Ван вогт рассказ чудовище

Альфред Ван Вогт. Чудовище.

На высоте четверти мили огромный звездолёт повис над одним из городов. Внизу всё носило следы космического опустошения. Медленно опускаясь в энергетической гондолосфере, Инэш заметил, что здания уже начинали разваливаться от времени.

– Никаких следов военных действий. Никаких следов, – ежеминутно повторял бесплотный механический голос.

Инэш перевёл настройку.

Достигнув поверхности, он отключил поле своей гондолы и оказался на окружённом стенами заросшем участке. Несколько скелетов лежало в высокой траве перед зданием с обтекаемыми стремительными линиями. Это были скелеты длинных двуруких и двуногих созданий; череп каждого держался на верхнем конце тонкого спинного хребта. Все костяки явно принадлежали взрослым особям и казались прекрасно сохранившимися, но, когда Инэш нагнулся и тронул один из них, целый сустав рассыпался в прах. Выпрямившись, он увидел, как Йоал приземляется поблизости. Подождав, пока историк выберется из своей энергетической сферы, Инэш спросил:

– Как по-вашему, стоит попробовать наш метод оживления?

Йоал казался озабоченным.

– Я расспрашивал всех, кто уже спускался сюда в звездолёте, – ответил он. – Что-то здесь не так. На этой планете не осталось живых существ, не осталось даже насекомых. Прежде чем начинать какую-либо колонизацию, мы должны выяснить, что здесь произошло.

Инэш промолчал. Подул слабый ветерок, зашелестел листвой в кронах рощицы неподалёку от них. Инэш взглянул на деревья. Йоал кивнул:

— Да, растительность не пострадала, однако растения, как правило, реагируют совсем иначе, чем активные формы жизни.

Их прервали. Из приёмника Йоала прозвучал голос:

– Примерно в центре города обнаружен музей. На его крыше – красный маяк.

– Я пойду с вами, Йоал, – сказал Инэш. – Там, возможно, сохранились скелеты животных и разумных существ на различных стадиях эволюции. Кстати, вы не ответили мне. Собираетесь ли вы оживлять эти существа?

– Я представлю вопрос на обсуждение совета, – медленно проговорил Йоал. – Но, мне кажется, ответ не вызывает сомнений. Мы обязаны знать причину этой катастрофы.

Он описал неопределённый полукруг одним из своих щупалец и как бы про себя добавил:

– Разумеется, действовать надо осторожно, начиная с самых ранних ступеней эволюции. Отсутствие детских скелетов указывает, что эти существа, по-видимому, достигли индивидуального бессмертия.

Совет собрался для осмотра экспонатов. Инэш знал – это пустая формальность.

Решение принято – они будут оживлять. Помимо всего прочего, они были заинтригованы. Вселенная безгранична, полеты сквозь космос долги и тоскливы, поэтому, спускаясь на неведомые планеты, они всегда с волнением ожидали встречи с новыми формами жизни, которые можно увидеть своими глазами, изучить.

Музей походил на все музеи. Высокие сводчатые потолки, обширные залы. Пластмассовые фигуры странных зверей, множество предметов – их было слишком много, чтобы все осмотреть и понять за столь короткое время. Эволюция неведомой расы была представлена последовательными группами реликвий. Инэш вместе со всеми прошел по залам. Он облегчённо вздохнул, когда они наконец добрались до ряда скелетов и мумий. Укрывшись за силовым экраном, наблюдал, как специалисты-биологи извлекают мумию из каменного саркофага. Тело мумии было перебинтовано полосами материи в несколько слоёв, но биологи не стали разворачивать истлевшую ткань. Раздвинув пелены, они, как обычно делалось в таких случаях, взяли пинцетом только обломок черепной коробки. Для оживления годится любая часть скелета, однако лучшие результаты, наиболее совершенную реконструкцию дают некоторые участки черепа. Главный биолог Хамар объяснил, почему они выбрали именно эту мумию:

– Для сохранения тела они применили химические вещества, которые свидетельствуют о зачаточном состоянии химии. Резьба же на саркофаге говорит о примитивной цивилизации, не знакомой с машинами. На этой стадии потенциальные возможности нервной системы вряд ли были особенно развитыми. Наши специалисты по языкам проанализировали записи говорящих машин, установленных во всех разделах музея, и, хотя языков оказалось очень много, здесь есть запись разговорной речи даже той эпохи, когда это существо было живо – они без труда расшифровали все понятия. Сейчас универсальный переводчик настроен ими так, что переведёт любой наш вопрос на язык оживлённого существа. То же самое, разумеется, и с обратным переводом. Но, простите, я вижу, первое тело уже подготовлено!

Инэш вместе с остальными членами совета пристально следил за биологами: те закрепили зажимами крышку воскресителя и процесс пластического восстановления начался. Он почувствовал, как всё внутри него напряглось. Он знал, что сейчас произойдёт. Знал наверняка. Пройдет несколько минут, и древний обитатель этой планеты поднимется на воскресителя и встанет перед ними лицом к лицу. Научный метод воскрешения прост и безотказен. Жизнь возникает из тьмы бесконечно малых величин, на грани, где всё начинается и всё кончается, на грани жизни и нежизни, в той сумеречной области, где вибрирующая материя легко переходит из старого состояния в новое, из органической в неорганическую и обратно. Электроны не бывают живыми или неживыми, атомы ничего не знают об одушевленности или неодушевленности, но когда атомы соединяются в молекулы, на этой стадии достаточно одного шага, ничтожно малого шага к жизни, если только жизни суждено зародиться. Один шаг, а за ним темнота. Или жизнь. Камень или живая клетка. Крупица золота или травинка. Морской песок или столь же бесчисленные крохотные живые существа, населяющие бездонные глубины рыбьего царства. Разница между ними возникает в сумеречной области зарождения материи. Там каждая живая клетка обретает присущую ей форму. Если у краба оторвать ногу, вместо неё вырастет такая же новая. Червь вытягивается и вскоре разделяется на две такие же прожорливые системы, совершенные и ничуть не повреждённые этим разделением. Каждая клетка может превратиться в целое существо. Каждая клетка «помнит» это целое в таких мельчайших и сложных подробностях, что для их описания просто не хватит сил.

