В сказке о левше много новых слов словотворчество начинается

Авторы: Коровина В.Я., Полухина В.П., Журавлев В.П., Коровин В.И.

Совершенствуйте свою речь

1. Жанр сказа предполагает сказителя, близкого к народу. Прочитайте фрагменты сказа, где слышен голос сказителя. Обратите внимание на его речь. К кому из героев произведения он ближе всего? Подтвердите свой ответ цитатами из текста сказа.

Голос сказителя слышен во всех главах, кроме последней (двадцатой).

На мой взгляд, образ сказителя ближе простому человеку, который любит свою страну, свое дело, которому чужды заморские штучки. Сказитель ближе всего к тульским мужикам, к левше. В его речи много грубых, неграмотных слов:

“—Платов ничего государю не ответил, только свой грабоватый нос в лохматую бурку спустил, а пришел в свою квартиру, велел денщику подать из погребца фляжку кавказской водки-кислярки, дерябнул хороший стакан, на дорожный складень Богу помолился, буркой укрылся и захрапел так, что во всём доме англичанам никому спать нельзя было. Думал: утро ночи мудренее.”

2. Сказ о левше очень близок к произведению устного народного творчества. Найдите в нём приёмы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовку, — подумайте, какую роль они играют в произведении.

Зачин сказа: “Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми.”

Концовка: “А доведи он левшины слова в своё время до государя, — в Крыму на войне с неприятелем совершенно бы другой оборот был.”

В сказе встречаются повторы: “…а Платов смотрел, смотрел да вдруг говорит…”, “Платов вилял, вилял, да увидал, что туляка ему не перевилять…”, “Хотел Платов взять ключ, но пальцы у него были куцапые: ловил, ловил — никак не мог ухватить…”, “Но вдруг начал неспокойно скучать. Затосковал и затосковал…”

Приёмы сказочного повествования делают произведение близким к народному творчеству, былинам, сказаниям.

3. В сказе о левше много новых слов. Словотворчество начинается там, где рассказчик или герой сталкивается с нерусскими названиями, непонятными малограмотному человеку. Мастеровой, рассказывая о вещах ему незнакомых и чужеземных, искажает их названия согласно своему представлению о них. Но вместе с тем рассказчик вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания, например: кушетка— “укушетка”, “вестовые” — свистовые, таблица — “долбица”. Продолжите эти примеры. Обратите внимание на тех, кому они принадлежат.

“Грабова́тый” — горбатый; “кисля́рка” — виноградная водка из города Кизляра; “Аболо́н полведе́рскии” — Аполлон Бельведерский; “двухсестная карета” — двухместная карета, “мерблю́зьи” — верблюжьи, “манто́ны” (манто) — пальто; “непромокабли” — не промокали; “двана́десять язык” — двенадцать языков, то есть нашествие наполеоновской армии, состоявшей не только из французов; “нимфозо́рия” — от слов нимфа и инфузория, здесь означает: нечто диковинное, микроскопическое; “керами́ды” — пирамиды, “мелкоско́п” — микроскоп, “вероя́ции” — вариации, тугаме́нт — документ и др.

4. По признанию Лескова, замысел “Левши” возник из поговорки: “Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал”. В языке сказа много русских пословиц и поговорок, например: “У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина”, “Утро ночи мудренее” и др. Найдите ещё пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки: “дело выгорело”, “снег на голову”, “В Польше нет хозяина больше”, “ Живьем съест, да на помин души не оставит”, “Кто кого перепьет, того и горка”, “Небо тучится, брюхо пучится”.

5. Расскажите о характере левши. Можно при этом воспользоваться следующим цитатным планом:

а) “ — Горите себе, а нам некогда, — и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся”

Левша — мастер своего дела, он полностью увлечен своей работой и не отвлекается. пока дело не выполнит.

б) “Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится”

Внешний вид у левши был неопрятный, одет он был бедно. Видно, что внешний вид этого человека мало заботит. Но при этом даже с государем вел себя достойно, смело, уверенно.

в) “…Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может”

Левша — очень искусный мастер, самородок в своем деле. Он “на глазок” и без образования делал уникальные вещи, которые не под силу многим дипломированным мастерам с микроскопом.

г) “Об этом, — говорит, — спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные”

Тульские мастера “в науках не зашлись”, они не проходили обучения, в большей степени самоучки. Но зато левша очень предан своему отечеству и государю, ради которого он готов трудиться.

д) “…А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать”.

Левша не привык жить в чужой стране, он очень тоскует по России, ему плохо без родного места.

е) “— Потому, — отвечает, — что наша русская вера самая правильная и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы.”

Левша — православный христианин. Он никогда не изменит своей вере и стране.

з) “— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся.

И с этою верностью левша перекрестился и помер.”

Даже находясь при смерти, левша продолжает думать о пользе дела. о своей стране.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


9

В сказе о левше много слов. Словотворчество начинается там, где рассказчик или герой сталкивается с нерусскими названиями, непонятными малограмотному человеку. Мастеровой, рассказывая о вещах ему незнакомых и чужеземных, искажает их названия согласно своему представлению о них. Но вместе с тем рассказчик вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания, например:

кушетка — «укушетка», «вестовые» — «свистовые», таблица — «долбица»! Продолжите эти примеры. Обратите внимание на тех, кому они принадлежат

1 ответ:



0



0

Мыльно-пильные заводы — заводы, которые ничего не производят
двухсестная карета — двухместная карета
бюстры — люстры 
буреметры — барометры
мерлюзьи — верблюжьи
нимфозории — имфузории 
египетские керамиды — египетские пирамиды 
тужурные жилетки — тужурка — это короткая куртка 
мелкоскоп — микроскоп
верояция — вариация
преламут — перламутр 
свистовые казаки — вестовые
<span>валдахин — балдахин
Аболон Полведерский — Аполлон Бельведерский</span>
пубель — пудель
тугамент — документ 
 студинг — пудинг 
клеветон — фельетон
грандеву — рандеву 
Твердиземное море — Средиземное море
часы с трепетиром- часы с репетиром 
пальто с ветряной нахлобучкою — пальто с капюшоном
презент — брезент
буфта — бухта
полшкипер — подшкипер
курица с рысью — курица с рисом
<span>щиглеты — щтиблеты
долбица — таблица
</span><span>граф Кисельвроде — граф Нессельроде
</span><span>казамат — каземат
</span>кавриль — кадриль
<span>мантон — манто
</span><span>ногавочки — носки
</span>укушетка — кушетка
гроботочивый — мироточивый

Читайте также

У каждого есть любимое время года, я хочу рассказать о своем.
Мое любимое время года лето. Летом я путешествую по странам, по морям. Завожу новых друзей. Развлекаюсь и играю.
Погода летом солнечная, теплая.
Летом я ношу мою любимую одежду, плаваю и покупаю сувениры.
Лето дарит мне тепло и новых друзей!

Здравствуй, Митрофанушка!
Пишу тебе вот за какой надобностью, узнал(а) я, что ты не любишь учиться.
Ты, конечно, не знаешь меня, да имя моё не так уж важно. Только послушай, Митрофан, что я тебе скажу, учиться ты обязан! Ведь без знаний ты легко можешь быть обманут! Как, без знания арифметики ты правильно посчитаешь сколько ты должен заплатить купцу на ярморке за две пары гнедых, если, к примеру, одна стоит 3000 тысячи? Никак! Вот то-то! Арифметику ты знать просто обязан! А вот ещё пример: заблудился ты в лесу… Вопрос: как ты найдешь дорогу домой? Учи географию и узнаешь! Или вот что, поступил ты скажем на службу, а читать толком не умеешь! Что за дело?! Подумай, что люди скажут? Скажут: «Молодой барин, а глуп, как ребёнок! » Ты учись! Человек без знаний, что утро без солнца — тёмен. А если знающим и умным будешь, то и чины по заслугам ума получишь.
Желаю тебе успехов в учении!
Твой неизвестный друг.

Писатели фамилии пишут :
Сказки
Рассказы
Басни
Мифы

Духовная жизнь человека определяется движениями его души, и движением всегда вверх. Во многих рассказах Чехова движение души героев в какой-то момент начинает идти вниз и в конце прекращается — наступает духовная смерть. Смерть эта проявляется в деградации чувств – будь то обаяние, как в «Крыжовнике», или безразличие к одиночеству и неспособность любить – в «Ионыче». Чехов дает понять, что на человека негативно влияют пошлость и заурядность среды (герои чеховских провинций ограниченны и малодушны. Такие люди есть везде и всегда, и их большинство), «наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, <…> бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье…», то есть «глухонемота» к страданиям других людей. Я думаю, что Чехов, создавая свои рассказы, хотел показать нам , – и я согласна с ним — что человеку нужно всего лишь помнить о страданиях ближнего, чтобы спасти свою душу от смерти, чтобы остаться человеком.

Татьяна – персонаж повести И. С. Тургенева «Муму», прачка на московском дворе барыни-самодурки, подруга Герасима. Она была женщиной двадцати-восьми лет, худощавой, белокурой и с родинкой на левой щеке, что на Руси считала дурным знаком или предвестником несчастной жизни. В действительности Татьяна была несчастным человеком. Её с детства заставляли выполнять непосильную работу, держали в черном теле, плохо кормили, плохо одевали и платили мизерное жалование. Будучи искусной прачкой, она должна была выполнять только «тонкую» работу, а на деле выполняла тяжелую. Раньше она была красивой, но тяжкий труд стер ее красоту и теперь она выглядела скорее измученно.

На дворе барыни она старалась ни с кем не заговаривать, всех сторонилась и побаивалась. Характер у Татьяны был кроткий. Все что ее заботило – это сдача работы в срок. Она трепетала от страха при одном только упоминании имени старой барыни, оттого и была запугана. Татьяна нравилась Герасиму своим скромным и кротким нравом. Он оказывал ей знаки внимания и даже покровительствовал ей. Но барыня решила выдать ее за безнадежного пьяницу Капитона, чтобы тот остепенился. Будучи человеком смиренным, Татьяна не смела возражать. Когда Капитон окончательно спился, ее вместе с ним отправили в деревню. Перед отъездом Герасим подарил ей красный платок, а она прослезилась и по-христиански три раза поцеловала его.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 6 класс, 1 часть, Коровина, страницы 270 — 271

Н. Лесков «Левша»

Совершенствуем свою речь

1. Жанр сказа предполагает сказителя, близкого к народу. Прочитайте фрагменты сказа, где слышен голос сказителя. Обратите внимание на его речь. К кому из героев произведения он ближе всего? Подтвердите свой ответ цитатами.

Речь сказителя в «Левше» очень простая, народная. Она богата необычными словами, которые сказитель придумывает вместо непонятных, заумных слов.

Точно также и в речи левши мы слышим такие же слова и выражения.

Например: и сказитель и левша часто используют слова мелкоскоп, нимфузория, словно это говорит один человек.

2. Сказ о левше очень близок к произведению устного народного творчества. Найдите в нём приёмы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовку, — подумайте, какую роль они играют в произведении.

Зачин: зачином является начало сказа, первые три главы, в которых рассказывается об Англии и впервые появляется блоха. Зачин представляет нам время и место действия, некоторых героев, даёт представление о сути сказа.

Повторы: «Ты старик мужественный», «вилял, вилял, да видит, что туляка ему не перевилять.»

Диалоги: в сказе много диалогов. Например между Платовым и царями, левшой и государем, левшой и англичанами. Диалоги помогают показать характеры персонажей.

Концовка: это последняя глава сказа, в которой автор-сказитель рассуждает о судьбах русских мастеров, о том, что случилось после смерти левши.

3. В сказе о левше много новых слов. Словотворчество начинается там, где рассказчик сталкивается с нерусскими названиями, непонятными малограмотному человеку. Рассказчик вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания, например: кушетка — укушетка, вестовые — свистовые, таблица — долбица. Продолжите эти примеры. Обратите внимание на тех, кому они принадлежат.

Список новых слов из сказа «Левша»

Аболон Полведёрский — Апполон Бельведерский.

Буреметр — барометр.

Мерблюзьи — верблюжьи.

Непромокабль — непромокаемый.

Ажидация — выжидание.

Двухсестная — двухместная.

Нимфозория — инфузория.

Тужурный — ажурный.

Мелкоскоп — микроскоп.

Укушетка — кушетка.

Свистовые — вестовые.

Пубель — пудель.

Тугамент — документ.

Обформировали — обмундировали.

Студинг — пудинг.

Симфон — сифон.

Грандеву — рандеву.

Долбица — таблица.

Трепетир — репетир.

4. По признанию Лескова, замысел левши возник из поговорки «Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал. В языке сказа много русских пословиц и поговорок, например: У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина, Утро ночи мудренее и др. Найдите ещё пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки из сказа «Левша»

Утро ночи мудренее

Пью-ем что хочу, и всем доволен.

Делать нечего, пусть будет по-вашему.

Близко к истине, а не сама истина.

В вас после этого бога нет.

Живьём съест и на помин души не оставит.

Не впервые такой снег на голову.

В Польше нет хозяина больше.

Где умереть — всё единственно божья воля.

Хоть и шуба овечкина, так душа человечкина.

5. Расскажите о характере левши. Можно при этом воспользоваться следующим цитатным планом.

Рассказ о характере левши для 6 класса

Косой левша с родимым пятном на щеке был одним из самых искусстных тульских мастеров. Когда он начинал работать, остальной мир для него прееставал существовать, он с головой погружался в работу. И оторвать его от работы было невозможно: «горите себе, а нам некогда» — отвечал левша на угрозы соседей.

Левша жил своим трудом и ему было безразлично всё остальное. Он не думал о своём внешнем виде и мог даже к царю прийти в опорочках и стареньком озямчике, не испытывая от этого смущения.

Ведь главным для левши был не внешний вид, а результат его труда. И этим результатом левша не без основания гордился. С достоинством левша рассказывает, как делал гвоздики, столь мелкие, что на них нельзя было поставить имя мастера. Без лести и хитрости разговаривает с императором.

Левша не был учёным, всего чего он достиг — он добился упорным трудом и опытом. Поэтому его блоха не смогла плясать, ведь подковы утяжелили её сверх меры. Но левша признавал, что математику не знает, зато отечеству предан. И согласился остаться в Англии лишь для того, чтобы ознакомиться с заводами и мастерами.

А когда левша увидел важное — то как чистят ружья англичане, сразу затосковал по Родине. Он знал, что эта информация поможет и наши ружья сделать лучше, надёжнее, и мечтал быстрее рассказать её.

И настолько сильно заботился левша о пользе отечеству, настолько великим был патриотом, что даже умирая думал только о ружьях, которые чистили кирпичём. Так и умер левша, умоляя сказать о том государю.

6. Лесков говорил «Там где стоит левша, надо читать русский народ». Имея это ввиду, подумайте, почему косой левша не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы.

Левша в этом сказе — собирательный образ простого мастера из народа. Человека малограмотного, но преданного своему искусству и своей отчизне. Такими были все мастера, все простые люди, потому и не стал давать Лесков своему герою имени.

  • В сказке можно покататься на луне слушать
  • В сказке может он летать в доме украшеньем стать ответ
  • В сказке милна про винни пуха медвежонок так объедается в гостях у кролика
  • В сказке м е салтыкова щедрина дикий помещик автор изображает помещика по молитве которого
  • В сказке гуси лебеди есть зачин