Вечные темы русской литературы сочинение

                                  Вечные вопросы русской литературы.

          В литературе есть такое понятие — «темы для всех времен и народов». Казалось бы, как один и тот же вопрос может волновать человека далекого 17-го и нынешнего 21 веков? Ведь совершенно разный уровень жизни, развитие науки, медицины, образования… Но дело в том, что есть вопросы равноинтересные и актуальные на протяжении веков. Это темы отцов и детей, человеческого возраста, нравственности, греха и святости, любви и ненависти, войны и мира и многие-многие другие. Идет время, одно поколение сменяет другое, совершаются научные открытия, но все поколения объединяет одно общее стремление – жить в мире, любви и согласии, люди всех веков желают счастья для себя и своих близких.

          «Тема — положение, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют», — писал Владимир Иванович Даль. Миссию разъяснения возложили на себя писатели и поэты, люди, владеющие прозорливостью и умением предсказывать будущее. Произведения, в которых рассматриваются вечные вопросы, стали классикой и вошли в золотой фонд русской литературы, а их авторы стали национальной гордостью. Это Ломоносов, Державин, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Тургенев, Достоевский, Чехов, Горький и многие — многие другие великие писатели и поэты. Слово в их руках стало орудием и знамением, призывом и спасением.

          Вечную проблему отцов и детей раскрыл Тургенев в одноименном романе. В книге писатель размышляет о смене поколений, о вечной борьбе старого и нового, о бережном отношении к культурному наследию. Эти вечные проблемы обрели емкую формулировку в заглавии романа. «Отцы и дети» – это «универсальный охват действительности» во всей ее полноте: от прошлого через настоящее к будущему. А будущее только кажется далеким. Жизнь быстротечна… Роман вышел в свет в 1862 году, прошло более 150 лет, а вопросы, волновавшие писателя, не оставляют равнодушными все следующие поколения.

          В психологическом романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтовым затронуты вечные вопросы любви и ненависти, верности и предательства. Роман появился в печати в 1840 году, прошло более 180 лет, а мне близки переживания Мери и Веры, Максима Максимыча, болью в груди отзывается гибель Бэлы. В «Предисловии», обращаясь к читателям, автор указывает на болезнь века, но не на лечение её, дабы молодое поколение увидело свои недостатки и постаралось избавиться от них осознанно. Роман был написан в XIX веке, а «герои нашего времени» существуют и в XXI. Литература – уникальный предмет, она учит жизни, преподает уроки бытия, поэтому гораздо лучше учиться на ошибках героев художественных произведений, нежели на своих собственных.

          Одной из важнейших вечных тем в русской литературе является тема любви к Родине. Н. В. Гоголь в исторической повести «Тарас Бульба» размышляет о патриотизме. Свободная и процветающая Родина – важная составляющая человеческого счастья. Жертвует своей жизнью ради благополучия страны запорожец Бульба. Он гордится мужеством своего старшего сына Остапа, отдавшего жизнь за свободу отчизны, а предательство младшего Андрия простить не может. Повесть учит тому, как сохранить верность долгу, чести, уберечь достоинство от искушений, учит любить Родину и служить ей до последнего вздоха. Именно так любил свою землю и товарищей Тарас Бульба. Этот вопрос всегда будет актуальным, так как мужество и героизм находятся рядом с трусостью и предательством. Такова, увы, сущность человека.

          Литература учит мудрости. Великие мастера слова оставили нам богатое наследие, и мы обязаны сохранить его и передать своим потомкам этот бесценный дар. Поэтому я не могу не отметить еще одну важную тему – тему сохранения родного языка. В стихотворении в прозе «Русский язык» И. С. Тургенев в 1882 году с гордостью писал о значении языка в жизни русского человека. Писатель выразил мнение, что русский народ и русский язык едины в своем роде – они великие. Значение слова в жизни человека безмерно. Своё рассуждение я хочу завершить словами замечательного русского поэта Вадима Шефнера: «…Словом можно убить, словом можно спасти,                                                                Словом можно полки за собой повести…»

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Разное / 19 век / «Вечные темы» в творчестве русских писателей 19 века.

    Русская классическая литература 19 века – это литература «вечных тем». Русские писатели стремились ответить на сложные вопросы бытия: о смысле жизни, о счастье, о Родине, о природе человека, о законах жизни и Вселенной, о Боге… Но, как люди с активной жизненной и общественной позицией, русские классики не могли стоять в стороне от актуальных проблем своего времени. В связи с этим «вечные темы» в русской литературе выражались, как мне кажется, через поиск «героя времени».

    Так, «Горе от ума» А.С. Грибоедова отражает извечную проблему «отцов» и «детей». Александр Андреевич Чацкий протестует против старых порядков, укоренившихся в российском дворянстве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм.

    Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина — Софье. Но здесь героя поджидают лишь разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого барина – чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь.

    Положение Чацкого в комедии незавидно. Его борьба трудна и упорна, но победа нового, по мнению Грибоедова, неминуема. Слова Чацкого разнесутся, будут повторяться всюду и произведут свою бурю. Они уже имеют огромное значение среди «новых», прогрессивных людей. Таким образом, писатель решает вопрос «отцов» и «детей» в пользу детей.

    Другой русский писатель, творивший во второй половине 19 века – И.С. Тургенев – также затрагивал этот вечный вопрос. Его роман «Отцы и дети» несколько по-другому решает проблему взаимоотношений поколений. С точки зрения Тургенева, только преемственность поколений, преемственность культуры, традиций и взглядов, разумное сочетание старого и нового, может привести к позитивному развитию.

    На примере главного героя – Евгения Васильевича Базарова – писатель показывает, что одно лишь отрицание, без желания построить что-то новое, приводит лишь к разрушению и смерти. Это неплодотворный путь. А отрицание своей человеческой природы – это вообще абсурд. Базаров, мнящий себя сверхчеловеком и презирающий «благородные бредни» о любви, чувствах, вдруг влюбляется. Для него это становится настоящим испытанием, которое герой, увы, не выдерживает; в финале романа он умирает. Тем самым Тургенев показывает и несостоятельность нигилистической теории Базарова, и еще раз подчеркивает необходимость преемственности поколений, ценность культуры предков, необходимость гармонии и постепенности во всем.

    Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» также затрагивает многие «вечные темы»: любви, счастья, свободы выбора, смысла жизни, роли нравственных ценностей в жизни человека.

    Почти с самого начала романа Пушкин показывает «поверхностность» своего героя. Онегин – поклонник моды, делает и читает только то, чем можно блеснуть в высшем свете. Герой рано научился лицемерить, притворяться, обманывать, чтобы добиться своей цели. Но душа его всегда при этом оставалась пуста, потому что натура Онегина гораздо глубже, интереснее, богаче, чем того требовал свет.

    Начинаются поиски смысла жизни, которые дали свой результат лишь после страшной трагедии – убийства Онегиным на дуэли молодого поэта Ленского. Это событие перевернуло все в душе героя, и началось его нравственное перерождение. О том, что герой изменился, свидетельствует восьмая глава романа. Онегин стал независим от мнения света, он превратился в самостоятельную сильную личность, способную жить так, как хочется ему, а не высшему свету Петербурга, способную любить и страдать.

    В лице же Татьяны Лариной Пушкин показывает нам образец нравственной чистоты, благородства, искренности, непосредственности, независимости, способности на сильные чувства.

