Урок литературного чтения
во 2 – а классе
( система Л. В. Занкова)
« Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка « Мужик и медведь».
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Тимофеева Татьяна Анатольевна
МБОУ « Фокинская СОШ№ 2»
2013 год
Рецензия
На урок литературного чтения во 2 – а классе
Тема: Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка « Мужик и медведь».
Автор: Тимофеева Т.А. учитель начальных классов первой кв. категории
Тип урока: комбинированный
Цели и задачи урока:
— формирование представления о жанре сказки, установление разницы между волшебной, бытовой и сказке о животных;
— работа над выразительным и беглым чтением учащихся, развитием речи:
— развитие актёрских и творческих способностей младших школьников;
— воспитание любви и интереса к сказкам;
— совершенствование читательских умений;
— закрепление умений учащихся по ранее изученным темам;
— учить детей рассуждать, делать обобщения, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.
Комбинированный урок – один из самых продуктивных типов урока, способствующих формированию универсальных учебных действий.
В данном случае учителю удалось успешно соединить несколько направлений:
практическим применением знаний у учащихся формировалась мотивационная основа учебной деятельности. Для осуществления целей и задач урока учителем были подобраны задания, содержание которых тесно связано с развитием творческого воображения, умением понимать и анализировать прочитанное, успешно решать любые учебные задачи.
На первом этапе урока, образовательной целью которого являлась актуализация опорных знаний, учитель акцентировал внимание на лучших человеческих качествах – добре, находчивости, ответственности. Весь ход урока сопровождался слайдами, соответствующих содержанию урока.
Учащиеся с особым вдохновением работали на каждом этапе урока. Использование инсценировок благотворно повлияло на эмоциональную сферу учащихся. Слушание сказки в грамзаписи дало возможность детям увидеть образец литературной речи, понять содержание произведения. Работа в парах показала уровень самостоятельности учащихся, умение находить общий язык,
адекватно оценивать свою работу.
Весь урок прошёл в дружеской рабочей атмосфере. Дети с удовольствием принимали участие в открытии новых знаний, умело делая сравнительный анализ сказок.
Заявленная тема урока реализована полностью, но учителю удалось много больше: учащиеся получили хороший урок добра и мудрости, положительных эмоций, новых знаний.
Использованные в ходе урока мультимедийные дополнения – презентация, аудиозапись и мини – театр, были вписаны очень органично.
Урок, разработанный Тимофеевой Т.А. хорошо продуман, направлен на успешную реализацию и стал достойным вкладом в методическую копилку школы.
Зам. диретора по УВР: Родина Е.В.
Конспект урока
Тема урока: Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка « Мужик и медведь».
Тип урока: комбинированный
Технология: проблемно – развивающее обучение
Цели: формировать представление о жанровой специфике сказки, выявить разницу волшебной, бытовой, сказки о животных при помощи сравнительного анализа сказок.
Задачи:
образовательные: работа над выразительным чтением, развитием речи учащихся, пополнять и обогащать словарный запас, решать творческие и учебные задачи.
развивающие: развивать актёрские и творческие способности учащихся, умение понимать прочитанное, расширять кругозор, развивать творческое воображение.
воспитательные: воспитывать интерес и любовь к сказкам, учить добру, мудрости, смекалке, умению работать парами, адекватно оценивать результат своей работы.
здоровьесберегающие: создание комфортной и доверительной атмосферы в классе, сохранение здоровья детей путём чередования различных видов деятельности.
Планируемые результаты урока:
Регулятивные:
- самостоятельно ставить перед собой цели,
- работать по плану, предложенному учителем,
- действовать по инструкции,
- контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные:
- работать с разнообразной информацией и ориентироваться в ней,
- сравнивать предметы, делать выводы в результате совместной работы,
- задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них,
- осознанно строить речевые высказывания,
- уметь сравнивать схемы и соотносить их со словом.
Коммуникативные:
- развивать умение сотрудничества с учителем и со сверстниками при
работе в паре, участвовать в диалоге на уроке,
- развивать умение принимать коллективное решение, учитывать позицию собеседника,
- развивать умение слушать и понимать речь других, задавать вопросы. обосновывать и доказывать своё мнение.
Личностные:
- развивать осознание необходимости учения,
- работать над адекватной самооценкой,
- следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении,
- учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности,
- учиться выражать своё мнение, адекватно реагировать на замечания, стремиться к самосознанию.
