В русских народных сказках камень

Упоминания об Алатырь-камне можно встретить в русском фольклоре довольно часто. Впрочем, и других чудо-камней у нас много — славяне издревле поклонялись им, приписывали мистические свойства и так в них верили, что постоянно просили помощи. А уж Алатырь был для наших предков «всем камням отец», его восхваляли, как бога. И считали, что находится он в самом центре мира (мироздания).

То есть точного адреса никто не знал, но говорили так: камень стоит посередине моря-океана, на острове Буяне. Из-под него, мол, текут реки, обладающие силой целебной… А в некоторых сказаниях они описываются как молочные реки. Там, на вершине Алатыря, стоит мировое дерево или трон мирового царствования. И царь-камень содержит в себе великую мудрость и все знания, и обладает созидательной силой. Вот такая животворящая гора!

В русских народных сказках («Иван коровий сын», «Иван крестьянский сын и чудо-юдо») столкновения героев с нечистью происходят на Калиновом мосту через реку Смородину. Калинов мост – это вход в Навь (Полую Землю), и рядом с ним находится Бел-горюч камень Алатырь. «Калинов» — не от слова «калина», а от слова «калёный», «раскаленный». И река Смородина называется так не от слова «смородина», всеми любимая ягода, а от слова «мор», «сморить». Морана (Мара, Морена ) – грозное божество Змеи и Смерти. Смородина, огненная или черная река, разделяет Явь (мир людей) и Навь (потусторонний мир), а Калинов Мост (портал) охраняет трехглавый Змей. Там же растет великий вяз – дерево Сварога. Бел-горюч камень Алатырь мал и велик, студен и горяч. Камень одновременно и тяжел и легок. «И не мог тот камень никто познать, и не смог никто от земли поднять», говорится в древних былинах. Значит, камень этот мог становиться подвижным. На этом камне находится Мировое Дерево и Трон мирового царствования. Камень сотворил верховный бог славян Род. Алатырь – камень-жертвенник (алтарь). На нем был построен полуконем Китоврасом Храм Всевышнего. Это сакральный центр Мира. Камень связывает Правь, Явь и Навь, дольний и горний миры (Внешнюю и Полую Землю), то есть он триедин: использовался как посадочная площадка для виман и вайтман. Камень зорко охраняют огромная змея Гарафена и белая птица Гагана с железным клювом и медными когтями (робототехника).

Другой рассказ такой: Бел-горюч камень Алатырь был явлен в начале времен. Его подняла со дна Молочного Океана «Мировая Уточка» (название материнского космического корабля ариан). Алатырь был очень маленьким, потому «Утка» хотела скрыть его в своем клюве. Но Сварог произнес волшебное Слово, и камень стал расти. «Уточка» не смогла его удержать и уронила. Там, где упал бел — горюч камень Алатырь, поднялась Алатырская гора. С этого момента началось Со-Творение Мира внешней Земли.

На камне начертана мудрость Богов, Законы Мирозданья, заветы, которые они оставили нам, своим потомкам. Согласно славянским легендам, камень Алатырь упал с неба с уже начертанными на нем законами Сварога. Значит, Алатырская гора была создана искусственно. Из мифа о боге Солнце можно узнать, что после планетарной катастрофы, произошедшей тысячи лет назад, он явился на Землю из небесной страны Сварги на волшебной птице Гамаюн (вимана) и зажег бел-горюч камень (на базе был установлен маяк).

В чем сакральный смысл Алатырь камня?

Алатырь – Бел-горюч камень (олатыр, латыр, алтарь, вивтар) – является началом и центром Мира, держит на себе Мировое Древо и источает живительные воды. От «Алатырь» происходит слово «алтарь»: место, где человек разговаривает, встречается с богом.

Согласно Голубиной книге, Алатырская гора до смещения полюсов находилась посреди Моря-океана, на острове Буян, в центре Мира. Камень этот наделен магическими и лечебными свойствами. От него по всей земле текут целебные реки (расходятся подводные и надводные течения). Это — «отец всем камням».

Поскольку Алатырь уже несет на себе все обережные символы, все другие амулеты являются лишь малым его проявлением. Из него выходят и в нем сходятся все дороги.

Рядом с Алатырем всегда горит Живой Огонь Сварога, Бога – Творца: из входа в Полую Землю пробивается Свет внутреннего Солнца планеты. Алатырь олицетворяет могущество и безсмертие творчества. Когда Сварог ударял своим молотом по Алатырь – камню, из его искр рождались Боги, а если искра попадала в человека, то зажигала в нем великую страсть к творчеству: из виман и вайтман на гору спускались руководители Ариан — безсмертные боги, а в тех, кто при этом их встречал, от всего увиденного пробуждалось стремление к постижению Мира.

Алатырь-Камень — это место отдыха Богов, здесь они собирались (база). На Алатырь-Камне отдыхает Бог Справедливости Перун, высекает из него искры, разжигает грозовое пламя и заваривает чудодейственный напиток – Живую Воду (пополнение запасов питьевой воды для межпланетных перелетов). На Бел-горюч камне Алатыре восседает Заря-заряница, красная девица, и зашивает кровавые раны воинам (на базе богами оказывалась медицинская помощь).

Алатырь является вечной и неуничтожимой основой, которая соединяет Ариев, Сколот, Антов, Славян, Русинов, всех «мертвых, живых и нерожденных» в единый Род, т.к. отсюда путь ведет в Полую Землю и через порталы (врата междумирья) — в параллельные миры.

Алатырь — камень — Всем камням камень.

Куски Алатырской горы перед уходом с Арктиды ариане-гиперборейцы брали с собой как священные памятные обереги. От этих оберегов и пошла традиция почитания алатырских камней. Свою веру оберегали от посторонних и молились в ските у золотого камня — алатыря.

«В далекие времена пришли на Москву странники от самого Белого моря и принесли с собой бел-горюч камень алатырь. Камень был разбит на девять частей. И лежат эти осколки камня алатырь в основе границ Московии. И схоронены они в стенах девяти городов»,—еще в XVII веке писал Адам Олеарий в своем «Описании путешествия в Московию». Кто знает, возможно, эта былина больше похожа на правду, чем мы думаем…

Образ пупа Земли известен ведийской религии: «Этот алтарь — крайняя граница земли, это жертвоприношение — пуп мироздания» (Ригведа). В индуистской традиции, существует мифическая гора Меру (Сумеру). В Махабхарате она описывается как «целующая небеса в их самой вышине, сияющая как утреннее солнце, как огонь не затуманенный дымом, неизмеримая, и для людей, несущих грех — недоступная».

Это и краеугольный камень миротворения (с этого камня, брошенного Богом в море, возникла Вселенная) и, по другой версии, каменный запор (Бог закрыл камнем отверстие водной бездны), удерживающий подземные воды из Полой Земли, скопившиеся после того, как схлынул Всемирный потоп. Стоит сдвинуть скалу, как утверждает талмудическое предание, и неминуем новый потоп. Кстати, одна из причин потопа: при смещении полюсов произошло смещение Алатырской горы, подземные воды Полой Земли нарушили баланс и затопили континенты. Уровень океана поднялся и продолжает повышаться по сей день.

СМЕРШ

Камень

Камень

Камень, как и земля, вода, воздух, огонь, является одним из первоэлементов мира. Из многочисленных письменных источников, преданий, мифологических рассказов известно, что у славянских народов издавна существовало почитание камней, особенно тех, которые отличались большой величиной, необычной формой и особым месторасположением. Священными считались камни, в которых можно было усмотреть антропоморфный или зооморфный силуэт, отметины, напоминающие след ноги человека или животного, а также камни, возвышающиеся из воды. В Ладожском озере на одном из островов почитался огромных размеров Конь-камень, около которого, по поверьям местных жителей, обитали духи, охраняющие пасущиеся на острове стада от болезней и дикого зверя. Известно, что еще в XV веке Коню-камню и духам-охранителям ежегодно оставляли в жертву живого коня, который зимой погибал, а согласно убеждению крестьян — служил пищей для духов камня.

Возникновение необычных по форме и размеру каменных глыб, валунов связывается в легендах и преданиях с окаменением великанов — представителей древних поколений мифических существ, людей или животных, тех, кто был проклят или наказан за грехи. Мифологический мотив окаменения, влекущего за собой окончательную или временную смерть героев, широко распространен в былинном эпосе и сказках. Одним из персонажей с такой судьбой является богатырь Святогор, у которого столько силы, что его не может носить земля. Смерть постигает его во время борьбы с земной тягой: ноги Святогора уходят в камень или в каменную плиту, и он окаменевает. В Оренбургской области, неподалеку от села Григорьевка находится необычной формы большой камень синего цвета, о возникновении которого существует следующая легенда: родители не дали дочери благословения на брак, однако несмотря на это, она решила выйти замуж; но не успели поезжане отъехать от селения, как в наказание за ослушание весь свадебный поезд, окаменев, навеки остался на дороге.

В космогонических представлениях камень воспринимается как опора, основание, земной пуп, граница между мирами. В этой связи не случайно, что образ камня очень часто встречается в ми-фопоэтических текстах, где оказывается и одним из существенных пространственных ориентиров, и магическим предметом, которые связаны с изменениями в судьбе того или иного фольклорного персонажа или человека. В заговорах, например, он выступает в роли сакрального предмета, к которому совершается мысленное путешествие для того, чтобы достичь желаемой цели. Сакральность образа камня обусловливается его пространственной закрепленностью на границе между «своим» и «чужим» мирами. Поэтому с ним зачастую связан мотив замков: «Лежит ли бел камень Алатырь в мори-окияне, круг того камня тридесят замков железных» Иногда камень сам выступает в роли замка: «Казанская Богородица печать свою приложила златым своим перстнем. Всегда отныне и до веку. Замок камень. Аминь, аминь, аминь».