    Если в финале «Евгения Онегина» есть надежда на счастье героя, то основной персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» не находит своего места, счастья в этой жизни.

    Печорин разочарован в современном ему мире и в своем поколении: «Мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Такие мысли приводят Григория Александровича к скуке, равнодушию и даже отчаянию. Именно состояние апатии и хандры делают Печорина одиноким. От этого чувства ему некуда скрыться, оно полностью поглощает героя.

    Печорин потерял веру в человека, в его значимость в этом мире. Неизбежная скука порождает в герое неверие в любовь и дружбу. Эти чувства, возможно, и появлялись в определенный момент его жизни, но все же не приносили Печорину счастья. Этот человек чувствует себя «лишним» в своем обществе, вообще, «лишним» в жизни. В итоге Печорин погибает. Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии.

    Стремление к гармонии с собой и миром отличает и еще одного героя русской литературы 19 века – Родиона Раскольникова. В поисках этой гармонии он проводит над собой эксперимент – преступает нравственный закон, убивая старуху-процентщицу и ее сестру.

    Ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, Раскольников следует им.

    За нарушение нравственного закона внутри себя герой несет неизбежное наказание. Оно заключается, прежде всего, в муках его собственной совести. Постепенно Родион приходит к пониманию своей страшной ошибки, к осознанию и раскаянию. Но окончательное преображение героя происходит тоже за рамками романа.

    В поисках себя, своего пути, гармонии находятся и герои эпопеи Толстого «Война и мир». Так, Пьер Безухов, преодолев процесс мучительных разочарований и ошибок, в итоге находит смысл жизни.

    Герой всеми силами стремится к свету, к правде. Именно это случайно приводит его в масонскую ложу. Кроме того, деятельность Пьера обращается к крестьянам: он предполагает завести для них больницы, школы. Но самый важный этап жизни героя начинается с вторжением войск Наполеона. Пьер не мог оставаться в стороне, когда его отечеству грозила такая страшная опасность. Именно здесь, на войне, Пьер сближается с простым народом, осознает его мудрость, ценность его образа жизни, его философии.

    Знакомство с Платоном Каратаевым во французском плену помогло ему глубже проникнуть в мировоззрение патриархального крестьянства. Пьер осознал главное: человеку не так уж много надо для счастья. Причина страданий и мучений человеческого духа чаще всего кроется в стяжательстве, непомерном корыстолюбии.

    Таким образом, всю русскую литературу 19 века можно назвать литературой поиска Героя. Писатели стремились увидеть в нем человека, способного служить отчизне, приносить ей пользу своими делами и мыслями, а также просто способного быть счастливым и гармоничным, развиваться и идти вперед.

    В процессе поиска «героя времени» русские писатели стремились решить «вечные вопросы» бытия: смысла жизни, природы человека, законов Вселенной, существования Бога и так далее. Каждый из классиков по-своему решает эти проблемы. Но неизменным в целом для русской классической литературы остается постоянное стремление найти ответы на основополагающие вопросы, без решения которых невозможно существование ни одного человека.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Разное / 19 век / «Вечные темы» в творчестве русских писателей 19 века.

Смотрите также по
произведению «19 век»:

  • Критические статьи

(389 слов) В искусстве вечной становится та тема, которая волнует каждого человека, к какой бы эпохе он ни принадлежал. Именно такой является тема любви. Все люди испытывают это чувство, всем оно важно, и, конечно, суть его не меняется со временем. Поэтому почти все авторы древности, средневековья, эпохи просвещения заставляли своих героев переживать буру эмоций. Посмотрим, как это было.

В древнейшем памятнике русской литературы, который получил название «Слово о полку Игореве», неизвестный автор поднимает тему любви. Жена Игоря осталась в одиночестве, а потому тоскует по своему супругу. Ярославна стоит на крепостной стене и смотрит вдаль, призывая все силы природы на помощь и горько укоряя их в бездействии. Княгиня любит Игоря и пытается хоть как-то ускорить его возвращение. В ее нежной, но требовательной мольбе читатель видит заботу и участие, героиня искренне привязана к супругу. И на свой лад она старается поддержать его. Как знать, быть может, именно заступничество Ярославны и ее обращение к языческим божествам выручили князя из беды, ведь ему действительно помогли силы природы. Даже в этом произведении, написанном в последней четверти XII века, была затронута вечная тема союза двух душ. Это говорит о ее универсальности и значимости для каждого человека, даже древнего.

В эпоху Просвещения тему любви также можно было встретить в каждой книге. Доказательством этого служит пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль». Автор, прежде всего, заострял внимание на необходимости воспитания и обучения для дворянства. Но и в такой дидактической комедии, написанной в направлении классицизма, нашлось место для светлого чувства. Софья и Милон любили друг друга, но их пытались разлучить Простаковы и Скотинин, ведь у них были свои планы на приданое невесты. Кроме того, писатель показал благонравных влюбленных, для которых долг послушания стоит на первом месте. Софья не перечила Стародуму и готова была принять его решение, но по счастливой случайности он выбрал для наследницы в мужья того же Милона. И герои соединились только после получения благословения. Эта любовная линия продемонстрировала читателю еще одно назидание автора, который научил нас с умом выбирать партнера и слушаться старших, когда речь идет о создании новой семьи. Из этого можно сделать вывод, что вопросы взаимоотношений любящих людей волновали наших предков, живших в 18 веке.

Таким образом, тема любви является вечной в литературе, потому что интересует каждого читателя, когда бы ни происходило прочтение книги. Наши потомки тоже будут с удовольствием узнавать о взаимоотношениях тех героев, которые попали во власть страстей. Произведения о высоких чувствах никогда не перестанут волновать сердца людей.

Любой писатель, перед тем как написать очередной шедевр не только русской литературы, но и зарубежной, думает над тем, о чем он планирует написать и какой теме он посвятит своё произведение. Мы имеем уникальную возможность читать любимых классиков, которые писали о войне, о пейзажах нашей Родины, но наиболее красиво они умеют описывать Любовь. Я считаю, что тема любви является вечной в литературе и готова это доказать на примере русского и зарубежного произведения.

Любовь — возможность окрыленно смотреть на обыденные вещи. Это некое наркотическое состояние, во время которого наш разум полностью отключается, а эмоции влюбленности держат верх над здравием. Я неоднократно читала интересные произведения, в которых авторы описывали тему любви и каждый раз нахожусь в полном восторге от красоты написания. Они настолько ловко подбирают к каждому виду любви свои определения, эмоции и переживания, что ты можешь почувствовать себя на месте главных героев. Это, наверное, одна из самых красочных уловок любого писателя.

Первым ярким примером, который подтвердит мою мысль о том, что тема любви является в литературе вечной — «Ромео и Джульетта» известного Шекспира. В этом произведении читатель знакомится с двумя главными героями из разных семей, которым было запрещено любить друг друга. Но разве их это остановило? Конечно нет. Они, не смотря на все жизненные трудности, оставались друг с другом до самого конца и не изменяли своему выбору. Любовь, которую описал Шекспир, стала классической и на неё обращали многие писатели особое внимание, перед тем, как брать эту тему себе в написание. Мне безумно понравилось то, как Шекспир смог обыграть вечную тему и донести человечеству, что любовь способна нарушать стереотипы и законы.

