«Варвара-краса, длинная коса»: как снимали сказку и что стало с исполнителями главных ролей
Сценарий фильма написан по мотивам баллады Василия Жуковского «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного, и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери». В свою очередь её первоисточником стала народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая». Авторами сценария были Михаил Чуприн и режиссёр Александр Роу — для Чуприна это была единственная работа в кино, а для Роу «Варвара-краса, длинная коса» стала предпоследним фильмом.
«Варвара-краса, длинная коса», к/с им. М. Горького, 1969, реж. А. Роу
Роу любил работать с уже знакомыми актёрами, так что почти все исполнители ролей снимались у него в предыдущих фильмах. Исключением стала Татьяна Клюева, сыгравшая Варвару — она у Роу снималась впервые, хотя познакомились они задолго до съёмок. Десятиклассница Клюева приходила на пробы к его предыдущей сказке «Огонь, вода и… медные трубы», но показалась режиссёру совсем ребёнком, хотя у неё уже был актёрский опыт и даже главная роль в фильме «Акваланги на дне». Роу утвердил Наталью Седых, а Клюевой пообещал снять её в следующей работе. И сдержал обещание — девушку пригласили на пробы уже через год.
«Варвара-краса, длинная коса», к/с им. М. Горького, 1969, реж. А. Роу
Перед началом съёмок режиссёр строго предупредил 18-летнюю актрису: никаких романов, гулянок, сомнительных историй и лишних килограммов! В девять вечера Роу закрывал актрису в номере на ключ, а когда оказалось, что ей всё-таки малы подготовленные платья, режиссёр отказал «Варваре» в суточных, чтобы она не тратила их на булочки. Лишён суточных был и «подводный царь» Георгий Милляр — у него под запретом было спиртное. Это сплотило актёров и после того, как группа получала деньги, Милляр и Клюева шли к режиссёрам комбинированных съёмок, садились на лавочку и грустно вздыхали. Им тайком выдавали один рубль на двоих, актёры шли в соседнюю деревню и покупали «вкусности»: Милляр — крепкое вино, а Клюева — конфеты или колотый сахар…
«Варвара-краса, длинная коса», к/с им. М. Горького, 1969, реж. А. Роу
Роль Варвары принесла Татьяне Клюевой всесоюзную популярность, но осталась её самой яркой работой в кино. Актриса окончила ГИТИС, сыграла несколько ролей второго плана, а вскоре вышла замуж за моряка и уехала за ним в Севастополь. Там она заведовала клубом в таксопарке, работала в брачном агентстве, а в 90-е торговала одеждой и обувью на рынке. Актриса рассказывала, что однажды к ней подошла женщина и сказала: «Ну что, Варварушка, докатилась?» — и она одновременно обрадовалась, что помнят, и огорчилась злорадству… Сейчас Татьяне Клюевой 71 год, она по-прежнему живёт в Севастополе и до недавних пор работала в севастопольском отделении Союза кинематографистов.
«Варвара-краса, длинная коса», к/с им. М. Горького, 1969, реж. А. Роу
На съёмках сказки Татьяна Клюева на всю жизнь подружилась с исполнителем роли царского сына Андрея. Режиссёр заметил колоритного вожатого в пионерском лагере киностудии им. Горького и пригласил на роль не менее колоритного «упитанного, но невоспитанного» Андрюшеньки-душеньки. Для Сергея Николаева это была вторая роль в кино, которая тоже стала самой яркой в фильмографии. Он окончил экономический факультет ВГИКа, 20 лет возглавлял актёрский отдел киностудии им. Горького и много снимался в ролях второго плана и эпизодах. Сергея Николаева не стало в 2016 году.
«Варвара-краса, длинная коса», к/с им. М. Горького, 1969, реж. А. Роу
Алексея Катышева, исполнителя роли рыбацкого сына Андрея, режиссёр уже снимал в предыдущем фильме. Пятнадцатилетнего Катышева он заметил на курсах звукорежиссёров на Ялтинской киностудии, ещё когда снимал «Морозко». Роу запомнил молодого человека, так как сказочнику всегда был нужен типаж русского доброго молодца с ярко-голубыми глазами. Через четыре года он без проб утвердил актёра в фильм «Огонь, вода и… медные трубы», а сразу после окончания съёмок предложил ему сняться в «Варваре-красе, длинной косе». Актёра к тому времени забрали в армию, но режиссёр добился его перевода с Дальнего Востока в Ленинград — поближе к съёмочной площадке.
