Вариативный компонент в предшколе в мире сказок

Пояснительная записка

В развивающей образовательной среде особое место должна занять культуролого-личностная подготовка учащихся, которая имеет целью приобщить детей овладению национальными и общечеловеческими ценностями, к осознанию той культуры, того социального опыта, который выработало человечество.

Эффективным средством для достижения этой цели в работе с детьми может служить сказка. В ней зашифрован в форме метафоры жизненный опыт многих предшествующих поколений, традиций разных народов, многогранность и многоуровневость хранимой информации.

Программа занятий по интересам «В гостях у сказки сказки» выступает в качестве вариативного компонента.

Сказочные истории, складывающиеся в разных культурах, имеют свои оттенки и отличительные черты, но обладают общим свойством: в них заложен высокий нравственный потенциал, объединяющий все нации и культуры.

РЕЦЕНЗИЯ

Сказка дает философское осмысление действительности, активизирует мышление, чувства, психологические состояния детей. Она адресована живому, творческому, созидательному, открытому детскому началу в человеке, способствует его личностному развитию. Воспринимая и осмысливая сказку, ребенок «впитывает» стили взаимоотношений и модели поведения людей. Пережитые им события сказки косвенно приобретают значимый для него жизненный опыт.Знание сказок – это постижение и освоение культурных традиций, духовных ценностей, жизни определенных народов, что определяет выбор учебного материала (художественная сказка – народная и авторская), это и процесс поиска смысла содержания, образов сказок, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, образование связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, перенос сказочных смыслов в реальность.

При отборе художественных сказок – народных и авторских – учитываются следующие их особенности: идейно-эстетические качества произведений, занимательность, доступность текстов данному возрасту, национально-культурная особенность материала.

Ожидаемый результат

Воспитанники будут иметь :

— четкие представления и понятия о жанре сказка (народная, литературная и их специфика);

— анализировать под руководством учителя не только идейное, но и художественное своеобразие сказок разных народов и тот жизненный опыт, который в них заложен;

— осознавать причинно-следственные связи в развитии сюжета;

— понимать роль каждого персонажа в развивающемся событии;

— понимать, что одно и то же событие, ситуации могут иметь несколько значений и смыслов;

Воспитанники будут уметь :

— видеть прямую и скрытую мотивацию поступков героя сказки, общую направленность его действий (он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям);

— осознавать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему;

— предвидеть в каких жизненных ситуациях пригодится то, что узнали из сказок;

— осознавать то, что каждая сказочная ситуация – некий жизненный урок;

— применять полученный нравственный опыт в жизненных ситуациях.

Цель предусматривает решение следующих задач:

— овладение социальным и нравственным опытом, представленным в сказках разных народов и авторских произведениях;

— приобретение нового жизненного опыта и проявление нравственных качеств на новом уровне (любви и уважения в семье, милосердия, доброты, чуткости, сострадания, чувства долга, трудолюбия и т.д.);

— обогащение эмоционально-ценностной сферы младших школьников, их представлений о мире и природе;

— развитие индивидуальности личности, ее творческой активности, самостоятельности, критичности мышления;

— расширение и углубление представлений и понятий о сказке как литературном жанре;

— развитие читательского интереса;

— создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Содержание и структура программы:

1. Ритуал «входа» в сказку (создание настроения на совместную работу).

2. Видение сказки через зрительные, слуховые и осязательные ощущения.

3. Расширение и углубление представлений и понятий.

4. Закрепление (приобретение нового опыта, прогнозирование проявления нового уровня качеств личности).

5. Интеграция (связь нового опыта с реальной жизнью).

6. Резюмирование (обобщение приобретенного опыта).

7. Ритуал «выхода» из сказки (проигрывание ситуаций, в которых приобретенный опыт можно использовать в социальной среде) и т.д.

Вариативный компонент «В гостях у сказки»32 занятий

Тема

Часы

Сроки

1-2

Русская народная сказка «Курочка Ряба»

2

3

рассказывание сказки с опорой на иллюстрации

1

4

Русская народная сказка «Репка»

1

5

Чтение. пересказ сказки по иллюстрациям и вопросам

1

6

Русская народная сказка «Теремок»

1

7

Просмотр мультфильма, обмен впечатлениями, активизация словаря «Дом», » Животные».

1

8

Русская народная сказка «Колобок»

1

9

чтение и выборочный пересказ сказки.

1

10

Татарская народная сказка «Три дочери»

1

11

чтение. пересказ сказки по иллюстрациям и вопросам

1

12

Русская народная сказка «Маша и медведь»

1

13

Просмотр мультфильма, обмен впечатлениями, активизация словаря «Дом», «Еда», «Лес».

1

14

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

1

15

Слушание аудиозаписи, чтение, пересказ

1

16

Русская народная сказка «Гуси»

1

17

рассказывание сказки

1

18

А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

19

Просмотр мультфильма, обмен впечатлениями,

1

20

Казахская народная сказка «Жадный бай и Алдар Косе»

1

21

Слушание аудиозаписи

1

22

Русская народная сказка «Умей обождать»

1

23

пересказ сказки по иллюстрациям и вопросам

1

24

Казахская народная сказка «Птица счастья»

1

25

рассказывание сказки с опорой на иллюстрации

1

26

Казахская народная сказка «Про Толегена батыра»

1

27

пересказ сказки по иллюстрациям и вопросам

1

28

Русская народная сказка «Гуси»

1

29

рассказывание сказки с опорой на иллюстрации

1

30

Русская народная сказка «Петух и кот»

1

31

рассказывание сказки с опорой на иллюстрации

1

32

Повторение пройденного

1

Список использованной литературы

1.Аникин В.П.Русская народная сказка.М.Просвещение 1989

2.Бахтин В.С.От былины до считалки.Рассказы о фольклоре.Детская литература 1988 г

3.Брауде Л.Ю.Зарубежная литература для детей.Мастера старинной речи.