Вторым примером я бы хотела выбрать произведение «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина, в котором описывается любовь Татьяны и Евгения. Эти письма, послания, одушевленность друг другом — яркий пример того, как можно легко обыграть чувство взаимной любви и наслаждения друг другом. Благодаря таким произведениям, как писал Пушкин А.С., начинаешь понимать, что в нашем мире любовь существует и она непременно способна спасти целый мир.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что любовь всегда была, есть и будет ключевой и вечной темой в литературе. Мы из поколения в поколение получаем множество произведений, где писатели делали акцент именно на любви. Я считаю, что любовь — это спичка, которая никогда не сможет потухнуть. Любовь — это необъяснимое чувство, которое способно менять человека в лучшую сторону.

Определение 1

Beчныe тeмы в иcкyccтвe и литepaтype – это темы, которые всегда, на протяжении всей истории человечества интересовали ведущих мыслителей и творцов, не утрачивали своей актуальности, находили свое отражение в произведениях искусства.

Как правило, к вечным темам относят темы:

  • жизни и смерти;
  • любви;
  • свободы;
  • добра и зла;
  • поисков смысла жизни и пр.

Замечание 1

Вечные темы – это своего рода духовные скрепы, которые объединяют процесс создания текста и его восприятия читателем.

Понятие литературной традиции

По своему смыслу понятие литературной традиции тождественно понятию заимствования, влияния и подражания. Составляющими элементами литературной традиции могут служить такие компоненты поэтики: стилистика, композиция, ритмика и тематика. Эти составляющие зачастую передаются литературной традицией не порознь, а в сочетании друг с другом.

Достаточно широка и область литературной традиции: это может быть как международное творчество, так и творчество одного народа. К примеру, Гоголь создал литературную традицию в России, которая со временем распространилась далеко за ее приделы. Литературная традиция не отличается интенсивностью, так мы видим, что пушкинские традиции в разные времена то усиливаются в литературе, то исчезают фактически полностью.

На первый взгляд угасшая традиция, может не только возродится, но и занять место доминирующей в литературном процессе, благодаря влиянию подходящих исторических условий.

В литературном процессе существует понятие пародирование литературной традиции. Ярким примером тому является произведение Достоевского «Село Степанчиково», в котором автор парадирует стиль Гоголя и его идеологию.

Вечные темы в литературе прошлого столетия

В прошлом веке, в условиях кризиса гуманистических принципов русская литература пыталась противостоять деструктивным явлениям литературного процесса, обратившись к вечным темам как напоминанию о главном.

Помощь со студенческой работой на тему Beчныe тeмы в иcкyccтвe и литepaтype

Курсовая работа 480 ₽ Реферат 250 ₽ Контрольная работа 230 ₽

Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Свидетельством обращения к вечным темам стало творчество писателей и поэтов Серебряного века, впоследствии — А. Солженицына, В. Распутина, В. Астафьева и др. Писатели обращаются к ситуациям, типам героев, сюжетным ходам, которые знакомы отечественному читателю из классически произведений Толстого, Бунина и др.

В то же время в процессе переосмысления вечных тем последние наполняются новым содержанием. В частности, в произведениях Солженицына восприятие жизни наполняется неким драматизмом, обусловленным восприятием противоречивости усложняющегося общественного бытия, формируется пафос резкого неприятия искажений нравственных категорий, утраты исторической памяти целой нации.

В Распутин проговаривает волнующие его проблемы старости, смерти, отвержения обществом пожилых людей. Равнодушие окружающих олицетворяет в его произведениях некое зло, которое подтачивает здоровые основы жизни.

Одной из традиционных тем мировой классики выступает тема семьи, которая развивается писателями в нравственно-психологическом и идейно-философском аспектах.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

В русской литературе прошлого столетия эта тема обрела новые социально-исторические аспекты (поэты и писатели Серебряного века, М. Горький, А. Толстой, А Платонов). Она же была раскрыта в «деревенской прозе».

Представители Серебряного века видели в любви первооснову всего сущего, сущность человеческого бытия, которая позволит преодолеть глубинный кризис общества, разрушения связей, прежней системы духовных ценностей. Они видели в любви, в отношениях между мужчиной и женщиной то, что может объединить два мира:

  • мир идеальный;
  • мир реальный.

В то же время восприятие любви как первоосновы обусловливает ее конфликт с бытием, с сущим, миром повседневным, сама любовь в своем понимании и отображении сближается со смертью, становится моментом перерождения личности.

В данном аспекте понимания любви, семейный мотив в творчестве русских писателей и поэтов существенно отличался от западноевропейской традиции, в которой любовь ассоциировалась преимущественно с игрой страстей, эмоциями, чувствами, переживаниями личности.

В советской литературе более позднего периода, как правило, в процессе освещения этой темы писатели прошлого столетия рассматривали мотивы сохранения и/ или разрушения семейных отношений, шире – иерархии внутрисемейных отношений, родовых устоев.

В целом тема любви и семейных отношений раскрывается не как тема любовных переживаний, счастья или страдания, игры страстей, но преимущественно через мотив материнства. Писатели были нацелены, прежде всего, на создание образа матери, прожившей тяжелую, трудную жизнь, не мыслящей себя без труда, выполняющей свой жизненный долг и сохранившей нравственные ценности. Как правило, женские образы изображены сдержанными в проявлении эмоций, в рассказе о собственных чувствах.

Прошлое столетие в России – это период войн, катаклизмов и бедствий, обрекающих женщин на каторжный труд. Достаточно вспомнить женские образы Ф. Абрамова, в центре внимания которого — рабочие женщины, изнуренные трудом и не знающие иного способа существования, кроме тяжелого труда. Эта тяжелая изнурительная работа совершено не оставляет времени на семью, на заботу о детях, приводит к разрыву той особенной духовной взаимосвязи между матерью и ребенком, без которой существование семьи представляется невозможным.

Героиня В. Распутина нечеловеческими усилиями переносит избу на новое место, мимоходом интересуясь судьбой своей непутевой дочери, «сгинувшей» в городе, но совершенно не вспоминая о собственной внучке, оставшейся сиротой. Строительство избы заменяет женщине строительство семьи, семейные связи рушатся.

Предварительный просмотр:

Вечные вопросы русской литературы.
Вечные вопросы русской литературы – это вопросы соотношения добра и зла, временного и вечного, веры и истины, прошлого и настоящего. Почему их называют вечными? Потому, что они не перестают волновать человечество на протяжении веков. Но главными, я бы сказал, ключевыми вопросами всей русской литературы были следующие: «Что является основой жизни русского человека? Как сохранить свою душу, не дать ей погибнуть в этом далеко не совершенном мире?»

На эти вопросы помогает нам ответить Л.Н. Толстой в своих нравоучительных «народных» рассказах. Один из них – «Чем люди живы».

А чего не дано людям? На этот вопрос мы получаем ответ, когда на страницах рассказа появляется барин, приехавший заказывать сапоги, а получивший босовики, так как «не дано знать ни одному человеку – сапоги на живого или босовики ему же на мертвого к вечеру нужны»

Он жив пока. Ведет себя высокомерно, разговаривает грубо, подчеркивая свое богатство и значимость. В его описании привлекает внимание деталь – намек на духовную смерть: «как с другого света человек». Лишенный чувства любви и сострадания, барин мертв уже при жизни. Не уберег он своей души, и к вечеру закончилась его бесполезная жизнь.

