В роли учителя как пишется

«В роли» или «в роле»? Понятное в устной речи выражение часто вызывает трудности на письме. Безударный гласный в последнем слоге произносится неотчетливо и вызывает сомнения. Для того чтобы понять, как писать правильно, обратимся к простому правилу.

Читайте в статье

  • Как правильно пишется?
    • Примеры предложений
  • Синонимы сочетания «в роли»
  • Ошибочное написание сочетания «в роли»
  • Заключение

Как правильно пишется?

Рассматриваемое сочетание состоит из предлога «в» и существительного женского рода 3-го склонения «роль» в предложном падеже. Согласно правилу, существительные такого типа имеют три варианта окончания:

  • нулевое;
  • «-и»;
  • «-ю/у».

Из этого следует, что окончания «-е» не может быть ни в одном из вариантов склонения.

Словосочетание правильно пишется: «в роли».

В речи употребляется как существительное «роль» с предлогом «в», а также как служебное слово со значением «в качестве». Выражение требует после себя дополнение в виде существительного в родительном падеже: в роли кого? (чего?).

Примеры предложений

  1. В роли Снегурочки на празднике была наша воспитательница. Однако сразу ее никто не узнал.
  2. У маленькой Олеси уже выработалась привычка – выступать каждый раз в роли жертвы, если ее задевал старший брат.
  3. В роли злого волшебника снялся известный актер, который всегда играл только положительных персонажей.
  4. В споре Марина выступала в роли защитницы, но ее участия никто не замечал.
  5. Миша играл сегодня в роли нападающего. Сейчас он уверенно вел мяч к воротам команды из соседнего двора.

Синонимы сочетания «в роли»

Наиболее подходящие по смыслу выражения:

  • в качестве;
  • в образе;
  • в ипостаси.

В некоторых случаях рассматриваемое словосочетание можно заменить на близкое по значению: «играть роль».

Ошибочное написание сочетания «в роли»

Ошибки, которые часто встречаются на письме:

  • слитное написание выражения: «вроли»;
  • неправильное падежное окончание существительного: «в роле».

Заключение

Независимо от того, в качестве какой части речи выступает выражение «в роли», оно всегда пишется с буквой «и» на конце.

Как правильно пишется словосочетание «роль учителя»

  • Как правильно пишется слово «роль»
  • Как правильно пишется слово «учитель»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: нянчащий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «роль»

Ассоциации к слову «учитель»

Синонимы к словосочетанию «роль учителя»

Предложения со словосочетанием «роль учителя»

  • В-пятых, остро осознаётся необходимость изменения понимания социальной роли учителя, преподавателя.
  • Роль учителя состоит в том, чтобы помочь ребёнку систематизировать этот огромный эмпирический опыт, как-то структурировать многочисленные разнородные элементы.
  • Роль учителя сводилась к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их любознательности.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «роль учителя»

  • «Жестоко вышколили ее», — думал Самгин, слушая анекдоты и понимая пристрастие к ним как выражение революционной вражды к старому миру. Вражду эту он считал наивной, но не оспаривал ее, чувствуя, что она довольно согласно отвечает его отношению к людям, особенно к тем, которые метят на роли вождей, «учителей жизни», «объясняющих господ».
  • Я видел ее в первый раз в роли Ксении в «Дмитрии Донском» и разделял общее восхищение зрителей; но Шушерин, к великому удивлению моему, сказал мне, что она начинает портиться и что он решительно недоволен ею в трагических ролях, кроме ролей Антигоны и Корделии, что она попала в руки таких учителей, которые собьют ее с толку, выучат ее с голосу завыванию по нотам.
  • Я думал, что эта подавляющая тишина, это холодное безучастие так на них подействуют, что пиеса будет играться вяло, безжизненно и роли будут сказываться наизусть, как уроки, которые сказывают мальчики, не принимающие в них никакого участия, стоя перед своим строгим учителем; но комедия шла живо и весело, как будто сопровождаемая теплым сочувствием зрителей.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Сочетаемость слова «роль»

  • важная роль
    главная роль
    большая роль
  • роль человека
    роль фактора
    роль хозяйки
  • исполнение роли
    исполнитель главной роли
    распределение ролей
  • роль досталась
    роли поменялись
    нравилась роль
  • играть свою роль
    выполнять свою роль
    исполнить свою роль
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение слова «роль»

  • РОЛЬ1, -и, род. мн.е́й, ж. 1. Художественный образ, воплощаемый актером на сцене, в кинофильме и т. п. Главная роль. Эпизодическая роль. Комедийная роль. Распределение ролей.

