В сказке в символической форме не содержится информация о том

По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой,
в сказкотерапии используются разнообразные
жанры: притчи, басни, легенды, былины,
саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят
применение и современные жанры: детективы,
любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому
клиенту подбирается соответствующий
его интересам жанр.

Как пишет Вачков И.В. [1], главным средством
психологического воздействия в
сказкотерапии является метафора, как
ядро любой сказки. Именно глубина и
точность метафоры определяют эффективность
сказкотерапевтических приемов в работе
с детьми и взрослыми.

Остановимся на нескольких приемах,
которые очень хорошо зарекомендовали
в психологическом консультировании.
Это работа с притчей и работа со сказкой.
Для нас важно выявить функции притч и
сказок.

1.1.1. Функция притч

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева утверждает:
«Как правило, именно притча является
носителем глубинной жизненной философии.
Жизненный урок в притчах не завуалирован,
а прямо сформулирован. Обычно одна
притча посвящена одному уроку». Притчу
можно использовать в работе, как с
взрослыми, так и с подростками.

При семейном и индивидуальном
консультировании также достаточно
часто используются истории, притчи,
афоризмы, метафоры, сказки и анекдоты.

По мнению Н. Пезешкиана [11]: «Истории
могут оказывать самое различное
воздействие на человека. Они имеют
воспитательное и терапевтическое
значение. Смысл каждой истории человек
воспринимает по-своему, в зависимости
от своего образа мыслей.

Если истории и притчи при психологическом
консультировании подобраны правильно,
то они позволяют выбрать определенную
дистанцию, чтобы по-иному взглянуть на
собственные конфликты и найти способы
разрешить конфликты.

Истории предлагают различные варианты
действий.

После знакомства с семьей и выявлением
ее актуальных проблем психолог выбирает
в качестве темы для обсуждения ситуацию,
историю, миф, притчу, которые бы отражали
семейные проблемы.

Одна из важных функций истории – это
хранение опыта, то есть после окончания
психотерапевтической работы она
продолжает оказывать свое действие на
клиента и делает его более независимым
от терапевта».

1.1.2. Функции сказок

Выделяют несколько основных функциональных
особенностей сказок [6].

1. Тексты сказок вызывают эмоциональный
резонанс как у детей, так и у взрослых.
Образы сказок обращаются одновременно
к двум психическим уровням: к уровню
сознания и подсознания.

2. Концепция сказкотерапии основана
на идее ценности метафоры как носителя
информации:

о жизненно важных явлениях;

о жизненных ценностях;

о внутреннем мире автора (в случае
авторской сказки).

3. В сказке в символической форме
содержится информация о том:

как устроен этот мир, кто его создал;

что происходит с человеком в разные
периоды его жизни;

какие этапы в процессе самореализации
проходит женщина;

какие этапы в процессе самореализации
проходит мужчина;

какие трудности препятствия можно
встретить в жизни и как с ними справляться;

как приобретать и ценить дружбу и
любовь;

какими ценностями руководствоваться
в жизни;

как строить отношения с родителями
и детьми;

как прощать.

Основные методы сказкотерапии

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Тема: «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ»

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок!

Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Да и взрослые с удовольствием окунаются в ее чудодейственный и завораживающий мир.   Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

Предки не спешили наказывать ребёнка, а рассказывали ему сказку, откуда был понятен смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили жизни.

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Именно поэтому сказки и их персонажи являются для ребенка одним из главных источников познания действительности (событий, образа поведения, характера людей). Именно в сказочной форме ребенок сталкивается со сложными явлениями и чувствами: любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.

Актуальность темы

В современном мире незаслуженно стали забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания и обучения детей.

Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного и этического воспитания, формирующие поведенческие стереотипы будущих членов

взрослого общества. Сказкотерапия:

  • наиболее благоприятная, доступная и интересная технология в работе с детьми; 
  • снижает уровень тревожности, агрессивности, помогает отдохнуть от стресса, восстановить силы;
  • создаёт коммуникативную направленность речевых высказываний;
  • способствует развитию речевой активности детей;
  • подходит детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Дети с “ограниченными возможностями здоровья” — это сложный своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые вызывают трудности в обучении. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями познавательной деятельности, психического, речевого развития, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.

Эмоции «особых» детей неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление они могут реагировать по-разному.

Дети с ОВЗ имеют определенные особенности восприятия и воспроизведения художественного произведения, не готовы к освоению учебного материала на уровне нормально развивающихся детей. Тем не менее, такие дети очень чутко воспринимают эмоциональный фон и замысел сказки, характер и взаимоотношения героев, образы добра и зла в сюжете сказки. И задачи коррекции развития личности ребенка с ОВЗ могут быть решены при помощи работы со сказкой. Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети ОВЗ с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят.

Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необходимость оказания своевременной социально – психологической помощи данной категории детей.

Сказкотерапия — это один из самых эффективных приёмов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста, которые испытывают затруднения в физической, поведенческой, интеллектуальной сфере.

Сказкотерапия является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

Сказкотерапия – это направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, оно воспитывает, развивает личность и корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования. Сказкотерапия очень популярна на сегодняшний день и активно используется в работе с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в подготовке детей с особыми нуждами к жизни и труду.

Сказки помогают ребенку адаптироваться к жизни: решая сказочные конфликты, ребенок приобретает веру в себя и чувство защищенности. Через сказку легко объяснить ребенку и первые нравственные понятия – что такое хорошо и что такое плохо.

Путешествуя по сказкам, дети пробуждают фантазию и образное мышление, освобождаются от стереотипов и шаблонов. Постоянно используемые этюды на выражение и проявление различных эмоций улучшают и активизируют выразительные средства – пластику, мимику и речь.

Цель применения технологии сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ — это развитие эмоциональной сферы, формирование положительных эмоций и чувств, проживание различных состояний, которые по каким-либо причинам были не прожиты; формирование ценностных ориентиров и нравственных аспектов психики; воспитание социальных и эстетических установок, чувства коллективизма, развитие мышления, внимания, речи, памяти, мелкой моторики, развитие творческого потенциала и стабилизация эмоционального состояния.

Средствами сказки воспитывают у детей любовь к природе, скромность, доброту, ответственность и еще многие качества, имеющие общечеловеческие ценности.

Наиболее эффективна сказкотерапия в младшем школьном возрасте, именно в это время у ребёнка очень сильно развит механизм идентификации, т.е. эмоционального объединения себя с персонажем. Дети присваивают любимому герою свои нормы, ценности и проблемы. При помощи ненавязчивых сказочных образов ребёнку предлагаются разные выходы из сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.

Ребёнок может фантазировать, мечтать и, «примеряя» на себя сказочные образы рыцаря, жадной старухи у корыта, трусливого зайчишки, учиться проигрывать реальные жизненные ситуации. Но к распределению ролей нужно подходить избирательно. Например, на роль короля, королевы или принцессы нужно выбирать ребёнка с заниженной самооценкой, т.к. дети в ходе игры будут говорить: «Ты самый лучший король!», «Ты самая красивая принцесса!». На роль трусливого зайчишки нужно выбирать робкого мальчика или девочку, т.к. ребёнок через движения и жесты должен будет рассказать о своих страхах, а остальные участники советами и действиями помогают ему справиться с неуверенностью и поверить в свои силы.

Сказкотерапия интересна ещё и тем, что она позволяет полностью погрузиться в сказку, прочувствовать её. Ведь в основном детям сказки подаются достаточно однообразно – чтение или просмотр мультфильмов, а с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Занятия помогают детям увидеть сказку «изнутри», стать участником событий.

В ходе занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию), но и приобщение их к книге, знакомство с творчеством писателей-сказочников. Занятия по сказкотерапии дают мотивацию к литературному творчеству (через сочинение сказок), тем самым способствуют развитию речи.

Сказкотерапия помогает не только лучше понять ребенка, узнать о его желаниях и мечтах, о скрытых переживаниях, но и служит естественным способом сближения взрослого и малыша. А ведь для установления комфортного психологического климата в классе нет ничего важнее доверительных и близких отношений между учителем и ребенком.

В сказке в символической форме содержится информация о том:

·         как устроен этот мир, кто его создал;

·         что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

·         какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться

·         как приобретать и ценить дружбу и любовь;

·         какими ценностями руководствоваться в жизни;

·         как строить отношения с родителями и детьми;

·         как прощать.

Выделяют  шесть видов сказок :

— художественные,

-народные,

-авторские,

-дидактические,

-психокоррекционные сказки

-психотерапевтические сказки.

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Наиболее древние народные сказки называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.

Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных.

  Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

      Бытовые сказки.

 В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.

Сказки о преобразовании, трансформации.

Примером такой сказки может служить сказка Г.Х. Андерсана «Гадкий утенок». Работа с этой сказкой подойдет с теми, у которых по определенным причинам низкая самооценка.

Страшные сказки. 

Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков.  При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.

Волшебные сказки.

Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет.  Благодаря волшебным сказкам человеку поступает жизненная мудрость и информация о духовном развитии.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СКАЗКИ

К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории принято называть сказками, мифами, притчами.

Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун», легкомысленному и шаловливому «Приключения Незнайки», эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», а робкому и пугливому — «О трусливом зайце».

АВТОРСКИЕ СКАЗКИ

Чтобы помочь ребёнку осознать свои внутренние переживания,  желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку.

Так, например, сказка Л.Пантелеева «Две лягушки» применима при работе с целью, когда человек теряет последнюю надежду, не хочет жить или теряет последние силы. Бороться за свою жизнь, свое здоровье, свои цели надо до последнего, т.к. у каждого из нас всегда есть тот единственный шанс, внутренние ресурсы, которые помогают справиться с любыми трудностями, стоящими на жизненном пути человека.

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребёнок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо двигаться, поэтому в сказкотерапии можно использовать различные

формы работы:

  1. Чтение сказки и её анализ.
  2. Рассказывание сказки:

-рассказывание от 1 и 3 лица,

-рассказывание и придумывание продолжения.

  1. Сочинение сказки.
  2. Драматизация сказки.
  3. Имидж – терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов).
  4. Рисование сказки.
  5. Куклотерапия (пальчиковый театр, куклы-марионетки).
  6. Медитации на сказку (погружение в какой-либо процесс).

Например, самые распространенные сказки:
1) Колобок — ушел из дома один и с ним случилась беда (сказка для коррекции поведения).
2) Волк и семеро козлят – учит, что нельзя открывать дверь чужим (вы можете 10 раз говорить, что нельзя открывать дверь чужим, но сказка воспринимается и запоминается ребенком легче).
3) Красная Шапочка – учит, что нельзя разговаривать с чужими на улице.
4) Петушок золотой гребешок — учит тому, что друзья всегда помогают друг другу в беде.
5) Репка – учит, что всем вместе любое дело по плечу, и важна помощь даже самого маленького.
6) Маша и медведь –учит. Что из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

Помните, что сказка — это всегда понятно, всегда слушается с удовольствием, легко запоминается, воздействует на подсознательном уровне. Лучше 10 раз рассказать сказку, чем 10 раз отчитывать малыша. Пользы от сказки больше, негатива к вам нет. Попробуйте и сами поймете как это здорово.

Работа по сказкотерапии построена с опорой на общие дидактические принципы: систематичности, последовательности, учета возрастных особенностей, учёта индивидуальных особенностей, учёта структуры дефекта, поэтапности в формировании нравственных качеств.

Обучение проходит более легко, интересно, радостно, без принуждения.

Работа проводится в несколько этапов:

1.Чтение сказки учителем; чтение сказки учащимися.

2.Чтение по ролям, работа над интонацией.

3.Разучивание ролей.

4.Репетиции.

5.Выступление.

Квалификационный тест «Базовые основы арт-терапии»

Позволяет оценить знания и теоретические подходы к пониманию и сущности арт-терапии; формы и методы арт-терапии и использование арт-терапевтической техники в практической работе. Для автогенерации бесплатного сертификата вам необходимо набрать не менее 50% правильных вариантов ответов и пройти регистрацию на этой платформе.

1. К формам групповой арт-терапии не относится:

тематическая

динамическая

клиническая

студийная

2. Метод арт-терапии заключается в создании:

субъект-субъектных отношений

объект-субъектных отношений

арт-объекта, который поможет выразить чувства

арт-субъекта, который поможет выразить чувства

3. Арт-терапевтическое пространство – это:

это та атмосфера творчества, приподнятости, арт-терапевтического взаимодействия, которое складывается во время арт-терапевтической работы;

верно «а» и «б»

это место, в котором проходит арт-терапевтический процесс

4. Первый шаг в арт-терапевтической сессии:

клиент развивает творческие способности и повышает самооценку

клиент прямо на рисунке изменяет ситуацию таким образом, чтобы она стала приемлемой для него

выражение собственных эмоций в процессе создания художественного образа

5. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации: (исключите лишнее)

о внутреннем мире автора

о жизненно важных явлениях

о жизненных ценностях

о состоянии окружающей среды

6. Использование музыкальной терапии не имеет эффекта:

позволяет преодолеть психологическую защиту

способствует отреагированию чувств

помогает развить коммуникативные и творческие возможности клиента

понижает самооценку на основе самоактуализации

7. Изотерапия – психотерапевтическая работа с использованием методов:

изобразительного искусства

фотографии

лепки

педагогики

8. В сказке в символической форме не содержится информация о том:

как устроен этот мир, кто его создал

какими ценностями руководствоваться в жизни

как получать хорошие оценки

как приобретать и ценить дружбу и любовь

9. Психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности:

танцевальный мастер-класс

хромотерапия

танцевальная терапия

иппотерапия

10. Трофотропная музыка — это музыка, в которой:

все ответы верны

существуют нежность и напевность мелодии

преобладает минорный лад

присутствует гармоничность

11. Техника «Мандала» это:

создание эллиптических композиций

создание циркулярных композиций

рисование квадратных композиций

12. Основная цель песочной терапии:

познание граней искусства

анализ архетипов

помощь клиенту достигнуть эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения личного и коллективного бессознательного

психическое расслабление и самоактуализация, рефлексия переживаний и чувств

13. Форма арт-терапии, предполагающая большую степень структурированности, которая достигается, главным образом, за счёт использования тем, затрагивающих общие интересы и проблемы участников:

тематическая группа

студийная группа

аналитическая группа

14. Функции танца:

социально-психологическая и социокультурная функции

все ответы верны

психофизиологические, психологические и психотерапевтические

функции общения

15. В задачи арт-терапии не входит:

облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода

получить материал для психодиагностики

дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам

сконцентрировать внимание на сознании и логике

16. Основная цель арт-терапии заключается в:

художественном самовыражении

познании мира прекрасного

получении общественно-полезного результата

гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания

17. В возрасте до пяти-шести лет применение арт-методов является:

малоэффективным

не эффективным

эффективным

18. Ограничение арт-терапии:

отсутствие мотивации у клиента

уровень социальной активности клиента

образование клиента

пол клиента

19. Форма арт-терапии, которая предполагает длительную работу в диаде «клиент-психотерапевт»:

динамическая арт-терапия

индивидуальная арт-терапия

групповая арт-терапия

20. Куклотерапия не используется для:

улучшения социальной адаптации

при работе с эмоциональной травмой

разрешения конфликтов

лечения внутренних болезней

21. Выражение чувств, потребностей и мыслей клиента посредством его работы с различными изобразительными материалами и создания художественных образов:

художественная профонация

художественная экспрессия

художественная депрессия

22. В обстановке с преобладанием какого цвета увеличивается мускульное напряжение, ускоряется ритм дыхания и повышается давление:

