В русских народных сказках различные животные наделены

Качества животных в литературных произведениях

Разные животные наделены в литературных произведениях человеческими качествами. Лиса у нас хитрая-прехитрая, заяц трусливый-претрусливый, медведь косолапый, волк злой-презлой.

Если говорить о мышке, она вроде и маленькая-маленькая, но поможет герою, попавшему в беду: пропищит из норки и выведет на свободу от злых сил. Но та же мышка разобьет и яичко, которому так рады дед и баба в сказке «Курочка Ряба».

О медведе

Кстати, косолапый тоже неоднозначен. Он не вмещается в теремок и разрушает его. И он же — символ благополучия для молодожёнов: на медвежью шкуру усаживали молодых для получения благословения. И он же, медведь, — проводник в потусторонний мир. Вспомним Татьяну Ларину из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Медведь несет бедную, испуганную героиню в её сне через мосток, который пролегает через речушку в избу, где собрались страшилища, явно из потустороннего мира. Интересен медведь и русской народной сказке «Вершки и корешки». Здесь наш медведь выглядит даже глупым-преглупым. Мужик, убирая пшеницу, просит медведя оставить ему вершки, а косолапый должен забрать корешки. Понятно, что медведю корни пшеницы не понравились на вкус. Поэтому он решает в следующий раз не позволить мужику его обмануть. Он предлагает крестьянину, когда тот производит уборку свёклы, отдать ему (медведю) вершки, надеясь, что они будут вкусными, но снова медведь обманут хитрым мужиком. Листья свёклы не так вкусны как корнеплоды этого растения. Что делать бедному медведю? Остается только уйти восвояси. А мужик и в первый, и во второй раз оказывается «победителем». Поэтому говорить о качествах медведя в русской литературе однозначно нельзя. Потому что перед нами и сильный лесной житель, которого все боятся, и простой, даже глупый-преглупый, герой бытовых сказок, и оберег в русских народных поверьях (принятие благословения на медвежьей шкуре).

Общие выводы

Таким образом, разные животные для русского народа обладали человеческими качествами. Сам народ эти качества определил в ходе

  • наблюдений,
  • фантазии,
  • воображения.

Изучать наши традиции, культуру, историю, фольклор очень интересно. Не так ли? 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ НЕТИПОВОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ №76»

Животные — носители определённых человеческих качеств в сказках и баснях

                                                                Выполнил

Ученик 5 «А» класса

                                                                            Фарманчук Артем

                                                                          Руководитель

                                                                               Учитель биологии

                                                                                Федосова Елена

Николаевна

Новокузнецк

2015

СОДЕРЖАНИЕ

I Введение                                                                                                               3

II Сказки о животных, их особенности и разновидности                                  5

III Отрицательные персонажи-животные в русских народных сказках           8

     III.I Лиса в сказках о животных                                                                       9

     III.II Волк в сказках о животных                                                                    12

     III.III Медведь в сказках о животных                                                             14

IV Положительные персонажи-животные в русских народных сказках         15

V Роль сказок и басен о животных в становлении национального характера 17

Библиография                                                                                                         19

I Введение

На протяжении многих веков, в процессе становления нынешних образов животных в русских народных сказках, создавалась литература, которая исследовала и описывала фольклорные особенности героев сказок различных областей, стран и т.п.

В таких работах В.Я. Проппа как «Исторические корни волшебной сказки», «Русская сказка» и «Морфология волшебной сказки», Э.В. Померанцевой «Судьбы русской сказки», В.П. Аникина «Русская народная сказка» дается представление о строении сказки, о её видах, о большом количестве разных типов героев сказки. Книги О.М. Ивановой-Казас «Мифологическая зоология» (словарь) и Е. А. Костюхина «Типы и формы животного эпоса» помогают подробно рассмотреть наиболее известных героев сказок о животных и создать их собирательный образ на основе сравнительного анализа данных героев и их действий.

Героями сказок очень часто становятся животные, олицетворяющие собой людей с различными характерами.

Также стоит отметить, что русская литература включает не только русские народные сказки про животных. Она также богата баснями. Животные в этих произведениях обладают такими качествами людей, как трусость, доброта, глупость, зависть.

Рассмотрению таких персонажей уделяется достаточно внимания, но литературы, объясняющей роль их существования в сказках о животных недостаточно, что связано с актуальностью темы курсовой работы.

Цель: Описать героев русских народных сказок и басен о животных.

Задачи:

Исследование русской народной бытовой сказки и её героев-животных.

Создание сравнительного анализа данных героев и их действий.

Доказать воспитывающую роль сказки, басни через необходимость существования героев-животных.

Предмет исследования:

Русские народные сказки и басни о животных.

Объект исследования:

Герои-животные русских народных сказок, басен.

Методы:

Теоретический метод

Метод анализа

Метод анкетирования

Сравнительно-сопоставительный метод

Материал исследования:

Русские народные сказки и басни о животных.

II Сказки о животных, их особенности и разновидности

В сказках о животных прослеживаются определенные характеры в разных временных рамках. Поэтому одним из важнейших вопросов является проблема различия сказок о животных и сказок других жанров, в которых животные принимают участие.

Ключ к решению данной проблемы дает определение сказок о животных, предложенное В.Я. Проппом: «Под сказками о животных будут подразумеваться такие сказки, в которых животное является основным объектом или субъектом повествования. По этому признаку сказки о животных могут быть отличаемы от других, где животные играют лишь вспомогательную роль и не являются героями повествования».

К сказкам о животных, безусловно, относятся сказки, где действуют одни только звери («Лиса и журавль», «Лиса, заяц и петух», «Лиса-повитуха», «Лиса и дрозд», «Волк-дурень» и т.д.). Из сказок о взаимоотношениях человека и животных к этому жанру нужно отнести те, в которых звери являются главными героями, а люди — объектами их действия и повествование в которых ведется с точки зрения зверей, а не человека («Волк у проруби», «Собака и волк», «Мужик, медведь и лиса» и т.п.).

Сказки о животных мало похожи на рассказы из жизни животных. Животные в сказках лишь до некоторой степени действуют в согласии со своей природой, и в гораздо большей мере выступают носителями того или иного характера и производителями тех или иных действий, которые должны быть отнесены прежде всего к человеку. Поэтому мир зверей в сказках дополнен человеческим воображением, он является формой выражения мыслей и чувств человека, его взглядов на жизнь.

Животные, которые говорят, рассуждают и ведут себя, как люди, — лишь поэтическая условность: «Приключения животных спроецированы на людскую жизнь — и человеческим смыслом они-то и интересны». Отсюда основные темы русских сказок о животных — человеческие характеры, достоинства и пороки людей, типы человеческих взаимоотношений в быту, в обществе, иногда эти образы даже выглядят сатирически.

Большинство исследователей отмечают проблему классификации сказок о животных в связи с их разнообразием. О сложности типов сказок о животных писал В.Я. Пропп, отмечая следующие разновидности: сказки о животных, существующие в кумулятивной форме («Теремок», «Колобок», «Петушок и бобовое зернышко» и т.п.); сказки о животных, близкие по своей структуре к волшебным («Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» и др.); сказки о животных, близкие по своему строю к басне («Волк и лиса»); сказки о животных, приближающиеся к литературным произведениям и имеющие политическую форму («Повесть о Ерше Ершовиче»).

Разрабатывая классификацию русских сказок о животных на материале текстов, собранных А.Н. Афанасьевым, В.Я. Пропп выделяет следующие группы: Сказки о диких животных («Звери в яме», «Лиса и волк», «Лиса-повитуха», «Лиса и журавль», «Лиса-исповедница» и др.); Сказки о диких и домашних животных («Собака и волк», «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух» и др.); Сказки о человеке и диких животных («Лиса и ее хвост», «Мужик и медведь», «Медведь — липовая нога», «Лисичка со скалочкой» и др.); Сказки о домашних животных («Коза лупленная», «Лошадь и собака» и др.); Сказки о птицах и рыбах («Журавль и цапля», «Петушок и бобовое зернышко», «Курочка Ряба» и др.); Сказки о прочих животных, растениях, грибах и стихиях («Лиса и рак», «Теремок», «Колобок», «Солнце, мороз и ветер», «Война грибов» и др.).

Персонажи русской народной сказки о животных представлены, как правило, образами диких и домашних животных. Образы диких животных явно преобладают над образами домашних: это лиса, волк, медведь, заяц, из птиц — журавль, цапля, дрозд, дятел, воробей, ворон и др. Домашние встречаются значительно реже, причем они появляются не как самостоятельные или ведущие персонажи, а лишь в соединении с лесными: это собака, кот, козел, баран, лошадь, свинья, бык, из домашних птиц — гусь, утка и петух. Сказок только о домашних животных в русском фольклоре нет. Каждый из персонажей — это образ вполне определенного животного или птицы, за которым стоит тот или иной человеческий характер, поэтому и характеристика действующих лиц основана на наблюдении за повадками, манерой поведения зверя, его внешним обликом. Различность характеров особенно четко и определенно выражена в образах диких животных: так, лиса рисуется прежде всего как льстивая, хитрая обманщица, обаятельная разбойница; волк — как жадный и недогадливый серый дурак, вечно попадающий впросак; медведь — как глупый властитель, лесной гнет, употребляющий свою силу не по разуму; заяц, лягушка, мышь, лесные птицы — как слабые, безобидные существа, всегда служащие на посылках. Неоднозначность оценок сохраняется и при описании домашних животных: так, собака изображается как умное животное, преданное человеку; в коте отмечено сочетание смелости с леностью; петух криклив, самоуверен и любопытен.

Для понимания смысла русских народных сказок о животных необходима работа над их сюжетной организацией и композицией, которая отличается ясностью, четкостью и простотой: «Сказки о животных строятся на элементарных действиях, лежащих в основе повествования, представляющих собой более или менее ожидаемый или неожидаемый конец, известным образом подготовленный. Эти простейшие действия представляют собой явления психологического порядка…». Нередко они являются одноэпизодными («Лиса и журавль», «Журавль и цапля» и др.). Однако гораздо чаще встречаются сказки с сюжетами, основанными на последовательном сцеплении однотемных сюжетных звеньев-мотивов. События в них связываются аналогичными по характеру действиями сквозных персонажей: так, в сказке «Лиса и волк» существует три сюжетных мотива — «Лиса крадет рыбу из саней», «Волк у проруби», «Битый небитого везет». Многоэпизодность, как правило, не осложняет композиции, поскольку речь обычно идет об однотипных действиях персонажей, совершаемых в разных сюжетных ситуациях.

III Отрицательные персонажи-животные в русских народных сказках

В данной работе я проводил исследование двух отрицательных героев русских народных сказок о животных — лисы и волка. Такой выбор обусловлен не только их популярностью, но и тем, что на примере данных героев можно отчетливо проследить, какие пороки высмеиваются и осуждаются в сказках, тем самым, влияя на становление национального характера читателей. Оба персонажа встречаются как в разных сказках по отдельности, так и в одной вместе. И не смотря на то, что и волк, и лиса отрицательные герои, и, кажется, что у них много общего: обитают в одних лесах, нападают на одних и тех же животных, боятся так же одних и тех же противников, в сказках они наделены разными человеческими качествами, что достаточно интересно. Интересен так же и тот факт, что один отрицательный герой мужского пола и, получается, наделен он мужскими отрицательными чертами характера, а другой герой — женского, наделенный женскими чертами соответственно, от чего и способы достижения их целей разные, несмотря на то, что эти цели одинаковы.

Таким образом, на основе анализов разных русских народных сказок о животных, можно рассмотреть данных героев с одинаковых позиций: их внешность, черты, поступки, определить, кто из них умнее, сообразительней или хитрее, а кто глуп и наивен. Сравнительный анализ волка и лисы поможет так же выявить основные человеческие пороки, высмеивающиеся в обществе и выяснить, как присутствие этих героев в русских народных сказках влияет на становление национального характера, что и является целью данной работы.

III.I Лиса в сказках о животных

Одна из наиболее знаменитых сказок с участием лисы – «Сказка о лисице и волке».

Начинается она с того, что лисица хочет поесть рыбки, а где ее взять не знает. И, для достижения своей цели она решает лечь на дорогу. На дороге её замечает мужик и кладет к себе в воз с рыбой. Пока мужик едет и радуется хорошей находке, лиса прогрызает дыру в санях и спускает по рыбке на землю. Почти всю рыбу лиса выуживает, а сама убегает в лес. Когда мужик увидел, что ни лисы, ни рыбы нет, он очень расстроился. А лиса тем временем бежит собирать рыбку и лакомиться. На дороге ей встречается волк, который расспрашивает ее, откуда рыба, как она ее наудила и где. Чтобы отвязаться от волка и не делиться с ним добычей, она говорит ему, что хвост надо опустить в прорубь и приговаривать специальные слова, чтобы лучше удилась рыба. Так глупый волк и побежал на прорубь. Пока он сидел и ждал рыбы, хвост замерз в проруби так, что не его никак не вытащить. Увидела волка баба с коромыслом. Сначала гнала его, а когда поняла, что он примерз, начала бить его так, что хвост у волка оторвался. А лисица в это время прибегает в избу, где жила баба, и начинает месить тесто. Пока она месила, вся в тесте испачкалась, пошла и легла на дорогу. Встретил ее опять волк, сказал, что не вышло у него ничего, а заметив, что лежит лиса вся белая, испугался, стал спрашивать, что с ней произошло. Лиса рассказала ему, что ей голову коромыслом проломили. Сжалился волк над ней, посадил к себе на спину и повез домой. А лиса ехала у него на спине и приговаривала улыбаясь: «Битый небитого везет!».

В русских народных сказках о животных противником волка часто выступает лиса. Эта «кумушка-голубушка» нередко за свою ловкость, храбрость и изворотливость в одурачивании волка вызывает наши симпатии. И в представленной выше сказке выдумке и находчивости лисы нет границ. Ради своей же выгоды, лисица обманывает волка, мужика, и, скорее всего была бы готова обмануть и подставить любого ради совей цели — еды и теплого жилья. И, поэтому, несмотря на все симпатии к ней, все же было бы ошибочно говорить о ней как о положительном персонаже. Хитрость и смекалка соседствуют у лисы с безудержной наглостью, лицемерием и предательством.

Есть среди сказок о животных так же и такие, в которых осуждаются не только человеческие, но и общественные пороки, хотя их и немного. Например, сказка «Лиса и Котофей Иваныч». Чинопочитание и взяточничество изображены в ней с неподражаемым блеском. Кот, изгнанный из дома, благодаря изворотливой лисе, которая якобы выходит за него замуж становится Котофеем Иванычем — «начальником» над всеми лесными животными, потому что лисица путем обмана выдает его всем за страшного зверя. Даже самые сильные обитатели леса — медведь и волк вынуждены ему прислуживать, а кот свободно всех обирает и прижимает.

В русских народных сказках о животных лиса так же предстает перед нами в образе сладкоголосой рыжей красавицы, которая может заговорить любого. Так, в сказке «Лиса-исповедница», прежде чем съесть петуха, она убеждает его исповедоваться в грехах; при этом остроумно высмеивается ханжество духовенства. Лиса обращается к петуху: «О милое мое чадо, петел!» Она рассказывает ему библейскую притчу о мытаре и фарисее, а потом съедает его.

Еще одна сказка, сюжет которой известен каждому – «Колобок». Сказка представляет собой цепочку однородных эпизодов, изображающих встречи Колобка с различными говорящими животными, намеревающимися его съесть, однако колобок уходит от всех, кроме лисы. С каждым зверем колобок вступает в дискуссию, в которой он каждый раз объясняет свой уход: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, и от тебя, медведь (волк, заяц), уйду». Лиса же, как обычно, с помощью обмана, притворившись частично лишённой слуха, ловит Колобка на тщеславии и, воспользовавшись его добротой, которая выражается в готовности повторить песенку поближе к уху и рту лисы, съедает его.

Глупость лисы описана в сказке «Лиса и дрозд». Свил дрозд гнездышко и птенцов вывел. Лиса узнала об этом и стала пугать дрозда тем, что разорит его гнездышко. Вначале лиса потребовала от дрозда накормить ее. Накормил дрозд лису пирогами и медом. Затем лиса потребовала от дрозда напоить ее. Напоил дрозд лису пивом. Опять пришла лиса к дрозду и потребовала насмешить ее. Насмешил дрозд лисицу. Снова пришла лиса к дрозду и потребовала напугать ее. Вот и привел дрозд лису к стае собак. Напугалась лиса, бросилась убегать от собак, залезла в нору, и начала сама с собой разговаривать. Поругалась она с хвостом, высунула его из норы. Так собаки её за хвост ухватили и съели. Так глупость и жадность всегда наказываются в русских народных сказках о животных.

Рассмотрев несколько сказок с участием лисы, можно сделать вывод, что в большинстве случаев лиса является отрицательным героем, олицетворяющим собой хитрость, коварство, лживость, лукавство и эгоизм. Но так же можно заметить, что если она вместе с другими зверями выступает против волка, то получает положительную оценку, а если сама наносит вред другим — отрицательную. Довольно часто можно увидеть сказки о хитрой лисе и глупом волке, в которых лисица обманывает волка для собственной выгоды. Но лиса такой же хищник, как и волк. Она выгоняет зайчика из его избушки, съедает птенцов дрозда, обманывает и других животных, например, медведя, или даже людей, так же она всегда хочет съесть петуха, тетерева, колобка, зайца. И за эти свои поступки она жестоко расплачивается. Ведь хитрость, граничащая с предательством, не может быть оправдана. Даже внешность лисы обманчива: обычно она описана очень привлекательной, рыжей, с глазами, говорящими о ее хитрости.

III.II Волк в сказках о животных

Волк достаточно популярный персонаж русских народных сказок, но в сознании русских людей его образ наделен по большей части отрицательными характеристиками. Чаще всего в русских народных сказках волк — это придурковатый и простоватый зверь, которого постоянно все обманывают и подставляют («Лисичка-сестричка и Волк», «Волк и Коза», «Волк-дурень», «Зимовье зверей»). Но надо отметить то, что даже когда волка в сказках представляют дурнем, он никогда не бывает подлым и низким, в отличие от лисы.

Ранее уже было сказано, что сказки о животных создавались не только в назидание маленьким. Многие из них при помощи веселой выдумки, шутки высмеивают пороки. И, например, воплощением глупости в сказках нередко является волк. Его глупость — глупость жестокого и жадного зверя. Сказочники вроде специально ставят волка в условия, оправдывающие его поступки, которые должны вызвать у слушателя чувство жалости к нему, но этого не происходит, потому что нет места в жизни глупости, жестокости и жадности — вот главный тезис сказок.

Одна из самых знаменитых сказок про волка — сказка «Волк и семеро козлят». Мать-коза, отлучаясь из дома, предупреждает своих козлят остерегаться волка, который бродит неподалёку. Тем временем, волк, воспользовавшись удачным моментом, стучится к козлятам и заявляет, что он — их мать. А козлята в ответ говорят, что голос их матери мягкий, в то время как его голос грубый. Чтобы смягчить свой голос, волк съедает кусок мёда, но козлята всё равно не пускают его, потому что лапы у их матери белые, а не чёрные, как у волка. Тогда тот идёт на мельницу и пачкает свои лапы в муке. Козлята впускают волка, который тут же съедает их всех, кроме самого маленького, спрятавшегося в печке. Вернувшись домой, мать-коза видит разгром, который устроил волк и спасшегося самого маленького козлёнка, который рассказывает ей о произошедшем. Она отправляется за волком и находит его, спящего с набитым желудком, в котором что-то копошится. Мать-коза вспарывает волку живот, и оттуда появляются живыми шесть козлят. Вместо козлят их мама заполняет живот волка камнями. На следующее утро, коза встретила волка и предложила ему посоревноваться в прыжках через костёр, коза перепрыгнула, волк тоже прыгнул, но камни его потянули вниз. Так волк сгорел. Еще один вариант финала — волк, проснувшись с камнями в желудке, захотел пить, пошел к ручью, поскользнулся, упал в воду и от тяжести утонул.

В этой сказке волк жесток и беспощаден, ради своей добычи он способен обмануть маленьких козлят, которые остались одни дома. Обманом (говорит голосом мамы-козы) он говорит козлятам, что именно он их мама и просит впустить его домой. И, когда его впускают, волк съедает всех козлят кроме одного, которого не заметил. Именно благодаря маленькому козленку в этой сказке и наказывается зло, жадность и беспощадность.

В «Сказке про волка и лису» волк предстает перед читателями немного в другом образе — глупым и наивным зверем, которого легко провести. Лиса в его доме манипулирует и управляет волком, ловко заговаривая его. В самом начале сказки рассказывается, что лиса жила в ледяной избушке, а волк — в хворостяной, и, когда пришла весна, избушка лисы растаяла, и стала она проситься к волку в дом пожить. Волк сжалился над ней и по глупости впустил её к себе. Каждый день лиса умудрялась обмануть волка: говорила, что к ней приходят гости и выходила к ним, чтобы съесть его сметану, масло, потихоньку меняла свое спальное место так, чтобы оно было ближе к печке. Так, лиса перебралась спать на печку, а волка переселила под печь. Сказка закончилась тем, что, продолжая обманывать волка, лиса осталась жить в его доме навсегда, став там хозяйкой, а волка сделав прислугой.

Глупость волка так же описана в сказке «Как лиса шила волку шубу». Глупый волк попросил у хитрой лисы сшить ему шубу. Лиса получала от волка овечек: мясо ела, а шерсть продавала. А когда у волка закончилось терпение, и он запросил свою шубу, лиса обманом сгубила его.

Итак, из рассмотренных выше сказок можно сделать вывод, что волк нередко глуп, но это не основная его черта: он жесток, свиреп, зол, жаден — вот основные его качества. Он съедает коня у бедного старика, вламывается в зимовье зверей и нарушает их мирную жизнь, хочет съесть козлят, обманывая их песенкой. Но такие качества никогда не поощряются в сказках, поэтому волк всегда получает по заслугам.

III.III Медведь в сказках о животных

Нельзя не упомянуть и о таком герое сказок, как медведь, который представляет собой воплощение грубой силы. Иногда он свиреп, иногда – наивен и добр. Будучи хозяином леса, он обладает властью над другими животными, но, тем не менее, характером отличается простоватым. Наличие физической силы у данного животного персонажа практически исключает ум – медведь в сказках глуп и оказывается одурачен слабыми животными. Можно увидеть параллель образа медведя с образом богатых помещиков во время крепостного права. Поэтому люди и другие животные, символизирующие в сказках свободный и хитрый русский народ, часто пытаются обхитрить и одурачить медведя. Например, медведь остается ни с чем (сказка «Мужик и медведь») или вовсе оказывается съеденным толпой народа («Медведь – липовая нога»). В некоторых сказках медведь ленив, спокоен и очень ценит свой покой. Также встречаются сказки, в которых медведь проявляет себя как добрый животный персонаж, помогающий людям. Например, медведь одаривает подарками Машу, выступая, тем самым, символом добрых сил природы, которые любят трудолюбие и честность.

IV Положительные персонажи-животные в русских народных сказках

Мною также проанализированы положительные персонажи-животные в русских народных сказках, которые представляют собой целую галерею разнообразных характеров. Конечно, все эти персонажи метафорически отражают мир людей – их действия, страхи слабых перед сильными, находчивость и доброту. В сказках о животных человек играет второстепенную роль или отсутствует вовсе. В русских сказках положительные персонажи-животные представлены очень широко. Они всегда одерживают верх благодаря своему уму и находчивости.

Часто кот в сказках открыто демонстрирует свой игривый нрав, во многих сюжетах оказывается разбойником или даже воришкой. Но вместе с тем отличает кота справедливость и живой изворотливый ум. Благодаря своему красноречию он выходит из любых затруднительных ситуаций, помогает обиженным, защищает своих друзей. Причем явной силой кот не обладает, истинная сила его – в слове. Мудрые речи кота могут нагнать страху на животных во много раз крупнее него. Например, в сказке «Кот и лиса» кот называет сам себя Воеводой и заставляет трепетать даже таких сильных животных персонажей как медведь и волк. Ещё можно вспомнить сказку «Кот – серый лоб, козел да баран», в которой кот со своими друзьями ловко обманывают волков.

Петух в сказках представляется нам с двух сторон. Во многих сказочных сюжетах петух изображается легкомысленным и весьма самоуверенным. Иногда он проявляет непослушание, нарушает какой-либо запрет и в результате оказывается украденным. Как в сказке «Петушок – золотой гребешок» – петуха крадет лиса, а его друзья приходят герою на выручку. Это характеризует его, как слабого героя, однако, есть и другая сторона. Петух в сказках выступает мудрым помощником своих друзей или людей, как было в сказках «Петух и жерновцы» и «Лиса и заяц». Он проявляет себя как истинно бесстрашные и сильные положительные персонажи русских сказок.

Заяц – герой слабый, но хитрый. Он часто выступает олицетворением трусости, тем не менее, благодаря своей ловкости и находчивости он с легкостью выходит из затруднительных положений. Например, в сказке «Заяц-хваста» герой помогает спасти ворону. Очевидная перемена образа зайца в сказках: сначала он представляется нам символом трусости и боязливости («Лиса и заяц»), но по ходу повествования мы видим, как этот трусливый герой преображается. Он может перехитрить даже волка и спасти своих друзей.

Ёж в сказке – животный персонаж умный и осторожный. Он выражает доброту и дружелюбие, и зачастую мирит между собой животных персонажей, разрешает их спор, находит справедливость. В сказках порой объясняется появление у ежа колючек, с помощью которых он может не только защищаться, но противостоять более крупным животным. О нём может даже идти богатырская слава (сказка «Ёж»).

Мышь в сказках трудолюбивая и добрая, хоть и часто подчеркивается, что «в голове мышиной мозгу меньше горошины». Она часто выступает спасительницей, и награду за это просит совсем не большую – только ложечку каши, например. Мышь часто помогает людям – носит воду в сказке «У страха глаза велики» и может даже спасти жизнь («Дочь и падчерица»). Это сильный животный персонаж, который порой имеет решающее значение в развитии сюжета сказки – и репку помогает вытащить («Репка»), и делает совсем уж невозможное и непосильное людям – разбивает золотое яичко («Курочка»). Несмотря на свой малый размер, роль мыши в сказках оказывается весьма значительной.

V Роль сказок и басен о животных в становлении национального характера

В русских народных сказках о животных показано то, что народ осуждал в обществе, своих врагах и даже в самом себе. Высмеивались жестокость, хвастовство, лесть, продажность и многое другое. И, зачастую, таким образом, в сказках именно благодаря присутствию животных, в простом содержании спрятаны такие идеи, которые составляют суть морального кодекса народа. Те сюжеты, которые разворачиваются в сказках о животных, являются некой инсценировкой реальных жизненных ситуаций. Неспроста таким сказкам присуща нравственно-поучительная роль, ведь их герои олицетворяют определенные человеческие качества, и именно поэтому лисой называют хитрого человека, зайцем — трусливого, волком — глупого. Сказки о животных — притчи, которые показывают читателю, что в почете, а что нет.

Характер каждого человека складывается из эмоциональных, волевых и нравственных черт, основы которых закладываются ещё в раннем детстве. Родители читают детям сказки, с помощью которых они познают мир. Поэтому именно сказкам присуща воспитательная роль, ведь сказка — это многовековая народная мудрость. Через неё ребенок познаёт окружающий мир и своё место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Эти представления появляются именно через образы героев сказок, в том числе и животных, потому что иногда животные в конце сказки становится более нравственным, проходя через определенные нравоучительные испытания, а иногда именно животные являются теми «нравоучителями» в сказке, с помощью которых и определяется мораль. В русских народных сказках существует множество подобных персонажей, рассмотрение которых привело к очень интересным результатам. Выделение сходных особенностей у животных и человека (речь — крик, поведение — повадки) послужило основой для совмещения в образах животных их качеств с качествами человека: животные говорят и ведут себя, как люди. Это совмещение повело и к типизации характеров животных, которые стали воплощением определенных качеств: лиса — хитрости, волк — глупости и жадности, медведь — доверчивости, а заяц — трусости. Так сказки приобрели иносказательный смысл: под животными стали подразумевать людей определенных характеров. Образы животных стали средством морального поучения, а затем и социальной сатиры, что привело к развитию национального характера, ведь в сказках о животных высмеиваются не только отрицательные качества (глупость, лень, болтливость), но и осуждаются угнетение слабых, жадность, обман в целях наживы.

Особую роль животное играет не только в народных сказках, но и в баснях. Обращаясь к басням Крылова, можно видеть, что животное в них иногда вызывает смех, иногда нет. В таких баснях, как «Волк и ягненок», «Лев и мышь», «Волк на псарне», и в целом ряде других басен животные не смешны. Но вот возьмем басни «Мартышка и очки», «Лягушка и вол», «Квартет» и многие другие — и нам уже делается весело. В образе вертлявой обезьяны, надутой от спесивости лягушки, бестолковых мартышки, осла, козла и медведя мы легко узнаем людей со всяческими их недостатками.

Библиография

1. Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки: полное издание в одном томе», М., 2010.

2. Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1984.

3. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М., 1975.

4. Иванова-Казас О.М. Мифологическая зоология (словарь), СПб, Филологический факультет, 2004.

5. Костюхин Е. А. Типы и формы животного эпоса. Москва,1987 г.

6. Никифоров А.И. Народная детская сказка драматического жанра. Л., 1928.

7. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.

8. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М., 98.

9. Пропп В.Я. Русская сказка. Л., 1984.

10. Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки, М., 1965.

11. Сказки о животных, Тула, 2000.

12. Сказки о зайцах, Тюмень, 1959.

13. Сказки про лису, пересказали О. Капица и А. Толстой для детей дошкольного возраста, Л., 1970.

14. Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор. http://feb-web.ru/feb/feb/atindex/atindx01.htm#

Культура.РФ

Культура.РФ

ЧТО СИМВОЛИЗИРУЮТ ЖИВОТНЫЕ В РУССКИХ СКАЗКАХ?

ЧТО СИМВОЛИЗИРУЮТ ЖИВОТНЫЕ В РУССКИХ СКАЗКАХ?

Животные выступали в сказках чаще как «волшебные помощники».

Сказки о животных считаются самым древним видом народных сказок. Они рассказывали о природе, примитивном быте и охоте. С развитием земледелия сказки о животных стали вбирать в себя детали крестьянской жизни.

Сказки о животных считаются самым древним видом народных сказок. Они рассказывали о природе, примитивном быте и охоте. С развитием земледелия сказки о животных стали вбирать в себя детали крестьянской жизни.

В мировом фольклоре известно около 140 сюжетов животного эпоса, в русском — 119. Значительная их часть оригинальна. Так, у других народов не встречаются сказки «Лиса-повитуха», «Кот, петух и лиса», «Волк в гостях у собаки», «Терем мухи». Самобытность и свежесть восточнославянского животного эпоса отмечалась не раз. Однако в составе репертуара всех сказок он занимает только около 10% сюжетов и относительно мало распространен (лишь немногие сказки записаны более 10 раз).

В эпоху первых земледельческих государств появились волшебные сказки. В них центральное место отводилось человеку, а животные выступали уже лишь как «волшебные помощники» главного героя. Советский фольклорист Владимир Пропп отнес волшебные сказки к эпохе отмирания устаревших охотничьих обрядов. Прежние тайные знания перестали быть ценностью, и их стали рассказывать под видом сказок.

Каждое племя охотников вело свою родословную от определенного животного или растения — тотема, который считался родным для каждого члена общины. Эта вера в зверей-покровителей легла в основу сказок о летающих конях, волках-помощниках и рыбах, исполняющих желания.

Неплохо сохранила смысл древнего мифического поверья и сказка об Иване-царевиче и сером волке… В сказке действует волк-оборотень. По временам он принимает вид человека и даже коня. Серый волк верно служит герою. Откуда такое расположение? Волк объясняет Ивану-царевичу: «Так как я твоего коня растерзал, то буду служить тебе верой и правдой».

Если усматривать в поверьях о волках-оборотнях остатки тотемизма, то понятно, почему сказочный волк, причинив вред человеку, считает себя обязанным возместить урон верной службой. Родственная связь считалась священной, и нарушение ее каралось. Волк съел коня. Он сам служит герою конем. Он берет на себя обязанности помогать человеку добровольно, без принуждения: и для него родственные связи священны. Логика первобытного мышления здесь несомненна.

Владимир Аникин, «Русская народная сказка»

Позднее «родство» людей и животных из сказок исчезло. Так, в «Емеле-дураке» («По щучьему веленью») главный герой уже заключает с волшебной щукой договор: отпускает ее на свободу, а она исполняет его желания. Сюжеты, где герой выручает животных из беды, за что они впоследствии благодарят его, считаются наиболее поздними, так как, по выражению Владимира Проппа, «сказка вообще не знает сострадания».

Во многих сюжетах фигурирует чудище, которое пожирает людей. Победить его под силу лишь избранному герою. В сказке «Иван Попялов» сохранился такой характерный для славянского фольклора эпизод: «Побивши змеевых дочек, Иван Попялов поехал с братьями домой — уж летит за ними змеиха, раскрыла рот от земли до неба и хотела Ивана проглотить. Иван и братья кинули ей три пуда соли. Она проглотила ту соль, подумав, что это Иван Попялов, а после, как распробовала ту соль и увидела, что это не Иван, так бросилась снова в погоню».

Сравнив этот мотив и описания жизни диких племен, Владимир Пропп пришел к выводу, что сказки о чудовищах сохранили некоторые подробности древнейшего обряда инициации, который проводили в первобытных обществах над юношами-охотниками. Центральной частью обряда было поглощение испытуемого неким животным, чаще всего змеем.

Одна из форм (этого обряда — Прим. ред.) состоит в том, что посвящаемый пролезал через сооружение, имевшее форму чудовищного животного. Там, где уже сооружались постройки, это чудовищное животное представлено особого рода хижиной или домом… Там, где еще нет никаких построек, делается сооружение иного типа. Так, в Австралии змею изображало извилистое углубление в земле, высохшее русло реки, или делали навес, а впереди ставили расколотый кусок дерева, изображающий пасть. <…> …Пребывание в желудке зверя давало вернувшемуся магические способности, в частности власть над зверем. Вернувшийся становился великим охотником. <…> Чтобы приобщиться к тотемному животному, стать им и тем самым вступить в тотемный род, нужно быть съеденным этим животным.

Владимир Пропп, «Исторические корни волшебной сказки»

По мнению Проппа, со временем появился обычай разжигать костер внутри таких чудищ. А освобождение охотника из утробы монстра символизировало победу над зверем.

Затем воздействовать на зверя стали не изнутри, а снаружи, с помощью оружия. Так возник один из самых распространенных в мировой культуре мотивов — змееборство.

О встрече героя со змеем рассказывают не только сказки, но и былины («Добрыня и Змей»), легенды (уральские легенды о Царе-Полозе) и даже жития святых. Святой Георгий Победоносец, поражающий змея, изображен на гербе Москвы. Победил змея и блаженный князь Петр Муромский. Сюжет о Петре и Февронии сложился в Средние века под влиянием европейских легенд о Тристане и Изольде, где также упоминался летающий змей. Даже в более древних текстах Священного Писания можно найти архаичный мотив проглатывания святого. Так, ветхозаветного пророка Иону проглотил кит, в чреве которого пророк провел три дня и три ночи.

Наряду со змеями в волшебных сказках всего мира фигурируют орлы и кони. Разные народы следовали особому обряду кормления орла. Птицу брали в дом, ухаживали за ней, а затем убивали. Таким образом орла отсылали к духам, чтобы он замолвил словечко за добрых людей, которые так хорошо о нем заботились. «Не стреляй меня, царь-государь! Возьми лучше к себе да прокорми три года; в некое время я пригожусь тебе!» — говорит орел герою сказки «Василиса Премудрая и Морской царь». После того как царь откармливает орла, птица относит его «за тридевять земель» — то есть в потусторонний мир.

Похожую функцию выполняет и конь: в русских сказках он часто имеет крылья и может перемещаться между мирами. В сказке «Сивка-бурка» Иван-дурак получает волшебного коня от умершего отца, переночевав на родительской могиле: «Старик свистнул-гайкнул богатырским посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом». Исследователи считают, что «сивый» конь на самом деле был белым, с синим отливом. Белых лошадей приносили в жертву древние греки. Особое отношение к коням этой масти было и у сибирских шаманов.

Второй по частоте упоминания цвет волшебного коня — рыжий или красный, подчеркивающий связь с огненной стихией. В сказке «Иван Сученко и Белый Полянин» из трех коней именно рыжий доставил героя из потустороннего мира домой: «Припалил рыжую шерсть — бежит рыжий конь, из-под копыт шматья летят, изо рта пар пышет, из ушей дым валит. «Скоро ль ты меня на тот свет вынесешь?« «Плюнуть не успеешь!« Сел на того коня и очутился на своей земле». Исследователи проводят параллель между таким сказочным конем, у которого идет «дым из ноздрей», и ведическим богом огня Агни, который мог принимать облик коня.

Более поздние фольклорные сказки полностью сосредоточились на человеке. Животные в них стали появляться лишь эпизодически.

Виктор Васнецов. Сивка-бурка. 1926

Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого, Пенза

Виктор Васнецов. Иван-царевич на Сером волке. 1889

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Виктор Васнецов. Бой Ивана-царевича со змеем. 1912

Дом-музей В.М. Васнецова, Москва

Иван Билибин. Иллюстрация к русской народной сказке «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке». 1899

Частное собрание

Иван Билибин. Иллюстрация к сказке Александра Пушкина «Сказка о золотом петушке». 1906

Частное собрание

Иван Билибин. Иллюстрация к сказке Александра Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». 1908

Частное собрание

Иван Билибин. Иллюстрация к русской народной сказке «Царевна-лягушка». 1930

Частное собрание

  • В русских народных сказках она называется живой и мертвой ответ
  • В рассказывается богатырях о былинах русских бабушкины мы вечерами слушать любим сказки
  • В рассказе бежин луг активно используются ненормативные формы языка
  • В продолжении рассказа главные герои раскрылись по новому
  • В какой сказке лисички стали причиной возгорания моря