Ресурсы:
Презентация с иллюстрациями к произведению, театр, аудио – запись сказки « Мужик и медведь», декорации к сказке « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и « Теремок», листы самооценки, выставка сказок, рисунки, учебник.
План урока.
1.Организационный момент (1мин.)
2. Эмоциональный настрой (2мин.)
3. Самоопределение к деятельности (2мин.)
4. Актуализация опорных знаний (8мин.)
5. Подготовка к восприятию новой темы. Постановка проблемы. (2мин.)
6. Открытие новых знаний (8мин.)
7. Сравнительный анализ сказок (5мин.)
8. Физминутка (2мин.)
9. Работа над содержанием сказки (5мин.)
10. Работа в парах(2мин.)
11. Итог урока(1мин.)
12. Рефлексия(1мин.)
13. Домашнее задание (1мин.)
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель:
Нам урок пора начать,
Предлагаю поиграть.
2.Эмоциональный настрой.
Учитель:
Игра называется «Микрофон настроения».
Выразите в микрофон своё настроение, с которым вы пришли на урок.
( учитель подходит с микрофоном к каждому ученику)
Ученики отвечают.
Учитель:
Что хотите получить от урока?
Ученики:
Получить новые знания, хорошую оценку, порадовать учителя хорошим чтением и т.д.
Учитель:
Надеюсь, наш урок будет успешным.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с хорошим настроением начнём работу.
3.Самоопределение к деятельности
Слайд №1
Обращение к эпиграфу урока. « Что за прелесть эти сказки!..».
Учитель:
— О чём говорит эпиграф? Прошу прочитать его вслух.
— С каким жанром мы сегодня будем работать?
( ответы детей)
4. Актуализация опорных знаний
Учитель:
Ребята, давайте вспомним и повторим.
Что такое сказка?
Ученики:
Сказка – это литературное произведение.
Сказка – это устный рассказ, повествование, сообщение, которое передается из уст в уста.
Сказка – это вымышленная история, неправда, выдумка, но в ней всегда побеждает добро.
Учитель:
— Рассмотрите выставку книг и скажите:
— Кто помнит, на какие 2 группы делятся сказки?
( народные и авторские)
— Какие из них появились раньше?
Слайд №2
Учитель:
— Посмотрите на ленту времени. Где на ленте времени находимся мы?
— Куда бы вы поместили русские народные сказки?
——1000лет————300лет—————200лет—————100лет——-Мы————назад—————назад——————назад——————назад ——————
— На какие две группы можно разделить русские народные сказки?
( волшебные и о животных)
— Как вы думаете, как называют людей, которые умеют хорошо рассказывать сказки?
( сказители, рассказчики)
— Смотрим и слушаем инсценировку отрывка из сказки « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
( слова автора)
(Выходят Алёнушка с Иванушкой, она идёт и поёт)
Трудно детушкам жить без батюшки,
Кто накормит их, кто заступится?
Не к кому им, бедным, без матушки,
Приласкаться, да приголубиться.
А без батюшки да без матушки,
Без заботы их, без участия
Пропадут и вовсе ребятушки,
И не будет в жизни им счастия!
Иванушка:
Ой, Алёнушка, сестрица, пить хочу!
Алёнушка:
Стой! Ты куда?
Кто пьёт воду из копытца,
С тем случается беда!
Превратишься ты в телёнка,
Будешь говорить: « МУ – му».
Иванушка:
Очень пить хочу, Алёнка!
Алёнушка:
Потерпи!
Иванушка:
Но, почему?
Алёнушка:
Вот дойдём мы до колодца…
Иванушка:
А колодец далеко?
Алёнушка:
Там он, где заходит солнце!
Иванушка:
Но ведь солнце высоко.
Учитель:
— Кто сказитель здесь? Как он справился со своей ролью? (автор)
— К какому типу относится сказка?
( волшебная народная сказка).
Давайте посмотрите ещё один отрывок, но из другой сказки.
( показ отрывка из сказки «Теремок»).
Медведь с узелком идёт к теремку.
— Чей домок – теремок? Кто в теремочке живёт?
— Я, мышка – норушка.
— Я, лягушка – квакушка.
— Я, заюнок – кривонок, по горке скок.
— Я, лиса – при беседе краса.
— Я, волк – волчище из- за куста хватище. А ты кто?
— Я, медведь,- пустите меня в теремок жить.
Учитель:
— Как называется сказка? Кто герои сказки?
— К какому типу относится сказка? ( о животных)
— Чем закончилась сказка Теремок»?