4.Нагишкин Д.Д.Сказка и жизнь.Просвещение 1987г

5.Пермяков Г.Л.От поговорки до сказки.

6.Френкель П.Л.Четыре добрых пера(литературные портреты зарубежных писателей).М .Знание 1984 г

7.Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Под.  ред. Л.А. Чешко. Изд.

8.Быстрова Е.А. и др. Учебный фразеологический словарь русского языка: пособие для учащихся нац. Школ/ Е.А. Быстрова,  А.П. Окунева, Н.М. Шацкий.- Л.: Просвещение, 1984.

Пояснительная записка.

«Основная задача взрослых –

Открыть в ребёнке талант читателя».

С.Я.Маршак.

«Детские книги пишутся для воспитания,

а воспитание – великое дело».

В.Г.Белинский

АКТУАЛЬНОСТЬ

Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.

Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством Интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь?

Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих КНИГУ как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!

В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.

Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования. Многие воспитатели в современных детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным. А при обращении к художественной литературе практикуют «школьные» приёмы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали».Это означает, что дети лишаются целого мира – мира художественной литературы, помогающего душе трудиться, развивающего человека как интересную личность.

В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой — вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду. Напротив, систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ.

Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.

Главными теоретическими идеями, положенными в содержание программы, являются взгляды Д.Родари, Л.Б.Фесюковой и авторов технологии ТРИЗ, заключающиеся в том, что к использованию сказочного материала необходимо подходить нетрадиционно. Это значит — научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Тогда сказка (впрочем, как и любая книга) будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний.

К началу реализации содержания программы необходимо, чтобы дошкольники имели круг конкретных представлений, связанный с социальным миром, миром предметов, природы, в основном обладали средним уровнем развития речевых и познавательных процессов. Реализовать содержание данной программы возможно в совместной деятельности, в форме кружковой работы. 

Цель данной рабочей программы – повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.      

Базовой основой программы являются задачи воспитания и развития детей, представленные в образовательной области «Чтение художественной литературы» Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 

Основными задачами программы являются:

1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.

2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.

3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.

4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.

Иными словами, данная рабочая программа ЯВЛЯЕТСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников

 Содержание рассчитано на детей  5-6 лет.

Проводится 1 разв неделю, длительность занятий:

Подготовительная группа -25-30 мин.

Основными принципами построения программы являются:

  • Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрасту.

  • Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими образовательными областями как «Познание», «Социум», «Коммуникация».

  • Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением;

Условия реализации рабочей программы «В мире сказок»

1. К одному из основных условий успешной реализации данной программы можно с уверенностью отнести личную заинтересованность педагога в процессе общения с литературным произведением. Постоянные положительные отзывы о процессе чтения, рассказы из личного опыта взрослого о том, как в жизни ему помогала книга, искренний интерес к игровым занимательным упражнениям, организуемым в процессе работы кружка, — всё это настраивает ребёнка-дошкольника на продуктивную работу с книгой, повышает его мотивацию на чтение, слушание, усвоение содержания литературного произведения.

2. В процессе организации работы с книгой воспитателю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности восприятия и понимания детьми литературного произведения на каждом возрастном этапе. Связаны эти особенности с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений, читательского опыта. С возрастом у дошкольников появляются умения более осознанно воспринимать литературное произведение, способности устанавливать причинные связи в сюжете и т.д. 

 3. Важным моментом в успешности работы по приобщению детей к работе с книгой является соответствующее оснащение предметно-развивающей среды в ДУ с привлечением детей к данной деятельности. В группе непременно должен быть книжный уголок, в котором организуются книжные выставки. Так, если на одном из кружков рассматривалась, к примеру, сказка «Маша и медведь», то совместно с детьми и родителями в уголке могут быть организованы следующие выставки: а) данная сказка в разных изданиях или иллюстрированная разными художниками; б) другие сказки, в которых действуют медведи; в) любимые сказки, в которых действуют одновременно и люди, и животные. Выставка должна быть «активно действующей»: не просто украшать группу, а обеспечивать возможности для деятельности дошкольников: желание познакомиться и побеседовать о выставленной литературе, желание рассказать о книгах, принесённых из дома и т.д.

4. Из предыдущего условия вытекает следующее – постоянное обращение в совместной деятельности к книге как к помощнику, источнику информации и дополнительных впечатлений, отображаемых в последствии в играх. По окончании кружка в этот же день либо на следующий организуется «Книжкина мастерская» (совместный труд по ремонту и обновлению книг). Приемлемы такие формы работы, как сочинение собственных сказок и изготовление самодельной книги. Здесь всё зависит от опыта и фантазии педагога. Самое главное, ребёнок должен видеть — прочитанная, изученная книга не отбрасывается и не забывается – к ней обращаются постоянно.