По мнению Толстого, любить надо «не словом или языком, но делом и истиной». Семён и Матрёна, его герои, живут по нравственным законам, а это значит: душу живую имеют. Своей любовью они спасают жизнь чужому им человеку, следовательно, спасают свою душу, свою жизнь. Я думаю, что без добра, милосердия, сострадания не может быть и любви.

Вспомним также Ярославну из «Слова о полку Игореве». Когда она плачет, то не о себе думает, не себя жалеет: она хочет быть рядом с мужем и его воинами, чтобы исцелить их кровавые раны своей любовью.

Наша литература всегда уделяла большое внимание и вопросу времени. Как связано прошлое и настоящее? Почему человек так часто обращается к прошлому? Может быть, потому, что именно оно даёт ему возможность разобраться с проблемами настоящего, подготовить себя к Вечности?

Тема раздумий о жизни, неудержимо уходящей, заняла заметное место в лирике А.С. Пушкина. В своём стихотворении «Вновь я посетил..» он говорит об общем законе жизни, когда всё меняется, старое уходит, на смену ему идёт новое. Обратим внимание на слова «на границе владений дедовских». Прилагательное «дедовских» вызывает мысль о прошлых поколениях. А вот в конце стихотворения, говоря о «младой роще», поэт замечает: «Но пусть мой внук услышит ваш приветный шум…». Значит, размышления о ходе жизни приводят к мысли о смене и связи поколений: деды, отцы, внуки.

Очень значим в этом отношении образ трёх сосен, около которых и выросла «младая роща». Старики охраняют теснящуюся под их сенью молодую поросль. Они могут грустить, что их время уходит, но не могут не радоваться подрастающей смене. Вот почему так правдиво и естественно звучат слова поэта: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» Думается, это к нам обращается Пушкин через столетия.

Его рассказ тронул простых крестьянок до слёз. И Иван вдруг понял, что событие, происходившее 29 веков назад, имеет отношение к настоящему, к этим женщинам, к нему самому и ко всем людям. Студент приходит к выводу, что прошлое связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекающих одно из другого. Ему казалось, что он дотронулся до одного конца и дрогнул другой. А это значит, что не только ужасы жизни, но и правда, красота существовали всегда. Они продолжаются и по сей день. Понял и другое : только правда, добро и красота направляют человеческую жизнь. Его охватило невыразимо сладкое ожидание счастья, и жизнь показалась теперь чудесной и полной высокого смысла.

Лирическому герою стихотворения А.С. Пушкина и герою рассказа А.П. Чехова «Студент», Ивану Великопольскому, открылась причастность их личной жизни ко всему, что происходило в мире прошлого и настоящего. Славные отечественные имена А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова – это тоже звенья единой непрерывной цепи времени. Они живут сейчас здесь с нами и будут жить. Они очень нужны нам в наше непростое время, когда люди материальное часто ставят выше нравственного, когда многие забыли, что такое любовь, сострадание, милосердие. Русская литература с древнейших времён напоминает нам заповеди наших предков: любите друг друга, помогайте страждущему, делайте добро и помните о прошлом. Это поможет уберечь душу от искушений и поможет сохранить её чистой и светлой. Что может быть важнее в жизни? Я думаю, ничего.

Источник

ETERNAL THEMES OF RUSSIAN PROSE IN THE LATE 20th CENTURY

Realist writers have always shown interest in «eternal themes», which is the most important artistic tendency in the development of Russian literature in the late 20th century. New aspects in the theme of man’s passing away, the theme of death, are opened by A.Sokzhenitsyn («Prayer for Death», 1996-1999), V.Astafyev («Deceise», 1988), V.Rasputin («Into the Same Earth», 1995), B.Yekimov («The Funeral», 1997). The authors are interested in people’s treatment of old age, their neighbour’s death. Numerous reminiscences and autoreminiscences in the above-mentioned stories are indicative of the principal ideological-thematic connection with Russian classical literature of the 19th 20th centuries. The adherence to «eternal themes» in «traditional» Russian prose of the late 20th century is a means of preserving national originality under the existing conditions of pro-Western orientation of mass culture.

Вечные образы

Вечные образы это литературные персонажи, получившие многократное воплощение в словесности разных стран и эпох, ставшие своеобразными «знаками» культуры: Прометей, Федра, Дон Жуан, Гамлет, Дон Кихот, Фауст и др. Традиционно к ним относят мифологические и легендарные персонажи, исторические личности (Наполеон, Жанна д’Арк), а также библейские лица, причем в основу вечных образов положено их литературное отображение. Так, образ Антигоны ассоциируется прежде всего с Софоклом, а Вечный Жид ведет свою литературную историю от «Большой хроники» (1250) Матвея Парижского. Нередко в число вечных образов включают и тех персонажей, чьи имена стали нарицательными: Хлестаков, Плюшкин, Манилов, Каин. Вечный образ способен стать средством типизации и тогда может предстать обезличенным («тургеневская девушка»). Существуют и национальные варианты, как бы обобщающие национальный тип: в Кармен часто хотят видеть прежде всего Испанию, а в бравом солдате Швейке — Чехию. Вечные образы способны укрупняться до символического обозначения целой культурно-исторической эпохи — как породившей их, так и позднейшей, поновому их переосмыслившей. В образе Гамлета иногда усматривают квинтэссенцию человека позднего Возрождения, осознавшего безграничность мира и своих возможностей и растерявшегося перед этой безграничностью. В то же время образ Гамлета — сквозная характеристика романтической культуры (начиная с эссе И.В.Гёте «Шекспир и несть ему конца», 1813-16), представляющей Гамлета как своего рода Фауста, художника, «проклятого поэта», искупителя «творческой» вины цивилизации. Ф.Фрейлиграт, которому принадлежат слова: «Гамлет — это Германия» («Гамлет», 1844), имел в виду прежде всего политическое бездействие немцев, но невольно указал на возможность такой литературной идентификации германского, а в более широком смысле и западноевропейского человека.

Один из главных создателей трагического мифа о европейце-фаустианце 19 века, оказавшемся в «вышедшем из колеи» мире — О.Шпенглер («Закат Европы», 1918-22). Ранний и весьма смягченный вариант такого мироощущения можно найти у И.С.Тургенева в статьях «Два слова о Грановском» (1855) и «Гамлет и Дон Кихот» (1860), где русский ученый косвенно отождествляется с Фаустом, а также описаны «две коренные, противоположные особенности человеческой природы», два психологических типа, символизирующих пассивную рефлексию и активное действие («дух северного» и «дух южного человека»). Встречается и попытка разграничить эпохи с помощью вечных образов, связав 19 в. с образом Гамлета, а 20 веке — «крупных оптовых смертей» — с персонажами «Макбета». В стихотворении А.Ахматовой «Привольем пахнет дикий мед…» (1934) символами современности оказываются Понтий Пилат и леди Макбет. Непреходящее значение может служить источником гуманистического оптимизма, свойственного раннему Д.С.Мережковскому, считавшему вечные образы «спутниками человечества», неотделимыми от «человеческого духа», обогащающими все новые и новые поколения («Вечные спутники», 1897). И.Ф.Анненскому неизбежность творческого столкновения писателя с вечными образами рисуется в трагических тонах. Для него это уже не «вечные спутники», но «проблемы — отравы»: «Возникает теория, другая, третья; символ вытесняется символом, ответ смеется над ответом… По временам мы начинаем сомневаться даже в наличности проблемы… Гамлет — ядовитейшая из поэтических проблем — пережил не один уже век разработки, побывал и на этапах отчаяния, и не у одного Гёте» (Анненский И. Книги отражений. М., 1979). Использование литературных вечных образов предполагает воссоздание традиционной сюжетной ситуации и наделение персонажа присущими исходному образу чертами. Эти параллели могут быть прямыми или скрытыми. Тургенев в «Степном короле Лире» (1870) следует канве шекспировской трагедии, в то время как Н.С.Лесков в «Леди Макбет Мценского уезда» (1865) предпочитает менее явные аналогии (явление отравленного Катериной Львовной Бориса Тимофеича в образе кота отдаленно-пародийно напоминает посещение пира Макбета убитым по его приказу Банко). Хотя немалая доля авторских и читательских усилий уходит на построение и разгадывание подобных аналогий, главное здесь — не возможность увидеть знакомый образ в неожиданном для него контексте, но предлагаемое автором новое его понимание и объяснение. Непрямой может быть и сама отсылка к вечным образам — они не обязательно должны быть названы автором: связь образов Арбенина, Нины, Князя Звездича из «Маскарада» (1835-36) М.Ю.Лермонтова с шекспировскими Отелло, Дездемоной, Кассио очевидна, но должна быть окончательно установлена самим читателем.

