Важнейшая задача цивилизации научить человека мыслить сочинение

Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить (Томас Эдисон)

В данном высказывании знаменитый американский инженер, изобретатель и предприниматель рассуждает об огромном влиянии мыслительной деятельности на прогрессивное развитие общества. Томас Эдисон уверен в том, что для каждого человека крайне важно научиться продуктивно думать, анализировать и рассуждать. Эти умения благотворно отразятся и на развитии цивилизации в целом.

Я полностью согласен с этим утверждением великого изобретателя. Действительно, человеку необходимо развивать именно эти умения – если, конечно, он хочет прогрессировать, а не деградировать. А прогресс цивилизации двигают вперёд именно такие люди.

Томас Эдисон

Рассмотрим теоретические аспекты данной цитаты. Мышлением называется способность человека анализировать, рассуждать и делать разумные умозаключения. Характерная черта данного процесса – это решение поставленных задач при помощи использования методов анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Под термином «цивилизация» подразумевается система всех материальных, духовных, культурных и нравственных средств, которыми обладает конкретное общество в конкретную историческую эпоху. В зависимости от прогрессирования мышления, навыков, умений, растёт и уровень цивилизации. Накопленные человечеством в процессе его развития знания позволяют людям покорять новые высоты и достигать новых горизонтов.

В качестве исторического примера, можно взять биографии и публичные высказывания практически любого человека, достигшего значительных высот в бизнесе. Таких, как Генри Форд или Дональд Трамп. Каждый из них не раз говорил о важности создания слаженно работающей команды единомышленников – коллег, обладающих «открытым разумом». О том, что этих людей нужно научить не только исполнять приказы, но и проявлять инициативу, уметь гибко и творчески мыслить.

Карикатура «Жёлтая пресса»

Другой пример (точнее, антипример) – это современные средства массовой информации. С одной стороны, в нашу эпоху бурного развития информационно-коммуникационных технологий СМИ достигли невиданного уровня технического развития. Благодаря интернету, они стали поистине неисчерпаемым кладезем информации, которую можно узнать прямо в режиме реального времени – одновременно в происходящими в разных уголках земного шара событиями. С другой стороны – в конкурентной борьбе за внимание потребителей информации СМИ всячески потакают низменным инстинктам людей, стараясь в первую очередь предложить им то, что развлечёт, вызовет эмоции, а не будет полезным. Поэтому уже не первый год говорится о том, что СМИ «оболванивают» людей; отучают их мыслить продуктивно и конструктивно.

Подводя общую черту, мне хотелось бы сделать следующий вывод. Способность мыслить – это важнейшая отличительная особенность человека разумного. Эдисон прав в своём утверждении он говорит о необходимости воспитывать человека, широко мыслящего и приобретающего глубокие познания. Действительно, для дальнейшего развития цивилизации нужны именно такие люди.

На чтение 23 мин Просмотров 1.7к.
Обновлено 18 мая, 2022

Предлагаем вашему вниманию аргументы из жизни и литературы для итогового сочинения по направлению: «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?». Приведенные примеры подобраны в соответствии с установленными требованиями, поэтому могут быть использованы при подготовке к итоговому сочинению.

Содержание

  1. Проблема
  2. Отношение автора к проблеме
  3. Аргументы
  4. Эпитеты к слову «цивилизация»
  5. Эпитеты к слову «технология»
  6. Синонимы к слову «цивилизация»
  7. Синонимы к слову «технология»
  8. Примеры из художественной литературы
  9. Примеры из жизни
  10. Народная мудрость
  11. Афоризмы

Проблема

Влияние технического прогресса на судьбу человечества.

Отношение автора к проблеме

Современную жизнь невозможно представить без технологий – величайшего достижения цивилизации. Научно-технический прогресс оказал влияние на все сферы человеческой деятельности. Благодаря этому сформировались совершенно новые условия жизни, в которых молодое поколение имеет возможность развиваться дальше, а старшее – делиться опытом и пользоваться благами цивилизации. При этом технологии влияют на людей не только внешне, но и внутренне, создавая портрет нового человека.

Аргументы

  1. Саморазвитие личности способствует прогрессу общества.
  2. Современную жизнь невозможно представить без технологий.
  3. Развитие технологий не всегда является благом для общества.
  4. Не все люди могут понять и принять прогресс.
  5. Результаты научных открытий могут быть непредсказуемы и даже опасны.
  6. Новая мысль порождает направление прогресса.
  7. Наука должна служить обществу и улучшать жизнь людей.
  8. Главная функция прогресса – улучшение и облегчение жизни людей.
  9. Деятельные, умные и целеустремленные люди двигают мир вперед.
  10.  Прогресс – неотъемлемое свойство сознательного развития.

Эпитеты к слову «цивилизация»

Внеземная, высокоразвитая, машинная, технологическая, развитая, региональная, античная, могущественная, современная, чуждая, древняя, капиталистическая, буржуазная, примитивная, техническая, утончённая, глобальная, предшествующая, промышленная, тысячелетняя, зрелая, нынешняя, механическая, неземная, былая, разумная, уникальная, могучая, научно-передовая, биологическая, вавилонская, неведомая, православная, загадочная, информационная, параллельная, великая, тогдашняя, всемирная, чужая, нечеловеческая, таинственная, грядущая,  подводная, имперская, российская, русская,  подземная, человеческая, западная, другая, развитая, новая, могущественная, мировая, первая, высокая, советская, инопланетная, древнейшая, разная, космическая, китайская, старая, гуманоидная, погибшая,  ранняя, многонациональная, неизвестная, агрессивная, материальная, галактическая, материалистическая, межзвёздная, библейская, общечеловеческая, византийская, враждебная, греческая, египетская, потребительская, марсианская, отсталая, научно-техническая, забытая, аграрная, арийская, планетарная.

Эпитеты к слову «технология»

Совершенная, оригинальная, специальная, ядерная, секретная, сложная, стандартная, генетическая, космическая, новая, соответствующая, традиционная, данная, революционная, земная, медицинская строительная, отработанная, инопланетная, передовая, высокоразвитая, западная, высокая, правильная, особая, конкретная, иная, электронная, лучшая, другая, местная, советская, собственная, общая, целая, продвинутая, перспективная, военная, мощная, определённая, старинная, необходимая, простая, социальная, прогрессивная, лазерная, беспроводная, развитая, примитивная, химическая, фирменная, уникальная, упрощённая, информационная, цифровая, компьютерная, промышленная, эффективная, современная, педагогическая, древняя, подобная, тонкая, любая, единая, старая, политическая, научная, обычная, человеческая.

Синонимы к слову «цивилизация»

Культура, развитие, общество, социум, государственность, общественное устройство, образованность, прогресс, просвещение, уровень, ступень общественного развития, гражданственность, система, мир.

Синонимы к слову «технология»

Метод, методика, способ, мастерство, ремесло, инженерия, инжиниринг, проектирование, процесс, разработка, знание, научное описание.

Примеры из художественной литературы

1. Джордж Оруэлл «1984»

В антиутопии Джорджа Оруэлла «1984» изображено страшное будущее, уготованное всему человечеству, если люди не начнут осмыслять происходящее и исправлять свои ошибки.

В центре повествования лежит один из возможных вариантов развития нашего мира. После многочисленных кровопролитных революций и жестоких войн вся территория планеты была разделена на три части – так образовались сверхдержавы – тоталитарные государства (Океания, Евразия и Ост-Азия), находящиеся в состоянии постоянной вражды друг с другом. Подобный конфликт поддерживается искусственно всеми тремя сторонами, для того чтобы отвлечь население от неизбежных социальных проблем. Кроме того, такой стратегический ход позволяет держать под полным контролем большое количество людей, в чем крайне заинтересованы правительства всех трех сверхдержав. Главной целью современного общественного строя является недопущение повышения общего уровня жизни людей, ведь их благосостояние угрожает существующей иерархии общества.

В одной из этих авторитарных империй живет обычный, ничем не примечательный мужчина – сотрудник Министерства Правды, работа которого заключается в уничтожении и переписывании прошлых событий под стандарты пропаганды действующей власти. Один из лозунгов Океании гласит: «Война – это мир». Война – это способ сохранить существующий строй, в основе которого лежит неравенство. Поэтому правящая партия готова вести войну вечно, лишь бы не лишаться своих привилегий. Конфликт человека с обществом в таких условиях неизбежен. Океания всеми силами старается избежать этого, поэтому в ней создан масштабный аппарат подавления личности. В этих же целях скрывается от народа истина, для этого создано Министерство правды, которое распространяет мифы о преуспевающем государстве. А полиция мыслей тщательно выслеживает тех, кто еще сохранил способность самостоятельно мыслить и «распыляет» их.