«Варвара-краса, длинная коса», к/с им. М. Горького, 1969, реж. А. Роу
Алексей Катышев собирался продолжить карьеру, но через два года Александр Роу умер, а другие режиссёры интереса к нему не проявили. Катышев сыграл главную роль в «Весенней сказке», эпизод в детском фильме «Про Витю, про Машу и морскую пехоту» и на этом предложения закончились… Дальнейшая судьба актёра сложилась трагически — он работал водителем молоковоза и грузчиком, много пил, потерял семью и квартиру, едва не попал в тюрьму и скончался в 2006 году после нападения на улице.
«Варвара-краса, длинная коса», к/с им. М. Горького, 1969, реж. А. Роу
Роль одного из незадачливых женихов Варвары сыграл актёр Борис Сичкин. Через десять лет эпизод с его участием из фильма вырезали, так как Сичкин эмигрировал в США. Сцену вернули уже в 90-х.
«Варвара-краса, длинная коса», к/с им. М. Горького, 1969, реж. А. Роу
У Александра Роу было два любимых места для съёмок — Крым и окрестности подмосковного Звенигорода. Там снималась и «Варвара-краса, длинная коса» — часть работы прошла возле пионерского лагеря «Мирный» и в деревне Гигирево, а часть на Южном берегу Крыма, в Никитской расселине и у горы Ай-Петри. Сцены подводного царства снимали в павильоне киностудии им. Горького, где построили масштабные декорации.
«Варвара-краса, длинная коса», к/с им. М. Горького, 1969, реж. А. Роу
Администратором на съёмках сказки работал 20-летний Борис Грачевский, который учился во ВГИКе и попал на практику к Александру Роу. Он вспоминал, что решал нетривиальные задачи — ловил голубей или искал сухой лёд, а в конце съёмок сыграл роль руки… По задумке режиссёра из-под воды появлялась рука, которая грозила царю пальцем и голос произносил: «Должооок…» На площадке поставили огромный таз с водой и кому-то надо было нырнуть и надеть специальную перчатку с когтями. Грачевский был самым молодым членом съёмочной команды, поэтому руку поручили ему. Получился эпизод, который потом много лет пугал маленьких зрителей…
Татьяна Клюева в роли Варвары-красы
Помните советский фильм-сказку с таким названием? Его сценарий написан на основе двух произведений, ни в одном из которых нет героини по имени Варвара.
Фильм создан по мотивам русской народной сказки «Морской царь и Василиса Премудрая» и сказки Василия Жуковского с длинным названием «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери». Нет никакой Варвары!
Понятно, что авторы фильма это имя придумали. Не имя – целое небольшое стихотворение! А вот что двигало их воображением? Об этом мы сегодня поговорим.
Конечно, «в чужую голову не залезешь». Но нам это и не понадобится! Слишком явные остались следы…
Варвара имя не редкое, поэтому мы потянем за другую «ниточку»– за длинную косу. У кого из сказочных героинь была самая длинная коса? У Рапунцель. (Кстати, вот уж странное имя!)
Помните сказку братьев Гримм про Рапунцель? Однажды жена увидела, что у соседки растёт рапунцель и попросила мужа добыть ей этого лакомства… Что же это за лакомство с таким названием? А просто салат, полевой салат. Научное название Valerianella locusta.
Полевой салат, или рапунцель
У нас, в отличие от Германии и других западноевропейских стран, он не был распространён. Только недавно рапунцель стал появляться на прилавках супермаркетов. Присмотритесь, узнаёте? Возможно, вы его и пробовали. (Тогда расскажите, как на вкус, ничего? Неужто стоит того, чтобы отдать за него колдунье родную дочку?)
