«Сотников» — аргументы для итогового сочинения ЕГЭ по повести Быкова. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику
Мы подготовили для Вас несколько аргументов для итогового сочинения по повести — «Сотников». Используйте этот материал для подготовки к ЕГЭ и написания сочинений на урок литературы в школе.
Преступление и наказание — вечная тема (аргумент)
К сожалению, зачастую люди идут против совести из-за своей слабости, что я считаю недопустимым обстоятельством для такого. Ярким примером человека, который пошел против совести, совершив предательство, является один из главных героев повести Василя Быкова «Сотников» — Рыбак. Оказавшись, в ситуации, где ему нужно было сделать выбор: жить, но предать Родину и товарища или погибнуть, сохранив честь и достоинство. Он выбрал первое. Автор осуждает героя за его выбор, да и, наверное, многие осудят. Стоит отметить также поведение его бывшего товарища — Сотникова. Он, несмотря на физическую слабость из-за ранения, нашёл в себе силы не сдаться, а гордо принять гибель, сохранив честь и достоинство. Рассмотрев поступки этих героев, можно прийти к выводу, что их положение не является обстоятельством, позволяющим пойти против совести. Но выбор всё же остается за человеком.
Человек путешествующий: дорога в жизни человека (аргумент)
В повести В.В. Быкова «Сотников» показана одна и та же ситуация, в которой оказались два человека: Сотников и Рыбак. Во время Великой Отечественной войны два партизана попадают в плен к полицаям. И Сотников, и Рыбак оказываются в абсолютно одинаковой ситуации, требующей от них выбора: либо пойти на сотрудничество с полицаями, оставшись в живых, либо пожертвовать своей жизнью, чтобы не делиться никакой военной информацией с врагом. Эти два выбора, один из которых обозначает жизнь, а другой – смерть, полностью противоположны друг другу, соответственно, от выбора из этих двух вариантов зависит будущее оказавшихся в плену партизан.
Трусость в бою и ее последствия — аргумент
В повести Василя Быкова «Сотников» Рыбак предал отчизну, испугавшись пыток. Когда два товарища в поисках провизии для партизанского отряда нарвались на оккупантов, они вынуждены были отступать и скрыться в деревне. Однако враги нашли их в доме местной жительницы и решили допросить их с применением насилия. Сотников с честью выдержал испытание, а вот его приятель примкнул к карателям. Он решил стать полицаем, хоть и намеревался сбежать к своим при первом удобном случае. Однако этот поступок навсегда перечеркнул будущее Рыбака. Выбив подпорки из-под ног товарища, он стал изменником и подлым убийцей, который не достоин прощения.
Проблема мнимого и реального героизма — аргумент
В повести Василя Быкова «Сотников» Рыбак слыл сильным и смелым бойцом. Он был крепок здоровьем и могуч с виду. В драках ему не было равных. Но настоящее испытание показало, что все его поступки – лишь пустое бахвальство. Побоявшись пытки, Рыбак принимает предложение врага и становится полицаем. В его напускной смелости не было ни капли настоящего мужества, поэтому он не смог выдержать морального прессинга страха боли и смерти. К сожалению, мнимые добродетели распознаются только в беде, и его товарищи не знали, кому доверились.
Милосердие и равнодушие в атмосфере войны — аргумент
В рассказе Василя Быкова «Сотников» Демчиха прячет партизан, несмотря на смертельный риск. Она колеблется, будучи напуганной и загнанной деревенской бабой, а не героиней с обложки. Перед нами живой человек не без слабостей. Она не рада незваным гостям, по деревне кружат полицаи, и если они что-то найдут, никто не выживет. И все же сострадание в женщине берет верх: она укрывает бойцов сопротивления. И ее подвиг не остался незамеченным: на допросе с пытками и истязаниями Сотников не выдает свою покровительницу, тщательно пытаясь выгородить ее, свалить вину на себя. Так, милосердие на войне порождает милосердие, а жестокость – только жестокость.
Проблема благородства и низости в бою — аргумент
Благородство и низость человека по-настоящему проявляются только в экстренных ситуациях. Например, в повести Василя Быкова «Сотников» два героя повели себя совершенно по-разному, хоть и жили бок о бок в одном отряде. Рыбак предал страну, друзей, свой долг из-за страха боли и смерти. Он стал полицаем и даже помог своим новым сотоварищам повесить бывшего напарника. Сотников же о себе не думал, хоть и претерпел мучения от пыток. Он пытался спасти Демчиху, своего бывшего друга, отвести беду от отряда. Поэтому он все валил на себя. Этот благородный человек не позволил себя сломать и с достоинством отдал жизнь за родину.
Проблема нравственного выбора человека — аргумент
В повести Василя Быкова «Сотников» поднимается проблема нравственного выбора человека в военных условиях. В центре повествования история о том, как два партизана — Сотников и Рыбак отправились в деревню, чтобы достать овцу для отряда. До этого герои плохо знали друг друга. Сотников чувствует себя неважно, но все же вызывается пойти. Рыбак, нехитрый и добрый парень, во всем ему помогает, делится с ним едой, он не оставил Сотникова во время столкновения с полицаями, хотя мог и убежать. В самом начале книги кажется, что именно Рыбак и есть тот человек, который должен совершить подвиг. Он смелый, не бросает своего товарища в трудную минуту. Ситуация резко изменяется после того, как героев арестовали. Автор поставил своих героев перед серьёзным нравственным выбором — умереть, но остаться верным своей совести и не запятнать её или остаться в живых, но оказаться в предателях. Внешне выглядивший человеком слабым, на деле Сотников оказывается сильный духом человек.
Проблема совести — аргумент
В повести главный герой партизан Сотников, оказавшись в плену у фашистов, терпит пытки, но не выдаёт важную информацию. Ночью перед расстрелом он вспоминает эпизод из детства, который оставил глубокий след в его душе. Однажды он взял без спроса наградной маузер своего отца, который внезапно выстрелил. Мама сразу узнала об этом, как только вошла в комнату. По её совету мальчик сознался отцу в содеянном, тот смягчил гнев на милость, потому что посчитал, что сын сам догадался признаться. И вновь Сотников-младший качнул головой. Этот малодушный кивок остался в памяти на всю жизнь: «Это было уже слишком – ложью покупать отцовское спасибо, в глазах у него потемнело, кровь прилила к лицу, и он стоял, не в силах сдвинуться с места». Муки совести преследовали его всю жизнь: «И он ни разу больше не солгал ни отцу, ни кому другому, за всё держал ответ, глядя людям в глаза». Так незначительный эпизод в жизни человека может решить судьбу и определить все поступки.