Многовековое использование камней в магических обрядах лечебной и охранительной практики объясняется характеристиками этого природного явления и их осмыслением в мифологических представлениях, начиная с древних времен. К значимым признакам камня относятся такие, как твердость, крепость, долговечность, тяжесть, неподвижность, холодность.

В случае болезни или несчастья люди совершали паломничества к почитаемым камням, приносили им жертвы в виде хлеба, тканых вещей — полотенец, платков, ленточек, а также денег, которые оставляли рядом или развешивали на растущих вблизи деревьях. На территории Белоруссии еще в XIX веке сохранялся обычай оставлять на священных камнях дары. У русских до сих пор в углублениях на поверхности таких камней оставляют монетки. Вода, остающаяся во впадинах на верху камней, осколки разрушившихся святынь являлись, по народным представлениям, целебными. В лечебной магии использовали также камни-белемниты удлиненной формы, называвшиеся «громовиками» или «громовыми стрелами», архаичные представления о которых рассматривались выше. Около священных камней совершали ритуалы, направленные на защиту от болезней: так, неподалеку от Тулы был известен камень, вокруг которого в случае падежа скота совершали обряд опахивания. В украинской традиции, чтобы не болела голова, при первом ударе грома старались трижды прикоснуться камнем к своей голове. В Полесье в Чистый четверг до восхода солнца трижды вспрыгивали на камень, чтобы быть здоровым. В хозяйственной магии признак крепости камня старались сообщить некоторым огородным культурам: так, например, чтобы кочаны капусты выросли большими, плотными и твердыми, при ее посадке на грядку клали камень. Чтобы дикие звери не трогали скотину во время сезона пастьбы, в землю зарывали камни, принесенные с трех пастбищ, со словами: «Эти камни волку в зубы». Интересно, что в профессиональное знание пастуха входили магические приемы, при совершении которых в случае появления на пастбище медведя опасный зверь вместо коров видел, по поверьям, камни.

Охранительное значение для живых имело использование камней в погребальной обрядности. Согласно мифологическим представлениям, твердость, тяжесть и неподвижность камня не позволяют мертвым беспрепятственно проникать в мир живых. Поэтому издавна у многих народов, в том числе и у древних славян, камни широко употреблялись в практике захоронений. Вот как, например, сооружали могилу у бодричей — одного из древних западнославянских племен: над прахом усопшего воздвигали из земли и камней огромный холм, окружали его правильными рядами торчащих камней, а на верху могилы клали огромный камень. Особенности подобного оформления могил нашли отражение в похоронных причитаниях русских:

Позакрыли нам надежу с гор желтым песком,

Накатили тут катучи белы камешки.

Пришедший из древних времен обычай устанавливать надгробные камни и плиты существует по сию пору в культурах многих народов.

Определение собой границы между мирами или «царствами» — одна из самых важных функций образа камня в фольклоре. В сказке и былинном эпосе появление камня на пути героя, испытывающего свою судьбу, почти всегда означает, что ему придется побывать в царстве смерти, соприкоснуться с нею. Так, в былине о трех поездках Ильи Муромца богатырь на распутье встречает необычный камень, предсказывающий как будто разные варианты судьбы:

Едет добрый молодец да во чисто поли,

И увидел добрый молодец да латырь камешок,

И от камешка лежит три росстани,

И на камешке было подписано:

«Во перву дороженьку ехати — убиту быть,

В другую дороженьку ехати — женату быть,

Третью дороженьку ехати — богату быть».

При этом камень выступает в роли границы, за которой герой должен обрести одну из трех судеб. Однако, как выясняется позже, все три дороги ведут к смерти. На первой дороге героя ждут разбойники; на второй — встреча с королевичной-обман-щицей, которая всех проезжих молодцев засаживает в «погреб сорока сажен», причем детали описания этого погреба не оставляют сомнений, что он представляет собой могильное пространство. Лишь Илье Муромцу под силу справиться с препятствиями этих двух дорог. Отправляясь же по третьей, он находит клад, на средства которого строит церковь, после чего все-таки умирает.

В сказках «чужое» для героя царство — «тридесятое» — обычно находится за каменной оградой, высота которой обозначается иногда как «от земли до неба», так что «ни зверь не пробежит, ни птица не пролетит». Чтобы попасть туда и добыть диковинный предмет или невесту, вернуть украденную противником мать, сестру или жену, герою нужно перепрыгнуть через эту стену, что оказывается возможным только с помощью волшебного коня. В некоторых сказках при возвращении героя из тридесятого царства конь, перепрыгивая через преграду, задевает стену одним копытом и окаменевает. Проникновение в чужое государство нередко требует не перепрыгивания каменной стены, а испытания силы героя, связанного с тяжелым камнем: его необходимо сдвинуть, перекинуть через плечо или закинуть на гору. В одной из сказок герой отправляется разыскивать похищенную мать: «доехал до горы <…> до чугунного камня пудов в полтораста, на камне надпись: кто этот камень бросит на гору, тому и ход будет <…> Иван-царевич с одного маху забросил на гору — и тотчас в горе показалась лестница».

В мифопоэтических текстах камень становится символом преграды вообще. Особенно хорошо это видно в сказках, где герой, спасаясь от погони при возвращении из тридевятого царства, бросает за спину данный волшебным помощником камень, и сзади вырастают горы, преграждающие преследователю путь.

Соответственно пограничному положению камня в рамках пространственной структуры мифологической системы, он является центром, около которого сконцентрированы всевозможные магические силы, имеющие потустороннюю природу. В заговорах сидящими на камне часто изображаются персонажи, к которым обращаются за помощью: болезни (щепоты, ломоты, порчи, переполохи), тоска, имеющие хтоническую природу щука и змея, чемерь-чемерица-красная девица, огненные отроковицы, стар матер человек, а также персонажи Священного Писания — Богородица, Иисус Xристос, св. Николай, евангелисты, ангелы. Под камень же, откуда нет выхода, в заговорных текстах отсылаются опасные для человека силы, например: «Подите вы всякие порчи <…> в синее море, в морскую пучину, под бел камень, под белой остров, и тамо выходу нень». В сказке под камнем живут волшебные противники — змей, Баба-Яга, мужичок с ноготок борода с локоток и другие, а также помощники героя, что свидетельствует об их иноприродном происхождении в восприятии носителя мифологического сознания. Появление помощника, о котором стоит лишь подумать, может быть, например, результатом соприкосновения героя с камнем: «Идет Иван-царевич дорогою и горько плачет. Сел на камешек, чтобы отдохнуть, и вспомнил о Дивьем муже. Глядит, а Дивий муж стоит перед ним, словно из земли вырос» Волшебного помощника можно также вызвать, черкнув кремнем и кресалом.

В сказочных и былинных текстах под камнем находятся волшебные предметы, необходимые герою для его путешествия:

Отправлялся Илей к стольному городу Киеву.

Пришел к тому камени неподвижному,

На камени была подпись подписана:

«Илей, Илей, камень сопри с места неподвижного,

Там есть конь богатырский тебе,

Со всеми-то доспехами богатырскима,

Там есть-то шуба соболиная,

Там есть-то плеточка шелковая,

Там есть-то палица булатная».

В сказках эти волшебные предметы, в том числе и необычный конь, как правило, оказываются «дедушкиными», то есть даром предка для героя.

Подобно тому как в лечебной практике камень играет роль целебного средства, в сказках камень выступает в качестве магического предмета, который дает герою богатырскую силу или необычное знание. Так, в сибирской сказке «О трех богатырях — Вечернике, Полуношнике и Световике» герои встречают волшебного противника, который предлагает: «здесь выдался из скал белый каминь гарючий, лизни вот, и сила вдвоя прибудет». В самарской сказке герой Стенька убивает чудовище Волкодира и лижет камень, найденный в его желудке. Это дает Стеньке знание всего, что есть на свете.

Xолодность, неподвижность, долговременная неизменяемость камня обусловили его восприятие в традиционной культуре как символа неживой природы и, соответственно, смерти. В сказочной реальности смерть может материализоваться непосредственно в образе камня; так, в одной их сказок змей говорит: «Есть на острове камень, а в том камне заяц, а в том зайце вутка, а в той вутке яйцо, в том яйце жавток, а в том жавтке каменек: то моя смерть!»

Чтобы лишить сказочного или былинного героя движения и возможности действовать, его противник, наделенный магической силой, на время или навсегда превращает его в камень. Временное окаменение — один из главных мотивов былины о богатыре Михайле Потыке. Он окаменевает, когда его жена-противница Марья Лебедь Белая, обладающая волшебной силой, прикасается к нему камнем из чистого поля:

Отвозила его да во чисто поле,

Xватала тут да бел горюч камень,

Колотила его да по правой щеки:

Окаменей ты, Михайла, ровно на три годышка

, Как три года пройдет, пройди да сквозь землю!

Поворотила его большим камнем.

Когда волшебные помощники оборачивают богатыря из камня, он, как и разрубленные на куски, а потом оживленные мертвой и живой водой сказочные герои, говорит: «Как долго я спал».

