Вид сказки как иван дурак дверь стерег

Жанр: народная бытовая сказка

Похожая сказка:
Русская сказка «Про Иванушку-Дурочка»

Главные герои сказки «Как Иван дурак дверь стерег» и их характеристика

  1. Иван-дурак. Младший сын. Глупый, исполнительный, работящий.
  2. Родители, старик и старуха. 

План пересказа сказки «Как Иван дурак дверь стерег»

  1. Старик, старуха и их сыновья
  2. Сборы в поле
  3. Наказ Ивану
  4. Непоседливый Иван
  5. Снятая дверь
  6. Сцена в поле

Кратчайшее содержание сказки «Как Иван дурак дверь стерег» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Было у старика и старухи три сына и младший совсем дурак.
  2. Пошли родители в поле с сыновьями, а Ивана дома оставили.
  3. Наказали ему дверь от воров стеречь.
  4. Иван дверь с петель снял и в поле пошел.
  5. Ему говорят, что он должен был дверь стеречь.
  6. А Иван дверь показывает.

Главная мысль сказки «Как Иван дурак дверь стерег»
Дураку что не поручи, все вкривь и вкось выйдет.

Чему учит сказка «Как Иван дурак дверь стерег»
Сказка учит иметь голову на плечах, учит не понимать все слова буквально. Учит выполнять только порученную работу. Учит тому, что инициатива должна быть полезной, продуманной.

Отзыв на сказку «Как Иван дурак дверь стерег»
Мне понравилась эта веселая сказка, в которой сокрыт глубокий смысл. Старики дали не точные инструкции, и Иван их выполнил, но о смысле наказа не подумал. Нельзя действовать как этот Иван, нужно всегда думать о последствиях своих поступков.

Пословицы к сказке «Как Иван дурак дверь стерег»
Ума нет, считай калека.
Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет.
Умный вначале думает, потом делает.
Дурная голова ногам покоя не дает.
Услужливый дурак опаснее врага.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Как Иван дурак дверь стерег»
Жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Два старшие умные, а младший Иван совсем дурак.
Вот как-то раз собрались старик со старухой в поле работать и старших сыновей с собой взяли. Иван-дурак тоже в поле собирается, продукты в котомку складывает. Но родители его останавливают, говорят, что нечего Ивану в поле делать, а пусть-ка он лучше дома остается, да дверь от воров стережет.
Ушли родители со старшими сыновьями в поле работать. А Ивану-дураку надоело дома сидеть, снял он дверь с петель, на спину взвалил, и в поле пришел. Родители ему говорят, что он должен был дверь стеречь от воров, а Иван-дурак им гордо дверь показывает и говорит: «Вот же она», не украдут дверь воры.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 8 класс, 2 часть, Коровина, страницы 14-15

М. Салтыков-Щедрин «История одного города»

Размышляем о прочитанном

1. Чем характеры героев этого произведения напоминают некоторых сказочных персонажей?

Характеры героев напоминают таких сказочных персонажей, как Иван-дурак или Емеля. Они глупые, занимаются непонятно чем, но вместе с тем имеют свои особенные таланты. Образ же князя близок к образу многих сказочных царей.

2. Какие сатирические приёмы помогают понять реальную сущность деяний градоначальников?

Гротеск (зарезался огурцом) и гипербола (перепалив всех до единого).

3. Подумайте, как мог страдать город от деятельности глуповских градоначальников. Какими пословицами оправдывали они свою деятельность? Какого порядка добивались головотяпы, когда собирали воедино соседние племена? Каким словом начались исторические времена?

Первым градоначальником стал вор-новотор. Он хотел больше украсть, а потому подбивал глуповцев на бунты, а потом стрелял из пушки. Город разорялся, люди озлоблялись, закона не было.

Другие градоначальники (одоевец, орловец, калязинец) также оказались ворами и бунты продолжали сострясать город. Градоначальники руководствовались пословицей «Стыд глаза не выест».

Собирая соседние племена, головотяпы хотели избежать взаимного разорения из-за войн.

Исторические времена начались словом «Запорю».

4. Чего хочет достичь Щедрин сатирическим изображением чиновников и градоначальников тогдашней России? Что предполагает писатель разбудить в обществе?

Писатель собирался разбудить самосознание в обществе, чувство гордости и желание справедливости. Гротескные образы чиновников в романе показывают всю глубину застоя общества, в котором прав не закон, а сильный. В котором каждый обладающий властью творит, что хочет, потакая своим капризам.

Щедрин понимал, что так продолжаться не может, и такое положение вещей угрожает самому существованию России.

5. С помощью каких художественных средств удаётся Щедрину показать глуповцев? Почему народ, о котором рассказывается в романе, называется головотяпами? Как называются соседние народы? Перечислите их. Как можно объяснить их названия?

Писатель использует гиперболы, преувеличивая глупость глуповцев, и гротеск, превращая героев и события в карикатуру.

Головотяпами народ прозвали за то, что он тяпал головой обо всё: о стены, о пол.

Рядом жили:

  • Моржееды — те, кто ест моржей.
  • Лукоеды — те, кто ест лук.
  • Гущееды — те, кто ест гущу.
  • Клюковники — те, кто ест или собирает клюкву.
  • Куролесы — те, кто куролесят, занимаются дурью.
  • Вертячие бобы — те, кто вертит бобы.
  • Лягушечники — любители лягушек, есть или разводить.
  • Лапотники — делающие лапти, ходящие в лаптях.
  • Чёрнонёбые — те, у кого чёрное нёбо.
  • Долбёжники — те, кто долбит всё время,
  • Проломленные головы — те, у кого проломлены головы.
  • Слепороды — рождающиеся слепыми.
  • Губошлёпы — разини, люди с большими губами.
  • Вислоухие — те, у кого большие уши.
  • Кособрюхие — люди с косым, огромным брюхом, животом.
  • Ряпушники — любители рыбы.
  • Заугольники — живущие за углом.
  • Крошевники — те, кто много крошит, неаккуратные.
  • Рукосуи — те, кто всюду суёт свои руки.

6. Вспомните определения гиперболы, гротеска, сравнения. Какие из этих художественных средств, т.е. тропов, используются Щедриным? Как вы думаете, с какой целью? Приведите примеры.

Щедрин использует гротеск, гиперболы и сравнения, чтобы сделать повествование похожим на сказку, смешную, а временами страшную.

Примеры:

Гротеск: Волгу толокном замесили, в кошеле кашу варили, небо кольями подпирали.

Гипербола: Нет нас на свете народа мудрее и храбрее.

Сравнение (метафора): Сильно распалился, учить желом.

7. Какие произведения (басни, сказки) напоминает вам эта глава из романа Салтыкова-Щедрина «История одного города»? Чем?

Эта глава напоминает мне сказки про Ивана-дурака, который, что не сделает — всё глупость выходит. Например, сказка «Как Иван-дурак дверь стерёг».

Есть в этой главе сходство и с баснями Крылова. Например, «Лебедь, рак и щука» или «Квартет», в которых в героях также не было согласия, а оттого с ними происходили разные беды.

Творческое задание

Литературоведы считают Щедрина наиболее актуальным и современным из русских писателей, согласны с этим утверждением? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Я тоже считаю Салтыкова-Щедрина наиболее актуальным и современным писателем. Ведь те пороки общества, которые он вскрывал в своих произведениях, никуда не делись. По-прежнему процветают воровство и взяточничество, всё так же чиновники заботятся о себе, а не о нуждах простого народа. И всё так же молчит народ, позволяя собой помыкать.

Любое произведение писателя легко перенести в современный мир и оно окажется актуальным.

Обогащаем свою речь

Могли ли влиять сатирические произведения Щедрина на общественное мнение и общественные порядки тогдашней России? Подготовьте небольшое сообщение-рассуждение, используя следующие слова и словосочетания: растекаться мыслию по древу, похвала, скромность, древность, вероисповедание, воедино, простодушные соседи, изловить, надумали, мудрость, понуриться.

Сатирические произведения Салтыкова-Щедрина несомненно оказывали своё влияние на общественное мнение, но вот реально изменить общественные порядки тогдашней России не могли.

Весь талант автора не мог пробиться сквозь вековые предрассудки власти, разрушить отношение чиновников к народу.

Писатель на стал растекаться мыслию по древу, он показал саму суть происходящего в обществе, иронично используя похвалу глупости. Он погрузился в древность, рассказав о том, как простодушные соседи признали главенство головотяпов, как те надумали пригласить князя себе в управление, не понимая, что тем самым лишают себя исконной свободы. И как назначенные князем градоначальники провоцировали бунты, чтобы нажиться на бедах народа.

Писатель в сказочной, гротескной форме показал текущее состояние общества и, конечно, старался разбудить в нём дремлющие чувства самоуважения и свободомыслия. Многие читатели правильно восприняли сатиру Салтыкова-Щедрина, а власть увидела в ней угрозу своему существованию.

В одиночку Щедрин не мог раскачать общество, но были и другие прогрессивные писатели, стараниями которых русское патриархальное общество начало просыпаться от векового сна, началось великое «брожение умов», которое привело к смене общественного строя, как о том и мечтал автор «Истории одного города».

Фонохрестоматия

1. Как звучат в чтении актёра Леонида Кулагина гипербола и гротеск?

Эти средства художественной выразительности актёр передаёт интонацией и логическими ударениями. Он читает перечень гротескных действий головотяпов постепенно ускорясь, но в конце вновь замедляется, начинает читать протяжно. Это звучит сказочно.

2. Как передаются действия и преобразования градоначальников в актёрском чтении?

Действия градоначальника актёр передаёт с осуждением, с насмешкой.

3. Какие сатирические приёмы автора и актёра делают поступки и деяния героев абсурдными и пародоксальными? Как они передаются в чтении?

Абсурдными поступки героев делают гротеск и гипербола. При чтении они передаются интонацией со сменой темпа чтения.

4. Как называются соседние с глуповцами народы? Объясните происхождение их названий.

Ответ смотри выше.

5. Что предполагает писатель разбудить в обществе?

Писатель пытается разбудить в обществе стремление к свободе, самоуважение, гражданскую активность.

6. Почему звучит в сатире народная песня «Не шуми ты, мати зелена дубровушка»? В чём смысл её использования?

Эту песню поют глуповцы, потеряв свободу. Они сами пригласили себе князя, согласились с его условиями и «горько плакали, что сладкую волю свою прогуляли».

Потерю свободы и символизирует эта песня.

7. Как произносит Леонид Кулагин названия племён и характеры их взаимоотношений — спокойно, строго, иронически? Почему?

Актёр произносит названия племён иронически, но спокойным голосом. Он никого не выделяет, но подсмеивается над их обычаями.

8. Какие мысли и чувства вызвало у вас произведение Салтыкова-Щедрина и его актёрское прочтение?

Этот роман вызывает разные чувства. С одной стороны смех, ведь действия глуповцев действительно очень смешны. Они полностью оправдывают своё прозвище.

С другой стороны роман вызывает грусть, жалость и досаду. Как могут люди вести себя так глупо, восхвалять обман и воровство! Это острая сатира на общественный строй, в котором власть думает лишь о своей выгоде.

А чтение актёра помогло лучше понять мысли автора.

Салтыков-Щедрин "История одного города"

1

Открытый урок литературного чтения

Класс: 4

Школа: МОУ «СОШ № 2 р.п. Дергачи»

Учитель: Ко

́

зел Вера Владимировна

УМК: Развивающая система Л.В. Занкова. Учебник «Литературное чтение, для 4 класса» В.Ю. Свиридова.

Русские народные бытовые сказки. «Что дальше слышно», «Как Ивандурак дверь стерёг», «Кашица из топора».

Обучающие: рассмотреть особенности и своеобразие народных бытовых сказок.

Развивающие: развитие умений обобщать полученные знания о бытовых сказках, выделять главное.

Воспитательные: воспитание уважения к истории и культуре своей родины; чувства справедливости и милосердия.

1. Вызвать интерес к бытовым сказкам, устному народному творчеству.

2. Познакомить ребят с разновидностями сюжетов, особенностями вымысла, композиции сказок, их художественным

своеобразием.

3. Научить детей видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость.

4. Развивать навыки анализа художественного текста, образное мышление.

5. Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения.

6. Воспитывать любовь к народному творчеству, патриотические чувства учащихся.

Планируемый

результат

обучения

В результате изучения темы обучающиеся

Личностные: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Регулятивные УУД: уметь организовать свою учебную деятельность: целеполагание, планирование; контроль и

самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные УУД: уметь анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из

дополнительных источников: о волшебных предметах героев, название и девиз команды.

Коммуникативные: уметь работать в группе и в паре; слушать и слышать учащихся класса, толерантному отношению к

партнёру по группе, паре; адекватно воспринимать успехи одноклассников.

1. Компьютер, мультимедийный проектор.

3. Презентация к уроку.

4. Раздаточный материал для работы в группах, парах, для этапа рефлексии.

Каждый год в России проходит под определенным лозунгом.

уметь слушать в соответствии

с целевой установкой;

Познавательные:

уметь выделять существенную

информацию из строк

стихотворения

Так, например, 2013 год прошел под лозунгом охраны

окружающей среды. 2014 год был объявлен годом культуры. Кто

знает чему посвящён 2015 год?

13 июня 2014 года президент Российской Федерации В. В.

Путин подписал указ, в котором 2015 год был объявлен годом

литературы.

Как вы думаете, объявив 2015-годом литературы, какие цели

преследовал Президент РФ?

Когдато наша страна была самой читающей страной в мире. В

последнее время ситуация с чтением в стране весьма печальная.

Люди перестали хотеть читать. В связи с этим правительство

нашей страны очень обеспокоилось и решило попробовать

исправить сложившуюся ситуацию.

И мы с вами на уроке будем стараться исправить эту

ситуацию.

Как вы заметили сегодня у нас необычный урок. Я хочу

пригласить вас в литературное путешествие, а куда мы

отправимся, вы должны догадаться сами, прослушав строки из

стихотворения.

В мире много сказок грустных и смешных

И прожить на свете нам нельзя без них

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть добро на веки

Побеждает зло.

Как вы думаете, что нас ждет в пути, о чем пойдёт речь на

уроке? (О сказке )

готовности.

Настрой на работу.

Принятие учебной

задачи.

Что мы называем сказкой? (Сказка – художественное

произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного,

фантастического. Сказка обязательно чемуто учит.)

А ещё сказкаэто…(включается видеофрагмент «Что такое

сказка?)

2.Актуализация

знаний,

постановка

учебной задачи

Познавательные:

уметь ориентироваться в

своей системе знаний.

Регулятивные:

принимать и сохранять

учебную задачу.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли

в устной форме.

Какова главная тема сказок? (Борьба добра со злом)

Какие бывают сказки? (авторские, народные), (волшебные,

бытовые, о животных)

Итак, мы входим в царство сказок, а на нашем пути волшебный

камень.

Мы с вами оказались на распутье трех дорог.

По какой дороге мы пойдем?

1 путь волшебные сказки: «Морозко», «Курочка Ряба»,

«СивкаБурка».

Попытайтесь самостоятельно сформулировать основные

признаки волшебных сказок.

Волшебные персонажи

( БабаЯга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч)

Различные превращения, волшебные помощники, преграды,

испытания.

С волшебными сказками мы уже знакомились? Конечно же,

они нам хорошо знакомы.

А мы продолжаем наше путешествие…

2 путьсказки о животных: «Три медведя», «Лиса и волк»,

«Теремок».

Давайте вспомним основных персонажей этого вида сказок.

Главные герои этих сказок звери и птицы, очень похожие

характером на людей.

Какими бывают заяц, лиса, медведь?

С этими сказками мы знакомились? Много прочитали про

животных?

Демонстрация знаний,

умений.

Принятие учебной

задачи.

3 путьбытовые сказки: «Что дальше слышно», «Как Иван

дурак дверь стерег», «Кашица из топора».

А эти сказки совсем другие. Они тесно связаны с реальной

жизнью, бытом людей, поэтому очень похожи на быль. Очень

часто в таких сказках высмеивают отрицательные черты

характера.

Как вы думаете какие? (Жадность, трусость, лживость,

корыстолюбие).

Какого вида эти сказки?

А эти сказки, бытовые, вам хорошо знакомы?… (Нет)

Ребята, вы догадались, с какими именно сказками сегодня

будем знакомиться?

Сформулируйте тему урока.

3. Открытие

новых знаний

3.1. Работа с

текстом.

Самостоятельно

е чтение.

Познавательные:

уметь осуществлять

актуализацию личного

жизненного опыта;

Регулятивные:

уметь слушать в соответствии

с целевой установкой;

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли

в устной форме.

На экране тема урока.

Да вы правы, мы будем работать с бытовыми сказками.

Вникнем в особенности художественного мира бытовой сказки и

научимся видеть ее скрытый смысл это и будет цель нашего

урока.

Как и в начале нашего пути перед нами снова волшебный

камень. Вы не зря поделены на три группы. Первая группа

отправиться по первой дороге. Откройте учебник на с. 59-61.

Вторая группа по второй дороге. Учебник на с. 61-62.

А третья – по третей. Будут работать с учебником на с. 63-64.

Во время чтения сказок вы столкнетесь с препятствиями. На

партах у вас лежат листочки с незнакомыми вам словами.

Прочтите и ознакомьтесь с их смыслом.

1 сказка: Коромыслодугообразное деревянное приспособление

для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Большуха

старшая в доме, хозяйка. Перекорыперебранки, споры.

2 сказка: Баклажканебольшой металлический или деревянный

сосуд для жидкостей с крышкой или пробкой.

3 сказка: Толи

́

канебольшое, незначительное количество.

Сдобритьприбавить чтонибудь (в пищу) для вкуса, для

улучшения качества, свойств.

Определение

смысловой,

тематической,

эмоциональной

направленности текста.

Наличие первичной

эмоциональной

реакции на текст, её

адекватность тексту.

Выражение своих

чувств, мыслей.

Восприятие

информации.

Выделяют героев.

Словарная работа.

Отвечают на вопросы.

Читаем мы вслух, по очереди. Начинает один, я останавливаю,

спрашиваю другого. Следите внимательно. Читаем

выразительно. А остальные все слушают.

(Во время чтениясловарная работа).

Поделитесь своим мнением о прочитанных произведениях.

Для первой сказки:

О чем же, повашему, эта сказка?

В какой русской народной волшебной сказке невестки

выполняют трудные задачи?

Как вы понимаете ответ меньшой невестки?

Для второй сказки:

Кто герои этой сказки.

Похож ли Ивандурак на третьего сына из волшебных сказок?

Для третей сказки:

Почему эта сказка вызывает смех?

Чего хотел солдат, и как ему удалось добиться своего?

Почему сказка не жалеет обманутую старуху и не осуждает

солдата?

Личностные УУД:

умение применять правила

охраны своего здоровья

Музыкальная физкультминутка

3.2. Работа с

текстом. Чтение

по ролям.

3.3.Применение

нового знания:

Работа в парах с

пословицами и

Регулятивные:

уметь планировать своё

действие в соответствии с

поставленной задачей;

Познавательные:

уметь находить ответы на

вопросы в тексте;

уметь преобразовывать

информацию из одной

формы в другую (составлять

ответы на вопросы);

Продолжаем наше путешествие.

Я предлагаю вам побывать в роли героев данных сказок.

Ребята, давайте прочтем сказки по ролям.

Я вам даю волшебный цветок. Каждый, отрывая по лепесточку,

определяет свою роль. Не обижайтесь те кому роль не

достанется. Слово первой группе.

Работа в парах.

