Васнецов иван царевич на сером волке какой эпизод из сказки

Рассмотрите картину Виктора Михайловича Васнецова «Иван — царевич на Сером Волке» (см. цветную вклейку, с. 4). Эта картина написана по сюжету русской народной сказки. О чём эта сказка? Какой эпизод запечатлел художник на картине? Как В. М. Васнецову удалось передать стремительный бег Серого Волка? Что чувствуют герои этой картины? Опишите их одежду, используя устаревшие слова парча, голевой, кафтан, кушак, сафьяновый, скатный (жемчуг), червлёный, яхонты. По толковому словарику учебника определите лексическое значение этих слов. Произнесите эти слова правильно.

reshalka.com

Русский язык 5 класс Разумовская. Упражнение №336

Решение

Перед нами картина В.М.Васнецова «Иван — царевич на Сером Волке». Эта картина написана по сюжету русской народной сказки «Иван — царевич и Серый Волк». Эта сказка о младшем сыне царя Берендея, который отправился на поиски таинственной Жар−птицы для отца со своим верным другом и помощником Серым Волком.
На картине художник запечатлел эпизод, когда Иван−царевич мчится с Еленой Прекрасной на Сером волке В.М.Васнецову удалось замечательно передать стремительный бег Серого Волка, изобразив развивающиеся на ветру волосы Елены Прекрасной, прижатые уши Серого Волка, запечатлённого в прыжке, и лес, уступающий дорогу героям.
Герои облачены в богатые одежды. Иван−царевич одет в червлённый голевой кафтан, подпоясанный зелёным кушаком. На голове Елены Прекрасной надета парчовая шапочка, расшитая скатным жемчугом, на ногах − сафьяновые сапожки, украшенные яхонтами.
Парча − устар. плотная узорчатая шёлковая ткань, вытканная золотыми и серебряными нитями.
Голевой − устар. вытканный золотыми нитями.
Кафтан − устар. старинная мужская верхняя долгополая одежда.
Кушак − устар. пояс из куска ткани или связанный из шнура.
Сафьяновый − устар. сделанный из сафьяна, то есть из кожи высокого качества (обычно из шкур коз и овец).
Скатный − устар. крупный, круглый, ровный (о жемчуге, бисера).
Червлёный − устар, красный, багряный, ярко−красный.
Яхонт − устар. старинное название драгоценных камней − рубина и сапфира.

5 сочинений по картине Васнецова "Серый волк и Иван царевич" - 4 класс

­­Пример сочинения 1

Перед нами картина В. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». На ней мы видим царевича, держащего на руках свою возлюбленную. Вместе они несутся на Сером Волке сквозь густой лес прочь от сердитого царя. Лес темный и дремучий. Царевич облачен в очень красивый кафтан. На голове у него шапка, а на ногах – бордовые сапоги. Иван-царевич не забыл взять с собой меч, ведь за ними может начаться погоня. Он очень серьезен и задумчив. 

На руках у царевича сидит русская красавица. Она облачена в прекрасное голубое платье, ее волосы развиваются от скорости. Девушка доверяет своему спасителю. В знак этого она положила ему голову на грудь. Серый Волк быстро мчится. Он изображен во время движения. Картина очень динамичная. Она выполнена на контрастах.  Темными красками написан лес, а яркими цветами – главные персонажи. Благодаря этому контрасту мы видим, что Иван-царевич, его красавица и Серый Волк – положительные герои.


Пример сочинения 2

Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была написана В. М. Васнецовым в 1889 году. Двое молодых людей убегают на сером волке от гневного царя. У Елены Прекрасной, томный, потерянный вид, а взгляд Ивана передает его осторожность и беспокойство, он бережно держит Елену Прекрасную, с заботой и трепетом.

Елена одета  в красивую  шапочку из золота, сама она в голубеньком платье, обшитым ажурным материалом золотистого  цвета, подходящим под цвет каблучков, ее красивые локоны развиваются на  ветру, но ее взгляд говорит нам о том, что она будто ей все равно где она находится, ее лицо не показывает нам никаких эмоций.

Иван-царевич одет в золотую, блестящую рубаху, на нем пояс с кинжалом, для того чтобы вступить в бой в случае опасности, на голове Ивана мы видим красную шапочку, обшитую стразами. По выражению его лица мы можем понять, что он готов пуститься в сражение. Они скачут на волке с высунутым  языком, его мощные лапы оторваны от земли, потому что они перепрыгивают через болотную местность. На заднем фоне мы видим древний лес, деревья заросли мхом и коряги путаются под ногами, он навевает нам чувство.

Картина написана в контрасте: задний план изображен мрачными оттенками, а главные герои светлыми, художник хочет передать нам противостояние добра и зла. Эта картина мне понравилась тем, что она переносит нас в сказку, а также мне очень нравятся наряды главных персонажей.

Пример сочинения — с планом

Примерный план сочинения:
1. Фантастика в сказочном мире
2. Картина и сюжет народной сказки
3. Описание Ивана Царевича и Елены Прекрасной
4. Контраст: дремучий лес и цветы яблони
5. Волк как воплощение дружеской помощи
6.

Чем мне понравилась картина


Сказка отличается от реальной жизни наличием фантастических элементов. Например, на картине Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» изображен огромный хищный зверь, который помогает людям спастись. Когда я увидел полотно, сразу вспомнил соответствующий эпизод из русской народной сказки.

Это момент побега Ивана Царевича от воинов царя Касыма. Главный герой похитил его дочь, Елену Прекрасную. И сначала хотел обменять ее на златогривого коня. Молодые люди одеты роскошно, как истинные представители царского рода.

Красная шапка Царевича оторочена мехом. На нем мы видим золотистый кафтан, варежки, сапоги ручной работы. За спиной главного персонажа – меч, как символ готовности защитить девушку. Иван крепко обнял Елену, которая покорно прижалась к нему. Он опасается погони, озирается назад.

Нежно-голубой наряд красавицы гармонирует с одеждой юноши. Он дополнен золотистыми вставками. Роскошные рыжие волосы развеваются на ветру. Они украшены шапочкой, расшитой драгоценностями. Драгоценные камни обвивают руку девушки в виде браслета. Изящные золотые сапожки дополняют образ.

Пара выделяется ярким пятном на фоне дремучего леса. В нем ощущается страх и тревога беглецов. Огромные темно-коричневые, почти черные стволы старых деревьев неравномерно покрыты мхом. Их ветви без зелени похожи на сухие руки Кощея или другого сказочного злодея. Слева опустилась вниз сломанная ветвь ели.

Вверху, между кронами, еле-еле просматривается серый, неприглядный кусочек неба. Солнечные лучи не пробиваются сквозь туманный небосвод. Волк мчится по болотистой местности. Он практически не касается лапами земли. Огромный зверь изображен не в серых, а в светло и темно-коричневых тонах. Его уши прижаты, язык вывалился наружу. Видно, что волк преодолел долгий путь и устал. Он поразил меня искренним, человеческим взглядом верного и преданного друга.

На правой части полотна изображены ярко-розовые цветы дикой яблони. Они выделятся на сухом стволе рухнувшего дерева. Контрастная красота цветущего растения напоминает о начале сказочного сюжета. Ведь приключения Царевича начались с яблони с золотыми яблочками, которая росла в саду его отца. Возможно, она символизирует скорую победу добра над злом.

Эта сюжетная картина понравилась мне тем, что можно вживую «увидеть» и героев сказки, и один из главных моментов повествования. Художник передает атмосферу настоящей погони. Быстрый и стремительный Волк вызывает восхищение и уважения. На мгновение у меня создалось впечатление, что я попал в сказку.

Пример сочинения 4

Сочинение по картине «Иван-царевич на сером волке» предполагает рассмотрение переднего и заднего фонов изображения, а также использованную цветовую гамму.

Передний фон

На переднем фоне картины Васнецова изображены персонажи сказки: Иван-царевич с Еленой Прекрасной, а также Серый Волк. Герои изображены в движении, Волк на своей спине уносит из леса возлюбленных. Он находится в прыжке, пытаясь преодолеть болото, которое оказалось на его пути. Серый Волк не жалеет собственных сил для того, чтобы помочь Ивану-царевичу и Елене Прекрасной.

Иван-царевич обнимает Елену Прекрасную, оглядываясь по сторонам. Выражение лица Ивана-царевича отличается своей серьезностью, он готов сразиться с любой возникшей на его пути опасностью. Серьезное выражение лица Ивана-царевича говорит о том, что он готов ценой собственной жизни бороться за Елену Прекрасную. За спиной Ивана-царевича находится меч, который говорит о том, что ситуация, в которую попали герои, действительно опасная.

Елена Прекрасная сидит в объятиях Ивана-царевича, она положила свою печальную голову на плечо возлюбленного. Это говорит о том, что Елена Прекрасная полностью доверяет Ивану-царевичу и уверена в его покровительстве. Девушка знает, что Иван-царевич защитит ее от врагов.

Задний фон

Сказочные персонажи на картине Васнецова изображены на фоне пейзажа. Это темный и непроходимый лес, из которого Ивану-царевичу, Елене Прекрасной с помощью Серого Волка приходится выбираться. Высокие деревья с длинными корявыми ветками и болото передают настроение ужаса и страха.

Но на картине изображены также цветущие растения, которые предрекают благоприятный для персонажей исход погони. На это же указывает небо, которое проглядывает сквозь ветви.

Цветовая гамма

Лес написан с помощью темных и даже черных красок, что говорит об опасности и страхе. Однако и на заднем фоне картины можно увидеть теплые оттенки: оранжево-голубое небо и светлые яблоневые цветы, которые указывают на то, что персонажам удастся выбраться из темного леса.

На темном фоне изображены Иван-царевич, Елена Прекрасная и Серый Волк. Васнецов использует прием контраста неслучайно: это необходимо для того, чтобы показать борьбу темных и светлых сил. Иван-царевич изображен с помощью золотистого, оранжевого, коричневого, белого и голубоватого оттенков. Елена Прекрасная наряжена в фиолетово-голубое платье, обшитое золотистыми вставками. Серый Волк изображен с помощью светло-коричневых красок.


Пример сочинения 5

Автором картины является знаменитый русский художник Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Один из самых известных художников нашей страны создал немало замечательных картин. Наиболее всего известны его работы исторического, фольклорного и сказочного жанров. Одной из таких картин является и потрясающая работа «Иван-царевич на Сером волке».

Сюжет картины основан на русской народной сказке «Иван-царевич и Серый волк» или «Жар-птица». Сказка хорошо известна многим из нас с раннего детства. Здесь изображён сюжет, когда Иван-царевич, который был послан царём за Жар-птицей, воровавшей золотые яблоки из царского сада, повстречал на своём пути верного помощника и друга — Серого волка. Вместе они не только нашли Жар-птицу, но и выкрали Елену Прекрасную. На картине Виктор Васнецов изобразил момент, когда Иван-царевич и Василиса Прекрасная верхом на Сером волке спасаются от погони.

Самым главным и ярким элементом на картине является центральная часть, где изображены люди и волк. Царевич в богатых одеждах обнимает свою возлюбленную, настороженно смотрит в сторону. Елена Прекрасная сложила безвольно руки на коленях и опустила голову на плечо Ивану. От погони со всей прыти их несёт волк, который ловко перескакивает преграды.

Под ногами у спасающейся троицы болото с цветущими кувшинками. По всему видно, что место нехоженое, и тропу в такой глухой местности сможет найти только дикий волк. На каждом шагу здесь поджидает опасность, и человек без помощи зверя вряд ли сможет отсюда выбраться.

Позади троицы мы можем увидеть дремучий лес. Тёмные стволы без листвы подтверждают, что лес является гиблым, очень опасным. Его окутал туман, который придаёт лесу на болотах загадочности. В любой момент может случиться что-то страшное.

В правой части картины мы неожиданно обнаруживаем цветущую яблоню. Это определённый символ от Виктора Васнецова, который таким образом рассказал зрителю, что всё закончится хорошо, опасность отступит и влюблённые будут счастливы.

Картина вызывает удивительно тёплые чувства. Даже то, что на картине представлен опасный и напряжённый момент, не пугает. В первую очередь она является сказочной, рассказывает о героизме, дружбе и любви. Искренне переживаешь за героев картины, хочется пожелать им выбраться из леса и зажить счастливой жизнью, хоть и знаешь, что по сюжету сказки всё именно так и произойдёт.

На каждом шагу здесь поджидает опасность, и человек без помощи зверя вряд ли сможет отсюда выбраться.

Позади троицы мы можем увидеть дремучий лес. Тёмные стволы без листвы подтверждают, что лес является гиблым, очень опасным. Его окутал туман, который придаёт лесу на болотах загадочности. В любой момент может случиться что-то страшное.

В правой части картины мы неожиданно обнаруживаем цветущую яблоню. Это определённый символ от Виктора Васнецова, который таким образом рассказал зрителю, что всё закончится хорошо, опасность отступит и влюблённые будут счастливы.

Картина вызывает удивительно тёплые чувства. Даже то, что на картине представлен опасный и напряжённый момент, не пугает. В первую очередь она является сказочной, рассказывает о героизме, дружбе и любви. Искренне переживаешь за героев картины, хочется пожелать им выбраться из леса и зажить счастливой жизнью, хоть и знаешь, что по сюжету сказки всё именно так и произойдёт.

Краткая биография В.М. Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов родился в 3 [15] мая 1848 года в Вятской губернии (ныне Киров) в семье священника. Учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. С согласия отца покинул семинарию до её окончания и отправился в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Императорскую Академию художеств. Васнецов выезжал за границу после окончания Академии, однако выставлять свои работы начал с 1869 года. Участвовал в экспозициях передвижников и был участником мамонтовского кружка (объедение русской интеллигенции, основанное в Риме, но получившее развитие в усадьбе мецената С.И. Мамонтова в Абрамцево).

Васнецов был членом Академии художеств, имел множество наград и привилегий, принимал участие в создании Общества возрождения художественной Руси (организация, знакомящая русский народ со своим коренным древним творчеством).

Наиболее известен Васнецов своими картинами былинно-исторической тематики: «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Витязь на распутье» (1882), «Богатыри» (1881–1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).

Одна из любимейших народом картин — «Иван-царевич на Сером Волке» (1889). Сказка, всем знакомая с детства, буквально оживает на полотне Васнецова.

История создания картины В.Васнецова «Иван-царевич и Серый Волк»

Все художники по-разному готовятся к созданию своих творений. Одни долго вынашивают в голове идею, намечают план, готовят сотни эскизов — и только затем приступают к работе. Другие же действуют под влиянием чувств, интуитивно. Картина «Иван-царевич и Серый Волк» была написана согласно второму варианту.

В 1889 году Васнецов был поглощён работой во Владимирском соборе в Киеве (роспись собора заняла у художника десять лет!). Внезапно родилась идея картины, основанной на русской народной сказке про Ивана-царевича и Серого Волка. Для написания этой картины пришлось на время приостановить работу в киевском соборе — и, как результат, теперь весь мир может наслаждаться прекрасным полотном, воплощающим в себе все искренние человеческие чувства и русскую народную культуру.

Изобразительное искусство. 6 класс. Рабочая тетрадь

Изобразительное искусство. 6 класс. Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь входит в комплекс учебников «Искусство. Изобразительное искусство» для 5–9 классов, разработанных в системе научно-педагогической школы академика В. С. Кузина на базе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечивающих преемственность обучения изобразительному искусству в начальной и основной школе. Специальными знаками отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию и др.) и личностных качеств учеников.

Купить

Герои-беглецы

Центральные персонажи народной сказки Иван-царевич, Елена Прекрасная и Серый Волк изображены на полотне рукой мастера. Трое героев спасаются от погони, мчась на встречу судьбе через непролазный и дремучий лес.

Иван-царевич крепко обнимает Елену Прекрасную и с тревогой следит, не догоняют ли их преследователи. Его наряд ярко свидетельствует о высоком положении юноши — дорогой кафтан, красная шапка, отороченная мехом, чёрные перчатки с узором и красные сапоги с рисунком. За спиной у Царевича виден меч в ножнах — доказательство того, что молодой человек будет до последней капли крови биться за своё счастье.

В объятиях Ивана-царевича на Сером Волке едет Елена Прекрасная. Выражение лица её печально и сосредоточенно. Она опасается за свою жизнь и жизнь любимого, боится, что не удастся им убежать от своих врагов. Её руки спокойно ( и даже безвольно) лежат на коленях, демонстрируя полную отдачу своей судьбы во власть Ивана-Царевича. Она доверяет юноше, но сердце её ещё не спокойно, ведь погоня совсем рядом.

Длинные волосы Елены Прекрасной волнами ниспадают ей на плечи и развеваются по ветру от быстрой скачки. На девушке прелестное платье небесного цвета с отделкой золотом. На ножках Елены красуются золотые сапожки, а на голове — богатая шапочка с драгоценными каменьями. Нитка жемчуга украшает шею беглянки. «Моделью» образа Елены Прекрасной стала племянница художника — Наталья Мамонтова.

Главный помощник влюблённой пары изображён уставшим, но отчаянно борющимся за счастье молодых. Серый Волк бежит с колоссальной скоростью, спасаясь от погони — мощные лапы напряжены, видны все сухожилия и мускулы. Уши прижаты к голове, а язык вываливается из пасти — зверю нелегко нести на себе беглецов и стремительно нестись вперёд.

Читайте ещё:

  • Введение в учебное пространство изобразительного искусства
  • Авангардизм и коммунизм: что их сблизило и разобщило?
  • Русский авангард: с чего все началось?
  • 5 литераторов, которые были ещё и художниками

Роль пейзажа в картине «Иван-царевич на Сером Волке»

Вся природа на картине отражает опасное положение героев, страх за будущее, тревожность от происходящего и испытания, выпавшего на их долю.

Под лапами Волка пролегает болото, по бокам — вековые деревья, покрытые мхом, ель и нехоженая тропка. Кажется, что сгинут сказочные герои в этой непроглядной тьме, заплутает Серый Волк и настигнет беглецов погоня.

Но есть в пейзаже на картине и светлые стороны, доказывающие, что всё у молодых будет хорошо. Дерево в цвету и болотные кувшинки символизируют надежду, новую жизнь, счастье и любовь. Яблоня, с чьих плодов и началась история героев, своими бархатно-воздушными цветками чудесным образом «перекликается» с одеянием Елены Прекрасной, добавляя нежность картине. Благодаря сочетанию дремучего леса и цветущего дерева, могучего волка и маленьких водяных лилий, суровой тревоги Ивана-царевича и спокойной нежности Елены Прекрасной полотно словно светится изнутри, обладает истинным волшебством и дарует веру в чудо.

«Путь к свету»

Мастерство Виктора Васнецова заставляет героев картины оживать перед нашими взглядами. Беглецы запечатлены в момент движения, «выхвачены» из стремительного бега. Кажется, ещё немного — и Серый Волк выпрыгнет с полотна и убежит, продолжая нести молодых людей.

В картину «Иван-царевич на Сером Волке» необходимо всматриваться, любоваться. Это не просто изображение любимых героев,знакомых с детства, а настоящая песнь русским сказаниям и былинам, отражение борьбы добра со злом и тернистый путь к счастливому будущему. Известное полотно Виктора Васнецова выставляется в Государственной Третьяковской галерее. В любой момент можно посетить картинную галерею и насладиться этой картиной и другими творениями гениального художника.

#ADVERTISING_INSERT#

«Иван-царевич на Сером волке» — известная картина, написанная Виктором Михайловичем Васнецовым (Viktor Mikhaylovich Vasnetsov) в 1889 году. В центре композиции изображена группа сказочных персонажей. Иван-царевич восседает на бегущем во весь опор Сером волке, нежно придерживает Елену Прекрасную. Справа от героев на холсте раскинулась цветущая яблоня. Слева и сзади их окружает дремучий лес, с вековыми стволами поросших мхом деревьев без листвы. Под ногами — непроходимое болото с мерцающими белыми кувшинками. Таинственное, напряжённое произведение передаёт динамизм ситуации, погружает зрителя в сказочный мир, где на одно мгновение соединились добро и зло, тревога и красота.

Виктор Васнецов. Картина «Иван-царевич на Сером волке», 1889

  • Название картины: «Иван-царевич на Сером волке».
  • Автор: Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926).
  • Год написания: 1889 г.
  • Размеры: 249 x 187 см.
  • Стиль: Романтизм. Символизм.
  • Жанр: Мифологическая сцена, сказочно-былинный жанр.
  • Техника: Масляная живопись.
  • Материал: Холст.
  • Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Виктор Михайлович Васнецов — великий русский художник конца XIX — начала XX века, основоположник нового стиля в живописи, сумевший разгадать и выразить тайну русской души. Родившись и прожив почти 20 лет в северной русской деревне, в нём рано сформировалось фольклорное мировоззрение, любовь к поэзии русской эпической культуры. Спустя годы творчества и плодотворной работы мастер возвращается к детским устремлениям, заимствует методы и приёмы из национального народного искусства. Его яркие произведения наполняются самобытным русским духом, относят зрителя к «преданьям старины глубокой», к тем далёким временам, которые остались в памяти народа в легендах, сказаниях, песнях, былинах.

Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» основана на сюжете русской сказки о приключениях младшего царского сына и его верного спутника — волшебного зверя. Несмотря на гнетущий тёмный пейзаж, в ней, как и в других мифологических и былинных работах, художник сумел передать представления о красоте и счастье, показать возвышенность народной фантазии, а также представил великолепное мастерство пейзажиста и портретиста.

Лица главных героев детализированы, отражают противоречивые эмоции тревоги и смирения. Иван, ожидая погони, беспокойно оглядывается в дремучую даль. Похищенная красавица, наоборот, покорилась судьбе. Прижавшись к царевичу, она не поднимает глаз, напуганная жуткой чащей и происходящими событиями. Серый волк — яркий и загадочный персонаж. Будучи оборотнем по сюжету, он предстаёт не кровожадным зверем, а волшебной силой, с которой связаны чаяния русских людей. Образ наполнен отвагой, преданностью, самопожертвованием.

Картина не создаёт впечатления статичности. Герои будто летят в воздухе над лесным болотом. Очевидно, что художник выразил движение вытянутыми вперёд лапами волка в прыжке, плотно прижатыми к голове ушами. Усиливает динамизм сцены особый приём мастера — диагональная ветка, скашивающая правую часть изображения.

Используя символический язык, мастер подчёркивает мифологический жанр сюжета прописанной до мелочей одеждой персонажей. Золотой кафтан царевича и нежно-голубое платье Елены по славянским преданиям символизируют чудеса и магию. Шерсть волка на картине приобретает золотисто-коричневые оттенки, схожие с одеянием Ивана, которому он служит.

Героев окружает мрачная атмосфера зловещего леса. Огромные стволы деревьев напоминают фантастических великанов. Но сквозь густые скрученные ветки пробивается слабый свет. А на яблоне распустились нежные белые цветы, которые являются символом всепобеждающей любви и знаком счастливого исхода.

Картина «Иван-царевич на Сером волке» — одно из лучших мифологических произведений Виктора Васнецова, ставшее достоянием русского и мирового изобразительного искусства. Погружая зрителя в сказку, мастер создал нечто большее, чем книжную иллюстрацию. Его творение запечатлелось вне времени, повлияло на развитие модернизма и символизма в русской живописи, открыло новые перспективы для художников.

  • Вакансии лесная сказка липецк
  • Ваза не фарфоровая как пишется
  • Ваверка піша сачыненне рассказ 4 класс
  • В я пропп русские народные сказки афанасьева
  • В этой сказке впервые был описан бригадный подряд поле чудес ответ