В солнечный день я приехал в старинный поселок гусь железный сочинение

Пример сочинения ЕГЭ по тексту Можаева о памятниках с реального ЕГЭ 2019 года, оцененное экспертами на 24 балла: «А в тот солнечный день я приехал в Гусь-Железный полюбоваться на озеро, искупаться, поплавать в нем…»
24/24 баллов

Реальный текст ЕГЭ Можаева о памятниках

Какова роль памятников истории и культуры в жизни человека? Такая проблема находится в центре внимания автора.

Размышляя над данной проблемой, Борис Андреевич Можаев рассказывает нам историю одного человека, однажды решившего приехать в поселок Гусь-Железный, чтобы «полюбоваться на озеро, искупаться, поплавать в нем», но как только герой рассказа добрался до нужного места, он обнаружил, что озера нет. «На месте этом проходила обыкновенная дорожная насыпь», а барский дом стал похожим на «длинную казарму».

Все то, что когда-то представляло для рассказчика ценность, исчезло или было переделано людьми. Главный герой очень жалеет, что «от давнего времени» ничего не сохранилось.

Противоположную точку зрения имеет главный врач детского санатория, с которым рассказчик вступает в дискуссию. По мнению врача, «людям нашим нужны другие ценности». Ни храм, ни барский дом, ни парк не имеют для него какого-то важного значения.
Таким образом, мы видим абсолютно разное отношения главного героя и врача к одним и тем же вещам.

Позиция автора поставлена четко: Борис Андреевич Можаев уверен, что храмы, парки, озера – все сохранившееся с давних времен представляет огромную ценность.

Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Ведь действительно, любой памятник истории или культуры обладает особым свойством напоминать нам об историческом прошлом нашей Родины. Многие достопримечательности ассоциируются у нас с определенным местом. Например, Красная площадь – с Москвой, Эрмитаж – с Санкт – Петербургом. К тому же, у каждого из нас есть место, здание или что-либо еще, имеющее ассоциацию с родным городом или поселком.

Итак, как мы можем увидеть, роль памятников истории и культуры в нашей жизни огромна, поэтому они являются важной ценностью для человека.

Автор сочинения: Анастасия Тузовская

Сочинение ЕГЭ по тексту в солнечный день я приехал в старинный посёлок Гусь-Железный по Б.А. Можаеву, 9 примеров проверенных сочинений ЕГЭ 2022 и проблемы по тексту с варианта реального прошедшего ЕГЭ по русскому языку 11 класс задание №27, который может встретиться на ЕГЭ.

Исходный полный текст ЕГЭ по Б.А. Можаеву

(1)В солнечный день я приехал в старинный посёлок Гусь-Железный полюбоваться на озеро, искупаться, поплавать в нём. (2)Доехал до речки, поднялся на бугор, глянул и… (3)О ужас! (4)Нет озера. (5)По широкой впадине, окаймлённой дальней опушкой бывшего прибрежного леса, текла, извиваясь, узкая, местами пересыхающая речушка. (6)И старинной плотины, высокой, кирпичной, с чугунными шлюзами, в тёмных казематах которой, по преданию, разбойная братия чеканила фальшивые деньги, тоже не было.

(7)Шлюзы, регулировавшие сток, убрали, засыпали – и затянуло озеро тиной да ряской. (8)На месте этом проходила теперь обыкновенная дорожная насыпь; дорога делала крутой поворот, огибала белый двухэтажный барский дом, похожий на длинную казарму, заломанный чахлый парк и снова вырывалась на простор. (9)Главный врач детского санатория, размещённого в барском доме, показал мне давние фотографии этого исчезнувшего озера, высокой кирпичной плотины, торговых рядов с доисторическими портиками, он водил по внутренним покоям огромного дома, заново перегороженного, приспособленного для иных надобностей.

(10)Переделка и ремонт когда-то выполнены были наспех: половицы скрипят и хлябают под ногами, двери перекошены, в оконные рамы задувает свежий ветерок. – (11)Сохранилась хоть одна комната от давнего времени? – спросил я. – (12)С полами, дверями и окнами? – (13)Полы, двери и прочее – всё порастащили. (14)А вот стены и потолок сохранились в одном месте. (15)Идёмте, покажу. (16)Он ввёл меня в зал, кажется, в теперешнюю столовую, с белыми строгими пилястрами, с лепным потолком. – (17)Полы здесь были, говорят, из наборного паркета, двери из орехового дерева с бронзовой инкрустацией, люстра позолоченная висела. – (18)Жалко, – говорю, – что не сохранилось всё это. – (19)О чём жалеть? (20)Архитектурной ценности этот дом не имеет, – сказал доктор.

(21)Я взглянул на него с удивлением. (22)Не шутит ли? (23)Нет, смотрит прямо в глаза, даже с каким-то вызовом. (24)Задиристый хохолок на лысеющем лбу топорщится, как петушиный гребешок. – (25)Как не имеет ценности? – говорю. – (26)Это ж дом! (27)Большой, крепкий, красивый, полный когда-то дорогого убранства. – (28)Барские покои, и больше ничего. (29)Таких в России тысячи. – (30)Так ведь и народу нашему пригодились бы такие покои. – (31)Людям нашим нужны другие ценности. (32)Вы ещё храм пожалейте. (33)Теперь это модно. – (34)А что, не жаль храма? – (35)И храм цены не имеет. (36)Архитектура путаная. (37)Специалисты приезжали, говорят – эклектика.

(38)Потом, правда, всё-таки восстановили храм этот. – (39)И парка не жаль? – (40)Парк – природа, и больше ничего. (41)В одном месте убавилось, в другом прибавилось. (42)В любую минуту его насадить можно. (43)Мы стояли возле окна, внизу под нами раскинулся обширный посёлок. – (44)Смотрите, – говорю, – сколько домов. (45)Приличные дома, большинство новых. – (46)Здесь живёт в основном торговый люд, кто чем торгует, работы хватает. – (47)Вот и хорошо, – говорю. – (48)Увеличился посёлок за полвека? – (49)Увеличился. – (50)А теперь подумайте вот о чём: раньше, ну хоть ещё в тридцатые годы, здесь меньше жило народу, но успевали не только свои рабочие дела делать.

(51)Ещё и плотину чинили, озеро в берегах держали и парк обихаживали. (52)А теперь что ж, времени на это не хватает или желания нет? – (53)А это, – говорит, – знакомый мотив. (54)Это всё ваше писательское ворчание. (55)Что озеро спустили – это вы заметили. (56)Что над каждой крышей телевизионная тарелка поставлена – этого вы не замечаете. (57)Спорить с ним трудно, почти невозможно: доводы ваши он не слушает, только глаза навострит, тряхнёт головой и чешет без запинки, как будто доклад читает… – (58)Есть писатели-патриоты.

(59)Их книги читают, фильмы по книжкам их смотрят наравне с футболом и хоккеем, потому что яркие, незабываемые образы. (60)А есть писатели-ворчуны, которые всем недовольны. (61)И всё им что-то надо. (62)Вот одного такого лечили, а он нас же, медиков, опозорил в своём последнем сочинении. (63)За что, спрашивается? (64)Да, не раз вспомянешь в дальней дороге бессмертного писателя земли русской Николая Васильевича Гоголя: «Россия такая уж страна – стоит высмеять одного околоточного надзирателя, как вся полиция обидится». (По Б.А. Можаеву*)

* Борис Андреевич Можаев (1923–1996) – советский и российский писатель.

Проблемы текста:

  • Как должен проявляться истинный патриотизм?
  • Как следует относиться к окружающему миру?
  • Проблема жизненных приоритетов
  • Как следует относиться к памятникам культуры?
  • Почему важно сохранять культуру?
  • Кого можно назвать настоящим писателем?

Позиция автора:

  • Истинный патриотизм должен быть не насловах, недостаточно говорить хорошее о Родине, нужно ценить и оберегать природу, сохранять памятники, решать проблемы.
  • Необходимо беречь природу, есть то что невозможно восстановить.
  • Каждый человек выбирает сам, что для него является приоритетом, однако есть некие общечеловеческие понятия: патриотизм, любовь к природе, забота о культурном наследии.
  • Памятники необходимо сохранять, это часть истории и наследия.
  • Культуру важно сохранять, так как без нее люди теряют духовность, смотрят на жизнь скептически, теряют духовные ценности.
  • Настоящие писатель -это тот, кто описывает происходящее без прикрас, рассказывает о достоинствах и недостатках, существующих вокруг. Он помогает увидеть проблемы общества.

Сочинение ЕГЭ почему для многих людей наследие прошлого не имеет значения?

Почему для многих людей наследие прошлого не имеет значения? Об этом задумываешься, читая текст Бориса Андреевича Можаева, который ставит проблему утраты культурных ценностей.

Герой-рассказчик беседует с молодым доктором, и его удивляет равнодушие этого человека к старине: «Людям нашим нужны другие ценности. Вы ещё храм пожалейте. Теперь это модно». Печально, что есть подобные люди, не умеющие ценить красоты, созданной с душой и старанием руками предков.

Но молодые люди больше ценят всё новое: «Что озеро спустили – это вы заметили. Что над каждой крышей телевизионная тарелка поставлена — этого вы не замечаете». Современные реалии в глазах молодого человека имею гораздо большую ценность, чем культурное наследие.

Авторская позиция открыто не выражена, но мы можем догадаться, что писатель думает так же, как и его герой: «Жалко…что не сохранилось всё это».

Я соглашусь с позицией автора, ведь культурные ценности – это наше общее достояние. Любопытно было бы взглянуть, какая красота царила раньше в барском доме: «Полы здесь были, говорят, из наборного паркета, двери из орехового дерева с бронзовой инкрустацией, люстра позолоченная висела». Но мы этого уже никогда не увидим, как не увидим, например, янтарной комнаты, похищенной врагами.

И тут стоит задуматься: может быть, и мы враги сами себе?

Сочинение ЕГЭ какова роль памятников истории и культуры в жизни человека?

Какова роль памятников истории и культуры в жизни человека? Такая проблема находится в центре внимания автора.

Размышляя над данной проблемой, Борис Андреевич Можаев рассказывает нам историю одного человека, однажды решившего приехать в поселок Гусь-Железный, чтобы «полюбоваться на озеро, искупаться, поплавать в нем», но как только герой рассказа добрался до нужного места, он обнаружил, что озера нет. «На месте этом проходила обыкновенная дорожная насыпь», а барский дом стал похожим на «длинную казарму».

Все то, что когда-то представляло для рассказчика ценность, исчезло или было переделано людьми. Главный герой очень жалеет, что «от давнего времени» ничего не сохранилось.

Противоположную точку зрения имеет главный врач детского санатория, с которым рассказчик вступает в дискуссию. По мнению врача, «людям нашим нужны другие ценности». Ни храм, ни барский дом, ни парк не имеют для него какого-то важного значения. Таким образом, мы видим абсолютно разное отношения главного героя и врача к одним и тем же вещам.

Позиция автора поставлена четко: Борис Андреевич Можаев уверен, что храмы, парки, озера – все сохранившееся с давних времен представляет огромную ценность.

Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Ведь действительно, любой памятник истории или культуры обладает особым свойством напоминать нам об историческом прошлом нашей Родины. Многие достопримечательности ассоциируются у нас с определенным местом. Например, Красная площадь – с Москвой, Эрмитаж – с Санкт – Петербургом. К тому же, у каждого из нас есть место, здание или что-либо еще, имеющее ассоциацию с родным городом или поселком.

Итак, как мы можем увидеть, роль памятников истории и культуры в нашей жизни огромна, поэтому они являются важной ценностью для человека.

Сочинение ЕГЭ проблема сохранения исторического наследия

Почему важно сохранить вещи, строения прошлых лет? Какую ценность они представляют для человечества? Именно эти вопросы тревожат Можаева в предложенном тексте.

Раскрывая проблему, автор повествует нам о своей поездке в старинный посёлок Гусь-Железный, в котором стоял боярский дом, ныне переоборудованный в детский санаторий. Внутреннее убранство было разграблено и осталось лишь в памяти. Писатель хочет показать нам, что если бы люди сохраняли изначальный быт культурного памятника и понимали его ценность, то будущее поколение смогло бы изучать историю более наглядно. Подобные дома и вещи в них являются культурным наследием человечества, они помогают окунуться в прошлый век, прочувствовать его атмосферу.

Ещё одним примером, важным для понимания проблемы, является момент, в котором автор беседует с главным врачом санатория. Их мнения были противоположны. Медицинский работник не видел надобности сохранения строений прошлых лет. Публицист хочет донести до нас, что пропаганда сохранения культурных памятников среди населения нашей страны необходима. Люди начинают более халатно относиться к истории. Прогресс такого отношения необходимо остановить, чтобы не допустить полного исчезновения влияния истории на нашу жизнь.

Данные примеры помогают понять, почему важно сохранять строения, вещи прошлых лет и какую ценность они представляют для человечества.

Авторская позиция такова: памятники культуры – вечная ценность, которая является основой воспитания и духовного мира настоящего человека.

Я солидарна с мнением автора, так как история – это большая книга поколений, книга жизни, именно она помогает человечеству прогрессировать, а культурные памятники – это иллюстрации, делающие книгу интересной и запоминающейся. В подтверждение своих слов хочу привести пример из жизни.

Каждый из нас не раз был в музеях, видел строения далеких лет: усадьбы, храмы, крепости. С каждым годом страницы истории становятся всё менее чёткими: что-то забывается, уходит в прошлое. Однако наглядные исторические памятники помогают продлевать в нашей памяти жизнь далёким событиям и их участникам.

Подводя итоги, я хочу сказать, что именно история и её составляющие одухотворяют человека, поэтому их значение для нашего мира невозможно переоценить.

Сочинение ЕГЭ проблема важности сохранения культуры

Часто мы слышим о таком понятии, как культура, но не всегда задумываемся о необходимости её сохранения. В предложенном для анализа тексте Борис Андреевич Можаев поднимает проблему важности сохранения культуры.

В качестве примера автор противопоставляет жизненные ценности людей в разные периоды времени. Именно контраст между примерами позволяет острее понять важность сохранения культуры для человека.

Так, «ещё в тридцатые годы», в поселке Гусь-Железный люди ценили свое культурное наследие. Успевая «свои рабочие дела делать», они чинили плотину, держали озеро в берегах и обхаживали парк. Значит, бережное отношение к окружающей среде воспитывало в людях ответственность и рачительность. Жители старинного поселка умели не только созидать, но и созерцать.

С другой стороны, Б. А. Можаев акцентирует внимание читателя на «новом» населении поселка, у которого уже «другие ценности». Люди не сохранили культуру своих предков, а лишь «наспех» переделали и построили новые дома. Теперь старый храм «цены не имеет», разве что его можно пожалеть, ведь «это модно». Сохранением парка жители тоже не занимаются, «в любую минуту его насадить можно». Таким примером автор убеждает нас, что небрежное отношение к культуре явно сказывается на менталитете: люди теряют духовность и ответственность, начинают смотреть на жизнь скептически.

Оба приведенных примера, противопоставленные друг другу, помогают читателям понять, что внимательное отношение к культуре воспитывает в человеке усердие и умение наблюдать, в то время как равнодушие к окружающей действительности развивает в людях непринужденность и нигилизм.

Таким образом, размышляя над проблемой, Б. А. Можаев приходит к выводу, что культуру необходимо сохранять, так как без неё в людях пропадает нравственность и понимание духовных ценностей.

Мне близка позиция автора. Бережное отношение к культуре действительно необходимо людям. Например, в пожаре 1812 года сгорела летопись с текстом произведения «Слово о полку Игореве…». Эта ситуация вызвала трудности в изучении рукописи, были допущены неточности в передаче текста. Но все же, благодаря «Слову…» мы знаем имена многих князей, имеем представление о разногласиях между ними, о противостояниях с половцами. Подобные культурные ценности содержат историю нашей родины, и очень важно внимательно относиться к ним.

Исходя из вышесказанного, я пришёл к выводу, что необходимо бережно относиться к культуре, ведь она приносит пользу, духовно развивая нас.

Сочинение ЕГЭ какова роль культурных ценностей?

Какова роль культурных ценностей в жизни человека? Проблему памятников культуры поднимает Можаев в предложенном тексте.

Автор повествует о герое, решившим приехать в посёлок, чтобы «полюбоваться на озеро», но он, добравшись до нужного места, обнаруживает, что озера нет. Теперь «на месте этом проходила обыкновенная дорожная насыпь». Эти изменения неприятный рассказчику, ведь для него озеро было настоящей ценностью.

Но, к сожалению, не все так бережно относятся к окружающим красотам, что доказывает собеседник герои рассказа. В отличие от рассказчика, доктору не было жалко, что «всё убранство» барского дома растащили, так как, по его мнению, «архитектурной ценности дом не имеет». Тем самым главный герой духовно богаче своего собеседника, ведь он умеет видеть прекрасное в окружающих его вещах, когда доктор замечает лишь установленные телевизионные тарелки.

Автор своим повествованием пытается донести до читателя мысль о том, что необходимо видеть красоту в обыденных вещах, а также ценить и сохранять культурные памятники.

Я полностью поддерживаю мнение Можаева и понимаю, что действительно нужно духовно развиваться, чтобы научиться дорожить природными ценностям, окружающими нас.

Хорошим примером может послужить повесть Распутина «Прощание с Матёрой».

Автор затрагивает важную проблему сохранения природного наследия. Писатель отмечает, что без знания прошлого невозможно построить будущее, ведь природа — это тоже память. Так, гибель острова Матера и маленькой деревушки стали причиной утраты памяти а прекрасный, светлый днём жизни прежних жителей этой местности. Тем самым Матера — не просто остров, это связь с прошлым.

Таким образом, Б. А. Можаев своим текстом заставил задуматься читателя, какова роль культурных ценностей в жизни человека.

Сочинение ЕГЭ какова роль культурных ценностей?

Борис Андреевич Можаев, советский и российский писатель, поднимает в своем произведении проблему роли памятников истории и культуры в жизни человека.

Рассуждая над данной проблемой, автор рассказывает нам свою историю : он решил приехать в поселок Гусь-Железный, чтобы» полюбоваться на озеро, искупаться, поплавать в нем», но, добравшись до нужного места, обнаружил, что озера нет. » На месте этом проходила теперь обыкновенная дорожная насыпь». » А барский дом стал похожим на казарму».

Все то, что было ценно для рассказчика и хранило историю, исчезло или было переделано людьми. Главный герой, что ничего не сохранилось » от давнего времени». Действительно, обидно осознавать, что все то, что создавалось десятилетиями, разрушается.

Чтобы показать противоположную точку зрения по вопросу роли исторических памятников в жизни человека, автор пишет о дискуссии рассказчика с врачом детского санатория. По мнению врача, » людям нашим нужны другие ценности». Ни храм, ни барский дом, ни парк не представляют ценности для него. Он безразлично относится к их сохранению. Именно такая позиция ведет к исчезновению памятников культуры и искусства, ведь, не ценя их, нельзя их беречь.

Борис Андреевич Можаев считает, что все, что удалось сохранить с давних времен — богатство народа.

Я согласна с мнением автора, так как, действительно, любой памятник истории обладает свойством напоминать людям об историческом прошлом Родины.

К примеру, благодаря памятнику русскому солдату Алеше в Болгарии, болгарский народ и все туристы, посетившие город Пловдив, знают и помнят советских воинов- освободителей, помогавших в освобождении Болгарии от фашизма.

Таким образом, роль исторических и культурных памятников в нашей жизни очень велика, они являются большой ценностью для каждого человека.

Сочинение ЕГЭ проблема отношения к памяти

Как необходимо относиться к памяти? В чём ценность того, что досталось от предшественников? Ответы на эти вопросы ищет Борис Андреевич Можаев, поставив проблему отношения к памяти.

Для того, что обратить внимание на поставленную проблему автор показывает диалог врача и писателя, выражая отношение каждого из них к старинному посёлку Гусь-Железный. Этот посёлок был испорчен новыми жителями, которые халатно относятся к истории места, где они проживают. Например, старинный барский дом превратился в детский санаторий с плохим ремонтом, сделанным наспех, где от прошлого остались лишь фотографии. А отношение к истории этого места работающего здесь врача безразлично и бездушно: «О чём жалеть?», «Барские покои, и ничего большего»; «И храм цены не имеет…». Эта ситуация показывает то, как халатно и не пренебрежительно новые жители поселка относятся к памяти. Однако, врачу противостоит писатель, который прибывал в ужасе, наблюдая затем, что стало с Гусь-Железным с момента его последнего пребывания здесь. Рассказчик усиливает своё негодование, используя восклицательные предложения:»О ужас!», «Это ж дом!».

Писатель дорожит историй посёлка и переживает о том, что с ним стало, задавая множество вопросов: «Как не имеет ценности?»; «Увеличился посёлок за пол века?». Отношение рассказчика к памяти об этом месте показывает, что ещё имеются люди, которые дорожат историей потомков и хранят её множество лет. Эти примеры противопоставлены друг другу, что помогает частично увидеть неоднозначность отношения людей к истории этого старинного посёлка.

Таким образом, можно увидеть позицию автора по поставленной проблеме. Можаев считает, что необходимо чутко и бережно относиться к памяти о предыдущих поколениях и дорожить тем опытом, что остаётся от них.

Я разделяю позицию автора, ведь память о тех, кто жил до нас помогает во многих жизненных ситуациях. Опыт переходящий из поколения в поколение делает нас лучше, и сильнее морально. Если бы люди не помнили о прошлом, тогда создавать будущее было бы гораздо сложнее.

Поэтому, всем людям необходимо хранить память о прошлом на множество лет ради светлого и счастливого будущего следующих поколений.

Сочинение ЕГЭ проблема отношения к памяти

В предложенном для анализа тексте Борис Андреевич Можаев ставит проблему утраты истинных ценностей.

Раскрывая данную проблему, автор описывает пребывание человека, от которого ведётся рассказ, в старинном посёлке Гусь-Железный, где рассказчик встречается главным врачом детского санатория. У них завязывается диалог о переменах произошедших в Гусь-Железном за последние годы. Рассказчика пугают такие изменения, но на все расспросы о причинах такого отношения к озеру, парку и церкви врач даёт односложные ответы: «Археологической ценности не имеет». — или — «Людям нужны другие ценности». В этом эпизоде автор хочет показать, как люди бездумно и пренебрежительно относятся к своему невостребованному культурному прошлому и окружающей среде, ведь людям нужны «другие ценности» — Материальные. Далее диалог продолжает развиваться, рассказчик говорит о том, что, несмотря на увеличение численности населения посёлка, озеро и парк пребывают в запустелом состоянии, нежели было раньше.

На что получает ответ: «Это всё ваше писательское ворчание» — «Что над каждой крышей телевизионная тарелка поставлена — этого не замечаете.». Данная часть диалога ярко иллюстрирует изменение предпочтительных ценностей населения этого посёлка , теперь для них важнее телевизионные тарелки, а не окружающая их природа. Исходя из вышеперечисленных примеров, автор показывает в сторону чего произошло смещение человеческих ценностей и как изменения отразились на повседневной жизни людей.

Позиция автора заключается в следующем: на данный момент людям ближе материальные ценности, а не те, что несут в себе историческое, культурное или природное наследие.

Я согласен с позицией автора и тоже считаю, что сейчас происходит деградация истинных ценностей в пользу ценностей материальных. Например, массовые вырубки лесов, загрязнение озёр и рек — всё это наше природное достояние и гордость, но им жертвуется ради получения материальных благ.

Хочется сделать вывод, в наше время данная проблема актуальна как никогда, хорошо что есть ещё люди, которые освещают столь важные и насущные проблемы человечества.

Сочинение ЕГЭ о необходимости сохранять память о прошлом

Важно ли сохранять память о прошлом? Именно такая проблема поднимается в тексте Бориса Можаева.

Рассказчик приезжает в старинный посёлок Гусь-Железный полюбоваться на озеро и поплавать в нём. Но видит, что озера нет, как нет и плотины — всё осталось только на фотографиях. Когда главный врач детского санатория водил героя рассказа по «внутренним покоям огромного старинного дома», тот спросил его: «Сохранилась хоть одна комната от давнего времени? С полами, дверями и окнами?» Врач ответил, что всё растащили, ведь полы были из наборного паркета, двери из орехового дерева с бронзовой инкрустацией, люстра висела позолоченная.

Рассказчика охватила грусть, но доктор не понял её: «О чём жалеть? Архитектурной ценности дом не имеет». И на все другие вопросы врач отвечал спокойно, равнодушно. Главное, по его мнению, что поселок численно увеличился за полвека, а то, что люди перестали следить за памятниками культуры, не очень важно – «им нужны другие ценности». Оба примера противопоставлены друг другу. Они иллюстрируют разное отношение людей к родному краю.

Автор хочет донести до читателей мысль о том, что нельзя пренебрежительно относиться к природе и старинным постройкам.

И с этим нельзя не согласиться. Действительно, человек должен заботиться об окружающей его красоте. В противном случае будет, как в рассказе Б. Можаева: природа погибает, кругом разруха и забвение.

В заключение хочется сказать, что человек должен помнить о тех местах, где он родился и жил когда-то. И если уж он не может украсить их, то хотя бы не должен губить и разорять.

Смотрите также на нашем сайте:

Тренировочные варианты ЕГЭ 2022 по русскому языку задания с ответами

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

Обновлено: 08.01.2023

Вот и сам текст : (1)Возращение мистера X после отдыха мы с братом наблюдали лично. (2)Он приехал на машине, потому что не любил ходить пешком. (3) И злые языки утверждали, что у него целый гараж этих машин и на одних он ездит в магазин, на других — в ресторан, на третьих — на работу, а собираясь к тётушке, он выбрал самый нарядный лимузин тёмно-золотистого оттенка, этот цвет у художников именуется «вечерний звон» (4) Зато от своей сверкающей, похожей на солнце машины ему пришлось идти до нашего дома пешком, целых двадцать шагов, и он сильно запыхался. (5) Тётушка в это время находилась у себя в мансарде. (6) Но она вышла, чтобы взглянуть на бывшего кандидата и его великолепную машину лично (7) Мы сразу обратили внимание, что она не была в подвешенном состоянии, потому что не хотела никак показать, что она может быть выше гостя. (8) Но принарядилась она, как всегда, элегантно, и белый воротничок и серебряная заколка были на своих местах (9) Она предложила мистеру X присесть на скамейку в саду так, чтобы сидел он лицом к клумбе, где цвели её любимые белые розы. (10) — Так вы отдохнули? — спросила она негромко, разглядывая свой цветник. (11) -Да- отвечал мистер X- (12)Я побывал на этой. (13) Как её. (14) Ну на природе. (15)- Так расскажите, расскажите скорей, — оживилась тётушка, -какой там лес? (16) Какая речка? (17) И удалось ли вам порыбачить? (18) А может, вы собирали ягоды и грибы ? (19) Мистер X пожал плечами и повторил, что лес — он и есть лес, в нём много стволов, на которых висят всякие ветки и ещё листья. (20) Внутрь же леса он не попал. *21) Туда нет проезда. (22) -Но вы же могли гулять по лесу пешком? (23)- А зачем? — искренне удивился мистер X — (24) У меня ведь много машин. (25) Тётушке, мы это заметили по лицу, стало вдруг скучно с ним разговаривать. (26) Она пожалела, что потеряла столько времени. (27) Но из вежливости на прощание она спросила, как мистер X находит её белые розы, которые перед его глазами. (28) -Ах, эти? — удивился он. — (29) Я никогда не видел роз, но отчего они такие белые? (30) Может, их покрасить ? (31)Вы не представляете, как красиво, когда цветы красят в синий или красный цвет! (32) — Вот как? — вымолвила тётушка изумлённо. — (33) Я и не знала, что их можно красить. (34) На следующий день тётушка, спустившись на завтрак, как бы мимоходом сказала нам, чтобы этого господина, который был вчера, ни в сад, ни тем более в дом мы больше не приглашали. (35) — Он вёл себя непочительно? — спросила мама. (36) -Он вёл себя так, как умеет, — отвечала тётушка, глядя в тарелку. (37) Но он. -продолжила она другим, более строгим тоном, — он никак не дорос, чтобы быть, например, садовником. (38) Дворником тоже. (39) Приподнимаясь, тётушка добавила более снисходительно: — Самое ужасное, что он обожает бумажные цветы. l

Восприятие природы — это ощущение человеком окружающего мира. Люди по-разному могут воспринимать природу : одни видят в ней естественную красоту, а другие не замечают ничего красивого и удивительного.

Обратимся к предложенному тексту. Один из героев, мистер Х, не только не видит в природе прекрасного, но и считает, что бумажные цветы красивее живых роз. У мистера Х примитивный взгляд на природу. Об этом говорит предложение 19 :»Лес — он и есть лес. В нем много стволов «. Именно поэтому с таким человеком общаться неинтересно.

Так же воспринимает природу герой романа в стихах Пушкина — Евгений Онегин. Не случайно он называет луну и небосклон глупыми. Поэтому впоследствии он не может найти общий язык с Татьяной, для которой природа — волшебный мир.

Таким образом, человек обедняет себя, воспринимая природу только с практической точки зрения и не замечая её живой прелести.

Восприятие природы — это ощущение человеком окружающего мира. Люди по-разному могут воспринимать природу : одни видят в ней естественную красоту, а другие не замечают ничего красивого и удивительного.

Обратимся к предложенному тексту. Один из героев, мистер Х, не только не видит в природе прекрасного, но и считает, что бумажные цветы красивее живых роз. У мистера Х примитивный взгляд на природу. Об этом говорит предложение 19 :»Лес — он и есть лес. В нем много стволов «. Именно поэтому с таким человеком общаться неинтересно.

Так же воспринимает природу герой романа в стихах Пушкина — Евгений Онегин. Не случайно он называет луну и небосклон глупыми. Поэтому впоследствии он не может найти общий язык с Татьяной, для которой природа — волшебный мир.

Таким образом, человек обедняет себя, воспринимая природу только с практической точки зрения и не замечая её живой прелести.

Восприятие природы — это ощущение человеком окружающего мира. Люди по-разному могут воспринимать природу : одни видят в ней естественную красоту, а другие не замечают ничего красивого и удивительного.

Обратимся к предложенному тексту. Один из героев, мистер Х, не только не видит в природе прекрасного, но и считает, что бумажные цветы красивее живых роз. У мистера Х примитивный взгляд на природу. Об этом говорит предложение 19 :»Лес — он и есть лес. В нем много стволов «. Именно поэтому с таким человеком общаться неинтересно.

Почему важно сохранить вещи, строения прошлых лет? Какую ценность они представляют для человечества? Именно эти вопросы тревожат Можаева в предложенном тексте.

Раскрывая проблему, автор повествует нам о своей поездке в старинный посёлок Гусь-Железный, в котором стоял боярский дом, ныне переоборудованный в детский санаторий. Внутреннее убранство было разграблено и осталось лишь в памяти. Писатель хочет показать нам, что если бы люди сохраняли изначальный быт культурного памятника и понимали его ценность, то будущее поколение смогло бы изучать историю более наглядно. Подобные дома и вещи в них являются культурным наследием человечества, они помогают окунуться в прошлый век, прочувствовать его атмосферу.

Ещё одним примером, важным для понимания проблемы, является момент, в котором автор беседует с главным врачом санатория. Их мнения были противоположны. Медицинский работник не видел надобности сохранения строений прошлых лет. Публицист хочет донести до нас, что пропаганда сохранения культурных памятников среди населения нашей страны необходима. Люди начинают более халатно относиться к истории. Прогресс такого отношения необходимо остановить, чтобы не допустить полного исчезновения влияния истории на нашу жизнь.

Данные примеры помогают понять, почему важно сохранять строения, вещи прошлых лет и какую ценность они представляют для человечества.

Авторская позиция такова: памятники культуры – вечная ценность, которая является основой воспитания и духовного мира настоящего человека.

Я солидарна с мнением автора, так как история – это большая книга поколений, книга жизни, именно она помогает человечеству прогрессировать, а культурные памятники – это иллюстрации, делающие книгу интересной и запоминающейся.

В подтверждение своих слов хочу привести пример из жизни.

Каждый из нас не раз был в музеях, видел строения далеких лет: усадьбы, храмы, крепости. С каждым годом страницы истории становятся всё менее чёткими: что-то забывается, уходит в прошлое. Однако наглядные исторические памятники помогают продлевать в нашей памяти жизнь далёким событиям и их участникам.

Подводя итоги, я хочу сказать, что именно история и её составляющие одухотворяют человека, поэтому их значение для нашего мира невозможно переоценить.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст:

(1)Жители села Пушкинские Горы рассказывали волнующую легенду. (2)Будто бы в тревожный 1918 год, когда пылали в округе дворянские усадьбы и Михайловское тоже не избегло пожара, в село вошёл красный отряд. (3)Пламя добиралось уже до домика няни, и вот командир разогнал поджигателей и потушил пожар. (4)Некоторые рассказчики добавляли, что он прочёл перед жителями Михайловского знаменитые пушкинские строки:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

(5)Эта легенда считалась образцом народного сказового творчества. (6)Но вдруг 18 февраля 1932 года ленинградский пушкинист Якубович получил необычное письмо.

(12)В архивах Пушкинского Дома нам удалось разыскать это письмо. (13)Мы готовы были опубликовать его, однако удалось разыскать и самого автора письма. (14)Гареева мы ветретили в Москве и попросили его рассказать о том, как был спасён домик няни. (15)Приводим запись его рассказа.

(16)Отгремели бои с Юденичем. (17)Нашу бригаду перебросили на границу, и штаб разместился в Святогорском монастыре, вблизи Михайловского. (18)Монахи повели нас осматривать окрестности.

(19)Перед церковной оградой на горке я заметил могильный памятник. (20)Спрашиваю:

(21)Монахи отвечают:

(22)С чем можно сравнить чувство, охватившее меня? (23)Так остолбенеешь вдруг, встретив в самом неожиданном месте старого, давно забытого друга. (24)Передо мной пронеслось моё детство: степной аул Верхний Ахташ, начальная школа, учительская семинария, где я с увлечением изучал произведения Пушкина. (25)Потом начались войны, бои, мне было не до Пушкина, и я забыл о нём.

(26)На следующий день я поехал в Михайловское. (27)Песчаная дорога. (28)Медные стволы сосен. (29)На дворе, заросшем травой, толпится какой-то случайный народ. (30)Угольная пыль покрывает фундамент разрушенного дома.

— (31)Что здесь было? — спросил я.

— (32)Дом Пушкина.

(33)На всём лежала печать разрушения, видны были следы огня. (34)Подошли мы к какому-то полуразрушенному срубу. (35)Это и был домик няни — всё, что сохранилось от Михайловского. (36)Я вошёл в домик. (37)Косяки сорваны, окна и двери тоже. (38)Поднял голову — крыши нет: сквозь стропила виднеется небо.

(39)С того момента судьба Михайловского не выходила у меня из головы. (40)В Святых Горах разыскал я древнюю старушку, которая знала здешние места. (41)Повезли мы старушку в Михайловское, чтобы она рассказала нам о любимых аллеях поэта, о том, где он бывал, как жил.

(45)Решили мы восстановить домик няни. (46)Но как подступиться?

(47)Как-то в штаб явился человек учёного вида. (48)Он назвал себя пушкинистом Устимовичем и попросил нас оградить Михайловское от разрушения.

— (49)Мы делаем, что можем, — говорю я, — готовы даже реставрировать домик няни, да нет у нас представления о том, каким он был.

(50)И тогда Устимович положил передо мной на стол фотографии домика, его описания, зарисовки. (51)Сейчас же я вызвал начальника сапёрной роты Турчанинова и отдал приказ:

— Сапёрной роте выступить в Михайловское и восстановить домик няни.

(52)Сапёры с помощью Устимовича за неделю домик няни восстановили. (53)Какой это был праздник для всех нас!

(54)Политотдел бригады добился специального постановления уездного исполкома об охране домика и назначении в Михацловское сторожа.

(55)Прошли годы. (56)Вернувшись из Средней Азии, где я прослужил десять лет, в Москву, я решил, что история о том, как был спасён домик няни, может представлять интерес. (57)Вот почему было написано письмо в Пушкинский Дом«.

Пояснение

Проблема сохранения культурного наследия.

Что представляет собой культурное наследие страны? Почему необходимо его охранять? Кто отвечает за сохранение культурного наследия?

Проблема нанесения урона культурному наследию в годы исторических потрясений в стране.

Какое влияние оказывают военные потрясения, переломные моменты в истории на культурное наследие страны? Как противостоять губительному влиянию исторических потрясений на культурные памятники?

Проблема особенностей восприятия личности А.С. Пушкина.

В чём состоят особенности нашего восприятия личности А.С. Пушкина?

Проблема осознания человеком вечных ценностей и своей к ним причастности.

Что представляют собой вечные ценности? Кто может ощутить причастность к вечным ценностям?

Проблема осмысления важности созидательной деятельности как основной жизненной цели.

Какова основная жизненная цель людей?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сочинение в формате ЕГЭ

по тексту К. Г. Паустовского

(вариант № 3- сборник И. П. Цыбулько — 2018)

1 . Проблема тек c та

2. Комментарий к проблеме текста

В центре внимания автора мы видим русскую природу. Описывая красоту родных просторов, К.Г. Паустовский делится своими впечатлениями от пребывания в чудесной стороне — Мещёрском крае. Душа автора буквально переполнена теми впечатлениями, которые испытывает человек, находясь на лоне природы. Он не только восхищается всем увиденным, но и обращает внимание на то, что красивы не только заливные луга и река, но и человек, который умеет любоваться всем этим, тоже красив. От такого великолепного общения душа автора настолько распахнута, что у него даже не хватает слов, чтобы выразить всю прелесть природы и то наслаждение, которое он не раз испытал.

3. Позиция автора

Позиция автора выражена очень чётко и ясно. Природа помогает человеку отдохнуть от суеты, почувствовать единение с миром, обрести духовную гармонию и лучше понять мир и своё место в нём.

4. Моя точка зрения

Моя точка зрения полностью совпадает с авторской позицией. Мы с родителями часто отдыхаем на природе. Совершив много путешествий по России, увидели красоту русских рек: Оки, Камы и Клязьмы. Бродили по заливным лугам Подмосковья. Любовались красотой Рязанской земли, когда ездили на родину Сергея Есенина. Восхищались великой Волгой, путешествуя по ней на теплоходе. Ходили по берегу алтайской Катуни, когда были на родине В.М. Шукшина. И каждый раз мы убеждались в том, какой мощный заряд духовной энергии даёт нам такое общение с природой.

5- а. Аргумент первый

5-б. Аргумент второй.

Размышляя над данной проблемой, мы приходим к выводу о том, что общение с природой является для человека той живительной силой, которая поддерживает его в обыденной жизни и помогает быть духовно богаче и красивее.

Читайте также:

      

  • Сочинение памятники природы ленинградской области
  •   

  • Яр чаллы туган шэхэрем сочинение
  •   

  • Сочинение по моему друзья должны приходить на помощь всегда даже в мелочах
  •   

  • Обладает ли художественный стиль писателя своими особенностями сочинение егэ
  •   

  • Сочинение правосознание неизбежный спутник права

На чтение 3 мин Просмотров 123

Сочинение ЕГЭ «Проблема халатного отношения людей к ценностям, окружающим их» по тексту Можаева (Сочинение с реального экзамена на 24 балла) «А в тот солнечный день я приехал в Гусь-Железный полюбоваться на озеро…»Исходный текстПередо мной текст Можаева, советского и российского писателя, в котором автор повествует о случае, который произошел с ним в старинном поселке, куда он приехал искупаться, но обнаружил, что озеро исчезло. В данном тексте автор поднимает проблему халатного отношения людей к ценностям, окружающим их. В первом абзаце текста автору удается одним предложением передать эмоции при виде узкой речушки на месте озера, в котором он так хотел искупаться. «О боже!» — воскликнул рассказчик. Благодаря этой краткой реплике становится понятно, что автору неприятно исчезновение озера, ведь для него оно являлось настоящей ценностью.  К сожалению, не все люди так трепетно относятся к окружающим их сокровищам и красотам, это демонстрирует диалог автора с главным врачом детского санатория. Автор был поражен размером и красотой барского дома, по которому водил его доктор. Герою было «жалко», что «все убранство дома растащили». Но врач совершенно не разделял чувств героя и считал, что «архитектурной ценности дом не имеет». Данный диалог играет важнейшую роль в тексте, так как демонстрирует различное, противоположное отношение людей к окружающим их ценностям, в частности к старинному барскому дому. Главный герой видим в нем памятник культуры, архитектурную ценность, в то время как врач считает его лишь барскими покоями, каких в России тысячи (предложения 28,29). Для доктора не имеют цены ни парки (предложения 40-42), ни храмы (предложения 35-37). Из диалога становится понятно, что доктору важны лишь телевизионные тарелки, поставленные над каждой крышей. Главный герой разделяет совершенно другие ценности, он духовно богаче, он воспитал в себе чувство прекрасного, которое помогает ему видеть в окружающих его вещах красоту, искусство. Он ценит как природные сокровища, так и достояния человеческой культуры. Авторская позиция заключается в том, что необходимо видеть прекрасное в, казалось бы, обыкновенных вещах, окружающих нас. Каждому из нас нужно ценить природу, культуру, искусство, ведь осознание истинных ценностей – фундамент духовного роста любого человека. Я полностью согласна с автором и понимаю, что, к сожалению, ценностные ориентиры многих людей в наше время смещены, и они не осознают столько прекрасного они упускают в жизни. Мне кажется, что с людьми, духовные ценности которых являются преобладающими, всегда найдется, о чем поговорить, ведь такие люди – Личности с большой буквы. Я бы хотела стать таким человеком и буду делать все, чтобы этого достичь. Прочитав текст Бориса Можаева, я задумалась о том, насколько важно беречь ценности окружающего нас мира. Мы окружены прекрасным: природой, памятниками истории, произведениями искусства. Стоит только присмотреться к окружающим нас обыденным вещам, как они заиграют яркими красками. Надеюсь, в скором времени люди усвоят эту простую истину или хотя бы сделают шаг к ее осознанию.Автор сочинения: Валерия Конновалова

Как написать комментарий для сочинения ЕГЭ по русскому языку к тексту Б.А. Можаева «А в тот солнечный день я приехал…»

Прокомментировать проблему в тексте для сочинения ЕГЭ, которой заинтересовался автор, несложно. Получить 5 баллов за комментарий можно, если следовать алгоритму, который изложен в этих рекомендациях по поводу написания комментария.

Как написать комментарий для сочинения ЕГЭ по русскому языку к тексту  Б.А. Можаева «А в тот солнечный день я приехал…»

Вам понадобится

  • Текст Б.А. Можаева «А в тот солнечный день я приехал в Гусь-Железный полюбоваться на озеро, искупаться, поплавать в нем»

Инструкция

Сформулируйте проблему. Оформить её можно так: «Б.А. Можаев поднимает проблему отношения человека к наследию своей страны».

Прочитав начало текста, подумайте, о каком случае рассказывает автор. Предлагаем начало комментария: «В начале текста автор рассказал о том, как он побывал в знакомых местах и обнаружил, что ни озера нет, ни старинной плотины. Барский дом потерял свой первоначальный вид».

Необходимо уточнить, с кем встретился автор. Факт о собеседнике автора можно написать так: «Б.А. Можаев встретился с главным врачом детского санатория, который располагался сейчас в этом доме».

Обратите особое внимание на реплики автора. Что можно понять из этих реплик? Один из вариантов анализа реплик автора может быть таким: «Из разговора этих людей мы можем понять, как они относились к этой проблеме. Автор жалел, что достопримечательности этих мест не сохранены. Слова доктора о том, что, по мнению экспертов, ни дом, ни храм архитектурной ценности не представляли и тем, что «народу нужны другие ценности», удивили автора. Он даже думал, не пошутил ли тот».

Постарайтесь увидеть выразительные средства речи, которые используются в тексте. Предлагаем вариант оформления предложения о выразительных средствах речи: «Для того чтобы выразить своё беспокойство, автор использует в диалоге вопросительные и восклицательные предложения, с помощью которых он пытается убедить главного врача, и одновременно читателей, в том, что отношение людей к этому вопросу неправильное».

Не оставляйте без внимания реплики других участников диалога. Подумайте над тем, что можно понять из реплик главного врача. Анализ реплик главного врача может выглядеть так: «Из диалога, который автор использует для выражения точек зрения по поводу проблемы, нам понятно, что его собеседник не жалел о том, что барский дом потерял свой прежний вид, что сохранять храм и пруд необязательно, потому что наступило время других ценностей».

Необходимо обращать внимание на конец текста, потому что здесь можно обнаружить мысли для обобщения. Приведём один из примеров формулировки обобщения: «В конце текста автор с грустью вспоминает слова бессмертного писателя Н.В. Гоголя. Скорее всего, для того, чтобы сказать, что неравнодушные люди не могут оставаться в стороне от злободневных проблем. В отличие от обывателей, писатели обеспокоены состоянием духовной жизни людей, в том числе сохранением историко-культурного наследия Родины».

Опираясь на точки зрения автора и его собеседника, сформулируйте вывод для комментария. Использовать слова «автор», «собеседник», «главный врач» не надо. Советуем сделать заключение для комментария таким: «Итак, люди по-разному относятся к культурно-историческим ценностям, которые их окружают. Некоторые — равнодушно, потому что считают, что в основе жизни заложены материальные, а не духовные ценности. Есть и такие, которых беспокоит судьба культурных памятников любого масштаба – всероссийского или местного».

Полезный совет

Подводя итоги алгоритма написания комментария для сочинения ЕГЭ, советуем следовать такой логике, и пятибалльный результат будет обеспечен.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3. 

(1)Неожиданным открытием в науке оказалось наличие чёткой иерархии, или рангов, в мире животных. (2)И раньше люди знали о том, что в стаях волков, гиен, в сообществах большинства приматов есть свои вожаки. (3) теперь выяснилось, что у многих животных это соподчинение проведено сверху донизу последовательно и без исключений, причём не только среди самцов, но и между взрослыми самками, и даже между детёнышами.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 

1) Учёным стало известно, что у многих животных существует строгая иерархия, и часто это соподчинение проведено сверху донизу, причём и между взрослыми животными, и между детёнышами.

2) Научным открытием стало наличие в мире животных чёткой иерархии, которая проведена сверху донизу последовательно и без исключений.

3) Недавно стало известно, что в сообществах животных существуют вожаки, причём ярче всего это выражено у волков, гиен, в сообществах отдельных видов приматов.

4) Неожиданное научное открытие последних лет – наличие иерархии у тех животных, которые живут семейными группами: самец, самка и несколько детёнышей.

5) И раньше люди знали о том, что в стаях волков, гиен, в сообществах приматов есть свои вожаки, положение которых определяет не только физическая сила, но и повышенная агрессивность.

2. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МИР, —а, м.

1) ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).

2) Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить м.

3) Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.

4) ед. Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви. Жить в миру. Уйти из мира в монастырь.

5) Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. В семье м. Сохранить м. на Земле.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. 

договорЁнность нОгтя взЯлась зАгнутый красИвее

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.  

КОННЫЙ спорт предполагает соревнования на лошадях.

ДЕКОРАТИВНЫЕ способности Клавдии вызывали похвалу ее почитателей.

Русская литература подарила миру много ГУМАНИСТИЧЕСКИХ произведений.

По крутой лестнице Максим спустился с чердака в ЖИЛЫЕ комнаты.

Мы тратим на строительство значительные ресурсы, но ОТДАЧА от этих вложений порой минимальна.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Первостепенное внимание приобретает строительство дороги в новом жилом районе столицы.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 

СТРИЖЁТ клиентов

ПЯТЬСОТЫЙ заказ

две пары БОТИНОК

БЛИЖАЙШАЯ станция

нет ВРЕМЕНИ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) На картине И.И. Фирсова «Юном живописце» изображена домашняя мастерская художника.

2) Среди домов, построенными на этой улице, было несколько многоэтажных.

3) Не столько талантом, но и трудолюбием обеспечивается достижение успеха в работе.

4) Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.

5) Занимаясь плаванием, укрепляется здоровье, исправляется осанка.

6) Благодаря различным стилевым вкраплениям в художественной речи создаётся иронический или юмористический характер повествования.

7) Один из функциональных стилей, который имеет особую сферу применения – искусство, называется художественным.

8) Слушая выступление докладчика, я восхищался его даром красноречия.

9) Из письменностей, распространённых в мире, только некоторые, например китайская, японская, корейская и индийская, не связаны с финикийским письмом.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 

1) пом..рить (друзей), увл..чение, осв..щать (фонарём)

2) незн..комец, возвр..щаясь, выр..стали

3) отг..варивать (от поездки), аф..ристичный, пол..гать

4) подр..стающий, др..мота, з..рнистый

5) св..товство, оц..нить, выл..вать

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 
1) бе..земельный, и..сякнуть, ни..посланный

2) по..заправка, на..классовый, о..дежурить

3) пр..горелый, пр..исполненный, пр..открытый

4) из..сканный, от..грывать, пред..дущий

5) транс..европейский, суб..ективизм, двух..ярусный

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 
1) натри..вый, доверч..вый

2) обур..вавший, замш..вый

3) непоседл..во, отверд..вать

4) обла..вать, старш..нство

5) вороч..ться, задумч..вый

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1) задремл..шь, ознаком..вшийся

2) осмотр..шь, брош..нный

3) останов..шься, прослуш..нный

4) затихн..шь, ожида..мый

5) выгляд..шь (хорошо), ненавид..мый

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 

Купленное недавно дорогое оборудование так и оставалось (НЕ)РАСПЕЧАТАННЫМ специалистами лаборатории.

Эта деревня находилась (НЕ)ДАЛЕКО от Москвы, а совсем рядом, в двух милях.

Чистое небо над головой – это (НЕ)ТАК уж и мало!

(НЕ)ПРЕКРАЩАЮЩАЯСЯ в течение суток пурга замела весь город.

Сидя в автомобиле, (НЕ)ВОЛЬНО наблюдаешь за тем, что происходит вокруг.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. 
В качестве существительного мужского рода в литературном языке закрепилось ТАК(ЖЕ) и сокращение МИД: оно стало склоняться, и (ПО)ЭТОМУ правильно говорить: «МИД сделал заявление».

Он резко дёрнул за верёвку (НА)ПОДОБИЕ того, как рыбаки подсекают рыбу, понимая, что (В)СВЯЗИ со своим поведением он не сможет заслужить благосклонности начальника.

Подруги знали, чувствовали, что прощаются (НА)ВСЕГДА, и прощались как-то (ПО)ОСОБЕННОМУ.

Мама (В)ПОСЛЕДСТВИИ смирилась с моим выбором и даже (ПО)СВОЕМУ старалась помочь мне.

Наш организм способен усваивать не более 200 мл воды за четверть часа, (ПО)ЭТОМУ диетологи рекомендуют равномерное питьё (В)ТЕЧЕНИЕ дня.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН

Мимо растворё(1)ой ваго(2)ой дверцы вслед за краше(3)ыми низкими будками и зажжё(4)ыми фонарями уже плыли станцио(5)ые деревья, отягчё(6)ые целыми пластами снега, который они как хлеб-соль торжестве(7)о протягивали на выпрямле(8)ых ветвях навстречу поезду.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 

1) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах «Слова о полку Игореве».

2) Наша хозяйка одинаково хорошо умела мыть и гладить вязать и шить.

3) Солдат держал в руках рюкзак и палатку и был одет в летнюю форму.

4) Розовый свет уже загорался на заснеженных вершинах гор и медленно опускался вниз.

5) Сквозь шум ветра до нас доносился не то собачий лай не то уханье филина.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 
Скрипка(1)покорная и нежная(2) смеялась (3) и пела(4) и скользила по мыслям (5) а (6)доходя до рокового предела (7) останавливалась (8) как арабский конь (9)сдержанный (10) лёгким движением удил.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

«Добро(1) мой внук(2)

Добро, что не узнал ты деда!..»

«Ах(3)де­душ­ка(4) ужели это ты?»

И по­ли­лась пе­чаль­ная бе­се­да

Сле­за­ми теп­лы­ми на пыль­ные цветы.

«Тебе(5) по­жа­луй(6) скоро будет трид­цать…

А мне (7)уж (8)де­вя­но­сто…

Скоро в гроб.

Давно (9)пора бы (10) было во­ро­тить­ся».

Он го­во­рит, а сам все мор­щит лоб. (Сер­гей Есе­нин)

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Произведения Куинджи, Поленова, Саврасова, Левитана (1) каждое (2) из которых (3) вызывало огромный интерес зрителей (4) представляли различные направления (5) в единых рамках русского реалистического пейзажа.

20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые

Нужно думать о чувствах других (1) и (2) когда вы понимаете (3) что начинаете нервничать (4) постарайтесь не выплеснуть гнев и раздражение на близких людей.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении.

(1)Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека. (2)Душевный подъём не выражается в театральной позе и приподнятости. (3)Так же как и пресловутые «муки творчества». (4)Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой. (5)Каждый человек хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения – душевного подъёма, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы. (6)Да, вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27 

(1)В солнечный день я приехал в старинный посёлок Гусь-Железный полюбоваться на озеро, искупаться, поплавать в нём. (2)Доехал до речки, поднялся на бугор, глянул и… (3)О ужас! (4)Нет озера. (5)По широкой впадине, окаймлённой дальней опушкой бывшего прибрежного леса, текла, извиваясь, узкая, местами пересыхающая речушка. (6)И старинной плотины, высокой, кирпичной, с чугунными шлюзами, в тёмных казематах которой, по преданию, разбойная братия чеканила фальшивые деньги, тоже не было. (7)Шлюзы, регулировавшие сток, убрали, засыпали – и затянуло озеро тиной да ряской. (8)На месте этом проходила теперь обыкновенная дорожная насыпь; дорога делала крутой поворот, огибала белый двухэтажный барский дом, похожий на длинную казарму, заломанный чахлый парк и снова вырывалась на простор.

(9)Главный врач детского санатория, размещённого в барском доме, показал мне давние фотографии этого исчезнувшего озера, высокой кирпичной плотины, торговых рядов с доисторическими портиками, он водил по внутренним покоям огромного дома, заново перегороженного, приспособленного для иных надобностей. (10)Переделка и ремонт когда-то выполнены были наспех: половицы скрипят и хлябают под ногами, двери перекошены, в оконные рамы задувает свежий ветерок.

– (11)Сохранилась хоть одна комната от давнего времени? – спросил я. – (12)С полами, дверями и окнами?

– (13)Полы, двери и прочее – всё порастащили. (14)А вот стены и потолок сохранились в одном месте. (15)Идёмте, покажу.

(16)Он ввёл меня в зал, кажется, в теперешнюю столовую, с белыми строгими пилястрами, с лепным потолком.

– (17)Полы здесь были, говорят, из наборного паркета, двери из орехового дерева с бронзовой инкрустацией, люстра позолоченная висела.

– (18)Жалко, – говорю, – что не сохранилось всё это.

– (19)О чём жалеть? (20)Архитектурной ценности этот дом не имеет, – сказал доктор.

(21)Я взглянул на него с удивлением. (22)Не шутит ли? (23)Нет, смотрит прямо в глаза, даже с каким-то вызовом. (24)Задиристый хохолок на лысеющем лбу топорщится, как петушиный гребешок.

– (25)Как не имеет ценности? – говорю. – (26)Это ж дом! (27)Большой, крепкий, красивый, полный когда-то дорогого убранства.

– (28)Барские покои, и больше ничего. (29)Таких в России тысячи.

– (30)Так ведь и народу нашему пригодились бы такие покои.

– (31)Людям нашим нужны другие ценности. (32)Вы ещё храм пожалейте. (33)Теперь это модно.

– (34)А что, не жаль храма?

– (35)И храм цены не имеет. (36)Архитектура путаная. (37)Специалисты приезжали, говорят – эклектика. (38)Потом, правда, всё-таки восстановили храм этот.

– (39)И парка не жаль?

– (40)Парк – природа, и больше ничего. (41)В одном месте убавилось, в другом прибавилось. (42)В любую минуту его насадить можно.

(43)Мы стояли возле окна, внизу под нами раскинулся обширный посёлок.

– (44)Смотрите, – говорю, – сколько домов. (45)Приличные дома, большинство новых.

– (46)Здесь живёт в основном торговый люд, кто чем торгует, работы хватает.

– (47)Вот и хорошо, – говорю. – (48)Увеличился посёлок за полвека?

– (49)Увеличился.

– (50)А теперь подумайте вот о чём: раньше, ну хоть ещё в тридцатые годы, здесь меньше жило народу, но успевали не только свои рабочие дела делать. (51)Ещё и плотину чинили, озеро в берегах держали и парк обихаживали. (52)А теперь что ж, времени на это не хватает или желания нет?

– (53)А это, – говорит, – знакомый мотив. (54)Это всё ваше писательское ворчание. (55)Что озеро спустили – это вы заметили. (56)Что над каждой крышей телевизионная тарелка поставлена – этого вы не замечаете.

(57)Спорить с ним трудно, почти невозможно: доводы ваши он не слушает, только глаза навострит, тряхнёт головой и чешет без запинки, как будто доклад читает…

– (58)Есть писатели-патриоты. (59)Их книги читают, фильмы по книжкам их смотрят наравне с футболом и хоккеем, потому что яркие, незабываемые образы. (60)А есть писатели-ворчуны, которые всем недовольны. (61)И всё им что-то надо. (62)Вот одного такого лечили, а он нас же, медиков, опозорил в своём последнем сочинении. (63)За что, спрашивается?

(64)Да, не раз вспомянешь в дальней дороге бессмертного писателя земли русской Николая Васильевича Гоголя: «Россия такая уж страна – стоит высмеять одного околоточного надзирателя, как вся полиция обидится».

(По Б.А. Можаеву*)

* Борис Андреевич Можаев (1923–1996) – советский и российский писатель.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 
1) В старинной усадьбе, где разместился санаторий, не сохранились существовавшие в давние времена двери из орехового дерева с бронзовой инкрустацией.

2) Доктор не сожалеет о том, что в здании бывшей усадьбы не сохранились старинные двери и наборный паркет.

3) Численность населения старинного посёлка Гусь-Железный за последние полвека не изменилась.

4) Доктор с большим уважением относится к творчеству любого писателя.

5) В процессе дискуссии с главным врачом детского санатория рассказчик вынужден был признать правоту собеседника.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 
1) В предложении 2 перечислены последовательные действия персонажа.

2) Предложение 8 содержит описание.

3) Предложение 23 противопоставлено по содержанию предложению 24.

4) Предложение 36 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 35.

5) В предложениях 58–61 представлено рассуждение.

24. Из предложений 1–5 выпишите антонимы (антонимическую пару).

25. Среди предложений 1–8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Отношение персонажей к происходящему в посёлке автор передаёт с помощью такой формы речи, как (А)__________ (предложения 17–20, 25–42). Неравнодушие рассказчика обнаруживает синтаксическое средство – (Б)__________ (предложения 3, 26). Тропы: (В)__________ («задиристый хохолок» в предложении 24) и (Г)__________ («как петушиный гребешок» в предложении 24, «как будто доклад читает» в предложении 57) – помогают понять отношение рассказчика к собеседнику».

Список терминов:

1) эпитет

2) литота

3) фразеологизм

4) сравнение

5) профессиональная лексика

6) восклицательные предложения

7) риторический вопрос

8) диалог

9) ряд однородных членов предложения

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.  Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.  
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.  
Объём сочинения — не менее 150 слов.  Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы:

1 – 12

2 однако, но

3 – 3

4 – взялась

5 – декораторские

6 – значение

7 – пятисотый

8 – 41352

9 – 15

10 – 45

11 – 24

12 – 45

13 – невольно

14 – также поэтому

15 – 1245678

16 – 25

17 – 12345789

18 – 123456

19 – 14

20 – 1234

21 –146

22 – 12

23 – 125

24 – бугор – впадина, широкий — узкий

25 – 7

26 – 8614

  • В созвездии близнецов рассказ на дзен
  • В содеянном раскаиваюсь как пишется
  • В совершенствовании человека смысл жизни сочинение
  • В собранном виде как пишется
  • В соавторстве как пишется