Забвению не подлежит — аргумент
Забвению не подлежит человеческое мужество, которое во все времена было спасительным средством в борьбе за идеалы. Например, в повести Быкова «Сотников» главный герой даже под пытками не рассказал о местоположении партизан. Автор описывает его окровавленные пальцы без ногтей, которые так ужаснули его товарища — Рыбака. Вид мучений Сотникова так напугал пленного, что он тут же переметнулся на сторону врага. Но сам Сотников, тщедушный и больной человек, учитель из сельской школы, выдержал все мучения и даже пытался спасти тех, кого взяли под стражу вместе с ним, жертвуя собой. Его казнили враги, но подвиг советского солдата навсегда останется в наших сердцах, потому что он продемонстрировал качества характера, которые всегда будут внушать людям гордость и уважение.
Все сочинения
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- По повести Сотников Быкова
Писатель Василь Быков прошел Великую Отечественную войну от начала до конца, поэтому он пишет о ней как очевидец. Почти все его произведения посвящены военной тематике. Одна из главных тем военной прозы – тема подвига. В повести «Сотников» автор поднимает проблему подлинного и мнимого героизма.
Герои повести – Сотников и Рыбак – бойцы одного из партизанских отрядов. Морозной ночью они вдвоем отправляются на задание. Рыбак – лучший партизан в отряде, сильный, мужественный. В бою, под огнем, он не трусит, на него можно положиться. В Сотникове нет ничего героического. Он обыкновенный солдат, человек мирной профессии, интеллигент. На задание Сотников идет с тяжелой простудой, хотя мог бы отказаться, как это сделали другие до него. Как он объясняет Рыбаку, потому и пошел, что другие отказались. Сотников самолюбивый и упрямый человек, у него развито чувство долга. Еще мы узнаем о нем, что он два раза бежал из плена, так и оказался в партизанском отряде.
Наших героев преследуют неудачи. Сначала оказался сожженным хутор, где они должны были добыть продовольствие, потом в перестрелке с немцами ранили Сотникова.
Рыбак вначале, хотя и недоволен болезнью Сотникова, помогает ему нести оружие, не бросает его. Он надежный товарищ, готовый прийти на выручку. Но это в обычной боевой обстановке. Когда их преследуют, у Рыбака проявился страх за свою жизнь, и он даже хотел бросить Сотникова. Он боится быть схваченным врагами. В плену Рыбак говорит Сотникову о предложении служить в полиции.
Сотников не боится смерти, он боится стать для других обузой. Он решил не сдаваться живым. При пытке Сотников потерял сознание, но не сказал ничего. На допросе он всю вину взял на себя. Сотников не пошел на сделку со своей совестью и смерть встретил с достоинством.
А Рыбак на допросе не выдержал, выдал отряд и согласился служить в полиции, стараясь убедить себя, что он не предатель, и думая при удобном случае бежать к своим. Но эта хитрость оборачивается предательством. По приказу немцев Рыбак участвует в казни своего товарища по отряду. Потом пытается покончить с собой, но это ему не удается.
Итак, мы видим, как в экстремальных обстоятельствах по-настоящему проявляются моральные качества персонажей. Герои делают свой выбор. Подвиг Сотникова в том, что он остался Человеком в бесчеловечных обстоятельствах. Рыбак становится предателем, врагом народа. Он убит морально. Его наказание – жить дальше.
Автор делает вывод: источник подвига лежит внутри человека и зависит от его нравственного стержня.
Анализ повести Быкова “Сотников” (сочинение)
Почти все произведения Василя Быкова рассказывают о Великой Отечественной войне. Это во многом объясняется тем, что писатель сам прошёл её от начала до конца. События войны он рассматривает прежде всего с нравственно-философской точки зрения.
Описывая поведение людей в бесчеловечных условиях, Быков заставляет нас задуматься об истоках внутренней силы, которая присуща лучшим из его героев.
В повести «Сотников» писатель убедительно показывает, что эта сила практически не зависит от физических возможностей человека и целиком относится к области духа.
В образах главных героев произведения воплощены, как мне кажется, черты двух противоположных типов личности.
Оказавшись в ситуации нравственного выбора, такие люди ведут себя но разному: одни совершают предательство в обмен на свою жалкую жизнь; другие проявляют стойкость и мужество, предпочитая умереть со спокойной совестью. Таким образом в повести Василя Быкова противопоставлены два партизана — Рыбак и Сотников.
Вначале Рыбак представляется нам вполне задушевным человеком: он помогает своему больному товарищу, делится с ним последним зерном, не злится из-за нечаянной обузы. По-своему Рыбак добр. Он так и не смог убить старосту, хотя считал, что это необходимо сделать.
Страх за свою жизнь впервые проявляется у Рыбака во время погони, устроенной полицаями: сначала он хотел бросить Сотникова, оправдывая себя тем, что тому всё равно не выбраться. «Но что он скажет в лесу? » — мне кажется, именно этот вопрос заставил Рыбака вернуться к товарищу.
В тот момент для него ещё было важно, что подумают о нём другие.
Совет
Когда их обнаружили на чердаке у Дёмчихи, Рыбаку «захотелось, чтобы первым поднялся Сотников». Но у того не было сил, он продолжал лежать. И Рыбак встал первым.
На допросе, испугавшись пыток, Рыбак отвечал правду, то есть выдал отряд. Когда ему предложили служить Германии, «он вдруг ясно ощутил свободу».
Рыбак не только согласился вступить в полицию, но и помог повесить Сотникова, чтобы подтвердить врагам свою готовность служить им.
Он думал только о свободе, надеялся, что сбежит, но после казни понял, «что с побегом покончено, что этой ликвидацией его скрутили надёжнее, чем ременной цепью. И хотя оставили в живых, но в некотором отношении также ликвидировали».
Думая обо всём происшедшем, Рыбак «не мог толком понять, как это произошло и кто в этом повинен… Очень не хотелось оказаться виноватым самому». Он оправдывал себя тем, что боролся за жизнь, что «в его несчастье больше других был виноват именно Сотников…
тому уже всё безразлично в петле на арке, а каково ему-то, живому!..». Рыбак не замечает, что его лихорадочные попытки обелить себя малодушны и нелогичны.