лилового

желтого

красного

синего

23. Завершающий этап арт-терапии; период подведения итогов и оценки результатов психотерапии:

изоляция

вживание

терминация

24. К этапам изотерапии не относится:

создание коллажа или скульптуры, эмоциональное включение в процесс творчества

поиск адекватной формы выражения

нарушение процесса изобразительного творчества

предварительный ориентировочный этап

25. Арт-терапия в узком смысле слова это:

музыкальная терапия

рисуночная терапия

песочная терапия

фототерапия

26. Эрготропная музыка — это музыка, в которой:

имеют место диссонансы

идет постепенное ускорение

все ответы верны

основной лад — мажорный

27. Метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром:

аромотерапия

фолк-терапия

музыкотерапия

сказочная терапия

28. Занятия арт-терапией могут проходить:

как индивидуально, так и в группе

только индивидуально

только в группе

29. Контролируемое использование звуков и музыки в лечении и реабилитации клиентов:

лечение звуковыми волнами

музыкотерапия

волнотерапия

звукотерапия

30. Какая музыка приводит к повышению сердечно-сосудистого давления, учащению дыхания и пульса; возбуждению, сходному с состоянием опьянения?

эрготропная

трофотропная

все варианты верны

31. На современном этапе арт-терапия является одним из направлений:

психокоррекции

психиатрии

психотерапии

психопрофилактики

32. Во время рисования сильный контроль дают:

фломастеры

пальчиковые краски

гуашь

пастель

33. Продолжительность индивидуальной музыкотерапии составляет, как правило:

5 минут

полтора часа

50 минут

20 минут

34. Принцип целостности в танцевальной терапии, где триада «мысли — чувства — поведение» рассматривается как единое целое и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других, это:

концентрический принцип

эвристический принцип

холистический принцип

35. С точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является:

сублимация

изоляция

компенсация

супер-компенсация

36. Арт-терапия сформировалась на стыке двух областей:

психологии и искусства

педагогики и искусства

психотерапии и живописи

37. Второй шаг в арт-терапевтической сессии:

клиент концентрирует внимание на сознании и логике

выражение собственных эмоций в процессе создания художественного образа

клиент прямо на рисунке изменяет ситуацию таким образом, чтобы она стала приемлемой для него

38. Цвет, который цвет уравновешивает радужные цветовые контрасты, теплые и холодные цвета, в нем существуют единство и борьба противоположностей

красный

синий

желтый

зеленый

39. Песочную терапию применяют в том случае, если клиент:

направлен к вам для консультации

способен объяснить словами то, что он чувствует или думает

может свободно принять решение

ограничен в проявлении своих чувств или находится в состоянии фрустрации

40. Учитывая все механизмы воздействия музыки на человека, музыкальную терапию можно применять для клиентов:

до 70 лет

только после 5-6 лет

любого возраста

41. Методика лечения и профилактического воздействия на организм человека с помощью света и цвета:

иппотерапия

ахромотерапия

фототерапия

хромотерапия

42. Эффективная техника в рамках музыкотерапии:

«Свободный танец»

все ответы верны

«Музыкальные каракули»

«Дирижер»

43. Эмоциональный резонанс, необходимый для взаимного обмена чувствами, мыслями, образами арт-терапевта и клиента:

перенос

профанация

раппорт

конфронтация

44. Особая энергия сказки, оставляющая у слушателя определенное «послевкусие», состоящее из ощущений, чувств, мыслей и впечатлений это:

сюжет сказки

смысловое поле сказки

энергоинформационное поле сказки

линия главного героя

45. Какая музыка приводит к снижению сердечно-сосудистого давления, урежению дыхания и пульса; чувству спокойствия и умиротворенности?

трофотропная

эрготропная

все варианты верны

46. Арт-терапия – это:

вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве

методика аутотренинга

один из видов искусства

медикаментозная помощь психиатрическим больным

47. Ахроматические цвета

красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый

белый, черный и все серые

48. Что отражает информацию о внутреннем мире клиента, зашифрованную в образах и символах?

основная тема сказки

символическое поле сказки

линия главного героя

развязка сказки

49. Чтобы создать безопасное пространство для музыкотерапии, необходимо учитывать фактор:

все ответы верны

качество и набор музыкальных инструментов

количество людей в помещении

физические условия

50. Песочную терапию используют:

все ответы верны

в когнитивно-поведенческой и семейной терапии

в интегративной арт-терапии

в гештальт-терапии

в детском психоанализе

           Дошкольный возраст является решающим периодом в формировании фундамента физического и психического здоровья, именно на этом этапе важно воспитать у детей осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

        Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации оздоровительной деятельности современного детского сада.

         Реализация инновационных здоровьесберегающих технологий в оздоровительной деятельности:

  • внедрение новых здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОУ.

  • использование нетрадиционных приемов для мотивации к здоровому образу жизни;

  • использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.

         Цель: выявление механизмов и методов внедрения здоровьесберегающих технологий, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей к здоровому образу жизни.

Оздоровительные задачи:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и

устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;

  • формирование правильной осанки, гигиенических навыков.

Образовательные задачи:

  • формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

  • создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

  • выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему оздоровительной работы.