Но вот что парадоксально – нельзя считать память органической! Обыкновенный восковой валик запоминает звуки. Магнитная лента легко воспроизводит голоса, умолкшие столетия назад. Память — это филологический отпечаток, следы, оставленные на материи, изменившие строение молекул; и, если её пробудить, молекулы воспроизведут те же образы в том же ритме.

Квадрильоны и квинтильоны пробуждённых образов-форм устремились из черепа мумии в воскреситель. Память, как всегда, не подвела. Ресницы воскрешённого дрогнули, и он открыл глаза.

– Значит, это правда, – сказал он громко, и машина сразу же перевела его слова на язык гэнейцев. – Значит, смерть – только переход в иной мир. Но где же все мои приближённые?

Но последнюю фразу он произнес растерянным, жалобным тоном. Воскрешённый сел, потом выбрался из аппарата, крышка которого автоматически поднялась, когда он ожил. Увидев гэнейцев, он задрожал, но это длилось какой-то миг. Воскрешённый был горд и обладал своеобразным высокомерным существом, которое сейчас ему пригодилось. Неохотно опустился он на колени, простёрся ниц, но тут сомнения одолели его.

– Вы боги Египта? – спросил он и снова встал. – Что за уроды! Я не поклоняюсь неведомым демонам.

– Убейте его! – сказал капитан Горсид.

Двуногое чудовище судорожно дёрнулось и растаяло в пламени лучевого ружья.

Второй воскрешённый поднялся, дрожа и бледнея от ужаса.

– Господи, боже мой, чтобы я ещё когда-нибудь прикоснулся к проклятому зелью! Подумать только, допился до розовых слонов…

– Это что за «зелье», о котором ты упомянул, воскрешённый? – с любопытством спросил Йоал.

– Первач, сивуха, отрава во фляжке из заднего кармана, молоко от бешеной коровки – чем только не поят в этом притоне, о господи, боже мой!

Альфред Ван Вогт. Чудовище

На высоте четверти мили огромный звездолет повис над одним из городов. Внизу все носило следы космического опустошения. Медленно опускаясь в энергетической гондолосфере, Инэш заметил, что здания уже начинали разваливаться от времени.

– Никаких следов военных действий. Никаких следов.. – ежеминутно повторял бесплотный механический голос.

Инэш перевел настройку.

Достигнув поверхности, он отключил поле своей гондолы и оказался на окруженном стенами заросшем участке. Несколько скелетов лежало в высокой траве перед зданием с обтекаемыми стремительными линиями. Это были скелеты длинных двуруких и двуногих созданий; череп каждого держался на верхнем конце тонкого спинного хребта. Все костяки явно принадлежали взрослым особям и казались прекрасно сохранившимися, но, когда Инэш нагнулся и тронул один из них, целый сустав рассыпался в прах. Выпрямившись, он увидел, как Йоал приземляется поблизости. Подождав, пока историк выберется из своей энергетической сферы, Инэш спросил: – Как, по-вашему, стоит попробовать наш метод оживления? Ноал казался озабоченным.

– Я расспрашивал всех, кто уже спускался сюда в звездолете, – ответил он. – Что-то здесь не так. На этой планете не осталось живых существ, не осталось даже насекомых. Прежде чем начинать какую-либо колонизацию, мы должны выяснить, что здесь произошло.

Инэш промолчал. Подул слабый ветерок, зашелестел листвой в кронах рощицы неподалеку от них. Инэш взглянул на деревья. Йоал кивнул.

Да, растительность не пострадала, однако растения, как правило, реагируют совсем иначе, чем активные формы жизни.

Их прервали. Из приемника Яоала прозвучал голос:

– Примерно в центре города обнаружен музей. На его крыше – красный маяк.

– Я пойду с вами, Йоал, – сказал Инэш. – Там, возможно, сохранились скелеты животных и разумных существ на различных стадиях эволюции Кстати, вы не ответили мне. Собираетесь ли вы оживлять эти существа?.

– Я представлю вопрос на обсуждение совета, – медленно проговорил Йоал, – но, мне кажется, ответ не вызывает сомнений. Мы обязаны знать причину этой катастрофы. – Он описал неопределенный полукруг одним из своих щупалец и как бы про себя добавил: – Разумеется, действовать надо осторожно, начиная с самых ранних ступеней эволюции. Отсутствие детских скелетов указывает, что эти существа, по-видимому, достигли индивидуального бессмертия.

Совет собрался для осмотра экспонатов. Инэш знал – это пустая формальность.

Решение принято – они будут оживлять. Помимо всего прочего, они были заинтригованы. Вселенная безгранична, полеты сквозь космос долги и тоскливы, поэтому, спускаясь на неведомые планеты, они всегда с волнением ожидали встречи с новыми формами жизни, которые можно увидеть своими глазами, изучить.