Природные свойства камня — твердость и долговечность широко использовали при строительстве домов. Камни, уложенные в основание постройки, служили прочным фундаментом. Вместе с тем, по поверьям, камень может обидеться на человека и отомстить за то, что его сдвинули с родного места. Вот как об этом рассказывается в одной из севернорусских быличек. Xозяин для постройки хлева взял большой камень с поля и разбил его на куски для фундамента. После постройки хлева камень стал являться хозяину во сне и просить вытащить его осколки из фундамента, грозя наказанием. Xозяин, не веря снам, ничего не делал до тех пор, пока в хлеву не стала дохнуть скотина. Пришлось ему тогда вернуть осколки камня на то место, где он лежал раньше.

В мифологических представлениях камень по признаку твердости соотносился с мужским началом, что отразилось в белорусском поверье: если в земле под супружеской кроватью находится камень, то женщина непременно забеременеет мальчиком. У белорусов также было принято новорожденному мальчику перерезать пуповину камнем, что, согласно народному мировоззрению, способствовало формированию в нем мужских качеств и, в частности, силы.

Церковь осуждала почитание камней, как и других природных стихий и объектов. Поздние легенды утверждают, что в камнях живут демонические духи, враждебные христианской вере. В одном из старинных поучений против язычества содержится призыв: «Не нарицайте себе бога <…> в камени». Однако поклонение камням продолжало сохраняться на протяжении веков после принятия христианства, приобретя так называемый народно-православный характер. Под влиянием христианства почитание камней в народной традиции стало связываться с именами Господа, Богородицы и святых, как общеправославных, так и местнопочитаемых. Особенно широко христианизированное почитание камней распространено на Русском Севере, где камни-святыни называются «поклонными». Нередко около таких камней устанавливали кресты, на которые «по завету» приносили полотенца, детали одежды, деньги. В Каргополье находится довольно много камней, почитание которых связывается с именем св. Александра Ошевенского, основавшего монастырь неподалеку от Каргополя. Легенды соотносят особенности формы и отметин этих святынь с теми или иными действиями святого.

В Псковской области, также изобилующей почитаемыми камнями, есть, например, «камень-кресло», на который, согласно местной легенде, упал Бог, и многие десятилетия на святыню в качестве жертвы кладут первые собранные лесные ягоды. Далеко за пределами Псковской области известен находящийся здесь на территории Гдовского района, камень со следками Богородицы, располагающийся в ручье. К камню и в настоящее время приходит много паломников, чтобы почтить святыню и выпить целебной воды из следков для получения здоровья и исцеления.

Издавна на Псковщине в Никандровской пустыни почитаем и камень, служивший, по поверьям, изголовьем для ложа св. Ни-кандра. В местном письменном документе, отражающем сведения за 1735 год, сообщается, что во время крестных ходов этот камень носили наравне с иконами.

Со многими почитаемыми камнями связывались представления о совершении заветных желаний. Так, в Новгородской области есть камень, на который, согласно легенде, наступал ногой св. Антоний Леохновский при входе в свое жилище. Для исполнения желания, по народным поверьям, нужно поставить ногу в углубление, оставшееся на камне со времен отшельничества св. Антония. В Тихвине в монастыре тоже существует камень, на который издавна садятся люди, загадав свое сокровенное желание, в надежде на его осуществление.

  1. Примеры образов минералов в русских народных сказках:

Каменный
цветок, Малахитовая шкатулка, Хозяйка
Медной горы, Горыня, Камень на распутье,
Железные хлеба, Бел-горюч камень Алатырь,
Гора алмазная, Палаты белокаменные,
Камни-самоцветы, Яхонт лазоревый, Золотая
жила, Громовая стрелка, Железняк-трава,
Копари, Пески сыпучие, Заоблачные горы
и другие.

  1. Список книг о Царстве минералов:

«Воспоминание о
камне» А.Е. Ферсман. М., 1974

«Драгоценные камни
в вашей судьбе» Ф.К. Величко. М., 1993

«Замечательные
минералы» В.И. Соболевский. М., 1983

«Излучение
кристаллов» К. Рафаэль. Ашхабад, 1991

«Камни и минералы»
Р.Ф. Саймз. Лондон-М., 1999

«Камни: мистика и
реальность». СПб., 1997

«Лечебная радуга
камня» Э.И. Гоникман. Минск, 1992

«Малышам о
минералах». Москва

«Мистические
свойства камней» (сост. Г.М. Новосёлова).
СПб., 1993

«Могущество
самоцветов и снов» С. Холбиш. Минск, 1995

«Послушная глина.
Основы художественного ремесла» Г.Я.
Федотов. М., 1997

«Роза Мира» Д.
Андреев. М., 1996

«Русская глиняная
игрушка» Л.А. Динцес. Л., 1975

«Русские народные
сказки» (в 3-х тт.) А.Н. Афанасьев. М., 1958

«Самоцветы Прикамья»
С.Р. Лукьянов. Пермь, 2009

«Талисманы
и судьбы». М., 1995

«Шунгит
– камень спаситель» Ю.А. Доронина. СПб.,
2000

ЦАРСТВО
РАСТЕНИЙ

Растения
– бактерии, микробы, водоросли, лишайники,
мхи, грибы, хвощи, плауны, папоротники,
травы, цветы, лианы, кустарники, деревья
(около 2 000 000 видов).

Словарные
примеры:

«Дикорастущие
растения», «Растительное масло»,
«Болезнетворные бактерии», «Микробы
страха», «Шелковистые водоросли»,
«Съедобные лишайники», «Моховое болото»,
«Мхом оброс», «Растут, как грибы»,
«Грибной дождь», «Гигантские хвощи»,
«Древние плауны», «Таинственный
папоротник», «Чудодейственные травы»,
«Худая трава», «Небесные цветы», «Цветы
удовольствия», «Тропические лианы»,
«Низкорослые кустарники», «Терновый
куст», «Древо познания Добра и Зла»,
«Родословное древо».

Определение
понятия «Растение»:

Существо,
получающее питание (в отличие от животных)
из почвы и воздуха, обычно развивающееся
в неподвижном состоянии. Высшие растения
имеют корень, стебель и листья. У низших
растений корень, стебель и листья
отсутствуют.

Взаимосвязь
растений с другими царствами Природы:

Питаясь
веществами минерального царства,
растения питают собой животное и
человеческое царства (в том числе –
обеспечивая их накопленной солнечной
энергией). После смерти растения
возвращаются в минеральное царство,
образуя плодородный слой почвы (гумус)
и осадочные породы. Растения, выделяя
кислород, питают им животных и людей.
Выделяемый животными и людьми углекислый
газ, является пищей для многих растений.

Каждому растению
соответствует своя стихия Природы и
планета Солнечной системы.

Приобретя
весь опыт растительного царства Природы,
Жива переходит в животное царство.

Исследование
растений:

Отличие и схожесть
растений и минералов. Взаимосвязь
растений и минералов.

Образы,
характер, звучание, запах, цвет, вкус,
очертания и тепло растений. Прикосновение
и разговор растения.

Части
растения:

корень, стебель, листья, цветы, плоды,
семена. Жар-цвет растения.

Клетка
растения и её строение.
Одноклеточные
и многоклеточные растения.

Безъядерные
(прокариоты): бактерии, микробы.

Ядерные (эукариоты):
простейшие, растения, грибы.

Обмен
веществ растений
:
фотосинтез и дыхание. Хлорофилл.

Типы
питания растений:

автотрофы и гетеротрофы.

Минеральное
питание растений.

Тепло,
свет, влага и их влияние на жизнь растения.
Теплолюбивые и морозостойкие растения.
Природные зоны России и своей местности.

Искусство
цветоводства, садоводства, огородничества.

Целостность
растений, как живых существ.

Регенерация и общий обзор системы
растений.

Сообщества
(экосистемы) леса, луга, поля, пустыни,
пустоши.

Заповедники и
заказники. Охрана растений. Древнейшие
растения. Исчезающие растения.

Съедобные,
лекарственные, ядовитые растения и
растения-паразиты.

Обережное
предназначение растений. Искусство
составления букетов.

Астрологические
свойства растений.

  1. Бактерии.
    Болезнетворные
    и полезные, микрофлора живых существ.
    Размножение микробов.

  2. Грибы.
    Гетеротрофы
    и сапротрофы. Строение, жизнедеятельность,
    размножение (гиф и грибница). Совместное
    сосуществование (симбиоз) с другими
    растениями; грибы-паразиты. Грибы почв,
    вод и живых существ. Значение и место
    в окружающей природе и жизни человека.

  3. Лишайники.
    Сосуществование водоросли и гриба.
    Строение (слоевище), жизнь, значение.
    Накипные (корковатые), листовые,
    кустистые.

  4. Водоросли.
    Одноклеточные: хлоропласт, среда –
    освещённость и сила тяжести. Значение
    фитопланктона. Многоклеточные и их
    строение: нити, талломы и ризоиды.
    Жизненный цикл, восстановление и
    вегетативное размножение. Значение
    многоклеточных водорослей (зелёные,
    сине-зелёные, бурые и др.).

  5. Мхи.
    Выход растений на сушу. Жизненный цикл
    и размножение. Виды: зелёные, сфагновые,
    печёночники и др. Значение и место в
    окружающей природе, в жизни человека.