Роль сказки в воспитании детей

    Разве можно себе представить детство любого малыша без сказок?! Эти простые и короткие роль сказки в воспитании детей истории никогда не выйдут из моды, и причина здесь не только в том, что ребенок охотно верит в чудо и стремится искать в этих сюжетах развлекательный момент, но и в удивительной и разноаспектной воспитательной роли сказки. Как бы ни менялся окружающий нас мир, магия волшебства, простой и емкий язык этих литературных произведений, заложенная в них мудрость – остаются важными составляющими развития и становления личности дошкольников и младших школьников.

  Когнитивная функция сказки остается актуальной даже спустя века после ее создания: в ней раскрыты самые разнообразные реалии окружающего мира, новые явления вводятся через текст на уровне понятных ребенку образов и описаний.

 Волшебный мир сказки – универсальный учитель и наставник для ребенка, малыши 5-6 лет и даже школьники живут в ней, они всегда готовы слушать любимые сюжеты снова и снова и придумывать для старых знакомых героев новые приключения и фантазийные ситуации. А для родителей особенно важна дидактическая роль сказки, которая исподволь заставляет детей учиться на уроках вымышленных персонажей.

  Сказка может развить и подкорректировать самые разнообразные черты характера и аспекты личности и поведения ребенка, именно поэтому чтение подобной литературы детям дошкольного возраста должно носить системный характер.

  Сказка существенным образом влияет на становление речи малыша. Отмечено, что дети, которым выбирали для чтения сказки, быстрее осваивали навыки связной и грамматически правильной речи, их словарный запас был выше средних показателей, а в плане образности и логической связности рассказа речь существенно опережала темпы развития многих сверстников.

  Не менее важен и воспитательный аспект сказки. Сказка – это, прежде всего, максимально типизированная история, взятая из жизни, которая в наглядной и ненавязчивой форме демонстрирует различные стратегии поведения. В сказке редко есть пространная, подробно описанная мораль, это прерогатива басни, однако именно эта иносказательная немногословность делает сказку одним из наиболее эффективных инструментов для формирования этических идеалов ребенка.

В основе большинства народных и литературных сказок лежат очень простые и так необходимые современному обществу идеалы гуманизма, добра, взаимовыручки. Кроме того они подпитывают в малыше важную для более уверенного преодоления житейских трудностей веру в превосходство добра над злом, неизбежность его финальной победы.

Полезные уроки сказки:

Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.
Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.
Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.
Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж.
Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.
Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.
Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.

И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира?

Эти уроки дети воспринимают интуитивно и очень легко. Они с удовольствием живут в этом волшебном мире, хотят возвращаться в него снова и снова (отсюда и просьбы почитать снова ту самую сказку), а часто и сами придумывают этот волшебный мир. Такое устное народное творчество малыша способствует развитию образного мышления и 

связной

 речи.

Список литературы:

1.     Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.

2.     Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.

3.     Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 224с.

4.     Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.

5.     Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28

6.     Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.

7.     Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.

8.     А. В. Аджи Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада: Развитие речи. Обучение грамоте. Ознакомление с художественной литературой. Воронеж: ТЦ «Учитель» 2009.

9.     Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева Коррекционно — развивающее обучение и воспитание. Издательство «Просвещение». М. 2003.

10.   Н. В. Гавриш, О. С. Ушакоа. Знакомим дошкольников с литературой. М: Издательство «Сфера» 2007.

11.   М. Ю. Картушина Логоритмические занятия в детском саду. Творческий центр «Сфера» М. 2003.

12.   М. Ю. Картушина Логоритмика для малышей. Сценарий занятий с детьми 3-4 лет. Творческий центр «Сфера» М. 2005

Тематический план

Месяц

Тема

Кол.-во часов

Формы работы на занятии

Дата

сентябрь

1.«Репка».

 2.«Колобок».

3. «Волк и козлята»

4. «Кот, петух и Лиса»

1

1

1

1

Беседа — опрос

Чтение сказки,

 беседа по содержанию,

 Д/ игра «Узнай героя по описанию»

октябрь

1.«Петушок и бобовое зёрнышко».

2. «Гуси- лебеди»

4.»Бычок – чёрный бочок»

5.»Лиса и заяц»

1

1

1

1

Чтение сказки

Беседа по содержанию

Чтение сказки

 Дидактическая игра «Сказки о животных»

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

ноябрь

1.«Теремок».

 2. «Лиса и журавль».

3. «Лесной мишка и проказница мышка»

4. «Свинья и коршун»

1

1

1

1

        Дидактическая игра «Мяч по сказкам»

Чтение сказок.

Дидактическая игра «Из какой сказки слова»

декабрь

1. «Бабушка Вьюга»

2. «Раз- два – дружно». В. Сутеев

3. «Морозко»

4. «По щучьему велению»

1

1

1

1

Чтение сказки

 Дидактическая игра «Назови сказку»

Беседа по содержанию

 Дидактическая игра «Узнай по описанию»

 Чтение сказок

январь

1. «Пых».

 2. «Два жадных медвежонка».

3. «Кошкин дом.» С. Маршак

1

1

1

Чтение сказки.

 Дидактическая игра «Из какой сказки?»

Беседа по содержанию

Сочинение нового варианта прочитанной сказки

февраль

1.«Лиса и заяц»

2. «У страха глаза велики».

3. «Лисичка со скалочкой»

1

1

1

Чтение сказки.

Дидактическое упражнение «Что было бы если б Герой…»

 Выставка книг: сказки о животных.

Д/приём «Сказка из кубиков»

март

 1. «Кто сказал мяу?»

2. «Мешок яблок»

3. «Палочка – выручалочка»

1

1

1

Чтение сказки

 Дидактическая игра «Кто сказал мяу?».

Инсценировка сказки

Выставка книг: данная сказка в разных изданиях

апрель

1. «Мышонок и карандаш»

2. «Разные колёса».

3. «Кораблик»

4. «Яблоко»

1

1

1

1

 Д/задание «Путеводитель по сказкам»

Чтение сказки

 Обыгрывание сюжетов.

Д/приём «Сказка из кубиков»

май

1. «Лисичка сестричка и серый волк»

2.«Маша и медведь»

4. «Волк и семеро козлят».

1

1

1

Д/игра «Найди слово которое не относится к данной сказке»

 Чтение сказки

Д/игра «назови сказку про животных»

Заучивание  отрывка из сказки

Қостанай ауданы әкімдігі білім бөлімінің «№ 1 Затобол орта мектебi » ММ

ГУ «Затобольская средняя школа №1» отдела образования акимата Костанайского района

                                                                                               «Б Е К I Т Е М I Н»                                                  

                                                                        Мектеп директоры                       К.Смадьяров 

эмблема

Вариативная программа

« В гостях у сказки»

Мини-центр 2

Старшая группа

                                                                              Жилдибаева. Д.С.

                                                                                                      Воспитатель мини-центра

2014-2015 учебный год

В гостях у сказки

Пояснительная записка

 Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

  В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

 Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий ,в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции ,чувства ,желания и взгляды , причем не только в обычном разговоре, но и публично.

  Привычку к выразительной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.

   Театрализованная деятельность позволяет ребенку 5-6 лет решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе

Театральные занятия помогают всесторонне развивать речь.

Цель программы — развитие способностей детей средствами театрального искусства.

      Задачи:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей.
  2.  Совершенствовать артистические навыки детей вплане переживания и воплощения образа.
  3.  Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения.
  4.  Обучать детей художественно-образных выразительных средств.

Продолжительность занятия 25 минут, 1 раз в неделю.

 Программа составлена с учетом реализации меж предметных связей по разделам.

  1. Музыкальное воспитание — дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, отмечают разнохарактерное содержание музыки.
  2.  Изобразительная деятельность — где дети знакомятся с репродукциями картин,  близкими по содержанию сказки.
  3.  Развитие речи — на котором у детей развивается четкая, ясная дикция ,ведется работа над развитием артикуляционного аппарата.
  4.  Ознакомление с художественной литературой — где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
  5.  Ознакомление с окружающим миром, где дети знакомятся с явлениями общественной жизни,  предметами ближайшего окружения.
  6.  Хореография  — где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.

Содержание программы:

  1.  Проведения досугов и развлечений.
  2.  Основы  кукольного театра.
  3.  Основы актерского мастерства.
  4.  Основы принципы драматизации.
  5.  Самостоятельная театрализованная деятельность.

Ожидаемый результат:

 1.уметь заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью (разыгрывать не сложные представления)

 2. Изображать отгадки к загадкам, используя выразительные средства.

 3.Знать  некоторые виды театров (кукольный, драматический, театр зверей и др.)

                               Литература :

1.Михайлова М. А. Праздники в детском саду. Сценарий ,игры. Ярославль ,2002.

2. Науменко Т. М. , Фольклорный праздник в детском саду и школе. М. ,2000

3. Поляк Л. Театр сказок. С Пб. ,2001

4. Махнева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.

Ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің технологиялық картасы

Технологическая карта

организованной учебной деятельности для старшей группы

Білім беру саласы /Образовательная область: Вариативная часть

Бөлімі /Раздел: В гостях у сказки

Тақырыбы /Тема: Теремок

Мақсаты /Цели:Воспитывать желание бескорыстно делать добро, проявлять заботу об окружающих.Учить инсценировать сказку.

Іс-әрекет кезендері

Этапы

деятельности

Тәрбиешінің іс-әрекеті

Действия воспитателя

Балалардың іс-әрекеті

Действия детей

Мотивационно-

побудительный

Предлагает  поиграть в пальчиковую игру «Цветочек»:

Утром рано он закрыт 

Но к полудню ближе 

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу 

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик 

И теперь он будет спать 

До утра как птенчик 

А теперь цветочки проснулись, и мы улыбнулись друг другу. И в это доброе утро, надеюсь, у всех хорошее настроение. Моё настроение сегодня похоже на белоснежное легкое облако на тихом, спокойном, голубом небе. А на что похоже ваше настроение?

Игра «На что похоже ваше настроение?» (с мячом).

(кисти рук в сомкнутом состоянии)

(ладони отходят друг от друга)

(пальцы плавно расходятся)

(пальцы сомкнуты)

(исходное положение рук)

(имитация сна).

Стоят в кругу, передают мяч друг другу. Тот, у кого мяч, описывает свое настроение.

Үйымдастыру-ізденушілік

Организационно – поисковый

Ребята посмотрите кто сегодня пришел к нам на занятие.

Воспитатель вывешивает на доску картинки с изображением: заяца,мышки,лягушка,ежа,волка,медведя.

А где живут эти животные?какие они?

А каких еще диких животных вы знаете?

А вы любите сказки?какие сказки вы знаете?кто их вам читает?

Посмотрите на наших гостей и вспомните в какой же сказки они живут?

Предлогаю детям смастерить теремок из кубиков.

Распределение ролей.Обыгрывание сказки теремок.

Танец зверей

Заяц,лягушка,мышка,волк,

медведь

Дикие

Дети отвечают на вопросы

Теремок

Дети строят теремок

Инсценирование

Танцуют

Рефлексивтік-тузету

Рефлексивно – корригирующий

Предлагает детям нарисовать теремок.

Хвалит за хорошую работу

Рисуют теремок

Күтілетің изтиже /Ожидаемый результат:

Өндіреді /Знать:

— содержание русской народной сказки «Теремок».

 Түсінеді /Иметь: представление о бескорыстном желании делать добро, о проявлении заботы об окружающих.

Қолданады /Уметь:

— инсценировать сказку

— отвечать на вопросы, делать выводы по ситуациям.

                                                                                               .

Сценарий интегрированного развлечения в группе предшкольной подготовки детей 6-7 лет

                                  Тема: «В мире сказок»

Цель: Использование новых технологий и нетрадиционных методов и средств в творческой деятельности детей.

Задачи: Развивать интерес к коллективной изобразительной деятельности.

Расширять и развивать изобразительные умения и навыки через использование нетрадиционных способов и приемов рисования: художник –художнику, печать через трафарет, аппликация. Развивать у детей:   способность   и   активность   двигательной деятельности, зрительно-двигательную координацию, моторику рук. Формировать у детей навыки и умение в выполнении физических упражнений и эстафет.

Воспитывать: любовь и интерес к физической культуре, изобразительной деятельности, организованность, дружеские взаимоотношения, взаимопомощь.

Действующие лица:

Ведущая

Спортикус

Баба-Яга

Оборудование: (по изодеятельности).

Карты — символы 2 стола, тонированный ватман, пастельные мелки, восковые мелки, 2 больших силуэта платья, поролоковые палочки, штемпельные подушечки с гуашью, мятые комки бумаги.

2 мольберта с изображением (контурным) Бабы-яги + 2 столика с кистями, акварелью,  гуашью,  штемпельными  подушечками  с  гуашью, бумажные силуэты бантиков, клеевые карандаши.

Спортивное оборудование:

2 обруча, 2 корзины, мешочки с песком или маленькие мячи.

2 ведерка, кегли, 2 метлы, 2 мешка, 2 пары лыж, 2 коврика.

В зале приготовлены столы с цветным ватманом, мольберты, столики с изобразительным материалом. Оборудование для эстафет.

Перед входом в зал стоит «камень-валук» с символами (не шуметь, не толкаться, не трогать без разрешения).

(Дети сидят по двум сторонам зала)

Ведущая:

«Тише дети, не шумите,

Чудо сказку не будите!

Раз, два, три, четыре, пять —

Будем сказку начинать!»

Ведущая:

Заждалась нас всех тропинка отправляемся друзья в сказок дальние края.

(Дети по веревочной тропинке подходят к «камню» с символами)

Ведущая:

В каждой сказке на пути героев встречается камень с предупреждениями:

Как вы думаете, о чём предупреждает нас этот камень?

Спортикус:

Надо соблюдать правила поведения: не шуметь, не толкаться, не трогать руками без разрешения.

А сейчас прошу вниманья,

Чтобы было пониманье,

Представляю вам жюри.

Ты внимательней смотри.

(Спортикус представляет жюри).

Ведущая:

В мире много сказок,

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Эти стены снова посетила сказка

Как она.зовётся, будет вам подсказка.

Ведущая:

А теперь ребята,

Назовите сказку:

«Царь три сына, стрела, болото, лягушка».

Дети: «Царевна — лягушка»

Ведущая:

Все должны мы вместе

Окунуться в сказку.

А если там опасно?

Наденьте лучше каску!

Какое первое задание было для сыновей?

Дети: Пустить стрелу.

Ведущая: А какое первое задание было для невесток?

Дети: Соткать ковёр.

1-й конкурс: С каждой команды выбираются 4 девочки-мастерицы, занимают места у столиков с ватманом и мелками.

Каждый ребёнок произвольно в соответствии сказке разрисовывает свой уголок ватмана, затем лист, переворачивается на 90° и уже другой ребёнок дорисовывает. Затем лист вновь переворачивается.

Участницы конкурса украшают ковер в технике художник – художнику.

Ведущая:

А ковёр у нас будет сказочный.

На ковре будут сюжеты из таких сказок.

(Загадывает загадки)

1. Был похож на мяч немножко

   И котился по дорожкам

   Укатился ото, всех,

   Кроме рыжей! Вот так смех!

   (колобок)

2.  Рыбка не простая:

Чешуей сверкает
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет

    (Сказка о рыбаке и рыбке)

3. Лисичка дом себе нашла:
              Мышка добрая была

    В доме том в конце концов,

    Стало множество жильцов.

    (Теремок)

4. А дорога далека,
              А корзина нелегка.
              Сесть бы на пенек,
              Съесть бы пирожок.

    (Маша и медведь)

Спортикус: А мальчики проявят свою удаль, меткость, будут пускать стрелы в болото.
(2 команды мальчиков выполняют упражнение «Попади в цель».
Побеждает команда у которой в цели больше стрел).
По завершению конкурса жюри оценивает итог спортивного конкурса. А
мастерицы продолжают украшать ковёр.      

Ведущая: Отгадайте имя сказочной героини. Когда случилось мне попасть на бал, То голову принц от любви потерял. А я башмачок потеряла тогда же. Кто я такая, кто мне подскажет?

Дети: Золушка

Ведущая: А какая мечта была у Золушки?

Дети: Попасть на бал.

Ведущая: Что ей для этого было необходимо?

Дети: Платье новое, новые башмачки.

Ведущая: Давайте дружно поможем украсить платья для Золушки. Мы ведь не волшебники, только учимся, и помогут вам краски, поролоновые палочки, мятые комочки, бумаги, трафареты, пробочки.

2-й конкурс: «Золушка и мачеха».

Спортикус: Каждой команде совместными усилиями надо постараться красиво украсить платье для Золушки. Каждая команда делится на две — Золушек и мачех. Сначала «Мачеха» берёт ведро с мусором, (в ведре поролоновая палочка, трафарет, восковой мелок или маркер) бежит до стола (мольберта с платьем.) и выкладывает на стол мусор из ведра. Возвращается в команду и пустое ведро передает Золушке.

Участник — Золушка бежит до стола (мольберта) берёт «мусор» и с его помощью украшает платье собирает «мусор» в ведро и передает его следующей участнице — мачехе.

(Жюри подводит итоги I и II конкурсов — эстафет. За каждую победу команда получает в награду цветной бантик и украшает им платье).

Звучит мелодия «Ах вернисаж»

За двумя мольбертами появляется злая Баба-Яга в заляпаном красками халате на мольбертах недорисованные портреты Бабы-Яги.

Ведущая: Угадайте героиню:

Нос крючком, глаза большие.

Словно угольки горят.

Ух сердитая какая.

Дыбом волосы стоят.

Дети: Баба-Яга!

Баба-Яга: Красный — черти утащили

Синий — мыши поточили

Чёрный — стибрил Домовой.

Жёлтый — леший спер домой.

Краски все мои украли

Меня Рембрандтшей назвали.

Ох, что-то я совсем стара (смотрится в зеркало)

И не рисуется с утра

(хнычет)

Ведущая: Здравствуй, Бабушка-Яга!

Как здоровья, как дела?

Что ты рисуешь? С натуры?

Почему сегодня зла? +

Баба-Яга: Потеряла я цвета.

Помогите их найти.

А за это вам старушка

Порасчистит все пути. (Машей-метлой буд-то подметает).

Ведущая: Дети, Баба-Яга всегда мечтала помолодеть, вот мы сейчас в этом ей и поможем.

3-й конкурс: «Визажисты»

Задание: Необходимо раскрасить портрет Бабы-Яги, изменить ей прическу, положить макияж.

(По команде с помощью мелков, красок дети по очереди под музыку «Вернисаж» изменяют дорисовывая портрет, добавляют украшения).

Ведущая: Теперь в сказочном лесу никто не узнает Бабу-Ягу, такая она стала красавица!

Спортикус: Дети, а на чём передвигаются герои в сказках? Дети: На ковре — самолёте, в сапогах — скороходах, в ступе, на метле.

Конкурс «Баба-Яга в тылу врага».

(Детям предлагается проскакать верхом на метле, в сапогах-скороходах пробежать, на ковре пролететь вокруг кегли и обратно. Какая команда быстрей).

Спортикус: Ай да транспорт у Яги,

Ты попробуй, догони!

(Подведение итогов жюри).

Пока жюри подводит итоги

Ведущая проводит «сказочную разминку».

  1. Царь, три сына, сивка-бурка, царевна.

(«сивка-бурка»)

  1. Царь, три сына, Иванушка, конек-горбунок, царевна

(«Конек-горбунок»)

  1. Злая мачеха, две дочки, Дед мороз

(«Морозко»)

  1. Кувшин, мяса, журавль, окрошка

(«Мяса и журавль»)

  1. Замок, сапоги, поле, кот, шляпа, лев, маркиз, река

(«Кот в сапогах»)

Жюри объявляет итоги: дети украшают бантиками-баллами платья.

Ведущая: По дорогам сказок

Мы прошли все смело.

Все преодолели ловко и умело!

hПо труду и награда будет!

Жюри вручает призы-награды командам.

Просмотр содержимого документа

«Сценарий интегрированного развлечения в группе предшкольной подготовки детей 6-7 летТема:«В мире сказок»»

Программа вариативного компонента по театрализованной деятельности «В гостях у сказки»

Пояснительная записка

к программе вариативного компонента «В гостях у сказки»

для дошкольников с 4-6 лет

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.

Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры.

Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др., раскрепощают.

Актуальность. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Таким образом, театральная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.

Цель: формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности.

Задачи для дошкольников 5-6- лет:

Обучающие:

Ознакомление детей с приемами кукловождения настольных кукол.

Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам.

Развивающие:

Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклаРазвитие желания выступать перед родителями, сотрудниками детского театра.

Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

Воспитывающие:

Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.

Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.

Поощрение желания участвовать в танцевальных импровизациях.

Поддерживание стремления играть с музыкальными инструментами, импровизирование на шумовых музыкальных инструментах.

