По интонации различаем восклицательные и невосклицательные предложения. По цели высказывания укажем предложения повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
Содержание
- Что такое интонация предложения?
- Таблица
- Виды предложений по интонации
- Невосклицательные предложения
- Примеры невосклицательных предложений
- Восклицательные предложения
- Невосклицательные предложения
- Предложения по цели высказывания
- Повествовательное предложение
- Примеры повествовательных предложений в художественной литературе
- Вопросительные предложения
- Примеры вопросительных предложений в художественной литературе
- Побудительное предложение
- Примеры предложений
- Повествовательное предложение
- Видеоурок «Какие бывают предложения по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске»
Что такое интонация предложения?
Интонация является одной из важных характеристик предложения. Начнем с определения, что называется интонацией.
Это слово имеет латинское происхождение: глагол intonare буквально значит «громко произносить». В синтаксисе русского языка термин «интонация» обозначает ритмико-мелодический строй предложения, как в устной речи оно произносится, с повышением или понижением тона.
Рассмотрим более подробно, с какой интонацией произносятся предложения и какую имеют эмоциональную окраску.
Таблица
ПО ИНТОНАЦИИ | ||
Восклицательное | Невосклицательное | |
Мне подарили котенка! | Мне подарили котенка. | |
ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ | ||
Повествовательное | Вопросительное | Побудительное |
На улице прекрасная погода. | Почему вы сидите дома? | Идите гулять. |
Виды предложений по интонации
По интонации и силе выраженного чувства, по эмоциональной окраске различают два вида предложений:
- восклицательные
- невосклицательные.
Невосклицательные предложения
Каждое предложение имеет интонацию конца предложения. Если высказывание произносится спокойно, без особой эмоциональной нагрузки в его конце, это невосклицательное предложение.
Предложение, в котором не выражено чувство, называется невосклицательным.
Примеры невосклицательных предложений
Поздно ночью пошёл сильный дождь. Он весело стучал в окна, лихо шумел в густой листве деревьев, деловито журчал в водосточных трубах (Л. Лагин).
Летом сразу бросаются в глаза обильные кисти с глянцевыми черными ягодами (В. Солоухин).
Большая площадь старого города над Днепром заросла травой. Здесь было тихо и чинно. Над собором екатеринских времен вились ласточки (А. Толстой).
Восклицательные предложения
Простые предложения могут дополнительно выражать эмоции и чувства говорящего. Тогда произносятся они с особой интонацией восклицания.
В деревне куда привольней, чем в городе. Можно и в лес за ягодами сходить, да и на речу — искупаться и порыбачить. А к обеду уха, да ещё какая! (Г. Скребицкий).
Последнее предложение в этом сообщении является по интонации является восклицательным, так как выражает чувство восхищения.
В восклицательных предложениях используются местоимения и наречия в роли усилительных частиц:
Голубушка, как хороша! Чем любоваться тут?
Ох, признаюсь — хоть это мне и больно- не прав и я ! (И. А. Крылов)
Предложения по цели высказывания
По цели высказывания — сообщение, вопрос, побуждение — простые предложения делятся на три вида:
- повествовательные
- вопросительные
- побудительные
Восклицательным может быть каждое из этих простых предложений.
Повествовательное предложение
В устной речи предложение произносится спокойно и ровно, только голос повышается на одном из членов предложения и понижается к его концу. Это повествовательная интонация, а такой вид предложения называется повествовательным. В нём сообщается, констатируется о каком-либо событии или факте, например:
Вчера выпал снег.
Второй день льёт дождь как из ведра.
В конце повествовательного предложения ставится завершающий пунктуационный знак — точка.
Примеры повествовательных предложений в художественной литературе
Белая береза под моим окном принакрылась снегом точно серебром (С.Есенин).
Бесконечная дорога убегает лентой вдаль (С. Есенин).
В одном болоте, под дикой ивой, вывелись утята (М. Пришвин).
Одуванчики цветут с весны до осени (В. Солоухин).
Солнце уже спускалось за лес. Оно бросало несколько чуть теплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес (И. Гончаров).
Вопросительные предложения
По цели высказывания различают вопросительные предложения, которые выражают вопрос. В устной речи голос интонационно повышается на том слове, который является главным в вопросе, например:
Сегодня ты покормил собаку?
Сегодня ты покормил собаку?
Сегодня ты покормил собаку?
Такое выделение голосом важного по смыслу слова в предложении называется смысловым, или логическим ударением.
В конце вопросительного предложения необходимо поставить вопросительный знак.
Примеры вопросительных предложений в художественной литературе
Знаете ли вы, какое наслаждение выехать весной до зари? (И.Тургенев).
Жалко стало ребятам, что лисенок убежал. Куда он такой маленький денется? Пропадет в лесу. Пришел дедушка, посмотрел нору, головой покачал и говорит:
— Нет, ребята. Это не лисенок ход прокопал. Это мать-лиса за ним приходила (В.Бианки).
Крошка-сын к отцу пришёл и спросила кроха:
— Что такое хорошо и что такое плохо? (В. Маяковский).
О чём эта песня вагонных колес,
И птиц щебетанье,
И шелест берёз?
О родине, только о родине (Расул Гамзатов).
Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из улиток, ракушек,
И зеленых лягушек (С. Маршак).
Побудительное предложение
Если предложение выражает побуждение, просьбу, приказ, сильное чувство, то интонация становится побудительной. Тогда предложение произносится с повышением голоса, напряжённо. Для побудительного предложения характерен более высокий тон, чем при повествовательном, но более низкий, чем при вопросе.
Подойди ко мне!
Сядьте рядом на скамейке!
Давайте полюбуемся этой красотой!
Примеры предложений
Мартышка стала прямо. Попугай скомандовал:
— Упражненье началось!
Ноги вместе! Руки врозь!
Раз, два, три, четыре!
Ноги выше! Руки шире! (Григорий Остер)
А дождь идёт все сильнее и сильнее…Ползет к грибу мокрая Бабочка:
— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу! (В. Сутеев).
Не мешайте мне трудиться!
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу (Е. Благинина).