  6. Хвощи,
    плауны, папоротники
    .
    Освоение приземного слоя хвощами и
    плаунами. Появление механических тканей
    и увеличение размеров. Значение и место
    в биосфере и жизни человека. Строение
    и жизненный цикл папоротников. Один из
    древнейших видов растений. Многообразие,
    особенности. Сосуды и фотосинтезирующие
    поверхности папоротников.

  7. Голосеменные
    растения
    .
    Хвойные: жизненный цикл, опыление,
    созревание семян, прорастание. Корень,
    стебель, древесина. Распространение и
    роль в биосфере и в жизнедеятельности
    человека. Различные виды голосеменных.

  8. Цветковые
    растения
    .
    Строение и основные части растения.
    Строение и многообразие, деятельность
    основных частей цветка. Цветение,
    опыление и оплодотворение. Виды,
    предназначение и распространение семян
    и плодов. Прорастание семян, строение
    и созревание побега. Меристема и её
    виды. Строение, рост и назначение стебля,
    корня. Виды цветковых растений, связь
    с условиями среды. Общепринятая
    систематика: вид, род, семейство.
    Однодольные и двудольные. Многообразие
    и хозяйственное значение цветковых
    растений.

Высшая
вид цветковых растений – орхидные.

Деревья.

Словарные
примеры:

«Мир деревьев», «Деревянный дом», «Лесная
опушка», «Осиновая колка», «Хвойный
перелесок», «Заросшая просека», «Берёзовая
роща», «Смешанный лес», «Сибирская
тайга», «Непроходимая чаща», «Корабельный
бор», «Старый кедрач», «Зелёная дубрава»,
«Молодой ельник».

Определение
понятия «Дерево»:
многолетнее
растение с твёрдым стволом и отходящими
от него ветвями, образующими крону.

Высшая ступенька
растительного царства. Одухотворённые
деревья.

Особенности
дерева:

порода, возраст, характер, строение.
Жизненный цикл. Деревья-долгожители,
деревья-великаны.

Влияние
дерева на окружающую природу. Значение
дерева в растительном царстве.

Взаимодействие
человека и дерева.

Язык и энергетика дерева.

Народные
обряды и праздники, связанные с почитанием
деревьев

(почитание Древесниц, прошение Лесному
царю, выбор дерева для строительства,
праздники в свещенных рощах и другое).

Местные
породы деревьев. Деревья других
климатических поясов.

Различные
виды сообществ деревьев: опушка, колка,
перелесок, просека, роща, лес, тайга,
чаща, бор, дубрава, ельник, сосняк,
березняк, кедровник и т.д.

Календарь растений
Славяно-Ариев и друидов.

Общение
с растениями и существами растительного
царства

(берегинями, берендеями, лешими,
моховиками, листвичами, зеленчуками,
полевиками, древесницами и прочими).

«Моё
растение»

— сувенир, талисман, оберег.

Упражнения:

Исследование
цвета, запаха, очертаний, поверхности,
тепла, звука. Определение характера и
имени растения.

Рисование
с целью передачи очертаний, изображение
с помощью цвета (500 оттенков) характера
и настроения растения.

Нахождение
растению его друга (в других царствах
Природы, в ближнем космосе).

Составление
букетов из живых и сухих растений.
Изготовление картин с помощью сухих
растений (флористика).

Беседы
с ботаниками, экологами, лесниками,
цветоводами, садоводами, огородниками,
столярами, резчиками по дереву.

Труд
на огороде, в саду, в поле, в лесу.
Разведение комнатных и садовых цветов.

Использование
растений:
в
быту (изготовление одежды и утвари,
питание, строительство, украшение
жилищ), медицине (фито и аромотерапия,
гомеопатия), искусстве (изготовление
красок, тканей, украшений, музыкальных
инструментов), науке, промышленности.

Образы
растений в русских народных сказках:

Трава-мурава,
Сон-трава, Одолень-трава, Разрыв-трава,
Тирлич-трава, Цвет папоротника, Аленький
цветочек, Цветик-семицветик, Матушка
Ель, Вещий дуб, Дубыня, Светобор,
Древесница, Листвич, Мировое древо,
Молодильные яблоки, Покатигорошек, Царь
Горох, Горе Луковое, Вьюн-Горюн, Волосы
земли, Древо познания Добра и Зла,
Говорящее дерево и другие.

Список
книг о Царстве растений:

«Азбука
цветов» (букеты, композиции, икебана).
СПб., 1998

«Ареалы
деревьев и кустарников СССР». Л., 1986

«Астрологический
травник» Г.В. Семёнова, Минск, 1994

«Атлас
ареалов и ресурсов лекарственных
растений СССР». М., 1983

«Библиотечка
лекарственных растений» (в 2-х тт.) сост.
В.М. Зимин. СПб., 1992

«Волшебный мир
цветов» сост. Л.Н. Рукавчук. СПб., 1997

«Всё о комнатных
растениях» Д.Г. Хессайон. М., 2006

«Всё
о цветах в вашем саду» Д.Г. Хессайон. М.,
2003

«Грибы»
Г.И. Сержанин, И.Я. Яшкин. Минск, 1986

«Деревья»
А. Митчелл. СПб., 1997

«Дикорастущие
растения и грибы в медицине и кулинарии».
М., 1994

«Дикорастущие
съедобные растения» Р.Т. Иванова. Казань,
1988

«Дикорастущие
съедобные растения в вашем питании»
Л.К. Кощеев. М., 1980

«Заготовка
дикорастущих плодов и ягод» Т.Н. Иванова,
Т.А. Зайцева. Кемерово, 1981

«Заготовка,
хранение и переработка дикорастущих
ягод и грибов» Г.В. Круглякова. М., 1991

«Зелёные
друзья человека» В.М. Сало. М.,1975

«Зелёные оракулы»
В.И. Артамонов. М., 1989

«Из
леса и огорода – от весны до зимы» Д.
Ланска. М., 1989

«Исцеляющая энергия
деревьев» Т. Соколова. М., 1999

«К
цветку цветок… Пособие по аранжировке
цветов» Н.Э. Володина, Н.В. Малышева.
СПб., 1993

«Комнатные растения:
друзья и враги» А.Н. Семёнова. СПб., 1998

«Красная книга
Среднего Урала». Екатеринбург, 1996

«Кухня
Робинзона» Н.Г. Замятина. М., 1994

«Лекарственные
растения в каждом доме» З.А. Меньшикова,
И.Б. Меньшикова, В.Б. Попова. М., 1991

«Лекарственные
растения СССР и их применение» А.Д.
Турова. М., 1974

«Лесная
кладовая» Т. Иванова, Л.Ф. Путинцева.
Тула,1993

«Лесной огород»
Г.М. Свиридонов. М., 1987

«Лесные травянистые
растения» (справочник). М., 1988

«Луговые
травянистые растения» (справочник). М.,
1990

«Магическая сила
растений» С. Каннингем. М., 1997

«Магические
растения» П. Седир. Казань, 1993

«Магические травы»
П. Твитчелл. М., 1998

«Мир
лесных растений» В.В. Петров. М., 1978

«О
чём говорят названия растений» Б.Н.
Головкин. М., 1992.

«Орехоплодные
лесные культуры» Ф.Л. Щепотьев, А.А.
Рихтер и др. М., 1978

«Основы
биохимии растений» В.А. Крестович. М.,
1980

«Плетение
для детворы из ниток, прутьев и коры»
М.И. Нагибина. Ярославль, 1997

«Плетение
из ивового прута» В.М. Козлов. М., 1994

«Практический
справочник грибника». Ижевск, 1992

«Растения
и косметика» С.Б. Дацковская, Б.М.
Дацковский. Пермь, 1995

«Растения-талисманы
для здоровья и благополучия» Е.В. Мазова.
М., 2004

«Редкие
полезные растения». Саранск, 1991

«Роза
Мира» Д. Андреев. М., 1996

«Русская
деревянная игрушка» Н.В. Тарановская.
Л., 1968

«Русские народные сказки» (в 3-х тт.) А.Н.
Афанасьев. М., 1958

«Русский народный
лечебник». Чебоксары, 1994

«Русское
разнотравье» (справочник). А.Н. Стрижев.
М., 1995

«Семена,
луковица и споры» Д. Уокер. М., 1996

«Сказания о
лекарственных растениях» М.А. Кузнецова,
А.С. Резникова. М., 1992

«Сухие
травы. Основы художественного ремесла»
Г.Я. Федотов. М., 1997

«Съедобные
папоротники и их рациональное
использование» И.Э. Цапалова.
Новосибирск, 1991

«Тайна красоты.
Книга о цветах» В.С. Моложавенко. М., 1993

«Тропинки в
таинственный мир» В.М. Седяков. Л., 1990

«У
медведя во бору. Грибная охота» П.П.
Маракулин. Пермь, 1992

«Удивительный мир
растений» Г.А. Денисова, М., 1981

«Цветовой атлас растений» Д. Рандушка,
Л. Шомшак, И. Габерова. Братислава, 1990

«Цветы в легендах
и преданиях» Н.Ф. Золотницкий. Минск,
1994

«Цветы»
Д. Уокер. М., 1996

«Целебные
травы и здоровое питание по знакам
Зодиака» А.Мьюир. СПб., 2007

«Человек в царстве
растений» Е. Мазова. М., 1998

«Экологическая
азбука для детей: Растения» А.Х. Тамбиев.
М., 2000

ЦАРСТВО
ЖИВОТНЫХ

Животные
– клетка, простейшие (амёба, губки,
черви), моллюски, членистоногие
(ракообразные, паукообразные), насекомые,
иглокожие (ежи, лилии, звёзды), хордовые
(рыбы, земноводные, пресмыкающиеся,
птицы, млекопитающие).

Словарные
примеры
:

«Позвоночные
животные», «Животный
образ жизни», «Деление клетки», «Простейшие
существа», «Как амёба», «Морские губки»,
«Дождевые черви», «Двустворчатые
моллюски», «Пятиться раком», «Укус
скорпиона», «Запутаться в паутине»,
«Вцепился, как клещ», «Общественные
насекомые», «Морские ежи», «Морские
звёзды», «Нем, как рыба», «Хвостатые
земноводные», «Теплокровные пресмыкающиеся»,
«Птичий язык», «Морские млекопитающие».

Определение
понятия «Ж
ивотное»:

Живое
существо, обладающее способностью
двигаться и питающееся, в отличие от
растений, готовыми органическими
соединениями. Высшие животные способны
мыслить и имеют разум, чувства, эмоции.

Взаимосвязь
животных с другими царствами Природы:

Животные
разносят семена и споры растений,
питаются растениями. После смерти их
тела образуют почву и осадочные породы,
обеспечивая произрастание растений.
Животные обеспечивают людям питание,
лечение, общение, помощь в быту и труде.
С помощью человека животные могут
ускорить свою эволюцию (развитие).

У
каждого человека и бога есть своё
животное-помощник.

Приобретя
весь опыт животного царства Природы,
Жива переходит в человеческое царство.

Исследования:

Символ камня

 «В горниле веков выковывается

язык народной мудрости»

Елена Петровна Блаватская писала: «Символ всегда выше того, что уже успело узнать человечество. Символ превосходит рассудок человека – его физический ум, познающий только то, что может иметь границы.

Символический язык со своей вершины обращен к духовному уму, к интуиции, поэтому он вечен.»

Древние легенды рассказывают, что первоначально существовал один древний язык, одно знание, одна религия. Каждое слово этого Сокровенного языка выражало одно понятие для человека, какой бы нации он не принадлежал. В истории человеческой нации, в силу причин, произошла приостановка или утеря этого первоначального совершенного языка и совершенной системы наук. Древняя мудрость распалась как мозаика. В наше время этот язык кажется нам утерянным, но следы его существуют во множестве: это символы наук, искусств, религий, сказок и мифов, притч и легенд, загадок, пословиц и поговорок.

Сегодня эти символы большинству людей остаются непонятны, так как находятся в отрыве друг от друга.

Символ камня в народном творчестве является одним из самых ярких образов. Он используется в фольклорном творчестве всех народов. Этот символ имеет давнюю историю, уходящую корнями в мифологию народов мира, в традиции и обряды древних славян. Хорошо известны пословицы, фразеологизмы, заговоры, связанные с камнем: «Носить камень за пазухой», «Камня на камне не оставить», «Камень с души свалился», «Краеугольный камень» и многие другие.

В ядре символа «камень» выделяется несколько семантических уровней: камень – как граница чего-либо, камень – укрытие от опасности, камень – преграда, которую нужно преодолеть и камень – символ смерти.

Первоначальной функцией данного символа является функция границы между двумя мирами: «своим» и «чужим» или миром живых и миром мертвых. В этом смысле важен мотив замков, связанных с камнем, в заговорах: «Лежит ли бел камень Алатырь в море-океане, круг того камня тридесят замков железных…» (Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 г., —  М.: Литература, 1950).

Как укрытие, камень присутствует почти во всех сказках, где происходит бой героя с противником. Под камень прячут знаки победы: головы, языки убитого змея. Там же прячут человека и различные предметы, а также абстрактные понятия, такие как «горе». Таким образом камень является сакральным местом. То, что попадает под камень, становится скрытым, невидимым.

В русских народных сказках под камень прячут детей, коня, подвенечное платье Василисы-царевны. В одной из сказок из сборника А.Н. Афанасьева о Бабе-Яге «Добрый молодец пришел к старому дубу – у того дерева лежит большой камень, отвалил он камень, глянул и увидел своих братьев: сидят вокруг стола в подземелье». Здесь камень также ограничивает пространство живое и мертвое. Прикосновение к камню, который находится на границе с загробным миром, может привести к попаданию героя в царство мертвых.

 Камень выполняет функцию не только границы или преграды, но и функцию предсказания судьбы или содержит какую-либо другую информацию.

В русских сказках герой встречает камень с надписью-предсказанием: «Кто поедет от камня сего прямо, тот будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мертв; а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется».  (Афанасьев А.Н. Народные русские сказки в 3-х томах. —  М.: Худ.лит.,  1979). Таким образом, герою нужно выбрать одну из дорог и тем самым определить свою судьбу.

В сказках появление камня на пути героя почти всегда означает то, что ему придется побывать в царстве смерти или тридесятом царстве. Герой должен сдвинуть камень, перекинуть его через плечо, закинуть на гору.

Любое царство (золотое, серебряное и так далее) находится за каменной стеной. Эта стена так же становится преградой для героя, которую обычно помогает преодолеть волшебный конь или другой волшебный помощник.

В качестве испытания  камень может быть как материальной преградой, так и преградой моральной, то есть быть испытанием силы воли и ума героя.

Сказочный герой, попадая в загробный мир, для живых оказывается мертвым, он окаменевает, т.е. умирает.

С запретом видеть то, что есть в загробном мире, связан мотив смерти тех, кто узнал тайну царства мертвых. Соприкосновение с этим миром, знание их тайны приводит к смерти (окаменению).

Иногда превращение в камень может спасти героя от смерти. Так дед прячет героя от Бабы-Яги: «Старик ударил палочкой по собаке, собака превратилась в камень, ударил по коню, конь превратился в камень, ударил по человеку и человек стал камнем.» (Онежские былины, записанные А.Ф.Гильфердингом летом 1871 г., —  М.: Литература, 1950).  Здесь камень служит местом укрытия.

В большинстве случаев окаменение в сказках – это временная смерть, которую можно сравнить со сном; смерть как сон – широко бытовавшее представление в народе. Поэтому присутствует в сказках и мотив обратного превращения из камня в человека.

Для этого необходимо либо помазать, либо сбрызнуть камень живой водой или кровью младенцев, либо дотронуться до него волшебным предметом или произвести другие действия. Герой «приходит и смазывает живой водой горючий камень; раз смазал – камень подрогнул, другой смазал – Федор Водович на ноги встал. Говорит Федор Водолвич: «Фу-фу-фу, долго спал, да скоро встал.» (Русские народные сказители. — М.: Правда, 1989).

Итак, символ камня в народном сознании выступает в роли границы двух царств (мертвого и живого), в роли предсказания, является отражением космогонических знаний человека, служит сакральным местом укрытия, оказывается средством испытания силы главного героя.

Н.К. Рерих ученый-исследователь познал все законы создания народных сказок и в России и во всем мире. Николай Константинович был человеком сильного творческого порыва. Поражает богатство его интересов. Талант Н.К. Рериха проявился во многих областях знаний – живописи, литературе, науке, педагогической и исследовательской деятельности. Изучением наследия Рериха занимаются искусствоведы, историки, археологи и специалисты ряда других профессий.

Картины, стихи, сказки, статьи – все это для Рериха волны единого творческого потока. Однако, сказки и картины в творческом наследии художника и писателя Рериха занимают особое место.

Прежде всего нужно заметить, что его сборник «Сказки» не является плодом любительского увлечения и простым пояснением к его картинам. Сам Рерих считал, что они имеют программное значение для всего его творчества. «Сказки» и картины Рериха перекликаются друг с другом, дополняют и поясняют друг друга. Сюжетную и эмоциональную общность картин и «Сказок» заметить легко, поскольку для Николая Константиновича деления между ними не существовало.

Но «Сказки», как и картины имеют и свое самостоятельное значение, и без знакомства с философией Рериха, невозможно понять его литературные и живописные произведения.

Ни один из современных художников не создал, или, вернее, не запечатлел, на своих полотнах такого загадочного и таинственного мира, какой мы находим на картинах Николая Константиновича Рериха.

Его художественные и живописные произведения говорят с нами на языке символов, который является посредником между духовным и физическим миром.

Символ – весьма распространенный прием как в народном творчестве, так и в профессиональном искусстве.

В 19-20 в.в. в русском искусстве появилось целое художественное направление под названием «символизм».

«Символ, — говорится в «Литературном словаре», — это универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями. Всякий символ есть образ. Предметный образ и глубинный смысл выступают в структуре «символа» как два полюса, немыслимые один без другого, но и разведенные между собой. «Символ» тем содержательнее, чем более он многозначен».

Символ камня с древних времен был одним из символов России. Писатели – символисты 19-20 в.в. очень часто обращались к этому образу. Так «Камень» в понимании О.Мандельштама, — это материальное воплощение времени, свидетель и хранитель глубокого прошлого, основ земной цивилизации. Не случайно свой первый поэтический сборник О.Мандельштам символично назвал «Камень» (1908-1915).

На формирование эстетических взглядов Николая Константиновича Рериха оказало большое влияние знакомство с учением В.В. Стасова, который привил Рериху любовь к культуре Азии, а также большое влияние на его мировоззрение оказало творчество символистов, и, в частности, О. Мандельштама.

В творчестве Н. К. Рериха символ камня занимает одно из центральных мест. Этот образ рассматривается художником через философское преломление.