Ребят, на нашем пути снова препятствие. Вы будете работать в

парах. Перед вами лежат конверты в них пословицы и

Выразительно читают.

Выражение своих

чувств, мыслей.

Работают в парах.

Слушают других,

анализируют

услышанное, обобщают

полученные знания.

Оценивают своих

товарищей.

уметь осуществлять анализ

объектов произведения с

выделением существенных и

несущественных признаков;

уметь определять главную

мысль текста;

Коммуникативные:

уметь участвовать в учебном

диалоге при обсуждении

прочитанного;

уметь учитывать разные

мнения и интересы и

обосновывать собственную

позицию;

уметь договариваться и

приходить к общему решению в

совместной деятельности;

уметь осуществлять взаимный

контроль и оказывать помощь.

поговорки, но, увы, они рассыпались. Ваша задача,

восстановить их и определить, к какой из бытовых сказок они

относятся.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Без хлеба куска везде тоска.

Хлеб всему голова!

Велик вырос, а ума не вынес.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.

Головато есть, да в головето нет.

Находчивость — великая сила.

Жадность — всякому горю начало.

Скупой платит дважды.

Познавательные:

уметь формулировать

несложные выводы,

основываясь на тексте.

Личностные:

способность к самооценке на

основе критериев успешности

учебной деятельности;

Регулятивные:

уметь адекватно воспринимать

оценку учителя, товарищей;

На этом наша познавательное путешествие по дорогам сказок

подходит к концу.

Нам в этом учебном году предстоит испытание, но не

сказочное, а реальное. Вы впервые в жизни будете сдавать свой

первый экзаменмониторинг. Сейчас мы потренируемся,

напишем тест по итогам нашего урока.

Тест.

1. Виды сказок:

1) о предметах, о деньгах, о животных

2) о животных, волшебные

3) о животных, волшебные, бытовые.

2. Отличительные признаки волшебных сказок:

1) волшебный предмет, устойчивые выражения

Выполняют

самостоятельно тест.

2) повторение одного и того же действия, устойчивые

выражения, волшебный предмет, преувеличение, испытания,

награда.

3) устойчивые выражения, животные разговаривают.

3. Героями волшебных русских народных сказок являются:

1) Иван – царевич, Симпсоны, Марья – Моревна, Елена

Прекрасная.

2) Иван – царевич, Марья – Моревна, Елена Прекрасная, Емеля –

дурак.

3) духи, боги, нимфы.

4. Сказки бытовые – это:

1) сказки о реальном мире людей

2) сказки о животных

3) сказки о богатырях

5. Героями бытовых сказок являются:

1) богатыри, духи

2) крестьяне, богачи, бедняки, солдаты

3) только животные

6. Закончи пословицу.

Сказка ложь, да в ней намёк, …………………………………

1) там дураку веселье

2) добрым молодцам урок

Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я

довольна вами.

А сейчас вы сами попробуете оценить свою работу.

Регулятивные:

уметь слушать в соответствии

с целевой установкой;

«Дерево».

Перед вами сказочное дерево. Но оно какоето грустное, нет на

нем ни одного листочка. Давайте его оживим.

У каждого есть 2 листочка (красный, желтый).

Если урок вам понравился и прошел для вас интересно, вы себя

проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки

прикрепите желтый листочек.

Если же урок не понравился, не все пока удалось, есть какието

Оценка и рефлексия

собственной и

коллективной

деятельности.

проблемы, чтото не получается – красный.

Дети прикрепляют листочки на заготовку дерева на плакате.

Домашнее

задание (на

выбор)

Объяснение сути домашнего задания (на выбор обучающихся):

1.Подготовить выразительное чтение сказок.

2. Найти и прочитать другие бытовые сказки.

3.Нарисовать иллюстрации к понравившейся сказке.

Выбирают задание в

соответствии с

желанием и

способностями

  • Вид сказки журавль и цапля 5 класс
  • Вид сказки гуси лебеди 2 класс
  • Вид сзади как пишется правильно
  • Вид сбоку как пишется
  • Вид с торца как пишется