Главный герой, являясь невольным наблюдателем и соучастником преобразования правды в угоду правящей элиты, начинает задумываться над своей жизнью и своей ролью в том процессе, что происходит вокруг него. Терзаемый сомнениями, он заводит личный дневник, что в его стране категорически запрещено,  и начинает на его страницах излагать собственные мысли, чувства, переживания. С этого незначительного, на первый взгляд, шага и начинается протест героя. Он осознает свое положение, и даже пытается бороться с существующим общественным строем. Но государственный аппарат настолько силен, что любая борьба с ним бессмысленна. Что-то утаить от всевидящего ока Большого Брата – верховного правителя страны – сделать практически невозможно. Любое проявление индивидуальности всячески преследуется.

Но однажды жизнь героя меняется. Он знакомится с очаровательной Джулией – очень красивой, яркой и раскрепощенной девушкой с сильным характером. Молодые люди влюбляются, что делать в Океании также строго запрещено, и начинают встречаться в районе обитания низшей касты рабочих. В этом месте контроль за жителями страны не такой сильный, как в других районах, поэтому влюбленные решают этим воспользоваться. Поглощенные любовью, они мечтают о свободе, проникаются светлыми идеями революции. Даже знакомятся с лидером сопротивления, который тайно передает им запрещенную книгу с идеями массового переворота. За чтением этой книги их застает полиция. Пройдя немыслимые страдания в камере пыток, они опускают руки и отрекаются друг от друга. В финале произведения герои, над сознанием которых была проведена серьезная работа, искренне восхищаются справедливостью действующей власти и не сомневаются, что все в стране прекрасно. Таким образом, автор показывает, что люди, у которых нет собственного мнения, с легкостью верят в то, что им внушают. Джорджу Оруэллу удалось разгадать тайну тоталитаризма: «дважды два будет столько, сколько скажет вождь».

2. Рэй Бредбери «451 градус по Фаренгейту»

Роман Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту» — классический пример антиутопии, демонстрирующей сокрушительное влияние технологий на человека.

Сюжет разворачивается в тоталитарном государстве, в котором образованный, мыслящий человек представляет опасность.

Зависимость от телевиденья – лишь малейший пример того, как влияет прогресс на слабые умы. Но если такие люди никому не вредят, кроме себя самих, то главный герой Гай Монтэг занимается тем, что уничтожает прошлое в угоду новой, прогрессивной цивилизации.

Гай работает пожарным, но не в обычном понимании этого слова. У его профессии специальное назначение. Новые пожарные должны сжигать книги, которые находятся под запретом в новом прогрессивном обществе. И если бы не случайная встреча, которая перевернула всю жизнь Гая, он так и продолжил бы избавляться от книг, не понимая, что делает это, для того чтобы люди не узнали о своей прошлой жизни, где свобода ценилась больше, чем технологии.

В своем романе Рэй Бредбери поднимает очень важный вопрос о том, что цивилизация подчиняет себе людей, превращая их в незначительные безликие механизмы единой системы, которые не имеют личного мнения и права голоса. Поэтому чрезмерная увлеченность техническим прогрессом, замена моральных ценностей потребительскими не может привести ни к чему хорошему. Своим произведением автор хочет донести простую мысль – у общества, в котором книги находятся под запретом, нет будущего.

2. Н.С. Лесков «Левша»

Н.С. Лесков изобразил образ первооткрывателя в сказе «Левша». Тульский мастер смог без микроскопа подковать маленькую танцующую блоху и утер своим мастерством нос всем иностранным умельцам. Несмотря на то, что он страдал косоглазием и плохо работал правой рукой, ему удалось сделать невозможное. Все восхищались невиданным талантом Левши и его золотыми руками. Англичане даже хотели подкупить его и были готовы на все, для того чтобы он работал на них.

Тем не менее, главный герой не зазнавался и не забывал, кем он является на самом деле. Он не согласился на щедрое предложение иностранцев. Вместо этого он выведал их секрет чистки ружей и привез его на Родину. Он был смекалистым и внимательным человеком, все схватывал налету, поэтому поездка в Англию оказалась очень полезной для него. Он готов был поделиться новым открытием, но оно не нашло отклика в России.

Таким образом, автор хотел показать, что в России есть великие, талантливые люди, готовые положить свою жизнь, ради блага Родины. Однако не всегда их труды получают должное признание. И если это исправить, нашей стране не будет равных во всем мире.

4. Е. Замятин «Мы»

Действие романа-антиутопии Е. И. Замятина «Мы» происходит в далёком будущем человечества, где научно-технический прогресс достиг наивысшего развития, где цивилизация превращает людей в бездушных роботов. Герои произведения – винтики системы. У них даже нет имен, всего лишь порядковые номера. Жизнь человека не стоит ничего – ведь он всего лишь один из многих. Такое обезличивание приводит к тому, что люди начинают мыслить как единый организм. Их движения четко отработаны, они движутся в ногу, под аккомпанемент одних и тех же мыслей.

В Едином Государстве отсутствуют какие-либо морально-этические понятия, нет разделения добра и зла. Желание упорядочить жизнь, описав ее математическими  функциями, доходит до абсурда. В этом государстве нет никаких проблем. Казалось бы, не жизнь, а мечта – все сыты, одеты, обеспечены жильем и работой. Но за эту мечту пришлось расплатиться свободой мысли, отказом от материнства, любви и собственной личности. Тоталитарное государство подомнет под себя каждого. Преследования инакомыслия, гонения и пытки – вот его инструмент. И это все ради того, чтобы люди не отличались друг от друга, превратились в безликую массу, которая мыслит так, как нужно Государству.

Таким образом, цифровые технологии облегчают жизнь человека, но вместе с тем делают его слабее и беззащитнее, усложняют способность приспосабливаться к окружающему миру. Поэтому, для того чтобы не потерять себя и не раствориться в виртуальной реальности, следует пользоваться благами технического прогресса в меру, с пользой для саморазвития, а не только для пассивных развлечений, таких как компьютерные игры и социальные сети, зависимость от которых – доказанное и пагубное явление.

Изображая общество, в котором во главу угла ставится технический прогресс и математическая правильность, Замятин предупреждает о том, что отсутствие нравственных принципов, давление бездушной государственной машины может нанести вред всему человечеству.

4. М.А. Булгаков «Роковые яйца»

Иногда торопливое введение новых технологий может привести к ужасным последствиям — настоящим катастрофам. Именно так и произошло в антиутопии с научно-фантастическим сюжетом М.А. Булгакова «Роковые яйца».

Главный герой повести – профессор зоологического института Владимир Персиков создал уникальный луч, который мог форсировать рост клеток и производить живых существ небывалых размеров. Ученый хотел добиться фурора в научном мире путем смелого эксперимента, но все пошло не по плану, и последствия оказали непоправимый урон всему человечеству.

Персикову не дали закончить эксперимент, протестировать и изучить свое открытие. Его убили, а необходимое оборудование изъяли. Затем разработку отдали малограмотному и непрофессиональному человеку — председателю колхоза Рокку. Он тут же применил открытие Персикова на практике, только перепутал куриные яйца со змеиными (и других рептилий). В итоге получились огромные монстры, которые отличались неконтролируемой агрессией и сильной прожорливостью. Они породили хаос, разрушили многие объекты инфраструктуры, убили и ранили многих людей. Такое последствие прогресса предостерегает нас от необдуманных поступков, учит быть умнее и осторожнее с новыми технологиями. Без тщательного изучения ничего применять на практике не следует. Все действия должны быть продуманы до мельчайшего шага.

5. С.В. Лукьяненко «Чужая боль»

Действие рассказа С.В. Лукьяненко «Чужая боль» происходит в недалеком будущем. Вначале это будущее кажется вполне счастливым, так как люди избавились от страданий. Они научились «выключать боль», отменять смерть, восстанавливать человека. Однако кое-что настораживает в их идеальной жизни. У людей нет необходимости работать, поэтому они все время играют в странные игры – охотятся друг за другом, убивают и не боятся умереть, потому что существует программа восстановления, благодаря которой умерший человек возвращается в былом виде. Электронные компьютерные игры заменили реальную жизнь, отучили человека страдать, сочувствовать, сопереживать.

Главный герой Дэн не похож на остальных людей. Во время одной из игр, проходившей на территории бывшего немецкого концлагеря, он отступил от сценария, бросился на эсесовцев с голыми руками, без оружия. Его поступок противоречил правилам, ведь игра называлась «Вооруженное восстание». После этого Дэн задумался о том, что все катастрофы, которые происходили в их играх, не были выдумкой. Люди действительно умирали, без возможности восстановления, и в бой их вело какое-то более глубокое чувство, а не простой азарт игрока.

После пришедшего осознания у Дэну пропало желание играть. Кроме того, он решил противостоять целой системе. На следующий же день его, как несогласного,  пришли ликвидировать, и ему не удалось выстоять в этой битве. Его противники падали замертво, но тут же восстанавливались, а Дэна предварительно удалили из регенерационной памяти. Он умер, но всё-таки победил. Его игра закончилась.

Основная мысль рассказа «Чужая боль» заключается в том, что жизнь – не игра. Нельзя выключить боль и включить безразличие. Поэтому мы должны чувствовать не только свою боль, но и стараться понять чужую. И уж тем более не причинять никому боль собственноручно.

Также автор поднимает проблему памяти. Государство и люди, непомнящие своей истории обречены. Игроки в рассказе С.В. Лукьяненко забыли об ужасе фашистских лагерей, горе и страданиях, выпавших на долю миллионов людей. Лишь один Дэн не смог с этим мириться после того, как в нем проснулась память. Слишком долго он находился в неведенье.

Примеры из жизни

1. Считается, что первой цивилизацией на земле была цивилизация древней Месопотамии.Шумеры пришли на плодородные земли в междуречье Тигра и Евфрата, также известные как Месопотамия, в конце IV тысячелетия до н.э., прогнав с насиженного места здешние племена. Цивилизация шумеров имела ярко выраженный сельскохозяйственный характер, поддерживаемый разветвленной системой ирригации (искусственное орошение безводных земель), от которой зависела жизнь первых городов-государств Месопотамии. Благодаря обводнительным каналам вода своевременно доставлялась к засеянным полям, осушительные каналы, дамбы и плотины помогали избежать затопления посевов при бурном разливе Евфрата.
Шумеры считаются основателями клинописи – самой ранней из известных науке форм письменности. Самый древний памятник шумерской письменности – табличка из города Киш, приблизительно датирующаяся 3500 годом до н.э. Система символов, изображенных на ней, является переходным звеном от пиктографической протописьменности к клинописи.

С развитием письменности началось формирование основ цивилизации: происходит урбанистическая революция, создаются сложные городские сообщества, шумеры отправляют поселенцев для создания колоний на отдаленных землях Месопотамии, совершенствуется архитектура, возводятся монументальные храмы с прилегающими хозяйствами, усугубляется социальное неравенство. Согласно результатам археологических исследований, шумеры обладали знаниями о добыче и выплавке меди, а также были хорошо знакомы с колесом.
Каждый шумерский город представлял собой независимое государство – «ном», где был свой вождь и бог-покровитель. В таком городе, прототипе древнегреческих полисов, могло проживать до 50-60 тысяч человек. Однако своеобразный центр все же был – это ном Ниппур, в котором находилось святилище Энлиля, главного божества шумерского пантеона, одной из самых древних религий мира.
Что касается социального строя шумеров, жители каждого нома могли принадлежать к одной из четырех страт (социальная группа): знать (храмовые жрецы, старейшины), ремесленники-торговцы, земледельцы-общинники и воины. Были также рабы – должники, отдавшие себя в полное распоряжение кредитора, и военнопленные, находящиеся в самом низу лестницы иерархии.
На сегодняшний день история загадочной цивилизации шумеров обросла огромным количеством домыслов, однако доподлинно известно, что этот народ обладал знаниями о гелиоцентрической системе мира, знал о круге зодиака, владел шестидесятеричной системой счисления, отголоски которой дошли до нас в циферблате часов и разделении года на сезоны и месяцы и вел историческую хронику.
В XXIV веке до н.э. шумерская цивилизация была завоевана и поглощена Вавилонским царством.

2. Чернобыльская авария – одна из крупнейших атомных катастроф в истории человечества, заставившая мир по-новому взглянуть на развитие технического прогресса. Взрыв выбросил в воздух более 50 тонн летучих радиоактивных веществ, которые были разнесены воздушными потоками на сотни и тысячи километров, оказав негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду.

26.04.1986 года в результате конструктивных недочетов и человеческих ошибок произошел  взрыв, который полностью разрушил ядерный реактор Чернобыльской атомной электростанции. Радиоактивное загрязнение примерно в 400 раз превосходило по своему объему атомную бомбардировку Хиросимы.

В ликвидации последствий аварии приняли участие около 600 тысяч человек. Из районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, были эвакуированы 116 тысяч человек. Вокруг АЭС создали 30-километровую зону отчуждения. От лучевой болезни, ожогов и полученного облучения погибли несколько тысяч человек. Число жертв аварии до сих пор остается предметом споров.

После взрыва ветер разнес радиоактивную пыль не только по территории СССР, но и Европы, Америки.  Научные сотрудники одной из арктических баз рассказывали, что узнали об аварии спустя день, потому что начал зашкаливать штатный дозиметр. Информации о взрыве в СМИ тогда еще не было.

Информация о влиянии катастрофы на экологию противоречива. Сейчас вокруг ЧАЭС действует тридцатикилометровая зона отчуждения. Непосредственно после катастрофы погибли многие животные, которые взаимодействовали с сильно облученными предметами, например, обломками четвертого энергоблока, которые разлетелись на несколько километров от места взрыва, с радиоактивной пылью и т.д. Также от радиации пострадал лесной массив вблизи ЧАЭС. Он получил название «Рыжий лес», из-за того, что под воздействием радиации хвоя изменила свой цвет на ржавый через 30 минут после аварии. После аварии во время дезактивации пораженные деревья вырывали бульдозерами и хоронили, однако и сейчас на некоторых участках отмечается сильно повышенный радиационный фон.

Многие ученые считают, что спустя 30 лет после аварии, в отсутствие человека зона отчуждения стала в некотором роде заповедником, в котором живут редкие виды животных. Впрочем, есть источники, которые утверждают о мутациях, замеченных в животных. При этом официальные эксперты это отрицают и считают, что такие публикации созданы людьми, нагнетающими атмосферу страха и ужаса вокруг Чернобыля.

В настоящий момент на территории заповедника свыше  40 видов редких и исчезающих животных. Площадь заповедника превышает 2 тысячи квадратных километров. В «Рыжем лесу» встречаются медведи, рыси, дикие кабаны, лошади Пржевальского. Согласно наблюдениям ученых, некоторые отклонения в здоровье животных наблюдаются: среди птиц чаще встречаются альбиносы, срок жизни животных несколько уменьшился, грызуны дают меньшее потомство. Однако глобально высокий радиационный фон не оказывает губительного влияния на флору и фауну.

После катастрофы в течение 16 лет в странах Европы и Северной Америки не построили ни одной атомной электростанции, в России было заморожено строительство 10 АЭС. Однако использование атомной энергетики не прекращалось, и после 2000-х годов строительство атомных станций продолжилось. И так продолжалось до тех пор, пока не произошла радиационная авария максимального уровня на АЭС Фукусима-1. Только после этого во многих странах сократили количество действующих АЭС, а некоторые государства и вовсе отказались от ядерной энергетики.

3. Научно-технический прогресс – это процесс становления науки, при котором происходит взаимное обогащение науки и производства, и последнее становится массовым потребителем научных знаний. С середины 20-го столетия в общественную жизнь планеты стали привлекаться разнообразные технические наработки, которые смогли сделать жизнь более комфортной. Так, интенсивно потребляя природные ресурсы с помощью усовершенствованных наукоёмких достижений, человечество улучшило условия развития своей цивилизации и своего рода как биологического вида. Однако остается неоспоримым тот факт, что вмешательство человечества во все сферы природы вызывает резкое ухудшение состояния экологических систем, иногда даже гибель уникальных природных комплексов, сокращение и исчезновение популяций отдельных видов растений и животных, опасность необратимых изменений в структурах географических сфер, которые могут привести к настоящим катастрофам. Таким образом, в 21 веке экологические проблемы являются ярко выраженными и рассмотрение данного влияния очень актуально.

«Холодная война», испытания ядерного оружия в разных точках Земли и на территории бывшего СССР привели к крайнему обострению экологической обстановки в целом. Россия относится к числу наиболее экологически неблагополучных стран мира. Природные экосистемы нашей страны значительно угнетены. И только лишь 1/3 территории, не затронутая хозяйственной деятельностью, имеет незначительное влияние негативных последствий.

Ущерб от экологических бедствий прямо и косвенно воздействует на жизнь и здоровье людей. И экологическая ситуация в России продолжает ухудшаться. Современная экологическая обстановка такова, что перед всеми кто осуществляет научно-технический прогресс и использует его достижения, встало неотложное объективное требование: строго учитывать ранимость природы и не допускать превышения пределов возможности восстановления природных ресурсов, для того чтобы не вызвать необратимых процессов в окружающей среде.

Ухудшение экологии посредством научно-технического прогресса можно наблюдать особенно в больших городах, где на человека обрушивается множество мутагенов: выбросы заводов; пестициды и нитраты в продуктах сельского хозяйства; радиоактивное загрязнение; шум и вибрации; стрессы и многое другое.

Увеличение количества автобусов и большегрузных автомобилей, которые имеют дизельные двигатели воздух значительно загрязняется, так как из-за сгорания дизельного топлива в атмосферу поступают с выхлопными газами окись углерода, сера, мышьяк, свинец и другие токсические и канцерогенные вещества. Причем нередки случаи, когда трава, растущая вдоль автомобильных дорог, скашивается и скармливается домашним животным, в результате многие канцерогенные вещества оказываются в молоке и мясе, которые приводят различным заболеваниям. Так, к примеру, Красноярский край занимает первое место по нашей стране по общему выбросу вредных веществ в атмосферу-это около 12% по всей России.        

Народная мудрость

  1. «Наука в лес не ведет, а из леса выводит». В этой пословице идет речь о техническом прогрессе, который выводит людей «из леса». Любая цивилизация становится более развитой именно благодаря науке.
  2. «С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся». Смысл данной пословицы заключается в том, что любому мастерству нужно обучаться. Поэтому каждый может гордиться тем, что он постиг.
  3. «Всякому молодцу ремесло к лицу». Данной пословицей наши мудрые предки хотели сказать о том, что трудолюбие красит каждого человека.
  4. «Уменье везде найдет примененье». Смысл данной пословицы заключается в том, что главное – научиться чему-нибудь, а применение этим знаниям всегда найдется.
  5. «Наука и труд дивные всходы дают». В этой пословице говорится о том, что пользу человечеству приносит, прежде всего, та наука, которая применяется на практике.
  6. «Чем больше науки, тем умнее руки». В данной пословице говорится о том, что учиться необходимо всегда. Нет предела совершенству.
  7. «Начало науки – ум, начало ума — терпение». В этой пословице говорится о том, что человек – создатель науки, но для того чтобы создать что-нибудь – необходимо большое терпение.  
  8. «Не тот — человек, кто для  себя живет, а тот — кто народу счастье дает». В данной пословице идет речь о пользе, которую приносит человек своему обществу. Наши предки считали, что человек, который заботится только о собственном благополучии, не имеет права называться человеком.
  9. «Алмазу нужна шлифовка, человеку – образование». В этой пословице говорится о том, что каждый человек представляет собой ценность, но для того чтобы раскрыть свои таланты, необходимо заниматься собственным образованием.
  10.  «Наукой свет стоит, а ученьем люди живут». В этой пословице говорится о том, что мир движется вперед благодаря науке, а люди развиваются благодаря учению.

Афоризмы

  1. «Прогресс – закон природы». Французский философ Вольтер считал, что прогресс – это неизменный закон природы, поэтому развитие технологий – неизбежно.
  2. «Цивилизация — ужасное растение, которое не растет и не расцветает, пока его не польют слезами и кровью». Итальянский поэт Артуро Граф говорил, что цивилизация не может развиваться мирным путем.   
  3. «Да будут прокляты эти интересы цивилизации, и даже самая цивилизация, если для сохранения ее необходимо сдирать с людей кожу». Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский считал, что интересы цивилизации не имеют никакого значения, если ради этого должны страдать простые люди. 
  4. «…Свобода есть единственная характерная черта цивилизации… ». Русский биолог Лев Ильич Мечников считал, что признаком развитой цивилизации является свобода.
  5. «Нельзя использовать термин «утопия», так как он подразумевает идеальную цивилизацию, в которой уже нечего улучшать, а для меня это абсурд. Всё, что я проектирую, будет усовершенствовано. Даже в моих собственных работах я постоянно что-то изменяю. У меня нет неизменных взглядов». Британский писатель Джордж Оруэлл говорил о том, что не признает термин «утопия», потому что все в мире требует усовершенствования.  
  6. «Мы готовы принять любое объяснение кризиса, переживаемого нашей цивилизацией, но не можем допустить мысли, что этот кризис является следствием принципиальной ошибки, допущенной нами самими». Британский экономист Фридрих Август фон Хайек говорил о том, что людям тяжело признавать собственные ошибки, а тем более – ошибки целой цивилизации. Легче поверить в любое, даже нереальное объяснение происходящих событий.
  7. «Важнейшая задача цивилизации — научить человека мыслить». Американский изобретатель Томас Эдисон считал, что самой важной задачей любой цивилизации является необходимость научить людей мыслить.  
  8. «Если технология не освобождает людей от рутины, чтобы они могли преследовать более высокие цели человечества, тогда весь технический прогресс бессмысленен». Для американского инженера и футуролога Жака Фреско технический  прогресс не имеет никакого смысла, если созданные технологии не освобождают людей от их бытовых забот, для того чтобы они могли заниматься чем-то более важным, приносящим пользу всему человечеству.  
  9. «Стало чудовищно очевидно, что наши технологии превзошли нашу человечность». Немецкий физик Альберт Эйнштейн выразил собственную точку зрения, заключающуюся в том, что развитие технологий лишает людей человечности.
  10. «Технология, значительно превосходящая по уровню известные нам, неотличима от магии». Английский писатель Артур Кларк говорил, что неизведанные технологии для человека не отличаются от магии. Они так же непостижимы для неподготовленного человеческого разума.
  11. «Цифровые технологии, Интернет! Даёшь интервью — и уже через несколько часов красуешься на первой странице газеты. На следующий день в тебя благополучно заворачивают рыбу». Французский писатель Марк Леви говорил о техническом прогрессе, в результате которого многие вещи становятся ненужными и отходят на второй план. Так, к примеру, Интернет практически полностью заменил бумажные газеты.
  12. «Чем искусственнее окружающая нас среда, тем сильнее мы зависим от технологии, от её надёжности — и от её сбоев, если она их допускает». Польский писатель Станислав Лем считал, что технический прогресс не только приносит благо человечеству, но и делает людей зависимыми от технологий. 

Реферат: И. И. Еременко, учитель истории и обществознания с

И.И.Еременко, учитель истории и обществознания

средней общеобразовательной школы №31 г.Владимира.

Стратегия написания сочинения-эссе по обществознанию и истории как способ содействия личностного развития учащихся.

Главная задача цивилизации – научить человека мыслить.

Т.Эдисон

Сегодня общепризнанной стала ориентация целей образования на воспитание внутренне свободной, продуктивной, творческой, ответственной личности с проектно-ориентированным интеллектом, способной к самореализации в культуре и социуме. Акцент переносится на формирование и развитие у детей способности мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Поэтому важнейшей задачей современного педагога является содействие развитию субъектной позиции учеников. Без сформированной субъектной позиции учащегося процесс обучения таким наукам как история и обществознания будет носить формальный характер, так как на уроках по этим дисциплинам важным моментом является выражение личной позиции по тому или иному вопросу, аргументация личной точки зрения.

Кроме того, на итоговой аттестации по истории и обществознанию, олимпиадах, в текущем контроле предлагаются задания, требующие обоснованности личного мнения ученика. Поэтому широко практикующимся видом учебной деятельности становится написание сочинения-эссе по предмету.

Работая со старшеклассниками, изучая литературу по развитию умения написания эссе по истории и обществознанию, участвуя в городской комиссии по проверке олимпиад по истории, обществознанию, праву, где написание эссе стало обязательным заданием, а критерии остались слабо диагностируемыми и, как следствие этого, оценка отличалась большой долей субъективизма, мною были разработаны памятки «Как написать сочинение-эссе?», «Как проанализировать ответ в форме эссе»1. Однако и при наличии алгоритма написания эссе возникали следующие проблемы:

у учеников существуют затруднения при выполнении этого вида работы;

только около трети учеников успешно (на «5» и «4») справляются с таким видом заданий (низкая результативность);

культура устных аргументированных ответов, требующих выражения личного мнения ученика, остается низкой;

названный навык становится необходимым условием успешной сдачи ЕГЭ, выступления на предметных олимпиадах.

Поэтому, работая в рамках семинара-тренига по ЦРПС, темой моей опытно-эксперимен-тальной работы стала тема «Стратегия написания сочинения-эссе по обществознанию и истории как способ содействия личностного развития учащихся».

^ Цель эксперимента: выявление познавательных стратегий написания сочинения-эссе по

истории и обществознанию и разработка микротехнологий их формирования.

^ Задачи эксперимента:

1. Формирование у учащихся среднего звена представления о сочинении-эссе как форме аргументированного выражения отношения к проблеме.

2. Создание вопросника для выявления стратегии написания эссе по предмету.

3. Выявление индивидуальных стратегий учеников по данной проблеме.

4. Создание универсальной стратегии написания эссе по предмету.

5. Обобщение опыта по исследуемой проблеме.

Основная идея нововведения заключается в следующем: развитие познавательных стратегий написания сочинения-эссе будет содействовать формированию субъектной позиции

школьников, а также подготовит их к подобной форме контроля знаний, которая используется на предметных олимпиадах, ЕГЭ, в текущем контроле и т.д.

Экспериментальной базой стали 5-6 классы, а в апробации универсальной стратегии принимали учащиеся 10 класса.

Работая над выбранной темой, мною были определены следующие этапы эксперимента:

1. Организационный этап:

психолого-педагогическая диагностика типов систем восприятия учащихся класса и изучение мотивации учебной деятельности,

тематический урок по актуализации знаний об эссе,

пробное эссе,

создание вопросника по выявлению ТОТЕ.

^ 2. Работа в классе по выявлению стратегии:

коллективный анализ эссе,

изучение индивидуальных стратегий учащихся,

повторное написание эссе и корректировка индивидуальных стратегий.

^ 3. Создание универсальной стратегии написания эссе по предмету.

4. Диагностика результативности использования выявленной стратегии.

5. Обобщение и моделирование технологии стратегии написания сочинения-эссе по истории и обществознанию для распространения опыта среди учащихся и коллег.

На первом этапе было проведено психологическое тестирование с целью учета систем восприятия учеников при организации индивидуальных, групповых и фронтальных способов организации учебного процесса, а также перспективной целенаправленной работы по развитию и коррекции типов репрезентативной системы учащихся. Результаты оказались следующими2:

^ К – кинестетики, В- визуалы, А – аудиалы.

Для учеников было проведено вводное занятие «Что такое сочинение-эссе?» в рамках краеведческой темы о древнейшей истории жителей Владимирского края. На этом занятии школьники узнали, во-первых, что такое эссе по истории, во-вторых, получили информацию о первобытных стоянках на территории родного края. В качестве домашнего задания учащиеся должны были:

^ Одной фразой написать, зачем надо уметь писать сочинение-эссе. (Это задание не только контролировало уровень знаний учеников по вводному занятию, но актуализировало деятельность по написанию эссе, представляло индивидуальную рефлексия целеполагания).

^ Написать эссе «Хочу ли я жить с сунгирцами?» (Это задание служило контролем и степени усвоения информационного материала урока, и заданием по формированию навыка написания эссе по истории).

Среди выполнивших первое задание (3% учеников не поняли, что такое эссе, предположив, что это полный синоним литературного сочинения) были следующие ответы:

Задание: зачем уметь писать сочинение – эссе?

Ответы:

научиться защищать, отстаивать свою точку зрения;

уметь выразить свою мысль;

уметь письменно выразить мысль;

уметь объяснить другим свое мнение;

делиться мыслями с другими, узнавать иное мнение;

уметь грамотно писать;

уметь правильно оформить работу;

успешно учиться, получать хорошие отметки;

узнать что-то новое, научиться мыслить;

выразить чувства и впечатления;

знать, на что мы способны;

подготовиться к олимпиадам, экзаменам, поступлению в лицейский класс;

уметь в жизни отстаивать свое мнение;

чтобы добиться определенного положения в обществе.

П
еречисленные выше ответы показали, что учащиеся понимают важность умения написания эссе по предмету, но менее 10% из них смогли справиться с заданием написания эссе по теме урока. Поэтому потребовалась коррекционная работа на следующем уроке. Эта работа началась с коллективного анализа вариантов «удачного» и «неудачного» эссе, составленных учителем по мотивам ученических эссе. Ученики должны были не только определить, какое из эссе более убедительно, но и аргументировать свой ответ (см. слайд «Давайте подумаем вместе…»).

Затем ученики озвучивали свои стратегии, и на основании ответов был создан слайд (см. слайд «Хотел бы ты жить с сунгирцами?» по операциям выделения возможных мнений и соответствующих типов аргументации), конкретизирующий наиболее удачные операции стратегии, т.е. те шаги, которые способствовали написанию эссе, соответствующего всем критериям эссе по предмету (с ними ученики были ознакомлены на вводном занятии) и, соответственно, высоко оцененного учителем.

О
сновной задачей второго этапа стало выявление индивидуальных стратегий учеников по развитию познавательной стратегии написания эссе. Ребятам было предложено написать новое эссе (в 5 классе: «Закон превыше всего» по материалу урока о первых письменных законах царя Хаммурапи, в 6 классе – «Хочу ли я жить с сунгирцами?») и записать ответы к следующему опроснику:

С чего ты начал подготовку к написанию эссе?

Как пришло понимание проблемы, заданной в теме эссе?

Как ты пришел к решению этой проблемы? (Ты что-то представлял? Вспоминал? Рисовал? Проговаривал вслух или про себя?)

4. Как ты подбирал аргументы (доказательства) своего мнения (просматривал словарь,

читал текст параграфа, рассматривал схему урока, обсуждал с кем-либо, делал наброски,

отбирал нужный понятийный, фактологический и др. материал, вспоминал случаи из

своей жизни, иллюстрирующие проблему и т.д.)?

5. Как ты понимал, что двигаешься в правильном направлении?

6. Что мешало и что помогало при написании эссе? Что ты при этом делал?

7. Как ты понял, что закончил написание эссе?

8. Что стало твоим последним шагом?

На уроке ребята зачитывали свои эссе, пробовали их проанализировать с точки зрения критериев эссе. Затем шло обсуждение индивидуальных стратегий и создание «банка успешных операций» — тех операций, которые привели к успешному эссе и часто повторялись при анализе личных стратегий авторов этих эссе.

Первый опыт написания эссе и описания личных стратегий не у всех был удачен. Вот примеры стратегий пятиклассников при написании эссе «Закон превыше всего»:

«Я сел за стол, положил учебник и все остальное и стал думать, что такое эссе и какое оно должно быть. Посмотрел в тетради записи об эссе.

Я слушаю в уме, что говорил учитель на уроке о законах Хаммурапи и о рабах и все понимаю. Вспоминаю, что другие говорили на уроке истории.

^ Я думал головой и не считал ворон. Читал параграф о Вавилоне.

В голове появлялись новые и новые мысли. И все.

При написании эссе мне помогало то, что мы обсуждали на уроке.

Я понял, как я считаю, и главное написал в эссе.

^ Я не знал, что еще написать. Написал все.

Вова Ж..»

«Я представила себя в то время и подумала над этой проблемой.

Я представляла картину, на которой раба бьет хозяин. И я поняла, чего им не хватает-закона.

Я подбирала аргументы из закона и из разных ситуаций жизни.

^ Я дошла до того, что сама поняла, что важнее всего выполнять законы.

Я объяснила, почему моя точка зрения, по моему мнению, правильная. Алина Д.»

«Сначала я убрал все лишнее. Взял ручку, тетрадь, учебник и законы Хаммурапи. Составил план, чтобы не забыть про слова из словаря, факты из учебника.

Я понял тему. Вспомнил информацию, проговаривал все про себя.

Если бы не было первых законов, может, сегодня не было бы законов, и все хорошие люди будут беззащитны. Законы нужны, но они не всегда могут защитить. Главное, как воспитан человек. Воспитанному человеку и законы не нужны, он зла не сделает.

^ Для аргументов просматривал словарь, читал параграф, рассматривал схему урока, вспомнил про передачу по телевизору.

Мешало то, что я не мог вспомнить про самый важный закон, о котором нам раньше рассказывал учитель. (Всеобщая декларация.- Прим. учителя).

^ Я ответил, как я думаю.

Я проверил текст и начал убирать со стола. Влад П.»

«Я достал ручку, взял лист бумаги, еще раз прочитал тему эссе.

Я переделал тему в вопрос: закон важнее всего?

Подумал, что для кого-то закон важнее всего, но ведь есть и преступники, и в Вавилоне они были, раз Хаммурапи создал законы. Значит, не для всех закон превыше всего. Потом я ответил на этот вопрос сам: для меня закон важен. И для моих родителей и друзей тоже. И тогда я решил доказать, что закон превыше всего.

^ Еще я вспомнил, как мы учились писать эссе о Сунгире, вспомнил, о чем мы говорили на последнем уроке: что такое закон, какими были первые законы в Вавилоне.

Чтобы доказать, что я прав, я спросил об этом родителей, прочитал словарик и параграф, листочек с законами Хаммурапи. Еще я вспомнил урок о Всеобщей декларации и понял еще раз, что я прав. Ведь не зря же сейчас все люди живут по закону, который нас защищает. Обо всем этом я и решил написать.

^ При написании эссе мне ничего не мешало, а помогало то, о чем мы говорили на уроке.

Я написал вывод, что закон и в Вавилоне, и сейчас очень важен и без него не будет порядка. Я поставил точку.

^ Я вложил листочек с эссе в дневник, чтобы не забыть сдать учителю.

Дима Г.»

Проанализировав первый опыт ребят по написанию стратегии, выявились следующие проблемы:

Ребята затрудняются анализировать свои действия. Многие из учеников, работая с опросником, стараются максимально взять предложенную схему ТОТЕ, не всегда соотнося со своей индивидуальной стратегией.

У многих учащихся в описании индивидуальных стратегий отсутствует четкое представление о цели деятельности, соответственно и операции, и результат не являются адекватными.

Превалирование внешней мотивации (отметка, оценка учителя, родителей) и завышенной самооценки над внутренней3. В некоторых случаях это приводило к нежеланию участвовать в обсуждении, делиться своими достижениями («Я написал, получил отметку, родители довольны. Зачем еще к этому возвращаться?!»)

Для преодоления выше перечисленных затруднений на последующих уроках была проведена коррекционная работа. Чтобы добиться оптимальных результатов, она велась в игровой форме поэтапно:

«Фестиваль стратегий» — ученики устно презентовали свои стратегии и искали лучшие моменты в каждой стратегии, отвечали на уточняющие вопросы учителя. Эта работа позволила уточнить действия учащихся при целеполагании, анализе операций, планировании результата, содействовала развитию внутренней мотивации.

«Моя звездная стратегия» — ученики составляли усовершенствованные индивидуальные стратегии, учитывая обсуждение предыдущего занятия (по желанию переписывали эссе, исправляя первоначальные ошибки, недочеты). Поскольку у каждого из учеников наблюдалась позитивная динамика результатов (после повторной работы количество учеников, успешно (на «4» и «5») справившихся с заданием увеличилось на 45% и составило 95% от всех писавших эссе), это создало позитивное отношение к деятельности по созданию стратегий и написанию эссе вообще, способствовало развитию познавательного интереса, а также личностных качеств (уважение к другому мнению, умению вступать в диалог, радоваться чужому успеху и др.).

Вот примеры уточненных индивидуальных стратегий по теме «Хочу ли я жить с сунгирцами?»:

«Сначала я вспомнила, что такое эссе. Цель моего задания – выразить и доказать свое мнение. Потом я подумала, какого мнения я придерживаюсь. Чтобы дать ответ просмотрела записи в тетради с урока о Сунгире, вспомнила фильм и рассказ учителя.

^ Решение пришло быстро, и я стала отбирать нужные доказательства (факты, понятия и т.д.). В этом мне особенно помог фильм и рассказ учителя.

Мне казалось, что я подбираю правильные аргументы, соответствующие моему мнению.

^ Мне ничего не мешало, т.к. я была уверена в своих знаниях, а помогали записи и поход в Исторический музей и Палаты.

Я четко выразила свое мнение, привела все нужные доказательства. Я могла бы написать эссе длиннее, чтобы перечислить все недостатки того времени в сравнении с нашим, но я старалась написать только то,что более важно. Ведь эссе должно быть небольшим.

^ Еще раз все перечитала, чтобы убедиться, что доказательства изложены логично и последовательно.

Отдала эссе на проверку маме. Она меня похвалила. Я перечитала эссе еще несколько раз.». В.Пилипченко, 6 «В» кл.

«Сначала я вспомнил, что такое эссе. Эссе-это краткое сочинение, в котором автор доказывает свое мнение.

Потом я начал искать информацию, чтобы ответить на заданный мне вопрос. Я вспомнил урок истории, посвященный Сунгирю, искал информацию в интернете.

^ Затем я стал взвешивать все «плюсы» и «минусы», сравнивая современную жизнь с древней. «Минусов» было больше. Значит, я отвечу «нет».

Теперь надо все это последовательно изложить на листе. Чтобы мнение было четким, а доказательства последовательными, сначала запишу свое мнение, а потом приведу доказательства о климате, образе жизни, занятиях, верованиях, одежде, записывая с красной строки «во-первых…, во-вторых…» и т.д. Не забыть сравнить с нашей современной жизнью с ее техническими удобствами и свободой от природы.

^ Записав вывод, положил эссе в дневник, чтобы не забыть дома. Думаю, получу «5» или «4», потому что мое эссе имеет все черты эссе, записанные в словаре».

Матвеев В., 6 «А» кл.

«Я начал подготовку к написанию эссе с обдумывания термина «эссе». Сравнил мое понимание с тем, что мы записали в словарь. Они совпали.

Потом я стал искать материал о Сунгире в дополнительной литературе и интернете. Я с большим удовольствием посетил Исторический музей нашего города, его экспозицию «Сунгирь».

^ Для того, чтобы понять, хотел бы я жить с сунгирцами или нет, я внимательно изучил и осмыслил информацию об их жизни, быте, нравах и обычаях.

Чтобы понять свое отношение к этому вопросу, я представил себя рядом с сунгирцами, вспомнил, что я видел в Историческом музее в Москве, читал, слышал и видел на уроке. Я выбрал свое мнение.

^ Для подбора аргументов, я отобрал нужную информацию из энциклопедии, увиденного в музее, найденного в интернете и обсуждал это с рлодителями.

Я понял, что двигаюсь в правильном направлении, потому что после анализа и сравнения жизни сунгирцев с нынешним миром, я окончательно убедился, что современному человеку, как я, было бы очень тяжело и неинтересно в тот период.

^ При написании эссе мне мешало ограничение в объеме текста, мне хотелось написать больше. А помогали объяснения сотрудниц музея и научные факты из литературы.

Я понял, что закончил написание эссе, когда привел аргументы своего мнения, ответил на поставленный вопрос и написал свое отношение к теме.

^ Моим последним шагом стало написание вывода эссе».

Сомов Ж., 6 «Б» кл.

«Во-первых, я узнал, что такое эссе. Эссе – это небольшая творческая работа с личным мнением и доказательствами по предмету и из жизни. Так как мне надо выразить мнение, то я должен все вспомнить про Сунгирь. Смотрю записи в тетради и словаре, вспоминаю школьный урок, экскурсию в музей. Сразу делаю записи в черновик: выбираю нужные по теме понятия, которые мне могут пригодиться (род, язычество, племя, стоянка, амулет, первобытность и др.), факты (о природе, погоде, занятиях, быте, вере, археологических находках), имена (О.Н.Бадер, М.М.Герасимов), даты (25, 5 тыс. лет назад), достижения (Сунгирская лошадка, математические знания, умели разгибать бивни мамонта, изготавливать орудия труда и охоты, украшения).

Просмотрев записи, я понял смысл темы. Чтобы утвердиться в своем мнении, я подсчитал доказательства «за» и «против» и понял, что мне здесь лучше. Там -холод, голод, болезни, опасности и беззащитность людей. И самое главное – были войны между племенами, а я не люблю воевать. Да, и современных удобств там нет. Вот я и сделал вывод, что не хочу жить с сунгирцами.

Потом я изложил все эти доказательства письменно, сделал вывод. Проверил, нет ли ошибок, связаны ли между собой по смыслу предложения. В качестве иллюстрации нарисовал рисунок». Н.Мочалов, 6 «Б» кл.

«Наша Стратегия» — устная презентация уточненных индивидуальных стратегий, создание «Банка успешных операций», создание универсальной стратегии. Подобная совместная работа не только объединила ребят, но и явилась позитивным проявлением сочетанием внешней (созданная стратегия была вывешена на стенд и получила высокую оценку со стороны старшеклассников, других педагогов) и внутренней мотивации (по окончанию работы над универсальной стратегией ученики задали вопрос: «А когда мы опять будем писать эссе?». Ребята заинтересованно знакомились с информацией стенда о стратегии написания эссе, что позволяет сделать вывод о развитии личностных качеств).

Анализ этапа работы с индивидуальными стратегиями привел к следующим выводам:

Позволил уточнить/выявить познавательный и учебный стиль не только учеников экспериментальной возрастной группы (преобладание операций чувственного, логического познания, развитие аналитико-синтетических и метаинтеллектуальных операций), но и отдельного ученика.

Иллюстрацией этого положения может послужить количественная и качественная динамика изменений шагов, интеллектуальных действий и операций индивидуальной стратегии одного и того же ученика в процессе коррекционной работы над индивидуальными стратегиями.

Например:

первоначальная стратегия К. Власенко (6 класс):

«Подготовку к написанию эссе я начала с прочтения книги о Сунгирской стоянке. Понимание проблемы пришло во время изучения материала о Сунгире с урока и из книги. Я пришла к решению этой проблемы с помощью представления картины на эту тему. Я рассматривала картинки и читала текст, и это мне помогло найти доказательства моего мнения. Постепенно раскрывая для себя эту тему, я понимала, что двигаюсь к ответу на заданный вопрос. Я поняла, что закончила написание эссе, так как сделала вывод. Это и стало моим последним шагом»

«Звездная стратегия» К. Власенко (6 класс):

«Первым моим шагом было воспоминание, что такое эссе и каким оно должно быть (мое мнение, доказательства из истории и жизни, краткое, связанное по смыслу и, желательно, оригинальное). Потом прочитала тему эссе и представила, как бы на нее могли ответить разные люди. Кто-то сказал бы «да», кто-то – «нет», а кто-то – «и да, и нет». А как я отвечу на вопрос? Для этого мне нужно знать о Сунгире. Вспоминаю рассказ учителя. Читаю книгу «Сунгирская лошадка», рассматриваю иллюстрации, представляю себя в то время. Так ко мне приходит понимание сути вопроса.

^ Для того, чтобы понять, какое мнение победит, составила таблицу с набросками доказательств.

«Да»

«Нет»

«И да, и нет»

Охота давала теплую одежду и жилье.

Было много орудий труда для защиты и для охоты.

^ Много интересных изделий (амулеты, бусы, браслеты).

Родственные отношения высоко ценились.

Маленькая продолжительность жизни.

Опасности погоды и природы.

Нет «готовой» пищи, ее надо уметь добыть. Голод.

Нет привычных нам удобств цивилизации.

^ Иная вера, язык, культура.

Интересно, хочу путешествовать и испытать себя, но не уверена в своих силах, боюсь. Можно отправиться в путешествие на день, а не навсегда!

Потом я попыталась в голове составить картину повседневной жизни людей на Сунгире. Проанализировав записи в таблице, поняла, что мне ближе доказательства из третьей графы таблицы.

При написании текста мне помогала книга, в которой я сделала заранее пометки карандашом на полях, иллюстрации, сравнивая их с моим мнением. Чтобы мое эссе отличалось от других и его сразу заметили, решила написать его в виде путешествия-интервью с сунгирцами. Я раскрыла тему и поняла, что нужно сделать вывод. Это и был мой последний шаг».

^ К.Власенко, 6 «Б» кл.

Как видно из примера, в первой стратегии наблюдается не только меньшее количество операций, но и отсутствие отдельных шагов (репрезентация цели и критерии ее достижения). К тому же для первой стратегии характерно наличие операций чувственного познания, ограниченность операций логического познания. Стратегия содержит ряд исполнительских действий и формальное завершение деятельности. Уточненная («Звездная») стратегия содержит большее количество элементов, этап целеполагания с критериями поставленной цели, более развернутые исполнительские действия, приемы рационализации деятельности (пометки на полях книги, таблица), заметен рост и разнообразие интеллектуальных действий, появляется оригинальность в действиях (форма эссе — путешествие-интервью), первоначальная рефлексия («я раскрыла тему»). При этом в обеих стратегиях заметны визуальные предпочтения ученицы.

Таким образом, всего за две попытки в рамках двух уроков виден личностный прогресс в процессе самоанализа деятельности, возможности управлять этим процессом самим учеником и, как следствие этого, высокая результативность при формировании предметных и общеучебных компетентностей.

Усовершенствование стратегий при системе работы в рамках технологии ЦРПС выявил:

количественный рост элементов стратегий,

появление мотивационной части и стадии планирования, но отсутствие целей саморазвития,

развертывание исполнительских действий, соответствующих цели, возникновение приемов рационализации деятельности (таблица), появление оригинальных действий («изюминка» в эссе),

включение коррекционных действий, но управленческие компоненты были недостаточно развернуты.

^ Ученик начинает осознавать себя субъектом деятельности!

В итоге на основании индивидуальных стратегий и созданного «банка успешных операций» была создана универсальная стратегия:

^ Стратегия написания сочинения-эссе по истории и обществознанию4.

Т1

Так как мне надо написать сочинение-эссе, вспоминаю, что такое эссе. Эссе -небольшая творческая работа свободной композиции , в которой автор, не претендуя на определенную или исчерпывающую трактовку предмета вопроса, передает свое мнение и впечатление по конкретной проблеме, приводя доказательства по предмету (понятия, теоретические обобщения, факты, даты, имена, события, достижения и т.д.) (теоретический уровень) и примеры из своего жизненного опыта или общественной жизни (бытовой уровень).

Значит, мне предстоит, во-первых, определить проблему, во-вторых, выразить свое мнение по этой проблеме, в-третьих, доказать свое мнение, приведя аргументы на теоретическом и бытовом уровне.

Кроме того, мое сочинение должно быть логичным, небольшим.

Неплохо бы было добавить «изюминку», чтобы именно мое эссе запомнилось учителю, т.к. мои одноклассники тоже будут писать эссе по этой проблеме и, возможно, приводить аналогичные доказательства.

О-Т2 (операции по достижению результата и коррекция процесса деятельности по написанию эссе ведутся параллельно).

Определяю проблему эссе. Для этого перефразирую тему в виде вопроса, на который можно дать односложный ответ «да»/ «нет».

Определяю, к какой теме/разделу/базовой науке относится проблема, заданная в теме эссе (история/ период/ тема; обществознание/ сфера общества (раздел)/ тема).

Отвечаю на поставленный вопрос. Ответ может быть и положительный, и отрицательный. Я могу частично согласиться с решением проблемы. Каждый из ответов имеет свою аргументацию.

Отбираю термины, понятия, теоретические обобщения, факты, даты, имена, достижения, относящиеся к предмету проблемы, которые помогут аргументировать ответ на теоретическом уровне. Для этого просматриваю, соотнося с темой эссе, словарь, тетрадь, вспоминаю содержание урока, читаю дополнительную литературу, ищу информацию в интернете, расспрашиваю родителей и т.д.

Вспоминаю примеры из общественной жизни или из личного опыта, которые проиллюстрируют мое мнение на бытовом уровне.

На черновике составляю краткую таблицу аргументов на возможные решения проблемы («да», «нет», «скорее да, чем нет»…). Для этого проговариваю вслух, представляю себе…Смотрю, какие из аргументов более убедительны и многочисленны. После сравнения делаю вывод, какой ответ будет тезисом моего эссе.

Проблема в виде вопроса

«Да»

«Нет»

«И да, и нет»…

аргумент 1,

аргумент 2,

аргумент 3

аргумент 1,

аргумент 2,

аргумент 3,

аргумент 1,

аргумент 2,

аргумент 3

Теперь мне надо оформить мнение в виде эссе. Раз эссе – небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством, то начинаю с общей характеристики проблемы (общие сведения о предмете вопроса).

Далее четко выделяю свое отношение к проблеме и записываю его с красной строки.

Теперь мне нужно его доказать. Использую клише «во-первых…» и записываю те аргументы из таблицы, которые соответствуют моей точке зрения. Привожу аргументы на теоретическом и бытовом уровне. Каждый из аргументов записываю с красной строки.

Чтобы мое эссе имело «изюминку», привожу известную цитату (отрывок из стихотворения, пословицу, вставляю эпиграф. придаю эссе особую форму (диалог, путешествие…) и т.д.)

Для логического завершения эссе делаю обобщение.

Читаю вслух (родителям, читаю про себя, прошу, чтобы мне прочитали), поверяю орфографические, грамматические и др. ошибки.

Мое мнение четко выражено, приведены аргументы с привлечением теоретического материала по предмету и из жизни. Значит, я выполнил задание.

Е

Меня ожидает успех!.. (в данном случае под «успехом» понимается личностное восприятие и осознание, т.е. фиксация результата: для одних – это высокая отметка (или отсутствие низкой отметки): «думаю, получу «4» или «5», желание порадовать родных («мама меня похвалила») и самоутвердиться, для других – формальное выполнение требований учителя («я выполнил домашнее задание по истории») или формальное завершение действий («поставил точку», «сделала вывод», «положил лист с эссе в дневник, чтобы не забыть сдать», «убрал рабочее место»), для третьих – рефлексия сформированности умения написания сочинения-эссе по предмету: «мое эссе имеет все черты сочинения-эссе, записанные в словаре»).

^ Новым важным этапом стала апробация универсальной стратегии среди старшеклассников. Надо заметить, что ученики 10 класса — ученики, работающие с другим учителем, и о понятии стратегии узнали впервые. Кроме предложенной стратегии, по которой им было предложено написать эссе, по желанию они могли скорректировать стратегию или, опираясь на опросник, разработать свою познавательную стратегию.

Результаты апробирования оказались следующими:

85% учащихся от количества писавших эссе познакомились со стратегией,

8% писавших использовали предложенную стратегию для написания своего эссе, отметив, что она облегчила выполнение задания, при этом задание было выполнено на «отлично»,

77% учеников показалось, что стратегия затруднит выполнение задания, поэтому они отказались от ее использования.

Выше перечисленные показатели свидетельствуют, что

во-первых, отторжение большинством учеников стратегии связано с полным отсутствием у них знаний о технологии при наличии у ребят интереса к ней (почти все познакомились со стратегией). Поэтому для успешной результативности необходима систематическая работа над ЦРПС;

во-вторых, разработанную стратегию можно считать успешной, т.к. для учеников, работавших с ней, она дала 100% положительный эффект. К тому же, у ребят, которые разрабатывали стратегию, наблюдается стойкое положительное отношение к написанию эссе, желание повторить опыт, поделиться своими стратегиями, изучить стратегию других (ребята с интересом работают со стендом, где помещаются успешные индивидуальные стратегии, универсальные стратегии, приносят свои стратегии по реализации других видов деятельности, например, по работе с контурными картами, запоминанию исторических терминов и понятий). А это говорит не только о формировании интереса к познанию, но и о личностном развитии учащихся. То есть обучение через учение влияет и на развитие личности.