В финале произведения автор скажет о том, что произошедшее с этим героем — «это коварная судьба заплутавшего на войне человека».
Иным предстаёт путь Сотникова. Мы с самого начала угадываем в нём самолюбивого и упрямого человека. На задание он пошёл потому, «что другие отказались». Некстати приключившаяся простуда представлялась Сотникову пустяком, хотя из дальнейшего повествования становится ясно, что он был болен нешуточно.
Обратите внимание
Тем не менее, Сотников отказался от еды и лекарств, предложенных ему женой старосты, потому что «он не желал этой тётке хорошего и… не мог согласиться на её сочувствие и помощь».
Помня о том, как однажды такая же простая женщина выдала его полицаям, он с подозрительностью относился к доброжелательности, проявленной к нему в доме старосты.
Чувствуя приближение полицаев, Сотников думал, что, «… пока жив, он их к себе не подпустит». Этот человек не боялся смерти, ему лишь «страшно было стать для других обузой».
И ещё он «испугался, что может потерять сознание, и тогда случится то самое худшее, чего он больше всего боялся на этой войне». Сотников решил не сдаваться живым. То, что вернулся Рыбак, он «относил…
к обычной солдатской взаимовыручке», но «не имел бы ничего против Рыбаковой помощи, будь она обращена к кому-нибудь третьему». Сам он никогда не хотел никакой поддержки, это было «противно всему его существу».
На допросе Сотников в первую очередь старался спасти Дёмчиху, которая пострадала из-за них с Рыбаком, и уже перед казнью безуспешно попытался взять всю вину на себя. Последние усилия в своей жизни он потратил на то, чтобы встретить смерть «с солдатским достоинством».
Сотников был человеком, который ни при каких условиях не шел на сделку со своей совестью, и он ушёл из жизни с сознанием того, что ничем не запятнал свою душу. До последнего герой старался помочь людям, которые, как он считал, попали в беду из-за него.
Итак, перед нами два абсолютно противоположных характера. Для лучшего их раскрытия автор часто использует внутренние монологи героев, через которые переданы, например, колебания Рыбака в момент преследования, раздумья Сотникова, идущего на казнь.
Важно
Характеризуя героев, Быков использует и эпизоды их детства. Мы узнаём, что Сотников ещё ребёнком дал себе клятву никогда не лгать. Я думаю, что в формировании этой личности большую роль сыграл отец. Именно он воспитал в сыне честность, прямодушие и стойкость.
Повесть Василя Быкова рассказывает о событиях, которые происходили более шестидесяти лет назад. Однако нам, читателям XXI века, она интересна не только с исторической точки зрения.
Ведь проблемы честности, совести, справедливости и гуманизма встают и перед нашим поколением. Как быть? Какими быть? Как сохранить в себе человеческое? Книга Василя Быкова «Сотников» помогает нам ответить на эти непростые вопросы.
Источник: Школьные сочинения на “пятерку”. Для школьников и абитуриентов. – М.: ООО “Мир книги”, 2004
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/bykov_v_v/analiz_povesti_bykova_sotnikov_sochinenie/16-1-0-1838
Повесть «Сотников» — одно из главных произведений о войне 1941-1945 года, с которым всем нам предстоит ознакомиться в школьные годы, когда тема верности и предательства особенно актуальна для нас. В этом возрасте очень важно научиться разбираться в людях и их намерениях. Так что разбор данной книги от Многомудрого Литрекона поможет не только любителям истории, но и всем тем, кто хочет сразу узнавать в окружающих хорошие и плохие черты.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр и направление
- 3 Суть
- 4 Главные герои и их характеристика
- 5 Тематика и проблематика
- 6 Главная мысль
- 7 Чему учит?
- 8 Художественные особенности
- 9 Критика
История создания
Василь Быков написал повесть “Сотников” в 1969 году. Идею для сюжета он взял из своей собственной жизни. Во время войны он встретил сослуживца, который в какой-то момент согласился сотрудничать со сторонниками немецкой армии. Эта встреча натолкнула автора на рассуждения о готовности человека предать принципы ради спасения собственной жизни.
Изначально произведение называлось “Ликвидация”, но позже автор поменял название на фамилию одного из героев. Почему же Быков назвал повесть “Сотников”? Ведь даже большая часть сюжета подается от лица Рыбака. Можно предположить, что таким образом он показывает нам свое отношение к ситуации, сложившейся в произведении. Автор дает понять, что сам он целиком на стороне Сотникова и тоже выбрал бы смерть с чистой совестью, а не служение врагам. Кроме того, именно этот герой является катализатором всех событий. Он согласился идти на задание, не находясь в лучшем самочувствии. Из-за его состояния партизаны потеряли много времени в дороге. Из-за него полицаи нашли их в доме Демчихи. Т. е самопожертвование Сотникова стало причиной всех ужасных событий. Таким образом, именно он и является главным героем произведения.
Жанр и направление
Произведение “Сотников” является реалистической повестью, так как основано на истории, действительно произошедшей в годы войны. Автор правдиво показывает суть партизанских отрядов, их занятия и цели. Быков и сам был участником военных действий, поэтому многие моменты произведения написаны как бы от “первого лица”.
Кроме того, писатель отмечает, что философская основа произведения построена на экзистенциализме, т. е. человеческая жизнь признается иррациональной, непостижимой уму. Два абсолютно разных человека оказываются в одинаковых обстоятельствах и, хотя один умирает, а второй остается живым, итог жизни этих людей один — они обречены.
Суть
Основные события происходят во время вылазки двух бойцов за провизией для партизанского отряда. 26-летний учитель болен простудой, но вызывается пойти в селение вместе с Рыбаком — крепким и здоровым парнем. Мужчины идут на риск, кругом нацисты, но другого выхода нет — нужно помочь отряду.
В дороге напарников заметили оккупанты, завязался бой, и партизаны вынуждены были отступать, чтобы спрятаться в деревне. Там они забрались в дом с ребятишками, и пришедшая хозяйка сдалась на уговоры и оставила бойцов у себя с риском для жизни.
Из-за болезни Сотникова полицаи все же нашли беглецов и повели на допрос. Учитель выдержал все пытки, а Рыбак испугался и согласился сотрудничать с врагами. В финале несговорчивого пленника казнят, но он выбивает у себя из-под ног подпорку, чтобы не дать сделать этого бывшему товарищу.
Рыбаку стыдно за свой выбор, он все еще надеется сбежать от фрицев к своим, но читатель понимает, что ему не удастся это сделать. У предателя больше нет родины.
Главные герои и их характеристика
- Сотников — заглавный герой повести, бывший учитель, 26 лет. В начале войны командовал батареей, но попал в плен. После побега присоединился к одному из партизанских отрядов. Сотников является примером человека с железными жизненными ориентирами, которые не могут измениться под действием каких-либо обстоятельств. Обладает слабым здоровьем, которое, по сути, и является причиной многих событий, происходящих в повести. Для Быкова этот герой -моральный ориентир, пример нравственной стойкости, выбравший “чистую” смерть, а не “грязную” жизнь. Все описание Сотникова строится именно на силе его характера, которая противопоставляется физической силе Рыбака.
- Рыбак — напарник Сотникова, полная его противоположность. Хороший солдат, сила которого основана на отличном здоровье и выносливости. В начале войны был старшиной отряда, ушел в партизаны после ранения. В первой части произведения именно Рыбак вызывает симпатию. Он отправляется в опасный поход, чтобы помочь своему отряду, при этом практически тащит за собой больного Сотникова. Он представляется человеком ответственным, сильным, надежным. Но в ходе развития действий он превращается в предателя, помогающего убить своего друга. Однако Рыбака нельзя назвать исключительно плохим человеком. Он — лишь жертва обстоятельств, сложившихся во многом не из-за него. Несмотря на это, персонаж, конечно же, сам несет ответственность за нравственный выбор, который он делает. Ничто не может оправдать его в полной мере. Хотя и трудно обвинить человека в желании жить, однако жизнь ли -служение врагам, уничтожающим все, что тебе дорого? Конечно нет. И сам Рыбак это понимает, но в тот момент, когда стало уже слишком поздно, чтобы поменять решение.
- Демчиха — простая русская женщина, в дом которой Сотников и Рыбак случайно забрели в поисках укрытия. Хотя сначала она и не очень добро настроена по отношению к партизанам, в итоге помогает им, за что потом сама и погибает. Обстоятельства ставят перед ней тяжелый нравственный выбор: помочь партизанам или выдать их и точно спасти себя и детей. Но душа обычной русской женщины не может сдать своих, она пытается найти самый положительный выход из ситуации и помочь всем.
Тематика и проблематика
В повести «Сотников» Василь Быков затрагивает множество важным тем, которые особенно характерны для произведений с военной тематикой: смелость, героизм, самопожертвование, верность, любовь к родине, предательство, но основой всего произведения является проблема нравственного выбора. Каждому из героев приходится принимать свое трудное решение. Сотников и Рыбак могут выбрать, кем стать: мертвым героем или живым предателем. Демчиха решает: обеспечить безопасность своей семье или попытаться помочь партизанам. Даже старосте Петру приходится выбирать (хотя это действие и происходит еще до начала повествования): отказать полицаям и подпортить и без того плохую жизнь односельчан или принять предложение, помочь окружающим, но повесить на себя ярлык предателя
В этом и заключается одна из главных нравственных проблем войны. Каждый день нужно выбирать: либо придерживаешься своих принципов и живешь плохо, а может и вообще умираешь, либо идешь на сделку с совестью ради лучших условий или сохранения жизни.
Основные проблемы в повести «Сотников» подробнее перечислены в сочинении.
Так основные темы описывал сам писатель:
Про задумку “Сотникова” В. Быков писал: “Прежде всего и главным образом меня интересовали две моральные проблемы, которые можно сформулировать так: “Что такое человек перед уничтожающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности защитить жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?”
Главная мысль
Конечно, далеко не все могут сделать выбор, который мы бы посчитали правильным, опираясь на наши нравственные ценности, но ведь у каждого они свои. Не нужно осуждать человека за его выбор, лучше смотреть за своими действиями. Именно поэтому авторская позиция Быкова практически не заметна. Он описывает ситуацию, показывает разные пути выхода из нее, и все же окончательное решение остается за каждым из нас. Но для того чтобы потом не жалеть о содеянном, необходимо расставить правильные приоритеты. Писатель на практике показывает, что сила духа гораздо важнее физической силы, поэтому человек должен развивать ее и полагаться именно на нее в сложных обстоятельствах. Выбирать можно лишь тогда, когда оба пути доступны, а малодушным людям самопожертвование не по плечу.
При этом, автор дает нам урок: нужно уметь нести ответственность за свои поступки и решения, в этом и смысл финала книги. Рыбак практически сразу же осознал, что сделал только хуже для себя, теперь ему придется страдать, даже самостоятельно закончить жизнь не представляется возможным. Это мучение теперь и становится его ответственностью за предательство. В этом и заключается основная идея произведения.
Чему учит?
Писатель заложил в книге важную мораль, а именно – превосходство моральных ценностей над земными потребностями. Все мы хотим жить, но для высоконравственных людей в этом вопросе важно не «что», а «как». Можно пресмыкаться и унижаться, вымаливая возможность существовать, но позволительно ли назвать это полноценной жизнью? Едва ли. Поэтому для них гораздо важнее, как жить. Потеряв возможность самостоятельно выбирать, Сотников отказывается и от жизни, ведь то, что предпочитает Рыбак, кажется ему не спасением, а пыткой.
Вывод из прочитанного текста можно сделать такой: важно правильно расставить приоритеты и жить по своему морально-нравственному кодексу, несмотря на возможные негативные последствия, иначе отступление от него может грозить полным разочарованием в жизни.
Поставив героев перед тяжелым выбором, автор задается вопросом: на что пойдут люди ради спасения? Он не дает конкретных ответов, так как сам Сотников перед смертью внезапно осознает, что не имеет права требовать от других такой же смелости. На месте Рыбака мог быть любой, вне зависимости от положения в армии и мировоззрения. «Он решил выжить любой ценой — в этом все дело…» — заключает он. Так можно ли судить его за это желание, будучи человеком, далеким от той среды? С другой стороны, избавление Рыбака от опасности очень сомнительное — у него нет выхода из ситуации, в которую он попал. Попытка покончить с собой срывается, скрыться тоже невозможно. Остается следовать намеченному плану до конца, что означает стать тем, с кем он все это время боролся.