Воспитательные задачи:

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;

  • выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;

  • расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире;

  • воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития

личности.

Основная задача коррекционно-педагогической работы – укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенности, красивой осанки с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровления. Положительный эффект дат использование в работе с детьми нетрадиционных форм оздоровления таких, как:

Сказкотерапия

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребенка и обеспечивает контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.

Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене жизненным опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое.

В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.

Функции сказок:

1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

• о жизненно важных явлениях;

• о жизненных ценностях;

• о постановке целей;

• о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

3. В сказке в символической форме содержится информация о том:

• как устроен этот мир, кто его создал;

• что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

• какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;

• какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;

• какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

• как приобретать и ценить дружбу и любовь;

• какими ценностями руководствоваться в жизни;

• как строить отношения с родителями и детьми;

• как прощать.

Одна из важных функций сказочной истории – это хранение опыта, то есть даже после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на ребенка.

Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Сказка содержит многогранный материал, в основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.

Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, либо театрализованное представление детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы — основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение.

Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений.

Типологии сказок, которую предлагает Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева:

1. Художественные сказки.

К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами.

2. Народные сказки.

Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды:

– Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных.

– Бытовые сказки, в них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях.

– Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г. Х. Андерсана «Гадкий утенок».

– Страшные сказки. Сказки про нечистую силу, сказки-страшилки, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

Рассказывание страшилок рекомендуется в группе детей (старше 7 лет) и подростков. И конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.

– Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6 – 7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательного человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.

3.Авторские художественные сказки.

Чтобы помочь детям осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ними авторскую сказку.

В работе с особыми детьми подойдет авторская сказка Мамин-Сибиряк Д. Н. «Серая шейка».

При работе с целью, или, когда человек теряет последнюю надежду, не хочет жить или теряет последние силы сказка Л. Пантелеев «Две лягушки».

4. Дидактические сказки.

В форме дидактических сказок подаются учебные задания. На занятиях детей можно обучать записывать математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.

5. Психокоррекционные сказки.

Создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.

6. Психотерапевтические сказки. Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее, с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.

Существуют сказки, воспитывающие женскую мудрость («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», С. Т. Аксаков «Аленький цветочек», «Золушка», «Спящая красавица» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм и другие, и качества настоящего героя-мужчины и главы семьи («Царевна-лягушка», где хотя и просматривается женский путь, но главным героем является мужчина) .Основные методы, используемые в сказкотерапии:

• Рассказывание сказки.

• Рисование сказки.

• Сказкотерапевтическая диагностика.

• Сочинение сказки.

• Изготовление кукол.

• Постановка сказки

Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения.

1.Ребенок ведет себя плохо, если:

– Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут предложены положительные способы привлечения внимания.

– Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. В этой сказке основная мысль будет о том, что хороший «предводитель» прежде всего заботиться о своих друзьях.

– Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и правильная модель поведения.

– Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.

– У него не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля поведения за ним («Нехочуха», «Золотая антилопа», «Горшочек каши» и др.) . Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания (данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет) :1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

• Жили-были.

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

• И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

• Из-за этого…

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

• Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

• Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

• Мораль сказки…

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

4. Анализ сказочного сюжета — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:

•Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?

•Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)

•Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?

•Подумайте, что было бы, если бы главный герой не совершил такого-то поступка.

•Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие (или плохие) герои, что это была бы за сказка?

•Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?

Сказки — шумелки

Сказочки с различным шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для развития слухового восприятия и слуховой памяти, воображения и фантазии, а также формируют навыки сотрудничества и взаимодействия.

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:

  1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

  2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.

  3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки дружелюбного общения.

  4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова песен и сказок.

  5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

  6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества.

  7. Развиваются концентрация внимания и выдержка.

Итак, ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами.

Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» — нормы и правила поведения, ненавязчиво слушать других и выражать свои мысли.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

Разыгрывая сказку ребенок и танцует, и играет в различные подвижные игры, т.е. развивается еще и двигательная активность.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что сказкотерапия один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе которого задействованы все компоненты здоровья детей.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Сказкотерапия

Сказкотерапия

психотерапевтическая технология, основанная на теории психоаналитической (психодинамической) психологии и использующая сказку как архетипическую метафору в целях: психодиагностики (проективная диагностика, описывающая целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы), психокоррекции (развитие креативности личности как расширение спектра альтернативных решений) и психологического консультирования (исцеление с помощью сказки).

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева (2008) определяет сказкотерапию следующим образом – это «открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими», «процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем», «процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни».

Достоинствами и преимуществами метода сказкотерапии является ее метафоричность, отсутствие дидактичности, архетипичность, психологическая защищенность, интеграция многих психотехнических приемов в сказочный контекст – рисунок, история (рассказ), драматизация, куклы, коллаж, музыка и др. Привлекательность метода обусловлена тем, что, во-первых, сказка всегда служит средством встречи ее слушателя или читателя с самим собой, а метафора, лежащая в основе сказки, выступает не только «волшебным зеркалом» реального мира, но мира собственного, скрытого, внутреннего, еще не осознанного. Переносный смысл, волшебство, простота и одновременно сложность человеческих отношений погружают человека в мир, где похожие трудности и проблемы сталкивают не его, а героя с событиями почти реальными. Добрый конец позволяет чувствовать себя защищенным, а мораль в конце сказки – отрефлексировать причину неудач и достижений. Во-вторых, сказка нацелена на развитие самосознания человека в контексте принятия себя и других. Сказочная метафора – ядро любой сказки. Она является главным средством психологического воздействия и в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми и взрослыми.