Видеоурок «Какие бывают предложения по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске»
Сохранить статью
Предыдущая
СинтаксисЧто такое грамматическая основа простого предложения
Следующая
СинтаксисСоставное глагольное сказуемое — это… Примеры предложений
Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.
Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.
Инструмент поддерживает 8 языков.
Символов в тексте
0
Без пробелов
0
Количество слов
0
Вставьте ваш текст для проверки
Ваш текст проверяется
Орфография
Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.
Что входит в проверку текста?
- грамматические ошибки;
- стиль;
- логические ошибки;
- проверка заглавных/строчных букв;
- типографика;
- проверка пунктуации;
- общие правила правописания;
- дополнительные правила;
Грамматика
Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.
- Деепричастие и предлог
- Деепричастие и предлог
- «Не» с прилагательными/причастиями
- «Не» с наречиями
- Числительные «оба/обе»
- Согласование прилагательного с существительным
- Число глагола при однородных членах
- И другие
Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»
-
Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…
-
Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.
Пунктуация
Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.
- Пунктуация перед союзами
- Слова не являющиеся вводными
- Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
- Союзы «а», «но»
- Устойчивое выражение
- Цельные выражения
- Пробелы перед знаками препинания
- И другие
Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»
-
Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,
-
«Парень понял, как мальчик сделал эту модель»
Какие языки поддерживает инструмент?
Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском
Приложение доступно в Google Play
Виды предложений
- Виды предложений по цели высказывания
- Виды предложений по интонации
Каждое предложение произносится или пишется с какой-то целью: что-то рассказать, о чём-то спросить, попросить или приказать что-то сделать. По цели высказывания и интонации предложения делятся на виды:
Виды предложений по цели высказывания
Цель высказывания — это цель, с которой предложение произносится или пишется. Целью высказывания может быть сообщение, вопрос или просьба (приказ, побуждение к действию, совет).
Предложения с точки зрения выраженного в них содержания, то есть по цели высказывания, бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.
- Повествовательное предложение — это предложение, в котором что-либо сообщается, что-либо утверждается или что-либо отрицается:
На улице плохая погода.
Дельфин – млекопитающее.
Дельфин – не рыба.
В конце повествовательного предложения ставится точка, восклицательный знак или многоточие:
Нам пора домой.
Мы идём в кино!
А вот и рассвет…
Повествовательные предложения произносятся с повествовательной интонацией — повышение голоса на одном из членов предложения и понижение его к концу предложения.
- Вопросительное предложение — это предложение, которое содержит вопрос. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак:
Что ты делаешь?
Вопросительное предложение может содержать вопросительные слова:
Какой это цвет?
Где ты сегодня был?
Иногда вопрос выражается с помощью вопросительных частиц ли, ль, разве и др.:
Не хочешь ли тоже поехать?
Тебе ль не знать?
Разве тебе уже можно?
Вопрос может выражаться только вопросительной интонацией, в этом случае вопросительных слов и частиц предложение содержать не будет. Повышение голоса будет падать на главное по смыслу слово в предложении:
Поедешь с нами на дачу?
Вы Иванова ждёте?
Вопросительные предложения произносятся с вопросительной интонацией — повышение тона голоса на слове, с которым связан смысл вопроса, и к концу предложения:
Вам нравится читать?
Вам нравится читать?
Вам нравится читать?
- Побудительное предложение — это предложение, которое содержит повеление, просьбу или запрет. В конце повелительного предложения, в зависимости от того, произносится оно спокойным или повышенным тоном, ставится точка или восклицательный знак:
Закройте дверь.
Не входить!
Побудительные предложения часто содержат обращения:
Оля, закрой окно.
Примечание: побудительные предложения часто имеют только один главный член — сказуемое, выраженное глаголом в повелительном наклонении:
Не ходите по мокрому полу.
Побудительные предложения произносятся с побудительной интонацией — с повышением голоса, напряжённо.
Виды предложений по интонации
По эмоциональной окраске (интонации) предложения делятся на восклицательные и невосклицательные:
- Восклицательное предложение — это предложение, в котором высказываемая мысль сопровождается сильным чувством (удивлением, восторгом, восхищением, радостью и т. п.). Восклицательное предложение произносится с особой восклицательной интонацией. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак:
Сегодня отличная погода!
Восклицательными могут быть повествовательные, вопросительные и побудительные предложения:
Отличный фильм! — предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске — восклицательное.
Что делать будем?! — предложение по цели высказывания вопросительное, по эмоциональной окраске — восклицательное.
Собирайся скорей! — предложение по цели высказывания побудительное, по эмоциональной окраске — восклицательное.
- Невосклицательное предложение — это предложение, произносимое спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций (чувств). На конце невосклицательных предложений ставится точка:
Как быстро прошло лето.
Интонация — это способ достучаться до собеседника
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о том, что такое ИНТОНАЦИЯ.
Уверены, большинство наших читателей понимают, о чем собственно идет речь.
Тем не менее есть масса нюансов, о которых мы и расскажем в этой статье.
Интонация – это…
Интересно, что до середины прошлого века не существовало единого определения термина ИНТОНАЦИЯ. И каждый из известных словарей давал свой вариант.
- Так, Даль в своем Толковом словаре говорил о сильном голосовом ударении.
- А в «Словаре русского языка» Ожегова речь шла сразу о нескольких характеристиках – точность звучания голоса, манера произношения и голосовые приемы для выделения отношения к тому или иному событию.
- И наконец, в Большом Энциклопедическом словаре понятие интонации сводилось к стихотворной форме, когда голос повышается в начале строки и понижается в конце.
Но сегодня лингвисты вроде договорились между собой, и пришли к единому определению.
Интонация – это изменение мелодики, ритма и громкости нашей речи, помогающие наиболее четко выразить свое отношение к конкретному вопросу или акцентировать внимание собеседника на отдельных деталях.
Сам термин ИНТОНАЦИЯ имеет латинские корни. И дословно «intonō» можно перевести как «громко произносить». Из этого вытекает одна маленькая, но очень важная деталь.
Интонация – это понятие, которое применимо только к разговорной речи, и не употребляется к литературным и прочим текстам.
Примеры
Ну, например, возьмем известное стихотворение Агнии Барто:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
В написанном варианте оно читается на едином дыхании и без интонационных ударений. Практически это просто констатация факта, что «некая девочка Таня громко плачет, потому что уронила мячик».
Но совсем другое дело, когда мы начнем рассказывать это стихотворение свои детям. Появится выражение, интонация. Чаще всего голос повысится на словах «плачет» и «уронила»:
Наша Таня громко ПЛАЧЕТ
УРОНИЛА в речку мячик.
А можно поменять ударное слово, например, во второй строчке и получится уже другой смысл:
Уронила в РЕЧКУ мячик (куда?) или Уронила в речку МЯЧИК (что?)
И так мы делаем ежедневно, общаясь с родными, друзьями или коллегами по работе. С помощью интонации мы придаем своим словам определенное ударение. И соответственно, помогаем окружающим лучше нас понять.
Виды интонаций
Все интонации делятся на три больших категории:
- Повествовательная;
- Восклицательная;
- Вопросительная.
Повествовательная интонация
Такая интонация применяется, когда нужно просто донести какую-то информацию до собеседника. Как правило, ударными делаются несколько слов, на которых говорящий хочет сделать акцент.
С утра была ХОРОШАЯ погода, и мы решили поехать в парк.
Мама на ужин приготовила нам ОТБИВНУЮ.
В холодильнике ПУСТО, поэтому надо идти в магазин.
В повествовательной речи также характерно понижение интонации в конце каждого предложения. Так, человек неосознанно отделяет одно предложение от другого.
Вопросительная интонация
Вопросительная интонация сопровождает любой вопрос, который адресован к собеседнику. И она определенно дает понять, что человек хочет получить ответ.
Почему ты не сделал домашнее задание?
В данном случае вопросительным словом является «почему». Именно на него идет голосовое ударение. Но интонацией можно выделить абсолютно любое слово в вопросительном предложении. И от этого изменится сам вопрос.
Вы СОБИРАЕТЕСЬ следующим летом ехать на море?
ВЫ собираетесь следующим летом ехать на море?
Вы собираетесь СЛЕДУЮЩИМ летом ехать на море? (или этим)
Вы собираетесь следующим ЛЕТОМ ехать на море? (или осенью, или весной)
Вы собираетесь следующим летом ЕХАТЬ на море? (или лететь)
Вы собираетесь следующим летом ехать НА МОРЕ? (или в горы, или в Европу)
Видите, предложение одно, а интонационно можно превратить его в шесть разных вопросов. И на каждый подразумевается свой, непохожий на другие ответ.
Восклицательная интонация
Восклицательная интонация – это способ выразить свои эмоции как положительные, так и негативные. Как правило, речь идет о повышении силы голоса. Громкая речь всегда обращает на себя внимание.
Как же КРАСИВО сегодня вечером!
Как же я УСТАЛ на этой работе.
Даю вам ПОСЛЕДНИЙ шанс!
Как можно заметить, очень часто восклицательные предложения заканчиваются восклицательным знаком.
Какие бывают предложения по интонации
По интонации предложения разделяют на:
- Восклицательные — наполнены эмоциями, они выражают чувства тех, кто пишет или говорит. И чаще всего это связано с восхищением, хотя и не обязательно.
Ты посмотри, какие яркие на небе звезды.
Мама, суп очень вкусный. - Невосклицательные — это простая констатация факта. Оно произносится спокойно, без особых эмоций.
Наступила ночь, за окном засияли звезды.
Мама приготовила очень вкусный суп.
Если вы вспомните, какие бывают предложений по цели высказываний, то сложив их с интонационными вариантами мы получим следующую картину:
Вместо заключения
Управляя интонацией можно легко удерживать внимание слушающих. Этим искусством хорошо владеют политики, актеры, другие публичные люди. Но при этом они не делают ничего особенного.
Профессиональные ораторы просто знают, где нужно повысить голос, а где, наоборот, понизить. Так, повышая голос, человек выделяет интонационно важные моменты своего выступления. А на менее важных — он голос понижает.
Интересно, что тихим голосом можно еще больше удержать внимание аудитории. Люди невольно начинают прислушиваться.
То же самое касается и скорости речи. Если говорить слова быстро, то это будет заставлять собеседника внимательно слушать, чтобы ничего не пропустить. Главное не перестараться, а то люди устанут от постоянного потока информации.
заведующая Учебно-методический центр факультета гуманитарного образования (русский язык и литература) Ленинградского областного института развития образования
Эксперт: преподавание русского языка и литературы
Выразительное чтение (ВЧ) – один из эффективных методов раскрытия художественных достоинств текста. Оно развивает ум, вкус, чувство и воображение школьника, базируется на единстве эмоционального и логического начал. При чтении возникает эмоциональное переживание, которое углубляется при логическом осмыслении, постижении авторского замысла.
Словесное действие
Главная задача устной речи заключается в том, чтобы оказывать на слушающих определённое воздействие, убеждать в чём-то, заставить думать и чувствовать так, как этого хочет говорящий.
«Полное продуктивное целесообразное действие – самое главное в творчестве, стало быть, в речи! Говорить – значит действовать!» – писал К. С. Станиславский. Это очень важная мысль для эстетического воспитания.
Итак, первая задача читающего: поставить действенную исполнительную задачу, определив сквозное действие стихотворения или фрагмента текста.
Какие могут быть сквозные словесные действия?
- воздействовать на воображение слушателей (Ф. Тютчев «Люблю грозу…» – хочу нарисовать картину майской грозы не страшной, а радостной);
- воздействовать на чувства (хочу выразить чувство восхищения мужеством Остапа во время казни);
- воздействовать на сознание слушателей (хочу, чтобы поняли главную мысль текста или фрагмента (хочу показать, что Герасим из «Муму» возвращается домой не крепостным, во всём послушным рабом, а свободным человеком; недаром Тургенев сравнивает его походку со львом).
Ассоциации
Для реализации целенаправленного словесного действия решающее значение имеют яркие видения и ассоциации.
Увидеть за словами автора живой образ или картину непросто для ученика, учить этому – задача учителя. (Представьте узника в темнице; тучи «цепью жемчужною» мчащиеся по небу; гром, «как бы резвяся и играя , грохочет в небе голубом» и т. д.).
Задание к стихотворению А.С. Пушкина «Унылая пора»
- После выразительного чтения учителем можно дать задание ученикам: письменно ответьте на вопрос «Какую осень любит А.С. Пушкин?» (Как правило, все пишут о красоте ранней осени).
- Перед повторным чтением задать вопрос: “Какие картины осени вы представляете, видите внутренним зрением?” Эти зрительные образы будут тем конкретней, чем ярче рисует их в своём воображении читающий.
- После второго чтения стихотворения ученики ещё раз обращаются к заданному вопросу, редактируют написанное.
Этапы действенного анализа стихотворения или фрагмента текста
- Всестороннее ознакомление с содержанием текста, постижение авторского замысла:
– выразительное чтение учителем текста (никаких заданий перед первым чтением!);
– самостоятельное чтение учащихся, определение отдельных событий и частей текста (заглавие или цитатный план);
– создание цепи вИдений и ассоциаций, связанных с эстетическим восприятием содержания текста (работа с ключевыми понятиями, вопросы по анализу текста, работа с образными средствами языка);
– выяснение основной мысли, идеи произведения. - Формулирование главной цели чтения, сквозного действия для всего текста.
- Исполнительская задача для каждой части текста.
– Анализ текста, итог анализа: главная мысль – А.С. Пушкин любит и раннюю осень, пору прощальной красы, когда «в багрец и золото одетые леса», и позднюю осень, когда блеснёт «редкий солнца луч», когда в природе чувствуются «отдалённые седой зимы угрозы». (Можно записать этот текст как образец с частичным цитированием, которое используется при литературоведческом анализе произведений).
– Главная цель чтения, сквозное действие – передать любовь автора и к ранней, и к поздней осени.
– Исполнительская задача для каждой части: первая часть – восхищение ранней осенью, вторая часть – лёгкая грусть.
– Интонация (разметить).
Работа над интонацией
Надо учить читать сдержанно и просто.
Интонация в выразительном чтении – это одна из сторон речи, способствующая активному, действенному общению читающего со слушателями. Именно интонация способствует наиболее точной и ясной передаче авторской мысли.
Компоненты интонации:
- логическое ударение;
- мелодика речи, повышение и понижение голоса;
- пауза – короткая, длинная (/, //);
- темп – спокойный, замедленный, ускоренный(«Чуден Днепр …» – интонация замедленная, «Швед, русский колет, рубит, режет…» – интонация ускоренного чтения);
- тон – эмоциональная окраска речи.
Например,
«Пришла» – это неполное предложение можно произнести со многими оттенками: радостно, ласково, неуверенно, негодующе, заискивающе, удивлённо, тихо, громко, спокойно, быстро, медленно, с укоризной и т. д.
Задание: попросите ребят произнести это предложение с разной интонацией, чтобы они почувствовали богатство русской речи, в которой
интонация играет очень важную роль.
Упражнения:
1. Интонация конца предложения (.) – голос вниз; интонация вопросительного предложения (?) – голос вверх; интонация восклицательного предложения (!) – голос вверх.
2. Однородные члены предложения: на каждый член предложения падает логическое ударение, после каждого члена предложения – пауза. (Проказница Мартышка,/Осёл,/ Козёл/ да косолапый Мишка / затеяли сыграть квартет.)
3. Интонация выделения – / пауза, голос вверх, пауза /. (Море, / лениво вздыхающее
у берега, / уснуло и неподвижно вдали.) Используется при обособлении.
4. Интонация противопоставления. Первая часть предложения – голос вверх, долгая пауза, к концу второй части голос понижается. (Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.) Противопоставление двух частей достигается логическим ударением на антонимах. (Любишь кататься – люби и саночки возить.)
5. Вводные слова и предложения – ускоренное чтение всего предложения.
6. Обращение: 1) в начале предложения: логическое ударение и пауза (Друзья мои,/ прекрасен наш союз!); 2) в середине предложения – логическое ударение, пауза после обращения (Не шуми ты, рожь, / спелым колосом.); 3) в конце предложения – пауза перед обращением, логическое ударение (Чего тебе надобно, / старче?).
7. Интонация пояснения используется там, где есть знак «двоеточие»: в сложном бессоюзном предложении к концу первого предложения голос понижается, долгая пауза.
Интонацию можно графически изобразить на пунктуационных схемах. Например, интонационная схема при обращении; О, /….
Прежде чем изучать знаки препинания в предложениях, надо научить учащихся правильной интонации.
Речевые звенья, логическая пауза
Наша речь всегда разделена остановками (паузами) на группы слов, связанных между собой по мысли – это речевые звенья, а паузы между ними – это логические паузы.
Речевые звенья, как правило, определяют знаки препинания, но не всегда.
- Логические паузы отделяют группу подлежащего от сказуемого. (Кислая и очень полезная ягода клюква / растёт на болотах.)
- Логическая пауза – перед соединительными союзами и , или, да ( и) – даже если нет запятой. (Кислая / и очень полезная ягода клюква.)
- После точки – всегда длительная пауза.
- Логические паузы – при обратном порядке слов, инверсии. (Приятна мне / твоя прощальная краса. //)
Неправильно сделанная логическая пауза искажает смысл прочитанного и разрушает эстетическое впечатление. (Дети начальной школы могут так прочитать: «.. .Пришла, / рассыпалась, клоками /, повисла на суках дубов».) Логическая пауза вносит порядок в
речь читающего, приучает его владеть собой и, не торопясь, переходить от одного речевого звена к другому.
Логическое ударение
Темп и ритм
Темп и ритм – это скорость чтения. Они могут быть ускоренными и замедленными.
Это зависит от идейного замысла. («Швед, русский колет, рубит, режет. Бой барабанный, крики, скрежет…» – динамика действия передаётся ускоренным чтением.
«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь поля и горы полные воды свои…» – величественная красота природы передаётся замедленным чтением.) Темп рождается в результате правильной эстетической оценки текста. Темп и ритм связаны между собой и определяют музыкальность стиха.
Задание-практикум для учащихся
Изобразить графически интонацию и объяснить свой выбор:
Воля / и труд человека / дивные дива творят.
Истинное воспитание / состоит не столько в правилах, / сколько в упражнениях.
Глупость / и гордыня / растут на одном дереве.
Я выглянул в окно: // кругом был мрак / и вихорь.
Утомлённый ходьбой по болоту, / я присел на пень.
Статьи по теме
- Применение технологии спонтанного письма на уроках русского языка
- Урок-коллоквиум: из опыта преподавания литературы в 5-6 классе
- Грамматические способности и чувство ритма: а есть ли связь?
- Управляем интонацией – воздействуем на слушателей
- Педагогическая риторика: тренируем полетность речи
- 4 приема быстрого чтения учебной и научной литературы
Страница 25 из 29
Николай Алексеевич Некрасов «Русские женщины»
Творческое задание (с. 233)
А. Т. Твардовский писал о книге стихотворений Некрасова, попавшей к нему в детские годы, как о самой дорогой, «заветной книге». Есть ли у вас «заветное» стихотворение Некрасова? Расскажите об этом.
У меня есть «заветное» стихотворение Некрасова. Я услышал его от своей прабабушки. Стихотворение называется «В полном разгаре страда деревенская» и рассказывает о тяжёлой судьбе русских женщин на селе.
Размышляем о прочитанном (с. 249)
1. Прошло почти два столетия после восстания декабристов 1825 года. Как сегодня воспринимаем мы подвиг декабристов и их жен?
Известно, что толчком к формированию взглядов декабристов стала Отечественная война 1812 года и заграничные походы русской армии. В движении декабристов принимали участие наиболее образованные, деятельные представители дворянского сословия.
В концентрированном виде взгляды декабристов были изложены в двух программных документах — «Русской правде» П.И. Пестеля и конституции Н.М. Муравьева. Общие черты, объединяющие программы, были таковы: отмена крепостного права, наделение крестьян землей, введение гражданских прав и свобод, ликвидация неограниченного самодержавия, создание новой системы государственного управления.
В 1825 году после смерти Александра I сложилась уникальная система междуцарствия в связи с отречением Константина от престола. Декабристы решили воспользоваться случаем-и назначили выступление на 14 декабря. Они планировали заставить Сенат, не присягавший Николаю, подписать документ об отмене неограниченного самодержавия и проведении серии реформ.
Но восстание закончилось неудачно. Заговорщики были арестованы и после суда руководители движения (К. Рылеев, Н. Муравьев, П. Пестель, Н. Бестужев-Рюмин, С. Муравьев-Апостол) были казнены в Петропавловской крепости, а 120 рядовых участников были отправлены в ссылку и на каторгу.
2. Каким вы представляли себе тяжкий путь жен декабристов в Сибирь?
Вслед за своими мужьями в Сибирь последовали их жены (Е.И. Трубецкая, МН. Волконская, А.Г. Муравьева). Это был поистине героический поступок, который заставил говорить о декабристах и их женах все общество.
Путь в Сибирь в те времена был очень трудным. Железных дорог не было. Женщины должны были проехать в очень тяжелых условиях около 7000 километров.
Какие чувства поэма Некрасова вызвала у вас? Постарайтесь сформулировать тему и идею этого произведения.
Поэма H.A. Некрасова «Русские женщины» вызывает сочувствие к тем, кто поплатился за стремление улучшить жизнь Отчизны, но одновременно с этим вызывает чувство гордости за то, что дух людей оказался крепким, его не удалось сломать. Также восхищает любовь русских женщин к своим мужьям, доказывающая, что любовь сильнее всего и она сможет преодолеть любые препятствия.
Тема произведения — судьба жен декабристов. Идея такова: их решение поехать в Сибирь, поддержать мужей — подвиг, достойный восхищения.
3. Найдите в тексте авторские определения «почтенного генерала». Как они характеризуют отношение поэта к этому литературному персонажу?
Автор по-разному называет губернатора Иркутска: «начальник городской», «почтенный бригадир», «генерал», «упрямый старичок», «почтенный генерал», «старик», «старый генерал». Автор хочет сказать, что в душе этого человека борются чувство долга и человеческое чувство сострадания.
Он исполняет предписание, тогда он «генерал», он принимает решение отправить княгиню дальше в путь, тогда он «старый генерал». Опыт жизни подсказал ему, что те чувства, которые движут княгиней, высоки и прекрасны, человеческое побеждает в душе пожилого человека.
4. Что говорит княгиня о светском обществе и своем долге? В чем пафос ее доводов в разговоров с генералом и какие из них нам кажутся особенно убедительными? В чем их сила?
Княгиня откровенно говорит генералу о светском обществе следующее (с. 250): оно занимается пустыми делами, клевета о продажность — норма жизни, торжествует в нем «нахальная дрянь», а лучшие люди уничтожены («где были дубы до небес, /А нынче пни торчат…» ). А её долг — поддержать мужа:
Нет, я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Она готова разделить с мужем, как и положено женщине, все тяготы жизни.
Пафос (ведущее настроение) её доводов очень высокий, можно даже сказать героический. Княгиня отстаивает право своего выбора, утверждает святость супружеского долга. Для неё поддержка близкого человека — самое важное в жизни, и это вызывает восхищение читателя. Княгиня поступок мужа объясняет любовью к Родине, и поэтому его судьбу она готова разделить. Пустота светской жизни противопоставляется её уверенности в правоте своего решения и решимости идти дальше.
Сила доводов в её убежденности, она не колеблется, переубедить и напугать её невозможно.
4. Как словарь героини Некрасова («я не жалкая раба», «гордость», «мой долг» и пр.) характеризует ее? Что вы можете сказать об отношении автора к ней?
Словарь героини говорит о том, что перед нами человек с высоко развитым чувством собственного достоинства, она применяет по отношению к себе самые высокие понятия и следует своим убеждениям.
В начале поэмы княгиня Трубецкая показана в разговоре с отцом. Она очень любящая дочь, но жалость к отцу не может помешать ей ехать. «Не плачу я», — говорит княгиня, прощаясь о отцом. Это говорит о её стойкости, уверенности в своей правоте.
Княгиня считает, что отец может гордиться такой дочерью, она понимает, что её поступок — дело долга.