В заключении следует заметить, что организация работы по созданию стратегии стала возможна не за счет перегрузки учеников, не за счет введения дополнительных методических часов, а за счет:

интегрирования этой деятельности в запланированные уроки по предмету (в качестве момента актуализации знаний, контроля усвоения знаний и выполнения домашнего задания),

оптимизации форм и методов работы на уроке (игра, «Фестиваль стратегий», «Моя звездная стратегия», «Наша стратегия»),

увеличения нагрузки учителя (подготовительная работа, проверка и анализ повторных эссе и индивидуальных стратегий, обобщение и адаптация стратегии для разных возрастов учащихся).

В целях обобщения и

Вот когда я, например, слышу, что «американцы тупые» и что Америка населена в основном реднеками, я, сидя за компьютером, изобретенным в Америке, под кондиционером, сконструированным в Америке и общаясь с друзьями через интернет, созданный в Америке, глядя на мир через прогрессивные линзы очков, придуманные в Америке, понимаю, что эти очевидные факты никак не вяжутся с «тупыми реднеками».

Когда слышу сентенцию о каком-нибудь «плохом американском законе» я знаю, что тот, кто ее произнес, либо дурак, либо пропагандист. Потому что никаких американских законов в природе не существует. Потому что в Америке в каждом штате, в каждом городе, в каждой деревне – свои собственные законы, не совпадающие с соседскими. И то, за что в одном штате на вас повесят медальку, в другом штате приведет вас в тюрьму. Даже правила дорожного движения везде свои.

Когда я слышу смешки по поводу «Американской кухни» или про то, что «американцы питаются только гамбургерами», я понимаю, что слышу это от очень недалекого человека. Потому что нет никакой «американской» кухни, а есть великое разнообразие индийской, китайской, французской, итальянской и миллиона других кухонь на любой вкус. И если вам нравится питаться гамбургерами, вы будете питаться гамбургерами; нравится питаться кишами и фуа гра – будете питаться кишами и фуа гра, предпочитаете гречневую кашу с бородинским хлебом – будете ходить в ресторан, где вам это все дадут.

Проблема в том, что те, кто произносит  слово «Америка» видят значение этого слова как некую «страну» вроде России, Германии или Франции, которая достигла большого могущества и теперь хочет навязать свои правила всем остальным странам.

А это не «страна», и даже не «государство». Это «цивилизация», которая отличается от всех других цивилизаций, ранее существовавших на земле. Точно так же, как египетская цивилизация отличалась от первобытно-общинного строя. Или как римская цивилизация отличалась от цивилизации галлов и кельтов.

Конечно, у этой цивилизации есть свое государство – «США», но первична – именно цивилизация, «государство США» — всего лишь техническая надстройка, обслуживающая эту цивилизацию. И конечно, эта цивилизация не «американская» — самим США чуть больше двухсот лет. Эта цивилизация – общечеловеческая, созданная представителями всех народов и всех наций земли, которые передали ей все лучшее, что у них было. И которая (и в этом главная суть этой цивилизации) отказалась от поиска «единственно правильного» вектора своего развития, справедливо сочтя, что пусть будет миллион векторов и пусть они свободно конкурируют.

Это цивилизация где есть место всему. Где все существует в одинаково комфортных условиях: и тунеядец живущий на государственное пособие уже в пятом поколении, и гениальный ученый, который движет вперед науку, уже десятилетия будучи прикованным к инвалидному креслу и аппарату искусственного дыхания.

И когда я слышу сентенции о «неправильном пути», который выбрала Америка, я точно знаю, что на самом деле никакого «пути» у Америки и вовсе нет. А есть открытое поле, в котором каждый может пойти куда хочет, в каком угодно направлении, с какой угодно скоростью, и куда-нибудь обязательно придет, как и положено человеку, идущему в открытом поле.

Именно в этом и заключается суть новой цивилизации, в этом открытом поле, в нём кроется секрет ее успеха и ее силы. Именно поэтому весь мир сейчас живет на технологиях, пришедших из Америки, пользуется медициной и наукой, пришедшей из Америки, и живет в культурной среде, пришедшей из Америки. Точно также как Даки или Кельты ненавидели Рим, но принимали римскую медицину, канализацию и центральное отопление.

Обратите внимание, я намерено не пишу «американский», а пишу «пришедший из Америки». Потому что все «американское», это на самом деле «африканское», «европейское», «азиатское», которое смогло развиться и достигнув успеха лишь попав в американскую цивилизационную среду.

И если у Америки нет никакого «Американского пути», то вот у России он есть.

Но то, что Россия принимает за свой «особый путь» представляет собой обычный коридор, который, как положено коридору, заканчивается стенкой.

Россия бродит по этому «особому пути», по этим коридорам, образующим гигантский лабиринт, уже много столетий, и свернув в очередной коридор, думает, что теперь то уж точно найден тот самый «правильный» путь, хотя интуитивно уже знает, что в конце обязательно будет стенка, где ее ждет очередная расстрельная команда. И где она потом «встав с колен» свернет в очередной поворот коридора.

Россия бродит по этому лабиринту и упорно игнорирует тоннели, ведущие наружу, в конце которых виден свет. Потому, что для тех, кто привык жить в лабиринте – свет в конце тоннеля – символизирует опасность. Если десятки поколений твоих предков ходили по коридорам, где всегда понятно куда и как идти, вылезать на свет, где нет никаких направляющих стенок, непривычно и страшно.

А то, что мы сейчас наблюдаем, это не конфликт наций, и не конфликт государств, и даже не конфликт политических систем. Это конфликт двух цивилизаций.

Одна из них ползает по подземному лабиринту в поисках «правильного» коридора, другая плюнула на эти поиски, вышла на поверхность, ходит куда захочет и как захочет, строит города и засеивает поля.

Та, что внизу может сильно навредить верхней, устраивая подкопы под здания и провалы на дорогах. Но победить она сможет, только выбравшись на поверхность. Если сама станет «Америкой». А тогда и сам повод для конфликта исчезнет.

http://shipilov.com/mysli-i-zametki/213-vojna-tsivilizatsij.html /Андрей Шипилов/

И немного классики о Родине…

«… Мера преданности Родине – в доносительстве спецслужбам.»

«…Мера пресмыкания перед властью – как мера преданности стране.»

– И.А.Ильин, русский философ, из статьи «Советский Союз – не Россия», 1947 г.

«Наиважнейшею приметою удачи русского народа есть его садистская жестокость». (The most important trait of the success of the Russian people is their sadistic brutality.) — Максим Горький

«Русский есть наибольший и наинаглейший лгун во всем свете». (A Russian is the greatest and the cheekiest of all liars in the world.) — Иван Тургенев

«Народ, который блуждает по Европе и ищет, что можно разрушить, уничтожить только ради развлечения». (People who roam across Europe in search of what to destroy and obliterate, only for the sake of gratification.) — Федор Достоевский

«Русские — народ, который ненавидит волю, обожествляет рабство, любит оковы на своих руках и ногах, любит своих кровавых деспотов, не чувствует никакой красоты, грязный физически и морально, столетиями живёт в темноте, мракобесии, и пальцем не пошевелил к чему-то человеческому, но готовый всегда неволить, угнетать всех и вся, весь мир. Это не народ, а историческое проклятие человечества» — И.С. Шмелёв.

«Ах, как тяжело, как невыносимо тяжело порою жить в России, в этой вонючей среде грязи, пошлости, лжи, обманов, злоупотреблений, добрых милых мерзавцев, хлебосолов-взяточников, гостеприимных плутов — отцов и благодетелей взяточников!» — Иван Аксаков, из письма к родным.

«В душе каждого русского, в отличие от европейца, живет хитрое злобное животное». — Карл Густав Юнг в одном из интервью

«Народ, что ненавидит волю, обожает рабство, любит цепи на своих руках и ногах, грязный физически и морально…готовый в любой момент угнетать все и вся». (The people who hate freedom, adore enslavement, love handcuffs and who are filthy morally and physically, ready to oppress everyone and everything.) — Иван Шмелев

«Народ, pавнодушный до наименьшей обязанности, до наименьшей справедливости, до наименьшей правды, народ, что не признает человеческое достоинство, что целиком не признает ни свободного человека, ни свободной мысли». (The people who are indifferent to the least of obligations, to the least of fairness, to the least of truth… the people who do not recognise human dignity, who entirely defy a free man and a free thought.) — Александр Пушкин

«Россия — самая паскудная, до блевоты мерзкая страна во всей мировой истории. Методом селекции там вывели чудовищных моральных уродов, у которых само понятие Добра и Зла вывернуто на изнанку. Всю свою историю эта нация барахтается в дерьме и при этом желает потопить в нем весь мир…» – И.А.Ильин (1882-1954) , русский философ

  • Вадим рассказов артист балета
  • Вадим по английскому как пишется
  • Вадим петрович воробьев сказка
  • Вадим отчество как пишется
  • Вадим написал сочинение прогулка в парке и нарисовал план парка ответы на впр 2 вариант