В состав какого труда вошли сочинения афоризмы прогностика эпидемии о воздухах водах и местностях

«Гиппократов сборник»

Вопрос
о том, какие труды оставил после себя
Гиппократ II
Великий, до сих
пор остается неясным, ибо все
дошедшие до нас сочинения древнегреческих
врачей
классического периода анонимны.
История
не сохранила ни одного тек­ста»,
где бы значилось авторство Гиппократа.

Дело
в том, что в глубокой древности медицинские
знания в Элладе со­хранялись
и передавались в семейных
врачебных школах,
т.е.
от родителей — детям
и единичным ученикам, пожелавшим за
плату изучать искусство вра­чевания.
В результате это искусство сохранялось
внутри узкого круга посвя­щенных.
Об этом свидетельствует и фрагмент
Клятвы древнегреческих враче­вателей:

133

«…наставления,
устные уроки и все остальное в учении
сообщать своим сыновьям, сы­
новьям
своего учителя и ученикам, связанным
обязательством и клятвою по закону
меди­цинскому, но никому другому».

Первоначально
знания передавались устно. Устная
традиция сохранялась в Древней Элладе
вплоть до VI
в. до н. э. (именно в VI
в. до н. э. была впервые записана
«Илиада» Гомера — первый дошедший до
нас памятник древнегре­ческой
(и европейской) письменности).

Анонимность
первых древнегреческих медицинских
текстов можно объяс­нить тем
обстоятельством, что вначале они
составлялись как бы «для домаш­него
пользования» и автора просто «знали в
лицо».

Первый
сборник древнегреческих медицинских
сочинений был составлен много
лет спустя после смерти Гиппократа —
в III
в. до н.э. в знаменитом Александрийском
хранилище рукописей (г. Александрия,
Царство Птолеме­ев),
основанном Птолемеем I
Сотером (323 — 282 гг. до н.э.) — диадохом
(греч. diadochos

последователь) и преемником Александра
Македонского, первым правителем
эллинистического Египта (см. с. 145).

По
велению Птолемеев со всего света
свозились в Александрию рукописи ученых,
которые систематизировались в каталоги,
изучались, переводились и переписывались.
Со временем число рукописей превысило
700 тыс. папирус­ных
свитков. Были среди них и 72 медицинских
сочинения, записанные по-гречески,
на ионийском диалекте в V—IV
вв. до н. э. Все они были безымянны­ми:
история
не сохранила ни одного подлинника, в
котором было бы указано ав­торство
Гиппократа или других врачей Древней
Греции классического периода.
Более
того, все они различались по стилю
изложения, манере письма, глуби­не
изложения, по философской и врачебной
позиции, вплоть до полемики и прямо
противоположных мнений, т.е. были написаны
различными авторами. Около
280 г. до н.э., т.е. много десятилетий спустя
после смерти Гиппократа, все
эти безымянные (анонимные) медицинские
тексты были объединены в один
каталог и составили единое собрание. В
честь легендарного врача Древней Греции
его назвали «Гиппократов сборник»
(греч. Hyppokratiki
Sillogi;
позднее,
в
латинском переводе — «Corpus
Hippocraticum»).
Таким
образом, александрий­ские
ученые сохранили для потомков сочинения
древнегреческих врачей, жив­ших
в V—III
вв. до н. э.

В
течение 18-ти столетий текст Сборника
переписывался от руки на гречес­ком,
латинском, арабском и других языках. И
только в 1525 г. (после изобрете­ния
книгопечатания) он впервые был издан в
Риме на латинском языке, че­рез
год — в Венеции на греческом и стал
одним из самых издаваемых произве­дений
в Европе (рис. 63).

Глубокий
научный анализ древнегреческих
медицинских текстов начался лишь
в XIX
в., когда французский энциклопедист,
филолог и врач Эмиль Литтре
(Е. Littre,
1801 — 1881) опубликовал свое грандиозное
исследование «Гиппократова
сборника» в 10 томах (1839— 1861).

Какие
труды этого сборника могут принадлежать
Гиппократу, до сих пор неясно.
«Едва ли найдется два—три сочинения,
на которых можно было бы с абсолютной
уверенностью выставить имя Гиппократа,
ибо этим
именем соб­
ственно
не обозначено ни одно из них»,

отмечал С.Г.Ковнер еще в 1883 г.1

1

Ковнер
С. Г.
Очерки
истории медицины. Вып. 2: Гиппократ. —
Киев, 1883. — С. 209. 134

HIPPOCRATIS

СО
!,^
MEDICORVM
OMNIVM

Ionge principis, opera quac
ad nos extal

omnia:per
Ianu Cornar/um Medicum

Phyflcum Iatina lingua
confcripta,&

denuo ex toto recognita.

Addito
Indue
[
acundiflimo.

Большинство
исследователей предпола­гают, что
Гиппократу могли принадле­жать
самые выдающиеся работы «Гиппок­ратова
сборника». Прежде всего это «Афо­ризмы»
и сходные с ними «Прогности­ка»,
«Эпидемии», «О воздухах, водах,
ме­стностях»,
а возможно, и некоторые дру­гие.

BASILEAE,
ANNO
M.
D.
LUll.

Cum
gratia Si priuilegio Imp Ma
ieftatis
ad annos quit»).

«Афоризмы»
(лат.
«Aphorismi»;
от греч. aphorismos
законченная
мысль) во все времена
пользовались наибольшей изве­стностью.
Они состоят из восьми разде­лов,
в которых собраны диетические и врачебные
наставления по лечению внут­ренних
болезней, хирургии и родовспо­можению
Это, пожалуй, единственное произведение
«Гиппократова сборника», которое
большинством исследователей (Диокл
из Каристы, Э.Литтре, Ч. Дарам -бер)
признается как подлинное сочине­ние
Гиппократа. Начинается оно следую­щими
словами:

Рис.
63. Титульный лист «Гиппократова
сборника».
Издание Фробена. На латин­ском
языке. Базель, 1538. Милан. Biblioteca
di
Brera

«Жизнь
коротка, путь искусства долог, удобный
случай скоропреходящ, опыт обман­чив,
суждение трудно. Поэтому не только сам
врач должен употреблять
в дело все, что не­обходимо,
но и больной, и окружающие, и все
внешние обстоятельства должны
способ­ствовать
врачу в его деятельности»1.

«Чтобы
изложить так кратко, — писал автор
русского перевода (1840) врач С.
Ф. Вольский, — потребны были чрезвычайный
ум, многолетняя опытность и обширная
ученость, тонкое внимание, редкая любовь
к науке и человече­ству…
Если бы Иппократ во всю свою жизнь не
написал ничего более, как один
этот афоризм, — и тогда врачи должны
были бы признать его великим»2.

«Прогностика»
(греч.
prognostike;
от
греч. pro
перед,
gnosis
знание;
лат. Prognosticum)
представляет
выдающееся сочинение по древнегреческой
тера­пии. В нем подробно описаны
элементы, составляющие прогноз
заболеваний
в то
время (наблюдение, осмотр и опрос
больного) и изложены основы наблю­дения
и лечения у постели больного. Многие
изречения, приведенные в «Про­гностике»,
стали классическими, например, описание
лица умирающего боль­ного:
«нос острый, глаза впалые, виски
вдавленные, кожа на лбу твердая, натянутая
и сухая, и цвет всего лица зеленый,
черный, или бледный, или свинцовый»3.

1
Гиппократ.
Избранные
книги / Пер. с греч. В. И. Руднева. Ред.,
вступ. статья и примеч. В. П. Кар­

пова.
— М: Сварог, 1994. — С. 695.

2 Вольский
С. Ф.
Об
Иппократе и его учении. — СПб., 1840. — С.
166.

3 Гиппократ.
Избранные
книги / Пер. с греч. В. И. Руднева; Ред.,
вступ. статья и примеч. В. П. Кар­

пова.
— М.: Сварог, 1994. — С. 310.

135

«Эпидемии
в семи частях»
(лат.
«Epidemiorum
Libri
VII»)
по
своему духу близ­ки
к «Прогностике». Под словом «эпидемии»
в Древней Греции понимали не эпидемические
(т.е. не инфекционные или заразные), а
широко
распространен­
ные
среди народа заболевания
(от
греч. epi

над и demos
народ).
Это эндеми­ческие
(от греч. endemos

местный) болотные лихорадки, чахотки,
параличи, простудные, кожные, глазные
и другие заболевания. В I
и III
частях приведены 42 наиболее интересные
и поучительные истории
болезней.
Они
дают конкрет­ное
представление об истоках клинического
подхода в медицине Древней Эл­лады,
когда врачеватель ежедневно наблюдал
больного и описывал его состо­яние
и лечение.

«О
воздухах, водах, местностях»
(лат.
«De
aere,
aquis,
locis»)

первое до­шедшее
до нас сочинение, в котором разные формы
воздействия окружающей природы
на человека обобщены с позиций
натурфилософии.

Значительное
место в этом сочинении уделено описанию
различных типов
людей,
живущих
в разных местностях; их болезни
связываются, главным обра­зом,
с местом проживания человека (на юге,
на востоке, высоко в горах, в плодородных
долинах), т.е. с условиями окружающей их
природы, временем года
и т. п. По мнению древних греков, люди
каждого типа имеют свои особен­ности,
которые и определяют предрасположение
к конкретным болезням, влияют
на их течение и, следовательно, требуют
различного подхода в лече­нии.

Впоследствии
(в периоды Поздней
античности и Средневековья)
на
основе древне­греческих
представлений о четырех телесных соках
и различных типах людей сформи­ровалось
учение
о четырех темпераментах
(см.
с. 251, 252), каждый из которых связы­вался
с преобладанием в организме одного из
четырех телесных соков: крови (лат.
sanguis)
сангвинический
тип; слизи (греч. phlegma)

флегматический; желтой желчи (греч.
chole)
— холерический; черной
желчи (греч. melaine
chole)
меланхолический
(назва­ния этих типов в сочинении «О
воздухах, водах, местностях» не содержатся,
так как появились они несколько столетий
спустя; более того, sanguis
— слово латинское и
в Древней
Греции употребляться еще не могло).

В наши дни учение о четырех
типах телосложения и темперамента у
людей, разра­ботанное
И.П.Павловым (см. с. 513), базируется на
соотношении процессов возбужде­ния
и торможения в центральной нервной
системе и имеет экспериментальное
науч­ное
обоснование.

Причины
возникновения болезней
древние
греки подразделяли на две груп­пы:
1) общие для всех людей данной местности,
зависящие от конкретных условий
окружающей природы, и 2) индивидуальные,
определяемые образом жизни каждого:

«Когда много людей в одно
и то же время поражаются одною болезнью,
то причину этого должно возлагать на
то, что является наиболее общим всем и
чем все мы пользу­емся.
А это есть то, что мы вовлекаем в себя
дыханием».

«…Когда
же в одно и то же время рождаются болезни
всякого рода, тогда, без сомнения,
причиной каждой служит образ жизни у
каждого…»1.

Образу
жизни
в
Древней Элладе придавалось особое
значение. В одном ряду с
обязательным обучением грамоте и музыке
стояли физическое воспитание,

1

Гиппократ.
Избранные
книги / Пер. с греч. В. И. Руднева; Ред.,
вступ. статья и примеч. В. П. Кар­пова.
— М.: Биомедгиз, 1936. — С. 204.

136

закаливание
и личная гигиена. Каждый мужчина
воспитывался выносливым и смелым,
чтобы в минуту опасности с оружием в
руках встать на защиту своего полиса
(постоянной армии в полисах Древней
Эллады не было).

Наиболее
суровым было воспитание спартанцев. В
Спарте слабых и больных малень­ких
детей сбрасывали в море со скалы Тайгета.
Здоровые дети после семи лет перестава­ли
принадлежать своим родителям и до 30 лет
воспитывались воинами в строгих
ограни­чениях
и под суровым надзором. Остриженные
наголо, босые, в одном и том же платье в
жару и холод, постигали они военное
спартанское искусство, упражняясь в
кулачном бою,
борьбе и гимнастике. После 30 лет спартанцу
предписывалась семейная жизнь, но и она
не прекращала постоянных гимнастических
упражнений.

Спартанские
женщины также занимались гимнастикой:
бег, прыжки, метание дис­ка и копья
были обязательными составляющими их
воспитания, — ведь у здоровых воинов
должны быть здоровые матери.

Спартанские
женщины пользовались большим уважением,
наравне с мужчинами имели
все права и разделяли все беды. Они не
имели права оплакивать мужей и сыно­вей,
погибших в битве, чтобы другие мужчины
не стали считать злом смерть в бою за
Родину.
Мать-спартанка желала сыну вернуться
домой или с победой (со щитом), или мертвым
(на щите), — третьего (т.е. поражения) не
допускалось, потому что слава и
безопасность
Отчизны были для спартанцев превыше
всего.

Со
временем гимнастика в Древней Элладе
приобрела самостоятельное значение.
Начиная
с 776 г. до н.э., каждые четыре года в
Олимпии, где находился храм Зевса, стали
проводиться Олимпийские игры, где лучшие
из лучших состязались в беге, ме­тании
диска и копья, в прыжках в длину, кулачной
борьбе и конном спорте. На время игр
провозглашалось священное перемирие,
которое никто не имел права нарушить.
Известен факт, когда царь Филипп
Македонский приносил свои извинения
по поводу обиды,
нанесенной одним из его солдат человеку,
шедшему в Олимпию. Победитель Олимпийских
игр награждался оливковым венком и
переводился на общественное содержание,
ему воздавались почести, в его честь
воздвигалась статуя атлета.

Сочинения
по хирургии
(греч.
cheirurgia;
от
cheir
рука
и ergon

дело, работа;
лат. chirurgia)
«О
переломах», «О ранах головы», «О вправлении
суста­вов»
и т.д. дают стройное представление о
высоком развитии в Древней Элладе учения
о повязках, хирургических аппаратах,
лечении ран, переломов, вывихов,
повреждений
головы, в том числе и лицевого черепа.
В сочинении «О вправле­нии
суставов» описана «скамья (Гиппократа)»
— рычаговое устройство для вправления
вывихов. Сложная хирургическая повязка,
известная как «шапка Гиппократа», до
сих пор применяется в хирургии.

В
классический период древние греки не
имели специальных знаний по анатомии,
так как не вскрывали тела умерших. Их
представления о строении человеческого
тела были эмпирическими. Вот почему в
то время хирургия древ­ней
Индии превосходила хирургию древних
греков. Древнегреческие врачева­тели
занимались в основном областью хирургии,
включающей травматологию
и
десмургию
(греч.
desmurgia

учение о повязках; от desmos

перевязка и ergon
дело,
работа).

В
«Гиппократовом сборнике» приведены
описания некоторых заболеваний
зубов
и десен
(от
пульпита до альвеолярного абсцесса и
некроза кости), а также полости
рта (гингивит, стоматит, скорбут, болезни
языка), даны рекоменда­ции
по устранению дурного запаха изо рта.
При зубных болях применяли как общие
(кровопускания, слабительные и рвотные,
строгую диету), так и мест­ные
средства (наркотики, полоскания настоями
трав, припарки из чечевично-

137

го
отвара, вяжущие средства и т.д.). К удалению
прибегали, только когда зуб был
расшатан (возможно, из-за несовершенства
экстракционных щипцов; их образец
хранится в святилище Аполлона в Дельфах).
Древние греки достигли большого
совершенства в лечении вывиха и перелома
челюсти: они умело ус­танавливали
кость нижней челюсти на место,
предварительно обмотав руки оператора
плотной тканью.

В
небольшом сочинении «О прорезывании
зубов» описаны состояния детей грудного
возраста, связанные с периодом прорезывания
зубов (лихорадка, поносы,
судороги, кашель).

В
целом, «Гиппократов сборник», объединивший
труды разных врачебных школ,
представляет энциклопедию
древнегреческой медицины классического
пери­
ода.
В
нем перечислено более 250 лекарственных
средств растительного и около 50
средств животного происхождения.
Собранные в нем работы отразили
есте­ственно-научные
представления древнегреческих врачей
о неразрывном един­стве
человека с окружающей природой, о
причинной связи болезней с усло­виями
жизни и о целительных силах природы;
донесли до наших дней их пере­довые
взгляды и достижения в области терапии,
травматологии, врачебной этики.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Гиппократ и Гиппократов сборник

Курсовая работа

По истории медицины

Гиппократ и Гиппократов сборник

Введение

медицина гиппократ сборник

Любой врач в каждой стране, впервые осуществляя профессиональную деятельность, принимает клятву верности и чести своему должностным обязанностям, известную под названием «Клятва Гиппократа». Истоки этого важного события имеют глубокие корни. По преданиям, эту клятву составил знаменитый врач античных времен Гиппократ. Его принято считать «отцом медицины», согласно тем же преданиям, он автор около 70 сочинений, содержащих разные медицинские и нравственные наставления. Имя Гиппократа со временем стало символом высокого профессионализма врача. Его наследие оказало огромное влияние на развитие европейской медицинской науки.

Без сомнения Гиппократа можно охарактеризовать как человека большого, пытливого и наблюдательного ума, он сумел придать медицине научный подход, внести в медицину того времени множество новых понятий и методик лечения. Косская школа медицины под его управлением стала лучшей в Элладе.

В современном мире Гиппократ и его работы могут служить примером для юных медиков, то, что о нем известно, дает понятие о его жизни и о нем как о человеке.

Для написания данной работы было изучено и использовано большое количество литературных источников, на основании которых была написана данная работа.

Целью данной работы является изучение и ознакомление с Гиппократом и его вкладом в медицину.

Задачи:

. Ознакомится с биографическими данными жизни Гиппократа;

. Изучить круг деятельности Гиппократа;

. Охарактеризовать разделы Гиппократова сборника;

. Изучить раздел «Афоризмы» гипократоского сборника.

Предмет исследования: история медицины древней Греции.

Объект исследования: Гиппократ и Гиппократов сборник.

1. Гиппократ в истории медицины древней Греции

.1 Краткая характеристика биографии Гиппократа

Гиппократ жил около 460 г. до н.э. до 377г. н.э., на острове Кос, по итогам жизни его можно обозначить как врача, философа, реформатора медицины и естествоиспытателя.

Труды Гиппократа стали основой развития клинической медицины, в них есть не свойственное тому времени, представление о целостности организма, взаимосвязи одного органа с другим. В целом Гиппократ полагал, что индивидуальный подход к больному более эффективен общего, так же дал медицине понятие об анамнезе, ввел учение о темпераментах, прогнозе, этиологии. Гиппократ сам собой являет образец высокого морального облика, этики врача, Клятва Гиппократа стала основой принимающихся обязательств врачей современности [1].

Родился Гиппократ в провинции Южные Спорады на архипелаге острова Кос, был сыном потомственного врача, свою родословную семья Гиппократа возводила к Греческому Богу медицины Асклепию. В течении жизни и по роду занятий Гиппократу приходилось много путешествовать, он был в Тавриде(Крым для древней Греции), Ливии, Малой Азии, а так же объездил всю тогдашнюю Грецию.

В целом история жизни Гиппократа плохо известна; существуют легенды и рассказы, имеющих отношение к его биографии, но они носят более повествовательный характер. Имя Гиппократа, подобно Гомеру, сделалось впоследствии собирательным именем, и многие сочинения из примерно семидесяти приписываемых ему, как выяснено в новейшее время, принадлежат другим авторам, преимущественно его сыновьям, врачам Фессалу и Дракону, и зятю Полибу. Гален признавал за Гиппократом подлинными 11, Галлер — 18, а Ковнер — несомненно, подлинными только 8 сочинений из Гиппократова кодекса [1, 5].

1.2 Косская школа медицины

Косская школа медицины Главная медицинская школа Древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н.э., когда жрецы Дельфийского Оракула обратились к Небросу с острова Кос и его сыну Хрисосу с просьбой закончить моровую язву, распространившуюся в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врача не медля откликнулись на эту просьбу и начали свою работу, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена. Стремительное развитие и расцвет Косcкой школы по всей Элладе, неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого, чье имя нам сейчас известно как Гиппократ. Косская школа медицины:

. рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой.

. разрабатывала принцип наблюдения, и лечения у постели больного.

. развивала основы врачебной этики.

Если египтяне своими достижениями только предвосхитили медицину как науку, то искусство лечения больных в школе Гиппократа стало наукой благодаря методу, за которым стояло стремлении к естественному объяснению каждого явления, поиску его первопричины. Гиппократ имел свои, довольно жёсткие, но инновационные требования к врачам. Его интересовали объективные наблюдения за больными, систематическое и организованное описание различных заболеваний и рассмотрение человека как конкретного физического существа. Этот метод рационального упорядочивания фактов и научный подход к проблеме он взял у греческих философов [6].

Факт существования Клятвы Гиппократа говорит о том, что «гиппократова» медицина практиковалась группой профессиональных, опытных терапевтов, связавших друг друга строгими этическими нормами и разработанным кодексом.

Первые изучения о наложении повязок во время травм или иных болезнях — всё это является заслугой Гиппократа. Десмургия — методы наложения повязок. В данный момент в современной медицине также используются изученные им правила и разработки:

при наличии гноя обязательна его ликвидация;

нельзя подходить к людям, имеющим открытые раны, с грязными, не простерилизованными руками;

используемые повязки при их наложении могут быть как сухие, так и мокрые. В Древней Греции для смачивания повязок использовали вино, т.к. оно имеет антисептические свойства.

методом «чепчика Гиппократа», спустя почти 24 столетия до сих по перевязывают поврежденную голову.

предшественником современного ортопедического стола была скамья придуманная Гиппократом, на которой он лечил спины, вправлял вывихи и переломы. Лёжа на спине человеку делали растягивание (тракцию), специально вмонтированными лебёдками.

в области диагностики и лечения — Гиппократов метод искал причину заболевания. Лечение состояло в наблюдении за больным, созданием таких условий, при которых организм сам бы успешно боролся с болезнью. Заслуга Гиппократа также есть в определении стадий протекания различных заболеваний. Рассматривая болезнь как нечто протекающее, имеющее свою природу благоприятных и неблагоприятных условий, он ввёл понятие стадий болезни. Наиболее опасным моментом заболевания, согласно Гиппократу, есть «кризис». Во время, которого человек либо умирает, либо организм побеждал, после чего состояние больного улучшалось. При разного рода заболеваниях он выделял критические моменты — время от начала болезни, когда кризис был наиболее вероятным и опасным. Заслугой Гиппократа так же является описание методики обследования больных — аускультации и пальпации [7].

в области изучения влияния внешней среды на организм больного, утверждение Гиппократа состояло в том, что заболевание является последствием природных факторов, а не мистическим наказанием Богов, нарушения питания, привычек и характера жизни человека. В сборнике Гиппократа нет ни одного упоминания о мистическом характере в происхождении болезней.

1.3 Клятва Гиппократа

Клятва Гиппократа, её текст, знаком всем врачам (прил.). Как полагают некоторые ученые, текст этой клятвы лишь приписывается великому доктору, принадлежа при этом другому, менее известному целителю или вообще разным авторам. Однако, несомненно, то, что эти слова являются собой олицетворением доброты, гуманизма и человеколюбия, безукоризненной моральной чистоты и профессиональной беспристрастности, деликатную тактичность и готовность к самопожертвованию — все эти качества, которые в сознании всех неразрывно связаны с профессией врача, а значит и с тем, кого называют «отцом медицины» — с древнегреческим врачом Гиппократом.

Великая заслуга Гиппократа заключается в том, что он первый поставил медицину на научные основы, выведя из темного эмпиризма, и очистил от ложных философских теорий, зачастую противоречивших действительности.

Кроме другого греческого врача — Галена, жившего несколько позже Гиппократа, никто другой не смог оказать такого влияния на становление европейской медицины [2, 3].

2. Гиппократов сборник

.1 Раздел Афоризмы

«ЖИЗНЬ КОРОТКА, ПУТЬ ИСКУССТВА ДОЛОГ…» — такое начало имеет одна из наиболее известных работ Гиппократа «Афоризмы», вхожаяв, так называемый «Гиппократов сборник». Почему именно, так называемый? Потому, что ни осталось, ни одного подлинного документа, достоверно отдающего авторство Гиппократу или другим врачам Древней Греции. Так как, в то время врачи не имели привычки подписывать свои сочинения. Лишь больше 100 лет спустя после смерти Гиппократа — в III в. до н.э. — в Александрийское хранилище, по инициативе птолемеев, стали доставляться рукописи разных ученых со всего света. Эти записи подробно штудировались и переводились. Среди них насчитывалось 72 медицинских работы, написанных на греческом языке. Эти трактаты и были объединены в, так называемый, «Гиппократов сборник». Название сборника в большей степени и обусловлено тем, что именно Гиппократу приписывалось авторство большинства выдающихся сочинений: наряду с уже упомянутыми «Афоризмами», а именно [3, 4]:

«Прогностика»,

«Эпидемии»,

«О воздухах, водах, местностях»,

«О переломах»,

«О суставах»,

«О диете при острых болезнях»,

«О ранах головы»

«О древней медицине».

К списку этих главных работ необходимо будет добавить еще сочинения этического направления: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления», которые в конце V и начале IV века до нашей эры превратят научную медицину Гиппократа в медицинский гуманизм.

Афоризмы (буквально «отдельные мысли или положения») во все времена пользовались большой популярностью. Их неоднократно комментировали множество древних ученых, включая Галена; и многократно комментировали в новое время с конца XV до середины XIX века. В том, что «Афоризмы» принадлежат самому Гиппократу, никто не сомневается, кроме некоторых ученых XIX века (Ermerins, филолог Leutsch, отчасти Haeser), в основном по причине «риторической напыщенности» отдельно взятых афоризмов, приличествующих скорее софисту, однако в этом случае не стоит забывать о периоде который прошла вся эта информация. В действительности этого совсем нет, как всякий желающий способен убедиться по прочтении; а кроме того, «софистом» Гиппократ, однозначно, был по своему образованию, на что многократно указывалось, и это ничему не мешало [5].

С уверенностью можно утверждать, что только последний, 8-й раздел афоризмов однозначно написан Гиппократом; Гален указывает на то, что видел его лишь в некоторых рукописях; в дошедших до нас он имеется, большинство афоризмов в нем заимствованы из книги «О седмицах». «Афоризмы» представляют собой компендиум Гиппократовой медицины, как характеризовал их Гален. Это собрание прогностических, диетических и терапевтических рекомендаций, относящихся к различным болезням — не только к внутренним.

В старые времена медицинские знания в древней Греции хранились и передавались в семейных, врачебных школах, ᴛ.ᴇ. от родителей к сыновьям и немногим ученикам, решившим за определенную плату или, проявив отличные способности изучать искусство врачевания. В итоге, это искусство сохранялось внутри круга посвященных, не распространявшееся за его пределы. Об этом свидетельствует и Клятва древнегреческих врачевателей.

Неизвестность ранних древнегреческих медицинских текстов объясняется тем обстоятельством, что вначале они составлялись лишь как трактат для домашнего пользования, и автора просто знали в лицо.

Множество ученых предполагают, что Гиппократу принадлежат самые значимые работы Гиппократова сборника. Прежде всего, это Афоризмы и сходные сними Прогностика, эпидемии, О воздухах, водах, местностях, возможно и некоторые другие [7].

2.2 Основные разделы Гиппократова Сборника

«Гиппократов сборник» — своего рода энциклопедия древнегреческой медицины. Всего в нем описывается более 250-ти растительного и 50 лекарственных средств животного происхождения. Имеются описания заболеваний зубов и десен от пульпита до альвеолярного абсцесса и некроза кости и полости рта гингивит, стоматит, скорбут, болезни языка. Согласно этому сборнику при зубных болях рекомендуется применять кровопускания, слабительные и рвотные, строгая диета, так и местные средства наркотики, полоскания настоями трав, припарки из чечевичного отвара, вяжущие средства. Удаляли же, судя по всему, только расшатанные зубы. Так же известно, что при лечении вывиха и перелома челюсти древние греки устанавливали кость на место, а зубы связывали золотой или медной проволокой.

Сочинения по хирургии — «О переломах», «О ранах головы», «О вправлении суставов» и т.д. — дают непосредственное представление о весьма обширном количестве хирургических операций, в широком смысле этого слова, и аппаратов для лечения переломов и вывихов. Подробно описана «скамья Гиппократа» (приспособление для вправления вывихов) и «шапка Гиппократа» — сложная хирургическая повязка применяемая, и по сей день. Из описаний Гиппократа ясно, что хирургия в те времена находилась на весьма высоком уровне; разные приемы перевязок и употреблялись инструменты, применяющиеся и в современной медицине [8].

В сочинении «О диете при острых болезнях» Гиппократ, судя по всему используя сначала метод наблюдения, а после экспериментальной практики, положил начало рациональной диетологии и указав на необходимость питать больных, даже лихорадочных. С этой целью установил диеты применительно к формам болезней — острых, хронических, хирургических и т. д.

Основы древнегреческой терапии подробно описаны в «Прогностике». Древние греки полагали, что можно прогнозировать заболевание исходя из наблюдений, осмотра и опроса больного (то есть сбор анамнеза). Отсюда и основной принцип: лечить не болезнь, а больного. Все назначения врача, которые касаются лечения и режима дня больных, должны быть исключительно индивидуальны. Так что у современных исследователей было достаточно оснований считать Гиппократа и его учеников основоположниками современной клинической медицины.

Разработка принципов, правил лечения и диагностики «по Гиппократу» основана на изучении «природы тела». В то время не существовало еще строгого подразделения анатомии и физиологии. Они обобщались одним разделом, обозначенным термином «природа тела». Главным источником анатомических и физиологических знаний служили вскрытия животных, поскольку анатомирование человеческого тела строго запрещалось по непонятным ныне причинам. Именно это, скорее всего и служило причиной ошибок Гиппократа в этой области [9, 10].

В «Гиппократовом сборнике» имеются различные данные о строении отделов скелета, описываются мышцы пояса, бедра, голени, спины, а также различные суставы. Из пищеварительных органов описывается только желудок. Из дыхательных органов в сборнике перечисляются дыхательное горло, бронхи и легкие. Сердце рассматривалось как важнейший орган, различались желудочки, сердечная сумка, большие сосуды.

Обзор оснований происхождений заболеваний приведен в работе «О воздухах, водах, местностях» и включает любопытные заключения о корреляции болезни от условий окружающей среды и образа жизни человека. Врач, по мнению Гиппократа, должен лишь способствовать естественным силам организма в борьбе с болезнью. Также большое значение придавалось гигиене быта, режиму и диете.

Как упоминалось ранее, в «Гиппократов сборник» входит пять сочинений, посвященных врачебной этике и правилам врачебного быта в Древней Греции. Это «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении» и «Наставления». В процессе обучения будущий врач должен был воспитывать в себе презрение к деньгам, скромность, опрятность, обширные знания. Воспитывалась антипатия к пороку, непринятие суеверного и бесполезного страха перед богами. Целителю необходимо знать все лекарственные травы, уметь правильно их применять, быть уверенным в своих действиях у постели больного, «обманывать» больного своим спокойствием, но в то же время быть настойчивым и строгим.

Так же необходимо помнить о первейшей заповеди «прежде всего не вредить» и не тревожить больного мыслью о вознаграждении. Более того, благородно при необходимости лечить даром, если нужно оказать помощь чужестранцу или бедняку, что в наше время не является актуальным по причине частой невозможности осуществления.

Кроме высоких профессиональных требований, так же большое значение придавалось и внешнему виду врачевателя. Ему вменялось в обязанности носить хорошую одежду и «натираться благоухающими мазями».

Основные моменты этой клятвы созданы еще задолго до Гиппократа и переходили от Отца к сыну в качестве устных указаний. Намного позже, войдя в «Гиппократов сборник», клятва обрела свое современно имя и вид.

Сегодня в каждой стране существует собственная «Клятва» врача, но общий дух, а так же принципы древнегреческой присяги объединяют врачей со всего земного шара…

Во времена Гиппократа бытовало мнение, что все заболевания посланы злыми силами или в наказание. Поэтому подход Гиппократа к причинам вызывающим болезни был инновационным для того времени. Он считал болезни не Божьим проклятием, а вызваны вполне естественными причинами.

Великая заслуга Гиппократа состоит в том, что он первый кто рассматривал медицину в качестве научного предмета, выведя ее из темного эмпиризма, и очистив от ложных философских теорий, регулярно противоречивших реальности, господствовавших над опытной, экспериментальной стороной дела. Рассматривая медицину и философию как два неразрывных предмета науки, Гиппократ стремился их, и сочетать и разделить, определяя каждой свои границы.

Во всех его литературных произведениях явно просматривается гениальная наблюдательность Гиппократа и логичная прямолинейность умозаключений. Все его выводы основаны на тщательных научных наблюдениях и строго проверенных фактах, из обобщения которых как бы сами собою вырисовывались заключения. Точное предсказание течения и исхода болезни, основанное на изучении аналогичных случаев и примеров, составило Гиппократу при жизни широкую славу. Последователи учения Гиппократа впоследствии образовали так называемую основу Косской школы, которая длительное время процветала и определяла направление современной медицины во всем цивилизованном мире того времени.

Однако стоит вернуться к медицинским трудам великого целителя. Мы уже упоминали о том, что в работах Гиппократа имеются наблюдения за распространением различного рода болезней в зависимости от влияний атмосферы, времен года, окружающей среды, направление и интенсивности ветра, качества питьевой воды и результат этого всего — физиологические действия указанных влияний на здоровый организм человека. Так же в этих же сочинениях приведены и некоторые географические данные по климатологии разных стран, в последнем труде более обстоятельно изучены метеорологические условия одной местности острова и зависимость болезни от этих условий. Вообще Гиппократ делит причины болезней на два класса: общие вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности и личные — условия жизни и труда, питания (диеты), возраст и пр. Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков, что для него и есть здоровье [11].

В данных сочинениях в первую очередь поражает неутомимая жажда познания и наблюдательность ученого. Врач, в первую очередь, приглядывается, и глаз у него должен быть Острый. Он расспрашивает, делает заметки, наблюдает, оценивает. Обширное собрание из семи книг «Эпидемий» являет собой не что иное, как ряд заметок, сделанных врачом у изголовья больного. В этих записях изложены случаи, обнаруженные в моменты врачебного обхода и еще даже не систематизированные в единую систему знаний. В эти тексты довольно часто вкраплено какое-нибудь общее соображение, не касающееся изложенных фактов, словно врач мимоходом записывал те соображения, которыми голова его занята беспрерывно.

Вот пример этих пытливых рассуждений коснулся вопроса о том, как необходимо осматривать больного, и в тот же момент возникает окончательное, все открывающее, точное слово, показывающее гораздо большее, чем простое наблюдение, и рисующее нам метод мышления врача: «Осмотр тела — целое дело: он требует знания, слуха, обоняния, осязания, языка, рассуждения».

А вот еще рассуждение об осмотре больного из первой книги «Эпидемий»: «Что касается до всех тех обстоятельств при болезнях, на основании которых должно устанавливать диагноз, то все это узнаем из общей природы всех людей и собственной всякого человека, из болезни и из больного, из всего того, что предписывается, и из того, кто предписывает, ибо и от этого больные или лучше, или тяжелее себя чувствуют; кроме того, из общего и частного состояния небесных явлений и всякой страны, из привычки, из образа питания, из рода жизни, из возраста каждого больного, из речей больного, нравов, молчания, мыслей, сна, отсутствия сна, из сновидений, какие они и когда появляются; из подергиваний, из зуда, из слез, из пароксизмов, из извержений, из мочи, из мокроты, из рвоты. Должно также смотреть на перемены в болезнях, из каких в какие происходят, и на отложения, ведущие к гибели или разрушению, далее — пот, озноб, похолодание тела, кашель, чиханье, икота, вдохи, отрыжки, ветры беззвучные или с шумом, истечения крови, геморрои. Исходя из всех этих признаков и того, что через них происходит, — следует вести исследование» [12].

Следует обозначить обширный круг требований. При осмотре врач обращает внимание не только лишь на состояние больного, а так же на прежние болезни и их последствия, возможно оставленные ими, он принимает во внимание образ жизни больного и климат места обитания. Так же не забывая о том, что, больной такой же человек, как и все остальные и для его познания надо изучать и других людей; так же он исследует его помыслы. Так же «умолчания» больного могут служить для него указанием! Задача непростая, в которой с легкостью запутался бы любой ум, лишенный широты.

Как сказали бы в наши дни — эта медицина исключительно психосоматическая. Проще говоря: это лечение всего человека (души и тела), и связана она как со средой его обитания и образом жизни, так и с его прошлым. Последствия такого широкого подхода обязательно отражаются на лечении, которое в свою очередь должно требовать от больного, того чтобы он, под руководством врача, весь — телом и духом — принимал участие в своем выздоровлении.

Внимательно следя за течением хода болезней, он внимательно следил различным периодам протекания болезни, особенно внимательно — лихорадочных, острых, устанавливая определенные дни для кризиса и перелома болезни, когда организм, по его учению, сделает попытку освободиться от не сваренных соков.

Гиппократ уже при жизни был, благодаря своим трудам был обласкан славой. Платон, будучи младше Гиппократа на целое поколение, но все таки его современником в широком понимании этого слова, равняя в одном из своих диалогов медицину и другие искусства, проводит параллели между Гиппократом из Коса и самыми великими ваятелями его времени — Политеглом из Аргоса и Фидием из Афин.

Жизнь кратка, дорога искусства длинна, удачи момент скоропреходящ, опыт иллюзорен, суждение сложно. По этому не только сам врач обязан употребить в дело все, что крайне важно и необходимо, но и больной, и окружающие, должны способствовать врачу в его деятельности.

Прогностика являет собой выдающееся сочинение по древнегреческой терапии. Подробно в нем описаны элементы, составляющие прогноз заболеваний в то время (наблюдение, осмотр и опрос больного) и изложены основы наблюдения, и лечения у постели больного. Многие изречения, указанные в Прогностике, являются классическими, например, лицо умирающего больного: нос острый, глаза впалые, виски вдавленные, кожа на лбу твердая, натянутая и сухая, и цвет всего лица зелёный, черный, или бледный, или свинцовый [5, 13].

Эпидемии в семи частях своим духом близки к Прогностике. Под словом Эпидемии древние греки понимали не эпидемические (то есть не инфекционные или заразные болезни), а широко распространенные среди людей заболевания. Это болотные лихорадки, параличи, чахотки, кожные, простудные, глазные и много других заболеваний. В 1 и 3 частях приводятся 42 наиболее презанятных и наставительных истории болезней. Они дают четкое представление об истоках клинического подхода в медицине Древней Эллады, когда врачеватель ежедневно наблюдал больного и описывал его состояние и лечение.

Большое место в данном сочинении уделено описанию различных типов людей, живущих в разных местностях; их болезни связываются, главным образом, с местом проживания человека (на юге, на востоке, высоко в горах, в плодородных долинах), ᴛ.ᴇ. с условиями окружающей природы, временем года и т.п. По мнению древних греков, люди каждого типа имеют свои особенности, которые и определяют предрасположение к конкретным болезням, влияют на их течение и, следовательно, требуют различного подхода в лечении.

Впоследствии (в периоды поздней античности и средневековья) на базе древнегреческих представлений о четырех телесных соках и различных характерах людей сформировалось учение о четырех темпераментах, каждый из которых связывался с преобладанием в организме одного из четырех телесных соков: крови — сангвинический тип, слизи — флегматический, желтой желчи — холерический, черной желчи — меланхолический (названия этих типов в сочинений О воздухах, водах, местностях не содержатся, так как появились они несколько столетий спустя; более того, sanguis — слово латинское и в Древней Греции употребляться еще не могло) [14].

Причины возникновения болезней древние греки подразделяли на две группы:

) Общие для всех людей в данной местности, зависящие от конкретных условий окружающей природы.

) индивидуальные причины, определяемые образом жизни каждого:

Когда много людей в одно и то же время поражаются одною болезнью, то причину этого должно возлагать на то, что является наиболее общим всеми, чем все мы пользуемся. А это есть то, что мы вовлекаем в себя дыханием.

Когда же в одно и то же время рождаются болезни всякого рода, тогда, без сомнения, причиной каждой служит образ жизни у каждого…

Образу жизни в Древней Элладе придавалось особое значение. В одном ряду с обязательным обучением грамоте и музыке стояли физическое воспитание, закаливание и личная гигиена. Каждый мужчина воспитывался выносливым и смелым, чтобы в минуту опасности с оружием в руках встать на защиту своего полиса (постоянной армии в полисах Древней Греции не было).

Сочинения по хирургии. О переломах, О ранах головы, О вправлении суставов и т.д. дают стройное представление о высоком развитии в Древней Греции учения о повязках, хирургических аппаратах, лечении ран, переломов, вывихов, повреждений головы, в т.ч. и лицевого черепа. В сочинений. О вправлении суставов описана скамья Гиппократа — устройство для вправления вывихов. Сложная хирургическая повязка, известная как Шапка Гиппократа, до сих пор применяется в хирургии.

В классический период древние греки не имели специальных знаний по анатомии, так как не вскрывали тела умерших. Их представления о строении человеческого тела были эмпирическими. Вот почему в то время хирургия древней Индии превосходила хирургию древних греков. Древнегреческие врачеватели занимались в основном той областью хирургии, которая сегодня включает в себя травматологию и десмургию [15].

Заключение

В заключении хочется сказать, что проделанная Гиппократом работа и результаты его жизнедеятельности проявляют себя и по сей день, во многих теоретических и практических работах медицины. Можно сказать, что Гиппократ увековечил себя благодаря своему труду и миллионами спасенных жизней.

Так же проделав эту работу, становится ясно, что результатом влияния Гиппократа на медицинскую школу оказалось не просто введение новых методик и практик. Так же возможно имеет место быть образование врачей как отдельного класса требующего не только определенного отношения за оказываемые им услуги, но и в тоже время берущий на себя обязанности помогать всякому кто требует своим состоянием помощи, но платой им за это служила практическая неприкосновенность.

В результате проделанной работы были изучены биографические данные о Гиппократе и характеристика его труда. Для достижения поставленной цели, мы выполнили следующие задачи:

Список литературы

1. Архангельский Г.В., О «Гиппократовом Сборнике» клиническая медицина.1991. — 180 с.

. Гиппократ. Клятва // Этика и общая медицина. — СПб.: Азбука, 2001. — 186 с.

. Гиппократ. Прогностика 2. // Этика и общая медицина. — СПб.: Азбука, 2001. — 236 с.

. Гиппократ. Эпидемии. Кн. 1 Третий отдел // Этика и общая медицина. — СПб.: Азбука, 2001. — 324 с.

. Гиппократ. Эпидемии. Кн. 3 // Этика и общая медицина. — СПб.: Азбука, 2001. — 312 с.

. Глязер Г. Исследователи человеческого тела от Гиппократа до Павлова: Пер.с нем./ Под ред.Б.Д.Петрова .- М.:Медгиз,1956. — 242 с.

. Изуткин Д. А. Изучение вопросов здоровья и болезни в медицине Древней Греции// Медицинский альманах. — № 2. — 2009. — С. 34−37.

. Карпов В.П. «Гиппократ», Москва, 1994. — 224с.

. Кветной И. М. Медицина от Гиппократа до Хьюмтрена. — М.. 2007.-186 с.

. Кветной И. М. От Гиппократа до Хьюмтрена. — М.: Вузовская книга, 2015. — 156 с.

. Петров Б.Д. От Гиппократа до Семашко: преемственность идей (Очерки и портреты). — М., 1990. — 222с.

. Сорокина Т. С. История медицины. — М.: Академия, 2009. — 560 с.

. Сухомлинов К. Медики, изменившие мир. От Гиппократа до Бурденко. — М.: Эксмо, 2013. — 384 с.

. Таранов П. С. Демокрит // 120 философов: Жизнь. Судьба. Учение. Мысли. — Симферополь: «Реноме», 2002. — Т. 1. — 422 с.

Приложение

«Клятва Гиппократа»

Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае необходимости помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.

Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена;

Преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

ГИППОКРАТ (ок. 460 – ок. 377 до н.э.), греческий врач и педагог, чье имя связывается в представлении большинства людей со знаменитой клятвой, которая символизирует высокие этические нормы европейской медицины. Гиппократ, которого называют «отцом медицины», считается автором обширного собрания греческих медицинских сочинений. Сведения о его жизни скудны и малодостоверны, самая ранняя из сохранившихся биографий написана Сораном Эфесским лишь пять веков спустя. Невозможно оценить источники Сорана, но многое в его повествовании является несомненным вымыслом. Соран датирует рождение Гиппократа 460 до н.э. и относит период его активной деятельности ко времени Пелопоннесской войны (431–404 до н.э.); кроме того, он приводит разные мнения относительно возраста, до которого дожил Гиппократ. Все авторы согласны в том, что Гиппократ прожил очень долгую жизнь, не менее 90 лет. Эта хронология подтверждается источником того времени: в Протагоре Платона Гиппократ упомянут как ныне живущий врач, обучающий медицине за плату. Диалог написан в начале 4 в. до н.э., а действие в нем разворачивается в 432 до н.э. Аристотель называет Гиппократа «великим», поэтому не может быть сомнения в том, что выдающийся врач, носивший это имя, действительно жил в конце 5 в. до н.э.

ГИППОКРАТ – римская копия греческой скульптуры 4 в. до н.э. IGDA/A. Dagli Orti

Хотя Гиппократ был уроженцем острова Кос, он, судя по всему, путешествовал и практиковал в других частях греческого мира. В античных источниках мы встречаем утверждение, что Гиппократ был вынужден покинуть Кос из-за обвинения в поджоге, но у нас нет никаких сведений о том, что свою репутацию он завоевал именно на Косе. Местом действия большинства случаев, описанных в тех двух книгах трактата Эпидемии, которые считаются принадлежащими самому Гиппократу, являются Фасос, маленький остров в северной части Эгейского моря, и Абдера, ближайший к нему город на материке; в тех же книгах встречаются упоминания о Кизике на южном берегу Пропонтиды (совр. Мраморное море), о Ларисе и Мелибее в Фессалии. Традиционно считалось, что Гиппократ умер в Ларисе.

Второе и последнее дошедшее упоминание Гиппократа современником мы находим также у Платона, в Федре, где говорится, что Гиппократ считал хорошую теорию более важной для медицины, чем чисто эмпирические наблюдения. Эту точку зрения трудно согласовать с некоторыми сохранившимися сочинениями из Гиппократова корпуса. Существует множество более поздних упоминаний Гиппократа, но они относятся уже не к нему самому, а к обширному корпусу сочинений, дошедших под его именем.

Дошедший до нас Гиппократов корпус («Гиппократов сборник») содержит ок. 70 отдельных сочинений, хотя ясно, что некоторые из них – части некогда единых трудов. Кроме того, здесь обнаруживается определенное перекрытие одних сочинений другими и повторы. Собрание содержит как собственные сочинения Гиппократа, так и творения других авторов, написанные в разное время. Высказывались предположения, что корпус представляет собой скорее остатки медицинской библиотеки, чем работы авторов, принадлежавших к одной школе. Некоторые из сочинений свидетельствуют о развитой научной мысли и мастерстве клинических наблюдений и потому считаются более «подлинными», чем остальные. Но даже по этому вопросу нет общепринятого мнения: есть исследователи, которые вообще сомневаются в существовании сочинений, принадлежащих самому Гиппократу.

Судя по всему, корпус был сформирован и приписывался Гиппократу уже в 1 в. н.э., когда Эротиан, врач эпохи правления Нерона, составил словарь гиппократовых терминов. Сохранились комментарии к важнейшим гиппократовым сочинениям, написанные Галеном во 2 в. н.э. Некоторые трактаты корпуса датируются временем жизни Гиппократа, другие, по-видимому, относятся к 3–4 вв. до н.э.

Вероятно, к 5 в. до н.э. относится трактат О древней медицине, где обсуждается проблема обучения искусству врачевания. Его автор (возможно, не Гиппократ) отвергает объяснение заболевания взаимодействием натурфилософских «основных качеств» (теплое, холодное, влажное, сухое), указывает на значение диеты и роль определенных «соков» организма. Он подчеркивает, что медицина имеет дело скорее с относительными, чем с абсолютными факторами: что полезно для одного, может оказаться вредным для другого, или то, что полезно в одно время, может быть вредным в другое.

Трактат О воздухах, водах и местностях также относится к 5 в. до н.э., это поистине «золотая книга», занявшая прочное место в истории науки. Автор – опытный практик, на примерах, аргументированно и доказательно приступает он к рассмотрению влияния на общее состояние здоровья трех факторов окружающей среды. Болезни или предрасположенность к болезням могут быть вызваны погодными условиями, например, очень жарким летом или дождливой зимой. Во-вторых, в качестве факторов, влияющих на здоровье, рассматриваются местные климатические условия – преобладающее направление ветров, ориентация города относительно сторон света. В-третьих, на качество воды здесь указывается как на одну из непосредственных причин ряда заболеваний; даются советы, каким источникам отдавать предпочтение. Вторая часть сочинения посвящена разнообразному влиянию климатических условий на формирование национальных типов. При этом автор выказывает глубокое знание негреческих народов, особенно кочевников-скифов, населявших южные территории современных Украины и России.

В сочинении, известном под названием Эпидемии, дано описание течения болезней. Только 1 и 3 книги считаются «подлинными», остальные пять, по-видимому, принадлежат двум позднейшим подражателям Гиппократа. Также и в Эпидемиях мы видим не только беспристрастное описание отдельных случаев, но и общую статистику заболеваний и попытку соотнести ее с климатическими условиями. Указаний о лечении здесь мало, но четко прослеживается осознание того, что анализ частных случаев заболеваний может привести к установлению общих закономерностей.

Подобного рода исследования привели к развитию нового направления медицинской науки, а именно прогноза. Самое известное из прогностических произведений корпуса – Афоризмы. Начало первого афоризма общеизвестно, хотя мало кто знает его продолжение, как и то, что он взят из Гиппократова корпуса: «Жизнь коротка, искусство [т.е. наука] огромно, случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен делать все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности». Другое хорошо известное изречение также впервые встречается в Афоризмах: «В самых сильных болезнях нужны и средства самые сильные, точно применяемые». Но чаще всего здесь обобщаются наблюдения чисто медицинского характера: «Беспричинная усталость указывает на болезнь»; «Когда пищу потребляют в излишнем количестве, это ведет к болезни, о чем явно свидетельствует излечение»; «Лучше, чтобы лихорадка наступала после конвульсий, чем конвульсии – после лихорадки».

Вероятно, Афоризмы – это не специальное сочинение, а собрание ценных наблюдений и советов из более ранних сочинений. Здесь мы находим не только краткие обобщения: в некоторых афоризмах подробно описано все течение болезни, и изучающие медицину, несомненно, находили их весьма полезными.

Учение о «критических днях» появляется уже в Афоризмах, а затем многократно встречается по всему корпусу. Благодаря клиническим наблюдениям обнаружилось, что при некоторых заболеваниях обострения происходят через приблизительно одинаковые промежутки времени после начала болезни. Особенно хорошо это прослеживалось в возвратных лихорадках при малярии. Принципу критических дней, которые определяют течение болезни в сторону улучшения или ухудшения, была дана обобщенная формулировка; особенно важным считался период в семь дней.

Сочинения Гиппократова корпуса придают огромное значение соблюдению правильного режима (греч. «диета»), под которым понимается не только диета в современном смысле, но и весь образ жизни больного. Трактат О режиме – самое раннее сочинение по профилактической медицине, он посвящен не только восстановлению здоровья в случае заболевания, но и его сохранению с помощью правильного режима. Знаменитый трактат О режиме при острых болезнях, по-видимому, создан в косской школе, так как в нем критикуются воззрения медицинской школы в близлежащем греческом городе Книде. В косской медицине делается упор на индивидуальном подходе к больному и приспособлении лечения к его особенностям; специалисты книдской школы предписывали определенное лечение всякому больному.

Знания физиологии в этот период находились в зачаточном состоянии. Хотя о существовании кровеносных сосудов было хорошо известно, считалось, что по ним движется не только кровь, но и другие субстанции, функции сердца и различие между венами и артериями были неизвестны. Слово «артерия» применялось, но обозначало любые крупные сосуды, а также, например, трахеи. В частности, считалось, что кровеносные сосуды переносят воздух, жизненная функция которого признавалась, ко всем частям тела. Автор сочинения О священной болезни (эпилепсии) использует эту идею для того, чтобы объяснить начало эпилептического припадка как результат закупоривания кровеносных сосудов флегмой. Он пишет: «Тот воздух, который идет в легкие и кровеносные сосуды, заполняя полости тела и мозг, и тем самым доставляет разумение и приводит конечности в движение». Хотя это представление и кажется примитивным, в нем трудно не увидеть предвосхищения современных знаний о процессе насыщения крови кислородом и его связи с сознанием и мышечной деятельностью. Труднее всего было объяснить, как усваивается организмом пища, превращаясь в ткани, кровь, кость и т.п. Самым распространенным было следующее объяснение: пища, например хлеб, содержит мельчайшие невидимые частички всех тканей организма, они отделяются друг от друга, а потом тело их соответствующим образом накапливает.

Каких бы взглядов ни придерживались сами практикующие последователи Гиппократа, общественное мнение отрицательно относилось к вскрытию трупов. Поэтому анатомия была известна главным образом благодаря изучению ран и травм. В корпусе имеется ряд работ по хирургии, в основном посвященных ранам различных видов. Два сочинения, О переломах и О суставах, возможно, являются частями одного большого труда, полный текст которого утрачен. Раздел О суставах, посвященный вправлению вывихов, где подробно описывается знаменитая «скамья Гиппократа», вполне возможно, восходит непосредственно к истокам греческой медицины. Самый знаменитый хирургический трактат О ранах головы известен точным описанием черепных швов и поразительной рекомендацией производить трепанацию черепа (вскрытие и удаление части кости черепа) во всех случаях контузии или трещины. С тех самых пор, как этот совет был дан автором трактата, он неизменно приводит хирургов в недоумение, но тон, которым высказана рекомендация, настолько тверд и определенен, что не оставляет сомнений: автор использовал эту операцию в своей практике.

Гинекология и акушерство также не обойдены молчанием в корпусе, они рассматриваются в ряде сочинений, например в трактатах О женских болезнях, О болезнях девушек, О семимесячном плоде, О восьмимесячном плоде. Эти трактаты демонстрируют обширные знания; но, как обычно, практика опережала теорию, и описания процессов размножения наивны и ошибочны. Безапелляционное заявление, что семя собирается из всех частей тела, аналогично учению о росте тканей организма за счет отделения от пищи мельчайших однородных им частиц. Никакая другая теория на тот момент не была в состоянии объяснить возникновение организма. Даже автор трактата О воздухах, водах и местностях разделяет эти взгляды, доказывая их наследованием некоторых качеств, например серых глаз. Более того, он расширяет приложимость этого принципа и считает, что могут наследоваться и приобретенные качества, ссылаясь на варварские племена, в которых существовал обычай удлинять череп новорожденных. Автор предполагает, что вследствие этого приобретается наследственная предрасположенность к удлиненной форме головы. Среди сочинений по акушерству есть трактат О рассечении плода в матке, по которому виден уровень профессионального мастерства врачей гиппократовой школы.

Соотношение медицины и религии, нашедшее отражение в Гиппократовом корпусе, – интересная и сложная проблема. Люди всегда были склонны связывать болезни, а тем более эпидемии с немилостью богов. В Илиаде эпидемия, которая поражает греческую армию под Троей, приписывается гневу Аполлона: если бога умилостивить, она прекратится. Авторы Гиппократова корпуса критикуют представления о божественном происхождении болезней, полагая, что любое природное явление имеет естественную причину. Особый страх в те времена вызывала эпилепсия, которую называли «священной болезнью». В корпусе есть сочинение с таким названием, оно начинается с полемического выпада против знахарей и врачей-шарлатанов, которые, окутывая этот недуг религиозной тайной, претендуют на его излечение с помощью песнопений и очистительных церемоний. Автор трактата пишет: «Мне кажется, что это заболевание ничуть не более священно, чем все прочие, но имеет ту же природу, что и другие заболевания, и потому-то и возникает». Критика автора направлена не против религиозных верований как таковых, но против «магов, очистителей, шарлатанов и обманщиков, которые прикидываются имеющими благочестия более всех других и больше всех других смыслящими».

Подобный подход мы видим и у автора раздела О сновидениях, которым завершается сочинение О режиме. Автор оставляет в стороне вопрос о том, действительно ли вещие сны посылаются небесами, чтобы предостеречь государства или отдельных людей, и согласен оставить исследование этой проблемы профессиональным толкователям снов. Он лишь отмечает, что многие сны – результат определенных состояний организма. Толкователи ничего не могут с ними поделать, единственное, что им остается – посоветовать видящему сны молиться. «Молитва, – допускает автор фрагмента, – это хорошо, но, взывая к помощи богов, человек должен взять часть ноши на себя».

Содержащаяся в корпусе клятва Гиппократа позволяет судить о практической деятельности раннегреческой медицинской школы. Некоторые ее места кажутся загадочными. Но она замечательна своим стремлением установить высокие моральные нормы врачебной профессии. Учения Гиппократа оказали сильнейшее влияние не только на древнюю, но и на современную медицинскую практику. В древности книги Гиппократова корпуса были переведены на латинский, сирийский и арабский языки.

См. также ГИППОКРАТА КЛЯТВА.

  • В соответствии с этим как пишется
  • В соответствии с указанием как пишется
  • В соответствии с распоряжением как пишется
  • В соответствии с пунктом как пишется
  • В соответствии с пунктами как пишется сокращенно