    2) Идеальный дворянин должен был походить и на героя рыцарских романов и
    на персонажа античной истории и на христианского проповедника.

     3) Преподаватель рисования обратил
    внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать
    ребенка в училище живописи.

     4) Соревнования из-за дождя не
    состоялись  и решено было перенести их
    на ближайшее воскресенье.

     5) В лесу одному шумно и жутко и
    весело.

    Расставьте  знаки 
    препинания.
      Укажите   
    номера  предложений,  в 
    которых

    нужно
    поставить ОДНУ запятую.

    1.

    2.

    4.

    5.

    университете.

    берёзовых почек.

    6.

    нас могут прогнать.

    тропинкам в октябре нельзя ступить.

    7.

    Задание 15. Пунк­ту­а­ция
    в слож­но­со­чи­нен­ном предложении и в пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми
    членами

    Расставьте знаки
    препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

    1.    

    Было тоскливо и только через некоторое
    время на лестнице вспыхнуло пламя свечи.

    2.    

    К ночи снегопад закончился и усилились
    морозы.

    3.    

    Музыка звучит если не у вас то у вашего
    соседа.

    4.    

    Вася встал сегодня ни свет ни заря.

    5.    

    Анисимов смотрел на синее небо и
    плывущие облака и вспоминал прошедшее лето и Женю.

    Ответ:
                                                            Правильный
    ответ: 13

                                                         
    Если вы хотите знать, почему 1 – это правильный ответ, смотрите пояснение
    А.

                                                               
    Если вы хотите знать, почему 2 – это неправильный ответ, смотрите пояснение
    Б.

                                                            
    Если вы хотите знать, почему 3 – это правильный ответ, смотрите пояснение
    В.

                                                            
    Если вы хотите знать, почему 4 – это неправильный ответ, смотрите пояснение
    Г.

                                                                 
    Если вы хотите знать, почему 5 – это неправильный ответ, смотрите пояснение
    Д

    Теория                     

             Самое главное здесь – помнить, что,
    если  союз И соединяет части сложносочиненного предложения, запятую ставить нужно.

    Как
    отличить сложное предложение от простого? Сложное предложение – это несколько основ, или несколько
    мыслей, или несколько высказываний, соединенных в одно.

    Будьте
    внимательны: часть сложного предложения может быть и двусоставной, и односоставной.

    В
    таких предложениях перед союзом запятая нужна.

    Ссылки

    Сложносочиненное
    предложение – сложное предложение, части которого равноправны и соединены сочинительными союзами:
    Было холодно, но пришлось идти в школу.

    Сочинительные
    союзы – И, ИЛИ, ЛИБО, НО, А, ДА, ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ОДНАКО…

    Грамматическая основа предложения – это подлежащее и
    сказуемое в двусоставном предложении и один главный член в односоставном.

    Двусоставное
    предложение состоит из двух главных членов (есть
    и подлежащее, и сказуемое, хотя бы частично): Сапунцов готовился к ЕГЭ.

    Односоставными
    называются предложения с одним главным членом: Люблю грозу в начале мая.
    Сделанного не воротишь. Выполните задание. Погуляли хорошо. Скучно жить на этом
    свете. Вот парадный подъезд.

    Примеры

    Наступила


    ночь, и Петухов принялся
    готовиться
    к завтрашнему экзамену. – это сложносочиненное предложение, две
    основы

    Было
    тоскливо

    , и только через некоторое время на лестнице вспыхнуло пламя
    свечи. – это сложносочиненное предложение, состоит из двух частей; первая часть
    – односоставное безличное предложение, вторая часть – двусоставное.

    Выполните
    задание. Поставьте запятые.

    1.    

    Но
    дурной каламбур не утешение для русского человека _ и я надумал записывать
    рассказ Максима Максимыча о Бэле.

    2.    

    Про
    батарею Тушина было забыто _ и только в самом конце дела князь Багратион послал
    туда князя Андрея.

    3.    

    Тушин
    не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха _ и мысль о смерти не
    приходила ему в голову.

    4.    

    Нехлюдов
    услышал быстрые шаги _ и в дверь постучались.

    5.    

    Ему
    было около тридцати пяти лет _ и мы за то почитали его стариком.

    6. Старайся  думать о
    хорошем_ и мысли созреют в добрые поступки.

