В сказке гуси лебеди средства выразительности

Анализ русской народной сказки ‘Гуси-лебеди’

Анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Художественный текст представляет собой многоуровневую структуру. Филологический анализ текста — это выявление особенностей структурных компонентов, их взаимосвязей с целью установить культурную, эстетическую, морально-этическую, научную ценность. Филологический анализ включает литературоведческий и лингвостилистический. Смысловой анализ текста представляет реализацию его идейно-тематического плана с помощью следующих приемов:

)определение родовой принадлежности и жанра произведения;

2)определение темы произведения, включая приемы и средства ее раскрытия;

)определение проблематики (социальной, психологической, этической и т.д.) с указанием на ее разрешение;

)характеристика системы образов с разделением на главных и второстепенных персонажей, определением их функций;

)характеристика главного героя (имя, портрет, речь, бытовые детали, степень участия в конфликте и т.д.);

)определить конфликты и их характер;

)определить основные и второстепенные сюжетные линии, обозначить элементы сюжета, его осложнения внесюжетными элементами, определить, является ли сюжет средством раскрытия проблемы;

)описание архитектоники текста, включая определение количества, характера и соотношения друг с другом разных планов повествования, указание особых композиционных приемов.

)описание особенностей художественного времени и пространства произведения;

)характеристика лексического состава текста, синтаксических и мелодических особенностей, изобразительно-художественных средств речи;

)описание идейно-эмоциональной ориентации героев, идейного идеала произведения, формулировка художественной идеи произведения.

Анализируя русскую народную сказку «Гуси-лебеди», следует учитывать и то, что сказка как жанр — трансформация мифа, и особенности устного народного творчества.

Анализ сказки опирается на достижения фольклористики в сфере волшебной народной сказки, а именно работы В.Я. Проппа, Э.В. Померанцевой, Н.М. Ведерниковой и т.д.

Сказка относится к эпосу как роду литературы, является малым прозаическим жанром устного народного творчества. «Сказка — древнейший народный жанр повествовательной литературы преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение. В сказках проявляются характер народа, его мудрость и высокие моральные качества [5]».

В свою очередь сказки классифицируются на тематические виды. В фольклористике существует проблема классификации вследствие нечеткости границ жанров. В «Словаре литературоведческих терминов» под реакцией С.П. Белокуровой сообщается о трех видах сказок: волшебных, сказках о животных и бытовых [3]. В сравнительном указателе сюжетов Н.П. Андреева указаны сказки о животных и собственно сказки, среди которых выделяют волшебные, легендарные, сказки об одураченном черте, и анекдоты [1]. В учебнике Милюгиной Е.Г. выделяются сказки кумулятивные, волшебные, бытовые [6]. Волшебные сказки являются наиболее определенным жанром фольклорной сказки. Признаки волшебной сказки проявляются на уровне сюжета, системы образов, конфликта. Такую сказку можно узнать по персонажам с чудесными, магическими способностями, чудесным предметам, обретающим дар речи. В сказке «Гуси-лебеди» «говорящими» и символическими образами становятся печь, яблоня и молочная река, кисельные берега. В волшебной сказке сталкиваются в поединке враждебные и дружественные человеку силы, смелым и добрым всегда достается награда.

Тема сказки «Гуси-лебеди» — похищение злыми силами маленького мальчика и спасение его своей старшей сестрой. В учебнике Е.Г. Милюгиной волшебные сказки разделены на тематические подвиды, среди которых — сказки о детях, ведьмах и людоедах. В исследовании В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки» проанализированы подобные сюжеты. Автор делает вывод, что перед нами изображение обряда посвящения юношей, когда они вступают в половозрелый возраст. Детей уводят в лес, где они умирают и рождаются заново с новыми качествами и умениями. Баба-яга и избушка на курьих ножках изображают суть обряда и место его свершения. Со временем необходимость такого обряда отпала. Поскольку он был довольно жестоким, то вызывал страх, а после и неодобрительное отношение. Так возник миф, изображающий обряд как намерения злых сил погубить детей. Миф трансформировался в сказку. Следовательно, «Гуси-лебеди» в основе имеют историю об обряде инициации, в котором участвовала девочка. Встречу с печью, яблоней, рекой и спасение брата можно интерпретировать как ее задания [7].

Проблема в сказке воспитательная: нарушение родительского запрета влечет за собой трагические последствия для девочки. В поисках брата она опять ошибается, невежливо отвечая печи, яблоне, речке. И только после проявления уважения к ним она получает помощь и выходит из затруднительной ситуации. В подобной трактовке сказка предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Упрощенно она выглядит как развернутая традиционная страшилка — «не будешь слушаться, Баба Яга заберет», «не ложись на бочок — придет серенький волчок». Ребенок должен сделать вывод, что нарушение запретов родителей и неуважительное отношение к старшим ввергнет его в беду, из которой он должен будет выручать себя сам. Однако необходимо помнить, что сказка возникла не с воспитательной целью.

сказка волшебная художественный текст

·содержательный анализ сказки; выделение основных сказочных персонажей, определение черт их характера и составление их оценочной характеристики;

·определение типов персонажей по роли, которую они играют в сказке, и их особенностям; создание их словесного портрета (с учетом содержания и функции образов-деталей — портретных подробностей, пейзажных зарисовок, предметного мира и пр.);

·обобщение подобранного материала о главных героях, составление их полной характеристики; нахождение значимых связей между образами в сюжете сказки;

·определение специфики волшебной сказки через особенности ее системы образов [6].

