В списках не значился аргумент для сочинения

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • По роману Васильева В списках не значился

Сочинение по роману Васильева В списках не значился

Война – это всегда страшное и безумное явление. Сколько страха и ужаса скрывается лишь за одним словом. И сколько разрушений, какой хаос способна принести война. Умирают тысячи невинных людей, многие солдаты, которых отправляют на сражения, только вчера сидели за партами или слушали лекции в университетах.

Для всех нас главным ударом стала Великая Отечественная война. Сейчас она стала всего лишь пережитком прошлого. Вряд ли кто-то поймет, насколько она была ужасной. Но может ознакомиться с тем, что происходило через рассказы старшего поколения, отыскать ужасы реально происходящих событий в прозе, поэзии. Также снимается много фильмов, посвященной этой тематике, как и сочиняются песни, которых было много еще в военное время. «В списках не значился» — одно из подобных произведений, открывающее всю правду ужаса войны, переплетаясь с мирной жизнью.

История начинается с повседневных будней молодого лейтенанта. Николай не верит, что война близко. Кто осмелится напасть на такую великую державу, как Советский союз? Войны не будет – все эти разговоры лишь для того, чтобы пощекотать нервы обычным людям и самим властям.

Сам же парень связывает свою жизнь с военным делом. Летом 1941 года он отправляется в Брестскую крепость. Молодой человек рад своему новому месту работы, знакомится со своими будущими братьями по оружию, занимает свое место и отчитывается о прибытие перед начальством. Он совсем не ожидал, что на следующий день начнется война.

Николай совершенно не знает, что делать и выполняет все приказы, не думая, чисто автоматически. Ему страшно, что дыхание смерти приближается к нему все ближе. На него сваливается слишком много обязанностей и нужно срочно давать отпор германским войскам. Но у лейтенанта совсем нет никакого опыта, чтобы управлять великой силой целого войска. Сначала он теряется, совершает множество ошибок, где-то трусит. Но время идет, и Николай исправляется, набирается опыта. Из наивного мальчишки неожиданные жизненные обстоятельства сделали его настоящим мужчиной.

Теперь перед нами не простой молодой лейтенант, только что закончивший военное училище, а состоятельный мужчина. Его опасаются даже немецкие солдаты, понимая, кто защищает крепость и на что готов пойти ради победы над врагом.

Также на войне имеет место быть и любовь. Это прекрасное возвышенное чувство буквально противостоит страхам войны.

Главной идеей идет та мысль героя о том, что победа – это довольно условное явление. Кто-то может попытаться забрать победу силой и называть себя победителями по итогу. Но разве это правильно? Победителями всегда будет та сторона, за которой стоит правда.

Подвиг каждого солдата, обороняющий Брестскую крепость, был реален. Все события имеют подтверждение в истории. Такое нельзя забыть и через несколько сотен лет. Мужество и отвага защитников страны должна быть гордостью каждого человека, ведь благодаря им сегодня все мы живы.

Вариант 2

Годы войны от нас всё дальше и дальше. Новому поколению остаётся только узнавать от своих дедушек и бабушек, насколько страшная была война. Столько крови и слёз было пролито. Сколько людей было убито. И все эти страшные воспоминания унесла с собой война. Нельзя забывать эти тысячу четыреста восемнадцать дней, каждый из которых важен каждому. Ту войну нужно вспоминать с гордостью. Ведь столько подвигов совершили герои, которые пошли на фронт. Будущее поколение должно знать своих героев. Это надо помнить вечно.

Ещё один хороший способ рассказать будущему поколению о подвигах и трагедиях той войны – писатели. Благодаря писателям, мы можем понять то время, понять тех людей и людей, которые потеряли близких. Одно из этих произведений « В списках не значился». Это произведение не об одном герое, а обо всех защитниках.

Николай Плужников воплощает в себе черты характера тех самых защитников, их образ, неизвестный. Его имени не было в списке, его имени не знали, но это не помешало ему стать на защиту Брестской крепости. Буквально когда он туда прибыл, начался бой… Бой, который длился 9 месяцев. Он не сбежал, не испугался, а защитил родную землю, как герой.

Этот образ, который создаёт Николай, воюет до конца, до смерти. Не ради славы, не ради чего-то там, а ради Родины. Честь – самое главное. Он защищал свою землю, не боясь смерти. Он был готов умереть, потерять самое важное, но не проиграть в этой битве и не сдаться.

Такие люди должны оставаться в наших сердцах. Эту любовь и гордость мы должны передавать из поколения в поколение. Ведь время идёт, и мы становимся всё дальше и дальше от войны. Ветеранов осталось совсем немного, мы должны их навещать, благодарить за победу, спрашивать, как там, на войне, помогать. Узнавать о войне больше и больше, развивать в себе патриотов. Нужно надеяться, чтоб в будущем был только мир и такая война больше не повторилась.

Для того, чтоб развивать будущее поколение, существуют фильмы о войне, песни, книги. Столько источников. Пусть все помнят о великих подвигах людей. Пусть, большинство до этих дней неизвестные, но мы должны это исправить и узнать. Люди должны знать настоящих героев и помнить их вечно.

Сочинение 3

Вторая Мировая Война оставила колоссальный след в истории человечества. И, хотя и прошло несколько десятилетий с того момента, как она закончилась, является необходимым моментом помнить и чтить эти события. В произведении «В списках не значился» замечательного писателя Васильева эта тема раскрыта весьма обширно и интересно. В данном романе показаны все ужасы войны, переплетающиеся с жизнью обычных людей, которым приходится выживать в это непростое время.

Главным героем произведения можно назвать девятнадцатилетнего Николая Плужникова, который начинает свою жизнь в мирное время. Когда он учился в военном училище, то не верил в то, что Германия сможет напасть на столь грозного оппонента в лице СССР. Он не считал разговоры об этом реальными, и стремился их избегать.

Когда война только вступила в свою силу, он не мог понять, что же происходит на самом деле. Ему доверили командование, хотя у него не было даже мельчайшего понятия об этом. Бывали случаи, когда ему было очень страшно, и под воздействием данных эмоций, он не решался на смелые поступки. Однако, за несколько боевых выходов, он преобразился, став отважным и смелым лейтенантом, духовно возвысился и почти перестал бояться. Как-то раз ему представилась возможность убить врага, но он не решился сделать этого, отпустив молодого немецкого солдата.

Когда ему пришлось оборонять крепость в Бресте, он проявил себя как отважный и великий человек, совершив невероятное количество подвигов. Его назвали человеком, который «владел» этой крепостью, и даже враги уважали его за это. В произведении присутствует и любовь. Отношения Николая и Мирры начинаются весьма неожиданно, они сразу влюбляются друг в друга. Вся обстановка войны выглядит довольно противоречивой, и кажется, что светлым чувствам нет места в ней. Однако это не так, и герои произведения это доказывают.

Сам герой убежден в том, что его страна несомненно победит по ряду причин. Во-первых, он считал, что таким образом должна восстановиться справедливость, так как защита своей земли от врага – высшая благодетель, доступная человеку. Николай думал, что даже при убийстве человека, за которым стоит правда, победить его невозможно, так как та идея, которую он несет, будет продолжать жить в сердцах других людей, которые верили в то же самое. Данное произведение наполнено реализмом, граничащим с такими понятиями, как ужасы войны и жизнь простых людей в крайне тяжелые периоды времени.

4 вариант

Произведение «В списках не значится» описывает реальные события ВОВ, а если точнее, то защите Брестской крепости.

Молодой выпускник военного училища Иван Плужников направляется в Брестскую крепость. Он, как и многие другие твердо уверен, что Германия не отважится совершить нападение на СССР, однако уже в четыре утра слышит грохот снарядов и взрывов – это началась война.

Парень 19 лет оказывается в настоящем аду, в самом сердце воронки. Он не был готов к такому повороту событий ни морально, ни физически. Ведь только что закончивший училище курсант ещё не имел никакого опыта военных действий. Не раз он поддавался настоящей панике, наблюдая как погибают его товарищи, как не смолкая гремят взрывы. Они с сослуживцами охраняли крепость, порой лишенные воды и провизии и всё равно, не смотря ни на что самоотверженно не подпускали захватчиков к ее стенам.

На фоне этой тяжёлой истории любовь Ивана и Мирры выглядит просто невероятно. Посреди всех этих кошмаров в сердцах этих молодых людей всё же вспыхнуло это светлое чувство и оно придавало им сил для борьбы. К сожалению Мирра погибла, но судьба сжалилась над Иваном – он этого не видел.

Война мало-помалу учит Плужникова расчётливости, хладнокровию и даже в какой-то мере жестокости. Он до конца остаётся предан своей Родине и своему народу. Иван познал одну истину: враг может убить русского человека, но не победить. Победить его просто невозможно.

Иван Плужников – последний защитник Брестской крепости и за свое мужество, отвагу и стойкость он заслужил уважение не только у соотечественников, но даже у врагов. Но для него это уже не имело никакого особого значения, Иван погиб настоящим, прославленным героем.

Произведение оставляет после себя неизгладимые впечатления. События развиваются таким образом, что совсем юный парнишка проходит путь от испуганного неопытного курсанта до настоящего умудренного опытом героя. Современное поколение должно помнить своих героев, таких как Иван Плужников, которые самоотверженно сражались с немецкими захватчиками, не жалея себя, не ропща на судьбу и вышли победителями во имя нашего светлого будущего и мира во всем мире.

Также читают:

Картинка к сочинению По роману Васильева В списках не значился

По роману Васильева В списках не значился

Популярные сегодня темы

  • Анализ сказки Рике с хохолком Перро

    Замечательное сказочное произведение под названием «Рике с Хохолком» написано известным сказочником по имени Шарль Перро.

  • Сочинение Волшебная палочка (Если бы у меня была волшебная палочка)

    В детстве нам хотелось стать счастливыми обладателями волшебной палочки. Мы думали, что эта палочка способна изменить нашу жизнь и исполнить желания. Наши детские желания были добрыми

  • Анализ особенностей литературного языка Пушкина

    Александр Сергеевич Пушкин по праву может считаться творцом национального литературного языка. Завершив процесс его развития, он совершил открытие поистине мирового масштаба: книжная речь стала гораздо ближе

  • Анализ произведения Белый пароход Айтматова

    Чингиз Айтматов один из выдающихся авторов, который так искусно передаёт национальные традиции, обычаи и бытовую жизнь киргизского народа. Он это делает на высоком мировом уровне, выражаясь человеческим языком

  • Сочинение на тему Честность, что такое честность? рассуждение 15.3 ОГЭ 9 класс

    Во все времена существовали такие понятия, как любовь, верность и дружба. Среди них ярким пятном выделяется слово честность, которое в некоторой степени является своеобразной основой этих категорий.

Роман «В списках не значился» Васильева, написанный в 1974 году, посвящен Великой Отечественной войне. Сквозь призму становления главного героя писателю удалось точно и емко описать все ужасы военного лихолетья.

Сочинения по произведению «В списках не значился»

Содержание

  1. Анализ повести «В списках не значился»
  2. О чем повесть Васильева – сюжет
  3. Сочинение Тема подвига (В списках не значился)

Анализ повести «В списках не значился»

Повесть Бориса Васильева «в списках не значился» была опубликована в 1974‑м году. Поводом для её написания послужил один случай.

Как-то раз Борису Львовичу случилось мимоходом остановиться на Брестском вокзале. Там он увидел женщину, которая стояла у таблички «солдат Николай». Она возлагала цветы. Борис Львович спросил её, что это за солдат. А она ответила: «в списках не значился».  И писатель решил, что посвятит повесть солдату Николаю. И назовёт её «в списках не значился».

Произведение «в списках не значился» написана в жанре повести. Она разделена на пять частей. У частей нет названия. Нет глав. Каждая часть посвящена определённому эпизоду военной службы и жизни лейтенанта Николая Плужникова.

В основу романа легла не вымышленная история об обороне Брестской крепости. Именно она первой приняла на себя фашистский удар 22-го июня 1941-го года. Штурм начался внезапно. В 4 часа утра, когда офицеры крепости и их семьи мирно спали, немцы обрушились.

Сокрушительным прицельным огнём уничтожили практически все склады боеприпасов и гарнизоны связи. Погибло много людей. Однако уже наследующий день после нападения, фашисты получили мощный отпор, что явилось для них полной неожиданностью.

Несмотря на активное сопротивление русских защитников, гитлеровцам всё же удалось захватить крепость. Сыграл роль фактор неожиданности и численное превосходство с немецкой стороны. Но и после того, как крепость была захвачена, оставшиеся в живых измученная горстка солдат, продолжала вести бой из развалин.

Николай Плужников, центральный герой повести, был кадровым офицером. Он окончил военное училище. Ему светила служба при этом училище. Но Николай захотел обыкновенной службы. Что бы он мог командовать настоящими солдатами, и есть с ними из одного котелка.

Желание его выполнили. Отправили на настоящую службу. Но поставили условие, что через год отзовут обратно в училище. Однако война изменила все планы.

Автор ставит героя в различные ситуации. В основном он характеризуется как отважный солдат, который ни за что не сдаст свои позиции. Но также описываются и моменты трусости. Два раза он сбежал с места битвы. И оба этих раза он спасал свою жизнь.

В первый раз они убегают вместе с товарищем сальниковым, оставляя сослуживцев справляться самих. За что получает нагоняй от старшего лейтенанта. Понимает, что получил заслуженно. Возвращается в костёл, именно оттуда они убежали с товарищем.

Второй раз он убежал, оставив сослуживца Сальникова сражаться одному против группы немцев. Но в этот раз он убегает, понимая, что ничем не сможет помочь товарищу. Очень сожалеет об этом. В этот раз он спасает жизнь себе, потому что хочет ещё воевать. Защитить родину от врагов.

Николай Плужников описывается как сочувствующий человек, который ради друзей и родных может сделать всё возможное. Так, во время боёв не хватало не только еды, но и воды. Воду использовали для пулемётов. Даже умирающим её давали «по столовой ложке». Плужников, зная об этом, всё равно приносит добытую в великой опасности воду, тяжело раненому товарищу Владимиру Денищику.

В другой раз, он не бросает на произвол судьбы хромоногую девушку, которая становится его любимой. К сожалению, девушке суждено погибнуть. Но Николай никогда этого не узнает.

А однажды он не выполнил приказ. Не смог застрелить пленного немца. Отпустил его. Хотя незадолго до этого застрелил сослуживца Федорчука. Федорчук пропал. Его пошли искать. Нашли, идущим в плен спокойной походкой, с белой марлей в поднятых руках. Николая волнует не сам факт сдачи сослуживца в плен, а то, как он это делает.

Автор уважает своего героя. Ведь он остался один, потеряв товарищей и любимую. На протяжении многих месяцев один воевал против огромной армии фашистов. В конце он сам умирает. Но умирает как герой.

Он, ослепший, с отмороженными пальцами в рванных сапогах, с гордо поднятой головой, идёт к немецкой машине. Идёт на звук мотора. Возле машины падает, принимая смерть. Пока он так шёл, все собравшиеся вокруг немецкие солдаты и даже сам генерал, отдавали ему честь.

В повести, как и во многих произведениях военной литературы, затронута тема самоотверженности. Тема любви к родине. Полна боли, горечи, а вместе с тем почтения и славы героям того времени.

О чем повесть Васильева – сюжет

Итак, Коля Плужников прибывает в Брестскую крепость в ночь на 22 июня 1941 года. Он почти еще мальчик, очень наивный и непосредственный. Но в этой наивности заключена, мне кажется, большая правда времени, которое Б. Васильев рисует, избегая и намека на модернизацию, осовременивание прошлого в угоду моде, власти и т. п.

Коля искренне уверен, что известное сообщение ТАСС, в котором слухи о начале войны названы провокацией, исчерпывает все проблемы: “У нас с Германией договор о ненападении. Слухи о концентрации немецких войск у нашей границы… являются результатом происков англо-французских империалистов”.

А на вопрос о том, будет ли война, юноша быстро отвечает: “Это будет быстрая война. Самое главное — это решающая мощь Красной Армии. На вражеской территории мы нанесем врагу сокрушительный удар”.

Нам, людям начала XXI века, знающим о тяжких отступлениях Красной Армии в 1941 году, о страшном харьковском окружении 1942 года, эти слова героя невозможно читать без горькой улыбки.

Но не для того, чтобы посмеяться, Б. Васильев вводит на страницы романа своего Колю Плужникова. Это, если хотите, исходный момент в развитии героя.

Война резко меняет жизнь и сознание Николая. Ценой тяжких ошибок, познав высокую любовь и низкое предательство, Плужников приходит к пониманию того, что от его личного участия зависит многое.

Не сразу удалось пройти Николаю ту “науку ненависти”, о которой писал М. А. Шолохов. Во второй части романа совершается переход героя в новое состояние: превращение мальчика в воина, в “товарища командира”.

Однако мне кажется, что первая и вторая части являются своеобразной завязкой к третьей части. Вот когда погибли все друзья Плужникова, когда он остается единственным действующим бойцом в занятой, но непобежденной крепости, разворачивается основное действие романа.

Резко меняется тон и даже ритм повествования, уходят драматические ноты военного сюжета, исчезают описания боевых эпизодов; возникает высокий психологический накал, на смену драме приходит высокая, превращающая юношу в Героя трагедия, кульминацией и развязкой которой одновременно становится последняя глава романа. Отсюда и торжественность, и особый, значимый смысл каждой фразы.

Непокоренный сын непокоренной родины не чувствует себя побежденным. Брестская крепость не пала, а просто истекла кровью, и Плужников — последняя ее капля. Он выше смерти, значит, выше забвения.

Полуживого, голодного Плужникова боятся фашисты: “У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек…, длинные седые волосы касались плеч. Он стоял, строго выпрямившись… и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих, пристальных глаз неудержимо текли слезы”.

Подвиг Плужникова столь высок, что он поражает даже врагов. Когда он шел к санитарной машине, “вдруг немецкий генерал, щелкнув каблуками, вскинул руку к козырьку. Солдаты вытянулись и замерли”. Но тот, кому отдавали честь враги, уже ничего не видел. Он был выше славы и выше смерти. “Он шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел”.

Невозможно читать без слез эту последнюю главу романа, в которой автор ни разу не назвал своего героя по имени. В начале романа он был для нас Колей Плужниковым, потом “товарищем командиром”, а прощаемся мы с неизвестным русским солдатом, чье имя навеки осталось в народной памяти, хотя сам он и в списках не значился.

Сочинение Тема подвига (В списках не значился)

В русской литературе XX века подвиг человека оказывается тесно связанным с темой Великой Отечественной войны, ставшей поистине “народной войной” для наших соотечественников. Добровольцем Великой Отечественной, прошедшим ее от начала до конца, стал и Борис Львович Васильев, автор многих книг, посвященных этой святой для каждого теме.

Наибольшей известностью пользуется повесть Б. Васильева “А зори здесь тихие…”, в которой с особой проницательностью выражена мысль о несовместимости войны с природой человека, тем более женщины, призванной дарить жизнь.

Но мне хотелось бы в своем сочинении обратиться к роману Б. Васильева “В списках не значился”, который был опубликован в журнале “Юность” в 1974 году.

В центре романа — судьба молодого лейтенанта Николая Плужникова, прибывшего к месту службы — в Брестскую крепость — поздним вечером 21 июня 1941 года, а потому и не успевшего попасть в список состава гарнизона, но ставшего впоследствии последним защитником героической крепости.

“В списках не значился” — это история становления героического характера, мужающего в огне войны. Роман композиционно делится на три части, хронологически продолжающих друг друга.

Данное произведение описывает события самого начала Великой Отечественной войны. Первые затяжные бои, битва при обороне Брестской крепости, которая не пала под натиском захватчиков.

А также роман описывает понятия как любовь, долг, предательство и преданность. Ведь это все из чего состоит жизненный цикл обычного человека, а во время военных действий эти черты каждого человека просматриваются еще куда сильнее.

Роман нам повествует о молодом лейтенанте из училища, которого направили на службу в Брестскую крепость. Но, не успев доложить о своем прибытии на службу, началась война. Именно на пути в штаб Брестской крепости его и застает врасплох война.

Совсем еще юный и не знающий как вести себя в экстренных ситуациях, мальчишка принимает бой. Во время этих событий он однажды от испуга чуть не подается в бега, но сила воли, чести и отваги не позволили ему это сделать и он остается противостоять врагу.

Именно там он знакомится с боевыми товарищами. За очень короткий промежуток времени сам лейтенант превращается в мужчину, который уже прошел не одну войну. Его товарищи также были еще юнцами, но после нескольких месяцев обороны стали мужчинами с большой буквы. Но по воле случаев его оба товарища гибнут для того чтобы спасти ему жизнь.

Лейтенант впервые встречает маленькую девочку, которую зовут Мирра. Эти два молодых создания влюбляются друг в друга, но война рушит все их планы на совместное существование.

Эта любовь была так сильна и чиста, что могла бы одной своей силой только покончить с этой войной. Мирра попадает в плен и умирает от частых избиений охранников. И в последние мгновения своей жизни она не забывала думать о своем любимом и о ребенке, которого носила в себе.

Также роман очень хорошо описывает темные стороны человеческой сущности, которая готова на все, чтобы остаться в живых. Таких персонажей было несколько.

Один из них был еврейским заключенным, который просто покорился захватчикам и стал их рабом, чтобы сохранить свое существование хотя бы на день. И были предатели, решившие сдаться и с командующего круга, но главный герой пресек это на корню, убив предателя в спину.

Финал конечно очень печален после долгих месяцев сражений, ослепший, изголодавшийся и промерзший лейтенант сдается после того как узнает что Москва еще не взята фашистами. Но захватчики очень гордятся боевым духом, которого они так и не сломили.

Я думаю, что тема подвига вечно будет существовать в русской литературе не только потому, что память о героях не умирает в наших сердцах, но и потому, что в наши дни, к сожалению, вновь погибают девятнадцатилетние ребята, а матери вновь надевают траурные одежды.

Читайте также: Природа России – итоговые сочинения для 7–11 классов ОГЭ и ЕГЭ.

Борис Васильев считается самым выдающимся писателем в стиле военной поэзии. Талант и опыт его очень ярко описывает всю тяжесть, и реализм военного времени. Быт того времени и приоритеты людей чтобы выжить.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Васильев Б. Л.
  4. По произведению В списках не значился

Сочинение по произведению В списках не значился Васильева

Великая Отечественная война давно закончилась, но эта тема, даже спустя столько лет, остается актуальной, о войне пишут, рассказывают, снимают фильмы. Одним из известнейших произведений, посвященных событиям той трагедии, является книга Б.Л. Васильева «В списках не значился».  В романе автор с ужасающей правдоподобностью сплетает в едино мирную жизнь и кошмарную жестокость войны.

В центре романа находится 19-летний Николай Плужников. Первые страницы посвящены мирному быту молодого лейтенанта. Он оканчивает военное училище и отправляется в военную часть. Николай не верит в войну, он считает, что Германия не осмелится напасть на такую мощную страну как Советский союз, а разговоры о возможности конфликта он считает провокацией и пустым трепом.

Ровно 21 июня 1941 года герой прибывает в ту самую Брестскую крепость. Он еще не успевает явиться к начальству и приступить к своим обязанностям, как утром 22 июня гитлеровские войска нападают на нашу родину. Началась Великая Отечественная война.

В первые дни войны Плужников несколько теряется. Это и неудивительно, ведь ему было всего 19 лет, у него не было ни малейшего опыта в управлении войском. Также, стоит сказать, что он даже несколько раз струсил, смалодушничал. Но по ходу повествования мы наблюдаем за становлением лейтенанта, за его возмужанием и духовным ростом.

В одной сцене мы видим, как Плужников жалеет немецкого солдата и отпускает его. Это событие сделало молодого человека более хладнокровным, наблюдательным, расчетливым.

Во время событий обороны Брестской крепости Плужников стал настоящим героем, совершил множество героических поступков. Его даже признали «хозяином» крепости, что говорит о многом. Сами гитлеровцы признали в нем достойного врага.

Также в романе имеется любовная линия. Отношения Плужникова и Мирры кажутся читателю несколько внезапными. Ведь как так, вокруг же война! Но стоит понимать, что Васильев, вклинив в свой роман девушку, тем самым противопоставляет любовь и жестокость войны. Любовь молодых людей противостоит трагедии.

По мнению Плужникова невозможно победить того, за кем стоит правда. Можно убить, но победить нельзя. Эта идея красной нитью вьется вокруг всего сюжета романа. Да, солдаты гибли, но их имена остались в вечности, как и их отвага, и сила духа.

Также стоит знать, что Васильев, при написании книги, во многих аспектах опирался на реальную историю обороны крепости. Все подвиги, геройства, имели место быть в реальной жизни.

Эту книгу стоит прочесть каждому, кто желает узнать о настоящей войне, о тех, кто ценой своих жизней защищал нашу страну. Подвиги наших дедов не будут забыты никогда, и еще не одно поколение будет помнить о храбрых солдатах, благодаря которым мы сегодня живы.

Вариант 2

К событиям Великой Отечественной войны обращались многие писатели. Война принесла много горя, унеся более двадцати миллионов жизней. И наш долг – не забывать о тех, кто защищал Родину.

Произведение Бориса Васильева «В списках не значился» написано в 1974 году. Автор сам добровольцем прошел войну от ее начала до конца. В его творчестве есть много произведений о тех грозных годах, о своих собственных переживаниях. «А зори здесь тихие…» и «В списках не значился» — самые запоминающиеся из них.

Повесть рассказывает о первых днях войны. Главным героем является лейтенант Николай Плужников, выпускник военного училища, назначенный на службу в одну из частей Особого округа. Это очень непосредственный, наивный молодой человек. Он не верит в слухи о возможной войне с Германией, считает их провокацией. По его мнению, если и будет война, то быстрая, Красная Армия нанесет врагу сокрушительный удар. Плужников прибыл поздно вечером 21 июня в Брестскую крепость и не успел попасть в список части. С утра он должен был явиться к начальству. Но 22 июня фашистская Германия развязала войну с нашей страной.

На рассвете 22 июня началась оборона Брестской крепости, которая длилась несколько месяцев, до весны 1942 года. Если бы Плужников ушел из крепости, его никто не посчитал бы дезертиром, потому что его не было ни в одном списке. Но Плужников не сделал этого. Он защищал крепость до последнего патрона и вышел наверх, когда они у него закончились, а еще потому, что стало известно о разгроме немцев под Москвой. В процессе обороны крепости Николай стал одним из ее героев. Сначала он, не имеющий боевого опыта, ведет себя неумело, но постепенно становится профессиональным воином. Он прошел хорошую школу возмужания. Плужников стал наблюдательным, расчетливым и хладнокровным. Когда погибли все его друзья, он остается один в непобежденной крепости. Мужеством и стойкостью Плужникова восхищались даже враги.

В повести показана история любви Николая и Мирры. Это кажется неожиданным в подземелье. Но она есть проявление человечности, которая противостоит жестокости войны.

Рассказывая о героях и подвигах в произведении, Борис Васильев исходил из реальных событий, происходящих во время защиты Брестской крепости. Он показывает, как люди сражались по последнего патрона или вообще бились с врагами врукопашную. Так что можно сказать, что эта повесть обо всех защитниках Брестской крепости.

Сочинение 3

Война. Сколько боли и горя в это слове. Кровь, слезы, пот – и все это вместе посреди хаоса летящих пуль и снарядов. Страдают не только воины, но и их семьи. В городах и селах погибают молодые и здоровые, которым жить да жить. Матери лишаются детей, дети лишаются детства, страна лишается граждан, которые бы строили ее светлое будущее.

Самым крупным горем в истории нашей страны стала Великая Отечественная война. Да, ее помнят, снимают фильмы, проводят парады. Но вряд ли удастся пережить то же самое, вернее прочувствовать, что чувствовали наши предки. С историей войны можно ознакомиться через литературу, через рассказы прадедов. Многие композиторы посвятили этому страшному событию свои песни. Именно о тяжелых последствиях войны и повествует произведение «В списках не значился».

С чего начинается эта животрепещущая история? С размышлений молодого военнослужащего Коли, который сам себе и другим пытается доказать, что война еще не скоро. Его можно понять. Кто бы в ту пору решил противодействовать такой мощной стране как Советский Союз с армадой бронированных машин и легионами солдат с «Мосинками». Война отменяется, о том, что она близка раглагольствуют лишь последние паникеры.

Парень – человек военный, от природы. В 1941 году он направлен был служить в знаменитую впоследствии Брестскую крепость. Юный военнослужащий воодушевленно принял эту весть. Дальше повествование разворачивается вокруг взаимоотношений лейтенанта с сослуживцами и начальством.

Коля еще не освоился и выполняет свои обязанности лишь по внутреннему наитию. Ему становится очень жутко, неудивительно, поставьте себя на его место. Служба давит на него тяжким бременем, скоро близится большая битва, нужно бить врага все мощью советского духа.

Он не знает, как сражаться, совершает оплошности, но это только в начале. Николай набирается опыта и из необстрелянного мальчишки превращается в настоящего воина со стальным стержнем вместо сердца. Его начинает бояться и враг – он видит, что перед ним беспощадный противник, готовый до последней капли крови защищать свою страну.

Как на войне без большой любви? Да никак. Она и помогает психологически выстоять невзгодам.

Произведение помогает задуматься о сущности победы. Может кто-то ложью задавить оппонента, но основа победы – это всегда правда.

Нельзя забывать ни подвиг воинов, оборонявших крепость, ни другие, порой даже неизвестные героические деяния.

По произведению В списках не значился

По произведению В списках не значился

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Почему месть разрушает душу?

    Месть – это преднамеренное, жестокое нанесение вреда другому человеку, причинившему боль в качестве «оплаты» за какой-то поступок. Почему же месть разрушает наши души? Давайте разбираться.

  • Сочинение Образ автора в романе Евгений Онегин Пушкина

    В романе Пушкина автор выступает героем наравне с остальными. Как правило, в некоторых произведениях мы тоже можем видеть взгляд автора и лирические отступления, однако

  • Сочинение Роль общения в жизни человека

    Чтобы каждый день в жизни человека стал ярким, незабываемым, не зря прожитым, мы должны научиться достигать цели, совершать добрые дела, реализовать свои планы. Для этого люди должны находиться

  • Сочинение на тему Как я обычно делаю уроки 5, 7 класс

    Каждый день ученикам задают уроки, как и мне. И каждый день она новая, да и почти по всем урокам задают домашнее задание. Для начала я прихожу со школы, и иду обедать.

  • Характеристика мальчиков из рассказа Бежин луг Тургенева образы 6 класс

    Образы крестьянских детей описаны в произведении со всем присущим автору мастерством. На протяжение всего повествования писатель всячески проявляет свою симпатию к простому русскому народу.

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Васильев

Сочинение по роману В списках не значился

Произведение «В списках не значатся» описывает все события, которые произошли во время Великой Отечественной войны. А если быть точным, то здесь рассказывается еще и про защиту Брестской крепости. И все это основано только на реальных и достоверных событиях.

Главным героем здесь является молодой и очень красивый парень по имени Николай. Недавно он окончил военное училище. И для дальнейшей службы был отправлен на защиту той самой Брестской крепости. А в это время на нее решили напасть гитлеровцы. А ведь он был уверен практически на сто процентов, что Германия не сможет напасть на советский союз, но оказался не прав. Доехал он до места в четыре часа утра, а уже спустя несколько минут со всех сторон стали разноситься взрыв и грохот. И он понял, что началась война.

нейросеть

В то время Николаю всего было девятнадцать лет, и к таким событиям он был просто еще не готов, но на подготовку времени уже не было, а крепость нужно было защищать прямо сейчас и парню ничего не оставалось, как взять в руки автомат и кинуться прямо в самое пекло войны. Они стояли под защитой крепости и днями и ночами, провизии практически не было, но ребята все равно держались из последних сил. Частенько парень видел, как на его глазах погибали его друзья и ничем не мог им помочь. Он очень сильно паниковал и из-за этого допускал огромное количество ошибок, которые могли просто быть непростительными. Кроме этого он понимал, что отступать дальше некуда и нужно делать все от него зависящее, чтобы помочь другим ребятам отвоевать крепость и не отдать ее врагам.

Но, не смотря на это, среди всей этой жестокой игрой между жизнью и смертью нашлось время на любовь. И только ради этой самой любви Николай и Мирра сражались до последней капли крови и для своего будущего и для будущего своих детей. Вот только война никого не щадит и один неверный шаг или одна ошибка может очень дорого обойтись каждому солдату. Вот и Мирра допустила такую ошибку, за что и поплатилась своей жизнью. Но об этом наш главный герой узнал не сразу.

Парень старался сделать так, чтобы спасти не только свою шкуру, но и шкуры всех солдат, которые защищали крепость вместе с ними. Вот только судьба для каждого уже рассчитана, и обмануть ее никому не удастся. Он старался сражаться до последнего, он ничего и никого не боялся и все для того чтобы защитить свою родину. Кроме этого ему нужно было научиться быть не только расчетливым, но еще и хладнокровным, чтобы первым снять своего врага пока тот не опередил его.

Сочинение 2

Война всегда очень жестока и кровопролитна, она уносит миллионы человеческих жизней, приносит людям невыносимую боль и тяжелейшие страдания. Путь к победе крайне тяжел, и невероятный подвиг, который сумел совершить советский народ в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны, навсегда остался в сердцах людей. Память о нем находится в военных произведениях советских писателей. Одним из таких авторов является Борис Львович Васильев, прошедший войну и принимавший участие в боевых действиях.

Повесть «В списках не значился» — одно из наиболее известных произведений Бориса Васильева. Она рассказывает о начальных событиях войны и показывает героическую защиту Брестской крепости русскими солдатами. Главным героем повести является молодой лейтенант Николай Плужников, который в возрасте девятнадцати лет отправляется в Брестскую крепость по окончании военного училища. Он оказывается там в роковую ночь с 21 на 22 июня 1941 года.

Николай, не ожидавший столь раннего начала войны и не имевший боевого опыта, оказывается в настоящем аду. Ему приходится пережить немало ужаснейших событий, однако герой показывает невероятную стойкость, мужество и силу духа. Больше девяти месяцев он защищает Брестскую крепость и выходит наверх лишь узнав, что фашистов разбили под Москвой. «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя её капля…» — говорит лейтенант. Его героизм вызвал уважение и восхищение даже у врагов.

Герой не значился ни в каких списках, и именно осознание своего долга и любовь к Родине руководили его действиями. Николай умер героем и до последнего своего вздоха оставался верным и преданным своей стране. Образ лейтенанта Плужникова является символом всех солдат, героически оборонявших Брестскую крепость. Именно такие стойкие, храбрые и самоотверженные люди каждой своей секундой и каждым своим действием приближали победу СССР.

Все меньше и меньше остается людей, участвовавших в военных действиях и переживших Великую Отечественную войну, однако память о мужественно сражавшихся солдатах и о невероятном подвиге советского народа никогда не исчезнет и навсегда останется в душах и памяти людей.

11 класс

`

По роману В списках не значился

По роману В списках не значился

Популярные сочинения

  • Сочинение по рассказу Антоновские яблоки Бунина

    Конечно, в этом рассказе очень много описаний – воспоминаний о детстве писателя. Там он ещё «барчук» в своем имении. Мальчик радуется жизни, ему даже нравится жизнь простых людей. Он бы тоже хотел так:

  • Сочинение на тему Тайга, наша кормилица, хлипких не любит

    Понятно, что тайга окружает местных жителей, только от неё они и могут добыть себе пропитание. По крайней мере, так было раньше… Сейчас, конечно, лучше с транспортом…

  • Сочинение Чудный собор (8 класс — упр 102)

    Когда люди хотят поблагодарить Бога они строят соборы. Эти символы веры, увековеченные в камне, гордо держат свои купола рядом с облаками. Таким подарком Богу за победу

Это произведение описывает события Великой Отечественной войны, а точнее – защиты Брестской крепости. Оно основано на реальных событиях.

Молодой, только что окончивший военное училище лейтенант Николай Плужников отправляется в Брестскую крепость как раз накануне нападения гитлеровцев. Он уверен, что Германия не осмелится напасть на СССР, что все эти разговоры просто глупы и даже вредны. Но, оказавшись поздно вечером в крепости, уже в четыре утра он слышит грохот и взрывы – это началась война.

Девятнадцатилетний парень оказывается в настоящем котле, он не был готов к таким боевым действиям, не имел достаточного опыта. Ему пришлось очень быстро повзрослеть. Крепость удерживали в нечеловеческих условиях: под постоянными бомбежками, без доступа воды и провизии. Николай видел, как погибают его друзья. Он допускал ошибки и даже поддался панике, но потом понял, что отступать нельзя.

История эта очень тяжелая, тем невероятнее в ней выглядит любовь Николая и Мирры. Несмотря на ужас, творящийся вокруг, в их сердцах зародилось великое чувство, которое давало силы для борьбы им обоим. Мирра погибла, как и все остальные, но, к счастью, Плужников этого не видел.

Николай остается верным своему долгу и своей стране до конца. Он учится быть расчетливым и хладнокровным, правильно оценивать окружающую обстановку, этот жестокий урок ему преподает война. Герой уверен, что человека невозможно победить, если он этого не хочет, его можно убить, но не победить.

Он был последним защитником Брестской крепости и удостоился почестей за свою стойкость и отвагу даже от врагов. Но все это для него было уже неважно. Николай умер героем.

Этот роман произвел на меня неизгладимое впечатление. Я наблюдал, как молодой неопытный парень стал героем. Мы должны помнить этот великий подвиг советского народа, который он совершил во имя своей родины и ее будущего.

Заказать сочинение 
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Добавить комментарий

Человеческая память… Что это? Одним она приносит радость, другим – грусть и тоску, третьих наводит на размышления. Но обязательно всем память даёт силы, чтобы жить дальше. Память… Она удивительно точно бережёт то, чему никогда не повториться, что особенно дорого и ценно. Бывает так, что прошлое ворвётся в душу, разбередит её. Тогда исчезает покой. Особенно часто это происходит в сердцах людей, переживших войну. И вот перед глазами картины тех огненных лет: багровые зарева, идут солдаты, свистят пули, гудят самолёты. Тяжело вспоминать! Но как важно не забыть, передать то, что было пережито и выстрадано тогда, чтобы люди не повторили прежних ошибок, научились ценить жизнь.

     Много книг о войне. Самые дорогие те, что написаны фронтовиками. Борис Васильев один из них. Писатель сам прошел трудными дорогами войны, защищал родную землю с оружием в руках. Самое поразительное его произведение — повесть «В списках не значился». Она посвящена первым дням войны, героической защите Брестской крепости.

       «Метель мела от Бреста до Москвы. Мела, заметая немецкие трупы и
подбитую технику. И другие лейтенанты поднимали в атаку роты и, ломая врага, вели их на запад. К нему, к непокоренному сыну непокоренной Родины…». Строки, вырванные из повести, строки, оставшиеся где-то внутри, когда книга была уже прочитана и закрыта. «Непокоренному сыну непокоренной Родины «… Кто он, сумевший жить и умереть свободным,

«смертию смерть поправ»?

     Это молоденький девятнадцатилетний лейтенант Николай Плужников. Он приезжает к месту службы – Брестскую крепость —  в ночь, которая отделяет мир от войны, в ночь на 22 июня 1941 года.

        Десять месяцев воевал Плужников с врагом, не давая ему покоя, без надежды и помощи, без смены и отдыха, без писем из дома. Эта короткая жизнь вобрала в себя так много!

         Была смерть товарищей. До боли в сердце жаль ему так глупо погибшего парнишку Волкова, того пограничника с неостывшим ручным пулемётом, который «… продолжал прикрывать Плужникова от пуль, и его загустевшая кровь била Плужникову в лицо, как напоминание». И Николай осознал, что остался в живых только благодаря смерти тех, кто погибал за него. «Он сделал это открытие, не понимая, что это закон войны. Простой и необходимый, как смерть: если ты уцелел, значит, кто-то погиб за тебя. Но он открывал этот закон не отвлеченно, он открыл его на собственном опыте, и для него это был не только вопрос совести, но и жизни».

      Был и выстрел в предателя Федорчука, который, «…подняв руки, шёл в плен так спокойно, так обдуманно и неторопливо, словно возвращался домой после тяжелой и нудной работы». Плужников не испытывал угрызения совести, он ощущал злое, радостное возбуждение и поэтому говорил и говорил: «Предатель. Гадина. С платочком шел, видел?.. За жизнь свою поганую все бы продал, все…».

      И были минуты счастья с любимой девушкой и страдания. Тупая, безнадежная боль вдруг намертво сжала сердце, когда он услышал нежный, задумчивый голос Мирры, певшей песню «Очаровательные глазки». И он с трудом сдержался, чтобы не застонать.

      Тяжело было на сердце у Николая, когда умирали от жажды дети, а воду отдавали пулеметам, когда уходили в плен женщины, неся на руках обессиленных детей, вглядываясь в трупы, пытаясь опознать мужа, брата, сына, когда умирали в подвальном лазарете от ран, без лекарств.

      Рассказывая о жизни девятнадцатилетнего лейтенанта, писатель показывает, как юноша становится героем, а все его поведение в крепости – подвигом. Автор вводит нас в мир мужающей души. Сознание долга является движущей силой его поступков: не думать о себе, пока в опасности Отчизна. Плужников мог еще уйти из крепости с любимой девушкой. «И это не было бы ни дезертирством, ни изменой приказу: он не значился ни в каких списках, он был свободным человеком, но именно эта свобода и заставляла его самостоятельно принимать то решение, которое было наиболее целесообразным с военной точки зрения». Свободу выбора он понимал как необходимость бороться до конца, как выполнение долга.

        Обретение своего «я» приходит к молодому офицеру как осознание себя частицей Родины, народа: «Он уже не ощущал своего «я», он ощущал нечто большее: свою личность, ставшую звеном между прошлым и будущим его Родины…».

     Потрясают последние страницы повести. 12 апреля 1942 года немцы загнали неизвестного солдата в ловушку. Он почти ослеп, поседел, ноги его плохо слушались. Николай Плужников сделал все что мог: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля…».

      На требование немецкого генерала назвать звание и фамилию Плужников ответил: «Я – русский солдат». Он так и не назвал себя. «Неизвестный вдруг медленно повернул голову, и в генерала уперся его немигающий взгляд. И густая борода чуть дрогнула в странной торжествующей усмешке:

— Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской версте?

Это были его последние слова».

      Потрясенный немецкий лейтенант отдал команду, и солдаты вскинули ружья «на караул», генерал, «чуть помедлив, поднял руку к фуражке». «А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти».

         Николай Плужников умер, но не сдался, остановив врага на русской версте… Заступник, Воин, Солдат… Думая о судьбах Родины, человек возвышался над собственной, нередко трагической судьбой. Одновременно короткой и долгой. Выбрать свою версту и не отступить ни на шаг – это, значит, жить вёрстами Родины! Её историей, тревогами, заботами.… Так смогли жить мальчишки сороковых. Так должны жить и мы.

Тезисы

  1. Какой опыт дает человеку война?
  2. Какие подвиги никогда не забудутся?
  3. Для чего нужно хранить обычаи и традиции?
  4. Почему важно помнить прошлое?
  5. Забвение есть измена.
  6. Какова роль исторических памятников?
  7. Что, по вашему мнению, не подлежит забвению?
  8. Память о войне: формальность или нравственный долг?
  9. Забвение стирает, память преображает.
  10. «Кто умер, но не забыт, тот бессмертен» (Лао Цзы).
  11. Как судьба человека связана с историей народа?
  12. Почему нельзя забывать историю своего народа?
  13. Как произведения искусства становятся бессмертными?
  14. К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?
  15. Никто не забыт, ничто не забыто.

Аргументы

М. Шолохов, «Судьба человека». Опыт войны делает людей более стойкими, но в то же время опустошает их души. Это доказывает пример из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Рассказчик встретил главного героя у переправы и сразу же заметил его тяжелый взгляд, наполненный тоской. Андрей Соколов потерял во время войны всю семью, а сам долгое время пребывал в плену. Такие раны не залечить временем. Геополитический конфликт нескольких держав отнял у него все самое дорогое, а что дал взамен? Да, герой стал более волевым и сильным, приобрел специфические военные навыки и привычки, но едва ли все это богатство стоило жертвы. Как и в мирное время, Андрей оставался человеком добрым и семейным. Поэтому он смог снова найти смысл бытия в заботе о сироте. Возможно, опыт боевых действий закалил его характер, благодаря чему он без ропота помогал стране восстановиться из руин, но главные нравственные ценности героя сформировались до войны и вопреки, а не благодаря ей. Таким образом, участие в боях дает человеку скорее негативный, чем позитивный опыт: делая бойца сильнее, она все же отнимает у него блеск в глазах, радость мирной жизни и веру в человечество.

Б. Васильев, «А зори здесь тихие». Мы не можем забыть те подвиги, которые совершили ради нас женщины и дети — те, кому на войне не место. Их жертвы больно ранят наши сердца. Именно поэтому произведение  «А зори здесь тихие» стало таким известным среди современных читателей. Автор повествует о молодых девушках, которые служили зенитчицами на фронте. В армию их привели разные пути: кто-то мстил нацистам за родных, кто-то хотел принести реальную пользу обществу, а кто-то видел в боях нечто героическое и романтическое. Юные женщины случайно напали на след диверсантов и получили приказ задержать их — любой ценой. Никто из них не сомневался, стоит ли отдавать ради выполнения задания свою жизнь. Рита, Соня, Женя, Галя и Лиза пожертвовали собой, но не дали диверсантам повредить важнейшие объекты инфраструктуры. В живых остался только их командир — старшина Васков. Он и доложил руководству от подвиге отряда зенитчиц. Эту историю невозможно забыть, ведь она служит хорошим предостережением нам, потомкам героев. Нельзя допустить повторения войны, где гибнут женщины и дети.

А. Пушкин, «Цыганы». Обычаи и традиции народа помогают ему пронести через века свою самобытность и защитить свое право жить так, как хочется. Именно поэтому герои поэмы Пушкина «Цыганы» смогли противопоставить цивилизации больших городов свою бесшабашную свободу, привлекшую изгнанника Алеко. Если бы цыганский народ не охранял свои индивидуальные законы и устои от влияние чужаков, он ничем не отличался бы от других этносов и потерял главное — независимость. Люди в племени были счастливы в своей кочевой жизни наедине с природой, где не было собственности, а значит, и жадности, алчности, лицемерия и других пороков оседлости. Женщины и мужчины свободно сходились и расходились, никто не ревновал и не удерживал другого узами долга или приличий. Поэтому любовь цыган была честной и страстной. Чтобы сохранить свои мудрые обычаи, представители племени изгнали Алеко, когда он нарушил их табу, убив свою подругу и ее нового возлюбленного. Его вмешательство могло бы искоренить традиции, которые помогали цыганам жить свободно и в гармонии с собой. Именно культурная преемственность помогает этому народу сохранить самобытность до сих пор.

В. Быков, «Обелиск». Прошлое важно помнить, потому что именно оно учит представителей будущих поколений основам морали, этики и духовности. Это доказывает пример из повести Василя Быкова «Обелиск». Книга начинается с того, что на похоронах учителя Миклашевича выступает заведующий районо Ксендзов. Он отказывается упомянуть о подвиге Алеся Мороза — преподавателя, который спас юного Павла Миклашевича и стал для него примером для подражания. Молодой Ксендзов не был участником войны, поэтому так равнодушно отнесся к памяти местного героя. Отсутствие уважения к жертве Мороза ради учеников объясняется тем, что заведующий районо не помнил о трагических событиях, произошедших в оккупации. Зато о них хорошо знал ветеран Тимофей Ткачук, который публично осудил безразличие Ксендзова. Он рассказал приезжему журналисту о том, как Алесь Мороз сдался в плен ради освобождения детей, а когда оккупанты не сдержали слова, помог спастись одному из них — Павлу. Если бы такие невежественные люди, как Ксендзов, знали больше об истории родного края и слушали рассказы очевидцев, то они не оскорбляли бы памяти усопшего своими казенными речами и фальшивыми чувствами. А так герой даже похоронах говорил об успехах в образовании и совсем не горевал об кончине Миклашевича. Очевидно, что незнание уроков прошлого влечет за собой утрату нравственных ориентиров и моральных установок.

Н. Иванова, «Ярость слова». Забвение — есть измена, и это понимают многие литераторы, которых тревожит искажение истины на страницах книг, где авторы сознательно умалчивают о неприглядной стороне явления. Так, Наталья Иванова в предисловии к роману В. Астафьева «Прокляты и убиты» пишет о том, как важно было писателю передать в своем откровенном и «протестном» произведении реальное лицо войны — такое, какое он сам увидел на фронте. Он рьяно осуждал советский подход к идеализации борьбы на страницах книг. Идеологическая ложь пропитала многие творения о том страшном времени, поэтому Виктор Астафьев написал о своем опыте, изобразив неприглядные, стыдные и кровавые реалии на передовой. Он открыл глаза читателя на проблемы советской армии: он продемонстрировал безжалостное и глупое руководство, недостаток снабжения, голод и болезни солдат, несправедливые полевые расправы над мнимыми предателями, мародерство и дедовщина. Такого мы не увидим в большинстве современных фильмов о чистой и красивой войне, где были одни подвиги и удачные совпадения. «Жестокий писатель: нет для него героики (в привычном понимании) на войне, а есть полный разрыв со стереотипами и клише военной прозы» — так пишет Наталья Иванова об Астафьеве. Он считал, что приукрашивание мировой и русской трагедии способствует тому, что мы забываем о чудовищности тех испытаний и изменяем памяти своих предков, которые все это выдержали ради нас и нашего будущего. Именно Виктор Астафьев в своем произведении поставил знак равенства между забвением и изменой.

Б. Васильев, «В списках не значился». Роль исторических памятников в нашей жизни сложно переоценить. В эпилоге к знаменитому роману Васильева читатель увидит, что подвиг Николая Плужникова, последнего защитника Бреста, живет в стенах его крепости, которая стала историческим памятником тех драматических событий. Именно там сотрудники музея рассказывают посетителям про оборону этого стратегически важного участка фронта. А что было бы, если бы не было Брестской крепости в наше время? Если бы ее снесли, а на таком хорошем месте построили бы торговый комплекс или спальный район? Никто из нас не узнал бы историю Плужникова, который пожертвовал собой, задерживая врага и разрушая его стратегию «Блицкрига». Ведь в списках он не значился, никто не внес его ФИО в документацию, и его имя могло бы быть стерто из истории навсегда. Но именно памятник мужеству героя, уцелевший после войны, стал его преданным летописцем, его голосом и другом. Памятник сохранил историю о своем защитнике и теперь повествует потомкам Плужникова о его судьбе, вдохновляя их на подвиги ради Отечества, на мужество и силу духа в борьбе с судьбой.

В. Быков, «Сотников». Забвению не подлежит человеческое мужество, которое во все времена было спасительным средством в борьбе за идеалы. Например, в повести Быкова «Сотников» главный герой даже под пытками не рассказал о местоположении партизан. Автор описывает его окровавленные пальцы без ногтей, которые так ужаснули его товарища — Рыбака. Вид мучений Сотникова так напугал пленного, что он тут же переметнулся на сторону врага. Но сам Сотников, тщедушный и больной человек, учитель из сельской школы, выдержал все мучения и даже пытался спасти тех, кого взяли под стражу вместе с ним, жертвуя собой. Его казнили враги, но подвиг советского солдата навсегда останется в наших сердцах, потому что он продемонстрировал качества характера, которые всегда будут внушать людям гордость и уважение. 

Л. Толстой, «Война и мир». Память о войне — это нравственный долг каждого человека. Эту точку зрения защищал и Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». В произведении мы встречаем много размышлений автора о событиях 1812 года. Он осуждает многих историков, которые возвеличивают Наполеона, ответственного за бессмысленные разрушения и жертвы, но игнорируют подвиг Кутузова, который пожертвовал своим положением при дворе, чтобы остановить напрасное кровопролитие и капитуляцию всей армии. Именно русский фельдмаршал своими стратегическими отступлениями и промедлениями загнал Наполеона в тупик и спас Родину, и, что важнее, сберег жизни простых солдат, сдерживая честолюбие своих подчиненных и самого императора Александра. Писатель настаивает на том, что поведение военачальников нуждается в нравственной оценке потомков. Извлечь из войны уроки — это наш моральный долг по отношению к людям, которые пострадали от недостатка этой мудрости в прошлом. Теперь мы знаем, что в войне нужно искать не социальные лифты, а возможность поскорее освободить от нее свои земли. Помня об этом, мы не повторим ошибок Наполеона и не ввергнем мир в пучину кровопролития. Именно поэтому память об исторических катаклизмов является нравственным долгом.

М. Булгаков, «Белая гвардия». Забвение стирает истину, а память дает нам возможность проанализировать ее и обнаружить собственные заблуждения. Так, в романе «Белая гвардия» пожилой инженер по кличке «Василиса» признается собеседнику, что при царе выступал за революционные изменения и симпатизировал партии кадетов. Тогда ему казалось, что в стране живется плохо, что она нуждается в встряске и новых политических силах. Однако после событий 1917 года и начала Гражданской войны герой раскаялся в своих иллюзиях и не раз. По-настоящему «плохо» стало после свержения монархии, когда власть над Киевом стала переходить из рук в руки. Бандиты из деревень наводили страх на благополучных горожан. Вся их гражданская позиция сводилась к мести и грабежу. Сам инженер, добившийся богатства честным трудом и экономией, стал жертвой ограбления и дискриминации: теперь он стал буржуем и врагом пролетариата. Деревенские жители забыли о том, что при царе далеко не все были помещиками и чиновниками, их забвение стерло истину и ввело их в заблуждение. А память интеллигентов вроде «Василисы» преобразила прошлое в их глазах: они смогли разглядеть в нем положительные стороны, которых раньше не замечали, и сделать выводы на будущее. Именно поэтому необходимо помнить историю своей страны и учиться извлекать из нее мудрость, пока не стало поздно.

А. Пушкин, «Капитанская дочка». Если человеку смерть уже не грозит, он может претендовать на бессмертие, если память о нем переживет его самого. Например, герой романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» был казнен уже несколько веков назад. Даже сам автор не застал Емельяна Пугачева в живых, зато внимательно изучил все документальные свидетельства о его личности, коих набралось немало, потому что народ помнил своего вожака даже после его смерти. Емельян был беглым казаком. Его не устраивало то положение, в котором оказался простой люд: именно при Екатерине Второй процесс закрепощения крестьян закончился, и большинство людей стали имуществом богачей. Голодные бунты целых деревень привели к тому, что крестьяне готовы были идти за кем-угодно, лишь бы добиться справедливости. Этим кем-то оказался мнимый царь Петр, которого сыграл Пугачев. Умный и жестокий лидер не стал правителем, зато показал царице силу народного гнева и необходимость перемен. Мятежника казнили после его поражения, но народ помнил о нем и втайне одобрял своего героя. Вот почему автор книги, дворянин, изобразил бунтовщика как незаурядного человека, обладающего многими достоинствами. Емельян Пугачев погиб мучеником и борцом за народные права, и благодарностью людей стало его бессмертие во многих произведениях литературы, спектаклях и фильмах.

А. Солженицын, «Матренин двор». История народа влияет на судьбу человека, ведь глобальные события, происходящие в стране, всегда определяют вектор развития общества и формируют условия его жизни. Так, в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» героиня живет в отдаленной деревне и никак не участвует в политической жизни государства. До их глухого сельца вообще с трудом доходят последние новости. Однако ее судьба стала отражением войн и революций в России 20 века. Во-первых, бедственное материальное положение жителей было связано с послевоенной и послереволюционной разрухой в стране. Нищета вынуждала их заключать браки с работниками, а не с людьми, чтобы семья могла хоть как-то выжить. Именно поэтому Матрену склонили к браку с нелюбимым ею младшим братом ее жениха. Семье Фаддея было все равно, возникнет ли согласие между супругами, они нуждались в рабочих руках девушки, а в счастье молодых. Во-вторых, Матрена вышла бы замуж по любви, если бы ее жениха не призвали на фронт. Там он пропал без вести, и это подтолкнуло его родителей к решению о браке героини и их младшего сына. Таким образом, история России определила судьбу деревенской девушки Матрены: она потеряла любимого мужчину, всех родных детей (ведь медицины в деревне тоже не было), жила бедно, хоть и трудилась за двоих. Даже с расчетом пенсии ее обманули, не засчитав трудодни. В этом тоже виновата сложившаяся система учета, ставшая следствием пролетарской диктатуры.

Дж. Оруэлл, «1984». Почему нельзя забывать историю своего народа? Причина в том, что отсутствие уроков прошлого позволит нам ошибаться вновь и вновь, наступая на одни и те же грабли. Это доказал Джордж Оруэлл в романе «1984». Главный герой работал в министерстве Правды и занимался тем, что переписывал вчерашние новости. Так правительство вводило народ в заблуждение, постоянно подтасовывая исторические факты, чтобы люди не распознали ложь. В вечной войне, как в театральном представлении, страны менялись ролями, становясь друг для друга то союзниками, то врагами, но лишь на газетных полосах. На самом деле растянутые бои служили оправданием диктатуры и нищеты. Под страхом кровопролития и уничтожения граждане становились покорными рабами. Угроза захвата развязывала Большому Брату руки: он мог объяснить любой произвол властей законами военного времени. Не зная своей истории, герои были лишены возможности ее проанализировать и раскусить обман властей. Они все стали заложниками тирана. Таковы последствия невежества народа: Иванами, не помнящими родства, легко манипулировать.

А. Куприн, «Гранатовый браслет». Как произведения искусства становятся бессмертными? Настоящие шедевры находят отклик в сердце людей из новых поколений и никогда не устаревают. Например, в повести «Гранатовый браслет» герой в своем прощальном письме просит любимую женщину послушать сонату Бетховена. Эта музыка передавала все его невыразимые чувства, хоть и была написана несколько столетий назад.  Вера выполнила его просьбу и погрузилась в мелодию, которая убедила ее в том, что Георгий простил ее отказ и упокоился с миром. Красивая музыка смогла стать посредником между мертвым и живым человеком, между любовью и раскаянием. Гениальная композиция осталась в памяти людей именно поэтому: все новые слушатели находили в ней отражение своих переживаний. Бессмертие приходит к таланту, потому что он вызывает отклик снова и снова. 

С. Алексиевич, «У войны не женское лицо». К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне? Отсутсвие воспоминаний о тех страшных событиях, прежде всего, обрекает ветеранов на нищету и преждевременную смерть, ведь незнание истории делает нас неблагодарными людьми с черствыми сердцами. Об этом писала Светлана Алексиевич, лауреат Нобелевской премии. Она потратила несколько лет на сбор информации о жертвах и ветеранах Великой Отечественной войны. В ее книге описываются судьбы «маленьких людей», чьи жизни были растоптаны сапогами оккупантов. Но даже сегодня, когда бои давно прошли, проблемы у этих героев остались. «Я знаю несколько примеров, когда герои и мученики той войны живут в бараках, которые давно пора было снести» — утверждает автор. Она связывает это безразличие властей к ветеранам с недостаткам памяти. О войне много говорят, но эти слова пусты и ничего не выражают, ведь реальных действий за ними нет. Утрата памяти о Великой Отечественной войне оборачивается чудовищной неблагодарностью по отношению к тем, кто добился для нас мирного неба над головой. Такая несправедливость демотивирует новые поколения, которые при таком отношении уже не пойдут на подвиг ради Отечества.

Р. Рождественский, «Реквием». «Никто не забыт, ничто не забыто» — эти слова означают наше отношение к подвигу ветеранов Великой Отечественной войны. Смысл этих слов лучше всего демонстрирует поэма Роберта Рождественского «Реквием». В ней автор передает свой страстный призыв к потомкам: «Мечту пронесите через года и жизнью наполните!.. Но о тех, кто уже не придет — никогда,— заклинаю,— помните!». В произведении война показана с разных ракурсов: мы слышим голоса матери бойца, самих воинов, живых и мертвых, их благодарных потомков. Каждое чувство, каждое слово очевидцев и участников тех событий поэт воспел, но не для них, а для нас. «Это нужно живым» — отмечает он, описывая подвиги неизвестных солдат, которые остаются близкими и родными для нас, потому что именно они защитили наше будущее. Не ради славы сражались они, им не нужно наше преклонение. Но ради счастливого будущего без войны каждый из нас должен помнить об их самоотречении, смелости и патриотизме. Мы не забываем ни одного бойца, ни одного боя, чтобы эта трагедия больше никогда не повторилась.

«Нравственный выбор героев в произведениях о Великой Отечественной войне (по повести В.Быкова «В списках не значился»)»

Сочинение


Великая Отечественная война, длившаяся тысяча четыреста восемнадцать дней, для русского народа навсегда останется в памяти. Ее нельзя вычеркнуть из воспоминаний тех,
кому довелось сражаться. Бессмертен подвиг всех, кто боролся и победил фашизм! Мы не видели войны, но знаем о ней, потому что мы должны помнить, «какой ценой завоевано счастье». Из некоторых прочитанных мною произведений о войне больше всего запал в душу роман Бориса Васильева «В списках не значился». Подвиг главного героя, которому было всего восемнадцать, достоин преклонения. Описывая в произведении молодость героя, его неопытность, если можно так сказать, «мальчишество», автор показывает, из кого вырастают герои войны. Молодой, безусый лейтенант Плужников, полный желаний, заканчивая училище, мечтает служить в разведчасти. Тогда молодому командиру было еще не понять, что ему и его стране предстоит испытать, пережить, вынести, потому что он безоговорочно убежден, уверен в советско-германском договоре о ненападении. Известие о войне для него должно было стать шоком, но сила характера не позволяет ему паниковать. «Но очнулся он быстро: он был здоров и яростно хотел жить». Внезапность нападения и неведение были для Коли Плужникова страшнее всего, даже той первой бомбежки 22 июня 1941 года. Но положение не позволяло ему, прежде всего, как солдату, опустить руки и пасть духом. Ему нельзя было этого делать, но осознать всю тяжесть и опасность беды он смог не сразу. Времени же на адаптацию Коле немцы не выделили, пришлось все познавать на практике, то есть в бою. Первый бой, он трудный самый, и в нем нельзя было трусить. Если бы Коля испугался, то он не смог бы перебороть себя и в
другой раз. Познав близость смерти в двух шагах от себя, мне кажется, Николай навсегда забыл чувство страха. Превозмочь себя было главным для него, и он сделал этот шаг. И Коля понял, что на войне как на войне. Если ты испугался, струсил, усомнился в своей силе, то из-за твоего страха вместо тебя погибнет другой человек. Этот закон действовал безотказно. Его можно было понять и осмыслить лишь в бою. «На то и бой», — строго сказал Плужников. Остальные последовавшие бои пугали его непонятным страхом. Страхом не перед внезапной встречей с противником. Он не мог себя представить убитым, потому что исполнял долг перед Родиной. И считал, что умереть гораздо проще, чем постоянно подвергаться опасности и бороться. Обвинение Коли Плужникова в предательстве и трусости после его отхода назад послужило ему очень хорошим уроком. Ему было стыдно: не мог он простить себе гибели товарищей. В те немногочисленные дни, испытав голод, жажду, чувство близости конца, он с трудом пытался устоять перед обещанием немцев: обеспечить сдавшимся хорошую жизнь. Но никто из бойцов Брестской крепости не помышлял сдаться добровольно. «Лучше умереть, чем предать своих товарищей, Родину!» — думал Николай. Он для себя давно решил, что делать — бороться до последней капли крови с фашистами. Но как это делать? Где взять патроны, еду? Плужников об этом не хотел вспоминать, главное — уничтожать захватчиков, пусть даже вгрызаясь им в горло. Это были мысли не сошедшего с ума человека, а защитника крепости и патриота. Обороняя костел в течение нескольких дней с бойцами, Коля превратился в «робота», таская пулемет от атаки до бомбежки, он не видел ничего, кроме немцев, то идущих шеренгой, то падающих. Очнуться от этого забытья лейтенант смог только после того, как его привели в сознание другие бойцы. Но вновь наступали немцы, опять падали кирпичи со штукатуркой, все меньше оставалось патронов, бойцов, воды. В такой обстановке, где все смешалось, проходили дни, казавшиеся совсем незаметными. Загнанные в подвалы, казематы и остатки зданий, потерявшие счет этим дням,
защитники все еще сопротивлялись. Коля Плужников искал патроны, добывал воду для оставшихся в подвале. Ему казалось, что быть внизу, в казематах с постепенно умирающими людьми еще хуже, чем наверху, где хозяйничали немцы. Мысли лейтенанта иногда мешались в голове, но он всегда умел найти нужное в этот момент решение. И, мне
кажется, действовал, полагаясь на свою совесть. После того, как Сальников пожертвовал собой ради спасения Плужникова, Николай чудом выжил и, даже очутившись в подвале с едой, водой, он не стал отсиживаться: Николай не мог сдать крепости! Пока он жил, была жива и Брестская крепость. Лежа в подвале несколько дней, он думал о многом, но главное — как быть дальше. Его решение оказалось очень простым: оборонять крепость и объединиться с остатками живых бойцов. А для этого нужно спасти хотя бы обитателей подвала. К сожалению, эти попытки оказались неудачными: погибли при разных обстоятельствах Степан Матвеевич, Саша Волков, тетя Христя, Мирра…измена Федорчука была для Плужникова необъяснима, он считал его предателем, и его рука не дрогнула убить изменника. Оставшись один, Николай не изменил своей цели оборонять крепость и уничтожать фашистов. Это он считал своим долгом. Но кольцо смерти вокруг него сжималось. Наступила зима, кончились продукты, и в конце концов немцы обнаружили его подвал. Теперь каждый камень должен был быть на его стороне, и, хотя фашисты были уже другими, не те, что штурмовали крепость, они оставались такими же опасными. Постоянные вылазки Плужникова для уничтожения неприятеля рано или поздно привели бы к неминуемому концу, но это было уже не важно. Загнанный немцами в холодный подвал, ставший его последним пристанищем, он встретил умирающего Семишного. Через несколько дней лейтенанту пришлось покинуть убежище, но не сдаться. «Он шел сквозь строй врагов, отдавших ему сейчас высшие почести. Но он их не видел, а если видел бы, то ему было все равно. Он был выше всех Почестей, выше славы, жизни и выше смерти». Николай был последним защитником так и не покорившейся крепости… Подвиг — это не только величие и дух героизма, но и величие нравственности. Безнравственный человек способен на поступок, быть может, равный по силе своего воздействия на окружающих подвигу. Но этот «подвиг» оказывается либо преступлением, либо предательством, либо еще чем-то худшим. Николай Плужников доказал, что его нельзя испугать, сломить, сделать рабом. У главного героя был выбор, он мог сдаться немцам или сражаться против них. Он выбрал второй путь, обрекая себе на бесконечные мучения и на верную смерть. Николай не сдался в плен, как это пытался сделать Федорчук, он выбрал другой нравственный путь. Плужников остается человеком в любых
ситуациях: и в отношении с любимой женщиной, и под непрерывной бомбежкой немцев, и даже по отношений к своему врагу. А остаться человеком в условиях войны — это и есть настоящий героизм. Боль и гордость — эти чувства охватывают читателя, когда он углубляется в описание боев, думает над мыслями героев, представляет себя на их
месте. Много, очень много подвигов совершено в войну, но достаточно прочитать повести и романы Бориса Васильева, чтобы начать понимать истоки этого массового героизма, которые исходили из беззаветной любви к Родине, из ненависти ко злу, из высоких нравственных начал. Спасибо писателю за прекрасную книгу. И вечная слава героям!

Другие сочинения по этому произведению


Мое любимое произведение о Великой Отечественной Войне (по повести В. Быкова «В списках не значился»)
Тема подвига в одном из произведений русской литературы
Трагический облик войны (по повести В. Быкова «В списках не значился»)
Любимое произведение о Великой Отечественной войне (по повести Василя Быкова «В списках не значился»)

  • В сочинениях какого мыслителя древности впервые появился термин физика
  • В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю ошибка
  • В сочинении я хотел рассказать о значении спорта и почему я его люблю
  • В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю
  • В сочинении под названием альмагест основное содержание сводится к изложению