В сказках и мифах отразились представления людей об окружающем мире да или нет

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Ӏ (школьный) этап

2017-2018 учебный год

5-6 класс

Время выполнения работы – 60 минут. Максимальный балл – 70.

1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1.1. Экономика – это наука, отражающая взгляды человека на мир

и окружающее его общество.

1.2. Потребности бывают подлинными и мнимыми.

1.3. Оценка человеком своих способностей называется самооценкой.

1.4. В сказках и мифах отразились представления людей об окружающем

их мире.

1

2

3

4

3 балла за каждый верный ответ, всего – 12 баллов.

2. Установите соответствие между сферами жизни общества и явлениями. Свой ответ внесите в таблицу.

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРИЗНАК ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) игра

2) учёба

3) труд

А) создание полезных продуктов

Б) обретение новых знаний

В) оказание полезных услуг

Г) нацеленность на получение практически

полезного результата

Д) изучение основ наук

Е) направленность на преобразование

ресурсов природы

Ж) создание духовных и материальных

ценностей

З) освоение опыта предыдущих поколений

И) условный характер

К) подражание реальной деятельности

1.игра

2.учеба

3.труд

1 балл за каждую верную позицию, всего – 10 баллов.

3. 2. Выберите несколько верных ответов. Ответы внесите в таблицу.

3.1. Выберите в приведённом списке отличительные черты человека как

биосоциального существа.

1) создаёт орудия труда

2) производит свою собственную окружающую среду

3) способен к творческой деятельности

4) имеет физиологические потребности

5) обладает генетически унаследованными качествами

3.2. Выберите в приведённом списке возможные причины социальных конфликтов. Запишите в качестве ответа цифры, под которыми они указаны.

1) достижение компромисса в решении сложных вопросов

2) противоположная позиция людей по различным вопросам

3) разлад между ожиданиями и поступками людей

4) уважение к мнению другого человека

5) умение вести переговоры

3.3. Выберите в приведённом списке государственные символы. Запишите в качестве ответа цифры, под которыми они указаны.

1) герб

2) флаг

3) территория

4) власть

5) президент

6) гимн

7) парламент

8) средства массовой информации

2.4. Выберите в приведённом списке конституционные права граждан.

1) уплата налогов

2) участие в выборах

3) свобода и личная неприкосновенность

4) охрана природы и окружающей среды

5) соблюдение Конституции

6) забота о памятниках истории и культуры

7) защита Отечества

8) тайна переписки

3.1

3.2

3.3

3.4

По 1 баллу за каждый правильный ответ

4. Определите, кто или что является лишним в ряду? Лишний элемент ряда подчеркните и объясните, почему вы так решили.

4.2. Рост, физическая сила, размеры тела, вежливость.

4.3. Рыболовство, скотоводство, садоводство, птицеводство, огородничество.

4.4. Наличие разума, членораздельная речь, прямохождение, наличие

потребности в пище.

1 балл – за верно указанный лишний элемент, до 2 баллов за верное обоснование. Всего 9 баллов.

5. Прочитайте внимательно отрывок из стихотворения С. Маршака, выполните задания.

Так Мишку лет пяти-шести

Учили, как себя вести…

Хоть с виду стал он вежливым,

Остался он медвежливым.

Совал, куда не надо нос,

Топтал траву и мял овёс.

Наваливался брюхом

На публику в метро

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

5.1. Как Вы думаете, можно ли считать, что Мишка усвоил уроки

вежливости? Обоснуйте свой ответ.

Ответ:

6. Какая сфера жизнедеятельности общества отражена на представленных ниже картинках? Свой ответ запишите в таблицу.

АБ

В Г

экономическая

политическая

социальная

духовная

По 2 балла за верный ответ, всего 8 баллов.

7. Вставьте пропущенные слова. Свой ответ занеси в таблицу.

Умственный и физический (А) — две взаимосвязанные стороны человеческой (Б). В отличие от животных, действующих инстинктивно, человек строит свою практическую деятельность (В), в соответствии с предварительно выработанной целью, программой. С возникновением (Г), классов и государства (Д) труд становится привилегией господствующего класса, а вся тяжесть (Е) труда падает на долю угнетенных масс. В условиях (Ж) революции все более значительные слои интеллигенции начинают участвовать в непосредственном производственном процессе. В будущем оба вида труда станут элементами целостной деятельности всесторонне развитого человека, для которого участие в делах (З) является первой жизненной (И)..

1) Потребность

2) Труд

3) Деятельность

4) Частная собственность

5) Аграрная

6) Научно-техническая

7) Сознательный

8) Общество

9) Умственный

10) Физический

11) Общение

12) Институт

13) Созидательный

14) Творчество

По 2 балла за каждую верную позицию, всего – 18 баллов.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Ответы к заданиям олимпиады по обществознанию

Ӏ (школьный) этап

2017-2018 учебный год

5-6 класс

Максимальный балл -70

1. 3 балла за каждый верный ответ, всего – 12 баллов.

1 2 3 4

нет да да да

2. 1 балл за каждую верную позицию, всего – 10 баллов.

1 2 3

ИК БДЗ АВГЕЖ

3. Выберите несколько верных ответов.

3.1 3.2 3.3 3.4

123 23 126 28

По 1 баллу за каждый правильный ответ, всего – 10 баллов.

4.4.1.Это прирождённые качества, лишним является вежливость – это

социальное качество.

4.2. Это виды производящего хозяйства, лишним является рыболовство – это вид присваивающего хозяйства.

4.3. Это отличительные черты человека. Лишнее – наличие потребности

в пище, это общее между человеком и животным.

1 балл за указание лишнего элемента, 2 балла за объяснение, почем указанный элемент является лишним.

Максимум за задание 9 баллов.

5. Ответ:

Нет, нельзя. Мишка ведёт себя вежливо только по отношению к хорошо

знакомым людям, а вежливость проявляется и в отношении к незнакомым.

ИЛИ нет, так как он невежливо ведёт себя в метро, суёт нос в чужие дела и т. д.

3 балла за верное объяснение.

6. 2 балла за ответ, по 2 балла за каждый верный элемент ответа. Всего – до 8 баллов.

экономическая- Г политическая –В социальная –Б духовная — А

7. 2 балла за каждую верную позицию, всего – 18 баллов.

А Б В Г Д Е Ж З И

2 3 7 4 10 6 6 8 1

Фольклорные жанры отличаются особой поэтикой, увлекательным сюжетом и многообразием. Каждый из них имеет свое назначение. Предлагаем узнать, в чем состоит отличие мифа от сказки. Примеры будут приведены ниже. Также материал освещает вопросы, касающиеся специфики мифа как жанра.