Существует два варианта сказки «Гуси-лебеди»: первый находится в сборнике А.Н. Афанасьева, второй является версией А.Н. Толстого. Оба варианта рассказывают о семье, в которой старик и старуха (мужик да баба), у них дочка да сынок маленький. Родители, уходя на работу, просят старшую дочку присмотреть за братом. Та забывает, оставляет мальчика оного, и его забирают гуси-лебеди. У них устойчивая репутация похитителей детей. Девочка пускается в темный лес на поиски, встречает там печь, яблоню и молочную реку, просит у них помощи, но дары их отвергает довольно презрительно. По версии А.Н. Афанасьева девочке указывает дорогу еж, которого она не толкнула. По версии А.Н. Толстого героиня находит дорогу самостоятельно. Братец находится у Бабы-Яги. Зачем она его похитила, неизвестно. Девочка подкрадывается, хватает мальчика и убегает. У Толстого момент пребывания у Бабы-Яги развернут. Девочка обращается к Яге, та предлагает ей работу и уходит. Тут на помощь ей приходит мышка и за еду сообщает об опасности, а затем и помогает обмануть Бабу-Ягу, чтобы выиграть время. На обратном пути детей хотят поймать гуси-лебеди, но девочка просит помощи у речки, яблони и печи, принимает их дары и так благополучно добирается домой.

Используя терминологию В.Я. Проппа, в сказке есть герой-искатель (Девочка), антагонисты — гуси-лебеди и Баба-Яга, волшебные помощники — печь, яблоня, река, еж или мышка. Мальчика В.Я. Пропп называет искомым персонажем либо испытателем [8]. В этих названиях заключены функции героев.

Из сказки имени девочки мы не знаем, возраста тоже. Можно сказать, что она сестра старшая, не маленькая, в отличие от брата. Также в тексте сказки называют ее «девушкой» в тот момент, когда она принимает решение пуститься в погоню за лихими похитителями в неизведанный темный лес: «Девушка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять [2]». В течение сказки мы видим ее взросление. Сначала она ведет себя легкомысленно и безответственно: «посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась [2]». При встрече с испытаниями она проявляет заносчивость и неучтивость, отказывается от даров волшебных помощников: «О, у моего батюшки пшеничные не едятся! [2]». При встрече с ежиком девочка не толкнула его только потому, что боялась уколоться. Тем не менее, подобное примирительное поведение и в дальнейшем помогает ей выйти победителем из сложной ситуации. Такие качества как заносчивость и гордыня ликвидируются под давлением испытаний, девочка учится проявлять сочувствие, уважение к старшим, жить в гармонии с окружающим миром.

Гуси-лебеди — распространенный образ для мифов и фольклорных сказок. Их называют психофорами и медиаторами [10], посредниками между миром мертвых и миром живых. Они несут мальчика в мир иной. Лебедь верх и низ — воду и воздух. Лебединые перья и пух ассоциируются со снегом, хотя сами птицы приносят весну. Лебедь связан с женскими божествами в мифах разных народов [10]. Неслучайно ими повелевает Баба Яга.

Баба-яга здесь похититель, вредитель, антагонист. По версии Афанасьева А.Н. она похищает с помощью гусей-лебедей братца. По версии Толстого А.Н. она собирается съесть девочку. У Афанасьева дается портрет яги: «В избушке сидит Баба-яга, морда жилиная, нога глиняная [2]». Яга — хозяйка темного леса, всех зверей, совершенно ясно, что она повелевает гусями-лебедями. Она живет в избушке на курьих ножках — заставе на границе в мир мертвых, куда приводят молодежь, достигшую полового созревания для обряда инициации [7].

Печь, река и яблоня олицетворяют мотив дороги, связь между мирами. Печь связана с огнем, с дымом, уходящим по трубе вверх. Дерево — вертикаль, связующая три горизонтальных уровня бытия. Река — показатель переходного периода из жизни в смерть (Стикс, Смородина), так и символ времени (Лета). Есть небесные реки, именно они молочные и медовые. Неслучайно часть звездного неба называется Млечным Путем. Возможно, девочка не смогла воспользоваться помощью, потому что ей нужна была дорога вниз. Ей помогает еж, близкий к подземному, «нижнему» миру [10].

Помощники девочки олицетворяют окружающий мир, навыки для жизни в котором и вырабатывает обряд посвящения. Оказавшись во власти природы, вдалеке от дома, человек должен уметь пользоваться ее дарами и избегать ее опасностей. Отведать яблок и напиться из реки — условия выживания, необходимые, чтобы не умереть в темном лесу от голода и жажды. Печь может быть воплощением очага или огня, который также необходим человеку в лесу, чтобы уберечься от хищников ночью и не замерзнуть. Помощники еж и мышь, по версии В.Я. Проппа, могут быть результатом тотемизма, когда человеку помогал его покровитель-тотем [9].

Конфликт в сказке есть внешний и внутренний. Внешний — это противостояние добра и зла, семейного благополучия и коварных происков бабы-яги. Внутренний происходит в самом герое. Девочка вынуждена отказаться от линии поведения капризного и избалованного ребенка, чтобы выдержать испытание.

Сюжет сказки линейный, «одноходовой» [8], не осложненный внесюжетными элементами наличием нескольких сюжетных линий. Очевидно, что сюжет является средством реализации темы и проблематики сказки. Показателями идейной нагрузки являются действия героев и многочисленные детали.

В.Я. Пропп анализирует волшебные сказки не с точки зрения темы и идеи, а сточки зрения ее устойчивой архитектоники и функций действующих лиц. Исследователь утверждает, что все волшебные сказки вписываются в определенный набор структурных компонентов сюжета, соединенных между собой в определенной последовательности. Ниже приводится авторский анализ архитектоники сказки «Гуси-лебеди» [8]:

«Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький1. 1. Начальная ситуация (i). «Дочка, дочка, — говорила мать, — мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек: будь умна, береги братца, не ходи со двора»2. 2. Запрет, усиленный обещаниями (б1). Старшие ушли3,3. Отлучка старших (е1). а дочка забыла, что ей приказывали 4, 4. Нарушение запрета мотивируется (Мот). посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась5. 5. Нарушение запрета (b1). Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках66. Вредительство (А1). Пришла девочка, глядь — братца нету7. 7. Рудимент сообщения беды. Ахнула, кинулась туда-сюда — нету. Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и от матери, — братец не откликнулся88. Детализация; рудимент утроенияВыбежала в чистое поле9; 9. Выход из дома в поиски (C{). метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали. Девушка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять10. 10. Так как в сказке нет отправителя, который сообщил бы о беде, эта роль, с некоторым опозданием переносится на похитителя, который тем, что он показывается на секунду, дает сведения о характере беды. Бежала, бежала, стоит печка11 11. Появление испытателя (каноничная форма появления его — встречен случайно). «Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?» — «Съешь моего ржаного пирожка — скажу»12. — -12. Диалог с испытателем (очень сокращенный) и испытание Д1. «О, у моего батюшки пшеничные не едятся»13. 13. Заносчивый ответ=отрицательная реакция героя, (невыдержанное испытание Г1neg). (Следует встреча с яблоней и с речкой. Сходные предложения и сходные заносчивые ответы) 14. 14. Утроение. Мотивы Д1Г1neg повторяются еще два раза. Награждения все три раза не происходит. И долго бы ей бегать по полям, да бродить по лесу, да к счастью попался еж1515. Появление благодарного помощника. хотела она его толкнуть16,16. Беспомощное состояние помощника без просьбы о пощаде (д7). побоялась наколоться17 и спрашивает: 17. Пощада (Г7). «Ежик, ежик, не видал ли, куда гуси полетели?»18 — -18. Диалог (связующий элемент — §). «Вон, туда-то», — указал19. 19. Благодарный еж указывает путь (Z9=R4). Побежала — стоит избушка на курьих ножках, стоит — поворачивается20. 20. Жилище антагониста-вредителя [92b]. В избушке сидит Баба-яга, морда жилиная, нога глиняная21. 21. Облик антагониста [94]. Сидит и братец на лавочке22,22. Появление искомого персонажа [98]. играет золотыми яблочками23. 23. Золото — одна из постоянных деталей искомого персонажа. Атрибут [99]. Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла24, 25,24. Добыча с применением хитрости или силы (Л1). 25. Не упомянуто, но подразумевается возвращение (}). а гуси за нею в погоню летят26; 26. Погоня, преследование в форме полета (Пр1.). нагонят злодеи — куда деваться?» Вновь следует тройное испытание тех же персонажей, но с положительным ответом, который вызывает помощь самого испытателя в форме спасения от погони. Речка, яблоня и дерево прячут девушку27. Сказка кончается прибытием девочки домой. 27. Вновь трижды то же испытание (Д1), реакция героя на этот раз положительная (Л). Испытатель предоставляет себя в распоряжение героя (79), осуществляя этим спасение от погони (Сп4).

Начальная ситуация, запрет и его отлучка — подготовка сюжета сказки, экспозиция. Нарушение запрета, вредительство — завязка. Далее следует разворачивание событий. На этом этапе путь к цели, снабженный испытаниями и достижение цели. В развязке — обратный путь домой, на котором реализуются приобретенные навыки.

Сказка «Гуси-лебеди» — пример текста с зеркальной композицией. Путь к цели и обратно герой совершает, встречаясь с одними и теми же персонажами, которые повторяют один и тот же текст.

Время и пространство в сказке — категории особенные. Начальная ситуация («жили старичок со старушкою, и была у них дочка и сын маленький») вводит нас в это особое пространство, которое находится в неопределенном месте и времени. Оно делится на две части: мир живых людей и темный лес — мир враждебной бабы-яги, волшебных помощников, мир изнаночный, потусторонний. Темный лес — пространство между мирами, путь в обиталище мертвых. Все опасные приключения, вследствие которых герой приобретает новые навыки, происходят именно здесь.

Фактически сказка описывает события одного дня. Отъезд родителей, похищение братца, блуждания девочки по лесу, возвращение домой до вечера, когда и родители вернулись. Во времени кроется еще одно задание: нужно было вернуться до приезда родителей, до наступления темноты выбраться из леса.

Идейный мир сказки не ограничивается традиционной системой морально-этических ценностей современного человека. Можно сказать, что идея сказки в послушании родителям, в семейных ценностях, сохранении жизни ответственности за более слабого, доверенного твоей опеке, в уважительном отношении к старшим и труду окружающих людей. Но проникая вглубь истории, становится понятно, что эти выводы являются современным переосмыслением, адаптацией, они не включают того смысла, который был присущ сказке вначале. Сказка отражает страх детей и их родителей перед жестоким обрядом инициации, порицание общества этого обряда, когда он стал не нужен. Вероятно, еще одной идеей можно считать победу враждебных сил человеком, который разумно использует силы природы, ведет себя смело и находчиво. Ценность сказки заключается в том, что она актуальна в любое время.

На лексическом уровне сказка «Гуси-лебеди» характеризуется архаизмами — «воротились», «крадывали», «устьице», «кликала», «причитывала». Глаголы доминируют над прилагательными — таким образом создается эффект динамичности сказки, насыщенности событиями. С помощью повторения глагольных форм показывается продолжительность определенного действия во времени — «бежала-бежала», «кликала-кликала», «полетали-полетали», «покричали-покричали». В языке волшебной сказки есть слова с дефисным образованием: «гуси-лебеди», «печь-матушка», «яблонь-матушка», «стоит-поворачивается». Имя «молочная река кисельные берега» — пример явления многокомпонентного образования имен собственных в русских сказках (Сивка-бурка вещий каурка, Баба Яга-Костяная нога и т.д.). Встречается прием рифмовки «баба-яга, морда жилинная, нога глинянная».

Средства художественной выразительности речи в сказке встречаются прежде всего в виде постоянных эпитетов: «темный лес», «чистое поле».

С помощью восклицательных и вопросительных предложений актуализируется лирическая составляющая сказки («глядь!», «беда!», «что делать?»). Встречается в тексте анафора «Дочка, дочка!», «Ежик, ежик!». Эффект ритма создают подобные повторения, а также повторяющиеся синтаксические структуры, описывающие общение девочки и волшебных помощников.

Список использованной литературы

1.Андреев Н.П. Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка. — Л., 1979.

2.А.Н. Афанасьев Русские заветные сказки. — Спб.: ТОО «Бланка», АО «Бояныч», 1994

3.Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. — Паритет, 2007 г. — 320 с.

4.Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М., 1975.

5.Квятковский А.П. Поэтический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1966.

6.Милюгина Е.Г. Методические приемы работы со сказкой в начальной школе. Интернет-учебник для учителей и учащихся начальной школы, студентов педагогических специальностей вузов/ #»justify»>7.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной русской сказки. — Л., 1986.

8.Пропп В.Я. Морфология сказки. — М., 1969.

9.Пропп В.Я. Русская сказка. — Л., 1984

10.Ронкин В. Гуси-лебеди/ ronkinv. narod.ru/gaga. htm

11.А.Н. Толстой. Гуси-лебеди / А.Н. Толстой. Собрание сочинений в 10-ти т. / Т.8. Кн.2. — М.: Государственное издательство художественной литературы. — 1960. — с.431-434.

12.Эпоева Л.В. Лингвокультурологические и когнитивные аспекты изучения языка волшебной сказки: на материале английского и русского языков/ Научная библиотека диссертаций и авторефератов/ http://www.dissercat.com/content/lingvokulturologicheskie-i-kognitivnye-aspekty-izucheniya-yazyka-volshebnoi-skazki-na-materi#ixzz3MYGmSkQ4 <http://www.dissercat.com/content/lingvokulturologicheskie-i-kognitivnye-aspekty-izucheniya-yazyka-volshebnoi-skazki-na-materi>

 Анализ сказки «Гуси-лебеди» в вопросах и ответах

  1. Есть ли в сказке присказка? Нет. Есть зачин.
  2. Какое событие является завязкой действия в волшебной сказке?

Брата похищают гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата.

Какой запрет нарушается в сказке и кто и почему его нарушает?

Сестра нарушила запрет «не ходить со двора», она забыла, что ей наказывали родители

  1. Определите конфликт в сказке.

Конфликт в сказке происходит между Бабой-Ягой и детьми, между добром и злом.

  1. Найдите, как обозначаются в сказке место действия и ход времени, внешность персонажей? Почему сказка не дает подробных описаний?

Точное место действия в сказке не обозначено, но учитывая, что говорится о близости леса, речки, «яблочко лесное» можно подумать, что действие происходит в сельской местности. Скорее всего, события разворачиваются в течение дня (в начале сказки родители ушли на работу, в конце – вернулись)

  1. Дайте характеристику «нашего» и «тридевятого» царств. Чем «наш» мир отличается в сказке от «того» мира? Как сказка показывает, что герой уже оказался в «ином» мире?

          «Наше» царство – это быт (родители уходят на работу, девочка гуляет, братец сидит на травке)

«Тридевятое» царство встречается девочке во время поисков брата (волшебная речка, говорящие печь, яблонь, ёжик; баба-яга, избушка на курьей ножке, Гуси-лебеди)

  1. Охарактеризуйте героя сказки. Какие типы героя и героини представлены в сказке?

Главная героиня – девочка, скорее всего она старше своего брата, т.к. именно её родители попросили присмотреть за ним. В начале сказки она легкомысленная (оставила братца одного), капризная (не желавшая даров речки, печки и яблоня), но всё же добрая и смелая (отправилась на поиски), коммуникабельная (спрашивала не видал ли кто Гусей-лебедей)

  1. Передаются ли в сказке переживания героев?

«Ахнула, кунулась туду-сюда – нету!

Она его кликала, слезами заливалась, причитывала…»

  1. Проследите, что герой сказки делает сам? Какие качества героя проявляются в его поступках?

Девочка сама принимает решение отправиться на поиски брата, сама вызволяет его от бабы-яги.

Здесь проявляются такие качества, как храбрость, ответственность.

  1. Чего добивается герой сказки и как ему это удается?

Девочка находит братца  и помогают ей в этом сказочные персонажи (печь, яблонь, речка, ёжик)     

  1. Кто в сказке становится врагами героя (героини): потусторонние существа или родные?

Враги гуси-лебеди, баба яга – потусторонние персонажи.

  1. Как сказка создает образы противников героя?

В сказке даётся их описание: «Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали», «баба-яга, морда жилиная, нога глиняная»

  1. Кто становится помощником героя? Объясняет ли сказка, почему это происходит?

Помощники печь, яблонь, речка, ёжик. Этим персонажам, кроме ежа тоже нужна помощь, поэтому они помогают девочке.

  1. Почему герой не может одержать победу над злом самостоятельно?

«Один в поле не воин» Вместе всегда легче преодолевать трудности.

  1. Какую функцию выполняет в сказке Баба-яга?

Баба-яга антагонист, с помощью гусей-лебедей похищает братца.

  1. Проследите, как нарастает напряжение в повествовании. Какой эпизод является кульминационным?

Гуси-лебеди унесли братца, отчаяние, поиск. Кульминация – девочка находит братца у бабы-яги.

  1. Как разрешается конфликт в сказке?

Сказочные персонажи помогают девочке и братцу спрятаться от гусей-лебедей и добраться до дома. Добро победило зло.

  1. Найдите в сказке пословицы. Какова их роль?

В этой сказке нет пословиц.

  1. Что такое «сказочные формулы»? Приведите их примеры. Когда и в каких целях они употребляются?

Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы:

  • «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины;
  • «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы;
  • «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало» — сказочная концовка, финал;


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Основой подготовки учителя начальных классов к выразительному чтению любого произведения на уроках литературного чтения в начальной школе является анализ произведения.

Русская народная сказка «Гуси-Лебеди» изучается на уроке литературного чтения во втором классе по программе «Школа России»[2].

Для того чтобы прочитать выразительно данное произведение, мы предлагаем анализ элементов содержания и формы сказки, на базе которых необходимо строить выразительное чтение.

Идея сказки «Гуси-Лебеди» – ничто не заменит дом родной, родных и близких. Восхваляется добро, находчивость, смекалка. Сказка построена на образах положительных и отрицательных героев. Положительными являются следующие герои: Машенька, печка, яблоня, молочная река, мышка, братец, мать и отец. Машенька – девочка смелая, отважная, не послушная, любит своего брата, умеет исправлять свои ошибки, наделена высокими моральными качествами, благодаря которым ей помога­ют волшебные герои сказки. Печка – помогла Машеньке, спасла от гусей-лебедей (в сказке обладает речью). Яблоня – помогла Машеньке, спасла от гусей-лебедей (в сказке обладает речью). Молочная река – помогла Машеньке, спасла от гусей-лебедей (в сказке обладает речью). Мышка – добром отвечает на добро, помогла Машеньке. Братец – спокойный. Мать – мудрая. Отец – мудрый. Отрицательными героями являются: баба-яга и гуси-лебеди. Баба-яга – злая, хитрая, страшная. Гуси-лебеди – злые, помощники бабы-яги. Сюжет – в сказке рассказывается о том, как Гуси-лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась на улице, потом она бросилась его спасать и спасла. Построение сюжета: зачин – «Жили мужик да баба», экспозиция – «Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей…», завязка – «Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях», кульминация – «В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками», развязка – «Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли». Задачасказка учит детей любить свой родной край, своих родных, близких. Учит исполнять обещания, верить в добро, помогает в формировании нравственных ценностей. Сказку можно разделить на эпизоды:

Наказ родителей (показать детям, что мать и отец мудрые);

Кража братика (заинтересовать детей, вызвать тревогу за судьбу брата);

Обнаружила пропажу брата (уточнить какие действия происходят);

Узнала, кто похитил брата (уточнить какие действия происходят);

Сестрица бросилась догонять гусей-лебедей (показать детям какой решительностью и смелостью обладает Машенька и как сильно любит она своего братца);

Беседа с печкой (показать, что печка положительный герой сказки);

Беседа с яблоней (показать, что яблоня положительный герой сказки);

Беседа с молочной рекой (показать, что молочная река положительный герой сказки);

Помощь мышки (показать, что мышка положительный герой сказки);

Встреча с избушкой и помощь братцу (показать детям какой решительностью и смелостью обладает Машенька)

Помощь сестрице и братцу от молочной реки (уточнить какие действия происходят);

Помощь сестрице и братцу от яблони (уточнить какие действия происходят);

Помощь сестрице и братцу от печки (уточнить какие действия происходят);

Возвращения домой (порадовать благополучным исходом).

В сказке присутствуют слова непонятные детям. Обратимся к словарю, размещенному в конце учебника, для того чтобы объяснить значения этих слов.

Причитывала – причитать: плакать, приговаривать, жалуясь на что-нибудь;

Куде́ль – пучок льна приготовленный для пряжи;

Веретено – приспособление для получения нити из шерсти;

Устьице – отверстие в печи.

Ниже представлен текст сказки, в котором отражены основные позиции, необходимые при выразительном чтении произведения с учетом проделанного выше анализа.

В тексте использованы следующие условные обозначения:

Жирный шрифт – логические ударения;

Курсивным шрифтом обозначается текст, который нужно читать так, как указано в скобках;

/ – пауза;

// – долгая пауза;

↓ – понижение голоса;

↑ – повышение голоса.

(Зачин) Жили мужик да баба./ У них была дочка да сынок маленький./

(Ласково)— Доченька,↓/ — говорила мать,/ (ласково, но с наказом) — мы пойдем на работу, береги братца!↑ Не ходи со двора,/ будь умницей/ — мы купим тебе платочек./

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла,/ что ей приказывали: /посадила братца на травке под окошко, /сама побежала на улицу,/заигралась,/ загулялась./

(Читаем так, чтобы вызвать тревогу за судьбу братца) Налетели↑ гуси-лебеди,/ подхватили↑ мальчика,/ унесли↑ на крыльях.↓/

Вернулась девочка, /глядь /— братца нету!↑/ Ахнула,кинулась туда-сюда — нету!↑/

(Читаем так, чтобы вызвать жалость) Она его кликала/, слезами заливалась,/ причитывала, что худо будет от отца с матерью,/ — братец не откликнулся.↓/

Выбежала она в чистое поле и только видела:/ метнулись вдалеке гуси-лебеди /и пропали за темным лесом./ Тут она догадалась, /что они унесли ее братца:/ про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили./

Бросилась девочка догонять их./ Бежала,/ бежала,/ увидела /— стоит печь./

(Читаем тоненьким, просящим голосом)— Печка, /печка,/ скажи, /куда гуси-лебеди полетели?/

Печка ей отвечает:/

(Читаем добрым голосом) — Съешь моего ржаного пирожка /— скажу./

(Тоненьким голосом и немного быстрым тоном)— Стану я ржаной пирог есть!↑ У моего батюшки и пшеничные не едятся…/

Печка ей не сказала./ Побежала девочка дальше/ — стоит яблоня./

(Читаем тоненьким, просящим голосом)— Яблоня,/ яблоня,/скажи,/ куда гуси-лебеди полетели?/

(Читаем добрым голосом)— Поешь моего лесного яблочка /— скажу./

(Тоненьким голосом и немного быстрым тоном)— У моего батюшки и садовые не едятся…/

Яблоня ей не сказала. / Побежала девочка дальше./ Течет молочная река в кисельных берегах./

(Читаем тоненьким, просящим голосом)— Молочная река,/ кисельные берега,/ куда гуси-лебеди полетели?

(Читаем добрым голосом) — Поешь моего простого киселька с молочком /— скажу./

(Тоненьким голосом и немного быстрым тоном)— У моего батюшки и сливочки не едятся…/

Долго она бегала по полям, по лесам./ День клонится к вечеру, делать нечего/ — надо идти домой./ (Замедленно, удивленно)Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке,/ об одном окошке, /кругом себя поворачивается./

В избушке старая баба-яга прядет кудель./ А на лавочке сидит братец,/ играет серебряными яблочками./

Девочка вошла в избушку:/

(Читаем тоненьким голосом)— Здравствуй,/ бабушка!↑/

(Читаем кряхтя, низким голосом)— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?/

(Читаем тоненьким голосом)— Я по мхам,/ по болотам ходила,/ платье измочила, /пришла погреться./

(Читаем кряхтя, низким голосом)— Садись покуда кудель прясть./

Баба-яга дала ей веретено,/ а сама ушла./ Девочка прядет /— вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:/

(Писклявым голосом)— Девица,/ девица,/ дай мне кашки, /я тебе добренькое скажу./

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:/

(Писклявым голосом)— Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается./

Девочка сидит ни жива ни мертва, /плачет,/ а мышка ей опять:/

(Писклявым голосом)— Не дожидайся, /бери братца, /беги,/ а я за тебя кудель попряду./

Девочка взяла братца и побежала. /А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:/

(Читаем кряхтя, низким голосом)— Девица, прядешь ли?/

Мышка ей отвечает:/

(Писклявым голосом)— Пряду, бабушка…/

Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой./ А в избушке нет никого./ Баба-яга закричала:/

(Громко, приказным голосом)—Гуси-лебеди!↑ Летите в погоню!↑ Сестра братца унесла!↑../

Сестра с братцем добежала до молочной реки./ (Вызвать тревогу)Видит /— летят гуси-лебеди./

(Тоненьким просящим голосом)— Речка↑,/ матушка, /спрячь меня!/

(Читаем добрым голосом)— Поешь моего простого киселька./

Девочка поела и спасибо сказала./ Река укрыла ее под кисельным бережком./

Гуси-лебеди не увидали, /пролетели мимо./

Девочка с братцем опять побежала./ (Вызвать тревогу)А гуси-лебеди воротились, /летят навстречу,/ вот-вот увидят./ Что делать?/ Беда!/ Стоит яблоня…/

(Тоненьким просящим голосом)— Яблоня↑,/ матушка,/ спрячь меня!/

(Читаем добрым голосом)— Поешь моего лесного яблочка./

Девочка поскорее съела и спасибо сказала./ Яблоня ее заслонила ветвями,/ прикрыла листами./

Гуси-лебеди не увидали,/ пролетели мимо./

Девочка опять побежала. /Бежит,/ бежит,/ уж недалеко осталось./ (Вызвать тревогу)Тут гуси-лебеди увидели ее, /загоготали /— налетают,/ крыльями бьют,/ того гляди,/ братца из рук вырвут./

Добежала девочка до печки:

(Тоненьким просящим голосом)— Печка↑,/ матушка,/ спрячь меня!

(Читаем добрым голосом)— Поешь моего ржаного пирожка.

Девочка скорее — пирожок в рот,/ а сама с братцем — в печь, /села в устьице./

Гуси-лебеди полетали-полетали,/ покричали-покричали /и ни с чем улетели к бабе-яге./

Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой./

А тут и отец с матерью пришли.//

Литература

1.Базаря, О. Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/literaturno-hudozhestvenyi-analiz-ruskoi-narodnoi-skazki-gusi-lebedi.html (дата обращения 16.12.2019).

2. Климанова, Л. Ф. . Литературное чтение 2 класс [Электронный ресурс]: учебник / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. – Ч.1. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2018. – С 48-53. URL: https://znayka.pro/uchebniki/2-klass/literaturnoechtenie-2-klass-1-chastklimanovagoretskijshkolarossii/ (дата обращения 16.12.2019).

3. Чернышова, М. Анализ сказки «Гуси-Лебеди» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://znanio.ru/media/analiz_skazki_gusi___lebedi-232053 (дата обращения 16.12.2019).

Литературоведческий анализ детского произведения

«Гуси-лебеди»

Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.
Идея: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

Герои

В этой сказке есть положительный герой сестрица и отрицательный герой Баба-Яга.

Сестрица: Любит своего брата:

-Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Она его кликала- Братец не откликается.

-Стала плакать, да слезами горю не поможешь.

Храбрая: Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.

Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали;

девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять.

Умеет исправлять свои ошибки –Сама виновата, сама и найти братца должна.

Баба-Яга: Злая

В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная;

-Кликнула она Гусей-лебедей: — скорей гуси – лебеди, летите в погоню!

Сюжет

Сказка «Гуси-лебеди» рассказывает о том, как сестрицу на весь день оставили присматривать за братцем. Родители им и гостинцев пообещали, и строгий наказ дали. Что поделаешь? Ведь нянька сама еще ребенок. Усадила сестрица братца на песок с цветными камешками играть, а сама убежала к подружкам и забыла о младшеньком. Вдруг из леса вылетела стая белых гусей, слуг людоедки Яги. Они увидели беззащитного мальчика и унесли его к хозяйке.

Композиция

Традиционное начало сказки: Зачин (Жили – были….)

Экспозиция (наказ родителей)

Завязка (похищение брата Гусями – лебедями, девочка отправилась на поиски брата)

Кульминация (нашла брата у Бабы-Яги)

Сказка заканчивается традиционно: Развязка (побег из избушки и возращение домой). -А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.

Язык литературного произведения

Сказка очень динамичная, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться: «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.

В сказке используется прием олицетворение неодушевленного мира:

Печка сказала; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала.

В сказке используются закон троекратного повторения: три испытания три раза погоня гусей- лебедей. Характеристика языка: Красочный, эмоциональный, выразительный. Например: Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; «Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели?» Сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками.

«Гуси-лебеди» русская народная сказка – волшебная.

Сказка учит детей любить свой родной край, своих родных, близких. Учит исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей, помогает в формировании нравственных ценностей.

Анализ сказки «Гуси – Лебеди».
Сказка «Гуси – Лебеди» относится к устному народному творчеству. Вид – волшебная 
сказка. В этой сказке происходят следующие чудеса : есть чудесные помощники, 
выручающие из беды ­ это  печка,  яблоня,  молочная речка, кисельные берега ( в сказке они
обладают речью), баба – яга, мышка, гуси – лебеди, избушка на курьих ножках.
Сказка очень динамична, в ней много глаголов движения, передающих внезапные и быстрые
действия. Например, о гусях­лебедях говорится: «налетели», «подхватили», «унесли», 
«метнулись», «пропали». Они передают также всю остроту ситуации.
Сказка привлекает занимательным сюжетом, даёт пример помощи в беде, пример 
торжества добра над злом. Но она ещё и поучительна: хочешь, чтобы к тебе хорошо 
относились, умей сам уважать других.
Эта сказка начинается со слов: была  «Жили   старичок со старушкою;   у них
дочка   да   сынок   маленький» (Так   же   начинаются   многие   народные   сказки)   Вы   не
замечаете ничего странного в этих словах? «Старичок со старушкою и дети».  Но как дети
могли оказаться у стариков? Пришло это из славянской мифологии. Дети росли в семье до
7­8 лет, потом их отдавали старцам набираться жизненного опыта. Старики и старухи
знали очень много: они помнили мифы племени, могли предсказать будущее, понимали
природу. После обрядов посвящения дети уже не нуждались в родительской опеке. Тогда
только старик со старухой (вожди племени) властвовали над ними.
 
Я поделила сказку на следующие эпизоды:
1. Наказ родителей.
2. Кража братика.
3. Обнаружила пропажу брата.
4. Узнала, кто похитил брата.
5. Беседа с печкой.
6. Беседа с яблоней.
7. Беседа с молочной рекой.
8. Встреча с избушкой.
9.
10.  Помощь сестрицы.
11.  Помощь сестрице от молочной реки.
12.  Помощь сестрице от яблоне.
13.  Помощь сестрице от печки.
14.  Возвращения домой.
Самым захватывающим моментом в сказке была встреча с бабой ягой, ведь у каждого 
разыгрывается мышления. 
 Помощь мышке.
 Меня сказка привлекла занимательным сюжетом, он даёт пример помощи в беде, пример 
торжества добра над злом, а так же ещё и поучает нас: хочешь, чтобы к тебе хорошо 
относились, умей сам уважать других.
Я бы хотела выделить положительных и отрицательных героев.
Положительные герои:
 мышка – она помогла сестрички пряла кудель, спасла от смерти. печка – она помогла сестрички, спасла от гусей – лебедей.
яблоня ­ она помогла сестрички, спасла от гусей – лебедей.
молочная река ­ она помогла сестрички, спасла от гусей – лебедей.
сестрица – девочка смелая, отважная, не послушная.
братик – хороший, милый мальчик, послушный.
старуха – мудрая.
старик – мудрый.
Отрицательные герои:
 баба – яга – злая, хитрая, страшная.
гуси  ­ лебеди – злые, помощники бабе – яги.
В этой сказке я сопереживала сестрице, ведь изначально она не послушала родителей и 
оставила своего братика одного, а когда увидела что братца нету она испугалась, она 
сопереживала за братца и осознала свои ошибки. Сестрица поняла что добром отвечает на 
добро.
Наложение запрета ­ некий оберег от беды, мудрость старцев;
 Нарушение запрета – отсутствие чувства страха;
 Следствие этого нарушения – беда, действие злых сил;
 Путь испытаний и встречи в пути;
 Применение магических действий – стремление найти друзей, помощников;
 Возвращение к благополучию – приобретение жизненного опыта.





0

«Гуси-лебеди» зачин, присказка, постоянные эпитеты, концовка. Что писать?

В сказке «Гуси-лебеди» зачин, присказка, постоянные эпитеты и концовка (если есть)

1 ответ:



0



0

Сказка «Гуси-лебеди» относится к волшебным сказкам, начинается с зачина, который рассказывает о главные героях сказки «Гуси-лебеди», присказки в сказке нет.

XSKd0PgR5vVVnuJiLiJmoxgobTrrBGJ.png

Постоянные эпитеты в сказке «Гуси-лебеди» —

HmT0TLFuFMaWj0t7k5zdIrcV7ResGJKh.png

Концовки в сказке также нет, заканчивается сказка традиционно развязкой.

Читайте также

Рассказ А. П. Чехова «О любви» заканчивается признанием Алехина в своих чувствах к Анне Алексеевне. Они давно любят друг друга, но Алехин не предпринимал никаких действий к изменению их положения. Теперь Анна уезжает с мужем к месту его новой службы. С Алехиным ни расстаются навсегда.

Перед героем рассказа открывается бездна правды. Он струсил, он ничего не менял раньше и сейчас не может изменить. Вот уедет Анна и все будет по -прежнему, его жизнь однообразно покатится дальше. Он боялся любить и быть счастливым. Он обкрал себя и Анну.

Это очень горько и обидно, с этим трудно жить. Они оба виноваты в своем несчастье, но уже ничего не изменишь.

Чехов, как всегда, не дает ответов. Он резко выхватывает из мерзости быта несчастных маленьких людей и сочувствует им.

Вот вы знаете, понимайте так, как хотите. В свое время я тоже не совсем поняла (совсем не поняла), в чем там суть. Мой парень решил, что они все уже давно мертвы.

Вообще есть несколько теорий (фанатских) о финале Лоста, я назову в т.ч. теории, которые были озвучены до конца сериала, возможно, будет интересно:

1) Остров = Чистилище. Т.е. все герои погибли при падении самолета, и на самом деле все, что происходит на острове — искупление грехов. Вообще изначально эту теорию отвергали авторы сериала, но последняя серия явно частично может являться доказательством.

2) События сериала = галлюцинации. Причем галлюцинация Джека Шепарда (он же главный герой). Опять же, отвергалась авторами, но в конце частично подтверждается.

3) Конспирология (уух, куда ж без нее). Версия, что герои упали на остров не просто так, а по чьему-то коварному плану. В конце подтвердилась

4) Теория временной петли. Очень запутанная, очень странная, написанная в середине 5 сезона, но наиболее ясно и точно описывает всю вакханалию, проходящую в сериале! Советую ознакомиться! http://asukastrikes.ru/statyi/lost.htm

5) Остров = Бермудский треугольник. Ну, здесь все ясно. Любопытно, что на острове можно найти и корабли, и самолеты.

6) Остров = Антлантида. Основана теория на остатках какой-то архитектуры (храмы, статуи, механизмы перемещения во времени и пространстве) на острове. Теория не подтвердилась, но и не опроверглась!

7) Все пассажиры рейса Оушеаник 815 спят. Никакой самолет никуда не падал, пассажиры видят совместный сон. Остров и события на нем — буйная фантазия сна. Теория появилась, конечно, после фильма «Начало», и объясняет ВСЕ, происходящее в сериале))))

Лично я склоняюсь к 4 версии — теории временной петли. Уж очень она хороша, хотя и имеет свои недостатки.

Однако, есть и более «правдоподобное объяснение» концовки (взято с Луркмора, читать осторожно, ненормативная лексика!)

Он же сказал что она чиста сердцем, а зверь ест только «нечестивых дев». Думаю тут заложен смысл что в детстве у неё тоже была психологическая травма, так же как и у Кевина, то есть он увидел в ней родную душу. Такой финал оставляет двух главных героев в живых неспроста — явно с намеком что будет продолжение фильма.

Игра This Is The Police относится к жанру нуар, поэтому изначально ожидать от нее хэппи-энда и пони с радугами было нечего. Работа шефа полиции — не воспитателя в детском садике, а с политиками под одним боком и мафией под другим так и вовсе это похода по лезвию бритвы, тем более если как Джек шеф не прочь еще и денег к пенсии подзаработать. Впрочем, и абсолютная честность не спасет — ни мафия, ни политики не любят людей, с которыми нельзя договориться

Всего у вас есть четыре варианта концовки:

  1. Вас пристрелит снайпер мафиози.
  2. Вас арестуют за коррупцию.
  3. Вас кинет мэр. Причем очень по-гадски — сначала попросит подождать денек, рассказать все новому шефу, а мы же все с тобой уладим, и на следующий день пришлет письмо:

rZ0n8oFp74wyJ5RdhjMJ8AWodSX1zRvp.png

4.Вас кинет Чаффи:

ABD6RcKsNeEAXaV3T0uUN4ZnMJH4etom.png

В конверте, на секундочку, будет 1 доллар.

Что вы сами лично успели заработать — с тем и останетесь. И даже попытка напиться с горя вьюжным снежным вечером и завалиться в любимый клуб закончится тем, что вас туда не пустят:

qi40nRppSiUERz8QtuqHYxQVZFanEFhE.png

После чего вы убредете в зимнюю ночь и дальнейшая судьба ваша туманна, так как сиквела к игре не предусмотрено.

Такие они, игры в жанре нуар, и такая она, работа в полиции ((

Я вот недавно прошел Crysis 3. Был очень поражен концовкой. Музыкой, графикой и вообще сюжетом. Моя интерпретация концовки следующая: Алькатрас погибает в 2 части. Остается костюм с сознанием Пророка. Всю 3 часть вы играете именно Пророком. Попав в космос, тело и костюм главного героя слились воедино. Пророк принял именно ту физическую оболочку, которую помнит его сознание и ДНК. А вот почему нам показали остров из первой части? Мне не совсем понятно… Ну и псих конечно, красавчик. Показал боевикам из CELL где раки зимуют. Жду 4 части. Думаю я, что в 4 части главным героем будет Псих. Если что не так, исправте меня и излагайте свои версии концовки Crysis 3. Буду благодарен.

  • В сказке все необычно
  • В сказке в символической форме не содержится информация о том
  • В сказке в м гаршина attalea princeps знает родное настоящее имя пальмы понимает ее одиночество
  • В сказке буратино как назывались деньги
  • В сказке братьев гримм его не было а в советском мультфильме он появился и влюбился