Так, в сказке «Священные знаки» говорится о знаках Христа, оставленных им на земле. Но никто о них не знает, все их ищут и только камни и деревья знают и помнят. «Никто не знает, где оставил хозяин знаки свои. Вернее всего, они – на придорожных камнях.» (Рерих Н.К. Сказки. —  Ленинград, 1991) . Эта же легенда изображена на картине «Знаки Христа», где двое людей рассматривают какие-то знаки, изображенные на камнях, оставленные Христом, и пытаются постичь их тайный смысл.

Изображениям на камнях придавалось большое значение в русском фольклоре и этому же посвящено много картин Николая Константиновича: «Меч Гесэра», «Тень Учителя» и другие. И меч, и тень, и знаки – все это является символами, предназначенными для всего человечества. Расшифровка их ведет к единению с Космосом, к обретению тайных знаний.

Символ камня в русском фольклоре часто используется в жанре заклятия. У Николая Константиновича есть сказка, которая называется «Заклятия». В ней он обращается к трем стихиям Земли: огню, морю, камню: «Камень, знай. Камень, храни. Огонь сокрой. Огнем зажгись. Красным смелым. Синим спокойным. Зеленым – мудрым. Знай один. Камень храни. Фу, Ло, Хо камень несите. Воздай сильным. Отдайте верным. Иенно Гуйо Дья, — прямо иди!» (Рерих Н.К. Сказки. —  Ленинград, 1991).

В мировом фольклоре часто используется мотив подвижных, странствующих камней. Например, это Чаша Грааля, символизирующая собой священный камень, который сейчас находится в миру, ознаменовывая глобальные события. В легендах говорится, что он всегда появляется неожиданно и по воздуху. Впервые Чаша (Камень) появилась в Египте около 12 тыс. лет до. Р.Хр. Там, где появляется Камень, начинается расцвет нации и государства. Благодаря Камню враги могут быть уничтожены. Этот же мотив широко использует в своих сказках Рерих. Царь Соломон в одной из сказок Рериха обладает волшебным перстнем с чудесным камнем. Это философский камень, и в нем заложена основа мира.

«Философский камень, — писал Рерих в своей статье «Берегите старину», — есть нечто реальное. При этом можно понимать его духовно и физически. Духовное состояние, называемое камнем, соответствует созвучию всех отложений психической энергии. Физический препарат довольно близок препарату Парацельса, но у него осталась существенная ошибка, в которой он напрасно упорствовал. Но в остальном источники арабские, читавшие Парацельса, были довольно правильны.»

Николай Константинович тщательно собирал легенды о Камне. На разных языках, у разных народов они говорят об одном и том же. Как хвост кометы, тянется за камнем счастье, но недолго, ибо он подвижен, ибо он появляется там, где намечается единение людское. Волшебный камень Соломона, горюч – камень горы Арарат, камень, о который разбился новгородский богатырь в наказание за то, что не поверил в силу камня, камень, хранящийся в ковчеге средневекового Роттенбурга, камень, заповеданный стране, прокладывающей новые пути – можно подумать, что речь идет о разных камнях, если б описания не сходились даже  в деталях.

В очерке «Шамбала сияющая» Николай Константинович задает вопросы ламе о Шамбале и Великих Учителях, которые побывали там. Но иногда и лама задает ему вопросы. Например, он спрашивает, что известно на западе о Великом Камне, в котором сконцентрировались магические силы? Знают ли люди на Западе, с какой планеты пришел этот Камень и кто владел этим сокровищем? И вот каков был ответ: «Лама, о Великом Камне у нас столько же легенд, сколько и у вас изображений Чинтамани. С древних времен друидов многие народы помнят легенды о природных энергиях, скрытых в этом странном пришельце на нашу планету.»

В сказках Рериха символ камня имеет те же функции и значение, что и в русских народных сказках. Однако, в творчестве Николая Константиновича этот символ получает несколько новое философское наполнение и, это является отличительной чертой его от символа, который присутствует в русском народном эпосе. Символ камня получает новые функции: камень силы духа, Сотрудничества, стремления к совершенствованию, камень веры и почитания Иерархии Великих Учителей и так далее. Те же мотивы, связанные с камнем, используются Рерихом и в картинах, например, серии «Его страна» — «Жемчуг исканий», «Книга мудрости», «Сокровище мира – Чинтамани», «Сокровище ангелов» и другие. Главная тема всей серии – неустанный духовный поиск, стремление к знанию.

Картины Рериха – призывы. Они масштабны, воздействуют своими необычными, аллегорическими сюжетами и выразительной символикой цветовой гаммы.

Мотив оживления камня, использованный в русском эпосе, представлен в картине Рериха «Чара звериная». На холме, поросшем елками, русокудрый юноша играет на свирели. Музыка одухотворяет окрестный мир, и бурые мертвые камни превращаются в оживающих бурых медведей.

А вот мотив окаменения используется в сказке Рериха «Девассари Абунту». Пришло время умирать праведной женщине: «И пошла Абунту искать камень смерти. И вот приходит в пустыню, и лежат на ней многие камни, темные. И ходила между ними Абунту и просила их принять ее тело. И поклонилась до земли. И так осталась в поклоне и сделалась камнем.

Стоит в пустыне черный камень, полный синего огня. И никто не знает про Девассари Абунту.» Она превращается в камень, но душа ее остается живой в камне в виде синего огня, которым камень полон.

В 1917 г. была выполнена загадочная картина «Святой остров», где изображен возвышающийся среди моря высокий каменный остров, освещенный призрачным золотым светом. Святой остров как бы состоит из единой каменной глыбы и имеет символическое значение. Он олицетворяет высшее «Я» человека, его «бессмертный дух».

В другой картине «На вершине» мы видим медитирующего человека, устремленного мыслями к чему-то более высокому, к Единому Космосу, частью которого он является. Название картины подразумевает не только вершины физических гор, но и вершины всего лучшего, чего может достичь человек, всего самого чистого, что есть в мире.

Мотив победы над смертью, только духовной, прослеживается в картине «Весна священная» и «Агни-Йога». Девушка держит в руках венок из весенних цветов. Вся картина полна цвета, света, радости и обновления. Все говорит о начале жизни: и цветы и девушки. Все, кроме камня. Черного, холодного. Он словно чужой на этом празднике жизни. В нем нет ничего живого, нет движения, нет красок. Он словно представитель другого мира, мира мертвых. Таким образом, на картине мы видим два мира, которые существуют одновременно, один в другом, не пересекаясь.

Светоносной силой насыщена изумрудно-зеленая земля в картине Н.К. Рериха «Чудь под землю ушла». Она тесно перекликается с мотивом укрытия под Камень, широко используемом в народном фольклоре. Фигурки людей легендарного народа «чуди» спускаются в глубину земли, в подземный ход между камнями. Эти фигурки чисто символические — настолько они малы по сравнению с огромными камнями, горами и долинами, простирающимися до самого горизонта.   Но   в   них   чувствуется    непреклонная    энергия,    выявленная трактовкой силуэтов и звучными пурпурно-багряными пятнами их одежд.

В русских народных традициях часто упоминается Алатырь, белый «опаляющий» камень, «камень белого Света», «Всем камням отец», который согласно одному из вариантов популярной Голубиной книги Спаситель положил в основание Сионского Храма. Под камнем этим «Скрыта могучая сила, и сила эта не имеет предела. Из-под этого белого камня Алатыря вытекают родники и речки по всей земле на исцеление, всему миру на пропитание.» (Коробка И.И. «Камень на море» и «камень алатырь». \ Живая старина, № 4, 1978).

К этому же мотиву относятся и сказка Н.К. Рериха «Клады» и его же картина «Клад захороненный».

На картинах «Приказ Ригдена», «Архат», «Приказ Ригден-Джапо», «Будда-Победитель» и др. в пещерах, спрятанных в скалах, живут божества, как и в русских сказках. Они  суровы и  строги.  Найти  к  ним  путь дано не каждому, но тому, кто нашел его, будут открыты тайны жизни и получит он приказ, который предназначен только  ему, выполняя его, он должен выказать лучшие свои человеческие качества и нести помощь людям. Живущие в пещерах, в картинах Рериха, тоже, как и герои русских сказок, принадлежат к другому миру, отличному от нашего земного, но его нельзя назвать миром мертвых, скорее наоборот, в нем гораздо больше жизни, чем в мире, в котором мы живем, — это мир духа. В этот мир мы можем погружаться во снах, а люди, добившиеся необычайных духовных высот, и на самом деле находят тот волшебный мир,  пещеры и получают приказы Великих Учителей не только во сне, но и наяву.

В картине «Тропа прямоезжая» 1912 г. мы видим камень, который является предсказателем судьбы. На камне даны неизвестные знаки. Что они означают? Кому предназначены? Куда ведет тропа прямоезжая? Об этом мы можем лишь догадываться. Именно на ней мы видим мотив выбора героем своей судьбы, что роднит ее с народными былинами в русском эпосе. На картине мы видим приближающегося или удаляющегося путника. Каждый, кто рассматривает картину, делает вывод для себя сам. Все зависит от того, по какую сторону находится исследователь. Мы можем лишь догадываться, тот ли это человек, которому предназначена эта надпись на камне или не тот, сделал ли он уже выбор своей судьбы или еще только приближается к нему. В этом и есть особенность творчества Н.К. Рериха. Он дает возможность  задумываться над своими картинами и сказками. Он никогда не дает точного ответа и законченного финала. Мы должны сами найти их.