отличие мифа от сказки

Краткое знакомство с жанрами

Прежде чем рассматривать отличие мифа от сказки, предлагаем ознакомиться с определениями ключевых понятий – жанров:

  • Миф – повествование древних людей о богах и героях, о сотворении мира и предсказание его гибели. Человек прошлых эпох не понимал причину того или иного явления в окружающей природе, не догадывался, почему гремит гром, сверкает молния, почему чередуются времена года. В попытке объяснить все это он и придумывал мифы, в которых действовали могучие существа – боги, управляющие природной стихией.
  • Сказка – это произведение, основанное на вымысле, главными героями которой становятся придуманные существа. Они действуют в фантастическом мире, совершают поступки, могут иметь волшебные предметы или волшебных помощников.

И тот и другой жанры имели важнейшее значение в народном фольклоре. Разберемся, что собой представляют мифы и сказки, сходства и отличия которых представлены ниже. Это поможет понять, для чего народное сознание пользовалось различными текстами для передачи той или иной информации.

отличие мифа от сказки таблица

Роль мифа

Отличие мифа от сказки можно выявить уже при анализе особенностей жанров. Так, миф является формой отображения действительности древним человеком. В мифах нашли отображение представления человека об окружающем мире, сплелись в единое целое познавательное, художественное и практическое освоение мира. С помощью этих небольших текстов люди передавали из поколения в поколение свои знания о мире, о явлениях природы, об общественном порядке, о героях и их великих подвигах.

Персонажи мифов

Боги носили не абстрактный характер, что присуще большинству современных религий. Обожествление происходило в отношении сил природы. Так, многие древние народы постепенно выработали свой пантеон богов, каждый из представителей которого отвечал за какую-то силу. Были боги воды, грома и молнии, богиня-мать, боги растений, животных и прочие.

Такие особенности жанра мифа позволяют отметить, что наивное сознание древних людей верило в происходящее в этих небольших текстах. Несмотря на наличие волшебного элемента, человеку казались правдоподобными происходящие в произведениях события. Именно поэтому боги жили в таких местах, что вполне объясняло, почему люди ни разу их не видели: на небе, под землей, в космосе.

отличие мифа от сказок легенд преданий

Мифы, конечно, присущи в первую очередь древним народам, но не исчезли они и по сей день. Так, некоторые люди вполне серьезно ждут Апокалипсис, зомби-апокалипсис, а совсем недавно умами целых поколений владели безумных идеологии нацизма или коммунизма. Люди действительно верят в эти современные мифы.

Жанровые особенности сказки

Сказка предлагает погрузиться в вымышленный мир, который населяют фантастические существа, нередко помогающие герою, мешающие ему или каким-то образом сказывающиеся на его судьбе. На первый взгляд, в жанре много общего с мифом: действуют загадочные существа, наделенные могучей силой, которые по своей воле могут либо погубить человека, либо стать его добровольными помощниками.

Сказка стремится сделать свой сюжет максимально интересным, миф же старался раскрыть «правду», такую, как ее видело коллективное сознание, без претензии на интерес.

отличие мифа от сказки кратко

Сказки о животных и мифология

Разновидности жанра помогут выявить, в чем отличие между сказкой и мифом. Самые древние представители жанра – это сказки о животных, в которых действовали лиса и волк, козлята и поросята, гуси и утки. Каждый народ делал таких персонажей, которые были в целом присущи месту его проживания. Так, на Руси в сказках описывались медведи, волки, лисы, а вот в произведениях далекой жаркой Индии действовали слоны, леопарды, носороги и львы. Каждое животное-герой очеловечивалось, ему приписывали какие-то определенные качества людей. Отдельные качества становились постоянными, так, лиса хитра, а заяц – труслив практически в каждом тексте.

Как видим, кроме художественного вымысла ничто не объединяет эти сказки с мифами. Сочиняли их исключительно для развлечения, а также, чтобы показать, к чему может привести тот или иной поступок. Древние люди не верили в реальность происходящего в таких сказках.

мифы и сказки сходства и отличия

Миф и волшебные сказки

Следующая разновидность жанра – волшебные, в них действуют, как правило, герои-люди, которые борются с силами зла. Нередко последние приобретают вполне реальное воплощение: Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч. Какие сходства и отличия мифа и сказки можно выделить? И в тех и в других действуют фантастические герои, но если в сказках они воспринимаются как выдуманные, то в мифах становятся вполне достоверными и существующими (существовавшими) в реальности.

Взаимосвязь мифа с другими разновидностями сказок

Бытовые сказки появились намного позднее, в них героями являются обычные люди и обыгрывается, чаще в комическом ключе, ситуация, которая вполне могла произойти в реальной жизни. Например, «Каша из топора» дает слушателю сказки возможность посмеяться над скупой старухой, наказанной за свою жадность, и восхититься смекалкой солдата.

Некоторые исследователи выделяют в качестве отдельного пласта авантюрные сказки, герои которых попадают в сложную ситуацию и благополучно из нее выкручиваются благодаря смекалке и прозорливости. В русской литературе это, прежде всего, тексты про Ивана-дурака, над которым сначала все потешались, а потом поражались его скрытой мудрости.

отличие мифа от сказки примеры

Итак, основное отличие мифа от сказки состоит в назначении жанров. Если создатели мифа верили в то, что происходило в этом произведении, стремились объяснить этими текстами непонятные явления, передать знания потомкам, то авторы сказок не брали на веру то, что в них случалось. Так, задачей сказки было поразвлечь слушателя, заставить его задуматься о чем-либо, поучить тому, как можно и как не следует себя вести. Но сказители никогда не сомневались в том, что дело они имеют с художественным вымыслом.

Сравнение жанров

Очень интересно, что некоторые исследователи считают, что миф является первоисточником сказки. Когда сознание усложнилось, и людям более не нужно было объяснять природные явления гневом или милостью богов, пласт мифологии раздробился на отдельные элементы, которые и стали источниками сказочных сюжетов. Представим отличие мифа от сказки кратко в форме таблицы.

Параметр сравнения

Миф

Сказка

Цель

Попытка объяснить устройство мира

Развлечь слушателя. Поучить его

Герои

Воспринимались и авторами и слушателями как реальные

И рассказчик, и слушатели понимали, что действуют объекты художественного вымысла

Итак, отличия мифа от сказки в таблице поможет разобраться с тем, как не перепутать тексты того или иного жанра. Общее между ними тоже есть – использовалась устная форма передачи, в обоих произведениях действовали фантастические и полуфантастические создания.

в чем отличие между сказкой и мифом

Назначение жанров

Рассмотрим отличие мифа от сказок, легенд, преданий исходя из назначения жанров. Ранее уже упоминалось, что жанр сказки создавался коллективным наивным сознанием как попытка объяснить непонятные людям предметы и явления. Так, воле богов приписывались потопы и извержения вулканов, грозы и молнии, успехи или поражения в войнах. Сказка же – чистой воды вымысел, люди никогда не верили в реальность происходящих в ней событий, ее жанровой задачей было поразвлечь слушателей.

Назначение легенды – рассказ о каком-то событии, попытка объяснить то или иное явление, как правило, местное, не имеющее глобального значения. Например, чтобы рассказать гостю деревни, почему не стоит бывать на кладбище после захода солнца, местные жители охотно поделятся с ним легендой о том, что много лет назад там повесилась девушка от неразделенной любви и по сей день ее неуспокоенный дух нападает на путников. И этот рассказ мог иметь под собой вполне реальную основу, так, девушка могла свести счеты с жизнью, а на самом кладбище могли происходить странные, даже страшные события, которые народное сознание объяснило воздействием призрака.

отличия мифов от притч сказок и легенд

Миф и легенда

Рассмотрим, в чем заключается отличие мифа от сказки и легенды.

Легенда – жанр, максимально приближенный к мифу. Рассказчики воспринимали происходящие в них события реальными, однако элемент фантазии здесь налицо. Нередко героями становились боги, духи, герои и даже целые народы. От мифа такой жанр отличается отсутствием ритуальной природы. Так, чтобы задобрить капризное божество, древние египтяне или эллины приносили жертвы вплоть до человеческих, а вот повлиять каким-то образом на легенду не представлялось возможным.

Этот жанр сложился в рамках несказочного фольклора, исследователи полагают, что, несмотря на обилие вымысла, часть событий в них вполне достоверна и может восприниматься как исторический источник. Поэтому можно выделить второе отличие от мифа: если он построен на полностью вымышленном событии, то в легенде есть достоверный элемент, хотя и сильно переосмысленный и искаженный.

Итак, в сказку люди не верили, легенды и мифы воспринимали как достоверное изложение событий. Но если легенда поясняла какое-то событие местного масштаба, то миф истолковывал явления природы в целом.

в чем заключается отличие мифа от сказки и легенды

Миф и причта

Рассмотрим отличия мифов от притч, сказок и легенд. Прежде всего, ключевое значение имеет назначение текста:

  • миф объясняет мир;
  • сказка веселит;
  • притча – в остроумной форме поучает. Используется иносказательная форма, события не воспринимаются ни слушателем, ни рассказчиком как достоверные.

Еще одно отличие – размеры произведений. Если миф и сказка могли быть внушительными по объему, то притча всегда короткая.

Итак, мы рассмотрели отличия мифа от сказки. Каждый жанр по-своему прекрасен и интересен, поэтому нельзя сказать, какой лучше или полезнее. Они сыграли свою роль в развитии народного сознания и представляют собой ценный материал для изучения особенностей жизни тех далеких эпох.

У каждого народа есть свои легенды, рассказывающие о происхождении вселенной, о появлении первого человека, о богах и славных богатырях, совершавших великие подвиги во имя добра и справедливости.

В этих сказаниях глубокой старины отразились представления древнего человека об окружавшем его мире, где все казалось ему загадочным, непостижимым и чудесным. В смене дня и ночи, в разбушевавшихся волнах моря, в раскатах грома – повсюду видели люди проявление воли богов: добрых и злых, в зависимости от того, какое влияние оказывали они на их жизнь.

Боги древних греков. В центре сидит Зевс со своей супругой Герой. Виночерпий Ганимед наливает громовержцу чашу нектара. Около Геры стоят три хариты – богини всего прекрасного и радостного. Рядом с харитами справа сидят Афродита со своим супругом Гефестом, Асклепий – бог врачевания и Арес – бог войны. Сзади виден Посейдон с трезубцем. Около него стоит юный Дионис. Слева от Зевса и Ганимеда стоит маленький Эрот. Рядом с ним сидят Деметра, Афина, Артемида, Аполлон и мрачный Аид (Плутон) с двузубцем. Около него стоит Гермес в шлеме. У ног Аида сидит Кронос – бог времени.Фантазия древнего человека олицетворяла в образах богов не только силы природы, но и отвлеченные понятия. Так возникли боги Любви, Раздора, Справедливости и т. д.

Особым богатством художественной фантазии отличаются сказания народа древней Греции (Эллады) – мифы. Греки представляли себе богов в образе людей, только более совершенных, обладающих огромной физической силой, красотой и бессмертием. Во всем же остальном боги в мифах ничем не отличаются от человека: они враждуют между собой, страдают, любят, веселятся, едят, пьют. Эти существа в воображении греков населяли воздух, землю, воду и подземный мир.

Но и сами боги, по представлениям греков, появились не сразу. В начале всех начал, как рассказывают мифы, был лишь один бесконечный Хаос. Из Хаоса родилась Любовь, и благодаря ее великой силе начал создаваться мир. Появилась Земля – Гея, а в глубине ее – вечная тьма – Тартар. Ночь и Мрак породили Эфир и День, отсюда произошла смена дня и ночи. Земля создала Небо, Горы и Море. От союза Земли – Геи с Небом – Ураном появились могучие титаны. Они создали Солнце, Луну, Зарю и Ветры. Один из титанов – Крон отнял власть у своего отца Урана, но, боясь, как бы собственные дети не обрекли его на такую же участь, Крон безжалостно проглатывал их всех.

Когда же дело дошло до последнего ребенка – Зевса, жена Крона – Гея подала мужу камень, завернутый в пеленки. Крон проглотил камень, не подозревая обмана. А Зевс тем временем был спрятан на острове Крит. Когда он вырос, то сверг отца, заставил его вернуть всех проглоченных детей и сам воцарился на небе. Одному из братьев своих – Посейдону отдал Зевс во владение море, а другому, Аиду (или Плутону), – подземный мир.

Царствует на небе великий Зевс, верховный владыка богов и людей: он повелевает громом и молнией, устанавливает на земле порядок и законы. Главное местопребывание богов – небесные чертоги на вершине горы Олимп. Здесь пируют бессмертные боги, вкушая особую божественную пищу – амброзию и нектар; здесь решают они судьбы человечества. Вместе с Зевсом в золотых чертогах живут жена его Гера, покровительница брака и рождения, и любимая дочь Афина Паллада, богиня мудрости и доблести.

На пир богов приходит и брат Зевса Посейдон, повелитель морей. Когда мчится Посейдон на своих морских конях, расступаются волны, а когда ударяет своим трезубцем, на море начинается буря.

Богиня любви Афродита родилась из пены морской близ острова Кипр. Ее сын, шаловливый и капризный Эрот, мечет свои стрелы в сердца богов и людей, зарождая в них любовь, а спутник Афродиты – бог брака Гименей приносит радость супругам в их совместной жизни.

Почетное место занимают бог света Аполлон (Феб) и сестра его – богиня охоты Артемида.

Аполлон почитался как бог красоты, бог всего прекрасного и изящного. Он покровитель поэтов, художников, музыкантов, покровитель юной силы и ловкости. Его спутницы – девять Муз. И среди них покровительницы искусств: Мельпомена – трагедии, Терпсихора – танца, Каллиопа – эпоса, Талия – комедии. Аполлон считался также исцелителем болезней и богом, предсказывающим будущее.

На Олимпе живут и бог войны, кровожадный Арес, и вестник богов, хитрый и изворотливый Гермес – покровитель торговцев и воров.

По мере того как менялся образ жизни людей, менялись их представления о богах. С развитием земледелия и ремесел особое значение приобрела богиня земледелия Деметра, а бог огня Гефест стал в то же время и покровителем кузнецов. Когда же в Грецию пришла культура винограда, появился новый бог – Дионис (или Вакх), бог виноградарства и виноделия.

За коварство и обман боги обрекли царя Сизифа в загробном мире вечно вкатывать в гору этот огромный камень.

Егорова О.А. ©

Доцент, кандидат культурологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

СКАЗКА КАК ОТРАЖЕНИЕ ДРЕВНИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА О

ПРИРОДЕ

Аннотация

Происхождение волшебного вымысла в русских и британских народных сказках -сложная и многосторонняя проблема. В сказках отражаются черты и особенности общечеловеческих воззрений и верований, первые представления человека о природе: анимизм, антропоморфизм, тотемизм. Многие сказочные мотивы связаны с магическими обрядами, ритуальными действиями. Волшебные персонажи — это мифологические персонажи такие, как эльфы, фейри, брауни, драконы, змеи, Кощей Бессмертный, Баба-яга.

Сравнительный анализ древних древних представлений и верований позволяет определить их происхождение, понять причины появления в сказках, объяснить сходства и различия, существующие в двух традициях.

Ключевые слова: фольклор, традиция, мифологические представления, русские и британские сказки, сравнительный анализ.

Keywords: folklore, tradition, mythological beliefs, Russian and British fairy tales, comparative analysis.

Происхождение волшебного вымысла в русских и британских народных сказках -сложная и многосторонняя проблема. В сказках отражаются черты и особенности общечеловеческих воззрений и верований, основные формы мифологического мировосприятия мира такие, как aнимизм и тотемизм. Сравнительный анализ древних представлений позволяет понять причины их появления в сказках, объяснить сходства и различия, существующие в двух традициях.

Анимизм — это верование в существование души и духов, одушевление всех явлений и предметов, которые влияют на жизнь человека. Первобытный человек одушевлял весь окружающий мир. Реки и камни, растения и животные, солнце, ветер, разнообразные предметы — все имело душу, волю, способность действовать, вредить или помогать человеку.

Примером анимизма может служить поклонение деревьям, которое играло важную роль в Европе. И это вполне естественно: много лет назад Европа была покрыта безбрежными первозданными лесами. В пользу наличия культа деревьев в Европе имеются многочисленные свидетельства. Общеизвестно, что друиды у кельтов поклонялись дубам. Выдающийся английский этнограф Дж.Дж. Фрэзер в работе «Золотая ветвь» [6] приводит множество доказательств, одушевления деревьев. В разных частях света имелись схожие обряды, целью которых было заставить дерево плодоносить. Так, во фруктовый сад входили два человека: один — взбирался на дерево, а другой стоял у подножия с топором в руках. Человек с топором спрашивал дерево, даст ли оно хороший урожай на следующий год; в противном случае он угрожал срубить его. На это укрывшийся в ветвях человек от имени дерева отвечал, что оно принесет обильный урожай. Каким бы странным ни представлялся этот метод садоводства, его прямые параллели имелись и в Европе. В канун Рождества многие югославские и болгарские крестьяне угрожающе замахивались топором на бесплодное фруктовое дерево, а стоящий рядом человек вступался за него со словами: «Не срубай его! Оно скоро будет плодоносить». Трижды заносился топор, и трижды нависший удар отводился по просьбе ходатая. После этого на следующий год испуганное дерево, несомненно, должно было принести плоды.

© Егорова О.А., 2016 г.

Анимизмом в фольклоре являются сюжеты, в которых деревья одушевляются, служат волшебными помощниками героев. Русская сказка «Жадная старуха» напоминает сюжет сказки А.С.Пушкина о золотой рыбке, с той разницей, что все просьбы старика выполняет дерево. В ней рассказывается о том, как старик пошел в лес, сыскал старое дерево, поднял топор и стал рубить. Говорит ему дерево: «Не руби меня, мужичок! Что тебе надо, все сделаю «. Старик попросил сделать его богатым.

Несложно заметить, что существовавший некогда обряд и сказочный сюжет похожи, перекликаются. В сказках, где все получает волшебное преображение, дерево не просто одушевляется, оно чудесный помощник и способно исполнить любые пожелания.

В сказках анимизм проявляется также в мотиве чудесных деревьев, вырастающих на могилах невинно убитых. В русской сказке «Крошечка-Хаврошечка» из костей коровы вырастает яблоня: она помогаем девушке выйти замуж.

В английской сказке «The Rose-Tree» злая мачеха убивает приемную дочь, потому что завидует ее красоте. Затем она берет сердце и печень бедной девушки, готовит суп и подает его на стол. Младший брат убитой девушки отказывается есть, он находит останки девушки и зарывает их в саду. Однажды розовый куст расцветает и среди цветов появляется белая птичка, которая начинает дивно петь песню:

My wicked mother slew me, My dear father ate me, My little brother whom I love Sits below, and I sing above Stick, stock, stone dead.

В Великобритании существовало поверие, что определенные виды деревьев находятся под защитой эльфов и фей. Например, орешник, символизировавший мудрость, находился под защитой ирландских богов. Считалось, что если дерево растет внутри волшебного круга, то оно, безусловно, принадлежит фейри. Уничтожение такого дерева рассматривалось как смертельно опасный проступок, и существует немало легенд и сказок о том, как человека за такой деяние настигало скорое возмездие. Существует история о том, что в одном небольшом городке люди решили построить больницу. Для этого были собраны деньги и куплена земля. Однако случилось так, что на купленном поле росли два терновых дерева, которые принадлежали фейри, и как бы строители не старались, невозможно было уместить больницу, не срубив одного из них. Долгое время никого не удавалось уговорить выполнить эту работу. Наконец, нашелся человек, который, выпив несколько порций спиртного, чтобы придать себе смелости, срубил дерево. Однако он был жестоко наказан фейри — в ту же ночь с ним случился удар и вскоре он умер.

Работы продолжались, больница была построена, но так и не открылась. Самые разные препятствия возникали буквально ниоткуда и, несмотря на все усилия, строение вскоре оказалось всеми заброшенным.

В Британской мифологии существовали различные суеверия о том, что деревья, могли выступать в качестве оберегов, отгонять нечистую силу. Считалось, что ветка рябины у входа в дом служила охраной от ведьм; помещенная над люлькой, она обеспечивала ребенку спокойный сон [7].

Эти древние верования находят отражение и в сказочных сюжетах. В английской сказке «The Laidly Worm of Spindleston Heugh’ злая ведьма всеми силами старается потопить корабль, на котором плывет принц Чайлд Винд, чтобы спасти прекрасную принцессу Маргарет. Но мыс судна сделан из рябины — и все злые чары, заговоры бессильны:

But as they got near the keep the stepmother felt by her magic power that something was being wrought against her, so she summoned her familiar imps and said: ‘Childe Wynd is coming over the seas; he must never land. Raise storms, or bore the hull, but nohow must he touch the shore.’ Then the imps went forth to meet Childe Wynd’s ship, but when they got near they found they had no power over the ship, for its keel was made of the rowan-tree.

Древнейшая известная нам форма мифологического религиозного сознания —

тотемизм. Тотемизмом называют такую религию, при которой человек обожествляет животное, считает его существом более совершенным, чем он сам. Эта религия характерна для стадии охотничьего хозяйства и самых ранних форм родового строя. Согласно этим представлениям, человек ведет свое происхождение от животного. Каждый род имеет свое животное, от которого он ведет свое начало и которое считает священным. Соответственно такое животное называется тотемом, а соответствующая религия — тотемизмом. Тотемное животное, как правило, не употребляется в пищу. Тотем считается покровителем рода. После смерти человек попадает в мир, где царствуют животные. Это сохранено и сказкой.

Сказка, конечно, может изменить названия животных. Она достаточно богата: это царство львов, медведей, змей, орлов, соколов, воронов, мышей, кур.

Интересно что, как и в сказке, в качестве тотема родовые кланы и племена часто избирали самые безобидные существа. Тотемом могла быть какая-нибудь крохотная лесная птица или вполне мирное и нестрашное пресмыкающееся вроде лягушки, и даже растение, какой-нибудь злак. Это объясняется тем, что в сознании человека тех далеких времен безобидная птица и слабая лягушка были частью огромного живого мира, в целом могущественного и влиятельного. Птица сродни ветру, а ветер несет гибель. Лягушка была близка разным гадам, хищникам вод и ядовитым обитателям болот. Мир для человека был сплошной цепью родственных связей. Через какое-нибудь слабое существо человек оказывался в родственной связи с теми силами природы, которые он хотел расположить в свою пользу.

Следы тотемических представлений сохранились во множестве суеверий, существовавших как в России, так и в Великобритании.

Например, на севере России верили в то, что медведь есть человек, превращенный каким-то волшебством в медведя. Так, охотники никогда не убивали беременной медведицы, они считали, что медведь нападает на человека лишь из мести за причиненную обиду или совершенный грех. Медведь рассматривался людьми как покровитель. Люди верили, что медведь может помочь человеку, вывести из леса заблудившегося.

О медведе-покровителе людской неустроенной жизни говорят многочисленные поверья. Существовал обычай приглашать в дома медвежатника с медведем. Медведя сажали в красный угол, под образа, щедро угощали медом, сыром, маслом и после угощения вели по всем закоулкам дома и в хлев. Верили, что медведь изгонял нечистую силу.

В других случаях медведь переступал через больного или наступал на него. Действовала целительная сила зверя. Эта сила якобы избавляла и беременных женщин от порчи колдовством.

Крестьяне считали, что в медвежьей лапе скрыта таинственная сила: когти медведя, проведенные по вымени коровы, делали ее дойной, лапу вешали во дворе от домового или в подполье — для кур. Все это, несомненно, говорит о медведе как о покровителе-помощнике людей в их повседневной жизни.

Милость медведя вызывалась посредством разных магических обрядов.

В Великобритании также существовало много суеверий подобного рода. В словаре английского фольклора описываются суеверия, связанные со многими домашними животными [13]. Так, например, в Англии был распространен обычай держать козла вместе с другим домашним скотом потому, что его присутствие оберегало животных от болезни. Собакам приписывалась способность чувствовать потусторонние силы. Считалось, что котята, рожденные в мае, могут привести в дом змей. Существовало поверье о том, что петух может снести яйцо, из которого выводится василиск — змей, имеющий петушиную голову и лапы. Согласно легенде убить чудовище можно лишь, если заставить его посмотреть на себя в зеркало.

Не все рассказы и предания этого рода исчезли из памяти народа. Их следы сохранились в сказках.

Тотемизм, состоящий в представлении о том, что человек ведет свой род от животных, проявляется во многих сказочных сюжетах: рождении человека от животного,

превращении человека в животное, а животного в человека. Наиболее показательна сказка «Медведь». Повстречал мужик медведя. Когда медведь пошел на него, мужик отрубил ему лапу и унес ее с собой. Отдал бабе. Старуха содрала с лапы кожу и поставила ее варить в печь, а сама села прясть медвежью шерсть.

Тем временем медведь сломил липу, сделал себе деревянную ногу и пошел к мужику с бабой. Идет и поет:

Скрипи, нога, /Скрипи, липовая! /И вода-то спит, /И земля-то спит, /И по селам спят, /По деревням спят, /Одна баба не спит, /На моей коже сидит, /Мою шерсть прядет, /Мое мясо варит, Мою кожу сушит…

Медведь находит избу, где горит огонь, и съедает своих обидчиков. Он мстит по всем правилам родового закона. Медведь в сказке предстает как вещее существо, знающее все и вся. Сказка передает ощущение жуткого страха, который испытывает человек при ссоре с могучим лесным зверем. Впечатление в особенности усиливается описанием ночного села со спящей землей и водой. Все спит, тихо, слышен лишь скрип липовой ноги, на которой идет медведь. Сказка учит почитать зверя и не нарушать древнего обычая.

Заметим, однако, что существует другой вариант этой сказки, в ней медведь повадился ходить на огород к мужику с бабой и таскать у них овощи. Старик, как и в первой сказке, отрубает медведю лапу, но в конце сказки медведь падает в подпол, и его убивают. По всей видимости, это более поздний вариант сказки, и в ней мы наблюдаем преодоление людьми страха перед могучим животным.

В шотландских и валлийских сказках встречаются сюжеты о том, что фейри дарят людям волшебный домашний скот — быков, коров, обитающих в воде. В сказке «The Laidy of the Lake» рассказывается о любви земного юноши к девушке, обитающей в озере. В приданное на свадьбу они получают множество чудесных животных, овец, коров, лошадей. Молодые люди живут долго и счастливо. К несчастью, герой сказки нарушает запрет, и жена покидает его, и вместе с ней в озеро уходят все животные.

В валлийской сказке «The Party-coloured Cow» рассказывается о том, что однажды в селении появилась необычная пестрая корова. Как выяснилось, животное обладало чудесными свойствами: корова давала столько молока, что хватало всем желающим, сколько бы ее ни доили. Все жители деревни были счастливы, теперь они могли забыть о своих заботах. Но появилась злая ведьма, которая хотела выдоить все молоко так, чтобы не осталось ни одной капли. Она доила и доила корову, пока у той, действительно, не осталось совсем молока. В этот момент корова издала страшный рев, побежала к озеру и исчезла под водой.

В мифологии Британских островов существуют также водяные лошадки — чудесные животные, которые обитают в воде, и выходя на берег, принимают обличье лошади. В Шотландии келпи (kelpie) — самая известная из водяных лошадок. Келпи обитает в реках, избегая озер и морей. Это оборотень, способный превращаться в животных и в человека (как правило, келпи представляется молодым мужчиной с всклокоченными волосами). Всем своим видом келпи как бы приглашает прохожего сесть на себя, а когда тот поддается на уловку, — прыгает вместе с седоком в реку.

Человек мгновенно вымокает до нитки, а келпи исчезает, причем его исчезновение сопровождается грохотом и ослепительной вспышкой: Now water kelpies, as all the world knows, are cruel and malicious spirits, who love nothing better than to lure mortals to destruction. And this is how they set about it: They take the form of a beautiful chestnut horse, and come out of the water, all saddled and bridled, as if ready to be mounted; then they graze quietly by the side of the road, «ntil some luckless creature is tempted to get on their back.

Then they plunge with him into the water, and he is no more seen. (At least, so the old folk say, for I have never met one of these creatures myself.

В шотландской сказке «The Laid of Morphie and the Water Kelpie» рассказывается о том, как один богатый помещик по имени Грэхам заставил водяного духа таскать тяжелые камни для строительства своего нового замка и не отпускал его, пока не завершил дело.

Грехэм сумел получить власть над Келпи, так как завладел его волшебной уздечкой, а над воротами дома повесил крест, сделанный из рябинового дерева. Когда строительство было закончено, помещик освободил Келпи. Однако Келпи не простил обиды и жестоко наказал Грехэма. Одно несчастье следовало одно за другим, и вскоре помещик погиб. Сказка заканчивается словами о том, что нельзя никого мучить, даже если это водяной конь.

В британском фольклоре сюжет о змееборстве получает свое оригинальное развитие. В сказке «The Lambton Worm» юный сын лорда злой, своенравный, грубый и невоспитанный. Он пренебрегает Божьими и людскими законами, не обременяет себя посещением мессы. Однажды в воскресенье юноша, как всегда, отправляется на рыбалку вместо того, чтобы пойти вместе с прихожанами в церковь. Однако ему не везет, нет никакого улова, и молодой человек начинает громко ругаться. В конце концов, молодой человек все-таки вытягивает какое-то непонятное существо, похожее на червяка с очень злыми глазами. Не зная, что с ним делать, юноша швыряет его в находящийся рядом колодец. Проходит много лет и оттуда появляется чудовище — громадный змей и начинает разорять всю округу.

Очевидно, что появление змея не случайно — юный сын лорда накликал беду своим поведением. Он понимает свои ошибки, глубоко раскаивается, бесстрашно сражается с чудовищем и побеждает его.

В Русской мифологии одна из главнейших ролей также принадлежит змею. В фундаментальном исследовании А.Н. Афанасьева «Мифология Древней Руси» [2] говорится о том, что народные поверья приписывали змею демонские свойства, богатырскую силу, знание целебных трав, обладание несметными богатствами и живой водой, наделяли его способностью изменять страшный, чудовищный образ на увлекательную красоту юноши, пробуждавший в красавице томительное чувство любви.

В русских сказках змей — многоголовое чудовище, которое похищает девушек и женщин. Похищение обычно бывает молниеносно и неожиданно. У царя три дочери, они гуляют в прекрасном саду. Вот змий черноморский и повадился туда летать. Однажды дочери царские припоздали в саду, засмотрелись на цветы; вдруг — откуда ни взялся — змий черноморский, и унес их на своих огненных крыльях.

При его приближении наступает тьма, поднимается ветер, земля стонет. Змей выступает и как соблазнитель Елены Прекрасной или сестры героя. Змей — воплощение злой силы, общая характеристика его передается с помощью эпитетов с резко отрицательной коннотацией: злой, прилихий, страшный, проклятый и т.д.

Чудовищность змея, его необычность подчеркиваются противопоставлением огня и воды, которые в жизни исключают друг друга, а в сказке в образе змея они часто соединены.

Интересно, что герои русских сказок, способные победить змея, Змея Горыныча или многоголового змея — богатыри, чудесно рожденные от тотемного животного: медведя или коровы. Наделенные огромной физической силой, они выражают раннюю стадию идеализации человека. Вокруг необычайной силы богатыря, как его главного качества, и развивается сюжет, кульминацией которого становится подвиг героя в битве со змеем («Буря-богатырь, Иван коровий сын», «Победитель Змея», «Змееборец Кожемяка», «Три подземных царства», «Пятигорошек»).

Таким образом, в сказках мы находим непосредственное отражение древних представлений человека о природе, мифологические понятия и представления. Однако сказки возникают гораздо позднее, в тот момент, когда люди начинают преодолевать свой страх перед природой и происходит разложение древних культов, распад тотемных мифов. То, что некогда составляло предмет почитания и считалось нерушимо прочным, святым и неприкосновенным, с течением времени было подвергнуто осуждению. Прежде почитаемые животные стали мишенью для шуток. Неудивительно, поэтому, что в русских сказках часто смеются над медведем и волком, животными, которые некогда составляли предмет почитания.

В каждую эпоху сказки располагали в качестве своих предпосылок определенным фантастическим материалом. При этом из древней фантастики народные сказочники

воспринимали то, что помогало выразить их мироощущение, мировосприятие.

Литература

1. Аникин В.П.Сказки народов мира в 10 томах. — М., 1987.

2. Афанасьев А.Н. Мифология Древней Руси. — М., 2006.

3. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. — М., 1986.

4. Пропп В.Я. Русская Сказка. — М., 2000.

5. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. — М., 1989.

6. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. — М., 2002.

7. Geoffrey A. Mythology of the British Isles. New Edition. — London, 2002.

8. Crossley-Holland K. The Magic Lands. Folktales of Britain and Ireland. -London, 2001.

9. Hartland E. English Fairy Tales. — London, 1975.

10. Jacobs J. English Fairy Tales. — Germany, 1994.

11. Jenkyn W. The Welsh Fairy Book. — New York, 2001.

12. Jones G. Stories from Wales. — Oxford, 2009.

13. Sinpson J., Roud S. Dictionary of English Folklore. — Oxford, 2003.

14. Wilson B. Stories from Scotland. — Oxford, 2009.

На Земле существует множество народов, и все они не похожи друг на друга: у них разный цвет кожи, образ жизни, у каждого своя мифология. И хотя в мифах разных народов действуют свои, совершенно особенные боги и герои, их объединяет то, что в этих коротких или длинных, веселых или жестоких, но всегда поэтических историях отразились верования древних людей, их первоначальные знания об окружающем мире, о жизни, о самом человеке.

Тысячи лет назад люди (а некоторые племена и народности — и сегодня) не просто свято верили в события, отраженные в мифах, но и жили и умирали, постоянно общаясь с богами, героями и другими мифическими существами.

Сказки — совсем другое дело. Они тоже могут быть веселыми и грустными, героическими и бытовыми, но, читая или слушая их, мы всегда знаем — это неправда, вымысел, хотя не менее красивый и поэтический, чем мифы. Сказки любят все — и дети, и взрослые, ведь они делают нас добрее, терпимее, мудрее.

А моя маленькая сестренка еще не умеет отличать сказку от действительности и верит в то, что Баба Яга, русалочки и Чебурашка существуют на самом деле. Может быть, сказки и являются для нее сегодня самым настоящим мифом?

Народное искусство слова — героический эпос, сказки, мифы, легенды, песни, пословицы, загадки — называют фольклором, что означает мудрость, знание. Действительно, во всех этих литературных жанрах в простой, краткой и ясной форме заключена народная мудрость. Возникшие в глубокой древности произведения устного народного творчества сопровождают нас и сейчас, в повседневной жизни. Народные песни, сказки, загадки и пословицы знают и дети, и взрослые.

Мифы — это вид фольклора, давние народные сказания о богах, фантастических существах, героях, полубогах, чудесах, передающие представления древних народов о происхождении мира и явлениях природы.

Особым богатством и разнообразием художественной фантазии отличаются сказания древних греков — мифы, которые тоже принадлежат к народному творчеству. В воображении древних греков боги населяли не только землю, но и воздух, воду и даже подземный мир. Древнегреческие мифы не только рассказывали о жизни богов и титанов, но и прославляли имена самых достойных людей, которые мужественно боролись за справедливость, свободу и честь. Боги — совершенные люди: с огромной физической силой, удивительно красивые и бессмертные, умеющие совершать чудесные и не объяснимые с точки зрения обыкновенных людей поступки. Вот человек, принесший людям огонь, — Прометей. Вот человек необычайной силы, только что совершивший очередной подвиг, одолев страшную гидру, — Геракл. А вот красавец-юноша, склонившись над зеркальной поверхностью озера, любуется своей красотой, — это Нарцисс. Из следующего мифа можно узнать, что привело к Троянской войне. Читая мифы Древней Греции, путешествуешь по далеким странам и узнаешь много необычного. Но часто боги ничем не отличаются от простых людей: так же любят, страдают, веселятся, враждуют между собой, едят и пьют, рассказывают легенды и истории.Если сказки — это вымышленные рассказы, придуманные с определенной целью, то мифы — это действительные, реальные представления людей об окружающем мире.

Если сказки — это вымышленные рассказы, придуманные с определенной целью, то мифы — это действительные, реальные представления людей об окружающем мире. Во все, о чем говорится в мифах, наши далекие предки свято верили, отсюда и происходит обожествление ими всего живого, поклонение богам. Мифы древнее сказок. В них соединены верования людей, их первоначальные знания об окружающем мире, о жизни, а также религия, наука и искусство.

Все мы в раннем детстве слушали сказки, которые рассказывали нам мамы и бабушки. Появились сказки очень давно и в течение долгих веков играли в жизни человека такую же важную роль, какую сейчас играют книги. Сказки — это большой раздел древней литературы, фольклорные повествовательные произведения о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. В сказках часто действуют животные, наделенные человеческими характерами. Сказки полны жизни и юмора, в них высмеиваются жадность, трусость и лживость богачей и восхваляются трудолюбие, щедрость и правдивость простого народа.

Сказки очень разнообразны: это и истории о животных, и поучительные короткие истории о ленивых, упрямых или глупых людях — социально-бытовые, и волшебные сказки — занимательные повествования о чудесных приключениях героев. Каждый вид сказок отличается особым содержанием, образами, стилем.

Сказки о животных возникли в глубокой древности. У многих народов они похожи по своему характеру, содержанию, в них — следы первобытных верований и представлений человека. Сейчас сказки о животных чаще всего воспринимаются как аллегорические рассказы о людях: за образами животных скрываются люди. Хитрая лиса, трусливый заяц, глупый и жадный волк, царственный лев, сильный медведь — постоянные герои сказок.