Мы живём, наша жизнь никогда не стоит на месте, время проходит безвозвратно. На протяжении всей жизни у людей возникает множество вопросов и порой ответы на эти вопросы мы находим в книгах. Книга, которая писалась много веков назад остаётся актуальной в наши дни. Многие темы и вопросы, которые поднимались тогда, волнуют нас и сейчас.

Вечным вопросом в русской литературе осталась любовь. Все писатели описывают любовь по-разному. Для кого-то любовь это светлое чувство, как например у А.С. Пушкина. Своими стихами Пушкин преподносит любовь до небес, а для кого-то любовь, это лишь мгновенье, которое было, и вот его уже нет. Такую мгновенную любовь мы можем заметить в рассказах у И.А.

Бунина. Во всех его произведениях, по моему мнению, показана совсем не любовь, а влюблённость. Ведь, только влюблённость может длиться не вечно, всего лишь мгновенье, такую влюблённость можно назвать ошибочной в нашей жизни, которую, наверно испытал каждый из нас. Такая «любовь» даётся нам для опыта. А если говорить о любви, о любви настоящей, то такая любовь будет длиться вечно, именно такую любовь мы проносим через всю свою жизнь. Она может быть несчастной, неразделённой, но она есть, была и будет. Возвращаясь к творчеству А.С. Пушкина, самым его известным произведением про любовь, является роман в стихах «Евгений Онегин». В этом произведении красиво описаны чувства, эмоции, переживания и волнения героев. А.С. Пушкин сумел донести до нас главный смысл романа. «Что имеем не храним, а потерявши плачем». Онегин опоздал, он раскрыл в себе это великое чувство любить слишком поздно. И за это наказал себя одиночеством. А Татьяна, любит и будет любить Онегина, при этом оставаясь верной своему супругу. Вот они, герои романа, любящие друг друга, но, не имея ни единого шанса быть вместе. Татьяна до конца жизни будет несчастна, ведь её любовь, совсем не её муж, который тоже останется несчастным, ведь он чувствует, что Татьяна любит совсем другого человека. Также несчастен и Онегин, который сначала не принял любовь, а потом стал требовать её, уже от замужней женщины. Вот она жизнь, вот она любовь.

Конечно, понять любовь по романам, стихам, даже хорошо написанным очень сложно, но извлечь для себя полезный урок можно. «Наверное, правильно делают, что помещают любовь в книги, именно там ей и место». Читая произведения писателей, например как Куприна, («Гранатовый браслет»), Толстого («Война и Мир»), Шолохова («Тихий Дон»), мы понимаем, какая бывает любовь, и какой ценой она даётся. Благодаря писателям тех времён, мы осознаём, что ничего не изменилось. Любовь существует и сейчас, любовь светлая и добрая, горькая и несчастная. И большое счастье, если удалось почувствовать это светлое чувство, почувствовать так, как чувствовала Татьяна к Онегину, как чувствовала Наташа к Болконскому.

Вопросы о любви в русской литературе останутся актуальными во все времена. Люди вновь и вновь будут возвращаться, и поднимать эту тему постоянно. И каждый будет находить в произведениях о любви, что-то своё личное, до боли знакомое и понятное.

Термин «литературная традиция» применяется в литературе, если речь идет о преемственной связи, которая объединяет последовательные литературные явления.

Понятие литературной традиции

По своему смыслу понятие литературной традиции тождественно понятию заимствования, влияния и подражания. Составляющими элементами литературной традиции могут служить такие компоненты поэтики: стилистика, композиция, ритмика и тематика. Эти составляющие зачастую передаются литературной традицией не порознь, а в сочетании друг с другом.

Достаточно широка и область литературной традиции: это может быть как международное творчество, так и творчество одного народа. К примеру, Гоголь создал литературную традицию в России, которая со временем распространилась далеко за ее приделы. Литературная традиция не отличается интенсивностью, так мы видим, что пушкинские традиции в разные времена то усиливаются в литературе, то исчезают фактически полностью.

На первый взгляд угасшая традиция, может не только возродится, но и занять место доминирующей в литературном процессе, благодаря влиянию подходящих исторических условий.

В литературном процессе существует понятие пародирование литературной традиции. Ярким примером тому является произведение Достоевского «Село Степанчиково», в котором автор парадирует стиль Гоголя и его идеологию.

Какого цвета зеркало?

Вечные темы в литературе

Традиционные проблемы. Литературные произведения, в абсолютном своем большинстве, имеют стабильные вечные темы, особенность которых состоит в том, что они практически неисчерпаемые, так как всегда будут актуальными в любом обществе. Сколько вариантов их раскрытия не было бы, все равно каждый раз остается что-то недосказанное, а также то, что поддается совершенно другой интерпретации в новых исторических условиях.

Знакомясь с различными литературными произведениями, мы поражаемся тому, как одна и та же тема видеться разным писателям. По большому счету, многие литературные произведения, дошедшие до нас, описывают один и тот же сюжет, но разделенный и подкорректированный веками.

Вечные темы литературы можно разделить на следующие категории:

1. Онтологические – темы неопознанных вечных явлений: космос, свет, тьма.

2. Антропологические темы: — понятие бытия – грех, причастность, гордыня, жизнь человека, смерть. — эпохальные события – войны, революции, мир, гражданская деятельность. — сфера социальных инстинктов – любовь, дружба, семья, рвение к власти, социальные трансформации человека. Рассуждения о вечных проблемах также весьма характерно для литературного процесса. Основной вечной проблемой, которая обсуждается в литературных произведениях, являются вопросы и проблемы нравственности человека и общества. Наряду с описанием данной проблемы, в литературе указаны и пути ее решения – для общества это революция или реформа, для человека – нравственное усовершенствование.

Еще одной традиционной вечной проблемой является вопрос о неприятии обществом отдельной личности, так называемого, героя – одиночки. Особое место в литературном процессе занимает осветление общечеловеческих проблем – поиски смысла жизни, понимание добра и зла, внутренние терзания и т.д.

Философские вопросы о жизни

  1. Есть ли смысл в жизни? Если так, то в чём он заключается?
  2. Является ли смысл жизни одинаковым для животных и людей?
  3. Что значит жить хорошей жизнью?
  4. Можно ли жить нормальной жизнью и никогда не лгать?
  5. Какие действия в нашей жизни будут иметь самые продолжительные последствия? Как долго они будут ощущаться?
  6. Как изменится человечество, если продолжительность жизни всех людей возрастет, скажем, до 500 лет?
  7. В чем вы находите смысл своей жизни?
  8. Что должен испытать хотя бы раз в жизни каждый человек, чтобы понять ее смысл?
  9. Некоторые люди считают, что если у жизни нет цели, тогда нет причины и жить. Но другие думают, что если жизнь не имеет цели, тогда это освобождает человека от необходимости искать / создавать и следовать своим личным целям. Какая точка зрения является более верной или они одинаково верны?
  10. Для здоровой и полноценной жизни важно умение играть и веселиться?
  11. Как вы думаете, в чем стоит искать смысл в жизни? В работе, семье, хобби, религии, философии, помощи другим, самопознании или чудесах?
  12. Является ли жизнь достойной и стоящей, если в ней основное внимание уделяется поиску удовольствий и желанию всячески избежать страданий? Почему да или нет?
  13. Что заставляет вас чувствовать, что вы живете полной жизнью?
  14. Может ли жизнь быть значимой и настоящей без друзей?
  15. В чем смысл хорошей жизни?
  16. Есть ли идеальная жизнь? Какая она?
  17. В человеческой жизни есть первопричина или нет?
  18. Смерть — это новое начало жизни или ее конец?
  19. Если жизнь после смерти существует, тогда, почему никто не хочет умирать?
  20. Как лучше всего распорядиться своей жизнью, чтобы не зря ее прожить?

А что спросить у парня, который вам нравится, чтобы избежать пустой болтовни? Вы узнаете об этом, прочитав список вопросов для него.

Куда деваются файлы, удалённые с ПК?

0
Ответ: Никуда, они до сих пор там. Объяснение: Файлы, которые мы «удаляем» на компьютере, в физическом смысле никуда не деваются. Они продолжают храниться на жёстком диске, хотя операционная система их не видит. В действительности, чтобы стереть данные с жёсткого диска, нужно перезаписать его. Или использовать специальные утилиты, удаляющие файлы с концами. Ну, а если за вами гоняются спецагенты, то вам лучше не просто выбросить жесткий диск, а уничтожить его.

Какое разрешение у человеческого глаза?

0
Ответ: 576 мегапикселей. Объяснение: Человеческий глаз действительно работает как цифровой фотоаппарат. Правда, разрешение у него громадное. При хорошем свете и здоровых глазах человек в состоянии различить две линии, находящиеся друг к другу под углом в 0,6 градуса.

Где центр Вселенной?

0
Ответ: Везде. Объяснение: Вселенная начала своё существование с «Большого взрыва», который случился около 13,7 млрд лет назад. С тех пор она постоянно расширяется. Центр этой материи — весь мир. Независимо от того, в какой части Вселенной вы находитесь, все объекты в пространстве будут расширяться и удаляться от вас с одинаковой скоростью.

Солнечный свет — он весит что-нибудь?

0
Ответ: Да Объяснение: Солнечный свет состоит из фотонов, несущихся от Солнца к Земле. Масса общего света, попадающего на Землю, составляет 3,7 * 10 в 24-й степени кг. В солнечный день город Чикаго весит на 140 кг больше, чем в пасмурный, — и всё из-за того, что на него падает столько света.

Сколько стоит Земля?

0
Ответ: От 4,67 до 6,85 квадриллионов долларов. Объяснение: Формулу для подсчёта стоимости Земли придумал астрофизик из Калифорнийского университета Грег Лугман. Он учитывал возраст планеты, температуру, массу её поверхности, массу живого мира, и ещё сотню разных факторов. Лугман уверен, что Земля — самая ценная планета во Вселеной. Например, Марс он оценил всего в $ 15 тыс., А Венера, по его словам, не стоит и пенни. Кстати, к схожим оценкам пришли и специалисты History Channel. Они подсчитали стоимость водных ресурсов земли, гранита, древесины и полезных ископаемых в их текущих ценах. Получилось 6,8 квадриллионов долларов.

Что произошло бы, если бы все люди на Земле одновременно подпрыгнули?

0
Ответ: Ничего. Объяснение: На Земле живет около 7 млрд человек. Их общая масса, если верить статистике, поставляет примерно 560 млрд кг. Но масса Земли несоизмеримо больше: 5,9 * 10 в 24-й степени кг. Так что планета не заметит ровным счётом ничего.

Что делать, если Земля перестанет вращаться?

0
Ответ: Ничего. Все умрут. Объяснение: Земля вращается с огромной скоростью. Если вы находитесь на экваторе, то движетесь во Вселенной со скоростью 465 метров в секунду. Если наша планета по каким-то причинам перестанет вращаться вокруг своей оси, Земля просто сгорит. Как кусок мяса на костре, если его не переворачивать. Плюс на всей планете начнутся гигантские цунами. Половина Земли выгорит, а вторая половина — замерзнет. Скорость ветра будет сильнее ударной волны от разрыва атомной бомбы. Железный сердечник в центре Земли остановится тоже. Это уничтожит наше защитное магнитное поле. Радиоактивные лучи Солнца буквально за секунду выжгут всё, что останется. Вода закипит и испарится.

Что появилось первым: яйцо или курица?

0
Ответ: Яйцо. Объяснение: животные размножались с помощью яиц задолго до появления кур как вида. Когда два животных одного вида спариваются, они передают своему потомству гены в форме ДНК. Но это копирование никогда не бывает на 100% точным. Поэтому организмы каждого нового поколения отличаются от предыдущего. Эти крошечные изменения в ДНК на протяжении тысяч поколений и создают новые виды животных.

Вечные вопросы в русской литературе

    Вечер.
За окном темнеет… Хочется провести это время в приятной компании, и мой взгляд
останавливается на полочке с любимыми книгами, которые всегда рядом. Рука
невольно тянется к ним… С кем же мне сегодня пообщаться? Я выбираю две, а
затем и третью… Удобно усаживаюсь в кресло, кладу их перед собой и начинаю
разговор…

— Мы живем
в такое время, когда общество, как повзрослевший ребёнок, может оглянуться и
критически оценить себя с высоты прожитых лет. Что позволяет нам так свободно
получить необходимые ответы, вполне достоверные и соответствующие эпохе? Это
книги. Они знают богатую историю нашей страны, исследуют и анализируют каждое
её событие с разных точек зрения, чтобы потомки имели возможность составить
своё собственное мнение.

    Русские
классики ставили в произведениях многие жизненные проблемы, высказывали свои
точки зрения их решения. Но главными вопросами литературы были и будут
следующие: «Что является основой жизни человека? Как сохранить свою душу, не
дать ей погибнуть в этом мире?» Я хотел бы выделить не менее важный вопрос
политического обустройства нашего государства на протяжении нескольких эпох.

    Беру в руки
первого собеседника «Историю одного города». Пожалуй, титул самого ярого
обличителя тех времен можно присудить мастеру слова М.Е. Салтыкову-Щедрину.

    -Вы очень
любили простой русский народ, переживали за него. Давайте перелистаем страницы
романа. В городе, воссозданном вашей фантазией, всё кажется абсурдным и
нелепым, начиная от действия властей и заканчивая реакцией на них сложившейся
городской общественности. Всё это кажется предельно странным, пока не начнешь
задаваться вопросом: «А всё ли изображенное есть исключительно шутка?». Именно
тогда приходит осознание реальности Вашего мира, понимание существования точных
копий города, двойников господ-чиновников. Каждый из градоначальников —
воплощение эгоистичной натуры, стремящейся взять от хлебного места как можно
больше благ. Но не теряете веру и надежду в простой народ, чувствующий и
осознающий всю серьезность ситуации, не имеющий желания видеть таких
правителей, которых им навязывает существующий  режим.

    И всё
же Вы против открытого восстания, так как это не приводит к позитивным
изменениям, и отдаете предпочтение размеренному реформированию. В финале же
дарите нам надежду на то, что никакой глупец не в состоянии остановить
естественный ход истории, демонстрируя реку, прорывающую преграду из
стройматериалов. Река – это сила жизни, а импровизированная плотина – груз
неудачного, печального и бездумного прошлого. Спасибо Вам за ваше видение
проблемы!

    Беру в
руки произведение Фёдора Михайловича Достоевского «Бесы». Проблема
управленцев и управляемых интересовала и его. 

  -В это произведение
вы вложили всю свою способность видеть наперёд. Пожалуй, самая важная мысль в
произведении о том, что весь народ – « дети царя», а вы «слуга царю». Дальнейшие
строки могут повергнуть читателя в шок: «Еще больше буду слуга ему,
когда он действительно поверит, что народ ему дети» … И мысль, возникающая у
каждого: «А что, если не поверит? Что тогда?»  Буквально следующим предложением
Вы отвечаете нам на этот вопрос: «Что-то уж долго не верит». Этими
словами, мне кажется, предупреждаете современников о надвигающейся грозе 9
января 1905 года, когда «отец» беспощадно расстрелял «детей», а заодно – и веру
в себя? Я Вам очень благодарен за ваши мысли!

 — В нашей
непростой жизни хватало железных режимов и жестоких правителей, не всякий
писатель мог говорить об этом напрямую. Одним из таких был Солженицын А.И. —
писатель-бунтарь. Давайте познакомимся и с ним.

 — Вы
всегда говорили правду, и донести реальную историю своего государства до его
граждан, насколько бы она была неприятна, — считали своим долгом.
Большевистские расстрелы людей «белой» кости, сталинские репрессии, жизнь в
политических лагерях. Два последних пункта прекрасно описаны очевидцами,
прошедшими сталинскую машину чистки. Среди таких людей были и Вы, что дало
материал для шестилетней работы над произведением «Архипелаг ГУЛАГ». Долгие
шесть лет роман писался под пристальным вниманием КГБ. История о том, как
человека уничтожает «каток политической машины», прекрасно передана через
письма и воспоминания реальных людей. И верно утверждение о том, что прошедшие
такого рода испытания не боятся уже ничего.

Произвол,
жестокость и бесконечные издевательства над заключенными – было обычным делом.
Оголодавший, озябший после двенадцатичасовой рабочей смены человек пытался
найти любой способ, чтобы пережить время, отведенное на сон. И в этих
невыносимых условиях заточения, будучи под постоянным надзором, человек всё ещё
сохранял свою христианскую веру и душу.

     Этот
роман, я считаю, имеет огромное значение для будущих поколений. Люди обязаны
знать свою собственную историю, чтобы никогда не повторять ошибок, совершенных
ранее. Спасибо Вам за Вашу смелость и искренность!

    Таким
образом, мы можем видеть стремление народа к демократии в нашей стране, в любой
исторический промежуток, было столь высоким, столь желанным, что казалось
утопией. Изменения пусть и были постепенными, но люди начинали воспринимать
идеи свободы, как высшую ценность.  

    И вот в
руках у меня книга статей Трубачева Олега Николаевича, нашего соотечественника
и великого знатока слова.

    -Вы
много рассуждаете о душе русского человека и его личностных стремлениях. При
жизни Вы вели дискуссии, опираясь на философское течение, именуемое «софийностью»,
обозначающее мудрое сотворчество свободной воли человека и божественной
благодати. Считали именно эту черту одним из параметров нашего национального
самосознания, силы России. Вопреки всему, что было сказано в адрес народа и
нации, софийность – одна из наших духовных черт, что уже может громоотводом
откинуть все сплетни и пустые разглагольствования о несостоятельности духовного
русского мира, со стороны более развитых обществ на мировой арене. Вы говорили:
«Софийность — приверженность к мудрости, к премудрости в высоком понимании,
очевидно, и в божественном», такое сочетание в себе может хранить лишь
избранный народ. Подобно классикам-бунтарям, Вы отмечали, что нашего человека
невозможно вогнать в классические рамки, выстроенные, подобно берлинской стене,
для сдерживания потока мысли о возможности и достижимости свободы, свободы как
общенациональной мечты.

    Совсем
стемнело… Разговор нужно заканчивать, но это только сегодня, а впереди целая
жизнь и обсуждение других вопросов с моими книгами!

    Таким
образом, стоит отметить, что вечные вопросы в литературе никогда не потеряют
своей актуальности, так как каждый автор видит и описывает их по – своему. Но
решать эти проблемы придется каждому. В этом нам помогут великие умы писателей
и публицистов, небезразличных к судьбе своего народа, своего государства. Они
предупреждают, оберегают современников и указывают потомкам верный путь,
советуя не совершать те ошибки, которые были допущены.

Автор статьи

Алексей Анатольевич Шарыпов

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Beчныe тeмы в иcкyccтвe и литepaтype – это темы, которые всегда, на протяжении всей истории человечества интересовали ведущих мыслителей и творцов, не утрачивали своей актуальности, находили свое отражение в произведениях искусства.

Как правило, к вечным темам относят темы:

  • жизни и смерти;
  • любви;
  • свободы;
  • добра и зла;
  • поисков смысла жизни и пр.

Замечание 1

Вечные темы – это своего рода духовные скрепы, которые объединяют процесс создания текста и его восприятия читателем.

Вечные темы в литературе прошлого столетия

В прошлом веке, в условиях кризиса гуманистических принципов русская литература пыталась противостоять деструктивным явлениям литературного процесса, обратившись к вечным темам как напоминанию о главном.

Свидетельством обращения к вечным темам стало творчество писателей и поэтов Серебряного века, впоследствии — А. Солженицына, В. Распутина, В. Астафьева и др. Писатели обращаются к ситуациям, типам героев, сюжетным ходам, которые знакомы отечественному читателю из классически произведений Толстого, Бунина и др.

В то же время в процессе переосмысления вечных тем последние наполняются новым содержанием. В частности, в произведениях Солженицына восприятие жизни наполняется неким драматизмом, обусловленным восприятием противоречивости усложняющегося общественного бытия, формируется пафос резкого неприятия искажений нравственных категорий, утраты исторической памяти целой нации.

В Распутин проговаривает волнующие его проблемы старости, смерти, отвержения обществом пожилых людей. Равнодушие окружающих олицетворяет в его произведениях некое зло, которое подтачивает здоровые основы жизни.

Одной из традиционных тем мировой классики выступает тема семьи, которая развивается писателями в нравственно-психологическом и идейно-философском аспектах.

«Beчныe тeмы в иcкyccтвe и литepaтype» 👇

В русской литературе прошлого столетия эта тема обрела новые социально-исторические аспекты (поэты и писатели Серебряного века, М. Горький, А. Толстой, А Платонов). Она же была раскрыта в «деревенской прозе».

Представители Серебряного века видели в любви первооснову всего сущего, сущность человеческого бытия, которая позволит преодолеть глубинный кризис общества, разрушения связей, прежней системы духовных ценностей. Они видели в любви, в отношениях между мужчиной и женщиной то, что может объединить два мира:

  • мир идеальный;
  • мир реальный.

В то же время восприятие любви как первоосновы обусловливает ее конфликт с бытием, с сущим, миром повседневным, сама любовь в своем понимании и отображении сближается со смертью, становится моментом перерождения личности.

В данном аспекте понимания любви, семейный мотив в творчестве русских писателей и поэтов существенно отличался от западноевропейской традиции, в которой любовь ассоциировалась преимущественно с игрой страстей, эмоциями, чувствами, переживаниями личности.

В советской литературе более позднего периода, как правило, в процессе освещения этой темы писатели прошлого столетия рассматривали мотивы сохранения и/ или разрушения семейных отношений, шире – иерархии внутрисемейных отношений, родовых устоев.

В целом тема любви и семейных отношений раскрывается не как тема любовных переживаний, счастья или страдания, игры страстей, но преимущественно через мотив материнства. Писатели были нацелены, прежде всего, на создание образа матери, прожившей тяжелую, трудную жизнь, не мыслящей себя без труда, выполняющей свой жизненный долг и сохранившей нравственные ценности. Как правило, женские образы изображены сдержанными в проявлении эмоций, в рассказе о собственных чувствах.

Прошлое столетие в России – это период войн, катаклизмов и бедствий, обрекающих женщин на каторжный труд. Достаточно вспомнить женские образы Ф. Абрамова, в центре внимания которого — рабочие женщины, изнуренные трудом и не знающие иного способа существования, кроме тяжелого труда. Эта тяжелая изнурительная работа совершено не оставляет времени на семью, на заботу о детях, приводит к разрыву той особенной духовной взаимосвязи между матерью и ребенком, без которой существование семьи представляется невозможным.

Героиня В. Распутина нечеловеческими усилиями переносит избу на новое место, мимоходом интересуясь судьбой своей непутевой дочери, «сгинувшей» в городе, но совершенно не вспоминая о собственной внучке, оставшейся сиротой. Строительство избы заменяет женщине строительство семьи, семейные связи рушатся.

Вечные темы в современной литературе

В начале третьего тысячелетия процесс развития искусства и культуры отличается утратой литературоцентризма. Произошла трансформация литературы, ее духовных и интеллектуальных традиций. В то же время вечные темы в их содержательном и художественном, национально-историческом и общечеловеческом, универсальном аспектах по-прежнему привлекают внимание писателей.

Тема семьи по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в новейшей русской литературе. К ней неоднократно обращаются Т. Толстая, Л. Улицкая, З. Прилепин и другие.

Одним из важнейших аспектов проблематики современной русской литературы является проблема поиска человеком смысла бытия, счастья в своих семейных и социальных взаимоотношениях, проблема выбора, отношений с окружающим миром.

Все чаще в центре внимания современных писателей оказывается мотив все понимающей, все прощающей любви, осознание того, что человеческая жизнь основывается на необходимости раньше или позже уйти из родительского дома, а затем – вернуться.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно делать вывод, что вечные темы на протяжении всей истории существования литературы неизменно привлекают внимание писателей. В прошлом столетии в условиях кризиса гуманизма отмечается рост интереса к темам жизни и смерти, семьи и материнства, которые в произведениях писателей получили новое наполнение. Обращаются к вечным темам и современные писатели, которые вновь подвергают их переосмыслению, отражая изменения мировосприятия личности, онтологические трансформации самого общества.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Мы живем, наша жизнь никогда не стоит на месте, время проходит безвозвратно. На протяжении всей жизни у людей возникает множество вопросов и порой ответы на эти вопросы мы находим в книгах. Книга, которая писалась много веков назад остается актуальной в наши дни.

Многие темы и вопросы, которые поднимались тогда, волнуют нас и сейчас.

Вечным вопросом в русской литературе осталась любовь.

Все писатели описывают любовь по-разному. Для кого-то любовь это светлое чувство, как например у А. С. Пушкина. Своими стихами Пушкин преподносит любовь до небес, а для кого-то любовь, это лишь мгновенье, которое было, и вот его уже нет.

Такую мгновенную любовь мы можем заметить в рассказах у И. А. Бунина. Во всех его произведениях, по моему мнению, показана совсем не любовь, а влюбленность. Ведь, только влюбленность может длиться не вечно, всего лишь мгновенье, такую влюбленность можно назвать ошибочной в нашей жизни, которую, наверно испытал каждый из нас. Такая “любовь” дается нам для опыта.

А если говорить о любви, о любви настоящей, то такая любовь будет длиться вечно, именно такую любовь мы проносим через всю свою жизнь. Она может быть несчастной, неразделенной, но она есть, была и будет. Возвращаясь к творчеству А. С. Пушкина, самым его известным произведением про любовь, является роман в стихах “Евгений Онегин”. В этом произведении красиво описаны чувства, эмоции, переживания и волнения героев.

А. С. Пушкин сумел донести до нас главный смысл романа. “Что имеем не храним, а потерявши плачем”. Онегин опоздал, он раскрыл в себе это великое чувство любить слишком поздно. И за это наказал себя одиночеством.

А Татьяна, любит и будет любить Онегина, при этом оставаясь верной своему супругу. Вот они, герои романа, любящие друг друга, но, не имея ни единого шанса быть вместе. Татьяна до конца жизни будет несчастна, ведь ее любовь, совсем не ее муж, который тоже останется несчастным, ведь он чувствует, что Татьяна любит совсем другого человека. Также несчастен и Онегин, который сначала не принял любовь, а потом стал требовать ее, уже от замужней женщины.

Вот она жизнь, вот она любовь.

Конечно, понять любовь по романам, стихам, даже хорошо написанным очень сложно, но извлечь для себя полезный урок можно. “Наверное, правильно делают, что помещают любовь в книги, именно там ей и место”. Читая произведения писателей, например как Куприна, (“Гранатовый браслет”), Толстого (“Война и Мир”), Шолохова (“Тихий Дон”), мы понимаем, какая бывает любовь, и какой ценой она дается. Благодаря писателям тех времен, мы осознаем, что ничего не изменилось. Любовь существует и сейчас, любовь светлая и добрая, горькая и несчастная.

И большое счастье, если удалось почувствовать это светлое чувство, почувствовать так, как чувствовала Татьяна к Онегину, как чувствовала Наташа к Болконскому.

Вопросы о любви в русской литературе останутся актуальными во все времена. Люди вновь и вновь будут возвращаться, и поднимать эту тему постоянно. И каждый будет находить в произведениях о любви, что-то свое личное, до боли знакомое и понятное.

Loading…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Вечер встреч как пишется
  • Вечные темы в лирике тютчева и фета сочинение 10 класс
  • Вечер в доме фамусова сочинение
  • Вечные проблемы человечества в рассказе господин из сан франциско сочинение
  • Вечен ли конфликт поколений сочинение отцы и дети

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии