Вечерняя сказка с дедом панасом

May 28 2015, 23:05

Про Деда Панаса, его сказки и легендарную фразу

Легендарный Киевский телевизионный сказочник — Дед Панас, в миру Пинхас Юхимович Вескляр(Петро Юхиимович Вескляров).
В отделе кадров УТ-1 он значился как Вескляров Петр Ефимович, родившийся в 1911, в семье портного, в городке Тальное Черкасской области.
Наибольшую популярность получил под своим телевизионным псевдонимом Дед Панас (укр. Дід Панас).

Будучи в нетрезвом состоянии, закончил одну из детских передач фразой — «От така хуйня, малята!». После чего, какое-то время перестал появляться в эфире.

Фраза «От така хуйня, малята», которую произнес в эфире дед Панасу, вошла в Большой словарь мата (Плуцер-Сарно, Дуличенко и Руднева) и встречается в произведениях Юрия Покальчука и Ирены Карпы.

Наибольшую известность Петру Весклярову принесла роль Деда Панаса, в которой он в течение более двадцати лет — в 1962—1986 годах — читал вечерние сказки вначале на украинском радио, а затем и на телевидении в программе «Спокойной ночи, дети» (укр. «На добраніч, діти»). До Весклярова сказки в роли Деда Панаса читал на радио другой актёр, который вначале стал нуждаться в партнёре из-за своего возраста, а затем был окончательно заменён Вескляровым[1].

Дед Панас рассказывал сказки, которые по ходу нередко иллюстрировал. Сценарии писал сам, сказки рассказывал наизусть. Его традиционное обращение «Добрий вечір вам малятка, любі хлопчики й дівчатка!» запомнилось нескольким поколениям маленьких зрителей.

Актёр выступал в вышиванке, из-за чего постоянно навлекал на себя обвинения в национализме, но попытки снять его с эфира в 1970-е годы оканчивались ничем

Взято: http://nikolian.livejournal.com/715180.html

Найдена ещё старинная переписка в интернетах:

— …навеяло воспоминания про прикол с дедом Панасом, который ешо при Союзе вёл на украинском телевидении «вечірню казочку» (вечернюю сказку). Была такая передача для детей мелких. Так он выдал «….вот така хуйня , малята , з зайчиком приключилась!» (вот такая хуйня , малыши, с зайчиком случилась) Это была его последняя передача…

— Нихуя.
Все попытки убрать его с экрана с треском провалились из-за лютого сопротивления малолетних бандеровских повстанцев. Когда Деда выпилили из эфира, отдел писем реально завалило мешками писем от детей с требованиями «Вернiть Дiдуся Панаса!!! Пришлось вернуть.

Дед Панас — легенда для тех, кто был ребенком в 60-80-х годах. Для многих из нас детские сны были веселыми, легкими и красочными именно потому, что перед ними Дед Панас рассказывал свою вечернюю сказку.

История семьи Вексляров
Петр Ефимович родился 10 июня по новому стилю (28 мая по старому) 1911 года в зажиточной еврейской семье в городке Тальное Уманского уезда Черкасской области. В «Краткой исторической справке о городе Тальное» есть версия, что своим названием этот городок обязан немецкому слову tal (долина), которое евреи-ашкенази привезли в те места в 50-х годах XVII века (на идише слово «долина» тоже звучит как «таль»).


Гадюка (1965)


«Хочу верить» (1965)

Настоящая фамилия актера — Вексляр, которую, впрочем, пришлось изменить в 30-40-х годах. У Петра было два брата. Старшего убили в годы Гражданской войны, а младшего — в 1942 году под Сталинградом. Родители были расстреляны фашистами. Потеряв родных, Петр воспитывал дочь младшего брата Аллу. По другим данным, родители будущего актера умерли своей смертью, а брат был только один.



Вий (1967)

Историк Сергей Векслер рассказал, что евреи с фамилией Вексляр (Векслер) компактно проживали в украинских городах Коростень, Овруч, Белая Церковь и на Лесном массиве Киева. Сейчас большинство этих семей репатриировалось в Израиль, и в телефонном справочнике одного только Иерусалима полторы страницы с телефонами Вексляров и Векслеров. Само слово происходит от «вексель» (ценная бумага), так ранее называли ростовщиков и менял.

Война и мир
В 1932 году актеры Черкасского рабоче-крестьянского театра, выступая в Тальном, заметили участника местного драмкружка Петра Вексляра и предложили работать вместе. Позже Петр перебрался в город Гребенка на Полтавщине, где стал заведовать местным клубом.
В 1941 он был призван в военный театр Юго-Западного фронта, но очень скоро вместе с миллионами других оказался в окружении и попал в плен. Его посадили в фильтрационный лагерь — ни офицером, ни комиссаром он не был, — так, актеришка, и опасности, как таковой, для рейха не представлял. Готовили для отправки на работу в Германию. Жилось в лагере не сахарно, конечно, но жить было можно.
Впрочем, из «фильтра» Векскляров вскоре сбежал. Но в партизаны не пошел, а до линии фронта к тому времени было уже сотни километров.


«Кровь людская — не водица» (1960)

Векскляров пришел в Киев, уже оккупированный к тому времени немцами, и устроился работать на железной дороге. Нормальные герои, оказавшись на временно оккупированной врагом территории, как мы знаем из литературы, обычно налаживали какую-нибудь там подпольную группу, занимались вредительством…

Векскляров же вскоре организовал из рабочих театральный кружок. В котором сам ставил пьесы, репетировал, играл три года — до прихода Красной Армии. Чудак, что и говорить. Такое ощущение, что театр, возможность играть были для Вексклярова важнее войны, вообще важнее всего.
И с приходом Красной Армии его, как ни странно, не посадили.


«Прощайте, голуби!» (1960)

Видимо, никакой информации на него не было, а про плен Векскляров никому не рассказывал. В общем, узнав о его довоенной профессии, Вексклярова направили в Луцкий театр. В этом городе он, кстати, едва не женился. Говорят, в Луцке до сих пор живет та, с которой он был помолвлен. В Луцком театре ему доставались главные роли — фактура была внушительная, одного росту в нем было метр восемьдесят.


«Сумка, полная сердец» (1964)


«Дмитро Горицвит» (1961)


«Лесная песня» (1961)

В 50-х годах его заметили и киношники, начали приглашать в кино, вследствие чего Петр Вексляров переезжает в Киев, где работает на Киевской киностудии художественных фильмов им. А. Довженко до 1982 года. .
На съемках фильма «Иванна» на киностудии им. Довженко он познакомился со своей будущей и единственной женой, Она была монтажером. Несмотря на выгодные внешние данные, женился Векскляров довольно поздно — в 48, и прожили они вместе 35 лет. Детей у них не было, родственников у Вексклярова тоже — родители умерли, единственный брат погиб на войне.


Роман и Франческа (1960)

В его фильмографии более 20 художественных лент. Правда, приглашений сниматься в кино становилось все меньше и меньше с ростом узнаваемости телевизионного персонажа «Дед Панас». Да и по-русски актер принципиально не разговаривал, чем закрыл себе дорогу на всесоюзный киноэкран.


Есть у меня друг (1974)

«Добрий вечір вам, малята…»
Началось все с украинского радио. С 1962 года Петр Ефимович постепенно сменил в «Вечерней сказке» другого актера, который работал под псевдонимом «Дед Панас» и, сам того не зная, повлиял на дальнейшее развитие украинского радио и телевидения. Выступая в роли Деда Панаса на радио, Вексляров позже попадает и на ТВ, где окунается в иной мир. Работа была очень динамичной, утром — сценарий, вечером — 15 минут прямого эфира. И так годы подряд.

Детские письма адресовались именно ему: «Индекс: 252001 Куда: Киев, 1, Крещатик 26, телевидение; Кому: Дедушке Панасу».
Письма на телестудию приходили центнерами, потому как Пётр Ефимович не играл для детей, а по-настоящему жил в кадре, а в утверждённый сценарий телепередачи всегда добавлял от себя что-нибудь интересное, — вспоминает заслуженный журналист Украины Владимир Яковлевич Заманский, работавший вместе с Петром Ефимовичем на протяжении десяти лет, в качестве редактора телепередачи «Спокойной ночи, дети».
В 1973 году Петру Ефимовичу присваивают звание Заслуженного артиста УССР.

Петр Ефимович не состоял в штате ни радио, ни телевидения. Он участвовал в радио- и телепередачах как приглашенный актер. Правда, на телевидении ему пришлось осваивать смежные профессии режиссера, сценариста, костюмера и даже гримера: Дед Панас выстраивал сценографию, писал сценарии и прописывал диалоги «Вечерней сказки», а также гримировал и одевал себя сам.

Отака х**ня, малята
Прямой эфир закончился, однако звукорежиссер еще не выключил звук. Вескляров, не заметив этого, сказал свою знаменитую фразу «Отака х**ня, малята». Прозвучала ли эта фраза на самом деле? Или все дело было в банальной информационной диверсии против любимца украинской детворы в оправдание очередного (на этот раз уже финального) снятия с эфиров? Сейчас уже сложно сказать. Петр Вексляров был неудобным персонажем для брежневско-андроповской Украины: носил усы и вышиванку, говорил только по-украински.

На любые просьбы сменить имидж посылал куда подальше. Его снимали с эфиров десятки раз, но все попытки расстаться со сказочником заканчивались одним и тем же: здание, находящееся во дворе дома номер 26 по улице Крещатик, буквально заваливали письмами с требованием вернуть Деда Панаса.

Кстати, некоторые слышали из уст Векслярова и другие не особо цензурные выражения. Например, «поцілуйте мене в дупу, пан поїхав до урлюпу».

«Я его прекрасно помню, каждую его интонацию и почти все его прибаутки, неизменно заканчивавшиеся словами «Тут і казочці кінець, а хто слухав, молодець! На добраніч, добраніч, добраніч!», — вспоминает Иван Великоиваненко, заместитель директора завода «Изотоп» (Киев). — И, кажется, даже сам слышал сорвавшееся с его уст словечко на букву «х». Но утверждать именно это не берусь. Однако четко помню, что я пребывал в совершенном изумлении от этого (теперь бы сказали — «в шоке»). И опять-таки, кажется, как раз вскоре (если не сразу) после этого он был отстранен от работы. Те, кто этот случай не подтверждают, не слышали этот эфир или зачем-то выгораживают «деда». Видимо, по принципу «О мертвых только хорошо…» Почему я слушал «деда»? Потому что у меня была маленькая дочь и потому что готовился к прослушиванию главных новостей, в 21:00. В советские времена в это время переключали на Москву, на программу «Время»».

Тетя Катя (Екатерина Лозовенко), которая вела «Вечернюю сказку» по вторникам (Дед Панас — по пятницам), тоже отрицает факт нецензурщины в прямом эфире.

Последняя «Вечерняя сказка» с участием Деда Панаса состоялась в 1986 году, а через восемь лет, 5 января 1994 года, Петра Векслярова не стало.

Новейшая история Деда Панаса продолжается благодаря стараниям двух украинских литераторов — братьев Виталия и Дмитрия Капрановых. Именно они буквально за две недели до отъезда разыскали вдову Панаса-Вексклярова и расспросили ее о муже. Потом у братьев возникла идея создать музей Панаса, следом — клуб шанувальникiв Деда Панаса. Зачем? А вот зачем.

В украинской истории всегда было подозрительно много борцов — сплошь одни разрушители. Но на именах одних борцов страну — ее менталитет и культурно-историческую память — не построишь. Нужны позитивные герои, созидатели, способные сплотить разобщенное общество. По мнению Капрановых, Дед идеально подходит для этой культовой роли. Он любил всех и никому не причинил зла.

На его сказках выросло четыре поколения украинцев. Панас ни диссидентствовал, ни боролся и не призывал, но для независимости Украины, а уж тем более, для сохранения украинского языка, он своими сказками сделал гораздо больше, чем многие борцы. Среди его телезрителей были и будущие коммунисты, и патриоты, и бизнесмены, и те, кто нами руководит сейчас. Еще братья хотят, чтобы Деду Панасу поставили памятник — большой, размером с ленинский. Как истинному символу Украины. Как человеку, бывшему украинцем всегда, а не тогда, когда это выгодно.

В 2000 году стараниями продюсерского агентства «Зеленый Пес» были выпущены два видео, которые так и называются — «Казки Дiдуся Панаса». На них — те самые 22 секунды с изображением Панаса, а остальное время звучит его голос за кадром. На экране — картинки из сказочек, которые рассказывал Дед. И странное дело — говорят, нынешние дети, перекормленные вроде бы всякими трансформерами и чип-и-дейлами, смотрят все эти простейшие, с точки зрения мультпрогресса, сказочки, прямо прикипая к экрану. Да-да. Просто не оторвать.

Было много попыток снять его с эфира, но каждый раз на телеканал приходили тонны писем с требованием вернуть любимого нами рассказчика.
И я хорошо помню последний эфир діда Панаса, когда он (как говорят, уже после сигнала «эфир закончен») сказал фразу «Отака х..ня, малята».

«ВЕРНИТЕ ДЕДА ПАНАСА, РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ ЗАСНУТЬ!» —
требовали телезрители всякий раз, когда первую украинскую телезвезду снимали с эфира «за национализм». Сегодня исполняется 30 лет с того дня, как Дед Панас впервые появился на экране.

«Добрий вечiр, вам, малята, любi хлопчики й дiвчата!..» — эта фраза звучала с украинских телеэкранов каждый вечер на протяжении более чем трех десятков лет из уст человека, которого все называли Дед Панас. Фактически, его можно было бы назвать нашей первой украинской телезвездой. Но, ограничившись этим броским штампиком, мы можем, пожалуй, оскорбить его память и свести сущность явления до рамок определения.

Как вы понимаете, 30 лет назад такого понятия, как «раскрутка», на телевидении не существовало. Но подавляющее большинство наших нынешних «телезвезд» — всех этих бледнолицых и длинноногих — удавились бы, лишь бы иметь хоть десятую долю Его популярности, десятую часть Его дьявольского обаяния. Дед Панас скупал чистые детские души, проникал в детскую подкорку и оставался там навсегда — на подсознательном уровне, как сейчас модно говорить. Но опять же, все это детский лепет определений. Нужно признать, что Любовь тех лет и Популярность нынешних не имеют практически ничего общего.

Будущий телесказочник прошел через немецкий плен
Его знали все. Парадокс, но вместе с тем о самом первом украинском телесказочнике известно очень мало. Настоящее имя Деда Панаса — Петр Ефимович Векскляров. Родился он 9 июня 1911 года в селе Тальн Киевской области. До войны Векскляров играл в одном из областных театров. В 1941 он был призван в военный театр Юго-Западного фронта, но очень скоро вместе с миллионами других оказался в окружении и попал в плен. Его посадили в фильтрационный лагерь — ни офицером, ни комиссаром он не был, — так, актеришка, и опасности, как таковой, для рейха не представлял. Готовили для отправки на работу в Германию. Жилось в лагере не сахарно, конечно, но жить было можно. Впрочем, из «фильтра» Векскляров вскоре сбежал. Но в партизаны не пошел, а до линии фронта к тому времени было уже сотни километров.
Векскляров пришел в Киев, уже оккупированный к тому времени немцами, и устроился работать на железной дороге. Нормальные герои, оказавшись на временно оккупированной врагом территории, как мы знаем из литературы, обычно налаживали какую-нибудь там подпольную группу, занимались вредительством… Векскляров же вскоре организовал из рабочих театральный кружок. В котором сам ставил пьесы, репетировал, играл три года — до прихода Красной Армии. Чудак, что и говорить. Такое ощущение, что театр, возможность играть были для Вексклярова важнее войны, вообще важнее всего.
И с приходом Красной Армии его, как ни странно, не посадили. Видимо, никакой информации на него не было, а про плен Векскляров никому не рассказывал. В общем, узнав о его довоенной профессии, Вексклярова направили в Луцкий театр. В этом городе он, кстати, едва не женился. Говорят, в Луцке до сих пор живет та, с которой он был помолвлен. В Луцком театре ему доставались главные роли — фактура была внушительная, одного росту в нем было метр восемьдесят. В 50-х годах его заметили и киношники, начали приглашать в кино. На съемках фильма «Иванна» на киностудии им. Довженко он познакомился со своей будущей и единственной женой, Она была монтажером. Несмотря на выгодные внешние данные, женился Векскляров довольно поздно — в 48, и прожили они вместе 35 лет. Детей у них не было, родственников у Вексклярова тоже — родители умерли, единственный брат погиб на войне.

Увидев Вексклярова, Корнейчук прослезился

Потом его пригласили играть в фильме «Кров людська — не водиця». Перед самыми съемками другого фильма — «Макар Дiброва» — умер известный украинский актер Амвросий Бучма, и на его роль решено было пригласить Вексклярова. Говорят, сам Корнейчук, увидев кинопробы, прослезился — до того Векскляров был похож на покойного Амвросия. «Никак не хуже играешь…», — вроде бы даже сказал ему бог советской драматургии. (После выхода фильма на экраны вдове Бучмы часто говорили — дескать, видели вашего мужа в кино, хорошо играет, дай Бог ему здоровья, передавайте, мол, привет товарищу актеру Бучме). Так и пошло: в «Вие» Векскляров сыграл такого седого деда с чубом, если кто помнит. В «Лiсовiй пiснi» — дядька Лева. В советских фильмах — «Гадюке» по Алексею Толстому и «Сталеварах» — Векскляров тоже играл пожилых мозолистых представителей рабочего класса. И с той поры как-то так повелось, что Вексклярова постоянно стали приглашать только на роли «дiдiв» — хотя ему и было тогда всего около сорока, не больше. Приглашали его в таком амплуа и на «Армянфильм», и на «Белоруссфильм», и даже в Москву. И сделал бы наверняка «дед» карьеру пожилого «актера второго плана», как говорят на вручении Оскара, но вот одна незадача, которая закрыла ему путь в большое советское кино: Векскляров абсолютно не знал русского языка(!). Случай уникальный и вызывающий по тем временам. В фильмах его роли озвучивал российский актер Борис Беленький. В те же времена Дед иногда играл и в театр им. Ивана Франко — в качестве приглашенной звезды — в кино-то народ тогда ходил не в пример нынешним, и его уже узнавали.

В конкурсе на «должность» Деда Панаса участвовало 200 актеров

Справедливости ради нужно отметить, что Векскляров стал вторым по счету Дедом Панасом. До него уже существовал один Дед Панас, который, начиная с пятидесятых, читал вечерние сказочки на украинском радио. И когда тот по возрасту стал нуждаться в партнере, подвернулся «дед» Векскляров. Который вначале подменял старичка, а потом и вовсе стал читать за него сказки на радио под тем же псевдонимом, начиная с 62-го года. Ну чем не судьба, как сейчас говорят?

Примерно в конце 60-х, с появлением первых телевизоров, было решено преобразовать радиоидею в телеверсию. Объявили конкурс. Надо заметить, что тогда на телевидение брали только актеров — все передачи шли в прямом эфире, а такого понятия, как телеведущие, еще не существовало. Да и украинского телевидения еще не было — все начиналось с нуля. В конкурсе на «должность» Деда Панаса, например, участвовало 200 актеров. Хотя, говорят, когда Векскляров очутился в кадре, пробы остальных были уже пустой формальностью. Так, из актера Петра Вексклярова он окончательно превратился в Деда Панаса и оставался им до конца жизни, и даже после смерти.

А график работы у него, господа нынешние телезвезды, был такой: вечером Панас учил текст, утром трижды прочитывал и вечером того же дня — прямой эфир. И так — 25 лет, изо дня в день. Сценарии передач Дед писал сам, сказки он не читал, а рассказывал наизусть — то ли в кадре, то ли за кадром, под рисованную картинку. Еще читал письма детишек, поздравлял их с днем рождения. Очень скоро украинская малышня уже не могла заснуть без его казочки. Дети просто прикипали к экрану, в его манере рассказывать было что-то гипнотическое, завораживающее. Кстати, именно Дед Панас ввел на телевидении такое понятие как «вечерняя сказка». Все тети Вали и дяди Володи, все Хрюши и Степашки на общесоюзном ТВ появились гораздо позже. Редактором у Панаса была, кстати, еще одна культовая украинская телестар — будущая соведущая Тетя Катя из программы «Катрусин кинозал».
А потом страна начала бороться с национализмом. Под эту общесоюзную метлу попадали тогда и за дело, и без дела, и вообще случайно. А уж мимо телеобраза Деда в вышиванке, рассказывающего сказочки на украинском языке, недремлющее ГБ-шное око уж точно пройти не могло. На Панаса запросто могли накапать простые бдительные граждане, уже вышедшие из детского возраста. В 70-е Деда несколько раз сокращали свои же — от греха подальше. На редакцию тотчас же обрушивался шквал звонков: «Куда девался Дед Панас?..» Несколько раз «старшие товарищи» из Москвы пытались заменить образ непокорного Деда на более лояльный — то какого-то молодца интернационального вида с книжкой посадят, то вообще куклу — мишку там, зайчика… Результат был один: редакцию заваливали мешками писем, звонили, угрожали, умоляли, требовали вернуть. «Ребенок не может заснуть без Деда Панаса, сделайте что-нибудь!!!» — писали взволнованные мамаши НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ! Таким образом, все попытки снять Панаса с позором проваливались. Иначе, чем магнетическим воздействием на детские души, подобное явление объяснить никак нельзя. Органы оказались бессильны в борьбе против чистой младенческой слезы. Шутка.

От передачи «Надобранiч, дiти!» сохранилось всего 22 секунды пленки

А что наш Дед Панас?.. Работал, как и прежде. Человек он был, по воспоминаниям, весьма душевный, сердечный, никому слова плохого не сказал. Ни одного плохого слова о нем не могут сказать и его бывшие коллеги — просто не воспоминания, а какая-то рекомендация в партию получается. (В партии, естественно, он не состоял.) Зарплата тогда у актеров была маленькая, поэтому Дед Панас халтурил, как и все. То есть в свободные дни ездил по селам с «творческими встречами». Дед рассказывал людям «про кино», отвечал на вопросы. С собой возил самодельную пленочку — на ней смонтированы были отрывки из кинофильмов с его участием, ну и, конечно же, эпизод из всем известной «Надобранiч, дiти». Именно благодаря этой чудом уцелевшей самопальной пленочке и сохранилась единственная запись «Надобранiч» — всего 22 секунды метража. Все. Из всего многокилометрового материала передачи осталось только это свидетельство — Дед выступал в прямом эфире, и запись попросту никто не вел. Да и зачем — вот он, живой Дед Панас, каждый день идет пешком по Крещатику на работу. Дети его узнавали, для них он был живым воплощением, продолжением сказки — подбегали, здоровались, делились своими детскими радостями или горестями.
Кажется, на каком-то этапе он и для взрослых людей стал чем-то вроде сказочного персонажа, каким-то полуреальным, полумифическим существом. Он настолько сжился со своей телеролью, что для младшего поколения телевизионщиков он был только Дедом Панасом — они и фамилии его толком не знали. На сказках Деда Панаса уже выросло два поколения детей, превратившись во взрослых, угрюмых дядек и теток, а он так и оставался вне возраста, НЕ СТАРЕЛ — вечный Дед Панас. Как-то незаметно он стал для людей чем-то большим, нежели просто актером или ведущим. Пожалуй, в те времена он остался чуть ли не единственным напоминанием о чем-то украинском и даже более — носителем украинской идеи, эдакой «невмирущостi», что ли. (Образ Деда вообще для Украины всегда был символичным — вспомните хотя бы шевченковых кобзарей.) Даже жена его называла Дедом Панасом. Так он превращался в легенду. А где легенда, там и байки.

Однажды во время прямого эфира Дед упал со стула

В последние годы, например, ходила о нем такая общеизвестная байка, которая всплывала, как только он ненадолго пропадал с телеэкранов. Народ ведь наш всегда объяснял все по-своему: дескать, прямой эфир, выпил Панас лишку, забылся, ну и возьми да и ляпни в конце сказочки: «Отака-то х…я, любi малятка…» За то и пострадал. Нет ни одного свидетельства тому случаю — по рассказам его сослуживцев, Дед никогда не пил перед эфиром, хотя на телевидении эта славная традиция сложилась еще в 60-е. Да и бранных слов не употреблял. Зато, опять же, по слухам, ходила в те годы по рукам пленочка, на которой дед якобы рассказывал анекдоты. Самые разнообразные. Если есть у кого — отзовитесь!.. Правда, с возрастом Панас действительно стал чудить. Ведь он выходил в эфир без партнера, до 80 лет! Бывало, и слова забудет, молчит секунд 40 в камеру. А однажды даже со стула упал во время передачи.
Почти всю жизнь он прожил в однокомнатной квартире, с приемной дочкой и женой. И только в 1988 году получил, наконец, приличную, в доме киноактеров, что на Саксаганского, 24. Но никакой мемориальной доски там нет — за всю 60-летнюю кино-теле-карьеру Дед Панас не был удостоен ни какого-либо звания, ни правительственной награды. Даже умер Панас крайне «невовремя» — 5 января 1994 года, как раз между Новым годом и Рождеством. Стало плохо, «неотложка», умер в больнице. Поскольку у живых людей продолжался праздник — народ пребывал в традиционном запое — Деда даже домой не повезли — сразу из морга на киностудию им. Довженко, где он продолжал числиться в штате, повезли «прощаться». По страшному стечению обстоятельств в тот день на студии хоронили еще восьмерых. «Прощались в ритме конвейера — 15 минут и следующий», — вспоминает его вдова. Похоронили его на Байковом. Было ему 82 года. Прямо на надгробной плите — простая табличка с надписью. Позже сделали фотографию, и, если разгрести опавшие листья, может почудиться, будто бы Дед подмигивает с фотокарточки. Вдова его вслед за дочкой уехала за границу — дочь вышла замуж за американца. В штатах они до сих пор и живут. До недавнего времени про Деда Панаса ничего не было известно, словно и не было человека. Даже в Доме Кино в галерее украинских актеров места для его фотографии не нашлось.

Эпилог
Слава Богу, новейшая история Деда Панаса продолжается благодаря стараниям двух украинских литераторов — братьев Виталия и Дмитрия Капрановых. Именно они буквально за две недели до отъезда разыскали вдову Панаса-Вексклярова и расспросили ее о муже. Потом у братьев возникла идея создать музей Панаса, следом — клуб шанувальникiв Деда Панаса. Зачем? А вот зачем. В украинской истории всегда было подозрительно много борцов — сплошь одни разрушители. Но на именах одних борцов страну — ее менталитет и культурно-историческую память — не построишь. Нужны позитивные герои, созидатели, способные сплотить разобщенное общество. По мнению Капрановых, Дед идеально подходит для этой культовой роли. Он любил всех и никому не причинил зла. На его сказках выросло четыре поколения украинцев. Панас ни диссидентствовал, ни боролся и не призывал, но для независимости Украины, а уж тем более, для сохранения украинского языка, он своими сказками сделал гораздо больше, чем многие борцы. Среди его телезрителей были и будущие коммунисты, и патриоты, и бизнесмены, и те, кто нами руководит сейчас. Еще братья хотят, чтобы Деду Панасу поставили памятник — большой, размером с ленинский. Как истинному символу Украины. Как человеку, бывшему украинцем всегда, а не тогда, когда это выгодно.
И последнее. Недавно стараниями продюсерского агентства «Зеленый Пес» («ФАКТЫ» уже писали о нем) были выпущены две видеокассеты, которые так и называются — «Казки Дiдуся Панаса». На них — те самые 22 секунды с изображением Панаса, а остальное время звучит его голос за кадром. На экране — картинки из сказочек, которые рассказывал Дед. И странное дело — говорят, нынешние дети, перекормленные вроде бы всякими трансформерами и чип-и-дейлами, смотрят все эти простейшие, с точки зрения мультпрогресса, сказочки, прямо прикипая к экрану. Да-да. Просто не оторвать.
Будем признательны всем, кто может поделиться какой-либо информацией о Петре Ефимовиче Вексклярове, кино- и фотодокументами о нем. Поделится информацией можно по адресу 254071, г. Киев, ая 110, «Джерела М».

© Андрей АРХАНГЕЛЬСКИЙ «ФАКТЫ» 27 октября 1999. Культура

  • Взаимоотношения между мужчиной и женщиной сочинение
  • Вечерние рассказы для детей артур максвелл читать 3 том
  • Взаимоотношения в семье рассказ на английском
  • Вечер воскресенья как пишется
  • Взаимоотношения в моей семье сочинение