Вид сказки гуси лебеди 2 класс

Литературное чтение, 2 класс

Урок 8. Русские народные сказки «Каша из топора», «Гуси-лебеди»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Виды сказок.
  2. Отличия бытовой и волшебной сказки.
  3. Характеристика сказочных персонажей.
  4. Народная мудрость в сказках.

Глоссарий по теме

Сказка. Сказка о животных. Сказка бытовая. Сказка волшебная.

Ключевые слова

Виды сказок: сказка о животных, сказка бытовая, сказка волшебная. Характеристика героя. Композиционные события сказки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение.2 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) –9-е изд. – М.: Просвещение,2018. – 225 с.:ил.

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь.2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

3. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013

4. Сборники русских народных сказок.

Обозначение ожидаемых результатов.

На уроке узнаем, отличия бытовой и волшебной сказки, научимся выделять композиционные части сказки, характеризовать героев сказки.

Основное содержание урока

1. Сегодня мы продолжим говорить о русских народных сказках. Давайте посмотрим на выставку книг в нашем классе. Вспомним, какие сказки вы читали? Скажите, какие сказки вы знаете, помните? Есть ли у этих сказок автор?

Народные сказки люди рассказывали друг другу вслух, говорили «передавались из уст в уста». У народных сказок нет одного конкретного автора. Но на сборниках сказок можно увидеть такие имена как Александр Николаевич Афанасьев, Владимир Иванович Даль. Это самые известные собиратели сказок.

Сказок существует великое множество. Есть сказки разных народов с похожими сюжетами, но в каждой из них своя особенность, в которой можно увидеть обычаи, традиции, историю народа.

2. Попробуйте разделить известные вам сказки на группы. Что помогло вам это сделать?

Назовите главных героев сказки. Есть ли в сказке волшебные предметы и чудесные события? Могли бы события сказки быть реальными?

Можно назвать три группы русских народных сказок: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. В сказках о животных главные герои — это звери, рыбы, птицы. Они разговаривают друг с другом, спорят, ссорятся, мирятся. Также к ним относятся сказки о растениях, живой и неживой природе. Волшебные сказки – сказки с чудесами и волшебством. В их основе лежит волшебный, фантастический мир со своими героями, волшебными предметами, превращениями. Часто герой получает какое-то задание и отправляется в волшебный мир приключений.

Бытовые сказки характеризуются воспроизведением реальных жизненных событий. Их герои обычные люди, которые попадают в жизненные ситуации, проявляют разные качества характера. Эти сказки часто весёлые и остроумные. Главный герой проявляет смекалку и находчивость, одерживает победу над жадностью, невежеством и глупостью.

3. У нас сегодня в гостях сказочные сундучки, в каждом прячется сказка. Откроем их: «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок».

Какой урок можно извлечь из этих сказок? Прочитаем их и определим, какая это сказка: сказка о животных, волшебная или бытовая.

Со сказками о животных мы уже сталкивались не раз («Колобок», «Теремок», «Зимовье зверей»), волшебные сказки вы тоже можете узнать («Лягушка-царевна», «Летучий корабль», «По-щучьему велению…»), а что же это за сказка бытовая?

Чтение русских народных сказок «Каша из топора», «Гуси-лебеди».

После почтения сказки поработаем с вопросами по содержанию, направленными на понимание её смысла, выделением композиционных частей:

Понравилась сказка? Чем понравилась?

Какие трудные непонятные слова встретились в сказке?

Словарная коробочка для сказки «Каша из топора»

Побывка – недолгое пребывание на родине.

Служивый – солдат.

Притомиться – устать.

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Вдоволь – достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить – прибавить к еде чего-нибудь, для вкуса.

Котел – большой металлический сосуд для варка пищи.

Коли – если бы

Этакую – такую.

Сметка – смекалка.

Словарная коробочка для сказки «Гуси-лебеди»

Кликала – громко кричала.

Причитывала – плакала, приговаривая.

Шкодить – озорничать, вредить чем-то.

Жилиная – страшная, старая, вся в жилах.

Устьице – отверстие в печке, через которое кладут в неё дрова, ставят чугун.

Кто является героем сказки?