В подземелья человеческих толщ, в души человеческих мотивов ведет творчество Николая Рериха, и выявляет то, что ему удалось подсмотреть, как когда-то Моисею на Синае – душу, стремления ее, душу тонкую и нежную, как звоны серебряных струн.

В глубокое горное ущелье, осторожной походкой сходит Белый Конь, несущий на себе драгоценный груз – Камень мудрости Чинтамани, свет которого рассеивает любую тьму.

Таким образом, в картинах и сказках Николая Константиновича Рериха символ Камня функционально не отличается от функций и задач, которые несет в себе символ камня в народном фольклоре. Однако, он наполняется еще большим смыслом и философией, которые в него вкладывает Н.К. Рерих.

Очень символично была оформлена могила Николая Константиновича Рериха. Роль памятника играет прямоугольная гранитная глыба, отколовшаяся от скалы. «Это осколок, который отделился от ближнего утеса как-будто для того, чтобы отметить место, где был кремирован бард Гималаев, запечатлеть место его последнего успокоения.» (Рерих С.Н. Стремиться к прекрасному.\ Держава Рериха. — М.: Международный центр Рерихов, 1993)

Все мы любили в детстве читать или слушать русские народные сказки, в большинстве из которых присутствовал камень, лежавший на перепутье: перекрестке от которого брали начало три дороги. Помните поговорку: «Сказка ложь – да в ней намек»? В славянской мифологии говорится о древнем священном камне Алатырь, который лежит между:

  • Навью – царством мертвых;
  • Правью – небесной обителью божеств;
  • и Явью – нашей Землей, на которой мы живем в настоящем.

Может быть, Алатырь и есть тот камень, от которого отходят три дороги: Навь, Явь и Правь?

Происхождение камня Алатырь

Происхождение камня Алатырь

В древних славянских легендах сотворение Земли приписывается богу Сварогу, который ударил своим молотом по огромному магическому камню, прилетевшему из Верхнего Мира. От могучего удара камень вспыхнул, с него стала стекать Жидкость, в разные стороны рассыпались искры. Появившийся священный огонь носит название Живое Пламя Сварога. Жидкость – живительная влага Перуна (живая вода), обладает магическими свойствами: избавляет от любых хворей, недугов, воскрешает мертвых. А искры превратились в божества, мифические существа.

Алатырь-камень является хранилищем мудрости, знаний древних славянских богов, под ним скрывается источник, рядом растет Древо Жизни, а на поверхности камня «начертаны скрижали», заповеди, которые Сварог, создатель всего сущего, послал людям. Но найти его не просто, поскольку никто не знает точно, где он находится, а легенды отсылают нас на берега Балтийского или Черного морей к острову Буяну, или к Уралу (мифической стране Ирие).

Путь к нему далек и тернист, много трудностей предстоит преодолеть. Справиться с суровыми испытаниями может только тот, кто живет по заветам предков, обладает высокой нравственностью, действует по совести. Говорят, что поиски Алатырь-камня безрезультатны, ведь никто из отправившихся в трудный далекий путь не вернулся с рассказами о достигнутой цели. Но мудрецы, волхвы говорят, что тот, кто находит священный камень, получает доступ к миру Прави, к божественной мудрости и предпочитает остаться там.

Ученые до сих пор не смогли точно установить значение названия камня – Алатырь. Некоторые считают, что это видоизменение от слова алтарь – место поклонения богам. Другие считают, что словосочетание бел-горюч, которое часто употребляют вместе с названием священного камня и находит свое отражение в его названии. С иранского al-atar переводится как «бел-горюч».

Во многих первоисточниках про Алатырь говорят, что это солнечный камень. Может быть в этом кроется разгадка и это известный нам янтарь, который в определенный период года выплескивает из своих глубин Балтийское море, в фольклорных источниках часто называемое алатырским (латырь – латышский).

Скрытая сила в Алатыре

Скрытая сила в Алатыре

Но, каковы бы ни были легенды об Алатырь-камне, все они подчеркивают могучую, магическую, мистическую силу, скрытую в нем. Поэтому люди всегда стремились найти его, но так как все поиски были безуспешными, то наши предками начали использовать символическое изображение священного камня. Волхвы передавали каменные талисманы и амулеты, которые якобы являлись его частью, своим наиболее прилежным ученикам, последователям.

Основная форма, которую придавали артефакту древние мастера – восьмиконечная звезда, в центре которой находится ярко выраженная точка (око Рода, центр Творения). Восемь лучей соответствует числу наиболее значительных славянских праздников, или (в другой интерпретации) количеству этапов духовного становления человека.

Символика амулета отражает безграничность нашей Вселенной, гармонию мира. В нем сосредоточена могущественная магическая сила богов и мудрость, житейский опыт всех предшествующих поколений. Древние славяне верили, что оберег Алатырь обеспечивает своему владельцу связь с богами, поэтому он не только способен защитить их от болезней, недугов, но и может принести в дом благополучие, богатство, спокойствие. В изображении, наносимом на талисман, присутствует узор в виде Солнца, благодаря чему он «согревает» пространство вокруг себя. Солнечные лучи рассеивают тьму, помогают людям открыть свои творческие возможности, развить природные задатки.

Кому необходим оберег

Кому необходим оберег

Во многих религиях широко используются амулеты и талисманы, являющиеся способом защиты от темных сил, негативной энергии. Обычно они являются универсальными: предназначенными для ношения мужчинами и женщина. В славянском язычестве большинство оберегов имеют четкую сферу применения: для сохранения мира и гармонии в семье, для повышения благосостояния, для улучшения здоровья и так далее.

В отличие от них оберег Алатырь могут носить все славяне, независимо от возраста, социального положения, профессий. В старину чаще всего этот магический символ был принадлежностью волхвов, которые вели кочевую жизнь, постоянно путешествовали, распространяли знания по всей земле русской. Именно потому считается, что он покровительствует людям, чья деятельность связана:

  • с путешествиями – дальнобойщики, туристы, моряки;
  • с ведением боевых действий;
  • с творчеством;
  • с историей – краеведы, археологи.

Алатырь способен защитить от неприятностей, не дать сбиться с пути.

Для мужчин

В давние времена символ священного камня можно было увидеть на одежде, оружии, боевых доспехах воинов, шатрах и палатках путешественников. Современные мужчины носят браслеты и перстни с магическим символом, делают татуировку. Имея магическую связь с Правью, амулет очищает мысли и чувства своего владельца, позволяет человеку понять правильность выбранного им жизненного пути.

Для женщин

Если в древности оберег использовали в виде вышивки на одежде, рисунка, наносимого на фарфор, керамику, другую домашнюю утварь, то сегодня женщины предпочитают различные ювелирные украшения с символом Алатыря: сережки, кулоны, подвески. Владеющая таким артефактом женщина, обретает уверенность в себе, в своих силах. Незамужняя девушка сможет встретить юношу, который станет ей спутником на протяжении всей жизни.

Для детей

Довольно часто родители надевают кулончики со знаком Алатыря на своих детей, начиная с младенческих лет. Это помогает избежать многих детских болезней, ребенок растет здоровым, крепким, сильным и умным. Амулет помогает развитию его творческих способностей, правильному выбору профессии.

Широкое распространение имеют и предметы интерьера, на которых красуется символ магического камня: мебель, ковры. В некоторых случаях его изображают просто на поверхности стен дома. Это обеспечивает мир, покой и порядок в доме, способствует укреплению семейных отношений.

Основные виды талисмана

Основные виды талисмана

Нет никаких свидетельств о том, сколько существовало амулетов с изображением Алатыря первоначально. До настоящего времени дошло только три разновидности. Некоторые специалисты считают, что это могут быть разные талисманы, имеющие различное назначение. Однако они связаны между собой знаками, орнаментами и большинство знахарей, ведунов, магов, все же предполагают, что они являются разными видами одного амулета. Это связано, в первую очередь, с тем, что связь между отдельными областями страны была достаточно непрочной. Мастера из разных областей и районов славянского государства изготавливали их в своем стиле, с отдельными нюансами, особенностями. Сохранившиеся до наших дней обереги подразделяют на следующие разновидности.

Звезда

Внешне она напоминает компас с восемью лучами. Именно поэтому большинство путешественников, моряков, отдают предпочтение именно этому символу Алатырь-камня, считая ее своеобразной «путеводной звездой», помогающей найти правильный путь, не утратить жизненные, нравственные ориентиры. Этот артефакт придает им сил, уверенности, воодушевляет и приободряет, наполняет энергией когда, казалось бы, уже нет возможности выпутаться из сложной жизненной ситуации.

Щит

Этот оберег «работает» в качестве защитника. При этом он не только предотвращает отрицательное воздействие со стороны злых, темных сил, но и позволяет исключить утечку собственной положительной энергии. Защита, которую предоставляет Щит Алатырь, действует во всех сферах жизни человека: физической, духовной, эмоциональной. Украшая символом предметы интерьера, домашнего обихода, можно защитить свое жилище от доступа посторонних лиц, стороной обойдут семью различные беды и несчастья, членов семьи не коснется зависть и наветы от недоброжелателей.

Руна

У древних славян, была и своеобразная письменность, в которой в качестве знаков выступали руны – алфавит Богов, позволяющие «контактировать» обычным людям с высшими существами, Богами. Руна Алатырь, как и камень, отражает связь между тремя мирами Навью, Правью и Явью. Она отражает единство между духовным и физическим пространством, служит источником для развития творческих сил, олицетворяет базис, прочный фундамент не только здания, но и самой жизни.