    РОЛЬ2, -и, ж. Спец. То же, что рол (во 2 знач.). Двести ролей мелованной бумаги. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова РОЛЬ

Значение слова «учитель»

  • УЧИ́ТЕЛЬ, -я, м. 1. (мн. учителя́). Тот, кто преподает какой-л. учебный предмет в школе; преподаватель. Учитель математики. Сельский учитель. Учитель средней школы. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова УЧИТЕЛЬ

Афоризмы русских писателей со словом «роль»

  • Дало две роли провидение
    На выбор мудрости людской:
    Или надежду и волнение,
    Иль безнадежность и покой.
  • Создание мира без насилия является целью гуманной, реалистичной и неизбежной. Россия, переживающая сейчас тяжелый политический, экономический и психологический кризис, могла бы найти и для себя большую и достойную роль в движении к этой цели. Стремление к этой цели может объединить всех людей и все местные и международные организации, уважающие права человека, защищающие природу и вообще жизнь на земле.
  • В этом мире — ни слез, ни сути,
    В этом мире — ни слез, ни крови!
    А уж наши с тобою судьбы
    Не играют и вовсе роли!
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

РОЛЬ1, -и, род. мн.е́й, ж. 1. Художественный образ, воплощаемый актером на сцене, в кинофильме и т. п. Главная роль. Эпизодическая роль. Комедийная роль. Распределение ролей.

РОЛЬ2, -и, ж. Спец. То же, что рол (во 2 знач.). Двести ролей мелованной бумаги.

Все значения слова «роль»

УЧИ́ТЕЛЬ, -я, м. 1. (мн. учителя́). Тот, кто преподает какой-л. учебный предмет в школе; преподаватель. Учитель математики. Сельский учитель. Учитель средней школы.

Все значения слова «учитель»

  • В-пятых, остро осознаётся необходимость изменения понимания социальной роли учителя, преподавателя.

  • Роль учителя состоит в том, чтобы помочь ребёнку систематизировать этот огромный эмпирический опыт, как-то структурировать многочисленные разнородные элементы.

  • Роль учителя сводилась к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их любознательности.

  • (все предложения)
  • деятельность учителя
  • задача учителя
  • личность учителя
  • труд учителя
  • будущий учитель
  • (ещё синонимы…)
  • актёр
  • исполнительница
  • театр
  • актёры
  • кино
  • (ещё ассоциации…)
  • учить
  • школа
  • школы
  • инструктор
  • учения
  • (ещё ассоциации…)
  • важная роль
  • роль человека
  • исполнение роли
  • роль досталась
  • играть свою роль
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • школьный учитель
  • учитель истории
  • слова учителя
  • учитель говорил
  • стать учителем
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «учитель»
  • Как правильно пишется слово «роль»
  • Как правильно пишется слово «учитель»

Как правильно: в рОлях и в ролЯх?

22 июня 2015 10:34

Администрация города Екатеринбурга в рамках проекта «Екатеринбург говорит правильно» обращается к вопросу о корректном ударении в формах слова роль.

Составители орфоэпических словарей проявляют единодушие. В единственном числе ударение падает только на корень: роль, рОлью, рОли. В формах множественного числа первый слог остается под ударением только в именительном и винительном падежах: рОли. В остальных случаях ударение переходит на окончание: ролЕй, ролЯм, ролЯх, ролЯми.

Таким образом, правильно: сниматься в комедийных ролЯх, распределение ролЕй, читать по ролЯм, поменяться ролЯми, дебютировать в рОли, работа над рОлью.

Фото www.yandex.ru

Ключевые слова:
русский язык

Материалы по теме

Правильно ли говорить «крайний дефицит»?
29 июня 2015 10:16
Как правильно: зУбчатый или зубчАтый?
26 июня 2015 12:28
Как правильно: дверьми или дверями?
25 июня 2015 15:14
Как правильно: инструктАжей или инструктажЕй?
24 июня 2015 09:51
Как правильно: диОптрия или диоптрИя?
23 июня 2015 11:20
Как правильно: факсИмиле или факсимилЕ?
19 июня 2015 09:55
Правильно ли говорить «городской муниципалитет»?
18 июня 2015 12:11
Как правильно: о его или об его?
17 июня 2015 09:52
Как правильно: на счЕте или на счетУ?
16 июня 2015 11:02
Как правильно: стоять у двЕри или у дверИ?
15 июня 2015 09:00

Содержание

  1. Как правильно: в рОлях и в ролЯх?
  2. Новости на эту же тему
  3. Фоторепортажи
  4. Как правильно писать: «в роли» или «в роле»?
  5. Поиск ответа
  6. Значение слова «роль»
  7. роль I
  8. Фразеологизмы и устойчивые сочетания
  9. роль II
  10. Делаем Карту слов лучше вместе
  11. Учителя будущего: как меняются роли специалистов образования
  12. Новые роли преподавателей
  13. Какие еще роли преподавателя существуют?
  14. Требования к учителю будущего

Как правильно: в рОлях и в ролЯх?

Составители орфоэпических словарей проявляют единодушие.

Администрация города Екатеринбурга в рамках проекта «Екатеринбург говорит правильно» обращается к вопросу о корректном ударении в формах слова роль.

Составители орфоэпических словарей проявляют единодушие. В единственном числе ударение падает только на корень: роль, рОлью, рОли. В формах множественного числа первый слог остается под ударением только в именительном и винительном падежах: рОли. В остальных случаях ударение переходит на окончание: ролЕй, ролЯм, ролЯх, ролЯми.

Таким образом, правильно: сниматься в комедийных ролЯх, распределение ролЕй, читать по ролЯм, поменяться ролЯми, дебютировать в рОли, работа над рОлью.

Фото www.yandex.ru

Новости на эту же тему

Награждение победителей состоялось в Новосибирске.

Проект реализуется в трёх общеобразовательных учреждениях Кировского района.

Финальный этап продлится до 31 октября 2021 года.

Фоторепортажи

На Официальном портале Екатеринбурга расположена наиболее полная информация о городе и его истории, опубликованы новости Екатеринбурга и его окрестностей, фоторепортажи. Городской портал Екатеринбурга содержит справочные материалы: афиша театров и кино, информация о погоде, каталог предприятий Екатеринбурга, пробки в Екатеринбурге, полная структура органов местного самоуправления, таких как Администрация города Екатеринбурга. Большое количество официальных документов размещено в разделах «Официально», «Власть Екатеринбурга».

На портале работает «Электронная приемная» Администрации Екатеринбурга, действуют сервисы «Поиск лекарств в аптеках города», «Запись к врачу онлайн», «Квартальные Екатеринбурга», «Расчет выкупной цены земельного участка» и другие.

Ознакомиться с новостями, задать вопросы и получить ответы по актуальным темам можно также в рубрике «Гость портала» на Информационном портале Екатеринбурга.

Источник

Как правильно писать: «в роли» или «в роле»?

Прежде чем выбирать между «в роли» и «в роле», нужно найти начальную форму существительного, с которым мы грамматически работаем.

Дательный и родительный падежи (они также пишутся как «роли») мы не учитываем, поскольку предлог «в» для них не характерен.

Писать «в роле» нельзя.

Думаю » в роли», если » в роле» надо ещё одну букву » л» добавить, и смысл уже меняется.

Имя существительное «роль» (что?) принадлежит третьему склонению, к которому, как известно, традиционная (школьная) грамматика относит сущ-е женского рода с нулевым окончанием начальной формы (т.е. именительного падежа), напр., дочь, морковь, ночь, рожь и т.д.

При склонении эти сущ-е имеют только три варианта окончания: нулевое, «-и» и «-ю/-у».

Отсюда следует, что сущ-е «роль» не может иметь букву «е» во флексии, в том числе, и в форме предложного падежа.

Вся падежная парадигма этого слова такова:

П. о чём? о рол-и

Слово состоит из двух частей: mano(неплотный) и метр (от слова измерять).

То есть, прибор, измеряющий давление газов или жидкостей. Используется для измерения давления жидкостей в автомобилях и на производствах.

Чередование безударных гласных в корне слова довольно своеобразная тема. Сложность в том, что букву нельзя, проверить однокоренными словом, нужно просто понять правило.

Корень гар-гор, зар-зор, клан-клон, твар-твор зависят от ударения.

В слове нагора́ет, буква в корне в безударном положении, а значит пишем О. Приставка перетянула ударение на себя.

Чтобы выяснить, как правильно писать «моразм» или «маразм«, следует вспомнить, какие правила русского языка применимы к рассматриваемому слову и определить получится ли проверить безударную гласную.

Слово «маразм» пришло к нам из французского языка и является словарным. Поэтому следует запомнить, что слово «маразм» пишется через две буквы «а«.

Примеры предложений, в которых применяется слово «маразм«:

Реформаторы поняли суть проблемы и решили свергнуть впадающую в старческий маразм вдовствующую императрицу.

Пока с высоких постов лился этот бюрократический маразм, страна погружалась в еще больший хаос.

На пенсию следует выходить вовремя, не дожидаясь старческого маразма.

Источник

Поиск ответа

Скажите пожалуйста, как правильно: «факела» или «факелы», «учителя» или » учители «? Заранее спасибо за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Правильно во множественном числе: ф а келы, учител я (если учитель в знач. ‘преподаватель’) и уч и тели (в знач. ‘глава учения, имеющий последователей’).

Подскажите, корректно ли составлено предложение «Лжеучителя, проникшие в коринфскую церковь, осыпали апостола Павла множеством обвинений»?

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день!
По проверке слова на вашем сайте я нашёл, что слово «учитель» пишется по-разному во мн. числе:

Возник вопрос, с каким окончанием правильно писать во мн. числе «учитель закона», в том значении, как он использовался в Библии. Если можно объясните почему вы выбрали тот или иной вариант.

Ответ справочной службы русского языка

Употребительно: Учители Церкви (о святых отцах).

множественное число слова документ — документы
множественное число слова пропуск (в значении документ) — пропуска
учитель — учители
профессор — профессора

какое правило регулирует окончание существительных во множественном числе?

Ответ справочной службы русского языка

Доброе утро!
Спасибо вам за ваши ответы. Становлюсь образованней.
Поскажите, пожалуйста, как правильно произносить: учители (удар.на и) или учителя (удар.на я) (мнж.числ.)? Сорить деньгами (удар.на е) или сорить деньгами (удар.на а)?
Школа юнг или школа юнгов (от слова юнга (морск.))?

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Определенных правил нет, в спорных случаях формы следует проверять по словарю.

Ответ справочной службы русского языка

Такое употребление объясняется традицией.

Источник

Значение слова «роль»

2. Совокупность текста одного действующего лица в пьесе. Тетрадь с ролями.[Аркадина:] Хорошо с вами, друзья, приятно вас слушать, но… сидеть у себя в номере и учить роль — куда лучше! Чехов, Чайка. Играл он [Варламов] необыкновенно легко, творил на сцене, и вечное незнание ролей нисколько не мешало ему. Мичурина-Самойлова, Шестьдесят лет в искусстве.

3. кого. Работа, род деятельности, проявление себя в качестве кого-л. — Ольга Александровна, — обратился Петров к одной из сестер, — вам придется взять на себя роль переводчика. Степанов, Порт-Артур. Большой опыт штабной службы позволил Ватутину сочетать роль командующего фронтом с ролью руководителя штаба. Брагин, Ватутин. || чего. Разг. Назначение, функция. Мы выносим из классов на двор парты — приготовляем себе спальни. Роль кроватей будут выполнять мешки, набитые соломой. Катаев, Из записок гимназиста.

4. Мера влияния, значения, степень участия в каком-л. деле, предприятии, событии. Роль личности в истории.Велики, воистину грандиозны, наши свершения. Возросли роль и авторитет Советского государства. Катаев, Почти дневник. Его роль в формировании зарождающейся советской литературы двадцатых годов огромна. Федин, Горький среди нас.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Роль (искусство) — игра актёра, воспроизводящая героя произведения

Социальная роль — характеристика поведения человека в условиях, определяемых социальными институтами

Роль (безопасность) — в информационных системах практикуется регистрация ролей, с которыми сопоставляется с одной стороны комплект прав доступа, необходимых для выполнения конкретных функций, а с другой стороны — подмножество пользователей, которые должны иметь эти права. Применяется для облегчения управления доступом, вместо назначения отдельных прав персонально каждому пользователю

Роль (Active Directory) — набор функций для выполнения определённого круга задач, назначаемый серверу

Судовая роль — список, содержащий фамилии, имена и отчества лиц, составляющих экипаж, занимаемые ими должности, время назначения на судно. Является одним из судовых документов, предъявляемых капитаном при досмотре судна портовыми властями. Называется также командным списком.

Роль, Франко (1908—1977) — итальянский автогонщик.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

роль I

1. персонаж драматического произведения, изображаемый актёром на сцене либо в кинофильме; также само изображение какого-либо персонажа на сцене либо в кинофильме актёром ◆ Играть роль кого-нибудь. ◆ Главная роль. ◆ Артист дебютировал в роли Хлестакова. ◆ Исполнить роль Гамлета. ◆ Актёр на роли простаков. ◆ Он — на главных ролях.

2. театр. сводный текст выделенных из пьес слов (монологов, реплик) одного персонажа ◆ Списывать роль. ◆ Заучивать роль наизусть. ◆ Актёр плохо знал свою роль. ◆ Раздать роли.

3. перен. деятельность, образ действий, манера держать себя ◆ — Как изменилася Татьяна! Как твёрдо в роль свою вошла. Пушкин

4. значение, род и степень участия в каком-либо деле, предприятии, событии ◆ …Ленин правильно указал путь борьбы рабочего класса, определил его роль, как передовой революционной силы общества, определил роль крестьянства, как союзника рабочего класса. История ВКП(б) ◆ Ему принадлежит большая роль в этом деле. ◆ Блестящая роль в жизни.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

роль II

1. спец. то же, что рол; моток, свиток или свёрток цилиндрической формы ◆ Бумажные роли для печатного цеха.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: тахометр — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Учителя будущего: как меняются роли специалистов образования

С сентября 2021 года в школах России должны появиться учителя-методисты и учителя-наставники — эти изменения планируются в рамках новой системы аттестации преподавателей, разработанной министерством просвещения. Цель нововведений, по словам министра Сергея Кравцова, — повысить престиж профессии, создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов и обеспечить высокое качество образовательных результатов.

Рост потребности в высококвалифицированных специалистах обострит конкуренцию как в сфере академического образования, так и в области EdTech-проектов, число которых за последние месяцы существенно выросло. Преимущество при трудоустройстве будут получать преподаватели, которые смогут быстрее адаптироваться к новым тенденциям.

Татьяна Строганова, заместитель заведующего кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, академический руководитель магистерской программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании»:

«Вызванный коронавирусом кризис стал тем самым драйвером, который побудил многих людей сменить работу, специальность, сферу деятельности. Соответственно, подскочил спрос на программы дополнительного профессионального обучения. Среди образовательных компаний началась жесткая борьба за клиентов, к которой присоединились традиционные вузы. Основным конкурентным преимуществом стало качество преподавательского состава: востребованы оказались те специалисты, которые могут подать материал максимально доступно, полно, интересно и чаще всего в сжатые сроки. Пандемия выдвинула новые требования к педагогу нового поколения — владеть цифровыми компетенциями, быть гибким, способным адаптировать урок к любым условиям и форматам, уметь держать внимание аудитории в любой ситуации».

Новые роли преподавателей

Новые запросы к системе образования, глубокое проникновение гаджетов и интернета в повседневную жизнь, растущая популярность концепции непрерывного обучения (lifelong learning), набирающий обороты формат blended learning — лишь некоторые из факторов, трансформирующих традиционную модель взаимодействия между педагогом и учеником. Расскажем о трех ключевых трендах, приводящих к появлению новых ролей преподавателей.

Цифровое образование отвечает потребностям современных учеников: как показал опрос McKinsey, представителям поколения Z — старшеклассникам и студентам начальных курсов вузов — комфортнее обучаться удаленно. Хотя классическое школьное образование невозможно сделать дистанционным на 100%, онлайн-формат, как утверждает ЮНЕСКО, помогает решить целый ряд проблем — как минимум, связанных с неравным доступом к образованию в некоторых регионах мира. Правда, и здесь есть свои нюансы.

Екатерина Латыпова, руководитель направления по работе с учителями платформы «Учи.ру»:

«Онлайн-формат одновременно и демократизирует образование для всех, у кого есть доступ в интернет, и увеличивает неравенство в доступе к качественным программам. Но гибкость в учете потребностей при дистанционном обучении, конечно, неоспорима. Такой формат становится поддержкой для детей с ограничениями по здоровью или для тех, кто не может посещать школу по другим причинам: например, из-за частых переездов родителей или творческой деятельности — это касается юных спортсменов или музыкантов».

Онлайн-обучение дает студенту больше контроля над процессом: значительная часть материала отдается на самостоятельное освоение, что позволяет выбирать удобные график и темп работы, а также последовательность тем и их выбор. В результате преподаватель из фигуры, диктующей, что именно делать в данный момент, превращается в координатора, чья задача — сопровождать процесс, отслеживая успехи студента и корректируя курс в соответствии с ними. Иначе говоря, ответственность за усвоение материала отдается ученику, педагог же помогает идти в нужном направлении, останавливаясь на проблемных моментах.

Самостоятельность в онлайн-обучении стала важным фактором и в сфере корпоративного образования, где тенденция перехода на удаленный формат наметилась уже давно. В ходе опроса LinkedIn 60% сотрудников из разных сфер отметили, что возможность личного выбора является для них существенным критерием привлекательности онлайн-курсов.

Смешанное обучение, или blending learning (сочетание онлайн и офлайн-форматов) — подход не новый. На Западе он практикуется уже достаточно давно, и даже сами учителя повышают свою квалификацию с помощью омниканальных методов — это подтвердили 62% опрошенных TeachUp.

В России blended learning уверенно отвоевывает свои позиции: уже в следующем учебном году планируется апробация формата в 14 регионах страны в рамках внедрения ЦОС — Цифровой образовательной среды.

Поскольку при смешанной модели ученики также самостоятельно отрабатывают материал, учителю нужно фокусироваться на более глубокой проработке темы, чтобы донести ее до всех студентов. На первый план здесь выходит индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого обучающегося. Преподаватель выступает в роли компетентного наставника, чья главная задача — понять запросы и особенности ученика, чтобы предложить ему персональную траекторию освоения материала.

Александр Альперн, основатель и CEO Webinar Group:

«Онлайн-обучение дает не только новые образовательные форматы, но и меняет роль преподавателей. Возьмем, к примеру, условный университет, где работает лучший в стране профессор по математическому анализу: онлайн его лекции могут слушать студенты со всей России. В таком случае, очный преподаватель в другом вузе может стать наставником, который помогает студентам усваивать материал и применять его на практике. Кроме того, цифровые технологии позволяют снять с учителя надзорную функцию: так, мы сейчас работаем над технологией, которая идентифицирует студента по изображению с камеры, чтобы отследить факты подсказок или списывания».

На протяжении последних 20 лет в академическом сообществе ведутся споры о создании обучающих программ на компетентной основе. Приоритетом международных организаций становится сближение образования и актуальных запросов рынка. Например, Всемирный экономический форум разработал программу «Образование 4.0», цель которой — внедрение практико-ориентированного обучения еще на этапе средней школы. Это соответствует и запросам современных учеников: по данным опроса «Учи.ру» школьники хотят получать навыки, которые можно применить в реальной жизни. В России этот подход уже закрепился на уровне ФГОС в виде исследовательских и проектных технологий обучения.

Если для школы проектное обучение, нацеленное на рынок — скорее вопрос отдаленного будущего, то в университетской среде некоторые вузы уже сейчас становятся трендсеттерами нового подхода. Так, выпускники ряда учебных заведений могут представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный стартап. Одним из первых такую практику внедрили РЭУ им. Плеханова, МФТИ, ТПУ, ИТМО и РАНХиГС, а в будущем году эту инициативу опробуют еще 40 российских вузов. Студенту нужно фактически создать реальный бизнес-проект, который позволит ему не только сформировать портфолио и получить доход, но и принять участие в федеральной программе, нацеленной на развитие предпринимательства в стране.

Андрей Коршунов, руководитель магистратур «Финтех» и «DigitalPro», директор центра Корпоративных программ ИБДА РАНХиГС:

«Концепцию стартапа в качестве дипломной работы мы в РАНХиГС запустили еще в 2019 году. Чтобы получить допуск к защите, проекты должны соответствовать целому ряду требований. Сюда относится, в частности, наличие потенциального инвестора, планируемая выручка не менее 100 тыс. рублей в месяц, для специалистов или магистров — регистрация ИП или юрлица в категории МСП, а главное — инновационная составляющая. По сути, студенты открывают реальную компанию в реальных условиях — это стирает грань между вузом и «настоящей» жизнью. После окончания обучения выпускники готовы к выходу на рынок и борьбе за свое место на нем».

Разумеется, в практико-ориентированном обучении роль преподавателя меняется: он сам становится практиком. Эксперты приходят из «бизнеса» и дают студентам реальные кейсы.

Часто преподавание для такого человека — не основной род деятельности. Работа на производстве, в компаниях, «в поле» — вот чем занимаются преподаватели-практики.

Рабочие программы по дисциплинам, экзаменационные ведомости, отчеты зачастую — «темный лес» для таких преподавателей. Они пришли делиться своим опытом и не представляют, как заполнять различные бумаги.

Этот тип преподавателей необходимо по возможности освободить от методической работы, от заполнения документов.

Какие еще роли преподавателя существуют?

Эксперты «Юрайт.Академии» выделяют еще несколько ролей преподавателей. Для максимальной эффективности их работы стоит определенным образом организовывать их занятость и по-разному строить коммуникацию.

Это хороший оратор, и ему нравится работать со студентами. Он «зажигает» аудиторию, ему не сложно читать поточные лекции на 100 человек, вести семинарские занятия. Зачастую такой лектор — выдающийся популяризатор науки, медиазвезда. Он способен обеспечить профориентацию, усилить мотивацию, вдохновить и еще немного вести YouTube-блог с десятками тысяч просмотров. Но он далек от исследовательской рутины, что также следует учитывать.

Научные исследования и публикации — мечта для преподавателя-ученого. Этой группе интересны углубленная работа с аспирантами, тишина лабораторий, архивов и библиотек. Зачастую это — выдающиеся специалисты в своей области. Они охотно возьмут на себя научное руководство. Таким преподавателям интересно открывать новое, писать научные статьи и книги.

По стандартам преподавателю необходимо отработать определенное количество аудиторных часов. Часто под них специально разрабатывают узкие спецкурсы, чтобы отрабатывались эти часы. Но иногда стоит снизить аудиторную нагрузку на преподавателей-ученых и дать им возможность заниматься тем, что им нравится — наукой.

Мнения по методической работе расходятся: кто-то считает, что ее нужно убрать совсем, чтобы преподаватель мог сконцентрироваться на учебном процессе, другие считают, что методическая работа необходима для профессионального развития, а некоторым педагогам разработка новых программ и методик даже нравится.

Методист обеспечивает учебными материалами и контентом тех, кто работает в другой функциональной роли. Ему нравится писать программы, учебники, подбирать литературу. Создание курсов, в том числе в онлайне, не вызывает у него сложности и паники. Методисту нравится готовить фонд оценочных средств, и он может помочь с проведением экзамена.

Такой преподаватель может брать на себя методическую работу преподавателя-практика, помогать в составлении курсов преподавателю-лектору и забирать часть работы у преподавателя-исследователя.

Общение со всеми инстанциями, министерствами, получение грантов, — за все это несет ответственность администратор. Он занимается урегулированием конфликтов и обеспечивает соответствие регулярной работы с Федеральными государственными образовательными стандартами.

У преподавателей должна быть возможность выбора траектории своего преподавательского развития. Администрации необходимо выстраивать систему уравновешивания ролей. Если для каждой роли будет продумана система бонусов и мотивации, огромное количество фейковых публикаций и практики бесполезной аудиторной работы сойдут на нет.

У разных функциональных групп также должны быть равные условия, иначе все будут уходить в исследования, потому что там больше надбавок и дают гранты.

Преподаватели разные, им нужны разные стандарты, наименования и функционал, чтобы они могли успешно развиваться и эффективно работать. Такое разделение будет полезно и для студентов, которые будут понимать, к кому можно обратиться, чтобы решить вопрос с документами, а к кому — с просьбой быть научным руководителем.

Требования к учителю будущего

Новые роли подразумевают и изменение пула навыков. Учителя и преподаватели будущего должны овладеть новыми компетенциями:

По данным совместного исследования «Учи.ру» и Vinci Agency, в пост-коронавирусном мире будет расти спрос на педагогов с хорошим знанием принципов онлайн-обучения, а также адаптацией к цифровому миру. Сейчас индекс отношения учителей к технологическим инновациям составляет 76 пунктов из 100, по оценкам Национального центра финансовых исследований (НАФИ). В рамках этого индикатора измерялись знание современных технологических тенденций, навыки работы с современными гаджетами и приложениями и др.

Практико-ориентированное, гибкое и смешанное обучение требуют постоянного обновления и контента, и методик, и технологий. Учителям и преподавателям придется больше самостоятельно анализировать информацию, выбирая самые релевантные данные, чем опираться на готовые методические пособия и учебники.

ООН включила реализацию принципа lifelong learning в число приоритетных задач наравне с другими глобальными вызовами современности (такими, как преодоление голода или загрязнения окружающей среды). Многие навыки в современном мире стремительно устаревают, и это в полной мере касается и самих специалистов сферы образования. Поэтому умение непрерывно (и зачастую самостоятельно) учиться станет одним из основных требований к преподавателям.

Под этим понятием подразумевают эмпатию, мотивацию, социальные навыки. Эмоциональный интеллект позволяет наладить контакт с людьми вне зависимости от контекста. Это особенно важно для учителя будущего, так как его роль все больше включает гибкую коммуникацию с учениками, организацию эффективной работы в группе или индивидуальный подход к каждому студенту. Сегодня появляются первые инициативы по развитию soft skills у педагогов. Так, проект благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» помогает педагогам получить необходимые компетенции для развития личностного потенциала детей дошкольного и школьного возраста.

Современные образовательные подходы, например, смешанное обучение по моделям «Ротация станций» или «Перевернутый класс», а также гибкое обучение, обучение по запросу в высшем и корпоративном образовании, требуют развитых организационных навыков. Проектное мышление важно, поскольку все больший упор делается на междисциплинарные знания и исследовательский подход. Собственно, сама по себе преподавательская деятельность становится проектной: она нацелена на реальный результат в виде усвоения знаний, которые ученик может применить на практике, вместо абстрактных отработанных часов или выполненных планов.

Еще около 100 лет назад известный британский шахматист Уильям Артур Уорд сказал: «Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет». В контексте современного образования, среднему учителю уже почти не осталось места.

В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!

Источник

Слова «учители» и «учителя» — это нормативные формы множественного числа существительного «учитель», которые отличаются окончанием в зависимости от их лексического значения.

Узнаем, в каких случаях используются слова «учителя» или «учители», с окончанием или , если выясним их лексическое значение в контексте.

В русском языке одушевленное существительное «учитель», называющее одну из востребованных профессий нашего общества, образует параллельные формы множественного числа:

  • учитель — учителя́;
  • учитель — учи́тели.

Учителя или учители

Выбор грамматической формы множественного числа этого существительного с окончанием или связан с лексическим значением слова.

Форма множественного числа «учителя»

Слово «учитель» общеизвестно в качестве названия востребованной профессии. Учитель — это преподаватель школы, который учит детей, передавая им свои знания по определенному учебному предмету:

  • учитель географии;
  • учитель математики;
  • учитель английского языка.

В этом значении слово «учитель» образует форму множественного числа «учителя» с ударным окончанием . Аналогично по этой продуктивной модели возникают подобные грамматические формы некоторых существительных:

  • мастер — мастера́;
  • доктор — доктора́;
  • профессор — профессора́;
  • директор — директора́.

Понаблюдаем за употреблением исследуемого слова, если прочтем примеры предложений.

Примеры

Учителя нашей школы успешно выступили на конференции, посвященной прогрессивной методике преподавания  математики.

Учителя русского языка готовят учеников к участию в районной предметной олимпиаде.

На очередном педагогическом совете учителя биологии обменялись опытом использования наглядных пособий на уроках.

Опытные учителя передают молодёжи свои умения и навыки в организации учебного и воспитательного процесса.

Форма множественного числа «учители»

Слово «учитель» образует форму множественного числа «учители» с безударным окончанием , если обозначает главу учения, имеющего своих последователей, авторитетного человека, наставника, пропагандирующего свои взгляды в какой-либо области. Эта форма существительного используется реже.

Понаблюдаем, в какой речевой ситуации употребляется это слово.

Вы наши настоящие учители и наставники!

На этой доске почёта представлены учители.

Учители Церкви — это звания, которые присваиваются выдающимся богословам и церковным деятелям.

В грамматике русского языка отметим имена существительные, которые так же различаются окончаниями в формах множественного числа в связи с разным их лексическим значением:

  • пропуски (занятий) — пропуска́ (документы);
  • токи (электричества) — тока́  (места молотьбы зерновых);
  • тормозы (препятствия) — тормоза́  (машин) и т. д.

Средняя оценка: 4.8.
Проголосовало: 17

  • В результате как пишется слитно или раздельно слово
  • В редакцию пришло письмо от рабочего нечаева сочинение
  • В растяжку как пишется слитно или раздельно
  • В растяжку говорить как пишется
  • В растопырку как пишется