Вебинары фипи итоговое сочинение

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

18 августа 2022

В закладки

Обсудить

Жалоба

Вебинар с ответами на самые важные вопросы:

Что такое итоговое сочинение?
Как его писать?
Какой должна быть структура сочинения?
Как подготовиться?

Примеры тем. Примеры сочинения. Список литературы для чтения.

→ Презентация: is22-23.pdf
→ Об изменениях в итоговом сочинении: 4ege.ru/sochinenie/65672…
→ Все темы с 2014 года: 4ege.ru/sochinenie/57444…

Списки литературы к разделам закрытого банка ФИПИ

Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Небольшое, но универсальное:
М. Шолохов «Судьба человека» (смысл жизни, нравственный выбор, добро и зло)
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (смысл жизни, ответственность, любовь, дружба)
М. Горький «Старуха Изергиль» (смысл жизни, гордость, свобода личная и свобода народа, ответственность)
Джек Лондон «Любовь к жизни» (предательство, сила духа)
А.П. Платонов «Юшка» (смысл жизни, нравственный выбор, добро и зло)
А. И. Куприн «Чудесный доктор» (добро и зло)
В. Астафьев «Конь с розовой гривой» (муки совести, нравственный выбор, самоанализ)
А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда» (смысл жизни, муки совести, самоанализ)
А. Грин «Зелёная лампа» (смысл жизни, сила духа)
В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» (дружба)
О. Генри «Дары волхвов» (любовь)

Большое, но универсальное:
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (смысл жизни, нравственный выбор, добро и зло, любовь)
В. Астафьев «Людочка» (нравственный выбор, добро и зло)

Фэнтези:
Дж. Толкин «Властелин колец»
Дж. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно» (школьная программа)
А. Сапковский «Ведьмак»
Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»

Семья, общество, Отечество в жизни человека

Небольшое, но универсальное:
М. Шолохов «Судьба человека» (+1 раздел) (гражданская позиция, семейные ценности)
М. Горький «Старуха Изергиль» (+1 раздел) (принятие и неприятие личности обществом)
А.П. Платонов «Юшка» (+1 раздел) (неприятие личности обществом)
Н. С. Лесков «Левша» (гражданская позиция)
В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» (+1 раздел) (сохранение памяти)

Большое, но универсальное:
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (+1 раздел) (семейные и общественные ценности, гражданская позиция)
Н. Гоголь «Тарас Бульба» (+1 раздел) (общественные ценности, гражданская позиция)
Не совсем универсальное, но тоже полезное:
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» (+1 раздел) (гражданская позиция)

Природа и культура в жизни человека

Небольшое, но универсальное:
Рэй Брэдбери «Вельд» (наука, технологии)
Рэй Брэдбери «Улыбка» (искусство, технологии)
А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда» (искусство) (+ 1 направление)

Большое, но полезное:
В. Короленко «Слепой музыкант» (искусство)
Небольшие произведения:
Рэй Брэдбери «Зелёное утро» (природа)

Антиутопии:
О. Хаксли «О дивный новый мир» (наука, технологии)
М.А. Булгаков «Роковые яйца» (наука)
М.А. Булгаков «Собачье сердце» (наука)

Современные произведения:
С. Алексиевич «Чернобыльская молитва. Хроника будущего» (природа, технологии)
Юваль Ной Харари «21 урок для XXI века» (2018 год) (природа, технологии)
(ядерная война, изменение климата и потенциально опасные технологии, опасность выделения элиты, разрыв между реальным миром и виртуальным, иллюзия знания)
А. Курпатов «Четвёртая мировая война» (2018 год) (технологии)
(потенциально опасные технологии + деградация человеческого мышления)

Источник: vk.com/sotochka_ege

Отзывы о вебинаре

Спасибо за вебинар . Просто, умно,практично, полезно.

Имя

ГостСтальмак Нина Анатольевнаь

Спасибо, лекция была актуальной в свете новых требований к итоговому сочинению

Имя

ГостСтальмак Нина Анатольевнаь

Спасибо, лекция была актуальной в свете новых требований к итоговому сочинению

Имя

Привалова Марина Ивановна

Я уже не первый раз смотрю ваши вебинары. Информация всегда интересная, без всего лишнего, только необходимое. Спасибо за вашу работу, она нам очень помогает. Успехов вам!

Имя

Гость

Добрый вечер. Спасибо за полезную и своевременную информацию. Всегда пользуюсь методическими рекомендациями Андрея Георгиевича при подготовке к сочинениям и по литературе, и по русскому языку.

Имя

Гость Людмила Сергеевна

Спасибо за интересную и нужную информацию, за конкретные примеры, четкость и логичность материала.

Имя

Нина

Замечательный вебинар. Обязательно порекомендую посмотреть запись своим ученикам.

Имя

[email protected]

Спасибо. Семинар очень хороший. Получила полезную и необходимую информацию. Сертификат почему-то  ещё не получила.

Имя

[email protected]

Спасибо. Замечательный вебинар. И огромное спасибо за пособия.

Имя

Гость Екатерина

Огромное спасибо за интересно проведённый вебинар. Было познавательно

Имя

Гость

Спасибо за вебинар, было очень интересно слушать, узнали много нового.

Имя

Любовь Семёновна Николаева

Быть участником вебинара не только полезно,но и интересно, как всегда. Более пяти лет ( не вспомню, сколько точно) предпочитаю вебинары издательства «Легион». Работала при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по методическим рекомендациям вебинаров и печатных изданий. Средний балл выпускников превосходил российский и областной постоянно.

Имя

Елена

Спасибо за подробную консультацию!

Имя

Салихат

Спасибо большое за полезный и интересный вебинар!

Имя

Шишкина Наталья Геннадьевна

Спасибо за полезный семинар, уже много лет при подготовке к ЕГЭ обращаюсь к материалам, которые готовит Нарушевич А.Г.

Имя

Хозина Наталья

Огромное спасибо за  такую кропотливую работу, облегчающую нам, учителям, возможность плодотворно вести подготовку  к сочинению с выпускниками. Полезные рекомендации, методические наработки можно легко применять в практике работы.

Имя

Дмитриева Наталья Евгеньевна

Огромное спасибо за мероприятие. Великолепная подача материала. Просто о сложном. Все на одном дыхании. Доступно, интересно, глубоко!

Имя

Шолпан Лукпашевна Шакесова

Спасибо за содержательный материал, который поможет при подготовке учащихся к итоговому сочинению!

Имя

Гость Бокаева Галина Васильевна

Очень интересно было послушать рекомендации к проведению итогового сочинения. Спасибо Организаторам и лектор!

Имя

[email protected]

Не сумела попасть на вебинар. Но посмотрела. Нашла в нем и основные, базовые вещи об итоговом сочинении (разработанные лекторами»Легиона» и уже не раз проверенные временем), и ответы на вопросы о сочинении-2022. Спасибо, Андрей Георгиевич, за то, что наконец развеяли сомнения, внесли ясность, сориентировали подрастерявшихся педагогов, структурировали работу с темами.
Издательство «Легион» и его замечательные спикеры и авторы всегда на пике актуальности. Спасибо за очень своевременные вебинары и книги!

Имя

Имя

Имя

Имя

Имя

Имя

Имя

Имя

Имя

Имя

Имя

Имя

Имя

Имя

Имя

Имя

Имя

Имя

Имя

Имя

Имя

Имя

Имя

Имя

Имя

Имя

Имя

Имя

Имя

Имя

Имя

Имя

Имя

Имя

Имя

13 октября 2022 в 14:00

Итоговое выпускное сочинение в 2022 году: анализ разделов закрытого банка тем

Укажите свой e-mail, чтобы получить напоминание и ссылку для участия в день мероприятия

  • Вверху списка как пишется
  • Вдруг откуда ни возьмись как принцесса в сказке
  • Введите в свой рассказ о жуковском следующие словосочетания дворянская родословная нравственные
  • Введите в свой рассказ о жуковском следующие словосочетания дворянская родословная кратко
  • Ватцап или ватсап как правильно пишется на русском языке