Музей походил на все музеи. Высокие сводчатые потолки, обширные залы. Пластмассовые фигуры странных зверей, множество предметов – их было слишком много, чтобы вес осмотреть и понять за столь короткое время. Эволюция неведомой расы была представлена последовательными группами реликвий. Инэш вместе со всеми прошел по залам. Он облегченно вздохнул, когда они наконец добрались да ряда скелетов и мумий. Укрывшись за силовым экраном, наблюдал, как специалисты-биологи извлекают мумию из каменного саркофага. Тело мумии было перебинтовано полосами материи в несколько слоев, но биологи не стали разворачивать истлевшую ткань. Раздвинув пелены, они, как обычно делалось в таких случаях, взяли пинцетом только обломок черепной коробки. Для оживления годится любая часть скелета, однако лучшие результаты, наиболее совершенную реконструкцию дают некоторые участки черепа. Главный биолог Хамар объяснил, почему они выбрали именно эту мумию:

– Для сохранения тела они применили химические вещества, которые свидетельствуют о зачаточном состоянии химии. Резьба же на саркофаге говорит о примитивной цивилизации, не знакомой с машинами. На этой стадии потенциальные возможности нервной системы вряд ли были особенно развитыми. Наши специалисты по языкам проанализировали записи говорящих машин, установленных во всех разделах музея, и, хотя языков оказалось очень много

– здесь есть запись разговорной речи даже той эпохи, когда это существо было живо, – они без труда расшифровали все понятия. Сейчас универсальный переводчик настроен ими так, что переведет любой наш вопрос на язык оживленного существа. То же самое, разумеется, и с обратным переводом. Но, простите, я вижу, первое тело уже подготовлено! Инэш вместе с остальными членами совета пристально следил за биологами: те закрепили зажимами крышку воскресителя и процесс пластического восстановления начался. Он почувствовал, как все внутри него напряглось. Он знал, что сейчас произойдет. Знал наверняка. Пройдет несколько минут, и древний обитатель этой планеты поднимется на воскресителя и встанет перед ними лицом к лицу. Научный метод воскрешения прост и безотказен. Жизнь возникает из тьмы бесконечно малых величин, на грани, где все начинается и все кончается, на грани жизни и не жизни, в той сумеречной области, где вибрирующая материя легко переходит из старого состояния в новое, из органической в неорганическую и обратно, электроны не бывают живыми или неживыми, атомы ничего не знают об одушевленности или неодушевленности. Но когда атомы соединяются в молекулы, на этой стадии достаточно одного шага, ничтожно малого шага к жизни, если только жизни суждено зародиться. Один шаг, а за ним темнота. Или жизнь. Камень или живая клетка. Крупица золота или травинка. Морской песок или столь же бесчисленные крохотные живые существа, населяющие бездонные глубины рыбьего царства. Разница между ними возникает в сумеречной области зарождения материи. Там каждая живая клетка обретает присущую ей форму. Если у краба оторвать ногу, вместо нее вырастет такая же новая. Червь вытягивается и вскоре разделяется на две такие же прожорливые системы, совершенные и ничуть не поврежденные этим разделением. Каждая клетка может превратиться в целое существо. Каждая клетка «помнит» это целое в таких мельчайших и сложных подробностях, что для их описания просто не хватит сил.

Читать дальше

Потрясающе!
Гуманитарная фантастика как она есть!

Евгений Колосов какой-то неизвестный гений, почему его так мало? =(
Его должно быть много и очень много!

Ответить

Несколько дней назад я уже слушала «Чудовище» в исполнении Колосова. Почему-то захотелось прослушать еще. А маленькие помарки в орфографии… Их замечаю, но не реагирую. Слишком хорош чтец. Очень увлекательно читает.
Рассказ конечно, стоит того, чтобы его подать, как следует.

Ответить

Хороший рассказ и начитано отменно. Жаль, что чтец так слабо представлен на этом почтенном сайте.

Ответить

Добрая старая фантастика! Прекрасно написано и прочтено! Спасибо сайту!

Ответить

Отлично!
Чтец+звуко-шумовое оформление на высоте.
сам рассказ, понятное дело — вне критики — классика всё-таки…
10/10

Ответить

рассказ-класс! читал его в юности…

Ответить

Интересный рассказ и озвучка на высоте. Сбился со счета сколько раз переслушивал его, настолько он меня притягивает. Закрученный сюжет, хоть и не замысловат, поражает широта фантазии и он нисколько не копирует идеи других авторов.

Ответить

Такая вера в человечество!
Рассказ понравился и иполнение отличное.

Ответить

Ну Вангогдт, ну шахматиист! Отлично продуманный, увлекательный рассказ, получил море удовольствия

Ответить

Прослушал с удовольствием и интересом, но «наводке» Евгения Островного.
Не сразу вспомнил, что когда-то давно читал этот рассказ и тогда восприятие было другое.
Трудно сказать какой посыл вкладывал в текст автор в 1948 году, когда писал этот рассказ, но сегодня он актуален как никогда. Хотя восприятие сейчас, поменялось…
Главной идеей (у меня) стала мысль, что пока «чудовище» подметает в доме, агрессивно-правильно-демократически настроенная цивилизация, называет его чудовищем! Ведь для того чтобы им было хорошо и удобно жить и размножаться, «чудовище» должно сдохнуть, в прямом смысле этого слова.
С этим рассказом вообще очень интересно всё. Не заметно в явном виде в нём ни вершин литературного слога, ни особой интриги и т.д., но рассказ, что называется, цепляет. Он динамичен, краток, текст «отточен» до предела, содержит в себе провокацию и смысл. Говоря простыми словами — короткий шедевр.
Рассказ зачётный и начитан классно.

Ответить

Когда хорошие фантастические романы закончились, и остались какие-то непонятные поделки, я набравшись терпения перешел к рассказам. Мне мало нравятся рассказы, т.к. если герои хороши, хочется следить за ними чуть дольше.
Мне кажется, это один из самых лучших фантастических рассказов которые я читал за последние 30 лет. Тут очень мало фантастики, и очень много человека и человеческого. Великолепно.

Ответить

Хороший рассказ в замечательном прочтении.

Ответить

чтец-молодец! ещё бы послушать повесть КЛОН этого автора. вообще было бы хорошо!

Ответить

хороший, годный рассказ.
и озвучка на высоте.
лайк, избранное.

Ответить

Нетривиальный и захватывающий сюжет, настоящая качественная фантастика. А какая вера в человечество! К сожалению, два первых воскрешенных индивидуума сейчас представляются куда более реальными, чем третий, хоть время их жизни и разделено тысячелетиями. Ну что же, будем надеяться на лучшее).

Ответить

Море удовольствия!!! И рассказ и озвучка!!! Рекомендую!!!

Ответить

Отлично! Иду по рассказам автора, пока ничто не разочаровало. Оригинальные идеи.

Ответить

Спасибо чтецу. Получил удовольствие от прослушивания.

Ответить

Мой любимый рассказ.
Нашла его здесь только ЧЕРЕЗ 29 ЛЕТ!!!
СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!!
СЛУШАЛА С УДОВОЛЬСТВИЕМ!!!
СПАСИБО ЕЩЁ РАЗ!!!

Ответить

Информация к размышлению для чтецов.

Несмотря на несколько погрешностей в декламации Колосова Евгения, в целом создается хорошее впечатление от исполнения, имеет место артистизм деклматора, наглядная декламационная картина именно для фантастического рассказа, где применен специфический музыкальный фон, хотя он и становится после некоторого прослушивания рассказа навязчивым — все-таки надо менять музыкальный фон в зависимости от многих факторов.

Чтобы не быть голословным, выделю несколько погрешностей декламации текста:

1) Эмоционально-экспрессивная окраска фраз или реплик персонажей, если коротко, интонация.
Если персонаж, обращаясь к другому с интонацией добродушия, а это можно прочитать в ремарке, то ее и надо изобразить.
Пример:
—Послушайте, Инэш, — добродушно обратился к нему Мейард, помощник капитана. —Не станете же вы утверждать, что эти существа…(на 19:07 мин.)
Чтец использует неправильный эмоционально-экспрессивный окрас реплики персонажа, хотя автор дает ремарку: «…—добродушно обратился к нему Мейард, помощник капитана.». Вместо добродушного ЭЭО, чтец использует приказной, назидательный, осуждающий.

2) Весь текст чтецом читается как бы на одном дыхании. Так можно читать книги про себя и, как правило, такое чтение быстрое, тогда как для аудиокниг такое чтение неприемлемо – текст надо читать так, чтобы у слушателя рисовалась картинка места действия, образов персонажей, рисунок мимики лица, рисунок поведения персонажа и в том же роде – то, что я именую декламационным рисунком. Быстрое чтение оправдано, но лишь тогда, когда этого требует сам текст. Описания надо читать слегка замедленно. Все начинающие чтецы грешат быстрочтением. Это – признак непрофессионализма или отсутствия мастерства. Знаю об этом, ибо сам грешу этим, о чем потом жалею.

3) Ну и, как всегда, мы чтецы бываем неосмотрительны с орфоэпией.

Несмотря на то, что произведение очень короткое по продолжительности, я заметил орфоэпические огрехи, а именно:

-дОлги, а не долгИ, как произносит чтец (здесь слово «дОлги» от прилагательного «дОлгий», а не от существительного «долг»)

-чтец произносит прИняв, вместо приЯв (19:18 мин).

-чтец произносит звезду Кастор, вторая по яркости звезда созвездия Близнецов (Кастор и Поллукс), как КастОр. КастОр – это сорт плотного сукна, а не звезда кАстор (26:40 мин).

-чтец произносит слово «бронирОванный» как «бронИрованный» на 44:21 минуте («…жар начал размягчать его бронИрованный панцирь). Это типичная ошибка, которую даже в кино произносят, в частности, «Мастер и Маргарита» режиссера Бортко. Надо отличать слово «броня» от «бронь», а от них и идут слова бронирОванный от слова броня, а бронИрованный – от слова бронь (предварительный заказ).
Это — то, что я заметил. Возможно, орфоэпических погрешностей и больше, но, видимо, они не настолько заметны.

НУ и в заключении.

Думаю, после Колосова Евгения вряд ли кто из чтецов рискнёт взяться за этот рассказ, чтобы предвосхитить маэстро. А если это и произойдет, то вначале все пройдут мимо, ворочая носы, ибо, привыкнув к хорошему, к «плохому» заведомо не тянет уже слушателей – требуется время, чтобы оценить «плохое» по достоинству. Вот, почему важно быть пионером, даже в озвучке. Юрия Гагарина как космонавта уже никто не предвосхитит — в смысле первенства!

Желаю чтецу роста в искусстве деклмации, творческих находок, ну и главное — здоровья, ибо без него даже одной страницы не начитаешь.