Впрочем, нас в этой сказке интересует другой момент. Когда Рапунцель достигла двенадцати лет, колдунья заперла её в башне. В башне не было дверей, и попасть в неё можно было лишь таким диким способом: Рапунцель свешивала вниз из окна свою длинную косу, и колдунья взбиралась по ней. Бр-р-р…
Так вот: заточение в башне и длинная коса – это атрибуты другого широко известного образа. До недавнего времени куда более известного, чем Рапунцель! Вот эта девушка:
Узнаёте?
Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна
А имя её… Угадайте. Святая Варвара!
Рассказывают, что она с детства была невиданной красавицей, и её отец, знатный и богатый человек по имени Диоскур, велел заточить девочку в башню, чтобы уберечь от сглаза.
Чем занималась в заточении Рапунцель, в сказке не говорится. «Ждала принца». А дочка Диоскура в заточении стала задумываться о смысле жизни и об устройстве мира. Её современники были язычниками – верили во множество «богов», которые больше походили на домовых или духов. По-настоящему люди верили только в себя – в свою силу, власть и богатство.
Когда отец решил, что Варваре пора замуж, он выпустил её из башни. И как же он разозлился, когда Варвара вместо того, чтобы выбирать женихов, стала посещать собрания местных христиан!
Святая Варвара. На заднем плане – башня, в которую её заточили
Христиан тогда ненавидели за то, что они считают силу, деньги и власть не главным в жизни. Людям казалось, что от этого мир перевернётся и наступит хаос… (Как же это – без власти и денег-то?)
Взбешённый отец хотел заставить дочь отречься от веры в христианского Бога. Когда она не поддалась, этот человек, веривший в силу, а не в любовь, подверг свою дочь жестоким пыткам.
Она вытерпела жуткие истязания. Страшaно и тошно рассказывать, какие. И представьте: в конце этот человек, её отец, так и не добившись отречения, сам обезглавил свою дочь… Речь о Варваре Илиопольской, или Святой Варваре.
«А при чём же здесь коса?» – спросите вы. Очень даже при чём. Дело в том, что на иконах святая Варвара изображается обычно с прядью волос, выпущенной из-под головного убора, что символизирует её красоту.
Когда авторы фильма «Варвара-краса, длинная коса» Михаил Чуприн и Александр Роу выбирали имя для героини, они, возможно, и не вспоминали об этом обстоятельстве. Но творчество (а придумывание имени – это творчество) основано на интуиции. А интуиция – это способность нашего мозга извлекать из долгосрочной памяти знания, о которых мы и не подозреваем! В таких случаях писатели и поэты обычно говорят «будто кто-то моей рукой водил». А это интуиция «водила рукой»!
См.также:
Первая женщина русской церкви: княгиня Ольга
Новомученики в СССР: За что церковь канонизировала святых в советское время
Почему мать Терезу считали святой, а потом назвали «ангелом из ада»
Как раскрыли обман одной из самых известных лже-принцесс в истории России: Кем была княжна Тараканова
За что Петр I казнил свою фаворитку Марию Гамильтон
В Телеграм!
Варвара-краса, длинная коса
Март 13, 2021 / Комментарии 0 |
«Варвара-краса, длинная коса» — советский полнометражный цветной художественный фильм-сказка, поставленный на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького в 1969 году режиссёром Александром Роу по мотивам русской народной сказки «Морской царь и Василиса Премудрая», также сказки Василия Жуковского «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери», основанной также на славянском фольклорном сюжете.
Премьера фильма состоялась 30 декабря 1970 года.
Сюжет
Жил-был царь Еремей. Однажды он решил проверить свои владения и отправился в поход. По дороге Царю захотелось пить. В дремучем лесу он находит колодец, хочет напиться, но тут его хватает за бороду подводный царь Чудо-Юдо беззаконное. Царь просит его отпустить, и тот соглашается, взяв в шутку с Царя слово, что он отдаст ему то,чего он в своем царстве не знает. Уверенный в том, что подводный царь ничего не получит, Царь возвращается домой, где его встречает весть о рождении сына Андрея Еремеевича. Именно об этом Царь в своем государстве не знал. Ему жалко отдавать своего ребёнка, и хитрый дьяк Афоня подсказал Царю, как обмануть Чудо-Юдо: он посоветовал оставить царевича у чужих людей, а подводному царю отдать их ребенка, подменив его на царевича заблаговременно.
