В сказке о рыбаке и рыбке а с пушкина есть такие строки какие синтаксические особенности

👉 Ответы к странице 28. Русский язык 4 класс учебник 2 часть. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.

Наши проекты

Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

Прочитайте сказку. Какие имена прилагательные использовал А. С. Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Какие имена прилагательные в ней чаще встречаются? Почему?


Ответ:

А. С. Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке» использовал следующие имена прилагательные: синее, золотая, ветхая, морскою, непростая, человечьим, дорогой, великое, новое, сварливая, кирпичною, беленою, дубовыми, тесовыми, черной, столбовою, дорогой, собольей, парчовая, красные, усердные, другая, целое, вольною, царские, заморские, печатным, грозная, сердитые, проклятою, разбитое.

Чаще всего в сказке встречаются прилагательные синее и золотая, потому что они относятся к описанию моря и рыбки.

Упражнение 1

Прочитайте сказку ещё раз. А теперь назовите имена существительные, которые употреблены в сказке вместе с именами прилагательными. Возможно, к одному имени существительному вы найдёте несколько имён прилагательных.


Ответ:

Синего моря, ветхой землянке, травой морскою, непростою рыбкой, рыбкой золотою, голосом человечьим, дорогой откуп, ласковое слово, великое чудо, рыбку не простую, дорогою ценою, новое корыто, сварливая баба, кирпичною трубою, беленою трубою, дубовыми воротами, тесовыми воротами, черной крестьянкой, столбовою дворянкой, высокий терем, дорогой душегрейке, собольей душегрейке, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, другая неделя, вольною царицей, целое царство, царские палаты, заморские вины, пряником печатным, грозная стража, старый невежа, владычицей морскою, черная буря, сердитые волны, проклятою бабой, глубокое море, разбитое корыто.

Упражнение 2

Прочитайте. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из сказки. Запишите составленные словосочетания.


Ответ:

Синее море, ветхая землянка, морская трава, золотая рыбка, человеческий голос, великий откуп, ласковое слово, великое чудо, разбитое корыто, сваривая баба, кирпичная труба, дубовые вороты, черная крестьянка, столбовая дворянка, высокий терем, соболья душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, каменные палаты, заморские вины, печатный пряник, грозная стража, старый невежа, морская владычица, черная буря, сердитые волны.

 

Составьте и запишите предложение с любым из записанных словосочетаний. Нарисуйте иллюстрацию к этому предложению.


Ответ:

Ответ по Русскому языку 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 28 упражнение 2

 

Так и сидела старуха у разбитого корыта.

 

Какие имена прилагательные употреблены в переносном значении? К каким именам прилагательным можно подобрать синонимы? антонимы?


Ответ:

В переносном значении употреблены прилагательные: золотая рыбка, черная буря, сердитые волны.

Синонимы: синее — лазурное, ветхая – старая, великий – большой, ласковое – доброе, великое – большое, разбитое – расколотое, сварливая – склочная, черная – бедная, красные – алые, усердные – трудолюбивые, вольная – свободная, заморские – иностранные, печатный – штампованный, грозная – суровая, старый – пожилой, черная — сильная, сердитые – большие.

Антонимы: ветхая – новая, морская — речная, человеческий – звериный, великий – малый, ласковое – грубое, великое – малое, разбитое – целое, сварливая – покладистая, черная (бедная) – богатая, высокий – низкий, усердные – ленивые, вольная – невольная, целое – половинчатое, заморские — отечественные, печатный – самодельный, грозная – смирная, старый – молодой, черная (сильная) – слабая, сердитые – ласковые.

 

Подчеркните устаревшие слова — имена существительные, а также устаревшие формы множественного числа имён существительных.


Ответ:

Ответ по Русскому языку 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 28 упражнение 2 (1)

08.11.21.

Литературное чтение. Сказка о рыбаке
и рыбке.

(На рабочем столе в папке «Уроки для
замещения» презентация)

Ход урока:

Содержание деятельности
учителя

Содержание деятельности
обучающихся

1.       Организационный момент – 1 мин.

Проверка
готовности к уроку.

(Учебник,
дневник, тетрадь, пенал)

Проверяют
готовность к уроку.

2.       Актуализация знаний – 5 мин.

Слайд 1.

-Ребята, рассмотрите
слайд. Каких персонажей узнаёте?

(Иванушка и Алёнушка, Лиса
и Журавль, Снегурочка)

-Из каких произведений все
эти персонажи? Каким словом можно объединить все эти произведения? ( К какому
жанру относятся все эти произведения?)

(Сказки)

Слайд 2.

-Что такое сказка?

(Выбрать определение.
Верный ответ: 2)

Слайд 3.

-Вы уже знаете, что сказки
делятся на 3 вида. Давайте вспомним, что это за виды и какие у них
особенности?

(Если будут трудности в
ответах, то можно обратиться к таблице в тетради)

-Все эти сказки относятся
к русским народным (что это значит?),а ещё сказки бывают…? (авторские)

-Что значит «авторская
сказка»?

Работа с
презентацией. Ответы на вопросы.

3.       Мотивация познавательной деятельности –10 мин.

(Прочитать детям отрывок из сказки Пушкина «Сказка  о царе Салтане»)

Три
девицы под окном

Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».

-Узнали
сказку? Как она называется?

-Кто
её автор?

Слайд 4.

Всего
А.С. Пушкин написал 826 произведений! Если он был и поэтом, и  писателем, то
что же он мог писать? (стихотворения, сказки, поэмы)

(Прочитать
биографию)

Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в
Москве 6 июня 1799 года. С раннего детства в нём воспитывали любовь к
литературе, он учился в лицее, поэтому его профессия была определена с самого
детства.

А.С.Пушкин был очень талантливым и образованным человеком (что это
значит, ребята?),но у него была очень непростая судьба: он много раз был в
ссылках, где отбывал наказания за то, что писал произведения, которые не
очень нравились правительству. Но даже там он продолжал творить. А.С.Пушкин
прожил недолгую жизнь, трагически погиб на дуэли, но до сих пор, спустя почти
200 лет, его считают одним из самых великих русских писателей и поэтом,
гением!

Слайд 5.

-Угадайте,
что за произведение, написанное А.С.Пушкиным мы сегодня начнём изучать, а
закончим только через несколько уроков?


конце урока мы должны будем ответить на 3 вопроса.

Слайд 6.

-Что
нужно сделать, чтобы достичь цели?

Работа с
презентацией. Отвечают на вопросы.

4.       Организация познавательной деятельности – 20 мин.

-Ребята,
сегодня перед нами задача непростая: мы перед тем, как приступим к изучению
«Сказки о рыбаке и рыбке», должны будем ещё выполнить несколько заданий и
разобраться в «языке Пушкина»

Слайд 7. Речевая разминка.

Уч.с.86-87
(Можно чередовать чтение с учениками)

-Как
думаете, что такое «поэма»? (большое стихотворное произведение)


чём особенность построения стихотворения? (Запись каждой строки, с заглавной
буквы, рифма) + вопрос №3.


как сказки обычно начинаются? (С зачина) + приведите примеры.

-Итак,
это стихотворная форма? ( да)

-Но
это стихотворение? (нет)

-Какой
вывод можно сделать?

Слайды 8-10.

-Ребята,
а теперь попробуйте определить, где какой жанр и где какая форма изложения
текста.

Уч.с.90-91
( до звёздочек)


чём отрывок? Сколько героев? Есть ли волшебство? Как думаете, что дальше?
Обратите внимание на форму написания сказки, какая особенность?

 Работа с учебником
и с презентацией.

5.       Подведение итогов и рефлексия – 5 мин.

Слайды 11-12.

 Д.З. – на слайде 12.

Отвечают на
вопросы.

  • Не дает старику мне покою…

Далее Волков отмечает такие повторения, как сочетание однокоренных слов (воем воют), и повторение синонимических фраз, в которых иногда развивается подхват в стихе (Дорогою ценою откупалась: Откупалась чем только пожелаю). В особую группу повторений синонимических фраз он выделяет такие, как

Итак, в «Сказке о рыбаке и рыбке» слились в общей художественной идее архитектоника (кумулятивная композиция) и стилевая система (развитие повторений фольклорного характера). По-видимому, этой сказкой были исчерпаны возможности вольного стиха как повествовательной единицы. Параллельно использованный в цикле «Песни западных славян», он обнаружил свои новые не повествовательные, а эмоциональные возможности не случайно его соединение с сюжетами драматического содержания.

Не хочу быть черною крестьянкой, Хочу быть столбовою дворянкой и пр.

Пушкин использует лексико-синтаксический параллелизм, особенно важным типом которого является семантическая антитеза, отливающаяся в формулу-требование старухи:

  • Разбранила меня моя старуха,

Язык «Сказки о рыбаке и рыбке» богат фразеологизмами. Стиль этого произведения особенно удачно исследован Л. Р. Волковым, работа которого ценна тем, что художественно-изобразительные приемы Пушкина соотнесены с приемами славянского эпоса. Возможность использования поэтики эпоса (наряду с поэтикой сказочных жанров) связывается Волковым со стихотворной природой сказки Пушкина, ведущей свое происхождение от народного же эпического стиха.

Конструктивно эта формула обеспечивает сюжетное развитие, которое всегда строится на антитезе. Специфической формой фольклорных повторений являются постоянные эпитеты (у Пушкина: золотая рыбка, синее море, вольная царица и др.) и повторение созвучий — аллитерации, ассонансы, рифмы.

Стилевую основу «Сказки о рыбаке и рыбке» составляет развитая система повторений фольклорного характера. Волков выделяет: повторение слова (например, дурачина в брани старухи), повторение с добавлением определения (…с одною рыбкой, С непростою рыбкой — золотою), подхват в стихе (Что ж? пред ним царские палаты. В палатах видит он свою старуху), повторение через отрицание (Золотую рыбку, непростую), повторение синонимических слов (Дурачина ты, простофиля). В сказке с нарастающей экспрессией вариативно развивается повторение постоянных мест, созданных Пушкиным в духе народного творчества: сцена вызова стариком золотой рыбки, его просьбы и ее ответа; сцена, изображающая постоянное недовольство старухи; сцена ее исполнившегося желания и т. д. Этот прием складывает стилевую структуру пушкинского текста не с динамичной по своей природе народной сказкой, а с былиной, обладающей системой эпических замедлений действия  (ретардацией)- Но от прямой соотнесенности своей сказки с былиной Пушкин отказался, хотя в его черновиках сохранилась строчка На Ильмене славном озере…. Заимствованной из фольклора является и формула тридцать лет и три года.

называя их полуповторениями («Вторая строка, близкая по смыслу к первой, несколько ее дополняет и развивает»).

  • В сказке ложь да в ней намек добрым молодцам урок какое произведение
  • В сказке конек горбунок найти присказку
  • В сказке конек горбунок какая присказка
  • В сказке золотой ключик много смешных слов и выражений найди их и выпиши продолжи
  • В сказке гуси лебеди есть троекратное повторение