Ожидаемый результат:

  1. Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
  2. Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).
  3. Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным)
  4. Цель: Развивать коммуникативно-творческие способности детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи для дошкольников 4-5 лет:

Обучающие:

Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .

Познакомить детей с различными видами театра.

Развивающие:

Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.

Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить

имитировать характерные движения сказочных животных.

Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

Воспитывающие:

Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.

Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и

воплощения образа, а также их исполнительские умения.

Ожидаемый результат:

• Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации) .

• Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии) .

• Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным) .

Критерии оценки: драматизация сказок, фото, видеосюжеты

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Формы проведения занятий: игры, инсценировки, постановки спектакля.

График проведения занятий: один раз в неделю, всего 36 занятий в год.

Перспективное планирование театральной деятельности в старшей группе 5-6 лет

месяц

тема занятия (цель занятия)

количество часов

1

сентябрь

« Знакомство с понятием театр: кукольный театр «Теремок», ТЮЗ, драматический театр»

(показ слайдов, картин, фотографий).

Цель: дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.

1

2

«Знакомство с театральными профессиями»

(художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).

Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.

1

3

Сюжетно – ролевая игра «Театр»

Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.

1

4

Посещение кукольного театра «Теремок»

(вместе с родителями).

Цель: активизировать познавательный интерес к театру; развивать интерес к сценическому творчеству; разъяснить детям выражения «зрительская культура»; «театр начинается с вешалки»; воспитывать любовь к театру.

1

5

октябрь

Знакомство с видами театров

(теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо).

Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.

1

6

Ритмопластика.

Цель: развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.

1

7

Чтение казахской народной сказки «Чудесная шуба»Цель: учить детей внимательно слушать сказку; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение.

1

8

Драматизация сказки «Чудесная шуба»

Цель: учить понимать эмоциональное состояние героев; побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (интонация, мимика, пантомима, жесты); воспитывать чувство уверенности в себе.

1

9

ноябрь

Знакомство с пальчиковым театром.

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

Цель: развивать интерес к различной театральной деятельности; продолжать знакомить детей с пальчиковым театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.

1

10

Психогимнастика.

Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.

1

11

Чтение русской народной сказки «Теремок».

Работа над речью (интонация, выразительность).

Цель: продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, исполнительские умения, через подражание повадкам животных их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным.

1

12

Инсценировка р. н. с. «Теремок» (пальчиковый театр).

Цель: совершенствовать навыки владения пальчиковым театром; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества.

1

13

декабрь

Знакомство с понятием «ролевой диалог».

Цель: развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь; расширять образный строй речи; воспитывать уверенность.

1

14

Техника речи.

Цель: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержк…

Пояснительная записка
к программе вариативного компонента «В гостях у сказки»
для дошкольников с 4-6 лет
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.
Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры.
Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др., раскрепощают.
Актуальность. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Таким образом, театральная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.
Цель: формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности.
Задачи для дошкольников 5-6- лет:
Обучающие:
Ознакомление детей с приемами кукловождения настольных кукол.
Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам.
Развивающие:
Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклаРазвитие желания выступать перед родителями, сотрудниками детского театра.
Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
Воспитывающие:
Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.
Поощрение желания участвовать в танцевальных импровизациях.
Поддерживание стремления играть с музыкальными инструментами, импровизирование на шумовых музыкальных инструментах.

Ожидаемый результат:

  1. Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).

  2. Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).

  3. Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным)

Цель: Развивать коммуникативно-творческие способности детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи для дошкольников 4-5 лет:
Обучающие:
Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .
Познакомить детей с различными видами театра.
Развивающие:
Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.
Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить
имитировать характерные движения сказочных животных.
Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
Воспитывающие:
Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения.
Ожидаемый результат:
• Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации) .
• Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии) .
• Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным) .
Критерии оценки: драматизация сказок, фото, видеосюжеты
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Формы проведения занятий: игры, инсценировки, постановки спектакля.
График проведения занятий: один раз в неделю, всего 36 занятий в год.

Перспективное планирование театральной деятельности в старшей группе 5-6 лет

месяц

тема занятия (цель занятия)

количество часов

1

сентябрь

« Знакомство с понятием театр: кукольный театр «Теремок», ТЮЗ, драматический театр»
(показ слайдов, картин, фотографий).
Цель: дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.

1

2

«Знакомство с театральными профессиями»
(художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).
Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.

1

3

Сюжетно – ролевая игра «Театр»
Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.

1

4

Посещение кукольного театра «Теремок»
(вместе с родителями).
Цель: активизировать познавательный интерес к театру; развивать интерес к сценическому творчеству; разъяснить детям выражения «зрительская культура»; «театр начинается с вешалки»; воспитывать любовь к театру.

1

5

октябрь

Знакомство с видами театров
(теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо).
Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.

1

6

Ритмопластика.
Цель: развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.

1

7

Чтение казахской народной сказки «Чудесная шуба»Цель: учить детей внимательно слушать сказку; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение.

1

8

Драматизация сказки «Чудесная шуба»
Цель: учить понимать эмоциональное состояние героев; побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (интонация, мимика, пантомима, жесты); воспитывать чувство уверенности в себе.

1

9

ноябрь

Знакомство с пальчиковым театром.
Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.
Цель: развивать интерес к различной театральной деятельности; продолжать знакомить детей с пальчиковым театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.

1

10

Психогимнастика.
Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.

1

11

Чтение русской народной сказки «Теремок».
Работа над речью (интонация, выразительность).
Цель: продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, исполнительские умения, через подражание повадкам животных их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным.

1

12

Инсценировка р. н. с. «Теремок» (пальчиковый театр).
Цель: совершенствовать навыки владения пальчиковым театром; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества.

1

13

декабрь

Знакомство с понятием «ролевой диалог».
Цель: развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь; расширять образный строй речи; воспитывать уверенность.

1

14

Техника речи.
Цель: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержку.

1

15

Чтение р.н.с. «Лиса и журавль».
Цель: развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Игровые упражнения.

1

16

Драматизация р. н. с. «Лиса и журавль»
Цель: вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.

1

17

январь

Знакомство с теневым театром.
Цель: продолжать знакомить детей с разными видами театров; вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать творческие способности.

1

18

Показ взрослыми к. н. с. «Лиса и козёл» (теневой театр).
Цель: создать положительный эмоциональный настрой; побуждать интерес к театральной деятельности; обеспечить более яркое восприятие сказки.

1

19

Знакомство с видом театральной деятельности (мягкая игрушка).
Цель: продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности (мягкая игрушка); навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать моторику рук в сочетании с речью.

1

20

Игровые упражнения «Пойми меня», «Измени голос».
Цель: развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей.

1

21

февраль

Знакомство с настольным театром.
Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.
Цель: продолжать знакомить детей с настольным театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; воспитывать любовь к театру.

1

22

Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка»
Цель: продолжать учить слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, внимание, усидчивость; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Игровые упражнения.

1

23

Распределение ролей (сказка Ш. Перро «Красная шапочка»). Работа над речью.
Цель: учить детей дружно и согласованно договариваться; воспитывать чувство коллективного творчества; соизмерять свои возможности, развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.

1

24

Инсценировка сказки Ш. Перро «Красная шапочка» (настольный театр – для детей своей группы).
Цель: учить детей входить в роль; изображать героев сказки; воспитывать артистические качества.

1

25

март

Знакомство с видом театральной деятельности – театром масок.
Цель: продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности – театром масок; развивать творческий интерес.

1

26

Чтение стихотворения В. Антоновой «Зайки серые сидят». Подготовка масок для зайчат (каждый ребенок готовит для себя маску, раскрашивает готовую заготовку).
Цель: развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты; воспитывать аккуратность в работе; развивать творчество и фантазию.

1

27

Подготовка спектакля по стихотворению В. Антоновой «Зайки серые сидят».
Цель: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; расширять образный строй речи; следить за выразительностью образа.

1

28

Инсценировка спектакля по стихотворению В. Антоновой «Зайки серые сидят» (для детей младшей группы).
Цель: создать условия для проявления своей индивидуальности; формировать в детях артистичность.

1

29

апрель

Знакомство с видом театральной деятельности – куклами – Петрушками.
Цель: продолжать знакомить детей с различными видами театральной деятельности; развивать творческий интерес.

1

30

Освоение детьми навыков управления куклами – Петрушками.
Цель: учить детей управлять куклами – Петрушками; воспитывать любовь к театральной деятельности.

1

31

Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Отработка диалогов.
Цель: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; следить за выразительностью образа.

1

32

Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» (куклы – Петрушки; показ детям младших групп).
Цель: создать радостное настроение у детей; учить имитировать голоса животных; воспитывать нравственность и духовность.

1

33

май

Сказка «Репка на новый лад».
Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.
Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.

1

34

Репетиция спектакля по сказке «Репка на новый лад».
Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.

1

35

Репетиция спектакля по сказке «Репка на новый лад».
Цель: развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса.

1

36

Показ спектакля по сказке «Репка на новый лад» (для родителей).
Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

1
Итого 36 часов

Список используемой литературы

  1. Л.В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», Москва, «Посвещение», 1991г.

  2. Н. Алексеевская «Домашний театр», Москва, «Лист», 2000г.

  3. Л.С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва, «Просвещение», 1991г.

  4. Журналы «Дошкольное воспитание»: № 1/95г., №8,9,11/96г., № 2,5,6,7,9,11/98г., №5,6,10,12/97г., № 10,11/99г., № 11/2000г., № 1,2,4/2001г.

  5. Журналы «Ребенок в детском саду»: № 1,2,3,4/2001г.

  6. Журнал «Секреты кукольного театра», № 1/2000г.

  7. Т.Н. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам», Москва, «Просвещение», 1982г.

  8. В.И. Мирясова «Играем в театр», Москва, «Гном-Пресс», 1999г.

  9. Е. Синицина «Игры для праздников», Москва, «Лист», 1999г.

  10. Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников», Ярославль, «Академия Развития», 1999г.

  11. Л.М. Шипицына «Азбука общения»,Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 1998г.

  12. Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000 г.

  13. М.Д.Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.

  14. Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г.

  15. И.В.Штанько “Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г.

  16. Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.

  17. Е.В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду», Москва, Творческий центр “сфера”, 2009г.

  18. Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников», Москва, «ВАКО», 2007г.

  • Вариантов немного как пишется
  • Вариант развития страны во время перестройки сочинение рассуждение
  • Вариант 1 внимательно прочитайте рассказ выполните задания четыре желания
  • Варешка или варежка проверочное слово как правильно пишется
  • Варечка рассказ на дзен читать полностью