Так и решили. Дьяк со своей женой Прасковеей навещают рыбацкую семью, в которой подрастает сын, Андрей Елисеевич. Афоня отвлекает рыбачку, которая осталась дома одна, а Прасковея перекладывает детей из одной люльки в другую. Потом она умоляет вернувшегося мужа не брать грех на душу. Дьяк, решивший, что Прасковея не справилась, меняет детей сам, случайно возвращая их на прежние места. Царь тоже решил, что перед ним чужой ребенок.
Проходит восемнадцать лет. Оба Андрея подрастают. Наследник престола вырос ленивым, жадным и избалованным ребенком. Андрей, рыбацкий сын, — добрым и воспитанным юношей. Царь, принимая рыбацкого сына за своего, старается проводить с ним много времени. А тем временем подводный царь Чудо-Юдо, который давно забыл о случае с Царем, собрался выдать замуж свою дочь, волшебницу Варвару. Он приглашает к себе в качестве женихов представителей разного рода таких же подводных государств. Однако Варвара отказывает им всем и говорит отцу о том, что желала бы иметь мужа из обычных людей, вспоминая историю, рассказанную ей нянькой. Тут Чудо-Юдо вспомнил о царевом «должке» и начинает ему всячески об этом напоминать.
Царь решает рассчитаться с ним, и дьяк, принимая Царевича за рыбацкого сына, опрокидывает его в колодец. Попав в подводный мир, Андрей встречается со Старушкой-Веселушкой. Она рассказывает ему, почему он здесь оказался, и советует идти к Чуду-Юду. Старушка дает ему морковку для зверя невиданного и медку пахучего для медвежат-паромщиков. Царевич пускается в дорогу, даже не поблагодарив старушку. В лесной чаще он встречает зверя невиданного, тот отвозит его к паромщикам, несмотря на то, что жадный Царевич съел морковку. Затем он с медвежатами совершает переправу, не поделившись с ними медом. На берегу Царевича встречают приспешники Чуда-Юда, царские пираты, и отводят его в покои подводного владыки.
Тем временем Андрей Елисеевич, рыбацкий сын, узнав, что сделали Царь и Афоня с царевичем, решает его спасти и прыгает в колодец. В отличие от царского сына, он щедро благодарит всех, кто ему помогал добраться до Царевича.
Чудо-Юдо предлагает Андрею Еремеевичу жениться на его дочери. Царевич соглашается при условии, если подводный царь отдаст ему хорошее приданое. Узнав об этом, Варвара-Краса решает обмануть противного ей царского сына и устраивает ему испытание. Она превращается в голубку, а затем создает двойников. Царский сын должен с трех попыток угадать, «где его невеста», в противном случае ему отрубят голову. Андрей проваливает все три попытки, и Чудо-Юдо зовет палача. В этот момент появляется Андрей Елисеевич и называется царским сыном. Тогда Чудо-Юдо приказывает рубить голову уже ему. Варвара заступается за благородного рыбацкого сына и требует, чтобы он тоже отгадывал, как и Царевич. Чудо-Юдо соглашается, и Варвара вновь обращается в голубок. На удивление умный рыбацкий сын отгадывает, где его невеста.
Из зависти Андрей Царевич сообщает подводному царю, что Варвара и Андрей Елисеевич хотят покинуть его логово. Чудо-Юдо не хочет отпускать жениха и невесту на землю. Об этом узнает Варвара и сообщает Андрею Елисеевичу. Вместе они превращаются в голубей и покидают владения подводного царя. Чудо-Юдо, пираты и примкнувший к ним Царевич, пускаются за ними в погоню. Варваре и рыбацкому сыну помогают паромщики, а затем невиданный зверь. Пиратов и Царевича задерживает Старушка-Веселушка, а Варвара превращает наследника престола в злую собаку. Все трое оказываются на земле. В этот момент Прасковея, жена дьяка Афони, хочет попасть к Чуду-Юду и рассказать Андрею Царевичу всю правду. Афоня хочет ее остановить, тут на них нападает Царевич-пес и дьяк начинает его бить. Андрей Елисеевич просит Варвару пощадить его, и она превращает Царевича обратно в человека. Прасковея рассказывает всем правду о несостоявшейся подмене детей.
Сказка кончается тем, что Андрей Елисеевич стал жить счастливо с Варварой, а Царь Еремей принял назад своего глупого сына.
В ролях
- Михаил Пуговкин — царь Еремей
- Георгий Милляр — Чудо-Юдо Беззаконное, подводный царь
- Татьяна Клюева — Варвара-краса, его дочь
- Алексей Катышев — Андрей Елисеевич, рыбацкий сын
- Сергей Николаев — Андрей Еремеевич, царский сын
- Анатолий Кубацкий — дьяк Афоня
- Лидия Королёва — дьячиха Прасковья
- Варвара Попова — нянька Степанида
- Самые настоящие пираты:
- Александр Хвыля — герцог де ля Бык
- Лев Потёмкин — маркиз де ля Кис
- Аркадий Цинман — барон де ля Свин
- Исаак Леонгаров — виконт де ля Пёс
- Женихи-самосваты:
- Борис Сичкин — жених-престидижитатор (после его эмиграции эпизод вырезали, однако в итоговой версии, которая транслируется по ТВ (после развала СССР), эпизод оставили)
- Иван Байда — жених-телепат
- Роман Юрьев-Лунц — Али Гусейн, человек-бассейн
- Валентина Ананьина — рыбачка
- Вера Петрова — царица Маланья
- Вера Алтайская — старушка-веселушка
- Елизавета Кузюрина — мамка
- Анастасия Зуева — сказительница
В эпизодах
- Александр Алёшин
- Ибрагим Барги
- Игорь Безяев — боярин
- Инга Будкевич — 2-я нянька
- Зоя Василькова — 3-я нянька
- В. Ветров
- С. Каминский
- Алексей Коренев
- Владимир Маслацов — 2-й дьяк; балалаечник
- Пётр Мухин
- З. Окунева — нянька
- О. Опанасенко
- О. Пешков
- Зоя Толбузина — 4-я нянька
- Михаил Щербаков — Елисей, рыбак и отец Андрея
- Тамара Яренко — 5-я нянька
Не указанные в титрах
- Владислав Баландин — эпизод
- Борис Грачевский — рука из тазика, напоминающая царю: «Должок!»
- Маргарита Корабельникова — медвежонок-паромщик Мишка (озвучивание)
- Клара Румянова — медвежонок-паромщик Топтыжка / Варвара-белочка (озвучивание)
- Александр Рыбин — 1-й ложкарь
- Виктор Рыбин — 2-й ложкарь
Съёмочная группа
- Сценарий — Михаила Чуприна при участии Александра Роу
- Постановка — Александра Роу
- Главный оператор — Дмитрий Суренский
- Главные художники — Арсений Клопотовский, А. Иващенко
- Композитор — Аркадий Филиппенко
- Звукооператор — Анатолий Дикан
- Режиссёр — О. Черняк
- Оператор — Владимир Окунев
- Дрессура — Георгий Алексеев
- Монтаж — Ксении Блиновой
- Редактор — Сара Рубинштейн
- Балетмейстер — Галина Рыбак
- Комбинированные съёмки:
Оператор — Леонид Акимов
Художник — Юрий Миловский - Грим — Софьи Филёновой
- Костюмы — Сони Войтенко
- Реквизит — М. Кофман
- Светотехники — В. Плигин, Б. Моргулян
- Ассистенты:
режиссёра — Е. Разумовская, Надежда Сорокоумова, А. Кузьмин
оператора — Ю. Козин, В. Грызлов, А. Масс, Ю. Бритиков
художника — Ю. Голощапов, Г. Бойко, В. Ребров
звукооператора — Алексей Разорёнов - Государственный симфонический Оркестр кинематографии СССР
Дирижёр — Давид Штильман - Оркестр русских народных инструментов хора имени Пятницкого
Дирижёр — Александр Широков - Директор картины — Роман Конбрандт
Издание на видео
В 1980-е годы в СССР фильм выпускался на лицензионных VHS изданием «Видеопрограмма Госкино СССР». В начале 1990-х годов в СССР и России выпущен кинообъединением «Крупный план». В 1990-е годы выпускался также на VHS студией «PRO Video», а в 2000 году — изданиями «Мастер Тэйп» и «Дом Видео». В 2002 году выпускался на VHS изданием «Twic Lyrec». Все лицензионные VHS производились со звуком Hi-Fi Stereo и в системе PAL.