( медведь раздавил теремок, а все звери разбежались).
— Почему?
— Что вы знаете о медведе?
(ответы детей)
— Назовите русские народные сказки, в которых одним из персонажей является медведь?
( Три медведя. Маша и медведь. Лисичка со скалочкой. Кот и лиса. Теремок.).
5. Подготовка к восприятию новой темы.
Постановка проблемы.
Учитель:
— Мы с вами сегодня должны выяснить, а есть ли ещё другой вид сказок?
Для этого мы познакомимся с русской народной сказкой « Мужик и медведь» и выясним, к какому виду сказок она относится.
— Откройте учебник на странице 127.
— Прочитайте вступительное слово автора.
( чтение вслух учеником)
— Что узнали?
( это сказка с другим настроением, с лукавством, с насмешкой, сказывается словно прибаутка).
— Как вы понимаете эти слова? Кто попробует объяснить?
( ответы детей)
Лексическая работа.
Слайд №3
Лукавство – лукавый, игривый, добродушный, хитрый.
Усмешка – улыбка, выражающая насмешку, недоверие.
Насмешка – обидная шутка, издёвка.
Прибаутка – забавная, остроумная, обычно рифмованная поговорка, вставляемая в речь.
6. Открытие новых знаний.
Слайд №4, 5, 6.
Давайте познакомимся со сказкой.
( звучит аудиозапись)
Учитель:
— Что вы можете сказать о сказке?
— Кто герои сказки?
— Что вас рассмешило?
— Всё ли понятно было?
( идёт обсуждение)
Словарная работа.
( на доске)
Дуброва — дубрава — лиственный лес, дубовая роща.
Жать – срезать под корень.
Вершки — верхняя часть растения.
Заломать – причинить вред, согнуть.
Вражда – ссора.
Учитель:
Ребята! Внимание на экран. О какой сказке идет речь?
А)« Сказка сказывается, словно прибаутка, с лукавством, да с усмешкой».
Б)« Сказывается, словно печальная песня поётся».
( ответы детей)
— Давайте исследуем эти сказки и проведём сравнительный анализ.
7.Включение в систему знаний.
( сравнительный анализ сказок)
Учитель:
— Сказки « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и « Мужик и медведь» разные, но приметы сказочного жанра есть в обеих.
— Какие?
— Какую сказку из двух можно назвать волшебной?
— Как вы думаете, почему сказку «Мужик и медведь» нельзя отнести к волшебной?
( отсутствуют волшебные превращения, троекратные повторы, волшебные вещи).
— А можно сказку « Мужик и медведь» отнести к сказке о животных? Ведь один из героев медведь.
( Нет, главная проблема не борьба добра и зла, а как договориться с медведем о дележе урожая, как обхитрить его и остаться целым).
Хотя медведь и является главным персонажем, это другая сказка.
Слайд №7
Сказка « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» |
Сказка « Мужик и медведь» |
Троекратные повторы. Волшебное число. Превращение человека в животное и обратно. Принятие ведьмой облика Алёнушки. Оживление с помощью воды. |
Говорящий медведь. Отношения мужика и медведя. Повтор ситуации. |
Учитель:
— Откройте страницу 129 учебника.
— Прочитайте, среди вопросов в конце сказки, спрятанное название этого вида сказок. Слово со звёздочкой.
— Где будем его искать? Откройте словарь на странице 155.
— Прочитайте значение слова в словаре.
— Какое объяснение даётся в словаре?
( чтение учащимися вслух определения по учебнику)
8. Физминутка
Учитель:
Мы устали чуточку
Отдохнём минуточку.
Давайте представим себя Мишками.
Мишка косолапый по лесу идёт
Шишки собирает и в карман кладёт
Шишка отскочила – прямо Мишке в лоб,
Мишка рассердился и ногою – топ!
( учащиеся делают движения соответствующие стихам)
9. Чтение сказки цепочкой и
работа над содержанием сказки « Мужик и медведь».
Слайд №8
Учитель:
— Давайте дадим характеристику главным героям.
— Кто герои сказки?
— Что вы можете сказать про мужика? Какой он?
( Смелый — не испугался медведя. Хитрый – обхитрил медведя. Лукавый – «играл» с медведем, потому что знал, что умнее его.)
Учитель:
-Найдите и зачитайте:
— Что в первый раз посадил мужик? ( Репу.)
— Что отдал медведю, а себе взял? ( корешки себе, а медведю – вершки).
— Что во второй раз посеял мужик? ( рожь).
— Что он взял себе, а отдал медведю?
— Почему мужик так повёл себя?
( Боялся за свою жизнь. Не пошёл на конфликт. Если отдал бы, сам остался голодным).
Учитель:
— А каков медведь? ( Сильный. – « Мужик, я тебя заломаю». Глуповатый – поддался на хитрость мужика. На чужое добро посягает, хочет отобрать.
Ленивый, работать не любил).
Учитель:
— Почему у мужика с медведем дружба не получилась?
( ответы детей)
— Какая сказка по настроению? ( озорная, насмешливая).
Учитель:
— Расследуйте: каков традиционный образ медведя в народных сказках?
Ответы детей.
( Медведь в народных сказках всегда очень мощный, слегка глуповатый, сильный. В нём нет ни злобы, ни хитрости.
В волшебных сказках и сказках о животных все герои относятся к медведю уважительно, называя его медведюшко – батюшка, Михайло Иванович, Михайло Потапыч).
Учитель:
— А знаете, почему?
— Попросим рассказать Глеба. Он много интересного узнал о медведе.
( Медведь на Руси считался священным животным, его нельзя было убивать, и мясо этого зверя не употреблялось в пищу. Такое животное называлось тотемным.)
Слайд №9, 10.
Учитель:
— А знаете ли вы, как в старину называли медведя?
Подсказка: вспомните, как называется его жилище? ( берлога)
( показ на экране)
— Совершенно верно, т.е. логово бера. В древности медведя называли «бер».
— Ребята, какое отношение к медведю в бытовых сказках? ( насмешливое, ироничное, его обманывают).
10.Работа в парах.
( задание на листочках)
Распределить по группам сказки:
Волшебные –
О животных –
Бытовые —
«Царевна – лягушка», « Лиса и журавль», « Сказка о царе Салтане», « Каша из топора»,
« Кот, петух и лиса», « Гуси – лебеди», « Мужик и медведь», « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Проверка.
11. Итог урока
( Слайд – кластер № 11)
Учитель:
-На какие типы делятся сказки?
— Кто сочинил сказку « Мужик и медведь»?
— Что узнали о бытовых сказках?
( В бытовых сказках человек не зависит от зверя, а наоборот, может его обмануть, где главное не волшебный помощник, а собственный ум.
Такие сказки появились намного позже волшебных и сказок о животных).
— Что вам запомнилось и понравилось на уроке?
12. Рефлексия
Учитель:
Ребята, вам предстоит оценить свою работу.
Возьмите листы самооценки « Моё настроение. Моё творчество» и оцените свою работу на уроке.
Учитель:
Вы меня порадовали. Спасибо за активность, за ваше творчество, за знания. Все молодцы!
13. Домашнее задание.
Подготовиться к выразительному чтению по ролям сказки « Мужик и медведь».
По желанию – рисунок к сказке.
Этапы урока | Учитель | Учащиеся | Доска | ||||||||||||
Актуализация знаний учащихся | — Ребята, вы прочитали много сказок. Назовите, какие сказки вам понравились, запомнились? — Чем вам нравятся сказки? — Вспомним признаки волшебной сказки. — Давайте проверим, все ли признаки волшебной |
Учащиеся называют сказки.
— Их интересно читать. — В них всегда есть что-то загадочное, — Герои необычные. Учащиеся называют признаки, приводят примеры |
На экране:
Зачин: В некотором Жили-были…
Волшебные герои
Царевна-лягушка, Баба Яга (рисунки)
Троекратный повтор
Концовка: Тут и сказке конец, а кто слушал – |
||||||||||||
Постановка проблемы | — Ребята, сегодня мы тоже будем читать сказку. Откройте учебник на с. 115. — Скажите, что — Что ж, сядьте удобно и послушайте сказку — Только что мы вспоминали о волшебных сказках. — Почему она не волшебная? — А если в ней так мало волшебного, может, это — Так, значит эта сказка всё-таки волшебная? — Почему же, когда мы упоминали сказку |
Ребята слушают чтение учителя. — Нет, она не волшебная. — В ней нет зачина и концовки. — В ней нет волшебных героев. — В ней нет троекратного повтора. — Наверно, это сказка, потому что медведь Учащиеся приводят свои аргументы. — Мы не знаем точно, к какому виду относится |
На экране: рисунок условного значка “взрослое чтение” |
||||||||||||
Постановка цели урока | — Так, какая будет цель нашего урока? | — Узнать новый вид сказки “Мужик и медведь” |
На экране:
Тема урока: Сказка “Мужик и Цель урока: узнать новый вид сказки на примере Сказки
|
||||||||||||
Открытие новых знаний
Физкультминутка |
1. — Я предлагаю вернуться к тексту сказки “Мужик и медведь” и прочитать ещё раз. А — Какие мысли появились: если эта сказка не — В волшебной сказке описываются волшебные — Давайте подберём синоним к слову — А ещё синонимом к слову житейская будет слово — Обратимся к нашему другу Толковому словарю и — Рассуждая над смыслом слова “житейская”, вы — Итак, сказка, “Мужик и медведь”, какая? 2. – Прочтите сказку ещё раз тихо для себя и — Где можно узнать значение непонятных слов? — Какие слова вы подчеркнули? Называйте, а мы 3. — Ребята, мы с вами будем читать разные сказки — Для составления этой памятки воспользуемся — На следующих уроках мы посмотрим, наша памятка |
Чтение сказки по абзацам хорошо читающими ребятами. Ответы детей. — Обычная жизнь. — Житейская ситуация. — Синонимы – это слова близкие по значению, но — Житейская. — Обычная. — Повседневная. — Бытовая. Учащиеся читают сказку про себя. — Прочитать сноски в учебнике. — Заглянуть в словарь. — Спросить у взрослых. — Вершки (стебель и листья корнеплодов) — Дуброва (дубрава) — Ботва (верхняя часть растения) — Накласть (положить) — Жать (срезать под корень стебли зерновых — Доля (часть чего-то) Дети открывают Словарик и |
На экране: Заполняется таблица по ходу чтения статей из Признаки сказок
|
||||||||||||
Итог урока | — Подведём итог урока, а для этого вспомним цель нашего урока. — Достигли мы цели — Посмотрите, получается, из наших рассуждений в — Мне хочется напомнить слова В. Берестова. |
— Нам надо было узнать, к какому виду относится сказка “Мужик и медведь”. — Да, мы — Чтобы люди учились у героев, как выходить из — Мы живём в обычном мире и каждый день надо |
На экране: Цель урока: узнать новый вид сказки на примере сказки “Мужик и медведь Сказки
На экране:
|
||||||||||||
Домашнее задание | — Сегодня на уроке мы только узнали, к какому виду относится сказка “Мужик и медведь”, а вот анализировать её содержание будем уже на следующем уроке. Для этого дома вам необходимо выполнить такое домашнее задание. |
На экране:
|
Вершки и корешки — русская народная сказка, расскажет детям, про то, как мужик два раза обхитрил медведя. Сказку можно слушать онлайн, читать полностью или краткое содержание бесплатно. Текст сказки удобно скачать в формате PDF или DOC и распечатать. Сказка иллюстрирована весёлыми картинками, которые можно рассматривать вместе с детьми.
Краткое содержание сказки «Вершки и корешки» для читательского дневника: Мужик подружился с медведем и предложил вместе сеять репу. Уговор мужика был таков, медведю достаются вершки, а ему корешки. Когда собрали урожай, медведю достались листья, а мужику спелые плоды. На следующий год стали сеять пшеницу, только на этот раз договорились, что будет наоборот, мужику вершки, а медведю корешки. Собрали урожай. Мужик из пшеницы намолол муки и напёк пирогов, а медведь снова остался ни с чем. С тех пор, медведь с мужиком перестал дружить.
Главные герои сказки «Вершки и корешки»: Мужик – смекалистый, хитрый, работящий, хорошо разбирается в земледелии. Медведь – глуповатый, доверчивый, не разбирается в том деле, на которое пошёл.
Главная мысль сказки «Вершки и корешки»: Не стоит лезть туда, в чём ничего не понимаешь. Все может быть намного глубже и требовать определённых знаний. В каком-то деле может быть выгодным положение «вершки», а в другом «корешки».
Чему учит сказка «Вершки и корешки»: Хитрости, смекалке, осторожности, предусмотрительности.
Аудиосказка «Вершки и корешки» понравиться детям любого возраста. Её можно слушать онлайн или скачать в формате MP3 бесплатно. Прослушайте сказку и помогите малышу понять глубокую суть произведения, а так же характер и поступки героев.
Вершки и корешки слушать
Нравится0
Не нравится0
+31 45
Вершки и корешки читать
Подружился как-то мужик с медведем. Вот и вздумали они вместе репу сеять. Посеяли и начали уговариваться, кому что брать. Мужик и говорит:
— Я возьму себе корешки, а тебе, Мишка, достанутся вершки.
Выросла у них хорошая репа. Собрали они урожай.
Отдал мужик медведю всю ботву. А себе репу взял.
Видит медведь, что прогадал. Одни листья получил и говорит мужику:
— Ты, брат, меня надул. Ну, смотри, когда будем в другой раз сеять, ты уж меня так не проведешь.
На другой год говорит мужик медведю:
— Давай, Миша, опять вместе сеять.
— Давай, только теперь ты себе бери вершки, а мне отдавай корешки – уговаривается Миша.
— Ладно! – говорит мужик. – Пусть будет по-твоему.
И посеяли пшеницу. Добрая пшеница уродилась.
Мужик взял себе вершки, а Мише отдал корешки. Намолотил мужик пшеницы, намолол муки, напек пирогов, а медведь опять ни с чем.
Сидит над ворохом сухих стеблей. Вот с тех пор перестали медведь с мужиком дружбу водить.
(Илл. В. Чижикова)
Нашли ошибку? Есть пожелания? Жми!
Прочитано 7 782 раз(а) В избранное
Ещё сказки
|
Бытовые, волшебные и сказки о животных о их отличия
|
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора.
Рассказывание сказок на Руси воспринималось как искусство, к которому мог приобщиться каждый, независимо от пола и возраста, и хорошие сказочники весьма высоко почитались в народе. Они учат человека жить, вселяют в него оптимизм, утверждают веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения.
Сам термин «сказка» появился в 17 веке, и впервые зафиксирован в грамоте воеводы Всеволодского. До этого времени широко употреблялось слово «басень», производное от слова «баять», то есть рассказывать. К сожалению, имена профессиональных сказочников прошедших времен не известны современным исследователям, но известен факт, что уже в 19 веке ученые стали заниматься пристальным изучением русского фольклора, в том числе и сказок.
Сказка – понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение к сказкам. Принадлежность к эпическому роду выдвигает такие ее признаки, как повествовательность и сюжетность. Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, правды над кривдой, жизни над смертью; все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету…
Основным жанровым признаком сказки является ее назначение, то, что связывает сказку с потребностями коллектива. «В русских сказках, дошедших до нас в записях XVIII – XX вв., а также в сказках, которые бытуют сейчас, доминирует эстетическая функция. Она обусловлена особым характером сказочного вымысла».
Вымысел характерен для всех видов сказки разных народов.
В. И. Даль в своем словаре трактует термин «сказка» как «вымышленный рассказ, небывалую и даже несбыточную повесть, сказание» и приводит ряд народных пословиц и поговорок, связанных с этим видом народного творчества, например знаменитую «ни в сказке сказать, ни пером описать». Это характеризует сказку как нечто поучительное, но в тоже время невероятное, рассказ о том, чего не может произойти на самом деле, но из которого каждый может извлечь определенный урок. Уже в начале XX века выходит в свет целая плеяда сборников русских народных сказок, вобравшая в себя жемчужины народного творчества.
Русские народные сказки от других сказок народов мира отличает, прежде всего, их воспитательная направленность: вспомним хотя бы знаменитую присказку о том, что сказка ложь, да в ней намек. Труд в русских народных сказках изображается не тяжкой повинностью, а почетной обязанностью каждого. В них воспеваются моральные ценности, такие как альтруизм, готовность прийти на помощь, доброта, честность, смекалистость. Они являются одним из самых почитаемых жанров российского фольклора благодаря увлекательному сюжету, открывающему читателю удивительный мир человеческих взаимоотношений и чувств и заставляющему поверить в чудо. Таким образом, русские сказки – это неисчерпаемый источник народной мудрости, которым пользуются до сих пор.
Воспитательная функция сказки – один из ее жанровых признаков. «Сказочный дидактизм пронизывает всю сказочную структуру, достигая особого эффекта резким противопоставлением положительного и отрицательного. Всегда торжествует нравственная и социальная правда – вот дидактический вывод, который сказка наглядно иллюстрирует».
История возникновения сказки как жанра.
Исторические корни русской сказки теряются в седой древности, каждый исторически этап жизни русского народа отражается в сказке, вносит в неё закономерные изменения. Изучение этих изменений, вернее, обобщение этих изменений, даёт возможность говорить о конкретном процессе жизни русской скази, то есть об её истории.