Вечные образы в искусстве сочинение

«Вечные образы» в мировой литературе (Дон Кихот, Ромео и Джульетта, Гамлет)

4.6

(9)

Литература — странная вещь. Иногда современникам поэта или писателя кажется, что рядом с ними — гений. Они зачитываются его произведениями, а проходит время — и почти никто не может вспомнить, что за автор такой был. А иногда современники не понимают, не могут оценить все величие художника, рядом с которым им посчастливилось жить. Умирает художник в бедности, непризнанным … А последующие поколения открывают и открывают для себя его произведения, признают его талант.

Есть бессмертные создатели, чьим творчеством гордится человечество. Существуют бессмертные стихи, романы, новеллы, в которых каждое новое поколение читателей открывает все новые глубины. Существуют так называемые «вечные образы» в литературе. И если бы могли встретиться люди разных веков и заговорить о литературе или просто о жизни, то имена Дон Кихота, Гамлета, Ромео и Джульетты, Робинзона объединили бы собеседников.

Эти герои будто выходят из произведений и живут своей самостоятельной жизнью. их портреты пытаются создать художники и скульпторы, композиторы, драматурги, поэты посвящают им свои произведения. Есть в мире немало и памятников героям, сошедшие со страниц книг.

Что же делает некоторые литературные образы «вечными», такими, в которых каждое поколение, каждый читатель находит ценное, интересное и понятное? Видимо, то, что эти образы воплощают вечные ценности или вечные проблемы человечества.

Например, главный конфликт романа Сервантеса «Дон Кихот» — столкновение идеала и представлений о действительности с самой действительностью, является актуальным в каждую эпоху.

Всегда находятся благородные идеалисты, защитники добра и справедливости, которые не в состоянии реально оценить действительность, но героически отстаивают свои идеалы. Иногда их поступки современники называют «битвой с ветряными мельницами», существует даже понятие «донкихотство». Оно содержит, с одной стороны, стремление к идеалу, смелость, бескорыстие, а с другой — приверженность к фантазиям, мечтам и некоторое чудачество.

Когда кого-то называют Ромео, мы понимаем, что речь идет о человеке, для которого главное — любовь. Любовь, возвышает, поднимает к небесам и одновременно затмевает все вокруг. Вряд ли Ромео мог трезво оценивать и воспринимать окружающий мир. И он, и Джульетта жили одним — любовью.Любовь была для них воздухом и смыслом бытия. их трагический финал оборвал их жизни, но не любовь, уже сотни лет вдохновляет человечество.

Еще в одной трагедии Шекспира мы находим совсем другой вечный образ. Это — глубоко трагический образ Гамлета. Он хорошо понимает действительность и непоколебимо стоит на стороне добра. Он непримирим ко злу, смелый и решительный, но как быть, если зло — в его семье? Как дать достойный отпор воровству, если для того, чтобы наказать убийцу отца, следует разрушить жизнь матери? Гамлет глубоко задумывается над природой зла, он считает, что месть — это тоже зло. Потому убийство — это убийство, даже если убиваешь негодяя. Образ Гамлета — это образ ответственного, мыслящего человека, который осознает, что переход к решительным действиям в конфликте добра со злом может породить новое зло.

Можно, пожалуй, привести еще много примеров вечных образов в литературе. Но общее у них одно: все они раскрывают вечные человеческие чувства и стремления, пытаются решить вечные проблемы, которые мучают людей любого поколения.

4.6 / 5. 9

.

Вечные образы

Вечные образы это литературные персонажи, получившие многократное воплощение в словесности разных стран и эпох, ставшие своеобразными «знаками» культуры: Прометей, Федра, Дон Жуан, Гамлет, Дон Кихот, Фауст и др. Традиционно к ним относят мифологические и легендарные персонажи, исторические личности (Наполеон, Жанна д’Арк), а также библейские лица, причем в основу вечных образов положено их литературное отображение. Так, образ Антигоны ассоциируется прежде всего с Софоклом, а Вечный Жид ведет свою литературную историю от «Большой хроники» (1250) Матвея Парижского. Нередко в число вечных образов включают и тех персонажей, чьи имена стали нарицательными: Хлестаков, Плюшкин, Манилов, Каин. Вечный образ способен стать средством типизации и тогда может предстать обезличенным («тургеневская девушка»). Существуют и национальные варианты, как бы обобщающие национальный тип: в Кармен часто хотят видеть прежде всего Испанию, а в бравом солдате Швейке — Чехию. Вечные образы способны укрупняться до символического обозначения целой культурно-исторической эпохи — как породившей их, так и позднейшей, поновому их переосмыслившей. В образе Гамлета иногда усматривают квинтэссенцию человека позднего Возрождения, осознавшего безграничность мира и своих возможностей и растерявшегося перед этой безграничностью. В то же время образ Гамлета — сквозная характеристика романтической культуры (начиная с эссе И.В.Гёте «Шекспир и несть ему конца», 1813-16), представляющей Гамлета как своего рода Фауста, художника, «проклятого поэта», искупителя «творческой» вины цивилизации. Ф.Фрейлиграт, которому принадлежат слова: «Гамлет — это Германия» («Гамлет», 1844), имел в виду прежде всего политическое бездействие немцев, но невольно указал на возможность такой литературной идентификации германского, а в более широком смысле и западноевропейского человека.

Один из главных создателей трагического мифа о европейце-фаустианце 19 века, оказавшемся в «вышедшем из колеи» мире — О.Шпенглер («Закат Европы», 1918-22). Ранний и весьма смягченный вариант такого мироощущения можно найти у И.С.Тургенева в статьях «Два слова о Грановском» (1855) и «Гамлет и Дон Кихот» (1860), где русский ученый косвенно отождествляется с Фаустом, а также описаны «две коренные, противоположные особенности человеческой природы», два психологических типа, символизирующих пассивную рефлексию и активное действие («дух северного» и «дух южного человека»). Встречается и попытка разграничить эпохи с помощью вечных образов, связав 19 в. с образом Гамлета, а 20 веке — «крупных оптовых смертей» — с персонажами «Макбета». В стихотворении А.Ахматовой «Привольем пахнет дикий мед…» (1934) символами современности оказываются Понтий Пилат и леди Макбет. Непреходящее значение может служить источником гуманистического оптимизма, свойственного раннему Д.С.Мережковскому, считавшему вечные образы «спутниками человечества», неотделимыми от «человеческого духа», обогащающими все новые и новые поколения («Вечные спутники», 1897). И.Ф.Анненскому неизбежность творческого столкновения писателя с вечными образами рисуется в трагических тонах. Для него это уже не «вечные спутники», но «проблемы — отравы»: «Возникает теория, другая, третья; символ вытесняется символом, ответ смеется над ответом… По временам мы начинаем сомневаться даже в наличности проблемы… Гамлет — ядовитейшая из поэтических проблем — пережил не один уже век разработки, побывал и на этапах отчаяния, и не у одного Гёте» (Анненский И. Книги отражений. М., 1979). Использование литературных вечных образов предполагает воссоздание традиционной сюжетной ситуации и наделение персонажа присущими исходному образу чертами. Эти параллели могут быть прямыми или скрытыми. Тургенев в «Степном короле Лире» (1870) следует канве шекспировской трагедии, в то время как Н.С.Лесков в «Леди Макбет Мценского уезда» (1865) предпочитает менее явные аналогии (явление отравленного Катериной Львовной Бориса Тимофеича в образе кота отдаленно-пародийно напоминает посещение пира Макбета убитым по его приказу Банко). Хотя немалая доля авторских и читательских усилий уходит на построение и разгадывание подобных аналогий, главное здесь — не возможность увидеть знакомый образ в неожиданном для него контексте, но предлагаемое автором новое его понимание и объяснение. Непрямой может быть и сама отсылка к вечным образам — они не обязательно должны быть названы автором: связь образов Арбенина, Нины, Князя Звездича из «Маскарада» (1835-36) М.Ю.Лермонтова с шекспировскими Отелло, Дездемоной, Кассио очевидна, но должна быть окончательно установлена самим читателем.

Урок литературы в 10 классе

Урок литературы в 10 классе.

Тема: Урок-подготовка к сочинению по роману «Отцы и дети»

Цели:
Выработка навыков работы над сочинением.Формирование и развитие навыков анализа литературного произведения.Развитие литературно-творческих способностей учащихся.Приобщение учащихся к литературе как к виду искусства.Формирование личностного подхода к проблеме.Развитие речи учащихся.
Оборудование:

. Знаю, понимаю, могу. Пособие-тетрадь по литературному моделированию. М., «Школа-пресс», 1999;

— Теория и практика сочинений разных жанров. Методические указания к факультативному курсу под ред. , М., «Просвещение», 1977;

— «Раздумье перед сочинением». . М., «Высшая школа», 1990;

— рабочие тетради по литературе;

— карточки для капитанов команд.

Ход урока

.

1. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя о сочинении вообще и особенностях работы на уроке.

Учитель:

Умение убедительно, ярко, красиво говорить и писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу, рабочему и колхознику. Сочинение — это возможность красиво и эмоционально высказать то, что не всегда можно сказать вслух. И цель сегодняшнего урока – выявить ваше отношение «вечно живому роману» «Отцы и дети» и научить вас самостоятельно мыслить, творить, сочинять, излагая на бумаге примеры ученической мудрости. Итак, начинаем.