С 2002 года выпускался на DVD изданием «Союз Видео» со звуками Dolby Digital 2.0 и 5.1, без субтитров, с дополнением фильмографии, фотогалереи и «До и после реставрации». С 2004 года выпускался на коллекционных DVD.
Читайте также
- Янв 9
Поздравляем красиво и со смыслом
- Янв 9
Матрица судьбы даст ответы на многие вопросы
- Янв 4
Здоровье женщины дороже золота
- Дек 29
Разнообразные фасоны белья: практично и красиво
Несмотря на то, что нижнее белье остается скрытым от глаз
- Дек 27
Лечение детского пульпита
Пульпитом называют воспалительный процесс в мягких тканях внутренней части зуба
- Дек 27
Немнущаяся ткань: выбираем одежду, которую не придется гладить
Мы привыкли к тому, чтобы выглядеть опрятно, приходиться гладить одежду,
- Дек 27
Рожковые кофеварки творят ароматные чудеса
Кофеварка – необходимая кухонная техника для всех любителей кофе. Ароматный
- Дек 27
Кухонный гарнитур должен не только радовать глаз
Созданная на заказ мебель пользуется сейчас большим спросом. Для личного
- Дек 26
Виртуальный номер для общения и работы
- Дек 26
Дерматологическая чистка: красота требует усилий
- Дек 22
Напитки с лечебными свойствами — полезно и вкусно
- Дек 22
Выбираем щенка мальтезе (мальтийская болонка)
- Дек 22
Выбираем фотостудию для съемки — лофт интерьер и не только
Одним из наиболее востребованных и интересных стилистических направлений является Лофт.
- Дек 21
Webmoney кредит выгоднее займов в банке или нет
Наиболее простой ответ на вопрос, связанный с решением временных финансовых
- Дек 18
Жилеты для офиса: особенности модной корпоративной одежды
Корпоративная одежда для женщин, работающих в офисах, административных зданиях, разных
Ровно 50 лет назад состоялась премьера фильма «Варвара-краса, длинная коса». Старые советские киносказки уже давно стали таким же неизменным новогодним атрибутом на телевидении, как «Ирония судьбы» и «Голубой огонек». Главным волшебником советского кино называли режиссера Александра Роу, ведь именно он создал самые известные фильмы-сказки. Он умел так удачно подбирать актерский состав, что у него сложилась «своя команда», вместе с которой он работал на протяжении десятилетий. В нее входил и Михаил Пуговкин, который на съемках мог дать фору многим своим молодым коллегам…
Режиссер Александр Роу | Фото: nastroenie.tv
Сценарий этого фильма был написан по мотивам баллады В. Жуковского «Сказка о царе Берендее, о добром царе Еремее и злом Чуде-Юде, о любви Варвары-красы к рыбацкому сыну Андрею». Это была пятнадцатая (предпоследняя) киноработа режиссера Александра Роу, которого к тому моменту уже называли главным в СССР мастером жанра киносказки.
Режиссер и актеры на съемках фильма *Варвара-краса, длинная коса*, 1969 | Фото: kino-teatr.ru
Режиссер и актеры на съемках фильма *Варвара-краса, длинная коса*, 1969 | Фото: riamo.ru
Практически весь актерский состав режиссер присмотрел еще во время съемок предыдущего фильма – «Огонь, вода и медные трубы». Именно у Роу дебютировал в жанре киносказки Михаил Пуговкин, сыгравший роль царя. Тот же образ ему достался и в «Варваре-красе». На первых же совместных съемках актер был поражен тем, как работает режиссер. «Роу был совершенно необыкновенным человеком, необыкновенным тем, что он очень тепло относился к артистам. Есть режиссеры, которые очень формально относятся к артистам. А есть режиссеры, которые относятся с душой. Роу любил людей, любил артистов. У него была реквизитор, заведовала чаем. На съёмках всегда был большой термос с чаем. Это у него было вознаграждением. Если мы хорошо сыграем, он говорил: «Луиза, отметьте Михаила Ивановича хорошим чаем!» Есть режиссеры, которые сидят, отмечают кадры. Все выстраивают… А он – нет, он, скажем так, эмоционально все делал, и чуть ли не стихийно. Он сказку прекрасно чувствовал», – делился впечатлениями Михаил Пуговкин.
Режиссер и актеры на съемках фильма *Варвара-краса, длинная коса*, 1969 | Фото: ok.ru
Михаил Пуговкин в роли царя Еремея | Фото: kino-teatr.ru
Пуговкина удивило то, что Роу никогда не подсказывал и уж тем более не навязывал артистам свое мнение по поводу того, как и что играть. Поэтому он так тщательно и подбирал команду – ему было важно работать только с профессионалами, которые сразу входили в роль и тонко чувствовали свой образ. Во время съемок он мог так объяснить актерам их задачу: «Снимаем сцену похищения младенца». И все! На недоуменные взгляды и уточняющие вопросы он отвечал: «Вы все должны знать лучше меня, вы же получали актерское образование!» Пуговкин понимал режиссера с полуслова, и после съемок в сказке «Огонь, вода и медные трубы» Роу ему сказал: «Миша, как жаль, что мы поздно встретились, ты много сыграл бы у меня ролей».
Кадр из фильма *Варвара-краса, длинная коса*, 1969 | Фото: kino-teatr.ru
Михаил Пуговкин в роли царя Еремея | Фото: tvc.ru
В киносказке «Варвара-краса, длинная коса» Михаилу Пуговкину пригодился не только его предыдущий опыт работы с Александром Роу, но и навыки, полученные во время съемок в фильме «Кубанские казаки». Одну из сцен киносказки снимали в Крыму на горе Ай-Петри, и актерам нужно было сесть на коней и проехать верхом. Никто из молодежи на это никак не мог решиться, а 46-летний Пуговкин вдруг вскочил в седло и поехал, словно делал это каждый день. Позже он рассказал: «Дело в том, что на съемках картины, которую всю жизнь громили, – «Кубанские казаки» Ивана Пырьева – я снимался в окружении; это была почти массовка. Мы снимали в колхозе имени Ленина, на Кубани, рядом находился ипподром. И два с половиной месяца все артисты учились держаться в седле, скакать на лошади. Прошли эту школу. Каждый день были тренировки. Причем в кадре «Кубанских казаков» я появляюсь всего один раз, но в седле держаться я научился на всю жизнь. И пригодилось. И вспомнив былые времена, я спокойно сел и проскакал». Увидев это, режиссер воскликнул: «Молодежь, посмотрите! Во ВГИКе не тому учат. Надо учить актеров, чтобы они могли и прыгать, и на лошади скакать. Артист должен все уметь делать в кино». Работа с Пуговкиным стала настоящей школой для молодых артистов – у него действительно было чему поучиться.
Кадры из фильма *Варвара-краса, длинная коса*, 1969 | Фото: tvc.ru
Кадр из фильма *Варвара-краса, длинная коса*, 1969 | Фото: tvc.ru
Режиссер не любил работать с новичками, но если уж кого-то приглашал в свою команду, то они, как правило, становились ее постоянными участниками. Так произошло с молодым актером Алексеем Катышевым. До встречи с Роу он работал ассистентом звукооператора и даже не мечтал о съемках в кино. Актерского образования у него не было, а на съемочную площадку он попал… за красивые глаза! Однажды Роу столкнулся с ним случайно на Ялтинской киностудии и воскликнул: «Ах, какие глаза! Такие глаза созданы для сказки. Их нельзя не снимать».