Правила применения талисмана

Правила применения талисмана

Оберег Алатырь является одним из наиболее могущественных, сильнодействующих славянских амулетов. Поэтому, решив использовать его в повседневной жизни, нужно быть очень осторожным, аккуратным. Как и все другие славянские обереги, его можно применять только для осуществления положительных действий. Если Алатырь попадет в руки человека, задумавшего зло для своего близкого, знакомого, то эти отрицательные помыслы могут обернуться против него самого.

Оберег можно использовать в виде орнамента для вышивки на одежде, нательном белье, полотенцах, пледах, коврах. Современные люди часто делают тату в виде символа Алатырь. В этом случае следует обращаться только к мастеру, который является высококлассным специалистом в своем деле, ведь неверно выполненный рисунок будет не только бесполезен, но и может отрицательно воздействовать на своего владельца, а несоблюдение правил гигиены во время нанесения рисунка на тело, может вызвать серьезное воспаление.

Как в старину, так и в настоящее время часто встречаются обереги в виде украшений (серьги, перстни, браслеты) из различных металлов, чаще всего это серебро или золото, или дерева. В последнем случае, мастер обычно обращает внимание, для кого предназначен сувенир, украшение, ведь на Руси издавна породы дерева подразделяют на мужские (например, дуб) и женские (к таким относится липа).

Активация амулета

Для того чтобы действие талисмана было наиболее эффективно, его надлежит соответствующим образом зарядить. Ритуал активации позволяет раскрыть весь присущий оберегу потенциал. Это обеспечит его постоянную и надежную защиту. Обычно для активации талисмана используют силы природы: огонь, воду, солнце. Но можно и провести обряд, подержав его между ладонями и прочитав специальную молитву. Такой ритуал можно повторять даже ежедневно. Это будет способствовать возрастанию силы оберега, поможет ему «настроится» на связь со Вселенной, богами и нашими предками.

Приняв решение приобрести амулет, постарайтесь не расставаться с ним ни днем, ни ночью. Днем его можно носить как украшение или прятать под повседневной одеждой, а ночью класть под подушку.

Страх и Страсть.
О камне на распутье или почему Ивану повезло больше,чем Гераклу.

Друзья, продолжаю публиковать отрывки из своей книги «Дорога в Тридесятое царство. Славянские архетипы в мифах и сказках». Сегодня — юнгианское толкование образавитязя на распутье.

Говоря о направлении развития, и преодолении страха, невозможно пройти мимо такой сказочной метафоры, как камень на распутье в славянских сказках. Нужно сказать, еще древние греки использовали развилку дорог в качестве символа сложного жизнеопределяющего выбора. Совсем еще юный Геракл, оказавшись на распутье, повстречал двух женщин, одна из них оказалась Изнеженностью, другая – Добродетелью. Первая соблазняла его жизнью, полной удовольствий, вторая призывала встать на путь служения людям, полный испытаний, зато ведущий к бессмертию и славе. Юный Герой сознательно отверг легкий путь, выбрав лавры.

Однако славянский миф во многом превзошел греческий. Во-первых, в наших сказках Герой встречает на пути не просто развилку дорог, а камень с надписью. На архаических этапах культа сакральность камней связана с представлением о том, что в них воплощаются души предков, отсюда возникает обычай ставить возле усыпальниц камни. Они вечны, как и вечна мудрость предков. Поэтому надпись, что видит Герой на камне, является прямым посланием из иного мира. А, во-вторых и в-главных, русская сказка предлагает Герою, не два, а целых три пути!

В Сказке о молодильных яблоках и живой воде говорится: «Едучи путем-дорогою, близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, наконец приехал он в чистое поле, в зеленые луга. А в чистом поле лежит камень, на нем надпись написана: «Направо поедешь — богату быть, коня потерять. Налево поедешь – коня спасать, быть голодну да холодну. Прямо поедешь – убиту быть» .

Давайте рассмотрим все три пути-дороженьки.

«Направо поедешь — богату быть, коня потерять». В данном случае под богатством понимается всего лишь то самое «не хуже, чем у всех», обладание общепринятыми благами, одобренными ближайшим окружением. За эту общественно одобренную жизнь «среднестатистического Ивана», как справедливо предупреждает надпись на камне, придется заплатить конем. Конь же, как мы выяснили в предыдущей главе, является символом инстинктивной жизненной энергии, причем, что наиболее ценно, энергией управляемой и направленной на достижение подлинных желаний, исходящих из Самости. В сказках этот путь обычно выбирают ложные герои  ̶  старшие братья Героя настоящего, которым в конце концов не достается ни царства, ни царевны.

«Налево поедешь — коня спасать, быть голодну да холодну». Это предупреждение о социальной изоляции, о возможном провале в новом начинании. Это те, голоса, что говорят нам: «Ты что, дурочка?! Ты успешный юрист, с ума сошла? Кому нужны эти стилисты?! Даже не вздумай!»; «Развод? Спятила?! На что ты будешь жить с детьми? Ты ж ничего сама не умеешь!»; «Замуж? За этого?!! Да вы же с голоду помрете!» В реальности такое, и правда, может произойти. Но, как правило, в тех случаях, когда идея собственной индивидуации становится сверхидеей, манией. Когда новые начинания исходят не из интереса и настоящей страсти, а из принципа «Сделаю назло бабушке, отморожу уши», не из собственных стремлений, а из желания «всем доказать», «показать, на что способен» и т.д.

Также «второй дорогой» можно считать одержимость героическим архетипом, самоотречением во имя идеи.

Итак, Гераклу, в отличие от Ивана, было предложено всего два пути. Число два традиционно является символом противостояния духовного и материального миров, борьбы противоположностей. До появления культа Юпитера в Риме богом неба был двуликий Янус, который утром отпирал небесную дверь и выпускал Солнце, а на ночь запирал его. Считалось, что одна голова Януса смотрит в прошлое, а вторая — в будущее. Не правда ли, отличный символ того самого невротического «нигде и никогда», отсутствия в настоящем, отсутствия в реальности?

Таким образом, двойка наиболее ярко отражает поляризацию. А как мы помним, наличие двух крайних полюсов в психике, двух оппозиционных, равно значимых установок – это признак невротического комплекса.

Однако русскому Герою, в отличие от Геракла, повезло больше. Третий путь, именно тот, что ведет прямо, как раз и являет собой трансцендентную область, где могут объединиться несовместимые, как казалось бы Сознанию, противоположности, где возможно все сразу: и процветание, и слава. Однако этот путь, на первый взгляд, самый неприемлемый и ужасный:

«Прямо пойдешь – убиту быть». Во внутрипсихическом пространстве эта дорога означает всего лишь смерть существующей Эго-установки, определяющей текущее положение вещей, настоящую (для конкретного человека) картину мира. Именно эта установка сужает поле зрения всего лишь до двух вариантов из бесконечного разнообразия мира: «Можно быть либо богатым, либо честным», «либо молчать в тряпочку, либо развод и одиночество», «либо стабильность, либо интересная жизнь» и т.д. и т.п. И лишь со смертью привычной картины мира сам мир расширяется, становятся доступны новые ресурсы, возможности, которые носителю предыдущей установке даже и во сне привидеться не могли.

Нужно сказать, что процесс инициации , термин, который прочно перекочевал в дискурс аналитической психологии, обязательно содержит в себе обряд «смерти – погребения – воскрешения в новом качестве». «Инициация подразумевает отмирание менее адекватных, неактуальных условий жизни и возрождение обновленных, более соответствующих новому статусу инициируемого. Здесь мы сталкиваемся с трансформацией, изменением, поэтому сами ритуалы так таинственно-пугающи» .

Прежде чем мы сможем двинуться дальше по дороге к Тридесятому царству, Вам, Читатель, необходимо убедиться, что тропа выбрана правильно. Задержитесь у придорожного камня, ответьте на следующие вопросы (нелишне будет взять в руки ручку и бумагу, чтобы ответы приобрели материальную форму, тогда пугливое Эго уже более не сможет прятать их от Сознания):

Какая тропа Вашей жизни на сегодня преграждена камнем?

Что написано на нем, куда ведут правая и левая дороженьки?

С решением какого жизненно важного вопроса Вы тянете время?

Как звучит Ваша неразрешимая дилемма?

Приведу несколько примеров:

«Либо материнство, либо карьера»;

«Либо стабильность и семья, либо любимая женщина»;

«Либо я остаюсь хорошей дочерью для мамы, либо переезжаю в город своей мечты»;

«Либо остаюсь честным человеком с чистой совестью, либо беру «откат» и покупаю квартиру».

Воскресите в памяти подобные сказочные сюжеты, а также иллюстрации к книгам и васнецовского «Витязя на распутье». Помните, у придорожного камня всегда лежат черепа и кости? Немало богатырей полегло, так и не сделав выбор. Если слишком долго оставаться в нерешительности у развилки дорог, тот самый камень может стать собственной могильной плитой. А Вы, читатель, заслуживаете лучшей участи, не так ли?

Продолжение следует…

С верой в Вас и Ваше лучшее настоящее,
Александра Сергеева.

  • В роли учителя как пишется
  • В розовом чертоге живет красота сочинение проблема
  • В рождественскую ночь чехов рассказ читать
  • В рождественскую ночь чехов рассказ краткое содержание
  • В рождественскую ночь чехов идея рассказа