2. Работа по новой теме.

«Аукцион тем» (опрос домашнего задания).

Учитель

: Хочется понять, что взволновало вас, что заинтересовало вас в романе Тургенева, о чём бы вы хотели поразмышлять в своём сочинении. Тема, сформулированная и представленная вами, поможет понять это.

Ученики представляют и защищают темы сочинений. Под руководством учителя Они выбирают наиболее интересные темы и обосновывают свой выбор. Одна из тем предусматривает работу по образу главного героя романа — Базарова, поэтому она становится ключевой темой подготовительной работы в классе.

3. Работа над сочинением по теме «Евгений Базаров – «новый герой» или трагическая личность?»

а) Работа по подбору эпиграфа к сочинению.

б) работа в группах.

Класс делится на группы по равному количеству учащихся. Начинается работа над составлением плана сочинения. Из предложенного учащимися необходимо «собрать» один, наиболее полный и приемлемый, например:

План.

Причины появления в русском обществе и литературе 2 половины 19 века образа «нового» героя. Базаров – «новый» герой или трагическая личность?

2.1. «И весь портрет его вызывал неприятие…».

2.2. Программа жизни Базарова – нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.

2.3. Испытание любовью.

2.4. Одинок ли Базаров?

2.5. Автор и его герой.

3. «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.

4. Работа с капитанами команд.

Капитаны команд получают карточки – лакуны.

Задание

: в предложенном тексте пропущены слова или целые словосочетания. В сильном классе возможен пропуск целых предложений. Объём вставляемой конструкции задаётся длиной лакуны. Можно менять текст в целом. Таким образом, возникает несколько вариантов вступления к сочинению. Количество вариантов зависит от количества творческих групп. Затем капитаны команд представляют варианты вступления, а «соперники» корректируют их. Понравившиеся варианты вступлений каждый ученик заносит в рабочие тетради. Например:

Получить полный текст

План.

Причины появления в обществе и литературе 2-ой половины 19 века «нового» героя. Базаров — «новый» герой или трагическая личность?

2.1. «И весь портрет его вызывал неприятие…»

2.2. Программа жизни Базарова — нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.

2.3. Испытание любовью.

2.4. Одинок ли Базаров?

2.5. Автор и его герой.

«Вечно живой образ». Писарев о Базарове.

в) индивидуальная работа с капитанами команд.

Капитаны получают карточки – лакуны.

Задание: в предложенном тексте пропущены слова или целые словосочетания. Иногда можно допустить пропуск целых предложений, но это возможно только в сильном классе. Объём вставляемой конструкции задаётся длиной лакуны. Можно менять и текст в целом. Таким образом, каждая группа создаст свой вариант 1- ой части сочинения – вступления. Затем капитаны команд представляют варианты своих групп, после чего остальные учащиеся корректируют их. Понравившиеся проекты вступления ребята записывают в рабочие тетради по литературе. Например:

1. Грозовая эпоха 60-х годов 19 века… Отмена крепостного права «произошла» лишь на бумаге, на самом деле русский народ по-прежнему оставался в рабском и униженном положении. Конфликт сторон грозил перерасти в настоящую вооружённую борьбу. был свидетелем этого конфликта и сумел отразить его в своём бессмертном романе «Отцы и дети».

2. Главный труд жизни великого русского писателя — роман «Отцы и дети». Со станиц романа автор погружает нас в атмосферу грозовой эпохи. Его герои: Евгений Базаров, братья Кирсановы, Кукшина и Ситников — взяты из жизни, у них есть реальные прототипы. Центральное место в романе занимает образ Базарова.

3. В русской литературе 2-ой половины 19 века появился «новый» тип героя, отличного во всём от его предшественников — «лишних» героев Грибоедова, Пушкина и Лермонтова. Тургенев почувствовал веяния времени, несмотря на неоднозначное отношение к своему герою — Евгению Базарову.

г) работа по команде «Зеркальное отражение».

Учитель предлагает учащимся набор опорных предложений, которые можно использовать в сочинении. Цель – ученики должны найти в данном наборе ошибки и записать предложения, противоположные по смыслу исходным.

— Базаров не отрицал искусство, любовь, религию;

— Базаров не был честен ни с самим собой, ни с Аркадием, ни с Одинцовой, ни с Павлом Петровичем;

— Базаров не способен на сильное чувство и не выдерживает испытание любовью;

— Тургенев не любит своего героя и не жалеет о его смерти;

— Базаров не является «новым» героем своего времени и не может быть примером для подражания.

Ответы перерастают в мини беседу по плану 2-ой части сочинения, которая оформляется в черновике секретарями каждой группы.

д) работа в группах по командам «Осколки» и «Проверь свою грамотность».

Каждая группа получает карточки с текстом, в котором даны только опорные слова или предложения. Команды заполняют «пустоты», используя материала мини – беседы и команды «Зеркальное отражение».

В опорных словах пропущены буквы и знаки препинания. Задача команд – рецензировать материалы товарищей, исправить допущенные ошибки.

«Осколки»

1. Впервые мы видим Базарова в самом начале романа «Отцы и дети». Перед нами молодой человек лет 25 с подпоясанной бечёвкой рубахе. С первого взгляда мы понимаем что го встреча с одним из братьев Кирсановых приведёт к трагической развязке, так как Павел Петрович, презрительно оглядев Базарова с головы до ног, не подал ему руки.

Получить полный текст

2.Благодаря этому роману в обиход русского общества 19 века вошло слово «нигилист». Именно философия отрицания легла в основу этого учения, и я бы хотел (а) остановиться на слабых и сильных стонах философии Базарова.

3. И всё-таки Базаров меняется, что связано с появлением в его жизни Анны Одинцовой. Посмотрите, как трансформируются взгляды героя на любовь и женщин. Автор заставляет Базарова страдать так, как он ещё до этой встречи не страдал. Выдерживает ли герой испытание любовью?

4. Своевременен ли Базаров? Я думаю что современен. Опасно в нём то, что отрицая всё негативное, что свойственно было самодержавия и его представителям, он одновременно отрицает то, без чего существование человека на земле невозможно: поэзия, искусство, любовь. Кому — то такие герои нравятся, кто-то стремится им подражать, но я вижу немало опасности в таких нигилистах. И в первую очередь в том, что строя новое, они безоглядно уничтожают традиции, без которых немыслима преемственность поколений.

Каждая группа обрабатывает все дополнения и уточнения и затем зачитывает (защищает) готовый материал. У каждой команды – один пункт основной части. Во время защиты команды работают в черновиках.

е) работа над заключительной частью сочинения.

Ученикам предлагается команда «Клише».

Учитель зачитывает только начало блочных предложений, а каждый ученик придумывает свой вариант окончания предложения. Можно это задание разнообразить задание: учитель называет того ученика, который должен закончить предложенное выражение. Остальные высказывают согласие с его вариантом или предлагают свой вариант.

— В мировой литературе существует понятие «вечного образа»…(Это герои, которые не умирают, а живут в веках).

— К таким образам относятся… (Гамлет Шекспира и Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин Лермонтова, Чайльд-Гарольд Байрона и Базаров Тургенева).

— В своей критической статье Писарев назвал Базарова…(«…человеком замечательно умным, равного которому нет»).

— Базаров был нужен своему времени, потому что… (воплотил в себе черты людей, готовых пожертвовать собой ради общего блага).

— Мне близок (не понятен) Базаров тем, что он пытается найти своё место в жизни, знает из личного опыта, что такое физический труд и не позволяет себе жить за счёт других.

— Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены, потому что … (время его ещё не пришло).

— Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________

— Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ______________

— Писарев назвал Базарова _________________________________________________

Таким образом, мы одновременно напишем заключительную часть сочинения.

5. Мини-беседа по итогу урока.
Комментирование оценок.Домашнее задание.
Написать сочинение по роману, используя материалы урока.

История литературы знает немало случаев, когда произведения писателя были очень популярны при его жизни, но проходило время, и их забывали почти навсегда. Есть и другие примеры: писателя не признавали современники, а настоящую ценность его произведений открывали следующие поколения.

Но в литературе есть очень немного произведений, значение которых невозможно преувеличить, потому что в них созданные образы, которые волнуют каждое поколение людей, образы, которые вдохновляют на творческие поиски художников разных времен. Такие образы носят название «вечных», потому что они носители черт, что всегда присущие человеку.

В бедности и одиночестве доживал свой возраст Мигель Сервантес де Сааведра, хотя при жизни он был известен как автор талантливого, яркого романа «Дон Кихот». Ни сам писатель, ни его современники не знали, что пройдет несколько веков, а его герои не только не будут забыты, но станут самыми «популярными испанцами», и соотечественники поставят им памятник. Что они выйдут из романа и заживут своей самостоятельной жизнью в произведениях прозаиков и драматургов, поэтов, художников, композиторов. Сегодня трудно перечислить, сколько произведений искусства создано под воздействием образов Дон Кихота и Санчо Пансы: к ним обращались Гойя и Пикассо, Массне и Минкус.