Алексей Катышев в фильме *Варвара-краса, длинная коса*, 1969 | Фото: tvc.ru
Кадр из фильма *Варвара-краса, длинная коса*, 1969 | Фото: tvc.ru
Он действительно выглядел, как сказочный герой, и благодаря Роу его судьба круто изменилась, ведь режиссер доверил ему сразу главную роль в фильме «Огонь, вода и медные трубы». А после пригласил и в следующую киносказку – «Варвара-краса, длинная коса», где Катышев снова исполнил главную роль – рыбацкого сына Андрея. Когда Роу приступил к съемкам этого фильма, Алексей проходил службу в армии на Дальнем Востоке. И режиссер добился того, чтобы его перевели в Ленинград, где в казарме он только ночевал, а все дни проводил на съемочной площадке. К сожалению, после этого актер снялся всего в двух фильмах, и с уходом Александра Роу его актерская карьера завершилась: Почему герой знаменитых киносказок исчез с экранов.
Алексей Катышев в фильме *Варвара-краса, длинная коса*, 1969 | Фото: kino-teatr.ru
Татьяна Клюева на съемках фильма *Варвара-краса, длинная коса*, 1969 | Фото: aif.ru
Роу всегда опекал актеров из своей команды, а к молодежи относился по-отечески. Для многих молодых актеров он стал крестным отцом в кинематографе. Юную актрису Татьяну Клюеву режиссер заприметил еще во время работы над сказкой «Огонь, вода и медные трубы». Она снималась в кино с 13 лет и к тому моменту уже сыграла в нескольких фильмах. Позже она рассказывала: «Когда я заканчивала 10-й класс, Александр Артурович пригласил меня на пробы в сказку «Огонь, вода и медные трубы». Но я была настолько маленькая и худенькая, что Роу даже не обнадеживал, и утвердил Наташу Седых. Но обещал, что в следующей картине будет снимать меня. После тех проб минул год, я давно успокоилась, забыла. Вдруг 8 марта, аккурат в свой день рождения, звонит мне Александр Артурович. Сердце бешено заколотилось, от волнения все слова из головы вылетели. Режиссёр объяснил, что запускается с новой картиной «Варвара-краса, длинная коса» и хочет сдержать обещание – снять меня в главной роли. Предупредив, что на роль Варвары будут пробоваться много актрис, он посоветовал не тушеваться: мол, главной героиней видит только меня».
Татьяна Клюева в фильме *Варвара-краса, длинная коса*, 1969 | Фото: kino-teatr.ru
Татьяна Клюева в фильме *Варвара-краса, длинная коса*, 1969 | Фото: sobesednik.ru
18-летняя красавица очаровала всех мужчин съемочной группы. Михаил Пуговкин вспоминал: «Очень хорошенькая, глаза огромные. На нее были постоянно атаки с мужской стороны. Александр Роу очень трогательно ее оберегал». Режиссер был очень строгим и требовательным в работе: сразу предупредил актрису о том, что во время съемок не должно быть никаких романов и свиданий. Результат их сотрудничества был очень успешным – роль Варвары принесла ей всесоюзную популярность и стала ее визитной карточкой. Актриса должна была сняться еще в одном его фильме, но этому не суждено было осуществиться. Роу пригласил ее прочитать сценарий 2 января, но накануне Нового 1974 г. он ушел из жизни. Вскоре Татьяна Клюева ушла из актерской профессии. Варвара-краса на экране и в жизни: как сложилась судьба красавицы из киносказки.
Кадр из фильма *Варвара-краса, длинная коса*, 1969 | Фото: tvc.ru
Сергей Николаев в фильме *Варвара-краса, длинная коса*, 1969 | Фото: kp.ru
Благодаря Александр Роу состоялся дебют в кино еще одного молодого актера: роль царского сына Андрея, «упитанного, но невоспитанного», сыграл Сергей Николаев. Для него эта сказка стала стартом актерской карьеры, и хотя позже он снялся более чем в 50 фильмах, эта работа так и осталась самой известной и яркой: Слава и забвение героя советских киносказок.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: