В сказке маленький принц роза это символ чего

Маленький Принц и Роза

«Маленький принц» – сказка, в которой можно найти множество смыслов и подтекстов. Не только детям интересна история о мальчике с другой планеты, но и взрослые могут открыть с ее помощью много нового для себя. В произведении используется множество ярких и интересных образов. Маленький принц и Роза – пример настоящей, чистой и светлой любви.

История Маленького принца и Розы

Читатель узнает о Розе лишь к середине произведения, когда Маленький принц уже доверяет пилоту настолько, чтобы открыть ему свое сердце. Роза является цветком, который оставил Маленький принц на своей далекой планете. Ее семя занесло на планету Маленького принца ветром. Роза стала украшением жизни героя. Он ухаживал и заботился о ней, несмотря на ее капризы. Оставив ее одну, Маленький принц тоскует по ней. Он понимает, что именно о своей Розе он готов заботиться, думать и вспоминать, что никакой другой цветок не способен заменить ее. В тоске по своей возлюбленной, герой соглашается на предложение Змеи и исчезает с Земли.

Символ любви

В «Маленькой принце» Роза является символом настоящей любви. В детских глазах Маленького принца еще нет понимания любви, какой видят ее взрослые. Это чувство впервые зарождается в нем. Оно вызывает в нем удивление, он исследует и изучает его. Он тоскует по своей Розе по-настоящему, а не потому что так принято. Он ухаживает за ней из побуждений совести и чувств, а не потому, что так делает кто-то еще. Именно эта наивность наряду с огромной мудростью делает чувство настоящим, неподдельным, не основанным на специальном поиске возлюбленной. Роза однажды случайно появляется на планете Маленького принца и остается в его сердце навсегда.

После разговора с Лисом Маленький принц узнает, что красота по-настоящему прекрасна только тогда, когда наполнена смыслом, когда что-то значит. Герой не сразу разглядел в своей Розе настоящую красоту и любовь. Познакомившись на земле с другими розами, Маленький принц понимает, что только его Роза наполняет его сердце любовью, только о ней хочется заботиться. Для случайного прохожего земные розы и Роза Маленького принца могут показаться одинаковыми, но именно любовь в сердце и наполненность отношений смыслом и заботой способны отличать одну от миллиона других. «Ради вас не хочется умереть» – говорит Маленький принц земным розам. А ради своей он идет на реальную смерть, заключая страшную сделку со Змеей.

Любовь в мире Маленького принца совсем не такая, как в мире взрослых. Она не заполнена стереотипами и умыслами, она чиста и наивна. Настоящее чувство, которое не окрашено негативным влиянием общества предстает перед читателем в новом свете. Любовь Маленького принца и Розы не такая, какой мы привыкли видеть ее в произведениях, но она является самым настоящим и вдохновляющим чувством.

Воплощение женственности

Не секрет, что прототипом Розы стала жена автора. Она была капризной и вспыльчивой, но это не мешало ей любить и быть любимой. Автор заведомо прощает женщинам их капризы, оправдывает их. В словах Маленького принца выражается настоящая любовь и забота, он оправдывает капризы Розы тем, что шипы даны ей для защиты. Так бывает и в реальной жизни. На самом деле сердце Розы мягкое и нежное. Она отпускает Маленького принца в путешествие, потому что по-настоящему любит его.

Капризы Розы оправданы ее нежной душой. Без заботы она просто погибнет, ведь она не в силах ухаживать за собой сама. Она просит закрыть ее колпаком, поливать ее каждое утро и каждый вечер, но взамен она дарит свою красоту, запах, чувство настоящей любви.

Отношения Маленького принца и Розы – самые нежная и трогательная история любви в литературе. Через призму детских глаз, в философской сказке не только для детей, но и для взрослых, Экзюпери показывает это чувство с точки зрения искренности, незамутненности и даже некой наивности.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Маленький принц и Роза».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Гульнар Жунисбекова

    12/14

  • Людмила Иванова

    13/14

  • Саша Ястребовский

    14/14

  • Георгий Сомов

    14/14

  • Василий Пое

    14/14

  • Саша Тимошков

    14/14

  • Данил Куценко

    9/14

  • Наташа Самознаева

    14/14

  • Lenda Lenda

    13/14

  • Алихан Куятинов

    14/14

Иллюстрация А. де Сент-Экзюпери

Роза – второстепенный персонаж повести-сказки А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”; прекрасный цветок, выросший на планете главного героя.

Описание героя

Роза – очень красивый цветок, проросший из зернышка, случайно попавшего на планету Маленького принца. Это “ужасная кокетка”, чрезвычайно гордящаяся своей красотой. Роза “горда и обидчива”. У прекрасного цветка есть четыре шипа. Роза простодушно считает, что они надежно защитят ее от нападения хищных зверей.

Роза обладает непростым характером. Она то требует ширму, чтобы укрыться от сквозняков, то колпак, чтобы не мерзнуть ночью. Капризы красавицы способны вывести из себя даже доброго и тихого Маленького принца.

Роль героя в произведении

Исследователи творчества Сент-Экзюпери выдвигают самые разные версии относительно аллегоричности Розы. Ее считают, например, символом Франции, жены писателя Консуэло, любви, красоты и т. д.

Роза становится для Маленького принца первым живым существом, которое он по-настоящему полюбил. Правда, поначалу главный герой любит прекрасный цветок лишь глазами. Его восхищает красота Роза, но злят ее капризы и пустые разговоры.

Иллюстрация А. де Сент-Экзюпери

Лишь в конце своего путешествия, после беседы с мудрым Лисом, Маленький принц понимает, что ему нужно было просто радоваться благоуханию Розы и не слушать ее глупых речей. В разговоре с рассказчиком он констатирует: “Цветы так непоследовательны!”. Красота и прекрасный аромат Розы, озаряющие жизнь Маленького принца на крохотной планете, – единственно важные условия для любви и дружбы.

Главный герой признается: “Я еще не умел любить”. Он испытал огромное разочарование, когда на Земле попал в сад и увидел “пять тысяч роз”, точь-в-точь похожих на красивый цветок на его планете. Маленький принц понимал, что красавица, считающая себя единственной и неповторимой, сильно рассердилась бы, узнав, что является самой обыкновенной розой.

Лишь после разговора с мудрым Лисом космический путешественник осознает, что его Роза действительно “единственная в целом свете”. Внешняя красота и сходство с другими розами не имеют значения. Свою Розу Маленький принц полюбил сердцем, потому что каждый день заботился о ней, терпел ее капризы и готов ради нее умереть.

Таким образом, через образ Розы писатель стремится донести до читателя мысль о том, что настоящую любовь можно обрести, прислушавшись к голосу сердца. В финале Маленький принц говорит рассказчику: то, что уже давно и безуспешно ищут люди на своей планете “можно найти только в одной единственной розе…”.

Литература

  1. Ваксмахер М. Антуан де Сент-Экзюпери (вступ. ст.) // Сент-Экзюпери А. де. Планета людей. Маленький принц:  Романы, сказка. – М., 2005.
  2. Мижо М. Сент-Экзюпери. – М., 1965.
  3. Моруа А. Литературные портреты. В поисках прекрасного. – М., 2021.
  4. Так говорил Антуан де Сент-Экзюпери. – Ростов н/Д, 2015.
  5. Цендровский О. Ю. Философия Антуана де Сент-Экзюпери: опыт реконструкции // Филологические исследования. 2013. № 4.

Владислав Валерьевич | Просмотров: 300


1

В чём символический смысл появления розы на планете Маленького принца?

Почему он любит свою розу, хотя сам видит её недостатки?

1 ответ:



2



0

Много тайных подтекстов и весьма глубоких смыслов можно найти в этой мудрой сказке автора Экзюпери под названием «Маленький принц» читателям разного возраста. Множество ярких образов имеется в этом произведении. О необыкновенном мальчике с иной маленькой планеты написана эта сказочная история, которая интересна не только читателям детского возраста. Много совершенно нового для себя с ее помощью могут неожиданно открыть также читатели взрослые.

Примером настоящей светлой и чистой любви являются прекрасная Роза и восторженный Маленький принц. Когда ей это позволяли,она была совершенно слабой и беззащитной. Однако, лишившись своего верного покровителя, она, сразу выставив острые шипы, стала вполне сильной. Символом вечной любви в этой сказке является Роза. Только она, а не те розы, которых на Земле очень много, взволнованный трепет и подлинную любовь вызывала в сердце маленького принца. Появление Розы — это у Принца в его сердце зародилась Любовь.

Читайте также

Сначала вспомним требования к любому мини-сочинению по литературе.

  1. Объём — не менее 200 слов.
  2. Текст должен представлять собой ответ на вопрос, поставленный в заглавии, а не сборником разрозненных суждений о произведении вообще.
  3. От учащегося требуется изложение общепринятой точки зрения на проблему. Несогласие с ней тоже может быть выражено, но сначала требуется чётко изложить, с чем именно автор мини-сочинения не согласен.
  4. В тексте должна быть вводная часть, основная и заключение.
  5. Каждый абзац подразумевает высказывание тезиса и его доказательство. Так соблюдается принцип логичности.
  6. Избегайте голословных утверждений. Желательно цитирование произведения, названного в теме. Малая форма сочинения предполагает две-три небольшие по объёму цитаты, которые можно выучить наизусть или процитировать в виде косвенной речи.
  7. Используйте литературоведческую терминологию, когда она уместна.
  8. Обращайте внимание на стиль изложения и общую грамотность.
  9. Никогда не упускайте возможность освежить в памяти первоисточник, приступая к работе. Текст сказки «Маленький принц» здесь.

<hr />

Веками на детей смотрели как на заготовки будущих людей. Психология и педагогика XX века изменили этот подход, увидев в ребёнке развивающуюся, но уже самодостаточную личность, обладающую остротой и чистотой восприятия окружающего мира. Противопоставление незамутнённого взгляда на бытие ребёнка погрязшим в условностях взрослым стало главной темой сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Главный герой по-новому раскрывает прописные истины.

Xlq3w8UhFEaPRg2R0VR2wbIo2AeT0XK.png

Иначе маленькая проблема постепенно вырастет в большую: росток баобаба вырастет с огромное дерево и разорвёт планету. Личная ответственность и ежедневный труд — принципы Маленького Принца. Эту же мысль высказывал герой другого литературного произведения — профессор Преображенский в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», но в ней она была выражена с сарказмом и в резких выражениях, а в сказке носит нейтральный общечеловеческий характер:

2eUJDee9bvBwmnXyjTIHuYemgr3rrBOj.png

От имени мудрого Лиса высказана другой закон бытия — о неизбежном возникновении взаимной человеческой привязанности и ответственности перед друг другом. Опять речь идёт об ответственности, но уже более сложного уровня:

gNZk1Fs8njDRILPZEHtGgb7Bxv8yBJYJ.png

Эта идея противоположна модному и постоянно звучащему нынче утверждению, что человек никому ничего не должен, и заставляет лишний раз задуматься над тем, куда оно может завести.