Бессмертная книга родилась из замысла написать пародию и высмеять рыцарские романы, такие популярные в Европе XVI века, когда жил и творил Сервантес. Но замысел писателя ширился, и на страницах книги оживала современная ему Испания, изменялся и сам герой: из пародийного рыцаря он вырастает в фигуру смешную и трагическую. Конфликт романа исторически конкретный (отображает современную писателю Испанию) и универсальный (потому что существуют в любой стране во все времена). Суть конфликта: столкновения идеальных норм и представлений о действительности с самой действительностью — не идеальной, «земной».

Образ Дон Кихота стал вечным тоже благодаря своей универсальности: всегда и везде есть благородные идеалисты, защитники добра и справедливости, которые отстаивают свои идеалы, но не в состоянии реально оценить действительность. Возникло даже понятие «донкихотство». Оно совмещает гуманистическое стремление к идеалу, энтузиазм с одной стороны, и наивность, чудачество с другой. Внутренняя воспитанность Дон Кихота совмещается с комизмом ее внешних проявлений (он способен полюбить простую крестьянскую девушку, но видит в ней только благородную Прекрасную даму).

Второй важный вечный образ роману — остроумный и земной Санчо Панса. Он полная противоположность Дон Кихоту, но герои неразрывно связаны, они похожи друг на друга в своих надеждах и разочарованиях. Сервантес показывает своими героями, что действительность без идеалов невозможна, но они должны основываться на реальности.

Совсем другой вечный образ появляется перед нами в трагедии Шекспира «Гамлет». Это глубоко трагический образ. Гамлет хорошо понимает действительность, трезво оценивает все, что происходит вокруг него, твердо стоит на стороне добра против зла. Но его трагедия заключается в том, что он не может перейти к решительным действиям и наказать зло. Его нерешительность не является проявлением трусости, он смелый, откровенный человек. Его колебание — следствие глубоких размышлений о природе зла. Обстоятельства требуют от него убить убийцу своего отца. Он колеблется, потому что воспринимает эту месть как проявление зла: убийство всегда останется убийством, даже когда убивают негодяя. Образ Гамлета — это образ человека, который понимает свою ответственность в разрешении конфликта добра и зла, которая стоит на стороне добра, но ее внутренние моральные законы не позволяют перейти к решительным действиям. Неслучайный этот образ приобрел особенное звучание в XX веке — времени социальных потрясений, когда каждый человек решал для себя вечный «гамлетовский вопрос».

Можно привести еще несколько примеров «вечных» образов: Фауст, Мефистофель, Отелло, Ромео и Джульетта — все они раскрывают вечные человеческие чувства и стремления. И каждый читатель учится на этих обидах понимать не только прошлое, но и современное.

История литературы знает немало случаев, когда произведения писателя были очень популярны за его жизнь, но миновало время, и их забывали почти навсегда. Есть и другие примеры: писателя не признавали современники, а настоящую ценность его произведений открывали следующие поколения. Но в литературе есть очень немного произведений, значение которых невозможно преувеличить, так как в них созданы образы, которые волнуют каждое поколение людей, образы, которые сподвигают на творческие поиски художников разных времен.

Такие образы имеют название “вечных”, так как они носители черт, которые всегда присущи человеку.

В бедности и одиночестве доживал свой возраст Мигель Сервантес де Сааведра, хотя за жизнь он был известный как автор талантливого, яркого романа “Дон Кихот”. Ни сам писатель, ни его современники не знали, что пройдет несколько столетий, а его герои не только не будут забыты, но станут “популярными испанцами”, и соотечественники поставят им памятник. Что они выйдут из романа и заживут своей самостоятельной жизнью в произведениях прозаиков и драматургов, поэтов, художников, композиторов.

Сегодня даже тяжело пересчитать, сколько произведений искусственно создано под влиянием образов Дон Кихота и Санчо Панчеса: к ним обращались Гойя и Пикассо, Масске и Минкус.

Бессмертная книга родилась из замысла написать пародию и высмеять рыцарские романы, такие популярные в Европе XVI столетия, когда жил и создавал Сервантес. И замысел писателя расширился, и на страницах книги оживала современная ему Испания, изменялся и сам герой: из пародийного рыцаря он вырастает в фигуру смешную и трагическую. Конфликт романа вместе с тем исторически-конкретный (он отбивает современную писателю Испанию) и универсальный (так как существует в любой стране во все времена).

Суть конфликта: столкновенье идеальных норм и представлений о действительности с самой действительностью – не идеальной, “земной”. Образ Дон Кихота стал вечным тоже благодаря своей универсальности: всегда и всюду есть благородные идеалисты, защитники добра и справедливости, которые отстаивают свои идеалы, но не в возможности реально оценить действительность. Возникло даже понятие “донкихотство”.

Оно объединяет гуманистическое стремление к идеалу, энтузиазм, бескорысливость, с одной стороны, и наивность, чудачество, благосклонность к мечтаниям и иллюзиям – из другого. Внутреннее благородство Дон Кихота объединяется с комизмом ее внешних проявлений (он способен полюбить простую крестьянскую девушку, но видит в ней только благородную прекрасную даму).

Второй важный вечный образ романа – остроумный и земной Санчо Панчес. Он полная противоположность Дон Кихоту, но герои неразрывно связаны, они похожи друг на друга в своих надеждах и разочарованиях. Сервантес показывает своими героями, что действительность без идеалов невозможна, но они должны основываться на реальности. Совсем другой вечный образ возникает перед нами в трагедии Шекспира “Гамлет”.

Это глубоко трагический образ. Гамлет хорошо понимает действительность, трезво оценивает все, что происходит вокруг него, твердо стоит на стороне добра против зла. Но его трагедия заключается в том, что он не может перейти к решительным действиям и подвергнуть наказанию зло. Его нерешительность не является проявлением трусливости, он смелый, откровенный человек.

Его нерешительность – следствие глубоких раздумий о природе зла. Обстоятельства требуют от него убить убийцу своего отца. Он колеблется, так как воспринимает эту месть как проявление зла: убийство всегда останется убийством, даже когда убивают негодяя.

Образ Гамлета – это образ человека, который понимает свою ответственность в решении конфликта добра и зла, который стоит на стороне добра, но ее внутренние моральные законы не разрешают перейти к решительным действиям. Неслучайно этот образ приобрел особое звучание в XX столетии – поры социальных потрясений, когда каждый человек решал для себя вечное “гамлетовский вопрос”. Можно привести еще несколько примеров “вечных” образов: Фауст, Мефистофель, Отелло, Ромео и Джульетта – все они раскрывают вечные человеческие чувства и стремление.

И каждый читатель учится на этих образах понимать не только прошлое, но и современное.

Loading…

метки: Вечный, Литература, Произведение, Человек, Писатель, Эпоха, Винчи, Ребенок

«Вечные темы» в творчестве русских писателей 19 века — вариант 2

Русская классическая литература 19 века – это литература «вечных тем». Русские писатели стремились ответить на сложные вопросы бытия: о смысле жизни, о счастье, о Родине, о природе человека, о законах жизни и Вселенной, о Боге… Но, как люди с активной жизненной и общественной позицией, русские классики не могли стоять в стороне от актуальных проблем своего времени. В связи с этим «вечные темы» в русской литературе выражались, как мне кажется, через поиск «героя времени». Так, «Горе от ума» А.С. Грибоедова отражает извечную проблему «отцов» и «детей». Александр Андреевич Чацкий протестует против старых порядков, укоренившихся в российском дворянстве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм. Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина — Софье. Но здесь героя поджидают лишь разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого барина – чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь. Положение Чацкого в комедии незавидно. Его борьба трудна и упорна, но победа нового, по мнению Грибоедова, неминуема. Слова Чацкого разнесутся, будут повторяться всюду и произведут свою бурю.

Они уже имеют огромное значение среди «новых», прогрессивных людей. Таким образом, писатель решает вопрос «отцов» и «детей» в пользу детей. Другой русский писатель, творивший во второй половине 19 века – И.С. Тургенев – также затрагивал этот вечный вопрос. Его роман «Отцы и дети» несколько по-другому решает проблему взаимоотношений поколений. С точки зрения Тургенева, только преемственность поколений, преемственность культуры, традиций и взглядов, разумное сочетание старого и нового, может привести к позитивному развитию. На примере главного героя – Евгения Васильевича Базарова – писатель показывает, что одно лишь отрицание, без желания построить что-то новое, приводит лишь к разрушению и смерти. Это неплодотворный путь. А отрицание своей человеческой природы – это вообще абсурд. Базаров, мнящий себя сверхчеловеком и презирающий «благородные бредни» о любви, чувствах, вдруг влюбляется. Для него это становится настоящим испытанием, которое герой, увы, не выдерживает; в финале романа он умирает. Тем самым Тургенев показывает и несостоятельность нигилистической теории Базарова, и еще раз подчеркивает необходимость преемственности поколений, ценность культуры предков, необходимость гармонии и постепенности во всем.