Ответить

О рассказе
История о том, что нет более чудовищного существа во всей вселенной, нежели Человек, для которого пришельцы, в частности, генейцы, малые дети, пытающиеся постоянно захватывать все новые и новые песочницы.
Автор пишет в рассказе «две расы», имея в виду генейцев и землян, хотя, судя по описанию генейцев, они не антропоморфные, то есть, они ничем не похожи внешне на людей — вместо рук щупальца, носят рога. Возможны расы и подрасы лишь внутри одного биологического вида, скажем, такого, как человек. Генейцы – это не люди!
Сюжет рассказа напоминает схему советских анекдотов, типа: «Собрали в одной комнате чукчу, американца и грузина…»
Или: «Попадают в чистилище три человека: русский, американец и немец. Бог им и говорит:
— Кто скажет мне число, которого я не знаю, попадет в Рай.
Американец назвал — триллион, Бог сказал:
— Знаю и отправил его в Ад.
Немец назвал — биллион, Бог сказал:
— И это знаю — и тоже отправил его в Ад.
Русский подумал и говорит:
— Дох*я!
Бог удивился:
— Я не знаю такого числа! А сколько это?
Русский отвечает:
— А ты спроси у стрелочника на железной дороге.
Бог свое обещание выполнил — послал русского в Рай, а сам обернулся человеком и спустился на Землю. Нашел стрелочника подходит и спрашивает:
— Слушай, мужик, а сколько это — ДОХ*Я?
Стрелочник подумал и говорит:
— Видишь рельсы?
Бог:
— Вижу!
Стрелочник:
— Видишь шпалы?
Бог:
— Вижу!
Стрелочник:
— Вот иди и считай шпалы как будет НУ ИХ НА Х*Й! Так это только половина!»

Ответить

Отличный рассказ и начитка, только не слишком ли жирный спойлер в описании?

Ответить

Не понравилось, ожидала большего.Чтец хорош!

Ответить

This article is about the Van Vogt short story. For the novella by Stephen Crane, see The Monster (novella).

«The Monster»
by A. E. van Vogt
Country United States
Language English
Genre(s) Science fiction
Published in Astounding SF
Publication type Periodical
Media type Magazine, paperback
Publication date August 1948

«The Monster» is a science fiction short story by Canadian-American writer A. E. van Vogt, originally published in Astounding in August 1948. It was one of van Vogt’s favorite stories. It was included in several anthologies, including 1952’s Destination: Universe!, sometimes under the title «Resurrection«.

It involves aliens who come across a long-dead Earth and explore it in an attempt to find out what killed the obviously intelligent life forms. Their exploration leads to their mortal danger when they discover a deadly monster.

Plot[edit]

In the distant future, Earth is visited by the Ganae, a race of warlike aliens who are surveying the planet as the site for a potential colony. Earth has suffered a mysterious catastrophe; its cities have decayed into ruins and the skeletons of dead humans litter the planet, but there are no signs of warfare or any other obvious disaster.

The Ganae possess «reconstructor» technology that can restore dead people to life with all of their memories intact. They attempt to interrogate revived humans for information about the destruction of Earth, but their efforts meet with limited success. The first man to be revived is an Egyptian pharaoh who believes the Ganae to be demons from the underworld; the second is an alcoholic who thinks the Ganae are merely part of a drunken hallucination; the third is comparatively modern and recognizes that the Ganae are aliens, but he is ignorant of the circumstances surrounding the end of the world. Each revived person is summarily executed once they are no longer useful to the Ganae.

The expedition determines that Earth is suitable for Ganae colonization, but they learn nothing about the cause of humanity’s extinction. Human civilization was highly advanced, both technologically and physically (as the last man to be revived used telekinetic powers to defend himself), but their entire race was nonetheless destroyed. Because the unknown force that eradicated mankind could conceivably threaten the Ganae’s colonization efforts, the survey team reluctantly decides to revive another human for questioning in the hope of finding answers.

The fourth man to be revived, referred to by the Ganae as «the monster,» is considerably more advanced than the others, with abilities that border on the magical; he can teleport long distances, is able to discern the nature and intent of the Ganae at a glance, can telepathically disable Ganae technology, and proves to be impervious to Ganae weaponry. When asked, he readily reveals the cause of Earth’s destruction: a «nucleonic storm,» dozens of light-years across, that extended beyond humanity’s limited range for space travel and ravaged the planet. The Ganae leader proposes the peaceful co-habitation of Earth with the monster (while leaving the rest of humanity dead), which the Ganae claim is necessary to accommodate the growing population of their steadily expanding empire. When the monster suggests that the Ganae should instead enact population control measures and move to limit their endless expansion, the Ganae interpret his comments as a direct threat to their species’ sovereignty and promise to return to Earth with a fleet of warships to overwhelm the monster’s powers via sustained atomic bombardment.

While traveling back to their own territory, the Ganae discover that the monster has stowed away aboard their ship. They deduce that he intends to accompany them to the nearest Ganae-occupied world, steal the reconstructor technology (which the crew had earlier destroyed in order to keep it out of his hands), then teleport back to Earth and revive more people before the Ganae attack; it will be impossible for the Ganae to conquer the planet when confronted by multiple humans with god-like powers. Unable to contact any of their colonies for fear that the monster will trace their transmission beam and teleport ahead of them, the Ganae decide to fly their ship into a star, killing both the monster and themselves. Too late, however, after setting a collision course with a star and disabling their ship’s navigational controls, do the Ganae realize that the monster has already been aboard the ship, having teleported there immediately after he was revived (explaining why he briefly vanished upon waking up). By visually inspecting the Ganae’s technology, the monster has no doubt learned how the reconstructor works and can simply teleport himself to safety at any time. He has manipulated the Ganae into committing a desperate act of suicide before they could warn their empire, ensuring that «no alien mind» will know about either the existence of planet Earth or the impending revival of the human race.

External links[edit]

Full text of «The Monster»

This article is about the Van Vogt short story. For the novella by Stephen Crane, see The Monster (novella).

«The Monster»
by A. E. van Vogt
Country United States
Language English
Genre(s) Science fiction
Published in Astounding SF
Publication type Periodical
Media type Magazine, paperback
Publication date August 1948

«The Monster» is a science fiction short story by Canadian-American writer A. E. van Vogt, originally published in Astounding in August 1948. It was one of van Vogt’s favorite stories. It was included in several anthologies, including 1952’s Destination: Universe!, sometimes under the title «Resurrection«.

It involves aliens who come across a long-dead Earth and explore it in an attempt to find out what killed the obviously intelligent life forms. Their exploration leads to their mortal danger when they discover a deadly monster.

Plot[edit]

In the distant future, Earth is visited by the Ganae, a race of warlike aliens who are surveying the planet as the site for a potential colony. Earth has suffered a mysterious catastrophe; its cities have decayed into ruins and the skeletons of dead humans litter the planet, but there are no signs of warfare or any other obvious disaster.

The Ganae possess «reconstructor» technology that can restore dead people to life with all of their memories intact. They attempt to interrogate revived humans for information about the destruction of Earth, but their efforts meet with limited success. The first man to be revived is an Egyptian pharaoh who believes the Ganae to be demons from the underworld; the second is an alcoholic who thinks the Ganae are merely part of a drunken hallucination; the third is comparatively modern and recognizes that the Ganae are aliens, but he is ignorant of the circumstances surrounding the end of the world. Each revived person is summarily executed once they are no longer useful to the Ganae.

The expedition determines that Earth is suitable for Ganae colonization, but they learn nothing about the cause of humanity’s extinction. Human civilization was highly advanced, both technologically and physically (as the last man to be revived used telekinetic powers to defend himself), but their entire race was nonetheless destroyed. Because the unknown force that eradicated mankind could conceivably threaten the Ganae’s colonization efforts, the survey team reluctantly decides to revive another human for questioning in the hope of finding answers.

The fourth man to be revived, referred to by the Ganae as «the monster,» is considerably more advanced than the others, with abilities that border on the magical; he can teleport long distances, is able to discern the nature and intent of the Ganae at a glance, can telepathically disable Ganae technology, and proves to be impervious to Ganae weaponry. When asked, he readily reveals the cause of Earth’s destruction: a «nucleonic storm,» dozens of light-years across, that extended beyond humanity’s limited range for space travel and ravaged the planet. The Ganae leader proposes the peaceful co-habitation of Earth with the monster (while leaving the rest of humanity dead), which the Ganae claim is necessary to accommodate the growing population of their steadily expanding empire. When the monster suggests that the Ganae should instead enact population control measures and move to limit their endless expansion, the Ganae interpret his comments as a direct threat to their species’ sovereignty and promise to return to Earth with a fleet of warships to overwhelm the monster’s powers via sustained atomic bombardment.

While traveling back to their own territory, the Ganae discover that the monster has stowed away aboard their ship. They deduce that he intends to accompany them to the nearest Ganae-occupied world, steal the reconstructor technology (which the crew had earlier destroyed in order to keep it out of his hands), then teleport back to Earth and revive more people before the Ganae attack; it will be impossible for the Ganae to conquer the planet when confronted by multiple humans with god-like powers. Unable to contact any of their colonies for fear that the monster will trace their transmission beam and teleport ahead of them, the Ganae decide to fly their ship into a star, killing both the monster and themselves. Too late, however, after setting a collision course with a star and disabling their ship’s navigational controls, do the Ganae realize that the monster has already been aboard the ship, having teleported there immediately after he was revived (explaining why he briefly vanished upon waking up). By visually inspecting the Ganae’s technology, the monster has no doubt learned how the reconstructor works and can simply teleport himself to safety at any time. He has manipulated the Ganae into committing a desperate act of suicide before they could warn their empire, ensuring that «no alien mind» will know about either the existence of planet Earth or the impending revival of the human race.

External links[edit]

Full text of «The Monster»

Альфред Ван Вогт. Чудовище

На высоте четверти мили огромный звездолет повис над одним из городов. Внизу все носило следы космического опустошения. Медленно опускаясь в энергетической гондолосфере, Инэш заметил, что здания уже начинали разваливаться от времени.

– Никаких следов военных действий. Никаких следов.. – ежеминутно повторял бесплотный механический голос.

Инэш перевел настройку.

Достигнув поверхности, он отключил поле своей гондолы и оказался на окруженном стенами заросшем участке. Несколько скелетов лежало в высокой траве перед зданием с обтекаемыми стремительными линиями. Это были скелеты длинных двуруких и двуногих созданий; череп каждого держался на верхнем конце тонкого спинного хребта. Все костяки явно принадлежали взрослым особям и казались прекрасно сохранившимися, но, когда Инэш нагнулся и тронул один из них, целый сустав рассыпался в прах. Выпрямившись, он увидел, как Йоал приземляется поблизости. Подождав, пока историк выберется из своей энергетической сферы, Инэш спросил: – Как, по-вашему, стоит попробовать наш метод оживления? Ноал казался озабоченным.

– Я расспрашивал всех, кто уже спускался сюда в звездолете, – ответил он. – Что-то здесь не так. На этой планете не осталось живых существ, не осталось даже насекомых. Прежде чем начинать какую-либо колонизацию, мы должны выяснить, что здесь произошло.

Инэш промолчал. Подул слабый ветерок, зашелестел листвой в кронах рощицы неподалеку от них. Инэш взглянул на деревья. Йоал кивнул.

Да, растительность не пострадала, однако растения, как правило, реагируют совсем иначе, чем активные формы жизни.

Их прервали. Из приемника Яоала прозвучал голос:

– Примерно в центре города обнаружен музей. На его крыше – красный маяк.

– Я пойду с вами, Йоал, – сказал Инэш. – Там, возможно, сохранились скелеты животных и разумных существ на различных стадиях эволюции Кстати, вы не ответили мне. Собираетесь ли вы оживлять эти существа?.

– Я представлю вопрос на обсуждение совета, – медленно проговорил Йоал, – но, мне кажется, ответ не вызывает сомнений. Мы обязаны знать причину этой катастрофы. – Он описал неопределенный полукруг одним из своих щупалец и как бы про себя добавил: – Разумеется, действовать надо осторожно, начиная с самых ранних ступеней эволюции. Отсутствие детских скелетов указывает, что эти существа, по-видимому, достигли индивидуального бессмертия.

Совет собрался для осмотра экспонатов. Инэш знал – это пустая формальность.

Решение принято – они будут оживлять. Помимо всего прочего, они были заинтригованы. Вселенная безгранична, полеты сквозь космос долги и тоскливы, поэтому, спускаясь на неведомые планеты, они всегда с волнением ожидали встречи с новыми формами жизни, которые можно увидеть своими глазами, изучить.

Музей походил на все музеи. Высокие сводчатые потолки, обширные залы. Пластмассовые фигуры странных зверей, множество предметов – их было слишком много, чтобы вес осмотреть и понять за столь короткое время. Эволюция неведомой расы была представлена последовательными группами реликвий. Инэш вместе со всеми прошел по залам. Он облегченно вздохнул, когда они наконец добрались да ряда скелетов и мумий. Укрывшись за силовым экраном, наблюдал, как специалисты-биологи извлекают мумию из каменного саркофага. Тело мумии было перебинтовано полосами материи в несколько слоев, но биологи не стали разворачивать истлевшую ткань. Раздвинув пелены, они, как обычно делалось в таких случаях, взяли пинцетом только обломок черепной коробки. Для оживления годится любая часть скелета, однако лучшие результаты, наиболее совершенную реконструкцию дают некоторые участки черепа. Главный биолог Хамар объяснил, почему они выбрали именно эту мумию:

– Для сохранения тела они применили химические вещества, которые свидетельствуют о зачаточном состоянии химии. Резьба же на саркофаге говорит о примитивной цивилизации, не знакомой с машинами. На этой стадии потенциальные возможности нервной системы вряд ли были особенно развитыми. Наши специалисты по языкам проанализировали записи говорящих машин, установленных во всех разделах музея, и, хотя языков оказалось очень много

– здесь есть запись разговорной речи даже той эпохи, когда это существо было живо, – они без труда расшифровали все понятия. Сейчас универсальный переводчик настроен ими так, что переведет любой наш вопрос на язык оживленного существа. То же самое, разумеется, и с обратным переводом. Но, простите, я вижу, первое тело уже подготовлено! Инэш вместе с остальными членами совета пристально следил за биологами: те закрепили зажимами крышку воскресителя и процесс пластического восстановления начался. Он почувствовал, как все внутри него напряглось. Он знал, что сейчас произойдет. Знал наверняка. Пройдет несколько минут, и древний обитатель этой планеты поднимется на воскресителя и встанет перед ними лицом к лицу. Научный метод воскрешения прост и безотказен. Жизнь возникает из тьмы бесконечно малых величин, на грани, где все начинается и все кончается, на грани жизни и не жизни, в той сумеречной области, где вибрирующая материя легко переходит из старого состояния в новое, из органической в неорганическую и обратно, электроны не бывают живыми или неживыми, атомы ничего не знают об одушевленности или неодушевленности. Но когда атомы соединяются в молекулы, на этой стадии достаточно одного шага, ничтожно малого шага к жизни, если только жизни суждено зародиться. Один шаг, а за ним темнота. Или жизнь. Камень или живая клетка. Крупица золота или травинка. Морской песок или столь же бесчисленные крохотные живые существа, населяющие бездонные глубины рыбьего царства. Разница между ними возникает в сумеречной области зарождения материи. Там каждая живая клетка обретает присущую ей форму. Если у краба оторвать ногу, вместо нее вырастет такая же новая. Червь вытягивается и вскоре разделяется на две такие же прожорливые системы, совершенные и ничуть не поврежденные этим разделением. Каждая клетка может превратиться в целое существо. Каждая клетка «помнит» это целое в таких мельчайших и сложных подробностях, что для их описания просто не хватит сил.

Но вот что парадоксально – нельзя считать память органической! Обыкновенный восковой валик запоминает звуки. Магнитная лента легко воспроизводит голоса, умолкшие столетия назад. Память-это филологический отпечаток, следы, оставленные на материи, изменившие строение молекул; и, если ее пробудить, молекулы воспроизведут те же образы в том же ритме. Квадрильоны и квинтильоны пробужденных образов-форм устремились из черепа мумии в воскреситель. Память, как всегда, не подвела. Ресницы воскрешенного дрогнули, и он открыл глаза.

Читать дальше

  • 1633
  • 0
  • 2

Скачать книгу в формате:

  • fb2
  • txt
  • epub
  • rtf
  • mobi

Аннотация

На высоте четверти мили огромный звездолет повис над одним из городов. Внизу все носило следы космического опустошения. Медленно опускаясь в энергетической гондолосфере, Инэш заметил, что здания уже заметно пострадали от времени.

— Никаких следов военных действий! Никаких следов … — ежеминутно повторял бесплотный механический голос.

Инэш перевел настройку.

Достигнув поверхности, он отключил поле своей гондолы и оказался на заросшем, окруженном стенами участке. Несколько скелетов лежало в высокой траве перед зданием с обтекаемыми стремительными линиями. Это были скелеты длинных двуруких и двуногих созданий, череп каждого держался на верхнем конце тонкого спинного хребта. Все кости явно принадлежали взрослым особям и казались прекрасно со хранившимися, но, когда Инэш нагнулся и тронул один из них, целый сустав рассыпался в прах. Выпрямившись, он увидел, как Йоал приземляется поблизости. Подождав, пока историк выберется из своей энергетической сферы, Инэш спросил:


ЕЩЕ

Популярные книги

  • Первый. Том 1-8

    • Читаю
    • В архив
    • 77921
    • 33
    • 20

    Аннотация:

    Жанр ЛитРпг в книге не является доминирующим, приключения и детектив тоже представлены. Все происх…

    Блок — 86 стр.

  • Сила воли. Как развить и укрепить

    • Читаю
    • В архив
    • 55937
    • 30
    • 7

    Аннотация:

    Эта книга посвящена каждому, кто когда-либо боролся с искушением, зависимостью, откладывал дела в д…

    Блок — 12 стр.

  • Очаровательный кишечник. Как самый могущественный орган управляет нами

    • Читаю
    • В архив
    • 119722
    • 25
    • 3

    Аннотация:

    Многие стесняются говорить о кишечнике вслух. Может быть, именно поэтому мы так мало знаем о самом м…

    Блок — 11 стр.

  • Авиатор

    • Читаю
    • В архив
    • 69891
    • 5
    • 11

    Аннотация:

    Евгений Водолазкин – прозаик, филолог. Автор бестселлера “Лавр” и изящного historical fiction “Солов…

    Блок — 14 стр.

  • Мы с истекшим сроком годности

    • Читаю
    • В архив
    • 58062
    • 14
    • 33

    Аннотация:

    Мы с истекшим сроком годности 1 часть Стейс Крамер Только великая боль приводит дух к пос…

    Блок — 3 стр.

Привет тебе, любитель чтения. Не советуем тебе открывать «Чудовище» Ван Вогт Альфред Элтон утром перед выходом на работу, можешь существенно опоздать. С помощью намеков, малозначимых деталей постепенно вырастает главное целое, убеждая читателя в реальности прочитанного. Гармоничное взаимодоплонение конфликтных эпизодов с внешней окружающей реальностью, лишний раз подтверждают талант и мастерство литературного гения. Написано настолько увлекательно и живо, что все картины и протагонисты запоминаются на долго и даже спустя довольно долгое время, моментально вспоминаются. Интригует именно та нить сюжета, которую хочется распутать и именно она в конце становится действительностью с неожиданным поворотом событий. Это настоящее явление в литературе, которое не любишь, а восхищаешься всем естеством, оно не нравится, а приводит в неописуемый восторг. Увлекательно, порой смешно, весьма трогательно, дает возможность задуматься о себе, навевая воспоминания из жизни. Портрет главного героя подобран очень удачно, с первых строк проникаешься к нему симпатией, сопереживаешь ему, радуешься его успехам, огорчаешься неудачами. Запутанный сюжет, динамически развивающиеся события и неожиданная развязка, оставят гамму положительных впечатлений от прочитанной книги. Не остаются и без внимания сквозные образы, появляясь в разных местах текста они великолепно гармонируют с основной линией. В процессе чтения появляются отдельные домыслы и догадки, но связать все воедино невозможно, и лишь в конце все становится и на свои места. «Чудовище» Ван Вогт Альфред Элтон читать бесплатно онлайн приятно и увлекательно, все настолько гармонично, что хочется вернуться к нему еще раз.

Читать Чудовище

Новинки

Волчья сыть 3

Продолжение приключений нашего главного ГГ в космос …

Только ты (ЛП)

  • 77
  • 0
  • 0

Аннотация:

Нейт Пирсон до смешного великолепен в своем идеальном костюме, но увидев вереницу красивых женщин,…

Полный текст — 58 стр.

Нейт Пирсон до смешного великолепен в своем идеальном костюме, но увидев вереницу красивых женщин,…

Академия Непризнанных Гениев

  • 73
  • 0
  • 0

Аннотация:

Знала ли я, что судьба приведет меня на порог Техно-магической академии ученых-открывателей, когда…

Полный текст — 66 стр.

Знала ли я, что судьба приведет меня на порог Техно-магической академии ученых-открывателей, когда…

Барнар - мир на костях 2

  • 17
  • 0
  • 0

Аннотация:

Отважный наёмник продолжит свой путь, пролегающий по суровым землям Барнара. Ему предстоит узнать …

Полный текст — 52 стр.

Отважный наёмник продолжит свой путь, пролегающий по суровым землям Барнара. Ему предстоит узнать …

Несчастья на мою рыжую голову

  • 82
  • 1
  • 0

Аннотация:

Если ты напиваешься так, что не контролируешь себя ночью, то это очень плохо. Утром поплатишься. В…

Полный текст — 63 стр.

Если ты напиваешься так, что не контролируешь себя ночью, то это очень плохо. Утром поплатишься. В…

Волшебное кольцо

  • 58
  • 0
  • 0

Аннотация:

Нужно ли спасать девушку, если встретили её зимой в лесу в затруднительном положении? Даже если и …

Полный текст — 7 стр.

Нужно ли спасать девушку, если встретили её зимой в лесу в затруднительном положении? Даже если и …

Поганое поле. Возвращение

  • 33
  • 0
  • 0

Аннотация:

Олесь Панов — обычный айтишник, оставшийся без работы. Поверив приятелю, он соглашается поучаствов…

Полный текст — 59 стр.

Олесь Панов — обычный айтишник, оставшийся без работы. Поверив приятелю, он соглашается поучаствов…

  • Вам предлагается в стиле сочинения ответить на следующие вопросы в какой семье я родился
  • Вам по душе как пишется
  • Вам необходимо написать историческое сочинение об одном из периодов истории россии 1325 1340
  • Вам к лицу как пишется
  • Вам и вашим близким как пишется