Вечные вопросы русской литературы.
В литературе есть такое понятие — «темы для всех времен и народов». Казалось бы, как один и тот же вопрос может волновать человека далекого 17-го и нынешнего 21 веков? Ведь совершенно разный уровень жизни, развитие науки, медицины, образования… Но дело в том, что есть вопросы равноинтересные и актуальные на протяжении веков. Это темы отцов и детей, человеческого возраста, нравственности, греха и святости, любви и ненависти, войны и мира и многие-многие другие. Идет время, одно поколение сменяет другое, совершаются научные открытия, но все поколения объединяет одно общее стремление – жить в мире, любви и согласии, люди всех веков желают счастья для себя и своих близких.
«Тема — положение, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют», — писал Владимир Иванович Даль. Миссию разъяснения возложили на себя писатели и поэты, люди, владеющие прозорливостью и умением предсказывать будущее. Произведения, в которых рассматриваются вечные вопросы, стали классикой и вошли в золотой фонд русской литературы, а их авторы стали национальной гордостью. Это Ломоносов, Державин, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Тургенев, Достоевский, Чехов, Горький и многие — многие другие великие писатели и поэты. Слово в их руках стало орудием и знамением, призывом и спасением.
Вечную проблему отцов и детей раскрыл Тургенев в одноименном романе. В книге писатель размышляет о смене поколений, о вечной борьбе старого и нового, о бережном отношении к культурному наследию. Эти вечные проблемы обрели емкую формулировку в заглавии романа. «Отцы и дети» – это «универсальный охват действительности» во всей ее полноте: от прошлого через настоящее к будущему. А будущее только кажется далеким. Жизнь быстротечна… Роман вышел в свет в 1862 году, прошло более 150 лет, а вопросы, волновавшие писателя, не оставляют равнодушными все следующие поколения.
В психологическом романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтовым затронуты вечные вопросы любви и ненависти, верности и предательства. Роман появился в печати в 1840 году, прошло более 180 лет, а мне близки переживания Мери и Веры, Максима Максимыча, болью в груди отзывается гибель Бэлы. В «Предисловии», обращаясь к читателям, автор указывает на болезнь века, но не на лечение её, дабы молодое поколение увидело свои недостатки и постаралось избавиться от них осознанно. Роман был написан в XIX веке, а «герои нашего времени» существуют и в XXI. Литература – уникальный предмет, она учит жизни, преподает уроки бытия, поэтому гораздо лучше учиться на ошибках героев художественных произведений, нежели на своих собственных.
Одной из важнейших вечных тем в русской литературе является тема любви к Родине. Н. В. Гоголь в исторической повести «Тарас Бульба» размышляет о патриотизме. Свободная и процветающая Родина – важная составляющая человеческого счастья. Жертвует своей жизнью ради благополучия страны запорожец Бульба. Он гордится мужеством своего старшего сына Остапа, отдавшего жизнь за свободу отчизны, а предательство младшего Андрия простить не может. Повесть учит тому, как сохранить верность долгу, чести, уберечь достоинство от искушений, учит любить Родину и служить ей до последнего вздоха. Именно так любил свою землю и товарищей Тарас Бульба. Этот вопрос всегда будет актуальным, так как мужество и героизм находятся рядом с трусостью и предательством. Такова, увы, сущность человека.
Литература учит мудрости. Великие мастера слова оставили нам богатое наследие, и мы обязаны сохранить его и передать своим потомкам этот бесценный дар. Поэтому я не могу не отметить еще одну важную тему – тему сохранения родного языка. В стихотворении в прозе «Русский язык» И. С. Тургенев в 1882 году с гордостью писал о значении языка в жизни русского человека. Писатель выразил мнение, что русский народ и русский язык едины в своем роде – они великие. Значение слова в жизни человека безмерно. Своё рассуждение я хочу завершить словами замечательного русского поэта Вадима Шефнера: «…Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести…»
Вечные вопросы в русской литературе
Вечер.
За окном темнеет… Хочется провести это время в приятной компании, и мой взгляд
останавливается на полочке с любимыми книгами, которые всегда рядом. Рука
невольно тянется к ним… С кем же мне сегодня пообщаться? Я выбираю две, а
затем и третью… Удобно усаживаюсь в кресло, кладу их перед собой и начинаю
разговор…
— Мы живем
в такое время, когда общество, как повзрослевший ребёнок, может оглянуться и
критически оценить себя с высоты прожитых лет. Что позволяет нам так свободно
получить необходимые ответы, вполне достоверные и соответствующие эпохе? Это
книги. Они знают богатую историю нашей страны, исследуют и анализируют каждое
её событие с разных точек зрения, чтобы потомки имели возможность составить
своё собственное мнение.
Русские
классики ставили в произведениях многие жизненные проблемы, высказывали свои
точки зрения их решения. Но главными вопросами литературы были и будут
следующие: «Что является основой жизни человека? Как сохранить свою душу, не
дать ей погибнуть в этом мире?» Я хотел бы выделить не менее важный вопрос
политического обустройства нашего государства на протяжении нескольких эпох.
Беру в руки
первого собеседника «Историю одного города». Пожалуй, титул самого ярого
обличителя тех времен можно присудить мастеру слова М.Е. Салтыкову-Щедрину.
-Вы очень
любили простой русский народ, переживали за него. Давайте перелистаем страницы
романа. В городе, воссозданном вашей фантазией, всё кажется абсурдным и
нелепым, начиная от действия властей и заканчивая реакцией на них сложившейся
городской общественности. Всё это кажется предельно странным, пока не начнешь
задаваться вопросом: «А всё ли изображенное есть исключительно шутка?». Именно
тогда приходит осознание реальности Вашего мира, понимание существования точных
копий города, двойников господ-чиновников. Каждый из градоначальников —
воплощение эгоистичной натуры, стремящейся взять от хлебного места как можно
больше благ. Но не теряете веру и надежду в простой народ, чувствующий и
осознающий всю серьезность ситуации, не имеющий желания видеть таких
правителей, которых им навязывает существующий режим.
И всё
же Вы против открытого восстания, так как это не приводит к позитивным
изменениям, и отдаете предпочтение размеренному реформированию. В финале же
дарите нам надежду на то, что никакой глупец не в состоянии остановить
естественный ход истории, демонстрируя реку, прорывающую преграду из
стройматериалов. Река – это сила жизни, а импровизированная плотина – груз
неудачного, печального и бездумного прошлого. Спасибо Вам за ваше видение
проблемы!
Беру в
руки произведение Фёдора Михайловича Достоевского «Бесы». Проблема
управленцев и управляемых интересовала и его.
-В это произведение
вы вложили всю свою способность видеть наперёд. Пожалуй, самая важная мысль в
произведении о том, что весь народ – « дети царя», а вы «слуга царю». Дальнейшие
строки могут повергнуть читателя в шок: «Еще больше буду слуга ему,
когда он действительно поверит, что народ ему дети» … И мысль, возникающая у
каждого: «А что, если не поверит? Что тогда?» Буквально следующим предложением
Вы отвечаете нам на этот вопрос: «Что-то уж долго не верит». Этими
словами, мне кажется, предупреждаете современников о надвигающейся грозе 9
января 1905 года, когда «отец» беспощадно расстрелял «детей», а заодно – и веру
в себя? Я Вам очень благодарен за ваши мысли!
— В нашей
непростой жизни хватало железных режимов и жестоких правителей, не всякий
писатель мог говорить об этом напрямую. Одним из таких был Солженицын А.И. —
писатель-бунтарь. Давайте познакомимся и с ним.
— Вы
всегда говорили правду, и донести реальную историю своего государства до его
граждан, насколько бы она была неприятна, — считали своим долгом.
Большевистские расстрелы людей «белой» кости, сталинские репрессии, жизнь в
политических лагерях. Два последних пункта прекрасно описаны очевидцами,
прошедшими сталинскую машину чистки. Среди таких людей были и Вы, что дало
материал для шестилетней работы над произведением «Архипелаг ГУЛАГ». Долгие
шесть лет роман писался под пристальным вниманием КГБ. История о том, как
человека уничтожает «каток политической машины», прекрасно передана через
письма и воспоминания реальных людей. И верно утверждение о том, что прошедшие
такого рода испытания не боятся уже ничего.
Произвол,
жестокость и бесконечные издевательства над заключенными – было обычным делом.
Оголодавший, озябший после двенадцатичасовой рабочей смены человек пытался
найти любой способ, чтобы пережить время, отведенное на сон. И в этих
невыносимых условиях заточения, будучи под постоянным надзором, человек всё ещё
сохранял свою христианскую веру и душу.
Этот
роман, я считаю, имеет огромное значение для будущих поколений. Люди обязаны
знать свою собственную историю, чтобы никогда не повторять ошибок, совершенных
ранее. Спасибо Вам за Вашу смелость и искренность!
Таким
образом, мы можем видеть стремление народа к демократии в нашей стране, в любой
исторический промежуток, было столь высоким, столь желанным, что казалось
утопией. Изменения пусть и были постепенными, но люди начинали воспринимать
идеи свободы, как высшую ценность.
И вот в
руках у меня книга статей Трубачева Олега Николаевича, нашего соотечественника
и великого знатока слова.
-Вы
много рассуждаете о душе русского человека и его личностных стремлениях. При
жизни Вы вели дискуссии, опираясь на философское течение, именуемое «софийностью»,
обозначающее мудрое сотворчество свободной воли человека и божественной
благодати. Считали именно эту черту одним из параметров нашего национального
самосознания, силы России. Вопреки всему, что было сказано в адрес народа и
нации, софийность – одна из наших духовных черт, что уже может громоотводом
откинуть все сплетни и пустые разглагольствования о несостоятельности духовного
русского мира, со стороны более развитых обществ на мировой арене. Вы говорили:
«Софийность — приверженность к мудрости, к премудрости в высоком понимании,
очевидно, и в божественном», такое сочетание в себе может хранить лишь
избранный народ. Подобно классикам-бунтарям, Вы отмечали, что нашего человека
невозможно вогнать в классические рамки, выстроенные, подобно берлинской стене,
для сдерживания потока мысли о возможности и достижимости свободы, свободы как
общенациональной мечты.
Совсем
стемнело… Разговор нужно заканчивать, но это только сегодня, а впереди целая
жизнь и обсуждение других вопросов с моими книгами!
Таким
образом, стоит отметить, что вечные вопросы в литературе никогда не потеряют
своей актуальности, так как каждый автор видит и описывает их по – своему. Но
решать эти проблемы придется каждому. В этом нам помогут великие умы писателей
и публицистов, небезразличных к судьбе своего народа, своего государства. Они
предупреждают, оберегают современников и указывают потомкам верный путь,
советуя не совершать те ошибки, которые были допущены.
Мы живем, наша жизнь никогда не стоит на месте, время проходит безвозвратно. На протяжении всей жизни у людей возникает множество вопросов и порой ответы на эти вопросы мы находим в книгах. Книга, которая писалась много веков назад остается актуальной в наши дни.
Многие темы и вопросы, которые поднимались тогда, волнуют нас и сейчас.
Вечным вопросом в русской литературе осталась любовь.
Все писатели описывают любовь по-разному. Для кого-то любовь это светлое чувство, как например у А. С. Пушкина. Своими стихами Пушкин преподносит любовь до небес, а для кого-то любовь, это лишь мгновенье, которое было, и вот его уже нет.
Такую мгновенную любовь мы можем заметить в рассказах у И. А. Бунина. Во всех его произведениях, по моему мнению, показана совсем не любовь, а влюбленность. Ведь, только влюбленность может длиться не вечно, всего лишь мгновенье, такую влюбленность можно назвать ошибочной в нашей жизни, которую, наверно испытал каждый из нас. Такая “любовь” дается нам для опыта.
А если говорить о любви, о любви настоящей, то такая любовь будет длиться вечно, именно такую любовь мы проносим через всю свою жизнь. Она может быть несчастной, неразделенной, но она есть, была и будет. Возвращаясь к творчеству А. С. Пушкина, самым его известным произведением про любовь, является роман в стихах “Евгений Онегин”. В этом произведении красиво описаны чувства, эмоции, переживания и волнения героев.
А. С. Пушкин сумел донести до нас главный смысл романа. “Что имеем не храним, а потерявши плачем”. Онегин опоздал, он раскрыл в себе это великое чувство любить слишком поздно. И за это наказал себя одиночеством.
А Татьяна, любит и будет любить Онегина, при этом оставаясь верной своему супругу. Вот они, герои романа, любящие друг друга, но, не имея ни единого шанса быть вместе. Татьяна до конца жизни будет несчастна, ведь ее любовь, совсем не ее муж, который тоже останется несчастным, ведь он чувствует, что Татьяна любит совсем другого человека. Также несчастен и Онегин, который сначала не принял любовь, а потом стал требовать ее, уже от замужней женщины.
Вот она жизнь, вот она любовь.
Конечно, понять любовь по романам, стихам, даже хорошо написанным очень сложно, но извлечь для себя полезный урок можно. “Наверное, правильно делают, что помещают любовь в книги, именно там ей и место”. Читая произведения писателей, например как Куприна, (“Гранатовый браслет”), Толстого (“Война и Мир”), Шолохова (“Тихий Дон”), мы понимаем, какая бывает любовь, и какой ценой она дается. Благодаря писателям тех времен, мы осознаем, что ничего не изменилось. Любовь существует и сейчас, любовь светлая и добрая, горькая и несчастная.
И большое счастье, если удалось почувствовать это светлое чувство, почувствовать так, как чувствовала Татьяна к Онегину, как чувствовала Наташа к Болконскому.
Вопросы о любви в русской литературе останутся актуальными во все времена. Люди вновь и вновь будут возвращаться, и поднимать эту тему постоянно. И каждый будет находить в произведениях о любви, что-то свое личное, до боли знакомое и понятное.
Loading…
3 примера итогового сочинения 2022-2023 на тему какие вопросы называют вечными? С аргументами из литературы, каждое сочинение с вступлением и выводом для допуска к ЕГЭ 2023.
Пример итогового сочинения ЕГЭ 2022-2023
Люди называют «вечными» вопросы, которые всегда актуальны. Например, любовь, семья, призвание, положение в обществе, дружба — все это темы, на которые мы рассуждаем каждое столетие. Ни одна из них не утратила своего значения еще со времен шумерской цивилизации и Вавилонской башни. Их можно встретить в древнейших памятниках литературы, в чем довольно просто убедиться.
«Слово о полку Игореве» было написано в 12 веке. Однако там мы находим проблемы и темы, которые интересны читателю до сих пор. Например, автор пишет о любви. Ярославна любит и ждет Игоря из плена. Ее молитвы и упреки оказывают свое действие на природу. Окружающий мир вторит ее словам и помогает князю бежать. Так человек того времени выразил идею о том, что взаимное чувство творит чудеса и позволяет нам ощущать надежный тыл в любой ситуации. А сам поход Игоря — история, которая особенно злободневна сегодня. Движимый тщеславием и алчностью, князь пошел на половцев, разрушив мирный договор лишь для того, чтобы самоутвердиться на троне. Он погубил сотни людей, нажил новых врагов и оставил свою землю в опасности. Эгоизм правителя осуждается Святославом, который настаивает на объединении России перед лицом врага и прекращении бессмысленных междоусобиц. Все вопросы, поднятые в произведении, сегодня интересны и актуальны. При желании каждый найдет совет, который поможет ему решить свои задачи.
Не менее познавательно «Житие Сергия Радонежского», написанное в 1417-1418 гг. Преподобный Сергий рассказал о своей жизни, затронув тему выбора предназначения. Каждый из нас думает, кем стать? Как сложится его судьба? Куда направить свои силы? Размышлял об этом и Варфоломей. Его отец был преуспевающим купцом, но родители решили, что сын пойдет служить в церкви. Мальчику не давалась грамота, однако он не сдавался и хотел преуспеть в учебе. Поэтому в разговоре с иноком Варфоломей попросил именно о помощи в учебе, а не о подарках и развлечениях. Из этого мы делаем вывод, что Варфоломей уже с детства готовился к своем предназначению и упорно шел к нему, несмотря на трудности и преграды. Варфоломей одолел их и стал значительным человеком, сыгравшим видную роль в политических процессах того времени. Его пример весьма полезен сегодня. Молодым людям стоит помнить, что целеустремленность — необходимая черта для успеха во все времена. И так будет всегда.
Таким образом, вечные вопросы не теряют актуальности с годами. Они будут волновать наших потомков, интересовали наших предков и вызывают наше любопытство сейчас. В литературе они занимают особое место и позволяют нам черпать мудрость и опыт тех, кто уже пережил все то, что предстоит постичь нам.
Пример №2 итогового сочинения ЕГЭ 2022-2023
Весьма сложный вопрос, учитывая, что для каждого поколения в приоритете совершенно разные вещи. Но стоит отметить, что все-таки некоторые вопросы объединяют не только поколения, но и эпохи. Например, любовь или дружба, отношения между родителями и детьми. Они актуальны всегда и скорее всего входят в категорию вечных тем. Хорошо и понятно описываются они в художественной литературе, где наглядным примером показывается, что некоторые темы являются актуальными.
Одной из таких тем является проблема взаимоотношений между поколениями. В романе Тургенева «Отцы и дети» отчетливо это видно. Главной идеей романа является проблема непониманий между старшим поколением и младшим. На протяжении всего повествования можно уловить нить разностороннего раскрытия данного конфликта. Как например, через взаимоотношения главного героя со своими родителями и Павлом Кирсановым.
Именно Евгений Базаров главный герой романа поражает своими рассуждениями и прямолинейностью. Такие качества вызывают не очень лестную реакцию общества. Его не хотят признавать ни представители аристократии, ни простые люди, а некоторые, например, как Павел Кирсанов, начинают испытывать к нему антипатию. Такая неприязнь со стороны Павла связана лишь с несовпадением их взглядов и идей. Ведь каждая их встреча заканчивалась спором. Кирсанов видит в Базарове пустого и безнравственного человека, а тот в свою очередь презирает устаревшие взгляды оппонента. И такая ситуация не только с ним, но и с родителями.
Базаров не похож на своих родителей и гордится этим, так как считает их образ жизни «мелочным». Он высмеивает их взгляды и спорить с ними не желает, когда родители, в свою очередь, просто любят его таким какой он есть. Да они не современны и не стремятся к этому, но и не пытаются навязать свой образ жизни сыну. В отличии от Евгения, родители уважают его выбор и мнение. Так мы понимаем, что именно здесь главный вечный вопрос о взаимоотношениях отцов и детей, который будет актуален всегда.
Другой пример, роман Лермонтова «Герой нашего времени», в котором поднимается тема еще одного вечного вопроса — лишний человек. То есть человек, который не может найти себе место в современной действительности. Такой человек замечает абсолютно все пороки, несовершенства общества и окружающих, но не может вступить с ними в борьбу. Таким человеком является и главный герой романа — Григорий Печорин, который принадлежит к богатому дворянскому роду и имеет образование и положение в обществе. Но он жесток и эгоистичен, а внутри пуст.
Обвинял свое окружение в своих качествах, что ему не уделялось должное внимание и забота, постоянно наказывали, хотя он был не виноват. Поэтому он вырос таким замкнутым и озлобленным на весь мир. Со временем Печорин начал себя считать «лишним человеком», наблюдавшим за происходящим со стороны. Он начал играть с другими, манипулировать. Делал Григорий это из-за любопытства, не задумываясь разрушал чужие судьбы.
Таким образом, можно заметить, что меняется мир, поколения, старое сменяется новым, но вот некоторые вопросы так и остаются актуальными. Они есть «вечные» и это навряд ли изменится когда-нибудь.
Пример №3 итогового сочинения ЕГЭ 2022-2023
За время существования человечества сказано безграничное количество слов и создано множество произведений! Казалось бы, всё старое должно исчезнуть, а новое поколение будет заниматься введением новых правил, решением новых проблем и вопросов, что волнуют современного человека. Однако, не всё верно в данном утверждении. Да, без появления «новинок» не обойтись, но в художественной литературе некоторым темам суждено повторяться в разные эпохи, потому как они не утрачивают собственной актуальности, и входят в категорию вечных тем.
Существует ли вариант единого решения вечных тем для всех людей? Вероятнее всего, решить их можно, но для каждого человека имеется свой индивидуальный вариант. Он обязан сделать это самостоятельно. Разному возрастному периоду свойственен определённый подход к решению, который со временем меняется.
Что становится причиной такого непостоянства? Каким-то ценностям суждено отойти на второй план, либо вовсе исчезнуть, вот тогда и обстановка кардинально меняется.
Не стоит упускать из виду влияние окружающих людей, играющих не маловажную роль, и развитие науки, а также идеи, господствующие в обществе.
Какие темы считаются вечными? Они представлены в немалом количестве: любовь, дружба, истина, жизнь и смерть, добро и зло. С темой любви читатель сталкивается, знакомясь со стихотворениями Сапфо, творившей еще до нашей эры примерно в 650 годах, или с творчеством Жуковского (баллада «Людмила»). Пушкин также в своих стихотворениях воспевал это чувство «Я помню чудное мгновенье…», Твардовский «Нет, жизнь меня не обделила» и современные поэты сочиняли оды любви, например, Nadine («Он старался…»).
Тему дружбы освещает древнегреческий поэт Гомер в поэме»Одиссей», Пушкин А.С. в романе «Евгений Онегин», Толстой Л.Н. в романе «Война и мир», советский писатель — Островский Н.А. в своём творении «Как закалялась сталь». Они жили и писали в разные эпохи, однако волновала их одна и та же тема. «Вечными вопросами» всегда озадачивались русские поэты. М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Парус» и «Дума» освещал эту тему, а А.С. Пушкина – в стихе «Поэт».
Существует факт противопоставления себя лирическими героями этих трёх стихотворений, обществу, потому как они склонны мыслить и чувствовать по-иному. У каждого из них есть желание сбежать от чего-то: парусу — от праздности, в поисках действия, лирическому герою «Думы» — от общества, окружающего его, а также от ценностей прогнившего общественного уклада и равнодушия. Герою Пушкина хочется скрыться от ненавистной толпы, чтобы вдохнуть воздух свободы и встретить свою музу. У каждого героя есть цель — отыскать смысл жизни, осуществляя попытки сбежать от мира, что не понимает его.
Вечный вопрос жизни поднимется во всех этих произведениях – в чём смысл существования человека? Что требуется для счастья? Сейчас тоже многие озадачиваются этими вечными вопросами.
- Аргументы для итогового сочинения 2022-2023 по каждому разделу ФИПИ
- Темы итогового сочинения 2022-2023 по всем разделам банка ФИПИ
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Мы живём, наша жизнь никогда не стоит на месте, время проходит безвозвратно. На протяжении всей жизни у людей возникает множество вопросов и порой ответы на эти вопросы мы находим в книгах. Книга, которая писалась много веков назад остаётся актуальной в наши дни. Многие темы и вопросы, которые поднимались тогда, волнуют нас и сейчас.
Вечным вопросом в русской литературе осталась любовь. Все писатели описывают любовь по-разному. Для кого-то любовь это светлое чувство, как например у А.С. Пушкина. Своими стихами Пушкин преподносит любовь до небес, а для кого-то любовь, это лишь мгновенье, которое было, и вот его уже нет. Такую мгновенную любовь мы можем заметить в рассказах у И.А.
Бунина. Во всех его произведениях, по моему мнению, показана совсем не любовь, а влюблённость. Ведь, только влюблённость может длиться не вечно, всего лишь мгновенье, такую влюблённость можно назвать ошибочной в нашей жизни, которую, наверно испытал каждый из нас. Такая «любовь» даётся нам для опыта. А если говорить о любви, о любви настоящей, то такая любовь будет длиться вечно, именно такую любовь мы проносим через всю свою жизнь. Она может быть несчастной, неразделённой, но она есть, была и будет. Возвращаясь к творчеству А.С. Пушкина, самым его известным произведением про любовь, является роман в стихах «Евгений Онегин». В этом произведении красиво описаны чувства, эмоции, переживания и волнения героев. А.С. Пушкин сумел донести до нас главный смысл романа. «Что имеем не храним, а потерявши плачем». Онегин опоздал, он раскрыл в себе это великое чувство любить слишком поздно. И за это наказал себя одиночеством. А Татьяна, любит и будет любить Онегина, при этом оставаясь верной своему супругу. Вот они, герои романа, любящие друг друга, но, не имея ни единого шанса быть вместе. Татьяна до конца жизни будет несчастна, ведь её любовь, совсем не её муж, который тоже останется несчастным, ведь он чувствует, что Татьяна любит совсем другого человека. Также несчастен и Онегин, который сначала не принял любовь, а потом стал требовать её, уже от замужней женщины. Вот она жизнь, вот она любовь.
Конечно, понять любовь по романам, стихам, даже хорошо написанным очень сложно, но извлечь для себя полезный урок можно. «Наверное, правильно делают, что помещают любовь в книги, именно там ей и место». Читая произведения писателей, например как Куприна, («Гранатовый браслет»), Толстого («Война и Мир»), Шолохова («Тихий Дон»), мы понимаем, какая бывает любовь, и какой ценой она даётся. Благодаря писателям тех времён, мы осознаём, что ничего не изменилось. Любовь существует и сейчас, любовь светлая и добрая, горькая и несчастная. И большое счастье, если удалось почувствовать это светлое чувство, почувствовать так, как чувствовала Татьяна к Онегину, как чувствовала Наташа к Болконскому.
Вопросы о любви в русской литературе останутся актуальными во все времена. Люди вновь и вновь будут возвращаться, и поднимать эту тему постоянно. И каждый будет находить в произведениях о любви, что-то своё личное, до боли знакомое и понятное.
Термин «литературная традиция» применяется в литературе, если речь идет о преемственной связи, которая объединяет последовательные литературные явления.
Понятие литературной традиции
По своему смыслу понятие литературной традиции тождественно понятию заимствования, влияния и подражания. Составляющими элементами литературной традиции могут служить такие компоненты поэтики: стилистика, композиция, ритмика и тематика. Эти составляющие зачастую передаются литературной традицией не порознь, а в сочетании друг с другом.
Достаточно широка и область литературной традиции: это может быть как международное творчество, так и творчество одного народа. К примеру, Гоголь создал литературную традицию в России, которая со временем распространилась далеко за ее приделы. Литературная традиция не отличается интенсивностью, так мы видим, что пушкинские традиции в разные времена то усиливаются в литературе, то исчезают фактически полностью.
На первый взгляд угасшая традиция, может не только возродится, но и занять место доминирующей в литературном процессе, благодаря влиянию подходящих исторических условий.
В литературном процессе существует понятие пародирование литературной традиции. Ярким примером тому является произведение Достоевского «Село Степанчиково», в котором автор парадирует стиль Гоголя и его идеологию.
Какого цвета зеркало?
Вечные темы в литературе
Традиционные проблемы. Литературные произведения, в абсолютном своем большинстве, имеют стабильные вечные темы, особенность которых состоит в том, что они практически неисчерпаемые, так как всегда будут актуальными в любом обществе. Сколько вариантов их раскрытия не было бы, все равно каждый раз остается что-то недосказанное, а также то, что поддается совершенно другой интерпретации в новых исторических условиях.
Знакомясь с различными литературными произведениями, мы поражаемся тому, как одна и та же тема видеться разным писателям. По большому счету, многие литературные произведения, дошедшие до нас, описывают один и тот же сюжет, но разделенный и подкорректированный веками.
Вечные темы литературы можно разделить на следующие категории:
1. Онтологические – темы неопознанных вечных явлений: космос, свет, тьма.
2. Антропологические темы: — понятие бытия – грех, причастность, гордыня, жизнь человека, смерть. — эпохальные события – войны, революции, мир, гражданская деятельность. — сфера социальных инстинктов – любовь, дружба, семья, рвение к власти, социальные трансформации человека. Рассуждения о вечных проблемах также весьма характерно для литературного процесса. Основной вечной проблемой, которая обсуждается в литературных произведениях, являются вопросы и проблемы нравственности человека и общества. Наряду с описанием данной проблемы, в литературе указаны и пути ее решения – для общества это революция или реформа, для человека – нравственное усовершенствование.
Еще одной традиционной вечной проблемой является вопрос о неприятии обществом отдельной личности, так называемого, героя – одиночки. Особое место в литературном процессе занимает осветление общечеловеческих проблем – поиски смысла жизни, понимание добра и зла, внутренние терзания и т.д.
Философские вопросы о жизни
- Есть ли смысл в жизни? Если так, то в чём он заключается?
- Является ли смысл жизни одинаковым для животных и людей?
- Что значит жить хорошей жизнью?
- Можно ли жить нормальной жизнью и никогда не лгать?
- Какие действия в нашей жизни будут иметь самые продолжительные последствия? Как долго они будут ощущаться?
- Как изменится человечество, если продолжительность жизни всех людей возрастет, скажем, до 500 лет?
- В чем вы находите смысл своей жизни?
- Что должен испытать хотя бы раз в жизни каждый человек, чтобы понять ее смысл?
- Некоторые люди считают, что если у жизни нет цели, тогда нет причины и жить. Но другие думают, что если жизнь не имеет цели, тогда это освобождает человека от необходимости искать / создавать и следовать своим личным целям. Какая точка зрения является более верной или они одинаково верны?
- Для здоровой и полноценной жизни важно умение играть и веселиться?
- Как вы думаете, в чем стоит искать смысл в жизни? В работе, семье, хобби, религии, философии, помощи другим, самопознании или чудесах?
- Является ли жизнь достойной и стоящей, если в ней основное внимание уделяется поиску удовольствий и желанию всячески избежать страданий? Почему да или нет?
- Что заставляет вас чувствовать, что вы живете полной жизнью?
- Может ли жизнь быть значимой и настоящей без друзей?
- В чем смысл хорошей жизни?
- Есть ли идеальная жизнь? Какая она?
- В человеческой жизни есть первопричина или нет?
- Смерть — это новое начало жизни или ее конец?
- Если жизнь после смерти существует, тогда, почему никто не хочет умирать?
- Как лучше всего распорядиться своей жизнью, чтобы не зря ее прожить?
А что спросить у парня, который вам нравится, чтобы избежать пустой болтовни? Вы узнаете об этом, прочитав список вопросов для него.
Куда деваются файлы, удалённые с ПК?
0
Ответ: Никуда, они до сих пор там. Объяснение: Файлы, которые мы «удаляем» на компьютере, в физическом смысле никуда не деваются. Они продолжают храниться на жёстком диске, хотя операционная система их не видит. В действительности, чтобы стереть данные с жёсткого диска, нужно перезаписать его. Или использовать специальные утилиты, удаляющие файлы с концами. Ну, а если за вами гоняются спецагенты, то вам лучше не просто выбросить жесткий диск, а уничтожить его.
Какое разрешение у человеческого глаза?
0
Ответ: 576 мегапикселей. Объяснение: Человеческий глаз действительно работает как цифровой фотоаппарат. Правда, разрешение у него громадное. При хорошем свете и здоровых глазах человек в состоянии различить две линии, находящиеся друг к другу под углом в 0,6 градуса.
Где центр Вселенной?
0
Ответ: Везде. Объяснение: Вселенная начала своё существование с «Большого взрыва», который случился около 13,7 млрд лет назад. С тех пор она постоянно расширяется. Центр этой материи — весь мир. Независимо от того, в какой части Вселенной вы находитесь, все объекты в пространстве будут расширяться и удаляться от вас с одинаковой скоростью.
Солнечный свет — он весит что-нибудь?
0
Ответ: Да Объяснение: Солнечный свет состоит из фотонов, несущихся от Солнца к Земле. Масса общего света, попадающего на Землю, составляет 3,7 * 10 в 24-й степени кг. В солнечный день город Чикаго весит на 140 кг больше, чем в пасмурный, — и всё из-за того, что на него падает столько света.
Сколько стоит Земля?
0
Ответ: От 4,67 до 6,85 квадриллионов долларов. Объяснение: Формулу для подсчёта стоимости Земли придумал астрофизик из Калифорнийского университета Грег Лугман. Он учитывал возраст планеты, температуру, массу её поверхности, массу живого мира, и ещё сотню разных факторов. Лугман уверен, что Земля — самая ценная планета во Вселеной. Например, Марс он оценил всего в $ 15 тыс., А Венера, по его словам, не стоит и пенни. Кстати, к схожим оценкам пришли и специалисты History Channel. Они подсчитали стоимость водных ресурсов земли, гранита, древесины и полезных ископаемых в их текущих ценах. Получилось 6,8 квадриллионов долларов.
Что произошло бы, если бы все люди на Земле одновременно подпрыгнули?
0
Ответ: Ничего. Объяснение: На Земле живет около 7 млрд человек. Их общая масса, если верить статистике, поставляет примерно 560 млрд кг. Но масса Земли несоизмеримо больше: 5,9 * 10 в 24-й степени кг. Так что планета не заметит ровным счётом ничего.
Что делать, если Земля перестанет вращаться?
0
Ответ: Ничего. Все умрут. Объяснение: Земля вращается с огромной скоростью. Если вы находитесь на экваторе, то движетесь во Вселенной со скоростью 465 метров в секунду. Если наша планета по каким-то причинам перестанет вращаться вокруг своей оси, Земля просто сгорит. Как кусок мяса на костре, если его не переворачивать. Плюс на всей планете начнутся гигантские цунами. Половина Земли выгорит, а вторая половина — замерзнет. Скорость ветра будет сильнее ударной волны от разрыва атомной бомбы. Железный сердечник в центре Земли остановится тоже. Это уничтожит наше защитное магнитное поле. Радиоактивные лучи Солнца буквально за секунду выжгут всё, что останется. Вода закипит и испарится.
Что появилось первым: яйцо или курица?
0
Ответ: Яйцо. Объяснение: животные размножались с помощью яиц задолго до появления кур как вида. Когда два животных одного вида спариваются, они передают своему потомству гены в форме ДНК. Но это копирование никогда не бывает на 100% точным. Поэтому организмы каждого нового поколения отличаются от предыдущего. Эти крошечные изменения в ДНК на протяжении тысяч поколений и создают новые виды животных.
На чтение 4 мин Просмотров 6.7к.
Обновлено 24 января, 2022
В данной работе представлен один из возможных вариантов итогового сочинения на тему: «Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?». В качестве аргументов использованы романы И.С. Тургенева «Отцы и дети» и М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Сочинение
Почему некоторые вопросы, поднятые в литературе, называют вечными? Потому что они не теряют своей актуальности с течением времени, и продолжают волновать человечество на протяжении многих веков. Мне кажется, к их числу, прежде всего, относятся нравственные вопросы. Они составляют основу нашей жизни, поэтому к ним обращаются писатели во все времена и эпохи.
Одной из вечных тем в литературе является проблема взаимоотношений поколений. Многие авторы касались данной тематики в своем творчестве, в том числе и И.С. Тургенев, который положил данную проблему в основу своего знаменитого романа «Отцы и дети». Этот роман появился в трудные для России времена. Центральное место в произведении занимает проблема взаимоотношений старого и нового, конфликт «отцов» и «детей». На протяжении всего произведения идет разностороннее раскрытие данного конфликта, главным образом, показанное через отношения главного героя со своими родителями и Павлом Кирсановым.
Ярким представителем нового поколения является главный герой романа – Евгений Базаров. С первых страниц романа он привлекает внимание независимостью своих суждений, раскованностью, резкостью и прямотой. Именно эти качества вызывают неоднозначную реакцию у окружающих. Простые люди сразу признают в Базарове своего, а такие закоренелые представители аристократии, как Павел Петрович Кирсанов, на интуитивном уровне начинают испытывать к нему антипатию.
Все дело в том, что Павел Петрович сразу увидел в Базарове идейного противника. Каждый их разговор оканчивался спором. Несогласие вызывали все темы: нигилизм, реформы, искусство, чувства, семейные ценности и отношение к народу. Павел Петрович считает своего оппонента безнравственным и пустым человеком, а Базаров, в свою очередь, презирает его и его устаревшие взгляды.
Однако конфликт поколений не исчерпывается их отношениями. Главный герой также не может найти общий язык со своими родителями. Он совсем не похож на них, его тяготит их «мелочный» образ жизни. Их заботы и переживания кажутся ему незначительными и смешными. Базаров не может согласиться с их взглядами, и спорить с ними считает бесполезным. А родители, в свою очередь, очень любят единственного сына и принимают его таким, какой он есть. Они далеки от науки и идей нигилизма, и совсем не понимают его убеждений, но, в отличие от Базарова, уважают его выбор и мнение.
И тут дело вовсе не в возрасте, потому что Аркадий Кирсанов – его ровесник, но по своим взглядам гораздо ближе к поколению «отцов». Разумеется, в скором времени его дружба с Базаровым заканчивается, потому что у них разное отношение к жизни и окружающему их миру. Аркадий выбирает тихую и спокойную жизнь, женившись на Катерине, и прекращает попытки приобщиться к созданию нового мира. Его конфликт с отцом разрешается.
В качестве другого примера хочется привести роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в котором поднимается еще одна вечная тема – проблема лишнего человека. Понятие «лишний человек» появилось в литературе 19 века. Лишний – не только из-за того, что его отвергло общество. Прежде всего, лишним человеком является тот, кто не может найти себе места в современной ему действительности. Такие люди находятся в постоянном конфликте с обществом, они видят окружающие их несовершенства и пороки, но не в силах с ними бороться.
Главный герой романа «Герой нашего времени» — Григорий Печорин. Он принадлежит к богатому дворянскому роду, но кроме образования и положения в обществе это ему ничего не дало в жизни. Внутри Печорина была пустота. Он вырос жестоким и эгоистичным человеком. Сам он считал, что стал злым из-за пагубного влияния своего окружения. О нем никто не заботился, постоянно в чем-то подозревали и незаслуженно обвиняли. Не видя ласки, Печорин замкнулся в себе и стал ненавидеть весь мир. Со временем он начал чувствовать себя «лишним человеком» и стал наблюдать со стороны за происходящим, играя чужими чувствами. Он стал настоящим циником, который ради своего любопытства готов был разрушить судьбу другого человека.
Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что некоторые вопросы не теряют своей значимости с течением времени. Поколения сменяют друг друга, мир меняется, но есть неизменные вещи, которые находят отражение в жизни каждого человека. В них заложено общезначимое и нравственное содержание, но каждая эпоха вкладывает в их трактовку свой смысл.
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Разное / 19 век / «Вечные темы» в творчестве русских писателей 19 века.
Русская классическая литература 19 века – это литература «вечных тем». Русские писатели стремились ответить на сложные вопросы бытия: о смысле жизни, о счастье, о Родине, о природе человека, о законах жизни и Вселенной, о Боге… Но, как люди с активной жизненной и общественной позицией, русские классики не могли стоять в стороне от актуальных проблем своего времени. В связи с этим «вечные темы» в русской литературе выражались, как мне кажется, через поиск «героя времени».
Так, «Горе от ума» А.С. Грибоедова отражает извечную проблему «отцов» и «детей». Александр Андреевич Чацкий протестует против старых порядков, укоренившихся в российском дворянстве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм.
Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина — Софье. Но здесь героя поджидают лишь разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого барина – чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь.
Положение Чацкого в комедии незавидно. Его борьба трудна и упорна, но победа нового, по мнению Грибоедова, неминуема. Слова Чацкого разнесутся, будут повторяться всюду и произведут свою бурю. Они уже имеют огромное значение среди «новых», прогрессивных людей. Таким образом, писатель решает вопрос «отцов» и «детей» в пользу детей.
Другой русский писатель, творивший во второй половине 19 века – И.С. Тургенев – также затрагивал этот вечный вопрос. Его роман «Отцы и дети» несколько по-другому решает проблему взаимоотношений поколений. С точки зрения Тургенева, только преемственность поколений, преемственность культуры, традиций и взглядов, разумное сочетание старого и нового, может привести к позитивному развитию.
На примере главного героя – Евгения Васильевича Базарова – писатель показывает, что одно лишь отрицание, без желания построить что-то новое, приводит лишь к разрушению и смерти. Это неплодотворный путь. А отрицание своей человеческой природы – это вообще абсурд. Базаров, мнящий себя сверхчеловеком и презирающий «благородные бредни» о любви, чувствах, вдруг влюбляется. Для него это становится настоящим испытанием, которое герой, увы, не выдерживает; в финале романа он умирает. Тем самым Тургенев показывает и несостоятельность нигилистической теории Базарова, и еще раз подчеркивает необходимость преемственности поколений, ценность культуры предков, необходимость гармонии и постепенности во всем.
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» также затрагивает многие «вечные темы»: любви, счастья, свободы выбора, смысла жизни, роли нравственных ценностей в жизни человека.
Почти с самого начала романа Пушкин показывает «поверхностность» своего героя. Онегин – поклонник моды, делает и читает только то, чем можно блеснуть в высшем свете. Герой рано научился лицемерить, притворяться, обманывать, чтобы добиться своей цели. Но душа его всегда при этом оставалась пуста, потому что натура Онегина гораздо глубже, интереснее, богаче, чем того требовал свет.
Начинаются поиски смысла жизни, которые дали свой результат лишь после страшной трагедии – убийства Онегиным на дуэли молодого поэта Ленского. Это событие перевернуло все в душе героя, и началось его нравственное перерождение. О том, что герой изменился, свидетельствует восьмая глава романа. Онегин стал независим от мнения света, он превратился в самостоятельную сильную личность, способную жить так, как хочется ему, а не высшему свету Петербурга, способную любить и страдать.
В лице же Татьяны Лариной Пушкин показывает нам образец нравственной чистоты, благородства, искренности, непосредственности, независимости, способности на сильные чувства.
Если в финале «Евгения Онегина» есть надежда на счастье героя, то основной персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» не находит своего места, счастья в этой жизни.
Печорин разочарован в современном ему мире и в своем поколении: «Мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Такие мысли приводят Григория Александровича к скуке, равнодушию и даже отчаянию. Именно состояние апатии и хандры делают Печорина одиноким. От этого чувства ему некуда скрыться, оно полностью поглощает героя.
Печорин потерял веру в человека, в его значимость в этом мире. Неизбежная скука порождает в герое неверие в любовь и дружбу. Эти чувства, возможно, и появлялись в определенный момент его жизни, но все же не приносили Печорину счастья. Этот человек чувствует себя «лишним» в своем обществе, вообще, «лишним» в жизни. В итоге Печорин погибает. Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии.
Стремление к гармонии с собой и миром отличает и еще одного героя русской литературы 19 века – Родиона Раскольникова. В поисках этой гармонии он проводит над собой эксперимент – преступает нравственный закон, убивая старуху-процентщицу и ее сестру.
Ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, Раскольников следует им.
За нарушение нравственного закона внутри себя герой несет неизбежное наказание. Оно заключается, прежде всего, в муках его собственной совести. Постепенно Родион приходит к пониманию своей страшной ошибки, к осознанию и раскаянию. Но окончательное преображение героя происходит тоже за рамками романа.
В поисках себя, своего пути, гармонии находятся и герои эпопеи Толстого «Война и мир». Так, Пьер Безухов, преодолев процесс мучительных разочарований и ошибок, в итоге находит смысл жизни.
Герой всеми силами стремится к свету, к правде. Именно это случайно приводит его в масонскую ложу. Кроме того, деятельность Пьера обращается к крестьянам: он предполагает завести для них больницы, школы. Но самый важный этап жизни героя начинается с вторжением войск Наполеона. Пьер не мог оставаться в стороне, когда его отечеству грозила такая страшная опасность. Именно здесь, на войне, Пьер сближается с простым народом, осознает его мудрость, ценность его образа жизни, его философии.
Знакомство с Платоном Каратаевым во французском плену помогло ему глубже проникнуть в мировоззрение патриархального крестьянства. Пьер осознал главное: человеку не так уж много надо для счастья. Причина страданий и мучений человеческого духа чаще всего кроется в стяжательстве, непомерном корыстолюбии.
Таким образом, всю русскую литературу 19 века можно назвать литературой поиска Героя. Писатели стремились увидеть в нем человека, способного служить отчизне, приносить ей пользу своими делами и мыслями, а также просто способного быть счастливым и гармоничным, развиваться и идти вперед.
В процессе поиска «героя времени» русские писатели стремились решить «вечные вопросы» бытия: смысла жизни, природы человека, законов Вселенной, существования Бога и так далее. Каждый из классиков по-своему решает эти проблемы. Но неизменным в целом для русской классической литературы остается постоянное стремление найти ответы на основополагающие вопросы, без решения которых невозможно существование ни одного человека.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Разное / 19 век / «Вечные темы» в творчестве русских писателей 19 века.
Смотрите также по
произведению «19 век»:
- Критические статьи