В сказке золотой ключик схватив крысу шушеру за хвост буратино нарушил ее право на

Муниципальное
казенное образовательное учреждение для детей — сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей «Детский дом № 1»

Мариинский
район с. Белогородка

Внеклассное
мероприятие
«Знатоки права»

(викторина)

Выполнила:

Самсонова
Елена Мунавировна,

педагог
– организатор Отделения

по
профилактике правонарушений

среди
несовершеннолетних

с.
Белогородка, 2017

Цель: закрепить
знания о правах и обязанностях гражданина РФ.

Задачи:

  • стимулировать
    воспитанников к самостоятельному овладению правовыми, социальными и
    культурными знаниями;
  • воспитывать
    общественно – активную личность, умение отстаивать свои взгляды в вопросах
    общественной жизни, профилактика антиобщественного поведения
    несовершеннолетних;
  • формировать
    правильную гражданскую позицию каждого воспитанника.

Оборудование:

Техническое
обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор, колонки.

Для команд:

  • чистые
    листы бумаги,
  • ручки,
    карандаши,
  • отдельные
    статьи Конвенции о правах ребенка (3 шт.),
  • листы
    с кроссвордом (3 шт.),
  • листы
    с отдельными правами (3 шт.);
  • афоризмы.

Для проведения
игры формируются 3 команды.

За правильностью
выполнений заданий следит жюри (Приложение 1. Лист работы жюри).

ХОД
ИГРЫ

Беседа. Подводящий к теме диалог.

Ребята! Сегодня 10 декабря – Всемирным Днем прав
человека. В 1948 году именно в этот день ООН приняла Всеобщую декларацию прав
человека.

Это очень важный документ, где записаны все права
людей.

После того как была принята Всеобщая декларация прав человека,
люди поняли, что абсолютно всех людей в наше время защитить не удастся.

Значит, сначала надо позаботиться о самых слабых
членах общества. Так появилась новая расширенная Декларация прав ребенка,
потому что дети – это не только часть населения планеты, а ее будущее. Какими
эти дети вырастут, такой мир, такое общество они и построят. Спустя несколько
лет был принят еще более значимый документ – Конвенция ООН о правах ребенка.
Конвенция – это не просто призыв, а закон для тех стран, которые ее подписали,
главная цель, которой – сделать все для того, чтобы детям на всей Земле жилось
лучше, чтобы они были защищены и счастливы.

Сегодня мы продолжаем разговор о правах человека, а
конкретно о ваших правах, правах детей.

Давным-давно
тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними пришли и главные
вопросы.

·                   
Что
люди могут делать и что не могут?

·                   
Что
они обязаны делать и что не обязаны?

·                   
На
что они имеют право и на что не имеют?

— Где записаны
права человека? (Во » Всеобщей декларации прав человека».)

— А конкретно
права детей? (В «Конвенции о правах детей».)

— Скажите,
пожалуйста, какие права одноклассников, друзей, а значит и свои, вы уважаете и
стараетесь не нарушать.

— Очень хорошо,
что вы знаете и стараетесь уважать права одноклассников.

— Скажите,
пожалуйста, когда в коллективе, обществе всем жить хорошо?

(Когда все
выполняют свои обязанности и не нарушают права.)

I.
Конкурс.
«Определение понятий»

№ п/п

Определение понятий

Понятия

1.

Законодательно
установленная возможность получать какие-либо блага, иметь условия для
комфортной жизни

права

2.

Возможность
человека действовать самостоятельно без чьей-либо санкции

свобода

3.

Законодательно
закрепленные требования к человеку, исходящие от государства или общества

обязанности

4.

Форма
присвоения благ, отношения к предметам как к своим

собственность

5.

Юридическая
профессия, суть которой заключается в оказании юридической помощи и защите
интересов граждан и организаций

адвокат

6.

Орган
государства, осуществляющий правосудие, применяющий меры наказания к виновным

суд

7.

Основной
закон государства, определяющий устройство общества и государства, права,
свободы и обязанности граждан

Конституция

8.

Возможность
человека самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей

свобода
совести

9.

Применение
к лицу, совершившему правонарушение предусмотренных законом мер наказания

юридическая
ответственность

II.
Конкурс. «Кроссворд»

Правовой статус – это
ваше положение в мире права. Как в геометрии положение определяется тремя
координатами, так в праве Ваше положение определяют права, обязанности и
ответственность.
По мере взросления вы получаете новые возможности,
набираетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности,
ответственность – меняется ваш статус.

Кроссворд

http://festival.1september.ru/articles/502414/img1.gif

По
горизонтали:

1. По
конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего
возраста.

2. С
согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью.

3. Чтобы
получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?

4. С 17 лет
для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.

По
вертикали:

1. С какого
возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?

2. С 14 лет,
в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не
более 4 часов в день.

(На слайде
кроссворд. Такой же кроссворд получают команды на листках. Время на
разгадывание кроссворда 3-4 мин. Проверяем по слайду)

Ответы
кроссворда

http://festival.1september.ru/articles/502414/img2.gif

III.
Конкурс. Викторина “Права литературных героев”.

1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее
право на…

ОТВЕТ: личную неприкосновенность.

2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу,
папа Карло надеялся, что  Буратино воспользуется своим правом на …

ОТВЕТ: получение бесплатного образования.

3. Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка
путешественница», отправившись в Путешествие, воспользовалась своим правом на……

ОТВЕТ: свободное передвижение.

4. Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик»,
силой ворвавшись в каморку  папы Карло нарушили его право на …

ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

5. Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его
работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…

ОТВЕТ: труд.

6. Царевич Иван  из сказки «Иван- царевич и серый
волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на …

ОТВЕТ: владение имуществом.

7. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили
Ивана, нарушив его право на… ОТВЕТ: жизнь и личную неприкосновенность.

8. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него
было право…

ОТВЕТ: пользоваться учреждениями культуры.

9. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса,
пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино…

ОТВЕТ: иметь имущество и собственность.

10. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что
нарушено его право на неприкосновенность жилища?

ОТВЕТ: «Заюшкина избушка», «Три поросенка».

11. В какой сказке героиня пренебрегает своими
обязанностями, и из-за этого происходит много неприятностей. ОТВЕТ — «Гуси-
лебеди»

12. В какой сказке нарушено право о том, что каждый
человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? ОТВЕТ — «Айболит»

IV. Конкурс. 
Следующий
конкурс называется «Афоризмы».

Перед вами по два набора карточек, на каждой из
которых написано по одному слову. Нужно расположить карточки так, чтобы можно
было прочитать высказывания известных людей.

1. Право – это все то, что истинно и справедливо.

2. Иметь право – не значит быть правым.

3. Мало иметь права, надо ещё уметь ими пользоваться.

4. Не из страха, а из чувства долга должны
воздержаться от дурных поступков.

5. Унижая своих близких — мы унижаем себя и теряем
свое человеческое достоинство в глазах окружающих.

6. Если ты отступишь от права, то потеряешь дорогу.

V. Конкурс. «Ситуации»

Ситуация 1.

Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на
работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.
Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?
С какого возраста несовершеннолетний может быть трудоустроен?
(с 16 лет: по особому случаю с 14 лет)

Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть
признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договор или
контракту. При этом родители (законные представители) ответственности за него
не несут. Ст. 63 ТК.

Вопрос. Назовите необходимые условия приема 14-летнего
подростка на работу:

а) достижение 14-летнего возраста;

б) согласие хотя бы одного из родителей, законных
представителей;

в) выполнение работы только в свободное от учебы
время.

Ситуация 2.

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим,
нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли
этих подростков наказать?

Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство
(ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по
отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие
граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной
минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ПДН.

Вопрос. С какого возраста наступает административная
ответственность? (с 16 лет). С какого возраста наступает уголовная
ответственность? (с 14 лет)

Ситуация 3.

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не
взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в полиции.

Вопрос: Будут ли ребята наказаны?

Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ
от преступления (ст. 31 УПК).

VI.
Конкурс. 
«Права
человека в песнях»

Песня

О каких правах идет речь

1. Песня
бременских музыкантов «Ничего на свете лучше нету…»

Право
на свободу передвижения

2. «Чему
учат в школе» 

Право
на образование

3.
«Песня мамонтенка»

Право
жить и воспитываться в семье

4.
«Какой чудесный день»

Право
на занятие творчеством

5.
«Антошка»

Право
на труд и на отдых

6. «Кабы
не было зимы»

Право
на отдых, каникулы для детей

VII.
Конкурс.  ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС  «Нарисуй статью»
Задание:
выбрать и нарисовать одну из статей Конвенции о правах ребёнка.

VIII.
Конкурс. 
Вопросы
команде «….»:

1.     Кто
является главой Российской Федерации? (Президент)

2.     Что  такое
презумпция невиновности? (Обвиняемый невиновен, пока не доказано обратное)

3.     Когда
отмечается День прав человека? (10 декабря)

4.     Чем по национально-государственному
устройству является Россия? (Федерация)

5.     Как, по
убеждению солдат, участников восстания декабристов 14 декабря 1825 года, звали
жену цесаревича Константина, которому они были готовы принести присягу?
(Конституция)

6.     Отдельный
гражданин как субъект гражданского права. (Физическое лицо)

7.     Какой
правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ?
(Конституция)

8.     В каком
году была принята ныне действующая конституция? (1993)

9.     Кто
является гарантом конституции РФ? (Президент РФ)

10. Кто, в
соответствии с Конвенцией о правах ребенка, считается ребенком? (Человек до 18
лет)

11. Государственным
языком на всей территории России является…(Русский)

12. Защита отечества
для гражданина России является…(Почетной обязанностью)

13. У халифов он был
желтым, у албанцев — без клюва и ногтей, у их российского «собрата» они есть.
(Двуглавый орел)

14. Что в переводе с
латинского означает «установление, устройство. (Конституция)

15. Великая
французская революция изменила облик даже игральных карт. Так, вместо «валета»
появилась карта «равенство», вместо «дамы»- «свобода», вместо «короля»-
«гений». А вместо «туза»- то, что, по мнению просветителей и революционеров,
выше и важнее всего прочего. Как называлась карта, заменившая привычный туз? («закон»).

 IХ.
Конкурс.  «Пантомима»

Проиллюстрируйте без слов (пантомима) статью из
Конвенции о правах ребенка

1 группа – ст. 31. Право на
отдых и досуг.

2 группа – ст. 24. Право на медицинскую помощь.

3 группа — ст. 28. Право на
образование.

Раздаточный материал: Конвенция о правах ребенка.

На выполнение задания – 5 мин. Группа представляют
свою пантомиму, другие должны найти статью, которую они представили и назвать
право.

Права нельзя отобрать – никто не имеет права лишить
прав другого человека или нарушить эти права. Это узаконено в Декларации о
правах человека. Права есть у всех людей. Права никто не даёт, человек получает
права от рождения. Мы – люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые,
равные права.

Человек, который знает свои права и уважает права
других людей, уверенно идёт по жизни.

Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека
есть не только права, но и обязанности.

Права и обязанности граждан России узаконены в
Конституции – основном законе нашей страны. День Конституции в России
отмечается12 декабря.

Слово нашим экспертам по правам человека (жюри)

Одна команда-победительница.

Остальные команды получают грамоты по номинациям:

• “Мудрое решение”

• “Правовая грамотность”

Спасибо командам за участие, а гостям за внимание!

Приложение
1

Лист
работы жюри

Этапы конкурса

Максимальна оценка

Команда 1

Команда 2

Команда 3

I.
«Определение понятий»

За
правильный ответ -1 балл. (До 3-х баллов)

II.
«Кроссворд»

По 1
баллу за каждое слово (До 6 баллов)

III.
Викторина “Права литературных героев”.

По 1
баллу за каждый правильный ответ

(До 4-х
баллов)

IV.
«Афоризмы».

По 1
баллу за каждый правильный ответ

(До 2-х
баллов)

V.
«Ситуации»

До 3-х
баллов за четкий и аргументированный ответ

VI.
«Права человека в песнях»

По 1
баллу за каждый правильный ответ

(До 2-х
баллов)

VII.
Творческий.  «Нарисуй статью»

До 3-х
баллов за красивый рисунок и творческий подход

VIII. Вопросы
команде «….»

По 1
баллу за правильный и четкий ответ (До 5 баллов)

IХ.
«Пантомима»

1 балл –
за правильную иллюстрацию без слов.

1 балл –
за правильно угаданный ответ.

(До 3-х
баллов)

Итоги

Приложение
2

Сокращённый
перечень прав ребёнка

(приводится
из Конвенции о правах ребёнка)

Статья 1. Ребенком
является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех
детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических
убеждений.

Статья 6. Право на
жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 7. Право на
имя при рождении.

Статья 8. Право на
сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на
общение с обоими родителями.

Статья 11. Право
для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей
из-за границы.

Статьи 12 и 13.
Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 14. Право
исповедовать любую религию.

Статья 15. Право
на свободу ассоциации и мирных собраний.

Статья 16. Право
на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и
репутацию.

Статья 17. Право
на доступ к информации.

Статья 19. Право
на защиту от всех форм насилия.

Статья 23. Каждый,
даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в
условиях, которые обеспечивают его достоинство.

Статья 24. Право
на медицинскую помощь.

Статья 27. Право
на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право
на образование.

Статья 31. Право
на отдых и досуг.

Статья 32. Право
на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Статья 37. Право
на защиту от жестокого обращения.

Статья 38. Дети,
не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.

Статья 40. Право
на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Приложение
3

Кроссворд

http://festival.1september.ru/articles/502414/img1.gif

По
горизонтали:

1. По
конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего
возраста.

2. С
согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью.

3. Чтобы
получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?

4. С 17 лет
для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.

По
вертикали:

1. С какого
возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?

2. С 14 лет,
в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не
более 4 часов в день.

Приложение
4

ИМЕТЬ ПРАВО – 
НЕ ЗНАЧИТ 
БЫТЬ ПРАВЫМ.
Право – это все то, 
что истинно 
и справедливо.

Мало иметь права, 
надо ещё уметь 
ими пользоваться.

НЕ ИЗ СТРАХА, 
А ИЗ ЧУВСТВА ДОЛГА ДОЛЖНЫ ВОЗДЕРЖАТЬСЯ 
ОТ ДУРНЫХ ПОСТУПКОВ.

Унижая своих близких — мы унижаем себя 
и теряем свое человеческое достоинство в глазах окружающих.

Если ты отступишь 
от права, 
то потеряешь дорогу.

Приложение
5

СТАТЬЯ 31. ПРАВО НА 
ОТДЫХ И ДОСУГ.

СТАТЬЯ 24. ПРАВО НА 
МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ.

СТАТЬЯ 28. ПРАВО НА 
ОБРАЗОВАНИЕ.

Определи, какое право сказочного героя нарушено : — Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на ____ — Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на ______________ — Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право ____________ — Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино__________ — Полицейские, ворвавшиеся в коморку папы Карло, нарушили его право на ____________ — Когда Буратино, и лиса Алиса и кот Базилио отправлялись в Страну дураков, они воспользовались правом __________________

2.

К какому виду корыстных преступлений относится правонарушение :

1.

Схватил шапку с головы прохожего и скрылся .

2. Залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку .

3. Угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения .

4. В автобусе залез пассажиру в карман .

5. Вскрыл чужой автомобиль и забрал чужую автомагнитолу .

6. Вовлек в азартную уличную игру путем обмана обыграл.

3. Расположи слова так, чтобы можно было прочитать высказывания известных людей :

1) сын, дочь, мать, воровство, лень, голод, у, а, это, нее.

2) законов, чтобы, создавайте, следите, немного, соблюдались тем, но, за, они.

Вопрос Определи, какое право сказочного героя нарушено : — Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на ____ — Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино?, расположенный на этой странице сайта, относится к
категории Другие предметы и соответствует программе для 5 — 9 классов. Если
ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска
похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему.
Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку,
расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей,
оставившими комментарии под вопросом.

Семёнова Наталья Александровна

Скачать:

Предварительный просмотр:

I. Сопоставьте названия правовых актов и тексты статей:

Правовые акты

Статьи

А) Всеобщая декларация прав человека

Б) Семейный кодекс РФ

В) Конвенция о правах ребенка

Г) Конституция РФ

1. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они поделены разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». (Всеобщая декларация прав человека)

2. «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенного посягательства на его честь и репутацию». (Конвенция о правах ребенка)

3. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируются. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». (Конституция РФ)

4. «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния». (Семейный кодекс РФ)

II. Продолжите предложение:

  1. «Высшей ценностью в РФ является …» (человек, его права и свобода).
  2. Линкольн сказал: «Демократия — это власть народа, избранная народом, для …» (народа).
  3. Наиболее демократичный орган власти Древнерусского государства … (вече).
  4. Устойчивая связь гражданина с государством называется … (гражданство).

III. Ответьте на вопросы:

  1. Какова форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией России? (Референдум)
  2. Кто является главой Российской Федерации? (Президент РФ)
  3. Какие органы из этого перечня не входят в систему органов государственной власти: Совет Федераций, Правительство РФ, органы местного самоуправления, судебные органы? (Органы местного самоуправления)
  4. Когда отмечается Всемирный день прав человека? (10 декабря)
  5. Национально-государственное устройство России – это … (Федерация)
  6. Что является высшим органом исполнительной власти РФ? (Правительство)
  7. Отдельный гражданин как субъект гражданского права – это … (Физическое лицо)
  8. Какой язык является государственным языком на всей территории России является? (русский)
  9. Процедура вступления в должность главы государства называется … (Иногурация)
  10. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция)
  11. Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребенка считается ребенком? (Человек до 18 лет)
  12. Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент РФ)
  13. Носитель суверенитета и единственный источник власти в России – это … (Многонациональный народ РФ)
  14. Как называется тайное хищение имущества? (Кража)
  15. С какого возраста наступает уголовная ответственность? (с 14 лет)
  16. Как называется законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений. (Кодекс)
  17. Назовите общее понятие для перечисленных терминов: правосудие, суд, система судебных учреждений. (Юстиция)
  18. В каком году была принята ныне действующая конституция? (1993 год)
  19. К субъектам Федерации не относится республика, город Москва, область или район? (район)
  20. Защита отечества для гражданина России является … (почетной обязанностью)
  21. Кто является Верховным главнокомандующим РФ? (Президент)
  22. Какие органы управления не входят в систему органов государственной власти РФ? (Органы местного самоуправления)
  23. Охраняемое государством общеобязательное правило поведения – это … (Норма права)
  24. Какие субъекты РФ могут принимать свою конституцию? (Республики)
  25. Правовой документ, имеющий силу рекомендации – это … (Декларация)

Сказочная викторина по теме
«Права человека»

Определите, какое право сказочного героя нарушено, и закончите фразу. Укажите номера статьи Конституции Российской Федерации, в которой закреплено данное право.

  1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на … (личную неприкосновенность, статья 22)
  2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что  Буратино воспользуется своим правом на … (образование, статья 43)
  3. Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на … (свободное передвижение, статья 27)
  4. Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку  папы Карло, нарушили его право на … (неприкосновенность жилища, статья 25)
  5. Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на … (труд, статья 37)
  6. Царевич Иван  из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя  Берендея, нарушил его право на … (владение имуществом, статья 35)
  7. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на … (жизнь и личную неприкосновенность, статья 20)
  8. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право … (пользоваться учреждениями культуры, статья 44)
  9. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино … (иметь имущество и собственность, статья 35)
  10. «Добрый доктор Айболит, Он под деревом сидит, Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и паучок, И медведица, Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит». Все перечисленные пациента доктора Айболита имеют право на … (право на медицинское обслуживание, статья 41)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по правам ребенка

В работе представлены три блока вопросов по правам ребенка. Эта викторина была проведена на уровне района среди команд учащихся среднего и старшего звена общеобразовательных школ района. В день провед…

Викторина по правам человека

ЦЕЛЬ:       познакомить учащихся с правами ребенка и главным законом страны —    Конституцией ; научить пользоваться ими; воспитание чувств гражданской отв…

  • Мне нравится 

 


1


1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на……………………..


2


2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на ………………


3


3. Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка путешественница», отправивишись в путешествие, воспользовалась своим правом на…..


4


4. Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право на……


5


5. Балда из сказки Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…..


6


6. Царевич Иван из сказки «Иван- царевич и серый волк», украв Жар- птицу у царя Берендея, нарушил его право на…..


7


7. В сказке «Иван- царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на……


8


8. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право ………….


9


9. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса, пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино …….


10


10. Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они воспользовались правом………


11


Афоризмы 1. Законы, тирания, кончаются, где, начинается, там. (У. Питт) 2. Одинаковый, иметь, законы, смысл, всех, для, должны. (Ш.Монтескье)


12


Турнир знатоков права 1.Приветствие команд (название, девиз) 2.«Конкурс «Всякая всячина» 3.Конкурс «Права человека» 4.Конкурс «Шкатулка» 5.Конкурс «Афоризмы» 6.Конкурс для болельщиков «В шутку о серьезном» 7.Конкурс капитанов 8.Конкурс «Корыстные преступления»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 4»

Сценарий

«Путешествие в город Правоград»

(Игровая конкурсная программа)

г. Троицк, 2016 год

Цели игры: 

— правовое просвещение.

Задачи:

— формирование у обучающихся правовой культуры;

— воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма;

— формирование базисных (начальных) знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека.

Ведущий: Трудно представить человека успешного и грамотного без знания своих прав. Знание права позволяет человеку чувствовать себя уверенно в любой ситуации, ориентироваться в огромном количестве норм и правил, установленных государством.

Правовая грамотность – необходимое условие формирования правового государства и гражданского общества. И именно вам совсем скоро предстоит решать важные задачи в жизни.

Сегодня мы предлагаем вам принять участие в игровой конкурсной программе «Путешествие в город Правоград», оценить свои знания в правах и обязанностях.

Игра состоит из 6 конкурсных заданий, каждое из которых будет оценивать компетентное жюри.

(Представление жюри)

Ведущий: Желаем удачи!

Разделить класс на 2 команды.

Конкурс 1 «Права человека»

Командам раздают контрольные листы с незаконченными фразами, в которых упомянуты герои сказки «Золотой ключик». Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции РФ. Время на размышления – 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на  

(личную неприкосновенность).

  1. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на

(получение бесплатного образования)

  1. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право

(пользоваться учреждениями культуры).

  1. Напавшие на Буратино, кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино

(иметь имущество в собственности).

  1. Полицейские, ворвавшиеся в коморку папы Карло, нарушили его право на

(неприкосновенность жилища)

  1. Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправлялись в Страну Дураков, они воспользовались правом

(уехать из страны и вернуться на родину).

Конкурс 2 «Корыстные преступления»

Каждой команде задаётся вопрос с описания корыстных преступлений, т. е. поступлений против собственности. Посовещавшись 1 минуту, команды должны ответить, к какому виду корыстных преступлений относится данное правонарушение, т.е. квалифицировать его. За каждое правильно квалифицированное преступление команда получает 1 балл.

1. Схватил шапку с головы прохожего и скрылся (Грабеж).

2.Залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку (Кража).

1. Угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения (Разбой).

2. В автобусе залез пассажиру в карман (Кража).

1.Вскрыл чужой автомобиль и забрал чужую автомагнитолу (Кража).

2.Вовлек в азартную уличную игру путем обмана обыграл (Мошенничество).

Конкурс 3 «Обстоятельства совершения преступления»

 Команды получают карточки, на которых написаны различные обстоятельства совершения преступлений. Необходимо разложить их в три колонки:

1) смягчающие наказание;

2) усиливающие наказания;

3) не влияющие на наказание.

Время выполнение задания – 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.  

  1.Оскорбил, но публично попросил прощения (1)

  2.Украл во время землетрясения (2)

  3.Отнимал мелкие деньги, не зная, что это грабеж (3)

  4. Защищаясь от пьяного хулигана, столкнул его под проходящий поезд (1)

  5.Залез в чужую квартиру, потому что взрослые пригрозили расправой (1)

  6. Втроем договорились и обокрали склад магазина (2)

 7. В пьяном виде приставал к гражданам (2)

8. После задержания помог следствию раскрыть преступление и задержать своих сообщников (1)

9. Не знал, что данное заранее обещание хранить краденное является соучастием в преступлении (3)

 10. Явился с повинной и рассказал о совершенном преступлении (1)

 11. Сразу после нанесения телесных повреждений сам оказал первую медицинскую помощь пострадавшему (1)

 12.Сыграл особо активную роль в совершении преступления (2)

 13. Повторно совершил преступление, за которое уже отбывал наказание (2)

Конкурс 4 «Прав ли судья?»

Команды получают контрольные листы с описанием правовой ситуации и вопросом, на который необходимо ответить письменно. Время на выполнение задания – 1 минута. За правильный ответ команда получает 1 балл.

Известную актрису Надежду Прекрасную задержали в магазине за кражу золотых изделий. Все документы по делу вместе с обвинительным заключением были переданы в суд. Данным делом сразу заинтересовались пресса и телевидение. На судебном заседании присутствовала толпа журналистов. Судья давал интервью газетам, радио- и телекомпаниям, называя Надежду Прекрасную преступницей и обещая вынести ей суровое наказание, которое станет предупреждением для тех, кто ворует в магазинах.

Вопрос: Было ли нарушено право на справедливое ведение процесса? Свой ответ поясните.

Ответ: в данном случае был нарушен принцип презумпции невинности. Поскольку обвиняемая считается невиновной до тех пор, пока суд не вынесет решение об обратном, судья не имел право до оглашения приговора называть её преступницей.  

Конкурс 5 «АНАГРАММЫ»

(из предложенных анаграмм составить слова)

  1. НОКЕВНИЦЯ (конвенция)

  2. ГОУСАРДТСОВ (государство)

  3. ИЖЗНЬ (жизнь)

  4. РБОАЗОАВИНЕ (образование)

  5. КЗАОН (закон)

  6. ЕТУПЕЛРИНЕПС (преступление)

  7. АВНАШЕПОРИНЕРУ (правонарушение)

  8. СТУЦИКОНЯИТ (конституция)

  9. СКОКДЕ (кодекс)

  10. СТЕВТНСТЕОНВОТЬ (ответственность)

Конкурс 6 «Правовой блицопрос»

За каждый правильный ответ опередившая команда получает 1 балл.

  1. Решение суда о виновности или невиновности подсуди­мого. (Приговор.)

  2. Старое русское название разбойника с большой дороги. (Тать.)

  3. Уголовное преступление, описанное в рассказе О. Генри «Вождь краснокожих». (Киднеппинг.)

  4. Мошенничество, обман, сомнительная сделка. (Афера.)

  5. Посредник в спорах не судебного характера. (Арбитр.)

  6. Крупный шантаж, вымогательство, осуществляемое ган­гстерами путем угроз и насилия. (Рэкет.)

  7. В Западной Европе сыщик, ведущий расследование уго­ловного дела. (Детектив.)

  8. Выслеживание и розыск преступников — устаревшее на­звание. (Сыск.)

  9. Место, где происходят конспирированные встречи. (Явка.)

  10. Морской разбойник, флибустьер. (Пират.)

  11. Лицо, приглашенное для участия в производстве осмотра, обыска, выемки и других следственных действий. (По­нятой.)

  12. Лицо, обращается в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права. (Истец.)

  13. Государственное преступление, особо опасное, выража­ется в похищении, передаче или собирании сведений, составляющих государственную тайну. (Шпионаж.)

Подведение итогов.

Ведущий: Ребята! Вот и подошла к концу наша игра.

Надеемся, что на вашем жизненном пути всегда будут соблюдаться ваши права, а вы сами будите всегда исполнять свои обязанности.

Цели игры:

  1. правовое просвещение
  2. формирование правовой культуры
  3. воспитание гражданских качеств
  4. практическое использование правовых знаний

Условия игры:

  1. Участвуют 3 команды 8-10-х классов
  2. У каждой команды свой стол
  3. Эксперты-юристы из лучших учащихся
  4. Побеждает команда, набравшая больше всех баллов

Оборудование:

  1. Раздаточные материалы конкурсов
  2. Домашнее задание (эмблема, девиз, приветствие, название команды и задание для одного конкурса)
  3. Компьютер и мультимедийный проектор

Конкурсы игры

Конкурс 1. «Приветствие».

Каждая команда знакомит нас с собой в течение 1-2 минут. Оценивается в 5 баллов.

Конкурс 2. Разминка или «Всякая всячина».

(См. Приложение 1)

Каждой команде необходимо за 1 минуту ответить на 10 вопросов по теме «Конституция». Если команда не знает ответа на тот или иной вопрос, то говорит «дальше».

Вопросы для первой команды.

  1. В какой стране была принята первая в мире Конституция?
  2. Сколько глав в новой Конституции РФ?
  3. Кто является главой государства в РФ?
  4. Как называется парламент РФ?
  5. Первый президент России?
  6. День Конституции РФ?
  7. По конституции Россия – это демократическое…
  8. На сколько лет избирают Президента РФ?
  9. Что такое импичмент?
  10. Законодательный орган ЧР?

Вопросы для второй команды

  1. Когда была принята Конституция Чувашской Республики?
  2. Какие у нас в стране выборы?
  3. На сколько лет могут избирать Госдуму?
  4. Какой суд рассматривает экономические споры между организациями?
  5. Сколько судей в Конституционном суде?
  6. Источник власти по Конституции РФ?
  7. Государственный язык РФ?
  8. Сколько депутатов в Госдуме?
  9. Кем осуществляется правосудие в РФ?
  10. Сколько субъектов по Конституции РФ?

Вопросы для третьей команды.

  1. Когда была принята нынешняя Конституция РФ?
  2. Кто является Главой правительства по Конституции РФ?
  3. Назовите первого Президента ЧР?
  4. Назовите верхнюю и нижнюю палату Федерального собрания?
  5. Кто может быть Президентом РФ?
  6. Что такое инаугурация?
  7. С какого возраста можно участвовать на выборах?
  8. Сколько депутатов в госсовете ЧР?
  9. Как называют всенародное голосование?
  10. Кто является гарантом Конституции РФ?

Конкурс 3. Права человека

(См. Приложение 2)

Командам раздаются контрольные листы с незаконченными фразами, в которых упомянуты герои сказки «Золотой ключик». Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции РФ. Время на размышление – 3 минуты. За каждый правильный ответ команда получает 0,5 баллов.

  1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на _____.
  2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на _____.
  3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право _____.
  4. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино _____.
  5. Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на _____.
  6. Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они воспользовались правом _____ .

Конкурс 4. Красный ящик

(См. Приложение 3)

По наводящим вопросам нужно угадать, что находится в ящике. Оценивается по пятибалльной системе. Время – 2-3 мин.

  1. У халифов он был желтым, у албанцев – без клюва и когтей, у российского «собрата» он есть.
  2. В ящике находится то, что в переводе с латинского означает «установление», «устройство».
  3. В ящике находится книга, состоящая из двух частей – общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением.
  4. В ящике находится часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня.
  5. У лесных зайцев нет клыков, а у городских зайцев нет именно этого. Чего?

Конкурс 5. Конкурс капитанов

(См. Приложение 4)

Расшифровав текст, вы прочитаете одно из изречений на латинском языке (число соответствует номеру буквы в алфавите). Дать краткое объяснение этого изречения.

19, 21, 18, 16, 3 / 9, 1, 12, 16, 15 / 15, 16 / 9, 1, 12, 16, 15.

Время – 5 мин. Всего – 3 балла.

Конкурс 6. «Мюнхаузен»

(См. Приложение 5)

Пока капитаны заняты дешифровкой, команда участвует в конкурсе. Дается текст, в котором нужно найти и исправить ошибки.

Правительство РФ осуществляет законодательную власть. Во главе правительства стоит Президент РФ. В состав правительства входят: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры, члены Совета Федерации. Правительство разрабатывает бюджет, управляет федеральной собственностью, утверждает изменение границ, объявляет амнистию. Правительство принимает законы .Оно не имеет права подать в отставку . Вопрос об отставке правительства решается Федеральным Собранием

Время – 5 минут. Всего – 4 балла.

Конкурс 7. Юридический консультант. (Домашнее задание).

Каждая команда приготовила для другой правовую задачу, на которую надо дать правильный юридический ответ.

Время – 3 мин. За правильный ответ – 3 балла.

Конкурс 8. Преступление или проступок?

(См. Приложение 6)

  1. Вера получила от двух знакомых крупные суммы денег для покупки ювелирных изделий, после чего скрылась.
  2. Гражданин, управляя машиной, нарушил правила дорожного движения.
  3. Олег без уважительной причины не пришел на работу, прогулял ее.
  4. Александр в пьяном виде терроризировал соседей, избил пенсионера, угрожал всем.
  5. Ольга не выполнила работу, которую ей поручил начальник отдела.
  6. Марине продали в магазине некачественный товар.
  7. Иван и Николай совершили кражу магнитофона.
  8. Ателье не сшило Ирине ко дню бракосочетания свадебное платье.
  9. Алексей ехал на автобусе, не купив билет.
  10. Игнатов захватил в заложники воспитанников детского сада.

Время – 2 минуты. За каждый правильный ответ – 0,3 балла

Конкурс 9. Разгадать кроссворд «Конституция».

(См. Приложение 7)

 

  1. Форма государственного устройства в России
  2. Глава государства
  3. Нижняя палата парламента
  4. Объявления недоверия президенту
  5. Президент Чувашии
  6. Исполнительная власть в РФ
  7. Первый президент России
  8. Федеративные единицы России
  9. Глава правительства РФ
  10. Парламент Чувашии – это Государственный …
  11. Выборные представители в Государственной Думе – это …
  12. Основной закон государства
  13. Столица РФ
  14. Суд по экономическим спорам
  15. Всенародное голосование по важнейшим вопросам в жизни страны
  16. Глава правительства Чувашии
  17. Один из символов государства
  18. Форма государственной власти в современной России
  19. Символика РФ

Если решите кроссворд правильно, то по вертикали прочитаете название законодательного органа Российской Федерации

Время – 3 мин. За каждый правильный ответ – 0,5 балла.

Конкурс 10. «Найти преступника по описанию»

Данный человек выглядит лет на 30. Родился в год Крысы. По знаку гороскопа – Водолей, и, как любой Водолей, жизнерадостная и общительная.
Особые приметы: шатенка (хотя цвет волос может менять); весит пудов 3,5 – 4; рост – 2,3 аршина; стройная; красивое правильное лицо; в ушах сережки; взгляд живой и энергичный.
В школе – самый близкий друг детей, везде и всюду успевает и в каждый понедельник после четвертого урока назначает нам встречу на первом этаже.

Время – 2 мин. За правильный ответ – 3 балла.

Общий художественный номер

Гимн на уроках ОПЗ
Мы в школе все ОПЗ изучаем,
Ведь все законы понять мы должны.
Свои права и обязанности мы знаем,
И соблюдаем законы страны.
А если кто-то закон нарушает.
Тот все равно наказанье понесет.
И только тот, кто закон уважает,
Тот никогда и нигде не пропадет.

Подведение итогов, награждение победителей.

Информационные ресурсы.

  1. Баранов П.А., Воронцов А.В. Обществознание. Контрольные и проверочные работы. М., 2002.
  2. Володина С.В. Основы правовых знаний. Учебник для 8-9 кл. в 2-х книгах. М., 2003.
  3. 3. Драхлер А.В. Обществоведение. Граждановедение: вопросы к олимпиаде. М., 2001.
  4. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 8-9 кл. М.. 2003.
  5. Конституция РФ. М. 2006.
  6. Конституционное право. Тесты. Саратов, 2001.
  7. Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по ОГ и П. Москва, 1996.
  8. Преподавание истории и обществознания в школе. №8, 2003.
  9. Преподавание истории и обществознания в школе. №8, 2004.
  10. Преподавание истории и обществознания в школе. №2, 2006.
  11. Преподавание истории и обществознания в школе. №6, 2006

  • В сказке гуси лебеди средства выразительности
  • В сказке гуси лебеди кто главные герои
  • В сказке г х андерсена стойкий оловянный солдатик есть такие строки
  • В сказке все необычно
  • В сказке в символической форме не содержится информация о том