По пути в Иркутск спутник княгини заболел, а она продолжила путь одна. Необычайная жизненная стойкость рождена силой духа, устремленностью героини вперед.
В Иркутске ей пришлось задержаться из-за того, что генерал получил предписание не пропускать её дальше.
В диалоге генерала и. княгини раскрывается её мировоззрение: она настоящая русская женщина, уважающая себя, любящая мужа. Свой долг она видит в том, чтобы разделить участь мужа, даже если он считается преступником. Княгиня обличает жизнь светского общества, пренебрегает комфортом и удобством.
Сила её убеждения такова, что губернатор Иркутска проникся к ней уважением и состраданием. Он отправил её, вопреки предписанию, дальше.
Мой долг, — я слез не принесу
В проклятую тюрьму —
Я гордость, гордость в нем спасу,
Я силы дам ему!
Презренье к нашим палачам,
Сознанье правоты
Опорой верной будет нам.
Так считает княгиня. И с этими высокими мыслями она продолжает свой путь.
Творческое задание (с. 250) «Русские женщины»
Считаете ли вы поступок княгини Е. И. Трубецкой подвигом? Дайте развёрнутый письменный ответ на этот вопрос. Прочитайте самостоятельно стихотворение Н. А. Некрасова. Подумайте, в чём его главная мысль. Какие чувства вызывает оно у вас?
Поступок княгини Е.И. Трубецкой можно считать подвигом. Она бросила всё, что любила: дом, знакомых и поехала в ссылку к мужу – декабристу. Княгиня променяла уютную, роскошную жизнь на жизнь, полную лишений и страданий. Я восхищаюсь её подвигом.
Стихотворение Н.А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…» рассказывает нам о женщине – крестьянке, которую наказывали кнутом. Это стихотворение вызывает смешанные чувства. С одной стороны, это гордость за русских женщин сильных духом. С другой стороны, это возмущение, потому что наказывают её несправедливо.
Фонохрестоматия. Русские женщины. Некрасов
1. В первой части поэмы автор воссоздаёт картину прощания княгини Трубецкой с отцом. Старый граф молчит, поэт не говорит о его чувствах, но нам понятно состояние графа, мы догадываемся о его мыслях. Как поэту удалось показать переживания отца, провожающего дочь в страшные каторжные края? Как актриса помогает нам понять мысли и чувства графа?
Поэту удалось показать переживания отца с помощью его поведения:
«Сам граф подушки поправлял,
Медвежью полость в ноги стлал,
Творя молитву, образок
Повесил в правый уголок
И – зарыдал…Княгиня – дочь…
Куда – то едет в эту ночь…»
Актриса передает чувства графа с помощью интонации.
2. Как вы считаете, почему княгиня в сцене прощания спокойна, непоколебимо уверена в верности выбранного решения? Может быть, период терзаний, сомнений уже пережит? Даёт ли основания для таких предположений своим чтением актриса?
Княгиня спокойна, потому что она пережила период терзаний, сомнений и твёрдо уверена в своём решении. Актриса ясно даёт понять, что княгиня настроена решительно.
3. Вторая часть поэмы — долгий, многодневный диалог губернатора и княгини. Актёру удалось создать психологически сложный образ старого генерала. В чём противоречивость ситуации, в которой оказался генерал? Долг или сострадание заставляют его отговаривать, убеждать княгиню вернуться?
Противоречивость ситуации, в которой оказался генерал заключается в том, что с одной стороны, он относится к княгине, как отец, а с другой стороны он понимает чувства княгини.
4. Как актёр средствами художественного чтения сумел передать борьбу, развитие чувств, переживаемых генералом в ходе диалога с княгиней?
С помощью интонации и пауз актёр передает борьбу, развитие чувств, переживаемых генералом.
«Несжатая полоса». Некрасов
Размышляем о прочитанном (с. 252)
1. Что означает выражение «несжатая полоса»? Какую «полосу» имеет в виду Некрасов?
Несжатая полоса — часть поля, с которого не собран урожай. Исследователи считают, что образ несжатой полосы поэт мог заимствовать из народной песни «Полоса ль моя, да полосонька».
2. От чьего лица поэт ведёт рассказ?
Повествование ведется от третьего лица, но в стихотворении основную часть занимает диалог пшеницы и ветра, они говорят от первого лица.
3. Каким стихотворным размером написано стихотворение? Какие признаки этого размера вы можете назвать? Убедительно ли в нём выражается содержание стихотворения?
Трёхстопный дактиль, рифмовка парная ААВВ.
Творческое задание
Прочитайте самостоятельно стихотворение А. А. Фета «Музе» («Пришла и села. Счастлив и тревожен…»). Сопоставьте его со стихотворением Н. А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…». Насколько различны образы Музы у двух поэтов? Почему?
Муза Фета «На облаке, незримая земле, / В венце из звезд, нетленная богиня, / С задумчивой улыбкой на челе», в то время как у Некрасова это «родная сестра» обычной крестьянки. Они очень отличаются, поскольку Некрасова вдохновляла жизнь обычных крестьян, а поэзия Фета больше лирическая.
«Размышления у парадного подъезда»
Размышляем о прочитанном (с. 257)
1. Против кого направлен гнев поэта? Какие чувства хочет разбудить и читателе Некрасов?
Гнев поэта направлен против такой особенности русской жизни: чиновник, живущий в доме с «парадным подъездом», должен служить людям. Но он этого не делает. Особенно возмущает автора то, что от парадного подъезда прогнали мужиков, которых Некрасов называет русскими людьми. «И пошли они, солнцем палимы…» Образ жизни «владельца роскошных палат» тоже вызывает гнев автора.
В читателе автор хочет разбудить чувство протеста, желание бороться с установленным порядком.
2. Как меняется интонация в стихотворении (от рассказа к негодованию, к ораторской, декламационной речи, а затем к жалобному стону и, наконец, к недоумённому вопросу)? Как эти изменения связаны со стилем?
Интонации меняются в соответствии с тем, какие чувства хочет вызвать поэт.
3. О сцене у парадного подъезда рассказала поэту Панаева, его жена. Как вы думаете, только ли этот эпизод изображен поэтом? Подготовьте устный ответ, подкрепив его цитатами из текста.
Частный случай, о котором рассказала поэту, послужил поводом для глубокого обобщения, сделанного H.A. Некрасовым при создании стихотворения.
В произведении противопоставляются два мира (с одной стороны — «владелец роскошных палат, а с другой — обозленные бедняки»).
В начале стихотворения говорится о том, что к некоторому парадному подъезду приходят разные люди, так что нет ничего странного в том, что «раз… сюда мужики подошли» результате они уходят «солнцем палимы», — значит, да взошло солнце, а вельможа еще объят сном.
Ситуация, показанная в стихотворении, типичная: швейцар прогнал мужиков, не дожидаясь пробуждения вельможи, значит, так бывает всегда.
Центральный мотив, пронизывающий описание вельможи, — мотив сна. Он и в прямом смысле спит, и в переносном — он не понимает смысла жизни, не осознает, что живет ради этих мужиков. Что в них его спасение.
Мотив сна связан и с судьбой народа:
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?…
Заканчивая жизнеописание вельможи, автор предсказывает: «Ты уснешь». Заключая свое обращение к народу, и спрашивает: «Ты проснешься ль?» Так это стихотворенье является размышлением о судьбе всего русского народа который стонет под бременем невыносимой жизни, о котором не беспокоятся сильные мира сего.
Иллюстрации к стихотворению создал художник Д. Шмаринов. Они помогают представить ту печальную картину, которую увидела А .Я. Панаева: украшенный фонарями и фигурами львов подъезд и плохо одетые мужики, снявшие шапки, напрасно пришедшие сюда.
{{ word.morphem }}
{{ word.word }}
Характеристика
По цели высказывания: {{ purpose[syn.purpose] }}
По интонации: {{ emotionalColoring[syn.emotionalColoring] }}
Простое
Сложное
По наличию главных членов: {{ mainMembers[syn.mainMembers] }}
По наличию второстепенных членов: {{ minorMembers[syn.minorMembers] }}
Не осложнено обращениями, вводными словами и однородными членами
Осложнено однородными членами
Осложнено вводными словами
Осложнено обращениями
Сложносочинённое предложение. Количество простых предложений: {{ syn.countRoot }}.
Cложноподчиненное предложение.
- {{ error }}
{{ infoService }}
Как сделать синтаксический разбор предложения в режиме онлайн?
С нашим сервисом легко и просто.
*Обратите внимание, что в русском алфавите «е» и «ё» — разные буквы. Старайтесь вводить в поисковую строку текст без орфографических и пунктуационных ошибок, так как они негативно влияют на результат разбора.
Пользователям с разными статусами открыто различное количество знаков для разбора:
-
Юзерам, пользующимся сервисом без регистрации — 10 000 символов,
-
Пользователям, прошедшим регистрацию — 15 000 символов,
-
Людям, оформившим PRO версию — 100 000 символов. Также, в эту опцию включены отключение рекламных показов и выделенная очередь, позволяющие осуществлять разбор намного быстрее.
Сервис Текстовод Синтаксис предназначен, в большей степени, для учащихся общеобразовательных школ и абитуриентов высших учебных заведений.
Также, наша программа может помочь повысить качество текста в работе копирайтера или текстового редактора. Любой специалист, работающий с текстами, знает, что разбор предложения по частям речи способствует уменьшению и стилистических ошибок тоже.
Для чего нужен синтаксический разбор предложения?
Исходя из определения, синтаксис необходим для характеристики предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи.
Как происходит синтаксический разбор предложения в нашей программе?
Последовательность выполнения разбора на Текстоводе абсолютно идентична синтаксическому разбору, производимому по школьной программе России.
Ниже предоставлен алгоритм разбора предложения.
*Имейте ввиду, что некоторые действия можно выполнять устно.
Этап I. Прочитайте и, при необходимости, спишите предложение.
Этап II. Определите цель высказывания предложения.
Выберите подходящий вариант:
-
Повествование (например, «Мама работает.»)
-
Вопрос (к примеру, «Мама работает?»)
-
Побуждение (образец, «Мама, работай!»)
Этап III. Уточните эмоциональную окраску, исходя из знаков препинания в конце предложения.
Тут 2 варианта:
-
Восклицательное.
-
Не восклицательное.
Этап IV. Выясните, простое предложение или сложное.
Подсказка: простое содержит одну-единственную грамматическую основу, а сложное две и более.
В зависимости от IV-го этапа, синтаксический разбор делится на 2 направления.
1. Произведите разбор простого предложения.
Этап V. Определите, односоставное или двусоставное предложение.
В первом случае, предложение имеет один главный член (подлежащее или сказуемое), во втором варианте, и подлежащее, и сказуемое являются главными членами.
Этап VI. Уточните, каким является ваше предложение: распространённым или нераспространённым.
В распространённом предложении есть главные и второстепенные члены.
В нераспространённом же содержится лишь одна грамматическая основа (состоящая из подлежащего и сказуемого).
Этап VII. Отнесите предложение к осложнённому или неосложнённому.
Осложнённое, когда есть:
-
обращения,
-
вводные слова,
-
прямая речь,
-
дополнения,
-
причастные или деепричастные обороты, однородные члены.
Неосложнённое предложение не содержит осложнений.
Этап VIII. Определите какое предложение: полное или неполное.
Неполное имеет недостающие члены. В противоположном случае, когда все члены, необходимые для полноты построения предложения на месте, предложение считается полным.
Этап IX. Выделяются (подчеркиваются) члены предложения
Этап X. Уточните все части речи.
-
В нашем сервисе части речи находятся над словами. Они указаны в сокращенном виде. Расшифровку вы найдете по ссылке, которая находится под разбором.
Этап XI. Изобразите графическую схему предложения.
2. Далее необходимо выполнить разбор сложного предложения.
Этап XII. Найдите средство связи в предложении (интонация, подчинительные или сочинительные союзы).
Этап XIII. Подумайте над способом соединения простых предложений в составе сложного.
Бывают союзная связь (с помощью союзов) и бессоюзная (соединение только интонацией).
Этап XIV. Определите тип вашего предложения.
Выделают следующие типы: сложносочинённое (в составе сочинительные союзы), сложноподчинённое (в предложении есть подчинительные союзы), бессоюзное, с комбинированными видами связи (соответственно, присутствуют оба вида союзов).
Этап XV. Далее, каждую часть сложного предложения разберите отдельно как простое (этапы IX — XII).
Друзья, чтение сказок детям – это очень ответственное занятие, и его надо выполнять, осознавая это. В предыдущей статье Особенности художественного чтения сказок (часть 1) я начала рассказывать вам, как читать сказки детям. Приглашаю вас начать изучать вопрос именно с первой части, так как там освещено немало важных моментов.
Теперь продолжим:..
Особенности художественного чтения сказок или Как читать сказки детям и с детьми?
Подготовка детей к художественному чтению сказок состоит из двух этапов. Первый этап – подготовительный. Он включает:
1) Ознакомление с содержанием сказки;
2) Внимательное повторное чтение;
3) Определение основных черт характеров героев и направлений развития сказочного сюжета;
4) Разработку партитуры чтения.
Второй этап – исполнительский. Он представляет собой непосредственный процесс художественного чтения сказки вместе с детьми.
После первоначального ознакомления с текстом в процессе повторного чтения выполняется идейно-тематический анализ: уточняются идея сказки, ее тема, структура сюжета, цель (сверхзадача) исполнения.
Учитель может рассказать сказку, отчетливо выделяя различным тональным окрашиванием фрагменты текста, чтобы интонационной динамикой тона речи раскрыть чувства, переживаемые героями.
Приведем примерное содержание работы с детьми, направленной на их подготовку к выразительному чтению сказки:
1) Обобщающая беседа с целью проверки первичного восприятия сказки и ее подготовки к выразительному чтению.
2) Чтение учащимися текста по частям и анализ каждой части. Это поможет детям лучше понять содержание и художественные образы произведения. Разработка выразительных средств и характеристика литературного языка сказки. Составление партитуры чтения.
3) Подготовка детей к чтению и рассказыванию сказки: составление плана, подбор заглавий к каждой части, определение цели и основной мысли к каждой части.
4) Чтение сказки по ролям: выявление и исполнение слов автора и слов героев для развития у детей первоначальных умений передачи повествовательного тона чтения и прямой речи.
5) Выразительное чтение сказки учащимися.
После художественного чтения или рассказывания сказки учитель может выяснить, чем сказка понравилась детям, какие фрагменты ее содержания близки их жизненному опыту, известны ли им еще сказки с подобным содержанием и смыслом.
6) Подбор пословиц и поговорок к содержанию сказки.
Интонация при чтении сказки детям
Особенности художественного чтения сказок заключаются и в том, что при чтении сказки детям следует использовать словесные описания действий, основные интонационные формы, голосом выделять ключевые слова с помощью изменения их регистра, привлекать внимание слушателей при помощи замедления или ускорения темпа речи, постановки пауз, повышения или понижения тона и силы голоса. Большое значение имеет оправданное применение жестов и мимики.
В ходе исполнения зачина («Жили-были…», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…» и т.д.) рекомендуется замедлить темп речи и увеличить силу звучания голоса для привлечения внимания слушателей к началу действия. Интонация при этом должна носить оттенок таинственности и загадочности, что способствует активизации интереса детей к содержанию сказки.
При чтении завязки – начала развития действия в фабуле сказки – увеличивается громкость голоса, интонационно подчеркиваются ключевые слова и, в зависимости от контекста, замедляется или ускоряется темп речи.
Исполнение повторов сопровождается ярко выраженным ускорением темпа речи и уменьшением силы звучания голоса, так как на этих элементах нецелесообразно фиксировать внимание слушателей, отвлекая их от восприятия основной линии сюжета. В ходе чтения последнего повтора сказки, предшествующего контрастной идее, за которой следует развязка действия, возможно замедление темпа речи и незначительное усиление силы звучания голоса.
Интонационное воспроизведение кульминации отличается повышением голоса и замедление темпа речи, что говорит ребятам о том, что логика развития действия в сюжете достигла апогея, после чего следует развязка или завершение.
Как правило, исполнению развязки свойственны замедление темпа речи и ее эмоциональное тонирование, а также понижение громкости звучания голоса в соответствии со смыслом текста.
Последние фразы сказки, финал, произносятся в замедленном темпе, их исполнение может приобретать характер таинственности, мягкости, сострадания, иронии в зависимости от смысловой нагрузки концовки сказки.
Для того чтобы дети поняли смысл сказки, необходимо раскрыть все противопоставления (контрасты), представленные в ее содержании. Так, сказочные герои часто группируются по принципу антитезы (Золушка – добрая и трудолюбивая, а мачеха ее – злая и ленивая и т.д.). Это дает учителю возможность в самом начале знакомства с текстом обучить ребят приемам создания характеристики действующих лиц и воспроизведения ее особенностей в звучащей речи, то есть тонирования.
Высказывания положительных сказочных героев передаются в звучащей речи посредством повышения тона, отрицательных – понижения; звучание голоса в высоких регистрах применяется для воспроизведения речи небольших животных, анимистических существ и предметов (мыши, лягушки, муравья и др.), использование низких звуковых регистров – для передачи слов сказочных персонажей значительной величины (слона, медведя, великана, богатыря и др.). Воплощение характеров действующих лиц сказки посредством голосового воспроизведения их высказываний в процессе чтения способствует развитию у детей навыков восприятия и передачи темпоральных и ритмических особенностей устной речи.
Характеристика всех героев сказок, разработанная на основе анализа действий, поведения, высказываний и поступков персонажей, способствует установлению в детском сознании логических и ассоциативных взаимосвязей между словами и называемыми ими понятиями, а следовательно, и формированию первичных представлений детей о номинативной (назывной) функции слова.
Как видите, чтение сказок детям и с детьми заслуживает особого внимания. И я думаю, если изначально начинать с ребенком вот такое осознанное и правильное чтение, то у вас даже не будет возникать вопрос: почему ребенок не любит читать.
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!
С уважением и любовью, Татьяна Саксон
Скажите спасибо, поделитесь с друзьями —
И моя благодарность останется с вами!