В ту же землю сочинение распутин

Название работы: Рецензия на прочитанное произведение. 

Повесть В. Распутина «В ту же землю…»

Вид работы: Рецензия

  Сведения об авторе: Панченко Кирилл Евгеньевич, учащийся 9 а класса МБОУ СОШ №1

  Сведения о консультанте: Малько Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1

Рецензия на прочитанное произведение.

Повесть В. Распутина «В ту же землю»

   Книги, любимые наши книги. Как прекрасен и загадочен их особый мир, как влечет он к себе нас, читателей, заставляя переживать, радоваться и мучиться вместе с литературными героями. Книги дают человеку успокоение, помогают уйти от повседневной суеты, они вызывают в читателях самые светлые чувства, заставляют рассуждать о добром, вечном.

   Каждый настоящий писатель вкладывает в свое произведение частицу души, он дарит через книгу людям своё тепло, любовь, делится собственными впечатлениями, переживаниями, наблюдения.

   Моим любимым современным писателем является Валентин Распутин. Большое впечатление произвели на меня такие его произведения, как «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Деньги для Марии».

   Недавно мне довелось прочитать одну из последних повестей В. Распутина «В ту же землю…». Как и всё творчество писателя, повесть содержит в основе своей мысль тревожную о земле, мире, эпохе непременно в том состоянии, в котором существует в настоящее время. В своих произведениях Распутин всегда поднимал актуальнейшие проблемы современности, его книги полны размышлений об окружающем мире, о роли людей в нём. Большое внимание писатель уделяет и внутреннему, духовному миру человека, взаимоотношению друг с другом.

   Повесть «В ту же землю…» рассказывает о пожилой женщине Пашуте, у которой умерла мать. Денег для похорон у героини не было, и она решает «закопать» старушку в ближнем лесу «наособицу». При первом знакомстве сюжет произведения кажется читателю слишком простым, в некотором роде, даже обыденным. В этом-то и заключается жестокость нашего времени-мы привыкли не обращать внимание на происходящее вокруг, закрывать глаза на чужое горе, смирились и затихли, спрятались в своих квартирах.

   С самого начала повести у меня появилось ощущение, предчувствие чего- то плохого, сама природа предвещала это. Вспомним описание оврага: как зловещий шрам расположился он перед микрорайоном. Обращает на себя внимание и дом, в котором жила Пашута: “дверь в подъезд была сорвана, свет внутри не горел…”. Одиноко светящиеся окна открыто говорили о случившийся беде, вызывали тревогу. Так подготовив, настроив читателей, писатель представляет нам главную героиню повести Пашуту: “Это сытно звучит. И сама ты баба сытная”, — говорили ей.

Всю жизнь женщина проработала в столовых, она совершила «путь в обратном направлении» «от заведующей до посудомойки». В молодости много было у Пашуты  друзей, её жизнь была сплошным праздником. На старости лет осталась она одна: «Кроме Стаса не осталось у Пашуты ни одного человека, кому бы она могла довериться». Да, другие настали времена, многое изменилось: «Время настало такое провальное, всё сквозь землю провалилось, чем жили… Ничего не стало». Так и жила Пашута одна в своей квартире, на зиму привозила из деревни мать, да вот недавно Танька приехала учиться в педагогическое училище. Трудно было Пашуте: ноги совсем не хотели ходить, а хозяйство тянуть надо было, на себя только и надеялась женщина. Аксинья Егоровна, мать Пашуты, все время жила в деревне, дочь видела редко, и только в последние годы стала приезжать к ней перезимовать. В этот год совсем плохо стало старушке, покидали её силы, холодела кровь. Не думала Пашута, что доживёт мать до весны, так оно и случилось. «Аксинья Егоровна скончалась тихо, во сне. Не пришлось и глаза закрывать». Произошло то, что и должно было произойти, но Пашута не была подготовлена к этому: «Не врасплох и всё равно врасплох». Не смерть матери её ужасала, а «то тяжкое и властное, что надвигалось теперь со смертью, то, как обладить двухдневные проводы до окончательного прощания». Не было у Пашуты денег на похороны матери, просить она не хотела, да и не у кого было просить. Решила тогда женщина нарушить не ею придуманные правила. «Против чего – то слишком серьёзного и святого выступила Пашута». Осознание этого приносит женщине великие страдания, она мучается от задуманного ею, ищет выхода, но его нет.

   Не случайным в повести я считаю образ Таньки, пятнадцатилетнего подростка. Вспомним фразу в начале повести: «С нею как-никак просветлела жизнь. Вот почему в семье нужны дети». Танька помогла увидеть Пашуте доброту, нежность, именно она вызвала в женщине самые светлые чувства. Запомнилась мне и сцена объяснения Пашуты с девочкой: «Бабушку я буду хоронить наособицу… Ни матери, ни кому другому я не дала знать… И ты покуда молчи». Не понятна мне строгость, холодность женщины в ответ на отчаянный порыв девочки. Зачем она скрыла свои чувства, старалась быть сильной, зачем обманывала себя? Мало было в жизни Пашуты ласки и тепла, рано покинула она родительский дом, потом полностью ушла в работу, некогда было думать о чувствах. Вот и не научилась женщина выражать своей любви, как что-то слабое и позорное прятала она её в глубине себя.

   После встречи со Стасом Пашута поняла, что к «ним» не пробиться, да и не с чем ей туда идти, где придётся унижаться и просить. Другое дело в деревне: «Снесли бы Аксинью Егоровну на руках, положили просторно среди своих… и весь обряд был бы дорогой к родителям, а не хождениям по мукам, по хищникам-разбойникам, наживающихся на смерти». Пашута решает своими, доступными ей способами противостоять сложившейся системе, и вместо «хождений по мукам», она выбирает преступление перед Богом, который, по её словам, простит: «Ему ещё многое предстоит прощать…».

   Место для могилы Пашута выбирала вместе с Сергеем. И вот пришла ночь, на улице моросил осенний холодный дождь. Маленькая «похоронная процессия» двинулась в путь, предстояло ехать в ближайший к микрорайону лес. Могила была заготовлена заранее. Пашута села поодаль. Она перестала чувствовать, мысли ползли, словно сонные мухи, одно заботило её: «Господи, как хорошо не видеть того, что делается на этой земле!»
   А природа плакала, прощаясь с Аксиньей Егоровной, совсем незаметно пошёл снег: «Её открытое, успокоенное, сухое лицо было подставлено небу. На лицо падали снежинки». Господь простил Пашуту, откликнулся на её неумелые молитвы.

   На протяжении повести природа очень остро реагирует на все происходящее с героями. Вместе с ними она плачет дождем, «от фтора на десятки и сотни вёрст вокруг чахли леса», «никак не могла затянувшаяся осень проломиться в зиму».

   Именно в этом заключается, на мой взгляд, художественная своеобразие повести. Распутин, умело описывая картины печальной, уставшей природы, показывает и то духовное состояние, в котором находится наше общество. Люди, словно в тумане, живут в наши дни, делая все по привычке, по инерции, они идут, как по заколдованному кругу, и нет просвета впереди. Писатель очень точно и ярко отразил тяжёлое состояние, нечеловеческие усилия, в которых приходится жить многим из нас.

   Но над всей природой и миром стоит Бог, только ему дано право прощать, и только он может помочь нуждающемуся обрести душевный покой. И неслучайно в конце повести Пашута входит в храм, в первый раз в своей жизни.

   Повесть оставляет тяжёлое впечатление. Слишком долго замалчивалось то состояние, в котором находится современная нравственность. Стремление к накопительству лишила многих духовности. Почему это произошло? Кто ответит на вопросы, поставленные Распутиным в повести? И когда это произойдет?




Мы живем в особое время подведения итогов, раздумий о прошлом и будущем. Именно сейчас важно не пропустить главное, осмыслить нравственную суть происходящето, не разменять жизнь на мелочи. Это тяжелая ноша, но такова судьба людей в эпоху глобальных перемен. В этой трудной духовной работе нам помогает литература, которая всегда была нравственной опорой мыслящего человека в России, совестью нации. Сегодня писатель несет особую ответственность за сказанное и опубликованное, ведь его слово имеет значение, равного которому нет ни у кого в обществе.



 



Валентин Григорьевич Распутин один из тех, кто ставит в своих произведениях сложные нравственные проблемы, заставляя читателей вновь и вновь задумываться о своем месте в современном мире, о своем отношении к тому, что происходит вокруг. Талант писателя сочетается в его творчестве с высокой гражданской ответственностью, стремлением повлиять на нравственный климат общества. Об этом думаешь после прочтения одного из последних произведений мастера, удостоенного международной российско-итальянской литературной премии «Москва — Пенне», рассказа «В ту же землю...». Название произведения воскрешает в памяти последние страницы повести «Пожар», где писатель возвращает героя к земле, дающей жизнь всему, «вынашивающей правых и виноватых, своих и чужих». Новый рассказ отражает традиционную для автора систему духовных ценностей, не позволяя читателю уйти от раздумий над сложнейшими нравственными проблемами. Чем живет современный человек? Какие духовные ориентиры выбирает? В чем видит надежду на будущее? Писатель приводит нас в дом главной героини в тот момент, когда она, уже пожилая женщина, сдавленно стонет над умершей несколько часов назад матерью. Это горестное событие заставило ее вспомнить прошедшую жизнь, подвести итоги и принять трудное, но важное решение. «Мертвые не имеют права считаться мертвыми, пока не выдано свидетельство о смерти». А это свидетельство не может быть выдано Аксинье Егоровне, матери главной героини, потому что у нее нет городской прописки. Она не имеет права здесь умирать. Нет у Пашуты и денег, чтобы обратиться на «фабрику ритуальных услуг».

«Но если бы и были... Я... задумала мать сама похоронить. Без них». Жутко видеть, как Пашута и ее помощники тайно выносят из дома гроб с телом матери. Вопреки вековым обычаям, официальным правилам, хоронят «старенькую бабушку» за пустырем, в лесу. Словно в оправдание своей героини Распутин пишет о том, что уже через полгода рядом с могилой матери Пашуты появились еще две. В одной из них покоился тот самый Серега, что помогал героине. Они внедрили его «к бандитам в охрану. И сами же выдали на растерзание». Что же случилось со всеми нами? Что довело нас до этого? Что будет с нами завтра? Как остаться человеком, когда «жизнь открылась сплошной раной», когда люди разделились на «нас» и «их», когда наглые, циничные, бесстыдные u171 «они» наживаются даже «на нашем горе»? Этими вопросами задается автор, об этом размышляют читатели. «Нечем дышать» человеку среди людей, которые словно забыли, что они люди. «Без малого сорок лет в этом городе, а посмотреть вокруг — никого поблизости. Не мы с тобой никому не нужны, а все!» Это горькое признание Пашуты — следствие распада человеческих отношений. Только в таком обществе можно не похоронить, а «зарыть» родную мать, понимая, что во время морального оскудения «все поперек обычаев, за все отвечать придется».

Действие рассказа происходит как бы в двух временных пластах: прошлом и настоящем. Такая композиция необходима для понимания авторского замысла, который обнажается через ретроспективные эпизоды. В них мы видим Пашеньку «с тонкой талией и блестящими глазами», которая в восемнадцать лет «убежала на стройку», для того чтобы «щи варить да камбалу жарить веселым, дерзким и прожорливым строителям коммунизма». Затем встречаем Пашуту, вошедшую «в стать, в возраст, в замужество», прошедшую трудовой путь от заведующей до посудомойки, путь в обратном направлении. Дважды Пашута была замужем, но семья так и не состоялась. Вырастила приемную дочь, но душевной близости так и не получилось. И теперь в городе, который она строила, коротает героиня одинокую старость. Символичен городской пейзаж, уродливый и враждебный, ставший воплощением бездумного энтузиазма, веры во всемогущество человека. Овраг, похожий на карьер, металлическая ферма бывшего трамплина, торчащая «голо и мертво, как скелет», сорванная дверь в подъезде — вот современный облик «блиставшей в свое время славой великой стройки коммунизма». Авторская боль за искалеченную землю выражается в горьком недоумении героини: «Как из того, что начиналось тут, получилось то, что есть...» В городе «нечем дышать», «не хватает воздуха». Из-за промышленных выбросов горожане не могут открыть форточки и все равно «заходятся в удушливом кашле»; «от фтора на десятки и сотни верст вокруг чахнут леса».

Кажется, что выхода нет, что это — тупик. Но взгляд автора на современную действительность не лишен надежды, которая связана с возрождением искренности и теплоты человеческих отношений. Внучка Танька говорит Пашуте самые важные слова: «Ты думаешь, что я неродная, а я родная... хочу быть родной». Светлый луч надежды появляется и тогда, когда Пашута впервые в жизни приходит в церковь, «с огромным усилием поднимает руку для креста», неумело ставит свечи. А под купол несутся высокие, чистые голоса, из окна льется солнечный свет, и мы верим, что героиня найдет утешение, обретет душевное равновесие. Может быть, это путь, который приведет людей к покаянию, очищению и спасению? Есть время разбрасывать камни, и есть время собирать их. Прошла эпоха самообманов и самооправданий. Настала пора ответов на очень трудные вопросы. Может быть, правда, открытая В. Распутиным, станет шагом к нравственному исцелению общества. Мы больны, и наше лекарство горько, но у нас есть надежда, которая дает нам силы жить. Это общая для всех земля. Она будет той основой, которая должна нас возродить и объединить. Дети одной земли, мы найдем свой путь, в этом нас убеждает рассказ Распутина.









Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Нравственная проблематика одного из произведений современной литературы (по рассказу В Распутина «В ту же землю »). Поищите еще с сайта похожие.

Обновлено: 08.01.2023

Главная героиня произведения – женщина по имени Пашута. Это женщина в возрасте, всю свою жизнь проработавшая в столовой, сначала заведующей, а потом посудомойкой. Но затем ее уволили, так как столовая стала частной и им нужны были работницы моложе.

Своих детей у Пашуты не было, была приемная дочка, которую они когда-то взяли с мужем. Муж потом ее оставил, уехал, ничего не сказав. У героини была престарелая мать, ее звали Аксинья Егоровна. Она приезжала к дочери из деревни только перезимовать, но эта зима была для нее последней. Аксинье Егоровне было уже далеко за восемьдесят лет, она была больна и не вставала с кровати в последнее время.

Однажды ночью старушка умерла. Пашута понимала, что родственников у нее нет, а чтобы похоронить мать, нужно было много денег, которых у нее не было. Для того чтобы взять похоронку и похоронить мать на кладбище в городе, нужна была ее прописка. Но прописана мать была в деревне. Для Пашуты образовался замкнутый круг, из которого она не могла выйти. Тогда она придумала похоронить мать сама, тайком, без документов.

Единственный человек, которому Пашута доверяла, был мужчина по имени Стас. С ним она была давно знакома, именно он дал ей это имя – Пашута, вместо – Паша. Они некоторое время встречались, ездили в гости, но потом стали видеться реже. Именно его она хотела попросить сделать гроб для матери и помочь ее тайком похоронить. Сначала он отговаривал Пашуту от ее затеи, но потом согласился.

Пашута привела мать в порядок, как полагается – обмыла, причесала, надела одежду. Ночью она вместе с Сергеем, которого послал к ней Стас, поехали выбирать место за городом для могилы матери. А ночью третьего дня после смерти привезли ее хоронить. Когда крышку гроба открыли, чтобы попрощаться, на лицо Аксиньи Егоровны вдруг стали падать снежинки, говорят, что это бог простил Пашуту. Сергей, помянув Аксинью Егоровну, сказал, что нет разницы, куда хоронить, ведь все в ту же землю.

Весной Пашута пришла к матери на могилу и увидела рядом еще две. Но потом Пашута узнала от Стаса, что он похоронил там Сергея, который зимой погиб на службе. А другую – он приготовил для себя.

Также читают:

Рассказ В ту же землю (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Полночь. Коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров (для близких – просто Митя), в состоянии невероятного душевного подъема влетает в квартиру своих родителей. Сначала он носится по всем комнатам, потом падает в кресло и громко хохочет.

Цель: углубить знания учащихся о творчестве писателя; проверить степень усвоения и осмысления материала; готовить к экзаменационному сочинению через отбор материала по основным проблемам рассказа, классифицировать мат-л по данным проблемам;

развитие речи уч-ся через индивидуальные и групповые опережающие задания;

воспитание чувства справедливости, милосердия, отзывчивости.

Оборудование: портрет Распутина, рисунки к рассказу, цитаты к проблемам, памятки

письменного экзамена по литературе.

Мы остановимся на трех ( открываются на доске: проблема города и деревни, социальная, нравственная.) По ходу работы записывайте в тетради страницы, эпизоды и т. п., касающиеся определенной проблемы, а также цитаты, к которым мы будем обращаться в течение урока.

Обратимся к тексту. Найдите в рассказе описания города и те моменты, которые так или иначе связаны с городской жизнью. Прокомментируйте.

Можно ли через лексику, изобразительные средства понять авторское отношение к описываемому?

А деревня? Вспомните, что говорит о деревне главная героиня Пашута? О чем постоянно думает ее мать, Аксинья Егоровна?

На дом были даны индивидуальные и групповые задания. Одно из них- сравнить описание города и деревни и сделать вывод, как Распутин решает проблему города и деревни в своем рассказе.

Мстит она и Пашуте. Но не только потому, что она с юности была оторвана от близких людей, от родной деревни, а потому, что особенно в последнее время очень часто человек чувствует себя ненужным ни в городе , ни в деревне. Отсюда вытекает следующая проблема рассказа – социальная.

Так почему же решила нарушить общепринятые обряды человека? Почему ее мать должна уйти в мир иной не так, как все? (1 Это вина Пашуты. Гордость не позволила ей идти с протянутой рукой к людям. 2 У матери не было городской прописки, у дочери – денег купить ей прописку, заплатить за справку о смерти, за место на кладбище и похороны.)

Ей не на что похоронить мать: в этом истинный трагизм положения.

К кому она обращается за помощью? ( к Стасу Николаевичу, единственно близкому человеку, с которым вместе возводили гидроэлектростанцию в этом городе.)

Задание: прочитайте фрагмент их разговора, касающийся отношения Пашуты к власти. Прокомментируйте этот эпизод. Почему Пашута не хочет идти к ним ? ( Пашута не хочет идти к ним, ведь это им нужны миллионы, рабская душа человеческая. Это они все разрушили, чтобы человек думал только о животной жизни, они опустошили русские деревни. « Господи, как хорошо не видеть того, что делается на этой земле,- восклицает героиня во время отчаяния. )

Какие еще страницы рассказа повествуют о нынешней власти ( периоде перестройки ), об отношении ее к людям? ( Эпизод из последней части рассказа, когда Пашута приходит на могилу матери и видит рядом с ней еще два холмика).

Стае Николаевич рассказал о судьбе Сереги. Это его одна могила. Он и сам заказал себя похоронить там же.

Почему? Стае изменил самому себе? Что заставило его принять такое страшное решение? ( Гибель друга, предательство властей по отношению к нему. Разуверился он в людях, не нужны ему теперь их обычаи и традиции, земля уплывает из-под ног, мир рушится на глазах. К чему теперь прежние законы? )

Инд. дом. зад: проследив, взаимоотношения простого человека с властью, к какому выводу ты пришел? ( вопрос ученику ).

Очень холодно в судный час.

А у вас глаза, как у инока,

Я таких не встречала глаз.

( Все ж крещеная! ) Помолюсь

За таких вот, как вы,-

Удержать под обрывом Русь.

Но боюсь, что и вы бессильны.

Потому выбираю смерть.

Как летит под откос Россия,

не могу, не хочу смотреть!

_ Учитель: Но все ли так грустно и пессимистично в рассказе Распутина? Есть ли в нем светлые страницы, по прочтении которых веришь: не все так плохо, есть надежда на возрождение человеческой души? (Есть. Они связаны, прежде всего, с такими героями произведения как Стас Николаевич и Танька.)

Нравственные проблемы рассказа — следующий этап нашего урока.

— Какие качества проявляет Стае Николаевич по отношению к Пашуте?

( Отзывчивость, милосердие. Несмотря на то, что он сначала идею Пашуты самой похоронить мать считает бредовой и полностью отвергает, в итоге соглашается ей помочь, потому что знает: одна эта женщина на свете. И если не он, то некому будет протянуть ей руку помощи, успокоить, пожалеть. И он готов пожертвовать всеми своими жизненными принципами, чтобы помочь близкому человеку.)

А как же соседи, живущие с ней на одной площадке, в одном доме?

Учитель: Туго пришлось бы Пашуте, если бы не внучка Танька, которая и составляет сейчас смысл всей Пашутиной жизни. Было дано задание составить портретную и психологическую хар-ку девочки

— — Почему Пашута выпроваживает Таньку из дома, чтобы в одиночку обрядить мать? (слишком много противоестественного, непонятного для юного человека в этом обряде).

— Что заставляет Таньку нарушить запрет и прийти домой раньше вечера? ( Оказалась чутким человеком, захотела в горе быть рядом с бабушкой.)

— Вспомните, что обычно символизирует образ ребенка в литературе? ( Чистоту, надежду на светлое и хорошее.)

—. Можем ли мы это отнести к образу Таньки? ( Да, образ девочки дан светлыми, чистыми, добрыми красками. Он дает веру в то, что жизнь должна продолжаться и устраивать ее взрослые должны во имя друзей.)

— Каковы же нравственные идеалы писателя? Каким, по его мнению, должен быть человек? ( Добрым, отзывчивым, справедливым, не равнодушным к чужому горю, не завистливым к чужому счастью ). Отвечая на данный вопрос, одна из учениц комментирует свои рисунки, подготовленные к уроку, другая читает собственное стихотворение, связанное с проблемами урока, а также с рассказом в целом. )

Учитель: Таким образом, мы убедились, что проблемы, поднятые в рассказе, тесно связаны друг с другом, но тем не менее, чтобы раскрыть одну из них в сочинении, нужно четко знать, на каком литературном материале это делать, какие эпизоды, описания использовать.

Дом. зад : написать вступление и заключение к темам ( см. выше ) — на выбор.

Когда сгибается спина

От непосильной, тяжкой ноши,

И за спиной встает стена,

И снова камень в спину брошен,

И не приносят облегченья

Ни божий день, ни солнца свет,

От тысяч страшных совпадений

И серых дней спасенья нет,

Ты низко голову опустишь,

Плетясь по жизни кое-как.

И птицу счастия упустишь.

Бедой покажется пустяк.

И руки к небу вознеся,

Поймешь: ты в этом мире лишний.

Падешь к земле, прощения прося.

Все в ту лее землю ты уйдешь,

Когда твое наступит время.

В нее покой ты заберешь,

На ней оставишь тяжко бремя.

Похожие документы:

Традиции андрея платонова в философско- эстетических исканиях русской прозы второй половины ХХ- начала ХХI вв

на заседании диссертационного совета Д 212.136.01 по филологическим наукам при Московском государственном гуманитарном университете им. М.А.Шолохова.

Православные традиции и новые подходы в их художественном осмыслении в русской прозе второй половины XX века

Защита диссертации состоится 18 июня 2008 г. в 14 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д 212.136.01 при Московском государственном гуманитарном университете имени М.

Программа лекционного курса (2)

Семестровый курс современной (новейшей) русской литературы завершает целостный лекционный курс истории русской литературы, который на протяжении девяти семестров читается студентам русского отделения филологического факультета МГУ.

Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования. Пояснительная записка

Современное общество требует максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющей делать профессиональный и социальный

Концепция национального характера в прозе В. П. Астафьева, В. Г. Распутина и Б. П. Екимова 1990-х начала 2000-х гг

Защита состоится 12 марта 2008 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.155.01 по литературоведению при Московском государственном областном университете по адресу: 105005, г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель русского языка и литературы

Семенова Т.В., ГБОУ школа №169

Урок – размышление

Тема: Что это за мир такой?

Образовательная : углубление и расширение знаний обучающихся о творчестве В.Г. Распутина и его творческой манере;

готовить к экзаменационному сочинению через отбор материала по основным проблемам рассказа, классифицировать материал по данным проблемам;

Развивающая : развитие умения анализировать, обобщать, систематизировать, делать выводы, сравнивать, высказывать свою точку зрения;

Воспитательная : воспитание сочувствия к людям бесправным, униженным, раздавленным беззаконием, чувства справедливости, милосердия, отзывчивости.

Планируемые результаты:

-вызвать интерес к творчеству писателя

-пробудить сострадание к героине рассказа

-заставить задуматься над нравственными проблемами, поднимаемыми писателем

-формировать умение понимать проблему

-использовать различные источники информации

-развивать умение выявлять авторскую позицию

-понимать и формулировать художественную идею произведения

Используемая педагогическая технология : технология проблемного обучения

Тип урока : внеклассное чтение (текст читается детьми самостоятельно)

Целевая аудитория : обучающиеся 9-11 классов

Примечание : урок рассчитан на 2 часа

Господи, что это за мир такой,

если решил он обойтись без добрых людей,

если все, что рождает и питает добро,

пошло на свалку?!

Проблемный вопрос: Какие нравственные проблемы поставлены в рассказе В.Г.Распутина « В ту же землю.

I . Вступительное слово учителя.

II . Рассказ обучающегося о писателе В.Г.Распутине (Подготовленное индивидуальное задание, слайды 1-13)

III . Какие проблемы волнуют писателя Распутина? (Слайд 14-15)

проблема современной деревни и города;

прошлого и настоящего;

проблема власти и обреченности человека при этой власти (социальная);

проблема воспитания подрастающего поколения

— Какая, на ваш взгляд, из этих проблем центральная? (Проблема власти, потому что все остальные проблемы порождены ею, связаны с нею, они ее следствие. Обратите внимание, как личностно звучит эта проблема в устах героини рассказа (эпиграф к уроку). (Слайд 15)

— Из чьей души рвется этот вопрос? (Пашута)

К кому она обращается за помощью? (к Стасу Николаевичу, единственно близкому человеку, с которым вместе возводили гидроэлектростанцию в этом городе.)

Фрагмент их разговора, касающийся отношения Пашуты к власти . Прокомментируйте этот эпизод. Почему Пашута не хочет идти к ним ? ( Пашута не хочет идти к ним, ведь это им нужны миллионы, рабская душа человеческая. Это они все разрушили, чтобы человек думал только о животной жизни, они опустошили русские деревни. « Господи, как хорошо не видеть того, что делается на этой земле,- восклицает героиня во время отчаяния. )

Какие еще страницы рассказа повествуют о нынешней власти (период перестройки), об отношении ее к людям? ( Эпизод из последней части рассказа, когда Пашута приходит на могилу матери и видит рядом с ней еще два холмика).Откуда они?

Стае Николаевич рассказал о судьбе Сереги. Это его одна могила. Он и сам заказал себя похоронить там же.

Почему? Стас изменил самому себе? Что заставило его принять такое страшное решение? ( Гибель друга, предательство властей по отношению к нему. Разуверился он в людях, не нужны ему теперь их обычаи и традиции, земля уплывает из-под ног, мир рушится на глазах. К чему теперь прежние законы? )

V . Образ города (Слайд 20)

VII . Подготовка к экзаменационному сочинению. Проблемы, поднятые в рассказе, тесно связаны друг с другом, но тем не менее, чтобы раскрыть одну из них в сочинении, нужно четко знать, на каком литературном материале это делать, какие эпизоды, описания использовать.

Перед вами комплекты экзаменационных сочинений прошлого года. Просмотрите и назовите те, при написании которых вы будете использовать материалы урока. Например:

Подведем итог : рассказ

взволновал (чем?),

заинтересовал (чем?),

поразил (чем?),

научил (чему?) и

заставил задуматься (о чем?).

Домашнее задание : написать вступление и заключение к темам ( см. выше ) — на выбор.

Стадия вызова Чтение стихотворения С. Куняева “Распутину”.

На родине, как в космосе, не счесть
Огня и леса, камня и простора,
Все не вместишь, не потому ли есть
У каждого из нас своя Матёра,
Своя Ока, где тянет холодок
В предзимний день от влаги загустевшей,
Где под ногой еще хрустит песок
Крупнозернистый и заиндевевший…
Прощай, Матера! Быть или не быть
Тебе в грядущей жизни человечьей –
Нам не решить, но нам не разлюбить
Твоей судьбы непостижимо вещей.
Я знаю, что необозрим народ,
Что в нем, как в море, света или мути,
Увы, не счесть…. Да будет ледоход,
Да будут после нас иные люди!
Прощай, Матёра, боль моя, прощай,
Ярости, что слов заветных не хватает,
Чтоб вымолвить все то, что, через край
Переливаясь, в синей бездне тает…

Слушая стихотворение, вы поняли: разговор наш сегодня о писателе В.Г. Распутине, о произведениях которого говорят много. Его называли “деревенщиком”. Одни вкладывали в это определение уничижительный смысл. Другие к распутинской прозе относились и относятся с уважением, восторгаются, как А.Вознесенский:

Я в Лондон попал из сибирской распутицы,

Внушаю издателю так и сяк:

Рекомендую вам книгу Распутина,

Такой талантище, наш сибиряк.

Так ли это? Вспомним, что нам известно об этом писателе, составим кластер

Cообщение учащихся о писателе.

А.Г.Распутин родился в рабочем поселке Усть-Удав1937году. Писатель вспоминает: “Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы. Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке, известной всему свету, о которой слагались легенды и песни. Я верю, что в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотмеченную минуту вышел я к Ангаре и обомлел – от вошедшей в меня красоты обомлел, от явившегося из нее сознательного и материального чувства родины”. “Все это помогает понять, по мнению земляка Распутина, писателя М. Сергеева, откуда у современного горожанина, учившегося в Иркутском университете, работавшем в местных газетах, живет это доброе, неиссякаемое чувство земли, достоверность пейзажей, истинность поступков, характеров”.

Интерес к книгам писателя огромен во всем мире. В прошлом году В. Распутин побывал в Китае. Один из его попутчиков рассказывает: “Валентина Григорьевича встречали как национального героя, залы были забиты до отказа, при его появлении люди вставали и кланялись”, — пишет Д. Шеваров в статье “…Его и запомните”.

Итак, мы знакомимся с произведением, в котором писатель продолжает говорить с нами о совести, о душе человека, о нравственности.

Беседа по рассказу

Что мы узнаем о нелегкой судьбе героини?

Составим таблицу “История жизни главной героини повести”.

Работа в группах

Как начиналась жизнь героини?

В восемнадцать лет она убежала от матери на стройку. Работала в столовой, в самом горячем месте. Она никогда не была красивой, но все считали её миловидной, доброй за блеск больших карих глаз. В столовой всегда была в центре внимания. Когда перекрывали Ангару, ее имя голубой краской было выведено на одном из кубов. Хотя выводил один, но по общему мнению. Годы и годы она крутилась в счастливой карусели работы. Сердце ее билось возбужденно. И по-деревенски замкнутая, она раскрылась, разговорилась, научилась смотреть смело, отвечать дерзко. Звали ее Пашенькой.

Дважды выходила замуж. Семья не сложилась. Детей у нее нет, есть только приемная дочь, которую растила трудно. Дочь ее не любила, а видела в ней не мать, а воспитательницу. Не стало в жизни Пашеньки ярких праздников. Разорвалась ниточка, ввязывающая героиню с дочерью и матерью.

Сорок лет героиня живет в городе, но никого нет поблизости. Ни к ней никто, ни она ни к кому. Все стали называть ее Пашутой, порой не зная ,имя это или фамилия. На зиму она взяла к себе свою мать Аксинью Егоровну. С героиней живет и внучка Танька, с которой как-никак посветлела ее жизнь.

Какие отношения сложились у героини с дочерью, внучкой, старенькой мамой?- Неласкова была со своей матерью. Даже то, что Пашута брала мать три зимы подряд, их не сблизило. Родство, замечает автор, с годами ушло, как с годами мелеет река без подземных вод.

Распутин сюжет своих произведений основывает на неожиданных поступках главных героев. Вспомните, в повести “Живи и помни” Настена, всю жизнь жившая заботами деревни, прячет мужа-дезертира. В рассказе “Уроки французского” учительница Лидия Михайловна играет со своим учеником на деньги. Какое неожиданное решение принимает героиня рассказа “В ту же землю”, когда умерла ее мать?

Чем вызвано такое решение Пашуты? Как сама она объясняет свой поступок?

Только ли из-за отсутствия денег приняла героиня свое решение? Вспомните разговор со Стасом. Это к нему идет Пашута за помощью.

Как бы похоронили Аксинью Егоровну в деревне?

Проверка домашнего задания

Да, можно понять, Нет, нельзя согласиться с тем,
почему героиня решила нарушить что мать героини должна уйти общепринятые
обряды погребения. в мир иной не так, как все.

Художественный пересказ сцены похорон

— Как ведут себя Пашута, ее внучка, Стас?

— Какую роль играет пейзаж? Сравните два отрывка из рассказа, первый-описание пейзажа во время прихода Пашуты к Стасу и второй — описание природы во время похорон.- Именно через пейзаж, на мой взгляд, дано отношение автора к героине.

Какая безысходность звучит в описании яблоньки под окном Стаса Николаевича! “…и ранней весной и поздней осенью одинакова. На нее было больно смотреть. Никак не могла затянувшаяся осень проломиться в зиму. Слишком заморилось все”. Так же больно смотреть на Пашуту, кажется трудно простить и понять ее ,хотя думы героини полны горечи и отчаяния: “Почему же так жестоко устроена жизнь, почему так мало счастья отпущено человеку на земле и неужели это надолго — одиночество, стыд, разобщенность, стыд за тех, кто потерял всяческий стыд?”В сцене похорон идет снег, как бы “дарующий прощение за беззаконные действия”. Да, снег-это всегда символ чистоты и надежды. И автор прощает героиню, жалеет ее, надеется на нее и верит в нее.

— Что поразило Пашуту, когда она весной пришла на могилу матери?

— Здесь героиня нашла еще два холмика. Она идет к Стасу и от него узнает, что одна могила Сереги, друга Стаса, другая — неизвестно чья. Во время этой встречи со Стасом Пашута слышит, что и Стас завещал похоронить в том же месте.

— Как вы объясните такое пожелание героя? Ведь раньше он Пашуту называл за ее решение даже сумасшедшей.

— Стас возмущен тем предательством, тем равнодушием к своему другу, тем, что вокруг царят подлость, бесстыдство, и ему теперь не нужны традиции и обычаи. С горечью герой замечает, что в этом мире правят “подлость, бесстыдство, каинство”.

Рассказ В.Г .Распутина заканчивается тем, что Пашута пришла в церковь, чтобы поставить свечки на помин души рабов Божьих Аксиньи и Сергея и одну во спасение души Стаса.

— Как бы вы объяснили такой финал рассказа?

Смерть матери, запретные похороны, думается, изменили героиню. А, может быть, ее вернула к жизни внучка Танька, которая во время похорон была рядом с Пашутой, поддерживала ее: “Ты думаешь, что я неродная, а я родная…хочу быть родной. Хочу помогать тебе, хочу, чтоб ты не была одна! Мы вместе, бабушка, вместе!” Именно внучка напоминает Пашуте, что прабабушка Аксинья Егоровна была верующей, именно Танька заставляет разбираться в том, о чем Пашута боялась додумать “Одно дело — грубо, вопреки правилам, спровадить неприкаянную душу, и совсем другое — если и там у души дом родной, где ее ждут”.

— Не случайно Пашута в тот вечер говорит внучке: “Крестить тебя надо…тебе жить”.

— Когда читаешь заключительные строки рассказ, невольно вспоминаешь строки В.Кострова, посвященные Свиридову:

И хора сладкое согласье,
Мерцающее в звездной мгле,
Так внятно говорит о счастье,
Еще возможном на земле.
Молись и верь, земля родная,
Проглянет солнце из-за туч!
А золотые двери рая
Скрипичный отворяет ключ!

В “Слове А.И.Солженицына”, произнесенном при вручении премии его имени писателю В.Г. Распутину 4 мая 2000 года, дана такая оценка этому произведению “рассказ большой силы”

— В чем, по-вашему, нравственные уроки писателя В.Г. Распутина?

— Нельзя, чтоб человек оставался один. Плохо, когда он чересчур нелюдимый, не имеет в душе тепла к тем, с кем его сводит жизнь. Так, оказавшись в одиночестве, Пашута потеряла себя. Нет больше прежней Пашуты, есть некрасивая, уставшая от жизни, огрубевшая, опустившаяся женщина. — Нельзя разрушать деревню,- считает автор. Уничтожение деревни, обычаев (когда всем миром помогали человеку в беде, когда доверяли друг другу, когда на свадьбу и похороны собиралось все село) -это для писателя разрушение души народа, уклада жизни. Это потеря памяти. А без памяти ты уже и не человек.

— “Никакое общество… не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего народа. Это все равно что, подрубив корни, уповать на ветви”.

Читайте также:

      

  • Сочинение дорога в жизни человека недоросль
  •   

  • Сочинение на тему хорошо когда много друзей
  •   

  • Один день из жизни помещика сочинение
  •   

  • Ответное письмо горбуна сочинение
  •   

  • Как нужно развивать память сочинение

Библиографическое описание:


Полякова, Д. В. Экологическая проблема в рассказе В. Г. Распутина «В ту же землю…» / Д. В. Полякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 678-680. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13622/ (дата обращения: 09.01.2023).

Российская история ХХ века ставит перед отечественной литературой новые задачи и проблемы. И значительное место в онтологической литературе занимает проблема экологии и связанная с ней проблема исконно русского родства человека и матери-земли. В. Г. Распутин часто обращается к этой проблеме. Для более подробного анализа мы возьмем произведение 1995 года «В ту же землю…»

В рассказе «В ту же землю…» центральной становится тема похорон Аксиньи Егоровны, пожилой женщины. Ее родная деревня пострадала от потери хозяина: «…колхозные земли отошли сначала в подсобное хозяйство крупного машиностроительного завода… Но завод по дальности и бездорожью не потянул. Передали новому хозяину — БАМу» но и этот хозяин долго не продержался в условиях перестройки. «а деревне куда деться? С землей, с волей, беспривязная, брошенная — залегла она под ленский берег и ждет, все меньше и меньше трезвясь с непривычки к свободе, кому бы отдаться, чтобы хлеб привозили?» [II, 406–407] Деревня перестала принадлежать какому-либо государству, не стало возможности из нее выписаться у Аксиньи Егоровны, чтобы получить место на захоронение, да и не хотелось ей уезжать из родной деревни, отдалятся от родной природы.

Природа сопровождает героев с самого начала рассказа, вся их жизнь разворачивается на их фоне. И ключевая проблема — проблема экологии дана с первых строк рассказа: «Крайней улицей микрорайон выходил на овраг, обширный и пустой, лежащий огромный неровной впадиной. Его можно было принять за заросший карьер, но нет, грунтовой выемки тут никогда не было, так устроилось природой». Природа, окружавшая город, была сплошь переработана руками человека, однако здесь осталась она нетронутой. «Город с двух сторон полукругом подступил к нему и остановился». [II, 401] С самых первых строк автор вселяет в души читателей надежду на светлое будущее, которое будет представлено в образе юной Таньки — ребенка с чистой душой.

Образ дочери Аксиньи Егоровны — Пашуты, занимавшейся похоронами, дан развернуто, именно ее душа мечется и отвердевает в это непростое время. Эволюцию имени этой женщины автор расписывает подробно, соотнося ее с жизненными этапами: «Имя, как и одежда, меняются, чтобы облегать человека, соответствовать происходящим в нем переменам. Была Пашенька с тонкой талией и блестящими глазами; потом, войдя в возраст, в замужество, в стать — Паша; потом один человек первым подсмотрел — Пашута. Как фамилия, так и стали называть, порою не зная, имя это или фамилия». [II, 402] Тем самым человеком. Окрестившим ее был Стас, или, как называла его сама Пашута, Стас Николаевич.

Всю жизнь проработала Пашута в столовых и продолжала там работать, уже выйдя на пенсию, «она скучала без нее, никак не могла отвыкнуть от «ада», как дружно все они проклинали чад и смрад, жар и пар среди печей и котлов, густых и одуряющих запахов пищи, впитывающихся в тело, по нескольку часов на ногах». [II, 403] В столовую убежала она из родной деревни, именно там «прошла весь трудовой путь от заведующей до посудомойки» — «путь в обратном направлении». [II, 403]

Личная жизнь Пашуты не сложилась и детей у нее не было. «Ее Бог наказал за аборт». [II, 407]

Атмосфера ада, темные тона преобладают на протяжении всего повествования, начиная с первых страниц: «Но на этот раз весь огромный дом был темен, весь он утонул во мраке ночи, смешанном с мраком тумана, и два одиноко светящихся окна, едва пробивающихся сквозь туман, ничего, кроме тревоги, вызвать не могли». [II, 401] Потом, по дороге к Стасу Пашуту преследует темнота, темные тона в природе: «Она вышла к автобусу в темноте, забитой сырым вонючим туманом». [II, 415] И далее на кухне у Стаса за долгожданным чаем «в голом, без ставня, окне которой, засиженном мухами, летели космы тумана, путаясь в черных и острых ветках яблони, и виднелся навес с верстаком по левую сторону и поленницей дров по правую. Все промозгло за сырую осеннюю ночь и стояло уныло». И даже утро в тот день, казалось, соболезнует героям и их горю: «Рассвело мутным болезненным светом». [II, 416]

Во время похорон природа также дает почувствовать, что не по правилам отправляют в последний путь Аксинью Егоровну: Пашута либо забывает о канонах, либо, пересилив себя, отступает от ритуала. Успокаивает она себя мыслью: «Бог простит. Богу, похоже, придется прощать ей многое». [II, 409] И как бы в наказание себе Пашута считала: Почему-то надо было мокнуть и мерзнуть, но быть рядом с этой все углубляющейся прямоугольной ямой, присутствовать при ее творении». [II, 427]

Во-первых, Пашута забывает занавесить зеркала в доме: «Тюха, даже зеркало не завесила!» [II, 408] Во-вторых, дочь сама вымыла мать, что обычно делается женщинами одного возраста с умершей. Лейтмотивом звучит мысль: «Нет, надо хоть сердце свое заменить, чтобы оно не пугалось, но справиться самой. И сразу сказать себе, что другого выхода у нее нет». [II, 412] Пашута старалась стать хладнокровной, чтобы не совеститься из-за содеянного: «Каждое новое движение требовало все больше решимости и сил. А ведь это только начало. Но она управлялась пока почти бесчувственно, без страдания, с какой-то стылостью и глухотой, подгоняя себя: дальше, дальше.».. [II, 413] И наконец, «Обратно поехала Аксинья Егоровна, должно быть, первая из покойников». [II, 431]

Но для самой Аксиньи Егоровны смерть была светлым праздником: она задолго начала к нему готовиться, было приготовлено самое нарядное платье, для которого при жизни не нашлось случая. Это было «темно-коричневое вельветовое платье с черным витым пояском». [II, 409] Описание уже подготовленной к погребению Аксиньи Егоровны наполнено благодатью: «Мать лежала прибранная, торжественная, со скрещенными на груди руками, с расчесанными волосами под темным платочком, завязанным под подбородком. Подвязаны были вместе и вытянутые, вдоволь набегавшиеся ноги. Такой покой был на ее лице, будто ни одного, даже маленького дела неоконченным она не оставила». [II, 413]

Перед смертью мыслями Аксинья Егоровны была в деревни, спрашивала, не пишет ли кто ей оттуда, а совсем незадолго до кончины разговаривала с Лизой вместо Пашуты, помнила всех ее внуков поименно, помнила всех живых и мертвых. Гроб в деревнях величают «домовиной»: он и становится последним домом человека. И при всех обстоятельствах гроб Стас сделал на совесть, а Пашута купила красную ткань под стать: «Домовина для Аксиньи Егоровны была выстроена по первому разряду, ничего не скажешь. Грех обижаться. Но эту домовину нужно было еще выстелить теплом и убранством. Красный материал для обивки Пашута купила. Залезла в долг, истратилась, но материал был под стать гробу — праздничный и суровый. Им она и принялась выстилать ложе, закрепляя его кнопками». [II, 429]

Причиной всего происходящего стал отрыв человека от земли, переезд человека в город, где нарушаются все исконные традиции, где теряется связь между людьми. Автор и предлагает читателю поразмышлять о том, какой стала жизнь в городе и позволяет сравнить ее с деревенской. Автор наводит на мысль, что не нужна прописка, чтобы быть похороненным на городском кладбище — земля готова принять и так.

Проблема экологии одновременно является и масштабной экспозицией рассказа: «Крайней улицей микрорайон выходил на овраг, обширный и пустой, лежащий огромный неровной впадиной. Его можно было принять за заросший карьер, но нет, грунтовой выемки тут никогда не было, так устроилось природой. Вокруг этого города, блиставшего в свое время славой великой стройки коммунизма, земля перебучена и перелопачена на десятки километров, здесь вбили в русло гигантскую плотину для электрических турбин, построили огромный алюминиевый завод, лесопромышленный комплекс, до десятка других крупных заводов, но и здесь кое-где остались участки нетронутой земли. Одним из них и был этот овраг, заросший среди глинистых проплешин обдерганными кустами ольхи, осинником да крапивой. Город с двух сторон полукругом подступил к нему и остановился. На третьей, на южной стороне, где ходило солнце, противоположной микрорайону, сразу за оврагом тянулся в гору сосняк, вблизи города побитый, с частыми следами кострищ и палов, но все-таки живой, отрадно зеленеющий и зимой и летом». [II, 401]

В этих словах мы читаем и о надежде автора на светлое будущее: природа еще в силах преобразовать и вернуть на место то, что было разрушено человеком, полагавшим, как и Базаров, что природа — не храм, а мастерская. В рассказе мы видим, к чему приводит подобное отношение человека к матери-природе.

«Потом, когда жизнь открылась сплошной раной. Трамплин забросили, и металлическая ферма его теперь торчала голо и мертво, как скелет» [II, 401] — земля метафорически так же приобретает образ умирающей.

Жизнь в городе не могла привлечь Аксинью Егоровну, прожившую всю жизнь в деревне. Несмотря на холод и одиночество, она рвалась туда, ее тянула земля: «Никакими уговорами или запугиваниями удержать ее было нельзя — скорей, скорей на волю из ненавистной каменной тюрьмы, скорей взойти на свой порожек, надышать избу своим духом, и хоть букашкой ползать, да по натоптанным родным тропкам». [II, 406] Аксинье Егоровне было нестерпимо больно наблюдать за увяданием деревни, «боль, продолжающая жизнь, обтекала каждую клеточку». [II, 408]

Автор задается неразрешимым вопросом о городе: «как из того, что начиналось тут, получилось то, что есть.».. [II, 412] А есть одиночество, о котором долго говорят Стас с Пашутой, есть бюрократизм и бездушность. Именно на такие последствия перестройки указывает В. Г. Распутин в первую очередь.

Автор в рассказе размышляет о простоте похорон в деревне, о поддержке леса, ветра, каждой травинки, в отличие от городских условий, при которых бесконечно сложно похоронить человека без денег и связей: «Господи, но как же просто было бы сейчас в деревне! Как близко там почившему от дома до дома! Снесли бы Аксинью Егоровну на руках, положили просторно среди своих, деревенских, и весь обряд был бы дорогой к родителям, а не хождением по мукам, по хищникам-разбойникам, наживающимся на смерти. Там бы и небо приспустилось над Аксиньей Егоровной, труженицей и страдалицей, и лес бы на прощанье помахал ветками, и дых ветра, пронесшись струнно, заставил бы склониться в прощальном поклоне всякую травку». [II, 409]

Однако финал рассказа В. Г. Распутин делает светлым, вводя образ чистой внучки Пашуты — Таньки. Именно к ней обращается Серега со словами: «В ту же землю… Правда, Танька?» На что Танька «торопливо закивала». И далее автор вводит в рассказ светлые тона, которые символизируют надежду на духовное Возрождение в стране и в отношении между людьми: «В освещенных недетским прозрением глазах ее стояли слезы. Решительно вступала в свои права зима — снег шел густо, небесный свет его должен был проникать глубоко» [II, 433]

Рядом с могилой Аксиньи Егоровны по весне Пашута увидела еще две свежие могилки, «такое славное сыскали место». [II, 434] Этой новостью поделиться она поехала к Стасу, который осунулся лицом и начал пить, потому что одна могилка оказалась Серегина, которого выдали на растерзание свои же сослуживцы.

Все гибнет во времена перестройки, гибнет сильный человек, спивается сильный человек, а умный приходит ими управлять. Автор их называет «профессора! Академики! Гуманисты! Гарварды!» [II, 435]

Пашута все пыталась уверить Стаса, что «не может того быть», однако «Стас улыбался и не отвечал». [II, 435] Ставит В. Г. Распутин читателя перед дилеммой: а возможно ли возрождение после такого развала во время перестройки? Свою надежду автор возлагает лишь на духовную веру человека, именно поэтому идет Пашута в церковь: «Впервые вошла одна под образа, с огромным трудом подняла руку для креста. Под сводами нового храма, выстроенного лет пять назад, в будний день и в час, свободный от службы, искали утешения всего несколько человек. В высокое окно косым снопом било солнце, чисто разносилось восторженное ангельское пение должно быть, в записи, истаивая на круглой медной подставе, горели свечи. Неумело Пашута попросила и для себя свечей, неумело возжгла их и поставила — две на помин души рабов Божьих Аксиньи и Сергея и одну во спасение души Стаса». [II, 435]

Таким образом, в рассказе «В ту же землю…» В. Г. Распутин рисует нам осиротевшую землю без хозяина и человека, оставшегося без дома, им бы найти друг друга, зажить по-старому, но перестройка диктует совершенно иные правила, от которых страдают души людей. Однако автор дает читателю надежду на Воскресение и воссоединение русского человека и матери-земли.

Литература:

1.      Перевалова, С.В. «Особая география памяти» (Образ автора в русской прозе 1970–1980-х годов — В. П. Астафьев, В. Г. Распутин, В. С. Маканин): Монография. — Волгоград: Перемена, 1997.

2.      Распутин В. Г. «Живи и помни»: М.: Панорама, 1997.

3.      Хализев, В. Е. Теория литературы. — М.: Академия. 2009.

Основные термины (генерируются автоматически): земля, автор, город, природа, родная деревня, время перестройки, грунтовая выемка тут, Крайняя улица, неровная впадина, сильный человек.

Содержание

1. Авторская позиция в современном литературоведении        

2. Общая характеристика творчества В. Распутина        

3. Образы в рассказе В. Распутина «В ту же землю»        

Заключение        

Литература        

1. Авторская позиция в современном литературоведении

Авторская субъективность организует произведение и порождает его художественную целостность. Она составляет неотъемлемую, универсальную, важнейшую грань искусства (наряду с его собственно эстетическими и познавательными началами).

«Дух авторства» не просто присутствует, но доминирует в любых формах художественной деятельности: и при наличии у произведения индивидуального создателя, и в ситуациях группового, коллективного творчества, и в тех случаях (ныне преобладающих), когда автор назван и когда его имя утаено (анонимность, псевдоним, мистификация).

На разных стадиях культуры художническая субъективность предстает в различных обликах. В фольклоре и исторически ранней письменности (как и в иных формах искусства) авторство было по преимуществу коллективным, а его «индивидуальный компонент» оставался, как правило, анонимным.

На протяжении же двух последних столетий характер авторства заметно изменился. Решающую роль в этом сдвиге сыграла эстетика сентиментализма и в особенности романтизма, которая сильно потеснила и, можно сказать, отодвинула в прошлое принцип традиционализма: Центральным «персонажем» литературного процесса стало не произведение, подчиненное канону, а его создатель, центральной категорией поэтики — не стиль или жанр, а автор.

Если раньше (до XIX века) автор более представительствовал от лица авторитетной традиции (жанровой и стилевой), то теперь он настойчиво и смело демонстрирует свою творческую свободу. Авторская субъективность при этом активизируется и получает новое качество. Она становится индивидуально-инициативной, личностной и, как никогда ранее, богатой и многоплановой. Художественное творчество сегодня осознается прежде всего как воплощение «духа авторства» (весьма характерное для романтической эстетики словосочетание).

2. Общая характеристика творчества В. Распутина

Стержневую линию творчества одного из признанных мастеров «деревенской прозы» Валентина Распутина (р. 1937) составляет исследование конфликта между мудрым мироотношением и немудрым — суетливым ли, внешним, бездумным ли – существованием.

Крупным успехом Распутина, принесшим ему литературную славу, стала повесть «Деньги для Марии» (1967), в которой выразилась основная идея писателя — торжество добра и справедливости над миром корысти и своеволия. Распутин тогда же был причислен столичными оценщиками к числу писателей «деревенской прозы», хотя даже сюжетно никогда не ограничивался описаниями сельской жизни. Развивали литературный успех Распутина последовавшие затем повести и рассказы («Последний срок», 1970, «Живи и помни», 1974, «Прощание с Матёрой», 1976, и др.). В образах его героев выражается огромное душевное богатство русского человека — доброта, совестливость, любовь к Родине, отзывчивость, сострадание, взаимопомощь, сердечность, душевная щедрость, нестяжательство.

Событием в идейной жизни общества стала повесть Распутина «Пожар» (1985). Это суровое художественное предостережение о грядущей народной беде: духовном упадке, следом за которым идет упадок социальный.

В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке»; в 1996 рассказы «Поминный день»; в 1997 «Нежданно-негаданно».

3. Образы в рассказе В. Распутина «В ту же землю»

«В ту же землю» В. Распутина – рассказ в котором центральное место занимают искания человека, ощутившего на себе беду потери света «матери-природы», «Матёры». Волею этого «беспросветного» времени героиня рассказа обречёна на отступление от вековых православных устоев, касающихся ухода человека из земной жизни. Истоки этого отступления в том, что смерть стала ещё одним источником наживы. Образ «обманутого мира» – один из центральных образов рассказа. Именно он связывает воедино судьбы всех героев нитью безграничного одиночества, стыда и раскаяния. Главная героиня, Пашута, – это новое поколение, устремившееся на «стройку века», оторвавшееся от родных корней. Подобно Пашуте, трагически одинок в мире и Стас. Именно ему принадлежат слова, обличающие новую жизнь и тех, чьими руками она создана, тех, что во главе всего поставили не духовные ценности, но материальные и подчинили себе людей. Образ Серёги – друга Стаса – образ погибшего от жестокости новой жизни человека, жизни, где предательство и «каинство», то есть убийство брата своего, стали нормой.

Среди трагически обречённых героев рассказа выделяются образы Аксиньи Егоровны и Таньки. Аксинья Егоровна, мать Пашуты, возвращает к образам матёринских старух, против воли лишённых родной земли.

Завершая путь на земле, она готовилась к смерти по-христиански, как к празднику, потому что для православного христианина умереть – значит родиться для новой, вечной жизни. Но кончина её пришлась на то время, когда человека лишили возможности проводить близкого в последний путь согласно вековым традициям.

Особое место в рассказе занимает образ Таньки – неродной внучки героини. Именно ей открывается нездешний свет, озаривший лицо уходящей Аксиньи Егоровны. Ей даровано увидеть величие прощания с земным миром и перехода к новой жизни, потому что в таких юных, как она, душах, сохранивших ещё свою чистоту, – надежда на спасение.

На протяжении почти всего повествования в рассказе преобладают тёмные тона. В финале же вдруг пробивается свет яркого солнца, лучи которого освещают храм, и горящих свечей, согревающих людские сердца. Свет в православии – это символ веры во Христа как воплощённого Слова и Света: «Бог есть Свет, и нет в нём никакой тьмы» (1 Ин. 1, 5). Свет открывает героине новый путь – путь обретения веры, путь исцеления. Не смерть стоит в центре проблематики данного рассказа, но жизнь, обретённая другими героями после того, как они увидели и прочувствовали духовную высоту великого таинства. В «обманутом» бездуховном мире герои рассказа всё-таки обретают надежду и утраченную способность верить.

Заключение

Герои рассказа Распутина, в душах которых сильны голоса совести, герои, хранящие их свет наперекор всему, что творится вокруг, несут в себе веру в исцеление всего народа. В свете, хранимом их душами, таится надежда всех задыхающихся в безверии людей, что, подобно Пашуте, героине рассказа «В ту же землю», ищут выход из того духовного тупика, которым обернулось обещаемое народу «светлое будущее».

Литература

  1. Распутин, В. Дочь Ивана, мать Ивана. Рассказы. – М.: Азбука-классика, 2003.
  1. Хализев, В. Е. Теория литературы. – М.: Академия. 2009.
  2. Перевалова, С.В. «Особая география памяти» (Образ автора в русской прозе 1970-1980-х годов – В.П. Астафьев, В.Г. Распутин, В.С. Маканин): Монография. – Волгоград: Перемена, 1997.

June 12 2013, 22:16

Category:

  • Общество
  • Cancel

Смысл финала рассказа В.Г. Распутина «В ту же землю»

В своём рассказе «В ту же землю» В.Г. Распутин поднимает множество нравственных проблем.
Я думаю, что ведущая проблема – это проблема одиночества. Я считаю, что нельзя, чтобы человек оставался один. Плохо, когда он не имеет в душе тепла к тем, с кем его сводит жизнь. Так, оказавшись в одиночестве, главная героиня Пашута потеряла себя.

Ещё одна проблема – это проблема нравственности. Не может человек жить без воздуха «правды, совести», не может «зарывать» матерей и при этом не страдать.
Также в рассказе поднимается проблема памяти. Я думаю, что если общество откажется от вековых традиций и обычаев, то оно не сможет долго продержаться в силе.

В финале рассказа автор повествует нам, что Пашута впервые пошла в храм. И кажется, что она изменилась. И я думаю, что помогла ей в этом её внучка Танька, которая всегда поддерживала её и любила.
Зло – это нечто дурное, вредное, противоположное добру. Некоторые люди совершают злые поступки, не задумываясь о последствиях. А другие приходят к этому намеренно. Так можно ли простить зло? Есть люди, которые могут простить причинённое им зло. Но есть и другие – злопамятные, которые никогда не забывают и не прощают причинённого вреда или обид.
Часто причиной зла оказывается месть другому человеку. А иногда мы путаем искренние потребности с нашими желаниями.

Я думаю, что со злом можно и нужно бороться. Но как? В первую очередь, надо начать себя, а именно: бороться со своим гневом, жадностью, ленью, безразличием.
Во-вторых, злу нужно противопоставлять добро, иначе, борясь со злом, вы также творите зло. Поэтому и появилось такое выражение «зло порождает зло».
Мне кажется, что для того, чтобы сохранить душу, человек должен научиться прощать все обиды и зло, причинённое ему когда-либо, потому что зло, совершённое человеком всегда вернётся к нему.
Я думаю, что зло настигает самых слабых, так как такие люди просто не могут ему противостоять.
Таким образом, необходимо уметь прощать и делать добро другим, не требуя ничего взамен.

Вступительное слово

Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года. «Родился я в тридцать седьмом году, в трехстах километрах от Иркутска, в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я – коренной сибирияк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал… Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, — ей забот, сколько я помню, всегда хватало» [4: 142-143].

Усть-Уда – рабочий поселок, районный центр (расположен на полпути между Иркутском и Братском), а в пятидесяти километрах от него, на Ангаре, среди гор и тайги, разместилась деревня Аталанка: здесь прошло детство Распутина. Писатель вспоминал: «Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки; еще не окрепнув, тянулись в тайгу. Немало я повидал всяких красот, рукотворных и нерукотворных, но я умирать буду с этой картинкой, дороже и ближе которой для меня ничего нет. Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотмеченную минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из нее сознательного и материального чувства Родины» [5: 13-14].

Валентин Распутин считается одним из наиболее значительных представителей «деревенской прозы». Писатель говорит о происходящем в деревне, как о цивилизационной и моральной катастрофе: гармоничный старый мир, полный праведности и особого сельского «лада», гибнет под напором бездушной техногенной цивилизации. Распад крестьянской жизни у деревенщиков приравнивается к распаду души или к распаду нравственного закона; чего-то священного и важного, без чего мир стоять не может.

Подробнее о произведениях, относящихся к «деревенской прозе» — https://arzamas.academy/materials/481

Распутин настойчиво повторяет свое убеждение: «Литература – это, прежде всего, воспитание чувств, ее роль не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить человека. А уж человек, измененный к лучшему, изменит к лучшему и мир»[5: 59].

А.И. Солженицын отметил его рассказ «В ту же землю» среди поздней прозы В.Г. Распутина как произведение, «в котором автор подчеркивает, что русский народ не только лишили права достойно жить на своей земле, но и достойно умереть, мирно отдать прах матери-земле»[2: 25].

Природа у Распутина — «не цепь картин, не материал для метафор, — писатель натурально сжит с нею, пропитан ею как часть её. Он — не описывает природу, а говорит её голосом, передаёт её нутряно, тому множество примеров, здесь их не привести. Драгоценное качество, особенно для нас, всё более теряющих живительную связь с природой» [3: 57-58].

«Распутин — не использователь языка, а сам — живая непроизвольная струя языка. Он — не ищет слов, не подбирает их, — он льётся с ними в одном потоке. Объёмность его русского языка — редкая средь нынешних писателей. В «Словарь языкового расширения» я от Распутина не мог включить и сороковой части его ярких, метких слов»[3: 187-188].

При вручении премии Солженицына Валентину Распутину А.И. Солженицын сказал: «Образ писателя составляется из сосредоточенного углубления в суть вещей, чуткой совести и ненавязчивого целомудрия»[5: 88]. С этим нельзя не согласиться. Распутин – неспокойная совесть российской деревни: писатель беспокоится о судьбе родной земли. В произведениях Распутина звучит голос русского народа, взывающего к совести и разуму, ответственности и достоинству.

Слово при вручении премии Солженицына Валентину Распутину 4 мая 2000. Опубликовано в журнале «Новый Мир» 2000, №5: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2000/5/solgen-pr.html

Список использованных источников:

1. Распутин В.Г. В ту же землю…// Наш современник. 1995. №8.С. 3-21.

2. Гореславская Н., Чернов В.Валентин Распутин. Русский гений. Минск: Книжный мир, 2013. 256 с.

3. Солженицын А.И. Слово при вручении премии Солженицына Валентину Распутину 4 мая 2000 //Новый мир. 2000. № 5. С. 186-189.

4. Распутин В.Г. Быть самим собой//Вопросы литературы. 1976. №9. С. 142-148.

5. Семенова С.Г. Валентин Распутин. М.: Советская Россия, 1987. 176 с.

Система вопросов:

1. Какие чувства у вас вызвал этот рассказ?

Рассказ пронизан чувством грусти и безысходности. Пашута живет не ради себя, а ради своей внучки — Таньки . Семья еле сводит концы с концами, но жизнь преподносит им новые трудности – у Пашуты умирает мать. У них нет денег на похороны, поэтому Пашута старается сделать все сама… Ее, на первый взгляд, дикое решение хоронить мать без обрядов и не на кладбище не вызывает чувства негодования. Мы сопереживаем героине и понимаем ее беду.

2. Как вы думаете, что превратило «Пашеньку» в «Пашуту»?Как это имя характеризует героиню?

В беззаботные годы она была Пашенькой с «блестящими глазами», но жизненные трудности закаляли ее, ей приходилось терпеть новые и новые тяготы судьбы. Появлялись проблемы, шло время, постепенно жизнь превратила «Пашеньку» в суровую «Пашуту».

Паша – мужское имя. Пашута — женщина с сильным, мужским характером. Она играет роль кормильца, добытчика в своей семье. Пашута перестала ухаживать за собой — все ее время, деньги и силы уходят на внучку Таньку. Героиня лишает себя всего, потому что считает, что у нее уже все кончено, но с Танькой еще не все потеряно – она может получить образование и добиться в жизни чего-то лучшего и большего.

3. Пашута перевезла больную и старую мать в город из погибающей деревни, у которой больше не было «хозяина». Почему Аксинья Егоровна все равно рвалась в деревню, пока еще могла ходить?

Деревня – место, в котором Аксинья Егоровна прожила всю свою жизнь. Ей дорого все – ее изба, родной порог этой избы, речка Лена… в городе у нее нет ничего – знакомые, друзья, работа по дому – все это осталось в деревне.

«Аксинья Егоровна рвалась обратно. Никакими уговорами или запугиваниями удержать ее было нельзя — скорей, скорей на волю из ненавистной каменной тюрьмы, скорей взойти на свой порожек, надышать избу своим духом, и хоть букашкой ползать, да по натоптанным родным тропкам».

4. Что роднит Аксинью Егоровну с героями повести «Прощание с Матёрой» ?(Сима,Катерина, Настасья и Егор, Богодул)

Героев повести Распутина выселяют из родной деревни. Настасья и Егор переезжают в город, но не могут привыкнуть к городскому быту. Плита, чайники, приёмники… все это не сравнится с родной печкой и большим самоваром. Егор чахнет от городской жизни, после его смерти Настасья приезжает в заброшенную деревню, ей больше некуда пойти, а на родной земле все переносится легче… Богодул, Сима и Катерина до последнего не хотят покидать родную деревню, им тяжело прощаться с родными краями.

Оторванный от родной земли человек не находит успокоения в городской жизни и погибает духовно и физически. Аксинья Егоровна тоже оторвана от родной земли, как и Колька. Она готова была сидеть на порожке своей избы даже в погибающей деревне, лишь бы не жить в городе, в этой «каменной тюрьме». В городе у нее нет знакомых или друзей, она одинока… Но обратной дороги нет — Аксинья Егоровна стара, она уже не в состоянии ходить за водой, самостоятельно топить печь, выполнять работы по дому, готовить себе еду. От прошлой жизни у Аксиньи Егоровны остаются только воспоминания и надежда, что кто-нибудь напишет заветное письмо из родной деревни. Но письма нет…В деревню перестают возить хлеб, она медленно погибает без хозяина.

Аксинья Егоровна «уже молчала — ни о чем не хотелось ей говорить, все умолкало в ней. В смерть входила тихо и незаметно (a Пашута считала, что это она возвращается в жизнь), подолгу спала, почти бездыханно, лёжа на спине кверху заострившимся маленьким личиком».

5. Как вы думаете, была ли у людей возможность сохранить величие русской деревни или деревне было суждено погибнуть?

В рассказе Распутина деревню передали новому хозяину – БАМу. В деревню пригнали много новой техники и собирались строить ферму и овощехранилище. «И никто не подозревал, в том числе и хозяин, что можно полететь в яму в считанные месяцы. Ничто стало не нужно — ни строительство дороги, ни подсобное хозяйство; рабочие кинулись врассыпную с великой стройки, a деревне куда деться? С землей, с волей, беспривязная, брошенная — залегла она под ленский берег и ждет, все меньше и меньше резвясь с непривычки к свободе, кому бы отдаться, чтобы хлеб привозили?» Многое было причиной гибели русских деревень — новый хозяин, власть, коллективизация, раскулачивание, духовно-нравственное оскудение жителей деревни, послевоенное время и экономическое положение страны.

6. Как Валентин Распутин изображает городскую жизнь? В чем ее отличие от деревенской жизни?

«Вокруг этого города, блиставшего в свое время славой великой стройки коммунизма, земля переобучена и перелопачена на десятки километров, здесь вбили в русло гигантскую плотину для электрических турбин, построили огромный алюминиевый завод, лесопромышленный комплекс, до десятка других крупных заводов, но и здесь кое-где остались участки нетронутой земли». В прежние годы город пытались приукрасить и даже поставили спортивный трамплин. «Потом, когда жизнь открылась сплошной раной, трамплин забросили, и металлическая ферма его теперь торчала голо и мертво, как скелет». «От фтора на десятки и сотни верст вокруг чахли леса, от метилмеркаптана забивали в квартирах форточки, законопачивали, щели и все равно заходились в удушливом кашле. Через двадцать лет после того, как гидростанция дала ток, город превратился в один из самых опасных для здоровья. Строили город будущего, a выстроили медленно действующую газовую камеру под открытым небом».

Чистый воздух, родная речка Лена, зеленые луга, леса, поля — вот что близко сердцу деревенским жителям. Но у деревни появился новый хозяин с рабочими, шла стройка, а потом рабочие разбежались, и деревня осталась  заброшенной.

7. Почему в городе теряются связи между людьми? Почему они становятся одинокими?

Нет той общности, как в деревне, где все знают друг друга уже давным-давно. В деревне другой темп жизни — людям некуда торопиться, всегда есть время обсудить что-то с соседями/другими жителями. Деревенская земля – родная, рядом с избой находится свой участок, своя земля. В городе все по-другому: все постоянно куда-то торопятся, каждый хочет лучше жить и больше зарабатывать. В городе людям нет дела до чужой жизни, они становятся эгоистичнее. Нет общения, нет взаимовыручки – люди становятся одинокими.

8. Есть ли прямая связь между разорением земли и началом оскудения жизни? В чем это выражается?

Да, Распутин считает, что между разорением земли и началом оскудения жизни есть связь. Деревню всю перерыли, хотели строить что-то – да забросили, так деревня осталась без хозяина, заброшенной и загнивающей. В городе строили различные заводы — оставили овраги и ямы, в воздух начали вбрасывать токсичные вещества. Люди заколачивали форточки, пытаясь спастись от отравленного воздуха, но это не спасало.

Людей сживают с родных мест, уничтожают деревни, села, превращают города в «каменные тюрьмы», отравляют воздух токсичными газами. Люди не могут бороться с этим, они бессильны, брошены, одиноки. Им некуда обратиться за помощью, они не могут ничего изменить — это не жизнь, а выживание.

9. Если город — «каменная тюрьма» и токсичная «газовая камера», а деревня – «брошенная и беспривязная»,то где теперь жить человеку? Где его родная земля?

Складывается ощущение, что нет больше у человека родной земли. Стройки, заводы, различные предприятия… Земля везде перелопачена, деревня перерыта и заброшена, а город отравляет своих жителей токсичными газами заводов и других промышленных зданий. Единственные нетронутые места: овраг, «заросший среди глинистых проплешин обдёрганными кустами ольхи, осинником да крапивой. Город с двух сторон полукругом подступил к нему и остановился. На третьей, на южной стороне, где ходило солнце, противоположной микрорайону, сразу за оврагом тянулся в гору сосняк, вблизи города побитый, с частыми следами кострищ и палов, но все-таки живой, отрадно зеленеющий и зимой и летом». Вот единственная земля, что осталась у человека…

10. Что говорит В.Г. Распутин о надежде на воссоединение с матерью-землей? Как вы думаете, есть ли у человека эта надежда или человек навсегда потерял связь с родной землей?

Распутин видит надежду на воссоединение с матерью-землей в духовной вере человека. «Неумело Пашута попросила и для себя свечей, неумело возжгла их и поставила — две нa помин души рабов Божьих Аксиньи и Сергея и одну во спасение души Стаса». Рано или поздно люди воссоединятся с родной землей. У человека пока нет твердой земли под ногами, но есть вера, и именно вера поможет ему пережить многие тяготы жизни.

Учащиеся могут сказать, что у людей есть надежда на воссоединение с матерью-землей. Человеку стоит задуматься об экологических проблемах, о защите родной земли и окружающей среды. В наше время многие люди уже пытаются начать с малого: не используют пластиковые пакеты, перерабатывают и сортируют мусор, переходят на экологически чистый транспорт(машины-гибриды) и альтернативные источники энергии (солнечные панели, ветрогенераторы). Постепенно человек научится жить в гармонии с природой и перестанет разрушать во имя того, чтобы строить.

Также учащиеся могут высказать другую точку зрения. Массовая вырубка лесов, загрязнение водоемов и обилие мусора — серьезные проблемы, требующие серьезных мер и больших денежных затрат. Человек пока не решил ни одной крупной экологической проблемы, но устраивал экологические катастрофы — Чернобыльская АЭС, разрушение озонового слоя Земли и т.д. Мы наносим Земле непоправимый вред. Это не воссоединение — это уничтожение.

Рецензент: Шувалова Ирина – ФЛ-РЛБ -52

  • В тридевятом царстве в тридесятом государстве зачин какой сказки
  • В три дорого как пишется
  • В трехтысячном году как пишется
  • В трехстах метрах как правильно пишется
  • В трехстах километрах как правильно пишется