В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.

Применение сказкотерапии в практике психологического вмешательства очень широко и разнообразно. Она может использоваться:

1) как инструмент социализации через передачу опыта «из уст в уста» (фольклорные сказки, придания, былины, притчи) для воспитания у ребенка адекватного отношения к социуму, здорового отношения к миру, необходимых моральных норм и правил;

2) как инструмент развития, поскольку в процессе слушания, придумывания, рассказывания, записывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются фантазия и творчество, образное и логическое мышление, речь, внимание и память, происходит усвоение основных механизмов поиска и принятия решений;

3) как нарратив для выстраивания собственного жизненного сценария, именно поэтому в некоторых психотерапевтических теориях и технологиях (например, юнгинианство, трансперсональная психология) любимым детским сказкам уделяется особое внимание – неоднократно воспринимая (слушая) любимую сказку ребенок еще и еще раз проживает вместе с героями их жизнь, усваивая модели поведения и формируя нравственную основу собственного поведения;

4) как способ диагностики эмоционально-личностных проблем ребенка; с этой целью может быть использован эмоционально-личностный тест «Сказка» Л. Дюсс;

5) как психотерапия, нацеленная на помощь клиенту через создание условий, в которых человек находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Такая широта применения сказки обусловлена ее функциональными характеристиками. С одной стороны, тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания. С другой – в метафорах сказок зашифровано огромное количество ценной информации (о жизненно важных явлениях; о жизненных ценностях; о внутреннем мире автора – в случае авторской сказки). Кроме того, в сказке в символической форме содержится информация о том, как устроен мир, кто его создал, что происходит с человеком в разные периоды его жизни, какие этапы в процессе самореализации он проходит, какие трудности и препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться, как приобретать и ценить дружбу и любовь, какими ценностями руководствоваться в жизни, как строить отношения с родителями и детьми, как прощать.

Существует несколько классификаций сказок для психотерапевтической практики.

Р. М. Ткач (2008) структурирует сказки по отдельно взятым проблемам.

1. Сказки для детей, которые испытывают страх темноты, страх перед медицинским кабинетом и другие страхи.

2. Сказки для гиперактивных детей.

3. Сказки для агрессивных детей.

4. Сказки для детей, страдающих расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т. д.

5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений (в случае развода родителей, в случае появления нового члена семьи, когда дети считают, что в другой семье им будет лучше).

6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок: художественные, народные, авторские, дидактические, психокоррекционные и психотерапевтические сказки.

К художественным сказкам относятся сказки, созданные как народом, так и авторские истории. Собственно, именно такие истории и принято называть сказками и притчами. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но тем не менее успешно ему служат.

Народные сказки, из которых самые древние называются мифами, отражают единство человека и природы. В этом единстве можно найти соответствие человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Среди народных сказок можно выделить сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных, бытовые сказки, страшные сказки, волшебные сказки. Сказки о животных лучше всего передают маленьким детям жизненный опыт, так как дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них и очень любят героев этих сказок (например, «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»). В бытовых сказках часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Например, одна из русских народных сказок «Кто заговорит первым?» Страшные сказки – это обычно сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и пр. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Страшные сказки имеют возрастное ограничение в психотерапевтической работе (предназначены для детей старше 7 лет) и часто используются для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения. При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным. Благодаря волшебным сказкам в бессознательном человека концентрируется жизненная мудрость и информация о духовном развитии человека.

? Авторские сказки, т. е. те, которые придумал сам клиент, помогают ему осознать свои внутренние переживания. Из-за большого количества личностных проекцией они представляют собой бесценный материал для психотерапевтического анализа.

? Дидактические сказки довольно часто используются на уроках и занятиях с детьми, когда учебные задания трансформируются в сказочную форму. Решение примера или задачи, знакомство с новым материалом на уроке русского языка, литературы или истории, способно превратить урок в увлекательную историю, а, например, решение примера – в прохождение испытания, которое приводит героя к успеху.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией в данном случае понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Следует заметить, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике. В практике они зарекомендовали себя как эффективное средство работы с трудностями адаптации, желанием привлечь к себе внимание, чрезмерной потребностью в лидерстве и власти, установками на месть, с отсутствием чувства меры.

Для создания психокоррекционной сказки психолог может использовать следующий алгоритм.

1. В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.

2. Описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

3. Поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка.

4. Поиск героем сказки выхода из создавшегося положения. Для этого необходимо начинать усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; или столкнуться с «фигурой психотерапевта» – мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т. д. Задача терапевта – через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем.

5. Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений.

При психокоррекционной работе со сказкой, нацеленной на изменение поведения, ее можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, создается возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Даже если ребенок не «откликнулся» на сюжет или мораль сказки, ее метафорический смысл все равно был осознан и через некоторое время его поведение хотя бы частично изменится. Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать «сказочный урок», проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.

В зарубежной психологической литературе психокоррекционные сказки часто называют психотерапевтическими историями. Учитывая степень близости целей воздействия, содержания и технологии, различие между психокоррекционной и психотерапевтической сказкой можно считать условным.

Психотерапевтической, т. е. способной оказать реальную психологическую помощь по улучшению внутреннего состояния и гармонизации переживаний, сказка становится только при соблюдении определенных правил ее использования в процессе взаимодействия психолога и клиента (Р. М. Ткач):

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка или взрослого, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который, клиент может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности.

? Жили-были…

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3–4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных; начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5–6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

? И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающим с проблемой ребенка.

? Из-за этого…

Показано, в чем состоит решение проблемы и как это делают герои сказки.

? Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

? Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

? Мораль сказки…

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

? К психотерапевтическим сказкам относятся сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий и помогающие увидеть происходящее с другой стороны, – со стороны жизни духа. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, к любви и длинному пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева (2008) выделяет следующие этапы сказкотерапии как технологии:

1. Замедление. Это творческое действие, связанное с успокоением и настроем на дальнейший процесс работы со сказкой. На этом этапе клиенту можно предложить нарисовать рисунок, или слепить скульптуру, или сделать коллаж; терапевт может прочитать клиенту специально отобранную сказку.

2. Создание (придумывание, написание) сказки. Клиенту предлагается написать сказку. Если он испытывает затруднения, то его можно подтолкнуть к началу, использовав материал первого этапа.

3. Прочтение сказки, завершение. Важным событием в этой сессии будет момент, когда клиент расскажет или прочтет терапевту свою сказку. Это важное событие как для клиента, так и для терапевта, потому что клиент будет испытывать волнение и возбуждение от предъявления своего творчества, а для терапевта это будет встреча с внутренней феноменологией клиента. Психологу, после того как клиент прочел сказку, важно спросить, о чем для клиента эта сказка, понравилась она ему или нет. Собственно, третий этап (анализ и обсуждение) и есть кульминация психотерапевтической работы со сказкой. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию.

Общие этапы сказкотерапии при работе с ребенком приобретают ряд дополнительных условий. Так, сеанс сказкотерпии необходимо проводить некоторое время спустя после предположительно травмирующей ситуации (А. Бердникова, 2010), когда ребенок успокоился и способен взглянуть на происшедшее со стороны. Наиболее подходит для такого общения время перед дневным или ночным сном. В начале работы необходимо оказывать поддержку таким образом, чтобы процесс придумывания сказки возник естественным путем и не фиксировал ребенка на возможных трудностях создания сюжета, не ограничивал его фантазию («А я не знаю, как….», «А я не знаю, про кого..»). Например, с помощью вводных слов «В некотором царстве, в некотором государстве»… Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Все зависит от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно, если он там никогда не был.

Для того чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал перехода в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору). Для этого можно организовать Место превращения, например коврик перед кроватью или специально огороженная кубиками конструктора площадка.

Способ создания сказки и проникновения в ее суть может быть различным. Можно предложить ребенку сочинить сказку на заданную тему. Можно во время рассказывания или после задавать вопросы ребенку в затруднительных ситуациях: например, как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте? Можно сочинять сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди. Еще одним вариантом сказкотерапевтической работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей. Так, Р. Гарднер (2002) предложил целую методику «Рассказывание истории» позволяющую на основе создания сказочной истории реализовать психотерапевтический процесс (см. Психоаналитическая психотерапия).

Таким образом, с точки зрения методического воплощения сказкотерапии, на практике используются самые разные приемы и методы – это и рисование сказки, и сочинение сказки, и постановка сказки, и изготовление кукол для сказки, и рассказывание сказки, и использование сказки в контексте психодрамы. Каждый из методов имеет свои достоинства и ограничения. Так, при рассказывании сказки процесс терапии происходит с момента ее сочинения и в ходе повествования. Придумывая сюжет и драматизируя отдельные элементы сказки/волшебной истории, ребенок или взрослый погружается в свой внутренний мир и проецирует собственные мысли, чувства и конфликты во внешнюю среду, наделяет героев качествами, присущими ему самому или значимым для него людям.

Придумывание продолжения сказки позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении человека, но в то же время действуют в нем. Если ребенок или взрослый прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость, небольшие тики); отказывается отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала – все это следует рассматривать как признаки патологической реакции и, соответственно, невротического состояния.

Рисование сказки (с помощью карандашей, мелков, гуаши или акварели) или изготовление изображения сказки в виде аппликации (на основе цветной бумаги, картона, ракушек и других естественных материалов), композиции из пластилина позволяет задействовать в процессе стабилизации эмоционального состояния человека моторные функции, придать психотерапевтическому сеансу большую динамику и экспрессию, пробудить фантазию и творчество, тем самым освобождая клиента от тревоги, гнева или другого чувства, которое его беспокоило. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка или взрослого всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.

Изготовление куклы – один из ключевых методов сказкотерапии. По мнению Л. Г. Гребенщиковой (2007), любое изготовление куклы – это своего рода медитация, так как в процессе шитья куклы происходит изменение личности, включаются механизмы проекции, идентификации или замещения. С позиции психоаналитической теории, куклы исполняют роль тех объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека, а согласно юнгианскому подходу – происходит актуализация самоисцеляющих возможностей психики.

При использовании кукол или игрушек в сказкотерапии все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее:

? звуки речи следует направлять непосредственно ребенку;

? дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса;

? необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа;

? все движения психолога должны соответствовать содержанию произносимых реплик, их интонации.

? Резюмируя сказанное, следует подчеркнуть, что сказкотерапия как метод функционально обобщает разнообразные техники психоаналитической психологии, которые могут быть реализованы посредством проживания и проигрывания сказочного сюжета. Например, куклотерапия, «рассказывание истории» по Р. Гарднеру, приемы песочной терапии, психодрамы, арт-терапии. Содержательно и композиционно построенные по-разному, каждая из них стремится к достижению гармонии внутреннего мира клиента через символические, метафорические и волшебные действия. Ведь это так просто – «превратиться из гадкого утенка в прекрасного лебедя», «из лягушки в царевну». Только в сказке такое возможно.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

В настоящее время в психологии часто практикуется одно из направлений арт-терапии — «сказкотерапия». Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач воспитательного, образовательного, развивающего, корригирующего характера. Сказкотерапия может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста, под-ростками и взрослыми. При этом данный метод является универсальным, так как практически не имеет ограничений. Использование терапевтической сказки позволяет обойти психологическое сопротивление клиента и даже поработать с проблемой, которую по той или иной причине клиент пока не готов озвучить.

В кратчайшие сроки возможно «проработать» с клиентом стрессовые или конфликтные ситуации. С детьми осуществить работу, направленную на коррекцию тревожного состояния. Показать на примере сказочных персонажей пути решения проблем и т.д.

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Психологу часто задают вопросы о том, как быть с конкретными проблемами: страхами, энурезом, тиками, агрессивностью и т.д.

Сказка — способ общения с детьмиЧасто мы отвечаем старой психологической поговоркой: «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной».

Ткач Р.М. в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:

  1. Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.
  2. Сказки для гиперактивных детей.
  3. Сказки для агрессивных детей.
  4. Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т.д;
  5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.
  6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты.

Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева утверждает: «Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, а прямо сформулирован.

Функции сказок

Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок.

1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

  • о жизненно важных явлениях;
  • жизненных ценностях;
  • внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

3. В сказке в символической форме содержится информация о том:

  • как устроен этот мир, кто его создал;
  • что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
  • какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
  • какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
  • какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
  • как приобретать и ценить дружбу и любовь;
  • какими ценностями руководствоваться в жизни;
  • как строить отношения с родителями и детьми;
  • как прощать.

Психокоррекционные сказки

Ткач Р.М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

  1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
  2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.
  3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

Жили-были

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных;

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

Из-за этого…

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Кульминация

Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

Мораль сказки…

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике

  1. В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
  2. Потом описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
  3. Далее поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка.

Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений. Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков и миниатюрных фигурок.

В сказкотерапии в зависимости от решаемых проблем можно использовать как русские народные сказки, так и сказки русских и зарубежных авторов, где главным персонажем является девушка или женщина, т.е. героиня, а не герой.

Например, русские народные сказки «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Снегурочка», сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», сказки зарубежных авторов «Золушка» и «Спящая красавица» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм и другие .

Есть «мужские сказки» («Царевна-лягушка», где хотя и просматривается женский путь, но главным героем является мужчина). К детским сказкам условно можно отнести: «Красную Шапочка» Ш.Перро, и русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят» и т.д.

Особенности проведения сказкотерапии с детьми

По мнению ряда авторов: Савченко С.Ф., Ивановской О.Г., Барабохиной В. А. и др., в процессе сказкотерапии делается акцент на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его проблемой (например, с изменением в составе его семьи). При этом важным моментом является само общение между взрослым и ребенком. В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа. Содержание сказки должно быть доступно ребенку.

В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.

Основные методы сказкотерапии

По мнению Чех Е.В. можно выделить несколько методов сказкотерапии.

  • Рассказывание сказки.
  • Рисование сказки.
  • Сказкотерапевтическая диагностика.
  • Сочинение сказки.
  • Изготовление кукол.
  • Постановка сказки.

Ткач Р.М. описывает новые возможности психотерапевтического использования сказки по методу символдрамы.

Рассказывание и сочинение сказки

Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе, так как родители или специалисты могут наблюдать, что происходит в процессе консультирования с ребенком.

Можно сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю, либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют оказывают на него влияние.Согласно Л. Дюсс, если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость, небольшие тики); отказывается отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала – все это следует рассматривать как признаки патологической реакции на тест и, соответственно невротического состояния.

Рисование сказки

Желательно после этого нарисовать прослушенный сюжет, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка или взрослого всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.

Для рисования лучше взять карандаши (желательно гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции).

Литература

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007. -144 с.
  2. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб.: Речь, 2007. — 80 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. — СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии.
  5. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. — СПб.: Речь, 2007. – 296 с.
  6. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. — 118 с.
  7. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 144 с.
  8. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше 7 лет. — СПб.: Речь. 2012. — 220 с.

  • В сказках о животных мне важным кажется то что
  • В сказках народных поверьях злая волшебница 6 букв
  • В сказках как известно часто встречаются злые колдуны ведьмы поэтому чтобы добро победило ответ
  • В сказках используются устойчивые выражения найди такие выражения в данном отрывке находчивый солдат
  • В сказках и мифах отразились представления людей об окружающем мире да или нет