Герои сказки «Каша из топора» солдат и старуха. Реальные люди, которых можно встретить в жизни. Так же, как и в сказке «Гуси-лебеди», сестрица Алёнушка, братец Иванушка, их родители. Но во второй сказке появляются волшебные помощники, чудесные события. Уже можно предположить, что сказка «Гуси-лебеди» обладает чертами волшебной сказки.

Какими чертами характера обладает герой? Герои в сказках разные по характеру и поведению. В сказке «Каша из топора» солдат оказался честным, смекалистым, а старуха жадной и злой. Находчивость выручила солдата и помогла проучить ленивую старуху. В сказке «Гуси-лебеди» сестрица Алёнушка не проявила должного послушания, не выполнила поручение родителей. В первой части сказки была грубой, игнорировала просьбы волшебных вещей, а добилась своего только когда проявила вежливость, уважение и скромность.

Как развивались события в сказке? На какие части можно разделить сказку?

В сказке «Каша из топора» можно выделить первую часть, в которой завязываются события, возникает главная трудность – сварить кашу, да накормить служивого, вторую — в которой солдат проявляет смекалку в приготовлении каши и третью, где наступает развязка событий. В сказке «Гуси-лебеди», ориентируясь на поведение главной героини, можно выделить две части. В первой девочка потеряла братца, не послушав доброго совета родителей, была грубой, невежливой, не откликалась на просьбу о помощи волшебных предметов, а во второй – её скромность, вежливость помогли спасти братца.

Итак, открыв волшебные сундучки, мы побывали в двух сказках. Бытовой сказке «Каша из топора» и волшебной «Гуси-лебеди».

4. Любая сказка чему-то учит читателя. Сказка «Каша из топора» — находчивости в трудных ситуациях, трудолюбию, смекалке. Сказка «Гуси-лебеди» тому, что надо быть послушным, вежливым и на добро отвечать добром.

Задачи:

  • расширить представление о волшебной сказке;
  • учить оценивать персонажей по их поступкам и
    особенностям речи;
  • обогащать словарный запас школьников;
  • развивать речевое чутье на основе сравнения
    сходных выражений, устаревших и современных
    (развитие речи).

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о
    русских народных сказках, особенностях их
    построения, языке, героях;
  • создать эмоциональный настрой на изучение
    произведений устного народного творчества;
  • обобщить знания обучающихся о сказках, о
    признаках жанра, о героях;
  • развивать коммуникативные УУД, познавательные
    УУД;
  • продолжать формировать интерес к чтению,
    развивать воображение, свою точку зрения;
  • воспитывать уважение к истокам культуры своего
    народа, умение принимать решения

Оборудование:

  • конверты с заданиями для групп
  • выставка работ учащихся по теме РНС
  • мультимедийный проектор

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация.

(Ученики входят в кабинет под песню «В гостях у
сказки»).

В путешествие пойдем?
В страну знаний попадем?
Слушай! Думай! Наблюдай!
Сказку эту изучай!

Учитель: Ребята, кто догадался, о чем
сегодня мы будем говорить на уроке?

Дети: Сегодня на уроке мы будем
говорить о сказках, потому, что наш урок начался с
песни о сказке, сказочных героях и стихотворение
(присказка) приглашают нас в сказку.

2. Постановка цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим
работать с РНС «Гуси-лебеди».

(КАДР №1)

Учитель:

  • Чем занимались на прошлом уроке?
  • Как работали со сказкой ?

Дети: На уроке мы читали сказку,
отвечали на вопросы, делили текст на части,
составляли план.

Учитель: А чему же еще можно учиться на
уроке чтения?

Дети: Инсценировать сказку,
пересказать, проверить план, почитать,
поговорить о героях, обсудить поступки героев,
пофантазировать.

Учитель: Молодцы! Давайте сегодня на
уроке будем этому учиться.

3. Проверка домашнего задания.

Учитель: Ребята, сейчас мы посмотрим,
как вы умети ориентироваться в сказке. Открываем
тетрадь стр. 26 задание 1.

Дети: (читают задание).

Задание №1. (КАДР №2)

Восстанови последовательность событий в
сказке.

А тут и отец с матерью пришли.

Яблоня, матушка, спрячь меня!

Печка, матушка, спрячь меня!

Поешь моего лесного яблочка — скажу.

Налетели гуси — лебеди, подхватили мальчика.

(читаем предложения на экране по «цепочке»)

Учитель: Ребята, вспомним правила
работы в парах

Дети: Нельзя шуметь, перебивать друг
друга, говорить хором во время работы в парах.
Надо уметь слушать одноклассника, высказывать
свое мнение.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПАРАХ.

Учитель: Проверяем работу.

Дети: (Слушаем ответы детей, которые
доказывают правильность своего выбора,
рассуждая по данному вопросу(мы считаем:, мы
думаем:, мы решили:)).

Учитель: Ребята, давайте еще раз
повторим и проверим последовательность событий
в сказке. (КАДР №3).

(Дети сравнивают восстановленную
последовательность событий в сказке по тетради с
записью на экране).

4. Работа над сказкой.

Учитель: Ребята, мы восстановили
последовательность сказки с помощью
предложений. А сейчас выполним такое же задание,
только с помощью картинок.

КАДР №4.Востановите последовательность
событий сказки с помощью иллюстраций, учитывая,
что каждому предложению (задание №1)
соответствует одна картинка.

Работа в парах.

Дети:

(Ученики читают предложение и называют номер
картинки, которая соответствует этому
предложению.)

Учитель:

Все события в сказке отражены в картинках?

А еще о каких событиях вы хотели бы рассказать?

Дети: Нет встречи девочки с речкой и с
Бабой-Ягой.

(Дети вставляют картинки в правильной
последовательности событий сказки, объясняя
свой выбор).

Учитель: Ребята найдите в тексте
сказки предложения, которые подтверждают сюжет
картинки №1 №2.

Дети: (Выборочное чтение ).

Учитель:

Мы восстановили последовательность сказки с
помощью предложений, картинок.

На прошлом уроке мы разделили текст сказки на
части. Дома вы составили план. Давайте проверим
его.

Работа в группах.

(Идет обсуждение плана в группах. Каждая группа
выбирает по одному пункту плана (более точное
название) и предлагает его).

План.

(1 группа) Похищение братца.

(2 группа) Поиск.

(3 группа) Встреча в избушке.

(4 группа) Возвращение домой.

Учитель: Вы составили план к сказке.
Назовите вид плана.

Дети: Вид плана — словесный.

Физкультминутка.

Учитель: К какому виду сказок
относится сказка «Гуси-Лебеди».

Дети: Сказка «Гуси-Лебеди» относится
к волшебным так как в ней все предметы оживают.

Учитель: С какими волшебными
предметами встретилась героиня сказки на своем
пути мы вспомним выполнив творческую работу.

Работа в группах

Каждая группа получает конверт с заданием.
Ученики конструируют поделку из деталей
находящихся в конверте.

1 группа: собери мозаику (картинка: Гуси — Лебеди
уносят братца).

2 группа: пластилин, пр. материал (в гостях у
Бабы-Яги).

3 группа: пластилин, пр. материал ( встреча
девочки с яблонькой).

4 группа: пластилин, бумага, ткань (встреча
девочки, братца с речкой).

Учитель: Выполняя эту работу
догадайтесь к какой части текста относится ваша
поделка.

Дети: Ученики показывают свою работу и
объясняют к какой части текста она относится.

Учитель: Работы детей размещаем на
стенде. Ребята, мы разместили поделки
последовательно. Значит, что мы составили?

Дети: Мы составили картинный план.

Учитель: Ребята, каждый из вас мечтает
попасть в сказку, встретиться с ее героями,
задать им вопрос, а может быть и изменить
характер героев, их поведение. Как можно это
сделать?

Дети: Мы думаем, надо помечтать,
пофантазировать, сочинить свою сказку.

Учитель: КАДРЫ №5-10.

Ребята, давайте попробуем пофантазировать,
придумать сказочный мир и отправиться в
путешествие. Смотрите, нас ждет девочка из сказки
«Гуси-лебеди». (Ученица исполняет роль девочки и
от ее имени рассказывает о своем путешествии, о
своих ошибках, которые она поняла и осознала.
Ученики задают героине вопросы, например:

Почему ты оставила братца одного?

Что ты поняла для себя, пройдя все испытания? И
т.д.

Девочка отвечает на вопросы.

Встречаем яблоньку, печку и т.д.

Молодцы, ребята. Живут герои в сказках, ждут вас
к себе в гости, ждут и приглашения от вас в новую
интересную сказку. Фантазируйте, мечтайте!
Заглядывайте чаще в волшебный мир сказок!

5. Рефлексия.

В сказке встретилась нам яблонька и сегодня она
у нас в гостях. Она грустит без яблочек и ждет их
от вас. Давайте порадуем яблоньку плодами.

Кому было интересно на уроке и не возникло
трудностей, подарите яблоньке зеленое яблоко.

Кому было интересно на уроке, но были трудности,
подарите яблоньке желтое яблоко.

Кому было не интересно на уроке, подарите
яблоньке красное яблоко.

(Обсуждаем выбор цвета яблока учениками).

6. Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к сказке
«Гуси-лебеди».

Анализ сказки «Гуси – Лебеди».
Сказка «Гуси – Лебеди» относится к устному народному творчеству. Вид – волшебная 
сказка. В этой сказке происходят следующие чудеса : есть чудесные помощники, 
выручающие из беды ­ это  печка,  яблоня,  молочная речка, кисельные берега ( в сказке они
обладают речью), баба – яга, мышка, гуси – лебеди, избушка на курьих ножках.
Сказка очень динамична, в ней много глаголов движения, передающих внезапные и быстрые
действия. Например, о гусях­лебедях говорится: «налетели», «подхватили», «унесли», 
«метнулись», «пропали». Они передают также всю остроту ситуации.
Сказка привлекает занимательным сюжетом, даёт пример помощи в беде, пример 
торжества добра над злом. Но она ещё и поучительна: хочешь, чтобы к тебе хорошо 
относились, умей сам уважать других.
Эта сказка начинается со слов: была  «Жили   старичок со старушкою;   у них
дочка   да   сынок   маленький» (Так   же   начинаются   многие   народные   сказки)   Вы   не
замечаете ничего странного в этих словах? «Старичок со старушкою и дети».  Но как дети
могли оказаться у стариков? Пришло это из славянской мифологии. Дети росли в семье до
7­8 лет, потом их отдавали старцам набираться жизненного опыта. Старики и старухи
знали очень много: они помнили мифы племени, могли предсказать будущее, понимали
природу. После обрядов посвящения дети уже не нуждались в родительской опеке. Тогда
только старик со старухой (вожди племени) властвовали над ними.
 
Я поделила сказку на следующие эпизоды:
1. Наказ родителей.
2. Кража братика.
3. Обнаружила пропажу брата.
4. Узнала, кто похитил брата.
5. Беседа с печкой.
6. Беседа с яблоней.
7. Беседа с молочной рекой.
8. Встреча с избушкой.
9.
10.  Помощь сестрицы.
11.  Помощь сестрице от молочной реки.
12.  Помощь сестрице от яблоне.
13.  Помощь сестрице от печки.
14.  Возвращения домой.
Самым захватывающим моментом в сказке была встреча с бабой ягой, ведь у каждого 
разыгрывается мышления. 
 Помощь мышке.
 Меня сказка привлекла занимательным сюжетом, он даёт пример помощи в беде, пример 
торжества добра над злом, а так же ещё и поучает нас: хочешь, чтобы к тебе хорошо 
относились, умей сам уважать других.
Я бы хотела выделить положительных и отрицательных героев.
Положительные герои:
 мышка – она помогла сестрички пряла кудель, спасла от смерти. печка – она помогла сестрички, спасла от гусей – лебедей.
яблоня ­ она помогла сестрички, спасла от гусей – лебедей.
молочная река ­ она помогла сестрички, спасла от гусей – лебедей.
сестрица – девочка смелая, отважная, не послушная.
братик – хороший, милый мальчик, послушный.
старуха – мудрая.
старик – мудрый.
Отрицательные герои:
 баба – яга – злая, хитрая, страшная.
гуси  ­ лебеди – злые, помощники бабе – яги.
В этой сказке я сопереживала сестрице, ведь изначально она не послушала родителей и 
оставила своего братика одного, а когда увидела что братца нету она испугалась, она 
сопереживала за братца и осознала свои ошибки. Сестрица поняла что добром отвечает на 
добро.
Наложение запрета ­ некий оберег от беды, мудрость старцев;
 Нарушение запрета – отсутствие чувства страха;
 Следствие этого нарушения – беда, действие злых сил;
 Путь испытаний и встречи в пути;
 Применение магических действий – стремление найти друзей, помощников;
 Возвращение к благополучию – приобретение жизненного опыта.




Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Гагаринский многопрофильный колледж»

Конспект по литературному чтению во 2 классе

студентки 4 курса 1 группы

специальности: Преподавание в начальных классах

Черванюк Марии Алексеевны

Дата:___________

Учитель:  ___________

Методист: Петрова Т. Е. ___________

2022 год

Тема урока: Сказка «Гуси — лебеди»

Цель урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Гуси-лебеди» и новым видом сказок (волшебной сказкой)

Задачи: развивать навык беглого, осознанного чтения;

              учить делить текст на части;

              обогащать словарный запас учащихся;

              развивать внимание, память, творческие способности.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, плану.

Оборудование: видео сказки «Гуси- лебеди», карточки с кроссвордами и словами (словарная работа).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ι. Организационный момент

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

Ребята, у нас хорошее настроение?

Мы собираемся плодотворно поработать и узнать что-то  новое или вспомнить то, что знали.

Давайте проведем речевую разминку.

ΙΙ. Речевая разминка.

Давайте посмотрим на слайд и прочтем сначала про себя, а потом четко вслух по очереди.

Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – я письмо пишу.

Аш – аш – аш – у Марины карандаш.

III. Введение в тему урока.

— А о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке. Давайте отгадаем загадку.

       Что наш маленький народ

       В мир волшебный унесет.
       Полный смеха, света, краски!
       А зовется чудо –  …!

-Ребята, с какими видами сказок Вы познакомились на прошлых уроках?

-Давайте вспомним название сказок и назовём (определим) их вид.

— Сегодня мы познакомимся с новой сказкой.

Но чтобы попасть к сказке в гости нужно кое-что о ней вспомнить.

  • С чего начинаются сказки? (Жили-были, В некотором царстве… – зачин).
  • В сказках встречаются … ( 3,7 -волшебные  цифры, устаревшие слова) .
  • Почти во всех сказках побеждает… (добро).

— Как называются сказки, которые придумал народ? (Народные)

-А сказки, у которых есть автор? (Авторские)

-На какие виды делятся сказки? (Сказки о животных, бытовые сказки и волшебные).

 Как вы думаете, какие сказки называют волшебными? Бытовыми?

О животных?

 Сейчас Вы посмотрите сказку и определите ее название, а также, к какому виду сказок относится эта сказка.

сказка

бытовыми, о животных

Ребята по очереди читают отрывки которые даны на экране и говорят из какой это сказки, затем называют вид данной сказки

Отвечают га вопросы учителя

Просмотр видеозаписи

IV. Работа по теме урока.

Беседа о просмотренном.

— Понравилась ли Вам сказка? Чем?

— К какому виду сказок мы ее отнесём?

-Что же в этой сказке волшебного?

Физминутка

Лебеди летят, крыльями машут

Прогнулись над водой, качают головой

Прямо и гордо умеют держаться

Очень бесшумно на воду садятся.

Давайте прочитаем сказку, но не обычно, а по предложению. Не забываем следить глазками.

(Учащиеся читают сказку по цепочке по предложениям).

Словарная работа проводится по ходу чтения

Откроем учебник на странице 42.

Кликать – громко звать.

Причитывала – причитать: плакать, приговаривать, жалуясь на что-нибудь.

Ржаной пирожок – пирог из ржаной муки (из неё пекут «чёрный» хлеб)

Пшеничный пирог – пирог из пшеничной муки (из неё пекут «белый» хлеб)

Кудель – пучок льна, приготовленный для пряжи.

Веретено – приспособление для получения нити из шерсти.

Ни жива ни мертва – очень испугана.

Устьице – отверстие в печи.

(дети машут руками)

(качают головой)

(распрямляют спину и плечи)

(садятся на свои места)

V. Рефлексия.

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание.

Выберите и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я узнал……………………
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…………….
  • После урока мне захотелось……………………..
  • Сегодня я сумел…………………………………..

— С какой сказкой Вы познакомились?

— К какому виду сказок она относится?

— Докажите, что она волшебная.

— Чему учит эта сказка?

— Чему учит сказка?

— Какая тема сказки?

— Какая мысль данной сказки?

Перечитать сказку «Гуси-лебеди», подготовить безошибочное чтение.

Выполняют задание и отвечаю на вопросы.

  • Вид сзади как пишется правильно
  • Вид сбоку как пишется
  • Вид с торца как пишется
  • Вид с боку как пишется
  • Взрослая в 15 лет рассказ все главы читать