Художественные особенности
Писательскому языку Быкова свойственны образность и детальность как в отношении людей, так и пейзажей, что он описывает. Происходит это благодаря использованию различных эпитетов («морозный ветер», «серый призрачный сумрак», «седую голову» и пр.), олицетворений («скользила <…> половинка месяца», «дорога выходила в поле» и пр.), сравнений («хрястнуло, будто яичная скорлупа», «лейтенант, словно коршун, бросился», «пуля, словно кнутом, хлестко стеганула» и др.) и прочих выразительных средств.
Речь героев экспрессивная, живая. Встречается множество восклицательных знаков, особенно, в отрывистых фразах немцев, произнесенных приказным тоном: «Живо!», «Молчать!», «Так! Стась, стой!». Можно увидеть просторечия и грубые слова: «Попробуй, гад!», «Ах ты погань несчастная!», которые передают эмоциональное состояние.
Критика
Советская критика положительно оценивала данную книгу, и даже европейские авторы высказывались о ней весьма позитивно.
В «Сотникове», по мнению венгерского критика Антала Вечека, автор не стал с самого начала разграничивать героев на плохих и хороших, как это делали его коллеги. Напротив, он смешал краски, показав подлинного человека с большой буквы больным и слабым, а изменника – ответственным и сильным любимцем коллектива. Так он показал неоднозначность внешних проявлений человеческой натуры.
В книге «Литература дальних дорог» Клод Прево написал, что Сотников упорно «верит в великие принципы и в человеческую нравственную силу» и гибелью своей вдохновляет людей на сопротивление нацизму. Герой даже встречается взглядом с мальчиком и улыбается ему одними глазами, чтобы передать ему свое последнее слово.
По замечанию Кати Яневой из Болгарии, Василь Быков «умеет «слушать» своих непретенциозных героев, улавливая много больше того, что они говорят, глубоко заглядывая в их психику и социальные истоки их поведения».
Но были и другие случаи, когда писатель не был понят рецензентами. К примеру, Шарлотта Шмитц заявила, что между поступками персонажей нет разницы в том смысле, что оба они пришли к поражению. Один отдал жизнь, другой – честь. Оба не были довольны результатом, да и для партизанского отряда польза от их рейда сомнительна.
На это Быков ответил жестко:
Я не знаю, каковы критерии подвига у Ш. Шмитц, но для меня Сотников — герой. Да, он не разгромил врага, но он оставался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг выглядит его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые явились свидетелями его последних минут и на чьих глазах искал свой путь к спасению жизни Рыбак.
Автор: Анатолий Фокин
Тезисы
- Какой опыт дает человеку война?
- Какие подвиги никогда не забудутся?
- Для чего нужно хранить обычаи и традиции?
- Почему важно помнить прошлое?
- Забвение есть измена.
- Какова роль исторических памятников?
- Что, по вашему мнению, не подлежит забвению?
- Память о войне: формальность или нравственный долг?
- Забвение стирает, память преображает.
- «Кто умер, но не забыт, тот бессмертен» (Лао Цзы).
- Как судьба человека связана с историей народа?
- Почему нельзя забывать историю своего народа?
- Как произведения искусства становятся бессмертными?
- К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?
- Никто не забыт, ничто не забыто.
Аргументы
М. Шолохов, «Судьба человека». Опыт войны делает людей более стойкими, но в то же время опустошает их души. Это доказывает пример из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Рассказчик встретил главного героя у переправы и сразу же заметил его тяжелый взгляд, наполненный тоской. Андрей Соколов потерял во время войны всю семью, а сам долгое время пребывал в плену. Такие раны не залечить временем. Геополитический конфликт нескольких держав отнял у него все самое дорогое, а что дал взамен? Да, герой стал более волевым и сильным, приобрел специфические военные навыки и привычки, но едва ли все это богатство стоило жертвы. Как и в мирное время, Андрей оставался человеком добрым и семейным. Поэтому он смог снова найти смысл бытия в заботе о сироте. Возможно, опыт боевых действий закалил его характер, благодаря чему он без ропота помогал стране восстановиться из руин, но главные нравственные ценности героя сформировались до войны и вопреки, а не благодаря ей. Таким образом, участие в боях дает человеку скорее негативный, чем позитивный опыт: делая бойца сильнее, она все же отнимает у него блеск в глазах, радость мирной жизни и веру в человечество.
Б. Васильев, «А зори здесь тихие». Мы не можем забыть те подвиги, которые совершили ради нас женщины и дети — те, кому на войне не место. Их жертвы больно ранят наши сердца. Именно поэтому произведение «А зори здесь тихие» стало таким известным среди современных читателей. Автор повествует о молодых девушках, которые служили зенитчицами на фронте. В армию их привели разные пути: кто-то мстил нацистам за родных, кто-то хотел принести реальную пользу обществу, а кто-то видел в боях нечто героическое и романтическое. Юные женщины случайно напали на след диверсантов и получили приказ задержать их — любой ценой. Никто из них не сомневался, стоит ли отдавать ради выполнения задания свою жизнь. Рита, Соня, Женя, Галя и Лиза пожертвовали собой, но не дали диверсантам повредить важнейшие объекты инфраструктуры. В живых остался только их командир — старшина Васков. Он и доложил руководству от подвиге отряда зенитчиц. Эту историю невозможно забыть, ведь она служит хорошим предостережением нам, потомкам героев. Нельзя допустить повторения войны, где гибнут женщины и дети.
А. Пушкин, «Цыганы». Обычаи и традиции народа помогают ему пронести через века свою самобытность и защитить свое право жить так, как хочется. Именно поэтому герои поэмы Пушкина «Цыганы» смогли противопоставить цивилизации больших городов свою бесшабашную свободу, привлекшую изгнанника Алеко. Если бы цыганский народ не охранял свои индивидуальные законы и устои от влияние чужаков, он ничем не отличался бы от других этносов и потерял главное — независимость. Люди в племени были счастливы в своей кочевой жизни наедине с природой, где не было собственности, а значит, и жадности, алчности, лицемерия и других пороков оседлости. Женщины и мужчины свободно сходились и расходились, никто не ревновал и не удерживал другого узами долга или приличий. Поэтому любовь цыган была честной и страстной. Чтобы сохранить свои мудрые обычаи, представители племени изгнали Алеко, когда он нарушил их табу, убив свою подругу и ее нового возлюбленного. Его вмешательство могло бы искоренить традиции, которые помогали цыганам жить свободно и в гармонии с собой. Именно культурная преемственность помогает этому народу сохранить самобытность до сих пор.
В. Быков, «Обелиск». Прошлое важно помнить, потому что именно оно учит представителей будущих поколений основам морали, этики и духовности. Это доказывает пример из повести Василя Быкова «Обелиск». Книга начинается с того, что на похоронах учителя Миклашевича выступает заведующий районо Ксендзов. Он отказывается упомянуть о подвиге Алеся Мороза — преподавателя, который спас юного Павла Миклашевича и стал для него примером для подражания. Молодой Ксендзов не был участником войны, поэтому так равнодушно отнесся к памяти местного героя. Отсутствие уважения к жертве Мороза ради учеников объясняется тем, что заведующий районо не помнил о трагических событиях, произошедших в оккупации. Зато о них хорошо знал ветеран Тимофей Ткачук, который публично осудил безразличие Ксендзова. Он рассказал приезжему журналисту о том, как Алесь Мороз сдался в плен ради освобождения детей, а когда оккупанты не сдержали слова, помог спастись одному из них — Павлу. Если бы такие невежественные люди, как Ксендзов, знали больше об истории родного края и слушали рассказы очевидцев, то они не оскорбляли бы памяти усопшего своими казенными речами и фальшивыми чувствами. А так герой даже похоронах говорил об успехах в образовании и совсем не горевал об кончине Миклашевича. Очевидно, что незнание уроков прошлого влечет за собой утрату нравственных ориентиров и моральных установок.
Н. Иванова, «Ярость слова». Забвение — есть измена, и это понимают многие литераторы, которых тревожит искажение истины на страницах книг, где авторы сознательно умалчивают о неприглядной стороне явления. Так, Наталья Иванова в предисловии к роману В. Астафьева «Прокляты и убиты» пишет о том, как важно было писателю передать в своем откровенном и «протестном» произведении реальное лицо войны — такое, какое он сам увидел на фронте. Он рьяно осуждал советский подход к идеализации борьбы на страницах книг. Идеологическая ложь пропитала многие творения о том страшном времени, поэтому Виктор Астафьев написал о своем опыте, изобразив неприглядные, стыдные и кровавые реалии на передовой. Он открыл глаза читателя на проблемы советской армии: он продемонстрировал безжалостное и глупое руководство, недостаток снабжения, голод и болезни солдат, несправедливые полевые расправы над мнимыми предателями, мародерство и дедовщина. Такого мы не увидим в большинстве современных фильмов о чистой и красивой войне, где были одни подвиги и удачные совпадения. «Жестокий писатель: нет для него героики (в привычном понимании) на войне, а есть полный разрыв со стереотипами и клише военной прозы» — так пишет Наталья Иванова об Астафьеве. Он считал, что приукрашивание мировой и русской трагедии способствует тому, что мы забываем о чудовищности тех испытаний и изменяем памяти своих предков, которые все это выдержали ради нас и нашего будущего. Именно Виктор Астафьев в своем произведении поставил знак равенства между забвением и изменой.
Б. Васильев, «В списках не значился». Роль исторических памятников в нашей жизни сложно переоценить. В эпилоге к знаменитому роману Васильева читатель увидит, что подвиг Николая Плужникова, последнего защитника Бреста, живет в стенах его крепости, которая стала историческим памятником тех драматических событий. Именно там сотрудники музея рассказывают посетителям про оборону этого стратегически важного участка фронта. А что было бы, если бы не было Брестской крепости в наше время? Если бы ее снесли, а на таком хорошем месте построили бы торговый комплекс или спальный район? Никто из нас не узнал бы историю Плужникова, который пожертвовал собой, задерживая врага и разрушая его стратегию «Блицкрига». Ведь в списках он не значился, никто не внес его ФИО в документацию, и его имя могло бы быть стерто из истории навсегда. Но именно памятник мужеству героя, уцелевший после войны, стал его преданным летописцем, его голосом и другом. Памятник сохранил историю о своем защитнике и теперь повествует потомкам Плужникова о его судьбе, вдохновляя их на подвиги ради Отечества, на мужество и силу духа в борьбе с судьбой.
В. Быков, «Сотников». Забвению не подлежит человеческое мужество, которое во все времена было спасительным средством в борьбе за идеалы. Например, в повести Быкова «Сотников» главный герой даже под пытками не рассказал о местоположении партизан. Автор описывает его окровавленные пальцы без ногтей, которые так ужаснули его товарища — Рыбака. Вид мучений Сотникова так напугал пленного, что он тут же переметнулся на сторону врага. Но сам Сотников, тщедушный и больной человек, учитель из сельской школы, выдержал все мучения и даже пытался спасти тех, кого взяли под стражу вместе с ним, жертвуя собой. Его казнили враги, но подвиг советского солдата навсегда останется в наших сердцах, потому что он продемонстрировал качества характера, которые всегда будут внушать людям гордость и уважение.
Л. Толстой, «Война и мир». Память о войне — это нравственный долг каждого человека. Эту точку зрения защищал и Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». В произведении мы встречаем много размышлений автора о событиях 1812 года. Он осуждает многих историков, которые возвеличивают Наполеона, ответственного за бессмысленные разрушения и жертвы, но игнорируют подвиг Кутузова, который пожертвовал своим положением при дворе, чтобы остановить напрасное кровопролитие и капитуляцию всей армии. Именно русский фельдмаршал своими стратегическими отступлениями и промедлениями загнал Наполеона в тупик и спас Родину, и, что важнее, сберег жизни простых солдат, сдерживая честолюбие своих подчиненных и самого императора Александра. Писатель настаивает на том, что поведение военачальников нуждается в нравственной оценке потомков. Извлечь из войны уроки — это наш моральный долг по отношению к людям, которые пострадали от недостатка этой мудрости в прошлом. Теперь мы знаем, что в войне нужно искать не социальные лифты, а возможность поскорее освободить от нее свои земли. Помня об этом, мы не повторим ошибок Наполеона и не ввергнем мир в пучину кровопролития. Именно поэтому память об исторических катаклизмов является нравственным долгом.
М. Булгаков, «Белая гвардия». Забвение стирает истину, а память дает нам возможность проанализировать ее и обнаружить собственные заблуждения. Так, в романе «Белая гвардия» пожилой инженер по кличке «Василиса» признается собеседнику, что при царе выступал за революционные изменения и симпатизировал партии кадетов. Тогда ему казалось, что в стране живется плохо, что она нуждается в встряске и новых политических силах. Однако после событий 1917 года и начала Гражданской войны герой раскаялся в своих иллюзиях и не раз. По-настоящему «плохо» стало после свержения монархии, когда власть над Киевом стала переходить из рук в руки. Бандиты из деревень наводили страх на благополучных горожан. Вся их гражданская позиция сводилась к мести и грабежу. Сам инженер, добившийся богатства честным трудом и экономией, стал жертвой ограбления и дискриминации: теперь он стал буржуем и врагом пролетариата. Деревенские жители забыли о том, что при царе далеко не все были помещиками и чиновниками, их забвение стерло истину и ввело их в заблуждение. А память интеллигентов вроде «Василисы» преобразила прошлое в их глазах: они смогли разглядеть в нем положительные стороны, которых раньше не замечали, и сделать выводы на будущее. Именно поэтому необходимо помнить историю своей страны и учиться извлекать из нее мудрость, пока не стало поздно.
А. Пушкин, «Капитанская дочка». Если человеку смерть уже не грозит, он может претендовать на бессмертие, если память о нем переживет его самого. Например, герой романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» был казнен уже несколько веков назад. Даже сам автор не застал Емельяна Пугачева в живых, зато внимательно изучил все документальные свидетельства о его личности, коих набралось немало, потому что народ помнил своего вожака даже после его смерти. Емельян был беглым казаком. Его не устраивало то положение, в котором оказался простой люд: именно при Екатерине Второй процесс закрепощения крестьян закончился, и большинство людей стали имуществом богачей. Голодные бунты целых деревень привели к тому, что крестьяне готовы были идти за кем-угодно, лишь бы добиться справедливости. Этим кем-то оказался мнимый царь Петр, которого сыграл Пугачев. Умный и жестокий лидер не стал правителем, зато показал царице силу народного гнева и необходимость перемен. Мятежника казнили после его поражения, но народ помнил о нем и втайне одобрял своего героя. Вот почему автор книги, дворянин, изобразил бунтовщика как незаурядного человека, обладающего многими достоинствами. Емельян Пугачев погиб мучеником и борцом за народные права, и благодарностью людей стало его бессмертие во многих произведениях литературы, спектаклях и фильмах.
А. Солженицын, «Матренин двор». История народа влияет на судьбу человека, ведь глобальные события, происходящие в стране, всегда определяют вектор развития общества и формируют условия его жизни. Так, в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» героиня живет в отдаленной деревне и никак не участвует в политической жизни государства. До их глухого сельца вообще с трудом доходят последние новости. Однако ее судьба стала отражением войн и революций в России 20 века. Во-первых, бедственное материальное положение жителей было связано с послевоенной и послереволюционной разрухой в стране. Нищета вынуждала их заключать браки с работниками, а не с людьми, чтобы семья могла хоть как-то выжить. Именно поэтому Матрену склонили к браку с нелюбимым ею младшим братом ее жениха. Семье Фаддея было все равно, возникнет ли согласие между супругами, они нуждались в рабочих руках девушки, а в счастье молодых. Во-вторых, Матрена вышла бы замуж по любви, если бы ее жениха не призвали на фронт. Там он пропал без вести, и это подтолкнуло его родителей к решению о браке героини и их младшего сына. Таким образом, история России определила судьбу деревенской девушки Матрены: она потеряла любимого мужчину, всех родных детей (ведь медицины в деревне тоже не было), жила бедно, хоть и трудилась за двоих. Даже с расчетом пенсии ее обманули, не засчитав трудодни. В этом тоже виновата сложившаяся система учета, ставшая следствием пролетарской диктатуры.
Дж. Оруэлл, «1984». Почему нельзя забывать историю своего народа? Причина в том, что отсутствие уроков прошлого позволит нам ошибаться вновь и вновь, наступая на одни и те же грабли. Это доказал Джордж Оруэлл в романе «1984». Главный герой работал в министерстве Правды и занимался тем, что переписывал вчерашние новости. Так правительство вводило народ в заблуждение, постоянно подтасовывая исторические факты, чтобы люди не распознали ложь. В вечной войне, как в театральном представлении, страны менялись ролями, становясь друг для друга то союзниками, то врагами, но лишь на газетных полосах. На самом деле растянутые бои служили оправданием диктатуры и нищеты. Под страхом кровопролития и уничтожения граждане становились покорными рабами. Угроза захвата развязывала Большому Брату руки: он мог объяснить любой произвол властей законами военного времени. Не зная своей истории, герои были лишены возможности ее проанализировать и раскусить обман властей. Они все стали заложниками тирана. Таковы последствия невежества народа: Иванами, не помнящими родства, легко манипулировать.
А. Куприн, «Гранатовый браслет». Как произведения искусства становятся бессмертными? Настоящие шедевры находят отклик в сердце людей из новых поколений и никогда не устаревают. Например, в повести «Гранатовый браслет» герой в своем прощальном письме просит любимую женщину послушать сонату Бетховена. Эта музыка передавала все его невыразимые чувства, хоть и была написана несколько столетий назад. Вера выполнила его просьбу и погрузилась в мелодию, которая убедила ее в том, что Георгий простил ее отказ и упокоился с миром. Красивая музыка смогла стать посредником между мертвым и живым человеком, между любовью и раскаянием. Гениальная композиция осталась в памяти людей именно поэтому: все новые слушатели находили в ней отражение своих переживаний. Бессмертие приходит к таланту, потому что он вызывает отклик снова и снова.
С. Алексиевич, «У войны не женское лицо». К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне? Отсутсвие воспоминаний о тех страшных событиях, прежде всего, обрекает ветеранов на нищету и преждевременную смерть, ведь незнание истории делает нас неблагодарными людьми с черствыми сердцами. Об этом писала Светлана Алексиевич, лауреат Нобелевской премии. Она потратила несколько лет на сбор информации о жертвах и ветеранах Великой Отечественной войны. В ее книге описываются судьбы «маленьких людей», чьи жизни были растоптаны сапогами оккупантов. Но даже сегодня, когда бои давно прошли, проблемы у этих героев остались. «Я знаю несколько примеров, когда герои и мученики той войны живут в бараках, которые давно пора было снести» — утверждает автор. Она связывает это безразличие властей к ветеранам с недостаткам памяти. О войне много говорят, но эти слова пусты и ничего не выражают, ведь реальных действий за ними нет. Утрата памяти о Великой Отечественной войне оборачивается чудовищной неблагодарностью по отношению к тем, кто добился для нас мирного неба над головой. Такая несправедливость демотивирует новые поколения, которые при таком отношении уже не пойдут на подвиг ради Отечества.
Р. Рождественский, «Реквием». «Никто не забыт, ничто не забыто» — эти слова означают наше отношение к подвигу ветеранов Великой Отечественной войны. Смысл этих слов лучше всего демонстрирует поэма Роберта Рождественского «Реквием». В ней автор передает свой страстный призыв к потомкам: «Мечту пронесите через года и жизнью наполните!.. Но о тех, кто уже не придет — никогда,— заклинаю,— помните!». В произведении война показана с разных ракурсов: мы слышим голоса матери бойца, самих воинов, живых и мертвых, их благодарных потомков. Каждое чувство, каждое слово очевидцев и участников тех событий поэт воспел, но не для них, а для нас. «Это нужно живым» — отмечает он, описывая подвиги неизвестных солдат, которые остаются близкими и родными для нас, потому что именно они защитили наше будущее. Не ради славы сражались они, им не нужно наше преклонение. Но ради счастливого будущего без войны каждый из нас должен помнить об их самоотречении, смелости и патриотизме. Мы не забываем ни одного бойца, ни одного боя, чтобы эта трагедия больше никогда не повторилась.
(707 слов) Свою знаменитую повесть «Сотников» белорусский писатель Василь Быков назвал по фамилии одного из главных персонажей. Это произведение было знаковым в судьбе писателя. Читательской аудитории становится непонятно, почему автор дал такой заголовок своему творению, так как изначально в книге Быков акцентирует внимание на другом персонаже Рыбаке, характеризуя его с положительной стороны, четко подчеркивая все его достоинства. Рыбак не оставляет больного и раненого Сотникова, когда они наткнулись на полицаев, отстреливаясь, он помогает ему скрыться от них. Кажется, что он силен, отважен, надежен.
Сотников же, его антипод по внешнему виду, и, несмотря на то, что именно он является героем положительным в итоге, во многом ему проигрывает: он болен, слаб физически, вызвавшись пойти с Рыбаком по деревням в поисках продовольствия, Сотников даже порой мешает ему, становится обузой. Рыбак несет на себе овцу. При движении по полю, вдоль дороги Сотников отстает от Рыбака, к тому же его мучает сильный частый кашель.
Прочитывая повесть страницу за страницей, читатель узнает о героях все больше. И только финал текста неожиданно раскрывает то, что задумал и хотел показать Быков в своем произведении. Такое композиционное построение позволяет автору наиболее глубоко и полно поднять и раскрыть такие злободневные и актуальные проблемы тех лет, как страх смерти, жестокость, измена, предательство и иные насущные вопросы, волнующие людей до сих пор. Остановимся поподробнее на каждой из них.
Измена или предательство – самая главная проблема, рассматриваемая автором в произведении «Сотников». Склонность к предательству проявляется в поступке Рыбака именно в том эпизоде, где Сотникова ранят. Сначала инстинкт самосохранения побуждает его бежать, но герой пересиливает свой страх и возвращается за товарищем. Именно здесь автор показывает настоящую сущность Рыбака, что он лучше предаст, чем погибнет. Он страшился одной мысли о смерти и в финале стал предателем. Основная причина измены Рыбака – это себялюбие, эгоизм, панический страх смерти. До последнего он надеялся, что ему удастся бежать, но этого не случилось. И он изменил своим моральным и нравственным принципам, даже участвовал в казни Сотникова, боясь за свою жизнь.
Быков также затрагивает интересный для всех вопрос – боязнь или страх смерти, физической гибели. Каждый из героев по-разному ведет себя перед казнью. Демчиха, молит о пощаде, громко, неистово рыдает, кричит, что не может своих детишек без пригляда, пытается вызвать у палачей жалость и человечность. Рыбак старается найти способ остаться в живых и в итоге находит. Избитый и измученный до полусмерти Сотников перед неизбежным не показывает своих чувств, он переживает скрытно, держась стойко и на своем. Он верен своим принципам и совести.
Одной из нравственных проблем в произведении становится проблема совести. Сотников остается верен себе и идет до конца, предпочтя измене жестокую казнь. Рыбак же выбирает предательство – позорную жизнь, и только совесть не дает ему покоя, настолько, что он даже пытается совершить самоубийство.
И здесь возникает также еще одна проблема – это сложность нравственного выбора. Эта проблема может возникнуть в жизни любого человека, а в условиях военного времени касается каждого. Люди находятся в опасной ситуации, и смерть может в любой момент вырвать человека из рядов живых. Не все могут сражаться за идею до последнего вздоха и идти до конца. И люди, не побывавшие на войне, не вправе судить тех, кто стал при таких обстоятельствах изменником. Ведь совершенно неизвестно, как бы повели себя они, оказавшись в аналогичной ситуации.
Проблема ценности жизни человека на войне также является одной из основных в повести. В военных условиях человеческая жизнь обесценивается. Никто за нее не несет ответственность. Погибли и были замучены миллионы людей. Поэтому мирным людям о поступках главных персонажей тоже судить сложно. И автор лишь показывает читателям, как ведут себя персонажи в экстремальной ситуации: их поступки, эмоции, чувства, намерения, как они реагируют на происходящее с ними.
При характеристике образов главных персонажей автор обращает внимание на еще одну проблему это несоответствие характера внешности, то есть обманчивость. Несмотря на физическую слабость и болезнь, учитель Сотников до конца верен своим убеждениям. Он обладает несгибаемой силой духа и стойкостью. Хотя по внешнему виду этого не скажешь. В отряде партизан товарищи больше были уверенны в Рыбаке – сильном, крепком деревенском парне. Но он не оправдал их доверия, став предателем.
Быков на многое обращает внимание читателей. Поместив своих персонажей в одинаковые опасные, экстремальные условия, писатель поднимает многие актуальные общественные проблемы, а также раскрывает причины тех или иных поступков, действий героев, подмечает их положительные и отрицательные качества, добродетели, достоинства, пороки, недостатки. Он предоставляет читателю самому судить персонажей. А сделать это объективно и справедливо оказывается совсем нелегко.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!