Предмет: Родная (русская) литература
Дата: ….
Классы: 8-… класс
Учитель: Танашевич А.А.
Урок 4. Выразительное чтение стихотворения
В. А. Степанова «Золотое кольцо». Анализ стихотворения И. И. Кобзева «Поездка в
Суздаль».
Тип
урока: урок открытия знаний.
Цели: выразительно
читать и анализировать стихотворения, посвящённые городам Золотого кольца.
Планируемые
результаты
Предметные: |
Метапредметные: |
Личностные: |
Ознакомиться |
Познавательные: уметь Регулятивные: Коммуникативные: уметь |
Воспитывать чувство гордости и уважения |
Оборудование: распечатка из учебника (приложение) / учебник, тетрадь.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Проверка
домашнего задания: Читать выразительно стихотворения (стр.36, 39-40),
высокий уровень: выучить наизусть стихотворение на стр.46-47.
3.
Постановка
цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4.
Работа
по теме урока.
1) Первичное усвоение новых
знаний. Записать
в тетрадь основную информацию об авторах:
·
Игорь
Иванович Кобзев – стр. 42
Игорь Иванович Кобзев (1924-1986)
― русский советский поэт,
публицист, литературный критик, художник, участник Великой Отечественной войны,
член Союза писателей СССР.
В
поэтическом творчестве И. И. Кобзева преобладают произведения на тему истории
древнерусского государства: среди них стихотворения «Покров на Нерли», «Град
Чернигов», «Дмитрий Донской», «Пересвет», поэмы «Лесная сказка», «Меч-кладенец»
и другие. Одним из таких произведений является и стихотворение «Поездка в
Суздаль» (1968), которое вы прочитаете.
·
Владимир Александрович Степанов – стр. 45
Владимир
Александрович Степанов (род. 1949) — современный русский поэт, прозаик, автор книг для
детей и юношества, лауреат Премии Ленинского комсомола, заслуженный работник
культуры Российской Федерации. После окончания педагогического института
работал учителем в школе. Первое его стихотворение было опубликовано в 1907
году в газете «Московский комсомолец». Всего вышло более 1500 книг писателя, в
том числе сборник «Моя родина — Россия», включающий стихи о государственной
символике, важнейших праздниках, природе и городах нашей страны. Особое место в
поэтической биографии В. А. Степанова занимает песенное творчество. Песни на
его стихи исполняют многие современные артисты.
ФИЗМИНУТКА
2)
Первичная
проверка понимания.
·
Выразительное
чтение стихотворения И.И. Кобзева «Поездка в Суздаль»
Станет
тебе горько,
Станет грустно ль,
Затоскует сердце под дождем, –
Знаешь что? Давай поедем в Суздаль!
Вот увидишь: в сказку попадем!
В Суздале
предстанет нам воочию,
Как Иван-царевичам жилось…
Куполов цветное узорочье
Там по небу солнцем разлилось.
Каждый храм — как
шапка Мономаха,
Над рекой — крутой
зеленый вал.
С удалью, с талантом и размахом
Русский мастер
Суздаль создавал.
Крепостные стены.
Колокольни.
Воронье над башнями кружит.
Шишаки на башнях – точно копья,
Точно копия лихих дружин.
Может, Илья
Муромец с Добрыней
Там еще живут, Не удивлюсь!
В Суздале во всем сквозит доныне
Молодая, заревая
Русь.
Пусть она порой
жила без хлеба,
Но зато задор у ней таков,
Что до края закидала небо
Шапками червонных куполов!
Крепко деды землю
защищали,
Сберегли и честь свою и речь
И навек потомкам завещали
Золотую родину беречь!
Суздаль – это узел
в русских судьбах.
Город сей преславен и пригож.
Кажется: не повидаешь Суздаль –
И российской сути не поймешь!
·
Выразительное
чтение стихотворения Владимира Степанова «Золотое кольцо»
Города старинные,
Звон колоколов.
Словно птицы –
лебеди
Суздаль и Ростов
На широкой Волге
Тверь и Кострома,
Башенки резные,
Чудо-терема.
Города старинные,
Крепость на реке.
Новгород на
Волхове,
Муром на Оке.
Здесь дружины
храбрые
В бой вели князья,
Конного и пешего
Недруга разя.
Города старинные,
Мастерами славные.
Улицы кузнечные,
Улицы гончарные.
Площади торговые,
Праздничные
ярмарки –
Из Ельца —
матрёшки,
А из Тулы —
пряники.
Города старинные –
К солнышку лицом –
Для России стали
Золотым кольцом.
3)
Первичное
закрепление. Размышляем над прочитанным.
Работа по вопросам на с. 45
·
В стихотворении И. И.
Кобзева создаётся образ города-сказки. В чём, по мнению поэта, проявляется его
особая красота? Приведите примеры из текста.
·
Какие художественные
средства использует автор, создавая образ города-сказки? Приведите примеры из
текста.
·
Почему, рассказывая о
древнем Суздале, автор видит в нём «молодую, заревую Русь»?
·
В заключительных строках
стихотворения поэт говорит: «Кажется: не повидаешь Суздаль — и российской сути
не поймёшь!» Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ с
опорой на текст стихотворения и материал рубрики «Из первых уст».
Работа по вопросам на с. 47
·
Каким предстаёт Золотое кольцо в стихотворении
В.А. Степанова. Какие наиболее важные черты городов Золотого кольца выделяет поэт?
·
Как в стихотворении показано, что старинные русские города известны
не только своей историей, но и мастерами? Приведите примеры из текста.
·
О каких городах говорится в стихотворении? Что вы знаете о городах
Золотого кольца, упомянутых в стихотворении? А какие ещё старинные русские
города включает автор в Золотое кольцо России? Расскажите, что служит
основанием для этого, опираясь на текст стихотворения.
·
Согласны ли вы с высказыванием академика Д. С. Лихачёва, приведённым
в рубрике «Из первых уст»: «Если человек не любит старые улицы, старые дома,
пусть даже и плохонькие, — значит у него нет любви к своему
городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей
страны — он, как правило, равнодушен и к своей стране»? Как в стихотворении А. В. Степанова подтверждаются
слова Д. С. Лихачёва?
5.
Подведение
итогов урока. Рефлексия.
─
Вы прочитали несколько стихотворений о городах Золотого кольца
России. Какое из них вам больше понравилось?
─
Почему?
─ Можно
ли сказать, что авторы этих стихотворений показывают своеобразные портреты
городов?
6.
Домашнее
задание. С.
49-51 – пересказывать, с. 52-55 и с. 57-58 – выразительно читать. Ссылка на
онлайн-учебник: https://11klasov.net/15962-rodnaja-russkaja-literatura-8-klass-uchebnik-aleksandrova-om-aristova-ma-beljaeva-nv.html
Похожие вопросы:
сын земли александр невский родился в семье князя ярослава всеволодовича и княгини феодосии, дочери князя мстислава удатного (удалого) . внук всеволода большое гнездо. первы…Подробнее
ответов: 3
владимир дубровский стал разбойником т.к троекуров не только лишает дубровских родового поместья, но и покушается на их дворянскую честь и достоинство.на смену отцу в деле защиты с…Подробнее
ответов: 4
Он был не доволен результатом своей работы. он не смог воплотить замысел своей работы и разбил её. а сделанную на заказ разбить нельзя — он держит ответ за свои работы на за…Подробнее
ответов: 3
— лироэпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, , мифического или героического характера. шиллер ф.» перчатка «.стивенсон&…Подробнее
ответов: 4
смысл в том,что нельзя предавать своих,ради бабы) тема патриотизма сильно раскрывается. ну еще и проблема отцов и детей….Подробнее
ответов: 3
на передньому плані — дівчинка на темній перекладині паркану. за її спиною прозоро-блакитне небо з легким маревом хмаринок і травинки вицвілого луки, намічені тонким пензлем….Подробнее
ответов: 4
№1. решаем с конца: 1) 100+5=105 — конечный результат 2) 105-5=100 — до увеличения на 5 (после уменьшения в 5 раз) 3) 100*5=500 — до уменьшения в 5 раз (после вычитания задуманног…Подробнее
ответов: 3
иду я чудесным весенним днем по парку,и вдруг слышу откуда-то сверху непонятные звуки похожие на кваканье лягушки. но какие лягушки могут быть на дереве? стала я приглядываться и…Подробнее
ответов: 4
в жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление самообладания, мужества и выдержки. в такое положение попал и мальчик васютка — главный герой рассказа в. п. аста…Подробнее
ответов: 4
по-моему я не вижу тут ничего, что можно было бы решить.это просто отрывок из мифа о геракле….Подробнее
ответов: 4
наверное потомучто они не подходили друг другу…Подробнее
ответов: 4
що для мене рідна мова? це питання дуже важливе для кожного громадянина, адже мова — це головна складова нації. запитайте себе: «а що для мене рідна мова? » і спробуйте відповіст…Подробнее
ответов: 2
В.А.Степанов «Золотое кольцо»
Доброе утро!
Прочитай биографии В.А.Степанова. И.И.Кобзева.
прочитай стихотворение И.И.Кобзева «Поездка в Суздаль».
Устно! Работа по вопросам на с. 45
-
В стихотворении И. И. Кобзева создаётся образ города-сказки. В чём, по мнению поэта, проявляется его особая красота? Приведите примеры из текста.
-
Какие художественные средства использует автор, создавая образ города-сказки? Приведите примеры из текста.
-
Почему, рассказывая о древнем Суздале, автор видит в нём «молодую, заревую Русь»?
-
В заключительных строках стихотворения поэт говорит: «Кажется: не повидаешь Суздаль — и российской сути не поймёшь!» Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ с опорой на текст стихотворения и материал рубрики «Из первых уст».
Посмотри выше видео, чтение стихотворения «Золотое кольцо».
Устно!
-
Каким предстаёт Золотое кольцо в стихотворении В.А. Степанова. Какие наиболее важные черты городов Золотого кольца выделяет поэт?
-
Как в стихотворении показано, что старинные русские города известны не только своей историей, но и мастерами? Приведите примеры из текста.
-
О каких городах говорится в стихотворении? Что вы знаете о городах Золотого кольца, упомянутых в стихотворении? А какие ещё старинные русские города включает автор в Золотое кольцо России? Расскажите, что служит основанием для этого, опираясь на текст стихотворения.
-
Согласны ли вы с высказыванием академика Д. С. Лихачёва, приведённым в рубрике «Из первых уст»: «Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, — значит у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стране»? Как в стихотворении А. В. Степанова подтверждаются слова Д. С. Лихачёва?
Домашняя работа.
Напиши сообщение про одного из восьми городов «Золотого кольца»:
Сергиев Посад,
Переславль-Залесский,
Ростов Великий,
Ярославль,
Кострома,
Иваново,
Суздаль и
Владимир.
Урок родной (русской) литературы для 8 класса _Выразительное чтение стихотворения В. А. Степанова «Золотое кольцо». Анализ стихотворения И. И. Кобзева «Поездка в Суздаль»_.docx