«Мир взрослых», представленный королём, честолюбцем, пьяницей и деловым человеком, олицетворяет ложные ценности, затуманившие простые принципы Маленького Принца. Это аллегорические образы пороков и заблуждений, из-за которых человечество ввергло себя в пучину Второй мировой войны, и от которых нам нужно отказаться.

Выделим основные фразы из текста сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», которые кратко и полно отражают основные повороты сюжета.

Цитатный план:

B7XiEreHqWwXviNzzkO6WQJDJm53YR.png

<hr />

xXEPzuezv9yE1IREiofu11qhZvXpCs.png

Маленький принц поведал:

I3GhA2K2IP300UYq9ziwK6GDiCY4zB.png

Далее Маленький принц рассказал про последнее утро, которое он провел на своей планете:

qn7ZHg7rHEybQH1tAh8g2tG4FdHRbe.png

Перед расставание роза сказала ему:

K6mGt3TmLpxPKGQM00GvpbwIYRAjpyF4.png

Маленький принц решил посетить шесть ближайших астеройдов:

JhOLP9eoGQ6Ghm15v18IUnCWKiH47gtw.png

И ему было:

Vs8CXi3B1ww56pdc19dtkq80mPZ14nS.png

Он считал звезды, которыми «владел». Маленький принц сказал ему перед уходом:

Sc9oK8gkuof4MlkW0Re4Kk3nrI5VgmU.png

Он посоветовал Маленькому принцу посетить Землю. На Земле Маленький принц встретил змею, которая сказала ему:

3muj4ngtOxk7RBKP58bG3HbQXHKfkii.png

<hr />

ocsdExvtKMvkzCYHIvcSd5V0NU2Cmr.png

<hr />

5SUR1v2xS6KeLWqFs5NTVtkOJp1bCYnk.png

Он сказал Маленькому принцу:

Ge1RCdA7yE42hvJkerqHTxFgw1HcxA.png

<hr />

После встречи со стрелочником Маленький принц сделал вывод:

RNCDkwNGYtQXBxMdNilJdnk086H5i9P.png

<hr />

qeqssQ2OTwSR6hVJyAWk8SCZ6uiTw6.png

Здесь Маленький принц обращается к летчику:

Y1LTAwDRGHJiH0MebO6Nw8ecg1PTS0fR.png

На планете Маленького Принца росли баобабы. И он боролся с ними, вырывая их отростки, пока они были маленькие. Иначе, если бы они выросли, то разрушили бы крохотную планету Маленького Принца.

Но однажды утром он увидел другой отросток, непохожий на баобаб. Маленький Принц решил оставить это растение и посмотреть, что из него вырастет.

Сначала на неизвестном для Маленького Принца растении появился бутон и он стал ожидать чего-то необычного. Однажды утром цветок распустил свои лепестки. Это был роза. Но для Маленького Принца-это был неизвестный цветок.

Так получилось, что Маленький Принц вырастил розу и всей душой полюбил, ведь он скучал и давно хотел иметь друга.

Когда он покинет свою планету, будет грустить по своей розе. Это не просто выращивание растения, это история любви, нежности, трогательности. Книга Экзюпери многому учит, затрагивая самое лучшее в наших душах.

Лис научил Маленького принца тому, как возникает любовь и дружба.

Научил его тому, что главное — это не предметы, а чувства (зорко лишь сердце, главного глазами не увидишь). Тому, что любимое существо становиться единственным и неповторимым и совсем не похожим на тясычу таких же существ.

Знаменитая сказка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери была написана в 1942 году во времена Второй мировой войны. Ее автор не только писатель, но и военный летчик. Свое произведения он посвятил лучшему другу:

coansuJFNhY4LYSTM6YpFglqHa6pW0y.png

Всего в сказке 27 глав, не считая посвящения. Попробуем выделить главную мысль в каждой из них:

1) Почему я стал летчиком?

2) Встреча с Маленьким принцем.

3) Пришелец с другой планеты.

4) Открытие астеройда Б-612.

5) Берегитесь баобабов.

6) 43 заката солнца.

7) Зачем розе шипы?

8) Кокетка со скверным характером.

9) Маленький принц прощается со своей планетой.

10) Встреча с «полновластным» монархом.

11) «Восхищение» честолюбцем.

12) Пьяница, которому совестно пить.

13) Деловой человек, который «владеет» звездами.

14) Фонарцик исполняет свой долг.

15) Встреча с географом.

16) О двух миллиардов взрослых, живущих на Земле.

17) Знакомство с могущественной змеей.

18) У людей нет корней.

19) Странная сухая планета.

20) Сад с розами.

21) Маленький принц приручает лиса и узнает важный секрет.

22) Куда спешат взрослые.

23) 53 свободных минуты.

24) Поиски колодца.

25) Глоток воды, как подарок для сердца.

26) Маленький принц дарит летчику на прощание особые звезды.

27) Забытый ремешок или что случилось с розой?

В конце писатель просит, тех кто повстречает мальчика с золотыми волосами посреди пустыни, сообщить ему о возвращении Маленького принца.

Рассказ «Маленький принц»

История знакомства и отношений

О Розе мальчик поначалу рассказывает мало, хоть и хранит память о ней в своём сердце. Затем он всё-таки открывается, и оказывается, что цветок занесло на его родную планету ветром, и она стала единственным живым существом, кроме него самого. Несмотря на то что она была капризной, персонаж заботился о ней, ухаживал, выполнял любые её пожелания, любил её и считал очень близкой себе.

Когда он покинул планету и отправился в путешествие, он скучал о ней, постоянно вспоминал, но берёг память о ней в своём сердце, и лишь Лётчику смог открыться, что было актом великого доверия. Именно тоска по ней стала решающим моментом, когда мальчик согласился на предложение Змеи и исчез с Земли. Кто же иначе будет прятать её от ночного холода под колпак?

Персонажи, которых встретил герой на своём пути, но каждому из них предпочёл свою любимую:

Маленький принц и Король

  1. Господин с багровым лицом.
  2. Король.
  3. Честолюбец.
  4. Пьяница.
  5. Деловой человек.
  6. Фонарщик.
  7. Географ.
  8. Лис.
  9. Змея.
  10. Лётчик (автор).

Цветок как символ любви

В притче Роза символизирует любовь. При этом рассказ детский, да и сам Маленький принц является скорее ребёнком, поэтому в этих отношениях нет ничего взрослого, они скорее напоминают трогательную дружбу, в которой есть зачатки любви, но она ещё наивная, далёкая от привычного понимания. Мальчик ещё сам не понимает, что он чувствует к подруге: он ощущает потребность заботиться о ней, делать её жизнь светлой и комфортной. Он принимает во внимание каждое её слово, каждое пожелание или намёк, и сам становится счастливее, когда ей хорошо.

Маленький принц и Лётчик

Покинув родную планету, Маленький принц тоскует по ней искренне — не как по единственному знакомому живому существу, а как по самому близкому. Ведь встретив много новых друзей на своём пути — Лётчика, Лиса, Короля, Честолюбца и других — он не забыл её, а попросил Змею вернуть его домой, переживая, как Роза чувствует себя одна. Он вернулся к ней, несмотря на то что ему было любопытно путешествовать, узнавать миры за пределами своей планеты, знакомиться с их разнообразными обитателями. Он решил, что забота о дорогом существе важнее, чем собственные интересы.

Можно говорить о наивности и в то же время мудрости героя, который одновременно сильно любит Розу и не осознаёт этой любви. Для него забота о ней — нечто само собой разумеющееся, не основанное на каких-то общепринятых нормах и правилах.

Роза у Сент-Экзюпери — символ безусловной и искренней любви, построенной на настоящих чувствах, а не общественных идеалах и ожиданиях.

Маленький принц ,Лис и Роза

Из диалога с Лисом Маленький принц узнаёт, что настоящая красота прекрасна, только когда наполнена смыслом, иначе она остаётся пустой и незначительной, мимолётной. Во время этого разговора мальчик ещё не осознаёт своих чувств к своей Розе, считая её просто красивым цветком.

Лишь попав на Землю и познакомившись с другими цветами, он понимает, что они не могут сравниться с его Розой, ведь все они оставили его равнодушным, несмотря на то, что выглядели так же, как она. Лишь тогда он понимает смысл монолога Лиса и осознаёт тоску по единственному дорогому ему существу.

Прототип и его воплощение

Прототипом Розы стала жена Сент-Экзюпери

Известно, что прототипом Розы стала жена Сент-Экзюпери: капризная, вспыльчивая, но в то же время страстно любимая писателем и так же преданно любящая его. Как и сам автор, персонаж любит свою избранницу искренне, безусловно, несмотря на её капризы. Он готов оправдать её во всём: шипы нужны ей для защиты, ведь она совсем одна и так прекрасна, что может привлечь не только доброжелателей, но и врагов. Он видит, что за колючей защитной стеной кроется нежное и трепетное существо, которое не выживет без посторонней помощи.

В рисунках к рассказу преобладают картинки Маленького принца и Розы: вот он поливает её, вот накрывает колпаком от ветра. Без него бы она не выжила: засохла, увяла — как и любой чувствительный человек без заботы другого. Такой видел Сент-Экзюпери свою жену: с несносным характером на первый взгляд, ранимой и беззащитной на самом деле.

Пример дружбы в «Маленьком принце» смешивается с темой настоящей любви: ни дружба, ни любовь невозможны без взаимной заботы о дорогом существе.

Важным может быть любое слово поддержки, малейшее проявление заботы, готовность защищать и спасать. Автор показывает это на примере детской трогательной любви, не затронутой взрослыми проблемами и условностями.

Из рассказа можно сделать следующие выводы:

  1. Любовь и дружба невозможны без заботы.
  2. Не всегда капризность и вспыльчивость говорят о плохом характере, это могут быть защитные механизмы нежного и ранимого человека.
  3. Самая искренняя любовь — детская, потому что на неё не повлияли внешние обстоятельства, стереотипы, идеалы окружающих.

Таким образом, сказку о Маленьком принце можно назвать доброй и светлой историей о любви и дружбе, которая может оказаться поучительной как для ребёнка, так и для взрослого.

На чтение 4 мин. Опубликовано 02.03.2020

Известная сказка Сент-Экзюпери о мальчике с астероида B-612 и его цветке написана по-детски простым и по-взрослому мудрым, философским языком. Маленький Принц и Роза, отношения которых не оставляют читателя равнодушным, олицетворяют любовь в широком смысле слова. Сказка эта — для детей и взрослых. Произведение заставляет задуматься о сущности жизни и человеческих отношений. В разные возрастные периоды один и тот же человек может не раз читать его снова и находить глубокий смысл.

Мальчик с неизведанной планеты

В сюжете задействовано несколько ярких и отличных друг от друга персонажей, каждый из которых играет важную смысловую роль:

Лётчик и Маленький Принц

  1. Лётчик.
  2. Маленький Принц.
  3. Лис.
  4. Роза.
  5. Жители других планет.

Вначале в повествовании участвуют лётчик и Маленький принц. После крушения самолёта пилот пытался починить мотор и неожиданно встретил человечка, который прилетел с некоего астероида В-612.

Первым делом мальчик, прибывший с принадлежавшей ему маленькой планеты, просит взрослого изобразить барашка и удовлетворяется рисунком ящика (мол, зверушка там и живёт). Но сначала пилот изображает удава, который проглотил слона (то, что он рисовал в детстве, а взрослые видели лишь поверхностно, без фантазии — шляпу). Каково же было его удивление, когда ребёнок правильно понял, что на картинке удав. Герои нашли общий язык, тогда Маленький Принц решил рассказать новому знакомому про Розу.

Монолог о Розе

Семя цветка, который потом наполнит жизнь Маленького Принца противоречивыми эмоциями, занесло на астероид В-612 ветром. Вначале Роза показалась неспособной к диалогу и капризной, требовала особого обращения и показывала шипы. Но потом Принц разглядел в ней слабость, незащищённость и решил ухаживать за цветком. Со временем он всё меньше искал аргументы и больше находил чувства.

Любовь мальчика к Розе, по-детски наивная и по-взрослому ответственная, осталась в его сердце навсегда. Необычная героиня капризна из-за своей слабости. Без заботы она может завянуть и просит поливать её дважды в день и накрывать колпаком. Взамен дарит Принцу красоту и аромат, а главное — чувство любви.

Жена Сент-Экзюпери

Известно, что прообразом надменной Розы была жена Сент-Экзюпери. Будучи латиноамериканкой, она отличалась бурным темпераментом, вспыльчивостью и нелёгким характером.

Несмотря на сложности и конфликты между супругами, писатель сильно любил и даже понимал свою Консуэло.

Аналогично поступает и маленький герой сказки Сент-Экзюпери. Он накрывает Розу каждый вечер и держит под колпаком от насекомых и ветра до самого утра, привязывается к ней и беспокоится о её самочувствии (ведь Роза заявляет, что на неё плохо влияют сквозняки).

Мальчик вспоминает Лиса, с которым у них сложилась крепкая дружба, как у младшего со старшим. С капризным цветком Принца связывало уже глубокое чувство любви и желание самому опекать более слабое существо.

Из разговоров с Лисом мальчик понял: по-настоящему ценится то, что наполнено смыслом, куда вкладываешь силы и эмоции, о ком проявляешь заботу. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил», — говорил как-то Лис Принцу. Он сильно привязался к Цветку и увидел свою значимость для беспомощного создания.

Однако, когда пришло время разлуки, Роза сообщила, что ей не столь был нужен колпак, как просто забота в любом проявлении. Ранее капризная и колкая, она показывает Маленькому Принцу свою ранимую и беззащитную душу и вдруг признаётся в любви, просит простить её за несговорчивость и даже отпускает мальчика в путешествие (из-за своих глубоких чувств к нему).

Маленький принц и роза

Прилетев на Землю, он находит благоухающий сад, с горечью и в то же время с гордостью сообщает другим цветам, что они не сравнимы с Его Розой, которую герой оставил где-то там, далеко, на другой планете. Он так и говорит им, что ради них не хочется умереть.

От неминуемой разлуки Принц горюет и даже готов погибнуть, совершая сделку со Змеёй. Таким образом, он исчезает с Земли.

Роза символизирует типичную женскую натуру: капризность и вместе с этим склонность к самопожертвованию. Образ Маленького Принца — мудрого мальчика с открытым сердцем и мужественной натурой. Рассказ его глубоко трогательный и напоминает читателю о том, как важно найти родственную душу и обрести понимание.

Образы и символы в произведении «Маленький принц» Антуана де-Сент-Экзюпери

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Терехов Д.Л. 1


1МБОУ СОШ №19 им. М.Р. Янкова

Мезенцева К.Ю. 1


1МБОУ СОШ №19 им. М.Р. Янкова


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Очевидно, что «Маленький Принц» уже тем отличается от рационалистической просветительской литературы, что не может быть прочитан в каком-то определенном ключе и допускает множество интерпретаций. Если можно так выразиться, то «Маленький Принц» и философская просветительская литература соотносятся как символ и аллегория: аллегорию можно «расшифровать», «раскодировать» и выявить суть изображаемого явления или факта с большей или меньшей точностью, а символ не может быть рационально «расшифрован», свернут до понятия, так как несет в себе множество
значений на различных семантических уровнях, и значения эти неразрывно связаны с внешней формой их воплощения (содержание и форма символа невозможно аналитически разъять, а в случае с аллегорией это вполне возможно).

Так, «Словарь литературы всех времен и стран» называет символы «Маленького Принца» не поддающимися расшифровке. Действительно, попытка разложить символы этой книги на составляющие и извлечь мораль выглядит не слишком убедительно. Можно согласиться, что баобабы представляют слепую силу и что им противопоставлен хрупкий и невинный цветок, но можно ли утверждать, что эти образы исчерпываются такими толкованиями?

Гипотеза: доказать неоднозначность образов и символов «Маленького принца».

Основной целью данной работы является выявление образов и символов и их скрытого подтекста, значимости для сказки «Маленький принц».

Указанная цель исследования подразумевает необходимость решения следующих задач:

Выявить основные образы и символы «Маленького принца».

Изучить и, по возможности, «раскодировать» выявленные символы и образы.

Определить, какое значение имеют образы и символы в содержании сказки.

Объектом для исследования послужило содержание «Маленького принца» и критическая литература на данную тему.

Методологической основой работы являются исследования литературоведов и философов.

Метод исследования – теоретический – изучение и анализ произведения.

Актуальность работы подтверждается интересом современного литературоведения к символам и образам произведения «Маленький принц», а также их неоднозначному трактованию.

I) Образ пустыни.

Один из важнейших образов книги — образ пустыни, можно даже сказать, хронотоп пустыни, потому что даже время в пустыне Экзюпери отличается от бытового и суетного
времени остального мира, которое измеряется перерывами между гудками скорых поездов, несущих неизвестно куда толпы людей. Время пустыни сакрально: у рассказчика есть только неделя, семь дней (семь – число магическое в фольклоре и сакральное в христианской традиции), чтобы устранить неполадки в моторе самолета, которые можно рассматривать как символ глубокого духовного кризиса героя. Символико-ассоциативный ряд может быть примерно таким: самолет – крылья, поломка мотора — разбитые крылья. Духовный кризис героя вполне объясним фактами биографии, которые он приводит, вспоминая о своем детстве. Его детское восприятие мира как чуда натолкнулось на полное непонимание со стороны «взрослых» (возможно, символ рационалистического сознания современного человека в мире, где нет места чуду), и он «утратил веру в себя». Вот как он сам говорит о своей жизни: «Так я жил в одиночестве, и не с кем было мне поговорить по душам»1. Кроме того, герой страдает оттого, что, живя со взрослыми, он «применился к их понятиям», стал «таким здравомыслящим человеком». Пустыня становится символом одиночества человека в людской пустыне, символом потери смысла жизни, а значит и символом страха смерти, который испытывает лётчик, но который настолько чужд Маленькому принцу.

Кроме того, пустыня — образ-архетип, существующий в литературной традиции
уже тысячи лет. Одна из самых важных ассоциаций для понимания образа пустыни у
Экзюпери — пустыня библейская, место уединения и удаления от мирской суеты, место
духовного очищения и религиозного откровения, место общения с высшим существом. (Продолжение этой традиции изображения пустыни как сакрального места можно
увидеть у современного нам автора Паоло Коэлья, в философской притче «Алхимик», где
дана интересная оппозиция «пустыня — оазис».) Герою в пустыне открываются новые
источники жизни:
«— Знаешь, отчего хороша пустыня? — сказал он.

— Где-то в ней скрываются родники…
Я был поражен».

II) Образ Маленького принца как побудителя духовного перерождения героя-рассказчика.

Герою Экзюпери, который мог бы сказать о себе, подобно лирическому герою пушкинского «Пророка»: «Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился», — является в пустыне спасительное видение (в религиозной терминологии), Маленький принц. Появление его окутано тайной, и герою-рассказчику оно кажется «таинственным и непостижимым», а просьба Маленького принца нарисовать барашка — «нелепой». Чудо кажется абсурдом закосневшему в рационализме герою, но спасает его именно абсурд (или безумие, ведь можно рассматривать Маленького принца как порождение сознания, истощенного жаждой и стрессом героя; кроме того, сам Маленький принц намекает, что друзья сочтут героя сумасшедшим, когда он будет смотреть на небо и смеяться). Образ Маленького принца — сложный образ. В нем можно увидеть очень многое. Если продолжать трактовать текст так, как это позволяет делать образ пустыни, то есть с точки зрения религиозной тематики, то Маленький принц — это вечное Дитя, Младенец, пришедший в мир людей, чтобы спасти их. Экзюпери подчеркивает его светоносную миссию: «И я понял, что он еще более хрупок, чем кажется. Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить…»2. К тому же Маленький принц спускается на землю с неба, и у него такие лучистые волосы цвета золотой пшеницы и желтый шарф (то есть тоже солнечный, золотой; таким образом, семантика цвета также указывает на божественное начало в Маленьком принце). Все это делает его образ еще более светлым. Именно Маленький принц побуждает героя отправиться на, казалось бы, безнадежные поиски колодца в пустыне, очищает его родниковой водой (фольклорный мотив живой воды совмещается с христианским мотивом крещения), после чего герою удается починить мотор самолета, «вопреки всем ожиданиям». Происходит чудо воскрешения: Маленький принц спасает героя, не дает ему превратиться в «гриб» (каким стал «человек серьезный») открывая ему красоту мира и тайну жизни, даря ему смеющиеся звезды-бубенцы.

III) Образ Розы.

Но и самому Маленькому принцу суждено многое постигнуть на Земле, и в первую очередь смысл любви и привязанности. Он бежал, как он сам признается, с родной планеты, от любимого цветка, потому что «пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным»: «Я был слишком молод, я еще не умел любить»3, — говорит он. Маленький принц полюбил цветок, потому что он был прекрасен, потому что он был так непохож на все, что окружало Маленького принца, потому что цветок был единственным во Вселенной. Его цветок стал для него Прекрасной дамой, которой он служил как рыцарь (ведь он — принц, хоть и маленький). Образ прекрасного цветка (во французском языке цветок женского рода – la fleur) перекликается с символистским образом Вечной Женственности: роза (мы вскоре узнаем, что это роза) прекрасна, она — чудо, принесенное на планету Маленького принца неведомо откуда, она появляется на рассвете, «вместе с солнцем», и делает жизнь прекрасной и полной смысла: «Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь»4. Она становится душой жизни Маленького принца, а образ ее сливается с образом далекой звезды, к которой Маленький принц должен вернуться. «Трогательнее всего в этом спящем Маленьком принце его верность цветку, образ розы, который лучится в нем, даже когда он спит»5, — говорит себе герой-рассказчик.

Но оказалось, что роза «горда и обидчива», капризна от беззащитности и жестока от любви. «За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность»6, — признается позже Маленький принц.

Существуют различные мнения о том, насколько в отношениях Маленького принца с розой отразились факты биографии Экзюпери — его напряженные и бурные отношения с Консуэлой Сунсини, но собственно в тексте мы видим больше признаков литературного мифа, чем биографии. Образ розы (как и другие образы притчи) дан скорее не как индивидуальный характер, а как вечный тип.

IV) Образы обитателей планет.

На протяжении путешествия Маленького принца перед читателем предстает целая галерея типов человеческой натуры: король, честолюбец, пьяница, деловой человек, фонарщик и географ (сюда можно отнести еще и цветок о трех лепестках и стрелочника с продавцом пилюль от жажды). Маленький принц вступает в беседу с каждым встреченным им героем, и беседы эти принимают почти всегда философский характер. Вопросы Маленького принца затрагивают самые основы бытия героев, это серьезные вопросы. Маленький принц хочет выявить то, главное, чем живут люди, но каждый раз его ждет разочарование.

Каждый из этих героев ведет по-своему одинокое и абсурдное существование, и Маленький принц обнаруживает эту абсурдность. «Нет, взрослые и правда поразительный народ»7, — признает он. Король царствует на необитаемой планете, на которой только и есть, что старая крыса. Честолюбец стремится быть всех красивей и умней на планете, на которой кроме него никого больше нет. Пьяница пьет, чтобы забыть, что ему совестно пить. Деловой человек кладет звезды в банк. В работе фонарщика Маленький принц видит смысл, потому что фонарщик несет в мир красоту, но «на его планете нет места для двоих», да и не любит он свою работу, а больше всего на свете любит спать. Географ не знает, есть ли на его планете горы или реки. Цветок о трех лепестках рассуждает о том, о чем ничего не знает. Стрелочник «сортирует» пассажиров, отправляет по тысяче человек за раз — один поезд направо, другой — налево, но люди не знают, куда спешат и чего ищут («Одни дети знают, чего ищут», — говорит Маленький принц). Продавец торгует пилюлями от жажды, которые экономят пятьдесят три минуты в неделю, за которые можно «просто-напросто пойти к роднику».

Маленький принц не выносит этим героям приговор, как можно было бы ожидать, но с каждым разом все более удивляется нелепости их существования. На это указывает и градация прилагательных, которыми он определяет «взрослых»: сначала они «удивительные», «странные», потом «очень странные», и, наконец, «совершенно необыкновенные». Но парадокс в том, что «взрослые» напротив совершенно обыкновенные, слишком нормальные, логичные, рационально-рассудочные существа, «грибы». Но для Маленького принца нормой является чудо, а все остальное — странностью: Маленькому принцу кажется, например, правильным то, что фонарщик остается верен уговору, даже когда это становится абсурдным. У Маленького принца своя логика, опрокинутая логика чуда. Поэтому, наверно, он «оживляет» именно того барашка, который скрыт от глаз стенками ящика: этот барашек самый чудесный, и, кроме того, «самого главного глазами не увидишь».

V) Образ Змея и смерти.

Попадая на Землю, «жесткую, как гранит», Маленький принц, это воплощенное чудо, становится смертным. Символично, что первым существом, которое Маленький принц встречает на планете Земля (кстати, седьмой по счету из посещенных им планет), становится змея (во французском варианте — «1е serpent», мужского рода, поэтому будем называть персонажа «змей», что более соответствует сути образа). Змей «решает все загадки», «возвращает земле всякого, кто из нее вышел», и хоть он не толще пальца, могущества у него больше, «чем в пальце короля».

Змей — тоже многоплановый образ. Несомненна его связь с архетипическим библейским образом Змея, перевоплощенного Люцифера. Змей Экзюпери так же мудр (понимает, например, Маленького принца с полуслова, когда тот говорит о ссоре со своим цветком) и связан со светом (он цвета «лунного луча», «умирающего ручейка», и он похож на «золотой браслет» и «желтую молнию»). Змей открывает Маленькому принцу, что «среди людей тоже одиноко», словно искушая его даже не пытаться искать людей, потому что они этого не стоят. Это более страшный яд, чем тот, от которого погибает Маленький принц (хотя можно спорить о том, от чего он погибает и погибает ли вообще). Правда, самому Маленькому принцу змей предстает в несколько сниженном плане: «Змеи ведь злые. Кого-нибудь ужалить для них удовольствие»8, — говорит Маленький принц.

Очевидно, что змей является воплощением смерти и ее символом. Но змей не властен над Маленьким принцем, потому что тот «чист и явился со звезды». Тема смерти в «Маленьком принце», связанная с образом змея, является одной из основных, и загадка смерти Маленького принца (а значит, смерти вообще) не раскрывается читателю до конца: финал притчи и ее символы неоднозначны. Точно можно утверждать только то, что смерть не властна нал чистой душой Маленького принца. Сам Маленький принц признается, что, с точки зрения земных законов и в глазах героя-рассказчика, он умрет: «Тебе покажется, будто я умираю…». Но смерть эта — только потеря материальной оболочки: «Мое тело слишком тяжелое. Мне его не унести», — говорит Маленький принц и добавляет: «Но это все равно, что сбросить старую оболочку». Но герой-рассказчик не находит на песке тела Маленького принца: «Не такое уж оно было тяжелое», и решает, что Маленький принц все-таки вернулся на свою планету.

Таким образом, смерть становится мотивом возвращения домой, и этот мотив существует тысячи лет в самых разных культурах, а в европейской восходит к учению Платона и очень тесно связан с христианской традицией. «Можно трактовать смерть Маленького принца с точки зрения идеализма, то есть как возвращение души в высший звездный мир, с которого она спустилась на Землю, чтобы глубже понять смысл любви, привязанности, страдания»9.

VI) Образ Лиса.

Общечеловеческие ценности, смысл любви и привязанности, страдания и разлуки, открывает Маленькому принцу Лис, наиболее, пожалуй, загадочный персонаж книги. Появляется он в тяжелейший для Маленького принца момент, в минуту, когда тот жестоко разочаровывается в своем любимом цветке: «Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, а это была самая обыкновенная роза». (Парадоксально, что пока цветок был «единственным на свете», у него не было имени, это был просто «цветок», а имя пришло вместе с осознанием ее «обыкновенности»; но «роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет».)

Лис открывает Маленькому принцу, что значит «приручить»: «Это давно забытое понятие. Оно означает: создавать узы». Лис говорит о приручении, очень поэтично: «Но твоя походка позовет меня, точно музыка. И я полюблю шелест колосьев на ветру…» Но все-таки он остается лисом, а образ его нарисован с небольшой долей юмора и иронии, которая проявляется в следующем диалоге о планете Маленького принца:
— А на той планете есть охотники?
— Нет.
— Как интересно! А куры там есть?
— Нет.
— Нет в мире совершенства!

Если бы не эта ирония, образ Лиса мог бы показаться неестественным и слишком дидактичным, потому что все основные нравоучения, ставшие практически афоризмами, произносит в «Маленьком принце» именно Лис: «Узнать можно только те вещи, которые приручишь»; «Слова только мешают понимать друг друга»; «Зорко одно лишь сердце»; «Самого главного глазами не увидишь»; «Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни»; «Ты в ответе за всех, кого приручил».

VII) Финальная сцена.

Пейзаж пустыни со звездой в небе на последней странице настолько лаконичен (если так можно выразиться о нескольких простых линиях), что, не неся в себе черт конкретной реальности, становится емким символом, трактовать который можно по-разному: это и звезда, которая у каждого своя и к которой нужно вернуться, это и «роза», любовь, которая где-то ждет каждого человека, это и Вифлеемская звезда, символизирующая грядущее спасение человечества, это и смеющиеся бубенец, и колодец в небе, утоляющий жажду странника в пустыне.

Заключение

Подводя итог, можно отметить то, что «Маленький принц» Экзюпери изобилует различными символами и образами, но они не могут быть «раскодированы» как-то однозначно. Каждый из них может нести в себе множество значений. Но благодаря им проясняется идея произведения. Она состоит в утверждении общечеловеческих таких ценностей как любовь, дружба и ответственность за любимых существ и за мир в целом: «Проснулся утром — приведи в порядок свою планету». Смерть Маленького принца тоже несет в себе некий символ. Финальной точкой «Маленького принца» становится преодоление им смерти, которое заключается в обретении им смысла жизни. Маленький принц, являющийся воплощением всех лучших качеств человека, раскрывает тайну бытия (собственного и универсального) — любовь побеждает смерть, нравственная чистота и искренность позволяют тебе, потеряв материальное, тело продолжить жизнь. Ты не умираешь, пока ты не забыт и пока кому-то нужен, пока несешь ответственность за кого-то. Смерть является лишь продолжением жизни, и если понять это, как понял Маленький принц, тебе она не страшна.

Список литературы

«Dictionnaire des oeuvres de la littérature française» (Словарь словесности французского языка). — Paris, 1994.

«Словарь литературы всех времен и стран» — GreatBritain, 1990.

Зайцева В.А. — Языковые особенности художественного стиля Антуана де Сент- Экзюпери. Автореферат дисс. на соискание учен, степени канд.филол.наук.- М.,1975.-13 с.

Мачарашкина Н.Л. — Проблема действия в творчестве Антуана де Сент- Экзюпери. Автореферат дисс. на соискание учен, степени канд. филол. наук. — Тбилиси, изд-во Тбилисского ун-та, 1980.-22 с.

Исбах А.А. — Что нужно сказать людям. Антуан де Сент-Экзюпери.- М.,Знание, 1965.- 63 с. с портретом.

Шопло И.Л. — Изучение повести-притчи Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»// В кн. «Изучение литературы в 6 классе. Методические рекомендации» под ред. члена — корреспондента РАО, проф. В. Г. Маранцмана-СПб.: Спецлит.,1997.

Вайсман Н. Гарват Р. — «Зорко одно лишь сердце». («Маленький принц» Сент-Экзюпери в 8 классе). // Литература в школе, — М., 1992, №1

Клетеник И.К. Творчество Антуана де Сент-Экзюпери. Автореферат дисс. на соискание учен, степени канд. филол.наук.-М.,1968.-14 с.

Сент-Экзюпери А. де Цитадель. — СПб.: Азбука-классика, 2001

1[9, c. 79]

2[9, c. 50]

3[9, c. 50]

4[9, c. 36]

5[9, c. 81]

6[9, c. 35]

7 [9, с. 60]

8 [9, с. 64]

9[8, c. 10]

Просмотров работы: 1523

  • В сказке иван крестьянский сын и чудо юдо действие происходило на реке смородине
  • В сказке золотой ключик схватив крысу шушеру за хвост буратино нарушил ее право на
  • В сказке золотой ключик полицейские ворвавшиеся в каморку папы карло нарушили его право на
  • В сказке золотой ключик какую рыбу приносят для мальвины чтобы она смотрелось утром на себя
  • В сказке запрет это