11 стр., 5385 слов

Особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века

… в литературе 19 века преобладал образ «маленького человека». Писатели хотели показать, что и простой человек может сопереживать, испытывать глубокие чувства. Сочинение Особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века Вообще, литература этой эпохи как раз и характеризуется тем, что стали писатели …

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» также затрагивает многие «вечные темы»: любви, счастья, свободы выбора, смысла жизни, роли нравственных ценностей в жизни человека. Почти с самого начала романа Пушкин показывает «поверхностность» своего героя. Онегин – поклонник моды, делает и читает только то, чем можно блеснуть в высшем свете. Герой рано научился лицемерить, притворяться, обманывать, чтобы добиться своей цели. Но душа его всегда при этом оставалась пуста, потому что натура Онегина гораздо глубже, интереснее, богаче, чем того требовал свет. Начинаются поиски смысла жизни, которые дали свой результат лишь после страшной трагедии – убийства Онегиным на дуэли молодого поэта Ленского. Это событие перевернуло все в душе героя, и началось его нравственное перерождение. О том, что герой изменился, свидетельствует восьмая глава романа. Онегин стал независим от мнения света, он превратился в самостоятельную сильную личность, способную жить так, как хочется ему, а не высшему свету Петербурга, способную любить и страдать. В лице же Татьяны Лариной Пушкин показывает нам образец нравственной чистоты, благородства, искренности, непосредственности, независимости, способности на сильные чувства.

Если в финале «Евгения Онегина» есть надежда на счастье героя, то основной персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» не находит своего места, счастья в этой жизни. Печорин разочарован в современном ему мире и в своем поколении: «Мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Такие мысли приводят Григория Александровича к скуке, равнодушию и даже отчаянию. Именно состояние апатии и хандры делают Печорина одиноким. От этого чувства ему некуда скрыться, оно полностью поглощает героя. Печорин потерял веру в человека, в его значимость в этом мире. Неизбежная скука порождает в герое неверие в любовь и дружбу. Эти чувства, возможно, и появлялись в определенный момент его жизни, но все же не приносили Печорину счастья. Этот человек чувствует себя «лишним» в своем обществе, вообще, «лишним» в жизни. В итоге Печорин погибает. Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии. Стремление к гармонии с собой и миром отличает и еще одного героя русской литературы 19 века – Родиона Раскольникова. В поисках этой гармонии он проводит над собой эксперимент – преступает нравственный закон, убивая старуху-процентщицу и ее сестру.

Ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, Раскольников следует им. За нарушение нравственного закона внутри себя герой несет неизбежное наказание. Оно заключается, прежде всего, в муках его собственной совести. Постепенно Родион приходит к пониманию своей страшной ошибки, к осознанию и раскаянию. Но окончательное преображение героя происходит тоже за рамками романа. В поисках себя, своего пути, гармонии находятся и герои эпопеи Толстого «Война и мир». Так, Пьер Безухов, преодолев процесс мучительных разочарований и ошибок, в итоге находит смысл жизни. Герой всеми силами стремится к свету, к правде. Именно это случайно приводит его в масонскую ложу. Кроме того, деятельность Пьера обращается к крестьянам: он предполагает завести для них больницы, школы. Но самый важный этап жизни героя начинается с вторжением войск Наполеона. Пьер не мог оставаться в стороне, когда его отечеству грозила такая страшная опасность. Именно здесь, на войне, Пьер сближается с простым народом, осознает его мудрость, ценность его образа жизни, его философии.

3 стр., 1299 слов

Тема смысла жизни и назначения человека в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

… герою романа, молодому петербуржскому аристократу Евгению Онегину. Считается, что именно Онегин явился родоначальником образа «лишнего человека» в русской литературе. Этот герой прошел долгий самосознания. Нашел ли он свой смысл жизни? … 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Смотрите также по произведению «Евгений Онегин»:

Знакомство с Платоном Каратаевым во французском плену помогло ему глубже проникнуть в мировоззрение патриархального крестьянства. Пьер осознал главное: человеку не так уж много надо для счастья. Причина страданий и мучений человеческого духа чаще всего кроется в стяжательстве, непомерном корыстолюбии. Таким образом, всю русскую литературу 19 века можно назвать литературой поиска Героя. Писатели стремились увидеть в нем человека, способного служить отчизне, приносить ей пользу своими делами и мыслями, а также просто способного быть счастливым и гармоничным, развиваться и идти вперед. В процессе поиска «героя времени» русские писатели стремились решить «вечные вопросы» бытия: смысла жизни, природы человека, законов Вселенной, существования Бога и так далее. Каждый из классиков по-своему решает эти проблемы. Но неизменным в целом для русской классической литературы остается постоянное стремление найти ответы на основополагающие вопросы, без решения которых невозможно существование ни одного человека.

ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ И ОБРАЗЫ В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/vechnyie-motivyi-v-literature/

…Врезанные в память письмена

Бегущие столетья не сотрут.

В. Шекспир

1. Что вы знаете об эпохе Возрождения, с которой знакомились на уроках истории в 7 классе? Какое время она охватывает?

2. Почему эта эпоха имеет такое название? Какими культурными достижениями отмечен этот период истории?

3. Кто такие гуманисты? С какими новыми явлениями в жизни того времени связано их появление?

4. Какие вам известны имена выдающихся художников, скульпторов, писателей эпохи Возрождения?

Примите участие в подготовке проектов «Великие культурные достижения эпохи Возрождения» (подготовьте краткие сообщения о выдающихся представителях этого времени: Томасе Море, Эразме Роттердамском, Иоганне Гутенберге, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэле и др. Организуйте выставку иллюстраций картин художников и подготовьте видеоматериалы произведений искусства эпохи Возрождения).

Ромео и Джульетта, Гамлет, Дон Кихот — литературные герои, созданные гением ярчайших писателей разных стран Европы в эпоху Возрождения. Их образы, символизирующие силу всепобеждающей любви, стремление противостоять несправедливости и злу, защищать бедных и обездоленных, продолжают вот уже на протяжении четырехсот лет волновать сердца людей в разных уголках мира. Ставшие необходимыми спутниками множества поколений читателей, зрителей, они получили название «вечных образов», так как давно вышли за пределы не только своих произведений, но и своего времени. Почему же, как и в давние времена, так и сегодня, они не перестают вдохновлять и наших современников на создание новых фильмов, спектаклей, произведений изобразительного и музыкального искусства?

31 стр., 15366 слов

Женщина мать в искусстве 20 века – Образ женщины –матери в искусстве разных эпох

… произведений на эту тему предшествовало знакомство с полотнами итальянских мастеров эпохи Возрождения, и в особенности с шедеврами древнерусской иконописи. Истинно русские, национальные традиции находят отражение в таких картинах, как «Мать» … XX столетия, запечатлевших женщину-мать. Вот и наступил XX век. В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая …

Эпоха Возрождения, или Ренессанса (от франц. renaissance), — это время расцвета культуры стран Европы после долгого застоя. Оно охватывает XIV—XVI века и знаменует собой переход от Средневековья к новому времени.

В этот период в европейских странах происходит освобождение людей от феодально-крепостнической зависимости, стремительно растут города, развиваются мировая торговля и книгопечатание, совершаются великие географические открытия. Люди все больше начинают верить в свои силы и все меньше боятся средневековых запретов. Ослабевает влияние церкви на жизнь общества. Возрождается интерес к античным временам, когда главное внимание уделялось личности человека и его возможностям совершенствования. В искусстве и науке провозглашаются вера в силу и красоту человека, уважение к его разуму, воспеваются его отважные дела и смелые мысли. Таких поэтов, художников, скульпторов, ученых современники стали называть гуманистами (латинское слово humanus означает «человеческий»).

Самые первые гуманисты появились на итальянской земле в XIV веке. Для этого было много причин. Крепостное право в Италии отжило свой век раньше, чем в других странах; здесь раньше, чем на севере, начали развиваться торговля и промышленность, выросли большие города, появились первые наемные рабочие. Именно в Италии раньше, чем в других странах, под натиском нового отступали старые порядки, а вместе с ними и старые взгляды Средневековья.

На земле Италии сохранилось много памятников культуры древнего Рима. Из древней Греции сюда еще во времена античности было вывезено много замечательных произведений искусства. В памятниках искусства и литературы римской и греческой древности гуманисты увидели изображение прекрасного, сильного, гармонически развитого человека. Благодаря деятельности гуманистов были найдены, сохранены, изучены, возрождены произведения искусства и идеи античной древности. Отсюда и происходит название — Возрождение. Вскоре это понятие приобрело более широкий смысл: оно стало означать не только возрождение старых, но порождение Новых культурных ценностей.

Эпоха Возрождения стала временем нового, невиданного расцвета литературы и искусства.

Гуманисты были людьми необыкновенной широты интересов. Замечательный пример этому — Леонардо да Винчи. Гениальный скульптор, художник и теоретик искусства, он был также выдающимся механиком и математиком, проектировал плотины и крепости, размышлял над устройством летательных аппаратов, сочинял притчи и басни, высказывал догадки о происхождении гор, изобретал станки и машины. Эпоха Возрождения знала и других людей, которые совмещали в себе поэта и зодчего, или скульптора и философа, или дипломата и врача.

Итальянские гуманисты: Петрарка, Данте, Джотто, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан — создали непревзойденные по красоте и гармонии художественные творения.

Вечными литературными памятниками стали произведения таких выдающихся поэтов и писателей эпохи Возрождения, как Данте Алигьери и Франческо Петрарка (Италия), Вильям Шекспир (Англия), Франсуа Рабле (Франция), Мигель Сервантес (Испания), Эразм Роттердамский (Германия) и др. Их произведения, посвященные вечным темам любви, свободы, торжества правды и справедливости, утверждают высшие человеческие ценности и поэтому до сих пор волнует читателей всех стран и народов.