    7  Природа поздней осенью
    засыпает _ и люди готовятся к долгой зиме.

    8. Надвигалась гроза  _ и
    тучи заволокли всё небо.

    9.  У церкви иногда
    сиротливо мерцал одинокий фонарь _  да
    ещё здание школы  по вечерам светилось
    огнями.

    10. Ночи были весенние _ да холодало целый месяц.

    11. Нас ветер обдал пылью _ и мы слышим скрип мельничных колес.

    12. Вокруг нас природа молчала 
    _ и лишь вдалеке слышен был крик орла.

    13.  Мальчик остался дома
    _ и хозяйка принялась его учить шить.

    14.  Он был счастлив _ и
    ему вместе с тем было лестно.

    15.  Было очень прохладно
    _ и пахло осенью.

    16. Страшно выли провода на столбах _ да громыхали вывески.

    17. Бесплодной почвы нет _ и Сахару можно сделать плодородной.

    18.  Я сразу позвонил _ и
    он явился с кружкой воды.

    19.   Идешь по лесу_ и за
    тобой наблюдает множество глаз.

    20.   Все проходит _ да
    все забывается.

    21. Моя речь произвела сильное впечатление _ или она меня просто
    не слушала.

    22. Мир разноязычен _ и люди стараются жить единым разумом.

    23. Всходило солнце _ и вслед за ним обсыхала трава.

    24.  День выпал теплый _ и
    кое-где в последний раз зардела рябина.

    25. Нужно читать книги _ и они нас научат понимать смысл жизни.

    Сравните с правильным вариантом.

    1.    

    Но
    дурной каламбур не утешение для русского человека, и я надумал записывать
    рассказ Максима Максимыча о Бэле.

    2.    

    Про
    батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела князь Багратион послал
    туда князя Андрея.

    3.    

    Тушин
    не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль о смерти не
    приходила ему в голову.

    4.    

    Нехлюдов
    услышал быстрые шаги, и в дверь постучались.

    5.    

    Ему
    было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком.

     6. Старайся 
    думать о хорошем,  и мысли созреют
    в добрые поступки.

    7  Природа поздней осенью
    засыпает, и люди готовятся к долгой зиме.

    8. Надвигалась гроза ,  и
    тучи заволокли всё небо.

    9.  У церкви иногда
    сиротливо мерцал одинокий фонарь ,  да
    ещё здание школы  по вечерам светилось
    огнями.

    10. Ночи были весенние, да холодало целый месяц.

    11. Нас ветер обдал пылью, 
    и мы слышим скрип мельничных колес.

    12. Вокруг нас природа молчала, и лишь вдалеке слышен был крик
    орла.

    13.  Мальчик остался дома,
    и хозяйка принялась его учить шить.

    14.  Он был счастлив,  и ему вместе с тем было лестно.

    15.  Было очень прохладно,
    и пахло осенью.

    16. Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески.

    17. Бесплодной почвы нет, и Сахару можно сделать плодородной.

    18.  Я сразу позвонил, и
    он явился с кружкой воды.

    19.   Идешь по лесу, и за
    тобой наблюдает множество глаз.

    20.   Все проходит,
    да  все забывается.

    21. Моя речь произвела сильное впечатление, или она меня просто
    не слушала.

    22. Мир разноязычен, и люди стараются жить единым разумом.

    23. Всходило солнце, и вслед за ним обсыхала трава.

    24.  День выпал
    теплый,  и кое-где в последний раз
    зардела рябина.

         25. Нужно читать
    книги,  и они нас научат понимать смысл
    жизни
    .

    Теория

    Если
    у двух частей сложносочиненного предложения есть общий второстепенный
    член
    , вводное
    слово или общее придаточное,
    запятая перед И не нужна.

    Ссылки

    Сложносочиненное
    предложение – сложное предложение, части которого равноправны и соединены сочинительными союзами:
    Было холодно, но пришлось идти в школу.

    Сочинительные
    союзы – И, ИЛИ, ЛИБО, НО, А, ДА, ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ОДНАКО…

    Вводное слово служит
    для выражения отношения говорящего к высказанной мысли и не являются членами
    предложения: разумеется, конечно, по-видимому, наверное и др.

    Общий
    второстепенный член – один на все части сложного предложения: Сейчас брызнет майский дождь и начнётся гроза.

    Придаточное предложение — зависимая часть
    главного предложения в сложноподчинённом предложении: Когда Вася
    вышел на улицу,
    уже стемнело.

    Сложноподчинённое
    предложение – сложное предложение, состоящее из главного и придаточных, которые
    присоединяются к главному подчинительными
    союзами
    и союзными
    словами
    Леса шумели так,
    будто океаны прорвали плотину.

    Подчинительные союзы –
    ЧТО, ЧТОБЫ, КОГДА, ЕСЛИ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО

    Союзные слова  — относительные местоимения и наречия,
    которые служат для присоединения придаточного предложения к главному: ЧТО,
    КУДА, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, КТО

    Примеры:

    К ночи

    снегопад
    закончился и усилились морозы. – в предложении две основы, но есть общее
    обстоятельство – к ночи. Не нужна
    запятая.

    Иными
    словами, время уже истекло и надо было уходить. — есть общее вводное слово
    – иными словами. Запятая не нужна.

    Когда
    из-за туч вышла луна, все
    вокруг посветлело и на море появилась серебристая дорожка. — есть
    общее придаточное предложение времени – когда из-за туч вышла луна. Запятая
    перед И не нужна.

    Выполните
    задание. Поставьте запятые.

    1.    

    Камни
    побелели _ и по ним легко идти.

    2.    

    Из
    окошка далеко блестят горы _ и виден Днепр.

    3.    

    Шум
    стройки доносился отчетливо _ и впереди вспыхивали огни электросварки.

    4.    

    На
    чердаке было совсем светло _ и шум ветра не казался в нем таким зловещим.

    5.    

    Но
    и в этой комнате стояла пустая ванна _ и была пролита вода.

    6. Осенью природа засыпает _ и люди готовятся к зиме.

    7. От долгого сиденья у него затекли ноги _ и заболела спина.

    8. Вдалеке надвигалась гроза 
    _ и тучи заволокли всё небо.

    9. Для счастья людям нужен мир _ и не нужна война.

    10. Землю подсушил мороз 
    _и запорошило первым нежным снегом.

    11.  Отсюда блестит река _
    и виден весь город.

    12. У него покраснел лоб _и выступили слезы.

    13. Где-то звонко капала вода _ и стрекотали кузнечики.

    14. Может, он вчера еще приехал _  и я забыла.

    15. Когда приятели вернулись в свой город,  был уже ноябрь _ и  на улицах лежал глубокий снег.

    16. На другой день Орлов вернулся к обеду _ и они помирились.

    17.  Стало быть, ей было
    известно ее положение _ и она понимала его.

    18. На  небе были звезды _
    и  светился изредка застилаемый дымом
    молодой месяц.

    19. В сенях пахло свежими яблоками _ и  висела волчья шкура.

    20. Рано утром  очень
    прохладно _ и пахло осенью.

    21. Бывает,  идешь по лесу
    _ и за тобой наблюдает множество глаз.

    22. Поздней осенью природа засыпает_ и люди готовятся к зиме.

    23. В лесу  природа молчала
    _и лишь слышен стук дятла.

    24. По ночам в городе стало теплее _ и пахло огурцами.

    25. После всего этого 
    пошел дождь_ и стало теплее.

           Сравните
    с правильным вариантом.

    1.    

    Камни
    побелели, и по ним легко идти.

    2.    

    Из
    окошка далеко блестят горы и виден Днепр.

    3.    

    Шум
    стройки доносился отчетливо, и впереди вспыхивали огни электросварки.

    4.    

    К
    счастью, на чердаке было совсем светло и шум ветра не казался в нем таким
    зловещим.

    5.    

    Но
    и в этой комнате стояла пустая ванна и была пролита вода.

    6. Осенью природа засыпает  и
    люди готовятся к зиме.

    7. От долгого сиденья у него затекли ноги  и заболела спина.

    8. Вдалеке надвигалась гроза и тучи заволокли всё небо.

    9. Для счастья людям нужен мир 
    и не нужна война.

    10. Землю подсушил мороз 
    и запорошило первым нежным снегом.

    11.  Отсюда блестит река и
    виден весь город.

    12. У него покраснел лоб 
    и выступили слезы.

    13. Где-то звонко капала вода 
    и стрекотали кузнечики.

    14. Может, он вчера еще приехал 
    и я забыла.

    15. Когда приятели вернулись в свой город,  был уже ноябрь  и  на
    улицах лежал глубокий снег.

    16. На другой день Орлов вернулся к обеду и они помирились.

    17.  Стало быть, ей было
    известно ее положение  и она понимала
    его.

    18. На  небе были
    звезды  и 
    светился изредка застилаемый дымом молодой месяц.

    19. В сенях пахло свежими яблоками  и 
    висела волчья шкура.

    20. Рано утром  очень
    прохладно и пахло осенью.

    21. Бывает,  идешь по
    лесу  и за тобой наблюдает множество
    глаз.

    22. Поздней осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.

    23. В лесу  природа
    молчала  и лишь слышен стук дятла.

    24. По ночам в городе стало теплее   и пахло огурцами.

    25. После всего этого 
    пошел дождь  и стало теплее.

    Теория

    Запятая ставится перед
    союзами а, но, да=но, однако, зато.

    Запятая
    ставится
    перед второй частью
    двойного
    союза как…,так, не только…,но и, не столько…,сколько,
    насколько…,настолько, хотя и…,но, если не…,то, не
    только не…а, не то чтобы…а и др.

    Примеры    

    Дни стояли пасмурные,
    однако теплые.

    Музыка звучит если не у
    вас, то у вашего соседа.

    Петухов
    хорошо сдал как зачеты, так и экзамены.

    Сапунцов
    не то чтобы не хотел заниматься французским,
    а никак не мог начать.

    Выполните
    задание. Поставьте запятые.

    1.    

    Марина
    не только не отказалась от идеи нарисовать на стене троллейбус _а уже
    пригласила художника.

    2.    

    Феликс
    хотя и старался выполнять домашние задания _ но почти никогда не успевал
    сделать это.

    3.    

    Я
    вас ждала как позавчера _ так и вчера.

    4.    

    Петухов
    не столько мечтал об университете _ сколько хотел вырваться из школы.

    5.    

    Ей
    не то чтобы мешали быть самой красивой _ но не поддерживали в этом стремлении.

    6. Захар вполголоса не
    только приказал Дику ждать _ а сам пошел на голоса и шум.

    7. Эта история не так
    интересна _ как поучительна.

    8.  Стрельцы признавали вину не столько  в вооруженном бунте _ сколько в его  замысле.

    9.  В первый раз после
    двухнедельного отсутствия русские войска не только удержали поле сражения_
    но  прогнали французов.

    10.  Кабинет как был
    запечатан_ так и остался.

    11. Вахнов  на мгновение
    приобрел если не уважение _ то сочувствие.

    12. Пахло в кухне не то чтобы вкусно_ а приторно.

    13.   И не настолько стало
    важно сочинять сказки_  насколько  было это занятие интересно.

    14. Мы не только увлекались музыкой_ но старались изучать
    танцевальные движения.

    15. Хотя это было сделать трудно_ но очень важно.

    16. Мы это ощущаем как быстро_ так и легко.

    17. Эта музыка была не столько громкая_ сколько раздражающая.

    18. Вам важно знать как теоремы_ так и особенности построения
    графиков.

    19. Не только мальчишки_ но и девчонки бросились играть в
    футбол.

    20. Хотя он шел и  тихо_
    но все же вприпрыжку.

    21. Нам интересно работать как с собаками_ так и с кошками.

    22. Хотя нас много_ но это его не останавливает.

    23.  Работа важна на
    столько_ на сколько интересна.

    24. Он как и не старался_ так и мог не уснуть.

    25. В некоторых случаях определения с одинаковым основанием
    можно отнести как к однородным_ так и  к
    неоднородным.

    Сравните с правильным вариантом.

    1.    

    Марина
    не только не отказалась от идеи нарисовать на стене троллейбус, а уже
    пригласила художника.

    2.    

    Феликс
    хотя и старался выполнять домашние задания, но почти никогда не успевал сделать
    это.

    3.    

    Я
    вас ждала как позавчера, так и вчера.

    4.    

    Петухов
    не столько мечтал об университете, сколько хотел вырваться из школы.

    5.    

    Ей
    не то чтобы мешали быть самой красивой, но не поддерживали в этом стремлении.

      6. Захар вполголоса не
    только приказал Дику ждать,  а сам пошел
    на голоса и шум.

    7. Эта история не так
    интересна, как поучительна.

    8.  Стрельцы признавали вину не столько  в вооруженном бунте,  сколько в его 
    замысле.

    9.  В первый раз после
    двухнедельного отсутствия русские войска не только удержали поле сражения,
    но  прогнали французов.

    10.  Кабинет как был
    запечатан, так и остался.

    11. Вахнов  на мгновение
    приобрел если не уважение,  то
    сочувствие.

    12. Пахло в кухне не то чтобы вкусно, а приторно.

    13.   И не настолько стало
    важно сочинять сказки, насколько  было
    это занятие интересно.

    14. Мы не только увлекались музыкой, но старались изучать
    танцевальные движения.

    15. Хотя это было сделать трудно, но очень важно.

    16. Мы это ощущаем как быстро, 
    так и легко.

    17. Эта музыка была не столько громкая,  сколько раздражающая.

    18. Вам важно знать как теоремы, так и особенности построения
    графиков.

    19. Не только мальчишки, но и девчонки бросились играть в
    футбол.

    20. Хотя он шел и 
    тихо,  но все же вприпрыжку.

    21. Нам интересно работать как с собаками,  так и с кошками.

    22. Хотя нас много,  но
    это его не останавливает.

    23.  Работа важна на
    столько,  на сколько интересна.

    24. Он как и не старался, так и мог не уснуть.

    25. В некоторых случаях определения с одинаковым основанием
    можно отнести как к однородным, так и  к
    неоднородным.

    Пояснение Г

    Теория

    Однородные члены,
    соединенные повторяющимися союзами, разделяются запятыми (да..да, ни…ни,
    или…или, ли..ли, то…то, либо…либо, не то…не то…, то ли…то ли ).

    НО!
    Если повторяющийся союз соединяет  фразеологизм, запятая не
    нужна!

    Ссылки

    Однородными
    называются членами предложения, которые относятся к одному и тому же слову и
    отвечают на один и тот же вопрос.

    Фразеологизм
    устойчивое словосочетание, значение которого
    невыводимо из значений составляющих
    его компонентов, например: «собаку съесть»…

    Примеры

     Ни он, ни его близкие не верили
    такому счастью.

    Он
    то ходил по комнате, то останавливался возле окна.

    Вася встал сегодня ни
    свет ни заря.

    Выполните
    задание. Поставьте запятые.

    1.    

    Легкий
    ветерок то просыпался _ то утихал.

    2.    

    Долго
    ль мне гулять по свету _ то в коляске _ то верхом _то в кибитке _ то в карете _
    то в телеге _ то пешком.

    3.    

    Овсяников
    разъезжал _ либо на беговых дрожках _ либо в небольшой красивой коляске с
    кожаным верхом.

    4.    

    Ну
    что за человек – ни рыба _ ни мясо!

    5.    

    Звезды
    то мигали слабым светом _ то исчезали.

    6. Он иногда был то шумно весел _то грустен.

    7. Он лишь подсвечивали то стены пещерного зала _ то наиболее
    красивый сталагмит.

    8.  Ни люди _ни птицы его
    в лесу не слышали.

    9. Или слишком поздно _ или слишком рано должно это произойти.

    10. Из большой комнаты в «номерах» доносились то ли дружный
    хохот _  то ли рыдающие стоны гитары.

    11. А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал
    псалмы _ то внушительно поучал дочь.

    12. Не было ни бурных слов _ ни пылких признаний.

    13 После разлуки с Лермонтовым она не могла смотреть ни на людей
    _ ни на попутные села и города.

    14. Нигде не было видно ни воды _ ни деревьев.

    15. Высоко в небе парил не то коршун _ не то ястреб.

    16. Дни были то солнечные _ то хмурые.

    17. Ни то _ ни сё_  ни
    житель света _ ни призрак мертвый.

    18. Пускай да послужит он в армии _ да понюхает пороху.

    19. Легкий ветерок не то просыпался _ не то утихал.

    20. Овсянников разъезжал либо на беговых дрожках _либо в
    небольшой красивой тележке с кожаным верхом.

    21. Он была ни жива _ ни мертва.

    22.  Ни богу свечка _ни
    черту кочерга.

    23.  Ни в городе Богдан _
    ни в селе Селифан.

    24. Нельзя было тронуться ни взад _ни вперед.

    25. Жизнь моя в Петербурге ни то_ ни сё.

    Сравните с правильным вариантом.

    1.    

    Легкий
    ветерок то просыпался, то утихал.

    2.    

    Долго
    ль мне гулять по свету то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в
    телеге, то пешком.

    3.    

    Овсяников
    разъезжал либо на беговых дрожках, либо в небольшой красивой коляске с кожаным
    верхом.

    4.    

    Ну
    что за человек – ни рыба ни мясо!

    5.    

    Звезды
    то мигали слабым светом, то исчезали.

    6. Он иногда был то шумно весел, то грустен.

    7. Он лишь подсвечивали то стены пещерного зала,  то наиболее красивый сталагмит.

    8. Ни люди, ни птицы его в лесу не слышали.

    9. Или слишком поздно, 
    или слишком рано должно это произойти.

    10. Из большой комнаты в «номерах» доносились то ли дружный
    хохот, то ли рыдающие стоны гитары.

    11. А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал
    псалмы, то внушительно поучал дочь.

    12. Не было ни бурных слов _ ни пылких признаний.

    13. После разлуки с Лермонтовым она не могла смотреть ни на
    людей, ни на попутные села и города.

    14. Нигде не было видно ни воды, 
    ни деревьев.

    15. Высоко в небе парил не то коршун,  не то ястреб.

    16. Дни были то солнечные, то хмурые.

    17. Ни то ни сё, ни житель света, ни призрак мертвый.

    18. Пускай да послужит он в армии, да понюхает пороху.

    19. Легкий ветерок не то просыпался,  не то утихал.

    20. Овсянников разъезжал либо на беговых дрожках, либо в
    небольшой красивой тележке с кожаным верхом.

    21. Он была ни жива ни мертва.

    22.  Ни богу свечка, ни
    черту кочерга.

    23.  Ни в городе
    Богдан,  ни в селе Селифан.

    24. Нельзя было тронуться ни взад ни вперед.

    25. Жизнь моя в Петербурге ни тони сё.

    Пояснение Д

    Теория

    Запятая ставится между
    парами однородных членов.

    Запятая ставится при
    отсутствии союза И перед первым из перечисляющихся членов предложения, если
    союз И повторяется хотя бы дважды.

    Обратите внимание:
    запятая ставится и перед первым И тоже
    .

    Проверьте,
    действительно ли союз повторяющийся. Повторяющийся союз должен соединять
    однородные члены предложения. Например, если перед вами три союза И: первый
    соединяет однородные подлежащие, второй – однородные определения, третий  — однородные обстоятельства, это
    неповторяющиеся союзы. Запятые не нужны!

    Запятая
    не ставится, если члены предложения соединены неповторяющимся союзом И, ДА=И,
    ИЛИ, ЛИБО.

    Если союз И стоит перед первым из перечисляемых
    членов предложения, запятая перед ним не нужна.

    Ссылки

    Однородными
    называются членами предложения, которые относятся к одному и тому же слову и
    отвечают на один и тот же вопрос.

    Примеры

    От дома


    и от деревьев, от голубятни и от галереи
    побежали длинные тени.

    Ему нравились дом,  и сад при доме,  и вечерний

    чай

    ,  и 
    плетеные стулья.

    Анисимов
    смотрел на синее небо и плывущие облака и вспоминал прошедшее лето и Женю.

    Вкус
    ребенка извилист, прихотлив и неожидан.

    Он
    был занят только собой  и  тогда,
    и теперь

    Выполните
    задание. Поставьте запятые.

    1.    

    Стук
    ставни и завывание ветра заставляли бледнеть _и мужчин _и женщин _и детей.

    2.    

    Он
    рощи полюбил густые_ уединенье _тишину _и ночь _и звезды_ и луну.

    3.    

    Вот
    уж _и стука _и крика_ и бубенцов не слыхать.

    4.    

    Старшая
    сестра Нина постоянно вышивала оборки_ и воротнички _и составляла разные узоры.

    5.    

    Он
    очень загорел_ похудел_ и побледнел_ и чувствовал смертную тоску.

    6. И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом.

    7. Я прислушивался к
    голосам народного творчества_ и природы _и брал напетое_ и подсказанное ими в
    основу своего творчества.

    8. Светлые полосы от огня_
    и черные тени ночи плясали вокруг костра _ и ползали по земле где-то  в пространстве.

    9.  Едет витязь степью _ и горами _ и видит крест
    на холме _ и несколько пещер.

    10.  И дни _ 
    и ночи до утра в степи бураны бушевали _ 
    и ветки снегом заметали _ и заносили хутора.

    11. Русский народ смышлен_
    и понятен _ усерден _ и горяч ко всему благородному_  и прекрасному.

    12. Солдаты шли скоро_ и
    молча _ и невольно перегоняли друг друга.

    13.  Он схвати Ваню большими руками _  и прижал к груди _  и засмеялся тихим смехом.

    14.   Казачки сидели на земле_ и завалинках хат_ и
    звонко болтали

    15.  Море вечно _и неумолкаемо шумит _ и плещет.

    16. А вокруг были дым_ и
    бой_ и смерть.

    17. Со всех сторон
    слышались  и смех _ и песни.

    18. Татьяна верила
    преданьям простонародной старины _и снам _и карточным гаданьям _ и
    предсказаниям луны.

    19. Много в нашем саду и
    за оградой  деревьев и кустарников.

    20. Темнота раннего
    зимнего утра скрывала_ и площадку на берегу_ и полотняный поселок из палаток
    _  и самих людей.

    21. Он приезжал нас
    навестить либо в понедельник _  либо во
    вторник.

    22. Я хочу быть отроком
    светлым  _иль цветком в луговой межи.

    23. Она требует  самоотвержения_ чистоты души_  и чистоты помыслов.

    24. Колокольчик звонко
    плачет_ и хохочет_ и визжит.

    25. Был счастье_ и горе
    _радость _ и боль.

    Сравните с предлагаемым
    вариантом.    
            

    1.    

    Стук
    ставни и завывание ветра заставляли бледнеть и мужчин, и женщин, и детей.

    2.    

    Он
    рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну.

    3.    

    Вот
    уж и стука, и крика, и бубенцов не слыхать.

    4.    

    Старшая
    сестра Нина постоянно вышивала оборки и воротнички и составляла разные узоры.

    5.    

    Он
    очень загорел, похудел и побледнел и чувствовал смертную тоску.

     6. И днем и ночью кот
    ученый все ходит по цепи кругом.

    7. Я прислушивался к
    голосам народного творчества  и
    природы  и брал напетое  и подсказанное ими в основу своего
    творчества.

    8. Светлые полосы от
    огня  и черные тени ночи плясали вокруг
    костра  и ползали по земле где-то  в пространстве.

    9.  Едет витязь степью  и горами  
    и видит крест на холме  и
    несколько пещер.

    10.  И дни 
    и ночи до утра в степи бураны бушевали, 
    и ветки снегом заметали, и заносили хутора.

    11. Русский народ
    смышлен  и понятен, усерден и горяч ко
    всему благородному и прекрасному.

    12. Солдаты шли скоро и
    молча  и невольно перегоняли друг друга.

    13.  Он схвати Ваню большими руками,  и прижал к груди,  и засмеялся тихим смехом.

    14.   Казачки сидели на земле и завалинках хат и
    звонко болтали.

    15.  Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет.

    16. А вокруг были дым, и
    бой, и смерть.

    17. Со всех сторон
    слышались  и смех, и песни.

    18. Татьяна верила
    преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям. и предсказаниям
    луны.

    19.  .Много в нашем саду и за оградой  деревьев и кустарников.

    20. Темнота раннего
    зимнего утра скрывала и площадку на берегу, 
    и полотняный поселок из палаток, и самих людей.

    21. Он приезжал нас
    навестить либо в понедельник,  либо во
    вторник.

    22.  Я хочу быть отроком светлым  иль цветком в луговой межи.

    23. Она требует  самоотвержения, чистоты души  и чистоты помыслов.

    24. Колокольчик звонко
    плачет,  и хохочет, и визжит.

    25. Был счастье  и горе, 
    радость  и боль.

     Дополнительно ЕГЭ 15.

  • В рассказе противопоставлены два взгляда на мир один из них альтруистский что означает это понятие
  • В рассказе приведенном в учебнике предстают два разных отношения к жизни две разные философии
  • В рассказе попрыгунья чехов осуждает праздность
  • В рассказе писателя успенского уроженца тульской области
  • В рассказе писателя успенского уроженца тульской губернии встречается такой отрывок в хате птичницы