Из всех видов запретов, которыми пытались защитить себя от демонов, являющихся в сказке в форме змеев, воронов, козлов, чертей, духов, вихря, Кощея, Яги, и похищающих женщин, девушек и детей – из всех этих видов запрета лучше всего в сказке отражен запрет покидать дом. Остальные виды катартики (пост, темнота, запрет взглядов и прикосновений и пр.) отражены слабее. Но все-таки здесь не все еще ясно. Так, по некоторым косвенным признакам можно судить, что пребывание под землей или в темноте или на башне способствовало накоплению магических сил, не в силу запретов, а просто как таковое. Так, в сказании племени Зуньи (Сев. Америка) «отец, будучи великим жрецом, посвятил свою дочь священному служению (to sacred things) и потому всегда держал ее в доме в стороне от взглядов всех мужчин и всех подраставших». Но в ее помещение проникает солнечный свет, рождается ребенок. Этого ребенка тайно отправляют из дому в лес, где он воспитывается оленем.[51] Такие случаи необходимо иметь в виду исследователям мифа о Данае. Мы знаем, что в древнем Перу держали взаперти «солнечных дев». Люди их никогда не видели. Они считались женами солнца, фактически служа женами заместителя бога-солнца, то есть инки.[52] Солнце вообще появляется поздно, оно в этих случаях, как мы увидим ниже, отражает земледельческие представления. Сказка, как уже указано, солнца в этой роли почти не знает: она более архаична, чем эти случаи.
7. Итоги. Все изложенные здесь материалы дают нам право на следующее заключение: древнейшим религиозным субстратом нашего мотива является страх перед невидимыми силами, окружающими человека. Причины этого явления еще недостаточно разработаны историками-этнографами и не входят в компетенцию фольклориста. Этот страх приводит к тому, что менструирующих девушек подвергают заключению, чтобы оградить их от этих опасностей. В сказке это явление отражено в образе девушки, заключенной в лесу, причем у нее вырастают длинные волосы. С появлением власти вождя-царя или жреца эти заботы в тех же формах появляются в отношении царя и всей его семьи. Подробности заключения царей и сопровождающие это заключение запреты в точности соответствуют подробностям, имеющимся в сказке. В частности, сказка отразила запрет света, запреты, связанные с едой и пищей, запрет показывать лицо, запрет прикасаться к земле. Сказка содержит только единичные следы представления, что благо заключенного царя связано с благом народа. В сказке имеется стремление к личной безопасности царских детей. Сказка пользуется мотивом заключения и нарушения его в качестве художественной подготовки и мотивировки похищения царских детей змеями и другими внезапно и неизвестно откуда появляющимися существами. Само же заключение в сказке никогда не мотивируется. Мотивировка его гневом отца (Гримм, 198) и т. п. всегда единична, не типична для сказки, создает переход в новеллистический жанр. Данный мотив перешел и в новеллистическую литературу, и в народную книгу, и в агиографическую литературу, но здесь он часто завуалирован и деформирован. В сказках новеллистического содержания муж после свадьбы «выстроил жене дворец и сделал в этом дворце одно только окно» и т. д.[53] В дальнейшем оказывается, что это сделано, чтобы испытать женскую верность. Иногда такое заключение есть средство преследования жен: «Бабу бедную, безвинную, беспричинную посадили. Помещик у себя же на дворе выклал ей башню – из кирпичей столб – и запер ее в этот столб… Оставили ей маленькое окошечко: сухарь и воду подают ей исть туды» (Аз. 5). Мотив заключенных девушек и женщин широко использован в новеллистической литературе. Этим приемом пользуются ревнивые мужья. С другой стороны, заключенные женщины представляются святыми страдалицами, и данный мотив перешел и в агиографическую литературу.[54]
II. Беда и противодействие
8. Беда. Мы можем следить дальше за развитием событий в сказке. Запрет «не покидать высока терема» неизменно нарушается. Никакие замки, никакие запоры, ни башни, ни подвалы – ничто не помогает. Немедленно после этого наступает беда. Надо только добавить, что посажение детей в столп – элемент не обязательный и что беда наступает иногда с самого начала сказки.
Какая-либо беда – основная форма завязки. Из беды и противодействия создается сюжет. Формы этой беды чрезвычайно разнообразны, настолько разнообразны, что они не могут быть рассмотрены вместе. В этой главе никакого объяснения форм этой беды дано быть не может. Вслед за посажением в столб или темницу, обычно следует похищение. Чтобы изучить это похищение, мы должны будем изучить фигуру похитителя. Основной, главнейший похититель девушек – змей. Но змей выступает в сказке два раза. Он появляется молние носно, уносит девушку и исчезает. Герой за ним отправляется, встречает его, и между ними происходит бой. Характер змея может быть выяснен только из анализа змееборства. Тут только можно получить ясную картину змея и объяснить похищение девушек. Другими словами: для наивного слушателя ход действия и конец есть производное от начала действия. Для исследователя дело может обстоять наоборот: начало есть производное от середины или конца. В то время как начало сказки разнообразно, середина и конец гораздо более единообразны и постоянны. Поэтому начало часто может быть объяснено только из середины или даже из конца. То же относится и к другим видам сказочных начал. Сказка, например, иногда начинается с того, что из дому изгоняются неугодные дети. Это – сказки типа «Морозко», «Баба-яга» и другие. Что это за изгнание, мы сможем установить только тогда, когда будет изучена обстановка, в которую изгнанные дети попадают. Другой вид сказочного начала не содержит беды. Сказка начинается с того, что царь объявляет всенародный клич, обещая руку своей дочери тому, кто на летучем коне допрыгнет до ее окна. Это – один из видов трудных задач. Данная задача может быть объяснена только в связи с изучением волшебного помощника и фигурой старого царя, а помощник обычно добывается в середине сказки. Таким образом, и здесь середина сказки объяснит нам начало ее.
Анализ серединных элементов позволит осветить и вопрос, почему сказка так часто начинается именно с беды, и что это за беда. Обычно к концу сказки беда обращается в благо. Похищенная царевна благополучно возвращается с женихом, изгнанная падчерица возвращается с богатыми дарами и часто также вслед затем вступает в брак. Исследование форм этого брака покажет, каков жених и с чего брак начинается.
Таким образом, мы в нашем исследовании вынуждены перескочить через один момент хода действия и начать наше рассмотрение с середины.
Но уже сейчас мы можем поставить вопрос о том, не кроется ли за этим многообразием какое-то единство. Серединные элементы сказки устойчивы. Похищена ли царевна, изгнана ли падчерица, отправляется ли герой за молодильными яблоками – он во всех случаях попадает к Яге. Это единообразие серединных элементов вызывает предположение, что и начальные элементы при всем их многообразии объединены каким-то единообразием. Так это или нет. мы увидим ниже.
9. Снаряжение героя в путь. В предыдущем разделе мы рассмотрели некоторые виды сказочных начал. Они объединены одной общей чертой: происходит какая-нибудь беда. Ход действия требует, чтобы герой как-нибудь узнал об этой беде. Действительно, этот момент в сказке имеется в очень разнообразных формах: тут и всенародный клич царя, и рассказ матери или случайных встречных и т. д. На этом моменте мы останавливаться не будем. Как герой узнает о беде, это для нас несущественно. Достаточно установить, что он об этой беде узнал и что он отправляется в путь.
Отправка в путь на первый взгляд не содержит в себе ничего сколько-нибудь интересного. «Пошел стрелок в путь-дорогу», «Сын сел на коня, отправился в далекие царства», «Стрелец-молодец сел на своего богатырского коня и поехал за тридевять земель» – вот обычная формула этой отправки. Действительно, слова эти не содержат в себе как будто ничего проблематического. Важны, однако, не слова, а важен факт отправки героя в путь. Другими словами, композиция сказки строится на пространственном перемещении героя. Эта композиция свойственна не только волшебной сказке, но и эпопее («Одиссея») и романам; так построен, например, «Дон-Кихот». На этом пути героя могут ждать самые разнообразные приключения. Действительно, приключения Дон-Кихота очень разнообразны и многочисленны, так же как и приключения героев других, более ранних рыцарских полуфольклорных романов (Wigalois и др.). Но в отличие от этих литературных или полуфольклорных романов, подлинная фольклорная сказка не знает такого разнообразия. Приключения могли бы быть очень разнообразны, но они всегда одинаковы, они подчинены какой-то очень строгой закономерности. Это – первое наблюдение.
Презентацию на тему «Запреты в русских народных сказках и их нарушение»
(5 класс)
можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет
проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам
заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на
соответствующий текст под плеером. Презентация
содержит 22 слайд(ов).
Слайд 1
Запреты в русских народных сказках и их нарушение
Сенько Ирина Дмитриевна, ученица 5А класса МОУ “ СОШ № 5 с углублённым изучением математики ”
Слайд 2
Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью запретов в воспитании ребенка, основывающемся на восприятии детских сказок. Проблема исследования: многообразие запретов в сказках русского народа. Объект: русские народные сказки Предмет исследования: запреты и их нарушения в сказках “ Гуси – лебеди ”, “ Сестрица Алёнушка и братец Иванушка ”, “ Жар-птица и Василиса-царевна ”, “ Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке”, “ Крошечка-Хаврошечка ”. Выбор данных русских народных сказок обусловлен тем, что они являются самыми популярными сказками, с которыми дети впервые знакомятся в раннем возрасте. Цель исследования: анализ запретов в сказках, выполнения или нарушения этих запретов и выявление их последствий
Слайд 3
Задачи: 1. Изучение литературы по данной теме. 2. Подбор сказок для исследования. 3. Анализ запретов в выбранных сказках и последствий при их нарушении. 4. Обобщение полученных результатов. Проведение диагностики (рисунки, анкетирование). Гипотеза: возможно, что нарушение запрета в сказках совершается во благо и всегда имеет позитивные последствия. СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: В первой главе нами представлено теоретическое обоснование темы и определение запрета как лексической категории. Во второй главе мы более подробно остановились на каждой сказке, проанализировав формы запретов и их реализацию (выполнение).
Слайд 4
Словарь синонимов русского языка» З.Е.Александрова трактует запрет как «запрещение, вето, табу(книж.), воспрещение (офиц.)». В словаре синонимов Н.Абрамова, «запрет отражает категорическое указание на непозволительность выполнения каких-либо действий и слов».
Слайд 5
«Гуси-лебеди»
Родители, уходя на работу, покидают родной дом и оставляют детей одних. “ Дочка, дочка!- говорила мать.- Мы пойдём на работу, принесём тебе булочку, сошьём платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора. Дочке по силам справиться с новыми для неё обязанностями, за выполнение которых обещаны подарки.
Слайд 7
Сестра, преодолевая большие препятствия, прилагая большие волевые усилия, отыскала и вернула брата до прихода старших. Она, сама усложнила себе задачу, выполнила её, преодолев свое упрямство.
Слайд 8
“ Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.
“- Не пей, братец, а то будешь козлёночком. Он не вытерпел и не послушался сестры, напился и стал козлёночком.” Не хватило младшенькому терпения, послушания, ожидания, покорности. Старшая сестра не кричит, не ругает братца за непослушание, не укоряет, не раздражается, а только горько – горько плачет. Не смогла она отыскать нужных слов, не смогла придумать более убедительное предостережение.
Слайд 9
“ Жар – птица и Василиса – царевна ”
Нарушает запрет- предостережение богатырского коня и стрелец – молодец в сказке «Жар-птица и Василиса-царевна»: “ Не бери золотого пера: возьмёшь – горе узнаешь”.
Слайд 10
“Сказка об Иване – царевиче, жар – птице и о сером волке”.
Два запрета-предостережения даёт серый волк Ивану-царевичу в “Сказке об Иване-царевиче жар-птице и о сером волке”: “ Не трогать золотую клетку и не брать золотую узду, а если возьмёшь, то тебе оттуда не уйти будет: тебя тотчас поймают!” Но Иван-царевич нарушил запрет. Только сразу “пришёл к серому волку и рассказал всё, что с ним случилось” .
Слайд 11
“Крошечка – Хаврошечка”
В сказке “Крошечка – Хаврошечка” запрет от коровушки – матушки, навсегда оставляющей заботливую хозяюшку: “А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою поливай.” Трепетно и радостно покладистая кроткая труженица выполняла поручение умершей кормилицы и вырастила яблоньку. Крошечка – Хаврошечка ничего не нарушает.
Слайд 13
Свои яблочки яблонька отдала только послушной сиротке и устроила её судьбу. Хаврошечка вышла замуж, стала «в добре поживать».
Слайд 14
Запреты в сказках и строгие предостережения
Слайд 15
Сводная таблица запретов в сказках
Слайд 16
Какие запреты в сказках вам знакомы?
Слайд 17
Часто ли Вам запрещали что-либо в детстве?
Слайд 18
Нарушали ли вы запреты?
Слайд 19
В какой форме Вы хотели бы слышать запрет?
Слайд 20
Среди учащихся 5-6-х классов был проведен конкурс рисунков «Запреты в сказках». Самые популярные сюжеты, встречающиеся в рисунках обучающихся это сюжеты сказок «Колобок», «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Баба Яга», «Дикие лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Учащиеся изобразили запреты «не ешь меня», «не садись на пенек, не ешь пирожок», «не ходи со двора», «не говори», «не ешь яблока». К сожалению, остались без внимания сказки «Царевна Лягушка», «Молодильные яблоки», «Волк и семеро козлят» и другие русские сказки, построенные на нарушении запрета и преодолении препятствий — последствий этого нарушения.
Слайд 21
Таким образом, выдвинув в начале своего исследования гипотезу: возможно, что нарушение запрета в сказках ведет к дальнейшему благополучию в жизни героев, мы пришли к выводу, что в большинстве случаев нарушение запрета ведет к положительному исходу, счастливому концу. Однако при следовании запрету, как это сделала Крошечка-Хаврошечка, можно быстрее достичь счастья, приложив минимум усилий и избежав неприятных испытаний.
Слайд 22
Спасибо за внимание!
Вы можете ознакомиться и скачать
Запреты в русских народных сказках и их нарушение Сенько Ирина Дмитриевна, ученица 5А класса МОУ “ СОШ № 5 с углублённым изучением математики ”.
Презентация содержит 22 слайдов.
Презентации для любого
класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам
понравились
–
поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в
своем
браузере.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Запреты в русских народных сказках
и их нарушение
Сенько Ирина Дмитриевна,
ученица 5А класса
МОУ “ СОШ № 5 с углублённым
изучением математики ”
Слайд 2
Описание слайда:
Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью запретов в воспитании ребенка, основывающемся на восприятии детских сказок.
Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью запретов в воспитании ребенка, основывающемся на восприятии детских сказок.
Проблема исследования: многообразие запретов в сказках русского народа.
Объект: русские народные сказки
Предмет исследования: запреты и их нарушения в сказках “ Гуси – лебеди ”, “ Сестрица Алёнушка и братец Иванушка ”, “ Жар-птица и Василиса-царевна ”, “ Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке”, “ Крошечка-Хаврошечка ”.
Выбор данных русских народных сказок обусловлен тем, что они являются самыми популярными сказками, с которыми дети впервые знакомятся в раннем возрасте.
Цель исследования: анализ запретов в сказках, выполнения или нарушения этих запретов и выявление их последствий
Слайд 3
Описание слайда:
Задачи:
Задачи:
1. Изучение литературы по данной теме.
2. Подбор сказок для исследования.
3. Анализ запретов в выбранных сказках и последствий при их нарушении.
4. Обобщение полученных результатов.
Проведение диагностики (рисунки, анкетирование).
Гипотеза: возможно, что нарушение запрета в сказках совершается во благо и всегда имеет позитивные последствия.
СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
В первой главе нами представлено теоретическое обоснование темы и определение запрета как лексической категории. Во второй главе мы более подробно остановились на каждой сказке, проанализировав формы запретов и их реализацию (выполнение).
Слайд 4
Описание слайда:
Словарь синонимов русского языка» З.Е.Александрова трактует запрет как «запрещение, вето, табу(книж.), воспрещение (офиц.)».
В словаре синонимов Н.Абрамова, «запрет отражает категорическое указание на непозволительность выполнения каких-либо действий и слов».
Слайд 5
Описание слайда:
«Гуси-лебеди»
Родители, уходя на работу, покидают родной дом и оставляют детей одних. “ Дочка, дочка!- говорила мать.- Мы пойдём на работу, принесём тебе булочку, сошьём платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.
Дочке по силам справиться с новыми для неё обязанностями, за выполнение которых обещаны подарки.
Слайд 6
Слайд 7
Описание слайда:
Сестра, преодолевая большие препятствия, прилагая большие волевые усилия, отыскала и вернула брата до прихода старших. Она, сама усложнила себе задачу, выполнила её, преодолев свое упрямство.
Сестра, преодолевая большие препятствия, прилагая большие волевые усилия, отыскала и вернула брата до прихода старших. Она, сама усложнила себе задачу, выполнила её, преодолев свое упрямство.
Слайд 8
Описание слайда:
“ Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.
“- Не пей, братец, а то будешь козлёночком. Он не вытерпел и не послушался сестры, напился и стал козлёночком.”
Не хватило младшенькому терпения, послушания, ожидания, покорности.
Старшая сестра не кричит, не ругает братца за непослушание, не укоряет, не раздражается, а только горько – горько плачет. Не смогла она отыскать нужных слов, не смогла придумать более убедительное предостережение.
Слайд 9
Описание слайда:
“ Жар – птица и Василиса – царевна ”
Нарушает запрет- предостережение богатырского коня и стрелец – молодец в сказке «Жар-птица и Василиса-царевна»: “ Не бери золотого пера: возьмёшь – горе узнаешь”.
Слайд 10
Описание слайда:
“Сказка об Иване – царевиче, жар – птице и о сером волке”.
Два запрета-предостережения даёт серый волк Ивану-царевичу в “Сказке об Иване-царевиче жар-птице и о сером волке”: “ Не трогать золотую клетку и не брать золотую узду, а если возьмёшь, то тебе оттуда не уйти будет: тебя тотчас поймают!”
Но Иван-царевич нарушил запрет. Только сразу “пришёл к серому волку и рассказал всё, что с ним случилось” .
Слайд 11
Описание слайда:
“Крошечка – Хаврошечка”
В сказке “Крошечка – Хаврошечка” запрет от коровушки – матушки, навсегда оставляющей заботливую хозяюшку: “А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою поливай.”
Трепетно и радостно покладистая кроткая труженица выполняла поручение умершей кормилицы и вырастила яблоньку. Крошечка – Хаврошечка ничего не нарушает.
Слайд 12
Слайд 13
Описание слайда:
Свои яблочки яблонька отдала только послушной сиротке и устроила её судьбу. Хаврошечка вышла замуж, стала «в добре поживать».
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Описание слайда:
Какие запреты в сказках вам знакомы?
Слайд 17
Описание слайда:
Часто ли Вам запрещали что-либо в детстве?
Слайд 18
Описание слайда:
Нарушали ли вы запреты?
Слайд 19
Описание слайда:
В какой форме Вы хотели бы слышать запрет?
Слайд 20
Описание слайда:
Среди учащихся 5-6-х классов был проведен конкурс рисунков «Запреты в сказках». Самые популярные сюжеты, встречающиеся в рисунках обучающихся это сюжеты сказок «Колобок», «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Баба Яга», «Дикие лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Учащиеся изобразили запреты «не ешь меня», «не садись на пенек, не ешь пирожок», «не ходи со двора», «не говори», «не ешь яблока».
К сожалению, остались без внимания сказки «Царевна Лягушка», «Молодильные яблоки», «Волк и семеро козлят» и другие русские сказки, построенные на нарушении запрета и преодолении препятствий — последствий этого нарушения.
Слайд 21
Описание слайда:
Таким образом, выдвинув в начале своего исследования гипотезу: возможно, что нарушение запрета в сказках ведет к дальнейшему благополучию в жизни героев, мы пришли к выводу, что в большинстве случаев нарушение запрета ведет к положительному исходу, счастливому концу. Однако при следовании запрету, как это сделала Крошечка-Хаврошечка, можно быстрее достичь счастья, приложив минимум усилий и избежав неприятных испытаний.
Слайд 22
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
-
Вы уже знаете достаточно много волшебных сказок . А в волшебных сказках часто используется ЗАПРЕТ . Вспомните и приведите примеры . Подумайте , какую роль играет запрет в сказках
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
saulstevens656
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Английский язык2 минуты назад
Помогите пожалуйсто люди
-
Русский язык4 минуты назад
СПП помогите пожалуйста
-
Қазақ тiлi4 минуты назад
4-тапсырма. Денсаулық туралы мәтін құрастырып жаз. Денсаулық дұрыс тамактану тазалык сақтау денені шыныктыру
-
Биология4 минуты назад
В якій площині розміщений хвіст у китоподібних?
a) горизонтальна
b) вертикальна
В) діагональна -
Геометрия4 минуты назад
пожалуйста помогите с геометрией круг и окружность тг sparejesus
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Вопросы без ответа
-
Английский язык2 минуты назад
Помогите пожалуйсто люди
-
Математика27 минут назад
Put the adjectives into the correct order.
- William broke my new/gold/beautiful watch.
- I bought a black /cheap/ plastic alarm clock.
- What’s that round/big/pink thing in the garden?
- I bought a(n) huge/American/red car last month.
- He lives in a small/ugly/wooden house.
- Pam’s wearing her blue / favourite / old shirt today.
- We found a wooden /heavy / black box in the garage.
- She bought a brown / small / cute dog.
- I have got a white / tall / plastic wardrobe in my bedroom.
- I have her a silk / red / beautiful dress. Помогите пожалуйста
Дам 50 баллов
How much to ban the user?
1 hour
1 day