Волшебные сказки тоже очень древние, они, по моему мнению, — самые интересные. Их действие может происходить в чудесном тридевятом царстве, тридесятом государстве, герои в них обладают волшебными качествами — летают на коврах-самолетах, шагают в сапогах-скороходах, скрываются под шапкой-невидимкой и чудесным образом за одну ночь строят необыкновенные дворцы и города.

Русский народ создал очень много сатирических (социально-бытовых) сказок о глупых, злых или упрямых людях, о жестоких богачах и жадных попах, высмеивая их отрицательные качества. Во всех сказках отражается народная мечта о лучшей доле, добро в них всегда побеждает зло, над ложью торжествуют правда и справедливость.

МИФ И СКАЗКА

1 вариант

Народное искусство слова – героический эпос, сказки, мифы, легенды, песни, пословицы, загадки – называют фольклором, что означает мудрость, знание. Действительно, во всех этих литературных жанрах просто, кратко и ясно заключена народная мудрость. Возникшие в глубокой древности произведения устного народного творчества сопровождают нас и сейчас, в повседневной жизни.

Народные песни, сказки, загадки и пословицы знают и дети, и взрослые.

Мифы – это вид фольклора, давние народные сказания о богах, фантастических существах, героях, полубогах, чудесах, передающие представления древних народов о происхождении мира и явлениях природы.

Особым богатством и разнообразием художественной фантазии отличаются сказания древних греков – мифы, которые тоже принадлежат к народному творчеству.

В воображении древних греков боги населяли не только землю, но и воздух, воду и даже подземный мир. Древнегреческие мифы не только рассказывали о жизни богов и титанов, но и прославляли имена самых достойных людей, которые мужественно боролись за справедливость, свободу и честь. Боги – совершенные люди: с огромной физической силой, удивительно красивые и бессмертные, умеющие совершать чудесные и необъяснимые с точки зрения обыкновенных людей поступки.

Вот человек, принесший людям огонь, – Прометей. Вот человек необычайной силы, только что осуществивший очередной подвиг, одолев страшную гидру, – это Геракл. А вот красавец-юноша. Склонившись над зеркальной поверхностью озера, любуется своей красотой – это Нарцисс.

Из следующего мифа можно узнать, что привело к Троянской войне. Читая мифы Древней Греции, путешествуешь по далеким странам и узнаешь много необычного. Но часто боги ничем не отличаются от простых людей: так же любят, страдают, веселятся, враждуют между собой, едят и пьют, рассказывают различные истории.

Если сказки – это вымышленные рассказы, придуманные с определенной целью, то мифы – это действительные, реальные представления людей об окружающем мире. Во все, о чем говорится в мифах, наши далекие предки свято верили, отсюда и происходит обожествление ими всего живого, поклонение богам. Мифы древнее сказок.

В них соединены верования людей, их первоначальные знания об окружающем мире, о жизни, а также религия, наука и искусство.

Все мы в раннем детстве слушали сказки, которые рассказывали нам мамы и бабушки. Появились сказки очень давно и в течение долгих веков играли в жизни человека такую же важную роль, какую сейчас играют книги. Сказки – это большой раздел древней литературы, фольклорные повествовательные произведения о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. В сказках часто действуют животные, наделенные человеческими характерами.

Сказки полны жизни и юмора, в них высмеиваются жадность, трусость и лживость богачей и восхваляются трудолюбие, щедрость и правдивость простого народа.

Сказки очень разнообразны: это и сказки о животных, и поучительные короткие сказки о ленивых, упрямых или глупых людях – социально-бытовые, и волшебные сказки – занимательные волшебные повествования о чудесных приключениях героев. Каждый вид сказок отличается особым содержанием, образами, стилем.

Сказки о животных возникли в глубокой древности. У многих народов они похожи по своему характеру, содержанию, в них – следы первобытных верований и представлений человека. Сейчас русские сказки о животных чаще всего воспринимаются как аллегорические рассказы о людях: за образами животных скрываются образы людей.

Хитрая лиса, трусливый заяц, глупый и жадный волк – постоянные герои сказок.

Волшебные сказки тоже очень древние, они, по моему мнению, – самые интересные. Их действие может происходить в чудесном тридевятом царстве, тридесятом государстве, герои в этих сказках обладают волшебными качествами – летают на коврах-самолетах, шагают в сапогах-скороходах, скрываются под шапкой-невидимкой и чудесным образом за одну ночь строят необыкновенные дворцы и города.

Русский народ создал очень много сатирических (социально-бытовых) сказок о глупых, злых или упрямых людях, о жестоких барах и жадных попах, высмеивая их отрицательные качества.

Во всех сказках отражается народная мечта о лучшей доле, добро всегда побеждает зло, над ложью торжествуют правда и справедливость.

2 вариант

Мифы и сказки – неотъемлемые элементы культуры каждого народа. Они наполнены глубоким смыслом, мудростью многих поколений.

Из словарей мы узнаем, что сказка – это один из основных жанров фольклора, “эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел”. В сказках поднимаются проблемы борьбы добра и зла, правды и кривды, утверждаются такие прекрасные человеческие качества, как трудолюбие, почитание родителей, смелость, целеустремленность, решительность, смекалка, милосердие и другие.

Миф – это повествование о богах, духах, обожествленных героях и далеких прародителях, возникшее в первобытном обществе. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной, человека, солнца, луны, звезд, мифы о животных, календарные мифы и другие.

Для мифов характерно очеловечивание всей природы: она не только живая, но и имеет душу, которая, как и у человека, радуется, печалится, любит, страдает. Но эти же свойства оживления, одухотворения и очеловечивания мы встречаем и в сказках. Стоит лишь вспомнить, что звери, птицы, солнце, месяц, ветер в них понимают и говорят, предметы действуют и т. п. В чем же отличие мифов от сказок?

Если сказки – это вымышленные рассказы, то есть то, что придумано с определенной целью, то мифы – это действительные представления людей об окружающем мире. Во все, о чем говорится в мифах, наши далекие предки свято верили. Отсюда и происходит обожествление ими всего живого и поклонение богам.

Мифы древнее сказок. В них переплетены верования людей, их первоначальные знания об окружающем мире, о жизни, а также религия, Наука и искусство.

Мифы и сказки – первооснова культуры всего человечества, колыбель многих литературных и музыкальных произведений, сюжетов для живописи и культуры.

Loading…

  • В синей тетради как пишется
  • В симфонической сказке прокофьева петя и волк этот инструмент изображает птичку
  • В симфонической сказке петя и волк с прокофьева персонажи говорят голосами
  • В силу того что как пишется
  • В силу страха как пишется