32 стр., 15604 слов

Искусство Возрождения в Италии

… Италии искусство проторенессанса существовало только в Тоскане и Риме. В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. «Пос­ледний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи … богатых се­мейств) — крупнейших покровителей и заказчиков произведений живописи, скульптуры и архитектуры. Основными центрами культуры Возрождения были сначала города Флоренция, Сиена, Пиза, затем Падуя, …

?

1. Почему обращение к временам античности способствовало становлению эпохи Возрождения?

2. Какие духовные ценности провозгласили гуманисты?

3. Какие произведения Шекспира, Сервантеса вам известны? Расскажите, каким образом состоялось ваше знакомство с ними.

Вечные образы

Вечные образы это литературные персонажи, получившие многократное воплощение в словесности разных стран и эпох, ставшие своеобразными «знаками» культуры: Прометей, Федра, Дон Жуан, Гамлет, Дон Кихот, Фауст и др. Традиционно к ним относят мифологические и легендарные персонажи, исторические личности (Наполеон, Жанна д’Арк), а также библейские лица, причем в основу вечных образов положено их литературное отображение. Так, образ Антигоны ассоциируется прежде всего с Софоклом, а Вечный Жид ведет свою литературную историю от «Большой хроники» (1250) Матвея Парижского. Нередко в число вечных образов включают и тех персонажей, чьи имена стали нарицательными: Хлестаков, Плюшкин, Манилов, Каин. Вечный образ способен стать средством типизации и тогда может предстать обезличенным («тургеневская девушка»). Существуют и национальные варианты, как бы обобщающие национальный тип: в Кармен часто хотят видеть прежде всего Испанию, а в бравом солдате Швейке — Чехию. Вечные образы способны укрупняться до символического обозначения целой культурно-исторической эпохи — как породившей их, так и позднейшей, поновому их переосмыслившей. В образе Гамлета иногда усматривают квинтэссенцию человека позднего Возрождения, осознавшего безграничность мира и своих возможностей и растерявшегося перед этой безграничностью. В то же время образ Гамлета — сквозная характеристика романтической культуры (начиная с эссе И.В.Гёте «Шекспир и несть ему конца», 1813-16), представляющей Гамлета как своего рода Фауста, художника, «проклятого поэта», искупителя «творческой» вины цивилизации. Ф.Фрейлиграт, которому принадлежат слова: «Гамлет — это Германия» («Гамлет», 1844), имел в виду прежде всего политическое бездействие немцев, но невольно указал на возможность такой литературной идентификации германского, а в более широком смысле и западноевропейского человека.

Один из главных создателей трагического мифа о европейце-фаустианце 19 века, оказавшемся в «вышедшем из колеи» мире — О.Шпенглер («Закат Европы», 1918-22). Ранний и весьма смягченный вариант такого мироощущения можно найти у И.С.Тургенева в статьях «Два слова о Грановском» (1855) и «Гамлет и Дон Кихот» (1860), где русский ученый косвенно отождествляется с Фаустом, а также описаны «две коренные, противоположные особенности человеческой природы», два психологических типа, символизирующих пассивную рефлексию и активное действие («дух северного» и «дух южного человека»). Встречается и попытка разграничить эпохи с помощью вечных образов, связав 19 в. с образом Гамлета, а 20 веке — «крупных оптовых смертей» — с персонажами «Макбета». В стихотворении А.Ахматовой «Привольем пахнет дикий мед…» (1934) символами современности оказываются Понтий Пилат и леди Макбет. Непреходящее значение может служить источником гуманистического оптимизма, свойственного раннему Д.С.Мережковскому, считавшему вечные образы «спутниками человечества», неотделимыми от «человеческого духа», обогащающими все новые и новые поколения («Вечные спутники», 1897). И.Ф.Анненскому неизбежность творческого столкновения писателя с вечными образами рисуется в трагических тонах. Для него это уже не «вечные спутники», но «проблемы — отравы»: «Возникает теория, другая, третья; символ вытесняется символом, ответ смеется над ответом… По временам мы начинаем сомневаться даже в наличности проблемы… Гамлет — ядовитейшая из поэтических проблем — пережил не один уже век разработки, побывал и на этапах отчаяния, и не у одного Гёте» (Анненский И. Книги отражений. М., 1979). Использование литературных вечных образов предполагает воссоздание традиционной сюжетной ситуации и наделение персонажа присущими исходному образу чертами. Эти параллели могут быть прямыми или скрытыми. Тургенев в «Степном короле Лире» (1870) следует канве шекспировской трагедии, в то время как Н.С.Лесков в «Леди Макбет Мценского уезда» (1865) предпочитает менее явные аналогии (явление отравленного Катериной Львовной Бориса Тимофеича в образе кота отдаленно-пародийно напоминает посещение пира Макбета убитым по его приказу Банко). Хотя немалая доля авторских и читательских усилий уходит на построение и разгадывание подобных аналогий, главное здесь — не возможность увидеть знакомый образ в неожиданном для него контексте, но предлагаемое автором новое его понимание и объяснение. Непрямой может быть и сама отсылка к вечным образам — они не обязательно должны быть названы автором: связь образов Арбенина, Нины, Князя Звездича из «Маскарада» (1835-36) М.Ю.Лермонтова с шекспировскими Отелло, Дездемоной, Кассио очевидна, но должна быть окончательно установлена самим читателем.

Вечные темы в литературе прошлого столетия

В прошлом веке, в условиях кризиса гуманистических принципов русская литература пыталась противостоять деструктивным явлениям литературного процесса, обратившись к вечным темам как напоминанию о главном.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Beчныe тeмы в иcкyccтвe и литepaтype 460 руб.
  • Реферат Beчныe тeмы в иcкyccтвe и литepaтype 250 руб.
  • Контрольная работа Beчныe тeмы в иcкyccтвe и литepaтype 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Свидетельством обращения к вечным темам стало творчество писателей и поэтов Серебряного века, впоследствии — А. Солженицына, В. Распутина, В. Астафьева и др. Писатели обращаются к ситуациям, типам героев, сюжетным ходам, которые знакомы отечественному читателю из классически произведений Толстого, Бунина и др.

В то же время в процессе переосмысления вечных тем последние наполняются новым содержанием. В частности, в произведениях Солженицына восприятие жизни наполняется неким драматизмом, обусловленным восприятием противоречивости усложняющегося общественного бытия, формируется пафос резкого неприятия искажений нравственных категорий, утраты исторической памяти целой нации.

В Распутин проговаривает волнующие его проблемы старости, смерти, отвержения обществом пожилых людей. Равнодушие окружающих олицетворяет в его произведениях некое зло, которое подтачивает здоровые основы жизни.

Одной из традиционных тем мировой классики выступает тема семьи, которая развивается писателями в нравственно-психологическом и идейно-философском аспектах.

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

В русской литературе прошлого столетия эта тема обрела новые социально-исторические аспекты (поэты и писатели Серебряного века, М. Горький, А. Толстой, А Платонов). Она же была раскрыта в «деревенской прозе».

Представители Серебряного века видели в любви первооснову всего сущего, сущность человеческого бытия, которая позволит преодолеть глубинный кризис общества, разрушения связей, прежней системы духовных ценностей. Они видели в любви, в отношениях между мужчиной и женщиной то, что может объединить два мира:

  • мир идеальный;
  • мир реальный.

В то же время восприятие любви как первоосновы обусловливает ее конфликт с бытием, с сущим, миром повседневным, сама любовь в своем понимании и отображении сближается со смертью, становится моментом перерождения личности.

В данном аспекте понимания любви, семейный мотив в творчестве русских писателей и поэтов существенно отличался от западноевропейской традиции, в которой любовь ассоциировалась преимущественно с игрой страстей, эмоциями, чувствами, переживаниями личности.

В советской литературе более позднего периода, как правило, в процессе освещения этой темы писатели прошлого столетия рассматривали мотивы сохранения и/ или разрушения семейных отношений, шире – иерархии внутрисемейных отношений, родовых устоев.

В целом тема любви и семейных отношений раскрывается не как тема любовных переживаний, счастья или страдания, игры страстей, но преимущественно через мотив материнства. Писатели были нацелены, прежде всего, на создание образа матери, прожившей тяжелую, трудную жизнь, не мыслящей себя без труда, выполняющей свой жизненный долг и сохранившей нравственные ценности. Как правило, женские образы изображены сдержанными в проявлении эмоций, в рассказе о собственных чувствах.

Прошлое столетие в России – это период войн, катаклизмов и бедствий, обрекающих женщин на каторжный труд. Достаточно вспомнить женские образы Ф. Абрамова, в центре внимания которого — рабочие женщины, изнуренные трудом и не знающие иного способа существования, кроме тяжелого труда. Эта тяжелая изнурительная работа совершено не оставляет времени на семью, на заботу о детях, приводит к разрыву той особенной духовной взаимосвязи между матерью и ребенком, без которой существование семьи представляется невозможным.

Героиня В. Распутина нечеловеческими усилиями переносит избу на новое место, мимоходом интересуясь судьбой своей непутевой дочери, «сгинувшей» в городе, но совершенно не вспоминая о собственной внучке, оставшейся сиротой. Строительство избы заменяет женщине строительство семьи, семейные связи рушатся.

««Вечные образы» в мировой литературе»

История литературы знает немало случаев, когда произведения писателя были очень популярны при его жизни, но проходило время, и их забывали почти навсегда. Есть и другие примеры: писателя не признавали современники, а настоящую ценность его произведений открывали следующие поколения. Но в литературе есть очень немного произведений, значение которых невозможно преувеличить, потому что в них созданные образы, которые волнуют каждое поколение людей, образы, которые вдохновляют на творческие поиски художников разных времен. Такие образы носят название «вечных», потому что они носители черт, что всегда присущие человеку.

В бедности и одиночестве доживал свой возраст Мигель Сервантес де Сааведра, хотя при жизни он был известен как автор талантливого, яркого романа «Дон Кихот». Ни сам писатель, ни его современники не знали, что пройдет несколько веков, а его герои не только не будут забыты, но станут самыми «популярными испанцами», и соотечественники поставят им памятник. Что они выйдут из романа и заживут своей самостоятельной жизнью в произведениях прозаиков и драматургов, поэтов, художников, композиторов. Сегодня трудно перечислить, сколько произведений искусства создано под воздействием образов Дон Кихота и Санчо Пансы: к ним обращались Гойя и Пикассо, Массне и Минкус.

Бессмертная книга родилась из замысла написать пародию и высмеять рыцарские романы, такие популярные в Европе XVI века, когда жил и творил Сервантес. Но замысел писателя ширился, и на страницах книги оживала современная ему Испания, изменялся и сам герой: из пародийного рыцаря он вырастает в фигуру смешную и трагическую. Конфликт романа исторически конкретный (отображает современную писателю Испанию) и универсальный (потому что существуют в любой стране во все времена). Суть конфликта: столкновения идеальных норм и представлений о действительности с самой действительностью — не идеальной, «земной».

Образ Дон Кихота стал вечным тоже благодаря своей универсальности: всегда и везде есть благородные идеалисты, защитники добра и справедливости, которые отстаивают свои идеалы, но не в состоянии реально оценить действительность. Возникло даже понятие «донкихотство». Оно совмещает гуманистическое стремление к идеалу, энтузиазм с одной стороны, и наивность, чудачество с другой. Внутренняя воспитанность Дон Кихота совмещается с комизмом ее внешних проявлений (он способен полюбить простую крестьянскую девушку, но видит в ней только благородную Прекрасную даму).

Второй важный вечный образ роману — остроумный и земной Санчо Панса. Он полная противоположность Дон Кихоту, но герои неразрывно связаны, они похожи друг на друга в своих надеждах и разочарованиях. Сервантес показывает своими героями, что действительность без идеалов невозможна, но они должны основываться на реальности.

Совсем другой вечный образ появляется перед нами в трагедии Шекспира «Гамлет». Это глубоко трагический образ. Гамлет хорошо понимает действительность, трезво оценивает все, что происходит вокруг него, твердо стоит на стороне добра против зла. Но его трагедия заключается в том, что он не может перейти к решительным действиям и наказать зло. Его нерешительность не является проявлением трусости, он смелый, откровенный человек. Его колебание — следствие глубоких размышлений о природе зла. Обстоятельства требуют от него убить убийцу своего отца. Он колеблется, потому что воспринимает эту месть как проявление зла: убийство всегда останется убийством, даже когда убивают негодяя. Образ Гамлета — это образ человека, который понимает свою ответственность в разрешении конфликта добра и зла, которая стоит на стороне добра, но ее внутренние моральные законы не позволяют перейти к решительным действиям. Неслучайный этот образ приобрел особенное звучание в XX веке — времени социальных потрясений, когда каждый человек решал для себя вечный «гамлетовский вопрос».

Можно привести еще несколько примеров «вечных» образов: Фауст, Мефистофель, Отелло, Ромео и Джульетта — все они раскрывают вечные человеческие чувства и стремления. И каждый читатель учится на этих обидах понимать не только прошлое, но и современное.

Сочинение на тему: Вечные образы в мировой литературе

И снова приходит осень… Уже который раз… Так же неожиданно, тихонько подкравшись у тебя за спиной, навеявши прохладой, сыпнув мелким дождем, заглядывает в твои печальные глаза. Так же, как и в прошлом году, и позапрошлом, и десять лет назад… Сколько их промелькнуло у тебя перед глазами, куда они улетели, откуда приходят в твои сны? Нет ответа. И не будет. Молчит старый пожелтевший клен, молчит холодная серая река, молчит облачное небо… Почему именно сейчас появляется в душе непонятная тревога? Ты тщетно пытаешься утолить тревогу в своем сердце, почувствовать, что происходит.

Изредка падает с дерева листья. Оно медленно кружится в воздухе, пытаясь привлечь к себе внимание своим танком, и, в конце концов, ложится на землю. Ты наблюдаешь за его бесполезным «сопротивлением судьбы», и тебе до боли становится жаль этого красивого кленового листка, по которому уже прошлась не одна пара ног…

А мы… Кто мы в этом мире? Не то ли листья, которое тщетно борется за свое существование? Разве что времени нам отпущено больше. Мысль о том, что все в этом мире бренно, заставляет задуматься над вещами, о которых раньше совсем не думал. Что такое жизнь, в чем его суть, стоит ли жить вообще, если придет пора умирать?

Невольно приходит на ум шекспировский Гамлет и его монолог. Быть или не быть, решиться на отчаянный шаг или остеречься, понять и простить или мстить, надеяться и верить или отчаяться? Сотни таких «или» сидят в твоей голове, не дают покоя, доводят до истерики, в конце концов, побуждают тебя к жизни, а не существования.

Ты помнишь, когда ты начал ставить перед собой эти проклятые вопросы? Не после знакомства с героем Шекспира? Пожалуй, именно он заставил тебя страдать, перед тем как принять единственное правильное решение. «Для чего все так усложнять, живи проще», — пытаешься убедить саму себя, но ничего не получается. Зачем он решился на месть, она же никогда не приводит к добру? Почему он приносит страдания любимой? Почему…, почему…, почему…?

Как трудно быть Человеком! И стоит ли вообще так страдать? «Делай не думая и не жалей о том, что сделал», — по такому принципу живут сегодня тысячи людей. Живут или существуют? Опять этот проклятый «или». Неужели нельзя без него?! Видимо, нельзя. Поэтому все мы такие разные, и судьбы наши разные. Кто умеет любить так, как любили Ромео и Джульетта, а кто-то ищет выгоды в любви (но тогда это уже не любовь), кто-то готов пожертвовать собой ради других как Прометей, а кто-то переступит через ближайших друзей ради достижения корыстных целей. «Но ведь Гамлет, Джульетта, Прометей – всего-навсего художественное произведение автора», — скажут вам те, кто привык плыть по течению. Так оно и есть. Но присмотритесь внимательнее к людям, и вы обязательно узнаете в ком-то из них того же Гамлета или Дон Кихота, Ромео или Прометея. 

Вечный вопрос человеческого бытия… Вечные ценности… Вечные образы… Тебе решать, кем быть: Дон Кихотом или равнодушным негодяем, Прометеем или Гобсеком… Человек свободен в своем выборе. Но именно от него зависит судьба каждого из нас.

И снова тихо падают листья, барабанит по подоконнику свою симфонию дождь, поет печальную мелодию осенний ветер. Жизнь идет своим ходом. И пусть оно не вечно для конкретного человека, но оно не будет бесполезным и будет существовать до тех пор, пока будет существовать в сердцах людей любви Ромео и Джульетты, пока живут среди нас Дон Кихоты, пока будем задаваться вопросом «Быть или не быть?»

Конечно, быть!

Вечные образы

Вечными
принято называть образы литературных
героев, которые как бы перешагивают
границы литературного произведения
или мифа, породившего их, и получают
самостоятельную жизнь, воплощаясь в
сочинениях других авторов, веков и
культур. Таковы многие библейские и
евангельские образы (Каин и Авель, Иуда),
античные (Прометей, Федра), новоевропейские
(Дон Кихот, Фауст, Гамлет). Удачно определял
содержание понятие «вечные образы»
русский писатель и философ Д.С.Мережковский:
«Есть образы, жизнь которых связана с
жизнью всего человечества; они поднимаются
и растут вместе с ним… Дон Жуан, Фауст,
Гамлет – образы эти сделались частью
человеческого духа, с ним они живут и
умрут только с ним».

Какие
же свойства обеспечивают литературным
образам качество вечных? Это прежде
всего несводимость содержания образа
к той роли, которая закреплена за ним в
конкретном сюжете, и открытость его для
новых истолкований. «Вечные образы»
должны быть в какой-то мере «загадочными»,
«бездонными». Они не могут быть до конца
определены ни социальной и бытовой
средой, ни своей психологической
характерностью.

Подобно
мифу, вечный образ уходит корнями в
более давние, подчас архаические пласты
культуры. Почти за каждым образом,
причисляемым к вечным, стоит мифологический,
фольклорный или литературный
предшественник.

ТРЕУГОЛЬНИК
«КАРПМАНА»: ПАЛАЧ, ЖЕРТВА И СПАСАТЕЛЬ

Существует
треугольник отношений — так называемый
Треугольник Карпмана, состоящий из трёх
вершин:

Спаситель

Преследователь
(Тиран, Палач, Агрессор)

Жертва

Этот
треугольник ещё называют магическим,
так как стоит в него попасть, так его
роли начинают диктовать участникам
выборы, реакции, чувства, восприятие,
последовательность ходов и так далее.

А
самое главное — участники свободно
«плавают» в этом треугольнике по
ролям.

Жертва
очень быстро превращается в Преследователя
(Агрессора) для бывшего Спасителя, а
Спаситель — очень быстро становится
Жертвой бывшей Жертвы.

Например,
есть некто, страдающий от чего-то или
кого-то (эти «что-то» или «кто-то»
и является Агрессором). А страдалец
(страдалица) — это типа, Жертва.

Жертва
быстро находит Спасителя (или спасителей),
который (по разным причинам) старается
(вернее, пытается) помочь Жертве.

Всё
бы ничего, но Треугольник-то магический,
и Жертве совершенно не нужно избавление
от Агрессора, а Спасителю — не нужно,
чтобы Жертва прекратила быть жертвой.
Иначе он ей будет не нужен. Какой же
Спаситель без жертвы? Жертва «излечится»,
«избавится», кого же спасать то?

Получается,
что и Спаситель, и Жертва заинтересованы
(неосознанно, конечно) в том, чтобы
фактически всё оставалось по прежнему.

Жертва
должна страдать, а Спаситель должен
помогать.

Все
довольны:

Жертва
получает свою долю внимания и заботы,
а Спаситель — горд тем, какую роль он
играет в жизни Жертвы.

Жертва
платит Спасителю признанием его заслуг
и роли, а Спаситель платит за это Жертве
вниманием, временем, энергией, чувствами
и т.д.

Ну
и что? — спросите вы. Все же довольны!

Как
бы не так!

На
этом треугольник не останавливается.
Жертве становится мало того, что она
получает. Она начинает всё больше и
больше требовать и оттягивать внимания
и энергии Спасителя. Спаситель старается
(на сознательном уровне), но у него ничего
не получается. Конечно, он же на
бессознательном уровне не заинтересован
помочь ОКОНЧАТЕЛЬНО, он же не дурак,
лишиться такого вкусного процесса!

У
него не получается, его состояние и
самооценка (самоуважение) снижаются,
ему становится плохо, а Жертва продолжает
ждать и требовать внимания и помощи.

Постепенно
и незаметно Спаситель становится
Жертвой, а бывшая Жертва становится
Преследователем (Агрессором) для своего
бывшего Спасителя. И чем больше Спаситель
вкладывал в того, кого он спасал, тем,
по большому счёту, он становится больше
ей должен. Ожидания растут, и он ОБЯЗАН
их реализовывать.

Бывшая
жертва всё больше недовольна «не
оправдавшим её ожиданий» Спасителем.
Она всё больше и больше путает, кто же
на самом деле является агрессором. Для
неё уже бывший Спаситель виноват в её
бедах. Как-то незаметно происходит
переход, и уже почти осознанно она
недовольна бывшим благодетелем, и уже
его обвиняет чуть ли не больше, чем того
(то), кого раньше считала своим Агрессором.

Бывший
спаситель становится для бывшей Жертвы
обманщиком и новым Агрессором, а бывшая
Жертва устраивает настоящую охоту за
бывшим Спасителем.

Но
это ещё не всё.

Бывший
кумир повержен и ниспровергнут.

Жертва
ищет новых Спасителей, ведь у неё
количество Агрессоров возросло — бывший
Спаситель не оправдал ожиданий, по
большому счёту, обманул её, и должен
быть наказан.

Бывший
же Спаситель, являясь уже Жертвой своей
бывшей Жертвы, измотанный в попытках
(нет, не помочь, его сейчас волнует лишь
одно — суметь спастись от «жертвы»)
— начинает (уже как истинная жертва)
искать других спасителей — и для себя,
и для своей бывшей Жертвы. К стати говоря,
это могут быть разные Спасители — для
бывшего спасителя и бывшей жертвы.

Круг
расширяется. Почему треугольник и
называется магическим, что:

1.
Каждый участник бывает во всех его углах
(играет все положеные в треугольнике
роли);

2.
Треугольник устроен так, что вовлекает
всё новых и новых членов оргии.

Бывший
Спаситель, использованный, выбрасывается,
он истощён, и уже не может быть полезен
Жертве, и Жертва пускается в поиски и в
погоню за новыми Спасителями (будущими
её жертвами)

С
точки зрения Агрессора тут тоже интересные
штуки.

Агрессор
(настоящий агрессор, тот, кто и считает
себя агрессором, преследователем) как
правило, не знает о том, что Жертва на
самом деле не жертва. Что она не на самом
деле беззащитна, просто ей нужна данная
роль.

Жертва
же очень быстро находит Спасителей,
которые «внезапно» появляются на
пути «Агрессора», и тот очень быстро
становится уже их Жертвой, а Спасители
превращаются в Преследователей бывшего
Агрессора.

Это
великолепно описал Эрик Берн на примере
сказки про Красную Шапочку.

Шапочка
— «Жертва», волк — «Агрессор»,
охотники — «Спасители».

Но
сказка заканчивается вспоротым брюхом
волка.

Алкоголик
— жертва Алкоголя. Его жена — Спаситель.

С
другой стороны Алкоголик — Агрессор для
жены, и она ищет спасителя — нарколога
или психотерапевта.

С
третьей стороны, для алкоголика жена —
Агрессор, а его Спасителем от жены
является алкоголь.

Врач
быстро из Спасителя превращается в
Жертву, так как обещал Спасти и жену и
алкоголика, и даже брал за это деньги,
а жена алкоголика становится его
Преследователем.

А
жена ищет нового Спасителя.

И
к стати, жена обретает нового обидчика
(Агрессора) в лице врача, ведь он обидел
и обманул её, и не выполнил своих обещаний,
взяв деньги.

Поэтому
жена может начать Преследования бывшего
Спасителя (врача), а ныне Агрессора,
находя новых Спасителей в виде:

1.
СМИ, судебных органов

2.
Подружек, с которыми можно перемывать
косточки уже и врачу («Ох уж эти
врачи!»)

3.
Нового врача, который вместе с женой
осуждает «некомпетентность»
предыдущего врача.

Ниже
представлены признаки, по которым можно
себя узнать, когда вы оказываетесь в
треугольнике.

Чувства,
которые испытывают участники событий:

Жертва:

Чувство
беспомощности,

беспросветности,

принуждения
и причинения,

безвыходности,

бессилия,

никчёмности,

никому
не нужности,

собственной
неправильности,

запутанности,

неясности,

растерянности,

частой
неправоты

собственной
слабости и немощности в ситуации

обиды

страха

жалость
к себе

Спаситель:

Чувство
жалости

желания
помочь

собственного
превосходства над жертвой (над тем, кому
хочет помочь)

большую
компетентность, большую силу, ум, больший
доступ к ресурсам, «он больше знает
про то, как нужно действовать»

снисхождения
к тому, кому хочет помочь

чувство
приятного всесилия и всемогущества по
отношению к конкретной ситуации

уверенность,
что может помочь

убеждённость,
что он знает (или как минимум, может
узнать), как именно это можно сделать

невозможность
отказать (неудобно отказать в помощи,
или бросить человека без помощи)

сострадание,
острое щемящее чувство сопереживания
(обратите внимание, это очень важный
пункт: Спаситель ассоциируется с Жертвой!
А значит, никак и никогда не сможет ей
истинно помочь!)

ответственность
ЗА другого.

Агрессор:

Чувство
собственной правоты

благородного
возмущения и праведного гнева

желание
наказать нарушителя

желание
восстановить справедливость

оскорблённое
самолюбие

убеждённость,
что только он знает, как правильно

раздражение
на жертву и тем более на спасителей,
которых воспринимает, как мешающий
фактор (спасители ошибаются, ведь только
он знает, как нужно прямо сейчас
поступить!)

азарт
охоты, азарт погони.

Жертва
— страдает.

Спаситель
— спасает и приходит на помощь и выручку.

Агрессор
наказывает, преследует, учит (проучивает).

Если
вы оказались в этом «магическом»
треугольнике, то знайте, что Вам придётся
побывать во всех «углах» этого
треугольника, и перепробовать все его
Роли.

События
в треугольнике могут происходить сколь
угодно долго — вне зависимости от
сознательных желаний их участников.

Жена
алкоголика не желает страдать, алкоголик
не желает быть алкоголиком, а врач не
желает обманывать семью алкоголика. Но
всё определяется результатом.

Пока
хоть кто-нибудь не выскочит из этого
проклятого треугольника, игра может
продолжаться сколь угодно долго.

Как
выскакивать.

Самое
главное — понять, на какой Роли Вы вошли
в треугольник.

Какой
из углов треугольника был для Вас входом
в него.

Обычно
в руководствах дают следующий совет:
инверсировать роли. То есть, заменить
роли на другие:

Агрессор
должен стать для Вас Учителем. Фраза,
которую я говорю своим ученикам: «Наши
враги, и те, кто нам «мешают»,
являются нашими лучшими тренерами и
учителями)

Спаситель
— Помощником или максимум — Проводником
(можно — тренером, как в фитнесс-клубе:
вы делаете, а тренер тренирует)

А
Жертва — Учеником.

Это
очень хорошие советы.

Если
Вы поймали себя на роли Жертвы — начните
учиться.

Если
Вы поймали себя на роли Спасителя —
бросьте глупые мысли о том, что тот, «кто
нуждается в помощи» немощен и слаб.
Принимая его такие мысли, Вы делаете
ему медвежью услугу. Вы делаете что-то
ЗА него. Вы мешаете ему научиться
самостоятельно чему-то важному для
него.

Нельзя
делать ничего за другого человека. Ваше
желание помочь — искус, жертва является
Вашим искусителем, и Вы, фактически,
являетесь искусителем и провокатором
для того, кому стремитесь помочь.

Дайте
человеку делать самому. Пусть он
ошибается, но это будут ЕГО ошибки. И он
не сможет Вас обвинить в этом, когда
попытается перебраться в роль Вашего
Преследователя. Человек должен пройти
свой путь сам.

Великий
психотерапевт Александр Ефимович
Алексейчик говорит:

«Помочь
можно только тому, кто что-то делает.»

И
продолжал, обращаясь к тому, кто был в
этот момент в беспомощности:

«Что
Вы делаете, для того, чтобы он (тот, кто
помогает) мог Вам помочь?»

Великолепные
слова!

Для
того, чтобы тебе помогли, ты должен
что-то делать. Помогать можно лишь в
том, что делают. Не делаешь — тебе нельзя
помочь.

Что
делаешь — в том тебе и возможна помощь.

Если
ты лежишь, тебе можно лишь помочь лежать.
Если стоишь — тебе можно лишь помочь
стоять.

Невозможно
помочь встать человеку, который лежит.

Невозможно
помочь встать человеку, который и не
думает вставать.

Невозможно
помочь встать человеку, который только
думает встать.

Невозможно
помочь встать человеку, который только
хочет встать.

Помочь
встать можно человеку, который встаёт.

Помочь
найти можно лишь человеку, который ищет.

Помочь
идти можно лишь тому, кто идёт.

Что
эта девушка ДЕЛАЕТ из того, в чём Вы ей
пытаетесь помочь?

Не
пытаетесь ли Вы ей помочь в том, чего
она не делает?

Не
ожидает ли она от Вас действий в том,
чего она сама не делает?

Так
нужно ли ей на самом деле то, чего она
от Вас ожидает, если она сама не делает
этого?

Помочь
встать можно лишь человеку, который
встаёт.

«Встаёт»
— это прикладывает усилия к тому, чтобы
встать.

Эти
усилия и конкретные и однозначные
действия наблюдаемы, они имеют конкретные
и неразночитаемые признаки. Их легко
узнать и опознать именно за признаки
того, что человек старается встать.

И
ещё нечто очень, на мой взгляд важное.

Человеку
можно помочь встать, но если он не готов
стоять (не готов, что Вы уберёте поддержку),
он снова упадёт, и падать ему будет во
много раз больнее, чем если бы он продолжал
лежать.

Что
человек будет делать после того, как
окажется в вертикальном положении?

Что
человек собирается делать после этого?

Что
он собирается делать с этим?

Зачем
ему нужно встать?

Как
выскакивать.

Самое
главное — понять, на какой Роли Вы вошли
в треугольник.

Какой
из углов треугольника был для Вас входом
в него.

Это
очень важно, и это не описано в руководствах.

Точки
входа.

У
каждого из нас есть привычные, или
излюбленные Роли-входы в подобные
магические треугольники. И часто в
разных контекстах у каждого входы свои.
У человека на работе может быть излюбленным
входом в треугольник — Роль Агрессора
(ну любит он восстанавливать справедливость
или наказывать дураков!), а дома, например,
типичный и излюбленный вход — это Роль
Спасителя.

«Манки»

И
каждому из нас стоит знать «точки
слабости» своей личности, которые
попросту заставляют нас входить в эти
наши излюбленные Роли.

Необходимо
изучать внешние манки, которые заманивают
нас туда.

У
одних это чья-то беда или «беспомощность»,
или запрос о помощи, или восхищённый
взгляд/голос:

«О,
великий!»

«Только
ты можешь мне помочь!»

«Я
без тебя пропаду!»

Вы,
конечно, узнали Спасителя в белых
одеждах.

У
других это чья-то ошибка, глупость,
несправедливость, некорректность или
нечестность. И они отважно бросаются
восстанавлявать справедливость и
гармонию, попадая в треугольник на роли
Агрессора.

У
третьих это может быть сигнал от
окружающей реальности, что ты ей не
нужен, или она опасна, или она агрессивна,
или она бессердечна (равнодушна к тебе,
твоим желаниям или бедам), или она бедна
ресурсами именно для тебя, именно в
данный момент. Это любители побыть
Жертвами.

У
каждого из нас есть свой манок, заманивание
которого нам очень трудно выдержать.
Мы становимся как зомби, проявляя
бессердечие и глупость, рвение и
безрассудство, попадая в беспомощность
и чувствуя свою правоту, либо никчёмность.

Начало
перехода из роли Спасителя в роль Жертвы
— чувство вины, чувство беспомощности,
ощущение вынужденности и обязательности
помогать и невозможности собственного
отказа («Я обязан помочь!», «Я не
имею права не оказать помощь!», «Что
обо мне подумают, как я буду выглядеть,
если откажусь помочь?»).

Начало
перехода из роли Спасителя в роль
Преследователя — желание наказать
«плохого», желание восстановить
справедливость, направленную не на
тебя, чувство абсолютной собственной
правоты и благородного праведного
возмущения.

Начало
перехода из роли Жертвы в роль Агрессора
(преследователя) — чувство обиды и
несправедливости, творимой по отношению
к тебе лично.

Начало
перехода из Роли Жертвы в роль Спасителя
— желание помочь, жалость к бывшему
Агрессору или Спасителю.

Начало
перехода из роли Агрессора в роль Жертвы
— внезапное (либо растущее) чувство
беспомощности и растерянность.

Начало
перехода из роли Агрессора в роль
Спасителя — чувство вины, чувство
ответственности ЗА другого человека.

На
самом деле:

Спасителю
ОЧЕНЬ приятно помогать и спасать, приятно
выделяться «в белых одеждах» среди
других людей, особенно перед жертвой.
Нарциссизм, самолюбование.

Жертве
очень приятно страдать («как в кино»)
и быть спасаемой (принимать помощь),
испытывать жалость к себе, зарабатывая
страданиями будущее неконкретное
«счастье». Мазохизм.

Агрессору
— очень приятно быть воителем, наказывать
и восстанавливать справедливость, быть
носителем стандартов и правил, которые
он вменяет другим, очень приятно пребывать
в сверкающих доспехах с огненным мечом,
приятно чувствовать свою силу,
непобедимость и правоту. По большому
счёту, чужая ошибка и неправота для него
— это легитимный (законный и «безопасный»)
повод (разрешение, право) совершать
насилие и безнаказанно причинить другому
боль. Садизм.

Спаситель
знает, как можно…

Агрессор
знает, что так нельзя…

Жертва
хочет, но не может, но чаще уже ничего и
не хочет, потому что всё достало…

И
ещё интересный способ диагностики.
Диагностика по чувствам наблюдателей/слушателей

Чувства
наблюдателей могут подсказать, какую
роль играет человек, рассказывающий
Вам или делящийся с Вами проблемой.

Когда
читаешь (слушаешь) Спасителя (или
наблюдаешь за ним) — сердце наполняется
гордостью за него. Или — смехом, до чего
ж дурак себя довёл своим желанием другим
помогать.

Когда
читаешь тексты, написанные Агрессором
— благородное возмущение охватывает —
либо к тем, о ком Агрессор пишет, либо —
к самому Агрессору.

А
когда читаешь тексты написанные Жертвой
или слушаешь Жертву — охватывает острая
душевная боль ЗА ЖЕРТВУ , острая жалость,
желание помочь, мощнейшее сострадание.

И
не стоит забывать

что
нет ни Спасителей, ни Жертв, ни Агрессоров.
Есть живые люди, которые могут играть
различные роли. И каждый человек попадает
в ловушку разных ролей, и бывает во всех
вершинах этого заколдованного
треугольника, но всё-таки, каждый человек
имеет некоторые склонности к той или
иной вершине, склонности задерживаться
на той или иной вершине.

И
важно помнить, что точка входа в
треугольник (то есть, то, что вовлекло
человека в патологические отношения)
— чаще всего бывает и точкой, на которой
человек задерживается, и ради которой
и «влетал» в этот треугольник. Но
не всегда это так.

Кроме
того стоит помнить, что не всегда человек
занимает именно ту «вершину», на
которую жалуется.

«Жертва»
может быть Агрессором (Охотником).

«Спаситель»
может на самом деле играть, трагически
и насмерть играть роль Жертвы или
Агрессора.

В
этих патологических отношениях, как в
знаменитой Кэрроловской «Алисе…»
всё настолько запутано, перевёрнуто и
лживо, что В КАЖДОМ СЛУЧАЕ требуется
достаточно внимательное наблюдение за
всеми участниками этого «треугольного
хоровода», и в том числе и за собою
тоже — даже если Вы не участвуете в этом
треугольнике.

Сила
магии этого треугольника такова, что
любого наблюдателя или слушателя —
начинает втягивать в этот бермудский
треугольник патологических отношений
и ролей (c.)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Ветряными мельницами как пишется
  • Вечные истины дом очаг семья рассказ
  • Ветряный человек или ветреный как пишется
  • Вечные вопросы человеческой жизни сочинение
  • Ветряные дни как пишется правильно

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии